Анализ «Тарас Бульба» Гоголь. Тарас бульба анализ произведения

Повесть “Тарас Бульба” Н.В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика

Центральное место в сборнике “Миргород” Н.В. Гоголя за­нимает повесть “Тарас Бульба”. Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за свою независимость. Центром освободительного движения в то время была Запорожс­кая Сечь, организация украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. Это обращение Гоголя к истории перекликалось с отношением писателя к современнос­ти. “Бей в прошедшем настоящее, – писал впоследствии Гоголь Языкову, – и тройною силою облечется твое слово”. Духовной пустоте современного общества писатель противопоставляет нрав­ственную цельность и могучую силу народного духа.

Повесть “Тарас Бульба” привлекает читателей реалистичнос­тью повествования, истиной сильных, богатырских характеров, героическим началом, сочетанием жанровых элементов эпоса и трагедии. При этом ведущий пафос произведения – романти­ческий.

Тарас Бульба – главный герой повести. В этом образе Гоголь раскрыл лучшие черты

национального героического характера. Все мысли и надежды героя неразрывно слиты с помыслами его народа. Во всем: в суровой простоте быта, в широте натуры и в самом складе ума – Тарас близок к своему “товариществу”. Од­нако, создавая типический образ народного героя, писатель под­черкивает его индивидуальность. Тарас Бульба – яркая, сильная личность, активно влияющая на ход событий. Могучая жизнен­ная сила, кипучая энергия, мужество и в то же время непосред­ственность, искренность, добродушие, чувство юмора – все эти качества присущи герою. Все эти качества делают образ героя многогранным, жизненно правдивым. “У Гоголя, – писал В.Г. Бе­линский, – Тарас Бульба также исполнен комизма, как и траги­ческого величия; оба эти противоположные элемента слились в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе лич­ность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеетесь над ним”.

Историки литературы, анализируя образ Тараса Бульбы, стре­мились найти исторический прототип этого героя. Так, И. Ка­манин предполагал, что таким прототипом является Богдан Хмельницкий. И некоторые черты биографии Хмельницкого (два сына его убиты польской шляхтой) действительно позволяют нам говорить о справедливости данного замечания. Однако в целом Тарас Бульба – это обобщенный образ народного героя, каким он предстает в народных песнях и сказаниях.

И этот образ действительно соотнесен у Гоголя с фольклор­ной традицией. Превыше всего герой ставит любовь к отечеству. Он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается ис­полнения долга. Тарасу чужда какая-либо внутренняя противо­речивость, душевная двойственность. Это натура сильная, цель­ная, духовно могучая. Так, он осознает всю тяжесть преступле­ния Андрия, несмотря на его любовь к сыну. Ослепленный сво­им чувством к красавице-полячке, Андрий отрекается от родины и предает идеалы “товарищества”. “Чем не козак был?” – с горе­чью говорит Тарас, смотря на “чудную красоту” казненного его рукой сына. Это горькое чувство, глубокая жалость к сыну, так человечно и реалистически показанные Гоголем, придают обра­зу Тараса большую правдивость. Верность родине герой ставит выше кровного родства. “Нет уз святее товарищества! – говорит Тарас. – Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя лю­бит отец и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей”.

Героическими качествами, по мысли писателя, обладают мно­гие запорожцы. Писатель представляет нам целую галерею храб­рых, достойных казаков в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Остапа. Остап – достойный преемник своего отца. Писатель подчеркивает его храбрость, воинскую смекалку, преданность своему народу. Всю силу своего характера проявля­ет Остап в сцене казни, когда его подвергают жестоким пыткам и мучениям.

Сцены убийства Тарасом изменника-сына, сцена казни Ос­тапа и сцена гибели самого Тараса на костре представляют собой трагические вершины повести. Центральным же эпизодом произведения является битва под Дубно. “Битва под Дубно из­лагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожс­кой Сечи (битва – пир, воины – орлы), соединяется с высоким, проникающим в душу лиризмом(троекратное обращение Тара­са к казакам). Гиперболизируя, Гоголь применяет стилистику былин: “Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!”. Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фра­зам, к повторам, к риторическим восклицаниям: “Как же вски­нулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной ата­ман Кукубенко…”

На протяжении развертывающихся событий Гоголь неодно­кратно превращается в их очевидца, участника, заинтересован­ного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: “Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!”. Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: “Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!””.

