Что такое поликлет в древней греции определение. Скульптурные каноны поликлета и мирона. Правило золотой симметрии

Самое знаменитое произведение Поликлета - «Дорифор» (Копьеносец) (450-440 до н. э.). Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что «Каноном» назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип перекрестной неравномерности движения тела (правая сторона, то есть опорная нога и опущенная вдоль тела рука, статичны и напряжены, левая, то есть оставшаяся сзади нога и рука с копьем, расслаблены, но в движении). Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы.

Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка - одной шестнадцатой, высота лица - одной десятой.

В своем «Каноне» Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост «Дорифора» относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние - к расстоянию от пупка до темени. При этом Поликлет отказывался от золотого деления, если оно противоречило естественным параметрам человеческого тела.

В трактате воплощаются также теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. «Дорифор» - ранний пример классического контрапоста (отитал. contrapposto - противоположность), приема изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части. Иногда эту статую также называли «Канон Поликлета», даже предполагали, что Поликлет исполнил статую для того, чтобы другие пользовались ею как образцом.

25 вариант

1 задание

Архаический период в истории Греции (650-480 гг. до н. э.) - термин, принятый среди историков начиная с XVIII века. Возник в ходе изучения греческого искусства и первоначально относился к этапу развития греческого искусства, в основном декоративного и пластического, промежуточному между периодом геометрического искусства и искусством классической Греции. Позднее термин «архаический период» был распространён не только на историю искусства, но и на общественную жизнь Греции, поскольку в этот период, наступивший вслед за «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, подъём демократии, философии, театра, поэзии, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» Линейного письма Б).

Относительно недавно Энтони Снодграсс (Anthony Snodgrass) подверг критике термин «архаический», поскольку рассматривает его не как «подготовку» к классической эре, но как самостоятельный эпизод греческой истории с собственной развитой культурой. Майкл Грант (Michael Grant) также подверг критике термин «архаический», поскольку «архаичность» подразумевает некую примитивность, что по отношению к архаической Греции абсолютно неприменимо - это был, по его мнению, один из наиболее плодотворных периодов в мировой истории.

По мнению Снодграсса, началом архаического периода следует считать резкий рост населения и материального благосостояния, пик которого пришёлся на 750 г. до н. э., и «интеллектуальную революцию» греческой культуры. Концом архаического периода считается вторжение Ксеркса в 480 г. до н. э. Тем не менее, отдельные культурные события, связанные с архаическим периодом, могли выходить как за верхнюю, так и за нижнюю условные границы периода. Например, краснофигурная вазопись, характерная для классического периода Греции, возникла в архаический период.

Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными.

В математически выверенные каноны идеальных пропорций тела Поликлета, Пифагора и Леонардо да Винчи каждая эпоха вносит поправки сообразно собственным эстетическим вкусам. Мужчин это касалось в меньшей степени, а вот женщины следили за модой с повышенным вниманием. Чтобы соответствовать эталону, представительницы слабого пола то морили себя голодом и утягивались жесткими корсетами, то, наоборот, выставляли напоказ пышные формы.

Однако это не было массовым явлением и в большей степени касалось представительниц высшего света. Так почему же в современном обществе борьба за идеальную фигуру приобрела характер эпидемии? Почему в последние десятилетия уровень недовольства своим телом в обществе сильно возрос, а адекватность самооценки снизилась?

Идеальные пропорции женского тела по массовым представлениям в разные эпохи

1. Пропорции античных красавиц, с точки зрения современных людей, идеальными назвать затруднительно. Античные Венеры и Афродиты невысокого роста (160-164 см), достаточно упитаны, у них коротковатые ноги, широкая талия. Греческие каноны красоты перешли и к римлянкам
2. В Средневековье, когда физическое совершенство рассматривалось как страшный грех, идеалом женской красоты считались плоские, без выраженных половых признаков, фигуры
3. В эпоху барокко ценились пышнотелые красавицы. Женщины, изображенные на полотнах Рубенса, по мнению художника, были «созданы из молока и крови»
4. В XIX веке в моду вошли корсет и тонкая талия, что заставило прекрасную половину человечества сесть на диету
5. С 1960-х годов стандарт «90-60-90» — общепризнанный образец для подражания и эталон красоты. Кстати, параметры «Мисс Вселенной 2009» — венесуэльской фотомодели Стефании Фернандес — 90-60-90, рост 178

Основными виновниками психологи считают средства массовой информации. Показы мод, конкурсы красоты формируют определенные представления об идеале.

В середине 1960-х модельер Мэри Квант создала новую моду на мини и стиль беби-долл, для которого нужна была соответствующая модель. Ею оказалась Терри Твигги, миниатюрные размеры которой (79-56-81 при росте 165 сантиметров и весе 40 килограммов) стали идеалом красоты для миллионов девушек Старого и Нового Света.

«Я была очень тощей, но такое тело у меня было от природы, — говорила о себе Твигги, — худоба заложена в моих генах». Ну а тем, кому природа такого подарка не сделала, приходилось себя всячески истязать.

