Биография гектора берлиоза. Основные даты жизни и творчества гектора берлиоза Гектор Берлиоз интересные факты

Да вьется вокруг цепи правил серебряная нить фантазии.
Р. Шуман

Г. Берлиоз принадлежит к числу величайших композиторов и величайших новаторов XIX в. Он вошел в историю как создатель программного симфонизма, оказавшего глубокое и плодотворное влияние на все последующее развитие романтического искусства. Для Франции с именем Берлиоза связано рождение национальной симфонической культуры. Берлиоз - музыкант широкого профиля: композитор, дирижер, музыкальный критик, отстаивавший передовые, демократические идеалы в искусстве, порожденные духовной атмосферой Июльской революции 1830 г. Детство будущего композитора протекало в благоприятной атмосфере. Отец - врач по профессии - прививал сыну вкус к литературе, искусству, философии. Под влиянием атеистических убеждений отца, его прогрессивных, демократических взглядов складывалось мировоззрение Берлиоза. Но для музыкального развития мальчика условия провинциального городка были очень скромны. Он учился игре на флейте и гитаре, а единственным музыкальным впечатлением было церковное пение - воскресные торжественные мессы, которые он очень любил. Тяга Берлиоза к музыке проявилась в попытке сочинять. Это были небольшие пьесы и романсы. Мелодия одного из романсов впоследствии вошла в качестве лейттемы в «Фантастическую» симфонию.

В 1821 г. Берлиоз едет в Париж по настоянию отца поступать в Медицинскую школу. Но медицина не привлекает юношу. Увлеченный музыкой, он мечтает о профессиональном музыкальном образовании. В конце концов Берлиоз принимает самостоятельное решение бросить науку ради искусства, и этим навлекает на себя гнев родителей, не считавших музыку достойной профессией. Они лишают сына всякой материальной поддержки, и отныне будущий композитор может рассчитывать только на самого себя. Однако, веря в свое предназначение, он все силы, энергию и увлеченность обращает на самостоятельное овладение профессией. Живет он подобно бальзаковским героям впроголодь, в мансардах, однако в опере не пропускает ни одного спектакля и все свободное время проводит в библиотеке, штудируя партитуры.

С 1823 г. Берлиоз начинает брать частные уроки у Ж. Лесюэра - виднейшего композитора эпохи Великой французской революции. Это он привил своему ученику вкус к монументальным формам искусства, рассчитанным на массовую аудиторию. В 1825 г. Берлиоз, проявив незаурядный организаторский талант, устраивает публичное исполнение своего первого крупного сочинения - Большой мессы. В следующем году он сочиняет героическую сцену «Греческая революция», это произведение открыло целое направление в его творчестве, связанное с революционной тематикой. Чувствуя необходимость получения более глубоких профессиональных знаний, в 1826 г. Берлиоз поступает в Парижскую консерваторию в класс композиции Лесюэра и в класс контрапункта А. Рейхи. Большое значение для формирования эстетики молодого художника имеет общение с выдающимися представителями литературы и искусства, среди которых - О. Бальзак, В. Гюго, Г. Гейне, Т. Готье, А. Дюма, Жорж Санд, Ф. Шопен, Ф. Лист, Н. Паганини. С Листом его связывает личная дружба, общность творческих поисков и интересов. Впоследствии Лист станет пламенным пропагандистом музыки Берлиоза.

В 1830 г. Берлиоз создает «Фантастическую симфонию» с подзаголовком: «Эпизод из жизни артиста». Она открывает новую эру программного романтического симфонизма, став шедевром мировой музыкальной культуры. Программа написана Берлиозом и основана она на факте биографии самого композитора - романтической истории его любви к английской драматической актрисе Генриетте Смитсон. Однако автобиографические мотивы в музыкальном обобщении приобретают значение общеромантической темы одиночества художника в современном мире и шире - темы «утраченных иллюзий».

1830 г. был бурным для Берлиоза. В четвертый раз участвуя в конкурсе на получение Римской премии, он наконец одержал победу, представив на суд жюри кантату «Последняя ночь Сарданапала». Свою работу композитор заканчивает под звуки начавшегося в Париже восстания и прямо с конкурса отправляется на баррикады, чтобы присоединиться к восставшим. В последующие дни, оркестровав и переложив для двойного хора «Марсельезу», он разучивает ее с народом на площадях и улицах Парижа.

2 года Берлиоз как римский стипендиат проводит на вилле Медичи. Вернувшись из Италии, он разворачивает активную деятельность дирижера, композитора, музыкального критика, однако наталкивается на полное неприятие своей новаторской деятельности со стороны официальных кругов Франции. И это предопределило всю его дальнейшую жизнь, полную лишений и материальных трудностей. Основным источником заработка Берлиоза становится музыкально-критическая работа. Статьи, рецензии, музыкальные новеллы, фельетоны впоследствии были опубликованы в нескольких сборниках: «Музыка и музыканты», «Музыкальные гротески», «Вечера в оркестре». Центральное место в литературном наследии Берлиоза заняли Мемуары - автобиография композитора, написанная блестящим литературным слогом и дающая широкую панораму художественной и музыкальной жизни Парижа тех лет. Огромным вкладом в музыкознание стал теоретический труд Берлиоза «Трактат об инструментовке» (с приложением - «Дирижер оркестра»).

