Если кто то говорит о патриотизме значит. Родительское всероссийское сопротивление

Aleksander Nankin

Сегодня выбрались "на природу".
Но не водку пить, конечно.
Просто насладиться пением птиц, раствориться в синем небе и зелёной траве.
Ну, и каждый раз это разрывы снарядов, свист пуль. А иначе нельзя, не получается. Здесь и одного метра нет без осколков или человеческих костей - когда-то здесь вставала земля на дыбы...

Господствующие высоты - здесь были немецкие позиции. Впрочем, они переходили из рук в руки...
Смотришь вдаль - и горизонта не видно...
А для кого-то эти дали стали последним, на что взор упал. И жизнь оборвалась. Сколько тут полегло...

Прошлись по хабару - настрел, гильзы, патроны, осколков тьма, кости попадаются.
И понимаешь, что вот это и есть музей. Везде, на каждом шагу. Без пафосного гранита и лицемерных речей с придыханием.

Кстати, к вопросу о патриотическом воспитании.
Каждый год наблюдаем истерию с ленточками, произведенными китайскими фабриками, идиотские стикеры "спасибодеду" или "можемповторить" на бортах рыдванов, на государственном уровне декларируется "программа патриотического воспитания", тратятся сотни миллионов бюджетных денег, детей маринуют бесконечными линейками и смотрами песни и строя.
А ведь на самом деле тут не миллионы нужны. И гранитный пафос не нужен.

С шестилетним сыном собираем гильзы. Для него это игра, интересно. Но тут же и вопрос - что, откуда?

А вот посмотри вниз - говорю я, и показываю рукой на склон - вон там наступали наши солдаты, а здесь лежал немец, и в прицел винтовки "Маузер" ловил одного из наступающих. Вот эта гильза в твоих руках - это жизнь нашего солдата...


(не пытайтесь меня арестовать за хранение боеприпасов, домой только гильзы))

Хвостовик от мины. Сколько она жизней унесла?

Терпеть не могу разговоры о патриотизме. Сразу вспоминаю известную фразу: "Когда в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли... "
Но ведь на самом деле тут слова не нужны. Тут нужно просто через себя пропустить, поднять с земли осколок снаряда, помятую пуговицу с гимнастёрки, и кожей почувствовать, что это не ржавчина на железяке, а запёкшаяся кровь...

А потом можно и отдохнуть.
Это речка Крынка, она впадает в Миус.
А это наши трофеи - 75 лет пролежали в земле. Даже на земле, скорее.
А интерес к истории своего города, своей страны, он же и начинается с такого...

Цитаты Салтыкова-Щедрина - это наше наследие и история. Его сказки мы читали в детстве, рассказы о людях и их пороках открывают тонкое знание человеческой натуры.

Начало творческой карьеры

30 метких цитат Салтыкова-Щедрина из жизни и рассказов писателя можно разделить на несколько категорий. Михаил Салтыков родился в семье потомственного дворянина и советника Евграфа Васильевича. В 12 лет начал свою писательскую деятельность в Царскосельском лицее. Там, кроме таких обычных проступков, как небрежность, грубость и непослушание, бывал часто наказан за «неодобрительные» стихи. После выпуска стихосложением больше не занимался.

Цитаты Салтыкова-Щедрина о роли литературы в российском обществе следующие:

  1. «Писатели ценятся не по уродливым образам в своей литературе, а по тому духовному вкладу, который ведет общество вперед».
  2. «Именно слову дана самая большая свобода. Только перо не знает, какими чернилами ему писать, так как мысль застряла у автора в горле колом. У писателя одна жажда - так запутать свою идею, в таинственные аллегории одеть, чтобы простоты не было заметно, чтобы никто не понял в этаком маскараде, что сказано».
  3. «Все великие авторы и философы потому великими слыли, что об основах думали».
  4. «Искусство изъято из мира тления. Оно не знает смерти».
  5. «Я всегда буду биться своим пером против произвола и вранья».

