Детские произведения н носова. Произведения Носова Николая. Герои произведений Носова. Незнайка в Солнечном городе

Рассказы Носова – это мир взрослых глазами детей. Обо всех жизненных ценностях, о добре, зле, о настоящей дружбе рассказывается простым для детей языком наглядных примеров.

И наоборот, те взрослые, которые хотят лучше понять своих крох, могут начать исследовать «энциклопедию» детского мира. А «справочным материалом» являются как раз произведения Николая Носова.

Неизменными на протяжении всего времени остаются детские мечты и фантазии, стремление малышей к знанию, маленькие и большие радости мальчишек и девчонок. И узнать обо всем этом можно, если читать онлайн приключения Коли Синицына, Вити Малеева, Толи Клюквина и других персонажей любимого автора.

Выберите рассказ Носова Н.Н. для чтения

Каждый рассказ в этом разделе словно маленькая история, в которой герои очень похожи на современных мальчиков и девочек. Они могут испугаться, когда заметят, что шляпа двигается. Или же, решив сварить вкусную кашу, ребята узнают, что каши способны расти, и их никак не удержать крышкой!

Некоторые истории совсем не выдуманные! В них Николай Носов говорит о себе и о том, что происходило с ним, его товарищами и с его сыном! В свое время он сам читал эти истории для мальчиков и для девочек. Спрашивал малышей их мнение. И теперь ребятишки могут узнать в некоторых персонажах себя.

Есть в сказках Носова и потешные герои, такие, как Барбос и Бобик, есть и Незнайка с целым городом, в котором живут «маленькие взрослые». Но кто сказал, что Бобик никогда не ходил в гости к Барбосу или, что Незнайка не существует где-то там, на Луне, а может быть и тут, на Земле? Этот малыш открыт новому опыту. Он пытается узнать все на свете и примеряет на себя роль то поэта, то художника. Разве не такие все малыши? Разве они не пытаются понять, кто они и чем им хочется в жизни заниматься?

Такие истории поучительны для всех поколений. А наш сайт детских сказок предоставляет малышам и взрослым бесплатно с ними познакомиться.

Здесь вы можете скачать лучшие сказки в исполнении любимых актеров совершенно бесплатно.

Среди множества писателей и поэтов 20 века, посвятивших свое творчество детям, одним из самых известных и популярных стал Николай Николаевич Носов. Его жизненный путь начался в далеком 1908 году, в Киеве. Он появился на свет в семье актера Николая Носова. С детства юный Коля был очень непоседливым и любознательным мальчиком. Он увлекался буквально всем - музицированием на скрипке, рисованием, игрой в шахматы, театром. Родители поощряли его занятия. Все его детство и юношество прошли в городке Ирпень, пригороде Киева. Это было нелегкое время - сначала Российская империя вступила в затяжную Первую мировую войну, затем государство потрясла революция. Носовы прошли через все испытания той эпохи - голод, тиф, безденежье и разруху. Однако, несмотря на тяготы и лишения, Николай на всю жизнь сохранил детскую доброту и непосредственность.

Как и многие дети того времени, он учился в городской гимназии (после революции она стала средней школой). Он хотел поскорей стать самостоятельным, ведь кроме него родителям приходилось ставить на ноги еще троих детей - двух братьев и сестру. Будущий писатель и режиссер уже с 14 лет брался за любую работу - разносчик газет, землекоп, косарь, бетонщик, разнорабочий на кирпичном производстве. В старших классах Николай увлекался проведением химических опытов и планировал поступать в политехнический институт на соответствующий факультет. Однако судьба распорядилась иначе. Увлечение химией привело его к фотографии, и он поступил в художественный институт. Отучившись в Киеве два года, Николай Николаевич был принят в Московский институт кинематографии. Получив диплом, с 1932 года писатель работал режиссером документальных и обучающих фильмов. В годы войны он занимался созданием учебных кинолент для солдат и офицеров Красной армии.

С 1938 года Николай Носов начал пробовать себя в написании прозы для детей, чему и посвятил всю оставшуюся жизнь. Герои его произведений - добрые и любознательные персонажи. Он словно описывал себя и своих детских друзей. А первыми слушателями рассказов стали маленький сын и его друзья.

