Брандт. Биография Брандта Л. В. Художественные произведения Брандта о животных. Мир Животных. Брандт, лев владимирович Отрывок, характеризующий Брандт, Лев Владимирович

Его мать в молодости была признанной красавицей. Остатки красоты она сохранила, даже перешагнув во вторую половину жизни. Правда, многократное материнство отразилось на ней сильно: она потучнела, раздалась, движения ее утратили упругость и гибкость, но тонкие, точеные ноги, лебединая шея и маленькая головка с двумя огромными темно-карими глазами говорили о породе.

Она была очень знатного рода, ее родословная пестрит именами историческими. Горностай, Любезный, Лебедь – и так до родоначальника русской рысистой породы Барса Первого, внука знаменитого араба Сметанки. Отец жеребенка, Браслет Первый, – блестящий ипподромный боец и прямой потомок рекордистов.

Браслет Второй родился ночью. Он долго лежал без движения, как мертвый, растянувшись на мягкой соломе среди денника.

Старая Злодейка, облизав сына, стояла над ним, не спуская с жеребенка влюбленных глаз. В этих глазах светилось столько материнской радости и ласки, что казалось – в глубине их горят, не мигая, теплые ровные огоньки.

Когда в денник стал пробиваться зимний рассвет, жеребенок поднял голову. Два мутных, без всякого выражения, глаза тупо, не мигая, уставились в окно. Через полминуты, словно не найдя ничего интересного, жеребенок устало уронил голову и закрыл глаза. Немного погодя он в первый раз попытался встать. Злодейка радостно закивала головой и поощряюще, ласково заржала.

Жеребенок вытянул шею, приподнялся, подался вперед и, запутавшись в собственных ногах, рухнул на солому. Отдохнув, он еще раз попытался подняться, но и на этот раз встать не удалось: опять подвели ноги. Они делали совсем не то, что требовал их обладатель. Только пятая или шестая попытка увенчалась успехом. Жеребенок, пошатываясь, стоял среди денника, с трудом удерживаясь на разъезжающихся во все стороны ногах.

Теперь обнаружилось, что ноги были ему явно не впору. Непомерно толстые и длинные для его небольшого туловища, они казались чужими, случайно подставленными. Но, хотя жеребенок выглядел жалким и неуклюжим, он успел понравиться не только одной матери. Через решетку в дверях денника им давно уже любовался конюх Василий, пожилой мужчина со строгими чертами лица и с большой, с проседью, темной бородой.

Как только жеребенок встал на ноги, Василий осторожно вошел в денник. Злодейка захрипела и угрожающе прижала уши.

– Ладно, ладно, не тревожься, цел будет, не трону, – успокаивал он кобылицу.

Злодейка злым, настороженным взглядом следила за каждым движением Василия. От недавнего ласкового, ленивого покоя не осталось и следа. Она стояла сжавшись, подобрав мускулы и напряженно, нервно вздрагивала. Глаза сузились, и в них замелькали злые зеленоватые огоньки. Каждую минуту Злодейка могла броситься на человека. Тот, глядя в сторону, медленно приблизился к ней и протянул кусок сахару. После небольшого раздумья концами губ кобыла взяла сахар. Конюх долго оглаживал ее.

Злодейка постепенно обмякла, успокоилась, и в глазах ее опять затеплились ласковые желтоватые огоньки. Она хрупала сахар и терлась головой о плечо Василия, который осторожно, шаг за шагом приближался к жеребенку. Кобыла не протестовала. Подойдя вплотную к жеребенку, Василий сунул ему в рот палец. Жеребенок быстро зачмокал мягкими, теплыми губами. Тогда другой рукой Василий подтолкнул его под живот матери к самым соскам и отнял палец. Жеребенок потянулся следом, и теплое, душистое молоко полилось ему в рот.

Широко расставив негнущиеся ноги, жеребенок жадно тянул вкусную, душистую жидкость. Куцый, похожий на щетку для чистки керосиновых ламп, хвост раскачивался, как маятник.

– Хороший жеребенок, – сказал вслух Василий, стоя у двери и любуясь Браслетом.

