Бедность не порок описание мити. Островский «Бедность не порок» – анализ. Главные герои пьесы

На Святках. Приказчик Торцова, Митя, бедный юноша, влюблён в дочь своего хозяина, Любовь Гордеевну. Добродушная жена Торцова, Пелагея Егоровна , в честь праздника решает устроить у себя вечеринку для молодых девушек – дочери и её подруг. Она приглашает туда и парней – Митю, племянника Яшу Гуслина и их знакомого, купеческого сына Гришу Разлюляева.

Бедность не порок. Спектакль по пьесе А.Н. Островского (1969)

Перед вечеринкой Пелагея Егоровна заходит в конторскую комнату к Мите и жалуется на своего супруга. Гордей Карпыч в последнее время сдружился с богатым приезжим московским фабрикантом Африканом Савичем Коршуновым. Этот разгульный любитель всего иноземного приохотил и Торцова к чужестранным нравам. Гордей Карпыч, невзирая на собственное простое происхождение, стал хулить «русский обычай» и поговаривать, что в их городишке живут «одни мужики», которые ничего не понимают в европейской культурности и модах.

Когда Пелагея Егоровна уходит, в митиной комнате появляется Яша Гуслин. Митя со вздохами признаётся ему, что изнывает от страсти к Любови Гордеевне. Яша советует забыть об этом безнадёжном чувстве: богач Торцов не выдаст свою дочь за бедняка. К тому же Гордей Карпыч – человек с большим норовом. Яше, своему племяннику, он из самодурства не позволяет жениться на молодой вдове Анне Ивановне.

Приходит друг Яши и Мити – купеческий сынок Гриша Разлюляев, шутоватый повеса. Втроём они поют под игру на гитаре грустную песню в духе народной поэзии Кольцова . За этим занятием их застаёт приехавший домой Гордей Карпыч – и ругает: к чему «горланить, словно мужичьё». Разлюляева он отчитывает за то, что при богаче-отце он носит не модное европейское платье, а русский зипун.

Когда Торцов уходит, к парням заглядывают девушки: Любовь Гордеевна с подругами Машей и Лизой и вдова Анна Ивановна, в которую влюблён Яша Гуслин. Они с удовольствием слушают песни парней. Потом задорная и шаловливая Анна Ивановна уводит всех, захлопывая за собой дверь так, что Митя и Люба остаются в комнате наедине.

Митя в волнении умоляет Любовь Гордеевну посидеть с ним немного. Срывающимся голосом он читает ей несколько строк стихов собственного сочинения о парне, который без надежды полюбил красну девицу. Выслушав, раскрасневшаяся Люба просит лист бумаги, перо, что-то пишет и подаёт свёрнутый листок Мите с уговором прочесть только после её ухода.

Люба выскальзывает в дверь, а к Мите входит брат Гордея Карпыча, Любим Торцов . Некогда Гордею досталось от отцовского наследства торговое заведение, а Любиму – деньги и векселя. Любим поехал в Москву и сдружился там с Африканом Коршуновым – тем самым, что недавно втёрся в доверие и к Гордею. Под дурным влиянием Коршунова Любим в Москве запьянствовал и быстро промотал свой капитал. По натуре весёлый шутник, он стал ходить по городу и скоморошеством собирать копейки на вино. Потом вернулся в родной город, к брату, но тот принял его неласково и стал помогать лишь время от времени, нехотя.

Теперь Любим вновь поссорился с Гордеем и просится к Мите переночевать. Сердобольный юноша впускает его и укладывает спать, а сам разворачивает записку Любы и с замиранием сердца читает: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

«Бедность не порок», 2 действие – краткое содержание

Митя и Люба случайно встречаются наедине и уже открыто признаются в любви друг к другу. Они решают пойти завтра вдвоём к Гордею Карпычу, упасть ему в ноги и просить благословения на свадьбу.

Вечером в доме начинаются посиделки, устроенные Пелагеей Егоровной для парней и девушек. Собираются Любовь Гордеевна, Маша, Лиза, Анна Ивановна, Митя, Яша Гуслин и Разлюляев. На молодёжь любуются нянька Арина, сама Пелагея и две приглашённые ею знакомые старушки.

Арина обносит гостей рюмками и закусками. Парни и девушки танцуют. Начинается обычное святочное гадание на блюде: кому из девушек суждено в этом году выйти замуж.

С улицы приводят ряженых с медведем и козой. Они поют и играют, забавляя гостей. Но тут входят приехавшие Гордей Карпыч и Африкан Савич Коршунов.

Торцов очень недоволен, что жена устроила вечеринку «на мужицкий манер», с ряжеными. «Сколько раз говорил я тебе: хочешь сделать у себя вечер, позови музыкантов, чтобы было по всей форме». Гордей Карпыч спешит извиняться перед Коршуновым: «Ты, Африкан Савич, не заключай из этого про наше необразование». Гордей велит, чтобы вместо наливок с мадерой подали шемпанское , да побыстрее для ефекта зажгли свечи в гостиной, где поставлена новая небель .

Пожилой Коршунов, хихикая, лезет целоваться к молодым барышням. Потом он вертится вокруг Любы, целует ей руку и достаёт подарки для неё: серьги и перстень с бриллиантами. Люба с отвращением сторонится, но Коршунов, не смутившись, уговаривает: «Полюби те меня, я человек хороший, веселый, хе, хе, хе… Хоть и стар, да не беда. Зато будете в золоте ходить. У меня денег много!»

Гордей Карпыч, откупорив шампанское, громко объявляет: он сосватал Любу за Африкана Савича и хочет переехать из своего города, где «как есть одно невежество», к новому зятю, в Москву.

Пелагея Егоровна в ужасе ахает. Любовь Гордеевна подходит к отцу: «Тятенька! Я из твоей воли ни на шаг не выду. Но пожалей ты меня, не губи мою молодость!…» Однако самодур Торцов возглашает, что своего слова назад не возьмёт.

«Бедность не порок», 3 действие – краткое содержание

Во всём доме Торцовых уныние. К грустно сидящей на диване Пелагее Егоровне приходит Митя: рассказать, что он решил сегодня же ночью уехать из города к матери. «Не моя, Митя, воля – нешто б я отдала за такого!» – горестно говорит Пелагея Егоровна.

Попрощаться с Митей приходит и Люба. С плачем они оба признаются Пелагее Егоровне во взаимной любви. Митя в отчаянии предлагает этой ночью тайком от Гордея увезти Любу домой к своей матери и там обвенчаться. Но Люба не решается «идти супротив отца» – и слушать потом оговоры от людей.

