Элла фицджеральд сообщение. Биография эллы фицджеральд. Сольная карьера певицы Эллы Фицджеральд

Великая американская джазовая певица, которую называли и «Первой леди джаза», и «Леди Элла», известна во всем мире. Речь об Элле Джейн Фицджеральд. Она является величайшей в истории джаза вокалисткой, диапазон ее уникального голоса – три октавы. «Леди Элла» мастерски владела техникой голосовой импровизации и осталась в этом непревзойденной.

Детство и семья Эллы Фицджеральд

Родной город Фицджеральд – Ньюпорт-Ньюс. Ее родители - простые люди: мама работала прачкой, а отец рабочим. Элла была совсем маленькой, когда отец ушел из семьи. Мать, взяв с собой дочь, переехала в Нью-Йорк, где вскоре вышла замуж. Отчим был иммигрантом из Португалии. Семья была набожной, поэтому нередко посещала церковь. Именно там еще девочкой Фицджеральд впервые услышала церковные песнопения, которые произвели на нее немалое впечатление.

Мать Эллы умерла в 1932-ом году. Вплоть до этого времени девочка исправно посещала школу, была примерной ученицей. Нередко, будучи жизнерадостным ребенком, она танцевала и пела во дворе, давая импровизированные концерты для детворы. Элле удавалось имитировать голоса популярнейших певцов. С приятелем Чарльзом Гулливером она увлеченно отплясывала самые модные танцы.

После того, как мать Эллы умерла, она переехала к своей тете в Гарлем. Девочка бросила школу и почти постоянно пропадала на улице. По вечерам Фицджеральд подрабатывала, танцуя в клубах. Так продолжалось два года, а в 1934-ом девушка ушла из дома.


Элла Фицджеральд: начало карьеры

Осенью 1934-го года в кинотеатре «Аполло» проходил любительский конкурс, проводимый диск-жокеем и комментатором Ральфом Купером. Элла решила принять в нем участие в качестве танцовщицы, однако во время предварительного прослушивания выяснилось, что ее соперницами в том же амплуа станут сестры Эдвардс, выступающие дуэтом и уже известные к тому времени. Это стало причиной того, что девушка приняла решение сменить амплуа, Элла спела.

Ella Fitzgerald - Summertime (1968)

Успех был ошеломительным. Две композиции были исполнены ею таким сильным голосом, что пораженная публика буквально взорвалась аплодисментами. Во время выступления ей аккомпанировал оркестр Бенни Картера. Вскоре Элла снова участвовала в конкурсе и вновь одержала победу. В качестве награды она на протяжении недели выступала совместно с оркестром Тини Брэд-шоу.

Первые песни Эллы Фицджеральд

Можно сказать, что профессиональная карьера певицы началась с января 1935-го года, когда Фицджеральд пела на сцене Гарлемского театра. Бенни Картер представил ее Чику Уэббу, с которым они подписали контракт и начали совместные выступления. Оркестр Уэбба к тому времени считался одним из лучших. Для певицы он стал первой ступенькой в карьере. Вместе с биг-бэндом Элла выступала на протяжении семи лет. В 1935-ом они вместе записали первую пластинку, выход которой сразу привлек внимание к скромной певице.

В 1939-ом году Чика Уэбба не стало. Главное место в оркестре заняла Элла. До 1942-го года было записано более полутора сотен треков. В 1942-ом году певица решила уйти из биг-бэнда и начать сольную карьеру.


Сольная карьера певицы Эллы Фицджеральд

Стараясь найти свой путь в джазе, Элла ушла с головой в творческий поиск. В то время она считалась вовсе не джазовой певицей, а раскрученной и знаменитой поп-звездой. Ее путь к джазу был непростым и долгим. Умея с юных лет имитировать пение Луи Армстронга , она еще не ощущала джазового привкуса. Желание петь джаз пришло к ней гораздо позже. Решающее же влияние на нее оказало частое общение с Армстронгом, Бейси, Эллингтоном и джазовой молодежью, которая, как и Элла, искала новые творческие пути.

Ella Fitzgerald: One note Samba (scat singing) 1969

К середине 40-х годов Фицджеральд стала другой певицей, она уже не желала исполнять чьи-то песни, не желала подражать чужим импровизациям. Элла почувствовала, что готова импровизировать сама и у нее есть, что сказать публике. В конце войны началась эра бибопа, эра иного джаза. Вскоре мир открыл для себя новую джазовую звезду. Элла своим пением стирала границы между инструментом и голосом, умела создавать вокальные импровизации на слог (скэт). Эту виртуозную технику она довела до совершенства.


На 60-е годы пришелся пик ее творческой карьеры. Менеджером Фицджеральд и ее твердой направляющей рукой стал Норманн Гранц, благодаря которому был создан личный лейбл певицы – Verve Records, ставшим для нее ключевым в жизни. В 1956-ом вышел сольный альбом Эллы, принесший небывалую славу. Далее последовал выпуск еще нескольких альбомов. Фицджеральд начала выступать не только в США, она ездила на гастроли во многие страны.

