Джакомо Пуччини: биография, интересные факты, творчество. Джакомо Пуччини: биография, интересные факты, творчество Изучение наследия Пуччини

Aroun al Rascid (Умберто Брунеллески) – Пуччини

«Вопреки всему и всем создавать мелодическую оперу».
Джакомо Пуччини, надпись на черновике «Тоски»

«Шостакович: – Что вы думаете о Пуччини?
Бриттен – Я думаю, что его оперы ужасны.
Шостакович: – Нет, Бен, вы не правы. Он писал чудесные оперы, но в них отвратительная музыка».
Дж. Хэрвуд, «Мемуары»

Сдается мне, что примерно такого же мнения придерживались в бытность мою студентом музыкального училища, а затем и консерватории, преподаватели, читавшие нам лекции по музыкальной литературе и истории музыки.

При упоминании фамилии Пуччини их глаза как-то странно пустели, носы едва заметно морщились, губы поджимались, и вся эта мимика сопровождалась выразительным пожатием плеч.

Выходило, что творчество этого композитора – какой-то не то чтобы очень нужный довесок к наследию Верди, а его имя заслуживает лишь простого перечисления одной строкой вместе с фамилиями двух композиторов-веристов – Леонкавалло и Масканьи.

Я, влюбленный в музыку Пуччини лет с 14-ти, не мог найти никакого логического объяснения такого пренебрежительного отношения, а слова «снобизм» в моем тогдашнем лексиконе еще не было…

Согласно ежегодно обновляемой сайтом operabase.com статистике, три из двенадцати созданных Пуччини опер – «Тоска», Богема» и «Мадам Баттерфляй» в мировом рейтинге популярности занимают пятую, шестую и седьмую позиции соответственно.


Не секрет, что в глазах некоторых людей, причисляющих себя к интеллектуалам, популярность произведения у публики является скорее отягчающим обстоятельством, нежели плюсом.

Пуччини для них слишком «прост» и доступен, его музыка, необычайно искренняя, эмоционально открытая, обворожительно красивая и воздействующая, так сказать, «поверх интеллекта», вызывает сомнение в своей доброкачественности именно по причине наличия в ней этих свойств.

Пуччини, образно выражаясь, рифмует в своей музыке «любовь» и «кровь». Однако уже во второй половине 20-го века подобная «непосредственность» многим критикам и искусствоведам, да и композиторам тоже, представлялась чуть ли не неприличной. Постмодернистская эстетика требует от художника не искренности, но иронической позы и рифмы «любовь – «морковь»…

Будучи гениальным оперным драматургом, Пуччини владел искусством необычайно точной музыкальной обрисовки персонажей и ситуаций. Его герои никогда не бывают абстрактными «любовниками» или «злодеями»: они невероятно, можно сказать, вызывающе живые.

Такого, мягко говоря, небанального персонажа, как Скарпиа, история оперы до Пуччини не знала. Жестокий, расчетливый и коварный манипулятор – да. Но это не вердиевский Яго. Скарпиа – чиновник , занимающий очень высокий государственный пост . Солидный человек, ответственное должностное лицо. В этом ключ к его образу, о чем я уже как-то раз писал, сетуя на попытки режиссеров обкорнать и упростить его, представляя Скарпиа то алкоголиком, то психопатом, то садистом-гестаповцем.

Где еще в опере вы найдете такую чудовищную по своей силе сцену, где бесстыдная похоть переплетается у персонажа с ощущением абсолютной, нерушимой земной власти, подмявшей под себя не только человеческие судьбы, но и религию, интересы которой Скарпиа, в соответствии со своей должностью, обязан охранять?

Сцена из фильма-оперы 1955 г.

Режиссер Кармине Галлоне, дирижер Антонино Вотто. Барон Скарпиа – Карло Тальябуэ:

Пуччини часто ассоциируют со стилем, который принято называть «оперным веризмом». Но единственная опера, где он сознательно и даже демонстративно следует веристским стандартам, это «Плащ», первая часть Триптиха, созданного лишь в 1918 году.

Кстати, собратья Пуччини по «веристскому цеху» Масканьи, Джордано и Леонкавалло всячески давали понять публике и критикам, что их творческие интересы тоже не ограничиваются рамками одного направления, пусть и модного. Бесполезно! Родившийся вместе с истерическим воплем «Туриду убили!!!» ярлык композитора-вериста намертво приклеился сперва к Масканьи, а затем и к именам остальных трех представителей итальянской «Новой школы».

К Пуччини, правда, в меньшей степени, хотя как раз-таки его биография, в некоторых эпизодах, вполне могла бы стать поводом к написанию оперных либретто, нашпигованных «чернухой».

После музыки его главной страстью были автомобили. В этом плане Пуччини был больше сыном нового, 20-го века, чем того, в котором он прожил первые 42 года.


Жить он предпочитал за городом, поближе к природе, и вдобавок увлекался охотой. Однако наличествующие в ту пору на автомобильном рынке модели машин отнюдь не отличались высокой проходимостью, и Пуччини поручил Винченцо Лянча создать экипаж, способный передвигаться по бездорожью. Неплохо разбираясь в механике, он перечислил характеристики, которыми этот автомобиль должен обладать, и так появился первый в мире внедорожник. Это чудо техники обошлось Пуччини в 35000 лир, но он был совершенно счастлив.

Интересно – при том, что он был неравнодушен к технике, Пуччини никогда не именовал себя «изобретателем музыки», как это делал Стравинский. Напротив, он постоянно говорил о том, что в музыке главное – мелодическое начало, и что «музыка без мелодии мертва». А ведь мелодия – это то, что менее всего поддается расчету и конструированию: тут нужен особый дар от природы.

Однажды Пуччини попал в серьезную аварию – двигаясь на большой скорости, не справился с управлением. Нечто подобное частенько случалось с ним в реальной жизни, где, в отличие от оперы, действовали законы, смысл которых он не очень понимал…


Когда умер его отец, Микеле Пуччини, представитель четвертого поколения династии луккских музыкантов – органистов кафедрального собора, композиторов и педагогов, семья впала в бедность. Пятилетнему Джакомо пришлось зарабатывать деньги для семьи, для начала – певчим в церковном хоре. Дядюшка Фортунато Маджи, занимавшийся с ним музыкой, не жалел для племянника бранных слов. Называл «бездарным лодырем». Поколачивал.

Не тяжесть ли непосильной для ребенка ответственности и ощущение постоянного принуждения выработали в характере Пуччини черты, побуждавшие его время от времени поступать не так, как должно, а… ну, скажем мягко – совсем наоборот?

Он был, что называется, трудным подростком. В школе постоянно прогуливал уроки. Играл на органе в различных церквях города, однако нигде подолгу не задерживался. Сначала вызывал восхищение своим талантом, а затем, когда ему надоедала рутина, принимался хулиганить: вплетал в свои импровизации темы оперных арий, причем нарочно выбирал самые популярные.

Подрабатывал он и как пианист в ресторанах, где с ранних лет пристрастился к курению (эта привычка стала, в конечном счете, причиной его смерти).

Однажды, чтобы достать денег на табак, Джакомо вынес из церкви несколько органных труб и продал их как металлолом. После этого орган у него зазвучал уже на модернистский лад.

Позднее Пуччини совершил еще одну «кражу с места работы» – побег с женой зеленщика из Лукки, которой он давал уроки пения. Не прошло и двадцати лет, как Эльвире и Джакомо наконец удалось пожениться. Зеленщик умер, но не просто так, а в полном соответствии с канонами веристской оперы: был зарезан мужем своей любовницы.


В образе ревнивой до безрассудства Тоски угадываются черты характера подруги композитора. Совместная жизнь Джакомо и Эльвиры была настоящим «браком по-итальянски»: со сменяющими друг друга приступами страсти и ревности и попытками Пуччини отдохнуть от утомительных бурь на стороне.

Итог – очередной внебрачный ребенок, шумный скандал и самоубийство деревенской девушки-служанки, на которую ошибочно пало подозрение неистовой Эльвиры (на самом деле она служила чужой любви: передавала Пуччини записки от своей сестры).

Пуччини тяжело переживал эту историю: навыком сбрасывать с себя неприятности простым пожатием плеч он не владел.

…А через десять с лишним лет, в «Турандот», появилась жертвующая собой во имя любви маленькая рабыня Лю.