– От Злодейки плохого не будет, – громким шепотом раздалось за его спиной.

Василий вздрогнул и обернулся. В коридоре, уцепившись руками за решетку денника, на двери повис конюх Сенька.

– Чего тебя раньше времени принесло?

Раскрыв рот до ушей, Сенька, сияя, глядел на вертящийся хвост, не удостаивая Василия ни взглядом, ни ответом.

– Василий Титыч, – наконец обратил на него внимание Сенька.

– Ну? – недовольно отозвался тот.

– Сразу видать, что классный будет, – указывая на жеребенка, зашептал Сенька.

– Уходи ты от греха, – гнал Василий Сеньку. – Кобылу растревожишь, молоко пропадет.

– Я еще вчера заметил, что она беспокоится, – пропуская замечание мимо ушей, продолжал Сенька.

– Сам ты беспокойный! – рассердился Василий. – И в кого ты такой уродился, в прадеда, что ли, Семена Мочалкина? – задавал себе вопросы Василий. – Мировой наездник был. На самом Барсе Первом ездил.

Сенька не отвечал.

– Василий Титыч, глядите, весь в Злодейку, – ткнул он пальцем в жеребенка. – И масть тоже, кажись, серая.

Василий, уставившись на Сеньку, молча его разглядывал, словно в первый раз увидев, потом проговорил:

– Крепкая ваша мочалкинская кровь. В пятое колено передается, – пробормотал он и добавил, кивнув в сторону жеребенка: – Гнедой будет, весь в отца. И голова отцовская. По отцу и назван – Браслет Второй.

Сенька уже не улыбался. Растянутое широкой улыбкой лицо сжалось и от этого стало еще меньше. Маленькие, приютившиеся у самой переносицы глазки по-новому, недоверчиво и подозрительно, смотрели на жеребенка. Убедившись, что Василий сказал правду, Сенька отошел от денника.

Браслет I – единственная лошадь, которую Сенька не любил и боялся.

Пять лет назад этот жеребец убил во время проминки заводского наездника и тренера Григория Мочалкина, отца Сеньки.

Каждый год двадцать третьего апреля, в день Георгия-великомученика, наступал торжественный час. Матки с новым приплодом выходили первый раз в поле.

На рассвете около маточного отделения собралось все население завода. Пришел хозяин в сопровождении священника. Последним появился верхом на белом от старости мерине Сенька, – ему недавно стукнуло четырнадцать. Сознание важности сквозило во всей его фигуре, от кончика носа до черных, как у негра, босых пяток.

Даже очень требовательный коннозаводчик Лысухин теперь им доволен. «Кровь не вода; из этого мальчишки выйдет толк», – говорил он, наблюдая, как Сенька без страха входил в любой денник и самые строгие и обозленные лошади охотно подставляли бока под его щетку.

В этом году Сеньке доверили пасти табун маток с жеребятами. Оставив мерина посреди двора и убедившись, что все в сборе, Сенька командует: «Открывать!» Широкий двор окаймлен конюшнями. Тяжелые дубовые ворота конюшен распахиваются, прежде чем замерла команда. В просветах широких ворот видны открытые денники и в них ряды маток с жеребятами. Кобылы стоят головами к выходу и терпеливо ждут. Если бы не легкая дрожь да необыкновенно широко открытые, блестящие глаза, можно было бы подумать, что они совершенно равнодушны к предстоящему событию.

Сенька засовывает два пальца в рот и оглашает двор пронзительным свистом.

Свистит Сенька мастерски, замысловатыми коленцами и переливами.

Матки вздрагивают и одна за другой выходят на двор. Жеребята бестолково мечутся у их ног.

Кобылы втягивают пряный весенний воздух и громко, радостно фыркают. Они еще держатся отдельными табунками, каждая у своей конюшни.

На середину двора к блестящему аналою мелкой рысцой трусит деревенский священник.

Василий кладет на аналой икону великомученика Георгия Победоносца. Сенька медленно разматывает длинный бич и быстрым рывком выбрасывает в сторону руку. Бич извивается змеей и оглушительно щелкает над самой головой священника. Батюшка вздрагивает, приседает и недружелюбно посматривает на пастуха.