Митя в тоске уходит. Вместо него в комнату стучится Коршунов и просит, чтобы Пелагея Егоровна разрешила ему поговорить с Любой один на один.

Он начинает уговаривать девушку: «Молодой муж вас ценить за любовь не будет. Его и без вас всякая полюбит, а старику-то дорого. Старик-то за любовь и подарочком, и золотом утешит...»

«А вас прежняя жена… покойная, любила?» – спрашивает Люба. Коршунов начинает раздражённо рассказывать, что жена та была к нему непочтительна, хотя он взял её из бедности и содержал на свой счёт вместе с родственниками. «Тогда и я стал с ней плох: кого я полюблю – тому хорошо жить на свете; а уж кого не полюблю, так не пеняй! Я словом да взглядом, пуще чем делом, доеду; я проходу… отдыху не дам человеку!»

Входит Гордей Карпыч, за которым слуга несёт шампанское на серебряном подносе. Он жалуется Коршунову, что в городке никто не может его оценить, хотя он нанял прислуживать в своём доме специально выписанного из Москвы фициянта «в нитяных перчатках». «Ох, если б мне жить в Москве али бы в Питербурхе, я бы всякую моду подражал. Сколько б хватило моего капиталу, а уж себя б не уронил!»

Мальчик Егорушка вдруг со смехом извещает Гордея Карпыча, что в доме появился его брат Любим – сильно пьяный, «и разные смешные штуки отпускает».

Весь дом сбегается к Любиму. Увидев вошедшего Коршунова, тот кричит: «А, приятель! Тысячу лет со днем не видались!».

Коршунов сконфужен. «Помнишь, как мы с тобой в Москве погуливали, из трактира в погребок перепархивали? – кричит ему с хохотом Любим. – А не знаешь ли ты, кто меня с сумой по миру пустил? Теперь отдай старый долг и за племянницу плати миллион триста тысяч, дешевле не отдам!».

Любим поворачивается к Гордею: «За кого ты дочь отдаёшь? Коли ты честный купец – не водись с бесчестным».

«Гони его!» – вопит Гордею Коршунов. – «Я не чисто одет, – кричит Любим, – так у меня на совести чисто. Я не Коршунов: я бедных не грабил, жены ревностью не замучил, как ты, изверг естества!»

Коршунов в страшной злобе поворачивается к Гордею Карпычу: «Так этакой-то у тебя порядок в доме! Я, говорит, в Москву поеду, меня здесь не понимают. Да в Москве над такими дураками, как ты, смеются. Нет, ты теперь приди-ка ко мне да покланяйся, чтоб я дочь твою взял».

Самодур Гордей тут же закипает: «Да опосля этих слов я тебя знать не хочу. За моей дочерью большое приданое, её всякий возьмёт. За кого захочу, за того её и отдам!»

Он оглядывается – и случайно видит Митю. «А вот за Митьку и отдам, назло тебе! Да такую свадьбу задам, что ты и не видывал: из Москвы музыкантов выпишу, один в четырех каретах поеду!»

Коршунов в бешенстве выбегает. Митя берёт Любу за руку и подводит к отцу: «Тогда благословите нас, Гордей Карпыч. Мы любим друг друга».

Гордей спохватывается: «А ты уже и обрадовался случаю! На деньги её польстился?» – «Коли хотите вы моего счастия, тятенька, – уговаривает отца и Люба, – отдайте меня за Митю».

«Отдай Любушку за Митю, – подходит Любим. – Человек ты или зверь? Митя добрый, он и мне угол даст. Тяжело уж мне, старому, милостыню просить на морозе, а потом её пропивать. Не смотри, что Митя беден. Бедность не порок».

Гордей Карпыч со слезами обнимает Любима: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то я было свихнулся совсем». Он благословляет Митю и Любу. Видя удобный момент, Яша Гуслин подходит, держа за руку Анну Ивановну: «Благослови и нас, дядя!» Гордей на радостях даёт благословение и им.

«Ну, теперь пойдет у нас пляска, только держи шапку», – восклицает Анна Ивановна. Любим Карпыч запевает весёлую песню, все подтягивают.

См. также краткие содержания других пьес А. Островского:

Меню статьи:

После выхода пьесы «Бедность не порок» в обществе произошел фурор – критика произведения не была однозначной. Находились хвалители пьесы и те, кто высказывал недоумение и бранил, но равнодушных не было. По задумке автора, пьеса должна была выйти под другим названием – «Гордым Бог противится». В ее составе должно быть два акта. Но в процессе работы над произведением поменялась и тема (автор подобрал более прозаичную коннотацию), и планы по поводу объема пьесы.

Сюжет пьесы довольно прост – купец хочет выдать против воли дочь за старого, но богатого владельца фабрики. Свадьба со стариком не привлекает девушку, наличие у нее возлюбленного усиливает неприязнь к свадьбе – в результате развившегося конфликта купеческая дочь выходит замуж по любви за неприглядного в финансовом положении человека.

Главные герои пьесы

Гордей Карпыч

Пьеса начинается в поместье Гордея Карпыча Торцова. Здесь же и происходит основной массив событий, изображаемый в произведении. Это «богатый купец», его возраст точно не указан, автор ограничился лишь размытым упоминанием «под шестьдесят». Отец его не был знатного происхождения, однако сыну удалось добиться в жизни большего – он существенно улучшил материальное положение своей семьи и теперь с трудом можно представить, что «у нас тятенька мужик был». Торцов – человек со сложным характером.

«Да разве с ним сговоришь» – говорят про него. Он не желает считаться с чьим-либо мнением, конечно, если это не мнение богатого человека занимавшего более высокое положение в обществе, чем он.

Он необходительно обходится с окружающими (как с прислугой, так и с членами семьи). Не лучшее отношение у него и к обедневшему брату – чувство стыдливости за такое положение вещей перед людьми высшего ранга берет свое. Закономерно в этом случае было бы помочь брату изменить уровень своего существования, но он не желает. Гордея Карпыча интересует жизнь в Москве, все новое и необычное: «хочу жить по-нынешнему, модами заниматься» – говорит он.

Торцов видит единственный способ для своей дочери улучшить свой социальный статус – выгодно выйти замуж, при чем его мало волнует, хорошо ли будет житься с этим человеком его дочери или нет. После ссоры и отмены свадьбы Африкана Савича и его дочери, Гордей Карпыч становится более мягким и сговорчивым, понимает, что прислушиваться к мнению окружающих, даже если они ниже тебя по статусу и финансовому положению, не так уж и плохо.

