Главные тайны, которые скрывает «Мона Лиза. Лиза дель Джокондо: биография, интересные факты. Картина «Мона Лиза» работы Леонардо да Винчи Мона лиза биография женщины

Леонардо да Винчи. Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо (Мона Лиза или Джоконда). 1503-1519. Лувр, Париж.

Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи – самая загадочная картина. Потому что она очень популярна. Когда столько внимания, то появляется немыслимое количество тайн и домыслов.

Вот и я не удержалась от попытки разгадать одну из этих тайн. Нет, я не буду искать зашифрованные коды. Не буду разгадывать тайну её улыбки.

Меня волнует другое. Почему описание портрета Моны Лизы современниками Леонардо не совпадает с тем, что мы видим на портрете из Лувра? Действительно ли в Лувре висит портрет Лизы Герардини, супруги торговца шелком Франческо дель Джокондо. И если это не Мона Лиза, то где тогда хранится настоящая Джоконда?

Авторство Леонардо бесспорно

То, что Луврскую Джоконду написал сам , почти никто не сомневается. Именно в этом портрете придуманный мастером метод сфумато (очень тонкие переходы от света к тени) раскрыт максимально. Еле уловимая дымка, растушёвывающая линии, делает Мону Лизу почти живой. Кажется, что её губы сейчас разомкнутся. Она вздохнёт. Грудь приподнимется.

Мало кто мог соперничать с Леонардо в создании такой реалистичности. Разве что . Но в применении метода сфумато все равно ему уступал.

Даже по сравнению с более ранними портретами самого Леонардо, Луврская Мона Лиза – это очевидный прогресс.

Леонардо да Винчи. Слева: Портрет Джинервы Бенчи. 1476 г. Национальная галерея Вашингтона. Посередине: Дама с горностаем. 1490 г. Музей Чарторыйских, Краков. Справа: Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Современники Леонардо описывали совсем другую Мону Лизу

Сомнений в авторстве Леонардо нет. Но правильно ли находящуюся в Лувре даму называть Моной Лизой? У любого могут возникнуть сомнения по этому поводу. Достаточно прочитать описание портрета , младшего современника Леонардо да Винчи. Вот что он писал в 1550 году, через 30 лет после смерти мастера:

“Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет моны Лизы, жены его, и, потрудившись над ним четыре года, оставил его недовершенным… глаза имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека… Брови не могли быть более естественными: волосы растут густо в одном месте и реже в другом в соответствии с порами кожи… Рот, слегка приоткрытый с краями, соединенными алостью губ… мона Лиза была очень красива… улыбка дана столь приятной, что кажется, будто ты созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое существо…”

Заметьте, насколько многие детали из описания Вазари не совпадают с Моной Лизой из Лувра.

На момент написания портрета Лизе было не более 25 лет. Мона Лиза из Лувра явно старше. Это уже дама, которой за 30-35 лет.

Также Вазари говорит о бровях. Которых у Моны Лизы нет. Однако это можно списать на плохую реставрацию. Есть версия, что они были стёрты из-за неудачной чистки картины.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (фрагмент). 1503-1519 гг.

Алые губы с приоткрытым ртом и вовсе отсутствуют на Луврском портрете.

По поводу прелестной улыбки божественного существа тоже можно поспорить. Далеко не всем она кажется таковой. Ее порой даже сравнивают с улыбкой уверенной в себе хищницы. Но это уже дело вкуса. Об упомянутой Вазари красоте Моны Лизы тоже можно поспорить.

Главное же, что Луврская Джоконда полностью закончена. Вазари же утверждает, что портрет был брошен недоделанным. Вот это уже серьёзная несостыковка.

Где находится настоящая Мона Лиза?

Так если в Лувре висит не Мона Лиза, так где же она?

Я знаю по крайней мере три портрета, которые гораздо больше подходят под описание Вазари. К тому же все они были созданы в те же годы, что и Луврский портрет.

1. Мона Лиза из Прадо

Неизвестный художник (ученик Леонардо да Винчи). Мона Лиза. 1503-1519 гг.

