Честь истинная и ложная вывод. Письмо девятое когда следует обижаться? Письмо десятое честь истинная и ложна

Цели урока:

  • познакомить учащихся с фактами биографии ученого-литературоведа, общественного деятеля Д.С.Лихачёва и его книгой “Письма о добром и прекрасном”;
  • сопоставить жизненные взгляды выдающегося учёного современности со своими взглядами;
  • получить позитивный эмоциональный опыт от общения с наследием великого публициста;
  • определить своё отношение к нравственным ценностям;
  • оценить экологию собственной души;
  • получить навык подбора аргументов к части С ЕГЭ по русскому языку;
  • подготовиться к написанию эссе ЕГЭ по обществознанию.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя русского языка.

Душа человека… У одних она с горошину, а у других – всеохватная, готовая вместить весь мир. Сострадание, милосердие, совесть, а рядом – жестокость, зависть, насилие, жажда власти. И человек, выходит, то душевный, то равнодушный, одновременно он и хранитель природы, но он же и её разрушитель. Ежегодно на нашей планете отмечают три особых календарных праздника:

Эти дни – напоминание о проблемах охраны природы, ведь защищать природу надо не от каких-то мифических пришельцев, а от своих сограждан с деформированной душой. Душу человека надо растить осторожно, внимательно и с любовью. Другого пути у человечества нет, если оно хочет жить по-человечески.

Сегодня мы и поговорим о том, значит жить по человечески, а поможет нам в этом книга Дмитрия Сергеевича Лихачёва “Письма о добром и прекрасном”.

II. Слово учителя истории.

Он знакомит учеников с личностью Д.С. Лихачёва.

На экране слайды:

  • Дмитрий Сергеевич Лихачёв;
  • Вехи жизненного пути;
  • Наследие Лихачёва (обложка книги о “Письма о добром и прекрасном”;
  • Признание (награды);
  • Личность и власть.

Учитель комментирует каждый слайд и рассказывает о трёх аспектах противостояния академика Лихачёва с властью: конфликт профессиональный, нравственный и конфликт классового происхождения.

III. Учитель русского языка.

Но в силу своей интеллигентности и порядочности Дмитрий Сергеевич не озлобился и продолжил работу философа, просветителя, публициста. Книга “Письма о добром и прекрасном” написана им в 1985 году.

Вспомните, что называется публицистикой? Каковы её задачи?

Ученик отвечает: – Это род произведений, посвящённых актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Основная задача публицистического стиля – воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чём-либо, внушение определённых идей, взглядов, побуждение к определённым поступкам, действиям.

– Какие жанры публицистического стиля вы знаете?

На экране слайд с жанрами: очерки, статьи, репортажи, интервью, письма.

– Книга Лихачёва состоит из сорока шести писем, адресованных юному читателю.

– Что такое письмо?

На экране слайд: Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-либо(из словаря С.И. Ожегова).

У нас четыре рабочие группы. У каждой своё письмо. Подумаем о том, что же хотел сообщить читателю Дмитрий Сергеевич?

– Я как учитель, готовящий вас к ЕГЭ по русскому языку, прошу определить проблему, поднятую автором в письме, дать ответ, какова позиция автора. Согласие или несогласие аргументируйте, приводя примеры из литературы или истории.

– А я как учитель обществознания прошу по каждому из писем сформулировать правило нравственности, которое станет и вашим жизненным кредо. Запишите его на доску после обсуждения.

IV. Размышляя над письмами…

Итак, мысли вслух по поводу прочитанного.

Письмо десятое: ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

1-ая группа: – Десятое письмо в книге Лихачёва “Письма о добром и прекрасном” озаглавлено “Честь истинная и ложная”, что и указывает на проблему, поднятую автором. Истинная честь исходит из глубин души, она не даёт человеку успокоиться, будто “грызёт” его изнутри. Синоним такой чести – совесть, которая не может быть ложной, потому что она находится в подсознании и совершенно не подвластна человеку. На истинный путь выводит именно совесть. Ложная же честь – это “честь мундира”, заставляющая говорить и делать то, чего ждёт от тебя общество, даже тогда, когда это противоречит твоим собственным убеждениям. Например, в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников переступает те нравственные границы, которые человек, если он желает остаться человеком, ни при каких обстоятельствах переступить не может. Родион не предусмотрел угрызений совести, он забыл, что тот, кто

