Эндрю Уайет: тревожная красота по-американски. Уайет Эндрю: биография, карьера, личная жизнь Andrew wyeth картины в высоком разрешении
Этот пост я вынашивала в своих мыслях уже давно. Не только потому, что Эндрю Уайет один из любимейших моих художников на картины, которого я мечтаю посмотреть в живую.Но еще причина кроется в том, что когда-то давно я обещала некоторым своим друзьям познакомить их с американским искусством.
Я помню удивленные вытянутые лица на мое заявление о том, что есть много отличных американских художников.
Это в Америке-то, откуда? Молодая разрозненная нация.
Это ты про поп-арт?
И я полностью согласна, в американском искусстве до 20 века действительно можно найти мало чего выдающегося, тем более на мировом уровне. Но вот потом...
Так что первым про кого я расскажу, и я надеюсь не последним, пусть будет Эндрю Уайет.
К сожалению он не так давно покинул этот мир в 2009г.
Мое знакомство с творчеством этого художника произошло лет 6 назад благодаря моему горячо любимому педагогу Елене Александровне Трофимовой. Кто-то из ее знакомых давно привез из-за границы монографию.Я помню как меня поразили репродукции напечатанные там. К сожалению интернет и качество здешних картинок дает очень слабое представление о его кропотливой детализации в работах и прекрасном владении акварелью. Помню как с жадностью вглядывалась
в каждую картину.
Хочу заметить, что реализм наверно одно из самых моих нелюбимых направлений в искусстве,
я долго не могла сформулировать почему, так как ответ потому что мне не нравится реалистическое изображение предмета меня не устраивал.И вот наконец я поняла, реализм очень часто убивает
в картине загадку, историю, там настолько все ясно просто и понятно, что посмотрел и прошел мимо, над этим не хочется размышлять.Ты видишь прекрасную технику и больше ничего, художник не показывает своего отношения к изображенному сюжету.Картина получается безликой-очень техничной, но без чувств. Разве это искусство? Это мастерство, а что за ним? Ничего?
Получается некий парадокс вроде нарисовано точно, как в жизни, а жизни то и нету.
Картина мертвая.Мертвые предметы, мертвые лица...
Но сейчас смотря некоторых современных художников я начинаю замечать, что они выводят реализм на новый уровень и это довольно интересно.
И Эндрю Уайет прежде всего поразил меня своей тайной. Его стиль характеризуют как «магический гиперреализм» и этим уже все сказано. Его умение подать простой предмет в простом, но одновременно сложном пространстве. Его композиции...это наполненная пустота!
то что я так люблю и ценю! и надеюсь когда-нибудь смогу достичь.
Монография была конечно на английском и включала в себя дневник Уайета. Елена Александровна перевела все и зачитала нам несколько отрывков, и вот тогда я окончательно и бесповоротно влюбилась в этого художника. Какое это необыкновенное восприятие мира.
Некоторые мысли Уайета я выложу отдельным постом.
Вот тут:
От его картин такое острое ощущения прожитой истории. И ведь на практике так и оказывается, каждая картина каждый предмет это что-то очень личное, что он описывает в своем дневнике. На самом деле мне поста не хватит рассказать про все эти вещи и истории.
Да и достоверного источника к сожалению под рукой нет, а интернет очень скуден и не надежен на этот счет. Так что друзья часто ездящие за границу! если вдруг будете в Америке и вам на глаза попадется любая литература касающаяся Эндрю Уайета, благодарна буду по гроб жизни! заплачу и верну любые деньги:) намек понят?)))
Но историю одной картины я все таки вам расскажу. По памяти, так что за некоторые возможные неточности простите.
Эта картина и эта история врезались в мою память очень ясно. И всегда вспоминая Эндрю Уайета я вспоминаю сначала эту прекрасную написанную метафору. Мне кажется эта история полностью характеризует творчество Уайета.
Я несколько часов искала эту картину в недрах интернета, чтобы рассказать кто на ней изображен и нашла только в таком качестве.Но надеюсь мои усилия прошли не даром и вам понравится.
