Древесина для музыкальных инструментов. Из какого дерева делают скрипки Применяется для изготовления музыкальных инструментов

Вечный вопрос - какое дерево лучше для гитары? Кого-то устраивает липа или ольха, другого красное дерево или бубинга. В этой статье мы расскажем вам о особенностях звучания разной древесины.

Дерево для изготовления гитар. Породы

Гитары из бубинги звучат тепло и ярко. Из этого дерева изготавливают деки и грифы для бас-гитар и корпуса для электрогитар. Тяжелая древесина.

Клен - основное сырье для изготовления грифов, топов и корпусов. Гитары Rickenbacker практически все изготовлены из этого дерева.

Красное дерево (другое название Махагони) тяжелее ольхи. У гитар из красного дерева наиболее выраженно звучит середина, придающая звучанию инструмента плотный и мясистый звук. Отлично подходит для рок-музыки. Махагони применяют для изготовления корпусов и грифов гитар. Также это хорошее дерево для бас гитар.

Липа придает инструменту немного глуховатое звучание. У гитары из липы будет ровный сустейн, высокие и низкие частоты смягчены, а средние ярко выражены. Для исполнения всевозможных вариаций рока, трэша и металла подойдет гитара из липы. Желательно американской. Эту древесину применяют только для изготовления корпусов.

Ольха - популярная и довольно распространенная порода, которую используют в производстве электрогитар и бас-гитар. Практически все известные фирмы (Washburn, Fender, Ibanez, Jackson и другие) имеют в настоящее время в своей линейке инструменты из ольхи. Исключение - Gibson. Гитары из ольхи хорошо звучат, отлично резонируют и имеют сбалансированный тембр.

Палисандр применяется в основном для накладок грифа, гораздо реже - для изготовления дек. Есть индийский, бразильский и африканский палисандр. Теплый звук, приглушенные верхние частоты. Хороший резонанс.

Тополь - самая распространенная порода, которая используется в производстве недорогих гитар. Стоит дешево и подходит для универсальных инструментов. Чистое звучание, преобладают средние частоты. Это лучшее дерево для гитары бюджетного класса.

Ясень - традиционное дерево для гитар. Инструменты из этого дерева звучат звонко и прозрачно. При этом разные части ствола этого дерева будут звучать по-разному. По этой причине найти две гитары из ясеня, которые звучали одинаково, невозможно. Эту древесину использует фирма Fender.

Из какого еще дерева делают гитары?

Это венге, грецкий орех, зирикот, зебровое дерево, коа, корина, лайсвуд, падук.

Подведем итоги

Нет лучшего дерева для изготовления гитар и других музыкальных инструментов. Лучше всего будет, если в вашем арсенале будет два, а лучше три гитары. Одна - для соло, другая - для ритма, а третья - в качестве универсального инструмента (например, гитара из красного дерева).

В следующих обзорах мы расскажем вам подробно о каждой породе дерева.

Статьи о гитаре Просмотров: 157202

Почему гитары делают именно из дерева? Из какого дерева гитара лучше? Каково значение влажности и температурного режима хранения древесины? Итак, всё, что вы хотели знать о дереве для изготовления гитар, но боялись спросить

Влияние дерева на звучание гитары иногда недооценивают. Однако это крайне важный момент, давайте разберёмся в этом подробнее.
Что происходит, когда мы дёргаем струну? Правильно, она начинает вибрировать, а вибрация создаёт звук. Степень натянутости определяет высоту звука. Материал струны и её толщина влияют на тембр звука, т.е. на его окрас. Многие производители струн хвалятся своими новыми разработками, придающими гитаре особое неповторимое звучание. И это всё конечно иеет право на жизнь, но...
Если кто-нибудь играл на НЕподключённой электрогитаре, то он поймёт, о чём сейчас пойдёт речь. Представим, что перед нами не гитара, а просто натянутая струна. Если мы её дёрнем, то услышим жалкий писк. Звук образуется и тут же улетучивается. Никакой красоты звучания, силы, бархатистости мы не услышим.
Теперь дёрнем струну на акустической гитаре. Вот это уже звук! Откуда же он берётся? Звук, образуемый струной, загоняется в круглое (резонаторное) отверстие корпуса гитары. Там он резонирует о стенки корпуса и выходит обратно с многократным усилением. Резонирующее дерево здесь выполняет следующие функции:

  • Усиление звука
  • Придание звуку определённого тембра (окраски)
  • Увеличение сустейна (продолжительности звучания звука)

Почему именно дерево? Дело в том, что дерево придаёт струнным инструментам наиболее красивое звучание, это проверено тысячелетиями экспериментов. С развитием технологий появились и новые материалы, из которых иногда делают гитары, например, углепластик. На просторах интернета можно даже найти видео с гитарой, сделанной из воздуного шарика:)) В гонке за удешевением производства, многие бренды начали изготавливать бюджетные гитары из деревянной фанеры/ламината/шпона, причём многие из них звучат вполне прилично. Но всё равно нет ничего лучше гитары из массива дерева.
Дерево обладает уникальными характеристиками с точки зрения обработки звука. Оно плотное, но не настолько как камень. Оно гибкое и лёгкое, но при этом не хрупкое. В дереве есть множество глубоких пор, которых нет в пластике, это придаёт звучанию гитары особую бархатистость.

