Анализ ключевых понятий повести лескова очарованный странник. Н.С. Лесков "Очарованный странник": описание, герои, анализ произведения. Знакомство с главным героем повести
Кто из нас не изучал в школе творчество такого писателя, как Николай Семенович Лесков? «Очарованный странник» (краткое содержание, анализ и историю создания рассмотрим в этой статье) - самое известное произведение писателя. Именно о нем мы и поговорим дальше.
История создания
Повесть была написана в 1872 - 1873 годах.
В лето 1872 года Лесков по Ладожскому озеру путешествовал по Карелии на острова Валаам, где обитали монахи. В дороге ему пришла идея написать историю о страннике. Уже к концу года произведение было завершено и предложено к публикации. Называлось оно «Черноземный Телемак». Однако, Лесков получил отказ в публикации, так как произведение показалось издателям сыроватым.
Тогда писатель отнес свое творение в журнал «Русским мир», где его опубликовали под названием «Очарованный странник, его жизнь, опыт, мнения и приключения».
Прежде чем представить анализ Лескова («Очарованный странник»), обратимся к краткому содержанию произведения.
Краткое содержание. Знакомство с главным героем
Место действия - Ладожское озеро. Здесь встречаются путники, следующие к островам Валаама. Именно с этого момента можно будет начать анализ повести Лескова «Очарованный странник», так как здесь писатель знакомится с главным героем произведения.
Итак, один из путников, конэсер Иван Северьяныч, одетый в подрясник послушник, рассказывает о том, что с детства бог наделил его чудесным даром приручать лошадей. Спутники просят героя рассказать Ивана Северьяныча о своей жизни.
Именно эта история является началом основного повествования, ведь по своему строению произведение Лескова - это рассказ в рассказе.
Главный герой родился в в семье дворовой челяди графа К. С детства он пристрастился к лошадям, но однажды ради смеха забил монаха до смерти. Убитый начинает сниться Ивану Северьянычу и говорит, что тот обещан богу, и что будет он много раз погибать и ни разу не погибнет, пока не придет настоящая смерть и герой пойдет в чернецы.
Вскоре Иван Северьяныч поругался с хозяевами и решил уйти, прихватив лошадь и веревку. По дороге пришла к нему мысль о самоубийстве, но веревку, на которой он решил повеситься, обрезал цыган. Продолжаются скитания героя, которые приводят его в те места, куда татары пригоняют своих коней.
Татарский плен
Анализ повести «Очарованный странник» Лескова кратко дает нам представление о том, каким является герой. Уже из эпизода с монахом понятно, что человеческую жизнь он ценит невысоко. Но вскоре выясняется, что лошадь оказывается для него намного ценнее любого человека.
Итак, герой попадает к татарам, у которых есть обычай бороться за коней: садятся двое напротив и бьют друг друга плетьми, кто дольше продержится, тот и выиграл. Видит Иван Северьяныч чудного коня, вступает в сражение и насмерть забивает противника. Татары ловят его и «подщетинивают», чтобы тот не сбежал. Герой прислуживает им, передвигаясь ползком.
К татарам приходят двое, которые с помощью фейерверков запугивают их своим «огненным богом». Главный герой находит вещи приезжих, распугивает их фейерверками татар и вылечивает ноги снадобьем.
Должность конэсера
Иван Северьяныч оказывается один в степи. Показывает силу характера главного героя анализ Лескова («Очарованный странник»). В одиночку Ивану Северьянычу удается добраться до Астрахани. Оттуда его отправляют в родной город, где он у бывшего хозяина устраивается следить за лошадьми. О нем распространяет, слух как о волшебнике, так как герой безошибочно определяет хороших лошадей.
Об этом узнает князь, который берет Ивана Северьяныча к себе в конэсеры. Теперь герой выбирает для нового хозяина лошадей. Но однажды он сильно напивается и в одном из трактиров знакомится с цыганкой Грушенькой. Оказывается, что та приходится любовницей князю.
