Что повлияло на формирование характера обломова. Как подробности быта,приведенные в данном фрагменте текста, повлияли на становление характера Обломова? (ЕГЭ по литературе). Отношение родителей Илюши к образованию

Один из крупнейших русских писателей XIX века Иван Александрович Гончаров – автор широко известных романов: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Особенно популярен роман Гончарова «Обломов» . Хотя он был напечатан более ста лет назад (в 1859 году), он и сегодня читается с большим интересом, как яркое художественное изображение затхлой помещичьей жизни. В нем запечатлен типический литературный образ огромной впечатляющей силы - образ Ильи Ильича Обломова.

Замечательный русский критик Н. А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?», выясняя историческое значение романа Гончарова, установил те черты, которыми отмечается это болезненное явление в общественной жизни и в личности человека.

Характер Обломова

Основные черты характера Обломова - слабость воли, пассивное, безучастное отношение к окружающей действительности, склонность к чисто созерцательной жизни, беспечность и лень. Нарицательное имя «Обломов» вошло в употребление для обозначения человека крайне бездеятельного, флегматичного и пассивного.

Излюбленное времяпрепровождение Обломова - лежанье в постели. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслажденьем, как у лентяя, - это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома - он всё лежал, и всё постоянно в одной комнате». В кабинете Обломова господствовали запущенность и небрежность. Если бы не лежащая на столе неубранная от вечернего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не прислоненная к постели трубка или не сам хозяин, лежащий в постели, «то можно было бы подумать, что тут никто не живет, - так всё запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Обломову лень вставать, лень одеваться, лень даже сосредоточить на чем-нибудь свои мысли.

Живя вялой, созерцательной жизнью, Илья Ильич не прочь иногда и помечтать, но его мечты бесплодны и безответственны. Так мечтает он, неподвижный увалень, сделаться знаменитым полководцем, наподобие Наполеона, или великим художником, или писателем, перед которым все преклоняются. Ни к чему эти мечты не приводили - они лишь одно из проявлений праздного препровождения времени.

Типично для характера Обломова и состояние апатии. Он боится жизни, старается отгородить себя от жизненных впечатлений. Он с усилием и мольбой говорит: «Жизнь трогает». Вместе с тем Обломову глубоко присуще барство. Как-то его слуга Захар заикнулся о том, что «другие ведут иную жизнь». Обломов так ответил на этот упрек:

«Другой работает без устали, бегает, суетится… Не поработает, так не поест… А я?.. Да разве я мечусь, разве я работаю?.. Мало ем, что ли?.. Разве недостает мне чего-нибудь? Кажется, подать, сделать есть кому: я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава богу! Стану ли я беспокоиться? Из чего мне?»

Почему Обломов стал “обломовым”. Детство в Обломовке

Обломов не родился таким никчемным бездельником, каким он представлен в романе. Все его отрицательные черты характера - продукт удручающих условий жизни и воспитания в детстве.

В главе «Сон Обломова» Гончаров показывает, почему Обломов стал “обломовым” . А ведь каким активным, пытливым и любознательным был маленький Илюша Обломов и как эти черты угашались в уродливой обстановке Обломовки:

«Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают они утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка, неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта, напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей».

Но как однообразны и нудны картины домашнего быта в Обломовке! Вся жизнь состояла в том, что люди по многу раз в сутки ели, спали до одурения, а в свободное от еды и спанья время слонялись без дела.

Илюша - живой, подвижной ребенок, ему хочется побегать, понаблюдать, но его естественной детской пытливости ставятся преграды.

«- Пойдем, мама, гулять, - говорит Илюша.
- Что ты, бог с тобой! Теперь гулять, - отвечает она, - сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей…»

Илюшу всячески оберегали от труда, создавали у ребенка барственное состояние, приучали к бездеятельности. «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть - уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание; уронит ли он что-нибудь, достать ли ему нужно вещь, да не достанет, - принести ли что, сбегать ли зачем; ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому, а тут вдруг отец и мать да три тетки в пять голосов и закричат:

«Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что? Эй! Васька! Ванька! Захарка! Чего вы смотрите, разини? Вот я вас!..»

И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя».

На образование Илюши родители смотрели только как на неизбежное зло. Не уважение к знаниям, не потребность в них пробуждали они в сердце ребенка, а скорее отвращение, и всячески старались «облегчить» мальчику это трудное дело; под разными предлогами не посылали Илюшу к учителю: то под предлогом нездоровья, то ввиду предстоящих чьих-либо именин и даже в тех случаях, когда собирались печь блины.