Из какого дерева делают гитары?

В гитаростроении применяется очень большое количество сортов дерева, вплоть до редких экзотических пород. Однако большинство гитар делается из ограниченного количества пород дерева, которые были выведены методом проб и ошибком. Именно эти породы обладают наилучшими звуковыми характеристиками. Причём для разных видов гитар подходят разные сорта. Важное значение имеет также сочетание разных сортов друг с другом, т.к. гитара состоит из разных элементов и каждый из них делается из отдельного сорта дерева. Рассмотрим, какие породы дерева для изготовления гитар используются в наше время.

Акустические гитары

Дерево для акустических гитар. Наибольшее влияние на звук имеет верхняя дека корпуса гитары. Верхняя дека акустических (в том числе и классических) гитар чаще всего делается из ели (spruce) . Ель обладает ярким, звонким и чётким звуком. Большинство инструментов производится из ситхинской ели (sitka spruce). Более дорогие инструменты делают из ели Энгельмана (Engelmann spruce), эта порода обладает чуть более мягким звучанием. В дорогих гитарах можно встретить верхнюю деку из красной ели (adirondack spruce). Это очень редкая порода, обладающая звуком, близким к ситхинской ели, но при этом более глубоким.
Вторая порода, из которой часто делают верхнюю деку акустических гитар - это кедр (cedar) . В сравнении с елью кедр обладает более мягким, обволакивающим звучанием, но при это менее звонким. Глупо задавать вопрос, какое дерево для гитары лучше, ель или кедр - о вкусах не спорят, они просто разные. Стоит также отметить, что звучание кедра неизменно, а хороший массив ели со временем улучшает своё звучание, прям как вино.

Задняя дека и обечайка тоже играют важную роль в формировании звука, они обычно делаются из одной породы дерева.
Чаще всего задняя дека сделана из красного дерева (mahogany) . Это очень распространённая порода, придающая звуку гитары ровность, мягкость, сбалансированность и чёткость. Отлично прослушивается каждая нота, особенно на высоких частотах. Красное дерево придётся по душе любителям соло и переборов, а также универсалам.
Более дорогая порода задней деки - палисандр (rosewood) . Это очень красивый сорт - тёмно-коричневое дерево со светлыми кофейными прожилками. Звучит палисандр тоже прекрасно - глубокий, вязкий звук. Палисандр преображает звучание низких частот. Эта порода придётся по душе любителям глубокого, насыщенного звука, а также ритмовикам.
Иногда в задних деках можно встрерить другие породы дерева: клён, орех, коа, бубинга и др. Все они так или иначе будут ближе к красному дереву или палисандру.

Остальные элементы гитары (гриф, накладка, порожки) практически не влияют на звук, т.к. принимают минимальное участие в резонировании. Некоторые гитаристы говорят, что гриф влияет на сустейн (продолжительность звучания звука), а накладка грифа на "атаку". Насколько это правда, мне лично проверять не довелось. Гриф акустических гитар чаще всего делают из красного дерева, реже - из клёна. Накладка грифа в 90% случаев делается из палисандра (помягче), в дорогих профессиональных инструментах встречается чёрное дерево (ebony), которое обладает большей чёткостью и лучшей атакой. Но повторюсь, влияние этих элементов на общий звук мизерно.

Электрогитары

Одно время велись долгие споры влияет ли материал электрогитары на выходной звук? Аргументы против были довольно логичны: резонирующая коробка у электрогитары отсутствует, гитара резонирует мало, звук практически сразу улавливается звукоснимателями. Не так давно появился даже новый подвид - сайлент-гитара, у неё отсутствует корпус. Однако разбиваются о многочисленные эксперименты, которые показали, что дерево всё же влияет на характер звучания электрогитары, причём довольно ощутимо.