“Тарас Бульба” – глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимис­тична: писатель считает, что сила и мощь украинского народа вечны, непобедимы.

Глоссарий:

  • Сочинение тарас бульба
  • тарас бульба сочинение
  • сочинение по тарасу бульбе

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Бульба является ключевым персонажем в одноимённом произведении Н. В. Гоголя, у которого было множество существовавших в реальности прототипов – его образ вобрал в себя...

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

Проблема личного выбора и гуманизма.

Пейзажные описания в повести

Литература

7 класс

Тарасенко Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы,

Цели урока:

образовательная: обобщить знания учащихся о жизни и творчестве Н.В. Гоголя, дать понятие о народном герое и героической повести, научить умению аргументировать, анализировать и составлять дискуссионные и концептуальные карты опроса;

развивающая: развивать у учащихся умение анализировать литературное произведение и литературный образ, логическое, критическое, ассоциативное мышление;

воспитательная: воспитать патриотические чувства, любовь к ближнему, человечность, милосердие, осознание человеческих поступков. Расширить читательский кругозор.

Тип урока: закрепление изученного материала, обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: стандартный.

Методы и приёмы обучения: словесный (рассказ, беседа, чтение) , исследовательский, проблемное изложение.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, индивидуальная.

Педагогические технологии и методики: личностно-ориентирован-ное обучение, стратегия критического мышления через чтение и письмо ( RWST ).

Межпредметная связь: история, основы общественных знаний.

Оборудование и наглядность: Мультимедийное оборудование (компьютер, интерактивная доска, колонки) ; программное обеспечение Microsoft Office 2013 (приложение - PowerPoint ; проигрыватель Windows Media // Flv Player. Иллюстративное приложение « Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Видеофрагменты из кинофильма «Тарас Бульба» (режиссёр Владимир Бортко, 2009); книжно-иллюстративная выставка «О Гоголь , наш несравненный Гоголь !...» ; портрет писателя.

Дида ктический материал: дискуссионные и концептуальные карты опроса; диалоговые карточки (Приложение 2) .

Литературный ряд: Произведения Н.В. Гоголя. Литература об авторе. (Список прилагается)

Предварительная работа: разработка темы урока и диалоговых карточек, подбор видеофрагментов, текстового и иллюстративного материала, вопросов и заданий для анализа текста. Работа с учащимся по подготовке индивидуального выступления по творчеству Н.В. Гоголя.

Ожидаемые результаты: учащиеся пополнят сведения об авторе и исторической эпохе, научатся составлять карты опроса, мыслить в логике RWST ; расширят словарный запас.

Структура урока: 1. Организационный момент. 2. Анализ текста по главам. 3. Рефлексия. Подведение итогов. 4. Работа над жанровым своеобразием повести . 5. Домашнее задание.

Ход урока

Литература.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы, задания по литературе: Учебное пособие по литературе для учащихся 7 классов. - М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. – 223с.

Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина. - Алматы: Атамұра, 2003. – 352 с.

Савельева В.В. Русская словесность: мир художественной литературы. Рабочая тетрадь: Для 7 класса общеобразовательной школы / В.В. Савельева, Г.Г. Лукпанова, Г.З. Шашкина, И.Р. Махракова. – 3-е изд., доработ. - Алматы: Атамұра, 2012. – 128 с.

Гоголь Н.В. Тарас Бульба: повесть/ Н.В. Гоголь. – М.: Дет.лит., 2013.-187 с.

Индивидуальные карточки на знание текста

Карточка №1

Прочитайте текст повести. Подумайте, в чем своеобразие этого описания и с какими картинами живописи можно сравнить его.

Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше: вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки (васильки); желтый дрок (степное растение) выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха; вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою! вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

Карточка № 2

Прочитайте вслух «Речь о товариществе». Подумайте, какие мысли в ней важны вам и сегодня.

«… Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а! .. -сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната (польский крупный помещик), который желтым чеботом (сапогом)своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать… Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!»

Карточка № 3

Как встретил Тарас своих сыновей?

Восстановите текст повести «Тарас Бульба»:

- А поворотись-ка, …! Экой ты … какой! Что это на вас за … подрясники? И этак все ходят в академии?

