Характеристика героев бедность не порок. Герои пьесы “Бедность не порок” А. Островского: краткая характеристика, анализ персонажей. Несколько интересных сочинений

Любим Торцов – яркий персонаж произведения Александра Николаевича Островского, сыгравший немаловажную роль в этом произведении и, несомненно, оставивший след в сердцах читателей.

Отец Любима был обычным крестьянином, который основал свое дело, разбогател, а потом умер, оставив наследство двум братьям. Братья поделили наследство. Брату героя Гордею досталось дело отца, а Любиму - деньги. Любим взял деньги и уехал в Москву, вел там богатый образ жизни и потратил большую часть наследства. Оставшиеся деньги он доверил своему другу Коршунову, который на поверку оказался самым обычным мошенником и обманул нашего героя. Уже немолодым Любиму пришлось вернуться в отчий дом. Но брат к этому времени разбогател, стал слишком гордым и посчитал, что Любим относится к «низшему обществу» и поэтому не достоин его благосклонности.

Однако у нашего героя сильный характер. Когда брат прогонял его со двора, Любим Карпыч ходил по другим дворам, изображая шута или скомороха. Он веселил людей, зарабатывая себе на еду, но в душе оставался человеком серьезным. Его паясничество очень сердило брата. Еще бы – так позорить славную фамилию Торцовых! А после ссоры брат выгнал его совсем, так что персонажу пришлось просить ночлега у приказчика Торцова – Мити и просить милостыню у собора с другими нищими.

Наш персонаж очень добрый и незлопамятный человек. Он злится на брата и прощает мошенника Коршунова за его подлость и обман. Любим считает себя ничтожным человеком, думает, что его жизнь проходит недостойно и все надеется «взяться за ум», найти работу, чтобы был хотя бы «свой горшок щей». Герой считает себя человеком с чистой совестью. Ему не стыдно побираться или выставлять себя на посмешище, но он никогда не пойдет на воровство. Для него богатство – не главное. Главное – быть человеком. Именно он озвучивает главную мысль пьесы – «Бедность – не порок».

Герою хочется отблагодарить Митю за добро, а еще ему небезразлична судьба других людей. Он узнает, что его племянницу Любовь Гордеевну собираются выдать замуж за того же обманщика, что присвоил себе все его деньги – Коршунова. Понимая, что, скорее всего, та же участь постигнет его брата, Любим помогает Мите, влюбленного в Любовь Гордеевну, расторгнуть свадьбу.

Таким образом, Любим помогает всем стать счастливыми: Любовь и Митя получили благословение от Гордея Торцова, Гордей сохранил свое состояние, и даже мать Любови была рада расторгнутой свадьбе с московским мошенником. Поступок героя влияет на судьбу многих людей.

Вариант 2

Любим Торцов, без всяких сомнений, ярчайший герой пьесы А.Н. Островского «Бедность не порок», который сумел навсегда оставить отпечаток в отечественной литературе.

Любим Торцов - родной брат очень богатого купца Гордея Купцова. Оба брата являлись крестьянами по происхождению, но их отец, владея собственным делом, достиг материального благополучия в нём. Когда он умер, Любим и Гордей разделили оставшееся от отца наследство на равные части.

В результате нечестных действий Африкана Коршунова, с которым общался Любим, он стал нищим. Поэтому герою приходится искать способы заработать деньги. Не смотря на то, что он герой был довольно серьезным, имел высокие идеалы, а в душе и вовсе был одинок, всё же он принял решение развлекать народ в образе шута, чем унижал сам себя в глазах общественности.

Спустя некоторое время, Любим вернулся к брату. Гордей к тому времени под властью денег очень изменился и стал надменным по отношению к брату, считая его низшим звеном в обществе, поэтому с неохотой принял Любима. Любим, желая его проучить, вернулся к уже привычной ему жизни, и снова стал зарабатывать деньги увеселением людей, однажды даже присоединившись к нищим, стоящим около собора.

Этот случай стал последней каплей, после которой Гордей уже не в силах был выносить брата, и выгнал его. Новым местом жительства для Любима стало жилище Мити, приказчика Гордея, который был влюблен в племянницу - Любовь Гордеевну. Ему трудно было мириться с её грядущей свадьбой с Коршуновым.