Больше всего на звук влияет корпус гитары. По сравнению с акустикой в электрогитарах можно наблюдать большее разнообразие сортов древесины. Вот наиболее распространённые:

  • Ольха (Alder). Это самая распространённая порода, из которой делается корпус электрогитар. Доступное дерево, звучит сбалансированно, ровно на всех частотных диапазонах. Это универсальное дерево, которое используется во всех жанрах.
  • Липа (Basswood). Примерно та же ситуация, что и с ольхой, у них даже структура древесины схожа. Однородное по структуре дерево, ровное и сбаланисрованное по звучанию, мало окрашивает звук. Выделяется середина, низы и верхи смягчены. В общем, универсальная порода, к тому же очень лёгкая. Липа является мягкой породой, поэтому её должен защищать хороший слой лака.
  • Красное дерево (Mahogany). Это дерево обожают поклонники тяжёлых стилей музыки, а таже сочного, плотного звука. Тембр тёплый, по частотам явный акцент на нижнюю часть середины, выраженные басы. Верхние частоты мягкие. Для того, чтобы придать верхам большую чёткость топ (верх) корпуса иногда делают из тонкого слоя клёна или его аналогов. Красное дерево относится к тяжёлым породам дерева.
  • Агатис (Agathis). Так называемое бюджетное красное дерево, хотя к красному дереву агатис никакого отношения не имеет, это отдельный сорт, относящийся к семейству сосновых. Просто по звучанию и цвету агатис ближе всего именно к красному дереву, отсюда и пошла путаница. Звук агатиса близок к махагону, но не такой сложный, более плоский. Это недорогое и лёгкое дерево, достаточно просто подвергается обработке. Используется в производстве бюджетных гитар.
  • Болотный ясень (swamp ash). Лёгкий сорт ясеня с большими порами и открытыми волокнами, произрастает на юге США в болотах. Благодаря своей нетипичной структуре дерево отлично резонирует, обладает широким динамическим диапазоном и хорошей акустикой. Певучесть, теплота, отличные басы, чистые "колокольные" верхи, - всё это болотный ясень.
  • Северный ясень (ash). В сравнении со своим болотным родственником это более тяжёлая и плотная порода. Очень звонкое звучание, долгий сустейн. Однако есть и приличный минус - высокий вес. В наше время используется нечасто в связи с широким распространением ольхи и липы.
  • Менее популярные и экзотические породы: орех (walnut), гавайское коа (koa), австралийский лэйсвуд (lacewood), корина (korina), падук (paduk) и др...

По сравнению с выбором акустической гитары в случае с электрогитарой нужно большее внимание уделить грифу. Здесь гитарное дерево ощутимее влияет на звучание. Две самых распространённых породы грифа - это красное дерево и клён. Красное дерево обладает более тёплым, вязким звучанием, зато клён более верхастый и чёткий. Клён выбирают фанаты "стеклянного" фендеровского звука, а также любители виртуозных соло, где важна слышимость, "чеканность" каждой ноты. С накладкой грифа примерно та же ситуация, что и в акустических гитарах (читай выше). Правда тут добавляется ещё вариант с кленовой накладкой, для любителей особой чистоты и "кристальности" звука.

Какое дерево для гитары лучше?

Невозможно выделить лучшее дерево для гитары, это неправильно поставленный вопрос. Для начала определитесь с жанром - какая музыка вам больше нравится? Потом стиль игры - вы любителй ритм-партий или соло-пассажей? Если вы выбираете электрогитару, то расклад примерно такой. Любителям тяжёлой музыки советуем обратить внимание на красное дерево, агатис, эти породы будут лучше звучать в тяжёлых стилях. Если вы любите тяжёлую музыку, но при этом хотите стать виртуозным шреддером, то ищите сочетание красного дерева и клёна в топе или корпуса из красного дерева в сочетании с кленовым грифом. Фанатом чистого звука, чётких кристальных пассажей советуем обратить внимание на инструменты из болотного ясеня и клёна. Ну а если вы ещё не определились или хотите играть всё - выбирайте гитару из ольхи или липы.

© Копирование первоисточника допускается только со ссылкой на главную .


Влияние дерева деки распространяется практически на всё звучание, но больше всего на фазу после звукоизвлечения (сустэйн) и затухание звука. На атаку (первичную фазу ноты) больше влияет то, из какого дерева накладка грифа, если конечно гриф не целиковый. Гриф же больше всего влияет на длину сустэйна (но не его характер) и, частично, на атаку. Тип и качество струн, и даже индивидуальные особенности звукоизвлечения, играют определенную роль в тембре инструмента, но лишь приукрашивая его или наоборот.

Не надо забывать также, что каждый кусок древесины в своём роде уникален – даже два куска одной породы будут отличаться друг от друга по характеристикам. Более того, у каждого музыканта (или слушателя) разные представления о хорошем звучании. Поэтому все приведенные здесь описания пород дерева и их влияние на звук имеют скорее обобщающий и отчасти субъективный характер.

Красное дерево – Махогони — теплая и сочная середина, глубокие низы и сглаженные верха. Певучее бархатное звучание. Оно отличается изящным рисунком с большими порами. По текстуре слегка напоминает ясень, но с более ровным рисунком. Цвет красно-коричневый, хорошие куски, покрытые прозрачным лаком, имеют золотистый отблеск. Имеет хорошие показатели в низкочастотном спектре, компрессированную середину и мягкие высокие частоты. В целом, тембр теплый, полный, как будто немного гнусавый.