Юные политические убеждения

Цитаты Салтыкова-Щедрина о государственности и нестабильности политического строя в молодые годы его творчества можно назвать отголоском французской Февральской революции. После публикации рассказа «Запутанное дело» Михаила ссылают в за сомнительные реплики персонажей произведения в сторону правительства:

  1. «Россия - богатое государство, обширное и обильное. А люди живут здесь глупые - все мрут с голоду в таком сытном месте».
  2. «Российская власть будет приниматься народом благосклонно, пока держит людей в изумлении».
  3. «Законы у нас в стране издаются для двойного использования. Одни, чтобы порядок был, а другие, чтобы чиновникам работа была».
  4. «Многие не видят различия между понятиями "Отечество" и "их превосходительство"».
  5. «Это не страшно, если за рубль российский в Европе полтинник дадут. Вот страху-то будет, когда за него в зубы получишь».

Воровство

Цитаты Салтыкова-Щедрина о пороках русского народа - это меткие наблюдения во время его службы канцелярским чиновником в Вятке. Именно там он вплотную столкнулся с воровством и пьянством.

  1. «Если я вдруг проснусь через 100 лет, то все равно узнаю, что в России сейчас воруют и пьют».
  2. «Железная дорога во всем мире служит для передвижения. А у нас еще и для воровства».
  3. «Увы! Не прошло и полчаса, а я уже понял, что самое время водку пить».
  4. «Успех в воровстве только тогда будет, когда человек обладает жадностью и проворством. Особенно жадностью, ведь должно какое-то чувство победить страх перед судом и каторгой».
  5. «Народу чего-то хотелось: то ли прав и конституции, то ли хлебушка с икрой красной, то ли ободрать кого-нибудь».

Расцвет творчества

В 1855 году писателю разрешили вернуться домой. Ссылка закончилась, и он с облегчением покинул Вятскую губернию, где умирал от скуки. Но именно там он начал свои «Губернские очерки», которые опубликовал в «Русском вестнике» через год. Цитаты Салтыкова-Щедрина об удивительной природе российского народа можно встретить не только в этом произведении, но и в более поздних высказываниях автора:

  1. «Если в России человек разрешит себе остановиться и удивиться тому, что происходит вокруг, то стоять так он будет до скончания времен».
  2. «Законы государства строги, но смягчаются необязательностью их выполнения».
  3. «Эх! Середины не видать! Или в рыло сразу, или ручки целовать».
  4. «Только в России есть места, где все времена переходные».
  5. «Просвещение внедрять аккуратно, чтобы кровопролития не было».

Сказки Щедрина

Вернувшись домой, писатель не оставил своих убеждений. Но высказывал свои идеи в форме былей и рассказов для детей, что позволяло пройти царскую цензуру. Следующие 5 высказываний - это Салтыкова-Щедрина:

  1. «Бывают дураки легкие. Выбегут на улицу и прыгают. Вот таких надо беречь, они даже губернаторам нужны» ("Дурак").
  2. «Закроет глаза баран, и морда у него серьезная делается. Проходят мимо люди и говорят: «Да не баран это, а бургомистр!» ("Баран-непомнящий").
  3. "Где правда?" - "У Господа на небе. Забрал и не пущает" ("Путем дорогою").
  4. «Без паспорта ходить нельзя. А то все могут разойтись, работу забросить - не отбиться от таких бродяг тогда» ("Рождественская сказка").
  5. «Из хищников, которые водятся в умеренном климате, волк менее великодушен» ("Бедный волк").

Цитаты Салтыкова-Щедрина о патриотизме

Несмотря на то что русский писатель видел все недостатки и пороки народа и чиновников, до последнего дня ратовал за Родину свою и любил ее всей душой. Но даже звучат у него иногда с нарастающей горестью:

  1. «Значение патриотизма огромно. Его нужно воспитывать, чтобы развить в о человечности».
  2. «Есть «сорванцы», которые говорят государство, а думают - бесплатный пирог».
  3. «Гражданином может называться только тот, кто и в будни, и в праздники думает об Отечестве».
  4. «Опасен человек, которому чужда судьба страны, который равнодушен человеческому».
  5. «Что-то заговорили о патриотизме. Наверное, опять проворовались».

