Эволюция темы «маленького человека» в русской литературе. История образа «маленького человека» в мировой литературе и её писателей Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т. д

В 1913 году 20-летний поэт-футурист В. Маяковский на публичном диспуте о новейшей русской литературе высту-пил с докладом под названием «Пришедший сам». Назва-ние его доклада явно перекликалось с названием книги Д. Мережковского «Грядущий Хам», в которой звучало грозное доказательное предупреждение о выходе на исто-рическую арену в России нового человека.

Однако поэт-футурист В. Маяковский не только не стра-шился этого нового человека, он радостно приветствовал его скорый приход.

В. Маяковский как истинный футурист именно с рево-люцией связывал свои надежды на будущее. Называя себя ее предтечей, он почти отождествляет себя с грядущим человеком нового времени. Он даже готов стать его голо-сом, потому что грядущий новый человек его пока не имеет.

Но в действительности новый человек оказался не со-всем таким, как о нем писал Д. Мережковский, и не та-ким, каким представлял его себе В. Маяковский. Пальма первенства в художественном исследовании этого героя нового времени принадлежит А. Платонову, М. Зощенко, М. Булгакову.

Новый человек имел в русской литературе своих пред-шественников в виде художественных образов в произве-дениях Н. Гоголя, Н. Лескова, Ф. Достоевского, А. Чехова. Это был забитый и всеми забытый «маленький человек», который за многие десятилетия вырос в самомнении и окон-чательно созрел для такого грандиозного протеста, кото-рый был способен «весь мир насилья» разрушить.

Одним из них, несомненно, является капитан Лебядкин из романа Ф. Достоевского «Бесы». Он, как известно, любит сочинять. Но его лирическое самовыражение все-гда имеет исключительно утилитарную цель. Капитан Лебядкин прямо говорит о том, чего он хочет. Например, так: «Брачных и законных наслаждений желаю!» В более общей форме его жизненная философия выражается сле-дующей знаменитой фразой: «Плюй на все и торжествуй!»

Ученики и последователи капитана Лебядкина переня-ли у него не только его художественные методы и ориги-нальный склад мышления, но и картину мироздания, в которой не было места ни Богу, ни черту, ни вечности, ни разуму, ни смыслу.

Очень скоро бывший «маленький человек» осознал свое новое привилегированное положение и вслед за капита-ном Лебядкиным заявил свое право на «законные наслаж-дения». «Мне удобства подай. Мне, товарищи, хочется жить не хуже, чем жили господа», — требует новый человек устами В. Маяковского и жить он хочет «у самых солнечных протуберанцев». Материал с сайта

«Маленький человек» русской литературы XIX века вы-ступил на историческую сцену с мечтой о сокрушении про-клятого старого мира и построении мира нового, основан-ного на равенстве и справедливости. Но шли годы, а быв-ший «маленький человек» так и не воплотил в реальность свою мечту. Он строил мощные фабрики и заводы, элект-ростанции, превращал в пустыню вековую тайгу и возво-дил оазисы посреди пустыни, обращал вспять великие реки и покорял космические просторы. Он изменял мир вокруг себя, но сам внутренне не менялся. Со временем у него росли лишь материальные запросы. И сегодня, по проше-ствии стольких лет, он вполне спокойно может сказать: «Ну, через это я как раз могу переступить». И переступит без всякого зазрения совести. И до тех пор, пока он будет таким, до тех пор, пока он будет способен на подобные поступки, наша жизнь не изменится в лучшую сторону. Мы вечно будем плестись в хвосте цивилизации, мечтая о том, как бы догнать и перегнать Америку.

"Маленький человек" - литературный персонаж, характерный для эпохи реализма. Такой герой в художественных произведениях мог быть мелким чиновником, мещанином или даже бедным дворянином. Как правило, основная его особенность - низкое социальное положение. Этот образ встречается в произведениях как отечественных, так и зарубежных авторов. Тема маленького человека в русской литературе занимает особое положение. Ведь этот образ получил особенно яркое выражение в творчестве таких писателей, как Пушкин, Достоевский, Гоголь.

Великий русский поэт и писатель показал читателям чистую и неиспорченную богатством душу. Главный герой одного из произведений, входящих в цикл «Повести Белкина», умеет радоваться, сочувствовать и страдать. Однако жизнь пушкинского персонажа изначально складывается нелегко.

Словами о том, что станционных смотрителей проклинает каждый, начинается знаменитая повесть, без анализа которой невозможно рассмотрение темы «Маленький человек в русской литературе». Пушкин изобразил в своем произведении спокойного и счастливого персонажа. Самсон Вырин остался человеком добродушным и беззлобным, несмотря на многолетнюю тяжелую службу. И только разлука с дочерью лишила его душевного спокойствия. Самсон может пережить тяжелый быт и неблагодарную работу, однако существовать без единственного на свете близкого человека он не в состоянии. Станционный смотритель умирает от тоски и одиночества. Тема маленького человека в русской литературе многогранна. Герой повести «Станционный смотритель», пожалуй, как никакой другой способен вызвать у читателя сострадание.