В качестве примера того, как соотносились друг с другом Пуччини-человек и Пуччини-музыкант, приведу маленький, но характерный для него эпизод.

На выпуске из l’Istituto Musicale Pacini дипломной работой Пуччини было не что-нибудь, а месса – та самая, которая получила впоследствии известность как «Messa di Gloria». (Ответственность за эту нелепость следует, по-видимому, возложить на преподобного Данте дель Фиорентино, в 1952 году доставившего в американское издательство рукопись партитуры Пуччини.

На самом деле – никакая не «Di Gloria», а вполне традиционная месса, пятичастная. В 1880 году она была исполнена в церкви св. Павла в Лукке и получила превосходные отзывы).

Для молодого композитора сочинение мессы было серьезным экзаменом, демонстрировавшим его умение писать для хора, сольного вокала и оркестра, причем в различных комбинациях.

Пуччини прошел это испытание блестяще и удостоился королевской стипендии, давшей ему возможность отправиться в Милан в консерваторию.

Никто в его родном городе не сомневался в том, что талантливый юноша станет затем продолжателем солидного семейного дела, но Джакомо, болевший оперой с четырнадцатилетнего возраста (с тех пор как побывал впервые на представлении «Аиды»), молил небеса совсем о другом. И его молитва была услышана.

Вероятно, там, «наверху», после ознакомления с мессой Пуччини, наполненной очаровательными сочными мелодиями, поняли, что место ее автора – в оперном театре. И довели это мнение до сведения молодого композитора. Во всяком случае, сам Пуччини позже говорил об этом так:

«Много лет назад Создатель коснулся меня своим мизинцем и сказал: “Пиши для театра, только для театра”. И я последовал этому высшему совету».

Но что же музыка «Мессы»? А вот что.

Лучшие куски оттуда перекочевали прямиком в оперы Пуччини: в «Эдгара» и «Манон Леско».

Действительно, не пропадать же добру! Вот, послушайте:

Пуччини, Месса. «Agnus Dei»:

Пуччини, «Манон Леско». Я нарочно отыскал фрагмент исполнения оперы на русском языке:

Поразительней всего то, насколько естественно сочетается эта музыка и с каноническим церковным текстом, и с самым что ни на есть светским. Только не надо сразу же, в меру нашей постмодернистской испорченности, видеть здесь антиклерикальную сатиру – ничего подобного. И цинизма в этом деянии тоже не было. Циником, вообще-то, может стать только человек, с детства усвоивший постулаты общепринятой морали и отвергающий их вполне осознанно – но это явно не случай Пуччини.

Мне кажется, я понимаю, как все получилось. Двадцатилетний юноша, наделенный живым воображением, пишет «Agnus Dei». Он мысленно «видит» эти звуки, в его мозгу они визуализируются в очень конкретный, детски-наивный образ барашка – отсюда и тема, такая же непосредственная, «детская». Ну, а в опере – мы помним, что происходит: нанятые Жеронтом певцы исполняют мадригал его собственного сочинения, и стихи там самые простенькие, безыскусные. «Ярче звезд у милой глазки» – что может быть наивнее?

Пуччини и миру очень повезло, что шефство над «непутевым гением» почти сразу же по окончании им консерватории взял на себя такой крупный предприниматель, выдающийся деятель музыкальной культуры и просто умный и твердый человек как Джулио Рикорди.

А дело было так. В 1883 году издательский дом Сонзоньо, конкурент фирмы Рикорди, объявил о проведении первого конкурса одноактных опер, и председатель жюри профессор Амилькаре Понкьелли, консерваторский педагог Пуччини по композиции, посоветовал своему выпускнику принять в нем участие.

Джакомо ухватился за эту возможность, и так появилась опера «Виллисы». Однако партитура, представленная Пуччини на конкурс, была отвергнута – якобы из-за неразборчивого почерка композитора. Она не удостоилась даже поощрительного отзыва.

Позднее некоторые итальянские исследователи пришли к выводу, что на самом деле причиной поражения Пуччини послужила весьма своеобразная интрига. Понкьелли якобы рассказал об опере своего талантливого ученика издателю Рикорди, и тот уговорил синьора председателя забаллотировать это сочинение, дабы фирма Сонзоньо не «прибрала к рукам» перспективного композитора. Судя по тому, что нам известно о Джулио Рикорди, я бы не отметал с порога эту версию.

Так или иначе, сразу после конкурса Пуччини был представлен Рикорди, тот организовал постановку «Виллис», издал клавир и немедленно заказал композитору новую оперу. Впоследствии Сонзоньо отплатил конкуренту той же монетой, переманив к себе от Рикорди молодого Джордано.

А Рикорди на многие годы стал для Пуччини менеджером, заказчиком и ангелом-хранителем. О благословенные времена, когда один издатель оспаривал у другого право опекать даже не знаменитого композитора, а всего лишь подающего надежды!

Что же такое учуял в незрелом, в общем-то, сочинении прозорливый издатель? Неужели он уловил там зачатки нового стиля, ставшего вскоре знаменем пост-вердиевского поколения итальянских композиторов? В таком случае чутью Рикорди следует поаплодировать.

Занятно, что в премьерном исполнении первой оперы Пуччини принимал участие его однокашник и задушевный приятель Пьетро Масканьи, игравший в оркестре на контрабасе. Спустя 6 лет на очередном конкурсе Сонзоньо он получит главный приз, предъявив граду и миру в своей «Сельской чести» совершенно убойный концентрат этого же мелодического стиля, который у самого Пуччини по-настоящему ярко расцветет только через 10 лет: в «Манон Леско», затем в «Богеме» и, наконец, в «Тоске».

Сравните, Масканьи, «Сельская честь» (Рената Скотто, Пласидо Доминго) и… Пуччини, «Тоска» (Пласидо Доминго):

И все же, при всем уважении к Масканьи, при всей симпатии к его лучшей опере, при сравнении этих двух фрагментов слышно, почему в качестве великого оперного гения историей был отобран не он, а Пуччини…

Намного больше, чем сходство музыкальных мыслей Пуччини и Масканьи, меня поражает здесь другое: радикальное отличие этой музыки от стиля двух мировых оперных законодателей того времени – Верди и Вагнера. У Верди мелодия опирается на функциональность гармонических связей, как столешница на четыре ножки: тоника-субдоминанта-доминанта-тоника. У Пуччини, наоборот, гармония так сказать, на земле обслуживает полет мелодии в небесах. Вместо трезвучий – септаккорды, размывающие твердый функциональный каркас и обволакивающие мелодию густым «ароматом» обертонов.

У Вагнера, как я уже не раз писал, его «бесконечная мелодия» на деле оборачивается «бесконечной гармонией», движению которой полностью подчинена вокальная горизонталь. Вокальную строчку Вагнер нередко добавляет к уже готовой оркестровой ткани, фактически дублируя, иногда в слегка расцвеченном виде, мотивы, звучащие у инструментов. Такую «мелодию» спокойно можно убрать без ущерба для музыки, что и делается, например, при концертных исполнениях «Liebestod» из «Тристана».

У Пуччини подобное совершенно немыслимо, в его музыке мелодия – основа основ. Гармонические обороты, часто плагальные (профессионалы меня поймут, перед остальными читателями извиняюсь), принимают вид аккордовых «лент», которые разворачиваются не в рамках жестких функциональных тяготений, а следуя движению вокальной линии.

Вагнер «эмансипировал» гармонию, Пуччини – мелодию, и это, пожалуй, самое главное, принципиальное отличие его музыки от вагнеровской.

Важнейший элемент этого мелодического стиля – опора на пласт бытовой музыки, отличный от того, с которым у современников ассоциировалась музыка Верди. В своем эссе о Масканьи я уже писал о тесной связи его мелодизма, особенно в «Сельской чести», с интонациями южно-итальянского фольклора.

Масканьи, как мы помним, сам жил на юге Италии как раз в то время, когда он писал «Сельскую честь». А Пуччини… зря он, что ли, работал в ресторанах? (Так и хочется написать – в кабаках).

Не будем забывать и об издательстве Рикорди, публиковавшем не только клавиры опер, но и ноты неаполитанских и сицилийских песен, мода на которые буквально захлестнула Италию в десятилетия, последовавшие за объединением страны.

