Александр Пушкин — Зима, Крестьянин, торжествуя: Стих. Александр Пушкин — Зима, Крестьянин, торжествуя: Стих У каждого человека свой путь, и разве не об этом весь роман

Литературное чтение Шалаева Галина Петровна

«Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке,

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно…

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Зима Хорошему коту и в декабре март.А Вы не подскажите... сколько градусов сейчас по Фаренгейту?Извините пожалуйста, но сегодня такой прекрасный день и замечательная солнечная погода, правда если не считать сильного мороза. Такая прекрасная девушка как Вы идет по улице

Из книги Справочник рыболова автора Смирнов Сергей Георгиевич

Зима Лучшей насадкой будет мотыль, который используется на крючках мельчайших мормышек. Можно использовать личинок комара на обычных крючках. Жало тщательно маскируется, поскольку зимой карась берет осторожно.Личинка репейной моли. На мелкие крючки из тонкой проволоки

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Крестьянин ахнуть не успел, / Как на него медведь насел Из басни «Крестьянин и Работник» (1815) И. А. Крылова (1769-1844).Цитируется как комментарий к неожиданно случившейся с кем-либо неудаче, неприятности и

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Крестьянин и Смерть (La Mort et le B?cheron)Басня (1668–1694)Холодной зимой старик крестьянин набирает валежника и, кряхтя, несет его в свою дымную лачужку. Остановившись на пути передохнуть, он опускает с плеч вязанку дров, садится на нее и принимается жаловаться на судьбу.В

Из книги Азбука эффективного пчеловодства автора Звонарев Николай Михайлович

Осень и зима Когда летнее тепло сменяется прохладными днями и холодными осенними ночами, скудное пастбище всё менее и менее привлекает пчёл, которые в это время сидят в ульях или ищут другие источники для пополнения своих запасов. Пчёлы снуют повсюду, отыскивая плохо

Из книги Гомеопатический справочник автора Никитин Сергей Александрович

Из книги Словарь славянской мифологии автора Мудрова Ирина Анатольевна

Зима В представлении славян, как и других народов, всегда была одушевленной. Она дышит на все встречное таким леденящим дыханием, что даже нечисть, о которой добрые люди боятся вспоминать на ночь, даже все духи тьмы торопятся укрыться подобру-поздорову куда-нибудь

Из книги Несчастья невских берегов. Из истории петербургских наводнений автора Померанец Ким

Зима Общие сведения, мороз и солнце, глобальное потепление и «сиротские» оттепели, погода как способ воспоминаний «Зимой настолько сильный мороз, что бревна деревянных домов издают такой треск, словно стреляют из оружия. Реки и вода покрываются льдом толщиной в полтора

Из книги Пчеловодство для начинающих автора Тихомиров Вадим Витальевич

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Из книги Четыре сезона рыболова [Секреты успешной рыбалки в любое время года] автора Казанцев Владимир Афанасьевич

ЗИМА ЩУКИ ПОЙМЕННЫХ ОЗЕР Если вы регулярно просматриваете отечественную и зарубежную рыболовную периодику, то наверняка обратили внимание на то, что материалы о ловле зубастой хищницы занимают одно из лидирующих мест. И это не случайно. У нас, в России, в Западной Европе,

Из книги 30+. Уход за лицом автора Храмова Елена Юрьевна

Зима Люди этого типа имеют яркую внешность, в которой преобладают яркие холодные и контрастные цвета. Волосы у них темные (черные или темно-коричневые с пепельным оттенком, сюда относится и платиновый блондин); глаза обычно темных оттенков синего, серого и коричневого

Из книги Я познаю мир. Арктика и Антарктика автора Бочавер Алексей Львович

Времена года – зима, зима, зима... Итак, во время полярной ночи солнца не видно. Но вот наступает полярный день. Солнце – сутками над головой! Почему же не становится жарко?В самом деле, взять, к примеру Антарктиду. Воздух чистый, никакие пылинки не задерживают солнечный

Из книги Вокруг Петербурга. Заметки наблюдателя автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Шедевры русских художников автора Евстратова Елена Николаевна

Зима. Каток 1915. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургВ этой работе замечательно соединяются живое чувство природы – холодное северное небо с розовеющими от вечернего заката облаками, прозрачное кружево деревьев – и тонкая стилизация старинной сцены на катке.