Акакий Акакиевич

Менее привлекательным персонажем является герой повести «Шинель». Гоголевский персонаж - собирательный образ. Подобных Башмачкину множество. Они повсюду, но люди их не замечают, поскольку не умеют ценить в человеке его бессмертную душу. Тема маленького человека в русской литературе из года в год обсуждается на школьных уроках литературы. Ведь благодаря внимательному прочтению повести «Шинель» юный читатель может по-иному взглянуть на людей, которые его окружают. Развитие темы маленького человека в русской литературе началось именно с этого полусказочного произведения. Не зря великий классик Достоевский однажды произнес знаменитую фразу: «Все мы вышли из "Шинели"».

Вплоть до середины XX века образ маленького человека использовали писатели русские и зарубежные. Он встречается не только в произведениях Достоевского, но и в книгах Герхарта Гауптмана, Томаса Манна.

Максим Максимович

Маленький человек в творчестве Лермонтова - это незаурядная личность, страдающая от бездействия. Образ Максима Максимовича впервые встречается в повести «Бэла». Тема маленького человека в русской литературе благодаря Лермонтову стала служить литературным приемом для критического изображения таких пороков социального общества, как коленопреклонение, карьеризм.

Максим Максимович - дворянин. Однако он принадлежит к обедневшему роду, к тому же не обладает влиятельными связями. А потому, несмотря на свой возраст, все еще находится в чине штабс-капитана. Однако Лермонтов изобразил маленького человека не оскорбленным и униженным. Его герой знает, что такое честь. Максим Максимович - порядочный человек и старый служака. Во многом он напоминает пушкинского из повести «Капитанская дочка».

Мармеладов

В маленький человек жалок и ничтожен. Мармеладов осознает свою бесполезность и ненужность. Рассказывая Раскольникову историю своего нравственного падения, он едва ли способен вызвать симпатию. Он утверждает: «Бедность не порок. Нищета - порок». И эти слова словно оправдывают слабость и бессилие Мармеладова.

В романе «Преступление и наказание» особое развитие получает тема маленького человека в русской литературе. Сочинение по произведению Достоевского - стандартное задание на уроке литературы. Но, независимо от того, какое название имеет это письменное задание, выполнить его, не составив предварительно характеристику Мармеладова и его дочери, невозможно. Вместе с тем следует понимать, что Соня, хотя и является также типичным маленьким человеком, существенно отличается от прочих «униженных и оскорбленных». Она не в состоянии что-либо поменять в своей жизни. Однако эта хрупкая девушка обладает огромным духовным богатством и внутренней красотой. Соня - олицетворение чистоты и милосердия.

«Бедные люди»

В этом романе также речь идет о «маленьких людях». Девушкин и Варвара Алексеевна - герои, которых Достоевский создавал с оглядкой на гоголевскую «Шинель». Однако образ и тема маленького человека в русской литературе начались именно с произведений Пушкина. И они с романами Достоевского имеют немало общего. История станционного смотрителя рассказана им самим. «Маленькие люди» в романах Достоевского также склонны к исповеди. Они не просто осознают свою ничтожность, но и стремятся осмыслить ее причину, выступают в роли философов. Достаточно лишь вспомнить пространные послания Девушкина и долгий монолог Мармеладова.

Тушин

Система образов в романе «Война и мир» чрезвычайно сложна. Персонажи Толстого - герои из высшего аристократического круга. Ничтожного и жалкого в них мало. Но почему о великом романе-эпопее вспоминают тогда, как обсуждается тема маленького человека в русской литературе? Сочинение-рассуждение - это задание, в котором стоит привести характеристику такого героя, как из романа «Война и мир». На первый взгляд он смешон и неуклюж. Однако это впечатление обманчиво. В бою Тушин проявляет свою мужественность и бесстрашие.

В огромном произведении Толстого этому герою отводится всего несколько страниц. Однако тема маленького человека в русской литературе 19 века невозможна без рассмотрения образа Тушина. Характеристика этого персонажа очень важна для понимания взглядов самого автора.

Маленькие люди в творчестве Лескова

Тема маленького человека в русской литературе 18-19 века раскрыта максимально. Лесков в своем творчестве также не обошел ее. Однако его герои значительно отличаются от образа маленького человека, который можно видеть в повестях Пушкина и романах Достоевского. Иван Флягин - богатырь обликом и душой. Но этого героя можно отнести к разряду «маленьких людей». Прежде всего потому, что на его долю выпадает немало испытаний, однако он не сетует на судьбу и не плачется.

Образ маленького человека в рассказах Чехова

Подобный герой нередко встречается на страницах произведений этого писателя. Особенно ярко образ маленького человека изображен в сатирических рассказах. Мелкий чиновник - типичный герой произведений Чехова. В рассказе «Смерть чиновника» присутствует образ маленького человека. Червяковым управляет необъяснимый страх перед начальником. В отличие от героев повести «Шинель», персонаж из рассказа Чехова не страдает от притеснения и издевательств со стороны коллег и начальника. Червякова убивает страх перед высшими чинами, вечное преклонение перед начальством.