Кобылы сгрудились в один большой табун. Начался молебен. Проглатывая концы, священник гнусавит малопонятные слова. Первый ряд маток стоит перед самым аналоем. Старые, опытные кобылы, пользующиеся уважением в табуне, стоят в этом ряду. Они задумчивыми, влажными глазами смотрят на священника в блестящей парчовой ризе и в такт его возгласам раскачивают головами. Дальше матки помоложе. Здесь уже меньше покоя. Кобылы поминутно задирают головы кверху и с громким храпом тянут влажный, густо сдобренный ладаном воздух.

Среди писателей, произведения которых особенно ценны для сердца каждого конника, важное место занимает Лев Владимирович Брандт. Его книги издавались и переиздавались в 40-60-е годы прошлого века значительными тиражами, повести «Браслет II» и «Остров Серафимы» были экранизированы. Произведения Брандта отличаются удивительным сочетанием емкого литературного языка, трепетного отношения автора и его героев к животным и учат читателя самому главному - думать, сопереживать и любить.

Лучший друг - книга

Лев Брандт появился на свет в небольшом белорусском городке Речица 5 марта 1901 года. Его отец работал на железной дороге, а мать происходила из зажиточной крестьянской семьи. Союз молодых людей поначалу считался мезальянсом, потому что отец Брандта занимал достаточно высокий пост. В детстве любимым занятием Льва было чтение: электричества в те времена не было, мальчик постоянно жег свечи и на этой почве воевал с бабушкой, которая очень боялась пожара.

Служитель Мельпомены

Судьба распорядилась так, что в 17 лет Лев попал на фронт Гражданской войны, а после ее окончания уехал в Петроград и по-ступил на юридический факультет Петро-градского государственного университета. Однако одного образования молодому человеку показалось мало, и Брандт отправился в Институт сценических искусств (впоследствии известный как Ленинградский театральный институт) на режиссерское отделение, где учился с такими известными актерами, как Н.Черкасов,

Б.Чирков, И.Зарубина, Е.Юнгер. По окончании института Брандт приступил к работе в Пушкинс-ком театре, но его режиссерская карьера не задалась - в основном он писал в то время маленькие пьесы и скетчи, но параллельно начал сотрудничать с писателями Евге-нием Рыссом и Всеволодом Воево-диным. Тогда же в свет вышли и его первые произведения.

Архипелаг ГУЛаг

Безусловно, самым блестящим произведением Льва Брандта стала повесть «Браслет II», посвященная феноменальному орловскому рысаку и опубликованная в 1936 году. Книга сразу же пришлась по душе как простым людям, так и ценителям хорошей литературы, получила признание конников и специалистов на ипподромах и конных заводах (включая маршала Буденного!). Такой успех мог бы дать мощный толчок к развитию серьезной писательской карьеры Брандта, если бы не арест, последовавший почти сразу после публикации «Браслета». В 1937 году Льва Брандта арестовали по доносу по 58-й статье УК РСФСР и отправили в тюрьму Большого дома, а затем в ссылку в село Кельмезь Кировской области. Спустя четыре года Лев Владимирович вернулся в Ленинград и обустроился в поселке Толмачево в 124 км к югу от северной столицы. В это же время вышел сборник повестей и рассказов писателя «Белый турман» тиражом 10 000 экземпляров. К сожалению, большая часть тиража погибла во время войны, и теперь эти издания - большая редкость.

С чистого листа

В начале войны Лев Брандт снова пошел на фронт в районе Невской Дубровки, но вскоре с тяжелой контузией попал в госпиталь и на время получил отсрочку от службы в действующей армии. Однако в 1943 году его призывают снова - на этот раз в качестве интенданта полевого госпиталя. Весной 1945 года Брандт демобилизуется из армии и уезжает жить в Псков (в Ленинграде он проживать не мог в связи с поражением в правах), где он создает ансамбль песни и пляски в псковской филармонии и становится его руководителем. Писатель с головой погружается в новую работу - пишет критические статьи, рассказы и очерки в местные газеты, знакомится со многими псковскими деятелями культуры, проводит много времени в Пушкинских горах, где принимает участие в ежегодных празднованиях пушкинских дней.