Из книги Календарь народных примет погоды на все дни года автора Селянгина Клара Николаевна

ЗИМА Без трех подзимков зима не становится.Будет крепкий мороз, если утром сильно пищит синица.Будет сильный мороз, если кошка тепло ищет.В лунные ночи снег не тает.Ветер подул с запада или юго-запада - наступит потепление.В народе говорят: если лютая зима, будет жаркое

Смотрю я этта уже давненько программу Время и показывают там как Станислав Говорухин пеняет президенту Путину на современных детей. Его, мол, знакомый учитель словесности им предложил значение слов из стиха Пушкина Зима объяснить. ,Таки не знают”,- пенял мэтр кино. К чести президента он за детишек то как то заступился, сказал что то типа, не так всё плохо”…
А надобно сказать что теперь уже расхитованный тест по сути на знание русской архаики это ведь изобретение вашего покорного слуги в 2005 году. Именно тогда я повесил на сайт Ром-коллекция этот опус. А жена моя под ником Кити вбросила его на сайт Семья:
…Зима!.. Крестьянин*, торжествуя,
На дровнях** обновляет путь;
Его лошадка***, снег почуя****,
Плетётся рысью***** как-нибудь;
Бразды****** пушистые взрывая*******,
Летит******** кибитка********* удалая**********;
Ямщик*********** сидит на облучке************
В тулупе*************, в красном кушаке**************.
Вот бегает дворовый мальчик***************,
В салазки**************** Жучку***************** посадив;
Себя в коня****************** преобразив;
Шалун******************* уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
(из романа,Евгений Онегин”)
и учебника для учащихся начальной школы.
Сравни четыре заголовка:,Зима”,Зима?”,Зима!”, и,Зима!..”.
Прочти каждый из них и сопоставь со всем содержанием стихотворения.
Какой заголовок больше всего подходит к этим стихам?
Немного статистики:
В стихе 44 слова, из них 19 непонятны современным детям, они или архаизмы или редки, или их значение с течением времени изменилось(ZB-взрывая).
Этта же / намедни значит, тверское народное слово, не путать с это// моя дочура подошла ко мне в слезах и сказала, что им задали два ужасных стиха учить наизусть. Она тогда была во 2-м классе гимназии и ей было 7лет8мес.
Это, конечно, не то, что раннее развитие на Руси, когда Петра 1-го в 5 лет посадили псалтырь на ум учить. Результат мы все знаем – он усвоил псалмы Царя Давида наизусть и стал свиреп и зломогуч! Памятники везде стоят. А Л.Толстой, когда его спросили, когда книга о Петре будет (он одно время материалы собирал), окрысился в ответ:
Пьяница и развратник! и писать не буду...
… я обнаружил, что ребенок не понимает 50% слов и 100% содержания этого текста, вроде бы написанного на русском, да ещё на каком русском! языке…
Я готов объяснять детям, что такое Грузия и ночная мгла столько, пока не поймут!
Но я не готов оказался изъяснять, какие-такие бразды пушистые взрывает удалая кибитка и почему эта коробочка на полозочках, тащимая лошаденкой, двигаясь со скоростью в лучшем случае, 20 км/час, летит…:);
По смыслу получается что это что-то вроде вертолета МИ-8, оснащенного ПТУРСами…
Текст этот из детских учебников надо, конечно убирать, он безнадежен ввиду его архаичности, но что дать взамен, когда вся последующая стихотворная цивилизация не создала на русском языке про зиму ничего сравнимого с А.С.Пушкиным!?
…Олжас Сулейменов вспоминает в интервью:
Помнится, первый вечер советской поэзии в Париже в 1977году. Константин Симонов говорил, что вывез,поэтическую сборную СССР”. Мы собрали большой четырёхтысячный! Зал. Обычно парижские вечера поэзии – несколько человек в небольших кафе. А тут Париж впервые слушал стихи в таких залах. И слушали нашу, советскую, трибунную поэзию, которая в Москве собирала большие аудитории…
…мы выступали вдевятером(Вознесенский не поехал – узнал, что будет Евтушенко:))
- Высоцкий, Окуджава, Рождественский…
А современные стихи, для всех возрастов, про зиму, кто будет писать!?
Опять Пушкин… Александр Сергеевич?
Не знаю сравнимого рейтинга стихов, ей-же богу нечего предложить детям!
Интонационно в великом и могучем можно смысл любой фразы изменить с точностью на противоположный!
Помните Есенинский, я считаю, гениальный, стебок:
Небо – как колокол…
Месяц – язык…
Матть моя Родина!!
Я-а-а… большевик???
АС тоже любил:
…шалун уж заморозил…пальчик... :);
Мне ещё в детстве казалось, а сейчас тем более, что не пальчик он имел ввиду!
В рифму там идет другой, парный, орган…
Вот я и закончил о зиме:
Пушкин, это наше всё?
:))))))))
Пушкин – это наше всё! /Т.Толстая, КЫСЬ, раньше-А.Блок/
Или:
Пушкин, это наше всё?
А дальше и пошло и поехало – все бросились детишек проверять на знание архаики:
Из публикаций сети:
Коллега прислала мне душераздирающую страшилку о пушистых браздах. По прочтении стало понятно, что историю с браздами нужно проверить на бородатость. И точно – я никогда не знаю, как употреблять слово «баян», но похоже это то самое:

Однажды современных детей-первоклашек попросили нарисовать картинку по четверостишью Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
В результате получилось... Ну, начнем с того, что из всех слов самыми понятными оказались "тулуп" и "кушак".
Кибитка в представлении детишек оказалась летательным аппаратом. Почему? Ну как, написано же "летит кибитка удалая". У некоторых она оказалась еще и похожей на кубик (КУБитка). Летающая удалая ки(у)битка занимается весьма воинственным делом - она взрывает. Что, или, вернее, кого?
Бразды пушистые. Это зверьки такие (пушистые же!), помесь бобра с дроздом. То, что по правилам тогда должно было быть "браздов", детей не смутило - и на бедных пушистых браздов посыпались с кибитки гранаты и бомбы.
За геноцидом браздов наблюдает некая личность в тулупе и красном кушаке и с лопатой. Это ямщик.
Носитель тулупа и кушака, по мнению детей, никакого отношения не имеет к кибитке и творимым ей безобразиям.
Рожденный копать летать (на кибитке) не может!
Самым трудным словом оказался облучок. Часть детей вообще не поняла, что это такое и с чем его едят, в результате ямщик с лопатой (а чем ему еще ямы копать, он же ямщик!) оказался сидящим на "пятой точке".
В другом варианте ему предлагалось сесть на маленький обруч (обр(л)учок) и, балансируя лопатой, наблюдать за взрыванием браздов.
В результате нету несущейся в облаке искрящегося под солнцем снега кибитки с веселым бородатым дядькой в тулупе и кушаке на козлах. Вместо этого над землей несется кубическая летающая хреновина, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, балансируя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает люмпенская личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
http://children.kulichki.net/parents/pushkin.htm (описание геноцида обнаружилось в самых разных закоулках русского Интернета).

Впрочем, смутило меня совсем не это. Я видала-слыхала всякие-разные ошибки, но никогда не поверю, чтобы первоклашки с родным и единственным русским языков вдруг наделили браздов душой. Не могло их это не смутить! Бразды можно взорвать, но они никогда не были живыми!
Горя исследовательским пылом, я не поленилась дать то же задание русскоязычным студентам разной степени русскоязычности, а потом и собственной четырнадцатилетней дочери.
Результаты поразили мое воображение. Большая часть людей, закончивших от одного до шести классов российской (!) школы не поняли в этой строфе ни одного существительного. Самым продвинутым (пока все совпадает с результатами упомянутого исследования) были знакомы слова «тулуп» и «кушак». Кибитка таки, как и было объявлено у Пушкина, летела, взрывая, и у многих художников выглядела чем-то вроде зенитки с вертикальным взлетом. Да, она палила по пушистым браздам, но никаких признаков кровавой расправы не было, хотя кое-какие брызги наблюдались. Ни один из испытуемых не счел ямщика копателем ям. Облучок, кажется, выглядел чем-то вроде пенька.
Самые знающие все же догадывались, что такое «кибитка» (в конце концов, армянское радио тоже ведь сообразило, что такое «горжетка»!), и поняли, что на самом деле это не летит, а мчится. Удивительно, что в кибитку было запряжено что угодно, кроме лошади – от верблюда до чего-то вроде африканского слона! И при этом кибитка все равно взрывала многострадальные бразды, так что опять-таки была слегка зениткой и самую малость тачанкой. Сообщение о том, что кибитка – это повозка, превращало экзотических животных в лошадей, но не влияло на раскрытие темы браздов. Тема эта не была раскрыта ни у кого! Но и пушистость этих браздов не заставила художников поверить в геноцид.

После пережитого на занятиях, от собственной дочери я уже ничего не ожидала. Да и до этого она не подавала надежд: http://lila-krik.livejournal.com/31353.html. И дочь снова не подвела! Единственное существительное, которое ей удалось семантизировать в контексте, - тулуп. Судя по картинке, тулуп был теплой верхней одеждой. Красный кушак ей пришлось обмотать вокруг головы мужика, похожего на грузчика. Мужик (все-таки пушкинский гений взрывал какие-то бразды) был бородатый! Кибитка оказалась огромной ухмыляющейся птицей (почему бы нет, бывают же галки-сойки-канарейки, про птицу-тройку она вряд ли знала), а облучок, приютивший мужика, (привет от Алисы) – немного облачком, немного бочкой. Бразды, понятно, взрывались, а их пушистость была обусловлена пернатостью птицы. Возможно, кибитка была жар-птицей, и отлетающие перья взрывались при сбрасывании... Я заскулила и отправила ее дочитывать заданный на дом первый том "Войны и мира", раз уж с "Онегиным" ничего не получается.