Вы видите колокол висящий на двух подпорках. Казалось бы ничего особенного, а оказывается это портрет его сестры, которая любила носить шляпки, она была калекой, видимо какая-то травма, передвигалась на костылях. Увидев эту картину, она все поняла и попросила Уайета подарить ей.
Мне кажется это очень трогательно...
Ну а теперь все по порядку.
Эндрю Ньюэлл Уайет (12 июля 1917 - 16 января 2009) родился в Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США.
Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета (N. C. Wyeth), брат изобретателя Нэтениела Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета(Jamie Wyeth).
Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.
Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.
В течение всего последующего времени Уайет попеременно жил в Пенсильвании и Мэне, практически не покидая восточное побережье США. Стиль художника практически не менялся, хотя со временем картины Уайета становились более символическими, уходя в сторону магического реализма.
Вот отец N. C. Wyeth как раз яркий представитель того самого реализма, который я не люблю!
Но тем не мение художник заслуживающий внимания.
Немного для ознакомления:
Он учил сына, что в живописи главное колорит, особенно если ты рисуешь такую страну, как Америка. Эндрю же считал, что великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет - серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится.
Эндрю Уайет проводил долгие часы на натуре: в доме Олсонов, в доме соседей Кёрнеров, которых он часто рисовал, часы - на берегу ручья, на жаре, часы - под деревом, на морозе. Никто в доме не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был.В выборе объектов Уайетом не обязательно руководила любовь или восхищение, но обязательно – сильное чувство.
Он погружал зрителя в мир повседневный, в котором жили обыкновенные люди. В этом мире не присутствовала современная цивилизация, индустриальный век. Как-то критик заметил, что его герои не носят… ручные часы. Поставив ему это в упрек.
Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мэйна, где у семьи был летний дом. Он рисовал ТОЛЬКО два эти места. Он делал портреты только жителей этих городков – своих друзей и соседей. Так что если говорить о «мире Эндрю Уайета» в терминах географических, то он – крошечный.
Но... другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И он испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.
Я помню не меньше 10 минут разглядывала эту работу. Черная кожа среди пестрых лоскутков, какое тонкое сочетание по цвету, какое техническое выполнение не передать словами.
Barracoon. 1976.
"Henry Teel" 1944
Старик и море.....
Adrift, 1982
Master Bedroom, 1965
The Quaker, 1976
Night Sleeper. 1979
Marriage, 1993
Faraway, 1952
Wind from the Sea. 1947
Pentecost. 1989
Off at sea. 1972
Open and Closed. 1964
Monday Morning. 1965
Walking Stick. 2002
Ring‑Road.1985
The Witching Hour. 1977
к сожалению эти работы в маленьких размерах:
На эмоции Уайета откликаются зрители, не знающие ни его героев, ни обстоятельств его жизни. Коллекцию «Хельга» купили за огромные миллионы японцы. Выставка Уайета имела огромный успех в России в 87-м году. Я думаю, секрет живописи Эндрю Уайета (как и всякого искусства) в том, что она способна выразить чувства.
А вот работы сына, Джейми Уайета.
Ему явно близка философия отца.
фухх...ну вроде конец)))
извиняюсь что не все работы подписаны и датированы, просто уже сил нет.
надеюсь вам понравится!
Эндрю Уайет - самый спорный художник в американской живописи 20-го века. Дело в том, что официально признанный стиль Уайета - реализм. А время его творчества пришлось на эпоху модернизма. И он оказался в такой ситуации: модные и влиятельные критики его не признавали, публика толпами валила на его выставки (отдохнуть от заполонившей все выставочные залы абстрактной живописи), музеи втихаря покупали его картины (кураторы часто лучше чувствуют живопись, чем критики)... и только художники, включая абстракциониста Поллака, - точно знали, что имеют дело с мощным и загадочным даром.
Отец Эндрю был популярным художником-иллюстратором. Он учил сына, что в живописи главное колорит, особенно если ты рисуешь такую страну, как Америка.
Эндрю же считал, что великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет - серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится.