30 цитат Салтыкова-Щедрина, которые были приведены выше, - это не только наблюдения. Это размышления о природе человеческих недостатков, особенностях русского характера, политики. В произведениях автора можно увидеть беспокойство и восхищение русским народом. До конца своей жизни Михаил Евграфович пытался понять, как в России может существовать рядом великое и смешное.

Этой темой я начинаю цикл статей о патриотизме. Поводом для написания статьи стал широко растиражированный миф, как будто писатель Салтыков-Щедрин иронично относился к патриотизму. Дело не в том, чтобы опровергнуть ложную цитату, важно разобраться и с тем, что стоит за мифом. Приписываемая Салтыкову-Щедрину цитата является лишь одной из множества гуляющих по интернету «анти-патриотических» цитат. Есть группа граждан, которые эти цитаты транслирует, составляет из них целые сборники вроде «Патриотизм — религия идиотов?» и т.п. Поэтому, проблема не в отдельных цитатах, а в жизненной позиции , которую эти граждане защищают и транслируют.

«Анти-патриоты» - это относительно небольшая, но активная группа. Когда в обществе начинается дискуссия о патриотизме, гражданственности, воспитании молодежи эти граждане тут же переходят в наступление. Их корежит от самой мысли, что кто-то может навязывать им самим или их детям некие правильные представления о стране и мире.
Еще одна особенность этих граждан заключается в том, что на оппонентов они смотрят свысока - дескать, граждане с патриотическими взглядами - это глупая «вата», которой манипулирует власть. С их подачи возникло неверное представление , будто граждане с патриотическими взглядами все являются сторонниками власти, а критиковать недостатки государства могут только не-патриоты. В результате возникает ложная альтернатива между «анти-патриотами» и «ура-патриотами», при этом махровый эгоизм «анти-патриотов» подается, как их достоинство: дескать, они одни только и способны видеть недостатки в устройстве страны.

Хуже всего, что на ложное противопоставление «патриотов» и «оппозиционеров» нередко покупается молодежь. Что ж, тем больший резон поговорить о взглядах Салтыкова-Щедрина на патриотизм. Ведь Михаил Евграфович как раз и пишет о такого рода заблуждениях.

Начнем с того, что судить о взглядах человека по отдельной цитате - величайшая глупость. Никто не может сказать, откуда взялась цитата, приписываемая Салтыкову-Щедрину: «Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли» . Но даже если бы нашлась такая цитата в собрании сочинений писателя, судить о его взглядах по этой фразе невозможно. Чтобы понять, как человек относится к патриотизму, нужна не отдельная цитата, а размышление. Подобное размышление мы можем найти в статье «Сила событий» .

(В отличие от мифической цитаты, указать точное нахождение этой статьи несложно: М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1969. Т. 7. С. 162—184.)

Прежде всего, из этой статьи мы узнаем, что патриотическое чувство Салтыков-Щедрин считал благим, и высоко оценивал его воспитательное значение.

Салтыков-Щедрин:
«Идея, согревающая патриотизм — это идея общего блага. Какими бы тесными пределами мы ни ограничивали действие этой идеи (хотя бы даже пространством княжества Монако), все-таки это единственное звено, которое приобщает нас к известной среде и заставляет нас радоваться такими радостями и страдать такими страданиями, которые во многих случаях могут затрагивать нас лишь самым отдаленным образом. Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к воспринятию идеи о человечестве».


Не правда ли, любопытная связка между «инстинктом личного эгоизма» и эпитетом «вор»? А ведь Перестройка 90-х как раз и была направлена на то, чтобы пробудить у советских граждан этот самый «инстинкт личного эгоизма».

Салтыков-Щедрин пишет, что, поскольку у его современников часто довольно смутное представление о патриотизме, от них часто можно услышать противоречивые суждения.

Салтыков-Щедрин:
«Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: «правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!» или: «правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!» — и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас».

Салтыков-Щедрин:
«Пользуясь этой разрозненностью, человек может свободно переходить из одной половины в другую и, не возбуждая ни в ком удивления, уравновешивать самые гнусные поступки высокопарными и бессодержательными фразами».