Без вины виноватые

Однако и здесь писателя не оставляют в покое. В августе 1946 года было принято печально известное постановление ЦК ВКП(б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград», вызвавшее настоящую травлю Михаила Зощенко и Анны Ахматовой.* Доклад спровоцировал целую волну преследований писателей по всей стране - их подозревали во всевозможных идеологических преступлениях. Волна гонений коснулась и Льва Брандта, в частности его повести «Пират», главный герой которой, волк, воспитанный собакой, постоянно оказывается то в лесу, то у людей. Критики усмотрели в этом идеологическую неблагонадежность. Лев Брандт не стал раскаиваться в том, что написал, тучи опять начали сгущаться над его головой, но наказать писателя уже не успели - в 1949 году Лев Бранд заболел раком и скоропостижно скончался.

Верная подруга

После смерти писателя его произведения не раз переиздавались: «Браслет-2» («Детгиз», 1949 г.), повесть «Пират» (альманах «Дружба», 1956 г.), «Браслет-2» («Детгиз», 1957 г.), «Остров Серафимы» («Советский писатель», 1959 г.). Однако все эти переиздания стали возможны только благодаря титаническим усилиям вдовы писателя Тамары Федоровны Эндер, которая буквально обивала пороги ленинградских издательств. Она окончила ритмическое отделение ленинградского театрального института, где и познакомилась со Львом Владимировичем. Бранд, которому часто отказывали в устройстве на работу, порой был не в состоянии обеспечить семью. И ответственность за это брала на себя Тамара Федоровна, всю жизнь без устали трудившаяся в различных танцевальных коллективах. После смерти писателя Тамара Эндер с сыном перебрались в Ленинград, Брандта посмертно реабилитировали, и его книги вновь начали издаваться.

Воля к победе

Главная и самая известная повесть Льва Брандта «Браслет II» легла в основу фильма, снятого на киностудии «Ленфильм». Премьера картины состоялась 26 февраля 1968 года. Главный герой книги и фильма - рысак, блестящий ипподромный боец и любимец публики Браслет II в годы революции и гражданской войны становится

обыкновенной гужевой лошадью по кличке Зло-дей. Однажды повозка с грузом снарядов, которую вез конь, прорывалась к красноармейской батарее, и лошадь контузило, но рысака вылечили, и он снова с триумфом выступил на бегах под своим прежним именем. На лошадиную долю Браслета II выпало немало: он испытал и человеческую жестокость, и муки извоза в АвтоГужТрансе, был сломлен, но все равно не пал духом и сумел победить.

Маленькие трагедии

Примечательно, что в каждой повести Брандта находится человек, который мыслями и душой привязан к своему питомцу и как будто понимает все его мысли. Повесть «Браслет II» из разряда тех произведений, к которым возвращаешься вновь и вновь, очень трогательная, даже, пожалуй, психологически тяжелая - местами невозможно сдержать слез, - но читается на одном дыхании.

Лев Брандт - писатель с большой буквы: его повести и рассказы невероятно правдивы, искренни и наполнены любовью и уважением к животным. Маленькая трагедия, присутствующая в каждой повести Брандта, неповторимая история каждого из героев - будь то волк Пират, лебедь Серафима или рысак Браслет II - воспитывают душу, пробуждают искренность, сострадание и доброту. Такие книги необходимы каждому из нас - по-настоящему хорошая литература обязательно найдет отклик в сердце каждого читателя.

Библиотека.

Предисловие к публикации

К Вам обращается Петр Брандт -- автор статьи «Барабаны судьбы» , опубликованной в вашем Альманахе Сентенция , с предложением.

Мой отец, Лев Владимирович Брандт -- без сомнения выдающийся русский писатель. Это подтверждено самой серьезной и взыскательной критикой его современников и литераторов, живших после его смерти. Среди его друзей и почитателей его таланта были такие люди, как Михаил Зощенко, Ольга Бергольц и многие другие известные писатели, художники, деятели театра и кино. Возможно, вы читали его повести, а может быть, знаете его по фильмам «Браслет-2» или «Остров Серафимы», снятым по его произведениям, многократно демонстрировавшимся по телевидению. Книги его неоднократно переиздавались после его смерти. Совсем недавно повесть «Браслет-2» вошла в сборник из трех повестей вместе с английским писателем Эрнстом Гленвиллом и известным канадским индейцем Серая Сова. Кто-то из критиков сказал, что Браслет входит в тройку русских лошадей вместе с Холстомером Толстого и Изумрудом Куприна.