Бесследно для умственного и нравственного развития Обломова прошли и годы его обучения в университете; ничего не вышло у этого не приученного к труду человека со службой; не оказали на него глубокого воздействия ни умный и энергичный друг Штольц, ни любимая девушка Ольга, которая поставила целью вернуть Обломова к деятельной жизни.

Расставаясь со своим другом, Штольц сказал: «Прощай, старая Обломовка, ты отжила свой век» . Эти слова относятся к царской дореформенной России, но и в условиях новой жизни еще очень много сохранилось источников, питавших обломовщину.

Обломов сегодня, в современном мире

Нет сегодня, в современном мире Обломовки, нет и обломовых в той резко выраженной и крайней форме, в какой она показана Гончаровым. Но при всем этом и у нас время от времени встречаются проявления обломовщины как пережитка прошлого. Их корни надо искать в первую очередь в неправильных условиях семейного воспитания некоторых детей, родители которых, обычно не отдавая себе в этом отчета, способствуют появлению у своих детой обломовских настроений и обломовского поведения.

И в современном мире уществуют семьи, где любовь к детям проявляется в предоставлении им таких удобств, при которых дети, насколько это возможно, освобождаются от труда. Некоторые дети обнаруживают черты обломовской слабохарактерности только по отношению к отдельным видам деятельности: к умственному или, напротив, к физическому труду. А меж тем, без сочетания умственного труда с физическим развитие идет односторонне. Эта односторонность может привести к общей вялости и апатии.

Обломовщина - резкое выражение слабохарактерности. Чтобы ее предупредить, необходимо воспитывать у детей те волевые черты характера, которые исключают пассивность ж апатию. К таким чертам прежде всего относится целеустремленность. Человек с сильным характером обладает чертами волевой активности: решительностью, смелостью, инициативностью. Особенно важна для сильного характера настойчивость, проявляющаяся в преодолении препятствий, в борьбе с трудностями. Сильные характеры формируются в борьбе. Обломов был освобожден от всяких усилий, жизнь в его глазах разделялась на две половины: «одна состояла из труда и скуки - это у него были синонимы; другая из покоя и мирного веселья». Не приученные к трудовому усилию, дети, подобно Обломову, склонны отождествлять труд со скукой и искать покоя и мирного веселья.

Полезно перечитать замечательный роман «Обломов», чтобы, проникнувшись чувством отвращения к обломовщине и ее корням, внимательно следить, нет ли ее пережитков в современном мире - пусть не в резкой, а подчас, замаскированной форме, и принять все меры к тому, чтобы преодолевать эти пережитки.

По материалам журнала “Семья и школа”, 1963 год

В романе «Обломов» Гончаров впервые в русской литературе описал такое разрушающее социальное явление, как «обломовщина», изобразив его на примере жизни главного героя произведения – Ильи Ильича Обломова. Автор не только показал отрицательное влияние «обломовщины» на судьбу Обломова и окружающих его людей, но и обозначил истоки явления, лежащие в устаревших, основанных на феодальных нормах и ценностях воспитании и образовании Обломова.

Детство Обломова

С детскими и отроческими годами Обломова автор знакомит нас в девятой главе первой части – «Сне Обломова». Герой родился в классической старопомещицкой семье, живущей в отдаленном живописном уголке – деревне Обломовке. Маленький Илья рос в атмосфере любви и чрезмерной опеки, любая его прихоть сиюминутно исполнялась, любое желание было равнозначно закону. И если ребенок пытался самостоятельно исследовать мир, брался за какое-то дело, то родители сразу отговаривали его от любых проявлений труда, аргументируя это тем, что для работы есть слуги. Гулять жители Обломовки также не очень любили – им была чужда любая активность, кроме заботы о еде, любовь к которой в поместье являлась особым культом. Вообще Обломовка жила в атмосфере лености, безделья, полудремающей скуке и тишине, здесь не привыкли трудиться, а любую работу считали наказанием и всячески старались ее избежать. Размеренная жизнь обломовцев прерывалась только сменами пор года и обрядами – свадьбами, похоронами, днями рождения.

