Достопримечательности Свияжска: список, фото и описание. Чудо остров-град Свияжск. Что влечет сюда туристов

Главными достопримечательностями острова-града Свияжск являются конечно монастыри. На острове их целых три. Кроме их осмотра будет ещё прогулка по Свияжску и как обычно много фото.

Продолжение нашей прогулки по Свияжску. Начало в статье: , где я подробно написал о истории Свияжска, как до него добраться из Казани и о Богородице-Успенском мужском монастыре, находящемся на входе в остров-град.
Пора посмотреть на достопримечательности, что находятся в глубине острова.

Интересно, что до 1917 г. он был женским, а с 1917 г. по сей день является мужским.
Монастырь основали в 16 веке, дав ему имя Рождественский. Сначала постройки были из дерева, затем из камня и кирпича, но старинные здания утрачены из-за частых пожаров (1795 г. и др.) и перестроек.
Активно работы проводились в 1796 году, когда появилась колокольня и Иоанно-Предтеченский придел Сергиевской церкви.
Тяжелые времена монастырь переживает при советской власти, в 1919 г. закрывается. Однако вся его территория объявляется музеем-заповедником истории и архитектуры, в 1959 г. проходит реставрация центрального собора.

Купола собора иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость» из красного кирпича издалека видны всем гостям острова. Архитектурные особенности напоминают о Кронштадтском соборе в Петербурге, также имеющем купол в форме полусферы.

Строительство собора велось с 1898-1906 гг. по проекту Ф.Н. Малиновского, роскошное здание выполнено в нововизантийском стиле.

Отреставрированное внутренне убранство собора иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Роспись в основном выполнена масляными красками.

Троицкая церковь, Свияжск.

Самая древняя постройка на территории монастыря и всего Свияжска – это Троицкая церковь, выполненная из дерева в 1551 г. Этот храм входит в число уникальнейших объектов историко-культурного значения. Незначительные перестройки проводились только в 19 веке, когда появилась крыша и главка из железа и покрытие из теса вместо шатровой кровли. Внутреннее убранство сохранило иконостас в три яруса из резного дерева, хотя большинство иконописных сокровищ в советское время было увезено в музеи или в неизвестном направлении.

История сооружения Троицкой церкви очень интересна: вместе с материалами для постройки Свияжской крепости в 1551 году привезли и бревна для этой церкви. Собрали церковь в течение одних суток, как говорится, «без единого гвоздя».

Легенды называют основателем Троицкой церкви князя Никиту Серебряного, современника Грозного. Сохранились свидетельства того, что здесь творил молитву Иоанн Грозный накануне взятия Казани.

На территории монастыря находится еще одна старинная постройка – церковь Сергия Радонежского, или кратко Сергиевская церковь с одной главой и маленькой звонницей, постройки 1604 г. Храм относится к типу трапезных. Его особая ценность объясняется сохранившимися на паперти фресками, на которых изображены Сергий Радонежский и Александр Свирский. Фреска уникальна, так как является настенной увеличенной копией работы Андрея Рублева «Троица».

Церкви, храмы и соборы Свияжска.

Сергиевская церковь. Двухэтажную белокаменную церковь освятили в 1604 г. во имя Сергия Радонежского. Это здание необычной планировки: в период постройки на первом этаже находились хозяйственные помещения и монашеские комнаты, а собственно церковные помещения – на втором этаже. Церковь трехпрестольная, каждый престол находится в своем приделе. Внутри церкви можно увидеть хорошо сохранившуюся фресковую роспись 17 века с изображением Троицы, патриарха Никона и Сергия Радонежского.

Культурно-природный ландшафт Свияжска.

Комплексные реставрационные и реконструкторские работы в крепости и соборах проводятся в Свияжске с 2010 г. по программе «Возрождение», одновременно обновляется городской жилой фонд, строятся новые помещения для учреждений культуры, гостиницы и др.

В 2017 г. подана заявка на включение в перечень объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО, Успенского монастыря и Троицкой церкви.

Свияжск сегодня.

В Свияжске много построек, появившихся в 20-21 веке, но стилизованных под старину. Из-за большого количества новых сооружений, так называемого «новодела», остров-град не может получить статус историко-культурного музея-заповедника.

Гостиница «Дом купца Каменева».

На территории Свияжска сохранились некоторые строения 19-20 вв.

Территория острова благоустроенная и красивая, приезжающие чувствуют себя как в сказке на острове Буяне.

Историко-реконструкторский комплекс «Ленивый Торжок» представляет собой торговые ряды, ремесленные лавки.

Церковь Константина и Елены, Свияжск

У самого берега находится приходская Церковь Святых Константина и Елены. Её видно в первую очередь, когда подплываешь на кораблике к острову.
Церковь строили в конце 17 века. Сначала звонница была отдельно стоящим зданием, но со временем ее соединили с церковью, достроив между ними трапезную.
В советское время церковь не работала, открылась только в 90-е гг. 20 века как помещение для выставочных мероприятий. В настоящее время в церкви проходят крещения.
На первом плане – здание женской гимназии, выстроенное в 1913-14 гг., в котором до сих пор размещается школа.

Свияжск – малонаселенное сельское поселение. В 2016 году его население составляло всего 259 человек.