пролил кровь, обрёк себя на страшные муки. Совершив преступление, он говорит: “Не старуху я убил, а себя!” В романе. В романе Л.Н. Толстого “Война и мир” простой народ помогает раненым, борется за свободу родной земли. Тот же Тихон Щербатый идёт на войну не по каким-то там политическим мотивам (потому что “так надо”), а потому, что чувствует внутреннюю потребность, необходимость. Это и есть, на мой взгляд, проявление чести истинной. Ложная честь остаётся тяжёлым грузом, опустошает душу, тогда как истинная честь не даёт человеку успокоиться, требует совершать поступки, достойные уважения. Я думаю, людям необходимо помнить, что совесть – мерило чистоты помыслов и действий.

Члены группы дополняют сказанное своими аргументами и выводами.

– Молодости свойственно стремиться к осмыслению этих вечных истин, чтобы найти своё место в обществе, определить свою нравственную позицию. Обращаясь к классической литературе, анализируешь поведение героев с точки зрения их жизненного кредо, расцениваешь их поступки, отношение к людям и событиям через призму чести и бесчестия. По-моему, достойным примером чести истинной служит поведение князя Андрея Болконского. Это рыцарь без страха и упрёка, решивший служить Родине без остатка, быть вместе с простым народом до конца (сцена смертельного ранения). Грустно, что удел человека чести – страдать. Он передовой воин, он победитель, и он же жертва!

– Дуэль Ленского и Онегина. Что это: защита чести истинной или “чести мундира”?

Разговор по содержанию письма №10 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

На экране слайд с текстом письма.

Письмо двадцать пятое: ПО ВЕЛЕНИЮ СОВЕСТИ

2-ая группа: – Душевная необходимость поступать по велению совести, творить добро и есть самое ценное в человеке, то есть то, что и заставляет его жить по-человечески – такова, на мой взгляд, позиция автора в письме “По велению совести”. Воспитать в себе интуитивное проявление совести может каждый. Стоит только захотеть. Жить, действительно, станет легче и интереснее, а верные решения станут приходить в ваше сознание, не давая успокоиться и закиснуть. Человек ведь не задумывается над тем, что и как он делает, чтобы дышать, ходить, видеть. Так и пути добра должны находиться без усилий и мук.

– Ярким примером действий людей по велению совести могут служить подвиги героев Великой Отечественной войны. Николай Гастелло – лётчик, в бою направил свой самолет на вражескую колонну, ценой собственной жизни не позволил врагу победить. Александр Матросов погиб, закрыв грудью амбразуру вражеского дзота, открыв сослуживцам путь к нужной высоте. Эти люди действовали интуитивно, по велению совести.

– Честь и совесть не позволили героям повести “А зори здесь тихие…” не выполнить задание. Отступить. Они знали, что погибнут, но верили, что выиграют время. Так оно и получилось. Все пять девушек погибли, а старшина Васков мучился из-за того, что не смог уберечь их. Мы благодарны людям, кто защищал честь страны, поступал по велению совести на полях сражений и выжил.

– Хочется верить, что люди с чистой совестью и честью не исчезнут и что наконец-таки их оценят. На них будут равняться, их станут прославлять. Но честь и совесть необходимы человеку не для славы и почестей. В обыденной жизни тоже важно вести себя достойно, то есть жить по-человечески. Приходит на ум строки из “Капитанской дочки” Пушкина, наказ отца Петру Гринёву: “Береги честь смолоду!” Видимо, это самое главное пожелание для человека.

– А я думаю, что жить по велению совести надо начинать с раннего детства, поэтому приведу в качестве аргумента повесть Аркадия Гайдара “Тимур и его команда”. Ведь именно в детстве закладываются основы нравственной чистоты.

Разговор по содержанию письма №25 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Твори добро, не видя в том заслуги.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо тридцатое: НРАВСТВЕННЫЕ ВЕРШИНЫ И ОТНОШЕНИЕ К НИМ

На экране слайд с текстом письма.