Моду на худых красавиц закрепила в середине 1990-х годов Кейт Мосс, звезда стиля с говорящим названием — «героиновый шик». В стремлении походить на своих кумиров люди, податливые моде, идут на любые жертвы. Между тем единственный параметр, которым можно манипулировать, — это вес, и с ним постоянно ведется борьба. Да и признанные красавицы, на которых все стремятся походить, не останавливаются на достигнутом, в них тоже вселился вирус похудения.

Четверть века назад среднестатистическая модель весила на 8% меньше, чем среднестатистическая американка. Сейчас этот разрыв вырос до 23%. Рост средней американской модели — 180,3 сантиметра, а вес — 53 килограмма.

Индекс массы тела, который рассчитывается путем деления веса на рост в квадрате, составляет — 16,3. Такой показатель, на строгом языке медиков означающий «выраженный дефицит массы», свидетельствует об истощении и серьезных нарушениях работы внутренних органов.

Канон Поликлета

Вывести математическую формулу красоты люди пытались еще со времен Античности. Аргосский ваятель Поликлет составил даже специальный трактат «Канон» о пропорциях человеческого тела. Сам трактат до нас не дошел, но судить о каноне Поликлета мы можем на основании самой знаменитой его скульптуры — «Дорифор» (около 450 года до н. э.).

«Дорифор» — знаменитая статуя Античности скульптора Поликлета

Обмеры сохранившихся мраморных реплик статуи показывают, что голова составляет одну седьмую роста «копьеносца», лицо и кисть руки — одну десятую, ступня — одну шестую, а расстояние от глаз до подбородка — одну двенадцатую.

Поликлет, по всей видимости, использовал открытый пифагорейцами принцип золотого сечения, в соответствии с которым отрезок делится на две части таким образом, что меньшая часть относится к большей, как большая ко всей величине.

Рост «Дорифора» так относится к расстоянию от основания стопы до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени; расстояние от пупка до темени так относится к расстоянию от пупка до шеи, как это последнее — к расстоянию от шеи до темени, а колени статуи находятся в точке золотого сечения дистанции от пупка до пяток.

Все претензии к генетике

Параметры человеческого тела определяются не только весом. Во многом они зависят от телосложения человека — конституции, которая заложена генетически и измениться может только в связи с возрастными процессами или под влиянием болезней.

Профессор Иван Галант в 1927 году разделил женские фигуры на семь конституциональных типов, ни один из них не является патологией. В жизни эти семь типов встречаются одинаково часто, однако модели в подавляющем большинстве набираются только из двух типов — астенического и субатлетического, для которых характерны более длинные конечности и преобладание продольных размеров над поперечными.

Даже если представительница другого типа похудеет до «идеального» веса, это не сможет изменить ее врожденных пропорций и соотношения мышечной и костной массы. Никакая диета не сделает из коренастой женщины пикнического типа тонкокостную астеничку.

Но даже у людей, вполне это осознающих, как показали исследования американских ученых, оценка своего тела падает сразу после просмотра рекламного ролика или фильма с участием худых актеров, а ведь многие видят их не менее десятка в день, и, естественно, уровень воздействия этих образов на психику людей растет.

В результате число людей, недовольных своим телом, принадлежащих к различным социальным и возрастным группам, разным национальностям, увеличивается. Ведь, как известно, капля и камень точит.

Раньше считалось, что тревога по поводу своего веса свойственна в основном девушкам-подросткам, которые в результате физиологических изменений организма быстро набирают вес, и после этого их тело кажется им неправильным и далеким от идеала, хотя на самом деле их фигура просто превращается из детской в женскую.

Однако сейчас исследователи установили, что недовольство своей фигурой и весом начинается в очень раннем возрасте. Тестирование, проведенное американскими врачами, показало, что более 80% десятилетних девочек пытались соблюдать диету. А уже в 12 лет две трети из них с дефицитом веса охарактеризовали себя как слишком толстых.

Шведские исследователи обнаружили, что 25% опрошенных семилетних девочек пытаются похудеть и уже в этом возрасте страдают от искаженного восприятия собственного тела. Они неспособны правильно оценивать свое изображение в зеркале. Оно кажется им уродливым и толстым. А когда их просили нарисовать на листе бумаги контуры собственного тела, то они изображали себя значительно более толстыми, чем были в реальности.

Решить эту проблему они пытаются самым простым и, как им кажется, самым эффективным способом — отказом от еды, что приводит к нервной анорексии. Больные доводят себя до сильного истощения. При этом девушки, взявшиеся худеть, дабы сделаться «секси», становятся абсолютно безразличными к мужскому полу.

Через 1,5-2 года бездумного недоедания, когда снижение веса достигает 50 и более процентов от первоначальной массы, происходит необратимое угнетение функций всех систем и органов, нередко с летальным исходом.