Дома Свияжска.

В Свияжске так же, как и во многих городах Татарстана, представляющих историческую ценность (Болгар, Чистополь, Елабуга, Бугульма и др.) действует проект «Культурное наследие: остров-град Свияжск и древний Болгар», в соответствии с которым разрешено строить новые дома только по 5-ти типовым проектам: дом с мансардой, дом с мезонином, дом одноэтажный с 5-ю окнами на улицу и др.

Облик Свияжска должен соответствовать историческому, дома должны иметь габариты и пропорции в духе старинных построек.

В процессе разработка других типовых проектов, которые не будут ограничивать жителей острова, но помогут сохранить стилевое единство древнего города.

А за золотыми воротами детского досугового центра «Сказка» проводятся интересные игры и квесты для детей дошкольного и школьного возраста.

Музей Свияжска.

Пушка «Девкина голова», воссозданная по старинным изображениям, установлена перед входом в Музей истории Свияжска. В музее оформлены богатые экспозиции, посвященные истории острова, включая рассказ о деятельности почитаемых здесь святых, об археологической и военной истории. Музей имеет залы для проведения интерактивных занятий, в них оборудованы солдатская изба, кабинет чиновника, монашеская келья, гимназическая классная комната, представлены макеты старинных домов и пароходов и др. Все экспонаты интерактивного пространства доступны посетителям, которые приходят сюда на тематические занятия и игровые встречи.

В конце улицы – Надвратная колокольня в Свияжском Богородице-Успенском монастыре, а это значит, что мы прошли круг по Свияжску и возвращаемся обратно к машине.

Мы покидаем остров Свияжск – удивительный музей-заповедник. На карте Республики Татарстан это всего небольшая точка, но в истории нашей страны – важный и богатый событиями период.

Свияжск официальный сайт.

Подробная информация о городе, экскурсионных маршрутах и туристических фирмах размещена на

Свияжск был основан 24 мая 1551 года как стратегическая крепость Московского царства. Строили град как перевалочный пункт для завоевания Казанского ханства. Град был воздвигнут под руководством Ивана IV Грозного всего за четыре недели. Однако после Советской власти и пережитков ГУЛАГа не может придти в себя уже несколько десятилетий. Свияжск стал пристанищем для многих художников, среди них главный декоратор фильма Тарковского - Сталкер. Сам Пушкин признавался, что именно таким представлял себе свой сказочный остров Буян. Это поистине волшебное и неописуемой красоты место. Мой рассказ об истории острова, его особенностях, музеях, достопримечательностях и людях.

Изучать Свияжск можно бесконечно, недаром в его архиве хранится несколько десятков тысяч экспонатов. Гора, на которой был основан град, образовалась еще в период таяния ледников. В 8-9 веках на вершине горы проводили свои обряды Сувары. Молодой русский царь Иван IV, увидев это место, решает возвести тут военную базу. Необходимость в перевалочном пункте возникла из-за желания добиться захвата Казанского ханства. Многочисленная армия Московского царства выбивалась из сил, доходя до Казани, солдатам был необходим отдых в укрепленной крепости.

Для будущего града подготовили ровную площадку, для этого пришлось полностью срезать верхушку горы. Примерно за тысячу километров, в угличевских лесах, были полностью возведены все сооружения будущего Свияжска, затем град был разобран и сплавлен вниз по Волге. За 28 дней 75 тысяч человек собрали готовый город, который превосходил по размерам Московский кремль. Это стало единственным и уникальным примером самой короткой закладки города. Были возведены более тысяч дворов, в которых проживало примерно 5 тысяч человек.

В строительстве использовалась лиственница, которая со временем становится прочной как камень и устойчива к погодным условиям. Многие европейские города стоят на лиственнице, к примеру, всем нам знакомая Венеция.

На острове есть деревянная церковь, которой 462 года. На бревнах можно увидеть зарубки, которые ставили в то время для счета. Тогда считали, что пила терзает дерево и в строительстве использовали лишь грубый топор. Строили без гвоздей, чтобы с течением времени дерево не загнивало.

Церковь построили за один световой день. В ней находится алтарь, где перед походом на Казань молился Иван IV, после чего завоевание прошло успешно. Считается, что это самая древняя деревянная церковь на Волге.

Декоративные элементы иконостаса выполнены из липы, сами же иконы хранятся в Государственном музее изобразительных искусств Татарстана. Сейчас планируется вернуть иконы на прежнее место, но уже не оригиналы, а их копии. В 16 веке церковь освещали благодаря специальным раздвижным проемам, они же использовались для вентиляции.

На острове была проведена большая социальная программа, 88 свияжских семей были переселены из монастырских строений и памятников архитектуры в новые дома. Раньше приходилось отапливать дома дровами, а воду носить из колодца. В новых домах предусмотрены все коммуникации. Хорошим примером переселения стала Земская больница, сейчас ее реконструируют под музей.

В Свияжске многонациональное население. Среди 248 человек большая часть русские, также можно встретить марийцев, чувашей, грузин и даже есть одна крещеная татарская семья. Чуть меньше 100 лет Свияжск официально является сельским поселением, до этого 4 века был остров-градом. Тут есть своя школа, где обучается 27 детей и детский сад, куда ходит 14 ребят. В местном отделении полиции трудится 3 сотрудника.