Такими словами встретил старый Бульба двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

Сыновья его только что слезли с коней. Это были два … молодца, еще смотревшие …, как недавно выпущенные семинаристы. …, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась … . Они были очень смущены таким приемом отца и стояли …, потупив глаза в землю.

- Стойте, стойте! дайте мне разглядеть вас хорошенько, - продолжал он, поворачивая их, - какие же длинные на вас …! Экие …! таких … еще и на свете не было. А побеги который-нибудь из вас! я посмотрю, не шлепнется ли он на землю, запутавшись в полы.

- Не смейся, не смейся, батьку! - сказал наконец старший из них.

- Смотри ты, какой …! А отчего ж бы не смеяться?

- Да так; хоть ты мне и батька, а как будешь смеяться, то, ей-Богу, …! (…)

- Да он славно бьется! - говорил Бульба, остановившись, - Ей-богу, хорошо! - продолжал он, немного оправляясь, - так, хоть бы даже и не … . Добрый будет … ! Ну, здорово, сынку! почеломкаемся! - И отец с сыном стали … . - Добре, сынку! Вот так … всякого, как меня … : никому не спускай!

Проверьте себя по тексту. Верно ли вы вставили пропущенные слова? Подготовьте с одноклассниками инсценированное чтение.

Карточка № 4

1. Какое впечатление произвела речь на козацкие сердца? Перескажите близко к тексту Гоголя, включив в свой рассказ словосочетания: «разобрала сильно такая речь», «до самого сердца», «потупив седые головы», «слеза тихо накатывалася в старых очах».

2. С какими словами погибли на поле брани Степан Гуска, Бовдюг, Балабан, Кукубенко?

Карточка № 5

Кто и в связи с какими событиями произнес: «А что, паны?.. Есть ещё порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки?»

Карточка № 6

Какие чувства передает нам Гоголь, описывая смерть Андрия? По каким приметам мы догадываемся об этом?

« Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова»

Карточка № 7

Прочитайте фрагмент сцены казни Остапа. Подумайте, о чем заботится в последние мгновения жизни Остап. Как это перекликается с речью о товариществе?

«… Площадь, на которой долженствовала производиться казнь, нетрудно было отыскать: народ валил туда со всех сторон…

Но толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: «Ведут… ведут!.. козаки!..»

Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.

Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:

Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!

После этого он приблизился к эшафоту.

Добре, сынку, добре! – сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.

Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и … Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества…

Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, – ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его.

Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: «Добре, сынку, добре!»

Но когда подвели его к последним смертным мукам, – казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, всё неведомые, всё чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:

Батько! где ты! Слышишь ли ты?

Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.

Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа.. Но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.

Карточка № 8

Чем объяснить такое настроение Тараса?

Напрасно старались занять и развеселить Тараса; напрасно бородатые, седые бандуристы, проходя по два и по три, расславляли его козацкие подвиги. Сурово и равнодушно глядел он на все, и на неподвижном лице его выступала неугасимая горесть, и, тихо понурив голову, говорил он: «Сын мой! Остап мой!»

Карточка № 9

Найдите в десятой главе описание Тараса Бульбы. Сравните описание Тараса Бульбы в первых и десятой главах. Как изменился герой?

КК (Концептуальная Карта)

Параметры

Первая глава

Десятая глава

Внешний портрет

Внутренний (психологический портрет)

Поступки

Карточка № 10

О чем заботится Тарас в последние мгновения своей жизни? Как это перекликается с речью о товариществе?

«…Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.

«Попалась ворона! – кричали ляхи. – Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех. Тут же стояло нагое дерево, вершину которого разбило громом. Притянули его железными цепями к древесному стволу, гвоздем прибили ему руки и, приподняв его повыше, чтобы отовсюду был виден козак, принялись тут же раскладывать под деревом костер. Но не на костер глядел Тарас, не об огне он думал, которым собирались жечь его; глядел он, сердечный, в ту сторону, где отстреливались козаки: ему с высоты все было видно как на ладони.

Занимайте, хлопцы, занимайте скорее, – кричал он, – горку, что за лесом: туда не подступят они!

Но ветер не донес его слов.