3-я группа:

– “…В народе самое главное – его идеалы”,– так заканчивает своё тридцатое письмо Д.С.Лихачёв. Основой этого текста является рассуждение автора о нравственных вершинах народа и отношении к ним. Учёный утверждает, что в решении этого вопроса следует опираться на лучшее, великое, высоконравственное. В этом письме автор призывает к благожелательному отношению к любому народу, даже самому малочисленному. О народе следует судить по тому лучшему, что в нём есть. Старые сказки созданы простым народом, но уже в них заложена идея о том, что добро всегда побеждает зло. А что помогало русскому народу выстоять в суровых исторических испытаниях: в Отечественной войне 1812 года и в Великой Отечественной? В романе “Война и мир” Лев Толстой говорит о роли личности в истории и приходит к выводу, что успех дела решает не воля одного человека, а дух, нравственный взлёт народа, основанный на патриотизме. Защитники Отечества, люди военные и гражданские, совершая большие и малые подвиги, поднимались до нравственных вершин: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Николай Ростов, Платон Каратаев, Наташа Ростова… Этот текст заставил меня задуматься о том, что и я частичка большого и великого народа. Чтобы мой самолёт не упал, я должна стремиться к нравственным вершинам, должна быть достойна своего народа.

– Каждый человек должен сделать выбор между нравственностью и безнравственностью, между внешним благополучием при внутреннем убожестве и богатством натуры при скромном существовании. Можно предположить, что в жизни каждого человека наступит такой период, когда ему приходится решать проблему выбора: как жить дальше. Думаю, жизнь Матрёны из повести Солженицына “Матрёнин двор” – хорошее тому подтверждение. Всё людям и ничего для себя.

– Идеал – представление о совершенстве, высшая цель и образец, которые определяют способ мышления и деятельности человека. Нравственный идеал – представление о нравственном совершенстве, высший моральный образец поведения. В книгах В.М.Шукшина ярко звучит тема смысла жизни. Герой рассказа “Чудик” стремится постичь движения собственной души. Он видит у прилавка магазина пятидесятирублёвую бумажку: поднять или пройти мимо, тайком присвоить или объявить о находке? Чудачество его в том, что он выбирает второй путь, то есть поступает, как меньшинство бы поступило. А в результате-то оказалось, что он не нагнулся поднять собственные деньги. “Подошёл к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… И не вошёл. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать”. Поступок показывает, что живёт герой по-человечески, чист душой и помыслами.

– Учитель русского языка зачитывает отрывок из повести Солженицына “Один день Ивана Денисовича”, рисующий эпизод кирпичной кладки: в нечеловеческих условиях сталинского лагеря нравственно чистый человек сохраняет в себе умение получать радость и удовольствие от дел рук своих.

Разговор по содержанию письма №30 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны.

На экране слайд с текстом письма.

Письмо сорок пятое: КОСМИЧЕСКИЙ ЭРМИТАЖ

4 –ая группа: – В сороковом письме автор спрашивает нас, что можно противопоставить таким человеческим порокам, как месть, злоба ссоры и распри? И сам отвечает на него: решение всему – культура. Лихачёв был убеждён в этом полностью, и доказательством могут служить его дела. Например, он помогал спасти природу Волжского заповедника, предотвратил открытие песчаного карьера, не дал разрушить библиотеку в Мышкине, основал Фонд культуры, журнал “Наше наследие”, 20 лет возглавлял издание серии книг “Литературные памятники”. Благодаря его усилиям, были сохранены и отреставрированы десятки памятников национальной культуры. В письме автор делится с читателем эмоциями по поводу непреходящей ценности нашей земной цивилизации. Говорит об объединяющей силе культуры.

– В рассказе Л.Н. Толстого “Люцерн” изображена сцена, когда на балкон гостиницы для очень богатых людей вышли все её знатные и озабоченные глобальными проблемами обитатели, чтобы послушать игру бедного бродячего музыканта. Слушая прекрасную музыку, люди испытывали одинаковые эмоции, думали об одном и том же и даже, кажется, дышали в унисон.

– Я согласна с автором: между землянами гораздо больше общего, чем различного. Из исторической лингвистики известно, что когда-то существовал единый для всех язык – праиндоевропейский язык-основа. Таким образом, доказано, что языки, существующие на земле, – родственники. Все мы говорим на одном языке, поэтому не можем не понимать друг друга.

Разговор по содержанию письма №45 завершается записью на доске нравственного правила, сформулированного группой на основе сказанного:

Пока существует культура, существует народ!

V. Заключительная часть урока – размышления.

– Вот и подошёл к концу наш разговор о “добром”. Я как учитель русского языка и литературы удовлетворена и думаю, что проблем с поиском аргументов по поводу нравственности и чистоты души не возникнет на экзамене.