Последние годы жизни Эллы Фицджеральд, причина смерти

Голос певицы ухудшился в середине 70-х годов. Она практически совсем перестала выступать и записываться с 1991-го года. В 1993-ем ею был дан заключительный концерт в Сан-Франциско. Элла Фицджеральд со своим вторым мужем Рэем Брауном

Несмотря на разрыв семейных уз между Эллой и Рэем, их музыкальное сотрудничество не прекратилось. Кроме того, бывших супругов связывал усыновленный ими в браке племянник Эллы, которому дали имя Рэй-младший. Когда мальчик вырос, он решил, как и его приемные родители, связать жизнь с музыкой. В 1957-ом году в прессе много писали о якобы состоявшемся бракосочетании певицы с Тором Ларсеном. Эта информация так и осталась на уровне слухов.

ПЕРВАЯ ЛЕДИ ДЖАЗА ЭЛЛА ФИЦДЖЕРАЛЬД

В 50-е годы ни один из концертов в Белом доме не проходил без участия Эллы Фицджеральд . За свою жизнь она записала более 250 альбомов, было продано более ста миллионов ее пластинок. Двенадцать раз певица награждена самой престижной американской музыкальной премией Grammy. Газеты писали: «Элла Фицджеральд может спеть даже телефонный справочник». Себя она считала еще одним инструментом в оркестре и говорила: «Когда я пою, я мысленно ставлю себя на место тенор-саксофона».

Параллельные пути

Появилась на свет 1917 года в маленьком американском городке Нью-порт Ньюс. В раннем детстве ее бросил отец, и Элла, у которой появился отчим, переехала в Нью-Йорк вместе с семьей, пошла в школу. Вплоть до смерти матери в 1932 году она оставалась примерной ученицей, исправно посещавшей церковь, живой, веселой и общительной девочкой. В старших классах она любила где-нибудь во дворе или на уличном углу давать «представления», мастерски имитируя перед сверстниками голоса популярных певцов или вместе со своим приятелем Чарлзом Гулливером с увлечением отплясывать самые модные танцы.

Знакомясь с ее биографией, иногда удивляешься тому, насколько тесно соприкасались линии жизни двух великих джазовых певиц Эллы Фицджеральд и Билли Холидэй. Почти ровесницы, они родились в один и тот же месяц и первые свои сознательные шаги сделали в годы, которые многие американские историки не случайно называют «эрой джаза».

И Билли, и Элла в юности дышали до предела насыщенным звуками джаза воздухом Гарлема, где вскоре – и обе вполне случайно – получили свои первые ангажементы в качестве певиц, хотя и та, и другая поначалу намеревались стать… танцовщицами. Обстоятельство это имеет такое важное значение для всей их последующей жизни, что стоит остановиться на нем подробнее.

Первый шаг к мечте Эллы Фицджеральд

После смерти матери Элла переехала к тетке в Гарлем и тут, что называется, «сошла с рельс»: бросила школу, целые дни проводила на улице, вечерами подрабатывая танцами в окрестных клубах, а в 1934-м и вовсе ушла из дома. Неизвестно, как сложилась бы ее дальнейшая судьба, если бы осенью того же года она не решилась поучаствовать в любительском конкурсе, который регулярно проводил популярный комментатор и диск-жокей Ральф Купер в кинотеатре «Аполло».

Это были настоящие шоу. Для участия в них приглашались самые знаменитые оркестры, зал был оснащен новейшей аппаратурой, а сам конкурс транслировался по радио. Победитель вместо обычной в таких случаях денежной премии награждался недельным ангажементом в «Аполло». Элла, накопившая к тому времени солидный опыт, собиралась выступить в амплуа танцовщицы. Но, придя на предварительный просмотр, к своему ужасу обнаружила, что соперником ее в этом жанре будет хорошо известный местной публике полупрофессиональный дуэт сестер Эдвардс. Волей-неволей пришлось тут же менять амплуа, и Элла решилась петь.

ФАКТЫ

С 1943 по 1950 год певица совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов.

с Фрэнком Синатрой

И Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома. Два из них состояли из джазовых стандартов: «Ella and Louis» и «Ella and Louis Again». Третий содержал аранжированные арии из оперы «Порги и Бесс».

Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд.

Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома. Сборник Фицджеральд «Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook» способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере певицы стало сотрудничество с . На протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома.

Официально была замужем два раза, существуют также неподтвержденные сведения о третьем браке. В браке с контрабасистом Рэем Брауном она усыновила племянника, которого назвали Рэй Браун-младший. Впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись из-за того, что карьера мешала их личной жизни.

Обновлено: Апрель 13, 2019 автором: Елена

Ella Fitzgerald – выдающаяся певица из США, «первая леди джаза», обладающая голосом меццо-сопрано диапазоном 3 октавы. За пятидесятилетнюю музыкальную карьеру выпустила 90 пластинок, продажи которых составили 40 миллионов копий. Обладатель многих наград, включая «Орден Искусств и литературы», «Президентскую медаль Свободы», а также «Грэмми». Сотрудничала с Луи Армстронгом (Louis Armstrong), Каунтом Бейси (Count Basie) и Куинси Джонсом (Quincy Jones). Известна композициями «Cry Me A River», «I’m Making Believe», «Oh, Lady Be Good!» и «Flying Home».

Детство Эллы прошло в нищете нью-йоркских трущоб, где певица полюбила церковные песнопения и развивала талант, разучивая госпелы. Фицджеральд увлекалась танцами, спортом и болела за бейсбольную команду «Лос-Анджелес Доджерс». В подростковом возрасте Элла работала смотрителем публичного дома, бросив школу после смерти матери. В это же время певица сделала первый шаг в профессиональную карьеру певицы – участвовала в конкурсе «Amateur Nights» в гарлемском театре «Аполло» и победила.