«Торжество победителя»

Тему преклонения перед начальством Чехов продолжил в этом рассказе. Однако маленькие люди в «Торжестве победителя» изображены в куда более сатирическом свете. Отец, дабы выхлопотать для своего сына хорошую должность, унижает себя заискиванием и грубой лестью.

Но в низких мыслях и недостойном поведении виновны не только люди, выражающие их. Все это является результатом порядков, царящих в социальном и политическом строе. Червяков не стал бы так рьяно просить прощения, если бы не знал о возможных последствиях допущенной оплошности.

В творчестве Максима Горького

Пьеса «На дне» повествует об обитателях ночлежки. Каждый из персонажей этого произведения - маленький человек, лишенный самого необходимого для нормальной жизни. Изменить что-либо он не способен. Единственное, на что он имеет право - верить в небылицы странника Луки. Сочувствие и тепло - это то, что нужно героям пьесы «На дне». Автор призывает читателей к состраданию. И в этом взгляды его совпадают с точкой зрения Достоевского.

Желтков

«Гранатовый браслет» - повесть о большой любви маленького человека. Желтков однажды влюбляется в замужнюю женщину, и этому чувству он остается верен до последних минут своей жизни. Между ними пропасть. И на ответное чувство герой произведения «Гранатовый браслет» не надеется.

Желтков обладает характерными чертами маленького человека не только потому, что занимает невысокое социальное положение. Он, так же как и Башмачкин, и станционный смотритель, остается один на один со своей болью. Чувства Желткова служат почвой для шуток и иронических зарисовок князя Шеина. Оценить глубину страдания «маленького человека» другие герои способны лишь после его смерти.

Карандышев

Образ маленького человека в имеет общие черты с подобными героями в произведениях Достоевского и Чехова. Однако униженный Карандышев в пьесе «Бесприданница» не вызывает ни жалости, ни симпатии. Он всеми силами стремится попасть в общество, в котором его не ждут. А за оскорбления, которые он выносит многие годы, он готов мстить.

К категории маленьких людей относятся также и и Катерина Кабанова. Но эти героини представляют собой личности цельные, а потому приспосабливаться и изворачиваться не умеют. Смерть для них становится единственным выходом из положения, в котором они оказались в силу косности общественного строя.

Образ маленького человека в литературе получил развитие в девятнадцатом веке. Однако в современной литературе он уступил место другим героям. Как известно, многие зарубежные авторы находились под влиянием русской литературы. Доказательством того служат произведения писателей XX, в которых нередко встречаются персонажи, напоминающие чеховских и гоголевских героев. Примером может служить «Маленький господин Фридеманн» Томаса Манна. Герой этой новеллы проживает свою недолгую жизнь незаметно и погибает так же, от равнодушия и жестокости окружающих.

«Маленький человек» «Маленький человек» тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30годах 19 века. Маленький человек человек это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.


Силу трагизма маленьких людей верно определил П. Вайль: «Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда конечно не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе». Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Н.В. Гоголь в повести «Шинель». И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века: А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб, А. Аверченко, К. Тренев, И. Шмелев, С. Юшкевич. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Н.В. Гоголь в повести «Шинель». И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века: А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб, А. Аверченко, К. Тренев, И. Шмелев, С. Юшкевич.


Из многогранной литературной галереи «маленьких людей» выделяются герои: стремящиеся снискать всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика ("Лука Прохорович" - Е. Гребенки; "Шинель" - Н.Гоголя); охваченные страхом перед жизнью ("Человек в футляре" - А. Чехова; "Наш человек в футляре" -,В. Пьецуха); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами ("Двойник" - Ф. Достоевского; "Дьяволиада" - М. Булгакова); у которых внутренний протест против общественным противоречиям уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка ("Записки сумасшедшего" - Н. Гоголя; "Двойник" Ф.Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти ("Слабое сердце" - Достоевского, "Смерть чиновника" - А. Чехова); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют свое поведение и мысли ("Хамелеон" - А. Чехова; "Веселые устрицы" - А. Аверченко); которые могут обрести счастье только в любви к женщине ("Старческий грех" - А. Писемского; "Горы" - Е. Попова); которые хотят изменить свою жизнь путем применения магических средств ("Верное лекарство" - Е. Гребенки; "Маленький человек" - Ф. Сологуба); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой ("Старческий грех" - А. Писемского; "Рассказ о Сергее Петровиче" - Л. Андреева)




Что же такое маленький человек? Что же такое маленький человек? В каком смысле маленький? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Маленький этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.


Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь.


Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. Значительное лицо так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.


Несмотря на уникальность созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа маленького человека сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу.


Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии маленького человека, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к маленькому человеку и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии маленького человека, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к маленькому человеку и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей. Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так затаптывается человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.


