Александринский театр: история, фото, отзывы. Историческое здание Александринского театра. Справка Александринский театр описание архитектуры

Здание Александринского театра , созданное К.И . Росси, - одно из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма . В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.

В результате перепланировки усадьбы Аничкова дворца в 1818 году между Публичной библиотекой и садом Аничкова дворца возникла обширная городская площадь. На протяжении более 10 лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, которые предусматривали сооружение на ней городского театра . Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в этом же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

Театр обращен в сторону площади (Театральной) глубокой многоколонной лоджией , пространство которой как бы является частью нынешней площади Островского. В то же время боковые фасады подчеркнуты восьмиколонными портиками), сквозные галереи которых позволяют обогнуть здание и войти на Театральную (ныне улица зодчего России) улицу, перспективу которой замыкает на всю ширину задний, почти плоский, но богато декорированный фасад) театра. Основное декоративное убранство здания театра - выразительный скульптурный фриз)с античными театральными масками и гирляндами лавровых ветвей в уровне коринфских капителей), статуи муз в нишах на торцевых фасадах и великолепная квадрига Аполлона на аттике) главного фасада (скульпторы В.И. Демут-Малиновский, С.С. Пименов, А.Трискорни, И. Леппе ).

Александринский театр был построен по самой совершенной для своего времени многоярусной системе лож с амфитеатром) и просторным партером) (вместимость - свыше тысячи человек. Интерьеры театра в основном сохранили первоначальную отделку. Пятиярусный зрительный зал на 1700 мест отличается удачными пропорциями и прекрасной акустикой. Убранство его торжественно и нарядно. Первоначальная голубая обивка была заменена в 1849г. на пунцовую. Золоченая резьба центральной ("Царской") ложи и лож у сцены выполнена по рисункам Росси, орнамент на барьерах ярусов - более поздний (2-я половина XIX в.).Отделка зрительного зала дополнялась замечательным перспективным живописным плафоном (худ. А.К. Виги ), позднее замененным.

К.И. Росси в содружестве с инженером М.Е. Кларком впервые в истории строительной техники создали оригинальные системы металлических конструкций . Кровля покоится на 27 железных с чугунными деталями арочных фермах пролетом 29,8 м. Внутренние продольные стены служат опорами для 18 нижних дугообразных ферм, несущих чердачное перекрытие и подвесной плафон) над зрительным залом. Ярусы лож поддерживают чугунные кронштейны. Перекрытие над сценой представляет собой систему треугольных ферм пролетом 10,76 м, опирающихся на чугунные консоли и подкосы. К.И. Росси, вопреки косным официальным кругам, был совершенно уверен в прочности предложенной им металлической конструкции, а потому в одном из рапортов писал: "... в случае, когда бы... от устройства металлических крыш произошло какое-нибудь нещастие, то в пример для других пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра".

Здание Александринского театра, созданное К.И. Росси , является одним из лучших по красоте интерьеров и величественности внешнего облика.

До 1801 года на месте Александринского театра находился деревянный павильон. Затем по проекту архитектора В.Бренны он был перестроен в театр, который назвали Малым театром. В 1828 году началось строительство на этом месте нового здания театра под руководством К.И. Росси. Сын итальянской балерины, Росси родился в Петербурге, и стал воспитанником архитектора Винченцо Бренны.

Первой самостоятельной работой Росси в Санкт-Петербурге стал ансамбль Елагина острова. Росси считал, что достоинство зодчества «не в обилии украшений, а величии форм, в благородстве пропорций». Работы по строительству театра завершились в 1832 году. Торжественное открытие Александринского театра, автором которого был Росси, состоялось 31 августа 1832 года. Главный фасад здания, прямоугольного в плане, обращен к площади и Невскому проспекту. Рустованные стены первого этажа театра служат основанием для колоннад коринфского ордера, украшающих фасады здания.

Главный фасад украшен полуциркульными нишами со статуями двух муз: Терпсихоры (музы танца) и Мельпомены (музы трагедии).На противоположном фасаде – статуи Клио (муза истории) и Талии (муза комедии). Над колоннадой главного фасада размещено рельефное изображение двух Слав, которые венчают лиру лавровыми венками. Завершает главный фасад театра квадрига Аполлона работы скульптора С.С. Пименова. Аполлон, сын Зевса и покровитель искусств, облаченный в свободную одежду, стоит во весь рост в нарядной колеснице, запряженной четверкой лошадей. В его правой руке – лавровый венок, в левой – кифара (щипковый музыкальный инструмент с четырьмя струнами). Модель квадриги выполнена из красной меди и покрыта бронзой. Вся композиция смотрится очень динамичной и легкой.