Любовь Гордеевна

Вторым по значимости персонажем является Любовь Гордеевна – дочь Гордея Карпыча. Она очень красива, но малообразована так как «в пансионе не училась», но искренняя и добрая, руководствуется позывами своего сердца: «говорю что чувствую».

Девушка считает, что гонка за богатством абсурдна, она искренне верит, что не высший свет, чины или деньги делают людей счастливыми. Любовь Гордеевна послушно выполняет волю отца, узнав о намерении отца выдать ее замуж, она не противится его воле, но все же просит отца не выдавать ее за Африкана Савича.


Любовь к Мите переполняет ее и чувство это взаимно, но надежда на благополучный исход их любви очень мала – отец не взирает на ее просьбу. Он думает, что лучше жить богато – в бедности счастья достичь невозможно.

Любим Карпыч

Любим Карпыч – брат Гордея Карпыча. Как и его брат, Любим изрядно трудился и смог себе накопить приличный капитал. Он хорошо жил, часто пил и вел праздную жизнь, но до крайностей не доходил, до того момента, пока за него не взялся Африкан Савич. Любим стал нищим, ему пришлось бродяжничать и выпрашивать милостыню, которую тоже не всегда тратил с умом – пропивал. Вернувшись к брату, он осознал свои ошибки и решил «хоть под старость-то да честно пожить», но не все так просто – его брат занят знатными гостями и планами по продвижению дальше по социальной лестнице, ему не до нищего брата. Любима удивляет, что его брат ставит материальные ценности выше нравственных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых людей, которые живут по законам морали не допускает к себе. Однако Любим Карпыч надеться, что в его жизни все еще наладится. Он не остается в стороне, когда узнает о свадьбе племянницы – Любим не может допустить такого несчастья в жизни Любови и Мити (который к нему очень хорошо относится и часто помогает ему в сложных финансовых ситуациях) – устроенный им скандал не только позволяет избежать ненужной свадьбы, но и решает вопросы о взаимоотношении в семье Торцова.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пьесы А. Островского где освещаются проблемы, связанные с неравным браком.

Африкан Савич Коршунов – богатый владелец фабрики, живущий в Москве. Именно поэтому он отличный вариант мужа для Любови Гордеевны.

Африкан Савич – любитель выпить и погулять, по – пьяни он ведет себя крайне буйно и невоспитанно, но при этом сам себя считает человеком добрым: «я человек хороший, веселый», «простой, я добрый старик».

Он жестоко обращается со своими врагами, поэтому самым верным решением для тех, кто попал в его немилость, будет убежать. Хотя и к близким людям у него отношение не лучше – свою первую жену замучил ревностью. А, в общем, о нем «ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать».

Митя

Митя – «приказчик Торцова». Родни у него практически мало – одна только мать, да и то живет вдали него. Митя помогает ей материально, поэтому часто лишает себя даже необходимых вещей. Гордей Карпыч всегда найдет к чему придраться – это очень огорчает впечатлительного Митю. Торцов упрекает его в транжирстве, в том, что Митя ходит в старом сюртуке и таким образом позорит его в глазах посетителей. Молодой человек спокоен по своей натуре, добрый и отзывчивый, поэтому окружающие хорошего о нем мнения. Он не получил хорошего образование и теперь пытается добиться нужного результата собственными усилиями. Он прекрасно понимает, что не может быть тем женихом, которого одобрит Гордей Карпыч – затруднительное финансовое положение, его бедность стали существенным препятствием желаемому действию, но приказать сердцу забыть дочь Торцова он не в силе.

Второстепенные герои пьесы

Пелагея Егоровна

Пелагея Егоровна приходится женой Гордею Карпычу Торцову. Несмотря на то, что она, как мать должна принимать активное участие в жизни дочери, а значит активно действовать в пьесе, Островский не наделяет ее такими полномочиями, она второстепенный персонаж пьесы.


В целом же это милая, добрая и сердечная женщина. Окружающие ее любят. В молодости женщина любила плясать и петь, с радостью принималась за эти занятия. Сейчас она уже состарилась и ее пыл утих. К тому же не совсем удачное замужество сделало свое коварное дело. Она считает себя глубоко несчастной, муж ее не ценит, да и собственно и за человека не считает «ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего». За много лет супружеской жизни Пелагея Егоровна смирилась с таким отношением, поэтому даже в критических ситуациях, как, например, с замужеством дочери, она не перечит мужу и не пытается указать на его заблуждение, хотя и явно видит, что этот брак принесет много несчастья дочери.

Яша Гуслин

Следующим действующий персонаж – Яша Гуслин . Он тоже состоит в родстве с Торцовым (племянник Гордея). Он честный добрый человек, но, к сожалению, бедный, поэтому его дядя вниманием и похвалою не балует. Его любит Пелагея Егоровна за добрый нрав и за любовь к музыке, она приглашает его к себе в гости, чтобы он спел и сыграл на гитаре. Яша дружен с Митей и помогает ему в трудных ситуациях: заступается за него перед Гришей, помогает встретиться с Любовью Гордеевной. Сам он влюблен в бедную вдову Анну, но женится на женщине не предстоит возможным – дядя не желает давать разрешение влюбленным на свадьбу.

Анна Ивановна

Возлюбленная Гуслина вдовствующая женщина, такая же бедная, как и сам Яша. Ее зовут Анна Ивановна . Она является другом семьи Торцовых, но и это не помогает ей но уговорить дать согласия на свадьбу Гордея Карпыча.. В конце пьесы все меняется и Анна с Яшей получают долгожданное разрешение.

Гриша Разлюляев

Гриша Разлюляев – молодой купец, богатый наследник. Отец его, как и он сам не гонится за модой и не стремится приобщаться к новым веяниям, что вызывает крайнее неодобрение у Гордея Карпыча Торцов невысокого мнения о Грише, читает его человеком незаурядного ума. Разлюляев – человек веселый и добродушный. Он дорожит своей дружбой с Митей.

Таким образом, в пьесе Николая Островского « Бедность не порок» образовались два противоборствующих лагеря. С одной стороны Гордей Карпыч и Африканий Савыч, которые готовы в погоне за богатством и положение в обществе переступить через моральные запреты и устои, принести в жертву что угодно. С другой Любим Карпыч, Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна, Митя, Яша, Анна и Гриша. Они искренне верят в то, что в мире должно быть добро, а жить главное честно, порядочно и по совести. В результате добро побеждает – Гордей меняет свои взгляды, осознает ошибочность своих поступков – это позволяет избежать жизненных трагедий практически всех персонажей пьесы. Островский показывает нам на примере Торцова, что не нужно гнаться за чем-то призрачным и далеким – необходимо искать счастье поблизости и ценить тех, кто пытается привнести хоть немного счастья тебе.