Умиротворяющая, тихая природа, сон которой не нарушался ни величием высоких гор, ни буйством шумящего моря, ни неистовыми ветряными бурями или ливнями, способствовала восприятию маленьким Ильей именно такого, размеренного, спокойного, пассивного образа жизни, где за него всегда все делает кто-то другой, не нарушая спокойствия непрерывной лени.

Особое место в воспитании Обломова сыграли сказки и предания, которые маленькому Илье рассказывала няня. Вдохновляющие, фантастические истории о всемогущих героях воспламеняли воображение мальчика, который начинал представлять себя одним из таких сказочных, всегда побеждающих богатырей. И уже взрослый Обломов, понимая, что рассказы няни были всего лишь вымыслом, подчас бессознательно грустил, что «зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка», он мечтал о прекрасных царевнах и том далеком мире, где можно лежать на печи, пока за тебя все сделает добрый волшебник.

Образование Обломова

Живя в Обломовке, Илья Ильич перенял от своих родственников основную науку жизни – книги и образование ему не нужно, как ненужно было его отцу и деду. Повторяющаяся, основанная на обрядах жизнь обломовцев не требовала особых знаний, все, что было нужно, с самых пеленок передавалось от родителей к детям. Именно в такой атмосфере полного безразличия к новым знаниям, видения их как необязательного и ненужного аспекта человеческой жизни, и сформировалось отношение Обломова к образованию. В большие праздники или в непогоду родители сами оставляли мальчика дома, считая, что школа всегда может подождать.

Школьные уроки были для Ильи сущим мучением и он только для вида продолжал сидеть там ровно, внимательно следя за речью учителя, – на самом деле герой не понимал ни то, зачем ему нужен весь даваемый в школе багаж знаний, ни когда он ему понадобиться в жизни. И главным вопросом, которым задавался Обломов еще в подростковом возрасте было то, что если человек обязан сначала долго учиться, а затем много работать – когда же ему суждено жить полной жизнью? Илье казалось неестественным читать много книг и узнавать много нового, для него это было тяжело и непонятно.

Впрочем, единственной отдушиной для Обломова становились сборники поэзии. С раннего детства чувствительный к красоте природы, поэтичный, рефлексирующий Илья находил в поэзии близкие ему идеи и мировосприятие – только поэтичные сроки пробуждали в его сердце активность и деятельность, присущую его близкому другу Андрею Штольцу. Однако даже самые интересные книги не захватывали Илью Ильича полностью, он не спешил прочитывать их одну за одной, обогащая свой ум новыми знаниями и открытиями, порой ленясь дочитать даже первый том, прерывая чтение необходимостью пойти поспать или поесть. Даже тот факт, что Обломов все-таки закончил школу, а затем прослушал курс наук в Москве говорит скорей о послушании и безвольности героя, во всем слушавшего родителей и не желающего самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Для Ильи Ильича было проще, когда кто-то решал все за него, а ему достаточно было лишь повиноваться чужой воле.

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную судьбу человека, драма жизни которого берет свое начало в неправильном, отжившем себя воспитании. Деятельная, рефлексирующая натура Обломова погрязает в болоте «обломовских» традиций и норм, в буквальном смысле умерщвляющих активное начало личности героя.

Проблема воспитания Обломова в романе «Обломов» не заканчивается со смертью главного персонажа, оставаясь острым камнем преткновения для российского мещанства 19 века, не желающего менять привычные, старые нормы воспитания детей. Более того, вопрос «обломовского» воспитания остается открытым и в наше время, обнажая разрушающее влияние чрезмерно опекающих родителей на жизнь своих детей.

Тест по произведению

Характер Обломова


Роман И.А. Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году. На его создание ушло почти 10 лет. Это один из самых выдающихся романов классической литературы нашего времени. Так отзывались о романе известные литературные критики той эпохи. Гончаров сумел передать реалистично объективно и достоверные факты действительности слоев социальной среды исторического периода. Надо полагать самым удачным его достижением было создание образа Обломова.