На эту Мону Лизу мало обращали внимания до 2012 года. Пока однажды рестораторы не расчистили чёрный фон. И о чудо! Под темной краской оказался пейзаж – точная копия луврского заднего плана.

Прадовская Мона Лиза моложе лет на 10 своей конкурентки из Лувра. Что соответствует реальному возрасту настоящей Лизы. Она приятнее внешне. У неё есть брови в конце концов.

Однако эксперты не стали претендовать на титул главной картины мира. Они признали, что работа выполнена одним из учеников Леонардо.

Благодаря этой работе мы можем представить, как выглядела Луврская Мона Лиза 500 лет назад. Ведь портрет из Прадо гораздо лучше сохранился. Из-за постоянных экспериментов Леонардо с красками и лаком, Мона Лиза очень сильно потемнела. Скорее всего, она когда-то тоже была в красном, а не в золотисто-коричневом платье.

2. Флора из Эрмитажа

Франческо Мельци. Флора (Коломбина). 1510-1515 гг. , Санкт-Петербург

Флора очень подходит под описание Вазари. Юная, очень красивая, с необыкновенно приятной улыбкой алых губ.

К тому же именно так описывал сам Мельци любимую работу своего учителя Леонардо. В своей переписке он называет её Джокондой. На картине, по его словам, была изображена девушка невероятной красоты с цветком Коломбины в руке.

Однако мы не видим её “влажных” глаз. К тому же вряд ли синьор Джокондо позволил бы своей супруге позировать с оголенной грудью.

Так почему же Мельци её называет Джокондой? Ведь именно это имя наводит некоторых экспертов на мысль, что настоящая Мона Лиза находится не в Лувре, а в .

Возможно, за 500 лет произошла путаница. С итальянского “Джиоконда” переводится, как “Веселая”. Может так и называли ученики и сам Леонардо свою Флору. Но так получилось, что это слово совпало с фамилией заказчика портрета, Джокондо.

Неизвестный художник (Леонардо да Винчи?). Айзелуортская Мона Лиза. 1503-1507 гг. Частная коллекция

Этот портрет был открыт широкой публике около 100 лет назад. Английский коллекционер выкупил её у итальянских владельцев в 1914 году. Те якобы не представляли, каким сокровищем обладают.

Была видвинута версия, что это та самая Мона Лиза, которую Леонардо написал на заказ для синьора Джокондо. Но не окончил его.

Также предполагают, что ту Мону Лизу, что висит в Лувре, Леонардо уже писал лет через 10. Уже для себя. Взяв за основу уже знакомый образ синьоры Джокондо. Ради своих собственных изобразительных экспериментов. Чтобы ему никто не мешал и не требовал картину.

Версия выглядит правдоподобной. К тому же Айзелуортская Мона Лиза как раз незакончена. Об этом и писал . Обратите внимание, насколько не проработаны шея женщины и пейзаж позади неё. Выглядит она тоже моложе своей Луврской соперницы. Как будто действительно одну и ту же женщину изобразили с разницей в 10-15 лет.

Версия очень интересная. Если бы не одно большое НО. Айзелуортская Мона Лиза была написана на холсте. Тогда как Леонардо да Винчи писал только на доске. В том числе Луврскую Мону Лизу.

Преступление века. Похищение Моны Лизы из Лувра

Может в Лувре висит и настоящая Мона Лиза. А Вазари слишком неточно её описал. И Леонардо не имеет никакого отношения к трём приведённым картинам.

Однако в 20 веке произошёл один случай, который все-таки заставляет усомниться, что в Лувре висит настоящая Джоконда.

В августе 1911 года Мона Лиза исчезла из музея. Её искали 3 года. Пока преступник не выдал себя наиглупейшим образом. Разместил объявление в газете о продаже картины. Картину пришёл посмотреть коллекционер и понял, что подавший объявление не сумасшедший. Под его матрасом на самом деле пылилась Мона Лиза.

Лувр. Фотография с места преступления (Мона Лиза исчезла). 1911 г.

Преступником оказался итальянец Винченцо Перуджиа. Он был стекольщиком и художником. Работал несколько недель в Лувре над стеклянными защитными коробами для картин.