В 1834 г. появляется вторая программная симфония «Гарольд в Италии» (по поэме Дж. Байрона). Развитая партия солирующего альта придает этой симфонии черты концерта. 1837 г. был ознаменован рождением одного из величайших творений Берлиоза - Реквиема, созданного в память жертв Июльской революции. В истории этого жанра Реквием Берлиоза - сочинение уникальное, в котором сочетается монументально-фресковый и утонченно-психологический стиль; марши, песни в Духе музыки французской революции соседствуют то с проникновенной романтической лирикой, то со строгим, аскетичным стилем средневекового григорианского хорала. Реквием написан для грандиозного состава участников: 200 хористов и расширенного оркестра с четырьмя дополнительными группами духовых инструментов. В 1839 г. Берлиоз заканчивает работу над третьей программной симфонией «Ромео и Джульетта» (по трагедии В. Шекспира). Этот шедевр симфонической музыки, оригинальнейшее творение Берлиоза, представляет собой синтез симфонии, оперы, оратории и допускает не только концертное, но и сценическое исполнение.

В 1840 г. появляется «Траурно-триумфальная симфония», предназначенная для исполнения на открытом воздухе. Она приурочена к торжественной церемонии перенесения праха героев восстания 1830 г. и живо воскрешает традиции театрализованных представлений Великой французской революции.

К «Ромео и Джульетте» примыкает драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846), также основанная на синтезе принципов программного симфонизма и театрально-сценической музыки. «Фауст» Берлиоза - первое музыкальное прочтение философской драмы И. В. Гете, положившее начало многочисленным последующим интерпретациям ее: в опере (Ш. Гуно), в симфонии (Лист, Г. Малер), в симфонической поэме (Р. Вагнер), в вокально-инструментальной музыке (Р. Шуман). Перу Берлиоза принадлежат также ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854), несколько программных увертюр («Король Лир» - 1831, «Римский карнавал» - 1844 и др.), 3 оперы («Бенвенуто Челлини» - 1838, дилогия «Троянцы» - 1856-63, «Беатриче и Бенедикт» - 1862) и целый ряд вокально-инструментальных сочинений в разных жанрах.

Берлиоз прожил трагическую жизнь, так и не добившись признания у себя на родине. Мрачными, одинокими были последние годы его жизни. Единственные светлые воспоминания композитора были связаны с поездками в Россию, которую он посетил дважды (1847, 1867-68). Только там добился он блестящего успеха у публики, настоящего признания в среде композиторов и критиков. Последнее письмо умирающего Берлиоза было адресовано его другу - известному русскому критику В. Стасову.

Основные даты жизни и творчества Гектора Берлиоза

1817 – Эмбер учит Гектора игре на флейте.

1818 – Уроки игры на гитаре у Дорана.

1820 – Романс Гектора на текст из «Эстеллы и Неморена» Флориана.

1821 – Гектор получает звание бакалавра, едет в Париж и поступает в Медицинскую школу.

1823 – Начало занятий с Лесюэром.

1824 – Сочинение «Торжественной мессы».

1825 – Исполнение мессы в церкви Сен-Рош.

1826 – Неудачная попытка принять участие в конкурсе на Римскую премию.

1827 – Поступление в Консерваторию. Занятия с Лесюэром и Рейха. Спектакли в Париже английской драматической труппы Кембла. Знакомство с Шекспиром. Любовь к Гэрриет Смитсон. Безуспешное участие в конкурсе на Римскую премию.

1828 – Появление «Фауста» Гете в переводе Жерара де Нарваля. Первый концерт из произведений Берлиоза в Консерватории. Гектор вновь участвует в конкурсе на Римскую премию и получает вторую премию.

1829 – Окончание «Восьми сцен из «Фауста». Неудача в конкурсе на Римскую премию.

1830 – Премьера «Эрнани» В. Гюго. «Фантастическая симфония». Кантата «Сарданапал», за которую Гектор получает Большую Римскую премию. Обработка «Марсельезы». Знакомство и начало дружбы с Листом.

1831-1832 – Жизнь в Италии.

1833 – Женитьба на Г. Смитсон. Первое дирижерское выступление.

1834 – Окончание и первое исполнение симфонии «Гарольд в Италии».

1835 – Начало постоянной работы Берлиоза в «Журналь де деба» в качестве музыкального критика.

1837 – «Реквием» – сочинение и первое исполнение в церкви Дома инвалидов.

1838 – Премьера оперы «Бенвенуто Челлиню.

1839 – Сочинение и первое исполнение драматической симфонии «Ромео и Джульетта».

1840 – Сочинение и первое исполнение «Траурно-триумфальной симфонии».

1841 – Знакомство с Марией Ресио.

1843 – Выступления в Германии. Окончание «Трактата по инструментовке».

1844 – Грандиозный фестиваль на Всемирной выставке в Париже. Сочинение увертюры «Римский карнавал».

1845 – Фестиваль Берлиоза в Олимпийском цирке. Начало работы над «Осуждением Фауста». Поездка в Австрию.

1846 – Поездка в Прагу, Пешт, Германию. Первое исполнение в Пеште «Венгерского марша». Окончание и первое исполнение в Париже драматической легенды «Осуждение Фауста».

1847 – Путешествие в Россию, концерты в Москве и Санкт-Петербурге. Выступление в Берлине. Сочинение «Похоронного марша» для последней сцены «Гамлета» по Шекспиру. Приглашение в театр Друри-Лейн в Лондон. Поездка с сыном в Кот-Сент-Андре.

1848 – Начало работы над «Мемуарами». Смерть отца.

1852 – Шесть концертов «Нью Филармонию) в Лондоне. Берлиоз пишет «Вечера в оркестре». «Неделя Берлиоза» в Веймаре.