Грушенька
Анализ Лескова («Очарованный странник») невозможно представить без эпизода смерти Грушеньки. Выясняется, что князь задумал жениться, а неугодную любовницу отправил на пчельню в лес. Однако девушка сбежала от охранников и пришла к Ивану Северьянычу. Грушенька просит его, к которому искренне привязалась и полюбила, утопить ее, потому что другого выхода у нее нет. Герой выполняет просьбу девушки, желая избавить от мук. Он остается один с тяжелым сердцем и начинает думать о смерти. Вскорости находится выход, Иван Северьяныч решает отправиться на войну, чтобы приблизить свою гибель.
В этом эпизоде не столько проявилась жестокость героя, сколько его склонность к странному милосердию. Ведь он избавил Грушеньку от страданий, утроив свои муки.
Однако на войне он не находит смерти. Напротив, его производят в офицеры, награждают орденом святого Георгия и дают отставку.
Вернувшись с войны, Иван Северьяныч находит работу в адресном столе справщиком. Но служба не ладится, и тогда герой уходит в артисты. Однако и здесь не смог найти себе места наш герой. И не отыграв ни одного спектакля, он покидает и театр, решив отправиться в монастырь.
Развязка
Решение уйти в монастырь оказывается верным, что подтверждает анализ. «Очарованный странник» Лескова (кратко изложенный здесь) - произведение с ярко выраженной религиозной тематикой. Поэтому не удивительно, что именно в монастыре Иван Северьяныч обретает покой, оставляют его душевные тяготы. Хотя иногда он видит «бесов», но молитвами удается их прогнать. Хоть и не всегда. Как-то в припадке он зарубил корову, которую принял за дьявольское орудье. За это был посажен монахами в погреб, где у него открылся дар пророчества.
Теперь же Иван Северьяныч отправляется в Словоки на богомолье к старцам Савватию и Зосиме. Окончив свою историю, герой впадает в спокойную сосредоточенность и ощущает таинственный дух, который открыт одним только младенцам.
Анализ Лескова: «Очарованный странник»
Ценность главного героя произведения в том, что он является типичным представителем народа. И в его силе и способностях раскрывается суть всей русской нации.
Интересна, в этом отношении, эволюция героя, его духовное развитие. Если в начале мы видим бесшабашного и беспечного лихого парня, то в конце повествования перед нами умудренный опытом монах. Но этот огромный путь самосовершенствования был бы невозможен без тех испытаний, что выпали на долю героя. Именно они побудили Ивана к самопожертвованию и стремлению искупить свои грехи.
Таков герой повести, что написал Лесков. «Очарованный странник» (анализ произведения также свидетельствует об этом) - история духовного развития всего русского народа на примере одного персонажа. Лесков как бы утвердил своим произведением мысль о том, что на русской земле всегда будут рождаться великие богатыри, которые способны не только на подвиги, но и на самопожертвование.
Рецензия на произведение Н. Лескова «Очарованный странник», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015».
Мы стали забывать имена и книги великих русских писателей. И среди них практически забыт – Николай Семенович Лесков. У этого автора очень не просто складывалась жизнь и творческий путь. Его долгое время не принимали в литературном мире, отказывались печатать его произведения, а зачастую просто заставляли переписывать концовку. Так, до нас не дошел первоначальный вариант книги «Запечатленный ангел», а так хотелось бы узнать настоящую задумку автора, а не поучительный итог.
Но, сейчас не об этом. В своём творчестве Лесков обращается к русской душе и духовному началу. И особенно ярко эта тематика раскрыта в «Очарованном страннике». Перед читателем открывается душа простого русского мужика, который всю жизнь пытается найти своё место. В этой книге не будет утончённой возвышенности духовных чувств, а реалии мира и жизни, с которыми сталкивается главный герой.
Скажу, что всё повествование ведется от лица главного героя, который неспешно рассказывает историю своей нелегкой жизни. Он не притворяется и не преувеличивает, а говорит так как жил и чувствовал. В историях из его жизни раскрывается душа. Он идёт по своему пути, который заводит его иногда в непролазные дебри, а иногда выводит на светлую поляну.
