Что играл шарапов в малине. Мурка: кем была героиня блатной песни в реальной жизни. Факты о фильме

«Ме́сто встре́чи измени́ть нельзя́» - советский пятисерийный телефильм режиссёра Станислава Говорухина по роману братьев Вайнеров «Эра милосердия » (название фильма совпадает с названием романа в первой публикации в журнале «Смена », 1975, № 15-23).

Премьерный показ фильма состоялся по Первой программе Центрального телевидения СССР, в течение 5 дней, в период с по 16 ноября 1979 года .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Место встречи изменить нельзя (1979) криминальный детектив

    ✪ Место встречи изменить нельзя. 1 серия

    ✪ Станислав Говорухин (Место встречи изменить нельзя) история создания

    ✪ Место встречи изменить нельзя. 3 серия

    ✪ Элла Каценеленбоген

    Субтитры

Сюжет

Действие фильма разворачивается в послевоенной Москве в августе - ноябре 1945 года.

В первый день службы Шарапова в МУРе, оперативник из Ярославля Василий Векшин, вызванный в Москву для внедрения в банду, идёт на заранее назначенную встречу. Сотрудники МУРа из укрытия наблюдают за ним. Когда бандит уезжает на трамвае, товарищи обнаруживают, что их коллега убит заточкой .

Параллельно сотрудники отдела расследуют убийство некой Ларисы Груздевой. Главный подозреваемый - её бывший муж, немолодой врач, в квартире которого нашли орудие убийства - пистолет. Однако Шарапов, видя нестыковки в уликах и показаниях свидетелей, сомневается в виновности Груздева и стремится непредвзято разобраться в обстоятельствах дела.

Сотрудники отдела выезжают по вызову на склад, который грабит вооруженная банда. Шарапов сталкивается с одним из бандитов, но тот, выдав себя за бывшего фронтовика, обманывает Шарапова и скрывается.

Во время общегородской операции, при проверке документов, из ресторана убегает женщина. Шарапов возвращает её, а Жеглов в беглянке узнаёт девицу лёгкого поведения по прозвищу «Манька-Облигация» , на руке которой обнаруживают браслет убитой Груздевой. На допросе оперативники устанавливают, что браслет ей подарил вор-рецидивист по кличке «Копчёный» .

Задержанный в бильярдной Копчёный, профессиональный катала , сообщает, что выиграл браслет в карты у вора-карманника по прозвищу «Кирпич» . Кирпича ловят в трамвае при краже кошелька, и хотя тот избавляется от главной улики, Жеглов подкладывает ему этот кошелёк в карман. Кирпича задерживают. На допросе он признаётся, что выиграл браслет «в картишки» у некоего Фокса на квартире Верки-модистки , проживающей в Марьиной Роще и занимающейся скупкой краденого. При обыске в этой квартире обнаруживают и другие вещи убитой Ларисы Груздевой.

На субботнике в МУРе Шарапов вновь встречается с младшим сержантом Варварой Синичкиной , постовым милиционером, с которой они ранее вместе отвозили в детдом малыша-подкидыша. Между молодыми людьми возникает симпатия; они начинают встречаться.

Тем временем оперативники устраивают засаду на квартире Верки. Но из-за трусости оперативника Соловьёва Фоксу удаётся скрыться. Второй оперативник, Топорков, получает тяжёлое ранение.

Верка сообщает, что с Фоксом её познакомила модельер Ирина Соболевская. Она описывает внешность Фокса, и Шарапов узнаёт по описанию бандита, которого упустил при попытке задержать банду, грабившую склад. Выясняется, что Соболевская и Груздева были подругами и что Фокс был любовником Соболевской, от которой ушёл к Груздевой. Шарапов перепроверяет улики против Груздева и доказывает его невиновность. Соболевская сообщает, что Фокс знаком с вором в законе Петром Ручниковым по кличке «Ручечник» . Жеглов и Шарапов в театре ловят Ручечника и его подельницу Светлану Волокушину после того, как вор крадёт номерок у сотрудника английского посольства, а Волокушина получает по этому номерку шубу жены иностранца. Затем Волокушину используют, чтобы выманить Фокса на встречу в ресторан «Астория ».

Оперативники устраивают в ресторане засаду. Фокс, почувствовав неладное, выбивает окно и бежит на поджидающем его «Студебекере ». Во время автомобильной погони завязывается перестрелка, в ходе которой Жеглов убивает шофёра грузовика, машина падает с моста в воду, и выбравшегося из неё Фокса задерживают. При помощи дактилоскопирования выясняется, что убитый шофёр - тот самый бандит, который заколол Векшина.