Долгое время считалось, что мужчины меньше тревожатся по поводу несоответствия эстетическим идеалам масс медиа. Это объяснялось тем, что от мужчин требовалось быть скорее здоровым и сильным, нежели гибким и стройным. Так, мужчины-модели, снимавшиеся за последние 25 лет для разворота журнала Playgirl, в среднем утратили 5,4 килограмма жира, зато не без помощи анаболиков прибавили 12,2 килограмма мышц.

Однако ситуация меняется. Сегодня мужчины не меньше женщин тратятся на пластические операции и массажные кабинеты. А новым эталоном мужской красоты, покорившим подиумы Нью-Йорка, в 2009 году был признан россиянин Стас Светличный, который при росте в 180 сантиметров и весе 65 килограммов имеет талию 71, а объем груди 90 сантиметров. Нормальный индекс массы тела для мужчин должен быть равным 23-25, ИМТ эталона явно ниже — всего-то 20.

Идеал эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения в Европе также предпринимались попытки вычислить идеальные пропорции. Знаменитый «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи основан на канонических пропорциях римского архитектора и инженера Витрувия (I век до н. э.).

Мужчина на рисунке изображен в двух позах, одна из которых вписана в круг, а другая в квадрат. При этом центром круга является пуп, а квадрата — половые органы.

Рисунок Леонардо да Винчи, выполнен примерно в 1490 году

В письменном виде канон Витрувия выглядит следующим образом: Кисть составляет четыре пальца; ступня составляет четыре кисти; локоть составляет шесть кистей; высота человека составляет четыре локтя (24 кисти); шаг равняется четырем локтям; размах человеческих рук равен его росту; расстояние от линии волос до подбородка составляет 1/10 его роста; расстояние от макушки до подбородка составляет 1/8 его роста; расстояние от макушки до сосков составляет 1/4 его роста; максимум ширины плеч составляет 1/4 его роста; расстояние от локтя до подмышки составляет 1/8 его роста; длина руки составляет 2/5 его роста; расстояние от линии волос до бровей — 1/3 длины его лица; длина ушей — 1/3 длины лица.

Толстый и тонкий

Красивого человека должно быть много. Так считали многие народы, и родители раскармливали своих дочек с самого юного возраста, затем передавали эстафету их мужьям. Для них худоба ассоциировалась с болезнями и бедностью, а большой вес — со здоровьем и богатством.

Однако в последнее время благодаря глобализации эти национальные стандарты красоты начали заменяться универсальными. Яркий тому пример — Фиджи. Австралийские психологи наблюдали за школьниками на одном из островов республики начиная с середины 1990-х годов, когда туда наконец-то провели телевидение.

Всего за несколько лет местные девочки, растущие в семьях, в которых фраза «ты поправилась» традиционно служила таким же приятным комплиментом женщине, как «ты молодо выглядишь», начав смотреть американские сериалы вроде «Беверли-Хиллз 90210» и «Мелроуз-Плейс», стали сравнивать себя с их героинями и теперь мечтают похудеть, несмотря на возражения родителей, придерживающихся традиционных взглядов на женскую красоту.

Опросы молодых девушек с островов Фиджи, проведенные учеными Гарвардской медицинской школы, позволили объяснить, почему это влияние оказалось настолько сильным. Дело не только в том, что актрисы представлены на экране как образцы красоты. Они, а точнее их персонажи, преуспевают в жизни, делают карьеру и обладают множеством благ, недоступных девочкам на острове Надрога.

Попытки изменить свое тело — это надежда приблизиться к счастливой, успешной жизни путем копирования внешнего облика героинь сериалов. Западная модель идеального женского тела становится популярной и в других странах. В Японии 41% школьниц младших классов считают себя слишком толстыми. Что уж говорить об Объединных Арабских Эмиратах, где процент девочек школьного возраста, желающих сбросить вес (66%), превышает показатель США (60%).

Любопытно, что живущие в Америке латиноамериканки и афроамериканки менее подвержены воздействию массмедиа и не придают большого значения фигуре. Объяснить это просто — модели и актрисы, задающие тренд внешней привлекательности, в большинстве своем европеоидные женщины, так что женщины другого происхождения не проецируют на себя их облик и не считают эти стандарты «своими».

Пропорции для современников

И сегодня исследователи продолжают искать формулу, определяющую привлекательность человека. Из самых известных и простых критериев можно назвать соотношение талии и бедер, а также соотношение длины ноги с длиной корпуса. Первое, в идеале, составляет 0,7 у женщин и 0,9 у мужчин.

Интересно, что некоторые медики считают эти соотношения оптимальными и для здоровья человека. Впрочем, соотношение 0,7, такое же как у Венеры Милосской, Софи Лорен и Мэрилин Монро, оказывается наиболее привлекательным для мужчин, воспитанных в европейской культуре.

У китайцев эта цифра оказывается ближе к 0,6, а у жителей Африки и Южной Америки — к 0,8-0,9. Что касается длины ноги, здесь все просто: более длинные ноги считаются более привлекательными у женщин, более короткие ноги и длинное туловище — у мужчин.