Это был молодой человек лет 32-33, среднего роста, с приятным лицом и умным взглядом, но без всякой определенной глубины смысла. Как автор отметил мысль гуляла по лицу вольной птицей, порхала в глазах опускалась на полуоткрытые губы, пряталась в складках лба, потом совсем исчезала и перед нами оказывался беспечный молодой человек. Иногда на его лице можно было прочесть скуку или усталость, но все равно в нем присутствовала мягкость характера теплота его души. Всю жизнь Обломова сопровождают три атрибута мещанского благополучия - диван, халат и туфли. Дома Обломов ходил в восточном мягком вместительном халате. Все свободное свое время он проводил лежа. Лень была неотъемлемой чертой его характера. Уборка в доме проводилась поверхностно, создавая видимость, по углам свешивались паутины, хотя на первый взгляд можно было подумать, что хорошо убранная комната. В доме были еще две комнаты, но туда он совсем не заходил. Если бы неубранная тарелка с ужина с крошками повсюду, недокуренная трубка, можно было подумать, что квартира пуста, в ней никто не живет. Он всегда удивлялся своим энергичным друзьям. Как можно так тратить свою жизнь, распыляясь на десятки дел сразу. Финансовое состояние его желало быть лучшим. Лежа на диване, Илья Ильич всегда подумывал каким бы образом его поправить.

Образ Обломова это сложный противоречивый, даже трагичный герой. Его характер предопределяет обычную, не интересную судьбу, лишенную энергии жизни, ярких ее событий. Основное внимание Гончаров обращает на сложившийся строй той эпохи, который воздействовал на его героя. Это влияние выразилось в пустом и бессмысленном существовании Обломова. Беспомощные попытки к возрождению под влиянием Ольги, Штольца, женитьбы на Пшеницыной, да и сама смерть определены в романе как Обломовщина.

Сам характер героя по замыслу писателя намного крупнее и глубже. Сон Обломова это ключ разгадки всего романа. Герой перемещается в другую эпоху, к другим людям. Много света, радостное детство, сады, солнечные речки, но сначала надо пройти преграды, бесконечное море с бушующими волнами, стонами. За ним скалы с пропастями, багряное небо с красным заревом. После волнующего пейзажа, попадаем в небольшой уголок, где люди живут счастливо, где хочется родится и умереть, иначе и быть не может, так они считают. Гончаров описывает этих жителей: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова. В детстве Обломов не мог сам одеться, ему всегда помогали слуги. Будучи взрослым, он тоже прибегает к их помощи. Илюша растет в атмосфере любви, покоя и чрезмерной опеки. Обломовка - это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне. Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром. Илюша вырос на сказках и легендах, которые ему рассказывала няня. Развивая мечтательность, сказка больше привязывала Илюшу к дому, вызывая бездействие.

Во сне Обломова описывается детство героя, его воспитание. Все это помогает узнать характер Обломова. Жизнь Обломовых, это пассивность и апатия. Детство вот его идеал. Там в Обломовке - тепло, надёжно и очень защищено чувствовал себя Илюша. Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование.

Разгадка характера Ильи Ильича в его детстве, откуда прямые нити протягиваются к взрослому герою. Характер героя - объективный результат условий рождения и воспитания.

обломов роман лень характер


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Формирование образа Обломова в романе Гончарова «Обломов»

Гончаров начал писать свой роман с главы «Сон Обломова», которая была напечатана в журнале «Современник» в 1849 году. Сам Гончаров называл «Сон Обломова» «увертюрой всего романа», поэтому считал, что ее можно публиковать отдельно. Полностью роман был впервые опубликован в 1859 году. Таким образом, Гончаров работал над своим самым главным произведением более десяти лет - в период в 1848 по 1859 год.

В центре всего произведения стоит фигура главного героя, в его честь и назван роман. В своем сборнике критических заметок «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров писал: «Мне, например, прежде всего бросался в глаза ленивый образ Обломова - в себе и в других - и все ярче и ярче выступал передо мною. Конечно, я инстинктивно чувствовал, что в эту фигуру вбираются мало- помалу элементарные свойства русского человека - и пока этого инстинкта довольно было, чтобы образ был верен характеру». То есть если Гоголь считал, что «хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым», то Гончаров видел во всех людях Обломова.

Он видел Обломова как некий вечный, общечеловеческий тип. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина», вышедшей в журнале «Отечественные записки» в 1859 году, писал, что Обломов - это «живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадною строгостью и правильностью», то есть воспринимал его как знамение нынешнего общественного состояния страны. Этот определенный исторический тип завершает галерею «лишних людей» в русской литературе. В образе Обломова есть что-то, что свойственно всем русским людям. Советский исследователь-литературовед Л. М. Лотман (сестра Ю. М. Лотмана) писала, что «Обломов» - произведение «об умирании воли, «затухании» личности, гибели дарований в безвоздушном пространстве рабства и барства, бюрократического бездушия и эгоистического делячества».