Первое выступление Эллы Фицджеральд с джазовым оркестром Тайни Брэдшо (Tiny Bradshaw) состоялось в том же театре в 1935 году, а запись песни «A-Tisket, A-Tasket» в 1938 году принесла певице успех.

До 1942 года в составе оркестра «Ella and Her Famous Orchestra» певица исполняла поп-джазовые песни. В 40-е годы Элла переходит от свинга к бибопу и сотрудничает с трубачом-импровизатором Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie), используя скэт – манеру исполнения вокализов, повторяющую звучание инструментов. В 50-е годы Элла выпустила дебютную пластинку «Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook» на лейбле «Verve Records». Альбом стал первым в коммерчески успешной серии пластинок «Great American Songbook», на которых певица представляла работы отдельного поэта или композитора. В конце 50-ых – начале 60-ых годов исполнительница много работала с Луи Армстронгом, а также с оркестром Каунта Бэйси. Эксперты отмечали этот этап, как значимый и выдающийся в музыкальной карьере Фицджеральд.

В 60-е годы концертная деятельность Фицджеральд сошла на нет, в это время она записала сборники и альбом «Misty Blue» в стиле кантри. Пластинка 1972 года «Jazz at Santa Monica Civic "72» имела большой успех, после которого Элла начала работать с пианистом Томми Флэнаганом (Tommy Flanagan), гитаристом Джо Пассом (Joe Pass), контрабасистом Кетером Беттсом (Keter Betts).

После выступления на немецком телевидении в 1975 году музыкальные эксперты отметили ухудшение вокальных данных певицы. Из-за проблем со здоровьем концертную деятельность пришлось прекратить, а в 1993 году из-за осложнений, вызванных диабетом, певице ампутировали ноги. В 1996 году Элла Фицджеральд скончалась дома, в Калифорнии.

Аудио, фото, видео на Викискладе

Э́лла Джейн Фицдже́ральд (англ. Ella Jane Fitzgerald , 25 апреля , Ньюпорт-Ньюс , Виргиния , США - 15 июня , Беверли Хиллз , Калифорния) - американская джазовая певица , известная также как «Первая Леди песен» и «Первая леди джаза». Обладательница голоса диапазоном в три октавы, Фицджеральд считается одной из величайших вокалисток в истории джаза. Также была мастером скэта и владела техникой голосовой импровизации.

Фицджеральд является обладательницей тринадцати премий «Грэмми » . При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок , она также была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем . Кроме того в 1990 году Фицджеральд была была удостоена французского Ордена искусств и литературы .

На протяжении своей 50-летней музыкальной карьеры Элла Фицджеральд записывалась с самыми именитыми джазовыми музыкантами и композиторами, в их числе Дюк Эллингтон , Луи Армстронг , Коул Портер , Куинси Джонс , Каунт Бэйси , Ирвинг Берлин , Антонио Карлос Жобин , Джо Пасс и многие другие. В общей сложности Фицджеральд выпустила более 250 альбомов и различных сборников песен.

Биография

Детство и юность

Элла Джейн Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс , штат Виргиния в результате фактических брачных отношений её родителей Уильяма и Темпи Фицджеральд . Уильяму было 32 года, а Темпи - 23, оба были коренными жителями Виргинии. Отец работал водителем погрузчика, а мать трудилась в прачечной .

Пара разошлась вскоре после рождения дочери, и Элла с матерью вынуждены были переехать в юго-восточную часть Нью-Йорка в Йонкерс . Там новым сожителем Темпи стал португальский иммигрант Джозеф да Силва, в результате связи с которым в 1923 году родилась неполнородная сестра Эллы - Франсис да Силва. Семья придерживалась принципов методизма , родители с детьми часто посещали церковь и воскресные служения, и Элла с самого детства изучала Библию и церковные песнопения . Как и многие чернокожие певицы того времени, Элла развивала свой музыкальный талант благодаря пению спиричуэлсов и госпелов .

Семья Фицджеральд бедствовала, матери с отчимом приходилось снимать одну единственную комнату в многоэтажном доме, но Элла несмотря на это росла неунывающим и добродушным ребёнком. Как и все негритянские дети её квартала, она увлекалась танцами, кино и музыкой. Вечерами, оставшись дома одна, любила разучивать песни с пластинок. Любимой исполнительницей Эллы стала Конни Босвелл , у которой она переняла манеру пения и некоторые приёмы фразировки. Как позднее рассказывала сама Фицджеральд, мать «принесла домой запись Конни, и Элла просто влюбилась в её голос, она старалась петь как можно более похоже на Босвелл» .

В 1932 году мать Эллы умерла в результате сердечного приступа , для четырнадцатилетней девочки это был страшный удар. Она стала хуже учиться, а вскоре и вовсе забросила школу. Из-за разногласий с отчимом Элла переехала жить к тёте Вирджинии Генри и стала подрабатывать смотрительницей в борделе, где соприкоснулась с жизнью мафиози и игроков в азартные игры . После того, как несовершеннолетней девушкой занялись полиция и службы опеки, её поместили в сиротский приют в Бронксе , позднее перевели в интернат для девочек в Гудзоне , но Элла вскоре сбежала оттуда и некоторое время оставалась бездомной .