Вот, убедитесь сами – даже художник тот же, который оформлял клавир «Тоски».

Паоло Фронтини, чье имя просматривается на фото обложки нот, – известный итальянский композитор (между прочим, верист), который собирал и обрабатывал эти песни. В 1883 году Рикорди издал его первый сборник.


Обложка клавира “Тоски”

Вот одна из отобранных Фронтини песен, “Сицилийская песня”:

В принципе, несложно представить себе, как такой материал мог трансформироваться в голове другого композитора, намного более одаренного. Примерно так:

Надеюсь, Пуччини простит мне это шутливое покушение на тайну взаимодействия композитора с окружающей его звучащей средой. Все равно суть процессов, протекающих в голове гения, раскрыть невозможно.

Не нужно думать, что Пуччини прямиком из ресторана бежал домой, записывал услышанную там песенку, слегка ее обрабатывал и представлял затем в виде арии героя или героини своей оперы. Чтобы все это бытовое «сырье» обрело в музыке композитора совершенно новые эстетические характеристики, требовался феноменальный музыкальный слух, фантастический мелодический дар и прочная профессиональная школа.

Существует устойчивое мнение, что великая итальянская опера умерла вместе с автором «Турандот». И это похоже на правду. Только смерть эта была подобна взрыву бомбы начиненной цветами, и благоухающие букеты разлетелись по всей музыкальной вселенной – от рахманиновских тем до звуковых дорожек к голливудским фильмам. И у меня есть большое подозрение, что проблема восприятия музыки Пуччини людьми, склонными лелеять свои вкусовые табу, кроется именно в этом. Многие его композиторские находки воспринимаются сегодня не напрямую, а через призму «легких» жанров 20-го века, этими находками питавшихся.

Элементы широкой, полетной мелодики Пуччини в сочетании с его излюбленными гармоническими последовательностями были не только растиражированы десятками подражателей, но и очень быстро перекочевали в музыку эстрады, кино и мюзикла.

Это особенно заметно, если сравнить обработку все тех же популярных и всем известных итальянских песен периода «до Пуччини» и «после»: гармония, аккомпанемент, стиль изложения разительно меняются по мере того, как музыка Пуччини завоевывает Италию и мир. Что взял у мира, то миру и отдал, но только сначала волшебно преобразил.

Пуччини. «Девушка с Запада», сцена из спектакля Метрополитен-опера. Минни – Дебора Войт. Дирижер Никола Луизотти, режиссер Джанкарло дель Монако:

На мой взгляд – самое впечатляющее появление героини во всей истории оперы. Viva Puccini!

Андрей Тихомиров

Джакомо Пуччини (1858-1924) - едва ли не самый популярный оперный композитор рубежа XIX - ХХ веков, последний великий мастер итальянского оперного bel canto. Его имя неизменно оказывается в числе наиболее часто ис-полняемых авторов, а оперы давно вошли в фонд мировой оперной классики. С ними тесно связана артистическая судьба многих прославленных певцов (Э. Карузо, Б. Джильи, Т. Руффы, М. Калласс, Л. Паваротти и многих других исполнителей).

Интенсивная творческая деятельность Пуччини продолжалась 40 лет - от наивно-подражательных «Виллисов» (1884) до оставшейся незавершенной «Турандот» (1924). Наиболее важна ее середина - рубеж веков, когда за десять лет (1895-1905) родились самые репертуарные оперы композитора: , (в России ее чаще называют «Чио-Чио-сан»). Либретто всех трех названных опер, как и предшествовавшей им «Манон Леско», написали литераторы Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза.

Творческий облик молодого Пуччини формировался в эпоху, когда в итальянском музыкальном театре утверждался веризм . Отдельные тенденции, характерные для этого направления, получили развитие в ряде опер композитора. Простая жизненная мелодрама всегда была для него более близкой, чем возвышенная героика или история.

Тяготевший к печально хрупким женским образам, Пуччини не боялся мелодраматических ситуаций. В центре многих его опер - образ страдающей молодой женщины, крушение ее надежд на счастье и трагическая смерть (архетип, связанный с ). Однако в трактовке подобных сюжетов Пуччини неизменно проявляет огромное чувство меры и такта. По сравнению с классическими образцами веризма («Сельская честь», «Паяцы») они воплощены более тонкими и разнообразными средствами. Строго говоря, только одно из поздних сочинений Пуччини - «Плащ» из цикла «Триптих» (1916) - пол-ностью соответствует канону веристской драмы, как с сюжетной, так и с музыкальной стороны. События этой оперы происходит на барже, курсирующей по Сене. В ходе развития сюжета суровый муж убивает любовника своей молодой легкомысленной жены (явное сходство с «Паяцами»).

В большинстве других опер композитора либо романтическая история рассказывается веристским языком («Тоска»), либо сюжет, взятый из неромантической литературы, трактуется романтически («Манон Леско», «Турандот»), либо романтическая окраска придается современному, одна-ко не веристскому материалу («Мадам Баттерфляй», «Девушка с Запада»).

При заметной стилистической эволюции, пережитой композитором за сорок лет, основные черты его авторского почерка оставались незыблемыми:

  • прирожденное чувство театра, тяготение к действенной, сжатой, увлекательной драматургии, способной волновать, трогать сердца;
  • мелодическое богатство (не случайно Верди назвал Пуччини «хранителем печати итальянской мелодии»);
  • особый «смешанный» стиль вокальной мелодики, сочетающий распевную оперную кантилену с драматической или бытовой декламацией, а также элементами современной песенности.
  • отказ от развернутых многочастных арий и других крупных оперных форм в пользу сквозных, непринужденно развивающихся сцен;
  • при самом пристальном внимании к оркестровой партии - неизменная гегемония поющих актеров.

Прямой наслед-ник традиций позднего Верди, Пуччини последовательно осваивал и творчески претворял разнообразные достижения европейской музыки. Это и симфонизированные формы

Giacomo Puccini называют вторым после Giuseppe Verdi крупнейшим итальянским оперным композитором. Пуччини входит в число наиболее ярких представителей веризма – музыкального стиля, характерного для Италии конца 19-го и начала 20-го века. Название «веризм» произошло от слова «vero», то есть «правдивый», «истинный». Представители веризма стремились достоверно отображать социально-психологические конфликты, характерные для их исторической действительности.

Джакомо Пуччини родился в 1858 году в итальянском городе Лукка, он был одним из 7 детей. К тому времени семья Пуччини была настоящей музыкальной династией с более чем вековой историей. Отец Джакомо умер, когда ему было 5 лет, и мальчика отправили на обучение к композитору и дирижеру Фортунатто Маджи, который приходился ему дядей. Первый учитель Пуччини называл его плохим и недисциплинированным учеником, а за каждую фальшиво взятую ноту мальчик получал болезненный пинок по голени. От этого у Джакомо выработался рефлекс – всю оставшуюся жизнь при появлении фальши в исполнении он чувствовать боль в ноге.

С детских лет Джакомо Пуччини был вынужден работать певчим в церкви, а в 14 лет он уже стал церковным органистом. Прихожане восхищались тем, как он вплетал в свои импровизации народные тосканские напевы и оперные мелодии, однако представителям духовенства такое творчество не нравилось из-за чрезмерной театральности.

Пуччини закончил луккский Музыкальный институт имени Пачини и в 1880 году поступил в Миланскую консерваторию. Во время учебы он писал различные произведения и на выпускном экзамене исполнил лучшую из своих студенческих работ – Симфоническое каприччио. В 1883 году о Пуччини начали одобрительно отзываться в прессе, и сам он стал понимать, что его жанр – это не симфоническая инструментальная музыка, а театральные произведения, связанные с живыми действиями на сцене.

Первая опера Пуччини «Виллисы» была поставлена в 1884 году и привлекла внимание издателя партитур Джулио Рикорди, влиятельного человека, который и заказал у композитора новую оперу – «Эдгар». Мировую известность Джакомо Пуччини получил в 1896 году, когда написал оперу «Богема» по мотивам романа французского писателя и поэта Анри Мюрже. Одновременно с Пуччини оперу с аналогичным названием к тому же роману «Сцены из жизни богемы» писал другой итальянский композитор – Руджеро Леонкавалло. Из-за этой ситуации музыканты поссорились и прекратили общение.