На допросе Шарапов хитростью вынуждает Фокса написать записку своей любовнице Ане : через неё оперативники планируют передать банде «план освобождения» Фокса. Жеглов и Шарапов пытаются вычислить возможную Аню. Шарапов готов сам внедриться в банду, но Жеглов, получивший на сей счёт жёсткий приказ своего начальника («в банду не соваться!»), подполковника Панкова, запрещает Шарапову это делать.

Шарапов звонит по телефону, обнаруженному в записной книжке Ручечника, и назначает встречу Ане. Но в назначенном месте появляется «подставная» Аня. Она назначает встречу в Сокольниках . На вторую встречу приходит настоящая Аня. Бандиты похищают Шарапова и вывозят в фургоне за город, в «малину ». Погоня оперативников за ними результата не даёт.

Бандиты подозревают в Шарапове сотрудника МУРа и грозят ему расправой. В ходе разговора с «Горбатым» (главарём шайки по имени Карп ), Шарапову удаётся, хотя и с большим трудом (проявив незаурядное актёрское дарование и благодаря качественно составленной «легенде»), убедить его в своей непричастности к МУРу.

Едва не проваливается сочинённая «легенда» о том, что Володя Шарапов (по «легенде» Сидоренко) работал шофёром: любовнице Горбатого, одной из содержанок бандитской хазы, внушили подозрение его чересчур «интеллигентские» руки. Владимиру ничего не остаётся, как попытаться выдать себя за ресторанного музыканта. Он виртуозно исполняет на фортепиано этюд Шопена и (по «заявке» вора-« шестёрки » по прозвищу «Промокашка» ) мелодию знаменитой одесской песни «Мурка ». В результате бандиты поверили, что их «гость» - «не мусор, а честный фраер » ; а «Горбатый» принимает решение выручать Фокса - но предупреждает, что «посланник» от Фокса отправится с ними.

В банде случайно оказывается человек по фамилии Левченко , бывший боец штрафной роты , один из подчинённых Шарапова. Он не выдаёт своего бывшего командира и даже помогает ему «оправдаться» перед бандитами.

Тем временем на совещании в МУРе Жеглов решает продолжать проведение операции и устраивает засаду в магазине, привезя туда Фокса «для следственного эксперимента ».

Спустившись с бандитами в подвал, Владимир на двери кладовки обнаруживает фотографию Вари и догадывается, что оперативники таким образом подали ему знак о месте укрытия от неминуемой расправы.

Жеглов в рупор предлагает бандитам сдаться, предупреждая, что, в противном случае, «в связи с особой опасностью вашей банды - я имею указание руководства живыми вас не брать!» . После этого бандиты, понимая, что выхода нет, решают сдаться милиции. Левченко, не желая в очередной раз оказаться в тюрьме, пытается бежать, и его вынужденно убивает Жеглов.

Шарапов, подавленный смертью своего бывшего фронтового товарища, просит Копытина отвезти его к роддому, в который они с Варей отвезли подкидыша . Но там ему сообщают, что ребёнка уже усыновили . Владимир приходит в квартиру к Варе и видит её и усыновлённого ею малыша. Это ключевое отличие сюжетной линии фильма от книги : в романе Жеглов убивает Левченко, после чего Шарапов отказывается с ним работать и узнаёт, что Варя погибла.