По его версии в нем проснулись патриотические чувства. Он решил вернуть Италии картину, украденную Наполеоном. Он почему-то был уверен, что все картины итальянских мастеров Лувра украдены этим диктатором.

История очень подозрительная. Почему он не давал знать о себе 3 года? Вполне возможно, что ему или его заказчику нужно было время, чтобы сделать копию Моны Лизы. Как только копия была готова, вор дал объявление, которое очевидно должно было привести его к аресту. Кстати, осудили его на смехотворный срок. Меньше чем через год Перуджиа уже был на свободе.

Так что вполне может быть, что Лувр получил обратно очень качественную подделку. К тому времени уже научились состаривать искусственно картины и выдавать их за подлинники.

Работники Лувра не называют самый знаменитый портрет мира Моной Лизой. Между собой они обозначают её как “Флорентийская дама”. Видимо, многие из них уверены, что вряд ли она была женой синьора Джокондо. Значит, настоящая Мона Лиза находится где-то ещё..?

О других титанах живописи читайте в статье “

Вконтакте

Очень много создано великих произведений художниками в разные эпохи. Госпожа Лиза дель Джокондо, изображенная более пятисот лет назад, окружена такой известностью, что это, пожалуй, самое прославленное произведение в абсолютном смысле этого слова. Здесь нет никакого преувеличения. Но что мы знаем о жизни, которую вела Лиза дель Джокондо? Биография ее будет представлена вашему вниманию.

Семья

Антонмария ди Нолдо Герардини - отец Лизы, дважды овдовел. В первом браке он был женат на Лизе ди Джованни Филиппо де Кардуччи, а во втором - на Катерине ди Мариотто Ручеллиа, которые обе умерли во время родов. Третий брак состоялся в 1476 году с Лукрецией дель Качио. Семейство Герардини было древним, аристократическим, но обедневшим и потерявшим во Флоренции свое влияние. Оно было достаточно обеспеченным и пользовалось доходами ферм в Кьянти, на которых производилось оливковое масло, вино, выращивались пшеница и скот.

Лиза Герардини была самым старшим ребенком и родилась 15 июня 1479 года на Виа Маджио. Ее назвали в честь бабушки по отцовской линии. Кроме нее, в семье было три сестры и три брата.

Семья, живя во Флоренции, несколько раз переезжала и, наконец, поселилась по соседству с Пьеро да Винчи, отцом Леонардо.

Замужество Лизы

5 марта 1495 года, когда девушке исполнилось 15 лет, Лиза обвенчалась с Франческо ди Бартоломео дель Джокондо.

Она стала его третьей женой. Ее приданое было скромным и состояло из 170 флоринов и фермы Сан-Сильвестро, которая находилась неподалеку от загородного дома семьи Джокондо. Можно думать, что жених не гнался за богатством, а просто полюбил скромную девицу из семьи, не обладавшей значительным состоянием. К тому же он был намного старше своей молоденькой жены - на момент брака ему исполнилось 30 лет.

Чем занималась семья Джокондо?

Это были торговцы шелком и одеждой. Кроме того, Франческо дель Джокондо обладал фермами, которые были расположены в Кастеллина-ин-Кьянти и Сан-Донато в Поджио рядом с двумя хозяйствами, ставшими позже собственностью Микеланджело Буонарроти.

Франческо стал подниматься выше по социальной лестнице и в 1512 году был избран в состав Синьории Флоренции.

Вероятно, он имел связи с политическими и коммерческими интересами мощной семьи Медичи, потому что, когда правительство Флоренции боялось их возвращения из изгнания, то Франческо был оштрафован на 1000 флоринов и заключен в тюрьму. Однако был выпущен, когда была восстановлена власть Медичи.

Семейная жизнь

Госпожа Лиза дель Джокондо прожила свою жизнь в мире и согласии со своим супругом. Она воспитывала его сына от первой жены Камиллы Ручелаи. Мачеха Лизы, Катерина и Камилла были родными сестрами.