– Учитель истории демонстрирует слайд с нравственным кодексом, созданным Лихачёвым и предлагает сравнить его пункты с теми, что родились у групп в ходе урока. Класс убеждается в совпадении своих выводов по обсуждаемому вопросу с выводами Д.С. Лихачёва..

Бог каждого человека – его совесть.
Твори добро, не видя в том заслуги.
Помни! Ты крупица своего народа. Твои поступки – судьба твоей страны.
Пока существует культура, существует народ!

Учитель русского языка заканчивает урок словами из 46-го письма книги “Письма о добром”. В это время класс видит на экране без звукового сопровождения отрывок из фильма о Лихачёве:

– Писем могло быть и больше, но пора подвести итоги. Мы шли сегодня, поднимаясь по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений. Итак, что же самое главное в жизни? Главное у каждого своё собственное, неповторимое, но оно есть. И каким бы оно ни было индивидуальным, должно быть добрым и значительным. В жизни ценне всего доброта, и доброта умная, целенаправленная. Счастья достигает лишь тот, кто стремится сделать счастливым других и способен на время забыть о своих интересах, о себе. Это “неразменный рубль”. Сегодня мы учились следовать путями доброты. На мой взгляд, это очень и очень важно. Поверьте мне!

Учитель истории завершает урок исполнением под гитару песни “Спешите жить!”

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

О воспитанности

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я убежден, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперед себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких – он невоспитанный человек.

Если, уже будучи взрослым, он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.


Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Воспитанный человек во всех отношениях не ведет себя «громко», экономит время других («Точность – вежливость королей», – гласит поговорка), строго выполняет данные другим обещания, не важничает, не «задирает нос» и всегда один и тот же – дома, в школе, в институте, на работе, в магазине и в автобусе.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.

Но умная женщина легко поймет, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Есть много книг о хороших манерах. Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрения окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки.

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом. И не надо класть локти на стол – опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим – к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и дайте возможность другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и… красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна». И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры – это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, – бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам, или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

Искусство ошибаться

Я не люблю смотреть телевизионные передачи. Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. Потом я устал от них и смотреть перестал – перестал смотреть систематически, смотрю только эпизодически. Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

Но дело не в этом. Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. Упал и встает, быстро вступая снова в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. Это искусство, огромное искусство.

Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и… красиво. Да, именно красиво.

Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», – это досадно и для него, и для окружающих. Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае.

Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?

«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время.

УЧИТЕСЬ УЧИТЬСЯ!

Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу. Ибо физический труд возьмут на себя машины, роботы. Даже вычисления будут делаться компьютерами, так же как чертежи, расчеты, отчеты, планирование и т. д. Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого все больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина. Этика, простая в предшествующие века, бесконечно усложнится в век науки. Это ясно. Значит, на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком нравственно отвечающим за все, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться.

Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить. Ибо знания все растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения – молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив. Восприимчив к изучению языков (что крайне важно), к математике, к усвоению просто знаний и развитию эстетическому, стоящему рядом с развитием нравственным и отчасти его стимулирующим.

Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжелая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.

И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодежи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же нам, и не радоваться?

Да нет же. Приобретение навыков и знаний – это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни.

А если не нравится учиться? Быть того не может. Значит, вы просто не открыли той радости, которую приносит ребенку, юноше, девушке приобретение знаний и навыков.

Посмотрите на маленького ребенка – с каким удовольствием он начинает учиться ходить, говорить, копаться в различных механизмах (у мальчиков), нянчить куклы (у девочек). Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. Это во многом зависит именно от вас самих. Не зарекайтесь: не люблю учиться! А вы попробуйте любить все предметы, какие проходите в школе. Если другим людям они нравились, то почему вам они могут не понравиться! Читайте стоящие книги, а не просто чтиво. Изучайте историю и литературу. И то и другое должен хорошо знать интеллигентный человек. Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость. Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нем источник радости – радости приобретения нового.

Учитесь любить учиться!

О ПАМЯТИ

Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…

Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»…

Памятью обладают отдельные растения, камень, на котором остаются следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и т. д.

На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических исследованиях, – там, где находят древесину, – дендрохронология («дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология – наука определять время дерева).

Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать перелеты в нужном направлении к нужному месту. В объяснении этих перелетов недостаточно изучать только «навигационные приемы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и те же.