В 1555 году в Свияжске был основан монастырь, за первые 5 лет было возведено два храма: Никольский собор и Успенская церковь. Возводили храмы каменщики из известной псковской артели. Те же люди строили мощные стены казанского Кремля и собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади.

Уже в 17 веке появилась 43-х метровая колокольня – самое высокое сооружение Свияжска. В 18 веке был построен братский корпус.

Первый наместник монастыря Герман в 1564 году был приглашен в Москву. Иван Грозный собирался возвести его в чин главного митрополита всей страны. Но Герман отказался, так как был не согласен с царской политикой опричнины.

Другой храм был построен в псевдовизантийском или старо русском стиле на деньги матушки Апфии. Матушка не дожила несколько лет до открытия храма и скончалась в 1905 году, ее могила находится в подвале церкви. Архитектором выступал Павел Малиновский, которые проектировал Троицкий собор Раифского монастыря и храм Великомученицы Варвары в Казани.

В 1911 году собор был расписан, но по технической ошибке художника уже через 3 года понадобилось обновление. Краску должны были наносить на холст, а затем приклеивать к стенам. В 1914 году вместо холста использовали обычный линолеум. Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости означает просящих у богоматери радость.

Монастыри раньше были самыми богатыми организациями, имели свое производство. Они были крупнейшими землевладельцами той эпохи, по этой причине Советская власть невзлюбила их. В 4-х километрах от острова Лев Троцкий участвовал в бою против белого движения, где его отряд дал отступление. Приплыв в Свияжск, он вышел на Рождественской площади, где произнес пламенную речь о том, как испокон веков попы дурили головы людей. После чего на площади был установлен памятник Иуде Искареот, как первому революционеру на земле. Простоял памятник несколько недель, после чего был уничтожен местными жителями.

15 мая 2011 года состоялось открытие свияжского музея. До этого в здании располагался интернат, а в 20-м веке расстрельная тюрьма – некий прообраз татарского Алькатраса. Стену, возле которой расстреливали заключенных, пришлось разобрать, так как под ней находилась братская могила. Но двор для прогулок заключенных сохранился.

Удалось восстановить камеру номер 8, в ней сделали небольшой музей. На стенах висят фотографии заключенных, взятые из архива. Представлены предметы повседневного быта заключенных.

В небольшой камере содержалось до 18 заключенных. Узники переживали страшные болезни, которые приводили к развитию гангрен и ампутации. Среди экспонатов находится настоящий протез, который пришлось носить жертве политических репрессий, чтобы облегчить свою короткую жизнь в ожидание расстрела.

В свияжском филиале ГУЛАГа погибло более 5 тысяч человек. Здесь находился выдающийся татарский поэт Хасан Туфан и изобретатель известной игры Пираты - известный художник и представитель именитого рода Голициных. Здесь он создал многие свои шедевры, копии которых находятся в музее. Плотность населения тюрьмы постоянно был превышена, в некоторые года почти в три раза.

Каждый год остров посещает большое множество художников, многие из них остаются здесь жить. Сами жители про таких шутят, что приехал на несколько дней, но задержался на несколько десятилетий. Среди таких художников – главный декоратор фильма Тарковского «Сталкер» Рашид Сафиуллин. Он рисует Свияжск в разные времена года.

Многие уверены, что остров Свияжск и есть тот самый остров Буян, который Пушкин описывал в своей сказке. История же гласит, что великий поэт посетил остров спустя два года после написания «Сказки о царе Салтане». Во время своего визита он признал, что именно таким представлял сказочный остров Буян. Художники Голубцов и Артамонов воссоздали калейдоскоп жизни обычного человека на острове:

Люди живут в своих домах.

Уходят на работу.

Ухаживают за детьми и читают молитву.

А их души возносятся к небесам.

Кстати, Свияжск не всегда был островом. В 1957 году люди проснулись и сказали «Теперь вокруг нас море». В результате образования Куйбышевского водохранилища дорогу, связывающую столицу и остров, затопило. До этого земли Свияжска были на 70 гектаров больше, сейчас все это скрывается под водой. Была вероятность того, что Свияжск будет затоплен полностью, но люди не стали переселяться. До 2008-го года на остров можно было добраться только по воде.

Еще одной особенностью острова является отсутствие гражданского кладбища, оно находится на противоположном берегу. Раньше тело умершего человека можно было доставить либо по воде, либо по льду. Весной же добраться до кладбища было невозможно. Если верить легенде острова, то весной люди просто не умирали, а рожениц заранее доставляли на большую землю.

На острове присутствует монастырское кладбище. Тут хоронили только служителей или почетных меценатов. Самым богатым благотворителем был Каменев, его семья похоронена на острове, но захоронение полностью утрачено в годы Советской власти.

Самым главным и нарядном местом в русских домах считается печь. Чтобы печь стала еще более нарядной, было принято украшать ее изразцами ручной работы. Глиняный изразец удачно отображает уклад и самобытность своей эпохи.