Михаил Евграфович проводит разделение между удобным для власти невежественным и просвещенным, патриотом. Писатель считает, что истинным патриотом может быть только человек просвещенный.

Салтыков-Щедрин:
«...Нельзя не согласиться, что человек развитой уже потому является лучшим патриотом, что, обладая идеею общего блага и знанием элементов, его составляющих, может целесообразнее действовать в пользу торжества своей идеи.

Во-первых, только человек развитой способен обладать представлением об общем строе явлений и об отношениях, между ними существующих; невежественный же человек сознает лишь явления ближайшие, касающиеся его собственной личности или личностей тех людей, которые связаны с ним узами крови и беспрерывными столкновениями на одном и том же поле интересов. Так называемый patriotisme du clocher (патриотизм своей колокольни) гораздо сильнее действует в невежественном человеке, нежели в развитом, и по временам ограничивается районами почти микроскопическими».


Невежественный патриот удобен власти тем, что послушен. Просвещенный патриот имеет собственное мнение, с которым власти приходится считаться. Салтыков-Щедрин поднимает вопрос о том, что невозможно подменить патриотизм дисциплиною - бездумным подчинением.

Салтыков-Щедрин:
«Почти наверное можно сказать, что попытки заменить патриотизм дисциплиною никогда не увенчивались успехом. Происходит это оттого, во-первых, что никакими мерами нельзя вложить душу живую в человека, который может действовать только как автомат, и, во-вторых, оттого, что всякая дисциплина представляет машину, столь сложную, что строгое применение ее непременно увлечет патриотов-руководителей совсем в другую сторону от главных целей. Человек, который не знает, куда он идет, весь, со всеми своими мыслительными способностями, подавлен этою неизвестностью. Он, как самый простой поденщик, может работать со штуки, но, не зная ни значения этой работы, ни ее применений, будет все-таки действовать наугад, а чаще всего невпопад. Сработает он мало, да и эту недостаточную работу, пожалуй, необходимо будет исправлять или начинать сызнова. Но и это еще не все: самое существо дисциплины таково, что требует и непрерывного смотрения, и множества таких действий, которые угрожающим или унижающим своим характером оскорбляют даже неразвитого человека. Устроивается целая корпорация лиц с единственным назначением поддерживать дисциплину, созываются комитеты, члены которых получают прекраснейшее жалованье и производят обмен мыслей, имеющий в виду ту же цель. Форма вытесняет сущность, призрак приобретает плоть и кровь.

Совсем иные черты представляет дисциплина свободная, которою добровольно связывает себя человек развитой. В его глазах отечество не просто бессвязный агрегат селений, городов, сословий и т. д., а цельный и живой организм, в котором каждая пядь территории защищает и питает следующую пядь. Если он успел доказать себе, что развитие страны находится на ложной дороге, то он не обязывается идти с ним об руку и не лишается через то наименования патриота. Бывают минуты, когда борьба против ложного общественного настроения считается признаком высшего и безукоризнейшего патриотизма, хотя, конечно, бывают и иные минуты, когда развитой человек подчиняет свой высший патриотизм патриотизму необходимости и добровольно связывает себя дисциплиною. Как ни тяжел этот подвиг подчинения, но так как он предпринимается сознательно, то нет надобности ни следить за каждым шагом этого человека, ни входить с ним в многословные объяснения».


Писатель считает, что настоящий патриот только тот человек, который обладает активной жизненной позицией, которого интересует то, что происходит в его стране. Власть с одной стороны, заинтересована в том, чтобы патриотизм был, а с другой стороны в том, чтобы патриот был удобен, и не слишком интересовался политикой. В этом Михаил Евграфович видит противоречие.