Это не просто история о путешествии, это история о поиске своего мечта в мире духовном. И тем удивительнее, что душа, мечась в темноте и натыкаясь на препятствия, находит в себе силы отыскать свет. Но до этого света ещё надо дойти.
Перед нами русская душа, которая нелогична и непоследовательна в своих действиях, а чаще всего просто непредсказуема. И все поступки героя объяснить невозможно, ведь душа наша потемки, в который мы и сами часто плутаем. Но, чтобы не происходила, всегда есть свет, который выведет на правильную дорогу. Николай Лесков, как никто другой из писателей, смог понять и рассказать о русской душе. Он видел то, что многие просто не принимали в расчет, а именно — Веру. Русский народ всегда Верил. У кого вера была истинной, а кто-то верил, потому что все верят. Наша душа всегда открыта для чуда и всегда ищет что-то невозможное и нереальное.
«Очарованный странник» проникает глубоко в подсознание и ты начинаешь задумываться о своей жизни и своих поступках, начинаешь понемногу понимать жизнь и видеть всё в иных красках. И во многом это происходит не только из-за главного героя, а из-за того удивительно и точного языка, которым пишет Николай Лесков.
Это просто непередаваемое ощущение старины, легкое и тягучее, которое затягивает с голов. Прекрасные слова и обороты, которые давно стали архаичными, но без которых просто не будет того глубинного понимания жизни. Удивительная легкость слога, который позволяет не просто читать страницу за станицей, а проживать жизнь вместе с героем, вместе с ним искать своё место в жизни.
Книга не проста для понимания. Её мало просто прочесть – нужно пережить, пропустить всё через себя. И тогда «Очарованный странник» станет больше чем просто произведением русской литературы.
Мой рассказ получился немного сумбурным, но по-другому об этой книге просто невозможно говорить. Очень надеюсь, что книга вас заинтересовала, и вы решитесь её прочесть. И очень большая просьба, не откладывайте книгу из-за некоторых неприятных эпизодов из жизни Ивана Флягина. Он простой русский мужик, который живет так, как умеет и как чувствует. Никто из нас не безгрешен, у каждого есть неприятные моменты в жизни, но эта наша жизнь и наша история. Так и не судите Ивана Северьяныча, который перед вами открывает свою душу.
Анализ повести Н.С. Лескова "Очарованный странник"
Герой повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» (1873) - крепостной крестьянин, выросший на графской конюшне. В начале своей жизни это щедро одаренный «дичок», своего рода «естественный человек», изнемогающий под бременем неуемной жизненной энергии, которая толкает его порой на самые безрассудные поступки. Огромная природная сила, которая «так живчиком и переливается» по его жилам, роднит молодого Ивана Северьяныча с легендарными героями русских былин Ильей Муромцем и Василием Буслаевым. Сходство с первым из них автор отмечает на первых же страницах повести. Таким образом, сразу дается понять, что это характер «почвенный», имеющий глубокие корни в русской жизни и русской истории. Долгое время богатырская сила Ивана Северьяныча как бы дремлет в нем. Пребывая во власти младенческой непосредственности, он до поры до времени живет вне категорий добра и зла, проявляя в своих рискованных поступках крайнюю беспечность, безоглядную дерзостность, чреватую самыми драматическими последствиями. В азарте быстрой езды, сам того не желая, он губит случайно повстречавшегося ему старика монаха, заснувшего на возу с сеном. При этом молодой Иван не особенно тяготится происшедшим несчастьем, но убиенный монах то и дело является ему в сновидениях и донимает его своими вопросами, предсказывая герою испытания, которые ему еще предстоит пережить.