Однажды, выглянув из окна своей "студии" на чердаке, он увидел на поле совсем невдалеке девушку, которая прилегла и явно отдыхала. У Эндрю мелькнула мысль: как можно отдыхать в такой неудобной позе? Но потом случилось совсем невероятное. Кристина ползком стала перемещаться по полю в сторону дома вдали. Хотелось броситься ей помочь, но что-то словно сковало все тело Эндрю, словно бы парализовало. Картина была ирреальной: выжженное солнцем поле и на нем женская фигурка в розовом платье.
Позже Уайет узнал, что Кристина в детстве перенесла тяжелую болезнь и на всю жизнь осталась парализованной. Но, внучка шведского моряка, она в наследство получила не только бревенчатый дом, но и мужество.
В то лето в Кушинге (штат Мэн) художник Эндрю Уайет понял главное: не надо искать лазейку в мир Кристины. Просто нельзя о нем забывать. Художнику сделать это легче, чем всем остальным - для памяти своей и потомков можно запечатлеть его на холсте. Тем более, что название этому уже придумала жизнь - "Мир Кристины". В нем выжженное солнцем поле, много-много неба и сердце под розовым платьем, захлебывающееся жизнью.
Эта картина его прославила.
Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась, где никогда не прибирали...
«Там было жарко, я открыл окно, и вдруг, ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет 30. Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела с пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход. Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого - холод по спине».
Эндрю Уайет проводил долгие часы на натуре: в доме Олсонов, в доме соседей Кёрнеров, которых он часто рисовал, часы - на берегу ручья, на жаре, часы - под деревом, на морозе. Никто в доме не знал, куда и зачем он уходит. Свобода и секретность работы была его привилегией. Родным было запрещено спрашивать, где он был. Художники удивлялись, зачем он мучается и не рисует по фотографиям. Вот что отвечал на это Уайет:
«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем... Делать фон - это как строить дом, чтобы потом там жить.. Если сдержать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело».
В выборе объектов Уайетом не обязательно руководила любовь или восхищение, но обязательно - сильное чувство. Например, соседа-немца Карла Кёрнера Эндрю больше боялся, чем любил. Он привязался к Карлу после смерти отца (такие же жестокие немецкие губы, - говорил он). Кёрнеры отдали Эндрю под студию светлую кладовку с крюками для подвешивания колбас на потолке, и под одним таким крюком Уайет сделал портрет Карла - вояки, немца, гордеца - один из лучших американских портретов.
Он погружал зрителя в мир повседневный, в котором жили обыкновенные люди. В этом мире не присутствовала современная цивилизация, индустриальный век. Как-то критик заметил, что его герои не носят… ручные часы. Поставив ему это в упрек.
Важнейшая особенность творчества Эндрю Уайета в том, что художник всю свою жизнь прожил только в двух местах: в Чеддс Форд, штат Пенсильвания, и на океанском побережье Мэйна, где у семьи был летний дом. Он рисовал ТОЛЬКО два эти места.
Он делал портреты ТОЛЬКО жителей этих городков - своих друзей и соседей. Так что если говорить о «мире Эндрю Уайета» в терминах географических, то он - крошечный.
Но... другая особенность Эндрю была в том, что он находился в долгих, теснейших, интимных отношениях с людьми, которых он писал, и с их домами, и с видами, которые открывались из их окон. И он испытывал сильнейшие чувства ко всем своим объектам.
Ему однажды позвонили из Госдепа и сказали, что в Советском Союзе хотят выставить его портреты негров. Эндрю сказал: «Я не пишу НЕГРОВ. Я пишу своих друзей». И отказался.
Ричард Меримен:
Я как-то спросил его, как он смог перевести свои эмоции в плоскость картин. Он сказал: «Если чувства сильные, рука это знает».
В документальном фильме «Реальный мир Эндрю Уайета» художник, вспоминая об отце, рассказывает и более важные вещи:
«Отец говорил: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему».
Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел в свой мир».
Ричард Меримен: Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной и в ней было обаяние иностранки... Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и всё - неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин «Хельга».