Твердый (горный) клен – атакующее звучание с быстрой отдачей. Еще одна важная особенность твердого клена – это хорошая педаль. Это отличное качество, необходимое практически в любом стиле музыки.

Мягкий клён. Обычно гораздо легче, чем твердый клен, но имеет такой же цвет и их легко спутать по виду. Дает инструменту яркий звук и хорошую атаку, но всё же не на столько звонок по сравнению с жестким кленом или другими твердыми породами дерева. Тем не менее, эта порода придает звуку певучесть на верхах и плотность в низкочастотном спектре. Произрастает преимущественно на юге.

Фигурный клен. Корневые срезы дерева часто дают очень красивый, неповторимый рисунок волокон. Различают разные его типы, такие как волнистый, или огненный (flamed), стёганный (quilted), каповый (burled) и прочие. Чем красивее и лучше рисунок, тем выше качество клена, что отмечается маркировкой: («А» – легкая местная волнистость, «АА» – волнистость средняя, неоднородная, «ААА» – равномерная качественная). Отдельно стоит порода клена «птичий глаз» (bird’s eye).

Палисандр – сочное и теплое, плотное звучание. Существуют три основных разновидности этой породы: индийский, бразильский и африканский палисандр. Африканский значительно светлее по сравнению с двумя другими. Это одна из самых тяжелых пород древесины. Его текстура довольно красива, имеет темно-коричневый цвет иногда с красноватыми или фиолетовыми прожилками. Это очень плотное, стабильное дерево, которое хорошо резонирует по всему звуковому спектру. Однако из-за своей маслянистой структуры высокие частоты слегка приглушены, что делает эту породу одной из самых теплозвучных.

Черное дерево (эбеновое)– великолепный внешний вид, атакующее звучание.

Орех – теплое густое звучание, богатая середина.

Падук – яркое и чистое звучание с плотными низами.

Бубинга – шероховатое звучание, насыщенные низы. Очень тяжелая древесина.

Венге – богатый средний диапазон, сглаженные верха.Твердое африканское дерево с черными или шоколадного цвета полосами. По внешнему виду и звучанию похоже на зебрано, но гораздо темнее.

Зебрано – тяжелое дерево с текстурой из крупных полос разных оттенков от песочного до темно-коричневого цвета. По звучанию и весу больше всего оно похоже на твердый клён.

Коа – теплая и сочная середина, красивый рисунок волокон. Это экзотическое дерево среднего, иногда тяжелого веса, с очень красивой текстурой медово-коричневого цвета. Растет только на Гавайских островах. По глубине и трехмерности рисунка, фигурный Коа превосходит любую другую породу. В общем, звучание ярко выражено в диапазоне средних частот, высокие частоты смягчены и компрессированы, низкие звучат чисто, но слабо. В результате, Коа имеет усиленную частоту основного тона нот и довольно узкий динамический диапазон, а так же звучит более компрессировано по сравнению с другими породами.

Кокоболо – относится к семейству палисандровых и растет в Мексике. Это одна из самых тяжелых пород семейства, но имеет неплохие звуковые характеристики схожие с другими представителями палисандровых. К сожалению, это дерево используется далеко не часто, т.к. пыль от него вызывает аллергическую реакцию, и оно очень плохо поддается склеиванию.

Лайсвуд – Австралийское дерево среднего веса. По настоящему сложное дерево, поверхность которого похожа на змеиную кожу. Его текстура имеет красновато-коричневые полосы, окружающие более светлые и мягкие участки древесины. По тембру похоже на ольху, но ярче. Низкочастотный диапазон плотный, весьма сложная середина и яркие верха. Лайсвуд – это настоящее «мульти-плотностное» дерево. Дерево звучит ярче чем ольха, и насыщеннее чем сплошной клен.

Ель активно используют в изготовлении верхней деки акустических инструментов. Это очень мягкая и довольно легкая древесина, но при этом она весьма упруга. Как и ясень, плотность ели не постоянна от места к месту. Цвет – желтовато-белый. Ель имеет очень широкий частотный диапазон, даже больший чем у ольхи, с акцентированными средними частотами. Из-за своей мягкости ель приходиться покрывать очень твердым лаком, чтобы защитить древесину от вмятин и повреждений