В 1900 году Пуччини представил оперу «Тоска», которая и сегодня остается в числе наиболее популярных в мире. В 1904 году в Миланском театре «Ла Скала» представлена новая опера Джакомо Пуччини под названием «Мадам Баттерфляй», в ее исполнении участвовали выдающиеся певцы (Джузеппе де Лука, Джованни Дзенателло, Розина Сторкио), но спектакль оказался провальным. За месяц Пуччини обновил произведение, и его новая премьера стала триумфом – зрители семь раз вызывали композитора и актеров на сцену.

После «Мадам Баттерфляй» новые оперы появлялись все реже, а в 1903 году Джакомо Пуччини попал в аварию: композитор был серьезно увлечен только появившимися автомобилями. В 1909 году произошел громкий семейный скандал – ревнивая жена Пуччини обвинила композитора в связи с домработницей, из-за чего последняя покончила с собой. Родственники служанки отсудили у композитора немалую денежную сумму, а в 1912 году случился еще один удар – умер издатель Джулио Рикорди, немало сделавший для популяризации музыки Пуччини.

Композитор очень любил тосканские сигары и сигареты, и в 1923 году у него появились жалобы на боли в горле: врачи установили, что это был рак гортани. В 1924 году Джакомо Пуччини умер в Брюсселе в результате осложнений после операции, так и не закончив последний акт оперы «Турандот».

Джакомо Пуччини родился 22 декабря 1858 года в городе Лукка провинции Тоскана на севере Италии. Пуччини - потомственный интеллигент, сын и внук музыкантов. Еще прапрадед Джакомо, живший в той же Лукке в середине XVIII века, был известным церковным композитором и дирижером кафедрального хора.

С тех пор все Пуччини - подобно Бахам - из поколения в поколение передавали по наследству профессию композитора и звание «музыканта республики Лукка». Отец - Микеле Пуччини, поставивший две свои оперы и основавший музыкальную школу в Лукке, пользовался большим уважением в городе. Но когда этот одаренный музыкант внезапно скончался, его 33-летняя вдова Альбина осталась без всяких средств с шестью маленькими детьми.

По семейной традиции и по желанию отца именно он - старший мальчик в семье - должен был получить серьезное композиторское образование. Для бедной вдовы, не имевшей никаких доходов, кроме грошовой пенсии, это была почти неосуществимая идея. Но Альбина Пуччини-Маджи, обладавшая удивительной энергией и жизненной хваткой, сделала все возможное, чтобы выполнить волю покойного мужа.

В маленькой Лукке путь к музыкальному образованию был особенно сложен. Юный Джакомо пел партию контральто в церковном хоре и с десятилетнего возраста зарабатывал игрой на органе в церкви ордена бенедиктинцев. Искусство талантливого органиста привлекло внимание прихожан, и его стали приглашать для выступлений в другие церкви Лукки и даже другие города. Джакомо посчастливилось попасть к умному и заботливому педагогу - органисту Карло Анджелони. В стенах луккского Музыкального института имени Паччини юноша познакомился с основами гармонии и инструментовки. Здесь же он сочинил свои первые произведения, главным образом хоры религиозного содержания. В 1876 году произошло событие, которое определило судьбу Пуччини: он увидел постановку «Аиды», опера произвела на него грандиозное впечатление, и в тот вечер Джакомо твердо решил стать композитором и сочинять оперы. Однако в годы учения в Лукке юный Джакомо не имел еще возможности пробовать свои силы в области оперы.

В 22-летнем возрасте Джакомо покинул родную Лукку, получив диплом об окончании Института имени Паччини. При содействии местного мецената мать выхлопотала ему королевскую стипендию для поступления в Миланскую консерваторию. Небольшую помесячную субсидию предоставили также луккские родственники. Джакомо был принят в самую прославленную консерваторию Италии, без труда сдав вступительный экзамен. Здесь он обучался с 1880 по 1883 год под руководствам таких крупных мастеров, как композитор Амилькаре Понкьелли и скрипач-теоретик Антонио Баццини. Среди сотоварищей Джакомо по Миланской консерватории был сын ливорнского булочника Пьетро Масканьи, которому вскоре суждено было стать родоначальником веристской оперы. Масканьи и Пуччини стали близкими друзьями и вместе делили тяготы студенческой жизни.

Жизнь юного Пуччини в Милане была сопряжена с постоянными материальными затруднениями. Десятилетие спустя, работая над «Богемой», Пуччини с улыбкой вспоминал озорные и нищенские дни своей студенческой юности.

Чуткий Понкьелли верно распознал характер дарования своего ученика. Еще в годы учения он не раз говорил Джакомо, что симфоническая музыка - не его стезя и что следует работать прежде всего в оперном жанре, столь традиционном для итальянских композиторов. Пуччини и сам непрестанно мечтал о создании оперы, но для этого нужно было добыть либретто, а оно стоило больших денег. На помощь пришел Понкьелли, привлекший молодого поэта-либреттиста Фердинандо Фонтана, который не успел еще завоевать известность и потому не претендовал на высокие гонорары. Таким образом, в 1883 году, в год окончания консерватории, Пуччини получил возможность приступить к созданию своей первой оперы «Виллисы». Впоследствии он с улыбкой вспоминал об этом в письме к Джузеппе Адами: «Много лет назад Господь коснулся меня своим мизинцем и сказал: „Пиши для театра, только для театра“. И я следовал этому высшему совету».

1883 год был рубежным в жизни Пуччини. В этот год он успешно закончил Миланскую консерваторию и впервые выступил в качестве автора оперы. «Виллисы» 31 мая 1884 года были представлены на сцене миланского театра «Даль Верме». Этот оперный дебют 25-летнего Пуччини был очень успешным. В его телеграмме, адресованной матери в Лукку, сообщалось: «Театр полон, невиданный успех... Вызывали 18 раз, финал первой картины трижды бисировали». Но, пожалуй, наиболее важным результатом первой оперной работы Пуччини было установление прочной связи с крупнейшим издателем Джулио Рикорди - человеком, обладавшим предпринимательским размахом и художественным чутьем. Можно утверждать, что именно Рикорди одним из первых сумел «открыть» талант Пуччини, распознав своеобразие его музыкально-драматургических склонностей сквозь незрелые формы «Виллисов».

Пять лет, прошедшие между премьерами «Виллисов» и «Эдгара» - второй оперы Пуччини, были едва ли не самым тяжкими в жизни композитора. Он испытывал острые денежные затруднения, столкнувшись с безжалостными кредиторами. Он готов был вслед за братом эмигрировать из Италии, если только вторая его опера провалится. Тяжелым ударом для юноши была смерть матери, много сделавшей для его музыкального развития, но так и не дожившей до первых триумфов любимого сына.

Несмотря на неудовлетворенность литературными вкусами Фонтана, Пуччини вынужден был вторично связать свою судьбу с этим ограниченным и старомодным либреттистом. После четырехлетней упорной работы над новой оперой Пуччини наконец дождался постановки ее на сцене миланского театра «Ла Скала».

Премьера 21 апреля 1889 года прошла без особого успеха. Критика резко осуждала несообразности либретто, его напыщенность и сюжетную запутанность. Даже Рикорди, всегда горячо защищавший работы своего подопечного, вынужден был согласиться с этими упреками.

Но Джакомо не сдается. Внимание композитора привлекает драматичнейший сюжет «Флории Тоски» - пьесы популярного французского драматурга Викторьена Сарду. Побывав вскоре после премьеры «Эдгара» на спектакле «Тоски», он сразу увлекся этой темой. Но идею создания одноименной оперы пришлось отложить на целое десятилетие. Наконец, поиски темы для новой оперы увенчались успехом: сюжет французского романа «Манон Леско» аббата Прево всерьез захватил творческое воображение композитора, послужив основой для его первого вполне зрелого сочинения.

К этому времени материальное положение Пуччини стало более устойчивым, годы нужды и лишений остались позади. Неудовлетворенный шумной атмосферой Милана, он осуществляет свою давнюю мечту - поселяется вдали от города, в тихом Торре дель Лаго - между Пизой и Вьяреджо. Это местечко становится любимым пристанищем композитора в течение последующих трех десятилетий. Он живет в деревенском доме на берегу озера Массачуколи, в окружении прекрасной природы. Здесь он имеет возможность всецело отдаваться творчеству, отвлекаясь лишь на излюбленные развлечения - охоту и рыбную ловлю.