Получается, что Обломов тоже принадлежал к типу «лишних людей», хотя он по характеру не похож ни на Онегина, ни на Печорина. И все потому, что вырос Обломов в семье очень патриархальной, то есть в семье уходящего в прошлое типа. Вот и получилось, что из жизни Обломовки Илья Ильич вышел, а в новую жизнь войти не смог.

Гончаров, безусловно, создал новый тип «лишнего человека». Но он изображает главного героя своего романа в новых исторических обстоятельствах и видит причины его бездеятельности не столько в противостоянии с окружающим обществом, сколько в обломовщине - социальных условиях, сформировавших личность героя. Поместное дворянство, ярким представителем которого является Обломов, долгое время бывшее экономической и политической опорой российского государства, постепенно начинает утрачивать былые позиции, вырождается.

Когда Гончаров рассуждает о том, как формировался характер Ильи Ильича, он описывает, как рос Обломов. Его родители «понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду», то есть они осознавали, что без образования особо ничего не добьешься, но любой труд считали неприятной необходимостью, формальным препятствием. Они хотели сделать так, чтобы для их сына было возможно «учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретенной полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства». Эту мораль и это отношение к труду Илья Ильич усвоил с детства.

Для Гончарова в «Обломове», как и для Пушкина в «Евгении Онегине», было очень важно показать истоки характера, именно поэтому он описывает детство и родителей своего героя, его воспитание. Для этого и нужна была автору глава «Сон Обломова».

В ней Гончаров показывает идиллию. Обломов, засыпая, видит «благословенный уголок земли», природа которого - «ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей». Он видит семилетнего себя, ему «легко, весело», потом он видит всю свою семью и свой дом в Обломовке, где «главною заботою была кухня и обед». Он видит няню, которая рассказывает ему «об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-богатыре, о Колечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет».

Обломовка рисуется как целое царство. Гончаров говорит, что жизнь в том краю дышала «первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью», что родители Ильи Ильича «никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами», а потом, описывая обучение у Штольца, он отмечает, что «ум и сердце ребенка исполнились всех картин, сцен и нравов этого быта прежде, нежели он увидел первую книгу».

Можно сказать, что Обломов принадлежит некоей эпохе, в то же время в нем есть признаки человека, который не смог полноценно реализовать свой потенциал, найти применение своим лучшим качествам.

В. Г. Белинский говорил, что именно воспитанием решается участь каждого человека. Это можно отнести в полной мере к Обломову Илье Ильичу и Штольцу Андрею Ивановичу - двум главным героям романа "Обломов" И. А. Гончарова. Эти люди, казалось бы, являются выходцами из одной среды, класса, времени. Следовательно, у них должны быть одинаковые стремления, мировоззрения. Почему же тогда, читая произведение, мы замечаем в Штольце и Обломове в основном различия, а не сходства? Для того чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться к истокам, сформировавшим характеры двух интересующих нас персонажей. Вы увидите, что воспитание Штольца и Обломова имело свои особенности, которые повлияли на всю их дальнейшую жизнь.

Сон Обломова

Первая глава произведения посвящена детству Илюши. Сам Гончаров назвал ее "увертюрой всего романа". Из этой главы мы узнаем в общих чертах о том, что представляло собой воспитание Обломова. Цитаты из нее не случайно часто приводятся в доказательство того, что жизнь Ильи просто не могла сложиться иначе. В первой главе произведения можно найти разгадку характера заглавного героя, бездействующего, ленивого, апатичного человека, который привык существовать за счет труда принадлежащих ему крепостных.

Стоило лишь задремать Илье Ильичу, как ему начинал сниться один и тот же сон: ласковые руки матери, ее нежный голос, объятия друзей и близких... Каждый раз Обломов во сне возвращался в свое детство, когда он был любим всеми и абсолютно счастлив. Он будто бежал в детские воспоминания из реальной жизни. В каких же условиях сформировалась его личность, как проходило воспитание Обломова?