Гоголь призвал общество взглянуть на маленького человека с пониманием и жалостью. Матушка, спаси твоего бедного сына! напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? И молодой человек содрогнулся, увидев, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости.... Гоголь призвал общество взглянуть на маленького человека с пониманием и жалостью. Матушка, спаси твоего бедного сына! напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? И молодой человек содрогнулся, увидев, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости....


Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у значительного лица, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.


Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со значительным лицом заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть маленького человека чиновничьему Петербургу.


Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни маленького человека открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и извивы душ обыкновенных людей ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.


Подчеркивая типичность судьбы маленького человека, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. В своей повести Н.В. Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности маленького человека, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Тема «маленького» человека в русской литературе

ХХ века

(на материале произведения С.Д.Довлатова «Встретились, поговорили»)

Планируемые результаты:

предметные: обогащение нравственно- эстетического сознания учащихся художественными открытиями С.Д.Довлатова в разработке темы «маленького» человека; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемому произведению; создание устного и письменного монологического высказывания на предложенную тему.

метапредметные: самостоятельная организация работы с различными источниками информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала формулирование обобщенных выводов по ключевым вопросам урока;

личностные: побудить учащихся быть внимательными, терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе нежность к простому человеку» (В.Шукшин).

Ход урока

Биографическая справка

Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра, еврея Доната Исааковича Мечика (1909-1995) и литературного корректора Норы Сергеевны Довлатовой (1908-1999), армянки. В столицу Башкирской АССР его родители были эвакуированы с началом войны и жили три года в доме сотрудников НКВД, расположенном по адресу ул. Гоголя, 56.

С 1944 года жил в Ленинграде. В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года. Общался с ленинградскими поэтами Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским и писателем Сергеем Вольфом («Невидимая книга»), художником Александром Неждановым. Из университета был исключён за неуспеваемость.

Затем три года армейской службы во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми (посёлок Чиньяворык). По воспоминаниям Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».

Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы.

Был приглашён в группу «Горожане», основанную Марамзиным, Ефимовым, Вахтиным и Губиным. Работал литературным секретарём Веры Пановой.

С сентября 1972 до марта 1975 года жил в Эстонии. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Позже был принят на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии», занимая должность ответственного секретаря. Являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин». Летом 1972 года принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.

Работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское).

В 1975 году вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костёр».

Писал прозу. Журналы отвергали его произведения. Рассказ на производственную тему «Интервью» был опубликован в 1974 году в журнале «Юность».

Довлатов публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1976 г. был исключен из Союза журналистов СССР.

В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Партизан Ревью» и «The New Yorker».

За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».

Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен в армянской части еврейского кладбища «Маунт Хеброн» в нью-йоркском районе Квинс.

Учитель: Кого в литературе принято называть «маленьким человеком»? Какова история разработки этой темы в русской литературе?

Учитель: Предложите критерии, по которым можно сравнить образы «маленьких» людей в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, и С.Д.Довлатова.

Учащиеся предлагают следующие критерии для сравнения героев:

- социальный статус героя и отношение к нему окружающих

Особенности изображения характера, внутреннего мира героя

Финал судьбы героя в произведении, авторское отношение к герою

Учитель : Выясним, каков социальный статус главных героев произведений и как к ним относятся окружающие?

Самсон Вырин стоит на нижней ступеньке социальной лестницы. Человек, которому не дано никаких прав: он всего-навсего мелкая деталь в иерархии общества, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, да и то не всегда». Однако «маленький» человек Пушкина и в таком положении умудряется быть счастливым: отцовское счастье наполняет его жизнь до поры до времени. Дворянин-аристократ Минский, влюбившийся в дочь Самсона Вырина, в один день разрушает счастье и жизнь станционного смотрителя, похищая умную, красивую, но бедную и безродную Дуню. Сословные предубеждения так сильны, что легче было сманить, украсть или купить бедную дворяночку, чем посватать ее. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны.

Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник», с любовью переписывающий бумаги в одном из департаментов. Это робкий, прибитый нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои 400 рублей в год. Это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к генералу- «значительному лицу». Но тот даже не захотел выслушать несчастного человека: генерал топнул ногой и грубо накричал на него. Акакия Акакиевича без чувств вынесли из кабинета. Сцена у генерала – идейная кульминация повести. Здесь с наибольшей силой показана социальная трагедия «маленького» человека в условиях России того времени.