Лиза дель Джокондо своим браком подняла собственный социальный статус, поскольку семья, в которую она вошла, была значительно более состоятельной, чем ее собственная. Через восемь лет, в 1503 году, Франческо купил для своей семьи новый дом на Виа делла Стафа, рядом с его старым домом.

На карте исторического центра Флоренции красным отмечен дом, где жили Франческо и Лиза, фиолетовым - дома родителей Лизы. Первоначально они находились на северном берегу, ближе к реке Арно, а затем на юге на другом побережье.

У супругов родилось пять детей: Пьеро, Камилла, Андреа, Джокондо и Мариетта. Впоследствии Камилла и Мариетта будут пострижены в монахини. Камилла, принявшая при пострижении имя Беатриче, умерла в 18 лет и похоронена в Санта-Мария-Новелла. Мариетта приняла имя Людовика и стала уважаемым членом монастыря Сант-Орсола.

Болезни и смерти

В 1538 году Франческо скончался, когда в город пришла эпидемия чумы. Перед смертью он распорядился вернуть любимой жене ее приданое, одежду и драгоценности: Лиза дель Джокондо как верная и примерная супруга должна быть всем обеспечена.

Точная дата смерти госпожи Лизы не установлена. Есть предположения, что она скончалось в 1542 году в возрасте 63 лет. Другая дата ее смерти - это приблизительно 1551 год, когда ей исполнилось 71-72 года. Она похоронена в монастыре Святой Урсулы во Флоренции.

Заказ портрета

Как и большинство флорентийцев, которые жили во времена итальянского Возрождения, семья Франческо Джокондо была увлечена искусством. Мессир Франческо был дружен с Пьеро да Винчи. Его сын Леонардо, прежде чем вернуться в 1503 году в родную Флоренцию, долго скитался по итальянским городам.

Через отца ему передают пожелание, чтобы он написал портрет молодой флорентийки. Здесь он начинает работу над портретом моны Лизы. «Мона» переводится как «госпожа». Леонардо работал над ним не один год. Вазари пишет, что он четыре года продолжал работу, но, возможно, еще дольше. Как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу»? Это можно сделать, почитав «Жизнеописания» Джорджо Вазари. Это общепризнанный источник, которому доверяют все искусствоведы. К сожалению, большинство россиян не имеют возможности посетить Лувр, где находится всемирно известный портрет. Если посмотреть на оригинал, то все вопросы о том, как узнать, кто нарисовал «Мону Лизу», отпадут сами собой.

Гениальное произведение

В чем, собственно, заключено его магическое воздействие и ни с чем несравнимая популярность? Кажется, что картина чрезвычайно проста. Она удивляет отсутствием ярких красок, роскошной одежды, а также неброским видом самой модели. Все внимание зрителя сосредоточено на пристальном, приковывающем к себе взгляде молодой женщины, который составляет интригу и главную привлекательность этого изображения.

Чем больше мы смотрит на Лизу, тем больше появляется желание проникнуть в глубины ее сознания. Но это чрезвычайно трудная задача. Модель ставит точную грань, которую зритель не может преодолеть. Это и есть одна из главных тайн изображения. Улыбка и взгляд, то есть лицо - это главное в портрете. Положение тела, рук, ландшафт и многое другое - это детали, которые подчинены лицу. В этом состоит волшебное математическое мастерство Леонардо: модель находится с нами в определенных отношениях. Она притягивает и одновременно закрывается от зрителя. Это одно из чудес этого портрета.

Лиза дель Джокондо: интересные факты

  • Фамилия Джокондо переводится как "веселый" или "радостный".
  • Картина не может называться холстом, поскольку написана на деревянной доске, сделанной из тополя.
  • Фигуру и ландшафт мы видим с разных точек зрения. Модель - прямо, фон - сверху.
  • По поводу пейзажа нет единой точки зрения. Кто-то считает, что это Тоскана, долина реки Арно; кто-то убежден, что это северный, таинственный миланский пейзаж.
  • За много веков изменился колорит картины. Сейчас он однородный, коричневатый. Пожелтевший со временем лак, взаимодействуя с синим пигментом, изменил цвет пейзажа.
  • Многократно возвращаясь к работе над портретом, художник все больше отдалялся от реальной модели. Все свои представления о мире творец вложил в обобщенный образ. Перед нами - символическое представление о человеке в гармонии его психических и душевных свойств.
  • Портрет, как и все произведения Леонардо, не подписан.
  • Картина не имеет точной стоимости. Все попытки оценить ее не привели к единому результату.
  • В 1911 году произведение было похищено. Полиция не нашла ни картину, ни вора. Но в 1914 году он добровольно вернул назад произведение.