Мой отец написал, к сожалению, очень мало, т.к. прожил трагическую жизнь, типичную для людей его поколения, и все же заслуживший весьма почетное место в русской литературе. Я уверен, что для любого издательства мира составило бы честь напечатать его произведения.

Я не нашел ни одного упоминания ни о нем, ни о его книгах в интернете, и считаю, что обладаю моральным правом восполнить этот пробел. Поэтому с этим предложением я обращаюсь к Вам и буду очень Вам благодарен, если вы откликнитесь на мои предложения.

С уважением Петр Брандт

От редакции.

С удовольствием восполняем этот пробел и публикуем замечательные повести и рассказы Льва Владимировича Брандта в нашем журнале.

Лев Владимирович Брандт родился в 1901 году в семье железнодорожника. В 1924 году окончил юридический факультет Ленинградского Государственного университета, а в 1929 году режиссерское отделение Института сценических искусств. С 1930 года начал печататься, а к началу войны в 1941 вышла первая книга его повестей «Белый турман». Вторая книга Льва Брандта, знаменитый «Браслет-2», появилась уже после войны, во время которой Л. В. Брандт был на ленинградском фронте. Наш журнал намеривается опубликовать повести, вошедшие в состав третьего сборника писателя, давно уже ставшего библиографическрй редкостью и вышедшего в издательстве «Детская литература» в 1957 году уже после трагической смерти автора в 1949 году.

Лев Владимирович Брандт
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Псевдонимы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Полное имя

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство (подданство):

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:
Годы творчества:

с Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). по Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Направление:
Жанр:

повесть, рассказ

Язык произведений:
Дебют:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лев Влади́мирович Брандт (5 марта , Речица - 12 сентября ) - писатель.

Биография

В 1937 году был арестован, выслан в село Кильмезь (Кировская область) . Вернулся в 1940 году, жил в Толмачёво (Ленинградская область) .

Весной 1949 года заболел раком, скончался 12 сентября того же года. Похоронен (предположительно) на Большеохтинском кладбище Петербурга . Реабилитирован в 1956 году .

Семья

Жена - Тамара Фёдоровна Эндер, хореограф.

После смерти Л. В. Брандта переехали в Ленинград .

Творчество

В 1930-е годы писал пьесы, скетчи ; сотрудничал с писателями Евгением Рыссом и Всеволодом Воеводиным . Первая повесть - «Декрет-2» (впоследствии «Браслет-2») - была опубликована в 1936 году, пользовалась успехом у многих любителей лошадей (в том числе у маршала Будённого).

В период жизни во Пскове печатал в местных газетах критические статьи по поводу театральных постановок, рассказы и очерки.

После реабилитации писателя его книги не раз переиздавались .

Избранные публикации

Основной источник:

  • Брандт Л. В. Белый турман: [Рассказы]. - Л.: Сов. писатель, 1941. - 280 с. - 10 000 экз.
  • Брандт Л. В. Браслет II: [Повесть: Для сред. и ст. возраста]. - М.; Л.: Изд-во и 2-я ф-ка дет. книги Детгиза в Л., 1949. - 94 с. - 30 000 экз.
    • Браслет 2; [Пират; Остров Серафимы: Повести: Для ст. возраста]. - Л.: Детгиз, 1957. - 191 с. - 30 000 экз.
    • Браслет 2: три повести и два рассказа. - СПб.: Детгиз, 2008. - 287 с. - (Содерж.: Пират: повесть; Остров Серафимы: повесть; Беркуты: рассказ; Фаина: рассказ; Браслет 2: повесть). - 5000 экз. - ISBN 978-5-8452-0357-1
  • Брандт Л. В. Остров Серафимы: Повести. - Л.: Сов. писатель, 1959. - 298 с. - (Содерж.: Браслет 2; Белый турман; Остров Серафимы; Пират). - 30 000 экз.
    • - М.; Л.: Сов. писатель, 1963. - 304 с. - (Содерж.: Браслет 2; Белый турман; Беркуты; Остров Серафимы; Пират). - 100 000 экз.
  • Брандт Л. В. Пират: [повести и рассказы]. - СПб.: Амфора, 2015. - 348+2 с. - (В мире животных: еженедельное издание; вып. № 4 (4), 2015). - (Содерж.: повести: Браслет II; Остров Серафимы; Белый турман; Пират; рассказы: Беркуты; Фаина). - 10045 экз. - ISBN 978-5-367-03774-6