В ролях

В главных ролях

  • Владимир Высоцкий - Глеб Жеглов , капитан милиции, начальник убойного отдела МУРа
  • Владимир Конкин - Владимир Шарапов , старший лейтенант , бывший фронтовик (командир разведроты), направленный на работу в МУР
Команда Жеглова
  • Всеволод Абдулов - Пётр Соловьёв, сотрудник МУРа
  • Андрей Градов - Николай Тараскин, сотрудник МУРа
  • Александр Милютин - Иван Пасюк, оперативник МУРа
  • Лев Перфилов - Григорий Ушивин, фотограф в МУРе, прозвище «Шесть на девять»
  • Алексей Миронов - Копытин (в романе - Иван Алексеевич Копырин), шофёр в МУРе
Другие правоохранительные сотрудники
  • Наталья Данилова - младший сержант Варвара Синичкина (озвучивала Наталья Рычагова)
  • Евгений Леонов-Гладышев (в титрах - Евгений Леонов) - Василий Векшин, оперативник из Ярославля
  • Евгений Шутов - Сергей Ипатьевич Панков, подполковник милиции, начальник МУРа
  • Павел Махотин - Павел Владимирович, следователь прокуратуры
  • Генрих Осташевский - генерал-майор, выступающий с докладом в клубе
  • Владлен Паулус - Родионов, эксперт МУРа
  • Евгений Стежко - лейтенант Топорков, смертельно раненый Фоксом в засаде
Соседи Шарапова
  • Зиновий Гердт - Михаил Михайлович Бомзе
  • Нина Корниенко - Шура
  • Игорь Старков - Семён, инвалид и муж Шуры
Свидетели по делу Ларисы Груздевой
  • Сергей Юрский - Иван Сергеевич Груздев (в романе - Илья Сергеевич Груздев), врач и бывший муж Ларисы
  • Юнона Карева - Галина Желтовская, гражданская жена Груздева
  • Светлана Светличная - Надя, сестра Ларисы
  • Николай Слесарев - Фёдор Петрович Липатников, сосед Груздевых
  • Наталья Фатеева - Ира (Ингрид Карловна) Соболевская, подруга Ларисы и бывшая женщина Фокса
Банда «Чёрная кошка»
  • Армен Джигарханян - Карп («Горбатый»), главарь банды
  • Александр Белявский - Евгений Фокс
  • Татьяна Ткач - Анна Дьячкова, подруга Фокса
  • Виктор Павлов - Левченко, член банды, однополчанин Шарапова
  • Иван Бортник - «Промокашка», вор-«шестёрка»
  • Александр Абдулов - водитель хлебного автофургона
  • Владимир Жариков - бандит с ножом (в романе - «Чугунная рожа»)
  • Валерия Заклунная - Клавдия, подруга «Горбатого»
  • Олег Савосин - убийца Тягунов
  • Олег Федулов - шофёр Есин, убийца Векшина
  • Наталья Ченчик - подставная «Аня»
  • Рудольф Мухин - водитель машины
Прочие представители преступного мира
  • Евгений Евстигнеев - Пётр Ручников, «вор в законе» по кличке «Ручечник»
  • Екатерина Градова - Светлана Петровна Волокушина, сообщница и подручная «Ручечника»
  • Леонид Куравлёв - «Копчёный», вор
  • Людмила Давыдова - Верка-модистка, скупщица краденого
  • Станислав Садальский - «Кирпич», вор-карманник
  • Лариса Удовиченко - «Манька-Облигация», проститутка
Люди в ресторане «Астория»
  • Наталья Петрова - Марианна, официантка ресторана, которую Фокс выбросил в окно
  • Нина Озорнина - Нюра, работница буфета в ресторане
  • Сергей Мазаев - саксофонист в ресторане и кинотеатре

Общеизвестно, что, когда шел показ серий киноленты, трамваи и троллейбусы ходили почти пустыми, а в стране снижалась преступность. О том, как рождался киношедевр, нам рассказали его создатели.

Усы «не прижились»

- «Эру милосердия» сначала должен был экранизировать Алексей Баталов, который, как говорили, хотел сыграть в картине и главную роль, - вспоминает бывший главный редактор сценарно-редакционной коллегии Одесской киностудии Галина Лазарева . - Но он на студии не появился. Мы пригласили молодого режиссера Юрия Новака . Он вместе с Вайнерами стал писать сценарий фильма. А параллельно режиссер Станислав Говорухин прочел вышедший роман в Москве . Он дружил с Высоцким , позвонил ему и сагитировал ехать в гости к Вайнерам. Говорухин по дороге пересказал Высоцкому содержание романа. Они обедали у Вайнеров, Высоцкий нахваливал роман, который не читал. Они договорились, позвонили к нам на Одесскую студию и попросили утвердить их в этом составе. Режиссер Новак не стал возражать и ушел с картины.

Сами Вайнеры вспоминали, что Высоцкий нахально заявил им: «Я пришел застолбить Жеглова !»

Авторы представляли своего Глеба широкоплечим, высоким и с усами. Но ради Высоцкого согласились поменять внешность киногероя. На первых пробах Высоцкий снимался с усами. Однако потом решили от усов отказаться.

Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Владимир Конкин: «Рад хеппи-энду»

Каждый эпизод фильма чистился не только режиссером, но и руководством, - рассказал «КП » исполнитель роли Шарапова Владимир Конкин. - Каждые две недели мы прилетали с Говорухиным из Одессы в Москву. Ко мне тогдашнее телевизионное руководство относилось благосклонно (незадолго до этого Конкин сыграл Павку Корчагина , получил премию Ленинского комсомола и был любим номенклатурой. - Ред.), поэтому Станислав Сергеевич меня брал с собой в надежде, что меньше будут мучить. Но главный редактор Хейсин исчеркал весь сценарий. Зато это именно ему принадлежит название фильма «Место встречи изменить нельзя», который мы сдавали под названием «Эра милосердия». Знаю, что на телевидении сразу сказали, что никакой смерти Вари Синичкиной не будет. Говорили: «Нам нужно, чтобы два этих героя остались». Я тогда думал: господи, какая клюква! Но с годами, особенно сейчас, когда повсюду разгул насилия, понял, что это было верным решением. Дивная сказка, химера - но без этой химеры жить нельзя. И то, что Шарапов приходит после задания живым, а в детдоме малыша, которого он хотел взять на воспитание, уже нет. Он приходит к себе домой, а у окошка, как Мадонна, стоит Синичкина с подкидышем. Хороший такой хэппи-энд - два молодых человека счастливы! Мне нравится этот эпизод. Он малюсенький, но точный. А тогда по молодости казалось, что это слишком сиропно...