Вот, пропадут, пропадут ни за что! – говорил он отчаянно и взглянул вниз, где сверкал Днестр. Радость блеснула в очах его. Он увидел выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы, собрал всю силу голоса и зычно закричал:

К берегу! к берегу, хлопцы! Спускайтесь подгорной дорожкой, что налево. У берега стоят челны, все забирайте, чтобы не было погони!

На этот раз ветер дунул с другой стороны, и все слова были услышаны козаками. Но за такой совет достался ему тут же удар обухом по голове, который переворотил все в глазах его. (…)

Когда очнулся Тарас Бульба от удара и глянул на Днестр, уже козаки были на челнах и гребли веслами; пули сыпались на них сверху, но не доставали. И вспыхнули радостные очи у старого атамана.

Прощайте, товарищи! – кричал он им сверху. – Вспоминайте меня и будущей же весной прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте! …

А уже огонь подымался над костром, захватывал его ноги и разостлался пламенем по дереву… Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!

Немалая река Днестр, и много на ней заводьев, речных густых камышей, отмелей и глубокодонных мест; блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячаньем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем, и много куликов, краснозобых курухтанов и всяких иных птиц в тростниках и на прибрежьях. Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах, дружно гребли веслами, осторожно минали отмели, всполашивая подымавшихся птиц, и говорили про своего атамана.

Карточка № 11

Что привлекало Гоголя в истории Украины Х I XVII веков? Объясните происхождение названия «Запорожская Сечь».

Карточка № 12

Как описывает Тараса Бульбу Н.В. Гоголь? Какие художественные средства использует автор для описания его портрета?

Элементы портрета героя

Художественные средства

Карточка № 13

Выпишите из текста описания элементов интерьера светлицы в доме Тараса и комнаты прекрасной полячки.

Светлица Тараса

Комната полячки

Карточка № 14

Сопоставьте образы сыновей Тараса Бульбы

Остап

Андрий

Портрет

Отношение к родителям

Отношение к учебе в бурсе

Поведение в бурсе

Первый бой

Сцена гибели

Выводы:

Бахмурнова Елена.Анатольевна, учитель МБОУ СОШ № 24 г. Новосибирска

Актуальные проблемы воспитания подростков (на материале романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»)

Говоря современным языком, русская литература - эта совершенная поисковая система, которая никогда не дает сбоя. Какой бы вопрос ни стоял на повестке, можно запрашивать классиков и ожидать исчерпывающего ответа.

В рамках художественной системы писателя открывается видение пути человека, народа, государства. Любая ситуация, оказывается, была описана давно, и давно даны безошибочные ориентиры.

Вот «Тарас Бульба» Гоголя. Сцена убийства Тарасом сына Андрия всегда потрясает детей. Как же так? Согласно одной из традиционных трактовок, перед нами неразрешимая коллизия: выбор между любовью и Родиной.

Андрия влечет красота полячки. Но не только. Его глазами дается описание прекрасного храма и дома в осажденном Дубне. Прекрасная архитектура, прекрасная музыка, прекрасная полячка, прекрасные польские паны, что смотрят сверху вниз на осаждающее город казачье войско. По контрасту – жалкая мать Андрия, простая беленая хата Тараса, отнюдь не блестящий вид козаков. Андрий выбирает красоту. «Красота - страшная сила» - так называлась исследовательская работа одной из моих учениц по «Тарасу Бульбе». У Гоголя она страшна, потому что это великое искушение. Рядом с «Тарасом» стоит у него «Вий», где обнаружена дьявольская сущность соблазна, что раскалывает душу человека, а потом и вовсе губит его.

Дети сейчас увлекаются жанром фэнтэзи, и чем же не ЧУЖОЙ Андрий, который произносит чудовищные слова: «А что мне отец, товарищи и отчизна?.. Кто сказал, что моя отчизна Украйна?.. Отчизна моя – ты!.. И все, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну!» В традициях русского православия вера христианская, и родина, и воинское братство – это главные ценности. Андрий отрекся от рода, народа, Родины. «И погиб козак!»-пишет Гоголь раньше, чем Тарас убивает сына.