Совсем недавно в Свияжске открылась выставка «Путь изразца». На ней представлены изразцы Москвы, Ярославля, Казани, Нижнего Новгорода, Нового Иерусалима и других городов. Встретить целый и сохраненный изразец – это большая редкость. В экспозиции можно увидеть достаточно интересные экспонаты.

За время своего существования остров-град Свияжск не пережил военных действий. Большой истории маленького острова могут позавидовать многие государства. На изучение собранных тут крупиц истории может уйти не один десяток лет. Остается только позавидовать людям, проживающим и нашедших себя в этом историческом месте.

Остров-град Свияжск — административно это небольшое село (всего 252 жителя) в Зеленодольском районе Республики Татарстан. Но сложно найти похожее место со столь же богатой историей. Ведь Свияжск - город, покоривший неприступную Казань.

Новоград Свияжский

Середина XVI века. Между Московским царством и Казанским ханством - ожесточённая борьба. Иван Грозный во что бы то ни стало хочет покорить Поволжье.

Казанское ханство в глубоком кризисе. Практически единственный форпост сопротивления русским войскам, превосходящим противника в численности и артиллерии, - Казань.

В 1550 году армия Ивана Грозного предприняла вторую попытку завоевать столицу Казанского ханства. Неудачно: слишком далеко от Москвы, чтобы регулярно снабжать войска провиантом и оружием. Но, возвращаясь домой, воеводы заметили посреди реки высокий холм с крутыми склонами и плоской вершиной (Кара-Кермен). О «находке» доложили царю.

Гравюра по рисунку М. И. Махаева (середина XVIII века).

Грозный тут же оценил стратегическую ценность возвышенности. Холм почти со всех сторон окружён водой; он всего в 26 верстах от Казани, но из города его не видно. У Ивана IV созрел хитрый план - построить крепость, которая бы стала перевалочным пунктом для русских войск.

За 1 000 км до предполагаемой крепости, в угличских лесах, царь приказал построить деревянный кремль. Поручение исполнили. А весной 1551 года, когда Волга вскрылась ото льда, царь повелел разобрать крепость, погрузить брёвна на плоты и сплавить к Кара-Кермену.

24 мая 1551 года русские войска и работяги высадились на острове. Закипела работа: днём и ночью трудились 75 000 человек. Меньше чем за месяц на заросшем нелюдимом холме выросла мощная военная крепость, по размерам превосходившая даже Московский кремль. Следом возвели две церкви - Троицкую и Рождественскую, а также многочисленные хозяйственные постройки. Город-крепость сначала получил название «Иван-город», а затем - «Новоград Свияжский».

Остров-град Свияжск.

Что посмотреть в Свияжске?

Во второй половине XVI века Свияжск получил статус уездного города: росло население, развивались ремёсла, строились новые церкви и дома.

К началу XVIII столетия город стал «монастырским». Все экономические, политические и административные функции взяла на себя Казань. В Свияжске же действовали два монастыря - Троице-Сергиевский (позднее - Иоанно-Предтеченский) и Успенский. Город считался оплотом духовности и красоты.

Гармонию разрушила революция. В 1918 году в Свияжск прибыл Троцкий - начался красный террор. Казнили священников, разрушали храмы (с 1929 по 1930 годы уничтожили 6 из 12 существовавших в городе церквей), закрыли оба монастыря.

В советское время Свияжск стал «городом ненужных людей». В 1928 году в кельях Успенского монастыря разместили исправительную колонию для трудных подростков, а в 1943 году - лагерь НКВД. Позднее эти помещения переоборудовали под психиатрическую лечебницу.

Лишь в 1960-х, после наполнения Куйбышевского водохранилища, когда Свияжск стал островом, началось его культурно-историческое возрождение.

Схема современного Свияжска.

Сегодня остров-град Свияжск словно портал в прошлое. Там нет общественного транспорта, промышленности и современных зданий - лишь живописная природа Средней Волги и многочисленные памятники архитектуры.

Всего на острове порядка 20 старинных построек: одни сохранились хорошо, другие полуразрушены. Из действующих строений: Успенский собор (1556–1561 гг.), колокольня Никольской церкви (1556 г.), Сергиевская церковь (XVII век), церковь Константина и Елены (XVI–XVIII вв.) и другие.

Никольская церковь, Свияжск .

Собор Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость в Иоанно-Предтеченском монастыре в Свияжске.

Церковь Константина и Елены , Свияжск.

Жемчужиной острова является Троицкая церковь (1551 г.) - первый православный храм на Волге и единственная постройка, уцелевшая со времён Ивана Грозного. Его соорудили из огромных брёвен лиственницы без единого гвоздя всего за один световой день.

Разумеется, церковь достраивали. В XIX веке шатровое завершение заменили на восьмискатную крышу, пристроили крыльцо, а бревенчатые стены обшили тёсом и покрасили… Выглядел храм тогда блёкло и неприметно.

Троицкая церковь до 2009 года.

Но в 2009 году ему решили вернуть исторический облик: убрали краску, пристроили деревянную террасу. Оставили только тёс (видимо, для защиты древних брёвен от дождя и снега). Теперь не только внутри, но и снаружи Троицкий храм источает атмосферу эпохи Ивана IV. Кстати, у входа в него стоит скамейка, на которой по легенде сидел сам Грозный государь.

Троицкая церковь сейчас.