1853 – Поездка в Германию.

1854 – Смерть Гэрриет. Женитьба на Марии Ресио. Завершение и первое исполнение в Париже «Детства Христа».

1856 – Избрание в члены Института.

1858 – Окончание «Троянцев». Завершение «Мемуаров».

1862 – Окончание и первое исполнение комической оперы «Беатриче и Бенедикт».

1863 – Первое исполнение «Троянцев в Карфагене».

1864 – Уход из «Журналь де деба».

1867 – Смерть сына. Поездка в Россию.

Из книги Гашек автора Пытлик Радко

Основные даты жизни и творчества 1883, 30 апреля - в Праге родился Ярослав Гашек.1893 - принят в гимназию на Житной улице.1898, 12 февраля - оставляет гимназию.1899 - поступает в пражское Коммерческое училище.1900, лето - странствие по Словакии.1901, 26 января - в газете «Пародии листы»

Из книги Высоцкий автора Новиков Владимир Иванович

Основные даты жизни и творчества 1938, 25 января – родился в 9 часов 40 минут в роддоме на Третьей Мещанской улице, 61/2. Мать, Нина Максимовна Высоцкая (до замужества Серегина), – референт-переводчик. Отец, Семен Владимирович Высоцкий, – военный связист.1941 – вместе с матерью

Из книги Наталья Гундарева автора Старосельская Наталья Давидовна

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. Г. ГУНДАРЕВОЙ 1948, 28 августа – родилась в Москве.1962 – поступила в Театр юного москвича (ТЮМ) во Дворце пионеров на Ленинских горах. Первая роль – мать героини в спектакле «Дикая собака Динго» И. Фраермана.1967 – поступила в Щукинское

Из книги Осип Мандельштам: Жизнь поэта автора Лекманов Олег Андершанович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА О. Э. МАНДЕЛЬШТАМА 1891, январь 3 (15) – родился в Варшаве в семье Эмиля Вениаминовича Мандельштама и Флоры Осиповны, урожденной Вербловской. «Я рожден в ночь с второго на третье / Января – в девяносто одном / Ненадежном году».1892 – семья

Из книги Народные мастера автора Рогов Анатолий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. А. МЕЗРИНА 1853 - родилась в слободе Дымково в семье кузнеца А. Л. Никулина. 1896 - участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. 1900 - участие во Всемирной выставке в Париже. 1908 - знакомство с А. И. Деньшиным. 1917 - выход

Из книги Мераб Мамардашвили за 90 минут автора Скляренко Елена

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1930, 15 сентября - в Грузии, в городе Гори, родился Мераб Константинович Мамардашвили.1934 - семья Мамардашвили переезжает в Россию: отца Мера-ба, Константина Николаевича, направляют на учебу в Ленинградскую военно-политическую академию.1938 -

Из книги Микеланджело автора Дживелегов Алексей Карпович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1475, 6 марта -В семье Лодовико Буонарроти в Капрезе (в области Казентино), неподалеку от Флоренции, родился Микельанджело.1488, апрель - 1492 - Отдан отцом в обучение знаменитому флорентийскому художнику Доменико Гирландайо. От него через год

Из книги Иван Бунин автора Рощин Михаил Михайлович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1870, 10 ноября (23 октября ст. ст.) - родился в г. Воронеже, в семье мелкопоместного дворянина Алексея Николаевича Бунина и Людмилы Александровны, урожденной княгини Чубаровой. Детство - в одном из родовых поместий, на хуторе Бутырки, Елецкого

Из книги Сальвадор Дали. Божественный и многоликий автора Петряков Александр Михайлович

Основные даты жизни и творчества 1904–11 мая в Фигерасе, Испания, родился Сальвадор Хасинто Фелипе Дали Куси Фаррес.1914 - Первые живописные опыты в имении Пичотов.1918 - Увлечение импрессионизмом. Первое участие в выставке в Фигерасе.«Портрет Лусии», «Кадакес».1919 - Первые

Из книги Модильяни автора Паризо Кристиан

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1884 12 июля: рождение Амедео Клементе Модильяни в еврейской семье образованных ливорнских буржуа, где он становится младшим из четверых детей Фламинио Модильяни и Евгении Гарсен. Он получает прозвище Дэдо. Другие дети: Джузеппе Эмануэле, в

Из книги Григорий Сковорода автора Лощиц Юрий Михайлович

Основные даты жизни и творчества Г. С. Сковороды 1722, 3 декабря - Рождение Григория Саввича Сковороды в селе Чернухи Лубянской округи Киевского наместничества.1738, сентябрь - Григорий Сковорода поступает на учение в Киево-Могилянскую академию.1742 - В Малороссию для набора

Из книги Константин Васильев автора Доронин Анатолий Иванович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1942, 3 сентября. В г. Майкопе, в период оккупации, в семье Алексея Алексеевича Васильева - главного инженера завода, ставшего одним из руководителей партизанского движения, и Клавдии Парменовны Шишкиной родился сын - Константин.1949. Семья

Из книги Ли Бо: Земная судьба Небожителя автора Торопцев Сергей Аркадьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА ЛИ БО 701 - Ли Бо родился в городе Суяб (Суйе) Тюркского каганата (около современного города Токмок, Киргизия). Есть версия, что это произошло уже в Шу (современная провинция Сычуань).705 - семья перебралась во внутренний Китай, в область Шу,

Из книги Франко автора Хинкулов Леонид Федорович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА 1856, 27 августа - В селе Нагуевичи Дрогобычского уезда в семье сельского кузнеца родился Иван Яковлевич Франко.1864–1867 - Учится (со второго класса) в нормальной четырехклассной школе ордена василиан в городе Дрогобыче.1865, весной - Умер