Итальянские ученые пришли к выводу, что за спиной Моны Лизы на легендарном полотне Леонардо да Винчи изображен не абстрактный, а вполне конкретный пейзаж, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на британскую газету Daily Telegraph. Это, как утверждает исследовательница Карла Глори, чьи доводы приводит газета, окрестности городка Боббио на севере Италии.

Поэтому, развивает свою мысль Карла Глори, если место действия - не центр , как ученые полагали прежде, исходя из того, что Леонардо начал работу над полотном в 1503-1504 годах во Флоренции, а север, значит, его модель - не жена купца Лиза дель Джокондо, а дочь миланского герцога Бьянка Джованна Сфорца.


Ее отец, Лодовико Сфорца, был одним из главных заказчиков Леонардо и известным меценатом.

Глори считает, что художник и изобретатель гостил у него только в Милане, но и в Боббио - городке со знаменитой в те времена библиотекой, также подвластном миланским правителям.

К своим выводам Глори пришла после того, как журналист, писатель, первооткрыватель могилы Караваджо и глава Национального итальянского комитета по охране культурного наследия Сильвано Винчети сообщил, что разглядел на полотне Леонардо загадочные буквы и цифры.

В частности, под аркой моста, расположенного по левую руку от Джоконды (то есть, с точки зрения зрителя, в правой части картины), обнаружились цифры "72".

Винчети считает их отсылкой к неким мистическим теориям Леонардо. По мнению Глори, это указание на 1472 год, когда протекающая мимо Боббио речка Треббия (Trebbia) вышла из берегов, снесла старый мост и вынудила властвовавшее в тех краях семейство Висконти возвести новый. Весь остальной вид она считает пейзажем, открывавшимся из окон местного замка.

Ранее Боббио было известно прежде всего как место, где расположен огромный монастырь Сан-Коломбано, послуживший одним из прототипов для "Имени розы" Умберто Эко.

Правда, скептически настроенные специалисты утверждают, что и цифры, и буквы, обнаруженные Винчети в зрачках Моны Лизы, не более чем трещины, образовавшиеся на полотне с течением веков.

Очередное "окончательное" доказательство?

Напомним, вопрос, кто же все-таки изображен на знаменитом портрете, многие годы занимал умы ученых и искусствоведов всех стран мира. Звучали предположения, что для картины позировала любовница да Винчи, его мать и даже он сам.

Впервые женщину на портрете Леонардо да Винчи связал с Лизой дель Джокондо итальянский художник, архитектор и писатель Джорджо Вазари в 1550 году. Однако, по словам представителей библиотеки, его заметки вызывали много сомнения, так как были сделаны спустя 50 лет после написания портрета.

В 2004 году итальянский ученый Джузеппе Паланти после 25-летнего изучения архивных документов выяснил, что изображенная на портрете женщина - жена зажиточного торговца шелком Франческо дель Джокондо и мать пятерых детей Лиза Герардини. Именно фамилия ее мужа послужила впоследствии вторым названием картины.

В 2006 году немецкие искусствоведы с уверенностью заявили, что разгадали тайну Джоконды, занимавшей умы любителей прекрасного на протяжении столетий. По их словам, на знаменитом полотне Леонардо да Винчи запечатлена герцогиня Катерина Сфорца, которая трижды выходила замуж и заводила бесчисленные любовные романы. Как сообщали тогда ученые, женщина, ставшая моделью да Винчи, была матерью одиннадцати детей.

Однако в 2008 году другие немецкие ученые из Гейдельбергского университета с неменьшей уверенностью провозгласили, что на всемирно известном шедевре изображена все же Лиза Герардини.