Чем заняться в Свияжске?

Как и в других исторических местах, главное «развлечение» в Свияжске - осмотр архитектурных достопримечательностей. Это можно делать как самостоятельно, так и воспользовавшись услугами профессиональных гидов.

Последние организуют различные экскурсионные программы, в том числе интерактивные (с историческими перформансами и театрализованными представлениями).

Так, много подобных мероприятий проводит Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Остров-град Свияжск» (программу на 2015 год можно узнать на их официальном сайте).

В 2012 году после реконструкции был открыт Конный двор, постройка которого датируется XVI веком. В царской России он служил постоялым двором для приезжих, а в советское время - хозблоком. Сейчас Конный двор - это этнографический центр, где можно окунуться в атмосферу старины.

Конный двор.

На его территории организовали ремесленную слободу, где можно понаблюдать, как куют подковы, делают глиняные горшки и плетут рыбацкие корзины.

Ремесленная слобода.

Кстати, рыболовство - одно из основных занятий местных жителей по сей день (даже на гербе города - рыбы). Оно и понятно: промышленности нет, для сельского хозяйства мало места, зато воды предостаточно.

Свияжск стоит на месте, где река Свияга впадает в Волгу; навигация начинается в апреле и заканчивается в октябре. Почти у всех местных жителей есть лодки - летом волжские берега буквально усыпаны любителями рыбной ловли.

«Поохотиться» на щук и лещей приезжают даже из других регионов. Мужчины шутят: «Свияжск - идеальное место для рыбалки с женой. Она - в город на экскурсию, а ты спокойно ждёшь клёва».

Как добраться до Свияжска?

Раньше добраться до Свияжска можно было только по воде. Но в 2008 году построили дамбу с асфальтированной дорогой, которая соединила остров с «большой землёй». Теперь доехать до села можно как речным, так и наземным транспортом.

Теплоходы у пристани Свияжска.

По воде

Летом ежедневно курсирует пассажирский теплоход по маршруту Казанский речной вокзал - Свияжск .

Время отправления: 8:20
Время прибытия: 10:30
Стоимость билета: 100 руб. (билеты продаются за час до отплытия, цены 2014 г.)

Вечером в 16:30 теплоход уходит назад, в Казань прибывает в 18:45.

По выходным совершаются также дополнительные экскурсионные туры.

Кроме того, доплыть до Свияжска можно на моторной лодке либо катере из близлежащих Васильево или Введенской Слободы.

По земле

Свияжск находится в 30 км от Казани - 40 минут на личном автомобиле. Можно найти схему проезда в Интернете или воспользоваться навигатором. Но в село на машине не въедешь - для автомобилей предусмотрена стоянка внизу.

Автостоянка.

По железной дороге

С центрального железнодорожного вокзала Казани регулярно ходят электрички до ж/д станции Свияжск, что в 14 км от острова, в посёлке Нижние Вязовые. Оттуда до острова-града можно добраться на попутке или такси.

Почему стоит увидеть Свияжск?

Свияжск - маленький остров, обнимаемый могучими волнами великой русской реки. В 1833 году Свияжск посетил Пушкин. С тех пор существует предание, что именно его имел в виду поэт, описывая остров Буян в «Сказке о царе Салтане». Разумеется, это всего лишь легенда (о царевне Лебедь Александр Сергеевич написал в 1831 году), но в неё легко верится, потому что Свияжск действительно сказочной красоты остров. Там хочется бродить между церквушек и обветшалых домиков, любоваться природой, стоять на берегу и думать о прошлом и будущем.

Остров-град Свияжск.

Свияжск - крохотное село, где большая часть жителей - старики, но его истории могут позавидовать многие мировые города. Более 15 лет это место претендует на включение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Федеральные и местные власти делают всё, чтобы Свияжск стал «мировым достоянием». Но многие из тех, кто посетил этот город (не туристы, а простые ценители истории), отмечают, что реставрационные работы порой ведутся грубо, без соблюдения исторической достоверности и уважения к русской культуре (лишь бы было похоже на что-то старинное). Именно поэтому Свияжск надо видеть! … пока он не стал типичным туристическим этнопарком.

И напоследок: если хотите проникнуться тишиной и историческим величием острова-града, отправляйтесь в Свияжск осенью или зимой.

Свияжск со стороны дамбы .

История основания Свияжска.Остров Свияжск – удивительное место на карте Татарстана. Его история возникновения тесно связана с покорением Иваном Грозным Казанского ханства в середине XVI века.

Город-крепость
Свияжск, основанный как крепость в 1551 году, не имеет аналогов в мировой истории военной операции.
Свияжская крепость

В 1781 году учрежден герб г. Свияжска.
Старый герб Свияжска

Описание герба:
«В голубом поле, город деревянный на судах на реке Волге, и в той реке рыбы»

В середине XVI века между Казанским ханством и растущим Московским царством шла ожесточенная борьба за господство в Среднем Поволжье.

Провалы первого и второго Казанских походов Иван IV были во многом вызваны тем, что армия действовала на большом удалении от баз снабжения в городах Арзамас и Нижний Новгород. Невозможно было наладить правильное снабжение войск, вынужденных действовать на вражеской территории, вдали от своих городов. Поэтому прежде чем идти в третий Казанский поход, Иван Грозный в 1550 году недалеко от Казани выбрал место для строительства опорной базы.