Выяснив это, Любим взял положение дел под личный контроль и отменил свадьбу, за что ему была благодарна даже мать девушки. Любим, дав огласку произошедшей истории с воровством его старого приятеля, предостерег Гордея, которого этот приятель также мог обмануть. Из чего следует, что именно благодаря герою многие персонажи обрели счастье в своей жизни.

Через образ Любима Торцова Островский поднимает очень актуальную проблему. Далеко не всегда, если человек теряет свой статус, он теряет и нравственные черты. Казалось, что Любим зарабатывая деньги путем развлечения народа в образе шута, растерял прежние черты своего характера, но как выяснилось в его следующих поступках, он всё еще обладал добрыми помыслами.

Сочинение на тему Любим Торцов

Любим Торцов является одним из самых ярких героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Данный герой оставляет значительный след в литературе и играет важную роль в произведении.

Любим является родным братом богатого купца по имени Гордей Купцов. Сами мужчины – крестьяне по происхождению, их отец создал собственное дело и достиг успеха, а оставшееся от него наследство братья поделили поровну. Из-за общения с Африканом Коршуновым, который смог грязным путем оставить Любима нищим, герой ищет способы заработка. Он выбирает веселить людей и быть в образе шута, тем самым унижаясь в глазах окружающих. Несмотря на это, мужчина был очень серьезным и глубоким человеком, имел высокие ценности и правильное мировоззрение, а в глубине души он был одиноким.

Прожив некоторое время в образе шута, Любим возвращается к брату. На удивление, Гордей с неохотой принимает брата к себе, потому что под влиянием денег он изменился и стал гордым, считал брата низшим обществом. За это Любим желает отомстить и проучить Гордея. Он возвращается к своей уже привычной жизни и зарабатывает на жизнь развлечением людей. Однажды он даже присоединяется к нищим, стоящим около собора. После этого случая Гордей уже не мог терпеть присутствие брата рядом с собой и даже выгоняет его. Любим находит новую крышу над головой у Мити, приказчика Гордея. Тот в свою очередь влюблен в племянницу по имени Любовь Гордеевна и не может смириться с ее скорой женитьбой с Коршуновым. Узнав об этом, Любим берет ситуацию под свой контроль и отменяет брак, за что получил благодарность даже от матери девушки. Любим рассказывает всем историю о воровстве со стороны старого приятеля, который мог в будущем обдурить и Гордея, и тем самым предостерегает брата. Таким образом, благодаря герою многие персонажи обретают счастье и улучшают свою жизнь.

Через образ Любима Торцова Островский раскрывает очень важную проблему. Некоторые люди, которые низко пали, способны сохранить в себе нравственность, моральные нормы и совесть. Казалось, что Любим, развлекая народ в образе шута, потерял прежние черты своего характера. Но в его последующих поступках все еще присутствовали добрые намерения и истинные ценности.

Несколько интересных сочинений

  • Какими качествами обладает добрый человек? - сочинение

    Источником счастья для большинства людей, проживающих на нашей планете, является счастье близких людей. Такие люди, которые желают видеть улыбки на лицах окружающих, как правила добры от природы.

  • Анализ рассказа Шолохова Судьба человека

    Произведение относится по жанровой направленности к реалистическим новеллам писателя, основанным на реальных событиях, ключевой темой которых является изображение проявления человеческой силы воли в условиях военного времени.

  • Наступила долгожданная зима. Все дети повыскакивали на улицу. Они были такие счастливые. Когда я выглянула в окно на улице кружились снежинки и я решила прогуляться. Выходя на улицу первое, что произошло это снежинка упала мне прям на ладошку

  • Сочинение Хлеб всему голова (по пословице про Хлеб)

    Хлеб – это символ достатка и благополучия, этот продукт мы каждый день видим у себя на столе. Но мало кто задумывался, какой же долгий и тернистый путь он проходит, прежде чем попасть к нам в дом

  • Сочинение Описание неба 3, 5 класс

    Небо – это бездонная синяя глубина, бескрайний простор, цвет, настроение и характер которого могут меняться в зависимости от времени суток, сезонных явлений или погоды.

