Икона Пресвятой Богородице «Иверская. Икона Богородицы Вратарница — значение, в чем помогает

Иверская икона Богоматери носит имя монастыря, который расположен в Грузии. Как гласит придание, образ сам пришел туда по собственному желанию, и по сей день находится там. Написал икону евангелист и Святой апостол Лука по благословению Пресвятой Богородицы при Ее земной жизни.

История Иверской иконы Божьей Матери

Первое упоминание об иконе датируется IX веком. В этот период царствовал греческий император Феофил. Согласно его приказу люди, почитавшие иконы, предавались гонениям, а сами полотна уничтожались.

Образ Божьей матери был спасен благочестивой вдовой. К ней в дом ворвались воины, и один из них запустил в него копье. Каково же было удивление и ужас всех присутствующих, когда с образовавшегося сечения пошла кровь . Упав на колени, солдат стал молить о прощении за содеянное. Испугавшись за святыню, вдова пообещала воинам деньги и попросила не трогать икону, подождать до утра. Смущенные видом крови и жадные до денег иконоборцы согласились.

Помолившись, женщина ночью отправилась к морю и опустила образ в воду. Икона стала вертикально и начала удаляться ликом к берегу, пока не скрылась из виду.

Спустя два века монахи Иверского монастыря увидели в море образ, от которого исходил огненный столб. Прежде чем взять его, старцы долго молились. После молебна о даровании монастырю святыни по велению Божьей Матери, явившейся во сне, благочестивый инок Святой Гавриил пошел по воде и, приняв икону, поставил ее в храме.

Но на следующее утро она была обнаружена над воротами обители. Так продолжалось до тех пор, пока Гавриилу во сне Пресвятая Дева открыла свою волю , что она желает быть хранительницей монастыря.

Образ поставили над воротами. Поэтому икону еще называют Привратницей или Вратарницей .

Описание изображения

Икона написана в византийской традиции и представляет собой один из видов «Одигитрии». Образ имеет вертикальную форму. Богородица изображена с наклоненной к сыну головой. На ее левой руке - младенец, одетый в зеленый хитон. Правая рука в молении протянута к Спасителю, указывая одновременно на Него.

Лик Спасителя немного повернут к Богоматери, которая склонила к Нему голову. Главное отличие - следы ранения, по которым можно сразу узнать этот образ среди множества других. Также характерным является золотистый мягкий тон, переходящий в полупрозрачную нежную лазурь.

Иверская икона Божьей Матери славится немалыми чудесами . Ее описание не способно передать выражения глубокой печали и высшего знания, характерных для византийского образа Небесной Царицы. Лик изображен в своеобразной манере написания. Это крупные, массивные черты и широко раскрытые миндалевидные глаза, с устремленным вдаль глубоким взглядом.

В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным окладом с позолотой, изготовленным грузинскими мастерами. Оклад оставляет открытыми только лики Младенца и Богоматери. На полях его изображены чеканные полуфигуры двенадцати апостолов.

Полотно имеет довольно большой размер. Его ширина составляет 87 сантиметров, высота - 137 см.

Значение для верующих

Иверская икона является прямым свидетельством, что Матерь Божья взяла весь род человеческий под Свое Заступничество. Чудесным образом явившись на Афон, она стала щитом для всех молящихся на Святой горе. Это удивительный по чудотворному проявлению образ. В чем же сила Иверской иконы Божьей Матери от чего помогает:

  • исцеляет от заболеваний;
  • восполняет запасы;
  • избавляет от набегов варваров;
  • вразумляет сошедших с верного пути.

Но ограничений на молитвенные просьбы нет. Божья матерь помогает в духовных немощах и разных бедах. Надеясь на поддержку свыше, ей каждый доверяет самое сокровенное.

Главное предназначение образа - помогать тем, кто раскаялся в своих грехах, ищет в себе силы для того, чтобы встать на правильный путь. Большое значение имеет икона для людей с телесными и душевными проблемами. Чтобы помочь близким, молиться могут и родственники. С помощью образа избавляются от различных неприятностей и обретают успокоение.

Иверская икона Пресвятой Богородицы Вратарница для дома является отличной защитой от негатива разного рода.

Чудотворная икона не однажды доказывала свою силу.

Однажды образ Богоматери проучил самих монахов. Как-то к монастырю пришел нищий и попросился переночевать. Однако он получил отказ из-за отсутствия платы, которую с него потребовали. Отправившись дальше, этот человек встретил добрую женщину, и она дала ему золотую монету.