Значительную роль в жизни Пуччини сыграла его женитьба на Эльвире Бонтури - женщине темпераментной и энергичной, сделавшей все возможное, чтобы создать ему идеальные условия для творчества. Ради своего избранника Эльвира покинула нелюбимого мужа - миланского буржуа, отца двоих ее детей. Лишь много лет спустя, после смерти законного мужа, она получила возможность оформить свой брак с Пуччини. Отношения их были неровными: порывы большой страсти сменялись размолвками и ссорами; но Эльвира всегда оставалась верной подругой и помощницей композитора, во многом способствуя его успехам.

Годы работы над «Манон» были счастливейшим периодом в жизни Пуччини. Это были годы его романтического увлечения Эльвирой, рождения их первенца - сына Антонио, годы радостного общения с близкой его сердцу тосканской природой.

Он сочинял оперу быстро, с необычайным увлечением, и завершил через полтора года (осенью 1892 года). Пуччини писал ее то в Милане, то в Лукке, то в любимом Торре дель Лаго.

В «Манон» Пуччини проявил себя уже как зрелый драматург, выдвигающий вполне осознанные требования своим либреттистам. Трагическая история провинциальной девушки Манон Леско, ставшей содержанкой богатого банкира, типична для европейской оперы второй половины XIX века. Но Пуччини задумал свою «Манон». Ему хотелось сосредоточить все внимание на переживаниях Манон и ее возлюбленного.

Музыкальная драматургия «Манон» в сравнении с двумя ранними операми Пуччини гибче, совершеннее. В этой опере окончательно сложился вполне самостоятельный мелодический стиль Пуччини, тесно связанный с традициями современной итальянской бытовой песни.

Сам Пуччини очень гордился «Манон Леско». Это была его «первая любовь» - единственная опера, легко завоевавшая успех. До конца жизни он считал «Манон» одним из любимых своих детищ, второй «сердечной привязанностью» после «Мадам Батерфляй».

Автор «Манон Леско» становится знаменитейшим музыкантом Италии. Его приглашают вести класс композиции в Миланской консерватории и возглавить лицей Бенедетто Марчелло в Венеции. Но он отклоняет оба предложения, предпочитая спокойную жизнь отшельника в тиши Торре дель Лаго.

Новой удачной находкой для Пуччини были «Сцены из жизни богемы» - серия новелл французского писателя Анри Мюрже (1851). «Мне попался сюжет, в который я совершенно влюблен», - признавался композитор. Еще в период первых спектаклей «Манон» Пуччини со свойственной ему страстной увлеченностью начал разрабатывать план будущей «Богемы».

Музыка «Богемы» была написана в течение восьми месяцев, причем некоторые эпизоды, например популярнейший Вальс Мюзетты, Пуччини писал на собственный текст, не дожидаясь очередных страниц либретто. К осени 1895 года «Богема» была закончена и 1 февраля 1896 года впервые представлена на сцене Королевского театра в Турине.

Критики не были благожелательны к новой опере Пуччини. К чести итальянской публики нужно сказать, что она быстро поняла достоинства новой оперы - вопреки злым нападкам рецензентов. Еще до конца сезона «Богема» выдержала 24 спектакля с полными сборами - факт, необычный для новой оперы. Очень скоро ее с успехом поставили крупнейшие театры мира, в том числе театры Лондона, Парижа, Буэнос-Айреса, Москвы, Берлина, Вены, Будапешта, Барселоны. Необычайную сенсацию «Богема» вызвала в Париже. Французская критика подняла ее до небес. В Московской Частной опере (театр Солодовникова) «Богема» была показана в январе 1897 года - менее чем через год после итальянской премьеры.

Новаторство Пуччини, пожалуй, наиболее непосредственно и оригинально проявилось в «Богеме». Именно этим произведением композитор осуществил в итальянской опере коренной поворот от романтической неистовой патетики к скромному воплощению реальной повседневности.

Пока «Богема» пробивала себе путь на европейские сцены, Пуччини был уже всецело захвачен новой оперной идеей: пришло, наконец, время написать «Тоску», задуманную еще в 1880-е годы. Едва успев закончить партитуру «Богемы» и сдать ее в туринский театр, композитор вместе с женой помчался во Флоренцию, чтобы вновь увидеть драму Сарду со знаменитой Сарой Бернар в роли Флории Тоски.

Уже весной 1896 года - в перерывах между шумными премьерами «Богемы» - он занялся либретто новой оперы. Музыка «Тоски» сочинялась сравнительно легко - на основе предварительных эскизов и детально разработанного драматургического плана. Партитура писалась с июня 1898 по сентябрь 1899 года.

Премьера «Тоски» состоялась в Риме 14 января 1900 года в театре Костанци под управлением дирижера Леапольдо Муньо-не, давнего друга композитора и участника «Клуба богемы». Восторженная публика двадцать два раза вызывала автора! Бурным успехом сопровождалась постановка «Тоски» в том же году в Лондоне.

Пуччини осуществил свою мечту, будучи уже умудренным опытом своих веристских исканий, он привнес в эту новую партитуру богатство лейтмотивного развития, смелость гармонического мышления, гибкость и многообразие декламационных приемов. Сочетание яркой театральности, сценического динамизма с красотой и страстностью лирического распева обеспечило «Тоске» долгую репертуарную жизнь.

В Лондоне Пуччини посетил Театр принца Йоркского, где шла пьеса «Гейша» американского драматурга Давида Беласко. Композитор нашел для себя новый сюжет. Трагическая история юной японской гейши сразу же пленила воображение Пуччини. Снова были привлечены Иллика и Джакоза, которые легко превратили мелодраму Беласко в двухактное либретто под названием «Мадам Баттерфляй» («Госпожа Бабочка»). Пуччини был необычайно тронут горестной судьбой маленькой японки. Ни один созданный им ранее оперный образ не был столь близок и дорог ему.

Сочинение «Мадам Баттерфляй» затянулось на длительный срок - Пуччини приходилось часто ездить на репетиции и спектакли своих опер в различные города Италии или за границу. Вдобавок к прежним его увлечениям присоединилась еще одна страсть: он приобрел автомобиль и стал заправским гонщиком. Опасное увлечение закончилось печально: в феврале 1903 года, в самый разгар работы над новой партитурой, композитор попал в аварию и сломал себе ногу.

В конце 1903 года партитура была готова, и 17 февраля 1904 года «Мадам Баттерфляй» увидела свет рампы миланского театра «Ла Скала». На этот раз премьера прошла без успеха. В зале Раздавались свистки, а отклики прессы выражали полное разочарование. После авантюрно-заостренного сюжета «Тоски» новая опера показалась миланцам бездейственной, приглушенно лиричной. Главной причиной полупровала «Баттерфляй» считали растянутость обоих актов, непривычную для итальянской аудитории.

Пуччини сделал новую редакцию. Обновленная опера, поставленная уже в мае 1904 года в театре Брешии, завоевала полное признание. Отныне «Мадам Баттерфляй» начала свое победное шествие по театрам Европы Америки.

Триумфом «Мадам Баттерфляй» завершился наиболее интенсивный период творческой биографии Пуччини и начался период депрессии, длившийся почти полтора десятилетия. В эти годы он был менее продуктивен, а то, что выходило из-под его пера - «Девушка с Запада» (1910), «Ласточка» (1917), - уступало ранее созданным шедеврам. Все труднее давался стареющему мастеру выбор оперных сюжетов. Художественное чутье подсказывало ему, что необходимо искать новые, нехоженые пути, ибо опасность повторения ранее достигнутых стилистических находок была очень велика. Материальная обеспеченность позволяла знаменитому маэстро не спешить с созданием очередных опусов, а триумфальные зарубежные поездки и страстное увлечение спортом заполняли его время.

Последний этап в жизни Пуччини (1919-1924 годы) совпадает с периодом послевоенных перемен в истории Италии. Можно утверждать, что после «Ласточки» Пуччини решительно преодолевает затянувшийся кризис. Именно в эти поздние годы ему удается достичь новых непревзойденных вершин - написать оперы «Джанни Скикки» и «Турандот», обогатить итальянскую оперную классику новыми яркими шедеврами. При этом композитор отнюдь не повторяет свои прежние достижения, а находит непроторенные пути; на смену глубоко человечному, но сентиментальному мелодраматизму «Богемы» и «Баттерфляй» приходят сочный юмор и сатира «Джанни Скикки», красочная фантастика и драматическая экспрессивность «Турандот». Это был весьма плодотворный последний взлет творческого гения Пуччини.