Из книги Сергей Лемешев. Лучший тенор Большого автора Васильев Виктор Дмитриевич

Основные даты жизни и творчества С. Я. Лемешева 10 июля 1902 г. – родился в деревне Князево Тверской губернии.1911–1914 гг. – учеба в Старокнязевской церковно-приходской школе.1914–1917 гг. – Петроград, обучение сапожному ремеслу.1917–1919 гг. – возвращение домой, работа в артели

Из книги Бродский: Русский поэт автора Бондаренко Владимир Григорьевич

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. БРОДСКОГО 1940, 24 мая - родился в Ленинграде, в клинике профессора Тура на Выборгской стороне. Отец Александр Иванович Бродский (1903–1984) был военным фотокорреспондентом, морским офицером, в 1950 году демобилизован, после этого работал

Х АРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА Б ЕРЛИОЗА

Гектор Берлиоз (11.12.1803, Кот-Сент-Андре, Франция, – 8.3.1869, Париж). Родился в семье врача, свободомыслящего, просвещённого человека. В 1821 Берлиоз становится студентом-медиком, но вскоре, несмотря на сопротивление родителей, оставляет медицину, решив посвятить себя музыке. В 1826-1830 гг. Берлиоз учится в Парижской консерватории у Ж. Ф. Лесюэра и А. Рейхи. Получил Римскую премию (1830) за кантату «Сарданапал». Возвратившись в Париж в 1832 году, занимался композиторской, дирижёрской, критической деятельностью. С 1842 года много гастролировал за границей. С триумфом выступал как дирижёр и композитор в России (1847, 1867-1868).

Берлиоз – яркий представитель романтизма в музыке. Берлиоз был художником-новатором: он смело вводил новшества в области музыкальной формы, гармонии и особенно инструментовки (в области оркестровки Берлиоз был выдающимся мастером), тяготел к театрализации симфо-нической музыки и грандиозным масштабам сочинений.

Творчество Берлиоза отразило и свойственные романтизму противоречия. В 1826 году была написана кантата «Греческая революция», ставшая откликом на освободительную борьбу греческого народа. С восторгом встретил Берлиоз Июльскую революцию 1830 года: на улицах Парижа он разучивал с народом революционные песни, в том числе обработанную им для хора и оркестра «Марсельезу». В ряде крупных сочинений Берлиоза нашла отражение революционная тематика: в память героев Июльской революции создан грандиозный «Реквием» (1837). Однако Революцию 1848 года Берлиоз не принял. В последние годы жизни Берлиоз все больше склонялся к моральным проблемам; в это время им созданы ораториальная трилогия «Детство Христа» (1854) и оперная дилогия «Троянцы» по Вергилию («Взятие Трои» и «Троянцы в Карфагене», 1855-1859).

Стиль Берлиоза определился уже в «Фантастической симфонии» (1830, с подзаголовком «Эпизод из жизни художника»). Это известнейшее сочинение Берлиоза – первая романтическая программная симфония. В ней нашли отражение типичные для того времени настроения (конфликт с действительностью, преувеличенная эмоциональность и чувствительность). Субъективные переживания художника поднимаются в симфонии до социальных обобщений: тема «несчастной любви» приобретает значение трагедии утраченных иллюзий. Вслед за «Симфонией» Берлиоз пишет монодраму «Лелио, или Возвращение к жизни» (1831 – продолжение «Симфонии»).

Берлиоза привлекали сюжеты произведений Байрона (симфония для альта и оркестра «Гарольд в Италии» – 1834 г., увертюра «Корсар» – 1844 г.) и Шекспира (увертюра «Король Лир» – 1831 г., драматическая симфония «Ромео и Джульетта» – 1839 г., комическая опера «Беатриче и Бенедикт» – 1862 г.). Также он любил Гёте (драматическая легенда (оратория) «Осуждение Фауста» – 1846 г.). Берлиозу принадлежат также опера «Бенвенуто Челлини» (поставлена в 1838 г.), кантаты, оркестровые увертюры, романсы и др.

Берлиоз был выдающимся дирижёром. Берлиоз также внёс существенный вклад в развитие музыкально-критической мысли. Он первый среди зарубежных критиков оценил значение М. И. Глинки (статья о Глинке – 1845 г.) и вообще русской музыки в целом.

« Ф АНТАСТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ»

1) Симфония навеяна историей страстной любви Берлиоза к актрисе Смитсон. Эта симфония принесла ему успех и известность. Симфония программная (т. е. в ней есть сюжет) и состоит из пяти частей. Через все части проходит одна и та же тема – лейтмотив возлюбленной. Сама по себе эта тема взвинчена и противоречива. Она начинается с фанфарной интонации. Тема постоянно трансформируется, как и видения героя.

2) Оркестр стандартный, но увеличен состав духовой и ударной группы, применены необычные инструменты, например, английский рожок, кларнет in Es , офиклейд (вторая туба), колокола (с ф.-п.) и др.

3) Композиция:

1-я часть – «Мечтания. Страсти». (Завязка: главный персонаж принимает наркотик, и у него начинаются галлюцинации.) Вся первая часть пронизана лейтмотивом возлюбленной. Начинается с медленного вступления в характере lamento (c - moll ), основная тональность C - dur .

2-я часть – «Бал». Впервые Берлиоз ввёл в симфонию вальс . Две солирующие арфы . Лейтмотив возлюбленной в середине, в тональности F-dur .