Борис Головкер – герой рассказа С.Довлатова- родом из 80-х годов 20-го века, наш старший современник. Однако в социальной иерархии он приблизительно на той же ступеньке, что и его «братья» -«сущие мученики» Башмачкин и Вырин. Он служит инспектором – гигиенистом в управлении столовых, должность невысокая, но герой своей жизнью вполне доволен: «приобрел в рассрочку цветной телевизор и шкаф. Купил в зоомагазине аквариум. Стал задумываться о кооперативе». Времена изменились настолько, что всеобщее равенство, победившее в советской стране, уравняло социальный статус граждан: вся страна мечтала о цветном телевизоре и стояла в очереди за шкафами. Маленький гигиенист нисколько не чувствовал себя ущербным, униженным, бесправным. Конфликт «маленького» человека с окружающими переходит из социальной сферы сначала в область идеологическую (стране победившего социализма нужны были герои, а Головкер « в самодеятельности не участвовал, уроков физкультуры не посещал», «все считали его неудачником»), а потом и вовсе приобретает анекдотическую окраску. В школе его умудрились просто не заметить, в институте так же, как в школе, он остался незамеченным. Мечты у Головкера тоже анектодически напоминают мечту Акакия Акакиевича, ведь будучи пионером, он не собирал макулатуру и металлолом, а копил деньги: мечтал о зимнем пальто. Обиды, наносимые Головкеру однокурсниками, которые писали эпиграммы: «У Головкера Боба попа втрое шире лба», тоже не воспринимаются читателем драматично, а вызывают смех. А как иначе: Головкер специально измерял ширину лба и попы и установил, что обидного ничего нет, все нормально –попа втрое шире лба.

Окончательно драматизм конфликта с окружающими снимается автором простым поворотом сюжета: «А потом началась эмиграция. В Америке он неожиданно пришелся ко двору».В конце рассказа читатель узнает, что Борис Головкер в Америке стал успешным бизнесменом и крупным жертвователем Литфонда.

Учитель: Какие выводы можно сделать в результате сопоставительного анализа произведений по данному критерию?

Выводы (записываются в тетрадь) : В судьбах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина немало общего. Униженное положение героев и драматичная судьба напрямую связаны с их социальным положением. Но Гоголь острее подчеркнул общественный смысл конфликта, т.к. грубость значительного лица стала непосредственной причиной смерти Башмачкина.

В произведениях писателей 20 века острота социального конфликта с окружающим миром снимается по причине глобальных перемен в социальных приоритетах общества. Но «маленький» человек, стремясь стать «большим», выбирает пути, которыми никогда бы не пошли несчастные, но не лишенные благородства герои Пушкина и Гоголя.

Учитель: Как писатели изображают характер, внутренний мир героев?

Выступление второй группы:

Самсон Вырин не идеализируется автором, мы видим его в тяготах каторжной службы, во всей неприглядности одинокой, пьяной,жалкой старости. Но тем больше впечатляет читателя его неброское благородство: теряя дочь, он отказывается ее продать – бросает деньги Минского, за которые тот хотел купить Дуню, на землю и притаптывает башмаком. Преданная любовь Самсона Вырина к дочери в контрасте с равнодушием Минского и самой Дуни вызывает в читателе горячее сочувствие.

Акакий Акакиевич Башмачкин крайне ограничен: мечта о новой шинели становится единственным наполнением его жизни. Круг его интересов убог и скуден, а незначительное обстоятельство- кража шинели- становится подлинной трагедией, разрушающей жизнь героя. Смирение и покорность бедного Акакия Акакиевича в сравнении с грубостью «значительного лица» вызывает в читателе не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливого устройства общества.

Про Бориса Головкера сказано, что у него «совершенно не было индивидуальных качеств». Индивидуальность героя так размыта, что учитель пения в школе говорил ему: «Голоса у тебя нет. И души вроде тоже нет. Чем ты поешь, Головкер?» Внешность героя такая же безликая: невзрачный близорукий человек, которого никто не замечал. Однако заметила и стала его женой Лиза Маковская, которая «была его абсолютной противоположностью. Она была рыжая, дерзкая и привлекательная.Она курила, сквернословила и пела в факультетском джазе. Вокруг нее постоянно толпились спортивные, хорошо одетые молодые люди». Анекдотичные обстоятельства жизни неожиданно сближают героев: Головкер был совершенно далек от любой идеологии, а Лиза пострадала от нее: на пятом курсе института родила ребенка. «Девочка была похожа на маму и на заместителя комсорга по идеологии». Тут и появился в ее жизни Головкер.Но жизнь у героев не задалась: слишком разными они были. «Лиза, что называется, задумывалась о жизни, говорила, анализируя: «Ради чего все это?» Головкер не задумывался о таких серьезных вещах, «он просто жил, и все». Еще меньше о смысле жизни он думал, оказавшись в Америке. Там безликость и отсутствие индивидуальности пригодились – он стал торговым агентом, представителем чужих интересов и быстро разбогател.

И тут в Головкере проявляется качество, которого так не хватало героям Пушкина и Гоголя . Автор говорит: «Он был одновременно услужлив и наделен чувством собственного достоинства». Однако ироничный автор рядом с чувством собственного достоинства называет не чуткость, отзывчивость героя, а услужливость, поэтому читатель понимает, что достоинство у героя мнимое. И действительно, утвердиться в этом чувстве «маленький» человек Довлатова решил, продемонстрировав свои успехи Лизе, которая осталась в России и переживает вместе с Родиной трудные времена «перестройки». «Пусть думает, какое сокровище потеряла!»- решил Головкер, отправляясь в Россию в образе «зажиточного туриста». Оба героя напоминают персонажи анекдота до той поры, пока бывшая жена совсем невесело говорит Головкеру после долгой разлуки: «Ты не изменился. Совсем не изменился». Она не заметила никаких изменений в бывшем муже, кроме того, что Головкер стал носить шляпу.