А теперь ситуация, что в свое время обошла СМИ: девушка на майдане с плакатом «Хочу кружевные трусики и в ЕС». Красота – страшная сила. Красота архитектуры, красота музыки, красота мужчин и женщин, красота трусиков, в конце концов. Красивая жизнь в широком смысле слова - и «Кто сказал, что моя родина Украина?»

Известно, что Гоголь в свое время не избежал соблазнов: был увлечен красотами Рима и красотой католического богослужения и всегда боялся попасть под власть женщин. Так что писал он со знанием дела. И повесть «Тарас Бульба в том числе про то, что так актуально сейчас: внешнее не должно заслонять сущностное. Чтобы менять свое на чужое, надо понимать, что за ценности ты размениваешь.

Красота польских красных кафтанов и золотых доспехов, которые горят на солнце – это одна сторона. С другой стороны: в бедной хате Тараса богатыми были только трофеи, конская упряжь и оружие – все то, что отличает героя как хорошего воина. Не до золотых доспехов запорожцам, потому что делают они дело «великого поту, великой козацкой доблести». И жены казаков не Прекрасные Дамы, потому что и время, и доля их тяжелы: мужчины большую часть жизни проводили в походах и там часто погибали. Но женщины смиренно несли свой крест, сохраняли дом, были нежными, заботливыми матерями.

Думал ли Андрий об этом? У Гоголя он замирает, остолбеневает при появлении полячки - этот паралич личности лишает его сознания, критичного отношения к происходящему. Конфликта между любовью и долгом, на наш взгляд и не было, Андрий был сразу покор е н и потому сделался покорным. Можно вести речь не только о гибели Андрия как казака, но и о его гибели как человека, отдающего свою субъектность во «внешнее управление». Это проблема очень широкая, и касается она и некоторых людей, и целых государств.

Еще одна актуальная проблема: поиск современного положительного героя. Делать жизнь подростку с кого - с брутальных суперменов западного образца?

А вот обратите внимание: Петр Гринев, «Капитанская дочка» Пушкина. Вначале – типичный недоросль. Представления о жизни, как и у многих инфантильных подростков: «Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе , об удовольствиях петербургской жизни» (выделено нами). Но мудрый батюшка решает отправить его на службу в захолустье, и начинается обряд инициации. Пушкин строит «Капитанскую дочку» во многом как сказку, потому что в основе произведения – линия инициации, т.е. испытаний героя. По сути, «Капитанская дочка» про то, как мальчик становится мужчиной. Сюжет укладывается в схему В.Я. Проппа: наказ герою, выезд из дома, обман и т.д. Но все этапы испытаний Гринева психологически очень достоверны. Первое, что он делает, выйдя из-под опеки, - сразу же нарушает наказ отца и поддается уговорам выпить и сыграть на деньги «по-взрослому». Но не это делает его взрослым.

Один из своих памфлетов Пушкин сопроводил эпиграфом: «Я вышел на арену с равными мне». Только в столкновении с трудными препятствиями и сильными врагами человек становится героем. Главным соперником Гринева Пушкин делает Пугачева.

В западных фильмах враги - это различные монстры, начиная от доисторических животных и заканчивая космическими пришельцами. Давайте посмотрим на Пугачева под этим углом зрения. Каждый раз он является Гриневу в новом обличье (беглый казак, «царь», палач, благодетель), к тому же имеет зооморфные черты (волк, орел) - попробуй различи под этими личинами человека. Всякая встреча Гринева с Пугачевым – это разгадывание загадки, испытание не на жизнь, а на смерть, и здесь суперменские боевые приемчики не при делах. В нужный момент Гринев проявляет и мужество, и волю, и бесстрашную честность, а еще глубокое понимание ситуации, ум и гибкость. Всякий раз он находит верный ключ к душе непредсказуемого Пугача, при этом сохраняет достоинство и ни разу не изменяет себе. Вот это испытания! В итоге самый опасный враг делается другом.

Каждый раз Петр как будто бы переходит на новый уровень в компьютерной игре: только победил – начинается новый гейм, еще более сложный. В итоге, когда, казалось бы, все позади, Гринев попадает под суд по ложному доносу. И здесь – благородное молчание о своей невесте и великое смирение перед судьбой, готовность перенести ее новые тяготы.