Потребительские свойства и показатели качества музыкальных инструментов в значительной мере определяются тем, какова их конструкция, из каких материалов они изготовлены и какие технологические процессы применялись при их изготовлении. Все материалы, используемые для изготовления музыкальных инструментов, подразделяются на основные и вспомогательные. Основными являются те материалы, из которых изготавливают основные узлы инструментов. Это древесина различных пород, металлы, кожа, пластмассы, клеи, лаки, краски и т.д. Наиболее широко в изготовлении музыкальных инструментов применяется древесина как лиственных пород (бука, березы, ольхи, граба, клена, груши, ореха, липы), так и хвойных (ели, сосны, кедра, пихты, лиственницы). Вспомогательные материалы используют не для самого изделия, а лишь в процессе изготовления инструмента. Это шлифовальные материалы, растворители, разбавители лаков, красок и т.д. Высокие технологические и акустические свойства щипковых, смычковых и клавишных инструментов обусловлены тем, что все их основные узлы изготовлены из древесины. Древесину легче обрабатывать, чем металлы. Она обладает высокой прочностью, легко склеивается, имеет красивую текстуру. Вместе с тем у древесины есть и отрицательные свойства. Это - усыхание, разбухание, коробление, растрескивание при изменениях температуры и относительной влажности воздуха. Недостаточно стойка древесина к воздействию различных микроорганизмов и насекомых. Кроме того, она легко воспламеняется. Тем не менее пока еще нет заменителей, которые обладали бы столь же высокими акустическими свойствами, что и древесина, а по остальным свойствам были более ценными. В частности, древесина обладает способностью резонировать на колебания первой колебательной системы - источника звука (вибратора), хотя по остальным свойствам другие материалы могут быть более ценными, чем древесина. Технологические, акустические и декоративные особенности строения древесины различных пород учитываются в процессе конструирования и изготовления музыкальных инструментов. Немаловажное значение имеет методика распиловки древесины. Разрез бывает радиальным, который образуется при распиловке ствола вдоль продольной оси по радиусу или диаметру, тангентальным - при распиловке вдоль продольной оси на том или ином расстоянии от центра, торцовым - древесина распиливается поперек продольной оси. При изготовлении музыкальных инструментов учитываются такие свойства древесины, как текстура и влажность. Текстура зависит от сочетания видимых элементов структуры древесины: годичных слоев, волокон, сосудов, расположения и вида сучков, неразвившихся почек и т.п. Красивую текстуру имеет древесина клена, ореха, карельской березы, красного дерева и пр. Однако эти виды древесины не обладают высокими акустическими свойствами, их используют для облицовки и украшения различных деталей и узлов инструмента. Влажность древесины, предназначенной для изготовления музыкальных инструментов, должна быть в пределах 82%. Для достижения необходимых показателей влажную древесину сушат. Основным показателем акустических свойств древесины является так называемая акустическая константа, которая косвенно выражает также и резонансные свойства. Она определяется по формуле:

где Е- динамический модуль упругости, кгс/см;

Плотность древесины, г/см.

При исследовании свойств древесины различных пород установлены средние значения акустической константы: для ели- 1250, пихты - 1240, кедра сибирского - 1180, клена - 720, березы - 745, бука - 600, дуба - 620. Поэтому из древесины ели, пихты, кедра изготовляются деки музыкальных инструментов - основные узлы, способствующие резонансу и, следовательно, увеличению громкости звучания источника звука. Другие породы древесины не обладают необходимыми акустическими свойствами. Акустическая константа металлов находится в пределах 100-300, пластических масс 240-450, в силу чего они не могут быть применены как резонансные материалы. Кроме ели, пихты и кедра, в производстве музыкальных инструментов используются бук, береза, граб, дуб, клен, ольха, липа, груша, орех, сосна, лиственница и некоторые редкие породы древесины. Так, из бука изготовляют твердые детали: корпусы щипковых инструментов, некоторые детали гармоней, баянов, аккордеонов, обод барабанов. Береза применяется для изготовления корпусов гитар, балалаек, многих деталей пианино, роялей. Граб идет на производство деталей пианино и роялей, требующих особой прочности. В производстве щипковых и смычковых инструментов граб заменяет черное дерево. Из дуба изготавливают неподвижные бруски, на которые опираются молоточки ударного механизма пианино и роялей. Древесина явора (белого клена) - единственный и незаменимый материал для изготовления лучших сортов всех смычковых и некоторых видов щипковых инструментов. Из явора делают нижние деки этих инструментов, боковые стенки корпуса, называемые обейчатками.

Ольха применяется для изготовления некоторых деталей смычковых и щипковых инструментов, гармоней, баянов, аккордеонов. Из ольхи изготавливают верхнюю и нижнюю части остова (футляра), крышку корпуса пианино и роялей. Липа идет на изготовление деталей корпуса струнных и язычковых инструментов, не требующих особой прочности. В производстве музыкальных инструментов груша заменяет черное дерево: из нее делают колки для натягивания струн. Подставки под струны, окрашиваемые в черный цвет клавиши. Ореховая древесина применяется для изготовления корпусов щипковых и смычковых инструментов, облицовки корпусов многих других инструментов. А также идет на изготовление декоративных прокладок между деталями корпуса щипковых и смычковых инструментов - усов и жилок. Кроме отечественных пород древесины, для изготовления музыкальных инструментов используются сорта древесины, которые вывозятся из-за границы: красное, лимонное, черное, розовое, эбеновое, палисандровое дерево. На изготовление музыкальных инструментов древесина идет в виде пиломатериалов, лущеного шпона - тонких листов, клееной и строганной фанеры.

