А. Куприн. Гранатовый браслет. Текст произведения. XI. Любовь или сумасшествие в повести «Гранатовый браслет»? Образы главных героев, история любви, эмоций, чувств от А.И.Куприна И что любовь или сумасшествие

Княгиня Вера Николаевна никогда не читала газет, потому что, во-первых, они ей пачкали руки, а во-вторых, она никогда не могла разобраться в том языке, которым нынче пишут. Но судьба заставила ее развернуть как раз тот лист и натолкнуться на тот столбец, где было напечатано: «Загадочная смерть. Вчера вечером, около семи часов, покончил жизнь самоубийством чиновник контрольной палаты Г. С. Желтков. Судя по данным следствия, смерть покойного произошла по причине растраты казенных денег. Так, по крайней мере, самоубийца упоминает в своем письме. Ввиду того что показаниями свидетелей установлена в этом акте его личная воля, решено не отправлять труп в анатомический театр». Вера думала про себя: «Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или сумасшествие?» Целый день она ходила по цветнику и по фруктовому саду. Беспокойство, которое росло в ней с минуты на минуту, как будто не давало ей сидеть на месте. И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли когда-нибудь увидит, к этому смешному Пе Пе Же. «Почем знать, может быть, твой жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь», — вспомнились ей слова Аносова. В шесть часов пришел почтальон. На этот раз Вера Николаевна узнала почерк Желткова и с нежностью, которой она в себе не ожидала, развернула письмо. Желтков писал так:

«Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это. Сегодня я уезжаю и никогда не вернусь, и ничто Вам обо мне не напомнит. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить. Пусть я был смешон в Ваших глазах и в глазах Вашего брата, Николая Николаевича. Уходя, я в восторге говорю: „Да святится имя Твое“. Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли... Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом. Я очень стыжусь и мысленно краснею за мой дурацкий браслет, — ну, что же? — ошибка. Воображаю, какое он впечатление произвел на Ваших гостей. Через десять минут я уеду, я успею только наклеить марку и опустить письмо в почтовый ящик, чтобы не поручать этого никому другому. Вы это письмо сожгите. Я вот сейчас затопил печку и сжигаю все самое дорогое, что было у меня в жизни: ваш платок, который, я признаюсь, украл. Вы его забыли на стуле на балу в Благородном собрании. Вашу записку, — о, как я ее целовал, — ею Вы запретили мне писать Вам. Программу художественной выставки, которую Вы однажды держали в руке и потом забыли на стуле при выходе... Кончено. Я все отрезал, но все-таки думаю и даже уверен, что Вы обо мне вспомните. Если Вы обо мне вспомните, то... я знаю, что Вы очень музыкальны, я Вас видел чаще всего на бетховенских квартетах, — так вот, если Вы обо мне вспомните, то сыграйте или прикажите сыграть сонату D-dur № 2, op. 2. Я не знаю, как мне кончить письмо. От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки.

Г. С. Ж.».

Она пришла к мужу с покрасневшими от слез глазами и вздутыми губами и, показав письмо, сказала: — Я ничего от тебя не хочу скрывать, но я чувствую, что в нашу жизнь вмешалось что-то ужасное. Вероятно, вы с Николаем Николаевичем сделали что-нибудь не так, как нужно. Князь Шеин внимательно прочел письмо, аккуратно сложил его и, долго помолчав, сказал: — Я не сомневаюсь в искренности этого человека, и даже больше, я не смею разбираться в его чувствах к тебе. — Он умер? — спросила Вера. — Да, умер, я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Я не сводил с него глаз и видел каждое его движение, каждое изменение его лица. И для него не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек. Понимаешь, Вера, я не знал, как себя держать, что мне делать... — Вот что, Васенька, — перебила его Вера Николаевна, — тебе не будет больно, если я поеду в город и погляжу на него? — Нет, нет, Вера, пожалуйста, прошу тебя. Я сам поехал бы, но только Николай испортил мне все дело. Я боюсь, что буду чувствовать себя принужденным.

Является ли любовь Желткова к Вере «единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной» или сумасшедшей и маниакальной? Это главная проблема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна.
С одной стороны, любовь Желткова - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина, в том числе и Вера, - любовь истинная и самоотверженная. Об этом можно судить по письмам Желткова: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне как громадное счастье любовь к Вам. Для меня вся жизнь заключается в Вас».
С другой (разумной) стороны, любовь, если это можно так назвать, это действительно сумасшествие.
Во-первых, желтков влюбился в Веру, однажды увидев её в цирке, то есть влюбился в её внешность, что означает простое физическое влечение. А как известно, настоящие чувства основаны на духовных составляющих человека.
Во-вторых, то, что Желтков называл любовью, по крайней мере по современным меркам, есть ничто иное, как вмешательство в личную жизнь и преследование, за что устанавливается уголовная ответственность.
Несмотря на то что Куприн, вероятнее всего, считает такое положение вещей любовью, а не сумасшествием («Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. И для него не существовало жизни без тебя». «Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь».), я убеждена: то, что испытывал Желтков к Вере, - это в прямом смысле сумасшествие - потенциально неизлечимое психическое расстройство, которое в конце концов проявилось в самоубийстве главного героя.