В зрительном зале Александринского театра сохранилась позолоченная резьба лож у сцены и центральной «царской» ложи. Внутреннее и внешнее убранство театра в аллегорической форме прославляет достижения и величие русской культуры и искусства. Позже перед зданием Александринского театра был разбит сквер. А в 1873 году, в правление Александра II в центр этого сквера был установлен памятник Екатерине II. Сегодня академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский театр) является одним из самых популярных и посещаемых театров в Санкт-Петербурге.

В культурной столице России находится один из старейших театров нашей страны (из числа сохранившихся до настоящего времени), основанный в 50-е годы XVIII столетия императрицей Елизаветой Петровной , - это Александринский театр, также известный как Пушкинский.

Труппа этого знаменитого драматического театра побывала с гастролями во всех уголках мира, причем везде ее постановки пользовались неизменным успехом.

Здание театра спроектировано Карлом Росси. Оно выстроено в соответствии с канонами ампира. В XXI веке был построен второй корпус театра - Новая сцена. Он является уникальным многофункциональным центром, не имеющим аналогов в мире.

Здание театра

Достаточно долгое время театральная труппа не имела собственного помещения, пользуясь зданиями других театров. Лишь спустя семьдесят шесть лет после основания труппы она наконец получила собственное здание.

Театр был выстроен в начале 30-х годов XIX столетия . Та территория, на которой он был возведен, ранее принадлежала роду Аничковых и была занята огромным садом. Если говорить точнее, владельцем территории в XVIII столетии был тот самый полковник, под руководством которого строился знаменитый Аничков мост . Позже земля была у него выкуплена казной, началось строительство театра.

Сначала здание было деревянным и предназначалось вовсе не для «бездомной» труппы российских актеров, а для итальянской оперы . Позже небольшое деревянное строение перестало соответствовать потребностям города, решено было возвести новое здание, на этот раз из камня. Осуществлению этого плана помещал военный конфликт с Турцией, затем разразилась война с Францией... Строительство театра было отложено на неопределенное время.

В начале XIX столетия Карлом Росси было создано несколько проектов нового здания. Над этими проектами он работал около десяти лет. В конце 20-х годов строительные работы наконец начались. Примерно через четыре года новое великолепное здание театра было достроено. В настоящее время оно является одной из главных архитектурных достопримечательностей города.

Особую величественность основному фасаду здания придает глубокая лоджия с множеством колонн . Главное украшение боковых фасадов - это также колонны (по восемь с каждой стороны). К зданию ведет улица, составляющая с ним единый ансамбль. Таков был замысел архитектора, спроектировавшего не только театр, но и эту улицу, соединившего их в единую композицию. Достаточно короткую улицу замыкает здание театра, а точнее, его задний фасад, который является практически плоским, но зато отличается богатством декора.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах, украшающих стены театра. Они были созданы Василием Демут-Малиновским . Это античная колесница, древнегреческие музы, театральные маски, лавровые венки... Вместе с колоннами, аттиком и другими элементами здания эти скульптуры являются как бы частями архитектурной симфонии, созданной в XIX столетии двумя авторами - прославленным архитектором и знаменитым скульптором.

Говоря о здании театра, необходимо сказать несколько слов и об оригинальной конструкции его свода. В XIX столетии эта конструкция была новаторством. Архитектору пришлось отстаивать это необычное инженерное решение, защищать его от нападок многих современников. Он был твердо уверен в надежности предлагаемой им конструкции (и, как показало время, уверенность эта была вполне обоснованной). Архитектор даже предлагал немедленно повесить его прямо в театре - в том случае, если предложенное им инженерное решение станет причиной какого-либо несчастья.

Интерьеры здания

Интерьеры театра также достойны отдельного описания. Зал является пятиярусным . Он создавался по наиболее прогрессивной для XIX столетия системе. Акустика зала выше всяких похвал. Нарядные интерьеры театра в настоящее время являются практически такими же, какими были в XIX веке.