Островский отодвигает любовную линию на второй план. Для него важно изобразить существование истинных семейных ценностей, желание выбиться в высшее общество любой ценой, игнорирование личных качеств и желаний, стойкость патриархальных традиций, оттого пьеса обретет новый смысл – это не просто история с хорошим концом, а способ указать в комической форме на изъяны общества.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Гордей Карпыч Торцов , богатый купец .

Пелагея Егоровна , его жена .

Любовь Гордеевна , их дочь .

Любим Карпыч Торцов , его брат, промотавшийся .

Африкан Савич Коршунов , фабрикант .

Митя , приказчик Торцова .

Яша Гуслин , племянник Торцова .

Гриша Разлюляев , молодой купчик, сын богатого отца .

Анна Ивановна , молодая вдова .

Маша ; Лиза , подруги Любови Гордеевны .

Егорушка , мальчик, дальний родственник Торцова .

Арина , нянька Любови Гордеевны .

Гости, гостьи, прислуга, ряженые и прочие .

Действие происходит в уездном городе, в доме купца Торцова, во время Святок.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Небольшая приказчичья комната; на задней стене дверь, налево в углу кровать, направо шкаф; на левой стене окно, подле окна стол, у стола стул; подле правой стены конторка и деревянная табуретка; подле кровати гитара; на столе и конторке книги и бумаги.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Митя ходит взад и вперед по комнате; Егорушка сидит на табуретке и читает «Бову Королевича».

Егорушка (читает). «Государь мой батюшка, славный и храбрый король, Кирибит Верзоулович, ныне идти за него смелости не имею, потому что когда я была во младости, то король Гвидон за меня сватался».

Митя . Что, Егорушка, наши дома?

Егорушка (зажимает пальцем то место, где читает, чтоб не ошибиться). Никого нет; кататься уехали. Один Гордей Карпыч дома. (Читает.) «На то сказал дщери своей Кирибит Верзоулович…» (Зажимает пальцем.) Только такой сердитый, что беда! Я уж ушел – все ругается. (Читает.) «Тогда прекрасная Милитриса Кирбитьевна, призвав к себе слугу Личарду…»

Митя . На кого же он сердит?

Егорушка (опять зажимает). На дяденьку, на Любима Карпыча. На второй-то праздник дяденька Любим Карпыч обедал у нас, за обедом-то захмелел, да и начал разные колена выкидывать, да смешно таково. Я смешлив ведь больно, не вытерпел, так и покатился со смеху, а уж на меня глядя и все. Дяденька Гордей-то Карпыч принял это себе за обиду да за невежество, осерчал на него, да и прогнал. Дяденька-то Любим Карпыч взял да в отместку ему и созорничал, пошел да с нищими и стал у собора. Дяденька-то Гордей Карпыч говорит: осрамил, говорит, на весь город. Да теперь и сердится на всех без разбору, кто под руку подвернется. (Читает.) «С тем намерением, чтобы подступил под наш град».

Митя (взглянув в окно). Кажется, наши приехали… Так и есть! Пелагея Егоровна, Любовь Гордеевна, да и гости с ними.

Егорушка (прячет сказку в карман). Побежать наверх. (Уходит.)

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Митя (один). Эка тоска, Господи!… На улице праздник, у всякого в доме праздник, а ты сиди в четырех стенах!… Всем-то я чужой, ни родных, ни знакомых!… А тут еще… Ах, да ну! сесть лучше за дело, авось тоска пройдет. (Садится к конторке и задумывается, потом запевает.)

Красоты ее не можно описать!…

Черны брови, с поволокою глаза.

Да, с поволокою. А как вчера в собольем салопе, покрывшись платочком, идет от обедни, так это… ах!… Я так думаю, и не привидано такой красоты! (Задумывается, потом поет.)

Уж и где ж эта родилась красота…

Как же, пойдет тут работа на ум! Все бы я думал об ней!… Душу-то всю истерзал тосковамши. Ах ты, горе-гореваньице!… (Закрывает лицо руками и сидит молча.)

Входит Пелагея Егоровна, одетая по-зимнему, и останавливается в дверях.

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ

Митя и Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Митя, Митенька!

Митя . Что вам угодно?

Пелагея Егоровна . Зайди ужо вечерком к нам, голубчик. Поиграете с девушками, песенок попоете.

Митя . Премного благодарен. Первым долгом сочту-с.

Пелагея Егоровна . Что тебе в конторе все сидеть одному! Не велико веселье! Зайдешь, что ли? Гордея-то Карпыча дома не будет.

Митя . Хорошо-с, зайду беспременно.

Пелагея Егоровна . Уедет ведь опять… да, уедет туда, к этому, к своему-то… как его?…

Митя . К Африкану Савичу-с?

Пелагея Егоровна . Да, да! Вот навязался, прости Господи!

Митя (подавая стул). Присядьте, Пелагея Егоровна.

Пелагея Егоровна . Ох, некогда. Ну да уж присяду немножко. (Садится.) Так вот поди ж ты… этакая напасть! Право!… Подружились ведь так, что н□-поди. Да! Вот какое дело! А зачем? К чему пристало? Скажи ты на милость! Человек-то он буйный да пьяный, Африкан-то Савич… да!

Митя . Может, дела какие есть у Гордея Карпыча с Африканом Савичем.

Пелагея Егоровна . Какие дела! Никаких делов нет. Ведь он-то, Африкан-то Савич, с агличином всё пьют. Там у него агличин на фабрике дилехтор – и пьют… да! А нашему-то не след с ними. Да разве с ним сговоришь! Гордость-то его одна чего стоит! Мне, говорит здесь не с кем компанию водить, всё, говорит, сволочь, всё, видишь ты, мужики, и живут-то по-мужицки; а тот-то, видишь ты, московский, больше всё в Москве… и богатый. И что это с ним сделалось? Да ведь вдруг, любезненький, вдруг! То все-таки рассудок имел. Ну, жили мы, конечно, не роскошно, а все-таки так, что дай Бог всякому; а вот в прошлом году в отъезд ездил, да перенял у кого-то. Перенял, перенял, уж мне сказывали… все эти штуки-то перенял. Теперь все ему наше русское не мило; ладит одно – хочу жить по-нынешнему, модами заниматься. Да, да!… Надень, говорит, чепчик!… Ведь что выдумает-то!… Прельщать, что ли, мне кого на старости, говорю, разные прелести делать! Тьфу! Ну вот поди ж ты с ним! Да! Не пил ведь прежде… право… никогда, а теперь с этим с Африканом пьют! Спьяну-то, должно быть, у него (показывая на голову) и помутилось. (Молчание.) Уж я так думаю, что это враг его смущает! Как-таки рассудку не иметь!… Ну, еще кабы молоденький: молоденькому это и нарядиться, и все это лестно; а то ведь под шестьдесят, миленький, под шестьдесят! Право! Модное-то ваше да нынешнее, я говорю ему, каждый день меняется, а русской-то наш обычай испокон веку живет! Старики-то не глупей нас были. Да разве с ним сговоришь, при его же, голубчик, крутом-то характере.