Бедняк вернулся в монастырь и отдал монету привратнику. Увидев ее, иноки поразились тому, насколько она древняя, и вспомнили, что такие же монеты были на окладе иконы Божьей Матери. Монахи попросили бедняка рассказать, где он ее взял, он поведал о незнакомке. Старцы поняли, что это была сама Богородица .

В тот день на острове испортились без видимой причины все продукты. С тех пор никогда больше монахи не брали с бедных странников деньги за ночлег и трапезу.

Российские списки

Оригинал Иверской иконы и сегодня пребывает в афонском монастыре. Более тысячи лет с момента своего появления она не покидала обитель. Три раза в год ее выносят монахи из надвратного храма:

  • перед Пасхой в Субботу;
  • вечером накануне Рождества;
  • в праздник Успения Богородицы.

Люди обращались многократно к монахам с просьбой привезти икону к ним в селения. В ответ на просьбы иноки делали копии, так называемые - списки. Для России первый список был сделан в 17 веке. Перед началом работы обязательным условием был продолжительный молебен. Затем образ омывали святой водой. Этой водой освящали список. Иконописец ее смешивал с красками. До тех пор, пока работа не была окончена, продолжали служить молебны и Литургию.

В столицу России икона была привезена 13 октября 1648 года. В этот день был установлен церковный праздник. Сначала образ находился в одном из Кремлевских храмов. Позже его переместили в Новодевичий монастырь.

Восемь лет спустя появился второй список, который по размерам соответствует оригиналу. Он был заказан патриархом Никоном, начавшим строительство Иверского монастыря. Было строго запрещено копирование икону. Ее украсили дорогим окладом из камней и золота.

В 1656 году святыню привезли на Валдай и установили в честь этого еще один праздник (12 февраля). После революции икона пропала, и где она находится сегодня, не известно.

Заключение

Иверский монастырь на Афоне - хранитель многих христианских святынь. Чтобы там побывать, понадобится оформить разрешение. Встречают паломников монахи приветливо, можно останавливаться на ночлег в любом из храмов.

Поехать на Афон, к сожалению, разрешено только мужчинам. Женщины могут свободно посещать Иверские монастыри в России или молиться дома возле святого образа. Милость Божия границ не знает и распространяется на всех, кто имеет твердую веру.

Иконы Иверской Божией Матери






Краткая историческая справка

Первоначальную икону Божией Матери, именуемую «Иверской», предание приписывает кисти святого апостола и евангелиста Луки. С конца десятого века образ пребывает на Афонской горе в Иверском монастыре, давшем имя чудотворному образу. Икона помещается при входе в монастырь при вратах, в месте, определенном самой Пресвятой Богородицей, почему носит еще название «Вратарницы», или «Портаитиссы».

Первое достоверное известие об Иверской иконе относится к IX веку - времени иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы. Некой благочестивой вдове, жившей недалеко от Никеи, было поручено хранить у себя заветный образ Богоматери. В скором времени убежище святыни было обнаружено. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, но когда один из них ударил ее копьем, то из лика Пречистой потекла кровь. Женщина упросила напуганных палачей пощадить икону и подождать до рассвета, пока она сможет собрать деньги на выкуп, а сама, со слезами помолившись Владычице, пошла к морю и опустила икону в воду. Образ, стоя, двинулся по волнам. Той же ночью мать умолила сына уйти из дома, чтобы сохранить его жизнь. Сама же благочестивая женщина осталась принять муки за иконопочитание.

Вскоре об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне. Единственный сын вдовы, спасшийся благодаря матери от неминуемой смерти, принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где впоследствии, в Х веке, грузинским полководцем Торникием был основан Иверский монастырь.

Однажды насельники Иверской обители увидели на море огненный столп, доходящий до самого неба, в основании которого находилась стоящая на воде икона Божией Матери. Явление продолжалось несколько дней и ночей, но при приближении иноков икона удалялась от них. После усердной молитвы Богородица явилась во сне преподобному старцу Гавриилу и сказала: «Возвести настоятелю и братии, что Я хочу дать им икону Мою в покров и помощь, и, войдя в море, иди с верой по волнам: тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители». Старец объявил настоятелю о видении, и наутро все монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять на руки чудотворную икону, которую поставили в часовне на берегу, и трое суток совершали пред ней молитвы. Потом образ перенесли в соборный храм обители, а на берегу, на месте, где он находился, открылся источник чистой сладкой воды.