Впрочем, нужно отметить, что первоначально в зале была использована обивка голубого цвета, но в конце 40-х годов XIX столетия ее заменила пунцовая . Причина такой перемены была самая банальная: в то время в театре использовались масляные лампы, которые сильно коптили, так что первоначальная обивка достаточно серьезно пострадала. Копоть испортила также стенную живопись, так что пришлось ее обновлять. То же самое произошло и с плафонной живописью. Говоря об изменениях, произошедших в то время в театральных интерьерах, нужно также упомянуть и о сцене: по ряду причин она была сильно переделана.

Во время посещения театра обратите внимание на роскошную резьбу , которая украшает ложи: ее рисунки были сделаны автором проекта здания. Орнамент, которым декорированы барьеры ярусов, был создан позже - во второй половине XIX столетия.

Театр в XIX-ХХ веках

Свое название театр получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая I . В течение всего XIX столетия этот театр был одним из главных очагов культуры не только северной российской столицы, но и всей страны. Сначала труппа ориентировалась на традиции европейских постановок, но постепенно, год за годом, стал складываться свой оригинальный стиль, собственная школа.

Самыми популярными жанрами в первой половине XIX века являлись комедийные постановки, также зрители охотно раскупали билеты на водевили. Возможно, причина была в том, что позади осталась тяжелая война с Наполеоном, после ужасов которой людям хотелось положительных эмоций, легкости и веселья. Кстати, именно тогда на сцене театра были поставлены ранние комедии Александра Грибоедова .

Поскольку зрители предпочитали водевили , петербургским актерам пришлось совершенствовать пластику, уметь сочетать движение и пение. Именно тогда критики стали противопоставлять театральные школы Москвы и Петербурга. Считалось, что в северной столице делается больший упор на внешнее мастерство, чем на подлинный актерский талант. Впрочем, обе школы оценивались весьма высоко.

Театр пользовался особым вниманием российских императоров, особенно в первой половине XIX века.

В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий.

Сразу после революции 1917 года деятельность театра была прекращена : это было сделано в качестве протеста против новой власти. Впрочем, этот «саботаж», продолжавшийся около четырех или пяти месяцев, не имел каких-либо масштабных последствий. Через некоторое время представления в театре возобновились.

В 20-е годы XX века театр стали называть «меккой режиссеров». К тому времени Всеволод Мейерхольд уже поставил несколько спектаклей на его сцене. «Дон Жуан» Мольера и «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова произвели на зрителей неизгладимое впечатление.

В начале 30-х годов состоялось торжественное празднование столетия здания театра . Оно стало важным событием культурной жизни не только города, но и всей страны. Впрочем, этот юбилей как бы вычеркивал из истории труппы те семьдесят шесть лет, когда она не имела собственного здания. Это было сделано по идеологическим соображениям, ведь иначе пришлось бы вспомнить о том, что театр был основан русской императрицей, а его труппа изначально являлась придворной.

В конце 30-х годов театру было присвоено имя Александра Пушкина . Кстати, в первые десятилетия XX века театр порой называли «Ак-драмой» (слово «ак» является сокращением от прилагательного «академический»).

В военное время труппа была эвакуирована по Ладожскому озеру (покрытому льдом). Театр продолжил работу в Новосибирске.

В начале 90-х годов знаменитому санкт-петербургскому театру было возвращено его историческое название.

Нынешнее время

Одним из ярких моментов в истории театра в текущем столетии стало предложение Министерства культуры РФ об объединении Александринки с ярославским драматическим театром (Волковским). То, что должно было получиться в результате объединения, планировалось назвать Первым национальным театром России . Но эта инициатива не была реализована, так как общественность оценила объединение театров негативно. Впрочем, проект полностью не отвергнут российскими властями, его воплощение в жизнь лишь приостановлено. Кстати, некоторые деятели искусства оценивают возможное объединение двух театров как правильный шаг, который поможет развитию российской культуры, даст новые возможности режиссерам и актерам.

Один из старейших в России, первый государственный театр Александринка всегда вызывает особый интерес у публики и пристальное внимание критики. К нему особый счет: он должен соответствовать высокому званию императорского театра, и эту марку он с честью выдерживает уже более 250 лет.

Зарождение

Правление дочери Петра Первого Елизаветы ознаменовано всплеском культурной жизни в России. В частности, при ней бурный рост демонстрирует индустрия зрелищ, создается множество частных театров, собираются гастролирующие труппы иностранных артистов, драматурги пишут первые пьесы на русском языке. Складывается необходимость и в создании государственного театра по примеру других европейских столиц. И 30 августа 1756 года императрица Елизавета Петровна издает указ, учреждающий первый императорский театр в России. Так будущая Александринка обретает свой официальный статус.