3-я часть – «Сцена в полях». Навеяна «Пасторальной симфонией» Бетховена. Самая статичная часть. Обрамление – перекличка двух пастухов (английский рожок и гобой). В конце – далекие раскаты грома (солируют 4 литавры).

4-я часть – «Шествие на казнь». Основная тема – g - moll . Вступление – зловещий тембр валторн с сурдиной . 2-я тема – торжественный марш (B - dur ). Все время – четкий ритм литавр (два литавриста). В конце – начальная интонация лейтмотива (кларнет соло, pp ), потом удар (казнь) и оглушительные фанфары (G - dur ; в оркестре тремоло большого и малого барабанов).

5-я часть – «Сон в ночь шабаша». Ведьмы слетаются на похороны главного героя, среди них в ведьмовском обличии – его возлюбленная. Это самая новаторская часть. В ней несколько эпизодов: 1) Сбор ведьм; в оркестре хаос и отдельные возгласы инструментов. 2) Прибывает она . Всеобщая радость, а затем буйный танец (соло Es -кларнета). 3) Черная месса: колокольный звон, пародия на канон Dies Ir æ . 4) Хоровод ведьм. В эпизодах – струнные играют col legno (древком смычка).

Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 г. в Ла-Кот-Сент-Андре близ Гренобля. Отец композитора - врач Луи-Жозефа Берлиоз - мечтал, чтобы сын пошел по его стопам. С одной стороны, именно отец познакомил маленького Берлиоза с теорией музыки, научил его играть на флейте и гитаре, но, с другой, Луи Берлиоз, видевший Гектора доктором, не позволял тому обучаться игре на фортепьяно, опасаясь, что сей инструмент отвлечет мальчика от мыслей о медицине.

Подлинный интерес к музыке и сочинительству проснулся у Берлиоза сравнительно поздно - ему уже исполнилось двенадцать. Однако вскоре после этого музыка стала его пламенной страстью. Начальные музыкальные знания Гектор черпал из книг, которые находил в библиотеке отца. Так он познакомился с «Трактатом о гармонии» Рамо (а, надо отметить, что изучение подобной литературы требовало глубокой специальной подготовки).

Вскоре мальчик стал делать заметные успехи в области музыки. Он свободно играл на флажолете, флейте и гитаре.

Однако, не смотря на это, в 1821 г. он, по воле отца, был отправлен в Париж для обучения медицине. Испытывая к выбранной родителями профессии искреннее отвращение, Берлиоз все свободное время посвящал самообразованию в области музыки. В Париже он впервые услышал оперы Глюка и самостоятельно изучил партитуры его произведений в библиотеке Парижской консерватории.

Лишь в 1826 г. Берлиозу удалось добиться своего. Он поступил в Парижскую консерваторию, где его педагогами стали Лесюер (композиция) и Рейх (контрапункт).

По словам самого Берлиоза, следующие два года его жизнь озаряли «три удара молнии»: знакомство с творениями Шекспира, Гёте и Бетховена.

Что же касается музыкальных сочинений раннего Берлиоза, то они были встречены публикой довольно прохладно, хотя и обратили некоторое внимание на имя композитора.

Много позже один начинающий композитор обратился к Берлиозу с просьбой дать оценку его творчеству. Берлиоз, просмотрев их, сообщил юноше:

К сожалению, должен сказать, что вы не обладаете минимальными музыкальными способностями. Я не хочу вводить вас в заблуждение, чтобы вы могли, пока не поздно, избрать другую профессию.

Когда огорченный молодой человек, покинув квартиру знаменитого композитора, уже вышел на улицу, Берлиоз вдруг выглянул из окна и закричал:

Молодой человек! Не обращайте внимания на то, что я сказал. Справедливости ради я должен вам сознаться, что когда я был в вашем возрасте, мой учитель сказал мне абсолютно то же самое!..

Примерно в 1828 г. Берлиоз вступил на поприще музыкального критика. Культурная жизнь Парижа быстро затянула Берлиоза в свой водоворот. Его товарищами стали лучшие представители передовой интеллигенции: Гюго, Бальзак, Дюма, Гейне, Лист, Шопен и другие.

А в 1830 г., после долгих и тщетных ожиданий справедливой оценки своих композиторских трудов, он, наконец, получил от парижской консерватории первую музыкальную премию (Prix de Rome) за кантату «Сарданапал», которая была написана специально для конкурса. В результате чего композитор попал в Италию, где создал несколько симфонических произведений, и сочинения, в которых соединились вокальные и оркестровые эпизоды. Впоследствие воспоминания об этой стране подвигли Берлиоза написать симфонию «Гарольд в Италии» (1834 г.)

С 1834 г. положение Берлиоз в Париже улучшилось, особенно после того, как он стал сотрудником недавно открытой музыкальной газеты «Gazette musicale de Paris», а вслед затем и «Journal des Debats». Работая в этих изданиях до 1864 г., композитор приобрел репутацию строгого и серьезного критика. В 1839 г. он был назначен библиотекарем консерватории, а с 1856 г. - членом Академии.

С 1842 г. Берлиоз много гастролировал за границей.

Музыкальное наследие:

Симфонические произведения: «Фантастическая симфония» (1830 г.), «Гарольд в Италии» (1834 г.), «Ромео и Джульетта» (1839 г.), «Траурно-триумфальная симфония» (1840 г.), увертюра «Король Лир» (1831 г.), увертюра «Роб Рой» (1832 г.), увертюра «Римский карнавал» (1844 г.) и др.