Работа Пуччини над его «лебединой песней» не была доведена до конца. В самый разгар сочинения «Турандот» обострилась его давняя болезнь горла, переросшая в рак. Хотя врачи скрывали от него этот страшный диагноз, он чувствовал приближение трагического исхода.

Осенью 1924 года опера в основном была завершена. Смертельно больной Пуччини лихорадочно работал над оркестровкой «Турандот». Лечение с помощью облучения радием сначала принесло некоторое облегчение. Но 29 ноября наступил роковой финал: улучшение оказалось временным - сердце не выдержало, и великого музыканта не стало.

1. уникальный случай

Однажды молодой знакомый композитора Пуччини, весьма посредственный музыкант, сказал:
- Ты уже стар, Джакомо. Пожалуй, я напишу траурный марш к твоим похоронам и, чтобы не опоздать, начну завтра же.
- Что ж, пиши,- вздохнул Пуччини.- Боюсь только, что это будет первый случай, когда похороны освистают.

2. я памятник себе...

Джакомо Пуччини был большим оптимистом. Однажды он сломал ногу и попал в больницу. Через пару дней его навестили друзья. Поздоровавшись, Пуччини весело сказал:
- Я так счастлив друзья! Мне уже начали сооружать памятник!
- Не говори чепухи, что за глупые шутки?!
- Я вовсе не шучу,- ответил композитор и показал ногу в гипсе.

3. желание славы

Пуччини был большой острослов и никогда не лез за словом в карман.
Как-то раз один его близкий знакомый - весьма посредственный композитор - решил пошутить и сказал Пуччини:
- Джакомо, ведь ты уже стар. Напишу-ка я, пожалуй, траурный марш к твоим похоронам!
- Ну что ж, напиши, - согласился Пуччини. - Но ты же лентяй, работать не любишь, боюсь, ты не успеешь...
- А я, чтобы не опоздать, начну завтра же, - язвительно отозвался приятель.
- Желаю удачи, - кивнул Пуччини, - и, думаю, ты прославишься.
- Ты полагаешь?
- Не сомневаюсь, - отвечал маэстро. - Ведь это будет первый случай в истории, когда похороны освищут!

4. маэстро работает...

Во время работы над оперой "Богема" сложился своеобразный кружок друзей Пуччини, именовавший себя "Клубом богемы". Композитор и его товарищи вечерами собирались в лесной хижине при свете керосиновых ламп, играли в карты или рассказывали комические истории. Здесь же стояло пианино, и нередко хозяин в присутствии своих партнеров принимался за увлекавшую его работу, спрашивая их советов по поводу той или иной музыкальной детали. Все было бы хорошо, но... наступил охотничий сезон и на рассвете композитор часто уходил на озеро с двустволкой за плечами, вместо того чтобы, садиться за рояль. Это вызывало немалое беспокойство у издателя будущей оперы и особенно у жены маэстро. Чтобы спастись от ее наскоков, композитор пускался на уловки: однажды был специально приглашен некий молодой пианист, который "для отвода глаз" должен был с утра играть мелодии из "Богемы", в то время как сам Пуччини пропадал на охоте...

5. ваше слово - закон!

Однажды, узнав о приезде в город молодого, неизвестного и, разумеется, бедного композитора, доброжелательный и хлебосольный Пуччини отправился к нему в гостиницу и, не застав хозяина, оставил на двери надпись: "Уважаемый господин музыкант, прощу вас покорно завтра прийти ко мне обедать". Молодой человек не заставил себя ждать - знакомство состоялось, и обед прошел весьма приятно. Однако когда и на следующий день Пуччини увидел нового знакомого за своим обеденным столом, то несколько удивился... Неделю молодой человек - каждый день! - как на работу, являлся на обед к маэстро. Раздраженный этакой бесцеремонностью Пуччини наконец сказал ему:
- Ваши постоянные посещения, дорогой мой, чрезвычайно для меня приятны, но все-таки я несколько удивлен тем, что вы позволяете их себе без всяких приглашений с моей стороны.
- Ах, маэстро, я вам так благодарен! - воскликнул гость.
- Ничего не понимаю! Объясните, наконец, за что же?
- Каждый день, возвращаясь в гостиницу, я читаю на двери приглашение, начертанное вашей благородной рукой. Я не могу стереть его, потому что сохраняю как драгоценный автограф. И не могу также не появиться в вашем доме к обеду: ведь приглашение такого знаменитого и замечательного композитора - закон для бедного музыканта!..

6. неточное название

Как-то раз один молодой композитор спросил у Пуччини:
- Какого вы мнения о моей опере "Пустыня"?
- Опера весьма недурна, - с улыбкой я отозвался Пуччини, - но на вашем месте я дал бы ей название "Бульвар". На каждом шагу знакомые.

7. "пусть дураки бесятся"

Прочитав очередную ругательную статью о себе, Пуччини обычно говорил:
- Пусть дураки бесятся. Аплодисменты на моих операх весят куда больше, чем ругань всех критиков!

8. приглашение принято

Как-то раз маэстро обедал у одной дамы, столь экономной, что ему довелось встать из-за стола совершенно голодным. Хозяйка любезно сказала Пуччини:
- Прошу вас как-нибудь еще прийти ко мне отобедать.
- С удовольствием, - ответил Пуччини, - хоть сейчас!

9. приятный момент

Однажды, сидя в театре, Пуччини сказал на ухо своему приятелю:
- Певец, исполняющий главную партию, плох невероятно. Такого ужасного пения я еще не слышал ни разу в жизни!
- Тогда, может быть, лучше отправиться домой? - предложил приятель.
- Что ты, ни в коем случае! Я знаю эту оперу - в третьем акте героиня должна убить его. Я хочу дождаться этого счастливого момента, - мстительно отозвался Пуччини.

10. голос из подземелья

На премьере в Ла Скала солисты пели вяло и маловыразительно. Особенно унылое впечатление производил тенор. Когда дело дошло до его арии, начинавшейся словами "Они бросили меня в сырую и холодную темницу", автор оперы наклонился к соседу и шепнул ему на ухо:
- Кажется, не только бросили, но и долго там продержали беднягу: он совсем потерял голос!..

11. памятник самому себе

Однажды Пуччини сломал ногу. Когда взволнованные друзья примчались навестить его в больнице, Пуччини жизнерадостно заявил:
- Не стоит так волноваться, дорогие мои! У меня все отлично, и к тому же я должен с гордостью сообщить вам, что строительство памятника мне уже начато.
- Ты очень несерьезен! -принялся отчитывать его один из приятелей. - Расскажи нам, что с тобой произошло, нельзя же все время только шутить...
- Я и не думал шутить, - с самой серьезной миной отвечал Пуччини, указывая на свою загипсованную ногу...

12. как надо, так и зовут

В опере Пуччини "Чио-Чио-сан" есть эпизод, в котором Шарплес, обращаясь к ребенку Баттерфляй, спрашивает: "Милый, как зовут тебя?"
Лет десять тому назад в одном из украинских театров немую роль ребенка Чио-Чио-сан исполнял сын костюмерши. И вот однажды шутники из театра пристали к мальчику:
- Послушай, милый, ты уже совсем большой, а поступаешь нехорошо. Раз к тебе дядя обращается с вопросом, ты должен ему ответить. Только нужно сказать это громко, отчетливо, во весь голос, чтобы тебя все услышали.
Юное создание блестяще справилось с новой ролью. Когда на очередном представлении Шарплес задал ему традиционный вопрос, мальчик, набрав побольше воздуха, звонко крикнул: "Алеша!" Успех был феноменальный!

Джакомо Пуччини называют последним великим оперным композитором. Премьера его дебютной оперы состоялась в один месяц с «Фальстафом» Верди. Его итоговая работа вышла в свет, когда в живых не осталось ни одного равного ему по таланту, а опера переживала творческий вакуум. Пуччини связал 19 и 20 век. Он был наследником традиций итальянского бельканто и таким великолепным мелодистом, что его даже называли усладителем оперных меломанов. В то же время выдающийся маэстро обладал безупречным чувством театра, считая, что музыка оперы, а также её действие всенепременно должны быть единым целым и подчинены единому замыслу произведения.

