Финские художники. Современная живопись в финляндии Работы финских скульпторов

Akseli Gallen-Kallela

Sammon puolustus (1896)

Иллюстрации к Калевале. «Защита Сампо «.

Сáмпо (фин. Sampo ) - в карело-финской мифологии единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В эпосе «Калевала» его создатель Элиас Лённрот представил Сампо в виде мельницы.

Hugo Simberg

Halla (1895)

halla — это заморозок , если я правильно понимаю, например летом ночью или с раннего утра

В этом смысле картина передает хорошо образ.

Helene Schjerfbeck

Toipilas (1888)

toipilas выздоравливающая

Hugo Simberg

Kuoleman puutarha Сад смерти

Есть несколько версий этой картины, на данном рисунке фреска из собора в Тампере.

Это картину мне порекомендовала одна финская девушку, когда я заметил, что как-то мрачновато даже для мрачных финнов, она мне горячо ответила: «Смерти ухаживают за цветами-людьми посреди пустыни, и когда вынуждены их резать делают это нежно словно прося прощения …»

Hugo Simberg

Haavoittunut enkeli — Раненый ангел
(1903)

Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.

На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.

Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

Albert Edelfelt

Pariisin Luxembourgin puistossa В Люксембургском саду Парижа .

Akseli Gallen-Kallela

Akka ja kissa Старуха и кошка

У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.

Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.

Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.

Слово akka я всегда с трудом перевожу — и «баба», и «бабка».

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck — по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.

А здесь именно лучик света и тепла.

Картина 1882 года, Tanssiaiskengät Танцевальные туфельки .

Это, наверно, самая грустная финская картина. По крайней мере по моему мнению.

Albert Edelfelt

Lapsen ruumissaatto Похороны ребенка (дословно Похоронная процессия ребенка)

Это первая финском изобразительном искусстве жанровая композиция, написанная на открытом воздухе. Она стала как бы фрагментом подлинной жизни, увиденной и запечатленной художником. Картина повествует о человеческом горе. Эдельфельт изобразил простую семью, везущую на лодке маленький гроб. Суровый ландшафт соответствует настроению людей, провожающих в последний путь своего ребенка. В их скорбных лицах, сдержанных движениях - торжественная печаль, которой вторят белая неподвижная гладь озера, светлое холодное небо, далекие низкие берега.

«Похороны ребенка» принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. В это же время была организована персональная выставка в Царском селе, а Эдельфельт был представлен Александру III и Марии Федоровне, которая также увлекалась живописью.

Близость художника ко двору помогла популярности финской живописи в России. Можно сказать, что Эдельфельт был одним из тех, кто открыл для России искусство Финляндии.

В 1907 году картина вернулась в Финляндию и теперь находится в музее Ateneum, Хельсинки.

Еще, от себя, я бы позволил заметить, что в этой картине очень точно передано отношение финнов к смерти (которая, увы, является частью, последней частью, любой жизни). Оно очень строгое и сдержанное, тут тоже есть отличие от русских. Но эта строгость и сдержанность не говорит об их безэмоциональности, просто финны все это несут глубоко в себе. Глубже, чем мы, русские. Но горе от этого не перестает быть горем и для них.

Pekka Halonen

Tienraivaajia Karjalassa Строители дороги в Карелии.

Дословно было бы «расчищатели дороги в Карелии».

raivata — хороший глагол: расчищать путь
не знаю, есть ли у него общее со словом raivo ярость, исступление

Но вот глядя на эту картину — можно предположить, что да.

В картине другая черта финнов — исторически им приходилось жить в крайне неблагоприятной природной среде, то есть именно иногда просто яростно бороться за свое существование, отсюда, наверное, и вот это упорство, которое они показывают в труде и невзгодах. По крайней мере так было раньше.

Hugo Simberg

Еще одна картина Хуго Симберга — «Мечта «.

Симберга по праву причисляют к символистам, его картины крайне открыты для трактовок и интерпретаций.

И при этом в его картинах всегда есть что-то очень национальное.

Akseli Gallen-Kallela

Poika ja varis Мальчик и ворона.

(1884) Лично я, кстати, только довольно взрослым узнал, что вор"она (varis ), условно говоря, не жена/самка в"орона (korppi ). Собственно говоря, такая неразбериха происходит к счастью только в русском языке. Например в украинском ворон — это «крук», а ворона, так и будет «ворона». По-английски слово ворон звучит «raven», а ворону называют «crow».

Картина сейчас находится в «Атенеуме».

Akseli Gallen-Kallela.

Lemminkäisen äiti Мать Лемминкяйнена.
(1897)

Картина находится в «Атенеуме», Хельсинки.

Картина описывает сцену из «Калевалы», в которой Лемминкяйнен был убит и расчленен, а части тела брошены в темную реку, Туонелу. Мать героя граблями собрала части тела своего сына, и сшила в их в одно целое. На картине она ждет пчелу — поэтому смотрит вверх — которая принесет волшебный мед от старшего по званию бога Укко, который должен воскресить Лемминкяйнена.


Финский художник Berndt Lindholm (1841-1914).

Берндт Адольф Линдхольм Berndt Adolf Lindholm ,(Ловииса 20 августа 1841 - 15 мая 1914 года в Гетеборге, Швеция) был финским художником, считается также одним из первых финских импрессионистов. Линдхольм также был первым скандинавским художником, который уехал учиться в Париж. П ервые уроки рисования он получил в Порвоо у художника Йохана Кнутсона, а затем перевелся в финскую школу рисования общества искусств в Турку. В 1856-1861гг. он - студент Экмана.В 1863-1865гг. Линдхольм продолжил свое обучение за рубежом в Дюссельдорфской Академии художеств. Он оставил Германию и вместе с ( Яльмар Мунстерхельм) Magnus Hjalmar Munsterhjelm (1840-1905) (Тулос 19 октября 1840г. - 2 апреля 1905 г.) вернулся на родину в Карлсруэ (1865-1866), где стал брать частные уроки у Hans Fredrik Gude (1825-1903) , а затем побывал дважды в Париже в 1873-1874 году, где его учителем был Леон Бонна. Во Франции тесно общался с барбизонцем Шарлем-Франсуа Добиньи. Он также с удовлетворением оценил работы Теодора Руссо, и восхищался творчеством Жана-Батиста Камиля Коро. Первая персональная выставка была проведена в Хельсинки осенью 1870 года, где Линдхольм получил высокую оценку. В 1873 г. Академией Художеств дано звание академика за картину «Лес в провинции Саволас» и др. ,в 1876 году он был награжден медалью всемирной ярмарки в Филадельфии; в 1877 году он был награжден финской Государственной премией.Линдхольм жил в основном за границей. В 1876 году он переехал в Гетеборг и работал в музее куратором (1878-1900). Он также преподавал в Гетеборгской школе рисунка и живописи, затем был избран президентом Академии изобразительных искусств и членом Шведской Королевской академии .Он был более универсален, чем его друг художник и соперник Магнус Яльмар Мунстерхельм , который остался верен всю свою жизнь романтическому пейзажу. Первоначально Линдхольм рисовал также типичные романтические пейзажи, а потом, под влиянием французской пленэрной живописи, постепенно становится близок к реализму. К концу своей карьеры он перключился только на прибрежные и морские пейзажи.Известно также, что Линдхольм участвовал в иллюстрации книги Захария Топелиуса - (Zacharias Topelius, 1818-1898) - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно владел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома. (З.Топелиус. Путешествие по Финляндии. Издание Ф. Тильгмана, 1875г. Пер. со швед. Ф.Хеурена. Содержит множество гравюр с подлинных картин А.фон Беккера, А.Эдельфельта, Р.В.Экмана, В.Хольмберга, К.Е.Янсона, О.Клейне, И.Кнутсона, Б.Линдхольма, Г.Мунстергельма и Б.Рейнгольда). Иллюстрации Линдхольма в количестве 10 посвящены водопаду Иматра.В Финляндии не в полной мере были оценены работы художника периода пребывания его во Франции, почти все они находятся в частных коллекциях.

Каменистый пляж . Далее... ">


Скалы, освещенные солнцем.

Опушка соснового леса .

Лесной пейзаж с фигурой дровосека.

Река, протекающая через скалистую местность

Урожай овса.

Береговая линия

Зимний пейзаж в лунном свете


Вид с берега.


Лодки на причале

Скирды.

Пейзаж с березами


Морской пейзаж.

Морской пейзаж.

Вид на скалы.

Тоска


Солнечный свет в лесу.


Вид на Ладогу.

Рыбаки в утреннем тумане

Корабли на горизонте.

Монмарт, Париж.

От острова Порвоо

Коровы на пастбище

Интерес к искусству в развитых странах сохраняет свою актуальность во все времена!
В Финляндии современное искусство продолжает развиваться и привлекает множество поклонников своей смелостью, самодостаточностью и конечно уникальными национальными приемами.
Сегодня, как и много лет назад, в современном искусстве Финляндии проглядывается особая связь финнов с природой. Скандинавский дизайн манит своей простатой и природными нотками. Тема взаимодействия человека и всего живого, что его окружает, в финском современном искусстве по-прежнему занимает ключевое место. Финские художники, фотографы, дизайнеры продолжают черпать вдохновение для своих работ в истинно живом и фундаментальном: человек, природа, красота, музыка.

Корреспондент культурно-информационного портала Finmaa встретился с известной, в кругах финской современной живописи, художницей Каариной Хелениус, и попытался узнать — чем и как живет современный художник в Финляндии.

Finmaa: — Что сегодня означает современное искусство в Финляндии?
— Я бы охарактеризовала современное искусство как работы, выполненные с помощью иных, новых технических приемов. Могут использоваться и старые приемы, но с новым взглядом на старые вещи.

Finmaa: — Насколько современное искусство востребовано, если говорить об интересе к нему со стороны реального покупателя? Можно ли занимаясь этим, зарабатывать на жизнь в Финляндии?
— Современное искусство очень востребовано в Финляндии. Финны особенно интересуются работами молодых художников. Тем не менее в Финляндии не так много художников, которые зарабатывают на жизнь только искусством. Обычно, художник имеет профессиональное образование и выполняет параллельно другие виды работ. Я, например, являюсь графическим дизайнером. У меня свое рекламное агентство и днем я работаю в своем офисе. Я люблю заниматься и тем и другим, так что с удовольствием выполняю два вида работ.

Finmaa: — Ты живешь и работаешь в городе Хямеэнлинна. Как, по-твоему, в этом городе или вообще в Финляндии подходящая атмосфера для творчества?
— Хямеэнлинна — это небольшой город, который удобно расположен по отношению к другим культурным городам Финляндии. Отсюда легко добраться до Хельсинки или Тампере. Хямеэнлинна очень спокойный город, здесь безопасно жить и легко заниматься творчеством. Например, моя студия, где я рисую свои картины, находится на территории бывших казарм. Здесь очень тихая и спокойная атмосфера, красивая природа и отличное место для прогулок.

Finmaa: — Что тебя вдохновляет в твоей работе? Как рождаются образы твоих картин?
-Меня вдохновляет музыка, мода и природа. Все картины я создаю в своей голове, а когда начинаю рисовать, то уже знаю что должно получиться.

Finmaa: — Сколько времени занимает одна работа, тебе легко даются твои картины или это действительно сложный и кропотливый труд?
— На одну картину уходит примерно 2 — 4 недели. Я использую масленые краски, которые наношу мазками на материал. Все образы рисую сначала в голове, идей появляется очень много. Если в моей работе присутствуют человеческие образы, то приглашаю настоящих людей и делаю наброски с натуры, а затем, на основе эскиза, начинаю рисовать картину. Стараюсь как можно лучше рисовать эскиз, так как времени всегда ограниченно. Я работаю в своем ателье по вечерам после своей основной работы и на выходных.

Finmaa: — Ты рисуешь натуры, это направление более востребовано сегодня или это твое самовыражение?
— В своих работах я не пытаюсь создавать модные картины или делать акцент на обнаженных людях. Я всегда хочу показать чувства или события. Человек является лишь частью идеи.

Finmaa: — Как ты увлеклась рисованием? С чего ты начинала?
— У меня профессиональное художественное образование. Я училась в художественной школе в городе Хювинкяа. У меня также есть образование в сфере торговли и графического дизайна.
Я увлеклась рисованием случайно, в 18 лет. Мне понравилась это занятие, и я пошла учиться на профессионального художника. Чуть позже, я поняла, что это занятие мне по душе и я хочу серьезно работать в этой сфере. После художественной школы я обучалась графическому дизайну, который мне тоже очень нравился. В Финляндии трудно быть просто художником, несмотря на поддержку со стороны государства. Так началась моя карьера в сфере искусства. Позднее у меня появились свои выставки, которые проходили в разных городах Финляндии.

Finmaa: — С какими трудностями сталкивается в своей работе художник или дизайнер в Финляндии?
— В Финляндии, художники могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства, но этого не достаточно для нормальной жизни. Также на продажу картин влияет экономическая ситуация в стране.

Finmaa: — Над чем ты работаешь сейчас?
— Сейчас я рисую картины для моей следующей выставки, которая пройдет в России, в городе Санкт — Петербург, в мае 2016 года. Также я планирую несколько выставок в Финляндии на 2016 и 2017 года.

Finmaa: — Чем еще любишь заниматься в свободное время? Есть ли у тебя хобби?
— Свободного времени у меня почти нет, но я люблю заниматься бегом и хожу иногда в спортзал.

Finmaa: — Любишь ли ты путешествовать? Удалось ли побывать в России и в каком городе? Что понравилось и запомнилось?
— Первый раз мне удалось побывать в России в марте 2015 года. Тогда я жила в Доме-Финляндии на Большой Конюшенной улице. Мне очень понравился этот город и я приехала второй раз, уже в сентябре. Мне очень нравится русская национальная кухня. Люди в Санкт — Петербурге тоже очень дружелюбные и приветливые. Меня очень интересует современное творчество и дизайн молодых российских художников. В Санкт — Петербурге много дизайнерских центров, выставочных галерей и модных магазинов. Я не говорю по-русски, только несколько слов знаю, но мне хотелось бы выучить этот язык. В других городах России я еще не была, но в Санкт — Петербург готова приезжать снова и снова!

Finmaa: — Если у тебя мечта?
— Я очень хочу продолжать заниматься любимым делом и создавать новые проекты. Недавно я работала над дизайном линейки серебряных украшений для одной финской компании. Проект оказался очень успешным и я надеюсь на дальнейшую работу в этой сфере.

Finmaa, 2016.
Хямеэнлинна, Финляндия

Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli - Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».

2.


Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa - В Люксембургском саду Парижа.
(1887)

3.

Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa - Бабка и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу - и «баба», и «бабка».

4.

Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck - по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät - Танцевальные туфельки.