Первый сборник детских рассказов Н.Н. Носова был опубликован в 1947 году, а в 1951 году вышла в свет повесть «Витя Малеев в школе и дома». Повесть стала настолько удачной, что за нее писатель был награжден Сталинской премией. Николай Николаевич Носов написал большое количество сочинений, среди них рассказы «Фантазеры», «Замазка», повести «Дневник Коли Синицына», «Веселая семейка». Герои произведений - дети, с их чистым взглядом на мир, любопытством и изобретательностью. Все истории пропитаны искрометным юмором, их с удовольствием читают вместе со своими детьми и родители, узнавая в персонажах самих себя.

Но, безусловно, настоящей находкой для юных читателей стали рассказы и повести о Незнайке и его друзьях. Эти маленькие добрые человечки жили в сказочной стране коротышек. У них все как у людей, только очень наивно и по-доброму. У каждого свой темперамент, чувства, радости и огорчения. Незнайка - далеко не идеален. Он немного хвастун, немного лентяй, то есть такой, как и все дети, но при этом очень добр и всегда приходит на помощь в беде. Его друзья Знайка, Винтик, Шпунтик, Сиропчик и другие, каждый со своим самостоятельным характером, тоже очень похожи на каждого из нас и поэтому притягательны. Повести этого цикла носят характер легкой детской фантастики. Незнайка постоянно попадает в разные истории и с ним происходят захватывающие приключения. Он путешествует на воздушном шаре, едет в Солнечный город на сиропомобиле, летит на Луну. Однако, несмотря на наивность повествования, эти произведения полны житейской мудрости и учат детей правильному взгляду на окружающий мир. За трилогию о приключениях Незнайки, в 1969 году мастер был второй раз удостоен Государственной премии.

Николай Николаевич Носов ушел из жизни во сне, тихой летней ночью 1976 года, когда ему было 67 лет. В наследство читателям он оставил более 50 повестей и рассказов. По его книгам снято 15 мультипликационных и художественных фильмов. А Незнайка и его друзья продолжают жизнь в произведениях внука писателя - Игоря Петровича Носова. Сегодня рассказы и сказки Н. Носова считаются классикой детской литературы.

Пожалуй, нет в нашей стране человека, который не читал в детстве произведения Носова или не знал хотя бы одного героя его замечательных книг и рассказов. Эта статья - об удивительном детском писателе, Николае Николаевиче Носове.

Детские годы писателя

Родился в царской России, в прекрасном городе Киеве, 23 ноября 1908 года. Детство и юность писателя были связаны с небольшим городком Ирпень, расположенным неподалеку от Киева. Отец Николя был эстрадным артистом, и, скорее всего, от него мальчик получил в наследство яркое воображение. После смерти Носова была опубликована автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца», где он описал свои детские годы.

Будучи страстной и быстро увлекающейся натурой, маленький Коля пытался заниматься музыкой, но быстро понял, что это не для него. Он очень любил театр, хорошо играл в шахматы, интересовался электротехникой, фотографией и химией.

Детство и юность писателя пришлись на очень сложные годы - Первая мировая и Гражданская война, революция. С 14 лет он начал работать, чтобы помочь семье, а после окончания школы стал чернорабочим.

Писатель окончил Московский институт кинематографии и 19 лет, до 1951 года, работал режиссером-постановщиком научных, мультипликационных и учебных фильмов.

Осознание себя и воображение

По воспоминаниям писателя, осознавать себя и вещи вокруг он начал годам к четырем. Предметы, окружающие мальчика, обладали для него характером и своей особенной жизнью. Шкаф погружен в думу и говорит на странном скрипящем языке, буфет - существо легкомысленное, а кресла - это словно две чопорные тетушки, которым очень хочется посудачить, да нельзя им показывать, что они могут интересоваться всякими пустяками. Все эти детские впечатления затем очень помогли писателю, и некоторые из них впоследствии вошли в произведения Носова для детей. Можно для примера вспомнить один из знаменитых его рассказов «Шляпа». В нем мальчики в первую очередь думают не о том, что под ней спрятался котенок, а в панике решают, что она ожила. Вообще, надо сказать, что все рассказы Носова показывают великолепное знание детской психологии.