Секретные сессии продолжались почти десятилетие. Об отношениях художника со своей новой моделью можно только догадываться. В конце концов Уайет исчерпал этот источник. У него появились другие модели. Он вернулся к пейзажам. Но Хельга - не жена Бетси, для нее внимание и любовь Эндрю стала единственным смыслом жизни, и, заброшенная Уайетом, она впала в глубочайшую депрессию. Уайет нанял ей сиделку, устроил на несколько месяцев в психиатрическую лечебницу, и в конце концов съехался с ней. «У меня теперь две жены, - говорил он другу». Он жил то с Хельгой, в своей студии, в помещении старой школы, то переезжал к сестре, и тогда Хельга снова впадала в депрессию. В конце 80-х он написал картину «Убежище»: Хельга, в пальто, с опустошенным лицом, стоит, прислонившись к стволу дерева. Это был финал.
Сестра Эндрю обвиняла его жену Бетси в том, что та бросила мужа на произвол судьбы еще до появления Хельги, что она увлеклась его делами, забыв о чувствительной и ранимой субстанции его таланта. Мучимая чувством вины, Бетси решила навестить Хельгу в ее заброшенной школе.
«Помещение выглядело, как незастеленная кровать. Все завалено пустыми пакетами из-под картофельных чипсов и крекеров. На постели в углу вдруг медленно приподнялась какая-то фигура. Я сказала: «Боже правый, вы - Хельга?.. Миллионы людей не поверили бы в это». Она не ответила, но все-таки подошла поближе. В ее лице была такая глубокая печаль, что мне сразу стало стыдно. Я объяснила ей, что Эндрю заболел и потому не приехал. Она молчала. Уходя, я увидела в углу новую картину - сухую акварель. Я сказала: «Замечательная работа... Только не говорите Энди, что я ее видела». Хельга разжала губы: «Я не скажу». Это были единственные слова, которые она произнесла».
Ричард Меримен:
Я думаю, Эндрю Уайет, больше, чем любой современный американский художник, поднял знамя «эмоционального реализма». Другой термин даже лучше для его стиля - «магический реализм».
На эмоции Уайета откликаются зрители, не знающие ни его героев, ни обстоятельств его жизни. Коллекцию «Хельга» купили за огромные миллионы японцы. Выставка Уайета имела огромный успех в России в 87-м году. Я думаю, секрет живописи Эндрю Уайета (как и всякого искусства) в том, что она способна выразить чувства, которые для большинства людей НЕВЫРАЗИМЫ, но УЗНАВАЕМЫ».
Критики назвали его самым переоцененным и самым недооцененным художником Америки. Это не столько парадокс, сколько констатация факта. Уайета все знают, но никто не знает – почему.
Ближе всех к ответу подошли враги и соперники.
- В этой живописи нет красок, - говорят они, - его картины - мертвы, как доски.
Так оно и есть. Уайет писал мир бурым и жухлым. Люди у него не улыбаются, а вещи не бывают ни новыми, ни интересными, ни полными: если ведро, то пустое, если дом, то покосился, если поле, то бесплодное.
Эндрю Уайет уникален уже потому, что он противостоял течению времени, настаивая на своем определении художника. Дело в том, что перестав быть ремесленником, современный художник перепробовал другие роли – мыслителя, поэта, демиурга, наконец, юродивого, вроде человека-собаки Кулика. Постепенно живопись отвернулась от мира и занялась самовыражением. Диктуя зрителю собственные законы, она запрещала сравнивать себя с реальностью. Уайет, однако, в нее по-прежнему верил и пытался найти, ведя поиск не на своих, а на ее условиях.
- В моих картинах, - объяснял он свой метод, - я не меняю вещи, а жду, когда они изменят меня.
Ждать приходилось долго, но Уайет никуда не торопился и писал всю жизнь одно и то же – соседние фермы, соседние холмы, соседей. Скудость его сюжетов декларативна, а философия чужда и завидна.
Подглядывая за вещами, Уайет обнаружил их молчаливую жизнь, которая зачаровывает до жути. Другие картины притворяются окном, его кажутся колодцем. Опустившись до дна, Уайет перестал меняться, оставаясь собой до конца.