Митя . Что говорить! Строгий человек-с.

Пелагея Егоровна . Любочка теперь в настоящей поре, надобно ее пристроить, а он одно ладит: нет ей ровни… нет да нет!… Ан вот есть!… А у него все нет… А каково же это материнскому-то сердцу!

Митя . Может быть, Гордей Карпыч хотят в Москве выдать Любовь Гордеевну.

Пелагея Егоровна . Кто его знает, что у него на уме. Смотрит зверем, ни словечка не скажет, точно я и не мать… да, право… ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего. (Встает.) Заходи, Митенька.

Митя . Приду-с.

Гуслин входит.

ЯВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Те же и Гуслин.

Пелагея Егоровна . Вот и еще молодец! Приходи, Яшенька ужо к нам наверх с девушками песни попеть, ты ведь мастер, да гитару захвати.

Драматическое столкновение тысячелетней общенародной укорененной культуры с преломлением новой европейской куль­туры в сознании традиционалистской купеческой среды лежит в основе комедии «Бедность не порок» (1854). Именно этот кон­фликт составляет зерно сюжета пьесы, как бы втягивая в себя все другие сюжетные мотивы, в том числе и любовную линию, и отношения братьев Торцовых. Старинная русская бытовая культура здесь выступает именно как общенародная. Она - вчерашний день современных Островскому купцов, нередко ещё поколение или два назад бывших крестьянами. Быт этот ярок, живописен и в высшей степени поэтичен, по мысли Остров­ского, и драматург всячески стремится художественно доказать это. Веселые, задушевные старинные песни, святочные игры и обряды, связанное с фольклором поэтическое творчество Коль­цова, которое служит образцом для песен, слагаемых Митей о любви к Любови Гордеевне, - все это в комедии Островского не средство оживить и украсить спектакль. Это художествен­ный образ национальной культуры, противостоящей нелепому, искаженному в сознании темных самодуров и хищников образу заемной для России бытовой культуры Запада. Но это именно культура и быт патриархальные. Важнейшим и наиболее привлекательным признаком подобных отношений оказывается чувство человеческой общности, крепкой взаимной любви и связи между всеми домочадцами - и членами семьи, и работ­никами. Все действующие лица комедии, кроме Гордея и Коршунова, выступают как опора и поддержка этой старинной культуры.

И все-таки в пьесе отчетливо видно, что эта патриархальная идиллия - нечто несовременное, при всей своей прелести несколько музейное. Это проявляется в важнейшем для пьесы художественном мотиве праздника. Для всех участников патри­архальной идиллии подобные отношения не будни, а празд­ник, т.е. радостное отступление от обычного уклада, от повсе­дневного течения жизни. Хозяйка говорит: «Святки - х0чу потешить дочку»; Митя, пуская переночевать Любима, объясняет такую возможность тем, что «праздники - контора пустая».

Все герои как бы вступают в своеобразную игру, участвуют в каком-то радостном спектакле, хрупкое очарование которого немедленно нарушается вторжением современной реальности - бранью и грубой воркотней хозяина, Гордея Торцова. Стоит ему появиться, как умолкают песни, исчезает равенство и ве­селье (см. д. I, явл. 7; д. II, явл. 7).

Взаимодействие /праздника и буден выражает в пьесе Ост­ровского соотношение идеальных, с точки зрения писателя, форм патриархальной жизни с той же патриархальностью, ко­торая существует в современном драматургу купеческом быту. Здесь патриархальные отношения искажены влиянием денег и наваждением моды.

Мотив денег, которые, по словам Любима, «дуракам вред­ны», традиционен для пьес Островского. В высшей степени активен и значителен этот мотив в комедии «Бедность не по­рок». С наибольшей последовательностью он реализован в лю­бовной фабуле, но связан также и с линией Любима. «Наваж­дение моды» - это своего рода лейтмотив образа Гордея.

Гордея сравнивали с Журденом, героем комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Основная причина всех бед домаш­них Гордея, судьбами которых он распоряжается самовластно, - его стремление заставить их забыть, что «у нас тятенька-то мужик был», и намерение «жить по-нынешнему, модами зани­маться». Имя героя - явный намек на то, что его обуяла гордыня, да и жена упоминает о гордости мужа. Весь его дом живет по старине, прочно связан с традиционным бытовым укладом, ценит не только русское платье, но и национальные обычаи (святочные игры, ряженье, народные песни). Гордей от жены требует: «Хочешь сделать у себя вечер, позови музыкан­тов, чтобы это было по всей форме»; гостей, по его мнению, угощать нужно не привычными наливками и мадерой, а шам­панским и т.д.

Поведение Гордея объясняется тем, что в соблазн его вво­дит «цивилизованный» современный фабрикант Африкан Савич Коршунов.

В системе образов пьесы Гордей даже именем контрастно соотнесен с образом своего обедневшего брата Любима Торцова. Он выступает как основное препятствие на пути к соединению влюбленной пары, его дочери Любови Гордеевны и бедного приказчика Мити, судьбу которых в конце концов устроит Любим.

Главная причина, по которой Гордей противится счастью дочери, - желание выдать её за Коршунова, переехать в Москву, где бы он «всякую моду подражал <...> сколько бы хватило <...> капиталу». В его затуманенном соблазнами «цивилизации» со­знании прочно убеждение, что дочь его должна быть счастлива с Коршуновым, поскольку в Москве будет «по-барски жить, в каретах ездить»; переняв комически искаженные внешние при­меты «цивилизованного», «барского» житья, Гордей сохранил, однако, в неприкосновенности патриархальные представления о законности своей абсолютной власти над всеми домашни­ми - от жены до приказчиков, о полном и единоличном праве отца решать судьбу дочери. Однако, по мысли Островского и по мнению других героев пьесы, Гордей это право утратил: ведь родители за детей перед Богом отвечают, и отец не должен из-за прихоти, корысти или каприза обрекать дочь на замужество со злым стариком, замучившим свою первую жену, как говорят о Коршунове некоторые персонажи. Нарушает Гордей и ещё одну незыблемую заповедь патриархального мира, когда оби­жает разорившегося и раскаявшегося в своем загуле брата Лю­бима, пришедшего просить у него работу и кров. Глава рода и купеческого дела должен поддерживать своих менее удачливых родственников, тем более невозможно обидеть родного брата.