Экранизации

Отзывы

Талантом Л. В. Брандта восхищались Михаил Зощенко и Ольга Берггольц .

Кто-то из критиков даже сказал, что Браслет входит в избранную тройку русских лошадей вместе с Изумрудом Куприна и Холстомером Толстого.

Адреса

Напишите отзыв о статье "Брандт, Лев Владимирович"

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Брандт, Лев Владимирович

Всю дорогу с кладбища домой я безо всякой причины дулась на бабушку, притом злясь за это на саму себя... Я была сильно похожа на нахохлившегося воробья, и бабушка прекрасно это видела, что, естественно, меня ещё больше раздражало и заставляло глубже залезть в свою «безопасную скорлупу».... Скорее всего, это просто бушевала моя детская обида за то, что она, как оказалось, многое от меня скрывала, и ни чему пока не учила, видимо считая меня недостойной или не способной на большее. И хотя мой внутренний голос мне говорил, что я тут кругом и полностью не права, но я никак не могла успокоиться и взглянуть на всё со стороны, как делала это раньше, когда считала, что могу ошибаться...
Наконец, моя нетерпеливая душа дольше выдержать молчание была не в состоянии...
– Ну и о чём вы так долго беседовали? Если, конечно, мне можно это знать... – обиженно буркнула я.
– А мы не беседовали – мы думали, – спокойно улыбаясь ответила бабушка.
Казалось, она меня просто дразнит, чтобы спровоцировать на какие-то, ей одной понятные, действия...
– Ну, тогда, о чём же вы там вместе «думали»? – и тут же, не выдержав, выпалила: – А почему бабушка Стеллу учит, а ты меня – нет?!.. Или ты считаешь, что я ни на что больше не способна?
– Ну, во-первых, брось кипятиться, а то вон уже скоро пар пойдёт... – опять спокойно сказала бабушка. – А, во-вторых, – Стелле ещё долго идти, чтобы до тебя дотянуться. И чему же ты хочешь, чтобы я учила тебя, если даже в том, что у тебя есть, ты пока ещё совсем не разобралась?.. Вот разберись – тогда и потолкуем.
Я ошалело уставилась на бабушку, как будто видела её впервые... Как это Стелле далеко до меня идти?!. Она ведь такое делает!.. Столько знает!.. А что – я? Если что-то и делала, то всего лишь кому-то помогала. А больше и не знаю ничего.
Бабушка видела моё полное смятение, но ни чуточки не помогала, видимо считая, что я должна сама через это пройти, а у меня от неожиданного «положительного» шока все мысли, кувыркаясь, пошли наперекосяк, и, не в состоянии думать трезво, я лишь смотрела на неё большими глазами и не могла оправиться от свалившихся на меня «убийственных» новостей...
– А как же «этажи»?.. Я ведь никак не могла сама туда попасть?.. Это ведь Стеллина бабушка мне их показала! – всё ещё упорно не сдавалась я.
– Ну, так ведь для того и показала, чтобы сама попробовала, – констатировала «неоспоримый» факт бабушка.
– А разве я могу сама туда пойти?!.. – ошарашено спросила я.
– Ну, конечно же! Это самое простое из того, что ты можешь делать. Ты просто не веришь в себя, потому и не пробуешь...
– Это я не пробую?!.. – аж задохнулась от такой жуткой несправедливости я... – Я только и делаю, что пробую! Только может не то...
Вдруг я вспомнила, как Стелла много, много раз повторяла, что я могу намного больше... Но могу – что?!.. Я понятия не имела, о чём они все говорили, но теперь уже чувствовала, что начинаю понемножку успокаиваться и думать, что в любых трудных обстоятельствах мне всегда помогало. Жизнь вдруг показалась совсем не такой уж несправедливой, и я понемногу стала оживать...