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Жена просила поберечь Высоцкого

Мало кто знает, что у нас был отснят пролог - эпизод из военной жизни Шарапова, в котором сыграл сын Марины Влади Пьер Оссейн, - продолжает Владимир Конкин. - Снимали, как мы с героем Виктора Павлова Сергеем Левченко (который потом окажется в банде «Черная кошка», но не выдаст Шарапова) ночью лезем через линию фронта за языком. Его играл Пьер. Мы его связываем, суем в рот кляп, тащим. Нас засекают немцы, начинается стрельба. Мы добегаем до озерка, где у нас лодка. Вокруг - взрывы. Наша лодка по-настоящему прохудилась, и мы во время дубля не по сценарию начали тонуть. Было неглубоко, но Пьер-то связан, плыть не может. То Витя, то я поднимаем парня, чтобы он не захлебнулся. Две ночи снимали эти все «бабахи », ужасы в грязи и воде... Когда Витя Павлов снял гимнастерку, я увидел у него красные круги на спине. Оказалось, еще два дня назад ему ставили банки - перенес воспаление легких. Но он приехал на эту жуткую съемку...


Потом Говорухин весь военный пролог вырезал. Сын Влади остался только в титрах. Я не сразу понял, что режиссер прав - это сохранило интригу. Шарапов видит в банде «Черная кошка» лицо Левченко, напрягается. Что, почему? Лишь позже выясняется, что это его боевой товарищ...

Нет, истинная причина того, почему вырезали пролог, в другом, - сказал «КП» каскадер Владимир Жариков . - Я был на этих съемках. В кадре Конкин должен был тягать языка. А он не в силах - физически слабоват. Показываем ему, как надо сбрасывать человека - на спину. А он его на голову опускает! В общем, намучились с Конкиным . Заменять его дублером - был бы заметен монтаж. Вот и решили отказаться от пролога. Вообще Володе Конкину пришлось тяжело. Он приехал на съемки как звезда, а Высоцкий, несмотря на свою славу, и заслуженным артистом не был. В группе Конкина недолюбливали. За кадром Высоцкий и Конкин вообще не разговаривали. Но на съемочной площадке работали четко.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

Кстати, Марина Влади отговаривала Высоцкого играть. Просила Говорухина не трогать Володю: мол, он болеет, пусть побережется. Сам Высоцкий говорил, что не знает, сколько ему осталось и надо ли тратить год на кино, когда можно писать… И все же не смог подвести друга. Нередко режиссер обращался к нему за подсказками, советами. Именно Володя уже на озвучании, после того как режиссер посетовал, что кадр с Садальским какой-то скучный, предложил Кирпичу шепелявить. Причем шепелявить артист стал так ретиво, что режиссер даже покачал головой: как бы руководство не придралось. «А вы скажите, что это актер так в жизни разговаривает», - нашелся Садальский.

Армен Джигарханян: «Горбатый - мое дитя»

- Вы остались довольны своей ролью? - спросили мы исполнителя роли бандита Горбатого Армена Джигарханяна.

Я люблю своего героя, потому что я сам его придумал! Этот герой - моя жизнь. А мне уже 80. Ну, и «дитя» подрастает. Почему-то режиссер предложил сделать мне парик, с которым я намучился. Приходилось много раз переснимать дубли: парик съезжал, получался брак. Горб мне приделали из ваты, и он был мне вполне комфортен.


- От вашей роли отказался Ролан Быков. Побоялся: мол, и так маленький, а тут еще и горб.

Я не боюсь ничего! Главное, я не собирался играть зло. Надеюсь, мой герой все-таки обаятелен.

- Лариса Удовиченко признавалась, что после роли Маньки Облигации получала письма с зоны: уголовники предлагали ей замужество. А вашу игру криминальные авторитеты оценили?

Не знаю. Но когда у меня угнали машину, определенные люди на меня вышли и пообещали: если машина еще не за пределами Москвы, мы ее найдем. Не нашли.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

- Вы замечали на съемках противостояние Высоцкого и Конкина?