Показывая «русского Журдена» во всей неприглядности его нелепого, опасного для окружающих, но вместе с тем комичес­кого поведения, Островский и ему не закрывает путь к прозре­нию. С помощью брата Любима и он понимает, что чуть не погубил дочь, и даже публично признается в этом: «Ну, брат, спасибо, что на ум наставил, а то было свихнулся совсем. Не знаю, как и в голову вошла такая гнилая фантазия».

В комедии «Бедность не порок» сталкивается идеальная лю­бовь Мити и Любови Гордеевны, также патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной ос­новной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: «За что девичий век заедаете, в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за неё надоть будет Богу ответ дать». Митя упрекает не за то, что судьбу Любови Гордеевны решили без её ведома и согласия, а за то, что в мужья выбрали плохого, жестокого, страшного человека. Любовь Гордеевна и не мыслит возмож­ности нарушить отцовскую волю и готова покориться ей, при­нимая предстоящий брак как подвиг послушания, как жертву. Очень характерно, что дочь не просит отца послушать её, пос­ледовать её желанию, в отчаянии она молит его: «Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!.. Передумай!..» При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Его­ровна, пытаясь ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна решительно её останавливает: «Ну, мамень­ка, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить».

Островский видит в поведении Любови Гордеевны не раб­скую покорность, тем более не страх перед невзгодами, кото­рые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг пони­мается в её среде; «Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, серд­це свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет». Любовь Гордеевна - человек сильный и цельный. её любовь к Мите искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материн­ской жалости к бедному и зависимому человеку. «Ах, Аннушка, как я его люблю-то, кабы ты знала! <...> Парень-то хороший... Больно уж, он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый».

Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Остров­ским, она представляется ему полным выражением настоящей любви, как её понимают в народной среде. Не случайно поэтому отношения любящих все время сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом её личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся строго выдержана в чисто народном, крес­тьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в неё проникают обороты и выражения «гостинодворской галант­ности», то речь Любови Гордеевны совершенно лишена подоб­ного налета.

Любовь Гордеевна сама не поет, в её речи нет цитат из песен, она даже немного суховата и лишена яркой поэтической образ­ности. Но зато вся судьба Любови Гордеевны в пьесе Островского как бы «выпета» другими героями. Все повороты её отно­шений с Митей, с женихом, с родителями комментируются любовными лирическими песнями и песнями свадебного обряда. Поэтому не будет преувеличением сказать, что Любовь Гордеев­на - героиня песенная и в высшей степени поэтическая. Она в наибольшей степени близка к народу среди всех героев комедии. Митя стоит как бы на следующей ступеньке, в его облике преобладают, как и у Любови Гордеевны, глубоко симпатичные Островскому народные начала. Драматург подчеркивает доброту Мити, которая так ярко выразилась в его сочувствии Любиму, в стремлении посильно помочь ему. Митя - прекрасный, самоотверженный сын. На попреки Гордея, что он бедно одевается, Митя отвечает: «Уж пущай же лучше я буду терпеть, да маменька по крайности ни в чем не нуждается».

Как этого и требует патриархальная мораль, Митя почтите­лен к старшим. Он с сердечным расположением относится к Пелагее Егоровне, находящемуся «в опале» Любиму. Следова­тельно, почтительность Мити бескорыстна и ничуть не связана с видами на какие-то выгоды, ничем не напоминает, напри­мер, почтительность Подхалюзина по отношению к имеющим вес и власть, столь контрастирующую с его беспардонной грубостью к тем, кто либо зависит от него, либо не может уже быть ему полезным. Характерно, что все угнетенные домочад­цы симпатизируют Мите, верят в его доброту и искренность его хорошего отношения. Пелагея Егоровна, сожалея, что дочь просватана и должна расстаться с Митей, говорит о несбыв­шейся надежде молодых людей вымолить согласие Гордея Карпыча на их брак: «А хорошо бы! Полюбовалась бы на старости. Парень-то такой простой, сердцем мягкий, и меня-то бы, ста­руху, любил». В последнем действии Любим, уговаривая брата благословить дочь на брак с Митей, просит: «Пожалей ты и Любима Торцова! <...> Брат, отдай Любушку за Митю - он мне угол даст. <...> Мне работишку дадут; у меня будет свой

горшок щей».

Терпеливо сносит Митя попреки и брань Гордея Карпыча. Вместе с тем в его отношении к хозяину нет и следа угодниче­ства или лести. Он только вежлив, не более.

Митя бескорыстно и самоотверженно любит дочь Гордея. Его разговор с Пелагеей Егоровной о предстоящем браке Лю­бови Гордеевны показывает, что он в отчаянии не только отто­го, что любимая потеряна для него навеки, но едва ли даже не больше оттого, что просватали её за злого, страшного старика. Хотя в своих главных представлениях о жизни, в основных нравственных убеждениях Митя - человек патриархального мира, в нем уже видны некоторые черты, обусловленные влия­нием нового времени. Мы уже не раз обращали внимание на речь Мити, свидетельствующую о его принадлежности к опре­деленной социальной прослойке, - особый приказчичий язык, сочетающий народную основу с признаками «образованности», некоторого городского лоска, «хорошего тона», преломленного в сознании малокультурной купеческой среды. Речь как бы на­мекает на его профессию и связывает с Гордеем Торцовым. С Любимом Торцовым сближает Митю другая черта, обусловлен­ная влиянием нового времени, для Островского черта безус­ловно положительная, - это искренняя бескорыстная тяга к образованию уже в подлинном значении этого слова, тяга к поэзии, к книге. Жизненно правдоподобно, что приобщают Митю к этой культуре стихи Кольцова. Разговор о Кольцове в первом действии как будто бы эпизодический, тем не менее весьма значителен: поэзия Кольцова проникает в среду купе­ческой молодежи. Героям кажется, что Кольцов «в точности описывает» их чувства. Однако нам ясно, что не только «в точ­ности описывает», но и формирует их чувства, воспитывает: недаром непосредственно за этим разговором Митя сообщает, что сочинил песню. Это песня о его собственной любви к Лю­бови Гордеевне, любви, которая так возвышенно понята Ми­тей и его друзьями именно под влиянием кольцовской поэзии. Главным препятствием на пути любящих оказывается в ко­медии воля отца невесты. Казалось бы, мотив этот совершенно традиционный: в основе драмы влюбленных лежит социальное, имущественное неравенство. Первоначально действие и развива­ется именно в этом направлении. Так понимает положение ве­щей и сам Митя. В стихах, сочиненных для Любови Гордеевны, он пишет: «Понапрасну свое сердце парень губит, / Что неровнюшку девицу парень любит». Яша Гуслин воспринимает эту любовь своего друга как несчастье, как нечто безусловно не­сбыточное: «Лучше, Митя, из головы выкинь. Этому делу ни­когда не бывать, да и не раживаться.<...> Вот Анна Ивановна мне и ровня: у ней пусто, у меня ничего, - да и то дяденька не велит жениться. А тебе и думать нечего». Мотивировка невозможности брака, как видим, чисто денежная.