Атмосфера, царившая в Обломовке

Илюша детство провел в Обломовке, в родовом селе. Родители его были дворяне, а жизнь в деревне шла по особым законам. В селе царил культ ничегонеделания, сна, еды, а также ничем не нарушаемого спокойствия. Правда, порой тихое течение бытия все-таки нарушалось ссорами, убытками, болезнями и трудом, считавшимся для обитателей деревни наказанием, от которого они стремились избавиться при первой возможности. Расскажем и о том, какое воспитание получил Обломов. Вы, наверное, уже составили себе некоторое представление о нем на основании сказанного выше.

Как пресекались стремления Илюши?

Выражалось в основном в запретах. Илюше, подвижному, ловкому ребенку, было запрещено выполнять любую работу по дому (для этого существуют слуги). Кроме того, стремления его к самостоятельности каждый раз пресекались криками няньки и родителей, не дававшими мальчику и шагу сделать без присмотра, так как они боялись, что он простудится или расшибется. Заинтересованность миром, активность - все это в детстве Илюши порицалось взрослыми, которые не разрешали резвиться, прыгать, бегать на улице. А ведь это необходимо любому ребенку для развития, познания жизни. Неправильное воспитание Обломова приводило к тому, что силы Илюши, ищущие проявления, обращались внутрь и, увядая, никли. Вместо активности ему прививали любовь к крепкому послеобеденному сну. В романе о нем сказано как об "истинном подобии смерти", заменившем воспитание Обломова. Цитаты из текста, не менее яркие, можно найти и посвященные хорошей еде, культ которой превратился практически в единственное занятие в деревне.

Влияние сказок няньки

Кроме того, идеал бездействия постоянно подкреплялся сказками няньки о "Емеле-дурачке", получавшем от волшебной щуки различные дары, при этом ничего не делая. Ильич будет впоследствии грустить, лежа на своем диване, и спрашивать себя: "Почему жизнь - не сказка?".

Илью Ильича все называют мечтателем. Но ведь воспитание Обломова бесконечными сказками няни о жар-птицах, колдунах, богатырях, Милитрисе Кирбитьевне не могло не посеять в его душе надежду на лучшее, веру в то, что проблемы как-нибудь разрешатся сами собой? Кроме того, эти сказки породили у героя страх перед жизнью. Ленивое детство и воспитание Обломова привели к тому, что Илья Ильич тщетно пытался скрыться от действительности в своей квартирке, находящейся на Гороховой улице, а затем - на Выборгской стороне.

Отношение родителей Илюши к образованию

Родители старались не обременять Илюшу образованием, считая, что учеба не стоит того, чтобы пропускать праздники и терять здоровье. Поэтому они пользовались каждым удобным случаем для того, чтобы не пустить на занятия своего ребенка. Илюша и сам вскоре понял, что ему по душе такое вялое и размеренное существование. Детство и воспитание Обломова сделали свое дело. Привычка, как говорится, вторая натура. И взрослого Илью Ильича полностью устраивала ситуация, при которой слуги делают за него все, а ему не остается ни о чем заботиться и волноваться. Так детство героя незаметно перетекло во взрослую жизнь.

Взрослая жизнь Ильи Ильича

Мало что в ней изменилось. Все существование Обломова в его собственных глазах по-прежнему делилось на 2 половины. Первая - труд и скука (эти понятия были у него синонимами), а вторая - мирное веселье и покой. Захар сменил няню, а Выборгская улица города Петербурга - Обломовку. Илья Ильич настолько боялся любой деятельности, его так сильно пугали любые перемены в своей жизни, что даже мечта о любви была не способна вывести этого героя из апатии.

Именно поэтому его устроила совместная жизнь с хорошей хозяйкой Пшеницыной, поскольку она стала не чем иным, как продолжением жизни в селе Обломовке.

Родители Андрея Штольца

Полной противоположностью Илье Ильичу является Андрей Иванович. Воспитание Штольца проходило в небогатой семье. Мать Андрея была русской дворянкой, а отец - обрусевшим немцем. Каждый из них внес свой вклад в воспитание Штольца.

Влияние отца

Штольц Иван Богданович, отец Андрея, обучил своего сына немецкому языку, практическим наукам. Андрей рано начал работать - помогать Ивану Богдановичу, который был с ним требователен и по-бюргерски строг. Воспитание Штольца в романе "Обломов" способствовало тому, что в нем выработалась еще в юном возрасте прагматичность, серьезный взгляд на жизнь. Для него стал необходимостью повседневный труд, который Андрей считал неотъемлемой частью своей жизни.