Однако свойственный «очарованному богатырю» прирожденный артистизм со временем выводит его на новый, более высокий уровень существования. Органически свойственное Ивану Северьянычу чувство прекрасного, развиваясь, постепенно перестает быть только внутренним переживанием - оно обогащается чувством горячей привязанности к тем, кто вызывает у него любование. Развитие этих чувств представлено в одном из центральных эпизодов повести, изображающем встречу Ивана Северьяныча с цыганкой Грушей. Лесковскому герою, долгое время увлеченному красотой коня, неожиданно открывается новая красота - красота женщины, таланта, человеческой души. Пережитое очарование Грушей дает возможность полностью раскрыться душе Ивана. Он сумел понять другого человека, почувствовать чужое страдание, проявить братскую самоотверженную любовь и преданность.
Гибель Груши, не вынесшей измены любовника-князя, была так сильно пережита Иваном, что, по существу, снова сделала его «другим человеком», а того, прежнего, всего «зачеркнула». Он поднимается на новую нравственную высоту: на смену своеволию, случайности поступков приходит целеустремленность всех действий, подчиненных теперь высокому нравственному побуждению. Иван Северьяныч думает только о том, как бы ему «постраждовать» и тем самым отмолить грех. Повинуясь этому влечению, он отправляется на Кавказ вместо молодого новобранца. За воинский подвиг его представляют к награде, производят в офицеры, но Иван недоволен собой. Наоборот, в нем все более и более пробуждается голос совести, который толкает его творить суровый суд над прошлой жизнью и осознавать себя «великим грешником».
В конце жизни Иван Северьяныч одержим идеей героического самопожертвования во имя отечества. Он готовится пойти на войну. Спокойно и просто он говорит своим случайным попутчикам, что ему «за народ очень помереть хочется».
Созданный писателем образ «очарованного богатыря» содержит в себе широкое обобщение, позволяющее осмыслить настоящее и будущее народа. По мысли автора, народ - это младенец-богатырь, только выходящий на сцену исторического действия, но имеющий необходимый для этого неисчерпаемый запас сил.
Понятие «артистизм» сопряжено у Лескова не только с природной одаренностью человека, но и с пробуждением его души, с крепостью характера. Истинный художник, в представлении писателя, - это человек, одолевший в себе «зверя», примитивный эгоизм своего «я».
Творчество Лескова, сумевшего по-своему глубоко осознать противоречия современной ему русской жизни, проникнуть в особенности национального характера, живо запечатлеть черты духовной красоты народа, открыло новые перспективы перед русской литературой.
“Очарованный странник” Н.С. Лескова
Повесть Лескова “Очарованный странник” относится к 1873 году. Первоначально она называлась “Черноземный Телемак”. В образе скитальца Ивана Флягина обобщены замечательные черты людей энергичных, талантливых от природы, воодушевлённых беспредельной любовью к людям. В ней изображён человек из народа в хитросплетениях своей трудной судьбы, не сломленный, хоть “он всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть”. В повести возникает калейдоскоп картин крепостной России, многие из которых предвосхищают сатирические произведения Лескова 80- 90-х годов.
“Очарованный странник” был любимым героем Лескова, он ставил его рядом с “Левшой”. “Очарованного странника сейчас же (к зиме) надо издать в одном томе с “Левшою” под одним общим заглавием: “Молодцы”, - писал он в 1866 году.
Добрый и простодушный русский исполин – основной герой и центральная фигура рассказа. Этот человек с детскою душой отличается неуёмной силой духа, богатырским озорством и той чрезмерностью в увлечениях, которая столь чужда умеренности добродетельных героев-буржуа. Он поступает по велению долга, часто по наитию чувства и в случайном порыве страсти. Однако все его поступки, даже самые странные, неизменно рождаются из внутренне присущего ему человеколюбия. Он стремится к истине и красоте через ошибки и горькие раскаяния, он ищет любви и щедро дарит сам любовь людям. “Очарованный странник” – это тип “русского скитальца” (говоря словами Достоевского). Конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими “лишними людьми” – Алеко, Онегиными, которых имел в виду Достоевский. Но он тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и без того смирён и своим мужицким званием поставлен перед необходимостью трудиться. Но покою ему нет. В жизни он не участник, а только странник, “черноземный Телемак”.