Пушкин показывает, что источник внутренней крепости русского человека – в его нравственной цельности. Петр Гринев обрел внутреннюю опору и начал соответствовать своему имени (Петр – камень) в Белогорской крепости. В этом ему помогло семейство с говорящей фамилией - Мироновы. Эти люди противостоят всякой лжи, раздору, расколу на личностном уровне: с одной стороны – великая смута, с другой - потрясающая нравственная цельность. Тихая, смирная Маша Миронова в нужный момент оказывается верной, сильной, самостоятельной в решениях, и она, как вещая невеста в сказках, спасает жениха. Happy end , и Голливуд отдыхает.

Пушкин как конкурент Голливуда? Да, поскольку современное массовое искусство эксплуатирует архетипические образы и сюжеты, заложенные в мифах и сказках. Схема та же: испытания героя в экстремальных ситуациях. Но если у западных «коллег» этот герой становится суперменом (читай: сверхчеловеком), потому что широко шагает по головам, то у Пушкина герой начинает и заканчивает другим - милосердием (заячий тулупчик и прощание с Пугачевым на лобном месте).

Одна из закономерностей: в критической ситуации нас осеняет, что пора оборачиваться назад, к «устаревшим» источникам, и мы наконец-то задаем трудные вопросы классикам. В итоге получаем возможность подумать о самом главном: об ответственном личностном выборе и о становлении человеческого в человеке.

Гоголя — это историческая повесть, раскрывающая перед читателем быт казаков Запорожской Сечи. Повесть рассказывает о героическом прошлом страны, где рождались настоящие патриоты. Это одна из знаменитых работ Гоголя, которую мы изучили на уроке и теперь сделаем анализ произведения, раскрывая проблематику и главную мысль работы автора.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Тарас Бульба читатель переносится в 16-18 век, когда украинский народ ведет борьбу с польской шляхтой. В центре произведения главные герои — два сына , а также сам Тарас Бульба, который был не только отцом и патриотом, но и казацким полковником. Повесть переносит нас в Запорожскую Сечь, куда после учения приезжают сыновья Бульбы. Это уже повзрослевшие, сильные парни, настоящие казаки, которые будут воевать рядом со своим отцом. К несчастью Андрий полюбил дочь врага и переступил через все клятвы и законы казаков. Он предатель и единственным исходом могла быть только его смерть. Можно только представить, насколько тяжело далось Тарасу Бульбе убийство своего сына, но иного выход не было. Предательство не прощалось, особенно среди казачества того времени. В отличие от брата, Остап оказался настоящим патриотом, который в плену не проронил ни слова и умер, как герой.

Из анализа произведения Тарас Бульба Гоголя мы видим, насколько мужественным, праведным и справедливым был полковник, который породил сына, и сам же его убил за предательство. Подобное было нормой в военное время, хотя сегодня сложно принять такие обычаи. Но ведь мы и живем в другие времена, поэтому не имеем права осуждать кого-либо из персонажей. Такие уж были законы и правила.

Проблематика повести Тарас Бульба

В своем произведении Тарас Бульба Гоголь раскрывает разную проблематику. Это борьба с врагом, когда приходилось защищать родные границы. Здесь и нравственный выбор, когда приходится выбирать между чувствами и долгом. Показывает автор и важность сплоченности, которая приводит к победе. Здесь же автор раскрывает темы отношения детей и родителей. Раскрыта проблема самопожертвования, любви и верности.

Главная мысль

Познакомившись с этим шедевром мировой литературы, можно выделить и главную мысль повести. Заключается она в непоколебимой любви к Родине, необходимости ее оберегать и защищать. Именно этим занимались казаки, самоотверженно бросаясь на поле боя.

Повесть «Тарас бульба» очень примечательна не только в цикле «Миргород», но и во всём творчестве Николая Гоголя. Для начала следует сказать, что в сам цикл входят весьма разноплановые повести: «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики». События всех этих произведений разворачиваются на Украине. И «Вий», и «Тараса Бульбу» можно назвать фантастическими, но «Вий» имеет скорее мистическую направленность, тогда как повесть «Тарас Бульба» относится к произведениям на историческую тематику. Для более глубокого раскрытия темы «Тараса Бульбы» следует подробнее проанализировать произведение.