Исследователи опирались на записи, сделанные в октябре 1503 года на полях старинной книги, принадлежавшей флорентийскому чиновнику Агостино Веспуччи, знакомому Леонардо да Винчи.

В этих комментариях чиновник сравнивает да Винчи с античным художником Апеллесом и говорит, что Леонардо работает над тремя картинами одновременно, одна из которых - портрет Лизы дель Джокондo.

Картина Мона Лиза (Джоконда) музея Лувр, без сомнения является поистине прекрасным и бесценным произведением искусств, однако причины её столь невероятной популярности следует объяснить.

Похоже, что всемирная слава данного полотна объясняется не его художественными достоинствами, а спорами и тайнами, которые сопутствовали картину, а также особым воздействием на лиц мужского пола.

В свое время она так понравилась Наполеону Бонапарту , что он перевёз её из Лувра во дворец Тюильри и повесил в своей спальне.

Мона Лиза - это упрощённый вариант написания названия «Мона Лиза», что в свою очередь является сокращением от слова madonna («моя госпожа») - так известный историк XVI века Джорджо Вазари с почтением высказывался об изображенной на портрете Лизе Джерардини в своей книге «Жизнь выдающихся итальянских архитекторов, скульпторов и художников».

Эта женщина была замужем за неким Франческо дель Джоконда, именно благодаря этому фактору итальянцы, а вслед за ними и французы стали называть картину «Джоконда». Однако нет полной уверенности в том, что на полотне изображена именно Мона Лиза Джоконда. На портрете, который описывает Вазари (хотя сам он его никогда не видел), у женщины брови «в некоторых местах более густые» (у Моны Лизы их вообще нет) и «рот немного приоткрыт» (Мона Лиза улыбается, но рот её закрыт).

Еще одно свидетельство сохранилось от секретаря кардинала Луиса Арагонского, последнего человека, который встречался с Леонардо да Винчи во Франции, где художник провел свои последние годы жизни при дворе монарха Франциска I в Амбуазе.

Похоже, что Леонардо показал кардиналу несколько картин, которые он привёз с собой из Италии, включая «портрет флорентийской женщины, написанный с натуры». Вот и вся информация, которую можно использовать для идентификации картины Мона Лиза (Джоконда).

Она представляет собой достаточно большой спектр возможностей для разного рода альтернативных версий, любительских спекуляций и оспаривания авторства возможных копий картины и других работ Леонардо да Винчи.

С уверенностью можно лишь утверждать о том, что «Мона Лиза» была найдена в ванной комнате дворца Фонтенбло , который король Генрих IV в 1590-х годах задумал отреставрировать. На картину долгое время никто не обращал внимания: ни публика, ни ценители искусства, пока наконец после 70 летнего пребывания в парижском Лувре её не увидел известный писатель и поэт Теофиль Готье, занимавшийся в тот период составлением путеводителя по Лувру.

Купить входные билеты в парижский Лувр

Готье очень высоко оценил картину и назвал её «восхитительной Джокондой»: «На губах этой женщины всегда играет чувственная улыбка, она как бы насмехается над своими многочисленными поклонниками. Ее безмятежное лицо выражает уверенность в том, что она будет всегда удивительна и прекрасна».

Несколькими годами позже неизгладимое впечатление, которое картина Джоконда произвела на Готье, стало ещё более глубоким, и он смог окончательно сформулировать особенность данного шедевра: «её извилистый, змеевидный рот, уголки которого приподняты вверх в лиловой полутени, смеётся над вами с такой грацией, нежностью и превосходством, что, глядя на неё, мы робеем, как школьники в присутствии знатной дамы».

В Великобритании картина стала известна в 1869 году благодаря прозаику Уолтеру Патеру. Он писал: Это ощущение, которое таким странным образом возникает у воды, выражает то, к чему мужчины стремились в течение тысячелетий...