В повести жизнь главного героя представляет собой цепь приключений, столь разнообразных, что каждое из них, являясь эпизодом одной жизни, в то же время может составить целую жизнь. Форейтор графа К., беглый крепостной, нянька грудного ребёнка, татарский пленник, конэсер у князя-ремонтёра, солдат, георгиевский кавалер – офицер в отставке, “справщик” в адресном столе, актёр в балагане и, наконец, инок в монастыре – и всё это на протяжении одной жизни, ещё не завершившейся.
Само имя у героя оказывается непостоянным: “Голован” – прозвище в детстве и юности; “Иван” – так зовут его татары)это имя здесь не столько собственное, сколько нарицательное: “у них все если взрослый русский человек – так Иван, а женщина – Наташа, а мальчиков они Кольками кличут”); под чужим именем Петра Сердюкова служит он на Кавказе: уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя. И наконец, ставши иноком, зовётся “отец Измаил”, оставаясь тем не менее всегда самим собой – русским человеком Иваном Северьянычем Флягиным.
Создавая этот образ, Лесков не забудет ничего – ни детской непосредственности, ни своеобразного “артистизма” и узкого “патриотизма” “воительницы”. Впервые у писателя личность так многогранна, так свободна, так отпущена на свою волю.
В самом странничестве лесковского героя есть глубочайший смысл; именно на дорогах жизни вступает “очарованный странник” в контакт с другими людьми, нечаянные эти встречи ставят героя перед проблемами, о самом существовании которых он прежде и не подозревал.
Иван Северьяныч Флягин с первого взгляда поражает своей оригинальностью: “Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета; так странно отливала его проседь… он был в полном смысле слова богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А. К. Толстого. Казалось, что ему бы не в ряске ходить, а сидеть бы ему на “чубаром” да ездить в лаптищах по лесу и лениво нюхать, как “смолой и земляникой пахнет тёмный бор”.
Рассказ об укрощении коня как будто вовсе не связан с двумя предыдущими, но его финал – гибель укрощённого коня – вызывает в памяти смерть ссыльного дьячка. И здесь и там налицо насилие над свободным то природы существом. И человек и животное, проявившие непокорство, сломлены и не могут этого перенести. С рассказа об укрощении коня начинается повествование об “обширной протекшей жизненности” Флягина, и этот эпизод не случайно “вынут” из последовательной цепи событий. Это как бы своеобразный пролог к жизнеописанию героя.
По убеждению героя, его предназначение в том, что он – сын “моленый” и “обещанный”, обязан посвятить свою жизнь служению богу.
Иван Северьяныч Флягин живёт по преимуществу не умом, а сердцем, и потому ход жизни властно увлекает его за собой, потому-то столь разнообразны обстоятельства, в которые он попадает. Путь, который проходит герой повести, - это поиски своего места среди других людей, своего призвания, постижение смысла своих жизненных усилий, но не разумом, а всей своей жизнью и своей судьбой. Ивана Северьяныча Флягина как будто и не занимают вопросы человеческого бытия, но всей жизнью, её причудливым ходом он по-своему на них отвечает.
Тема “хождения по мукам” развивается независимо от того, что герой не придаёт ей особого значения. Рассказ Ивана Северьяныча о своей жизни кажется почти неправдоподобным именно потому, что всё это выпало на долю одного человека. “Экий ты, братец, барабан: били тебя, били, и всё никак не добьют”, - говорит ему лекарь, выслушавший всю повесть.
У Лескова герой обездолен жизнью, обкраден ею с самого начала, но в процессе самой жизни он во сто крат приумножает духовное богатство, которым наделён от природы. Его исключительность произрастает на русской народной почве и тем более значительна, что герой на всё отвечает собственным сердцем, а не построениями ума. Идее тут противостоит нечто безусловное, выдерживающее самые трудные испытания.