Это не мое дело. Познакомившись поближе с Конкиным, обратил внимание, что он хороший парень, интеллигентный, ранимый. И зачем сейчас рассказывать, сколько раз Высоцкий его укусил?! Знаете, Высоцкий - явление, но с профессиональной точки зрения он довольно средний актер. И в этом фильме сыграл, на мой взгляд, средне. Есть там другие артисты, кто сыграл лучше и тоньше.

- Кто?

Я (смеется ).

ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ

Промокашку приняли за настоящего хулигана

Изначально планировалось, что Шарапов в банде «Черная кошка» сбацает на пианино «Мурку». Конкин пообещал за неделю выучить композицию. «Надо сегодня снять - потом декорации разберут», - отрезал Говорухин и посмотрел на руки музыкального редактора картины. Приказал надеть на нее пальто Шарапова и что-то сыграть. Она, чтобы продемонстрировать свое умение, сыграла Шопена . «Замечательно!» - обрадовался режиссер. Так что в кадре, когда играет Шарапов, на самом деле не его руки.

Иван Бортник, игравший Промокашку, во время съемок сцены, когда преступники выходят из подвала, придумал себе выход с блатной песней

«И на черной скамье, на скамье подсудимых...». А потом еще взял и экспромтом плюнул в Жеглова. Высоцкий опешил. Милиционеры в массовке тут же не по сюжету набросились на Бортника и заломили ему руки, решив, что он какой-то затесавшийся на съемки хулиган.


Фото: Наиль ВАЛИУЛИН

ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД

За хвост и к потолку

Денис ГОРЕЛОВ

А между прочим. Своим пацанячеством, шерифскими ухватками Жеглов запорол следствие, злобой к интеллигентскому гонору Груздева едва не оборвал ниточку к банде, да и вывел упырей под винтовки конвоя Шарапов, а не он. А слава была его, и любовь нации его, и страсть к эротичному черному реглану. Ибо любят командира, а не комиссара, кураж, а не правоту, Чапая, а не Фурманова . Так из романа про Шарапова «Эра милосердия» и вышел фильм про Жеглова «Место встречи изменить нельзя». Как говорил он сам: «Эра милосердия - она ведь когда еще наступит»

ЛЯПЫ

1. В самом начале первой серии, после того как Шарапову почистили обувь, в окне проезжающей машины отражается осветительный прожектор.

2. Когда Промокашка при ограблении магазина рисует на стене черную кошку, заметно, что очертания кошки на стенке уже есть. Их рисовал сам Говорухин.

3. В сцене допроса обвиняемого Груздева у Шарапова меняется прическа (из гладко зачесанной назад в прическу «на пробор»).

4. В эпизоде с подкидышем Синичкина сначала с погонами рядового, а пеленает ребенка уже с лычками младшего сержанта.

5. Когда машина с Фоксом сбивает девушку-регулировщицу, под колеса падает один человек, а катится по асфальту другой (на ногах видны черные наколенники, которых не было на девушке).

Владимиру Конкину в фильме "Место встречи изменить нельзя" досталась роль идеального милиционера, который, как юный пионер, "не курит, не пьёт, не грызёт семечки", редко применяет оружие и не позволяет себе никаких вольностей. Споры на тему справился он с ролью или нет, похож ли он на фронтовика-разведчика и т. д. идут до сих пор. Но многие другого Шарапова себе уже не представляют




Фотопробы на роль Володи Шарапова

У братьев Вайнеров в романе "Эра милосердия" было свое точное описание Шарапова: Шарапов - это блондин с очень густыми волосами, один из передних зубов сколот или отсутствует, у него курносый нос и маленькие глазки. Во время съемок фильма Конкину специально гримировали один зуб, чтобы было впечатление, что он отколот. Но были ли еще какие-то общие черты у артиста Конкина и того человека, с которого братья Вайнеры написали своего Шарапова?


Владимир Конкин с женой Аллой во дворе Одесской киностудии. Май 1978 г. Фото из личного архива Владимира Конкина

Режиссер картины Говорухин не сразу представил себе своего Шарапова. Он выбирал из многих кандидатов. Четко можно говорить о троих - Сергей Шакуров, Евгений Герасимов и Евгений Леонов-Гладышев. Сергей Шакуров отмечает, что роль Шарапова, конечно, интересная, но с Высоцким у него, Шакурова вряд ли получилось бы сработаться

Глава же Гостелерадио СССР Сергей Лапин хотел, чтобы Шараповым был Конкин. Вот и всё! По сути, если бы не было Конкина, картину могли бы вообще не разрешили снимать. Пришлось Вайнерам и Говорухину согласиться

Споры на тему "подходит ли Владимир Конкин на роль Шарапова" не утихают уже почти 40 лет. Противники говорят, что Шарапов Конкина слишком интеллигентен и мягок для командира разведроты. Сторонники - что таких чистых комсомольцев среди фронтовиков было немало. Вайнеры видели своего героя как "убедительно сильного мужчину". Конкин под это описание не подходит. Так как же вообще получилось, что Шарапова сыграл именно Владимир Конкин.