Эти пропорции показывают, пусть и весьма приблизительно, гормональный статус (соматип) человека, который обусловлен доминантой одной из желез внутренней секреции. Более привлекательным оказывается человек с более высоким уровнем гормонов, соответствующих его полу.

Красота на поток

После того как в 2006 году от истощения умерли две южноамериканские манекенщицы, а ровно через год еще одна — Элиана Рамос из Уругвая, мировая общественность начала кампанию против анорексии, призывая отказаться от диеты моделей — листьев салата и бескалорийных напитков.

И хотя от избыточного веса, по результатам различных опросов психологов, хотят избавиться 8 из 10 женщин, отказаться полностью от еды способны немногие. В настоящее время анорексией болеют всего 1-2% людей. Остальные испытывают на себе всевозможные методы снижения веса.

Красота и стройность давно уже стали товаром, причем дорогостоящим, производством которого занято множество индустрий — косметическая, хирургическая, фармацевтическая. Показательно, что упор в образе идеальной женщины делается еще и на сохранении молодости. Некоторое увеличение веса и утрата юношеской стройности в зрелом возрасте подаются не как норма, а как досадная проблема, которую можно решить при помощи специальных косметических средств, процедур или индивидуально составленных диет и систем упражнений.

Все это не может не оказывать сильного влияния не только на психику женщин, но и их спутников жизни. Появился даже специальный термин этого явления — «объектификация» женщины. Он был введен в употребление психологом Барбарой Фредриксон и означает восприятие женщины и женского тела как некоего объекта, который постоянно оценивается окружающими, причем эти оценки крайне важны для социального положения, а потому тело всегда должно быть представлено обществу в наилучшем виде.

Этот стереотип настолько прочно засел в сознании людей, что многие некоторую полноту или иные отклонения внешнего облика от принятого стандарта считают недопустимыми, а обладателей этих недостатков — белыми воронами и людьми второго сорта. Таким образом, чувствуя давление социума, женщины идут на крайние меры, пытаясь соответствовать общественным нормам.

Низкая и неадекватная оценка своего тела, нежелание принимать его врожденные особенности чреваты утратой здоровья. Диеты и изнуряющие занятия спортом приучают человека не реагировать на сигналы о дискомфорте, что может быть опасно в случае переутомления или болезней. Кроме того, поняв тщетность таких стараний, люди кидаются в другую крайность, начиная есть бесконтрольно, как бы компенсируя свои прежние страдания.

Согласно статистическим данным министерства здравоохранения Великобритании, уровень распространения анорексии среди подростков мало изменился за последнее десятилетие, тогда как число подростков, страдающих ожирением, заметно возросло, и более четверти из них не осознают своего состояния.

Но главная проблема все же состоит в том, чтобы научиться по-новому относиться к собственному телу и, оценивая модные тенденции, которые нам навязывают извне, понимать, что мы можем в себе изменить, а что не в нашей власти. Природа в этом отношении на уступки не идет.

Семь граций

Профессор Иван Борисович Галант в статье «Новая схема конституционных типов женщин», напечатанной в Казанском медицинском журнале в 1927 году, выделил семь типов женских конституций.

1. Астенический тип отличается сильной худобой, узкой и впалой грудной клеткой. У женщин этого типа очень слабо развиты мускулатура и жировая ткань. Среди астеничек встречаются как невысокие, так и высокие женщины. К этому типу принадлежит, например, Синди Кроуфорд.

2. Стеноплаcтический тип отличается от астенического более развитой мускулатурой и более выраженным жировым слоем. Рост обычно средний или ниже среднего. В качестве примера этого типа чаще всего указывают Венеру Милосскую.

3. Мезопластический тип отличается коренастостью, широкими плечами и тазом. У них средний рост, хорошо развит скелет и мускульная компонента, умеренно развито жироотложение. Характерными представительницами этого типа будут советские скульптуры «девушек с веслом».

4. Пикнический тип отличается повышенным жироотложением, средним или небольшим ростом, полным телом, широкими округлыми плечами, широким тазом.

5. Субатлетический тип сходен со стенопластическим, но отличается высоким ростом и лучшим развитием мускулатуры.

6. Атлетический тип отличается сильно развитыми мускулатурой и скелетом, при этом жироотложение у них развито слабо. Пропорции тела напоминают мужские — широкие плечи, узкий таз. Этот тип часто встречается у профессиональных спортсменок.

7. Эурипластический тип — крупные женщины, сочетающие признаки атлетического типа с повышенным жироотложением.