Учитель: В чем заключается эволюция образа «маленького» человека в произведениях писателей 19 и 20 века? Что традиционного и новаторского в разработке этой темы?

Выводы (записываются в тетрадь): В произведениях писателей 20-го века прослеживается связь с традициями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Герои Довлатова обладают чертами распространенного в русской литературе типа «маленького» человека. Однако происходит поворот трагического сюжета русской литературы: «маленький» человек превращается в мелкого, анекдотически ничтожного, духовно статичного, внутренне не свободного.

Учитель: Как заканчиваются судьбы героев произведений? Каково отношение авторов к ним?

Самсон Вырин умирает в одиночестве, так и не повидав любимую дочь. Блудная дочь возвращается к отцу, горько плачет на его могиле, чувствует себя неискупимо виноватой перед отцом и раскаивается, но его уже не вернуть. Автор незримо присутствует рядом и, кажется, сам просит прощения у своего героя, что не смог защитить его. В «Станционном смотрителе» Пушкин указывает русской литературе подлинно гуманное раскрытие темы «маленького» человека.

Продолжая пушкинскую традицию, Гоголь заставляет читателя переживать трагедию «маленького человека», как свою собственную. И самого автора ни на минуту не покидает горячее сочувствие к своему герою.

В рассказе «Встретились,поговорили» финал также остается открытым. Герой дважды прошел по сюжетному кругу: Россия-Америка-Россия и опять Америка. Самому Головкеру кажется, что он очень изменился, движется не по кругу, а вырвался на свободу. Недаром, отвечая на вопрос корреспондента эмигрантского еженедельника о причинах возвращения в Америку, ответил твердо: «Я выбираю свободу». Читатель понимает авторскую иронию: уезжая из России, герой хотел уехать от самого себя, но изменить себя ему не удается. Все черты, которые довлатовский персонаж приобрел на Родине, в эмиграции проявились в нем ярче, резче, утрированнее. В этом состоит одно из кардинальных художественных наблюдений автора. Но автор не клеймит и не обличает своего героя – он улыбается, и в улыбке его больше грусти, чем иронии и презрения.

Учитель: Попытайтесь выразить свое отношение к «маленькому» человеку.

Вот несколько афористичных высказываний на эту тему:

«Я воинственно берегу свою нежность к простому человеку». (В.Шукшин)

«Гений - это бессмертный вариант простого человека». (С.Довлатов).

«Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и,может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее». (А.С.Пушкин).

Какое из них вам ближе? Попробуйте выразить свои мысли и чувства к «маленькому» человеку.

Домашнее задание: а) письменные работы (по выбору):1.Напишите письменную работу, выбрав в качестве темы один из афоризмов писателей о «маленьком» человеке.2.Как вы думаете, как долго будет сохраняться интерес к «маленькому» человеку в русской литературе? Почему? . б)Составьте таблицу или опорный конспект «Новаторство и традиции в разработке темы «маленького» человека в творчестве писателей 19-20 века», используя материалы урока.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Учитель – Комиссарова Е.В.

2 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Забытые, всеми униженные люди почти никогда не привлекают особого внимания окружающих. Их жизнь, их маленькие радости и большие беды кажутся всем недостойными особого интереса. Но с начала 19 века именно такие люди становятся предметом пристального внимания со стороны великой русской литературы. С каждым произведением всё яснее и правдивее показывала она жизнь людей «низшего» класса. Маленькие чиновники, станционные смотрители - «маленькие люди» начали выходить из тени.

3 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Тема “маленького человека” - это “сквозная тема” русской литературы. Появление этого образа обусловлено российской служебной лестницей в четырнадцать ступеней, на нижних из которых трудились и страдали от бедности, бесправия и обид мелкие чиновники, малообразованные, часто одинокие или обременённые семьями, достойные человеческого понимания, каждый со своей бедой. В литературоведении существует несколько толкований понятия «маленький человек». Одно из определений предложено исследователем литературы А.А. Аникиным: «Маленький человек» - это литературный тип человека – жертвы обстоятельств, государственного устройства, злых сил и т.д.».