На другой день чудотворную икону обнаружили над монастырскими воротами и несколько раз тщетно пытались отнести ее на прежнее место - она вновь оказывалась над вратами. Пресвятая Богородица Сама явилась старцу Гавриилу и определила место пребывания святого образа, произнеся утешительные для братии слова: «Не для того Я пребыла, чтобы вы охраняли Меня, но чтобы Я охраняла вас… доколе икона Моя будет в обители вашей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет». После видения Богородицы старцу иноки построили в честь иконы, Хранительницы обители, надвратную церковь, в которой чудотворный образ пребывает по сей день. По преданию, явление иконы совершилось во вторник Пасхальной недели, поэтому в этот день и установлено ей празднование. В Иверском монастыре в день праздника братия с крестным ходом идет на берег моря, где произошло обретение иконы старцем Гавриилом.

В истории Иверского монастыря известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров. Так, однажды, когда персы осадили монастырь с моря, иноки воззвали к Божией Матери о помощи, после чего внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, а оставшийся в живых военачальник Амира, пораженный чудом гнева Божия, раскаялся и просил молиться о прощении его грехов. Богоматерь многократно чудесным образом наполняла сосуды, умножала масло, овощи, избавляла обитель от пожаров, защищала от нашествий врагов. Когда монастырю угрожал голод, Божия Матерь явилась скорбящему настоятелю и послала его в житницу, которая оказалась полной муки.

К замечательным чудесам от иконы, происходящим по сей день, относится и то, что, находясь при вратах монастырских, она часто не допускает входить в обитель людям, имеющим на душе какой-либо нераскаянный грех. В восприятии насельников монастыря образ имеет и апокалиптическое значение. На Святой Горе говорят, что когда святая Вратарница оставит Афон, то он прекратит свое существование. Это событие будет означать, что близок конец всей жизни на Земле. В соборном храме Иверского монастыря напротив царских врат висит большая неугасимая лампада - «Лампада Вратарницы», которая чудесно качается в те дни, когда надвигается бедствие с глобальными последствиями для мира.

Празднование Иверской иконе Божией Матери совершается 12/25 февраля, 13/26 октября и во вторник Светлой Седмицы.

Иконография

Икона Иверской Божией Матери представляет собой иконографический тип Одигитрии, строгость которого несколько смягчена проявлением чувств Матери и Младенца: Богородица слегка наклонила голову к Сыну, а Христос протягивает к ее указующей деснице свою правую кисть, сложенную в благословляющем двуперстном знамении. Главы Богоматери и Спасителя венчают пышные металлические короны. Как выразил преосв. Порфирий общее впечатление от образа, Иверская Богородица «величественная с выражением вовсе не грозным» .

Икона, кроме ликов, сплошь покрыта чеканным серебряным окладом. Рельефы на окладе представляют апостолов: Филиппа, Фому, Андрея, Луку и др. призванных, видимо напомнить об апостольском служении самой Божией Матери. Для грузинских иноков, заказывавших драгоценный оклад, Матерь Божия всегда оставалась «апостолом» их родной земли.

По низу иконы идет характерная для того времени надпись на грузинском языке, относящаяся к серебряному окладу: «Царица. Мать человеколюбиваго Бога, пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина великаго Кай-хосроя Квар-Кварашвили, а я, раб твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодаря тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ твоей Портаитиссы. Прими в жертву от меня грешнаго эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха. И в час исхода жалкой души моей помоги инее, рассей все списки моих грехов. И поставь меня грешнаго у престола Сына и Бога твоего и безначальнаго святаго Отца Его и Святаго Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь» .

Стиль

По словам Н.П. Кондакова, одним из первых посмотревшего на чудотворный образ с научной точки зрения, «Иверская икона из всех чтимых икон Богоматери может наиболее по праву быть относима к иконоборческой эпохе» . В подтверждение своей датировки исследователь отмечает «замечательную широту письма» иконы и общий «белесоватый тон», свойственный миниатюрам IX века, а также обращает внимание на лик Богоматери, имеющий «характерный длинный нос, слегка загнутый на конце, с темным штрихом на переносице, под глазами и округлым подбородком».

Рисунок поля чеканного оклада иконы состоит из разводов с розами внутри по грузинскому образцу. На грузинское происхождение, согласно Кондакову, указывает также грубый параллелизм складок и стиль рельефов. Кайма набрана горельефными разводами с пальметками. Венцы поздней работы, XVII века, с финифтью и имеют форму пышных корон. Напротив, венчики и металлические нимбы, окружающие лики Христа и Богоматери, древнего происхождения.