ЛЮБИМ ТОРЦОВ - герой комедии А.Н.Островского «Бедность не порок» (1853, первонач. назв. «Гордым бог противится»). Духовный облик Л.Т. стал центром критико-публицистической полемики вокруг пьесы. Славянофилы расценили его появление как «новое слово» в искусстве, связанное с раскрытием национального идеала. Восклицание героя «Шире дорогу - Любим Торцов идет!» стало для них символом победы национальных начал в искусстве. «Демократическая» критика отнеслась скептически и к чрезмерной восторженности славянофилов, и к моральному пафосу образа Л.Т. Промотавшийся брат богатого купца, Л.Т. ходит по городу «скоморохом», по копеечке собирает, «шута из себя разыгрывает». В отместку выгнавшему его брату Гордею Л.Т. «созорничал»: пошел да с нищими стал у собора, осрамил брата «на весь город».

На святках, когда «на улице праздник, у всякого в доме праздник», острее чувствуется одиночество Л.Т, душа которого «иззябла». Горькое шутовство Л.Т, необходимость паясничать за кусок хлеба делают его «юродивым поневоле». В поведении Л.Т. прослеживаются черты сознательного социального самоуничтожения, роднящие его с юродивыми Древней Руси. Его «обветшалый бурнус» сродни «худым ризам», в которых юродивые, «ругался миру», обличали ничтожество здравого смысла и практических нужд перед ликом Божьей правды. О ней помнит Л.Т, когда восклицает: «И моя слеза до неба дойдет!» Л.Т. никому не желает и не делает зла, «не заедает чужой век», сочувственно и любовно относится к хорошим людям, гневно-презрительно - к забывшим стыд и совесть. «Изверг естества»,- говорит он об Африкане Коршунове, утратившем в себе образ Божий. Ключом к образу Л.Т. является его страстный монолог, в котором он просит брата не губить счастья дочери и выдать ее замуж по любви за бедного приказчика Митю. В результате вмешательства Л.Т. «злодей» Африкан посрамлен, загордившийся брат «приведен в рассудок», бедные влюбленные соединились. Слова жены Гордея раскрывают смысл происшедших событии и роль в них Л.Т.: «Люби-мушка Снял ты с нашей души грех великий, не замолить бы его нам». Л.Т. не просто падший человек. Важнейшая черта его личности - сознание своего падения. В образе Л.Т. Островский раскрывает глубоко национальную черту русского характера: способность низко пасть, но не потерять при этом нравственную чистоту, в самом падении сохранить способность различения добра и зла. Комедия Островского, написанная в русле традиций народного театра, достаточно бесхитростна. Почти притчевый сюжет, однокра-сочность характеров, четко разделенных на «гордых» и «смиренных», благополучный финал напоминают о старинных жанрах «слезной комедии» и народной мелодрамы. Но образ Л.Т. явился исключением. Островский создал его по законам реалистического искусства и тем самым сделал комедию значительным событием в истории русского театра. Воздействие образа Л.Т. ощутимо сказалось в творчестве Ф.М.Достоевского (Мармеладов в романе «Преступление и наказание») и Л.Н.Толстого (Федя Протасов в драме «Живой труп»). Первый исполнитель роли Л.Т.- П.М.Садовский (1854), которому Островский посвятил комедию. Среди других исполнителей - В.В.Самойлов (1854), М.С.Щепкин (1855), П.В.Васильев (1861), А.А.Остужев (1934).

Характеристика героев произведения Островского "Бедность не порок".