Есть множество рассказов у разных журналистов об этом. И в большинстве рассказывается, что Конкина "навязали сверху". Что у создателей не было выбора.

Но мне хотелось бы узнать об этом, так сказать, из первых уст, от создателей. И мне на помощь пришла фонограмма творческого вечера братьев Вайнеров, прошедшего в Ленинграде в 1983 году. Там было много интересного и про съёмки фильма "Место встречи изменить нельзя"

Вот что рассказывал Аркадий Вайнер:

"...Начались кинопробы. Были представлены основные актёры. Один герой неоспоримый – это Высоцкий на роль Жеглова. Второй – его постоянный партнёр, его второе "я" в этой картине – это Шарапов. Вдруг нам Говорухин говорит: "Я предлагаю Владимира Конкина". Мы говорим: "Кто такой?" Он говорит: "Он играл Павку Корчагина". Я честно могу вам признаться, что мы ту картину не смотрели, но как-то однажды по ящику краем глаза что-то такое я видел, и мне не понравилось исполнение. Я как-то всегда иначе себе представлял Павку Корчагина, не таким, как его себе представлял Конкин.

Говорухин сказал: "Он замечательный! Это то, что для Шарапова надо. Вы не видели его глаза, его лицо – чистое, благородное".

Сделали кинопробы, посмотрели. Не понравился он нам решительно. И не потому, что он артист плохой или человек неважный... Он нам на экране в виде Шарапова не понравился. Мы себе Шарапова представляли, а потом описали в своём очень большом по объёму романе, а потом в сценарии, как фронтового разведчика, который сорок два раза ходил через линию фронта и возвращался с "языком" на плече.

Не надо быть самому фронтовиком, не надо быть ветераном и иметь семь пядей во лбу, чтобы представить, что разведчик, который захватывает в плен фашиста на его территории и тащит его на плечах через линию фронта, должен быть убедительно сильным мужчиной. Володя Конкин никак таким мужчиной не мог выглядеть, он не был им рождён.

Когда эти пробы были показаны на Центральном телевидении, оказалось, что наше мнение разделил худсовет в полной мере – ни одного голоса за Конкина не было подано, и режиссёру официально предложили искать другого артиста...

Через несколько дней он звонит: "Прошу вас, приезжайте, при вас будем делать пробы претендентов на роль Шарапова. Я нашёл десять человек".

Приезжаем мы на студию, вводит он нас в гримёрную, где будущие "Шараповы" гримируются. Увидели мы этих восемь или девять "Шараповых", упали на пол и зарыдали, и захохотали. Все признаки истерики были налицо.

Он пригнал нам ещё десять Конкиных, только похуже и пожиже. Где он их смог за неделю достать – это уму непостижимо, но он вообще очень энергичный товарищ. Когда мы это увидели, мы сказали: "Слава, стоп. Не надо тратить плёнку, не надо делать кинопробы. Извинись перед людьми, заплати им, что полагается".

Мы поняли, что в какой-то его режиссёрской извилине образ Конкина засел у него навсегда в качестве Шарапова, и если мы начнём его заламывать, мы можем поломать ему творческий настрой. Так вопрос был закрыт и нам, собственно, не дали, а мы сами взяли Конкина. Самый первый материал стал показывать, что наши опасения были не напрасными, но уже деваться было некуда..."

А вот интересная выдержка от Станислава Говорухина:

"...Конкин сыграл хорошо, кто спорит, но я-то видел другого Шарапова. Я предполагал сначала позвать Губенко. И тут Высоцкий заспорил: куда, мы с ним будем мазать одной краской... Действительно, это был бы Шарапов подстать Жеглову, сам с некоторой приблатнённой хитростью. А нужен был интеллигент. И только когда уже полкартины отсняли, я вспомнил про Филатова. Они бы с Высоцким отлично работали, – и это был бы тот Шарапов, какого я хотел с самого начала. Не уступающий Жеглову по силе, не пасующий перед ним. Сильному в пару годится только сильный..."