Музыка для сцены: опера «Бенвенуто Челлини» (1838 г.), диалогия «Троянцы» (1856 г.), опера «Беатриче и Бенедикт» (по пьесе У. Шекспира «Много шума из ничего» , 1862 г.)

Вокально-хоровые произведения: «Смерть Орфея» (1827 г.), «Эрминия» (1828 г.), «Реквием» (1837 г.), драматическая легенда «Осуждение Фауста» (1846 г.), «Детство Христа» (1850–1854 гг.), кантата «Смерть Офелии» (1847–1848 гг.)

Сольные вокальные произведения: Ирландские мелодии на тексты Мура (1829–1830 гг.), «Пленница» (по В. Гюго, 1832 г.), "Летние ночи" (1834–1856 гг.)

Жарким июлем 1867 года в библиотеке Парижской консерватории затопили печь. Туда после нескольких недель затворничества пришел уставший и больной Гектор Берлиоз для того, чтобы предать огню всю память о себе – наброски незаконченных сочинений, статьи, переписку. Потеряв все в земной жизни, он хочет стереть с лица земли даже память о своей уникальной, похожей на роман судьбе – с всепоглощающими страстями и головокружительными любовными интригами, редкими взлетами и частыми падениями, борьбой за право быть услышанным и трагическим финалом.

Краткую биографию Гектора Берлиоза и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Берлиоза

Гектор Берлиоз появился на свет 11 декабря 1803 года на востоке Франции в городке Ла Кот – Сент-Андре. Он был первым ребенком в семье местного доктора, который всесторонне развивал сына, прививая ему интерес, в том числе и к музыке.


В детстве Гектор овладел флейтой и гитарой , именно тогда были сочинены его первые романсы. Согласно биографии Берлиоза в 1821 году он отправляется в Париж учиться, но вовсе не в консерватории, а в Медицинской школе, поскольку отец видел в сыне продолжателя врачебной династии. Однако медицинские изыскания вызывали у студента Берлиоза не интерес, а отвращение. Отдушину он находил в Парижской опере, где его вдохновляли таланты Глюка и Спонтини. Он стал изучать партитуры полюбившихся опер, написал статью в журнал и вновь взялся за сочинительство. С 1823 года юноша берет частные уроки композиции, занимается самообразованием.

В 1824 году Гектор покидает Медицинскую школу, чтобы полноценно заняться музыкой. Родители восприняли этот шаг крайне негативно, отец значительно сократил его содержание, и молодой автор публично исполненной «Торжественной мессы» был вынужден зарабатывать себе на жизнь пением в хоре.

В 1826 году Берлиоз поступает в Парижскую консерваторию, которую заканчивает в год своего абсолютного триумфа с «Фантастической симфонией ». Тогда же была получена и престижная Римская премия, на средства которой он отправился учиться в Италию. Возвращение в Париж в 1833 году было ознаменовано свадьбой с актрисой Гарриетт Смитсон. Против этого брака была настроена вся семья Берлиоза, за исключением его младшей сестры Адели. Год спустя родился сын Луис, названный в честь отца композитора.


Несмотря на активность в сочинении и дирижировании, основной доход Берлиозу приносила журналистика и музыкальная критика. Ради заработка он занял должность заместителя, а затем и библиотекаря Парижской консерватории. Настоящим спасением от банкротства стали два гастрольных тура по России – в 1847 и 1867-68 годах. Первый из них состоялся не без участия М.И. Глинки , с которым Берлиоз познакомился еще в Риме.

Союз с эксцентричной ирландкой Смитсон, продлился 11 лет, а в 1854 Гарриетт скончалась. В этот же год Берлиоз вступает в новый брак с певицей Мари-Женевьев Мартин, или Мари Ресио – как она именовалась на сцене, с которой у композитора была многолетняя связь. На закате жизни Берлиоза преследовали одни потери – в 1860 умерла младшая сестра Адель, в 1862 году - супруга, в 1864 – в возрасте 26 лет скончалась последняя возлюбленная, Амели, а в 1867 Берлиоз лишился и единственного сына. После этой утраты пожилой маэстро так и не смог восстановиться. Он на три месяца едет на гастроли в Россию, где с ним случаются первые приступы. 8 марта 1869 года он уходит из жизни в своей парижской квартире.



Интересные факты о Гекторе Берлиозе

  • Берлиоз – первый композитор французской национальной школы. Все его предшественники, писавшие оперы по-французски, были либо немцами, либо итальянцами.
  • «Malvenuto Cellini» - так, в дословном переводе «Нежеланный Челлини», острословы окрестили первую оперу Берлиоза, потерпевшую оглушительное фиаско на премьере. Увертюра была тепло принята публикой, но почти каждый следующий номер оперы был забукан.
  • Современников Берлиоза испугал не только колоссальный масштаб «Троянцев», их задевала сама суть произведения, которое не соблюдало условия французской оперы. Им была представлена грандиозная античная история в классическом стиле, не имеющая ничего общего с привычными поверхностными развлечениями.
  • Сын композитора, Луи Берлиоз, был капитаном торгового судна. Во время пребывания на Кубе он заболел желтой лихорадкой, от которой и скончался 5 июня 1867 года. Известие о его смерти отец получил только в конце месяца.


  • Однажды Берлиозу пришла музыка его новой симфонии, от сочинения которой ему пришлось отказаться, руководствуясь тем, что иначе придется приостановить написание статей, потратиться на переписку нот и премьеру, из-за чего обеим его семьям не на что будет жить.
  • Из биографии Берлиоза мы узнаём, что ради российских гастролей в 1867 году композитор отклонил предложение компании Steinway выступить в Нью-Йорке за гонорар в 100 000 долларов.