Но уже во втором действии появляется новый оттенок, мотив, связывающий любовную фабулу пьесы с основным конфлик­том - борьбой исконного, патриархального жизненного уклада и «наваждения моды». Гордей сообщает о решении выдать дочь за Коршунова и приводит причины решения: дело, оказы­вается, не в богатстве жениха, а в желании Гордея иметь своего человека в столице, где он намерен жить и «подражать всякую моду». Загоревшись страстью «подражать всякую моду» и заста­вить забыть, что его «тятенька мужик был», Гордей как бы теряет свою «колею в жизни», начинает чувствовать себя в высшей степени неуверенно, все время боится оплошать и, как всякий человек в таком положении, быстро делается внутренне зависимым, превращаясь в удобный объект для всякого рода влия­ний. Несмотря на свою шумную, но беспорядочную активность, Гордей Карпыч - фигура пассивная, игрушка в руках других людей. Борьба за Гордея и составляет фабулу главного конфликта пьесы, выраженного через столкновение Коршунова и Любима Торцова. История влюбленной пары и поведение Гордея в этой истории оказываются поводом для столкновения двух главных антагонистов пьесы, причем Коршунов выступает здесь как лицо корыстно заинтересованное, как соперник героя-любовника, а Любим Торцов - как бескорыстный защитник справедливости.

Образ Коршунова написан Островским чрезвычайно инте­ресно, совсем по-особому. Решающее значение имеет то, ка­ким он представляется действующим лицам. Пелагея Егоровна считает Коршунова главным виновником «перерождения» Гор­дея Карпыча. И это понимание как бы реализуется в способе изображения героя. Коршунов - злой гений, демон Гордея, а если воспользоваться словами более близкими к лексикону изображаемой среды, - враг, нечистый, мурин, который смущает Гордея. «Уж я так думаю, что это враг его смущает!» - сетует жена Гордея. Характерно особое значение слова «враг», свойст­венное старинному русскому языку: враг - дьявол, искуситель.

Здесь у Островского происходит оживление древнего эвфемис­тического значения и обыгрывание двух смыслов: Коршунов - враг светлого начала, враг всех положительных героев пьесы и попросту враг семьи Торцовых: брак Любови Гордеевны с Кор­шуновым явно не сулит ничего хорошего не только для неё - ни для кого из семьи. И этими героями (исключение - один Любим) Коршунов и воспринимается как нечистый. Чужое и отчасти непонятное, но явно враждебное старому укладу нача­ло дано как загадочное, таинственное. Самое имя Африкана Савича Коршунова - словно и не имя, а прозвище, данное какой-нибудь странницей, ждущей бед из Белой Арапии.

Ореол этой страшной таинственности развеивает Любим. В его судьбе, оказывается, Коршунов тоже играл роль «искусителя». Но в этой истории Коршунов лишается всякой таинственнос­ти, Любим трезво оценивает его как жулика, сознательно разо­ряющего получившего наследство и загулявшего купеческого сына - самого Любима в молодости. По сути дела, «искуси­тель» Коршунов в рассказе Любима превращается просто в вора.

Победа Любима над Коршуновым оказывается поворотным пунктом в судьбе всех героев комедии. И в построении пьесы отчетливо выразился ключевой характер роли Любима Торцова: он своей волей всех спасает, включая и темного, потеряв­шего голову брата Гордея.

В ремарке положение Любима в системе действующих лиц определено именно по отношению к Гордею - «богатому куп­цу». О Любиме же сказано: «... его брат, промотавшийся». Кон­трастная соотнесенность персонажей подчеркнута и семанти­кой имен. По своей фабуле история Любима (о ней он сам рас­сказывает в монологе) - несколько переосмысленная притча о блудном сыне. Сюжет этот, повествующий о горестных при­ключениях молодого человека, вырвавшегося из-под опеки патриархальной семьи и мечтающего пожить по своей воле, пото­му и был весьма популярен на Руси, что выражал долго быв­ший актуальным конфликт. В судьбе Любима этот конфликт претерпевает, однако, характерные изменения. Вместо примирительного финала евангельской притчи - нечто прямо проти­воположное. Сперва он развивается традиционно: блудный сын кутит «по кружалам», в пьесе - развлечения по трактирам («... шпилен зи полька!» - цитирует себя Любим) и посеще­ние театров. Для закутившего купчика это покуда ещё стоит в одном ряду. Есть и традиционный мотив друзей, оставивших юношу после его разорения в кутежах, в которых и они участво­вали за его счет. Финал же этой осовремененной притчи совсем иной, противоположный евангельскому рассказу и его древне­русским вариациям, где отец с распростертыми объятиями встре­чает раскаявшегося сына, дошедшего до крайних пределов нище­ты и позора, живя по своей воле, и мечтающего о возвращении в рай патриархальной семьи. Гордей же (замещающий здесь отца) стыдится брата и не хочет иметь с ним ничего общего.

Еще более важное отличие от притчи - сама суть образа Любима. В евангельской притче круг поисков замыкается, ге­рой возвращается к изначальному состоянию, опыт, обретен­ный в скитаниях, ничем его не обогатил, а лишь подтвердил ценность патриархального существования. Любим же рассмат­ривает свои скитания все же как «науку», горькую, но обога­щающую («...нам, дуракам, наука нужна»). Коренное отличие Любима, выразившееся и в его сюжетной роли, очевидно: в пьесе Островского Любим - единственный действительно «но­вый» человек. Он не только сохранил важнейшие черты народ­ной нравственности (доброта, достоинство, стремление помочь ближним и любовь к людям), но и обогащен ощущением своей личности, индивидуальности, свойством, неведомым патриар­хальному сознанию. Любим принадлежит к типу героев, кото­рых можно назвать авторскими и зрительскими представителя­ми на сцене, героев, которым доверено выражать истину. Лю­бим наряду с Несчастливцевым едва ли не наиболее прямой наследник Чацкого на русской сцене (не по фактуре, конечно, а по своей художественной функции и в какой-то мере - по своему положению по отношению к остальным действующим лицам). А смена образной фактуры и речевой интонации героя, провозглашающего истину, - одно из знамений времени: в ли­тературе середины века появляется целый ряд таких «негерои­ческих» героев, выражающих несомненные истины (ср. Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, многие персонажи Некрасова).