Салтыков-Щедрин:
«Нельзя сказать человеку: «вот здесь, в сфере внутренних интересов, ты будешь индифферентен и скуден инициативой, а вот там, в сфере внешней безопасности, ты обязываешься быть пламенным и изобретать все, что нужно на страх врагам». Это невозможно, во-первых, потому, что внутренние интересы всегда ближе касаются человека, и, во-вторых, потому, что дух инициативы не с неба сваливается, а развивается воспитанием и практикою. Нельзя передвигать его из одной сферы в другую, смотря по надобности, особенно из такой сферы, где он встречает применение беспрерывное, в такую, где предстоит применять его только, так сказать, в табельные дни. Отсутствие повседневной работы ума мало-помалу доводит способности человека до нуля: с чем же он пойдет на защиту отечества, когда в этой защите встретится надобность? Где он найдет элементы для энтузиазма? Он наг снаружи и наг внутри; он ничего не знает; он игнорирует даже ту «вещь», во имя которой ему приводится расточать энтузиазм » .


Салтыков-Щедрин считает, что огромную пользу стране могут принести патриоты сознательные, развитые, активные, и что политика, основанная на том, чтобы держать народ темным (якобы, просвещение порождает бунт), в корне неверна.

В Кто придумал "цитату" Салтыкова-Щедрина о патриотизме?

На прошлой неделе депутат Госдумы Дмитрий Гудков на встрече с гостями московского кафе, отвечая на вопрос ведущего о патриотизме, сослался на Салтыкова-Щедрина, как автора фразы: "Когда власть начинает говорить о патриотизме, это значит, что кто-то где-то украл". Ещё он процитировал Жванецкого: "Патриотизм - это чёткое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, что мы должны жить хуже других".

Смешно? Ну, Жванецкому с Гудковым, очевидно, смешно. А вот мне фраза Салтыкова-Щедрина показалась неаутентичной. Сделал запрос в гугле. Результат: 668 000 ссылок на эту "цитату". И ни одной ссылки на подлинный текст Михаила Евграфовича. Однако, по одной из ссылок я попал на пост ingvar_anastas "а.

Этому недоверчивому, как и я, человеку показалось подозрительным разнообразие версий приписываемого Салтыкову- Щедрину выражения . Поэтому он высказал вполне резонное сомнение: "Похоже, что история с «авторством» этой фразы, с точностью до миллиметра повторяет историю другого, не менее «популярного высказывания» Михаила Евграфовича:

Ну как же, отлично помню, как я разбирал другую "цитату Салтыкова-Щедрина" и, в конце-концов, нашёл её автора, недавно полюбившего фотографироваться в военно-полевой форме. - Неужели опять? - подумал я и снова полез в собрание сочинений любимого писателя. И хотя я нашёл множество описаний всякого рода проходимцев, прикидывавшихся патриотами и защитниками народа*, ничего похожего на "цитату" Гудкова я не нашёл. Наоборот, я нашёл подлинную цитату Салтыкова о патриотизме:


"Идея, согревающая патриотизм, - это идея общего блага... Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к воспринятию идеи о человечестве". ("Сила событий", статья в "Отечественных Записках", 1870, № 10, стр. 447—470, цитируется по: Русская Виртуальная Библиотека: М.Е. Салтыков (Н. Щедрин). Собрание сочинений в 20 томах) .

Тут я заинтересовался, кто ещё из политиков пописывает за Салтыкова-Щедрина? И вот что нашёл:

Вот оно что. Если Путин, вдруг, станет пить воду, Яшин с Гудковым умрут от жажды из принципа. Раз он говорит о патриотизме, надо пригвоздить патриотизм. Ткнуть носом в Салтыкова-Щедрина из интернета. А он там поддельный, кто ж это мог представить? Фактчекинг, чтоб его, сделать забыли.

*) - Могут ли именоваться патриотами проходимцы вроде папских швейцарцев, или тюркосов, или гулящих немцев, охотно внедряющихся всюду, где имеется мясистая поверхность, защищённая шерстью и волосами? - резонно спрашивал Салтыков.

Этой темой я начинаю цикл статей о патриотизме. Поводом для написания статьи стал широко растиражированный миф, как будто писатель Салтыков-Щедрин иронично относился к патриотизму.

Дело не в том, чтобы опровергнуть ложную цитату, важно разобраться и с тем, что стоит за мифом. Приписываемая Салтыкову-Щедрину цитата является лишь одной из множества гуляющих по интернету «анти-патриотических» цитат. Есть группа граждан, которые эти цитаты транслирует, составляет из них целые сборники вроде «Патриотизм - религия идиотов?» и т.п. Поэтому, проблема не в отдельных цитатах, а в жизненной позиции , которую эти граждане защищают и транслируют.