Возможностью выйти из сложившейся ситуации для Эллы стала победа на конкурсе Amateur Nights. 21 ноября 1934 года состоялось её первое выступление в театре Аполло в Гарлеме . Изначально она планировала станцевать в стиле местного танцевального дуэта Edwards Sisters, но в последнюю секунду решила спеть как Конни Босвелл. В итоге Элла заняла первое место с песнями «Judy» и «The Object of My Affection» и выиграла приз в 25 долларов, а также недельный ангажемент в Аполло .

Творческий путь

1930-е годы. Сотрудничество с биг-бэндами

В январе 1935 года Элла Фицджеральд получила возможность выступить с биг-бэндом Тайни Брэдшо в Гарлемском Театре оперы, тогда же она познакомилась с джазовым барабанщиком и руководителем оркестра Чиком Уэббом . Уэбб к тому времени уже сотрудничал с певцом Чарли Линтоном и, как писали The New York Times , «с неохотой подписал с ней контракт… она была неуклюжа и неряшлива, эдакий неогранённый алмаз» . Уэбб всё же предложил ей выступить вместе на танцевальном вечере в Йельском университете .

С 1935 года Фицджеральд стала выступать с оркестром Уэбба в гарлемском танцевальном зале «Савой» на постоянной основе, там они вместе записали несколько хитов, в том числе «Love and Kisses» и «(If You Can’t Sing It) You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)». Однако песней, принёсшей ей наибольшую популярность, стала «A-Tisket, A-Tasket» - импровизация на тему детской считалочки, которую Фицджеральд написала в 1938 году.

Чик Уэбб скончался 16 июня 1939 года, и его коллектив был переименован в «Ella and her Famous Orchestra», Фицджеральд стала руководительницей биг-бэнда. Вместе с музыкантами Элла записала более 150 композиций, по мнению журналистов из The New York Times, «большая часть из них не представляла из себя ничего особенного, это были посредственные поп-вещицы» . Оркестр прекратил своё существование в 1942 году.

1940-е годы. Студия Decca

Элла Фицджеральд, Диззи Гиллеспи, Рэй Браун, Милт Джексон и Тимми Розенкранц в клубе Downbeat, Нью-Йорк, 1947

В 1942 году Элла Фицджеральд решила начать сольную карьеру и подписала контракт со звукозаписывающей студией Decca Records. Теперь она сотрудничала с Биллом Кенни, Луисом Джорденом и группой The Delta Rhythm Boys. Менеджерос Фицджеральд стал Милт Гэблер, а в качестве импресарио выступал Норман Гранц, благодаря стараниям последнего Элла стала часто появляться на джазовых концертах в рамках Jazz at the Philharmonic. Сотрудничество с Гранцем стало ещё более плотным, когда он стал исполнять обязанности менеджера Фицджеральд, однако записываться на его лейбле Элла стала лишь через 10 лет.

Песня 1945 года «Flying Home» Эллы Фицджеральд была аранжирована Виком Шоеном, и позднее её назвали «одной из фундаментальных джазовых записей десятилетия… там, где музыканты вроде Луи Армстронга использовали уже имеющиеся импровизации, Элла Фицджеральд не боялась экспериментировать и создавать новое» . Ещё одна композиция «Oh, Lady be Good!» (1947) укрепила статус Фицджеральд как одной из лучших джазовых вокалисток.

1950-е годы. Студия Verve и пик карьерного успеха

Фицджеральд выступала на концертах JATP вплоть до 1955 года, позже она покинула студию Decca. Норман Гранц, будучи теперь её менеджером, создал специально для неё лейбл Verve Records . Сама Фицджеральд отзывалась об этом периоде, как о ключевом моменте в её карьере.

Я обнаружила, что пою лишь бибоп. Я думала, что этого было достаточно, что от меня требовалось лишь прийти куда-то на концерт и исполнять боп. Но в конечном итоге мне больше негде было выступать. Я осознала, что помимо бопа есть и другая музыка... Норман предложил попробовать что-нибудь новое, и в итоге мы выпустили The Cole Porter Songbook. Это был решающий момент моей жизни .

Элла Фицджеральд

В период записи песенников Элла Фицджеральд регулярно в течение 40-45 недель в году гастролировала и давала концерты по всей Америке и зарубежом. Норман Гранц, организовывавший выступления, способствовал тому, что Элла стала одной из самых успешных певиц, выступавших вживую . Одними из самых популярных концертных записей являются Ella at the Opera House , Ella in Rome , Twelve Nights In Hollywood и Ella in Berlin . Последний включал песню, принёсшую Элле премию «Грэмми», «Mack the Knife», во время исполнения которой слышно, как Элла забыла слова, но мастерски вышла из ситуации своим скэтом.

Поздние годы

Элла Фицджеральд в 1975 году

Verve Records была куплена компанией MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов, и с 1967 года MGM перестали заключать контракт с Фицджеральд. В последующие 5 лет она работала на студиях Atlantic, Capitol и Reprise, данный период ознаменовал собой эксперименты Эллы в различных музыкальных жанрах и уход от классического джаза. На лейбле Capitol вышел её альбом Brighten the Corner - собрание торжественных песен, Ella Fitzgerald’s Christmas - коллекция традиционных рождественских гимнов, Misty Blue - альбом в стиле кантри , а также 30 by Ella - серия из шести записей-попурри. Один из тогдашних синглов Фицджеральд «Get Ready» (кавер-версия песни Смоки Робинсона) стал последним в её творчестве, который попал в американский хит-парад.