Влияние матери

Свой вклад в воспитание Штольца в романе "Обломов" внесла и мать Андрея. Она смотрела на методы, которые применял ее супруг, с беспокойством. Эта женщина хотела сделать из Андрея милого и чистенького мальчика-барина, одного из тех, каких она видела, когда работала в богатых русских семьях гувернанткой. Душа ее изнывала тогда, когда Андрюша возвращался после драки весь изодранный или грязный после поля или фабрики, куда он отправлялся вместе с отцом. И она принималась стричь ему ногти, шить изящные манишки и воротнички, завивать кудри, заказывала одежду в городе. Мать Штольца научила прислушиваться к звукам Герца. Она ему пела о цветах, шептала о призвании то писателя, то воина, мечтала о высокой роли, которая выпадает на долю иным людям. Мать Андрея во многом хотела, чтобы ее сын был похожим на Обломова, и поэтому с удовольствием его часто отпускала в Сосновку.

Итак, вы видите, что, с одной стороны, в воспитании Андрея был заложен практицизм, деловитость отца, а с другой - мечтательность матери. Ко всему прочему, рядом находилась Обломовка, в которой "вечный праздник", где сбывают работу с плеч, как иго. Все это и повлияло на Штольца.

Расставание с домом

Конечно, отец Андрея любил его по-своему, однако он не считал необходимым проявлять свои чувства. До слез пронзительна сцена прощания Штольца со своим отцом. Даже в эту минуту Иван Богданович не смог найти для своего сына добрых слов. Андрей, глотая слезы обиды, отправляется в путь. Кажется, что в этот момент Штольц, несмотря на старания его матери, не оставляет в своей душе места для "пустых мечтаний". Он берет с собой в самостоятельную жизнь лишь то, что, по его мнению, было необходимо: целеустремленность, практичность, расчетливость. В далеком детстве осталось все остальное вместе с образом матери.

Жизнь в Петербурге

Он едет после окончания университета в Петербург, где принимается за дела (отправляет за границу товары), путешествует по всему миру, ведет активную жизнь и все успевает. Несмотря на то что он был ровесником Обломова, этому герою удалось достичь в жизни куда большего. Он нажил деньги и дом. Энергичность и деятельность способствовали успешной карьере этого героя. Он добился высот, о которых не мог даже мечтать. Штольц сумел правильно распорядиться жизнью и способностями, заложенными в нем природой.

Всего было в меру в его жизни: и радости, и печали. Андрей предпочитает прямой путь, который отвечает его простому взгляду на жизнь. Его не беспокоили ни мечты, ни воображение - он просто не допускал их в свою жизнь. Этот герой не любил строить догадки, он всегда сохранял в поведении чувство собственного достоинства, а также трезвый, спокойный взгляд на людей и на вещи. Андрей Иванович считал страсти разрушительной силой. Его жизнь напоминала "медленное и ровное горение огня".

Штольц и Обломов - две разных судьбы

Воспитание Штольца и Обломова, как вы видите, существенно отличалось, хотя и тот, и другой были выходцами из дворянской среды и принадлежали к одному слою общества. Андрей и Илья - люди с разными мировоззрениями и характерами, поэтому судьбы были столь непохожи. Очень отличались воспитания Обломова и Штольца. Сравнение позволяет заметить, что именно этот факт сильно повлиял на взрослую жизнь этих героев. Деятельный Андрей старался до последнего дня "донести сосуд жизни" и не пролить напрасно ни одной капли. А апатичный и мягкий Илья ленился даже просто встать с дивана и выйти из своей комнаты для того, чтобы в ней убрались слуги. Ольга Обломова спросила однажды в тоске Илью о том, что же сгубило его. На это он ответил: "Обломовщина". Н. А. Добролюбов, известный критик, также считал, что "обломовщина" - вина всех бед Ильи Ильича. Это та среда, в которой был вынужден расти главный герой.

Роль воспитания в формировании личности человека

В романе "Обломов" не случайно была акцентирована автором. Как вы видите, образ жизни, мировоззрение, характер каждого человека складываются еще в детстве. Среда, в которой происходит развитие личности, учителя, родители - все это сильно влияет на формирование характера. Если ребенка с детства не приучать к труду и самостоятельности, на собственном примере не показывать ему, что каждый день следует делать что-то полезное и нельзя проводить время впустую, то не следует удивляться, что он вырастет безвольным и ленивым человеком, похожим на Илью Ильича из произведения Гончарова.