В неторопливом повествовании лесковских героев вставали зримые черты недавнего прошлого и вырисовывалтсь фигуры реальных людей. Поэтому “Очарованный странник” развертывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя. За происшествием, случаем вставала в этих произведениях жизнь личности.
Обострённый интерес писателя к национальной культуре, тончайшее ощущение им всех оттенков народной жизни дали возможность создать своеобразный художественный мир и разработать самобытный, исполненный артистизма, неповторимый – “лесковский” способ изображения. Лесков умел изобразить жизнь народа, слитую воедино с народным миросозерцанием, уходящим глубокими корнями в национальную историю. Лесков верил и умел показать, что народ способен глубоко “понимать общественную пользу и служить ей без подгона и притом служить с образцовым самопожертвованием даже в такие ужасные исторические моменты, когда спасение отечества представлялось невозможным”. Глубокая вера в великую народную силу и любовь к народу дала ему возможность увидеть и постигнуть “вдохновенность” народных характеров. В “Очарованном страннике” впервые в лесковском творчестве полнозвучно развивается тема народного героизма. Несмотря на многие неприглядные черты, реалистически отмеченные автором, собирательный полусказочный образ Ивана Флягина предстаёт перед нами во всём величии, благородстве души своей, бесстрашии и красоте и сливается с образом народа-богатыря.“Очень мне за народ умереть хочется”, - говорит очарованный странник. Глубоко переживает “черноземный Телемак” свою причастность к родной земле. Какое великое чувство заключено в его незатейливом рассказе об одиночестве в татарском плену: “…Тут глубине тоски дна нет…Зришь, сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмётся обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещёную землю и заплачешь”.
В “Очарованном страннике” Лесков говорит о “добром русском богатыре”, о “добром простодушии”, о “доброй душе”, о “добром и строгом житии”. Жизнь описываемых героев полна диких, злых и жестоких порывов, но в скрытом источнике всяких человеческих поступков и помышлений покоится доброта – неземная, идеальная, мистическая. Она не открывается среди людей в своём чистом виде, потому что доброта есть состояние души, соприкоснувшейся с божеством.
Тех героев, которые наиболее близки его сердцу, Лесков всегда сравнивает с героями былин и сказок. Н. Плещунов делает следующий вывод, рассуждая об “Очарованном страннике”: “…возникает догадка, что этот “Очарованный странник” и есть народ под крепостным игом, ищущий, ждущий часа своего избавления”. Не только герои “Очарованного странника”, но и многие другие образы писателя были “иконами”, но не в том смысле, что они были религиозны по существу, а в том, что наиболее значительные их черты отражались писателем “статически”, “традиционно”, в духе религиозных жанров, жанров фольклора и древней русской литературы: житий и притч, легенд и преданий, сказаний, анекдотов и сказок.
Герой рассказа назван очарованным странником, - и в этом названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в “Запечатлённом Ангеле”, сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против неё она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.
Религиозное восприятие мира, склонность к суевериям соответствуют уровню сознания большинства лесковских героев, определяются тяготеющими над ними традициями и представлениями об окружающем мире. Однако под покровом религиозных мыслей и рассуждений своих героев писатель сумел увидеть вполне мирское, обыденное отношение к жизни и даже (что особенно значительно) смог критически отнестись к официальной религии и церкви. Поэтому произведение “Очарованный странник” не потеряло своего глубокого значения и по сей день.
На что бы ни посмотрел религиозный человек из простого народа, всё приобретает для него чудесное значение. Он видит Бога в явлениях – и эти явления кажутся ему одною воздушной цепью, которая связывает его с последним убежищем духа. Совершая свою житейскую дорогу, он проливает на неё свет своей младенческой веры, не сомневаясь, что дорога ведёт его к Богу. Эта мысль проходит через весь рассказ Лескова “Очарованный странник”. Подробности его поражают своей оригинальностью, и местами, сквозь густые краски бытового описания, чувствуется натура писателя, с её разнообразными, явными и тайными страстями.