А весьма интересно, всё–таки, оказалось мнение народа...
Если не брать некоторые частные, то общее, таково:
да и не вредно заучить побольше умных слов, безразлично, к чему они приложены!
...ну,у не согласен вовсе я с такой формулировкой!... Петрушу Первого вспомните, уж его-то с пяти до семи, когда он, по традиции, псалтырь наизусть шпарил, учил дьячок отменно преимущественно словам незнакомым!!
Монтеня ещё хочется вспомнить, Мишеля многострадального, когда сумасшедший папаша его, сначала бедной крестьянке с рождения до двух лет, сыночка сбачил – для народного вскармливания?! – а затем запретил всем в округе ста верст иначе как по латыне говорить…
Таким вот образом, мазес лэнгвич, у него латинь была! Если бы господь не вразумил родителя, быть бы сыночку в сумасшедшем доме, но: сдался тату, отдал в нормальную школу французскую, где Миша благополучно латинь-то и позабыл, кроме как для того, чтобы школу эту закончить с отличием да депутатом местного совета стать:)))
Я не сторонник играться с множеством непонятных слов, в незрелом возрасте - в особенности. Билингва ведь как выращивается? - нужен минимум второй носитель языка с рождения. А если ты не носитель - не берись! Сделаешь сшибку в мозгах ребенка и не будет знать никакого языка толком.
Вредны умные слова в большом количестве без понимания их! А понять, это меня ещё батя (а его самого, в армии в 1937г) учил:
Понять, это значит, запомнить и - уметь применять...:)))))))))))
А Пушкин здесь, действительно – ни при чём…
Зима, снег...
На улице темно, как в день творенья,
Да сыплет снег, всё также сыплет снег,
Как сыпал он всегда. Без промедленья
Растут сугробы шапками наверх.

Сегодня снег и, завтра то же будет.
Но, не пугает меня поздняя заря –
Вся суть моя так снег безбожно любит,
Безгласно, безответно, может, зря

С утра я здесь, снегами занесённый,
То ль лес в снегу, то ли душа моя.
Как тихо в них, покой спасённый,
Пусть спит в обоих радость жития.

Надеюсь, жду, с тобою снова выйдем
В мои снега, там чисто и светло.
Там несть любви, не больно, не обидно,
Недобрый хищник, замерзает зло.

Зима пройдёт и все снега растают,
Появится опять зелёная трава
Однажды мне не увидать её, я знаю,
Снег падает и сыплются слова.

Минор, правда...а деткам в учебник мажорное что то нужно...

Евгения Онегина я иногда про себя пою – на мотив Златые горы. Не пробовали? подлечивает однако, попробуйте:
Когда б имел златые горы-
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И: Лучше выдумать не мог!

«В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Зима! ... Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик;
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...»

Друзья мои, напомнив эти, и без меня хорошо известные вам строки, предлагаю всем нам мысленно перенестись на псковскую землю, в Пушкинские Горы, в сельцо Михайловское…

Поверьте не раз бывавшему там, в том числе и зимою: там сейчас красота неописуемая!





Там в должности хранителя музея «Мельница в деревне Бугрово» служил некогда мой добрый знакомый Слава Козмин. Он ученый, кандидат филологических наук.


Ему принадлежит одно интереснейшее исследование на тему, что же произошло в тамошних краях 3 января 1825 года, почему крестьянин торжествовал и с чего это мама грозила в окошко шалуну, преобразившему себя в коня…

Развалины бугровской мельницы, соседствующей с Михайловским парком, долгие годы показывали экскурсантам как место дуэли Онегина с Ленским.


Но не так давно мельницу восстанавили, возвели вокруг туристический комплекс с трактиром XIX века, где подают пироги, испеченые из муки, смолотой на той самой мельнице… Все по-настоящему, я сам весь процесс отслеживал…


Так вот, поскольку до начала восстановительных работ Cлаве Козмину хранить особо было нечего, то он с удовольствием занимался литературными исследованиями, внимательно изучая то, что, казалось бы, уже давным-давно изучено вдоль и поперек — роман «Евгений Онегин».

И поскольку изучал его квалифицированно, то делал при этом научные открытия.

Познакомившись только с некоторыми из них, удивляешься правильности определения, данного пушкинскому роману: энциклопедия русской жизни.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...

С детства знакомые строчки, все их учили, и будучи детьми, не особо задумывались, а с чего это крестьянин торжествует ?

А вот взрослый ученый-филолог Козмин взял да и задумался над этим детским вопросом.

Нет, он, как и многие из нас, догадывался, что обильный снег на полях — это к хорошему урожаю, отсюда и радость крестьянина.