Кира Ромашко

Ист. softmixer.com

Оригинал записи и комментарии на

Поликлет, древнегреческий скульптор

Поликлет (Polэkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной нормативности, которое выразилось в его сочинении "Канон" (сохранилось 2 фрагмента). Под влиянием учения Пифагора Поликлет стремился математически обосновать и воплотить идеальные пропорциональные отношения человеческой фигуры, создать возвышенный гармонический образ человека - гражданина полиса. Статуи Поликлета ("Дорифор". или "Копьеносец", около 440 до н. э.: "Раненая амазонка", около 440-430 до н. э.; "Диадумен", около 420-10 до н. э.). выполненные преимущественно в бронзе, утрачены и известны по римским копиям и свидетельствам античных авторов. Несколько тяжеловатые по пропорциям, исполненные внешнего покоя и скрытой внутренней динамики, они построены на принципе взаимоуравновешивающего перекрёстного движения различных частей тела (так называемых хиазм): поднятому плечу соответствует опущенное бедро (и наоборот). Совершенство, обобщённость и классическая ясность пластики сочетаются в них со свободной непринуждённостью композиции . Поликлет создавал также монументальную хрисоэлефантинную скульптуру (статуя Геры в святилище Герайон в Аргосе). Подлинные темы произведений Поликлет неясны (некоторые учёные склонны видеть в Дорифоре Ахилла и т. д.). Поликлет имел многочисленных учеников и последователей и оказал решающее влияние на развитие древнегреческой скульптуры.

Главной задачей прогрессивного искусства 5 в. до н. э. было правдивое изображение человека - сильного, энергичного и, вместе с тем, полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было показать бойца и победителя, свободного гражданина, осознавшего превосходство своего строя и культуры над старыми культурами Востока и варварским миром. Эти задачи требовали развития реалистической формы, совершенного знания пластической анатомии, умения передать любое движение, выразительный жест. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, имел некоторые внешние черты, близкие к искусству Востока. Для архаического искусства характерны: статичность, торжественность, декоративность в трактовке одежды, локонов волос и бороды, в рисунке глаз. В искусстве 5 в. до н. э. создается новый идеал красоты, который существовал и в следующие столетия, изменяясь лишь в частностях. Уже к 470 г. до н. э. мы видим, как в ведущих центрах греческого искусства складывается определенный тип лица: продолговатый, но округлый овал, прямая переносица, прямая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазом, губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки; общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа; складки одежды теперь становятся «эхом тела». В первое десятилетие 5 в. до н. э. в греческом искусстве усиливается борьба нового стиля с пережитками старого, архаического, уже не отвечавшего новым требованиям.

Создание правдивого и глубоко значительного типического образа человека как нормы и образца для каждого человека-гражданина имело для греческой классики большее значение, чем раскрытие индивидуального человеческого характера. В этом заключалась огромная сила и, вместе с тем, границы реализма греческой классики. Поэтому и в олимпийских скульптурах вполне реальные и различные душевные состояния носят обобщенный характер, в них нет сколько-нибудь сложных и психологически углубленных переживаний.

Лицо человека еще не заняло по отношению к человеческому телу преимущественного или исключительного права на передачу душевной жизни. Она в равной мере выражена во всем теле, во всех его движениях, включая и мимику лица.

Эта особенность в значительной мере определила и своеобразный характер развития портрета в греческой классике. Первоначально наиболее распространенным видом портретной (по своему назначению) скульптуры была статуя победителя на олимпийских состязаниях. Но победитель, с точки зрения древних греков, удостаивался статуи за то, что своей победой утверждал славу родного города, за то, что он выступал как мужественный и примерный гражданин, становясь образцом для других. Статуя победителя заказывалась городом-государством для прославления победи-теля, но вместе с тем и для прославления города, представителем которого на состязаниях был победитель. Естественно, что именно в таком плане он и изображался художником. Доблестный дух в гармонически развитом теле – это считалось самым ценным в человеке.

С наибольшей силой творческие искания ранней классики, ее поиски героических, типически-обобщенных образов выразились в деятельности великого греческого скульптора Мирона. Подлинные работы Мирона до нас не дошли.

Мирон. Около середины 5 в. до н. э. работал выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элевфер в Беотии. Вся деятельность же его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владел пластической анатомией и свободно передавал сложные движения. В Дискоболе (Дискобол описан очень точно Лукианом (2 в. до н. э.) и был узнан в 19 в. по многим римским повторениям, наилучшие из которых дали основание для реконструкции утраченного оригинала) Мирон выбрал смелый художественный мотив - кратчайшую остановку между двумя сильными движениями . При сильном напряжении всего тела лицо юноши поражает своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина.

Упруго согнувшись и крепко упираясь ногой в землю, юноша отбросил назад руку с диском. Еще мгновение, и тело, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Мгновение покоя придает монументальную устойчивость образу, но в этом мгновении сочетаются завершившееся движение и предощущение всего последующего движения, действие героя охватывается во всей его законченной полноте, во всей его цельности. Конкретная жизненность движения слита с ясной законченностью, целостностью образа, что так близко было греческому эстетическому сознанию , считавшему прекрасным только то, что ясно выражало основную сущность явления. Композиция статуй сводит сложный и противоречивый мотив движения к немногим ясным и жизненно убедительным жестам, дающим ощущение сосредоточенной, сконцентрированной силы. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола», как и вообще в скульптуре классики, сохраняется единая точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное богатство статуи. Композиционное построение решено художником несколько плоскостно, как бы в виде рельефа, но все-таки каждая сторона статуи полно раскрывает замысел автора. (Не рассчитана на рассмотрение ее с нескольких сторон, композиция сразу рассыпается)

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта греческого классического мировосприятия, определяющая меру этической ценности человека. Образы Мирона, так же как и замысел западного олимпийского фронтона, вырастают на той же почве, которая еще в 6 в. до н.э. породила двустишие:

Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье.