Начало творческого пути

Дебют Носова как писателя состоялся в 1938 году. Это был рассказ «Затейники». Автору тогда было 30 лет. Как признавался сам писатель, его приход в литературу - случайность. Маленький сын требовал все новых сказок и интересных рассказов, и Носов стал их сочинять сначала для него, а потом и для его друзей. Писатель понял, что это творчество требует и больших знаний, и понимания детской психологии. А главное - уважения. И такой вот большой любовью и вниманием к детям пронизаны все произведения Носова.

Первые сборники рассказов

Затем появляются другие детские рассказы Носова - «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Огурцы», «Фантазеры». Каждый из них уже с нетерпением ждали маленькие читатели, сразу же высоко оценившие произведения нового писателя. Печатали его тогда в лучшем детском журнале «Мурзилка». Чуть позднее эти рассказы были объединены в пока еще тонкую книжку «Тук-тук-тук». Произошло это событие не сразу, в 1945 году. Но уже через год появляется новый сборник веселых рассказов писателя - «Ступеньки».

Одно за другим выходят произведения Носова. Список их обширен:

- "Бобик в гостях у Барбоса".

- "Веселая семейка".

- "Веселые рассказы".

- "Витя Малеев в школе и дома".

- "Дневник Коли Синицына".

- "Огородники".

- "Приключения Коли Клюквина".

- "Телефон".

- "Чудесные брюки".

Произведения Носова нравятся детям, но всеобщая популярность приходит к нему после издания повести «Витя Малеев в школе и дома». Взяв за основу совершенно обыденный сюжет о школьнике и его учебе, писатель смог написать о реальной, настоящей жизни обычных мальчишек, искренних и наивных.

Повести о Незнайке

Даже те, кто не знает писателя Носова, слышали о Незнайке - самом знаменитом и любимом детьми литературном персонаже. Автор характеризовал своего героя следующим образом: «Это обобщенное представление о ребенке с неуемной жаждой деятельности, с огромным желанием все узнать, но одновременно несобранном и неспособном еще удерживать свое внимание. Это совершенно обычный нормальный ребенок. У него есть прекрасные задатки, которые он разовьет в будущем, и недостатки, с которыми нужно бороться».

Незнайка - представитель народа коротышек, живущих в красивых городах с поэтическими названиями Цветочный, Солнечный. Очень деятельный и жизнерадостный, главный герой искренне хочет помогать всем друзьям, но из-за своей неусидчивости и спешки постоянно оказывает им Друзья прощают Незнайку, хотя его поступки частенько доставляют большие неприятности. Всего писатель создал три повести о маленьких человечках.

Кстати, имя своему герою Носов придумал не сам, а заимствовал из книжки о лесных человечках. Там Незнайка был не главным персонажем, а одним из самых незначительных. Писатель никогда не скрывал этот факт. Это, кстати, сейчас мешает наследнику Носова, его внуку, бороться с пиратством в отношении творчества деда. Несколько раз его иски были отклонены с формулировкой, что Незнайка придуман не Николаем Носовым.

Говорят, что непоседливый коротышка списан писателем с его сына Пети, а шляпу герою Носов подарил, потому что сам очень любил их носить.

Герои произведений Носова

Самое удивительное - все произведения Носова, которые считаются веселыми, написаны им вовсе не для смеха и развлечения. Он никогда не ставил перед собой задачу рассмешить читателя. Носов описывал обычную повседневную жизнь детей, наполненную победами и неудачами, маленькими открытиями и большой радостью жизни. Даже если герои его произведений лентяи или двоечники, они все равно вызывают симпатию тем, что искренне раскаиваются в своих поступках.

Экранизация произведений Носова

По книгам писателя было снято 6 художественных и огромное количество мультипликационных фильмов. В их числе два сериала о приключениях Незнайки.

Творчество замечательного писателя Николая Носова востребовано и сейчас. Его книги все так же популярны и любимы и маленькими детьми, и их родителями, как и много лет назад.