Неожиданный успех концертного альбома 1972 года сподвиг Нормана Гранца основать Pablo Records - первый его лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 пластинок для этого лейбла. Запись с живого выступления 1974 года Ella in London с пианистом Томми Флэнаганом, гитаристом Джо Пассом , контрабасистом Кеттером Беттсом и барабанщиком Бобби Дурхэмом была принята очень тепло и многими считалась одной из лучших работ Фицджеральд. На следующий год она вновь выступила с Пассом на немецком телевидении в Гамбурге . Тогда же в середине 1970-х годов критики подметили ухудшение вокальных данных певицы, она стала использовать более короткую, острую фразировку, голос стал жёстче . Из-за проблем со здоровьем Фицджеральд вынуждена была прекратить студийную деятельность в 1991 году, её последнее выступление состоялось в 1993 году в Сан-Франциско .

Последние годы жизни и смерть

В 1989 году Фицджеральд приняла участие в записи альбома Куинси Джонса Back On The Block , завоевавшего впоследствии несколько премий «Грэмми». Однако серьёзные проблемы со здоровьем мешали её творческой деятельности (в 1986 году певица перенесла операцию на сердце, зрение стремительно ухудшалось - катаракта развилась ещё в 1972 году ). После очередной госпитализации в 1989 году у нее в гостях в Калифорнии побывал журналист Леонард Фитер, и на его вопрос, как она выздоравливает, певица ответила: «Сижу дома и скучаю, мне не хватает путешествий, переездов». В 1990 году Элла снова попала в больницу во время гастролей в Голландии.

Сотрудничество

Самым плодотворным для Фицджеральд было сотрудничество с такими музыкантами, как Билл Кенни и его вокальная группа The Ink Spots , трубач Луи Армстронг , гитарист Джо Пасс , бэнд-лидеры Каунт Бэйси и Дюк Эллингтон .

  • С 1943 по 1950 год Фицджеральд совместно с The Ink Spots записала 7 песен, 4 из которых достигли вершин чартов, в том числе «I’m Making Believe» и «Into Each Life Some Rain Must Fall».
  • Элла Фицджеральд и Луи Армстронг выпустили три совместных студийных альбома на студии Verve, два из них состояли из джазовых стандартов: Ella and Louis (1956) и Ella and Louis Again (1957), третий содержал аранжированные арии из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс »; помимо этого в начале 1950-х Элла снова сделала несколько записей вместе с Армстронгом.
  • Период сотрудничества с оркестром Каунта Бэйси многими критиками считается одним из самых успешных в карьере Фицджеральд, впервые она была задействована в записи альбома One O’Clock Jump (1957), следующей совместной работой стала пластинка Ella and Basie! (1963). Новое звучание биг-бэнда Бэйси, аранжировки его композиций от молодого композитора Куинси Джонса - всё это ознаменовало для Фицджеральд новые горизонты, она также долгое время гастролировала с Бэйси. В 1972 году они вновь скооперировались для записи альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , в 1979 году - для трёх альбомов: Digital III at Montreux , A Classy Pair и A Perfect Match .
  • На закате карьеры Фицджеральд вместе с Джо Пассом записали 4 альбома: Take Love Easy (1973), Easy Living (1986), Speak Love (1983) и Fitzgerald and Pass… Again (1976).
  • Вместе с Дюком Эллингтоном было записано два студийных и два концертных альбома (Ella and Duke at the Cote D’Azur (1966) и The Stockholm Concert (1966). Сборник Фицджеральд Duke Ellington Songbook способствовал тому, что сочинения Эллингтона прочно вошли в Great American Songbook и стали классикой джаза.

Одним из самых крупных нереализованных проектов в карьере Эллы Фицджеральд стало сотрудничество с Фрэнком Синатрой , на протяжении музыкальной карьеры они не записали ни одного совместного студийного или концертного альбома. Однако Синатра и Фицджеральд появлялись вместе в различных телешоу, в частности, передаче «A Man and His Music + Ella + Jobim» (1967), и принимали участие в общих концертах .

Голосовые данные

Элла Фицджеральд не получила музыкального образования, она ни разу в жизни не посетила урок пения и ей не нужно было распеваться перед выступлениями . Она обладала меццо-сопрано , но могла петь как выше, так и ниже. Диапазон её голоса составлял три октавы: от ре-бемоль малой октавы до ре-бемоль второй октавы .

Американский писатель, журналист и музыкальный критик Уилл Фридвальд писал о её вокальных данных:

В отличие от многих других певцов, которых вы можете вспомнить, Элла Фицджеральд обладает поистине уникальным и ценным голосом, звучание его с лёгкостью можно назвать самым красивым и идеальным среди тех, которые когда-либо слышал человек. Даже если бы она ничего не делала со своим голосом, он всё равно оставался бы сладким, чистым и прекрасным. Как однажды сказал Генри Плизантс, у Фицджеральд больший голосовой диапазон, чем у большинства оперных певцов, многие из них, включая Дитриха Фишер-Дискау , являлись поклонниками её творчества. Певческие интонации Эллы, выражаясь скромно, просто божественны. Фицджеральд буквально живёт мелодией, она берёт каждую ноту без малейшего усилия или затруднения. Другие певцы поют так, словно специально пытаются достать до самой высокой ноты, но Фицджеральд всегда звучит так, будто она уже на высоте. Создаётся ощущение, что она со своей небесной высоты устремляется вниз к любому звуку, который ей нужен .