Окрылённая положительными новостями, все последующие дни я, конечно же, «пробовала»... Совершенно себя не жалея, и вдребезги истязая своё, и так уже измождённое, физическое тело, я десятки раз шла на «этажи», пока ещё не показываясь Стелле, так как желала сделать ей приятный сюрприз, но при этом не ударить лицом в грязь, сделав какую-нибудь глупую ошибку.
Но вот, наконец-то, решила – хватит прятаться и решила навестить свою маленькую подружку.
– Ой, это ты?!.. – сразу же зазвучал счастливыми колокольчиками знакомый голосок. – Неужели это правда ты?! А как же ты сюда пришла?.. Ты что – сама пришла?
Вопросы, как всегда, сыпались из неё градом, весёлая мордашка сияла, и для меня было искренним удовольствием видеть эту её светлую, бьющую фонтаном, радость.
– Ну что, пойдём гулять? – улыбаясь, спросила я.
А Стелла всё никак не могла успокоиться от счастья, что я сумела придти сама, и что теперь мы уже сможем встречаться, когда пожелаем и даже без посторонней помощи!
– Вот видишь, я же тебе говорила, что ты можешь больше!.. – счастливо щебетала малышка. – Ну, теперь всё хорошо, теперь уже нам никто не нужен! Ой, а это как раз-то очень хорошо, что ты пришла, я тебе хотела что-то показать и очень тебя ждала. Но для этого нам придётся прогуляться туда, где не очень приятно...
– Ты имеешь в виду «нижний этаж»? – поняв, о чём она говорит, тут же спросила я.
Стелла кивнула.
– А что ты там потеряла?
– О, я не потеряла, я нашла!.. – победоносно воскликнула малышка. – Помнишь, я говорила тебе, что там бывают и хорошие сущности, а ты мне тогда не поверила?
Откровенно говоря, я не очень-то верила и сейчас, но, не желая обижать свою счастливую подружку, согласно кивнула.
– Ну вот, теперь ты поверишь!.. – довольно сказала Стелла. – Пошли?
На этот раз, видимо уже приобретя кое-какой опыт, мы легко «проскользнули» вниз по «этажам», и я снова увидела, очень похожую на виденные раньше, гнетущую картину...
Под ногами чавкала какая-то чёрная, вонючая жижа, а из неё струились ручейки мутной, красноватой воды... Алое небо темнело, полыхая кровавыми бликами зарева, и, нависая по-прежнему очень низко, гнало куда-то багровую громаду неподъёмных туч... А те, не поддаваясь, висели тяжёлые, набухшие, беременные, грозясь разродиться жутким, всё сметающим водопадом... Время от времени из них с гулким рёвом прорывалась стена буро-красной, непрозрачной воды, ударяя о землю так сильно, что казалось – рушится небо...
Деревья стояли голые и безликие, лениво шевеля обвисшими, шипастыми ветвями. Дальше за ними простиралась безрадостная, выгоревшая степь, теряясь вдали за стеной грязного, серого тумана... Множество хмурых, поникших людских сущностей неприкаянно бродили туда-сюда, бессмысленно ища чего-то, не обращая никакого внимания на окружающий их мир, который, и правда, не вызывал ни малейшего удовольствия, чтобы на него хотелось смотреть... Весь пейзаж навевал жуть и тоску, приправленную безысходностью...
– Ой, как же здесь страшно... – ёжась, прошептала Стелла. – Сколько бы раз сюда не приходила – никак не могу привыкнуть... Как же эти бедняжки здесь живут?!.
– Ну, наверное, эти «бедняжки» слишком сильно провинились когда-то, если оказались здесь. Их ведь никто сюда не посылал – они всего лишь получили то, чего заслуживали, правда же? – всё ещё не сдаваясь, сказала я.