Источники

www.v-vysotsky.com/Vysotsky_v_Odesse/tex t06.html
www.vysotsky.ws/
www.fotki.yandex.ru/users/sura-sid2010-a/a lbum/199624/
www.lgz.ru/article/-48-6489-3-12-2014/iz menit-nelzya/
www.msk.kp.ru/daily/26372/3253655/
www.blog.fontanka.ru/posts/182583/
www.aif.ru/culture/movie/43178
www.1tv.ru/sprojects_edition/si5901/fi23 536

Жеглов и Шарапов

Сразу после премьеры в отношении противоречивой фигуры капитана Жеглова у рецензентов сложилось редкое единодушие. И это не был однозначный плюс. Все признавали за образом яркую индивидуальность и необыкновенную харизму, идущую прямо от актёра Высоцкого, но в личности Глеба Жеглова рецензенты видели, прежде всего, отражение характера послевоенного времени, непростого и тяжёлого. Неистовость Жеглова слишком бросалась в глаза, её невозможно было игнорировать, пропустить, списать на непростой характер, ибо вела к служебным перегибам и напоминала старшему поколению о тяжёлой длани карательных органов в сталинские годы. И всё же, на взгляд кинокритиков, это свойство Глеба Жеглова оправдывалась тем, что персонаж не укладывался в простые схемы. Он был живой, настоящий, в него зритель верил как в подлинного героя, сложенного не из литературных формул, а из нервов, рвущихся жил, хриплого голоса, из дерзости (иногда в лицо начальству), из смекалки и жизненного опыта. Благодаря этим качествам Жеглов Высоцкого смотрелся на голову выше своих коллег, человеком почти выдающимся, и при этом он удивительно вписывался в эпоху, был тем самым «винтиком» машины правосудия. Невозможно изъять из образа Жеглова, каким его сыграл Высоцкий, хотя бы одну из черт. Глеб Жеглов и опасен и притягателен своим напором, сметающим всё наносное и мелкое. Фраза «вор должен сидеть в тюрьме!» в устах актёра стала коронной – едва ли не народным лозунгом, который можно написать на кумачовом транспаранте ко Дню милиции. Но вот её продолжение – «…и не важно, каким способом я его туда упрячу» – приемлемо не для всех.

Таков капитан Жеглов, начальник отдела борьбы с бандитизмом Московского уголовного розыска образца 1945 года. Трудно представить милицейского сыщика более органичного своему времени, несмотря на то, что Жеглов родился не на страницах послевоенной прозы, а десятилетия спустя в романе «Эра милосердия». По идее, столь яркий сыщик должен казаться белой вороной – работники угрозыска являлись на сталинский экран в наглухо застёгнутом кителе. Он же словно из гангстерского нуар-фильма – щеголяет в кожаном плаще, широкополой шляпе, носит пиджак в полоску да гражданские брюки заправляет в хромовые сапоги. А его мимоходом оброненную фразу о парадном мундире: «Это у меня вроде домашней пижамы, никогда не носил, да, наверное, и не придётся», - можно принять за фрондёрство. Слишком неформален Глеб Егорыч Жеглов, не для трибуны он, весь в чёрной работе – чистит Москву от банд грабителей и убийц, и красоваться с золотыми погонами ему недосуг.

Фокус в том, что образ Жеглова наполовину соткан из ретроспективного взгляда эры семидесятых на послевоенное время. Советскому кинематографу так называемой эпохи «застоя» вдруг открылась другая сторона вещей: оказалось, что сталинская эпоха (как любая другая) имеет свой «бэкграунд», не только одноцветно окрашенный – романтический, трагический или комический, но и чисто бытовой, что герои это люди, которые тоже живут – в скромных квартирах и коммуналках, преодолевая ежедневные трудности.

Никакой лакировки в образе Жеглова мы не видим, хотя рисовка, позёрство, своеобразный артистизм очень свойственны ему. В этом он близок английскому сыщику Шерлоку Холмсу, предпочитавшему из поимки преступника разыграть представление. Капитан Жеглов тоже не прочь сыграть на нервах антисоциального элемента, «нравственно раздавить» (как выразился критик В. Михалкович) – пусть знают, каковы принципы Глеба Жеглова. Поэтому не одной только оперативной смекалкой объясним спектакль, устроенный Жегловым в кабинете администратора Большого театра. Здесь, бери выше, социальная педагогика!

Жеглов – человек убеждённый, в своей повседневной и нередко опасной работе он видит свою общественную миссию. Кажется, что он человек команды – так слаженно у него работает опергруппа, но по своему характеру – он типичный волк-одиночка. Из всех сотрудников угрозыска, кого нам показывают в фильме, он самый «заряженный» на дело человек. Самый целеустремлённый и эмоционально вовлечённый. Иногда кажется, что Жеглов упивается единоборством с бандитами. Он, так сказать, ведёт личный счёт с преступным миром – вот вам ещё одна параллель с Шерлоком Холмсом.
Неудивительно, что такой неординарной личности судьба преподнесла своего «доктора Ватсона», не уступающего своему шефу ни в эмоциональном заряде, ни в личной мотивации, хотя и совершенно иначе. Не знаю, сознательно ли братья Вайнеры пришли к такому решению – повторить формулу Конан Дойла, создать дуэт сыщиков, избрав на роль друга сыщика демобилизовавшегося офицера.