Сначала театр называется Русским, служит для представления комедий и трагедий. Основу труппы составляют выходцы из Ярославля: ставший директором труппы, и актеры Дмитриевский, Волков и Попов. Драматургом и директором театра становится Александр Петрович Сумароков, которого считают прародителем русской драматургии. Основу репертуара составляют французские пьесы Расина, Бомарше, Вольтера, Мольера, а также произведения русских авторов: Фонвизина, Сумарокова, Лукина, Княжнина. Главный акцент делался на постановке комедий.

Постройка здания

Театр пользовался невероятной популярностью в Санкт-Петербурге, но своего помещения у него не было, он скитался по разным площадкам, ему жизненно необходимо было специальное здание. Но только спустя 76 лет после основания появился Александринский театр, адрес которого сегодня известен любому театралу. На том месте изначально стояло деревянное здание, которое занимала итальянская труппа Казасси. Но позже театр распался, помещение было выкуплено в казну, а после сильно повреждено при пожаре 1811 году, от его проблем отвлекла война с Наполеоном.

Но, несмотря на отсутствие финансирования, в 1810 года Карл Росси создает проект перестройки площади. И только в 30-х годах, при Николае I, всерьез встает вопрос о постройке театра. Карл Росси становится во главе этого процесса, в свою команду он взял архитекторов Ткачева и Гальберга. В строительство были инвестированы большие деньги, и работа закипела: для основания здания были забиты в землю 5000 свай, но на украшениях все-таки решили сэкономить. Вместо меди и бронзы использовали роспись и резьбу по дереву.

Строение было возведено всего за 4 года, и 31 августа 1832 года Александринский театр, адрес которого - площадь Островского, 6, обрел здание, построенное величайшим архитектором современности. Карл Росси руководил не только строительством, под его руководством был воплощен в жизнь проект площади и внутреннего убранства зала. Александринский театр, фото которого сегодня есть в альбоме каждого туриста, побывавшего в Питере, является памятником великого зодчего.

Архитектура и интерьер

Александринский театр стал частью масштабного градостроительного проекта Росси. Парадный фасад, обращенный к Невскому проспекту, выполнен в виде глубокой лоджии из 10 колонн, на аттике которого разместилась знаменитая квадрига Аполлона. По фризу, окаймляющему здание, расположены лавровые гирлянды и театральные маски. Боковые фасады оформлены портиками из 8 колонн. Здание в стиле ампир является настоящей жемчужиной Санкт-Петербурга. Боковая улица, ведущая к театру, ныне носящая имя Росси, была спланирована архитектором по строгим античным законам. Ее ширина равна высоте зданий, а длина увеличена ровно в 10 раз. Улица рассчитана таким образом, чтобы подчеркнуть пышность и грандиозность архитектурного образа строения.

Интерьер император видел только в красном цвете, но ткани не было в достаточном количестве, а ее заказ мог бы сильно затянуть открытие. Зодчему удалось переубедить правителя - так театр получил свою знаменитую ныне голубую обивку. Зал вмещал около 1770 человек, имел 107 лож, партер, галереи и балкон, гениальное конструирование дает ему потрясающую акустику.

Императорский период

В честь жены Николая I театр получил наименование Александринский. Он становится центром сценической жизни России. Здесь зарождалась русская театральная традиция, которая позже составит славу страны. Александринский театр после открытия поддерживал привычную репертуарную политику: здесь ставились преимущественно комедии и музыкальные пьесы. Но позже репертуар становится более серьезным, именно здесь проходят премьеры грибоедовской комедии «Горе от ума», «Ревизора» Н. В. Гоголя, «Грозы» Островского. В театре в этот период работают Давыдов, Савина, Комиссаржевская, Свободин, Стрепетова и многие другие.

К концу 19 века Александринский театр выходит по мощи своей труппы и постановок на один уровень с лучшими драматическими театрами Европы.

Начало 20 века ознаменовалось кризисом, который не мог обойти Александринский театр. В 1908 году во главе коллектива встает В. Мейерхольд, который стремится создать новый репертуар, но при этом бережно сохраняет существующие традиции. Он ставит уникальные спектакли: «Дон Жуан», «Маскарад», «Гроза», которые становятся шедеврами новой театральной школы.