Чудотворные списки с иконы

В 1648 году, в царствование Алексия Михайловича, при патриархе Никоне, в Москву впервые был привезен точный список с афонского чудотворного образа Иверской Божией Матери, написанный на кипарисовой доске, которую прежде облили водой, освященной на святых мощах и коснувшейся подлинной чудотворной иконы Портаитиссы. Спустя некоторое время афонский список отправили в новоустроенный Валдайский монастырь (после революции образ бесследно исчез), а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с чудотворной иконы, который в 1669 году установили в часовне у Воскресенских ворот . выходящих на главную - Тверскую - улицу Москвы.

«Московская-Иверская» стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей. Жители города всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, прежде всего приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней по выезде из города. Часто Иверскую икону возили по домам горожан, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, в 1852 году был сделан второй точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Весьма вероятно, что именно этот список, запечатлевшийся в памяти многих москвичей, был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках. Существует версия, согласно которой сам московский чудотворный образ пропал, когда в 1922 году все драгоценное убранство часовни было изъято властями.

Во время нашествия Наполеона в Россию, в 1812 году, первый список с иконы, сделанный в 1758 году, который временно замещал московскую святыню, был похищен французами. Как и второй дубликат, он представлял собой точное подобие главной иконы с нарисованной жемчужной ризой на главе и плечах Пресвятой Богородицы. В 1932 году этот образ чудесным образом был обретен в одной из антикварных лавок Парижа митр. Вениамином Федченковым. Усилиями прихожан Трехсвятительского парижского подворья . где образ пребывает и доныне, была собрана нужная сумма, необходимая для выкупа святыни. В правом клейме на парижском списке вписаны следующие слова: «Написася сия икона с настоящей чудотворной иконы Иверския Божия Матери, что у Воскресенских Ворот в Москве. ».

Еще одной чтимой святыней Москвы является Иверский образ храма св. Николая в Кузнецах (Москва, Вешняковский пер.), написанный в 1792 году священником Василием Ивановым. Эта икона была заместительницей Иверской-главной в часовне у Воскресенских врат с 1792 по 1802 гг. Затем митр. Филарет (Дроздов) подарил эту икону для Иверской церкви, находившейся на Большой Ордынке. В 1930-е годы, после закрытия храма, икону перенесли в Николо-Кузнецкую церковь, где она стоит до сего дня в киоте перед правым клиросом Сергиевого придела.

Наконец, в ноябре 1994 года Святейший Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот на прежнем месте, и меньше чем через год они были восстановлены. 25 октября 1995 года с Афона в Москву прибыл новый список чудотворной Иверской иконы, написанный афонским монахом-иконописцем с благословения иверского игумена. Благая Вратарница вернулась на главные ворота Своего города.

Тропарь, глас 4

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, / исцеления и цельбы подаются обильно / с верою и любовию приходящим к ней: / тако и мою немощь посети / и душу мою помилуй, Благая, / и тело исцели, // благодатию Своею, Пречистая.


Иверская икона Божией Матери помогает всем раскаявшимся грешникам найти силы в себе к покаянию. Таким раскаявшимся икона указывает путь к покаянию. Перед этим Ликом не раз уже возносили молитвы близкие и родные грешника, человека, который отступился от божественного пути.

Перед этим Божественным Ликом молятся об исцелении от недугов душевных, а также просят избавления недуга телесного.

Прежде всего, чудотворная Богородица, явив всему человечеству свой Иверский образ, является через него Заступницей, Хранительницей земных уделов. Она надежно защищает тот дом, где Ее почитают и где к ней возносят свои искренние молитвы.

Недаром же еще одним названием этого образа становится «Портаитисса – Вратарница». Она чудесным образом предупреждала монахов Афона, а также весь мир, все живое об угрожающих событиях. Если у Вас в доме имеется этот образ, то перед ним можно молиться за сохранение жилища от бедствий. Богородица убережет его от пожаров, потопов, нападений воров, грабителей.

Святая иверская икона Божьей Матери представляет собой одну из наиболее древних и наиболее сегодня почитаемых богородичных икон. Святыня эта славится уникальной историей. Церковные предания свидетельствуют о том, что она относится к числу тех Ликов, что написал еще апостол Лука. Иконописные труды этого апостола, запечатлевшие облик Пречистой, по разным сведениям, насчитывают, от трех до и до семидесяти икон. Все божественные Лики были написаны с Ее благословения. Они являются наиболее реалистичными, поскольку писались еще при земной жизни Владычицы.