В отличие от Жеглова образ лейтенанта Шарапова у рецензентов спровоцировал полемику.

Спор о Шарапове вышел за рамки обсуждения одного персонажа и тем более актёра-исполнителя. Образ лейтенанта Шарапова в исполнении Владимира Конкина оказался для фильма чем-то вроде краеугольного камня или, если хотите, камнем преткновения.

Можно спорить, хорошо ли сыграл Конкин, хватило ли ему мастерства, особенно в сценах в воровской малине – на эту тему до сих пор ломают копья зрители. На мой взгляд, сыграл хорошо. Недовольные критики, ставя актёру «неуд», смешивают два разных понятия, две разные игры, два разных представления, когда утверждают, что Конкин сыграл неубедительно, что с таким спектаклем он неминуемо провалился бы перед матёрыми рецидивистами. Но ведь артист Владимир Конкин на самом деле играл не для них, а для нас, выполняя поставленную режиссёром задачу – выявить всю шаткость внутренней позиции своего героя. Задача была – транслировать нам игру Шарапова на грани фола: героя пронзает мысль, что он на волосок от смерти, а операция в шаге от провала – и жизнь заставляет импровизировать, играть неподготовленную роль. Именно в такие мгновения включаются самые неожиданные резервы личности.

Мы знаем о Шарапове всю правду, бандиты же об этом «фраере ушастом» только гадают. В отличие от Жеглова, человека-загадки, Шарапов нам предельно ясен с первой секунды фильма. Он, так сказать, прозрачен для нас. Как поведенческая модель – в том, каков на самом деле его характер, его отношение к миру, каков его потенциал. И это обстоятельство одновременно и заложено сюжетом и оправданно выбором на эту роль актёра Конкина, сыгравшего перед этим одну из самых знаковых в советской драматургии роль Павки Корчагина. Шарапов прямолинеен, иногда плакатен, но это в силу того, что характер его был сформирован внезапно, настигнут и прокален войной, на которую он отправился почти со школьной скамьи. Очень возможно, что на вопрос о любимом литературном произведении Володя Шарапов честно ответит: «Как закалялась сталь» Н. Островского. Поэтому, когда Жеглов говорит ему, опасаясь отправлять на задание: «Володя, да у тебя на лбу написано десять классов», - это не фигура речи.

Сколько раз бывало так, что люди, прошедшие фронт, проявившие на войне и беспримерную отвагу и необычайную смекалку, в мирной жизни оказывались не удел. Выказывали свою неприспособленность к гражданскому житию-бытию, поступали наивно и нелепо. Жизнь после войны – тоже испытание. Но Володя Шарапов снова как на фронте, мобилизован на войну с преступностью. Растеряться в мирной жизни он не успел. «Глаза горят» - это про него, ему тоже свойственен азарт борьбы. Выжив и победив, вернувшись из человеческой мясорубки молодым и здоровым, готовым к строительству новой жизни, лейтенант Шарапов олицетворяет поколение победителей. В его лицо будто заглядывает светлая сторона бытия – надежда поколения, в то время как лик Жеглова омрачён близким знакомством с тёмными сторонами человеческой натуры. Вместе оба героя как две стороны одной медали.

Когда критик В. Ревич пишет, что Шарапов, каким его сыграл Конкин, вневременной, одинаково подходящий и для 50-х и для 70-х годов, это, как ни странно, может свидетельствовать в пользу обвиняемого. Понятно, что критик желал заклеймить сыгранного Конкиным героя, обвинив образ в ходульности и схематизме. Явный намёк на растиражированный в советской литературе и кино тип «пламенного комсомольца». Но здесь, мне кажется, другое. Принципиальность Шарапова, может быть, и наивная, но искренняя. Его социальный оптимизм бьётся в унисон с его молодостью и историческим моментом в жизни страны. И то и другое, как показывает время, преходящее, но это не значит, что не настоящее.

Писатели братья Вайнеры и режиссёр Говорухин заложили в образе Шарапова своеобразную Ариаднову нить идеализма, протянув её из победного 1945-го в конец 1970-х. В позднем брежневском СССР ощущался дефицит не только на предметы модного гардероба, но и на подобного типа героя. Этим в огромной мере объясняется внутреннее сродство зрителей фильма, а изначально – читателей повести, с Володей Шараповым. Герой в исполнении Владимира Конкина – с его идеализмом и сомнениями, с искренними порывами и разочарованиями – казался человеком на своём месте. И одновременно прочитывался как «свой», как «прозрачно-понятный» герой, импонирующий своей не всегда уместной прямотой, похожий на очень и очень многих, и отнюдь не уникальный.