А что и говорить о «генетической памяти» – памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим.

При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс: именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

Память противостоит уничтожающей силе времени.

Это свойство памяти чрезвычайно важно.

Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.

В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих. Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о нем все будет позабыто.

Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести.

Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых. Уважение к труду наших предков, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям. Все это дорого нам. Да и просто уважение к могилам предков. Вспомните у Пушкина:

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва.

Поэзия Пушкина мудра. Каждое слово в его стихах требует раздумий. Наше сознание не сразу может свыкнуться с мыслью о том, что земля была бы мертва без любви к отеческим гробам, без любви к родному пепелищу. Два символа смерти и вдруг – «животворящая святыня»! Слишком часто мы остаемся равнодушными или даже почти враждебными к исчезающим кладбищам и пепелищам – двум источникам наших не слишком мудрых мрачных дум и поверхностно тяжелых настроений. Подобно тому как личная память человека формирует его совесть, его совестливое отношение к его личным предкам и близким – родным и друзьям, старым друзьям, то есть наиболее верным, с которыми его связывают общие воспоминания, – так историческая память народа формирует нравственный климат, в котором живет народ. Может быть, можно было бы подумать, не строить ли нравственность на чем-либо другом: полностью игнорировать прошлое с его, порой, ошибками и тяжелыми воспоминаниями и быть устремленным целиком в будущее, строить это будущее на «разумных основаниях» самих по себе, забыть о прошлом с его темными и светлыми сторонами.

Это не только не нужно, но и невозможно. Память о прошлом прежде всего «светла» (пушкинское, выражение), поэтична. Она воспитывает эстетически.

Человеческая культура в целом не только обладает памятью, но это память по преимуществу. Культура человечества – это активная память человечества, активно же введенная в современность.

В истории каждый культурный подъем был в той или иной мере связан с обращением к прошлому. Сколько раз человечество, например, обращалось к античности? По крайней мере, больших, эпохальных обращений было четыре: при Карле Великом, при династии Палеологов в Византии, в эпоху Ренессанса и вновь в конце XVIII – начале XIX века. А сколько было «малых» обращений культуры к античности – в те же средние века, долгое время считавшиеся «темными» (англичане до сих пор говорят о средневековье – «dark age»). Каждое обращение к прошлому было «революционным», то есть оно обогащало современность, и каждое обращение по-своему понимало это прошлое, брало из прошлого нужное ей для движения вперед. Это я говорю об обращении к античности, а что давало для каждого народа обращение к его собственному национальному прошлому? Если оно не было продиктовано национализмом, узким стремлением отгородиться от других народов и их культурного опыта, оно было плодотворным, ибо обогащало, разнообразило, расширяло культуру народа, его эстетическую восприимчивость. Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым.

Каролингский Ренессанс в VI-VII веке не был похож на Ренессанс XV века, Ренессанс итальянский не похож на северо-европейский. Обращение конца XVIII – начала XIX века, возникшее под влиянием открытий в Помпее и трудов Винкельмана, отличается от нашего понимания античности и т. д.

Знала несколько обращений к Древней Руси и послепетровская Россия. Были разные стороны в этом обращении. Открытие русской архитектуры и иконы в начале XX века было в основном лишено узкого национализма и очень плодотворно для нового искусства.

Хотелось бы мне продемонстрировать эстетическую и нравственную роль памяти на примере поэзии Пушкина.

У Пушкина Память в поэзии играет огромную роль. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее «Воспоминания в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике Пушкина, но и даже в поэме «Евгений Онегин».

Когда Пушкину необходимо внесение лирического начала, он часто прибегает к воспоминаниям. Как известно, Пушкина не было в Петербурге в наводнение 1824 года, но все же в «Медном всаднике» наводнение окрашено воспоминанием:

«Была ужасная пора, об ней свежо воспоминанье …»

Свои исторические произведения Пушкин также окрашивает долей личной, родовой памяти. Вспомните: в «Борисе Годунове» действует его предок Пушкин, в «Арапе Петра Великого» – тоже предок, Ганнибал.

Память – основа совести и нравственности, память – основа культуры, «накоплений» культуры, память – одна из основ поэзии – эстетического понимания культурных ценностей. Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство.