Разделы: Литература

Цели урока: знакомство с концепцией любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет», формирование коммуникативной компетенции, развитие читательской культуры.

Задачи:

  • познавательная: осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведении А.Куприна;
  • развивающая: развивать умение мыслить, анализировать; культуру связной устной речи;
  • воспитательная: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы посвящаем наш урок теме любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». В произведении показано безответное чувство телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной. Любовь стала для героя страданием, единственным смыслом жизни. Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Или это была «настоящая, самоотверженная, истинная» любовь? Давайте попытаемся выяснить это.

- Что такое любовь? (ответы учащихся)

2. Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение слову «любовь» дают лингвисты.

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Любовь –1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)

- Что общего в этих определениях?

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.
Что же такое настоящая любовь? Обратимся к повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и попытаемся это выяснить.

III. Аналитическая беседа

- Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?

(О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история.)

- Как относились к письмам влюбленного в семье князей?

(Любовь Желткова для них – повод для насмешек и негодования.)

- Какой можно сделать вывод о высшем обществе?

(Высшему свету чужды возвышенные любовные чувства маленького чиновника, люди высшего круга издеваются и насмехаются над истинными чувствами, презрительно относятся к людям низшего происхождения.)

- Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (гл.V)

(Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Гранаты горят как пылающее любовью сердце Желткова.)

- Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

- А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?

(Глядя на густо-красные гранаты, Вера почувствовала тревогу, она ощущает приближение чего-то неприятного, видит в этом браслете некое предзнаменование. Не случайно она сразу сравнивает эти красные камни с кровью: «Точно кровь!» - восклицает она. Спокойствие Веры Николаевны было нарушено.)

- Как меняется Желтков за 7 лет «безнадежной и вежливой любви»?

Расскажите о «трех шагах» Желткова в последней попытке объясниться с Шеиным (гл. Х), с Верой (гл. ХI) и наконец, со всем миром. (Объяснением со всем миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната №2 – о жизни, о смерти и о любви) (гл. ХII)

- Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (зачитать отрывки)

(Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры. Он бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности – огромное счастье.)

- Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: «Да святится имя Твоё». В этих нежных звуках – жизнь, которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.)
- Каким настроением проникнут финал повести?

(Финал повести элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»)

- Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI), (гл. Х)

(глава Х: «…я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» и т. д. до слов: «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать»; глава ХI: «…я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»)

Желтков (глава ХI): «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить»

Учитель. Близкие люди считают телеграфиста ненормальным. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия. Он покончил жизнь самоубийством из-за безответной любви.

- Так как же относиться к Желткову? Сочувствовать? Жалеть? Восхищаться или презирать?

Рассмотрим две точки зрения.

1. Желтков – слабый человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить безответную любовь.

2. Желтков – человек, способный на настоящую любовь. Он ушел из жизни, чтобы не мешать любимой женщине.

- Какая из них вам ближе? (Мнения учащихся)

- Но разве самоубийство – выход?

Учитель. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.И.Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню зовут Вера. Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону.

- Существует ли настоящая любовь? Что же это такое?

Выслушиваются мнения учащихся.

(Любовь – благородное чувство, которое возвышает человека, делает его душу чище, лучше. Да, действительно, мимо Веры Николаевны проходит настоящая любовь, любовь, которая не понятна ни мужу Веры, ни ее брату. Они никогда не испытывали такого искреннего, всепоглощающего чувства.)

- В чем, на ваш взгляд, состоит любовь?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Свою жизнь он ограничил только лишь этим чувством, отказавшись от остального. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах.)

- Сформулируйте взгляды на любовь по Куприну.

(Словами генерала Аносова Куприн раскрывает свою концепцию любви)

Аносов (глава VIII): «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть?»
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

IV. Итог урока

Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Сегодня мы усвоили для себя, что существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн – мастер в изображении человеческих чувств, умеет глубоко показать человеческие переживания, открыть душу человека любящего и страдающего.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, писатель подчеркивает значимость этого чувства для жизни человека в целом.

V. Рефлексия

  • Сегодня на уроке я узнал, что…
  • Мне понравилось…
  • Я задумался…

VI. Домашнее задание

Напишите письмо Желткову от имени княгини веры Николаевны Шеиной.