Его любимое время года - поздняя осень. Снега еще нет, листьев – уже нет, лето забылось, весна под сомнением. Завязнув в грязи, природа не мельтешит, выглядит серьезной, вечной. Уподобляясь ей, художник сторожит не мгновенное, как импрессионисты, а неизменное, как богословы. Идя за ними, он изображает порог, отмечающий границу постижимого. Дойдя до нее, художник заглядывает в нечто, не имеющее названия, но позволяющее собой пропитаться. Как ведьма порчу, Уайет наводил на зрителя ностальгию. Вещи становятся твоими, люди – близкими, пейзаж – домом, даже если он – коровник.
Глядя на этот самый коровник - слепящая белизна стен, приглушенный блеск жести, неуверенный снег на холме - кажется, что уже это видел в другой, но тоже своей жизни. Вырвав намозоленный его глазом фрагмент и, придав ему высший статус интенсивности, художник внедряет зрителю ложную память. Не символ, не аллегория, а та часть реальности, что служит катализатором неуправляемой реакции. Сдвигая внешнее во внутренне, она превращает материальное в пережитое.
Не умея описать трансмутацию словами, критики привычно называют реализм Уайета магическим. Но его коровы не летают, как у Шагала, а смирно пасутся на видном из окна холме. Фантастика не в отстранении, а в материализации.
Подобное я видел только в «Солярисе» Тарковского. В фильме разумный Океан вынимает из подсознания героев не только людей, но натюрморты и пейзажи. Поскольку мы для Океана прозрачны, он не умеет отличить сознания от подсознания и материализует самые яркие – радиоактивные – сгустки скопившегося в душе опыта. Его-то и изображает на своих работах Эндрю Уайет.
Александр Генис
Э́ндрю Нью́элл Уа́йет (англ. Andrew Newell Wyeth, 12 июля 1917, Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, США - 16 января 2009, там же) - американский художник-реалист, один из виднейших представителей изобразительного искусства США XX века. Сын выдающегося художника-иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета , брат изобретателя Натаниэля Уайета и художницы Генриетты Уайет Хёрд, отец художника Джейми Уайета .
Основная тема работ Уайета - провинциальный быт и американская природа. В основном, на его картинах изображены окрестности его родного города Чеддс-Форд, штат Пенсильвания, и города Кушинг, штат Мэн, где художник жил летом. Использовал темперу и акварель (за исключением ранних экспериментов с маслом).
Эндрю был младшим ребёнком в семье Ньюэлла Конверса и Каролины Уайетов. Обучался дома по причине плохого здоровья. Рано начал рисовать, учился живописи у отца. Историю искусства Уайет изучал самостоятельно.
Первая персональная выставка акварелей Эндрю Уайета состоялась в Нью-Йорке в 1937 году, когда ему было 20 лет. Все работы, выставленные на ней, были довольно быстро распроданы. В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.
В 1940 году Уайет женился на Бетси Джеймс. В 1943 году у супругов родился сын Николас, а ещё через три года появился на свет второй ребёнок Джеймс (Джейми). В 1945 году Уайет потерял отца (тот погиб в катастрофе). Примерно в это время окончательно сформировался реалистический стиль Уайета.
В 1948 году Уайет написал свою самую известную картину, «Мир Кристины», на ферме семейства Ольсен в штате Мэн. На картине изображена Кристина Ольсен. В течение всего последующего времени Уайет попеременно жил в Пенсильвании и Мэне, почти не покидая восточное побережье США. Стиль художника практически не менялся, хотя со временем картины Уайета становились более символическими, уходя в сторону
"Я сознательно не люблю путешествовать. После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же – вы делаетесь более эрудированными… Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность."