  1. Любовь Гордеевна — первая из героинь Островского с горячим сердцем. . В Любови Гордеевне нет вольнолюбия, безоглядной удали, но она сильна своей прочной связью
    с патриархальной моралью. Она — человек сильный и цельный. Ее любовь к Мите — искренняя, горячая и с оттенком какой-то взрослой, материнской жалости к бедному и зависимому человеку. Ах, Аннушка, как я его люблюто, кабы ты знала! Парень-то хороший.. . Больно уж он мне по сердцу, такой тихий да сиротливый.
    Любовь Мити и Любови Гордеевны опоэтизирована Островским, она представляется
    ему идеальной, полным выражением настоящей любви, как ее понимают в народной среде. Не случайно поэтому, что отношения любящих все время как бы комментируются, сопровождаются как лейтмотивом народными лирическими песнями. Особенно тесно связана, соотнесена с фольклорной стихией Любовь Гордеевна. В соответствии со складом ее личности речь героини немногословна и сдержанна, но вся она строго выдержана в чисто народном, крестьянском стиле. Если в складе речи Мити виден приказчик, в нее проникают обороты и выражения гостинодворской галантности,
    то речь Любови Гордеевны совершенно лишена этого налета.
    В комедии Бедность не порок сталкивается идеальная любовь Мити и Любови Гордеевны, патриархальная по своей сути, с темным безудержным самодурством Гордея, которое, по мнению Островского, есть лишь искажение и опошление идеи родительского авторитета, насмешка над ней. Не случайно именно Митя напоминает матери своей возлюбленной основной принцип, основную заповедь патриархально понятой обязанности родителей по отношению к детям: За что девичий век заедаете,
    в кабалу отдаете? Нешто это не грех? Ведь, чай, вам за нее надоть будет богу ответ дать. Любовь Гордеевна и не мыслит возможности нарушить отцовскую волю и готова ей покориться, принимая предстоящий брак как подвиг послушания, жертву. Очень характерно, что она не просит отца послушать ее, последовать ее желанию, в отчаянии она молит его: Тятенька! Не захоти ты моего несчастья на всю мою жизнь!. . Передумай, тятенька!.. .
    При всем этом Любови Гордеевне не откажешь в своеобразном мужестве. Приняв решение, она проявляет твердость, не хочет никого мучить зрелищем своих страданий. Когда Пелагея Егоровна пытается ей посочувствовать, хвалит и жалеет Митю, Любовь Гордеевна твердо ее останавливает: Ну, маменька, что там и думать, чего нельзя, только себя мучить.
    Островский видит в поведении Любови Гордеевны не рабскую покорность, тем более
    не страх перед невзгодами, которые ждут девушку в случае нарушения отцовской воли. Героиню удерживает мысль о моральном долге, как этот долг понимается в ее среде. Должна я ему покориться, такая наша доля девичья. Так, знать, тому и быть должно, так уж оно заведено исстари. Не хочу я супротив отца идти, чтобы про меня люди не говорили да в пример не ставили. Хоть я, может быть, сердце свое надорвала через это, да по крайности я знаю, что я по закону живу, никто мне в глаза насмеяться не смеет.

Меню статьи:

После выхода пьесы «Бедность не порок» в обществе произошел фурор – критика произведения не была однозначной. Находились хвалители пьесы и те, кто высказывал недоумение и бранил, но равнодушных не было. По задумке автора, пьеса должна была выйти под другим названием – «Гордым Бог противится». В ее составе должно быть два акта. Но в процессе работы над произведением поменялась и тема (автор подобрал более прозаичную коннотацию), и планы по поводу объема пьесы.

Сюжет пьесы довольно прост – купец хочет выдать против воли дочь за старого, но богатого владельца фабрики. Свадьба со стариком не привлекает девушку, наличие у нее возлюбленного усиливает неприязнь к свадьбе – в результате развившегося конфликта купеческая дочь выходит замуж по любви за неприглядного в финансовом положении человека.

Главные герои пьесы

Гордей Карпыч

Пьеса начинается в поместье Гордея Карпыча Торцова. Здесь же и происходит основной массив событий, изображаемый в произведении. Это «богатый купец», его возраст точно не указан, автор ограничился лишь размытым упоминанием «под шестьдесят». Отец его не был знатного происхождения, однако сыну удалось добиться в жизни большего – он существенно улучшил материальное положение своей семьи и теперь с трудом можно представить, что «у нас тятенька мужик был». Торцов – человек со сложным характером.

«Да разве с ним сговоришь» – говорят про него. Он не желает считаться с чьим-либо мнением, конечно, если это не мнение богатого человека занимавшего более высокое положение в обществе, чем он.