Краткую биографию Джакомо Пуччини и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Пуччини

Лукка – средний по размеру тосканский город. Таким он был и в 1858 году, когда в семье потомственного музыканта Микеле Пуччини 22 декабря родился сын. Мальчик получил имя Джакомо. Когда ему было пять, скончался отец, оставив беременную восьмым ребенком жену Альбину, шесть дочерей и Джакомо сиротами. Брат Альбины, Фортунато Маджи, занимал должность органиста и руководителя капеллы, а также преподавал в музыкальном лицее. Он стал первым учителем Джакомо.


Из биографии Пучинни мы узнаём, что в 10 лет мальчик пел в церковном хоре и играл на органе. В 1876 году случилось событие, перевернувшее его представление о собственном будущем. С парой друзей они пешком проделали путь почти в 40 километров от Лукки до Пизы и обратно, чтобы услышать вердиевскую «Аиду ». С этого момента Джакомо понял, что его призвание – музыкальный театр, опера .

В 1880 году Пуччини принимают в Миланскую консерваторию. Оплачивает обучение Николао Черу, его двоюродный дядя, который взял на себя заботу об их семье. В Милане Джакомо знакомится с нотным издателем Джулио Рикорди, который с тех пор публикует почти все его работы. Через полтора месяца после долгожданного успеха его первой оперы из дома приходит печальная новость – от рака скончалась мать композитора. В декабре 1886 года у Джакомо родился сын Антонио. Его мать, Эльвира Бонтури, была супругой торговца из Лукки, от которого уже имела дочь и сына. Уходя от мужа, Эльвира забрала с собой дочь Фоску, а мальчика оставила отцу.


Пару с младенцем приютила сестра Пуччини. Но обстановка в Лукке накалялась: незаконная связь с замужней женщиной вызвала скандал на весь город. Даже дядя Черу потребовал вернуть деньги, вложенные в консерваторское обучение. Как назло, следующая опера Пуччини провалилась. Годы скитаний по арендованным квартирам закончились только в 1891, когда композитор снял виллу в Торре дель Лаго, которую впоследствии выкупил. А в 1893 после грандиозного успеха «Манон Леско » семья Пуччини перестала нуждаться и смогла себе позволить дорогие покупки. Например, автомобили, которые композитор страстно любил. После смерти мужа Эльвиры стала возможной законная регистрация ее брака с Пуччини, состоявшаяся в январе 1904 года.


На рубеже веков Джакомо Пуччини стал самым популярным композитором в мире, чьи оперы шли на 4 континентах. Маэстро побывал на их постановках в Египте и Великобритании, США и Аргентине, Уругвае и Венгрии. 1909 год ознаменовался неожиданным трагическим событием: покончила с собой Дория Манфреди, горничная семьи Пуччини. Причиной этого поступка стали подозрения Эльвиры о связи супруга с этой девушкой. Экспертиза установила, что Дория не состояла в отношениях с мужчинами. Родители девушки подали в суд на Эльвиру. Пуччини потребовалось немало сил и денег, чтобы замять скандал.

В 1921 году композитор переехал на только что построенную виллу в Виареджо, а два года спустя у него обнаружились первые симптомы опухоли горла. В ноябре 1924 Пуччини в сопровождении сына отправился в Брюссель, чтобы получить новейшую антираковую терапию. Операция длилась три с половиной часа, последующие дни маэстро почти не мог разговаривать, он читал журналы и иногда что-то писал. 29 ноября Пуччини внезапно упал в обморок и в 11.30, не приходя в сознание, скончался.



Интересные факты о Джакомо Пуччини

  • Город Лукка подарил миру еще двух заметных музыкантов: Луиджи Боккерини и Альфредо Каталани. Под впечатлением от произведений Боккерини Моцарт написал несколько своих произведений. Его Менуэт и сегодня является одной из самых исполняемых классических мелодий. Каталани преподавал в миланской консерватории. Самая известная его опера - «Валли».


  • Своих любимых героинь Пуччини назвал «маленькими влюбленными женщинами». Все они оказываются жертвами собственных чувств, которые приводят их к трагической гибели. Это Манон Леско, Мими, Чио-Чио-Сан, Сестра Анжелика и Лиу.
  • Критики окрестили «Ласточку» «Травиатой для бедных». Довольно меткое определение. И не только из-за того, что премьера давалась в стесненных обстоятельствах военных дней. Очевидно, что любовная история героев базируется на том же конфликте, который является основой вердиевской оперы.


Биография Пучинни гласит, что в 17 лет Джакомо принимает окончательное решение, что его призвание – опера. Наверное, именно поэтому у него так немного сочинений иных жанров. Некоторые из них он даже использовал в своих операх. Например, проба пера в духовной музыке через много лет нашла свое место в качестве кантаты, исполняемой главной героиней во втором акте «Тоски ». Мелодия знаменитейшего вальса Мюзетты также была сочинена в юности.

В 1883 году нотный издатель Сонзоньо объявил конкурс среди молодых композиторов на лучшую одноактную оперу. Пуччини представил партитуру «Виллис ». Однако, по слухам, жюри ее даже не рассмотрело, якобы из-за непонятного почерка автора. По иным слухам, эту ситуацию спровоцировал другой нотный издатель – Джулио Рикорди, который не хотел отдавать конкуренту столь перспективного молодого композитора. Так или иначе, проигрыш в конкурсе нисколько не помешал «Виллисам» в мае 1884 года увидеть огни рампы миланского театра Даль Верде.


За успешным дебютом последовал заказ на новую оперу от издательского дома Рикорди. Но ее создание изначально было сопряжено с проблемами: потеря матери и рождение ребенка, скандальная связь с замужней женщиной, постоянные проблемы с деньгами. Прибавим к этому невнятное либретто, которое не давало композитору никакого вдохновения. Премьерный «Эдгар » 1889 года в Ла Скала был встречен и публикой, и критикой весьма прохладно. Музыкальные способности Пуччини не подвергались сомнению, но несуразный сюжет и неоправданные после «Вилисс» ожидания разочаровали многих. Спектакль прошел только трижды. С этого момента и до 1905 года композитор вносил различные изменения в «Эдгара». А выкинутые отрывки экономно использовал в своих будущих работах.

Удрученный таким результатом, Пуччини решил писать оперу на сюжет, который бы действительно волновал его. Таким сюжетом стал роман «Манон Леско ». Рикорди скептически отнесся к этой идее, ведь в те годы мир уже завоевывала «Манон» французского композитора Жюля Массне, представленная пятью годами ранее. Маэстро этот факт не только не останавливал, а даже подзадоривал. «Массне написал «Манон» как француз – с пудрой и менуэтами. Я же напишу как итальянец – с отчаянием и страстью». Работа началась в конце 1889 года. Первоначально автором либретто стал Руджеро Леонкавалло, но его вариант Пуччини не устроил. Следующая пара либреттистов сделала историю слишком похожей на версию Массне. И только Луиджи Иллика и Джузеппе Джакоза окончательно оформили многострадальное либретто. Премьера состоялась в Турине 1 февраля 1893 года. Это был грандиозный успех: артисты выходили на поклоны более 13 раз! А Пуччини провозгласили единственным наследником великого Верди. Сотрудничество с тандемом Джакоза – Иллика продолжилось и в трех следующих операх.

Пуччини узнал о романе Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» от Леонкавалло, который предложил ему написать оперу на этот сюжет и себя – в качестве либреттиста. Но в тот момент маэстро был занят с "Манон Леско". Леонкавалло стал писать «Богему» сам. Тем временем и Пуччини познакомился с этой историей, начав над ней работать с дуэтом своих либреттистов. Буквально сразу об этом узнал и Леонкавалло. В миланской прессе начался ожесточенный спор между двумя композиторами, приведший к охлаждению былой дружбы. В одном из интервью Пуччини мудро заметил, что их рассудит публика. Работа над оперой шла нервно, композитор чуть не рассорился с авторами либретто – слишком много переделок он требовал. И даже сам написал стихи к некоторым номерам. Премьера состоялась в 1896 году, опять 1 февраля и опять в Турине. За дирижерским пультом стоял Артуро Тосканини. Однако магия даты и места не помогла «Богеме » повторить успех своей предшественницы. Публике опера понравилась, но отзывы критики были достаточно сдержанными.