Донжуанский список Берлиоза

Первой и последней любовью композитора была Эстелла Дюбёф (в замужестве Форнье). Молодые люди познакомились, когда Гектору было всего лишь 12, а его избраннице 17. Это всепоглощающее, но безответное чувство композитор пронесет через всю жизнь. В 1848 он, повинуясь порыву после посещения мест своего детства, отправил Эстелле трогательное письмо с выражением своих лучших чувств. Ответа на это письмо он не получил – возлюбленная давно была замужем. Но судьба распорядилась так, что они встретились еще раз на закате жизни. Берлиоз пришел к ней в дом 23 сентября 1864 года, спустя почти 40 лет после их последней встречи. Между ними завязалась активная переписка, но предложение вдове Форнье он так и не сделал, понимая, что она никогда его не примет.

Страсть к Гарриет Смитсон зародилась в душе композитора, когда он увидел ее в ролях Джульетты и Офелии в шекспировских постановках. Гектор закидывал ее письмами, поджидал у выхода из театра, даже переехал в дом напротив ее гостиницы. В месяцы любовной лихорадки он написал «Фантастическую симфонию», посвятив ее своей звезде. Когда состоялась премьера, он послал ей билеты в ложу на одно из исполнений. Его ожидания были оправданы – Гарриет пришла. Только после этого он просит у нее разрешения представиться. Завязавшееся общение только распалило чувства композитора, он сделал своей пассии предложение. Луи Берлиоз жениться сыну запрещает, а мать – и вовсе проклинает. Отношения между влюбленными развиваются бурно – от любви до ненависти. Тем не менее они вступают в брак, более похожий на штормящее море, нежели на тихую гавань из-за ревности Гарриет, ее болезней и неудачно завершившейся артистической карьеры. Супруги расстались в 1844, но Берлиоз ухаживал за тяжело больной парализованной женой, оплачивая всех докторов и сиделок вплоть до самой ее кончины 8 лет спустя.

Неистовая страсть к Офелии, уехавшей в Лондон, несколько притупилась, когда в 1830 году Гектор познакомился с Камиллой Мок, воспылал любовью и решил тотчас же жениться. Получение Римской премии и успех «Фантастической симфонии » позволили матери Камиллы дать согласие на помолвку. Однако через несколько месяцев после отъезда на обучение в Рим, Гектор получил письмо от мадам Мок, извещавшее, что дочь выходит замуж за состоятельного фабриканта. В его голове родился план тройного убийства, и он отправился в Париж, готовый его осуществить, но по дороге охладел.

Будучи женатым, но не слишком счастливым человеком, Гектор знакомится с молодой певицей Марией Ресио, которая в 1841 году становится его любовницей. С 1842 года Мари сопровождает его во всех зарубежных гастрольных турах. После разрыва с женой он переезжает жить к Ресио, а в 1852, всего полгода спустя после смерти Гарриет, женится на ней. Сыну он пишет, что был обязан поступить именно так после 11 лет совместной жизни. В браке они прожили 10 лет, пока Мари не скончалась от сердечного приступа.

Вторая супруга Берлиоза была похоронена на кладбище Монмартр, там же спустя непродолжительное время после похорон, 59-летний композитор познакомился с 24-летней Амели. Отношения продолжались чуть более полугода и прекратились по инициативе девушки, чем Берлиоз был сильно опечален. Пройдет еще год, и Амели также обретет вечный покой на Монмартре, скончаясь от болезни.

Творчество Гектора Берлиоза


Еще до поступления в консерваторию Берлиоз написал кантату «Греческая революция », наброски к опере «Тайные судьи » и «Торжественную мессу ». Первым значительным сочинением, которое получило мировую известность, стала «Фантастическая симфония », созданная на волне страсти к недоступной Гарриет Смитсон. Симфония имела четко выраженное в музыке смысловое содержание и открыла эпоху программных произведений. В том же 1830 году Берлиозу с четвертой попытки удалось стать стипендиатом Римской премии с кантатой «Смерть Сарданапала ».

Произведения периода обучения во Французской Академии - несколько песен, увертюры «Король Лир » и «Роб Рой ». По возвращении в Париж Берлиоз пишет вторую программную симфонию «Гарольд в Италии », в которой выразил впечатления от поездки в Рим. Произведение необычно редким выбором солирующего инструмента – альта , и создано по просьбе Никколо Паганини . Знаменитый скрипач так и не смог его исполнить, более того, показанная Берлиозом первая часть вовсе его не впечатлила. Но, услышав законченную симфонию позже, он был ею совершенно очарован. Премьера состоялась в 1834 году в Парижской консерватории. В 1837 Берлиоз представляет на суд публики свой Реквием , посвященный памяти жертв Июльской революции, участником которой был и он сам. В этом необычном сочинении органично сочетается мелодика революционных маршей и духовных песнопений. Оно требует грандиозного состава исполнителей, включающего расширенный оркестр и 200 хористов.


30-е – это симфонические годы в жизни маэстро. Его последние две симфонии появляются тогда же. В 1839 – «Ромео и Джульетта », в 1940 – «Торжественно-траурная симфония ». Обе они отражают интерес своего создателя к большим театральным формам, который выльется в поистине масштабные работы на оперной сцене. Одной из первых стал «Бенвенуто Челлини », премьера которого состоялась в 1838 году. Эту оперу фактически пришлось писать дважды – в 1834 она была отвергнута дирекцией театра Опера-комик. В переработанном варианте она увидела сцену, но не была принята публикой и больше не ставилась вплоть до 1851 года, когда Ф. Лист , трепетно относившийся к творчеству своего друга, не убедил Берлиоза еще раз внести изменения для спектакля в Веймаре. Эта редакция и в дальнейшем стала наиболее востребованной постановщиками.