Основной набор жилых помещений, двух храмов, крепостных стен, 7 башен и ворот, зимой 1550-1551 годов заготовили на Верхней Волге в Углицком уезде в вотчине князей Ушатых. Надзирал за её строительством государев дьяк Иван Григорьевич Выродков, которому предстояло не только изготовить крепость, но затем, в разобранном виде, доставить ее к устью Свияги. Все части были перемечены, разобраны, сложены на плоты. Речной караван вышел в путь в апреле, а подошел в устье Свияги, только в конце мая 1551 года. 24 мая 1551 года на Круглой горе расчистили участок (примерно 62 га) от соснового леса и приступили к строительству крепости.




В тот же день воеводой крепости был назначен Семен Микулинский. В течение 28 дней крепость была возведена. При сборке стен заготовок оказалось недостаточно и в дело пошла местная древесина, что росла на холме. Оборонительные сооружения, охватывающие вершину Круглой горы, представляли в плане форму эллипса. Периметр крепостной стены достигал 1200 сажень (1 сажень примерно 2 метра). Крепость имела несколько двух- или трехъярусных башен, из которых семь являлись проездными. Рождественские, Никольские, Сергиевские, Николо-Можайские, Жилецкие, Адашевы ворота вели в Кремль, на территории которого размещались храмы, административные и жилые здания.
Для военных действий были сооружены три тайника: два к реке Свияге и один к реке Щуке. Главные воротами считались Рождественские, расположенные с северо-восточной стороны главного въезда. Крепость была наречена "во царское имя" Ивангородом Свияжским (Свияжском).
В крепости разместились передовые отряды русских войск под предводительством воеводы Александра Горбатого. Возведение сильной крепости в самом сердце татарского государства продемонстрировало силу Москвы и способствовало началу перехода на русскую сторону ряда поволжских народов - чувашей и черемисов-марийцев, а Иван Грозный получил базу для осады Казани.

16 июня 1552 года после большого смотра царские войска выступили из Москвы к Коломне. С целью помешать русским войскам в их продвижении к Казани крымские отряды, усиленные янычарами и артиллерией, неожиданно напали на русские владения под Тулой, однако их атака была отражена, а вскоре арьергарды крымцев были разбиты русскими на реке Шиворонь. Неудача крымцев во многом объяснялась тем, что хан Девлет Гирей рассчитывал, что русские войска уже находятся под Казанью, и не был подготовлен к встрече с огромным русским войском.
Русские войска двигались к Казани несколькими отрядами. Сам царь во главе крупного войска выступил из Коломны к Владимиру. Из Владимира войско прибыло в Муром, где с ним соединились союзные татарские отряды под руководством хана Шигалея, выступившего из Касимова. Численность татарских войск, пришедших с Шигалеем, по данным автора «Казанской истории», составляла около 30 тысяч человек. Среди них находилось два царевича из Астраханского ханства. Русские войска преодолели путь до Свияжска за пять недель. Много воинов погибло в пути из-за нехватки питьевой воды и аномально высокой жары. В Свияжске царские войска провели неделю, ожидая прибытия других отрядов. Ещё раньше царя в Свияжск прибыла «судовая» рать, двигавшаяся на судах по Волге.

15 августа русские войска по приказу царя в боевом порядке переправились через Волгу на луговую сторону на специально приготовленных для этого боевых судах. Услышав о передвижениях русских войск, казанский хан Едигер выступил навстречу царским войскам во главе 50 тысяч казанских воинов. Ертаульный (легкий конный отряд, двигавшийся впереди передового полка, появился в войсках при Василии III, производил разведку и охранял войско в походе) и передовой полки сумели сдержать натиск противника и в трёхчасовом кровопролитном сражении смогли опрокинуть численно превосходящие казанские войска, обратив их в бегство. Благодаря этому русские войска имели возможность в течение недели беспрепятственно переправляться на другой берег Волги, не опасаясь возможных препятствий со стороны защитников города.
На второй день после прибытия царских войск под Казань по распоряжению Ивана IV в город были послана делегация послов с предложениями о мире. В случае капитуляции жителям гарантировалась жизнь, неприкосновенность имущества, а также возможность свободного исповедования мусульманской веры и возможность свободного выбора места проживания.
Через несколько дней, на подходе к Казани, речные караваны с обозами и припасами уничтожает сильнейшая буря, но в Свияжской крепости имелось достаточно запасов, чтобы возместить утраченное.

19 августа 1552 года войска Ивана IV осадили город. Началась 5-ая по счету осада Казани. В этот раз она велась 150 тысячным русским войском. Впрочем, в рядах осаждавших были и татарские отряды хана Шигалея (примерно треть войска), мордовские, черкесские воины, казаки, а также иностранные наёмники: немцы, итальянцы, поляки. Так например, именно под руководством итальянских инженеров против всех городских ворот были построены туры (передвижные осадные башни из бревен). Между ними сооружался из бревен тын (забор из острых кольев), а перед тыном и турами рыли окопы.
Строительством тына руководил уже известный нам дьяк-инженер Иван Выродков. Под его же руководством в 2 км от Казани тайно построили огромную осадную башню высотой в 13 метров. Затем её разобрали, на бревнах-катках прикатили к городу, где за одну ночь собрали и вооружили 10 пушками и 50 пищалями. Установленная между Арскими и Царевыми воротами она обстреливала город "аки с небес".