Почти все виды музыкальных инструментов имеют детали и узлы, изготовленные из металлов или их сплавов, а для отдельных видов инструментов, например духовых, металлы являются основным материалом для производства. Такие инструменты как духовые трубы, альты, теноры, баритоны, саксофоны, валторны, изготавливаются полностью из металлов. При производстве других видов инструментов, у которых основным материалом является древесина, металлы играют второстепенную роль. Используются черные металлы (сталь,чугун), цветные (алюминий, медь), а также их сплавы. Из мягкой стали изготавливаются все крепежные детали: болты, шурупы, скобы, крючки, замки, детали колковой механики и т.п. Специальная сталь используется для изготовления струн, голосовых язычков гармоней, баянов, аккордеонов. Рамы роялей и пианино, которые должны обладать повышенной прочностью, делают из чугуна особого состава. Из сплавов цветных металлов применяют латунь. Мельхиор, нейзильбер и медно-оловянный припой. Латунь-это сплав меди и цинка; в виде листов определенной длины и ширины идет для изготовления многих духовых инструментов: альтов, теноров, баритонов, басов, труб, валторн, саксофонов и пр. Латунная проволока используется для колец, закладываемых в раструбы духовых инструментов, ладов щипковых инструментов и т.д. Мельхиор - сплав меди и никеля; применяется для изготовления колец и накладок на раструбы. Нейзильбер - сплав меди, цинка и никеля; из него делают более тонкие высококачественные духовые инструменты, например, флейты. Алюминий и его сплавы применяют, главным образом, для изготовления голосовых планок и деталей механики язычковых музыкальных инструментов.

Для производства музыкальных инструментов используют материалы: сатин, шелк, ситец, бязь, байка, плющ и др. Большинство из них идет на оклейку мехов, реже - на оклейку футляров; применяется в качестве декоративного материала под крышки корпуса язычковых инструментов. В производстве роялей и пианино широко используют сукно и войлок. Войлок имеет различное назначение: мягкий применяют для оклейки глушителей - деталей механизма, заглушающих звучание струн, более плотный - для фенгеров и фигур - деталей молоточкового механизма в качестве прокладки, наиболее плотный (хорошо уваленный) войлок, обладающий высокими механическими свойствами и в то же время упругостью, - для обтяжки молоточков в молоточковом механизме. Сукно применяют как прокладку между трущимися поверхностями деталей. Натуральная кожа в виде солевой (гармонной) лайки идет для изготовления клапанов в голосовых планках, используется в качестве «залоги», прикрывающей отверстия противоположного незвучащего язычка, для оклеивания углов мехов баянов, гармоней, аккордеонов. Оленью замшу применяют в клавишных инструментах для оклейки тех деталей, которые соприкасаются друг с другом. В последнее время для изготовления музыкальных инструментов широко применяют пластмассы. Ими заменяют некоторые породы древесины при изготовлении многих деталей: колков, струнодержателей, грифов, кнопок. Пуговиц, клавиатуры ударно-клавишных и язычковых музыкальных инструментов Пластические массы используются как облицовочный материал. При производстве музыкальных инструментов применяют аэрографию - нанесение раствора красителей с помощью распылителя и панелирование - облицовку поверхности непрозрачной пленкой или бумагой, имеющими желаемую текстуру. Для производства музыкальных инструментов необходимы лаки, краски, клеи и некоторые другие материалы. Для отделки инструментов наиболее часто применяют полиэфирные лаки и нитролаки. Чтобы скрыть строение древесины, поверхность музыкальных инструментов полируется, для чего применяют политуру. Для соединения отдельных деталей и узлов, а также для фанерования ценными породами наружных деталей инструментов служит клей. От качества соединений непосредственно зависит прочность инструментов.

В последнее время многие задают вопрос о качестве дерева, идущего на изготовление гитар. Причем обсуждаются уже имеющиеся конструкции серийных инструментов, прогнозируется звучание инструментов в зависимости от пород дерева. Это говорит о том, что винницкая гитарная элита выросла в познании основ образования звука. Я говорю не о тех, кто уже десятилетия изучает это тонкое дело, а о тех, кто только начинает карьеру гитариста и познает первые свои инструменты. Думаю, что познание этого материала должно не только расширить кругозор музыканта, но и является необходимой частью знаний в выборе инструмента для озвучивания партии гитары в разных стилях и направлениях музыки. Учитывая уже изданный материал в интернете и свой опыт, я попытаюсь вкратце обобщить это все на примере наиболее часто используемых музыкальных пород дерева.