Уилл Фридвальд

Генри Плизантс в своей книге «The Great American Popular Singers»:

У неё замечательный голос, её природный певческий диапазон - один из самых тёплых и излучающих радость среди тех, которые мне доводилось слушать, а я переслушал многих певцов всех мыслимых музыкальных направлений. Фицджеральд обладает безупречным чувством ритма и безукоризненной интонацией. Её чуткость по отношению к гармонии просто потрясает. Она бесконечно находчива. И дело тут заключается не в том, что именно она делает, и даже не в том, как она это делает, вся суть кроется в том, чего она не делает. Говоря простыми словами, она не делает ничего неверного. Ничто в её выступлении не вызывает сомнения… Она всё делает абсолютно правильно и никак иначе .

Генри Плизантс

Элла Фицджеральд в кино и на телевидении

Самой заметной ролью в кино для Фицджеральд стала роль Мэгги Джексон в музыкальном фильме режиссёра Джека Уэбба «Блюз Пита Келли» (1955), в котором также снялись Пегги Ли и Джанет Ли . Несмотря на то, что Элле уже доводилось петь в фильмах (комедия Эбботта и Костелло «Загони их, ковбой»), на тот момент предложение Нормана Гранца сыграть в фильме Warner Bros. казалось ей пиком карьеры . Критики The New York Times холодно восприняли фильм, но упомянули, что «из 95 минут, что идёт фильм, 5 минут из него стоит посмотреть точно… это момент, когда Элла Фицджеральд предстаёт на экране во всей красе» . После съёмок в «Блюз Пита Келли» Фицджеральд также играла камео в «Сент-Луис Блюз» (1958) и «Никто не напишет мне эпитафию» (1960), позже, в середине 1980-х, она также снялась в сериале «Белая тень».

Фицджеральд часто появлялась в самых различных телешоу, в том числе передачах Энди Уильямса , Фрэнка Синатры , Нэта Кинг Коула , Дина Мартина и многих других. Также являлась постоянным гостем на «Шоу Эда Салливана » . Помимо этого певицу часто привлекали к созданию рекламных роликов, в частности, она рекламировала магнитные ленты Memorex и продукцию сети ресторанов фастфуда общественного питания KFC . Её последним участием в рекламе была фотосессия для финансовой компании American Express , фотографировала певицу Энни Лейбовиц .

Благотворительная деятельность

Элла Фицджеральд активно помогала таким благотворительным организациям, как Американская Ассоциация Сердца и Национальный Медицинский Центр «Город Надежды». В 1993 году она основала Благотворительный Фонд имени Эллы Фицджеральд, который занимается образованием, помощью молодым музыкантам, гуманитарной поддержкой, а также исследованием диабета и помощи больным. Помимо этого Фонд принимает участие во многих акциях, одна из них называется «A Book Just For Me!» и заключается в ежегодном предоставлении более ста тысяч новых книг детям из малоимущих семей .

Характер

Элла Фицджеральд была печально известна своей излишней скромностью и даже застенчивостью, она не поддерживала отношений даже с теми музыкантами, с которыми успешно работала, встречаясь с ними только на записях и концертах. Трубач Марио Бауза, аккомпанировавший Элле в годы её сотрудничества с Чиком Уэббом, вспоминал, что «Элла не слишком любила тусовки, она была предана лишь музыке… она была замкнута и одинока во всём Нью-Йорке» . Когда чуть позже союз певцов назвал в честь Эллы специальную награду, она ответила, что «не хочет сболтнуть что-нибудь лишнее, но на её взгляд ей всё же лучше всего удаётся просто петь» . Певец Дженис Сигель вспоминал о совместной репетиции в 1983 году:

Мы все собрались вокруг фортепьяно, записывали нашу четырёхголосную партию, после чего Элла добавила от себя немного скэта. Затем она повернулась к нам и спросила: «Ну, как, нормально получилось?». Я был просто изумлён, это как если бы Бог после создания мира спросил окружавших его ангелов: «Ну, что думаете? Великий каньон хорошо вышел?» .

Дженис Сигель

Семья и личная жизнь

Элла Фицджеральд официально была замужем два раза, существуют также неподтверждённые сведения о третьем браке. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Корнегея, торговца наркотиками и рабочего в местном доке. Через два года брак был объявлен недействительным .

В декабре 1947 года певица вышла замуж за известного контрабасиста Рэя Брауна , которого она встретила годом ранее во время турне с ансамблем Диззи Гиллеспи . Пара усыновила племянника Эллы, сына Франсис да Силва, которого они назвали Рэй Браун-младший, впоследствии он также стал известным джазменом. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году из-за большого влияния, которое оказывала карьера на личную жизнь каждого. Но, несмотря на разрыв семейных отношений, Элла и Рэй продолжали сотрудничать в музыкальном плане .

Трибьюты

Дискография

Основная статья: Дискография Эллы Фицджеральд

Дискография Эллы Фицджеральд состоит из более 250 различных альбомов, коллекций песен и песенников, посвящённых одному автору.