«Анти-патриоты» - это относительно небольшая, но активная группа. Когда в обществе начинается дискуссия о патриотизме, гражданственности, воспитании молодежи эти граждане тут же переходят в наступление. Их корежит от самой мысли, что кто-то может навязывать им самим или их детям некие правильные представления о стране и мире.

Еще одна особенность этих граждан заключается в том, что на оппонентов они смотрят свысока – дескать, граждане с патриотическими взглядами – это глупая «вата», которой манипулирует власть. С их подачи возникло неверное представление, будто граждане с патриотическими взглядами все являются сторонниками власти, а критиковать недостатки государства могут только не-патриоты. В результате возникает ложная альтернатива между «анти-патриотами» и «ура-патриотами», при этом махровый эгоизм «анти-патриотов» подается, как их достоинство: дескать, они одни только и способны видеть недостатки в устройстве страны.

Хуже всего, что на ложное противопоставление «патриотов» и «оппозиционеров» нередко покупается молодежь. Что ж, тем больший резон поговорить о взглядах Салтыкова-Щедрина на патриотизм. Ведь Михаил Евграфович как раз и пишет о такого рода заблуждениях.

Начнем с того, что судить о взглядах человека по отдельной цитате – величайшая глупость. Никто не может сказать, откуда взялась цитата, приписываемая Салтыкову-Щедрину: «Если в России начинают говорить о патриотизме, знай: где-то что-то украли» . Но даже если бы нашлась такая цитата в собрании сочинений писателя, судить о его взглядах по этой фразе невозможно. Чтобы понять, как человек относится к патриотизму, нужна не отдельная цитата, а размышление. Подобное размышление мы можем найти в статье «Сила событий» .

(В отличие от мифической цитаты, указать точное нахождение этой статьи несложно: М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература , 1969. Т. 7. С. 162-184.)

Прежде всего, из этой статьи мы узнаем, что патриотическое чувство Салтыков-Щедрин считал благим, и высоко оценивал его воспитательное значение.

Салтыков-Щедрин:
«Идея, согревающая патриотизм - это идея общего блага. Какими бы тесными пределами мы ни ограничивали действие этой идеи (хотя бы даже пространством княжества Монако), все-таки это единственное звено, которое приобщает нас к известной среде и заставляет нас радоваться такими радостями и страдать такими страданиями, которые во многих случаях могут затрагивать нас лишь самым отдаленным образом. Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к воспринятию идеи о человечестве».

Не правда ли, любопытная связка между «инстинктом личного эгоизма» и эпитетом «вор»? А ведь Перестройка 90-х как раз и была направлена на то, чтобы пробудить у советских граждан этот самый «инстинкт личного эгоизма».

Салтыков-Щедрин пишет, что, поскольку у его современников часто довольно смутное представление о патриотизме, от них часто можно услышать противоречивые суждения.

Салтыков-Щедрин:
«Почти на каждом шагу приходится выслушивать суждения вроде следующих: «правда, что N ограбил казну, но зато какой патриот!» или: «правда, что N пустил по миру множество людей, но зато какой христианин!» - и суждения эти не только не убивают нашу совесть, но даже не удивляют нас».

Михаил Евграфович проводит разделение между удобным для власти невежественным и просвещенным, патриотом. Писатель считает, что истинным патриотом может быть только человек просвещенный.

Салтыков-Щедрин:
«...Нельзя не согласиться, что человек развитой уже потому является лучшим патриотом, что, обладая идеею общего блага и знанием элементов, его составляющих, может целесообразнее действовать в пользу торжества своей идеи.

Во-первых, только человек развитой способен обладать представлением об общем строе явлений и об отношениях, между ними существующих; невежественный же человек сознает лишь явления ближайшие, касающиеся его собственной личности или личностей тех людей, которые связаны с ним узами крови и беспрерывными столкновениями на одном и том же поле интересов. Так называемый patriotisme du clocher (патриотизм своей колокольни) гораздо сильнее действует в невежественном человеке, нежели в развитом, и по временам ограничивается районами почти микроскопическими».