Родился 10 (23 ноября) 1908 года в Киеве, в семье эстрадного артиста, который в зависимости от обстоятельств работал и железнодорожником. Детство его прошло в небольшом городке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии.

Николай был вторым сыном в семье. Ещё в семье был старший брат Пётр и младшие брат и сестра. Маленький Николай любил бывать на выступлениях отца, смотреть концерты и спектакли. Родители даже думали, что мальчик тоже хочет стать актёром. В школьные годы он хотел стать музыкантом и долго мечтал, чтобы ему купили скрипку. После покупки скрипки Николай понял, что учиться музыке нелегко, и скрипка была заброшена. Детство и школьные годы Николая Носова пришлись на тяжелейший период в российской истории: Первую Мировую и Гражданскую войну. Недостаток продуктов, отсутствие тепла и электричества холодной зимой, болезни были обычным явлением того времени. Вся семья переболела тифом. К счастью, никто не умер. Николай вспоминал, что когда он выздоровел (он болел дольше всех), его мать плакала от радости, потому что все остались живы. «Так я узнал, что плакать можно не только от горя».

Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, шахматами, фотографией, электротехникой и даже радиолюбительством. Чтобы прокормить семью Николай с 14 лет был вынужден работать: был газетным торговцем, землекопом, косарём и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив её в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на частном кирпичном заводе в городе Буча.

После Гражданской войны Николай увлёкся химией. Вместе со школьным товарищем он организовал химическую лабораторию на чердаке его дома, где друзья проводили разные опыты. Носов вспоминал: «По окончании школы я был уверен, что должен стать химиком и никем другим! Химия мне представлялась наукой из наук». Николай хотел поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но не смог, так как он не закончил профшколу, дающую законченное среднее образование. Николай стал обучаться в вечерней профшколе, готовясь к поступлению в политехнический вуз. Одновременно с этим он пошёл работать на Ирпенский кирпичный завод. Но перед поступлением Николай вдруг передумал и в возрасте 19 лет поступил в Киевский художественный институт. Николай тогда серьёзно увлёкся фотографией, а затем и кинематографом. Это и повлияло на его выбор. Через 2 года, в 1929 году, Николай Носов перевёлся в Московский институт кинематографии. В 1932 году он закончил его и до 1951 года работал постановщиком и режиссёром мультипликационных, научных и учебных фильмов. Автобиография детского периода частично отражена в книге «Тайна на дне колодца» (см. напр. Из-во «Детская литература», 1982 г.) собрание сочинений Н. Носова в 4-х томах, т. 4 В годы Великой Отечественной войны Носов занимался режиссурой учебных военно-технических фильмов для РККА.

По определению С. Я. Маршака, это писатель «с отчетливой творческой индивидуальностью», в произведениях которого проявилось «соединение юмора, лиризма и памятливой зоркости бытописателя». Николай Носов создавал преимущественно детские произведения.

Произведения Носова для детей: список

  • «Затейники»
  • «Тук-тук-тук!»
  • «Огородники»
  • «Мишкина каша»
  • «Телефон»
  • «Ступенька»
  • «Про репку»
  • «Фантазеры»
  • «Приключения Толи Клюквина»
  • «Под одной крышей»
  • «Веселая семейка»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Приключения Незнайки и его друзей»
  • «Незнайка в солнечном городе»

И это не весь список детских произведений Носова , любимых многими поколениями.

Как Николай Носов стал детским писателем?

Николай Николаевич Носов родился в Киеве, в семье актера. В 15 лет он поступил на бетонный завод чернорабочим. В 1927 годуначал заниматься в Киевском художественном институте. Через два года перешел в Московский институт кинематографии, а затем работал режиссером кино - снимал учебные и мультипликационные фильмы. В годы войны Носов за создание военно-технических фильмов был награжден орденом Красной Звезды.

Кому из родителей не приходилось сочинять стихи, сказки, рассказы для своих детей ? Пришлось заняться этим и Николаю Николаевичу: у него рос мальчик. Опыты оказались удачными. В 1938 году в журнале «Мурзилка» появился рассказ Носова «Затейники» . Но профессиональным писателем он стал лишь в 1945 году, когда вышла его первая книжка.