Первые попытки штурма были отбиты, как огнем из крепости, так и атаками татарского конного войска в тыл осадных сил, сочетавшихся с вылазками отрядов из Казани. Интересно, как осуществлялось управление войсками - сигналом к одновременной атаке служил подъём зеленого знамени на одной из высоких башен.
К 30 сентября туры были придвинуты практически ко всем воротам города. Между крепостной стеной и турами оставался лишь ров. Осаждённые неоднократно предпринимали вылазки, нападая на туры. Русским войскам ценой больших потерь удалось закрепиться в башне, стенах и у Арских ворот. Рвы были засыпаны землёй и лесом. Были сделаны новые подкопы, в них под стены Казани были заведены пороховые мины. По разным сведениями подкопами руководили английский инженер Бутлер, литовец Эразм.
Подкопы были взорваны 30 сентября, и в пролом на приступ пошли русские войска, однако атака была отбита. Следующий приступ состоялся 2 октября. Русские войска ворвались в город и занялось грабежами. Командование выпустило приказ о казни мародёров, что позволило восстановить упавшую дисциплину. Основная битва внутри города произошла у мечети ханского дворца, но в итоге Казань пала. Хан Едигер был захвачен в плен, его воины казнены, а часть лояльных казанцев была переселена за стены посада, на берега озера Кабан.

После взятия Казани

Дальнейшая судьба 22-летнего победителя Казани Ивана IV Грозного нам известна:

1569 год - турецкая армия будет разбита под Астраханью.
1572 год - битва превзошедшая Куликовскую: уничтожение 120-тысячного крымско-турецкого войска в битве при Молодях. Победу одержит 60-тысячное русское войск под водительством воевод Воротынского и Хворостинина. В Крым вернулось всего 5-10 тысяч, попытки турецко-татарской экспансии в Восточной Европе больше не предпринимались. Победитель при Молодях, Воротынский, уже в следующем году по доносу холопа будет обвинен в намерении околдовать царя и умрет от пыток, причём во время пыток царь своим посохом подгребал угли.

После предательства ближайшего соратника Курбского и неудач Ливонской компании (имевшей целью получить выход к Балтийскому морю), Иван IV ввергнет страну в опричнину, результатом которой станет социально-экономический кризис и разорение государства. Скончается царь в 1584 год, в возрасте 53 лет, почти потеряв способность двигаться. Последние 6 лет жизни его носили на носилках.

В память о победе над Казанским ханством в Москве в 1555-1561 годах будет возведён Собор Покрова, что на Рву (Покровский собор), известный как Троицкий, а позднее, как храм Василия Блаженного.


Иван Выродков строил крепости в Астрахани, устье реки Наровы, Галиче, участвовал в Ливонской войне, в Полоцком походе Ивана Грозного. В 1564 году в период опричнины Выродков казнен по доносу.

Свияжск станет крупным торговым центром, его роль, как первого христианского города Казанского края, будет учитыватся в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими.

Свияжский Успенский Пресвятой Богородицы мужской монастырь

Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым). В 1566 году он был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему была предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре, по одним сведениям, был убит, по другим - скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней. В 1888 году при переоблачении мощей версия насильственной смерти подтвердилась: "голова его отрублена, и притом способом, необычным при обыкновенной казни, а двумя ударами - одним спереди, отсекшим нижнюю часть, а другим сзади по шее"



Вообще, Никольская церковь - действующая и открыта только для монахов, но когда в ней проводились строительные и реставрационные работы, осмотр помещений не представлял большой проблемы. На фотографиях виден ход раскопок, проводимых под плёнкой, прикрывающей участок снятой кровли. Поражает толщина "культурного слоя".

24 мая мы ездили в культурное путешествие. Мне наша поездка ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛАСЬ!!!

Дорога, по которой мы приехали из Казани хорошо видна сверху, от монастырских стен:


От Казани сюда надо ехать по трассе М-7 в сторону Москвы, после моста через р. Свиягу повернуть направо по указателю.

У монастырской стены - памятник жертвам политрепрессий (скульптор М. Гашимов):


Нас сначала ведут в музей истории Свияжска, мимо монастыря. Сюда мы вернемся позже.

Сейчас в Свияжске живут около 350 человек. Из старых деревянных домов их переселили во вновь построенные муниципальные коттеджи. А в "деревяшечках" после ремонта будут магазинчики, мастерские декоративно-прикладного искусства и т.п.


Музей истории Свияжска расположен в комплексе казенных сооружений 1838-1840-х годов постройки. Здесь только-только закончилась реставрация и постоянной экспозиции еще нет

Макет когда-то густонаселенного Свияжска.

В музее представлены вещи, найденные археологами. Вот, например, симпатичный фрагмент изразца


13. Свияжск на гравюре XVIII века. Ничего вам не напоминает?

А.Г. Рудаков, М.И. Махаев. Вид Свияжска при водополии к полнолунию. 1769

В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами...