Награды и номинации

Основная статья: Список наград и номинаций Эллы Фицджеральд

За свою пятидесятилетнюю карьеру Элла Фицджеральд получила 13 премий «Грэмми » и специальную награду за жизненные достижения , 2 песни и 4 альбома в её исполнении были введены в Зал славы «Грэмми». В 1960 году на голливудской «Аллее славы» появилась звезда Фицджеральд. В разные годы она была награждена Президентской медалью свободы , медалью Национального искусства, французским Орденом искусств и литературы и многими другими почётными регалиями.

Примечания и источники

  1. , с. 203
  2. Grammy Awards Past winners search: Ella Fitzgerald (англ.) . Grammy.org. Архивировано
  3. Элла Фицджеральд (англ.) на сайте Discogs
  4. NEA Jazz Masters: Ella Fitzgerald (англ.) . Nea.gov. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  5. Model Citizens: Notable Medal of Freedom Recipients (англ.) . Bet.com. Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  6. Renouf, Renee "Muriel Maffre, Chevalier de l"Ordre des Arts et des Lettres" (англ.) . Ballet.co.uk (24 October 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  7. Lichfield, John The Big Question: How does the French honours system work, and why has Kylie been decorated? (англ.) . The Independent (8 May 2008). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  8. , с. 13
  9. Ella Fitzgerald Biography (англ.) . Notablebiographies.com.
  10. , с. 15
  11. Holden, Stephen Ella Fitzgerald, the Voice of Jazz, Dies at 79 (англ.) . The New York Time (16 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  12. Bernstein, Nina Ward of the State: The Gap in Ella Fitzgerald"s Life (англ.) . The New York Times (23 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  13. Rich, Frank How High the Moon (англ.) . The New York Times (19 June 1996). Архивировано из первоисточника 16 декабря 2012.
  14. Moret, Jim "First Lady of Song" passes peacefully, surrounded by family (англ.) . CNN.com (15 June 1996).
  15. Davies, Hugh (англ.) . The Telegraph (31 December 2005). Архивировано
  16. Nicholson, Stuart Encyclopedia of Jazz Musicians: Ella Fitzgerald (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  17. , с. 423
  18. Find a Grave: Ella Fitzgerald (англ.) . Findagrave.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  19. Library of Congress and Smithsonian Institution To Share Ella Fitzgerald Collection (англ.) . Loc.gov (25 April 1997). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  20. Ella Fitzgerald collection, 1956-1992 (англ.) . Loc.gov. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  21. Library to Unveil Fitzgerald Cookbooks (англ.) . The Harvard Crimson (7 October 1996). Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  22. Nicholson, Stuart The Dozens: Twelve Essential Ella Fitzgerald performances (англ.) . Jazz.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  23. Friedwald, Will ELLA FITZGERALD, 1917 - 1996 A memorial (англ.) . Museum.media.org. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  24. Webb Plays the Blues (англ.) . The New York Times (19 August 1955).
  25. Ella Fitzgerald on Ed Sullivan Show (англ.) . Edsullivan.com. Архивировано из первоисточника 19 декабря 2012.
  26. Memorex Ad featuring Ella Fitzgerald (англ.) . Retrojunk.com.

Элла Фицджеральд (Ella Fitzgerald) , известная как «Первая леди джаза» и «Леди Элла» , прошла через нелегкое детство, но это не сломило ее. Напротив, она выбрала карьеру певицы и дебютировала в Театре «Аполло» в 1934 году. Начав с любительских вокальных конкурсов, она сумела добраться до вершины и возглавить список лучших певиц десятилетия. Немалую роль сыграли ее вокальные способности, которыми она была наделена с рождения, поставленная интонация и широкий репертуар песен – благодаря всему этому Фицджеральд была удостоена 13 премий «Грэмми», а продажи ее альбомов достигли 40 миллионов копий.

Элла Фицджеральд стала первой вокалисткой, импровизировавшей голосом

Элла Фицджеральд родилась 25 апреля 1917 года в Ньюпорт-Ньюс. Ее родители Уильям Фицджеральд (William Fitzgerald) и Тэмперанс Уильямс Фицджеральд (Temperance «Tempie» Williams Fitzgerald) жили в гражданском браке. У юной Эллы было трудное детство, отношения между родителями стали еще хуже после ее рождения. Вместе с матерью девочка переехала в Йонкерс, городок в Нью-Йорке, где они жили с маминым новым ухажером Джозефом ДеСилва (Joseph DeSilva). В 1923 году к ним перебралась сводная сестра Фицджеральд Фрэнсис. Ее семья бедствовала, и она устроилась работать на почту. Главной мечтой девушки была стать балериной.

Судьбоносное выступление

После смерти матери в 1932 году Фицджеральд окончательно перебралась жить к тете. Девушка стала пропускать школьные занятия, и ее отправили в специальную школу, но надолго она там не задержалась. В 1934 году Фицджеральд все еще пыталась устроиться в жизни. Укрываясь на улицах города, она подала заявку на участие в вокальном конкурсе в гарлемском театре «Аполло». Тогда она спела песню Judy Хоги Кармайкла (Hoagy Carmichael) и выиграла 25 долларов за призовое первое место.

Это неожиданное выступление в «Аполло» дало мощный старт карьере Фицджеральд. Вскоре она познакомилась с бэнд-лидером и барабанщиком Чиком Уэббом (Chick Webb) и присоединилась к его группе в качестве вокалистки. В 1935 году они вместе записали Love and Kisses и стали регулярно выступать в одном из лучших джаз-клубов Гарлема – Савое (Savoy). Элла Фицджеральд выпустила свой первый сингл A-Tisket, A-Tasket в 1938 году, записанный в соавторстве. Годом позже вышел ее второй хит I Found My Yellow Basket.