Из дневников Эндрю Уайета
Известный и самый спорный американский художник Эндрю Уайет (Andrew Wyeth) представитель реализма, а позже магического реализма, действительно был убежденным домоседом. Проведя всю свою жизнь всего в двух местах Соединенных Штатов, он нисколько не сожалел об этом. Для него холмы и долы родного города Чеддс Форд штата Пенсильвания и городка Кушинг, расположенного на океанском побережье штата Мэн, куда художник с семьей выезжал на лето, были исполнены глубоким смыслом. На его картинах мы увидим пейзажи только этих мест в разную пору года. Хотя сам художник предпочитал писать зиму и осень, считая, что в эту пору года в пейзаже открывается его остов. Для Эндрю Уайета всегда был интересен именно внутренний, скрытый в глубине, каркас на котором держится все остальное. Чтобы прочувствовать, увидеть эту внутреннюю суть, художник мог часами лежать на земле, вглядываясь в маленькую веточку или цветок – «вживался в их бытие».
В творчестве Эндрю Уайета ощутимы черты, свойственные американской реалистической традиции: идеализация фермерской Америки, пристрастие к родным местам, к точности изображения видимого, порою близкое к топографической иллюзорности. Но все это в сочетании с присущим ему тонким поэтическим восприятием реальности позволяет связать его с направлением магического реализма. У Эндрю Уайета всегда чувствуется некая напряженность. Он, скорее, даже сюрреалистичен, нежели реалистичен.
Dil Huey Farm 1941 |
Blackberry Picker (Сборщик ежевики) 1943 |
Весенняя красавица (Spring Beauty, 1943) |
Quaker Ladies, 1956 |
Сарита, 1978 |
Говорят, что однажды на просьбу чиновников от искусства СССР передать на его московскую выставку картины с неграми, художник ответил, что не рисует негров, он рисует друзей.
Christinas World (Мир Кристины) 1948 |
Эндрю Уайет однажды увидел ее из окна своей мастерской, ползущую домой по полю. В первый момент художник хотел броситься на помощь соседке, но что-то остановило его. Он говорил позже, что Кристина своими нелепыми, но упорными движениями к дому напомнила ему выброшенную на берег и раздавленную раковину омара, который продолжает двигаться к морю. В ее движении он увидел квинтэссенцию внутренней силы Кристины – духовного (нераздавленного) панциря, благодаря которому она с достоинством переносила телесные немощи. Увиденное настолько вдохновило Эндрю Уайета, что он взялся за создание картины. После Кристина еще не раз становилась персонажем, моделью картин художника.
Corner of the Woods 1954 |
Albert"s son 1959 |
Master Bedroom 1965 |
Spring Fed 1967 |
Sea Boots 1976 |
Full Moon 1980 |
Adrift (По течению) 1982 |
Moon Madness 1982 |
Airborne 1996 |
Embers 2000 |
В 1955 году Эндрю Уайет стал членом Американской академии искусств и литературы, в 1977 году был избран членом Французской академии изящных искусств, в 1978 году становится почетным членом Академии художеств СССР, а в 1980-м его избирают в Британскую Королевскую Академию. В 1963 году президент Джон Кеннеди наградил художника самой высокой гражданской наградой Америки – медалью Свободы. А в 1970 году Уайет стал первым художником, чья выставка картин прошла в Белом доме при жизни их создателя.
В 2007 году художник был удостоен Национальной медали искусств, которую ему в Белом доме вручил президент США Джордж Буш.
В интервью журналу "Тайм" художник говорил о себе: "Чем дольше я остаюсь с объектом, вещью или живым натурщиком, или пейзажем, тем больше я вижу то, чего прежде в нем не замечал, был слеп. И начинаю проникать в суть, глубже видеть". Отрицая в своем творчестве реализм, он называл себя сюрреалистом: "Пищу не то, что вижу, но то, что чувствую". Говорил, что не чувствует приверженность к какой-то одной школе, считая, что главное в творчестве -- не техника, но эмоциональная напряженность.
Эндрю Уайет прожил долгую и насыщенную жизнь. Родился Эндрю в небольшом городе Чеддс-Форде, в Пенсильвании 12 июля 1917 года пятым ребенком в семье популярного в США художника-иллюстратора и живописца Ньюэлла Конверса Уайета. Будущий художник был болезненным мальчиком и родители, оберегая его здоровье дали сыну домашнее образование. Отец обучал маленького Эндрю не только чтению, письму и математике, но и дал ему первые уроки живописи. «Отец говорил: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему». Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего». Отец учил сына, что в живописи главное колорит, особенно если ты рисуешь такую страну, как Америка. Сын возражал: "Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет - серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто на земле трудится". В начале своей карьеры Уайет также немного занимался иллюстрированием книг, как его отец, но вскоре прекратил это.