Но как филолог, понимающий толк в значениях слов, призадумался дополнительно: а почему у Пушкина крестьянин не радуется, не ликует, не смеется, а именно торжествует?

Торжествовать — означает праздновать, отмечать победу над кем-то или над чем-то.

Кого или что победил тот крестьянин?

Приведенные строчки — из второй строфы пятой главы «Евгения Онегина». Писал их поэт 4 января 1825 года, это точно датировано им же самим на полях черновой тетради, хранящейся в рукописном отделе Пушкинского дома.

Так может быть, накануне в Михайловском произошло какое-то событие, из которого крестьянин вышел победителем?

Да нет, вроде, никто на Михайловское не нападал, никто никого не побеждал...

И Козмин установил, что на сей счет великий поэт Пушкин сам дает подсказку, но чуть раньше, в первой строфе:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь...

Казалось бы, ответ очевиден: ну да, не было снега, не было, но наконец выпал, и крестьянин тем самым как бы одержал победу в постоянной борьбе с силами природы, потому и торжествует... Однако ответ получался каким-то не до конца убедительным.


И тогда ученый заглянул сначала в православный календарь, а потом в литературу, описывающую старинные русские народные приметы. И отыскал там то, что искал.

Оказывается, 2 января — это день поминовения не шибко известного святого Сильвестра Печерского, но при этом особый день в крестьянском календаре. По вековым народным приметам, если снег к этому дню так и не выпадет, то следует ждать страшного, катастрофического неурожая.

А раз так, то теперь легко представить чувства крестьянина, легшего спать вечером уже казалось бы безнадежного 2 января в страшном предчувствии голодного года. Но утром просыпается — снег кругом!


Согласитесь, внезапное счастливое избавление от гнетущего страха голода — это победа!

И вполне понятная причина для торжества.

* * *


Но и это объяснение Козмина не удовлетворило.

Крестьянин «торжествует», но его лошадка при этом «плетется рысью» — да еще и «как-нибудь». Странная, однако, и противоречивая картина: откровенно торжествующий мужик совершает победный выезд на плетущейся лошадке, которой, и самой куда как радостней мчать бы легкие сани по первому снегу, чем тащить телегу по комьям подмерзшей грязи. Похоже, крестьянин умышленно сдерживает лошадкину радость с целью подольше продемонстрировать кому-то свое торжество.

Размышляя над этой странностью, ученый задался и еще одним детским вопросом: а почему Пушкин в этой строфе употребляет слово «крестьянин», весьма редкое по тем временам? Причем употребляет один единственный раз во всем романе!

Почему не «раб», не «поселянин», не «простолюдин», не «пахарь», не «мужик»?

И тогда Козмин снова вернулся к дате написания первых строф пятой главы — 4 января. И все сразу встало на свои места.

Как известно, 7 января празднуется православное Рождество. За которым 19 января следует православное Крещение. Оба эти праздника вызывают радость у русского христианина.

Христианина! В эти дни низкий статус крестьянина неизмеримо вырастает и становится созвучным содержанию праздников, во время которых мужик уравнивается с господами.

Вот почему Пушкин в этом месте романа единственный раз именует мужика словом «крестьянин», которое этимологически связано со словом «христианин».

Это же объясняет логику, руководствуясь которой Пушкин в описании выезда мужика употребил слово «торжествуя», более уместное в возвышенной поэзии.

* * *


Параллельный анализ святцев и народных примет, переплетения христианской и языческой традиций в жизни русской деревни позволил Славе Козмину ответить и еще на один детский вопрос, на который большинство из нас наверняка даже не обратило внимания.

Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Зачем и с чего бы это мать грозит играющему и смеющемуся мальчику?

Причем Пушкин союзом «а» как бы настаивает: да, мальчик играет себе, никому не мешая, а мать все равно ему грозит.

Может, потому, что заморозил пальчик?

Так она же, сидя в доме, об этом не может знать...

И опять исследователь напоминает, что и эту картину поэт, и он же — барин, наблюдает через окно своего михайловского кабинета в канун Рождества. И поэт знает, что в этот христианский праздник вклинивается праздник языческий — Святки. С лихими игрищами, колядованием, с ряжеными.


Для церкви — это безбожное действо. Но для дворового мальчика, еще не понимающего разницу между «низким» народным обрядом и «высоким» церковным праздником — Святки все же веселей и интересней. И он уже в Святки играет, как умеет. Шалит, пародируя предстоящие игрища взрослых, преобразив себя в коня, а Жучку в кучера.


А тут еще и «крестьянин» едет мимо, «торжествуя»... А тут барин, что-то пишущий в своем кабинете, может ненароком глянуть в окно и невесть что подумать... Вот мать и обеспокоена, вот и грозит расшалившемуся сыну.

Пушкина все эти наблюдения через окошко кабинета от души и искренне веселили!