Эта женщина старше, чем скалы, рядом с которыми она находится; подобно вампиру, она уже много раз умирала и познала тайны загробного мира, она погружалась в пучину моря и хранила воспоминание об этом. Вместе с восточными купцами она отправлялась за самыми удивительными тканями, она была Ледой, матерью Елены Прекрасной, и Святой Анной, матерью Марии, и все это происходило с ней, но сохранилось лишь как звучание лиры или флейты и отразилось в изысканном овале лица, в очертаниях век и положении рук.

Когда 21 августа 1911 года картина Мона Лиза была украдена итальянским охранником, а вскоре найдена в декабре 1913 года, «примадонне» эпохи Ренессанса было отведено в музее Лувра отдельное место.

Критика и недостатки полотна Мона Лиза (Джоконда)

Чуть позже, в 1919 году, дадаист Марсель Дюшан купил дешёвую открытку с репродукцией полотна, нарисовал на ней бородку и подписал снизу буквы «L.H.O.O.Q», которые по-французски читаются почти как elle a chaud au cul, означающее что-то вроде «она горячая девчонка». С тех пор слава картины Леонардо да Винчи живет своей жизнью, несмотря на многочисленные протесты возмущённых художественных критиков.

Например, Бернард Беренсон в своё время высказал такое мнение: «...(она) неприятным образом отличается от всех женщин, которых я когда-либо знал или о которых мечтал, иностранка, которую трудно понять, хитрая, настороженная, уверенная в себе, преисполненная чувством враждебного превосходства, с улыбкой, выражающей предвкушение удовольствия».

Роберто Лонги заявил, что этой «невзрачной нервной женщине» он предпочитает женщин с полотен Ренуара. Однако, несмотря на всё это, возле портрета Моны Лизы ежедневно собирается гораздо больше фотографов, чем около самых знаменитых кинодив, на ежегодных церемониях присуждения Оскара. Также внимание к Джоконде значительно возросло после того, как она появилась в роли эпизодического персонажа в сенсационной книге Дэна Брауна «Код да Винчи».

Однако следует отметить, что имя «Мона Лиза» не является закодированным вариантом от «Амон Л"Иза», комбинации имен древнеегипетских богов плодородия Амона и Изиды. Иными словами, Мону Лизу (Джоконда) нельзя трактовать как выражение двуполого «женского божества». В конце концов, имя Мона Лиза - только лишь английское название картины Леонардо да Винчи, имя, которого не существовало во время создания полотна.

Возможно, есть доля правды и в том, что Мона Лиза - всего лишь автопортрет Леонардо в женском платье. Специалистам известно, что живописец действительно любил писать двуполые фигуры, именно поэтому часть искусствоведов и усмотрело сходство между пропорциями лица на картине и эскизом автопортрета Леонардо да Винчи.

В наши дни картина Леонардо да Винчи вообще не производит никакого впечатления на многих посетителей музея Лувр , равно как на Роберто Лонги или на героиню книги Дэна Брауна Софи Неве, которая вообще считала, что эта картина «слишком маленькая» и «темная».

Полотно Леонардо действительно имеет очень маленькие размеры, а именно 53 на 76 сантиметров, и в целом выглядит достаточно тёмным. По правде говоря, оно просто грязное, ведь в то время, как на большинстве репродукций исходные цвета картины «подправлены», еще ни один реставратор не осмелился предложить «подправить» оригинал.

Однако рано или поздно парижскому музею Лувр всё равно придётся заняться реставрацией картины Мона Лиза (Джоконда), поскольку, как считают реставраторы, тонкая основа из тополиного дерева, на котором она написана, со временем деформируется и долго не выдержит.

А пока сохранить полотно помогает стеклянное обрамление картины, созданное по проекту одной миланской фирмы. Если вам удастся пробиться через толпы посетителей, а также через налёт славы, грязь столетий и ваши собственные неправильные ожидания от картины, вы в итоге увидите прекрасное и неповторимое творение живописи.

Наверное, в мире нет более известного полотна, чем . Она популярна во всех странах, широко растиражирована как узнаваемый и броский образ. «Мона Лиза» за свою четырехсотлетнюю историю побывала и торговой маркой, и становилась жертвой похищения, упоминалась в песне Нат Кинг Кола, ее имя цитировалось в десятках тысяч печатных изданий и фильмов, а выражение «улыбка Моны Лизы» стало устойчивым словосочетанием, даже штампованной фразой.