Сюжет 27, 1930-40 |
Дочь Маги (Maga’s Daughter) (портрет жены), 1966 |
Но будучи сама свободной и смелой душой, Бетси, похоже, не заметила, как поработила тоже рвущийся к свободе эльфовский, причудливый дух художника. Она энергично и умело продавала и распространяла его картины, каталогизировала их, создавала архив, пока не вызвала у Уайета ощущение (как он пишет), что он - “предмет купли-продажи”. Младший из двух сыновей Уайетов - Джеми, тоже художник - то ли шутя, то ли серьезно рассказывал, что однажды полез в ящик стола и увидел фотографию отца с номером на лбу. Отношения между супругами напряглись, Эндрю все чаще исчезал с мольбертом. Биограф рассказывает: "Однажды в доме Кёрнеров он услышал незнакомый голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга, дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому. Она была молодой, красивой, естественной, и в ней было обаяние иностранки. Эндрю воодушевился. Дело в том, что он почти сознательно устраивал свою жизнь так, чтобы в ней постоянно создавалось эмоциональное напряжение: восторг, страх, предчувствия, и все - неуемной, заражающей силы... Началась тайная работа над серией картин “Хельга”. Мне и еще двум друзьям он сказал: “Если со мной что-нибудь случится, на чердаке у Кёрнеров - коллекция картин”. Раскрой он свой секрет Бетси, это убило бы его внутреннее возбуждение, и тогда - конец всей затее."
Зима (Winter, 1946) |
Немец (The German, 1975) |
Поля, луга, леса и холмы Чеддс-Форда, стали для него не просто родиной, но местом встречи с самой большой любовью. Зимой 1971 года в доме Кёрнеров он услышал новый женский голос, говоривший по-немецки. Это была Хельга Терстоф, 32-летняя дочь знакомых Карла, которую наняли помогать по дому… В жизнь Уайета вошла новая любовь. Началась тайная работа над серией картин «Хельга».
Косы (Braids, 1977, Seattle Art Museum) |
По словам Уайета, "это был решающий, поворотный момент в его жизни". Он смотрел в ее серые задумчивые северные глаза и понимал, что вновь хочет жить и писать. Он спросил: "Как тебя зовут?". Но сердце уже знало - как бы ее ни звали, где бы она ни жила, - он не в его силах забыть эти светлые волосы, этот нежный пшеничный пушок над ее верхней губой, этот застенчивый румянец на бледных щеках. "Человек, освобожденный от случайных обстоятельств времени", вот, пожалуй, тема его работ с Хельгой.
Overflow, 1978 |
Любовники (Lovers, 1981) |
On Her Knees (Siri), 1987 |
Интуиция и воображение - более верный способ познания истины, нежели абстрактная логика или научный метод. Вслед за Уитменом художник Уайет выводит американское искусство ХХ века на мировой уровень, потому что видит в каждом человеке черты, которые свойственны не только жителям Америки, но и всем людям Земли. В простой женщине Хельге, которая трудилась на соседней ферме, он открывает целый мир и воспринимает его как часть Вселенной. Даже рисуя ее обнаженной, он как бы понимает, что это всего лишь часть того материка, который называется душа. Глаза Хельги, ее неповторимая грустная улыбка пронизаны особым ощущением жизни. Через свою любовь художник размышляет о старости, юности, о смерти и жизни. Об их отношениях можно было догадаться по долгим прогулкам в окрестностях Мэна, которые так любили Эндрю Уайет и Хельга. Она шла, и все время глядела вперед, что-то высматривая, часто не могла разглядеть и оборачивалась на Эндрю. А он торопливо делал зарисовки. В его глазах Хельга видела отражение того, что впереди, а он к этому отражению добавлял что-то от себя. Что они искали на этом маленьком пятачке Чеддс-Форда под огромным снежным небом над головой? Здравый смысл? Счастье? Или мир и покой, в котором так нуждается человеческое сердце? Самые обыкновенные вещи: поворот головы любимой, ветер за ее спиной, открытое окно - Уайет с великой силой художника сумел поднять на необычайно эмоциональную высоту. Он, как сэлинджеровский герой Холден Колфилд, бережно охраняет свою девочку, играющую во ржи. Конечно, опыт поколений не прошел для Уайета даром, в его творческом сознании произошел своеобразный сплав, и в портретах Хельги можно с одинаковым успехом видеть и дюреровскую законченность, и ренессансные принципы картинного пространства. Но это только сумма слагаемых. Главное - не это. Главное - эти всегда живые глаза цвета студеной воды, это ласковое озорство в уголках пухлого рта, и еще ее нежность, как легкий снег, стремительная, летящая...