Наиболее распространенное в гитаростроении дерево- ольха (alder) . Это дерево- классика яркого, насыщенного обертонами звука. Спектр звучания достаточно широк и универсален для многих типов инструментов. Поэтому ольха, обладающая и яркостью и в тоже время глубиной звука, замечена практически во всех музыкальных направлениях: это и сверхтяжелая музыка и легкая и, даже, джаз. Подбирая датчики, можно как сузить, так и расширить спектр звучания инструмента. С ярким сингловым звуком, фирма «Fender», пожалуй, стала первым и самым крупным исследователем ольхового звука. Классика ольхового звука- гитары упомянутой фирмы в руках таких музыкантов, как Ств Рэй Воэн, Эрик Клэптон, Джимми Хендрикс, Ингви Малмстин и многие, многие другие.

Не менее звучное и звонкое дерево- ясень (ash) . Звук, как и у ольхи яркий, стеклянный, но с немного более подчеркнутым низом. Несмотря на свою звонкость, ясень хорошо ложится в звучание бас- гитар. В ясеневом исполнении бас имеет бархатный низ и подчеркнутую верхнюю середину. Такие инструменты дают плотный, хорошо читаемый звук, что в свою очередь дает возможность использования при игре слэпом. Очень неплох ясень для гитар с пониженным строем: из-за плотности структуры дерево хорошо резонирует на нижних частотах, давая четкий не размазанный звук. Первые гитары Лео Фендера были сделаны из ясеня. Внешне ясень выгодно отличается от ольхи и липы, у него красивая текстура, розоватый оттенок чистого дерева, но он имеет заметный вес. Свободен от этого недостатка болотный ясень, хотя по звуку он несколько ближе к ольхе, чем его равнинный собрат. Ясеневыми гитарами пользовался великий Ричард Блэкмор, Маадди Уотерс, Марк Кнопфлер и др. Ясень используется в гитаростроении как болотный (облегченный), так и лесной, более плотный.

Родственное звучание у липы (basswood) . Но у липы диапазон звука несколько сужен по сравнению с вышеуказанными породами как сверху, так и снизу звукового диапазона. Липа- дерево довольно мягкое и верха в нем имеют слабый резонанс. Хорошо выражена середина. Липа- прерогатива японских инструментов. Если взять гитары 70-х – 80-х годов, то там преобладают инструменты с декой из липы. В Японии липа – одно из наиболее распространенных и доступных деревьев. И если кто-то скажет, что липовые инструменты плохо или недостаточно профессионально звучат, то это будет неправдой: липа – хорошо звучащее дерево. Это могут подтвердить Джо Сатриани, Джон Петруччи, Джордж Линч и еще многие другие. Один недостаток есть: из-за мягкости волокон все бриджи «тремоло» быстро раскачиваются в гнездах корпуса и гитара не строит. Но и из этого положения есть выход и не один. Но лучше всего, конечно, на липовых корпусах использовать фиксированные бриджи. Мой опыт работы с этим деревом показал, что корпус гитары, сделанный из нижней части ствола липы, звучит плотнее, да и низких частот там заметно больше, чем в верхней части.

Эти три породы я бы объединил c не менее важной- клен (maple )- породой, из которого делают грифы для гитар из ольхи, ясеня и липы. Из вышеназванных пород, кроме ясеня, ни одна не годится для изготовления грифов. Необходимое качество дерева для грифа- упругость. Клен упруг, тверд. Даже лады в нем хорошо держатся. Гриф из клена без накладки обладает стеклянным призвуком, подчеркнутой звонкостью. Накладка ведь тоже участвует в звукообразовании. На деку клен редко используют. Дерево не обладает достаточной глубиной звучания, но мягкие породы клена довольно неплохо звучат и внизу звукового диапазона. И при правильном подборе дерева на деку в сочетании с выбором датчиков, можно добиться довольно интересного звучания инструмента.

Это дерево занимает особое положение в гитаростроении. Клен- это грифы большинства гитар, это топы, блоки полуаккустических гитар, элементы корпусов акустических гитар. А если учесть красоту так называемого «огненного» и «стеганого» кленов, то это дерево королевских кровей, ибо трудно представить мировое гитарное производство без клена. Существует определенная градация фигурности узора дерева. И относится она не только к клену. От нее зависит и цена и благородство инструмента. Низшая ступень градации- А, а высшая зависит от поставщиков дерева. Количаство букв А говорит о качастве- например: ААААА – это очень круто. Реально я встречался с деревом АААА, но 5 букв А, а где-то я встречал информацию и о 6 буквах А, это все, я думаю, от лукавого, ибо никто не запретит поставщику самостоятельно дописать одну или две А и продать заготовку дороже. А количество букв А выставляет продавец. Лет 15-17 назад я читал статью о дереве, где упоминалась категория АААА- как высшая. Кстати, вопрос о том, что звучание фигурного клена лучше, чем клена с прямым волокном- очень спорный. Многие считают, что это скорее элемент инкрустации, красоты, если хотите, но не более. Вопрос интересный и спорный и нет пока единого мнения по этому поводу.