В 1841 году Берлиоз берет либретто Э. Скриба «Кровавая монахиня» и в течение нескольких лет пишет сцены для будущей оперы. По разным причинам сочинение продвигается плохо, и почти 6 лет спустя Скриб просит вернуть либретто, поскольку им заинтересовался другой композитор, Ш. Гуно. Попытки свести концы с концами путем заработка на музыкальной критике не оставляют Берлиозу времени на творчество. В первой половине 40-х появляется романс для скрипки с оркестром «Reverie et caprice» , увертюра «Римский карнавал », Гимн Франции , Марш к последней сцене «Гамлета», «3 пьесы для органа Александра ». Основной труд Берлиоза тех лет - «Трактат об инструментовке и оркестровке », вышедший в 1844 и до сих пор являющийся обязательной книгой для всех композиторов. Книга поистине совершила революцию в оркестровой технике. Во второе издание 1855 года была добавлена новая глава «Дирижер оркестра – теория его искусства».

Опера «Осуждение Фауста » была написана за год на основе музыки более раннего произведения «Восемь сцен из «Фауста». Премьера в Опера-комик состоялась 6 декабря 1846 года. А 20 декабря был дан последний спектакль. Провал был сокрушительным не только для самолюбия автора, но и для его материального положения, еще больше вогнав Берлиоза в долги. К счастью, впереди его ждали российские гастроли, которые поправили и первое, и второе. Нигде в мире маэстро не принимали так, как в Санкт-Петербурге и Москве. Никогда еще гонорар за выступления не был столь значителен.


В 1848 году Берлиоз приступает к написанию своих «Мемуаров ». Материала для них было достаточно, многие заметки о поездках и впечатлениях уже были им написаны и опубликованы в прессе. «Мемуары» стали книгой его жизни, он окончил их в 1865 году, в печати они вышли ограниченным тиражом. Массовое издание было осуществлено в 1870 году, уже после кончины автора. На рубеже 1850-х годов композитор дает свою трактовку духовной музыки. В 1849 написан Te Deum , в 1854 – оратория «Детство Христа ». Оратория выросла по частям из разных набросков. Она стала одним из немногих произведений композитора, которых сопровождал успех уже с первого исполнения. В последующие годы композитор исполнял ее в концертах по всей Франции и за рубежом.


В 1856 году Берлиоз приступает к созданию ключевого произведения своей карьеры – опере «Троянцы ». Либретто он пишет сам на основе хорошо знакомой ему с детства книги «Энеида» Виргилия. Работа была закончена в рекордные сроки – за два года. Идея автора была в том, чтобы создать великую французскую оперу, гранд-опера. В итоге получилось двухчастное сочинение общей длительностью более 5 часов. Парижская опера в течение пяти лет отвергала «Троянцев», и когда в 1863 году «Театр Лирик» дал согласие на постановку только второй части, «Троянцы в Карфагене», к тому же с многочисленными купюрами, Берлиоз сдался на милость судьбе. Опера в целом пришлась публике по душе и выдержала 21 представление. Ни первую часть «Падение Трои», ни тем более целую оперу маэстро так на сцене и не увидел. Мировая премьера полноценных «Троянцев» состоялась в 1906 году, а парижская - только в 2003.

Немногим более удачная судьба ждала его оперу «Беатрис и Бенедикт », основанную на шекспировском сюжете «Много шума из ничего». Оконченная в 1862, она была сразу показана в Баден-Бадене. Во Франции ее поставили только в 1880.

Музыка Берлиоза в кино

Впервые образ великого француза привлек кинематограф в 1942 году, когда на основе биографии Берлиоза и истории любви Гектора и Гарриет Смитсон был снят фильм «Фантастическая симфония». Роль композитора сыграл выдающийся актер Жан-Луи Барро.

Масштабный 6-серийный байопик «Жизнь Берлиоза» был создан в 1983 году интернациональной командой кинематографистов. Большая часть экранного времени в фильме отведена музыке Берлиоза, в основном симфонической и хоровой. В фокусе внимания оказались также и личные отношения композитора – с родителями, сестрами, друзьями и многочисленными возлюбленными. В сценарии использованы прямые цитаты из «Мемуаров» и писем маэстро и его окружения. Заглавную роль исполнил французский актер Даниэль Мезгиш.

Избранные фильмы, где звучит музыка Берлиоза:


Произведение Фильм
Фантастическая симфония «Ворон», 2012
«Клерки 2», 2006
«В постели с врагом», 1991
«Сияние», 1980
«Соломенная женщина», 1964
Ларго ре-минор «Феникс», 2014
Реквием «Древо жизни», 2011
Трио для двух флейт и арфы «Улыбка Мона Лизы», 2003
«Vallon Sonore» «Стар трек: Первый контакт», 1996
«Венгерский марш» «Большая прогулка», 1966

Гектор Берлиоз написал великую музыку, но, вероятно, еще более выдающаяся – так и не вышла из-под его пера. К счастью для потомков, его талант оказался сильнее печальных обстоятельств судьбы, дав силы противостоять материальному, чтобы творить вечное.

Видео: смотреть фильм о Гекторе Берлиозе