Финские художники. Современная живопись в финляндии Работы финских скульпторов
Akseli Gallen-Kallela
Sammon puolustus (1896)
Иллюстрации к Калевале. «Защита Сампо «.
Сáмпо (фин. Sampo ) - в карело-финской мифологии единственный в своём роде волшебный предмет, обладающий магической силой и являющийся источником счастья, благополучия и изобилия. В эпосе «Калевала» его создатель Элиас Лённрот представил Сампо в виде мельницы.
Hugo Simberg
Halla (1895)
halla — это заморозок , если я правильно понимаю, например летом ночью или с раннего утра
В этом смысле картина передает хорошо образ.
Helene Schjerfbeck
Toipilas (1888)
toipilas — выздоравливающая
Hugo Simberg
Kuoleman puutarha — Сад смерти
Есть несколько версий этой картины, на данном рисунке фреска из собора в Тампере.
Это картину мне порекомендовала одна финская девушку, когда я заметил, что как-то мрачновато даже для мрачных финнов, она мне горячо ответила: «Смерти ухаживают за цветами-людьми посреди пустыни, и когда вынуждены их резать делают это нежно словно прося прощения …»
Hugo Simberg
Haavoittunut enkeli —
Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».
Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa — В Люксембургском саду Парижа .
Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa — Старуха и кошка
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу — и «баба», и «бабка».
Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck — по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät — Танцевальные туфельки .
Это, наверно, самая грустная финская картина. По крайней мере по моему мнению.
Albert Edelfelt
Lapsen ruumissaatto — Похороны ребенка (дословно Похоронная процессия ребенка)
Это первая финском изобразительном искусстве жанровая композиция, написанная на открытом воздухе. Она стала как бы фрагментом подлинной жизни, увиденной и запечатленной художником. Картина повествует о человеческом горе. Эдельфельт изобразил простую семью, везущую на лодке маленький гроб. Суровый ландшафт соответствует настроению людей, провожающих в последний путь своего ребенка. В их скорбных лицах, сдержанных движениях - торжественная печаль, которой вторят белая неподвижная гладь озера, светлое холодное небо, далекие низкие берега.
«Похороны ребенка» принесли ему звание академика, и произведение было куплено в частную коллекцию в Москве. В это же время была организована персональная выставка в Царском селе, а Эдельфельт был представлен Александру III и Марии Федоровне, которая также увлекалась живописью.
Близость художника ко двору помогла популярности финской живописи в России. Можно сказать, что Эдельфельт был одним из тех, кто открыл для России искусство Финляндии.
В 1907 году картина вернулась в Финляндию и теперь находится в музее Ateneum, Хельсинки.
Еще, от себя, я бы позволил заметить, что в этой картине очень точно передано отношение финнов к смерти (которая, увы, является частью, последней частью, любой жизни). Оно очень строгое и сдержанное, тут тоже есть отличие от русских. Но эта строгость и сдержанность не говорит об их безэмоциональности, просто финны все это несут глубоко в себе. Глубже, чем мы, русские. Но горе от этого не перестает быть горем и для них.
Pekka Halonen
Tienraivaajia Karjalassa — Строители дороги в Карелии.
Дословно было бы «расчищатели дороги в Карелии».
raivata
— хороший глагол: расчищать путь
не знаю, есть ли у него общее со словом raivo
— ярость, исступление
Но вот глядя на эту картину — можно предположить, что да.
В картине другая черта финнов — исторически им приходилось жить в крайне неблагоприятной природной среде, то есть именно иногда просто яростно бороться за свое существование, отсюда, наверное, и вот это упорство, которое они показывают в труде и невзгодах. По крайней мере так было раньше.
Hugo Simberg
Еще одна картина Хуго Симберга — «Мечта «.
Симберга по праву причисляют к символистам, его картины крайне открыты для трактовок и интерпретаций.
И при этом в его картинах всегда есть что-то очень национальное.
Akseli Gallen-Kallela
Poika ja varis — Мальчик и ворона.
(1884) Лично я, кстати, только довольно взрослым узнал, что вор"она (varis ), условно говоря, не жена/самка в"орона (korppi ). Собственно говоря, такая неразбериха происходит к счастью только в русском языке. Например в украинском ворон — это «крук», а ворона, так и будет «ворона». По-английски слово ворон звучит «raven», а ворону называют «crow».
Картина сейчас находится в «Атенеуме».
Akseli Gallen-Kallela.
Lemminkäisen äiti
— Мать Лемминкяйнена.
(1897)
Картина находится в «Атенеуме», Хельсинки.
Картина описывает сцену из «Калевалы», в которой Лемминкяйнен был убит и расчленен, а части тела брошены в темную реку, Туонелу. Мать героя граблями собрала части тела своего сына, и сшила в их в одно целое. На картине она ждет пчелу — поэтому смотрит вверх — которая принесет волшебный мед от старшего по званию бога Укко, который должен воскресить Лемминкяйнена.
Финский художник Berndt Lindholm (1841-1914).Берндт Адольф Линдхольм Berndt Adolf Lindholm ,(Ловииса 20 августа 1841 - 15 мая 1914 года в Гетеборге, Швеция) был финским художником, считается также одним из первых финских импрессионистов. Линдхольм также был первым скандинавским художником, который уехал учиться в Париж. П ервые уроки рисования он получил в Порвоо у художника Йохана Кнутсона, а затем перевелся в финскую школу рисования общества искусств в Турку. В 1856-1861гг. он - студент Экмана.В 1863-1865гг. Линдхольм продолжил свое обучение за рубежом в Дюссельдорфской Академии художеств. Он оставил Германию и вместе с ( Яльмар Мунстерхельм) Magnus Hjalmar Munsterhjelm (1840-1905) (Тулос 19 октября 1840г. - 2 апреля 1905 г.) вернулся на родину в Карлсруэ (1865-1866), где стал брать частные уроки у Hans Fredrik Gude (1825-1903) , а затем побывал дважды в Париже в 1873-1874 году, где его учителем был Леон Бонна. Во Франции тесно общался с барбизонцем Шарлем-Франсуа Добиньи. Он также с удовлетворением оценил работы Теодора Руссо, и восхищался творчеством Жана-Батиста Камиля Коро. Первая персональная выставка была проведена в Хельсинки осенью 1870 года, где Линдхольм получил высокую оценку. В 1873 г. Академией Художеств дано звание академика за картину «Лес в провинции Саволас» и др. ,в 1876 году он был награжден медалью всемирной ярмарки в Филадельфии; в 1877 году он был награжден финской Государственной премией.Линдхольм жил в основном за границей. В 1876 году он переехал в Гетеборг и работал в музее куратором (1878-1900). Он также преподавал в Гетеборгской школе рисунка и живописи, затем был избран президентом Академии изобразительных искусств и членом Шведской Королевской академии .Он был более универсален, чем его друг художник и соперник Магнус Яльмар Мунстерхельм , который остался верен всю свою жизнь романтическому пейзажу. Первоначально Линдхольм рисовал также типичные романтические пейзажи, а потом, под влиянием французской пленэрной живописи, постепенно становится близок к реализму. К концу своей карьеры он перключился только на прибрежные и морские пейзажи.Известно также, что Линдхольм участвовал в иллюстрации книги Захария Топелиуса - (Zacharias Topelius, 1818-1898) - один из самых замечательных представителей литературы Финляндии. Поэт, романист, сказочник, историк и публицист, - он заслужил любовь и признание, как на родине, так и далеко за ее пределами. Топелиус писал на шведском языке, хотя прекрасно владел и финским. Произведения Топелиуса переведены более, чем на двадцать языков. Он обладал необыкновенно многогранным талантом и удивительной работоспособностью, полное собрание его сочинений насчитывает тридцать четыре тома. (З.Топелиус. Путешествие по Финляндии. Издание Ф. Тильгмана, 1875г. Пер. со швед. Ф.Хеурена. Содержит множество гравюр с подлинных картин А.фон Беккера, А.Эдельфельта, Р.В.Экмана, В.Хольмберга, К.Е.Янсона, О.Клейне, И.Кнутсона, Б.Линдхольма, Г.Мунстергельма и Б.Рейнгольда). Иллюстрации Линдхольма в количестве 10 посвящены водопаду Иматра.В Финляндии не в полной мере были оценены работы художника периода пребывания его во Франции, почти все они находятся в частных коллекциях.
Каменистый пляж . Далее... ">
Скалы, освещенные солнцем.
Опушка соснового леса .
Лесной пейзаж с фигурой дровосека.
Река, протекающая через скалистую местность
Урожай овса.
Береговая линия
Зимний пейзаж в лунном свете
Вид с берега.
Лодки на причале
Скирды.
Пейзаж с березами
Морской пейзаж.
Морской пейзаж.
Вид на скалы.
Тоска
Солнечный свет в лесу.
Вид на Ладогу.
Рыбаки в утреннем тумане
Корабли на горизонте.
Монмарт, Париж.
От острова Порвоо
Коровы на пастбище
Интерес к искусству в развитых странах сохраняет свою актуальность во все времена!
В Финляндии современное искусство продолжает развиваться и привлекает множество поклонников своей смелостью, самодостаточностью и конечно уникальными национальными приемами.
Сегодня, как и много лет назад, в современном искусстве Финляндии проглядывается особая связь финнов с природой. Скандинавский дизайн манит своей простатой и природными нотками. Тема взаимодействия человека и всего живого, что его окружает, в финском современном искусстве по-прежнему занимает ключевое место. Финские художники, фотографы, дизайнеры продолжают черпать вдохновение для своих работ в истинно живом и фундаментальном: человек, природа, красота, музыка.Корреспондент культурно-информационного портала Finmaa встретился с известной, в кругах финской современной живописи, художницей Каариной Хелениус, и попытался узнать — чем и как живет современный художник в Финляндии.
Finmaa: — Что сегодня означает современное искусство в Финляндии?
— Я бы охарактеризовала современное искусство как работы, выполненные с помощью иных, новых технических приемов. Могут использоваться и старые приемы, но с новым взглядом на старые вещи.Finmaa: — Насколько современное искусство востребовано, если говорить об интересе к нему со стороны реального покупателя? Можно ли занимаясь этим, зарабатывать на жизнь в Финляндии?
— Современное искусство очень востребовано в Финляндии. Финны особенно интересуются работами молодых художников. Тем не менее в Финляндии не так много художников, которые зарабатывают на жизнь только искусством. Обычно, художник имеет профессиональное образование и выполняет параллельно другие виды работ. Я, например, являюсь графическим дизайнером. У меня свое рекламное агентство и днем я работаю в своем офисе. Я люблю заниматься и тем и другим, так что с удовольствием выполняю два вида работ.Finmaa: — Ты живешь и работаешь в городе Хямеэнлинна. Как, по-твоему, в этом городе или вообще в Финляндии подходящая атмосфера для творчества?
— Хямеэнлинна — это небольшой город, который удобно расположен по отношению к другим культурным городам Финляндии. Отсюда легко добраться до Хельсинки или Тампере. Хямеэнлинна очень спокойный город, здесь безопасно жить и легко заниматься творчеством. Например, моя студия, где я рисую свои картины, находится на территории бывших казарм. Здесь очень тихая и спокойная атмосфера, красивая природа и отличное место для прогулок.Finmaa: — Что тебя вдохновляет в твоей работе? Как рождаются образы твоих картин?
-Меня вдохновляет музыка, мода и природа. Все картины я создаю в своей голове, а когда начинаю рисовать, то уже знаю что должно получиться.Finmaa: — Сколько времени занимает одна работа, тебе легко даются твои картины или это действительно сложный и кропотливый труд?
— На одну картину уходит примерно 2 — 4 недели. Я использую масленые краски, которые наношу мазками на материал. Все образы рисую сначала в голове, идей появляется очень много. Если в моей работе присутствуют человеческие образы, то приглашаю настоящих людей и делаю наброски с натуры, а затем, на основе эскиза, начинаю рисовать картину. Стараюсь как можно лучше рисовать эскиз, так как времени всегда ограниченно. Я работаю в своем ателье по вечерам после своей основной работы и на выходных.Finmaa: — Ты рисуешь натуры, это направление более востребовано сегодня или это твое самовыражение?
— В своих работах я не пытаюсь создавать модные картины или делать акцент на обнаженных людях. Я всегда хочу показать чувства или события. Человек является лишь частью идеи.Finmaa: — Как ты увлеклась рисованием? С чего ты начинала?
— У меня профессиональное художественное образование. Я училась в художественной школе в городе Хювинкяа. У меня также есть образование в сфере торговли и графического дизайна.
Я увлеклась рисованием случайно, в 18 лет. Мне понравилась это занятие, и я пошла учиться на профессионального художника. Чуть позже, я поняла, что это занятие мне по душе и я хочу серьезно работать в этой сфере. После художественной школы я обучалась графическому дизайну, который мне тоже очень нравился. В Финляндии трудно быть просто художником, несмотря на поддержку со стороны государства. Так началась моя карьера в сфере искусства. Позднее у меня появились свои выставки, которые проходили в разных городах Финляндии.Finmaa: — С какими трудностями сталкивается в своей работе художник или дизайнер в Финляндии?
— В Финляндии, художники могут рассчитывать на финансовую поддержку со стороны государства, но этого не достаточно для нормальной жизни. Также на продажу картин влияет экономическая ситуация в стране.Finmaa: — Над чем ты работаешь сейчас?
— Сейчас я рисую картины для моей следующей выставки, которая пройдет в России, в городе Санкт — Петербург, в мае 2016 года. Также я планирую несколько выставок в Финляндии на 2016 и 2017 года.Finmaa: — Чем еще любишь заниматься в свободное время? Есть ли у тебя хобби?
— Свободного времени у меня почти нет, но я люблю заниматься бегом и хожу иногда в спортзал.Finmaa: — Любишь ли ты путешествовать? Удалось ли побывать в России и в каком городе? Что понравилось и запомнилось?
— Первый раз мне удалось побывать в России в марте 2015 года. Тогда я жила в Доме-Финляндии на Большой Конюшенной улице. Мне очень понравился этот город и я приехала второй раз, уже в сентябре. Мне очень нравится русская национальная кухня. Люди в Санкт — Петербурге тоже очень дружелюбные и приветливые. Меня очень интересует современное творчество и дизайн молодых российских художников. В Санкт — Петербурге много дизайнерских центров, выставочных галерей и модных магазинов. Я не говорю по-русски, только несколько слов знаю, но мне хотелось бы выучить этот язык. В других городах России я еще не была, но в Санкт — Петербург готова приезжать снова и снова!Finmaa: — Если у тебя мечта?
— Я очень хочу продолжать заниматься любимым делом и создавать новые проекты. Недавно я работала над дизайном линейки серебряных украшений для одной финской компании. Проект оказался очень успешным и я надеюсь на дальнейшую работу в этой сфере.Finmaa, 2016.
Хямеэнлинна, ФинляндияHugo Simberg
Haavoittunut enkeli - Раненый ангел
(1903)
Сюжет картины разворачивается на узнаваемом историческом фоне: это парк Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухта Тёёлё в Хельсинки. В начале 20 века парк был популярным местом отдыха для представителей рабочих профессий, в нём располагались также благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия движется по ней в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций. Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах - знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников - символ возрождения и выздоровления. Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Картина оказала огромное влияние на финскую культуру. Ссылки на неё встречаются во многих произведениях высокого и массового искусства. Клип финской метал-группы Nightwish к песне «Amaranth» обыгрывает мотив «Раненого ангела».2.
Albert Edelfelt
Pariisin Luxembourgin puistossa - В Люксембургском саду Парижа.
(1887)3.
Akseli Gallen-Kallela
Akka ja kissa - Бабка и кошка
(1885)
У Галлен-Каллелы в общем-то все картины шедевры, это действительно художник мирового уровня.
Данная картина написана в подчеркнуто натуралистической манере, однако она, несмотря на всю ее неприукрашенность, полна сочувствие и любви к самым простым и бедным людям.
Картина была приобретена Художественным музеем Турку в 1895 году и там до сих пор и находится.
Слово akka я всегда с трудом перевожу - и «баба», и «бабка».4.
Тут я немного проявлю вкусовщину и добавлю еще одну картину Helene Schjerfbeck - по-русски мы читаем ее имя Хелена Шерфбек.
Есть и более известные картины финских авторов, но уж больно они иногда мрачные.
А здесь именно лучик света и тепла.
Картина 1882 года, Tanssiaiskengät - Танцевальные туфельки.