«Тук-тук-тук!» - этим заголовком Носов как бы постучался в двери большой литературы для маленьких. Подзаголовком «Веселые рассказы» была сделана заявка на рождение писателя-юмориста. Здесь мы впервые знакомимся с Мишкой, которого потом встречаем в целом цикле маленьких произведений Носова: «Огородники», «Мишкина каша», «Телефон» и других. Этот мальчик всегда пытается делать что-то хорошее, но не соразмеряет это стремление со своими силами, умениями. Отсюда и возникают ситуации, вызывающие смех, но не осуждающий, а доброжелательный. Носов считает, что «юмор - это осмеивание с оттенком сочувствия». Большим успехом у читателей пользуются и другие произведения Носова для детей : «Ступенька», «Про репку», «Фантазеры», «Приключения Толи Клюквина», «Под одной крышей» .

Детские произведения Н. Носова

Повесть «Веселая семейка»

В 1949 году вышла в свет первая повесть Носова — «Веселая семейка» . Во многом она еще близка к тем рассказам писателя, где разработаны образы ребят, именовавших себя «Мы с Мишкой». Друзья по-прежнему не знают покоя: «Такой уж у нас с Мишкой характер - нам обязательно нужно какое-нибудь занятие». Вначале ребята быстро переходят от одного увлечения к другому: «Мишка такой человек - ему обязательно надо, чтоб от всего была польза». Но мальчик думает о выгоде не для себя, а для всех. В его размышлениях о том, какую пользу приносят инкубаторы в совхозе, чувствуется общественный подход. Значит, детям нужно помогать находить именно такие занятия, которые воодушевляли бы их большой целью. Только благодаря такой цели Мишка и его приятель смогли почти месяц (большой срок для непоседливых мальчиков!) заниматься выращиванием цыплят в самодельном инкубаторе.

Всем развитием сюжета автор подсказывает, что за большое дело нужно браться сообща, коллективом. Мы видим, как в мальчиках, особенно в Мишке, который совсем недавно был таким безалаберным, зреет чувство долга, чувство ответственности за свои промахи.

Повесть «Дневник Коли Синицына»

В повести «Дневник Коли Синицына» тоже говорится о стремлении ребят заниматься общеполезным делом. В отличие от «Веселой семейки» в этой книге ребята с самого начала действуют сообща и осознанно ищут «такую работу, чтобы была польза». Форма дневника позволила писателю передать размышления своего героя. В них немало наивности, окрашенной авторским юмором, и в то же время сколько моральной чистоты, свойственной пионерам.

По примеру персонажей Носова многие из ребят стали сооружать инкубаторы, разводить пчел. Писатель В. Катаев рассказывает, какой разгром учинил в доме его сынишка, который, прочитав «Веселую семейку», решил последовать примеру Коли и Миши. Читателей привлекают в повестях Носова увлеченность героев, быстрое развитие сюжета, отсутствие длинных описаний, которые, как отмечала Н. К. Крупская, неприемлемы для ребят 8-13 лет. Многие ребята сообщают Носову, что сами, по примеру Коли Синицына, стали писать дневники, а некоторые даже спрашивают, как их издать.

Родители, прочитав эти повести, по-настоящему поймут, как важна для детей поддержка взрослых. Старик-пчеловод из «Дневника Коли Синицына» не обругал мальчиков, нечаянно забежавших к нему на пасеку, а помог им. Коля размышляет об этом: «Вот какой добрый оказался дедушка! Он не только обещал дать нам пчел, но и выполнил свое обещание». Это упрек тем взрослым, которые бездумно нарушают слово, данное ребятам. «И еще у меня сегодня была радость, — пишет через некоторое время Коля в своем дневнике, — мои мама и папа пришли на пасеку и смотрели на наших пчел». Вот пример того, как важно вникать в интересы своих детей, поощрять их своим вниманием!

Повесть «Витя Малеев в школе и дома»

Если в книгах «Веселая семейка» и «Дневник Коли Синицына» Носов показывает развитие интересов и чувства коллективизма в процессе внеклассной работы, то его третья и самая значительная по содержанию повесть - «Витя Малеев в школе и дома» (1951)-в основном посвящена учебному труду. Она была удостоена Государственной премии и оказалась среди лучших на конкурсе художественной книги для детей, проведенном Министерством просвещения РСФСР.