4 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Главными тематическими чертами этого образа будут: 1) низкое, бедственное, подчиненное социальное положение; 2) страдание, происходящее не от своего злого умысла или вины, а от слабости и ошибок; 3) в разной мере, но – ущербность личности, часто убожество и неразвитость; 4) острота жизненных переживаний; 5) наконец, осознание себя именно "маленьким человеком" и стремление утвердить свое право на жизнь именно в таком качестве, но часто с мечтой лишь об облегчении жизни; 6) обращение к Богу как единственному носителю справедливости и равенства: только перед Богом равны все. Для литературного героя должен быть характерен именно весь комплекс признаков, наличие отдельных из перечисленных черт еще не вводит его в русло темы "маленького человека". В то же время нельзя сказать, что наличие признаков делает героев разных произведений одинаковыми: образ каждого из них будет совершенно по-своему подводить читателя к размышлениям на эту тему, раскрывать разные её грани.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Само понятие "маленький человек" появляется в литературе раньше, чем складывается сам тип героя. Вначале это обозначение людей третьего сословия, которое стало интересовать писателей ввиду демократизации литературы. В ХIХ веке образ «маленького человека» становится одной из сквозных тем литературы. Понятие "маленький человек" ввел в употребление В.Г. Белинский в статье 1840 года «Горе от ума». Первоначально оно обозначало человека «простого». С развитием психологизма в русской литературе этот образ обретает более сложный психологический портрет и становится самым популярным персонажем демократических произведений второй половины XIX века. Как возникла тема «маленького человека» в русской литературе? Первый период развития русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, воины. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени: Пётр I строил сильное государство. Классицистов волновали потребности государства и человек как гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма писателям стали интересны личные потребности и переживания людей.

7 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.М.Карамзина. Первым писателем, который открыл нам мир "маленьких людей" был Н.М. Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина "Бедная Лиза. " Автор положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании этой неизвестной до этого темы. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие. Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Судьба бедной девушки разворачивается на фоне исполненной драматизма истории России. Маленькая повесть Карамзина философична. Автор оспаривает предположение философа Руссо об идиллическом прошлом человечества. История человечества вся построена на драматических коллизиях, и раньше люди не были счастливее, чем теперь, - утверждает повествователь. Большая история складывалась из маленьких бед обычных людей.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого вошла вся огромная Россия: ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Впервые оказалось возможным не только драматически изобразить противоречивое поведение человека, но и осудить злые и бесчеловечные силы общества. «Повести Белкина» были созданы осенью 1830 года в селе Болдино. Основным действующим персонажем «Повестей» является маленький бедный человек, его положение в обществе, его желания, стремления, социальные противоречия, в которые он втянут, нравственное достоинство и простое человеческое счастье.

10 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. Из повестей этого цикла наибольшее влияние на весь дальнейший ход развития русской литературы оказала повесть «Станционный смотритель». Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя - был не случайным. В 20-х годах 19-го века в русской литературе появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса». «Станционный смотритель» - социально-психологическая повесть о «маленьком человеке» и его горькой судьбе в дворянском обществе. Это высшее проявление реализма в русской прозе начала 30-ых годов и замечательное достижение самого Пушкина. Судьба «маленького человека» впервые показана здесь без сентиментальной слезливости, без романтического преувеличения, показана как результат определённых исторических условий, несправедливости общественных отношений.

11 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. В самом сюжете «Станционного смотрителя» передан типический социальный конфликт, выражено широкое обобщение действительности, раскрытое в индивидуальном случае трагической судьбы рядового человека Самсона Вырина. Пушкин показал в своём герое черты человечности, протеста против социальной несправедливости, которые раскрыты им в реалистическом изображении судьбы простого человека. Это подлинная человеческая драма, каких много в жизни. Мудрый писатель учит нас обращать внимание не на должность, а на душу и сердце человека, потому что тогда мир станет гораздо чище и честнее. Смирение, показывает А. С. Пушкин, унижает человека, делает жизнь бессмысленной, вытравливает из души гордость, достоинство, независимость, превращает человека в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Впервые русская литература смогла осудить злые и бесчеловечные силы общества. Самсон Вырин судил это общество.

12 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.С.Пушкина. Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль. Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

13 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Своего апогея тема «маленького человека» достигла в произведениях Гоголя. Гоголь открывает читателю мир "маленьких людей", чиновников в своих "Петербургских повестях". Особенно значима для раскрытия этой темы повесть "Шинель", которая имела огромное значение для всей последующей литературы. Гоголь оказал большое влияние и на дальнейшее движение русской литературы, "отозвавшись" в творчестве самых различных ее деятелей от Достоевского и Щедрина до Булгакова и Шолохова.

14 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Повесть лицом к лицу сталкивает «маленького человека» с жестокой бюрократической машиной старой России. И эта машина безжалостно давит и унижает его. Гоголь изменял и перерабатывал реальный материал таким образом, чтобы на первый план выступила гуманная идея. Он взял героя, занимавшего одно из последних мест в иерархической системе царской России, безобиднейшее существо, никогда не причинявшее никому никакого зла, покорно сносившее всяческие лишения и насмешки, не обнаруживавшее никогда никаких притязаний, разве что притязание на самое необходимое – на шинель, и то лишь тогда, когда без неё уже никак нельзя было обойтись. И вот этого-то человека жизнь беспощадно наказывает, как преступника!