Убежище (Refuge, 1985) |
Омен (Предзнаменование), 1997 |
«Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет — серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто трудится на земле.»
Трость (Walking Stick, 2002) |
Иной мир (Other world, 2002) |
Доктор Син, 1981 |
Сегодня 16 января в 2009 году скончался величайший американский реалист 20-го века – Эндрю Уайет (Andrew Wyeth).
Эндрю Уайет – художник, живописец-реалист, один из самых знаменитых художников Америки середины 20-го века. Любимыми моделями художника на протяжении всей его творческой деятельности были: люди и земля, и их взаимоотношения. Как часто говорил сам живописец, он рисовал свою жизнь. Одно из самых знаменитых полотен художника «Мир Кристины», написанное, когда Уайету был всего 31 год. На полотне изображена девушка со спины, которая полусидит на огромном просторном поле, лицо девушки повернуто к дому, расположенному в правом верхнем углу полотна. Сегодня картина находится в коллекции Музея современного искусства в Нью-Йорке.
Первая персональная выставка молодого художника состоялась, когда Эндрю было всего двадцать лет. Выставка оказалась очень успешной, были распроданы все представленные акварели автора. И казалось, что жизнь Эндрю предопределена. Сам Эндрю был сыном другого знаменитого американского художника-реалиста Джеймса Уайета, но стиль сын значительно отличался от стиля отца. Эндрю был более скуп в цветовом отношении, но его картины были более просторны по восприятию. В работах художника явно просматриваются настроения Америки после Великой депрессии. Постоянное чувство свободы и простора, омрачается привкусом одиночества и, какой-то пустоты. У нас уже есть свобода, но мы одиноки в этой свободе. У нас уже есть просто, но он пока пуст.
Хотя многие и относят Эндрю к стилю реализм, все-таки стоит отметить, что сам художник позиционировал себя, как абстракционист. Он говорил: «Мои люди, мои объекты, они уже дышат по-другому: в них заложено совсем другое ядро волнения, и оно, безусловно, абстрактное. Боже мой, когда же вы действительно начинаете вглядываться в простоту объекта, и понимать, глубинный смысл его».
Эндрю Уайет работал на протяжении семидесяти лет. Он вдохновлялся одиночными прогулками по своей родной Пенсильвании. В работах умело синтезировал близость земли и моря, стремился к духовному пониманию истории своей родины. Пользовался в основном карандашом в эскизе, и акварелью – в готовой работе.
Картины Эндрю Уайета могут показать скупыми и достаточно формальными по красоте, но они как, и все искусство времен после Великой депрессии, наполнены глубоким эмоциональным смыслом. Это чувство трагедии всего народа и каждого отдельного человека, чувство одиночества, чувство внутренней неудовлетворенности, как пустоты и невозможности, что-либо сделать.
Эндрю Уайет прожил долгую плодотворную жизнь, он был признанным художником своей страны еще при жизни, он был успешным и популярным. И вместе с тем, он продолжал писать свои пейзажи, своих людей, ни взирая на веяния моды и требования времени. Такие художники, как Эндрю Уайет увековечивая историю, сами становятся ее авторами.