После Октябрьского переворота в 1917 году театр обвиняют в прославлении императорской власти, наступают трудные времена. В 1920 году его переименовывают в Петроградский академический театр драмы, и он начинает активно ставить новую драматургию: «На дне» и «Мещане» М. Горького, пьесы Мережковского, Оскара Уайльда, Бернарда Шоу, Алексея Толстого и даже Луначарского (наркома просвещения).

В труппе, благодаря усилиям главного режиссера Юрия Юрьева, сохранилась плеяда старых мастеров, к которым присоединяются актеры новой школы: Яков Малютин, Леонид Вивьен, Елена Карякина. В годы Второй мировой войны театр был эвакуирован в Новосибирск, где актеры продолжали играть спектакли. В 1944 году труппа возвращается в Ленинград.

Послевоенные и последующие годы были непростыми для культуры в целом и для Александринки в том числе. Но здесь все же появляются известные спектакли, такие как «Жизнь в цвету» по пьесе Довженко, «Победители» по Б. Чирскову.

В советский период работают выдающиеся актеры: В. Меркурьев, А. Фрейндлих, Н. Мартон, Н. Черкасов, И. Горбачев и гениальные режиссеры: Л. Вивьен, Г. Козинцев, Н. Акимов, Г. Товстоногов. Театр не теряет своей значимости, несмотря на идеологические трудности.

Возвращение к истокам

В 1990 году возвращается исконное название, и в мире снова появляется Александринский театр. Годы перестройки даются ему непросто, но театру удается не только выжить, но и сохранить труппу и уникальные коллекции декораций и реквизита. Благодаря усилиям академика Д. С. Лихачева, признанным национальным достоянием становится Александринский театр. Санкт-Петербург невозможно представить без этого культурного заведения. Он является символом русского театра, наравне с Большим и Мариинкой.

Сегодняшний день

Александринский театр, отзывы о котором почти всегда пишутся в восторженных тонах, старается удерживать марку и сегодня. С 2003 года во главе стоит Его усилиями в Александринке проводится одноименный театральный фестиваль. Под руководством Фокина прошла грандиозная реконструкция театра. Он добился того, что у театра появилась вторая сцена, на которой ставят экспериментальные спектакли. Здесь работают лучшие актеры и режиссеры. Театр видит свою миссию в сохранении традиций русской театральной школы, в поддержке новых тенденции и помощи талантам.

Знаменитые постановки театра

В репертуаре Александринки всегда были лучшие пьесы, здесь ставили всю классику: Чехов, Горький, Островский, Грибоедов. Сегодня спектакли Александринского театра создаются по лучшим работам драматургов: «Нора» Г. Ибсена, «Живой труп» Л. Толстого, «Женитьба» Н. Гоголя, «Двойник» Ф. Достоевского. Каждая постановка становится событием мирового масштаба. В. Фокин очень трепетно относится к репертуарной политике, он говорит, что здесь не может быть случайных постановок. Миссия театра - пропаганда классики, и последняя занимает ведущее место в афише Александринки.

Труппа Александринского театра

Александринский театр (СПб) известен во всем мире. Сегодня в труппе работаю такие ветераны сцены, как Н. Ургант, Н. Мартон, В. Смирнов, Э. Зиганшина, а также талантливая молодежь: С. Балакшин, Д. Белов, А. Большакова,

Владимир ЯРАНЦЕВ

АЛЕКСАНДРИНСКАЯ ПЛОЩАДЬ
И ТЕАТРАЛЬНАЯ УЛИЦА

Т еатральная, или Александринская, площадь (ныне пл. Островского), Театральная улица (ныне ул. Зодчего Росси) и пл. Чернышёва (ныне пл. Ломоносова) - система ансамблей в центре Санкт-Петербурга, созданная архитектором К.И. Росси в 1828–1834 гг. на Спасском острове, на месте обширных участков между Фонтанкой, Невским проспектом и Садовой улицей.

Раскрытая к Невскому проспекту, Театральная (Александринская) площадь с построенными Росси Александринским театром и новым корпусом Императорской публичной библиотеки расположена на территории, входившей в усадьбу Аничкова дворца. (Дворец получил название от соседнего моста через Фонтанку, а мост - от фамилии начальника стоявшей у моста в начале XVIII в. воинской команды.) В 1793 г. усадьба с Аничковым дворцом была приобретена казной, ведавшей имуществом государей, для размещения Кабинета Ее Императорского Величества. В 1795–1801 гг. архитектор Кабинета Е.Т. Соколов построил в Аничковой усадьбе на углу Невского и Садовой здание для учрежденной Екатериною II Императорской публичной библиотеки.