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

Вот и последнее письмо. Писем могло бы быть и больше, но пора подвести итоги. Мне жаль прекращать писать. Читатель заметил, как постепенно усложнялись темы писем. Мы шли с читателем, поднимаясь по лестнице. Иначе и быть не могло: зачем тогда и писать, если оставаться на том же уровне, не восходя постепенно по ступеням опыта – опыта нравственного и эстетического. Жизнь требует усложнений.

Возможно, у читателя создалось представление об авторе писем как о высокомерном человеке, пытающемся учить всех и всему. Это не совсем так. В письмах я не только «учил», но и учился. Я смог учить именно потому, что одновременно учился: учился у своего опыта, который пытался обобщить. Многое мне приходило на ум и по мере того, как я писал. Я не только излагал свой опыт – я и осмыслял свой опыт. Мои письма наставительные, но, наставляя, я наставлялся сам. Мы поднимались с читателем вместе по ступеням опыта, не моего только опыта, но опыта многих людей. Писать письма мне помогали сами читатели – они со мной беседовали неслышно.

Что же самое главное в жизни? Главное может быть в оттенках у каждого свое собственное, неповторимое. Но все же главное должно быть у каждого человека. Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах.

И еще, самое существенное: главное, каким бы оно ни было индивидуальным у каждого человека, должно быть добрым и значительным.

Человек должен уметь не просто подниматься, но подниматься над самим собой, над своими личными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее.

Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

Заметил ли читатель, что все дурное и мелкое в жизни быстро забывается. Еще людьми владеет досада на дурного и эгоистичного человека, на сделанное им плохое, но самого человека уже не помнят, он стерся в памяти. Люди, ни о ком не заботящиеся, как бы выпадают из памяти.

люди, служившие другим, служившие по-умному, имевшие в жизни добрую и значительную цель, запоминаются надолго. Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают. Гораздо реже и, разумеется, с недобрым чувством говорят о злых.

В жизни надо иметь свое служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен.

В жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная. Умная доброта – самое ценное в человеке, самое к нему располагающее и самое в конечном счете верное по пути к личному счастью.

Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе. Это «неразменный рубль».

Знать это, помнить об этом всегда и следовать путями доброты – очень и очень важно. Поверьте мне!

«В читателях моих писем я представляю себе друзей. Письма к друзьям позволяют мне писать просто. Сперва я пишу о цели и смысле жизни, о красоте поведения, а потом перехожу к красоте окружающего нас мира, к красоте, открывающейся нам в произведениях искусства. Я делаю это потому, что для восприятия красоты окружающего человек сам должен быть душевно красив, глубок, стоять на правильных жизненных позициях. Попробуйте держать бинокль в дрожащих руках – ничего не увидите» (Д. С. Лихачев).

Письмо десятое

Честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Письма о добром и прекрасном Лихачев Дмитрий Сергеевич

Письмо десятое ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Письмо десятое

ЧЕСТЬ ИСТИННАЯ И ЛОЖНАЯ

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Вовлечение в бренд. Как заставить покупателя работать на компанию автора Випперфюрт Алекс

Ложная приманка Доказано, что программы авиакомпаний по накоплению бонусных миль помогают привязать потребителя. Однако не существует никаких свидетельств того, что они обеспечивают истинную лояльность по отношению к бренду. Люди вовсе не обязательно привержены к United

Из книги Литературная Газета 6259 (№ 55 2010) автора Литературная Газета

Истинная сущность Библиоман. Книжная дюжина Истинная сущность Мюриель Барбери. Элегантность ёжика / Пер. с фр. Н. Мавлевич и М. Кожевниковой. – М.: Иностранка, 2010. – 400 с. «Что такое аристократка? Та, кого не затрагивает пошлость, даже если окружает её со всех сторон»…

Из книги Краткий курс манипуляции сознанием автора

§4. Ложная мудрость Разберем подробнее тот ложный афоризм, который взял как безотказное оправдание своих действий премьер-министр С.Кириенко в 1998г. - надо жить по средствам. Для начала заметим, что широко бытует ошибочное убеждение, будто выход из кризиса - проблема

Из книги Письма о провинции автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ Оставим на время вопрос о том, кавк делается русская деньга, и обратимся к другому, который в настоящее время поглощает все внимание провинции и, следовательно, имеет за собой преимущество насущного интереса.Вопрос этот формулируется так: представляет ли

Из книги Антология современного анархизма и левого радикализма. Том 2 автора Цветков Алексей Вячеславович