На первый взгляд может показаться, что тема этого произведения ограничивается лишь фразой «борьба козаков за свою родину». Но это не совсем так. Безусловно, этот аспект присутствует, но помимо него есть и другие.

Борьба за родину

Эта тема является основной: козаки сражаются и с поляками, и с татарами, хоть этот эпизод не описан в тексте произведения. Запорожцы едут в Польшу не просто от скуки или чтобы размяться и закалить в боях молодых воинов. Козаки глубоко оскорблены тем, как католические священники относятся к христианским праздникам, тем, что из ряс шьют наряды, что запрягают простых христианских верующих в телеги, унижая человека: «…ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан». Эти известия вызвали бурную реакцию среди запорожцев, воспряли они духом, и, подгоняемые жаждой справедливости и боевым азартом, стали собираться в поход. Ни один из запорожцев не высказал недовольства, даже мысли о том, чтобы остаться на Сечи, среди гулянок и драк, ни у кого не могло возникнуть: «… и старые, и молодые; все, с совета всех старшин, куренных, кошевого и с воли всего запорожского войска, положили идти прямо на Польшу».

В боях козаки показали себя храбрыми и бесстрашными воинами, готовыми сражаться до последнего, чтобы не посрамить чести родного края. Умирая, все они произносили несколько слов о том, что ценили больше всего: о воле и Отчизне. Например, раненый Балабан произносит перед смертью: «Пусть же цветёт вечно земля Русская!», а Кукубенко благодарит товарищей, заканчивая речь фразой: «путь же после нас живут ещё лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!». Благодаря образам этих запорожцев, читатель понимает, что каждый козак искренне любил родную землю. Каждый запорожец на Сечи - настоящий патриот, так как всегда готов был отстаивать в первую очередь свободу и независимость Отчизны, и только потом думать о себе.

Борьба за то, что дорого

Говоря о теме повести «Тарас Бульба» нельзя не сказать о теме борьбы за веру, которая связана с темой борьбы за Отчизну. Сам Тарас Бульба ставит христианскую веру превыше всего. «Он считал себя законным защитником православия» - так описывает Бульбу автор. Для старого козака понятие «верующий христианин» синонимично определению «порядочный человек» – не случайно молодых людей, которые пришли на Сечь, спрашивали об их вероисповедании. Вера у козаков перерастает из простых отношений с Богом в некий символ единства, то, чем объединены все запорожцы. Именно поруганная вера служит причиной такого скорого решения о нападении на поляков.

Андрий Бульбенко, поначалу представляется неким вероотступником и дезертиром, ведь он предал своих, перейдя на сторону врагов. Неправильным было бы утверждение, что младший сын Бульбы вовсе не заботился о последствиях своего поступка. Он решил сражаться с поляками из-за любви к дочери пана. Девушка, пленившее его сердце, была настолько ему дорога, так много значила для молодого козака, что Андрий отрёкся от сформированной системы ценностей: «А что мне отец, товарищи и отчизна!…нет у меня никого!». Андрий осознанно делал выбор, он понимал, что в лучшем случае никогда больше не увидит панночку, а в худшем – увидит её смерть. Он борется за то, что было ему дорого – за свою любовь, совершая рискованный поступок.

Значимой является сцена убийства Андрия. Напомним, что его убивает Тарас Бульба. Это произошло на поле боя, когда Бульба-старший увидел сына в составе польского войска. Козака охватил гнев и отчаяние: его родной сын предал ту любовь, которую воспитывал и воспитал в нём отец – любовь к Отчизне и христианской вере. Это стало слишком большим ударом для старого запорожца, не вписывалось в его картину мира. Убивая сына, Бульба убивает возможность к ренегатству как таковую. Он показывает, что выстроенные им ценности оказываются превыше кровных уз.

Заключение

Как можно заметить, тема произведения Гоголя «Тарас Бульба» не ограничивается лишь борьбой за родной край. Борьба понимается автором как нечто большее, чем просто сражение. Человек должен отстаивать свои интересы, а также то, что представляет для него ценность. Возможно, во время этой борьбы он погибнет, но всё равно до самого последнего вздоха останется Человеком.

Описание идеи и заключение, сделанные в этой статье, могут быть использованы учениками 6-7 классов при подготовке реферата или сочинения «Тема повести «Тарас Бульба»».

Тест по произведению