В. Садовников. Александринский театр и публичная библиотека. 1835

В 1799 г. часть Аничковой усадьбы была передана Дирекции императорских театров, а существовавший в саду Итальянский павильон перестроен в театр. С 1803 г. здание театра - основная площадка императорской русской актерской труппы (отныне - Малый театр). С 1809 г. Аничкова усадьба, подаренная сестре императора Александра I великой княгине Екатерине Павловне по случаю бракосочетания с принцем Ольденбургским, стала ее резиденцией.

Идея создания архитектуры площади между Аничковым дворцом и Публичной библиотекой принадлежит Ж.Ф. Тома де Томону, который в 1811 г. разработал проект театра в виде греческого храма в глубине площади, отделенной от Невского оградой с воротами. Еще одна, закругленная, площадь, обрамленная колоннадой, намечалась в сторону Садовой. Высочайше утвержденный проект помешала осуществить война с Наполеоном.

После четырех лет вдовства великая княгиня Екатерина Павловна вышла замуж во второй раз - за наследника Вюртембергского престола кронпринца Вильгельма и покинула Россию. В 1817 г. император Александр I подарил Аничков дворец своему брату великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I), для которого архитекторы К.И. Росси и А.А. Менелас перепланировали усадьбу.

На ее границе с участком Малого театра, примерно по осям боковых ризалитов дворца, Росси построил два садовых павильона, украшенные изображениями воинов в русских доспехах с лавровыми венками, - для коллекции вооружения (собственного арсенала Николая Павловича) и для цветов (вероятно, для его супруги). Между павильонами была установлена металлическая ограда. Выполняя эти работы, Росси уже предполагал создание площади с театром. Окончательный проект ансамбля двух площадей сложился к 1828 году.

Монументальное здание театра было возведено как композиционный и смысловой центр созданной для него площади, подчиняющий себе даже находящийся на этой же площади императорский Аничков дворец. Поставленное в глубине площади здание театра рассчитано на круговой обзор, все его фасады - парадные. Первый этаж предстает как мощное основание, обработанное рустом - символом каменной кладки. Переработав традиционный для архитектуры классицизма тип греческого храма, Росси поставил на обращенном к Невскому проспекту главном фасаде театра не портик, а эффектную шестиколонную коринфскую лоджию на уровне 2-го и 3-го этажей. Над нею ступенчатый аттик, на плоскости которого помещены фигуры Слав, венчающие Российского государственного орла (ныне заменен на лиру). Завершает композицию квадрига Аполлона (скульптор С.С. Пименов), означающая триумф искусств.

Огромная высота зрительного зала и сценической коробки потребовала дополнительного этажа, поднятого над основным объемом здания. Он оформлен частыми небольшими окнами с полуциркульным завершением. На боковых фасадах далеко выступающие от стены подъезды служат цоколем для мощных восьмиколонных коринфских портиков. Задний фасад театра оформлен коринфскими пилястрами. Скульптурный декор фасада, выделяющийся на фоне стен, вторит назначению здания театра как храма искусств. Это статуи Муз в нишах на боковых ризалитах главного и заднего фасадов и опоясывающий здание широкий барельефный фриз, зрительно продолжающий линию капителей - с изображениями театральных масок и гирлянд.

Новый театр, получивший название Александринского в честь царствовавшей императрицы Александры Федоровны, жены Николая I, был открыт 31 августа 1832 года. Как и все здания императорских театров обеих столиц, он был сценической площадкой для разных императорских трупп, подчиненных единой Дирекции императорских театров

Восточная граница Александринской площади - в сторону Аничкова дворца и Фонтанки - отмечена оградой и павильонами сада Аничкова дворца. Западная граница задана построенным одновременно с театром новым корпусом Публичной библиотеки. Он пристроен к старой угловой части библиотеки у Невского проспекта, но в композиции Росси стал основным зданием. Фасад библиотечного корпуса, построенного архитектором Росси, гармонизирован с фасадом библиотечного корпуса архитектора Соколова настолько, что оба воспринимаются как единое целое.