Список литературы

1. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век. 11 класс. 1 полугодие. [Текст] / Н.В. Егорова, И.В.Золотарева. – М.: ВАКО, 2004. – С.70-84.

2. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс. ФГОС [Текст] / Е.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – С.16-20.

3. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Рассказы. [Текст] / А.И.Куприн. – М.: «Искателькнига», 2015. – С. 3-42.

Шабурова Д.Х., учитель русского языка и литературы лицея № 2 для одарённых детей г. Душанбе

ЛЮБОВЬ ИЛИ СУМАСШЕСТВИЕ?

Открытый урок литературы в 11 классе по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»

В статье представлена разработка урока по литературе в 11 классе. Инсценировки по рассказу помогают лучше разобраться в вечной теме любви, раскрывают творческие возможности учащихся и их отношение к теме урока.

Ключевые слова: любовь, сумасшествие, браслет, всепрощающая, смерть

Ход урока:

    Орг. момент

Слово учителя : Любовь или сумасшествие? Странно, не правда ли? Можно ли любовь считать сумасшедшей? А что такое любовь? Для одних это «божество и вдохновенье» , для других – химический процесс в организме. Но, пожалуй, не найти ни одного поэта, ни одного писателя, который не посвящал бы любви хотя бы несколько строк.

« У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, своё счастье и своё благоухание», говорил когда-то К.Г.Паустовский.

Омар Хайям:

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая – любовь.

Но ещё не любовь – соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, - любовь!

Учитель : Сегодня мы прикоснёмся к этой вечной теме и попробуем разобраться, любовь или сумасшествие описал А.И.Куприн в рассказе «Гранатовый браслет»

Куприн : На днях я пошлю издателю небольшой рассказ под названием «Гранатовый браслет». Это печальная история маленького телеграфного чиновника П.П.Желтикова, который был так безнадёжно, трогательно и самоотверженно влюблён в жену Любимова (теперь губернатора в Вильне). «Браслет» плохо даётся, главная причина – моё невежество в музыке».

Ведущий : Горький, прочитав рассказ, отзывался о нём так: «А какая превосходная вещь «Гранатовый браслет» Куприна! Чудесно! И я – рад, я – с праздником! Начинается хорошая литература!»

Куприн : В середине августа вдруг наступили отвратительные погоды, но к началу сентября устоялись тихие безоблачные дни. Княгиня Вера Николаевна Шеина радовалась наступившим прелестным дням, тишине, уединению. Кроме того, сегодня был день её именин – 17 сентября. Ждали гостей.

Горничная : Ваше сиятельство, пришёл посыльный и положил это на стол. Сказал, чтобы передали барыне в собственные руки.

Вера Николаевна : Догоните его!

Горничная : Он приходил полчаса назад, никак не догонишь!

Вера Николаевна : Ну хорошо, идите.

Рассматривает браслет. «Точно кровь!»

Читает письмо:

Желтков : Ваше сиятельство, глубокоуважаемая Княгиня Вера Николаевна! Браслет принадлежал ещё моей прабабке. Вы можете сейчас же выбросить эту смешную игрушку, но я буду счастлив и тем, что к ней прикасались Ваши руки. Я мысленно кланяюсь до земли мебели, на которой Вы сидите, паркету, по которому Вы ходите, прислуге, с которой Вы говорите.

Ваш до смерти и после смерти покорный слуга Г.С.Ж.»

Василий Львович Шеин : Господа, новая повесть «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист»

Вера Николаевна: Лучше не надо.

Куприн : Любовь – чувство, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкования. Истинная любовь – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой, она должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу… Любовь сильнее смерти, она возвышает человека.

Аносов : Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты не должны её касаться. Разве каждая женщина не мечтает о такой любви – единой, всепрощающей,на всё готовой?

Вера Николаевна . : О, конечно, дедушка!

Аносов: Может, твой телеграфист ненормальный малый, маньяк, а может быть, твой жизненный путь пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины.

Ж.Б.Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно что не жил…

А.С.Пушкин:

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В её сиянье исчезает.

встретясь с ней, смущённый, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

Николай Николаевич : Я нахожу эту переписку дерзкой и пошлой. Пора положить этому конец.

Василий Львович : Я сам пойду к этому …юноше, вручу ему браслет и прочитаю хорошую нотацию.

Н.Н. и В.Л. приходят к Желткову.

Николай Николаевич : Мы до сих пор не принимали против вас никаких мер, хотя могли бы обратиться к помощи власти…

Желтков: Как вы сказали? К помощи власти? Василий Львович, я люблю вашу жену. Что бы вы сделали, чтобы оборвать это чувство? Выслать меня в другой город? Заключить меня в тюрьму? Но и там я буду любить её .Остаётся только одно – смерть. Я готов, и завтра вы обо мне ничего не услышите. Позвольте мне поговорить с вашей женой, всё, что она скажет, будет известно вам.