Он необходительно обходится с окружающими (как с прислугой, так и с членами семьи). Не лучшее отношение у него и к обедневшему брату – чувство стыдливости за такое положение вещей перед людьми высшего ранга берет свое. Закономерно в этом случае было бы помочь брату изменить уровень своего существования, но он не желает. Гордея Карпыча интересует жизнь в Москве, все новое и необычное: «хочу жить по-нынешнему, модами заниматься» – говорит он.

Торцов видит единственный способ для своей дочери улучшить свой социальный статус – выгодно выйти замуж, при чем его мало волнует, хорошо ли будет житься с этим человеком его дочери или нет. После ссоры и отмены свадьбы Африкана Савича и его дочери, Гордей Карпыч становится более мягким и сговорчивым, понимает, что прислушиваться к мнению окружающих, даже если они ниже тебя по статусу и финансовому положению, не так уж и плохо.

Любовь Гордеевна

Вторым по значимости персонажем является Любовь Гордеевна – дочь Гордея Карпыча. Она очень красива, но малообразована так как «в пансионе не училась», но искренняя и добрая, руководствуется позывами своего сердца: «говорю что чувствую».

Девушка считает, что гонка за богатством абсурдна, она искренне верит, что не высший свет, чины или деньги делают людей счастливыми. Любовь Гордеевна послушно выполняет волю отца, узнав о намерении отца выдать ее замуж, она не противится его воле, но все же просит отца не выдавать ее за Африкана Савича.


Любовь к Мите переполняет ее и чувство это взаимно, но надежда на благополучный исход их любви очень мала – отец не взирает на ее просьбу. Он думает, что лучше жить богато – в бедности счастья достичь невозможно.

Любим Карпыч

Любим Карпыч – брат Гордея Карпыча. Как и его брат, Любим изрядно трудился и смог себе накопить приличный капитал. Он хорошо жил, часто пил и вел праздную жизнь, но до крайностей не доходил, до того момента, пока за него не взялся Африкан Савич. Любим стал нищим, ему пришлось бродяжничать и выпрашивать милостыню, которую тоже не всегда тратил с умом – пропивал. Вернувшись к брату, он осознал свои ошибки и решил «хоть под старость-то да честно пожить», но не все так просто – его брат занят знатными гостями и планами по продвижению дальше по социальной лестнице, ему не до нищего брата. Любима удивляет, что его брат ставит материальные ценности выше нравственных и отдает предпочтение общению с обманщиками-богачами, а простых людей, которые живут по законам морали не допускает к себе. Однако Любим Карпыч надеться, что в его жизни все еще наладится. Он не остается в стороне, когда узнает о свадьбе племянницы – Любим не может допустить такого несчастья в жизни Любови и Мити (который к нему очень хорошо относится и часто помогает ему в сложных финансовых ситуациях) – устроенный им скандал не только позволяет избежать ненужной свадьбы, но и решает вопросы о взаимоотношении в семье Торцова.

Предлагаем ознакомиться с кратким содержанием пьесы А. Островского где освещаются проблемы, связанные с неравным браком.

Африкан Савич Коршунов – богатый владелец фабрики, живущий в Москве. Именно поэтому он отличный вариант мужа для Любови Гордеевны.

Африкан Савич – любитель выпить и погулять, по – пьяни он ведет себя крайне буйно и невоспитанно, но при этом сам себя считает человеком добрым: «я человек хороший, веселый», «простой, я добрый старик».

Он жестоко обращается со своими врагами, поэтому самым верным решением для тех, кто попал в его немилость, будет убежать. Хотя и к близким людям у него отношение не лучше – свою первую жену замучил ревностью. А, в общем, о нем «ничего хорошего, окромя дурного, не слыхать».

Митя

Митя – «приказчик Торцова». Родни у него практически мало – одна только мать, да и то живет вдали него. Митя помогает ей материально, поэтому часто лишает себя даже необходимых вещей. Гордей Карпыч всегда найдет к чему придраться – это очень огорчает впечатлительного Митю. Торцов упрекает его в транжирстве, в том, что Митя ходит в старом сюртуке и таким образом позорит его в глазах посетителей. Молодой человек спокоен по своей натуре, добрый и отзывчивый, поэтому окружающие хорошего о нем мнения. Он не получил хорошего образование и теперь пытается добиться нужного результата собственными усилиями. Он прекрасно понимает, что не может быть тем женихом, которого одобрит Гордей Карпыч – затруднительное финансовое положение, его бедность стали существенным препятствием желаемому действию, но приказать сердцу забыть дочь Торцова он не в силе.