Декор фасада здания библиотеки аллегорически осмысливает ее как храм науки. Между ризалитами протянулась грандиозная ионическая лоджия из 18 колонн, между которыми размещены статуи мудрецов и поэтов древности: Гомер, Еврипид, Гиппократ, Демосфен, Вергилий, Тацит, Цицерон, Геродот, Евклид, Платон. Над каждой статуей - многофигурный барельеф. Здание венчает растянутый ступенчатый аттик с фигурами Слав и Российским государственным орлом (заменен в советское время эмблемой «книга с пером в лавровом венке»), на аттике - статуя Минервы с маленьким сфинксом на шлеме, аллегория мудрости. Фасады здания библиотеки с белыми колоннами, статуями и декоративными деталями сохранили любимый Росси цвет gris-perle (жемчужно-серый).

Ось Александринской площади по другую сторону Невского проспекта продолжается Малой Садовой улицей, ведущей к Манежной площади, и заканчивается построенным Росси декоративным портиком. Портик является своеобразным отражением Александринской площади, связывающим ее с системой Манежной и Михайловской площадей.

Позади театра - одинаковые здания Министерства внутренних дел и Дирекции императорских театров с театральным училищем. Их фасады, отделанные дорическими полуколоннами, являются своего рода кулисами Александринской площади. Дорический ордер десяти простых полуколонн на каждом здании говорит о подчиненности. Эти здания переходят в Театральную улицу, состоящую из всего двух необычайно протяженных зданий, чья высота равна ширине улицы (22 метра), а длина ровно в десять раз больше. Нижний этаж зданий Театральной улицы был первоначально аркадным и соотносился по ширине с лоджиями театра. Два верхних яруса зданий, вопреки канонам ампира, оформлены сдвоенными колоннами (по 50 на каждом здании).

На другом конце Театральной улицы Росси оформил круглую Чернышеву площадь у одноименного моста через Фонтанку, продолжив традицию предмостных площадей, намеченную еще А. Квасовым. Он построил на ней здания Министерства внутренних дел и Министерства народного просвещения с огромными окнами. Через ставшую центром Чернышевой площади двухъярусную тройную арку Министерства народного просвещения проходит Чернышева улица. Над аркой внутри здания располагалась министерская церковь св. Николая Чудотворца, отмеченная на фасаде сдвоенными дорическими колоннами и увенчанная массивным крестом.

Фасад Министерства внутренних дел со стороны Фонтанки парадно оформлен трехчетвертными колоннами и симметричными лоджиями. Такое же архитектурное решение и у узкого фасада здания со стороны площади. Двухъярусная тройная арка здания Министерства народного просвещения открывает перспективу на сдвоенные дорические колонны Большого Гостиного двора, визуально словно бы увенчанные куполом находящегося вдалеке за ними Казанского собора. Участок напротив министерства между зданием театрального училища и Фонтанкой остался в частном владении, и грандиозный проект К.И. Росси не был окончательно завершен.

М. Микешин. Памятник Екатерине II. 1862–1873

В центре Александринской площади Росси устроил второй в истории Петербурга сквер. В 1862–1873 гг. в нем был установлен пышный и тяжеловесный монумент Екатерине II по проекту художника М.О.Микешина. Он применил колоколообразную форму монумента, создающую общую слитность композиции и образ «православия, самодержавия и народности». На постаменте из серого полированного гранита русская императрица с атрибутами императорской власти стоит в окружении выдающихся деятелей своего царствования. В нижней части постамента - посвятительная надпись «Императрице Екатерине II в царствование Императора Александра II» и композиция из атрибутов, в центре которой в лавровом венке - аллегория закона (книга с надписью «Закон») как основная историческая заслуга обоих государей.

К. Росси, скульптор С. Пименов. Павильон Росси. 1817–1818

Проект Микешина осуществили архитекторы Д.И.Гримм и В.А.Шрётер, скульпторы М.А.Чижов (статуя императрицы) и А.М.Опекушин (статуи государственных деятелей). Несмотря на художественное расхождение с ампирным ансамблем созданной Росси площади, памятник императрице связан с ним содержательно - развивая тему екатерининского «золотого века», воплощенную Росси в системе ордеров и аллегориях, обозначенных Аполлоном и Минервой. Но, поставленный по центральным осям библиотеки и театра, этот памятник нарушил визуальные связи зданий как частей ансамбля.

На Чернышевой площади главный садовник Петербурга А. Визе устроил небольшой сквер, в 1892 г. в нем перед зданием Министерства народного просвещения был установлен бронзовый бюст М.В.Ломоносова (скульптор П.П. Забелло).

А. Беземан. Александринский театр. Середина XIX в.