И этому Козмин тоже нашел подтверждение.

На соседних страницах черновой тетради теми же чернилами, которыми написано начало пятой главы, поэтом изображен совершенно необычный автопортрет.


Слева от выразительных изображений лошадиных голов нарисовано нечто, странно напоминающее голову самого Пушкина, который тоже «себя в коня преобразил».

Хотя не мудрено — русскому поэтическому гению и шалуну шел в то время только двадцать шестой год...


Послесловие

Продолжая пушкинскую традицию шалить в преддверии Рождества, предлагаю вам ознакомиться с еще одним современным, на сей раз детским восприятием произведений поэта , в частности все тех же строк из «Евгения Онегина»

Нынешним первоклашкам предложили на уроке чтения нарисовать иллюстрацию к этим строкам Пушкина:

Бразды пушистые взрывая
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.

И вот что у них получилось.

Кибитка была изображена в виде летательного аппарата. Почему?

Ну, как же, ведь русским языком сказано — «летит». Значит летит!

Причем у некоторых детей аппарат этот имел кубическую форму. Видимо, из-за созвучия слов «кибитка» и «куб».

И вот летит по небу эдакая ки(у)битка и что она делает? Правильно — взрывает. Кого? Бразды пушистые. Что же такое бразды? Если пушистые, следовательно, звери такие. Однако что это за звери конкретно? А нормальные такие звери, нечто среднее между бобрами и дроздами.

В итоге получается вполне логичный рисунок: летит кубической формы космический летательный аппарат, из которого на бедных пушистых браздов сыплются градом бомбы, разнося их в клочья. А рядом, неподалеку от этого безобразия сидит некая загадочная личность и спокойно так за всем этим наблюдает. Это ямщик. Причем изображен он сидящим на обруче (облучок — обручок, почти одно и то же) с лопатой в руках.

Почему с лопатой? Ну, как же — он же ямщик, чем же еще ему яму копать.

А зачем ее копать, спросите вы?

Понятно зачем — бедных браздов хоронить!

Логично?

Вполне. И, как мне кажется, Пушкин от души хохотал бы. :)


С НОВЫМ ГОДОМ ВСЕХ!

А ПРАВОСЛАВНЫХ СЕСТEР И БРАТЬЕВ — С ПРЕДСТОЯЩИМ РОЖДЕСТВОМ!

Дед Почти Что Мороз, потому как гримироваться уже не надо :)

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
_____________
Отрывок из романа в стихах Пушкина « »

Анализ стихотворения «Зима, Крестьянин, торжествуя» Пушкина

Произведение «Зима, крестьянин, торжествуя» Александра Сергеевича Пушкина – вторая строфа пятой главы романа «Евгений Онегин».

Стихотворение написано в начале 1826 года, поэт все еще пребывает в родовом имении на Псковщине, сосланный туда после отставки и перлюстрации его легкомысленных писем. В романе, между тем, произошло множество событий. Сердце Т. Лариной разбито холодностью предмета ее воздыханий. Хоть она и была отвергнута, но изжить любовь не в силах. Восклицание с чувством открывает пейзажную зарисовку: зима!.. Многоточие словно подчеркивает невозможность выразить все эмоции, охватившие поэта. Размером стихотворения стал все тот же четырехстопный ямб с разнообразием рифмовок (перекрестная перемежается парной, затем появляется опоясывающая, в финале – опять парная), которым написан сам роман в стихах (так называемая онегинская строфа). Герои отрывка, что называется, народ простой: крестьянин, дворовый мальчик, ямщик (извозчик). «На дровнях»: имеются в виду крестьянские сани, перевозящие нехитрые грузы в виде дров или сена. Важность и радость здесь связаны с установившейся благоприятной погодой, санным путем. «Обновляет»: то есть, едет по свежевыпавшему снегу. «Лошадка»: уменьшительный суффикс носит легкий иронический оттенок. Видимо, лошадь старенькая, понурая. «Плетется рысью»: вообще, это достаточно скорый шаг. «Как-нибудь»: оттого, что проваливается в снег местами. «Бразды пушистые взрывая»: картина быстрого бега, взметающего в воздух снег. Летит кибитка (крытая повозка): инверсия с олицетворением. Ямщик описан вполне типичный, на нем тулуп и нарядный красный пояс (кушак). Опять инверсия: бегает мальчик. Салазки – устаревшее название санок. Жучка здесь не кличка собаки, а нарицательное имя всех подобных беспородных псов вообще, особенно с черной шерстью. «Себя в коня»: ребенок забавляется своей выдумкой. Игрой становится пародия на того же ямщика, только пассажир здесь – радостная жучка. Следующая строка – самая трогательная, живая, вызывающая отклик: заморозил пальчик (выразительный приставочный глагол с просторечным оттенком). «Больно и смешно»: смех помогает перетерпеть неприятные покалывания в пальцах. «Мать грозит в окно»: красноречивая картина бдительной матери, посчитавшей, что сын уж сильно расшалился. В последующей строфе поэт иронизирует, что читателю пришлось познакомиться с чисто русскими картинами «низкой природы», не особенно «изящными».