То и другое умей доблестно в сердце носить.

Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти и придающей ее выражению достойную человека форму, нашло свое особенно ясное выражение в созданной Мироном для Афинского акрополя скульптурной группе «Афина и Марсий». Согласно мифу, Афина среди раз-личных направленных на благо людям изобретений создала двойную флейту. Но когда она заиграла на ней, то услышала смех других богинь. Склонившись над источником, она увидела в своем отражении, как во время игры уродливо раздулись ее щеки. Афина бросила флейту и прокляла ин-струмент, нарушающий прекрасную гармонию человеческого лица. Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, кинулся подбирать флейту. Мирон изобразил то мгновение, когда Афина, уходя, гневно обернулась на ослушника, а Марсий в испуге отпрянул назад.

Снова, как и в «Дискоболе», взято краткое мгновение, в котором заключено наивысшее напряжение действия, и снова в выбранной ситуации содержится полное раскрытие всего события. Вместе с тем здесь впервые в истории скульптуры, да и в истории искусства вообще, показано столкновение разных характеров.

Этот конфликт наглядно раскрывает как подлинные характеры персонажей, так и существо их взаимоотношений. Как в зерне содержится все растение, так и в этой мифологической скульптурной группе заключена возможность всего дальнейшего пути развития реалистической сюжетной композиции, показывающей взаимоотношения характеров, связанных общим действием, единым жизненным событием.

В этой группе Мирон предстает перед нами как мастер ярких и острых характеристик. Лесной демон с звероподобным лицом, резкими жестами противопоставлен юной, но выдержанной Афине.

Афина и Марсий являются как бы антиподами. Это характеры, прямо противоположные друг другу. Движение стремительно откинувшегося назад и взмахнувшего руками силена грубо и резко; его сильное тело лишено гармоничности. Властное и гневное, но сдержанное движение Афины полно естественного и строгого благородства. Лицо Марсия грубо: выпуклый лоб, звериные уши, приплюснутый нос делают его в какой-то мере типическим обобщением уродства. Лицо разгневанной богини выдает гнев лишь презрительно полуопущенными губами, суровостью взгляда. Гнев должен умеряться сдерживающей силой норм и законов, следование которым и определяет достоинство общественного человека. Голова Афины – яркий пример совершенного слияния в скульптурной форме физической и духовной красоты человека. Строгая соразмерность пропорций, ясный, открытый взгляд, естественность выражения – все сливается в единый, полный жизни и гармонии образ.

В целом мироновская группа «Афина и Марсий», как и олимпийские фронтоны, образно у-верждает идею превосходства разума, человеческого начала над противостоящими им стихийными, инстинктивными силами. Композиция эта является апологией Афины, покровительницы города Афин, образно воплощающей идею Афинского государства.

Возможно, что эта группа была помещена на Акрополе также и потому, что Марсий, почитаемый во враждебной Афинам Беотии, был выставлен здесь в обидном свете. Конечно, афиняне не в этом видели основную художественную ценность группы. Однако то, что в образную мифологи-ческую форму естественно и закономерно воплощались и политические страсти, – очень характер-но для искусства того времени.

О произведениях Мирона, не дошедших до нас даже в копиях, можно судить по отзывам античных писателей.

Известно, что он изобразил прославленного аргосского бегуна Лада, добившегося победы в состязании ценой собственной жизни (он умер от разрыва сердца, добежав до цели). Об этой статуе можно судить по дошедшей до нас эпиграмме неизвестного поэта:

Полон надежды бегун: на кончиках губ лишь дыханье.

Видно: втянувшись вовнутрь, полыми стали бока.

Бронза стремится вперед за венком; не сдержать ее камню.

Ветра быстрейший бегун, чудо он Мирона рук.

Из литературных источников известно, что Мирон сделал гигантскую статую сидящего Геракла, а также изображение коровы, восхитившее современников близостью натуре.

К произведениям, родственным по духу искусству Мирона и образующим переход от фронтонов Олимпии к искусству высокой классики, относится рельеф аттического мастера, изображающий Афину, опирающуюся на копье (около 460 г. до н.э.).

В этом рельефе хорошо передано состояние ясной и светлой думы, в которую погружена Афина. Строгий ритм складок пеплоса Афины оттеняет свободную и естественную грацию ее движения. Легкий наклон фигуры вперед усиливает ощущение непринужденного покоя и только что закончившегося движения.

Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, Мирон освободился от последних отзвуков архаической условности, от угловатой резкости движений и одновременно от резкого подчеркивания деталей, к которому прибегали иногда мастера второй четвер-ти 5 в. до н.э., желавшие таким путем придать особенную правдивость и естественность своим статуям. Именно в творчестве этого аттического мастера окончательно сливаются ионическая и дорическая художественные традиции. Мирон стал мастером, синтезировавшим в своем творчестве ос-новные качества реалистического искусства ранней классики.

Поликлет

Ярчайшим представителем Пелопоннесской школы 5 в. до н. э. был Поликлет родом из Сикиона. Деятельность его протекала в Аргосе, работы его находились во многих городах Греции. Он побывал в Афинах, где вышел победителем в конкурсе на статую амазонки.

Поликлет прежде всего был наибольшим формалистом из всех мастеров классического стиля. Его интересовало не содержание образа, а проблема формы. Искусство его лишено всякой эмоциональности. Поликлет, мастер бронзовой скульптуры, был не только ваятель, но и теоретик искусства. Он написал сочинение «Канон» (известное нам лишь по более поздним источникам) о пропорциях человеческого тела. Согласно созданной им пропорциональной системе человеческой фигуры голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6. Такие пропорции уже были в архаической скульптуре, но строгий стиль внес в них существенные изменения, уменьшив высоту лба увеличив подбородок. Он стремился к золотой середине в пропорциях. Но на ценителей искусства того времени его идеал был несколько приземист и тяжеловесен. Фигуры его, по выражению древних, были «квадратными», т.е. корпус был широким, массивным, общие пропорции приземистые. Воплощением его канона была статуя юноши-копьеносца - «Дорифор» (Неаполь). Это обнаженный юноша атлетического сложения с лицом спокойным и классически прекрасным.

"Дорифор" (Копьеносец) - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции. Ученые спорят, кто изображен на самом деле? Если атлет, победитель пятиборья, то у него слишком тяжелое и длинное копье. Некоторые видят в нем Ахилла. Подобный спор мало соответствует искусству Поликлета. Он ставил для себя абстрактную задачу – изобразить идеальное атлетическое тело (а вот для Мирона важно было изобразить тематический или физический мотив) Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии. НО здесь принципиальное отличие – Мирона и Пифагора интересовало проблема стремительного движения. Поликлет решает задачу стремительного покоя, более сложную. Решение найдено за счет того, что левая нога отставлена не вперед или в сторону, а назад и она чуть касается земли, а не опирается на нее всей ступней. Т.О. тело Дорифора двигается во всех трех измерениях – вертикально (средняя ось тела изгибается кривой линией); горизонтально – разница высоты коленей и плеч; движение из глубины – посредством копья и шага левой ноги. Главным стержнем этого ритма является контрапост - противопоставление правой и левой ноги, разное положение рук, т.е правой контур фигуры замкнут и спокоен, а левый открыт и полон движения. ПОликлет избегает деталей мускулатуры(которые прельщали Мирона и Пифагора) трактует тело в обобщенных плоскостях, Дорифор не имеет никаких признаков индивидуальности. Волосы на голове Дорифора уже перестали быть пассивным орнаментом, они обладают свое пластической массой. У Поликлета специфика – раздвоение волос по середине лба. Именно Поликлет является подлинным создателем классического стиля в греческой скульптуре.

Позднее, чем «Дорифор», и под несомненным влиянием аттического искусства была создана статуя победителя, увенчивающего себя повязкой, - «Диадумен» (Афины, Национальный музей). В своих работах Поликлет показал внутреннюю подвижность человеческой фигуры. Обычно для своих статуй он избирал краткую остановку между двумя шагами. Вся тяжесть тела перенесена на одну ногу, ей соответствует напряжение приподнятой руки. "Диадумен" (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) - известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям. Пропорции мощного тела Диадумена - те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова - вправо и несколько вниз. НО шаг гораздо эластичней, решительней и шире. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее и тоньше, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу всей фигуре атлета. Все статуи Поликлета так же созданы для рассмотрения с одной точки зрения (спреди), но каждая статуя – это новый шаг в стремлении овладеть пластическим объемом. Диадумен в этом плане есть стремление преодолеть гнет плоскости и развернуть свои движения в трехмерном пространстве. Но несмотря на то что Поликлет сильно опередил своих современников, бросается в глаза и его дефект – полное пренебрежение к содержанию образа. Во имя выразительного контрапоста Поликлет жертвует органической натуральностью мотива. (и широкий шаг, и далеко раскинутые руки находятся в самом резком конфликте с желанием атлета повязать голову лентой)