Театральная Европа рукоплескала Саре Бернар, блиставшей в роли Флории Тоски – героини одноименной пьесы, написанной для нее Викторьеном Сарду. Сюжет был настолько увлекающим и драматичным, что им заинтересовался даже Верди. Пуччини же лично встретился с драматургом, чтобы договориться об эксклюзивном праве на создание оперы по его пьесе. Скрупулезная работа велась в течении 1898-99 годов. Музыка в «Тоске» настолько тесно связана с драмой, что действующие лица почти все время в диалогах, а заглавная героиня имеет лишь одну арию. Эта история позволила композитору выразить, как он их называл, «нероновы инстинкты», например, в изображении пыток и необузданных сексуальных страстей. 14 января 1900 года в римском театре Костанци дебютировала «Тоска ». И вновь реакция публики и критики разделилась: оперу называли слишком натуралистичной.

Следующую работу Пуччини ждал главный театр Италии – Ла Скала. Премьера «Мадам Баттерфляй » 17 февраля 1904 года стала самым оглушительным провалом в жизни маэстро. Его причиной была не гениальная музыка, а банальные вещи: происки конкурентов (издателем Сонзоньо была подкуплена оперная клака, которая просто «забукала» поклоны), и полуторачасовой второй акт, оказавшийся слишком длинным и утомительным для миланской публики. Пуччини снял оперу с репертуара и принялся за переделку. Этому решению мы обязаны появлением одной из лучших сцен в искусстве, когда Баттерфляй всю ночь ждет Пинкертона. Опера стала трехактовой и с успехом пережила свою вторую премьеру в Брешии 28 мая того же года.

Согласно биографии Пучинни в январе 1907 года композитор отправился в Нью-Йорк на постановку «Мадам Баттерфляй» в Метрополитен опера. В один из вечеров он посетил спектакль по пьесе Дэвида Беласко «Девушка с золотого Запада», который его потряс. Он загорелся идеей оперы на этот сюжет, и Рикорди получил у драматурга право на ее создание. Композитор с присущей ему тщательностью работал с Карло Дзангарини над либретто, затем приступил к написанию музыки, но история с Дорией Манфреди надолго прервала его работу. Премьера в Метрополитан опера прошла 10 декабря 1910 года с поистине американским размахом. Дирижировал Артуро Тосканини, одну из главных партий исполнял Энрико Карузо. Была организована небывалая рекламная компания. Впервые европейский композитор такого уровня давал премьеру не в одном из театров своей страны, а на другом континенте, там, где и происходит действие оперы. Пуччини совместил традиции итальянского исполнения с народной американской мелодикой, что не могло не подкупить нью-йоркскую публику.

После США «Девушку с Запада » начали ставить европейские театры. Приехав готовить венскую премьеру, Пуччини получает предложение от руководителей известного Карл-Театра за солидное вознаграждение попробовать свои силы в оперетте. Но этот, на первый взгляд, легкий жанр маэстро не поддался. Он начал работать с итальянским либреттистом Джузеппе Адами над переделкой «Ласточки» в оперу. Работа затянулась из-за Первой мировой войны. Спектакль состоялся 27 марта 1917 года на нейтральной территории – в Монте-Карло. Через несколько месяцев опера прозвучала в Италии. Пуччини несколько раз пытался ее отредактировать, но наибольшее признание все равно получила первоначальная версия.


Еще в 1910 году композитор задумал написать несколько одноактных опер, перекликающихся с трилогией Данте: ужасы, мистика и фарс. Так родился «Триптих », первая опера которого, «Плащ », была человеческим адом, «Сестра Анжелика » - чистилищем, а «Джанни Скикки » - раем. Премьера всех трех опер состоялась 14 декабря 1918 года и впервые – без присутствия маэстро. В условиях военных действий он счел благоразумным не совершать трансатлантическое путешествие. На дебютном спектакле наибольшую славу снискал «Плащ», однако с течением времени лидером «Триптиха» стал «Джанни Скикки».

В 1920 году Джузеппе Адами и Ренато Симоне посоветовали маэстро обратить внимание на пьесу Карло Гоцци «Турандот ». Пуччини невероятно зажегся этой историей – ничего похожего он еще не писал. Уже к осени 1920 был готов полный сценарный план оперы. Однако работа шла с переменным успехом: периоды энтузиазма и вдохновения чередовались с периодами упадка сил и депрессии. Тем не менее к весне 1924 года опера была написана и полностью оркестрована вплоть до арии Лиу. Далее перед композитором встала проблема, над решением которой он размышлял вплоть до последнего дня своей жизни. Как закончить оперу, чтобы счастливый финал был правдоподобен даже после самопожертвования Лиу во имя любви? Пуччини оставил наброски и черновики последнего дуэта Калафа и Турандот. По ним его друг Франко Альфано дописал оперу. Однако на ее первом исполнении в Ла Скала 25 апреля 1926 года Тосканини положил дирижерскую палочку после арии Лиу и, обратившись к публике, сообщил, что именно в этом месте «смерть вырвала перо из рук маэстро». Только второй спектакль исполнялся с финалом, созданным Альфано.


Неординарная судьба выдающегося музыканта послужила основой нескольких биографических фильмов, созданных в разное время. Все они называются «Пуччини». Картина 1953 года с Габриэлем Ферцетти в заглавной роли рисует скорее издевательский, нежели правдоподобный образ композитора. Сценарий сильно исказил обстоятельства жизни и личность маэстро. В 1973 году вышел 5-серийный итальянский телефильм (Пуччини – Альберто Лионелло), а в 1984 - английский телефильм, в фокусе внимания которого скандальная история с Дорией Манфреди (в заглавной роли Роберт Стивенс).

К 150-летию композитора был показан двухсерийный телефильм, где роль маэстро исполнил Алессио Бони. Фильм снят в 2008 году в сотрудничестве с музеем Пуччини в Лукке. Он представляет собой ретроспективу важнейших событий в судьбе композитора и подробности последних месяцев его жизни. Пуччини предстает обаятельным, жизнерадостным, эмоциональным, искренним и великодушным – таким, каким описывали его многие современники.

В 2008 году фильм «Пуччини и девушка» принес немалое беспокойство семье композитора. В основе сюжета – также обстоятельства смерти его горничной. В картине представлена версия, что Пуччини (Риккардо Моретти) имел роман с кузиной Доры, Джулией. Фильм получил и реальное продолжение – внучка Джулии, Нина Манфреди, потребовала провести генетическую экспертизу, которая могла бы установить, что великий композитор является ее дедом. Картина участвовала в Венецианском кинофестивале.

Невероятная драматическая мощь и великолепные мелодии сделали музыку Пуччини непременным спутником киноискусства. Среди самых известных фильмов, где можно ее услышать:


  • «Искупление»
  • «Римские приключения»
  • «007: Квант милосердия»
  • «Миссия невыполнима: Племя изгоев»
  • «Вкус жизни»

Лучшие экранизации опер Пуччини:

  • «Тоска», 2011, спектакль Ковент-Гарден с Анжелой Георгиу и Йонасом Кауфманом.
  • «Богема», 2008, фильм с Анной Нетребко и Роландо Вильясоном.
  • «Мадам Баттерфляй», 1995, фильм с Юнг Хуан и Ричардом Трокселлом.
  • «Тоска», 1992, фильм, снятый в реальных местах действия оперы, с Кэтрин Мальфитано и Пласидо Доминго.
  • «Турандот», 1987, спектакль Метрополитан опера с Эвой Мартон и Пласидо Доминго.
  • «Тоска», 1956, фильм с Франкой Дюваль (поет Мария Канилья) и Франко Корелли.

Начать карьеру в тени Верди, Вагнера, набирающих силу веристов и, не примкнув ни к одному из течений, проложить свой уникальный творческий путь был способен только истинный гений. – композитор, с уходом которого закончилась история итальянской оперы. Искусства, основанного на лирике, широкой мелодике и красоте человеческого голоса. И так символично, что эта история осталась незавершенной, как и его «Турандот».

Видео: смотреть фильм о Джакомо Пуччини