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...

Этот маленький отрывок из "Евгения Онегина" знают все русские люди. Но чем дальше мы удаляемся от эпохи А.С.Пушкина, тем сложнее маленьким детям учить это стихотворение наизусть. Почему? Потому что на 14 строчек приходится минимум 8 устаревших слов, без понимания которых ребенок не нарисует в своем воображении картинку, запечатленную поэтом. Не почувствует радость и свежесть первого морозного дня, восторга и единения природы и человека.

Дети легко заучивают стихи, когда они им понятны. Поэтому все непонятные слова необходимо объяснить.

Дровни - это сани, на которых возили дрова. Бразды - колеи, борозды, следы от полозьев на снегу. Кибитка - крытая повозка. Что значит крытая? К саням или летнему экипажу был прикреплен кожаный или матерчатый верх, "капюшон", это прообраз современного кабриолета.

Человек, правящий лошадьми, запряженными в повозку. Ямщик правил почтовыми или ямщицкими (аналог такси) повозками. Он сидел на облучке - сидении для кучера впереди повозки. Тулуп - шуба, скроенная как халат, обнимающая все тело, как правило, была подпоясана кушаком - поясом, сшитым, как правило, из широкой тесьмы либо полотнища ткани, иногда с бархатом по концам, кушак обвязывал человека по талии и использовался с верхней одеждой. Красный кушак был признаком щегольства, кроме того, его цвет легко был узнаваем издали. Дворовый мальчик - маленький слуга в барском доме. Салазки - наши обычные, ручные, санки. А Жучкой звали всех черных собак. (Какого цвета собаку нужно нарисовать к сказке "Репка"?)

Почему же кибитка летит, крестьянин торжествует, а мальчишка смеется? Потому что все рады снегу. Прочтем стихи, предшествующие "Зиме..." и открывающие собой пятую главу поэмы:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.

Вот потому радуются все - ямщик, крестьянин, ребенок, мать: люди ждали снега и скучали по нему.

Теперь, когда все незнакомые слова поняты, у ребенка начинают возникать образы. На заднем плане несется быстрая кибитка, ямщик-модник (кушак-то красный!) с удалью гонит лошадей. Вокруг разлетаются снежинки (как в кильватере катера разлетаются брызги). Навстречу кибитке, а может, за ней следом медленно тащится крестьянская тощая лошаденка, она везет крестьянина в лес. Почему не из леса? Потому как крестьянская лошадка обновляет путь, то есть бежит по первому снегу, прокладывая бороздки-колеи, это еще и указание на часть суток. Утро, несомненно, раннее утро. Еще даже не все проснулись.

Дворовый мальчик не занят и может поиграть. Он радуется первому снегу этой зимой, он возится с черной собакой и санками, и хотя ему холодно, он не хочет расставаться с солнечными искорками на снегу. Мать грозит ему в окно, но не мешает, она сама рада снегу - для нее снег значит отдых от полевых работ и хорошие озимые, веселое настроение. Наверное, она смотрит на сына и любуется им, наверное, она улыбается...

Хорошо поняв, о чем говорится в стихотворении, и нарисовав в воображении картинку, ребенок с удовольствием запомнит и крестьянина, и кибитку и мальчика с собакой. Воображение включится, вспомнится ощущение морозца и зимнего солнца. Кстати, подобные стихотворения-описания дают неограниченный простор для занятий рисованием.

В связи с этим произведением детям постарше можно прочитать рассказ А.П. Чехова "Не в духе" (1884). Главный герой, становой пристав Прачкин, впервые в жизни слышит пушкинские строки и комментирует их в соответствии со своим жизненным опытом и плохим настроением после карточного проигрыша (становой пристав - полицейская должность, при которой человек возглавлял следствие по полицейским, исполнительным и распорядительным делам):

"- "Зима... Крестьянин, торжествуя... - монотонно зубрил в соседней комнате сын станового, Ваня. - Крестьянин, торжествуя... обновляет путь..."

- "Торжествуя..."" - размышляет невольно слушающий пристав. - "Влепить бы ему десяток горячих, так не очень бы торжествовал. Чем торжествовать, лучше бы подати исправно платил...

- "Его лошадка, снег почуя... снег почуя, плетется рысью как-нибудь..."" - слышит далее Прачкин и не может удержаться от замечания:

"- Еще бы она вскачь понеслась! Рысак какой нашёлся, скажи на милость! Кляча - кляча и есть...