15 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. «Маленькому человеку» не суждено быть счастливым в этом несправедливом мире. И лишь после смерти свершается справедливость. «Душа» Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь. Акакий Акакиевич умирает, но Н. В. Гоголь оживляет его. Для чего же он это делает? Нам кажется, что Н. В. Гоголь оживил героя, чтобы еще сильнее показать робость души героя, и, даже ожив, он изменился только снаружи, а в душе по - прежнему остался лишь «маленьким человеком». Н. В. Гоголь показал не только жизнь «маленького человека», но и его протест против несправедливости. Пусть этот «бунт» робкий, почти фантастический, но герой выступает за свои права, против основ существующего порядка.

16 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в произведениях А.П.Чехова Позже Чехов подведет своеобразный итог в развитии темы, он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской литературой, - в высоких нравственных достоинствах «маленького человека» - мелкого чиновника. Добровольное пресмыкательство, самоуничижение «маленького человека» - вот поворот темы, предложенный А.П. Чеховым. Если Чехов и «разоблачал» что-то в людях, то, прежде всего, - способность и готовность их быть «маленькими». Человек не должен, не смеет делать себя «маленьким» - вот основная мысль Чехова в его интерпретации темы «маленького человека». Подытоживая все сказанное, можно сделать вывод о том, что тема «маленького человека» раскрывает важнейшие качества русской литературы XIX века – демократизм и гуманизм.

17 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Представление о «маленьком человеке» менялось на протяжении XVIII-XIX веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя. Писатели XVIII века - Н.М.Карамзин – и первой половины XIX века – А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь - относятся к «маленькому человеку» с сочувствием. Сначала «маленький человек» мог любить, уважать себя, но был бессилен перед государственной машиной. Затем он не мог любить, не мог уважать, а о борьбе с государством даже и подумать не мог. Позже «маленький человек» приобретает чувство собственного достоинства, способность любить и при этом остро ощущает своё ничтожное положение. Но самое главное – он уже не ничтожен в душе!

18 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в творчестве Н.В.Гоголя. Тема «маленького человека» подробно разработана в творчестве А.С.Пушкина, который неоднократно обращался к проблемам таких людей в своих произведениях. Можно даже проследить изменение этого образа в разных сочинениях писателя («Станционный смотритель», «Капитанская дочка», «Медный всадник»). Продолжает тему «маленького человека» Н.В.Гоголь, который в своей повести «Шинель» впервые показывает духовную скупость, убожество бедных людей, но и обращает внимание на способность «маленького человека» на бунт и для этого вводит в свое произведение элементы фантастики.

19 слайд

Описание слайда:

Тема «маленького человека» в литературе XVIII-XIX веков. Эта тема занимала значительное место в русской литературе. Проблема «маленького человека» живо волновала писателей, хотя каждый из них по-своему раскрывает образ «маленького человека» и заставляет задуматься над проблемами таких людей, обнажая духовную скудость, убожество «бедных людишек», чтобы помочь им измениться. Таким образом, тема «маленького человека» претерпевала значительные изменения в творчестве писателей. Она очень важна для понимания всей русской литературы, так как и в XX веке получила развитие в образах героев И. Бунина, А. Куприна, М. Горького и даже в конце XX века можно найти её отражение в творчестве В. Шукшина, В. Распутина и других писателей.

20 слайд

Описание слайда:

Библиография. 1. Аникин А.А., Галкин А.Б. Темы русской классики. Учебное пособие. – М.: Прометей, 2000. 2. Архангельский А.Н. «Русская литература XIX века. 10 класс». - М., 2000. 3. Виноградов И. От «Невского проспекта» до «Рима». / Гоголь Н.В. Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 4. Гоголь Н.В. Шинель. Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 5.Горелов П. О. Очерки о русских писателях М.: “Советский писатель”, 1984. 6.Гуковский Г. Реализм Гоголя. – М.: Высшая школа, 1959. 7.Карамзин Н.М. Бедная Лиза [электронный ресурс] http: az.lib.ru\k\karamzin 8.Кожинов В.В. О замысле «Шинели». /Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 9.Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс». М., 2002. 10.Коровина В., Журавлев В., Коровин В. Литература. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2007. 11.Манн Ю. Поэтика Гоголя. М.: Художественная литература, 1988. 12.Маркович В. Петербургские повести Гоголя. Л.: Художественная литература, 1989. 13.Менделеева Д. Несколько слов о «маленьком человеке» и «мертвых душах» [электронный ресурс] http:lit.1september.ru\2004 14.Нездвицкий В.А. «От Пушкина к Чехову». М., 1997 15.Пушкин А.С. Станционный смотритель. Сочинения в 5 т. – М.: Синергия, 1999. 16.Ульянов Н.И. На гоголевские темы. Кто подлинный создатель «демонического» Петербурга? / Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001. 17.Шенрок В.И. Петербургские повести Гоголя. /Гоголь Н.В.Петербургские повести. – М.: Синергия, 2001