Глубокое ощущение нравственной красоты, чуждое развращающего равнодушия, “одолевает дух” лесковских праведников. Родная среда сообщает своим живым примером не только вдохновенные порывы, но “строгое и трезвое настроение” их “здоровой душе, жившей в здоровом и сильном теле”.
Лесков любил Россию всю, какова она есть. Он воспринимал её как старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Он изобразил Русь святую и грешную, неправую и праведную. Перед нами удивительная страна удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.
“Очарованная Русь” – термин условный, литературный. Это совокупный образ, воссозданный художником в своём творчестве, вобравший в себя некоторые стороны исторической действительности. Это те сокрытые великие силы, которые видел Лесков в своём народе. Это – “старая сказка” о нём.
Список литературы:
1. А. Волынский “Н.С. Лесков”;
2. В. Ю. Троицкий “Писатель Земли Русской”, “Лесков – художник”;
3. Л. Крупчанов “Жажда света”;
4. Г. Гунн “Очарованная Русь Николая Лескова”.
5. Б. Дыханова “Запечатленный ангел” и “Очарованный странник” Н. С. Лескова”.
(1873)В этом произведении, может быть наиболее оригинально, у Лескова отражено то затейливое миропонимание, которое свойственно русскому человеку. Фигура странника Ивана Северьяновича Флягина, с одной стороны, связана с традицией русского фольклора и древней литературы, с образами скитальцев, искателей счастливой доли, а с другой — напоминает повествователю Илью Муромца, образы былинных богатырей. И в жанровом отношении повесть похожа на хождения, весьма распространенные в древнерусской литературе.
Герой сам повествует о своей жизни. Он родился крепостным, многого достиг, потерял и от многого добровольно отказался. Поисками правды, справедливости, счастья, красоты на всю жизнь был очарован этот человек. И стремлением к ним одухотворены все повороты его прихотливой судьбы. Он «всю жизнь свою погибал, и никак не мог погибнуть». Неуемная сила духа, богатырское озорство, пытливый поиск истины, неистребимая любовь к жизни влекут его по дорогам родины.
Писатель вовсе не идеализирует своего героя. В ранней молодости, служа форейтором помещика, он совершает страшный грех, убив монаха. Явившись герою во сне, убитый предрекает ему путь тяжкого духовного поиска, испытаний, наказаний за прегрешения. И много позже герой отнюдь не становится безгрешным. Страстная душа и беспокойное сердце вовлекают его все в новые приключения. «Я на своем веку много неповинных душ погубил», — признается он. Вспомним, например, трагическую историю цыганки Груши, убийство которой сам рассказчик оценивает как смертный грех. Драмо-комические, по выражению слушателя-повествователя, приключения Флягина всегда сопряжены с выяснением духовных и нравственных вопросов. Итогом его пути должно стать обретение истинного смысла бытия, осознание своего места и предназначения в жизни, духовное прозрение.
«Мне за народ очень помереть хочется», — говорит герой повести в самом ее конце, предчувствуя новые испытания для родины и для себя. И это определенный и важный итог его поисков. Чувством любви к православному отечеству, тоски по родной земле пронизан весь его увлекательный и странный рассказ о жизни в татарском улусе, куда его забросила прихотливая судьба: «тут глубине тоски дна нет... зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед тобой отколь ни возьмется обозначится монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь».
Писатель не впадает в слащавость, не идеализирует и не превозносит героя. Он каждый раз поступает так, как подсказывают ему здравый смысл, чувство самосохранения, ведет себя вполне естественно. И позже герой живет повседневными интересами, движим страстями, ошибается, заблуждается, кается. Но всегда как святыню хранит в душе имя, данное ему при рождении, веру, завещанную предками, сберегает в сердце Святую Русь как неотделимую часть и основание личности. В странствиях и испытаниях ему открылась красота русской земли, глубина и широта души ее народа, прекрасная загадочность бытия человека на земле.
Галереей своих праведников и странников, талантливых русских самородков Лесков существенно обогатил представления о народном национальном характере.
|
|