«Раненая амазонка» Поликлета (Берлин) чрезвычайно близка «Дорифору» и «Диадумену». "Раненая Амазонка", статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям. Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз. Амазонка мягче и свободнее чем Дорифор, но в ней еще нет той мягкости которая есть в Диадумене» Она изображена в позиции шага, но она не шагает, а стоит опираясь на пилястр. Этот мотив опоры новый для греческой скульптуры и вполне справедливо рассматривается как изобретение Поликлета. Контрапост так же последовательно проведен как и в Дорифор. Все функциональные мотивы распределены накрест. Тектоника статуи подчеркивается складками хитона, они решены со всех сторон одинаково (в середине и по краям прямые складки, соединенные волнами изгибающихся складок. Новым так же является мотив поднятой руки и положенной на голову. Поликлет всегда стремился дифференцировать руки, вовлечь их в общую динамику тела. Поднимая руку амазонки скульптор заставил ее и раскрыть свою рану (он опять пожертвовал тематической правдой во имя формальной, чисто пластической красоты))

И другими скульпторами в 460 – 450 годах до Р. Х., образовали переход к более реалистическому направлению в изображении божеств, получившему полнейшее свое развитие в Пелопоннесе. Главою этой школы был младший современник Фидия, Поликлет Аргосский (вторая половина V века до Р. Х.), чей талант имел сильнейшей своею стороною не создание идеалов, а неподражаемое совершенство в изображении красоты человеческого тела. Особенно любил Поликлет изображать прекрасные фигуры юношей, развитые гимнастикой, стройные и эластичные. Знаменитейшие его произведения представляли таких юношей; например, славился его «Копьеносец» (Дорифор). Ещё более славились: «Повязывающийся» (Диадумен), юноша с крепкими формами тела, завязывающий повязку на голове, и «Очищающийся» (Апоксиомен) – атлет, очищающий тело от песка палестры лопаточкою, какая употреблялась для этого у греков. Одна из статуй Поликлета, изображавшая юношу, называлась «нормой» (канон), потому что пропорции её частей представляли норму правильно развитого телосложения молодого человека. Поликлет создал и не дошедшее до нас сочинение «Канон» о человеческом теле в скульптуре.

В статуе Поликлета «Дорифор», где показан победивший на состязаниях юноша, спокойно стоящий с тяжелым и длинным копьем на плече, нашла проявление типизация; заметно отвлечение мастера от всего частного, единичного, стремление раскрыть в конкретном художественном образе общие моменты действительности. В лице Копьеносца нет портретных черт того юноши, который победил в состязаниях и удостоился почетного изваяния. В скульптуре Дорифора Поликлет показал не только прекрасного атлета и мужественного тяжёловооружённого пехотинца (гоплита). Этот сложный и многогранный собирательный образ – идеал доблестного гражданина эллинского города-полиса.

Модулем для пропорций Дорифора Поликлет брал, очевидно, ширину ладони, но, смотря на изваяние, не чувствуешь числовых соотношений. В статуе, полной жизни и красоты, нет сухости или отвлеченной геометризации форм. Поликлет придерживался того же взгляда на художественное произведение, что и неизвестный античный поэт, написавший:

«Лишнее все – бесполезно. Старинная есть поговорка:
Если не в меру, – и мед желчью становится нам».

Более Поздняя статуя Поликлета «Диадумен» – атлет, повязывающий на голову победную ленту, создана им уже в Афинах и под воздействием аттической школы. Юноша более строен, нежели Дорифор, дальше отставлена нога и сильнее выдвинуто бедро, сложнее положение рук. В бронзовой статуе совершенного и гармоничного человека Поликлет сдержанно и в то же время выразительно передаёт ликующие чувства победы, гордости и торжества.

Только уже в пожилых годах Поликлет создал идеальное изображение, которое получило важное значение. Это была колоссальная фигура Геры , сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в аргосском храме этой богини. Кажется, что представления о Гере сложились с этой статуею навсегда. Подобно Зевсу из храма в Олимпии, Гера была изображена сидящей. На голове у неё был венец, украшенный изображениями богинь порядка (Ор) и Харит; в одной руке она держала гранатовое яблоко, в другой – скипетр. «Прежде полагали, – говорит искусствовед Любке, – что колоссальная мраморная голова Геры, находящаяся в Риме, в вилле Людовизи, принадлежит статуе, бывшей верным воспроизведением статуи Поликлета. Правда, в чертах лица этой головы превосходно соединено величие супруги царя богов Зевса с женскою грациозностью. Но при внимательном изучении мы видим, что это копия с произведения времен гораздо более поздних. Для эпохи Поликлета, черты её слишком нежны, выражение слишком любезно. Гера Поликлета должна иметь черты более строгие, более соответствовать общему характеру пелопоннесской скульптуры того периода. Надо думать, что голова Геры, находящаяся в Неаполитанском музее ближе всех других изображений этой богини передает характер статуи Поликлета».

Пелопоннесская школа вообще стремилась к верности природе и к эффектности; древние писатели то с похвалой, то с порицанием говорят, что такими качествами отличались произведения её представителей Каллимаха (ок. 410 г.) и Деметрия (ок. 400 г.). Развитию искусства в этом направлении много содействовал довольно рано возникший и быстро усиливавшийся обычай ставить статуи в честь замечательных людей. В античности такие статуи играли роль портретов.