Невежественный патриот удобен власти тем, что послушен. Просвещенный патриот имеет собственное мнение, с которым власти приходится считаться. Салтыков-Щедрин поднимает вопрос о том, что невозможно подменить патриотизм дисциплиною – бездумным подчинением.

Салтыков-Щедрин:

«Почти наверное можно сказать, что попытки заменить патриотизм дисциплиною никогда не увенчивались успехом. Происходит это оттого, во-первых, что никакими мерами нельзя вложить душу живую в человека, который может действовать только как автомат, и, во-вторых, оттого, что всякая дисциплина представляет машину, столь сложную, что строгое применение ее непременно увлечет патриотов-руководителей совсем в другую сторону от главных целей. Человек, который не знает, куда он идет, весь, со всеми своими мыслительными способностями, подавлен этою неизвестностью. Он, как самый простой поденщик, может работать со штуки, но, не зная ни значения этой работы, ни ее применений, будет все-таки действовать наугад, а чаще всего невпопад. Сработает он мало, да и эту недостаточную работу, пожалуй, необходимо будет исправлять или начинать сызнова. Но и это еще не все: самое существо дисциплины таково, что требует и непрерывного смотрения, и множества таких действий, которые угрожающим или унижающим своим характером оскорбляют даже неразвитого человека. Устроивается целая корпорация лиц с единственным назначением поддерживать дисциплину, созываются комитеты, члены которых получают прекраснейшее жалованье и производят обмен мыслей, имеющий в виду ту же цель. Форма вытесняет сущность, призрак приобретает плоть и кровь.

Совсем иные черты представляет дисциплина свободная, которою добровольно связывает себя человек развитой. В его глазах отечество не просто бессвязный агрегат селений, городов, сословий и т. д., а цельный и живой организм, в котором каждая пядь территории защищает и питает следующую пядь. Если он успел доказать себе, что развитие страны находится на ложной дороге, то он не обязывается идти с ним об руку и не лишается через то наименования патриота. Бывают минуты, когда борьба против ложного общественного настроения считается признаком высшего и безукоризнейшего патриотизма, хотя, конечно, бывают и иные минуты, когда развитой человек подчиняет свой высший патриотизм патриотизму необходимости и добровольно связывает себя дисциплиною . Как ни тяжел этот подвиг подчинения, но так как он предпринимается сознательно, то нет надобности ни следить за каждым шагом этого человека, ни входить с ним в многословные объяснения».

Писатель считает, что настоящий патриот только тот человек, который обладает активной жизненной позицией, которого интересует то, что происходит в его стране. Власть с одной стороны, заинтересована в том, чтобы патриотизм был, а с другой стороны в том, чтобы патриот был удобен, и не слишком интересовался политикой. В этом Михаил Евграфович видит противоречие.

Салтыков-Щедрин:
«Нельзя сказать человеку: «вот здесь, в сфере внутренних интересов, ты будешь индифферентен и скуден инициативой, а вот там, в сфере внешней безопасности, ты обязываешься быть пламенным и изобретать все, что нужно на страх врагам». Это невозможно, во-первых, потому, что внутренние интересы всегда ближе касаются человека, и, во-вторых, потому, что дух инициативы не с неба сваливается, а развивается воспитанием и практикою. Нельзя передвигать его из одной сферы в другую, смотря по надобности, особенно из такой сферы, где он встречает применение беспрерывное, в такую, где предстоит применять его только, так сказать, в табельные дни. Отсутствие повседневной работы ума мало-помалу доводит способности человека до нуля: с чем же он пойдет на защиту отечества, когда в этой защите встретится надобность? Где он найдет элементы для энтузиазма? Он наг снаружи и наг внутри; он ничего не знает; он игнорирует даже ту «вещь», во имя которой ему приводится расточать энтузиазм ».

Салтыков-Щедрин считает, что огромную пользу стране могут принести патриоты сознательные, развитые, активные, и что политика, основанная на том, чтобы держать народ темным (якобы, просвещение порождает бунт), в корне неверна.