Заманчивая версия: будто бы Свияжск является прототипом пушкинского чудесного града. Однако, нет. Пушкин узнал о Свияжске уже после того, как написал сказку:)

Свияжск с высоты птичьего полета летом

История Свияжска тесно связана с гражданской войной. Летом 1918 года Казань была захвачена белочехами. Как писал присланный в Свияжск командовать наступательной операцией на Казань Лев Троцкий: "В течение месяца здесь решалась заново судьба революции". В район станции Свияжск были стянуты силы Волжской речной военной флотилии, туда же пришел бронепоезд, на поле неподалеку размещался аэродром. Троцкий впервые в истории гражданской войны применил в Свияжске метод так называемой "децимации" - расстрела каждого десятого бойца из отступавших с фронта частей. Вошел он в историю и установкой в Свияжске памятника "первому революционеру", на роль которого решено было избрать Иуду Искариота, апостола, "восставшего" против Иисуса Христа.
На экскурсии нам сказали. что никаких документальных подтверждений того, что памятник действительно существовал, пока не найдено.

Еще одно здание комплекса казенных сооружений, где размещалась в 1930-40е годы тюрьма:

Подлинная тюремная дверь


В Свияжске отбывал срок и умер Владимир Михайлович Голицын (1901 - 1943) - потомок старинного княжеского рода. В 1918-19 гг. заведовал плакатной мастерской в Богородицке, затем делал Окна РОСТа в Туле. В 1920 г. завербовался художником в Заполярье. В 1922 году, будучи сотрудником плавучего Морского научного института Арктики, отправился на Новую Землю в составе первой советской экспедиции.

Позже работал художником, в 1923-25 гг. - в Кустарном музее. В 1925 г. за роспись деревянных шкатулок в древнерусском стиле удостоен золотой медали на Международной выставке в Париже. Работал декоратором в Богородицком театре, иллюстрировал книги, сотрудничал с журналами "Кругосвет", "Всемирный следопыт", "Пионер", "Знание - сила". Изобрел более десятка настольных детских игр.

Впервые был арестован в 1925 году, затем в 1926 г. - содержался в Бутырке. В 1941 г. вновь арестован, осужден и с июня 1942 г. находился в ИТК № 5 Свияжска. 29 декабря того же года был определен на этапирование в Енисейск, несмотря на сильное истощение. Однако 6 февраля 1943 с. скончался, диагноз - обострение пеллагры. Реабилитирован в 1958 году. В 1983 году на западной стене Успенского монастыря в знак памяти пребывания В.М. Голицына и его родственницы С.В. Олсуфьевой в свияжской ИТК № 5, были установлены памятные доски И.В. Голицыным и М.А. Трубецким.

Софья Владимировна Олсуфьева (1984-1943) вместе с мужем, археологом и искусствоведом Ю.А. Олсуфьевым, отцом Павлом Флоренским и С.П. Мансуровым в 1918 году в Троице-Сергиевом посаде создали комиссию по охране памятников искусства и старины, участвовали в спасении мощей Сергея Радонежского. Юрий Алескандрович Олсуфьев расстрелян в 1938 году. Софья Владимировна перед арестом работала в музее-усадьбе Кусково. 1 ноября 1941 г. осуждена, в Свияжске находилась с декабря 1942 года. Умерла 15 марта 1943 г., диагноз - обострение пеллагры. В 1991 году реабилитирована.

В музее находятся рукописи книг Андрея Гурьевича Лошадкина (1881-1942) "Сад, огород, пасека и рыбный пруд или подсобные отрасли сельского хозяйства", "Краткий курс огородничества", "Тыквы, дыни, арбузы" и др., написанные в 1930-1940 гг. в Свияжской тюрьме. Он - выпускник Казанской художественной школы, учился в Спб академии художеств, но из-за материальных трудностей поступил на Высшие с.-х. курсы. Работал агрономом в Казани и губернии. В 1931 году арестован, затем освобожден, но в 1938 году вновь арестован. Отбывал заключение в Свияжской ИТК № 5, работал здесь агрономом, в вечерние и ночные часы рисовал и писал книги. Умер 2 августа 1942 г. в Свияжске от дизентерии. Реабилитирован в 1986 г.

Братский корпус Успенского Богородицкого монастыря с. Свияжска, где размещалась ИТК № 5

После перевода отсюда колонии в середине1950х здесь находился филиал республиканской психиатрической клиники.
Больница была закрыта в конце 1980-х, тогда же несколько церквей были возвращены верующим. На острове разместился филиал Музея изобразительных искусств РТ.

Мы пересекли остров и вышли к церкви Константина и Елены (кон. XVII в.) на противоположном берегу от Успенского монастыря

Спасибо организаторам за такое чудесное мероприятие!!! Это поездка останется в памяти надолго!!!





Спасибо организаторам!!!




Мы там стреляли из лука и арбалета.Было КРУТО!!

Удивительное место… Поразило всех, кто был на экскурсии, и нас, ничего раньше не знавших о Свияжске. Хочу приехать сюда еще, увидеть град во всей красе. СПАСИБО ВАМ БОЛЬШОЕ!!! БЫЛО КРУТО!!!