Создавая Александринскую площадь, Росси оставил участки по сторонам театра свободными. В 1870-е квартал вдоль бокового фасада театра рядом со зданием Министерства внутренних дел был застроен. В 1874 г. в углу площади был построен четырехэтажный дом Императорского Русского музыкального общества в скромных формах безордерного неоренессанса. Рядом, напротив бокового портика театра, возвели импозантное четырехэтажное здание Первого городского кредитного общества в ордерном неоренессансе, с глубокой рустовкой фасада и коринфскими пилястрами на уровне 3–4-го этажей. Здание, несомненно, нарушило ордерную иерархию организации площади, но общий облик фасада воспринимается скорее как аккомпанемент зданиям Росси, нежели как контраст.

Н. Басин. Доходный дом. 1870-е

Одновременно рядом с ними, в линии с главным фасадом театра, архитектор Н.П. Басин построил собственный доходный дом - архитектурный манифест русского стиля Александра II, ставший знаменитым. Это новая стадия поисков национального стиля в архитектуре - позже прозванного «петушиным стилем». В контексте ампирного ансамбля Росси дом производит на зрителя ошеломляющее впечатление.

Расположенный на углу идущего от площади Толмазова переулка (ныне пер. Крылова), пятиэтажный дом Басина имеет два фасада и тем самым, в отличие от других построек, обладает объемностью, соперничая со зданием театра. Ее подчеркивают эркеры, в том числе угловой, венчаемые башенками. В основе архитектурного решения здания лежат формы неоренессанса (что соответствует реальному происхождению русской архитектуры Московского царства от итальянского ренессанса). Богатую пластику фасадов создает их разнообразное оформление: разные по конфигурации и размерам окна, наличники, сандрики, колонки, венчающие карниз кокошники. Все фасады щедро орнаментированы лепными узорами, воспроизводящими декоративные мотивы русской деревянной резьбы и вышивки. Украшающие фасады дома Басина рельефные петухи, перенесенные с русских полотенец, стали знаковым элементом стиля, давшим ему название.

Зодчие периода исторических стилей не утратили культуру ансамбля, но переосмыслили ансамбль как насыщение городской среды историческими ассоциациями, свободное сочетание разностильных построек, знаково подобное сочетанию разновременных зданий. Дом Басина на Александринской площади развил стилевое столкновение, уже заданное памятником Екатерине II в не столь демонстративном, но тоже «русском» стиле. Знаменательно, что тогдашний хозяин Аничкова дворца цесаревич Александр Александрович - будущий император Александр III - именно в эти годы первым из Романовых отпустил бороду, демонстрируя стремление к национальным традициям.

Е. Воротилов. Публичная библиотека. 1901

На остававшемся незастроенным участке между библиотекой и домом Басина архитектор Е.С.Воротилов в 1896–1901 гг. возвел новый корпус библиотеки. Фасад здания вдоль площади продолжает фасад Росси и почти равен ему по длине. Воротилов повторил вертикальные поэтажные членения Росси и общую композиционную схему протяженной центральной части с боковыми ризалитами, выдержав формы, близкие общему классическому облику комплекса. Следуя духу времени, Воротилов не оштукатурил фасады, а облицевал их серым песчаником, в тон окраске стен корпуса Росси, но без цветового выделения колонн, наличников и пр. Почти единственным украшением фасада, не повторяющим формы старого здания, являются металлические флагштоки в стилистике протомодерна.

При больших размерах корпус Воротилова, в ином месте имеющий все основания быть градостроительным акцентом, подчеркнуто скромно уступает корпусу Росси, словно бы уходя в тень. Художественное решение здания Воротилова более чем на десять лет опередило свое время, предваряя стиль неоклассицизма в петербургской архитектуре.

По другую сторону театра облицованное темно-серым гранитом здание Управления Виндаво-Рыбинской железной дороги, построенное в начале XX века в формах модернизованной неоклассики, повторяет в декоре фасадов мотивы декора ампира: львиные маски, венки, гирлянды, рога изобилия; фигуры Слав венчают вензель железной дороги.

В 1902 г. на противоположной от Александринской площади стороне Невского проспекта появилось здание торгового дома братьев Елисеевых (архитектор Г.В. Барановский) - яркий манифест стиля модерн. На его фасадах на консолях фигуры, являющиеся аллегориями Промышленности (мастер с кораблем в руках), Торговли (обнаженный Меркурий), Науки, Искусства. В целом скульптурное убранство площади стало воплощением идеи идеального царствования - «золотого века».