«Верховная жрица джаза» ,
Мел Торме (Mel Torme)

«Величайшая певица из всех, кого мне доводилось слышать»,
Перл Бэйли (Pearl Bailey)

«Мужчина, женщина или ребенок – Элла величайшая среди всех» ,
Бинг Кросби (Bing Crosby)

Несмотря на то, что некоторые критики твердили о нехватке глубины в ее голосе наряду с другими блюзовыми исполнителями, Фицджеральд заслужила уважение со стороны многих музыкальных деятелей.

Наряду с работой в оркестре Уэбба, Фицджеральд выступала и записывалась с биг-бэндом Бенни Гудмана (Benny Goodman). У нее также был и собственный сайд-проект с названием Ella Fitzgerald and Her Savoy Eight («Элла Фицджеральд и ее восьмерка из Савоя») . После смерти Чика Уэбба в 1939 году певица взяла на себя руководство бэндом и переименовала его – Ella Fitzgerald and Her Famous Orchestra (Band). Примерно в это же время Элла Фицджеральд вышла замуж за Бена Карнеги (Ben Kornegay), осужденного наркоторговца и мошенника. Они поженились в 1941 году, но их брак вскоре был расторгнут.

Взлет карьеры


Элла Фицджеральд с Дюком Эллингтоном и Бенни Гудманом

Популярность Эллы росла, и она заключила контракт с лейблом Decca Records . В начале 1940-х она записала несколько хитов с группой Ink Spots и Луисом Джорданом (Louis Jordan). В 1942 она сыграла Руби в комедии-вестрене Ride ‘Em Cowboy с Бадом Эбботом (Bud Abbott) и Лу Костелло (Lou Costello). Настоящий подъем ее карьеры пришелся на 1946 год, когда она сотрудничала с Норманном Гранцем (Norman Granz), основателем лейбла Verve Records . В середине 1940-х Гранц запустил серию джазовых концертов в Филармонии с записью живых выступлений великих представителей жанра. Своим менеджером он назначил тогда Эллу.

В эти же годы Фицджеральд гастролировала с бэндом (Dizzy Gillespie) и влюбилась в контрабасиста Рэя Брауна (Ray Brown). Она стала работать над своим вокальным стилем, используя скэт в своих выступлениях. Они поженились в 1947 и усыновили ребенка сводной сестры Фицджеральд, которого назвали Рэй Браун младший. Их брак распался в 1952 году.

1950-60 годы были поистине золотыми для Фицджеральд

Элла Фицджеральд – первая леди джаза

Это было время ее наибольшего коммерческого успеха и одобрительных отзывов со стороны критиков. Тогда же она получила прозвище «Первая леди джаза» за свою популярность и несравненный певческий талант. Ее уникальная способность имитировать звуки музыкальных инструментов поспособствовала популяризации «скэта», который стал ее фирменной стилем исполнения.

В 1956 году Элла Фицджеральд стала записываться на недавно открывшемся лейбле Verve. На Verve она записала самые популярные свои альбомы, начиная с Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Song Book 1956 года. На самой первой церемонии вручения премии «Грэмми» в 1958 году, Фицджеральд выиграла сразу две статуэтки, и стала первой афро-американкой, заслужившей подобный приз. Награды были за лучшее сольное джазовое исполнение на альбоме альбомах Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Song Book и лучшее женское вокальное исполнение – на Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Song Book .


Элла Фицджеральд и Фрэнк Синатра

Лучшие свои записи Элла Фицджеральд сделала с истинными родственными себе душами – и Каунтом Бэйси (Count Basie). Несколько раз она выступала с . В 1960 году Фицджеральд ворвалась в музыкальные чарты с песней Mack the Knife, которая оставалась неизменным хитом до 1970-х и исполнялась по всему миру. Самым запоминающимся из всех был концерт в Нью-Йорке в 1874 году с участием Фрэнка Синатры и Каунта Бэйси.

Последствия болезни

К началу 1980-х годов у Фицджеральд появились серьезные проблемы со здоровьем. В 1986 году ей сделали операцию на сердце, и она страдала диабетом. Из-за болезни она ослепла, и ей были вынуждены ампутировать обе гони до колена в 1994. Свою последнюю запись она сделала в 1989 году, иее последнее публичное выступление прошло в 1991 в нью-йоркском Карнеги Холле. Элла Фицджеральд умерла 5 июня 1996 года в своем доме в Беверли Хиллс.

Достижения за всю свою музыкальную карьеру:
  • более 200 альбомов
  • более 2000 песен
  • общая сумма всех продаж 40 миллионов долларов,
  • 13 премий «Грэмми»
  • награда NAACP Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения (NAACP Image Award for Lifetime Achievement)
  • Президентская медаль Свободы (Presidential Medal of Freedom)

Концерты Эллы Фицджеральд всегда собирали полные клубы

В 2016 году исполняется 20 лет, как певица оставила земной мир. Почтовая служба США к 90-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд выпустила юбилейную марку с ее изображением.

В том же 2007 году вышел трибьют-альбом We All Love Ella: Celebrating the First Lady of Song . В записи золотой джазовой классики великолепной Эллы участвовали Глэдис Найт (Gladys Knight), (Etta James) и Куин Латифа (Queen Latifah).