…Неразлучные друзья Витя Малеев и Костя Шишкин любят школу, хотят хорошо учиться, вырасти настоящими людьми. «Мечтаешь о чем-то чудесном, - размышляет Витя,- и хочется поскорей вырасти, стать сильным и смелым, совершать разные подвиги и геройства…» В этих мечтах ничего удивительного нет. Они определены всем нашим строем, открывающим перед детьми с первых же лет школьной жизни ясные перспективы. Витя отчетливо представляет себе, почему он должен учиться, но беда в том, что он не умеет сосредоточиться, - соблазн поиграть в футбол оказывается сильнее его еще неокрепшей воли.

В книгах советских писателей и раньше встречались образы ребят, которые под воздействием учителя и всего класса становились успевающими. Но мы не видели, как проходил этот процесс в сознании самих двоечников. Носову же удалось заглянуть в мир мыслей и чувств своего героя. «Открытие, которое совершает Витя Малеев, впервые самостоятельно решив задачу, - говорил С. Я. Маршак на II съезде писателей,- это не только открытие Вити, но и самого автора. Не так-то легко показать, отчего непонятное становится вдруг понятным, как соображение зависит от воображения».

Гораздо сложнее проходит процесс исправления у Кости. Он меньше, чем Витя, способен анализировать свои поступки, критически относиться к ним. Костя даже перестает ходить в школу и, обманывая мать, притворяется больным. Ему кажется, что легче выступать на арене цирка, чем написать диктант. А Витя хоть и испытывает угрызения совести, все же скрывает правду от учительницы, от всего класса. Иначе поступать, думает он, будет не по-товарищески. Но вскоре Витя осознал, что настоящий пионер должен не скрывать плохие поступки друга, а помочь ему исправиться. Страницы, описывающие, как Малеев занимается с Шишкиным, как они, несмотря на первые неудачи, добиваются успеха, особенно интересны в повести.

Говоря словами Льва Кассиля, «воспитатели найдут в повести Носова немало такого, что пригодится в их труде». Пусть родители задумаются над тем, как мать Кости не сумела верно направить увлечения сына и внушала ему, что у него нет воли. А тетя Зина все грозилась «взяться за него, проверять его учебу, но каждый раз забывала это делать». Поучителен и пример родителей Вити. Мать каждый раз ругала сына за то, что он поздно садится за уроки, но не помогала ему правильно распределить свое время. А отец, взявшись помочь мальчику по арифметике, просто решил за него задачу, а объяснял так нетерпеливо, что Вите не захотелось больше к нему обращаться.

Книга «Витя Малеев в школе и дома» уже в первые три года издавалась 30 раз. Сотни писем о полюбившейся ребятам повести хранятся в Доме детской книги.

Повесть-сказка «Приключения Незнайки»

Н. Носов рассказывает, что при обсуждении его книг ребята часто говорят: без дружбы не может быть полноценного школьного коллектива, причем девочки жалуются на мальчиков, которые нередко ведут себя по отношению к ним высокомерно. Этой теме в основном и посвящена повесть-сказка «Приключения Незнайки и его друзей» . Но почему же писатель решил прибегнуть к фантазии? Он объясняет, что «сама форма сказки, как произведения, рассказывающего о вымышленных событиях, своей занимательностью близка к игре, что возбуждает интерес ребенка, который всегда охотно играет». Как обычно в произведениях Носова, главный герой новой книги - Незнайка - наделен и недостатками. Он любознателен, активен, но трудиться не умеет, ему для этого не хватает терпения. Стремясь к славе, этот коротыш не пренебрегает даже обманом. Незнайку перевоспитывают.

Увлекательные эпизоды новой сказочной повести Носова «Незнайка в солнечном городе» говорит о том, что добрые дела нужно совершать бескорыстно, что, обладая преимуществами, следует пользоваться ими обдуманно, иначе нанесешь вред окружающим. Картины солнечного города явно устремлены в будущее.