История создания картины «Мона Лиза»


Считается, что картина - это портрет Лизы Герардини, супруги флорентийского торговца тканями по фамилии Дель Джокондо. Время написания, примерно 1503 - 1505 годы. Создал полотно великий . Возможно, будь картина написана другим мастером, ее не окутывал бы такой плотный флер загадочности.

Это небольшое произведение искусства размером 76,8 х 53 см написано маслом на доске из древесины тополя. Находится картина в , где ей отведен специальный зал, носящий ее имя. Привез ее во сам художник, который перебрался сюда под покровительство короля Франциска I.

Мифы и домыслы


Необходимо сказать, что ореол легендарности и необычности окутывает это полотно только последние лет 100 с лишним, с легкой руки Теофиля Готье, писавшего об улыбке Джоконды. До этого современники восторгались мастерством художника в передаче выражения лица, виртуозном исполнении и выборе красок, живости и натуральности изображения, но не усматривали в картине скрытых знаков, намеков и зашифрованных посланий.

Сейчас больше всего людей занимает пресловутая загадка улыбки Моны Лизы. Она - только намек на улыбку, легкое движение уголков губ. Возможно, расшифровка улыбки заключена в самом названии картины - Ля Джоконда на итальянском может означать «веселая». Может, все эти столетия «Мона Лиза» просто смеется над нашими потугами разгадать ее тайну?

Такой тип улыбки характерен для многих картин художника, например, полотна, изображающего Иоанна Крестителя или многочисленных мадонн ( , ).

Много лет интерес представляла идентификация личности прототипа, пока не были найдены документы, подтверждающие реальности существования настоящей Лизы Герардини. Тем не менее, есть утверждения, что картина - это зашифрованный автопортрет да Винчи, который всегда имел нетрадиционные наклонности, или даже изображение его юного ученика и любовника по прозвищу Салаи - Дьяволенок. В пользу последнего предположения приводят такие подтверждения, как тот факт, что именно Салаи оказался наследником Леонардо и первым владельцем «Джоконды». К тому же название «Мона Лиза» может быть анаграммой «Mon Salai» (мой Салаи на французском языке).

Большой интерес для конспирологов и сторонников идеи о принадлежности да Винчи к ряду тайных обществ представляет и загадочный пейзаж на заднем плане. Он изображает странную местность, которую не удалось точно идентифицировать до наших дней. Она написана, как и вся картина, в технике сфумато, но в другой цветовой гамме, голубовато-зеленоватой, и асимметрична - правая сторона не соответствует левой. Кроме того, в последнее время появились утверждения, что художник зашифровал в глазах Джоконды какие-то буквы, а в изображении моста - цифры.

Просто картина или шедевр


Бессмысленно отрицать великие художественные достоинства этой картины. Она безусловный шедевр эпохи Возрождения и значительное достижение в творчестве мастера, не зря же сам Леонардо высоко ценил эту свою работу и многие годы не расставался с ней.

Большинство людей воспринимают массовую точку зрения и относятся к картине как к загадочному полотну, шедевру, посланному нам из прошлого одним из самых гениальных и талантливых мастеров в истории искусства. Меньшинство видит в «Моне Лизе» необыкновенно красивую и талантливо исполненную картину. Загадочность ее состоит лишь в том, что мы приписываем ей те особенности, которые сами хотим увидеть.

Самая ограниченная, к счастью, группа людей относится к тем, кого эта картина возмущает и раздражает. Да, бывает и такое, иначе чем же можно объяснить как минимум четыре случая вандализма, из-за которых полотно сейчас защищено толстенным пуленепробиваемым стеклом.

Как бы то ни было, «Джоконда» продолжает существовать и радовать все новые поколения зрителей своей загадочной полуулыбкой и сложными неразгаданными загадками. Возможно, в будущем кто-то найдет ответы на существующие вопросы. Или же создаст новые легенды.