Нужно заметить, что звук зависит от плотности дерева, а его плотность зависит от места произростания ствола. Если дерево росло на сухой почве (городские скверы, уличные насаждения, пустыри) то такое дерево имеет более плотную структуру и малые расстояния между годовыми кольцами. Деревья росшие в лесах, на болотах и других местах с повышенной влажностью имеют менее плотную структуру, легче по весу и низкий резонанс. Кроме того, ствол дерева можно поделить на нижнюю(комлевую) и верхнюю часть, которые тоже по разному звучат.

Основное дерево «Гибсонов», а также «Ибанезов» и многих других фирм- махогани -красное дерево (mahogany) . Плотный низ, четкая середина, а в сочетании с кленовым топом широкая полоса воспроизводимых частот, так называемый классический плотный «гибсоновый» звук. Хоть и тяжеловато это дерево, но многие идут на эту жертву. Трудно отработать концерт с пятью килограммами вибрирующего дерева на плече. Но есть хтрости и, кто хочет иметь именно гибсоновый звук, используют их и отрабатывают на сцене с тяжелым инструментом, причем в довольно подвижной манере. Сегодня фирма "Gibson" уходят от веса LP путем фрезерования полостей в корпусе, отчего инструмент стал значительно легче. В тяжелой музыке гитары из красного дерева обосновались прочно из-за своего мелодичного звука и длинного сустейна, а также совокупности свойств самой древесины, которые дают так называемый жир в звуке.

Видов махогани довольно много: только африканских насчитывают до 5 разновидностей. Кроме того, махогани произрастает в Гондурасе, в Индийском регионе. К сожалению это дерево популярно не только в гитаростроении, но и в судостроении, мебельном производстве. Поэтому его запасы тают и зеленые уже провозгласили табу на вырубку этого дерева в Гондурасе. Поэтому махогани дорожает и стали появляться на гитарном рынке инструменты из агатиса, тополя, и пр. Раньше эти деревья использовались очень ограничено в гитаростроении.

Т ополь (poplar) - довольно музыкальное дерево. А вот одно «но» у него есть: слабость волокон, как и у липы. Если на такую гитару поставить «флойд» или другую качалку, то место крепления к корпусу быстро расшатывается. Тоже самое можно сказать и про агатис и ель. Эти оба дерева из породы хвойных и также не имеют прочности волокон. Из такого дерева можно делать инструменты с глухой машиной, без качалок, со сквозными струнами или со сквозным грифом в качестве добавочных боковых частей. Мне уже не раз приходилось вставлять блоки из твердого дерева в корпуса гитар из тополя и липы для укрепления позиции флойда.

Нельзя не упомянуть и такое дерево как орех (valnut) . Из-за своей плотности орех имеет резонанс несколько выше и звучит звонче махогани и тополя. Это довольно дорогое дерево и имеет красивую структуру и прочные волокна. Ореховые гитары хороши для пониженного строя: дерево имеет четкий и чистый резонанс на низких частотах. Но плотность дерева влечет за собой и его вес. Гитары из ореха тяжеловаты, как и из махогани и ясеня.

Из экзотических пород я отметил бы дерево коа (koa) У коа хороший резонанс как вверху, так и внизу. Верхние частоты скомпрессированы и звучат не так остро, как у ольхи, ясеня или ореха, у которых верха рассыпаются битым стеклом. У коа нет мощной атаки, но есть богатство гармоник, естественный сустейн. Я думаю, что лучшее применение – это гитары для блюза, тяжелой музыки и бас-гитары. Это дерево смело можно отнести к разряду элитных пород. Есть, правда одно «но»: цена дерева. А тут уже есть выбор: насколько гитарист готов ради своего второго «я» (гитары) уменьшить количество потребляемого пива и расходы на энтропию.

И, наконец, ее величество, королева акустического звука - ель (spruсe) Дерево с уникальными звуковыми характеристиками. Каркас из годовых колец имеет большую жесткость, что дает отличный верхний резонанс, а промежуток между ними заполнен мягкой древесиной, что дает низ. Это накладывание гармонических составляющих мягкой части дерева и его каркаса из годовых колец будут давать низкий рокочущий резонанс, что в сочетании с чистыми верхними гармониками дает этому дереву преимущество при выборе материала на верхнюю деку акустических инструментов и не только гитар, это дерево незаменимо также для резонирующих дек роялей, фортепьяно и огромного числа других музыкальных инструментов.

По этой теме можно говорить без конца, насколько интересна сама тема звука. Да и пород дерева, используемых в гитарах значительно больше. Повторяю, что я упомянул наиболее популярные у изготовителей и у музыкантов. А при приблизительном подсчете, кроме названных, можно назвать еще 20-30 видов и пород дерева, используемых в гитаростроении. Отдельная тема- накладки на гриф. Это тема для еще одной заметки на тему "О дереве для гитар".