Выступая в фабуле защитником подлинной патриархальной культуры и связанных с ней персонажей, сам Любим иной. Его облик определяется связью с современной Островскому город­ской культурой. Ему одному присущ некоторый налет интеллигентности. Так, он нередко употребляет иностранные сло­вечки и выражения, мимоходом, иронически, но всегда уместно. В его речи и поведении отразилась и театральная культура эпохи (цитаты из популярного репертуара). Элементы городского про­сторечия сочетаются у него с обилием пословиц, поговорок, с народным острословием, местами его монологи походят на ра­ешные сценки (см. д. III, явл. 10). Однако все это именно эле­менты его речевого облика, важные вкрапления в речь, основу которой составляет живой, но вполне правильный и свобод­ный язык москвича середины XIX в. Это особенно заметно в сравнении с молодым героем Митей, только тянущимся к культуре: речь Любима льется свободно и естественно - Митя ско­ван, подбирает слова, мешая простую и искреннюю речь с обо­ротами приказчичьей вежливости.

«Забулдыга» Любим - наиболее здравомыслящий герой в пьесе, он смеется над дворянскими претензиями брата, пони­мает опасную власть денег над темными людьми, ценит скром­ного и честного Митю, видит, в чем состоит истинное счастье племянницы, и умеет спасти её от страшной участи. Весь фи­нал со счастливой развязкой пьесы задуман, спланирован и как по нотам разыгран Любимом. Его план основывается на точ­ном понимании натуры и Коршунова, и брата Гордея.

Таким образом, персонаж, открывающий истину, разобла­чающий злодея, вразумляющий потерявшего «колею в жизни» брата и счастливо соединяющий влюбленных, - Любим Торцов. Столь активная, можно сказать, решающая роль положительного героя в развитии событий - нечастое явление у Островского.

Этот герой произвел очень большое впечатление на совре­менников своей художественной новизной. Оценки колебались от крайнего неприятия («Бедность не порок, да и пьянство не добродетель» - острота, приписываемая великому актеру М.С. Щепкину и многократно повторенная критиками) до вос­торженных строк Ал. Григорьева, посвященных Любиму Торцову в прозе (статьи) и даже в стихах.

Любим Торцов скоро стал популярнейшей «гастрольной» ролью русских актеров, вошел в культурную память, и имя его стало употребляться в нарицательном значении («неправиль­ный», «неблагообразный», герой, проповедующий истину и ус­пешно защищающий слабых).

Митя – герой комедии “Бедность не порок”, бедный юноша, работающий приказчиком у Торцова Гордея Карпыча. Он живет в маленькой комнатушке, получает мизерное жалование, которое вынужден отправлять своей престарелой матери. Митя очень беден, но у него есть самое главное человеческое богатство – доброта. Он отзывчивый и заботливый человек с лучшими моральными качествами. Когда его хозяин Гордей Карпыч прогоняет своего брата из дома, Митя является единственным человеком, к которому бедняга обращается за помощью и приютом. Он

разрешает Любиму Карпычу пожить пока в его комнате. В благодарность мудрый Любим обещает помочь Мите в делах сердечных.

Митя уже давно влюблен в дочь хозяина Любовь Гордеевну, но прекрасно понимает, что Торцов не даст своего благословения на этот брак. В порыве он раскрывает свой секрет Гуслину, который рассказывает об этом Анне Ивановне. Оба уверены, что старания Мити напрасны и что он зря только губит свое сердце. Однако Анна Ивановна все же устраивает так, чтобы молодые остались наедине и объяснились. Оказывается, Любовь Гордеевна и сама давно любит Митю, но знает, что отец никогда не отдаст ее за бедного человека.

Молодые в растерянности и не знают, как быть. Тогда Митя решает уехать к матери и больше не возвращаться.

Прощаясь со своей доброй хозяйкой, он узнает, что Торцов хочет отдать свою дочь за богатого старика Коршунова. Это еще больше расстраивает Митю. На его предложение уехать вместе с ним и тайком обвенчаться Любовь отвечает отказом, так как не может нарушить старинный закон и ослушаться отца. Эту сложную ситуацию разрешает Любим Карпыч, раскрыв брату, кем на самом деле является Коршунов. В конце произведения, хоть и нехотя, но Торцов благословляет­ дочь на брак с Митей. Он обещает ей устроить такую свадьбу, какой даже в Москве не видели.


Другие работы по этой теме:

  1. Любим Торцов Любим Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, промотавшийся брат Гордея Торцова. Этот персонаж наделен духовностью и высокими моральными...
  2. Гордей Торцов Гордей Карпыч Торцов – герой комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый купец, отец Любови Гордеевны, брат Любима Карпыча. Имя этого персонажа...
  3. Любовь Гордеевна Любовь Гордеевна Торцова – героиня комедии “Бедность не порок”, дочь богатого купца Гордея Карпыча, возлюбленная Мити. Она является одной из самых ярких героинь...
  4. Произведение Островского “Бедность не порок” было написано как пьеса, и разделено на три действия. В первом действии читателя знакомят с главными героями. В центре событий...
  5. Краткое содержание Основные действующие лица: Гордей Карпыч Торцов – богатый купец. Пелагея Егоровна – его жена. Любовь Гордеевна – их дочь. Любим Карпыч Торцов –...
  6. Жанр – комедия. Завязка – бедный приказчик Митя любит дочь богатого хозяина, Любовь Гордеевну. Кульминация: Гордей Карпыч Торцов решает выдать дочь за богатого фабриканта Коршунова....
  7. Коршунов Коршунов Африкан Савич – персонаж комедии А. Н. Островского “Бедность не порок”, богатый фабрикант из Москвы, друг Гордея Карпыча. Фамилия героя говорит сама за...
  8. Пелагея Егоровна Пелагея Егоровна Торцова – персонаж комедии “Бедность не порок”, супруга Гордея Карпыча и мать Любови Гордеевны. Это женщина со старорусским именем истинная почитательница...