Вера Николаевна :Ах, если бы вы знали, как мне надоела вся эта история! Пожалуйста, прекратите её как можно скорее».

Желтков : Княгиня совсем не хотела говорить со мной, просила как можно скорее прекратить эту историю. И вот я прекращаю эту историю.

Куприн : На следующий день Вера Николаевна прочитала в газете заметку «Загадочная смерть».

Вера Николаевна: Почему я это предчувствовала? Именно этот трагический исход? И что это было: любовь или сумасшествие?

Василий Львович : Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя.

Желтков : Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которую богу было угодно за что-то меня вознаградить.

Уходя, я в восторге говорю: «ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЁ!»

Учитель : Так что же это? Любовь или сумасшествие? Можете ли вы привести примеры такой всепоглощающей любви?

Ученик : История Ромео и Джульетты. Ромео покончил жизнь самоубийством, думая, что его возлюбленная умерла.

Ученица : А мне кажется, что такой была любовь Аси из одноимённой повести И.С.Тургенева, бескорыстная, самоотверженная.

Ученик : Тогда надо вспомнить и историю любви И.С.Тургенева к Полине Виардо. Мало людей, способных всю жизнь любить одного человека, зная, что любимая замужем, никогда не ответит взаимностью, не надеясь ни на что, быть счастливым находясь просто рядом.

Ученица : Мне кажется, что настоящая любовь меняет человека, его мысли, его стремления. Пример тому – Базаров из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Любовь к Одинцовой заставила его изменить своим взглядам и убеждениям.

Ученик : Любовь Онегина к Татьяне не была сумасшествием. Думаю, он полюбил Татьяну потому, что она отказала ему. Чем меньше женщину мы любим… А может, чем меньше мы мужчину любим?

Ученица : Можно вспомнить о любви Петра и Февронии, умерших в один день и час.

Н.А.Некрасов:

О сердце бедное моё!

Боюсь: ты скоро изнеможешь…

Простить не можешь ты её

И не любить её не мложешь…

М.Ю Лермонтов:

Страшись любви: она пройдёт,

Она мечтой твой ум встревожит,

Тоска по ней тебя убьёт,

Ничто воскреснуть не поможет.

Без друга лучше дни влачить

И к смерти радостней клониться,

Чем два удара выносить

И сердцем о двоих крушиться!...

Учитель : Сколько людей, столько и мнений. Так было и будет всегда. И если я спрошу вас, существует ли настоящая любовь в наши дни, уверена, что услышу самые разные суждения. Надеюсь, что вы в своей жизни встретите настоящую, единственную, взаимную любовь.

Ванюлина Надежда и Викулин Олег

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: « Что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести Куприна « Гранатовый браслет») Презентация по Литературе Учитель: Непомнящая Татьяна Анатольевна Презентацию подготовили: Ученики 11 А класса Ванюлина Надежда и Викулин Олег

« Гранатовый браслет » - Повесть Александра Ивановича Куприна, написанная в 1910 году. В основу сюжета была положена реальная история, которую Куприн наполнил грустной поэзией. В 1915 и 1964 году по этому произведению был снят одноименный фильм.

По мнению Александра Ивановича Куприна, любовь - это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя». Ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы, и мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Любовь, любовь - загадочное слово, Кто мог бы до конца его понять? Всегда во всём старо ты или ново, Томленье духа ты иль благодать? Невозвратимая себе утрата Или обогащенье без конца? Горячий день, какому нет заката Иль ночь, опустошившая сердца? А может быть, ты лишь напоминанье О том, что всех нас неизбежно ждёт? С природою, с беспамятством слиянье И вечный мировой круговорот? Так размышлял о любви Всеволод Рождественский. И ещё несколько мыслей о любви.

В волнующем рассказе «Гранатовый браслет» любовь - готовность погибнуть во имя любимой женщины. Это любовь до самоуничтожения. Куприн передал всю сущность самоотверженного чувства беззаветной любви бедного телеграфиста Георгия Желткова к княгине Вере Шейной. Это была любовь, никак не сумасшествие. Об этом строки его прощального письма: «Я бесконечно благодарен Вам за то, что Вы существуете. Это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

Любовь отняла у телеграфиста жизнь, но он испытал безграничное счастье. Каждый миг, каждое мгновение было заполнено мыслями о любимой женщине. Сила его любви изменила Веру. Желтков уходит из жизни, держа в сердце Веру. Княгиня понимает, что о такой любви мечтает каждая женщина. Но она прошла мимо неё .

Последним доказательством истинной любви служат слова мужа Веры: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим. Для него не существовало жизни без тебя. Мне показалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже почти понял, что передо мною мертвый человек…»