- "Вот бегает дворовый мальчик... дворовый мальчик, в салазки Жучку посадив..."

- Стало быть, наелся, коли бегает да балуется... А у родителей нет того в уме, чтоб мальчишку за дело усадить. Чем собаку-то возить, лучше бы дрова колол...

- "Ему и больно и смешно, а мать грозит... а мать грозит ему в окно..."

- Грози, грози... Лень во двор выйти да наказать... Задрала бы ему шубёнку да чик-чик! чик-чик! Это лучше, чем пальцем грозить... А то, гляди, выйдет из него пьяница... Кто это сочинил?" - в конце концов не выдерживает Прачкин.

"- Пушкин, папаша.

- Пушкин? Гм!.. Должно быть, чудак какой-нибудь. Пишут-пишут, а что пишут - и сами не понимают! Лишь бы написать!"

Однако здесь нужно действовать очень деликатно. Юмор должен основываться на понимании ситуации. Лучше не торопиться, не стоит читать этот рассказ детям - младшим школьникам до того, как не убедитесь, что они понимают, почему Аполлон Григорьев, поэт и литературный критик 19 века, сказал: "Пушкин - это наше все" .

Татьяна Лавренова

Методические материалы

Обсуждение

Какой Некрасов?! С чего вы вообще это взяли?))) Это отрывок из Онегина.. Прежде чем спорить, не мешало бы освежить в памяти классику.. И размер стиха, свойственный Пушкину..

25.12.2008 16:10:21, Таня 09.12.2008 17:48:54, Алексей

очень интересно поучительно для детей (спосибо)

28.11.2008 21:14:47, алина

Пуская эта "уважаемая" Татьяна для начала прочитает Онегина,и перестанет нести бред,тогда она увидит,где написано черным по-белому,чье это произведение...

28.11.2008 00:19:29, Ольга

А ещё в докозательство, что это на самом деле А. Пушкин, я могу привести достоверные факты: не только в интернете, забив эту главную строчку в поиск, найти поэму "Евгений Онегин", но даже можно взять любую программу для детского сада или школы, и там будет написано, что это отрывок из стихотворения А. Пушкина. Так что прекратите спорить - наша взяла:)

16.11.2008 00:13:53

А Пушкина вообще ни с кем нельзя спутать только потому, что у него все стихи особенные. Обратите внимание на плавность его слога. Возьми любые стихи Пушкина, и везде они будут самыми мягкими и плавными! Недаром педагоги и родители берут его книги перед тем, как детей улдожить спать. Только его поэзия так успакаивает. Поэтому, тут даже спорить нечего - конечно А. Пушкин!

15.11.2008 23:51:40, Юлия Сергеевна

Меня в этом отрывке из "романа в стихах" всегда смущало то, что как это по другому лошадка, кроме как рысью, может тащить дровни?
Вот волк, понятно, он "трусцою пробегал" ... Хорошо бы деткам показать все эти возможные виды лошадиного бега показать! Это будет, наверное, одна из самых полезных игр по мотивам стихзов на тему раннего развития детей зиме...

Читаем Пушкина. "Евгений Онегин"
Глава 5, часть 2
))))

31.10.2008 00:10:42, Ольга

Сппасибо огромное,за то,чтО разъяснили)))

06.02.2008 15:47:20, Денни

Многие путают это тотрывок из ЕО с стихотворением Некрасова "Однажды в студеную зимнюю пору…".
Почему это происходит - мне лично непонятно.

23.01.2008 16:33:55, Designboy

Некрасов, это:
"Однажды в студёную зимюю пору
я из лесу вышел. Был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору,
лошадка, везущая хворосту воз..."

Просто тема похожая:)

Я тоже думал, что это Некрасов

08.01.2008 12:29:45, Диман

Комментировать статью "Зима. Крестьянин торжествует"

Еще по теме "Как объяснить устаревшие слова ребенку":

Стих о зиме собственного сочинения. Домашние задания. Образование детей. Стих о зиме собственного сочинения. Задали моему 3класснику) Ничего в голову не лезет((Помогите...

Не понимаю ничего. Задание: объясните смысл слов и причину их появления в тексте Ребенок раз третий за все время учебы обращается ко мне с вопросом, и тут я села в лужу это никак не причина их появления. даже если считать слова морально устаревшими...

Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь; А кибитка легкая, поэтому и Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая...

Задали на выходные выучить правило. Выучить-то выучил, а вот понять никак. У нас вообще с русским не очень-то, а как до разбора по составу, падежей доходит, и теперь до склонений, вообще, вылезай-приехали. Честно говоря, сильно нервничаю. Подскажите что-нибудь - книгу, сайт, на пальцах как объяснить, успокоиться и попить валерьянки?:))