Второстепенные герои пьесы

Пелагея Егоровна

Пелагея Егоровна приходится женой Гордею Карпычу Торцову. Несмотря на то, что она, как мать должна принимать активное участие в жизни дочери, а значит активно действовать в пьесе, Островский не наделяет ее такими полномочиями, она второстепенный персонаж пьесы.


В целом же это милая, добрая и сердечная женщина. Окружающие ее любят. В молодости женщина любила плясать и петь, с радостью принималась за эти занятия. Сейчас она уже состарилась и ее пыл утих. К тому же не совсем удачное замужество сделало свое коварное дело. Она считает себя глубоко несчастной, муж ее не ценит, да и собственно и за человека не считает «ничего я ему сказать не смею; разве с кем поговоришь с посторонним про свое горе, поплачешь, душу отведешь, только и всего». За много лет супружеской жизни Пелагея Егоровна смирилась с таким отношением, поэтому даже в критических ситуациях, как, например, с замужеством дочери, она не перечит мужу и не пытается указать на его заблуждение, хотя и явно видит, что этот брак принесет много несчастья дочери.

Яша Гуслин

Следующим действующий персонаж – Яша Гуслин . Он тоже состоит в родстве с Торцовым (племянник Гордея). Он честный добрый человек, но, к сожалению, бедный, поэтому его дядя вниманием и похвалою не балует. Его любит Пелагея Егоровна за добрый нрав и за любовь к музыке, она приглашает его к себе в гости, чтобы он спел и сыграл на гитаре. Яша дружен с Митей и помогает ему в трудных ситуациях: заступается за него перед Гришей, помогает встретиться с Любовью Гордеевной. Сам он влюблен в бедную вдову Анну, но женится на женщине не предстоит возможным – дядя не желает давать разрешение влюбленным на свадьбу.

Анна Ивановна

Возлюбленная Гуслина вдовствующая женщина, такая же бедная, как и сам Яша. Ее зовут Анна Ивановна . Она является другом семьи Торцовых, но и это не помогает ей но уговорить дать согласия на свадьбу Гордея Карпыча.. В конце пьесы все меняется и Анна с Яшей получают долгожданное разрешение.

Гриша Разлюляев

Гриша Разлюляев – молодой купец, богатый наследник. Отец его, как и он сам не гонится за модой и не стремится приобщаться к новым веяниям, что вызывает крайнее неодобрение у Гордея Карпыча Торцов невысокого мнения о Грише, читает его человеком незаурядного ума. Разлюляев – человек веселый и добродушный. Он дорожит своей дружбой с Митей.

Таким образом, в пьесе Николая Островского « Бедность не порок» образовались два противоборствующих лагеря. С одной стороны Гордей Карпыч и Африканий Савыч, которые готовы в погоне за богатством и положение в обществе переступить через моральные запреты и устои, принести в жертву что угодно. С другой Любим Карпыч, Любовь Гордеевна, Пелагея Егоровна, Митя, Яша, Анна и Гриша. Они искренне верят в то, что в мире должно быть добро, а жить главное честно, порядочно и по совести. В результате добро побеждает – Гордей меняет свои взгляды, осознает ошибочность своих поступков – это позволяет избежать жизненных трагедий практически всех персонажей пьесы. Островский показывает нам на примере Торцова, что не нужно гнаться за чем-то призрачным и далеким – необходимо искать счастье поблизости и ценить тех, кто пытается привнести хоть немного счастья тебе.

Островский отодвигает любовную линию на второй план. Для него важно изобразить существование истинных семейных ценностей, желание выбиться в высшее общество любой ценой, игнорирование личных качеств и желаний, стойкость патриархальных традиций, оттого пьеса обретет новый смысл – это не просто история с хорошим концом, а способ указать в комической форме на изъяны общества.