ПИСЬМО ДЕСЯТОЕ Впервые - ОЗ, 1870, № 3, отд. II, стр. 134–144 (вып. в свет 16 марта). «Письмо десятое» создавалось, по-видимому, между январем и мартом 1870 г.При подготовке к изд. 1882 Салтыков сократил «письмо». Приводим два варианта текста ОЗ.К стр. 308–309, после абзаца «Слушать

Из книги Том 5. Книга 2. Статьи, эссе. Переводы автора Цветаева Марина

Из книги Манипуляция сознанием 2 автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Письмо десятое и последнее, невозвращенное. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Из книги Христианство первых веков[Краткий очерк, составленный Джейн Хола под редакцией В. Черткова] автора Хол Джейн

5.2. Ложная альтернатива Подробное описание Данный прием является модифицированным вариантом предыдущего. Его суть - в навязывании реципиенту следующей информационной установки: варианты решения обсуждаемой проблемы могут быть различные, но только такие, какие

Из книги Врата в будущее. Эссе, рассказы, очерки автора Рерих Николай Константинович

Из книги Черная мантия [Анатомия российского суда] автора Миронов Борис Сергеевич

Из книги Мы - русские! С нами Бог! автора Соловьев Владимир Рудольфович

Истинная сила Среди первых необузданных опытов внушения остаются в памяти несколько подлинных эпизодов. Передают, что человек, выпив стакан совершенно чистой воды, под внушением, что он принял сильный яд, умер при всех симптомах именно этого отравления. Человек,

Из книги Россия в путах лжи автора Ващилин Николай Николаевич

Необъяснимая щедрость Чубайса (Заседание десятое) Это очень мудро и трогательно, что при перемещениях по дорогам страны нынешних высокопоставленных лиц трассы блокируют, и бдительные гаишники не допускают автомобили простых граждан в близость к бронированным

Из книги Ноука от Горького Лука (компиляция) автора Горький Лук

История подлинная и ложная Изучение истории, а не мифов о ней, кажется мне принципиально важным моментом. Ведь мы в этом смысле несчастный народ: каждое поколение заново открывает для себя историю и, как это часто бывает, начинает верить в боковые пути научной мысли. Мы

Из книги автора

Десятое послание Путина россиянам Вот уж минуло 20 лет с того дня, когда Ельцин с младореформаторами провели шоковую терапию с российским народом в 1992 году, прихватизировали все народные богатства страны, попрали Конституцию, расстреляли народных депутатов в центре

Из книги автора

Ложная глухота (парт оне) Иногда лекция рождает тему для последующей, ломая график занятий, но я отношусь к этому положительно, поскольку суха теория, мой друг, а древо жизни вечно хочет кушать. Так что это внеочередная лекция для офицеров и кадетов старших курсов.Не

Из книги автора

Ложная глухота (парт тво) Ехаем дальше по Галактике.Любопытные кадеты уже ускакали за книжкой Уоттса, а хитрые кадеты сидят и ждут второй части лекции, надеясь, что им тут щас быстро все разрулят про загадочную «китайскую комнату».Ну, как всем уже понятно, в этой комнате

Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. Если не хотят, а повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться?

Не сердясь, выяснить недоразумение – и все.

Ну, а если хотят обидеть? Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять.

Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. До известных пределов, конечно.

В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то закомплексованности. Будьте умны.

Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно.

Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. Обидчивость ведь очень мучительная черта характера.

Письмо десятое честь истинная и ложная

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью.

Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление, как понятие дворянской чести, но «честь мундира» остается тяжелым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьется совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

Письмо одиннадцатое про карьеризм

Человек с первого дня своего рождения развивается. Он устремлен в будущее. Он учится, научается ставить себе новые задачи, даже не понимая этого. И как быстро он овладевает своим положением в жизни. Уже и ложку умеет держать, и первые слова произносить.

Потом отроком и юношей он тоже учится.

И уже приходит время применять свои знания, достичь того, к чему стремился. Зрелость. Надо жить настоящим…

Но разгон сохраняется, и вот вместо учения наступает для многих время овладения положением в жизни. Движение идет по инерции. Человек все время устремлен к будущему, а будущее уже не в реальных знаниях, не в овладении мастерством, а в устройстве себя в выгодном положении. Содержание, подлинное содержание утрачено. Настоящее время не наступает, все еще остаетс пустая устремленность в будущее. Это и есть карьеризм. Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих.