Форт Боярд (русская версия). Идеальный полигон для приключений. Четвёртый этап - Побег из тюрьмы

Найти ключи, разгадать тайны и вернуться с сокровищем — на протяжении 24 лет телевизионная игра Форт Боярд имеет невероятно успешна. Каждое лето она выходит не только на телеканале Франс 2, но и далеко за пределами Франции.

Кто такой старец Фура? Что происходит с Фортом зимой? Существуют ли на самом деле темницы? В честь 24-летия передачи, мы предлагаем вам узнать некоторые тайны Форта Боярд.

Кто скрывается под маской старца Фура?

Старец Фура — хранитель форта с длинными седыми волосами и бородой, его созвучно с названием близлежащей деревушки Фура. В мифологии игры зимой он охраняет форт, а летом принимает участников и загадывает им загадки. С 1991 года его играет комик Ян ЛеГак, которому 62 года.

Перед тем как начать работу на телевидении, этот бретонец был профессиональным танцором (кстати, в труппе Мориса Бежара). А на сегодняшний день, он также является разработчиком приключений для телеигр компании Adventure Line Productions. Знаменитое испытание со стоянием на столбах — его изобретение. Впервые оно увидело свет в передаче “Koh-Lanta” (аналог российского «Последний герой»).

До Яна ЛеГак единственный сезон 1990 году роль старца Фура играл бельгиец Мишель Скурно.

Что происходит с животными вовремя съемок?

В передаче «Форт Боярд» мы постоянно видим большое количество животных, которые используются как для испытаний, так и просто для создания соответствующего антуража. В кадре появляются пауки-птицееды, скорпионы, жабы, крысы, тараканы, мухи, саранча… Во время съемок крупные животные находятся под контролем нескольких дрессировщиков и помещены в специальные клетки. После съемок животные покидают форт. Тигры, к примеру, возвращаются в Пюи-дю-Фу для участия в передаче “Гладиаторы”. Их дрессировщица, Моник Анжон, играет Фелиндру в Форте Боярд.

Тропические животные весь год находятся под присмотром Карим Дау, управляющей одного небольшого магазинчика в Париже.

Когда проходят съемки?

Для съемок выбран период с конца марта по конец июля, для того чтобы избежать штормов и застать максимум солнца. Весной техническая команда съемочной группы избавляется от ущерба, нанесенного зимой и от последствий сырости. Например, форт основательно очищают от зеленого мха, который быстро распространяется на весь пол и стены, если их вовремя не защитить.

Первыми в форт приезжаем французская команда. Как только с ней снят последний эпизод, форт начинают “осаждать” новые группы участников, на этот раз иностранные. Смена команд происходит постоянно до конца июля.

Можно ли проиграть в Форте Боярд?

За 24 года существования передачи телезрители не часто видели поражения “звездных” или не очень “звездных” команд. Однако! Был случай, когда команда возвращалась всего с… 3000 евро. Это утешительная сумма выплачивается в случае проигрыша. Такое происходит в двух случаях. Либо игроки не смогли найти кодовое слово и не могут войти в Сокровищницу. Либо команда дает неверное слово и вместо богатства, которое должно бы посыпаться фонтаном, дверь в сокровищницу закрывается. Одним из самых больших провалов, стала команда ведущего Текса в 2002 г, вернувшаяся практически ни с чем — с 700 евро и серией поражений в многочисленных испытаниях.

Платят ли знаменитостям за участие?

В течение 4-го сезона в 1991 году, участниками игры впервые стали звездные команды. Они решили принять участие с целью заработать деньги для различных благотворительных и некоммерческих организаций: Фонд Жоржа Помпиду (культурный центр), Убежище (Le Refuge, благотворительный фонд, помогающий жертвам насилия и оказывающий помощь молодежи в тяжелых жизненных ситуациях), Маленькие Принцы (Les Petits Princes, фонд, помогающий детям в реализации их заветных мечтаний, например, встретится со своим кумиром или посидеть за штурвалом). Итак нет, “звездам” не платят за участие.

Элоди Госсен — французская знаменитость, наиболее часто принимавшая участие в игре Форт Боярд с семью командами в период 2001 и 2014 гг. А команда паркурного объединения “Ямакаси” заработала самую большую сумму — более 37000 евро. На сегодняшний день это самый большой куш, сорванный в игре.

Получали ли участники травмы во время испытаний?

Некоторые испытания Форт Боярд действительно опасны.

Участие в испытаниях совсем не похоже на безмятежный отдых. За 24 года бывали случаи, когда участники получали травмы, особенно в иностранных (не французских) версиях передачи. Количество пострадавших оценивается как не менне десятка.

Один участник сломал обе ноги, неудачно упав в сеть. В 2010 шведская модель Маркус Шенкерберг испытал дикий ужас, когда оборвался трос безопасности, и он пролетел 4 метра в пустоту. В сезоне 2014 года глава команды Лоран Петигийом получил небольшую травму, выполняя задание под водой.

Существует ли на самом деле сокровищница?

Никакой сокровищницы в форте никогда не было. Созданная художником-оформителем, она была задумана в 1989 году для первого сезона игры и была смонтирована на первом этаже форта, во внутреннем дворике. Каждый год, она отстраивается заново перед новыми съемками. Стены сокровищницы обшиты пластиком, имитирующим каменное покрытие.

В 1991 сменился архитектор cокровищницы — на полу возник гигантский алфавит. Он служит для создания кодового слова финальной загадки. Тогда же появилась золотая голова тигра и aонтан. Если кодовое слово подобрано правильно, голова игра поворачивается, срабатывает специальное устройство и на площадку начинают сыпаться золотые монеты.

Кому принадлежит форт?

Разработанный при Наполеоне, а построенный только к 1859 году, Форт Бойяр должен был исчезнуть. Постоянные шторма и возраставшие расходы на его содержание вынудили правительство выставить форт на продажу. Создатель телевизионных игр и большой любитель различных строений Жак Антуан выкупил его в 1988 году, а после продал за символическую плату в 1 франк Генеральному Совету департаменту Шарант-Маритим. Начавшиеся съемки приключенческой игры с тем же названием и ее различные зарубежные версии в итоге спасли постройку.

Между 1914 и 1989 годами в форте не проводилось абсолютно никаких работ по содержанию или реконструкции строения. Состояние форта внушало серьезную опасность. В настоящее время Генеральный совет департамента выделяет от 200 до 300 тысяч евро ежегодно на поддержание его в хорошем состоянии.

Сколько загадок задал Старец Фура?

За всю историю игры Старец Фура загадал огромное количество загадок. С их помощью можно получить ключи или найти кодовое слово, которое откроет водопад золотых монет в сокровищнице. Невозможно знать наверняка точное количество заданных загадок. Оно достигает, конечно, нескольких сотен. Все они построены по единому принципу: 4 строфы объединены общим понятием.

В каких странах транслировалась передача?

Передача получила распространение в 30 странах, вплоть до Южной Кореи, Ливана, Аргентины и Швеции. Кстати, среди зарубежных стран, в Швеции передача была самой популярной на протяжении 14 сезонов.

После окончания съемок французской версии форт принимает зарубежных участников. В форте остается только французская команда техников. Правила игры и имена главных персонажей адаптированы для каждой страны. Например, в Велокобритании Старца Фура зовут Профессор. В Испании Пасс-Мюрай становится Горгорито., а в Греции Фелиндру зовут Кармен.

Бывали ли случаи романтических отношений на передаче «Форт Боярд»?

Это знаменитая история. Такая же знаменитая как и фраза: “Фелиндра, голову тигра!” Фелиндра, она же Моник Анжон, дрессировщица тигров, играет одну из главных ролей в игре. Именно она поворачивает голову статуи, которая либо запустит водопад золотых монет, либо кто-то останется без выигрыша.

В 1997, один участник норвежской команды приглянулся Моник. Она рассказывает, что это была любовь с первого взгляда. Они встретились после съемок, влюбились и, в конце концов, поженились. С тех пор они вместе. Ну что ж, как говорят французы «une belle histoire d’amour» — “прекрасная история любви”.

Сколько человек принимают участие в съемках?

Съемочная группа, работающая над передачей, довольно большая. Примерно 130 человек отправляются в форт, чтобы подготовить и отснять несколько выпусков. К ним присоединяются художники-декораторы, которые готовят клетки для испытаний. Техники проверяют механизмы, камеры и освещение. Стилисты и парикмахеры отвечают за внешний вид участников и ведущих. Всего в форте в приод съемок насчитывается до 35 различных “гильдий”.

Что происходит с фортом зимой?

Самая известная достопримечательность департамента Шарант-Маритим, Форт Бойяр никак не используется вне съемочного периода, т.е. с августа по апрель.

Форт остается пустым, без охраны, и становится прибежищем для чаек и других птиц. Мимо форта проходит морское сообщение между островами д’Э и д’Олерон. А вот до 1989 года форт можно было посещать абсолютно свободно.

Какие испытания существуют с 1990 года и по сей день?

Игра претерпела множество изменений как в правилах игры, так и в самих испытаниях. Только трех из них миновали какие-либо изменения. Первое из них — Бонто (игра с угадыванием) до сегодняшнего дня проводится в камере №220. Участник должен найти ключ, спрятанный Магистром, под одним из трех стаканов. Второе испытание — глиняные кувшины. Знаменитые горшочки, наполненные насекомыми, мышами и другими зверюшками, в одном из которых спрятан ключ. Кстати, именно это задание стало визитной карточкой передачи. И наконец, испытание с подвешенной веревочной лестницей, появившееся в 1990, причем во всех версиях за исключением французской…

Существуют ли темницы на самом деле?

Форт Бойяр был построен для защиты от вражеских рейдов между островами д’Э и д’Олерон. С 1871 года он стал тюрьмой. Строение 68 метров в длину и 20 метров высотой насчитывает 66 казематов или темниц, расположенных на трех уровнях. Площадь камеры от 20 до 30 кв.м. В передаче участники, не успевшие выйти из комнаты за отведенное время, препровождаются в камеру кем-либо из персонажей игры.

Как можно добраться до форта?


До Форта Бойяр, находящегося в открытом море в 9 км от берега, можно добраться только на лодке. Съемочная группа и участники передачи плывут на разных суднах.

После 1945 года гавань, куда могли пришвартоваться суда и которая находилась в нескольких метрах от форта, была разрушена в результате прилива, а также отсутствия какого-либо ухода за фортом.

После 1989 года была сконструирована платформа (по типу нефтяной по ширине строения) для высадки пассажиров и материалов. В случае плохой погоды и особенно штормов, волны могут достигать высоты стен форта. В таком случае доступ к форту возможен только на вертолете.

Что такое клепсидра?

Клепсидра — предмет, находящийся возле дверей каждой комнаты. Это водяные часы, отсчитывающие время, отведенное на прохождение задания. На подобие песочных. Для испытаний вне комнат используется хронометр. Когда время кончается, а участник не успевает выбраться из комнаты, он попадает в тюрьму.

В 2006 году один российский участник не успел вовремя выбежать из сокровищницы, потерял все золотые монеты и был выведен через подземные выходы.

Был ли форт знаменит до передачи?

До телепередачи форт уже удостоился чести принимать участие в съемках. В 1962 году юная Бриджит Бардо загорала на крыше форта в фильме “Отдых воина” Рожера Вадима. Но сцена была вырезана при финальном монтаже.

В 1967 году актеры Лино Вентура и Ален Делон посещают форт, и потом устраивают там перестрелку в его кулуарах в фильме “Искатели приключений” Робера Энрико. Герой Алена Делона был убит на терассе форта.

И наконец, в 1980, Жак Антуан, создатель телевизионных игр, выбрал форт для съемок пилотной серии “Охоты за сокровищами”. Там был снят один эпизод и показан по телеканалу Антенн 2 6 сентября 1981 г.

Важные даты в истории Форта Боярд

7 июля 1990 г. — первый выпуск передачи “Ключи от Форта Боярд”. Ведущими стали Патрис Лаффон, Мари Талон и Софи Даван. Имена участников были скрыты.

1993 г. — Среди участников начинают систематически появляться знаменитости.

2000 г. — Жан-Пьер Кастальди становится основным ведущим передачи.

2003 г. — Оливье Минн стал основным повествователем игры.

2010 г. — Возвращение анонимных участников, а также стартует двухкомандная концепция игры.

2011 г. — Опять возвращаются “звезды”.

2014 г. — Форт Боярд отмечает свое 24-летие.

Немного истории: В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора, что расположен в устье реки Шаранта.


Включаем видео фоном и читаем пост.

Но верфь была уязвима для атак вражеских кораблей - проникнуть в устье Шаранты, минуя орудия береговых крепостей близлежащих островов, не составляло труда. Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом.

Таким образом, перед королем и его приближенными возникла проблема сохранности судоверфи. Между двумя островами, расположенными около устья Шаранты -Эксом и Олероном - находилась песчаная отмель, носящая название «коса Байяр». Но, как известно, невозможно построить прочный дом на песке. Что уж говорить о крепости! Тем не менее, инженер Клервиль, ведущий работы по укреплению Руайома, внес предложение о постройке подобной крепости. Ознакомившийся с этим предложением Себастьян Ле Претр де Вобан, военный инженер и маршал Франции, высказал королю свое мнение:

«Государь, проще ухватить Луну зубами, чем выполнить подобную работу в этом месте». Проект строительства не получил одобрения и был оставлен.
В 1763 году, в конце Семилетней войны (уже во время правления Людовика XVI), англичанам удалось провести две высадки на остров Экс, что ещё раз наглядно показало уязвимость объектов данного региона. Вопрос о постройке форта был поднят вновь, был разработан проект, но и его отвергли как слишком дорогостоящий.

Вновь вернулись к проекту уже в следующем веке, в 1801 году. В июне этого года смешанная комиссия военных и гражданских строителей предлагает свой проект крепости. 7 февраля 1803 года проект утвержден первым консулом государства Бонапартом.

Поскольку песчаное основание косы Байяр не годилось для подобного строительства, было решено сделать насыпь из камней. Работы начались в 1804 году. Невозможно даже представить себе всю сложность этого строительства. Добытые из местных карьеров каменные блоки свозили в открытое море и сбрасывали на непрочное песчаное ложе косы. Производить работы можно было только во время отлива и только в те времена года, когда капризная природа приморской местности позволяла делать это. На третий год строительства становится ясно, что тяжелые каменные блоки под собственным весом все больше и больше углубляются в песок.

Сизифов труд - вот как можно охарактеризовать эту работу. Но мало того - жестокие бури зимы 1807 – 1808 гг., причинившие немало бед и жителям побережья, разрушают почти готовые первые два слоя насыпи. «Союзником» природы в борьбе против зарождающегося форта выступают давние недруги Франции - англичане. Их корабли постоянно находятся поблизости, делая и без того почти безнадежную затею просто безумной.

Стройка обходится государству слишком дорого. Император Наполеон принимает решение об уменьшении первоначально задуманных размеров форта.

В 1809 году работы возобновляются уже по вновь утвержденному проекту. Но не проходит и года, как стройку прерывают: тому способствуют уничтожение англичанами эскадры Рошфора и многочисленные финансовые затруднения. На изготовление насыпи было израсходовано 3,5 тысячи кубометров камня, что обошлось государственной казне в 3,5 миллиона франков.
Новую жизнь проект обретает в 1840 году, при короле Луи Филиппе. Вновь осложнившиеся отношения с англичанами заставляют военных чиновников ломать голову над вечной проблемой защиты судоверфи Рошфора. К тому времени каменное основание стабилизировалось на своем песчаном ложе и уже не было таким непрочным, как вначале.
Значительно облегчил работы технический прогресс: в распоряжении строителей появились бетон, цемент и гидравлическая известь. Это избавило от необходимости доставлять тяжелые камни с островов - отныне изготовлять блоки можно было прямо на месте. Кампании 1847 и 1848 годов позволили изыскать нужные средства для расходов на строительство.

Работы над фундаментом были окончены в 1848 году, а к концу 1852 года завершено строительство цокольного этажа. В нем были размещены склады пороха и провизии, цистерны для воды, кухни, столовые, гауптвахта и отхожее место. В конце 1854 года завершено строительство первого этажа, а в 1857 году оканчиваются работы над верхней платформой форта и сторожевой башней. Полностью строительные работы прекращаются в 1866 году. Таким образом, строительство форта длилось в общей сложности больше шестидесяти лет! И лишь на меньшую часть этого срока приходятся непосредственно строительные работы.

Готовый форт составляет 68 метров в длину и 31 метр в ширину при высоте 20 метров. 66 казематов форта могут разместить в себе 74 артиллерийских орудия. Гарнизон форта состоит из 260 человек, в распоряжении которых находятся маркитантка, прачка и даже два сапожника (и это при том, что обувь солдат форта в принципе не должна быстро изнашиваться). В случае осады гарнизон форта может продержаться в течение двух месяцев, используя запасы воды и продовольствия.

Казалось бы, чего ещё желать? После грандиозных усилий форт наконец-то построен и готов по полной оправдать вложенные в его постройку средства. Но, вот она, ирония судьбы! К моменту завершения стройки оказывается, что форт уже не нужен.

Дело в том, что раньше низкая дальнобойность артиллерийских оружий не позволяла держать под контролем акваторию между двух островов, что и позволяло вражеским судам безнаказанно плавать практически под носом у французских артиллеристов. Но, технический прогресс, тот самый, что упростил постройку форта, затронул и военную технику. Новые артиллерийские орудия обладали утроенной дальнобойностью; этого было достаточно для того, чтобы избавиться от непрошенных гостей при помощи одних лишь батарей островов. Вместо первоначально планируемых 74 артиллерийских орудий в форт было доставлено всего лишь 30

Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго - в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили крепость.

Опустевший форт Байяр стал прекрасной добычей для воров. Всё, что представляло собой хоть какую-то ценность, было вывезено. Артиллерийские орудия были проданы двум скупщикам железного лома. Те, недолго думая, отсоединили закреплённые пушки динамитом. Уже одно это говорит о том, насколько «нуждались» теперь в форте…
Впрочем, властями департамента была предпринята робкая попытка заработать на форте - в 1931 году крепость сдавалась внаём всем желающим, за 300 франков в год. Желающих арендовать форт было всего двое.
Во время Второй Мировой войны форт, как и вся Франция, был оккупирован немецкими войсками.
Захватчики использовали крепость в качестве мишени для тренировочных стрельб, в результате чего практически полностью были уничтожены пристани и волнорезы, а внутренний двор форта оказался в буквальном смысле погребённым под каменными обломками.

Масштабные реставрационные работы, проведённые на территории послевоенной Франции, совершенно не затронули форт Байяр - он так и остался израненным и лишь густые поросли диких трав слегка прикрывали шрамы, оставленные войной. Причисление форта к историческим памятникам, состоявшееся в 1950 году, также ничего не изменило.

А в 1961 году было принято решение выставить форт Байяр в качестве лота на аукцион. Минимальная цена составляла 7,5 тысяч франков. Потенциальных покупателей было около пятидесяти, однако в конце концов, по мере повышения суммы их осталось всего двое - бельгийский дантист из Аворья Эрик Аэрт и представитель ассоциации друзей форта Байяр (да, существовала и такая). К сожалению, ассоциация не смогла выделить на покупку более 25 тысяч франков, и Аэрт, предложивший 28 тысяч, стал владельцем форта.

Похоже, что новый хозяин совершенно не представлял, зачем ему нужен форт, поэтому он так и не сумел найти ему должное применение - все его безумные проекты превращения крепости в казино, отель или дом отдыха так и не были воплощены в жизнь. Аэрт, которому в то время шёл уже седьмой десяток лет, очень редконаведывался в свои владения, поэтому форт Байяр продолжал пустовать.

Тем не менее вскоре об этом форте впервые узнал весь мир - в 1966 году Робер Энрико поставил в форте Байяр финальную сцену своей киноленты «Искатели приключений» с двумя звёздами французского кинематографа - Аленом Делоном и Лино Вентурой.
После довольно долгого перерыва, уже в 1980 году, форт вновь появляется на экранах - на этот раз в игровой передаче «Охота за сокровищами», автором которой был известный деятель французского телевидения Жак Антуан - именно он, открывший для себя форт Байяр во время просмотра «Искателей приключений» и предложил использовать крепость для съёмок.
Жак Антуан был просто впечатлён крепостью: «Я приметил этот любопытный форт, но я не имел никакого представления о том, где он находится. Однако мы его быстро отыскали, и когда я стоял у подножия этих гранитных стен, под крики чаек, в этом каменном строении посреди моря, я осознал, что это самое прекрасное место, как нельзя лучше подходящее для моей новой игры».

Но если прежде форт Байяр появлялся на экранах эпизодически, то в новой игре ему отводилась главная роль. Это было крайне затруднительно реализовать - ведь крепость была частной собственностью бельгийского дантиста.

Впрочем, Эрик Аэрт согласился продать форт за «скромную» сумму в 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего Жак Антуан, заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Байяр и занялся реализацией своего проекта.
Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Байяр был очищен от пятидесятисантиметрового слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за многие десятки лет, и от почти 700 кубометров каменных обломков.
И вот, после нескольких месяцев восстановительно-строительных работ, в крепости был снят первый выпуск телеигры «Ключи от Форта Байяр». Началась новая эра истории форта - теперь уже закрытого для посещений и живущего своей, особенной жизнью.

«Форт Байяр» (оригинальное название фр. «Fort Boyard») — популярное приключенческое телешоу, действие которого разворачивается в Бискайском заливе, у берегов Приморской Шаранты, в форте Байяр. Впервые программа была показана на французском телеканале Antenne 2 летом 1990 года.

В российском эфире телеигра впервые появилась в начале 1990-х на Первом канале. В 1994 году канал НТВ начал демонстрацию передачи под названием «Ключи от форта Байяр» и несколько лет подряд транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, а так же первый сезон игр с российскими участниками (в 1998 году), переведённые национальные версии игр Норвегии, Канады и Великобритании.

С 2002 по 2006 годы программа выходила на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд».

Об игре

Снимаемый в крепости постройки середины 19 века, расположенной у берегов Франции, между островами Экс и Олерон, «Форт Байяр» являет собой телеигру, в которой команде участников (двум командам, с 2010 года) необходимо выдержать различные физические и интеллектуальные испытания, чтобы, выигрывая ключи и подсказки, заполучить Сокровища Форта.

Текущие правила французской версии игры

Цель игры — охота за сокровищами форта.
В игре принимают участие одновременно две команды, в каждой по 4 игрока: двое мужчин и две женщины. Игру можно условно поделить на два этапа.

Этап 1

Во время первого этапа команда должна добыть ключи, отпирающие ворота сокровищницы. Обычно каждого игрока ожидают по два испытания. Команды противостоят друг другу в 3 или 4 дуэлях и 6 индивидуальных испытаниях. Во время этой части игры команды будут носить названия «Медная команда» и «Титановая команда» (относится ко всем передачам сезона).

Ключи можно добыть выполняя задания на силу, смекалку, ловкость или отгадывая загадки у старца Фура. Время в индивидуальных испытаниях в кельях отсчитывает клепсидра — водяные часы. Если игрок, выполняющий задание, не успел покинуть келью по истечении времени, то дверь будет заперта, и игрок станет пленником. Если команда игрока, отправляющегося на одиночное испытание, потерпела поражение в предыдущей дуэли, то этот игрок обязан добыть ключ или подсказку, иначе он становится пленником независимо от того, успел он выйти до истечения времени или нет. Игрок из команды-победителя дуэли может покинуть испытание досрочно без каких-либо санкций. Однако если он не выйдет до окончания отведённого на испытание времени, он также станет пленником. Двух пленников быть не может, потому что, как только попадает в плен игрок команды, у которой уже есть пленник, сидящего в тюрьме участника выпускают на свободу.

Команда, собравшая больше ключей, проходит в финал игры, а их соперники выбывают из соревнования. Команда проходит в финал напрямую, если разница в ключах между ней и соперником больше или равняется 2, в противном случае проводится так называемая «арбалетная дуэль», в которой разыгрываются два ключа. При ничейном исходе дуэли дальше идёт команда, собравшая больше ключей. Если в команде есть пленники, то перед началом арбалетной дуэли они играют в своеобразную мини-дуэль. Победитель выходит на свободу напрямую, проигравший должен за определённое время пройти полосу препятствий. Если он успевает — его освобождают, иначе же он не участвует в арбалетной дуэли и в дальнейшей игре.

Этап 2

На втором этапе команда-победитель первой части (Медная или Титановая) соревнуется с командой-победителем предыдущей недели (так называемой «Командой-чемпионом»). Цель соперников — собрать как можно больше подсказок — слов, которые помогут найти ключевое слово. Подсказки спрятаны в специальных металлических патронах. Время каждого приключения ограничено. Правила такие же, как и в первом этапе — если игрок не укладывается во время, он либо становится пленником, либо просто досрочно покидает испытание (зависит от исхода дуэли). Так же, после прохождения дуэли, ведущий предлагает игрокам два приключения на выбор. Выбор делают участники команды — победителя дуэли.

Совет

Во время Совета команды сразятся в дуэлях друг с другом. Эти дуэли — настольные игры на силу, ловкость, смекалку и удачу. Для освобождения пленника на Совете нужно победить в двух дуэлях. Если у каждой из команд по пленнику, освобождают того, чья команда первой одерживает две победы. Если пленник у одной команды, то вторая борется за то, чтобы помешать пленнику выйти на свободу.

Сокровищница

Ведущий опускает установленный у ворот рычаг. С этого момента начинается отсчёт времени (3 минуты 30 секунд). Когда ведущий запускает время, игроки узнают подсказки. Решётка при этом не поднимается. Игрокам нужно написать свой вариант кодового слова на доске, после чего откроются люки, ведущие в сокровищницу. Далее, команды должны за отведённое время вынести за пределы сокровищницы как можно больше золотых монет — байяров и высыпать их в ящики у входа. За минуту до окончания времени решётка поднимается, к полному истечению времени — опускается. Соответственно, игроки должны успеть покинуть сокровищницу. Если кто-то остаётся внутри, его команда объявляется проигравшей.

Команда, угадавшая кодовое слово и вынесшая большее количество золотых байяров, становится чемпионом (или, если речь идёт о команде прошлой недели, сохраняет титул), и продолжает своё выступление (на втором этапе следующей передачи). По этому сценарию развивается ход шести передач; седьмая и последняя игра сезона является особенной, «финалом», в котором сойдутся три лучших команды лета. Победитель получает приз в размере 50000 евро, к которому, само собой разумеется, будут добавлены и деньги, выигранные в предыдущих соревнованиях.

Интересные факты

Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.
Гонг, в который бьёт каждую игру Лябуль, изготовлен из дерева, поэтому звук накладывается во время монтажа. Аналогично накладывается звук переворачиваемых водяных часов. На самом деле клепсидра переворачивается без какого-либо скрежета. То же самое с отсутствием стрекота после поворачивания головы тигра.
Среди Мастеров Игры были (или есть) женщины (или одна). Это легко определить по рукам одного из Мастеров.
Сам Зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что Зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, а уже потом её показывают подбегающей ко входу в Зал Совета.
В российских играх 2004 года можно увидеть много интересного: как вставить клепсидру в зажимы, как устроен пол в сокровищнице, а также карту трёх этажей форта Байяр. К сожалению, оператор не показал её настолько близко, чтобы можно было прочесть названия комнат. Зато вот здесь есть карта Форта на английском языке. Тем не менее, очень понятная и подробная.
Крупнейший в своё время сайт fortboyard.de немецкого поклонника игры «Форт Байяр», обладающий огромным количеством информации, прекратил обновления в 2002. Новый сайт был создан в 2004, но на нём до сих пор ничего нет. Старая версия находится в веб-архивах. На сайте есть всё, что можно написать о форте Байяр, кроме самих записей игр.
Александр Горбунов из Нижнего Тагила задавал вопрос о продолжении «Форта Байяр» в России целых три раза в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в 2008—2009 годах Сергею Брилёву, Леониду Ярмольнику (ведущим российских версий) и Дмитрию Губерниеву (участнику одной из игр). И никто не знал, будет ли следующий сезон или нет.
Музыку к игре написал Поль Кулак (Paul Koulak), заглавная тема так и называется «Ключи от Форта Байяр» (Les Cles De Fort Boyard)
«Форт Байяр» — это шоу, поэтому организаторы могут изменять уровень сложности почти каждого испытания или приключения незаметно для зрителей. Это могут быть трение цилиндров, скорость вентилятора, дорожки, вращающегося турникета, высота подвешивания вёдер с водой, количество камней в корзине, палок для адской лестницы, толщину каната и глубину забивки меча, естественно, сложность загадок старца Фура (или арифметических примеров) и сила игры Мэтров Теней, а также всех остальных персонажей Форта. И что самое главное — выбор следующего испытания и игрока-участника, ведь ни для кого не секрет, что в одном случае лучше подойдут высокие люди, в другом сильные, а игра «Карты» на порядок легче борьбы в грязи.
Опыт — неотъемлемая часть игры. Известно, что перед эфиром игроки смотрят версии других стран, наблюдают за самими съёмками. Но много испытаний можно пройти за несколько секунд нестандартным способом. Как-то: в кладовой гадостей нужно сразу идти к кувшинам в конце комнаты, на бегущей дорожке можно встать на боковые ограничители, на обезьяньем мосту можно кинуть подсказку игрокам, а в колонне библиотекаря достаточно просто приподнять стопку книг, взять ключ, и поставить стопку на место.

Всплеск адреналина, азарт и переживания ждали телезрителей в игре «Форт Боярд».

По легенде, на протяжении 200 лет злой колдун Фура обманом и колдовством отнимал у людей деньги и прятал их в старом Форте. Двадцать лет назад людям удалось наложить на него заклятие и получить возможность вернуть свои деньги. Но хитрый Фура успел спрятать ключи от сокровищницы в комнатах с ловушками. Теперь добраться до денег сможет только очень мужественный человек.

Форт Боярд - старинная крепость, построенная в военных целях. Очень быстро утративший свое стратегическое значение форт превратился в тюрьму. Первоначально здесь содержались прусские и австрийские солдаты, плененные во время войны 1870 года. Их сменили политические заключенные. Всего в форте содержалось около 300 заключенных. В дальнейшем форт десятилетия прозябал в безвестности, приходя во все больший упадок и разрушение. И кто знает дальнейшую судьбу крепости, если бы в середине восьмидесятых годов им не заинтересовалось французское телевидение. Форт стал самой необычной в мире телеплощадкой. А телеигра «Форт Боярд», съемки которой ведутся здесь с 1990 года, стала самым известным и популярным игровым шоу на мировом телевидении.

Мы снова увидели неизменных обитателей Форта. Колоритный персонаж Ля-Буль появился в Форте в 1994 году, и с тех пор отмеряет начало и конец игры ударами в звонкий гонг, а также препровождает попавших в плен игроков к месту их заточения. Паспарту всегда находится рядом с командами еще с 1990 года, он знает каждый закоулок форта и прекрасно справляется с профессией проводника. Укротительница тигров Фелиндра вместе со своими свирепыми хищниками, охраняет сокровищницу форта с 1991 года.

«Форт Боярд» - один из легендарных проектов, хорошо знакомый каждому из нас. И сегодня он снова становится актуальным, отражая дух времени - мы все больше и больше играем в игры, от пейнтбола на улице до «Angry Birds» на экране планшетника, мы вступаем в период «человека играющего». И этому очень хорошо соответствует «Форт Боярд», с духом приключений, новыми испытаниями и увлекательными правилами“ - рассказывает продюсер проекта Илья Кривицкий.

Шесть команд смельчаков отправились во французский город Ла-Рошель, а оттуда уже по воде в крепость за золотом старца Фура. В составе команд актеры, телеведущие, звезды шоу-бизнеса. Чтобы победить, командам приходится проявлять ловкость, смелость, силу, а иногда и хитрость. О характере испытаний команды узнают по ходу игры.

Схема игры: сначала каждые две команды противостоят друг другу, чтобы пройти на следующий этап. Только четыре из шести команд продолжают путь и сходятся в полуфиналах. Затем сильнейшие выясняют отношения в финале, но только победитель унесет сокровища из сокровищницы форта, а остальные уйдут ни с чем.

Каждая команда прошла пять испытаний и заработала до семи ключей, отпирающие ворота сокровищницы. Ключи добывались выполнением заданий на силу, смекалку, ловкость, или отгадыванием загадок старца Фура. Помимо ключей участник собирали подсказки, а это еще по три испытания для каждой команды. Если игрок, выполняющий задание, не успел покинуть келью до истечения времени, то дверь запиралась, и игрок становился пленником. В финале игры команда собиралась у ворот сокровищницы.

Испытания, через которые проходили участники, сложны и часто похожи на пытки. И хотя это абсолютно безопасно, да и врачи дежурят во время съемок в форте и готовы моментально прийти на помощь, все равно некоторые из конкурсов вызывали ужас не только у зрителей. Юлия Савичева, как ни старалась, не смогла преодолеть свой страх - паническую боязнь пауков. Капитану срочно пришлось искать ей замену.

„Я вообще боюсь всяких насекомых. Сороконожек, тараканов, пауков. Я могла бы, наверное, преодолеть этот страх, если бы я знала, что на меня никто не будет падать сверху и потом по мне ползать“, - поделилась певица.

Но уже в следующем конкурсе Юля полностью себя реабилитировала. В испытании „Проклятье Архимеда“ участника опускают вниз головой в цилиндр, наполненный водой. Ему надо как-то откачать воду, которую напарник набирает в стакан и заливает в другую емкость, в которой находится ключ. Чем больше воды, тем выше поднимается ключ. Юля Савичева поразила команду своей выдержкой. Она так долго держалась под водой, что ведущие и участники уже начали беспокоиться за нее.

Юля Савичева: „У вокалистов разработаны легкие, я могу надолго задерживать дыхание под водой. В этом конкурсе ни за что не переживала!“

А певице Глюк`oZе пришлось в буквальном смысле изваляться в грязи - ей выпал жребий поучаствовать в боях без правил и сразиться с партнершей в два раза больше ее самой.

Глюк`oZa: „С одной стороны, было очень страшно. Казалось, что это нереально и невозможно. Самое сложное, это не физически одолеть эту гражданку, а подняться и устоять в этой грязи. Мне больше сил понадобилось, чтобы вылезти из этой грязи. Ты тонешь в ней, она забивается в нос, уши, рот. Я потом еще долго пыталась от нее отмыться, но надо же дальше бежать и играть!“.

„Нити судьбы“, „Закованные заживо“, „Воздушная тюрьма“, „Молот ведьм“, „Трон Люцифера“, „Зловещая рыбалка“, „Карающий фонтан“ - все эти испытания прошли участники „Форта Боярд“.

Ведущие - Николай Валуев и Анна Ардова.

В роли старца Фура - Виктор Вержбицкий.

Продюсер проекта - Илья Кривицкий

Популярная международная телеигра «Форт Боярд» впечатляет не только захватывающим сюжетом, но и обстановкой, на фоне которой разворачивается действие. Необычной архитектуры здание, где участники состязаются в силе, ловкости и смекалке, кажется настолько загадочным, что хочется непременно познакомиться с ним ближе. Действительно, в истории форта Боярд, «приютившего» знаменитое шоу и давшему ему своё название, есть немало интересных страниц.

Основные сведения

Морская крепость Fort Boyard – невероятно сложное инженерное сооружение с трагической судьбой. Она строилась так долго, что утратила своё оборонительное значение, практически сразу же оказавшись заброшенной. И быть форту очередным зданием-призраком, если бы не французский продюсер и создатель игровых шоу Жак Антуан, сделавший его «звездой» сначала отечественного, а затем и мирового телевидения.

Географическое расположение

Отыскать форт Боярд на карте несложно. Цитадель прикрывает со стороны моря город-порт Рошфор в департаменте Шарант-Маритим на атлантическом побережье Франции. Она находится в проливе Антьош, который соединён с Бискайским заливом, ограничиваясь островами Иль-д’Экс и Олерон.

Климат этих мест крайне неустойчив. В зимнее время дуют штормовые ветры, поднимающие гигантские – до 25 м волны, прозванные «убийцами». Боярд немало пострадал от свирепости здешнего моря. Каждую весну тратятся немалые средства на восстановление стен здания, повреждённых разгулявшей стихией. А съёмки шоу проводятся только с начала апреля по начало августа, чтобы избежать сильных штормов, несущих угрозу для жизни.

Из-за переменчивых погодных условий, в крепости разрешено одновременно находиться только съёмочной группе и участникам шоу. При высоких волнах, достигающих кровли здания, срочная эвакуация из него возможна лишь на вертолетах, а они обладают малой вместимостью.

Описание

В плане оборонительное сооружение представляет собой овал, длиной 68 м и шириной 31 м. При высоте в 20 м здание разделено на три этажа-галереи, которые опоясывают внутренний дворик. С одной стороны тянутся коридоры, с другой – расположены небольшие комнатки-кельи. Всего их около 70.

На плоской кровле оборудована терраса с трамплином и вертолётной площадкой. Над комплексом возвышается обзорная башня, в которой теперь «обитает» главный герой приключенческого шоу – старец Фура, загадывающий загадки. Перед обращённым к заливу фасадом расположен современный причал, где швартуются катера с туристами и участниками телеигры. Он связан с основной постройкой металлическим трапом.

В настоящий момент кельи активно задействованы создателями шоу. Здесь установлено специальное оборудование для различных испытаний, а также хранится инвентарь. Главная «приманка» игры – сокровищница, располагается на первом этаже в непосредственной близости от клеток с тиграми, которые бдительно охраняют богатство крепости.

История одного из самых необычных фортов мира

В середине XVII началось очередное обострение незатихающего конфликта между Англией и Францией. Западный порт Рошфор, где к тому времени как раз была построена военная судоверфь, находился под постоянной угрозой нападения мощного и хорошо вооружённого британского флота. Чтобы защитить важный стратегический объект, были построены береговые укрепления, однако они не могли должным образом противостоять угрозе с моря – дальность боя артиллерийских орудий того времени была невелика.

В 1666 году впервые заговорили о крепости на воде, которую следовало возвести между островами, расположенными по обе стороны залива Антьош. Её орудия встречали бы противника намного раньше береговых, препятствуя продвижению англичан в глубину Бискайского залива, а затем и по реке Шаранта к Рошфору. Военный инженер Декомбс в 1692 г. предложил строить крепость на песчаной отмели, известной, как «коса Боярд». Технически это было трудно осуществимо из-за зыбкости почвы и неблагоприятных погодных условий – участок погружался под воду во время штормов и приливов.

Выдающийся военный строитель и маршал Франции маркиз де Вобан, проанализировав ситуацию, заявил королю Людовику IV, что ему будет проще достать до луны, чем возвести крепость в указанном месте. От идеи было решено отказаться. Но история здания, известного сегодня как «форт Боярд» на этом не заканчивается.

Столетия спустя, в ходе Семилетней войны, британцам всё же удалось захватить остров Иль-д’Экс, что заставило французских военных вновь задуматься о морской цитадели. На этот раз инженер Арманд Самуэль де Марескотт и вице-адмирал Франсуа Этьен де Розили-Месрос даже создали детальный проект постройки, но до его воплощения в реальность дело вновь не дошло, уже по экономическим соображениям.

Строительство морской крепости

В 1801 г., при правлении Наполеона I Бонапарта, с лёгкой руки которого реализовались многие смелые замыслы, к вопросу вернулись с большей настойчивостью. Было решено укрепить песчаную отмель «подушкой» из каменных блоков, выдерживающих давление массивного здания. В 1804 году приступили к осуществлению грандиозного проекта. Строительство оказалось процессом ещё более трудоёмким и дорогостоящим, чем представлялось на бумаге. Рабочим противостояли объединённые силы природы и человека.

Камни под собственным весом погружались в песок, заставляя создавать всё новые слои насыпи. Через 3 года с начала строительства стало ясно, что работа практически стоит на месте. Зимой 1807 – 1808 гг. свирепые бури разрушили с таким трудом возведенное основание и всё пришлось начинать заново.

Английские военные корабли часто становились на рейд вблизи отмели, создавая постоянную угрозу для строителей. Но самым главным негативным фактором по-прежнему оставалась высокая стоимость проекта. Наполеон приказал уменьшить первоначальные размеры крепости, но и это существенно не изменило дело. Только на насыпь было израсходовано 3,5 млн. франков, а к возведению стен даже не приступали.

Ещё одно событие окончательно охладило интерес Наполеона к проблемному сооружению. В 1809 г. англичане разбили эскадру Рошфора – необходимость в защите города-порта отпала сама собой.

Приход к власти Луи Филиппа I, технический прогресс и новый виток британо-французского конфликта привели к тому, что в 1837 г. строительство морской твердыни в Бискайском заливе было продолжено. К тому времени каменное основание перестало проседать, а появление таких технических новинок как бетон и гидравлическая известь, способная затвердевать в водной среде, существенно облегчило и удешевило монтажные работы.

Необходимость в натуральном камне, который приходилось добывать и доставлять в море, отпала, поэтому возведение цитадели в акватории Рошфора пошло намного быстрее. Спустя 20 лет, укрепление-долгострой, получившее название Боярд, было закончено.

Всего на реализацию проекта морской твердыни французы затратили более полувека. Причём большую часть времени они не строили, а боролись с неблагоприятными исходными условиями.

На страже морских владений

В долгожданной цитадели – хорошо спланированной и способной выдержать длительную осаду, разместили гарнизон из 250 человек. Для оснастки фортификации собирались использовать 74 пушки, когда неожиданно выяснилось, что в этом нет необходимости. Технический прогресс затронул не только строительную, но и военную сферу, значительно увеличив мощность артиллерийских орудий. Теперь их снаряды доставали втрое дальше, чем в XVII в., когда впервые возникла мысль об усилении защиты Рошфора. Расположенные вдоль берега и на остовах батареи легко «перекрывали» залив, охлаждая боевой пыл противника.

Целесообразность дальнейшей эксплуатации Боярда, как ранее и его строительства, оказалась под вопросом. Тем более, что сильные волны, ударяя в стены казематов, сдвигали пушки, мешая прицельному огню. Даже возведение волнореза полностью не решило проблему.

Оснащённая всего 30 орудиями, крепость какое-то время ещё «воевала», но в период бонапартистской диктатуры интерес к ней окончательно угас.

Подобно многим утратившим своё значение фортификационным сооружениям, Боярд превратился в пенитенциарное учреждение. С 1870 по 1872 гг. здесь содержались сначала пленные немцы и австрийцы – Франция как раз в этот период воевала с Пруссией, а затем национальные активисты, недовольные агрессивной политикой Третьей республики.

История форта Боярд в качестве тюрьмы оказалась не менее короткой, чем военная. Хотя его положение вдали от берега и цивилизации, казалось очень выгодным, затрудняя побег заключённых, 300 узников вскоре перевели на остров Новая Каледония – тихоокеанскую колонию Франции.

«Тюремное прошлое» цитадели нашло отражение в сценарии телеигры. Участников, не успевших вовремя покинуть комнату, где проходят испытания, делают узниками и отправляют в камеры мрачного подземелья.

Заброшенный

Оставшийся «бесхозным» объект, вернули Военно-Морскому флоту, под опекой которого он находился до 1913 г. Оборонное ведомство мало заботилось о нефункциональной крепости, но ещё хуже стало, когда и этот владелец канул в небытие.

Всё оборудование, вплоть до пушек, было украдено, а природа с удвоенной силой взялась за разрушение здания, возникшего, казалось бы, вопреки её законам. Во время Второй мировой войны фортификации сильно досталось от немецких захватчиков, превративших её в стрельбище и сильно испортивших стены. Груды обломков погребли под собой внутренний дворик.

Удивительно, но обширные реставрационные работы, проводимые французским правительством после войны, никак не затронули Боярд. Угрюмый и заброшенный высился он посредине пролива, являя собой мрачное, полуфантастическое зрелище.

Идеальный полигон для приключений

Увидев в 1980 г. разрушенный, но всё ещё потрясающий своей мощью форт, напоминающий одинокий корабль без капитана, создатель и продюсер игровых шоу Жак Антуан испытал прилив вдохновения. Позднее он скажет, что сразу понял, насколько гранитное здание посреди водной пустыни соответствует его замыслам о создании инновационной приключенческой игры.

Сначала крепость «опробовали» в съёмках другого шоу под названием «Искатели приключений». А затем приступили к её глобальной реконструкции. Складывается впечатление, что форд Боярд был построен специально для шоу Жака Антуана – только в его умелых руках, сооружение обрело, наконец, «полноценную жизнь». Ни один прежний владелец, включая купившего здание в 1961 г. бельгийского дантиста Эрика Аэрта, не смог в должной мере использовать его.

Во время реставрации, из внутреннего дворика было удалено 700 м³ каменных обломков и 50-сантиметровый слой птичьего помёта.

Первая серия приключенческого шоу «Ключи от форта Боярд» была показана на французском телевидении 7 июля 1990 г. и почти сразу же появилась международная версия. В 1991 г. слово «ключ» пропало из названия. Идея игры проста – пройдя ряд испытаний, команда (или 2 команды) из 6-и участников получает доступ к сокровищнице и, набрав по возможности большее количество специальных фишек-монеток, обменивает их потом на реальные деньги.

Однако «детище» Жака Антуана стало настоящим первопроходцем в сегменте экстремальных шоу, построенных на страхе, опасности и обязательном вознаграждении.

Судьба передачи складывалась не гладко, от неё то отказывались из-за падения зрительского интереса, то возрождали вновь. В 2017 – 2018 гг., игра вышла в обновлённом формате: в сценарии появились более интересные современному зрителю испытания, в том числе интерактивные.

Главные лица игры

Неизменными остаются герои, сопровождающие участников в погоне за сокровищами. Это:

  • ведущий;
  • старец Фура – маг и волшебник, якобы 200 лет назад спрятавший в цитадели украденные у людей сокровища, которые теперь нужно вернуть;
  • магические судьи, в последнем сезоне – только одна из них;
  • Ла Буль – гигант, ударяющий в гонг и сопровождающий пленённых участников в тюрьму;
  • Леди Бу, с которой нужно сразиться в комнате с грязью или глиной;
  • Фелиндра – укротительница тигров, охраняющих сокровищницу;
  • Паспарту и Пастемпс, придающие игре особый колорит и выполняющие функции со-ведущих.