Согласно церковному преданию, всего на земле существует несколько Вселенских Жребиев – уделов Богородицы. Все они находятся по милости Ее на особом попечении. И Иверская икона Божией Матери является в данном случае венцом: она соединяет в себе сразу четыре таких Жребия. Это Иверский, а также Афонский, Киевской Руси и, наконец, Дивеевский. Необыкновенная история вкратце выглядит именно таким образом.

Хранительница Иверии

Версии происхождения списка Иверской иконы и его значние.

Свой первый удел Божья Матерь получила еще в день Пятидесятницы. Тогда апостолы получали по жребию назначение. Этот жребий определял, в какую именно страну им идти я целью проповеди Господней веры. Тогда Пречистая сказала: Она желает в том принять свое участие. Она тогда попросила, чтобы была у Нее страна по воле Господа. Бросили жребий вместе со всеми апостолами. Богоматерь получила Иверию (ныне таким образом называется Грузия). С радостью Матерь Божья собралась туда отправиться. Ангел в это время принес благовестие Ей. В этом благовестии содержалось прошение оставаться для богородицы в Иерусалиме до тех пор, пока христианская вера не придет в языческую на то время Иверию.

В иверийскую землю Заступница Божья отправила апостола Андрея Первозванного.

Предание Церкви гласит: Божия Матерь тогда велела принести ей такую доску, где в то время писали иконы. Потом, умывшись, она приложила светоносный лик свой к этой доске. А когда его отняла, то на доске отпечатался образ Ее с Младенцем Христом. На иконе Иверский лик был невероятно строг, практически суров. Богородица сказала тогда святому апостолу Андрею о том, что подобным образом Она всем нам посылает Себя на таком образе. И в таком образе она будет Хранительницей Иверии, а также всех тех, кто эту страну населяет. Она пообещала молить за всех их Сына Своего. В Иверии к тому времени вел уже проповедь веры святой Христовой святой апостол по имени Симон Кананит.
Иверская икона Божией Матери

…Все мы являемся свидетелями знаменательного события - Иверский образ Пресвятой Богородицы вновь обрел свое историческое место в самом центре первопрестольной Москвы, в воссозданной Иверской часовне у Воскресенских ворот. С великим трепетом и благоговением наши предки именовали Русь Домом Божией Матери. И это не было горделивым превозношением. В этих словах верующий русский народ выражал свою смиренную благодарность Царице неба и земли за Ея великие и богатые милости, свидетельствовал о них перед другими народами и выражал свою любовь к Той, Которая многократно приходила ему на помощь в трудные моменты... Совершая ныне новое сретение Иверской иконы Божией Матери, мы твердо верим, что, как в былые времена, Пресвятая Богоматерь, Которая множество раз являла Свои предстательство и милосердие в бесчисленных Своих иконах, не оставит и впредь град наш, страну нашу Российскую и народ ее Своим Покровом.

Патриарх Алексий II

По преданию Святой Горы Афон, образ Божией Матери, известный как Иверская икона, впервые явил свои чудеса в царствование греческого императора Феофила (IX век), во времена лютых иконоборческих гонений. Достоверная же история этого образа восходит к XI веку, когда иноки афонской Иверской обители узрели на морской глади достигавший до неба огненный столп и, пораженные, повторяли лишь одно: «Господи, помилуй!» Изо всех соседних монастырей сошлись к морю иноки и по усердной молитве увидели, что стоит этот столп над иконой Богоматери. Но чем ближе подходили братия к водам морским, тем далее уходила от них икона. Тогда собрались они в храм и со слезами молили Господа, чтобы дозволил Он им обрести новую святыню.

В то время подвизался в Иверской обители старец Гавриил, жизни строгой, нрава же детски простого. Летом нес он подвиг молчания на вершине неприступной скалы, зимой сходил к братии; облаченный во власяницу, вкушавший лишь овощи с водою, походил он на земного ангела, как и подобает принявшим на себя ангельский чин. Ему-то и явилась в сонном видении озаренная дивным небесным светом Владычица и повелела: «Скажи настоятелю с братией, что Я хочу дать им Свою икону, покров Свой и помощь; потом же ступай в море - иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей».

Старец передал свой сон настоятелю, и наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии ступил Гавриил на воду и, поддерживаемый той верою, которая горами движет, чудесно прошел по волнам как по суше и принял в свои руки святую икону.

С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре.

На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел. Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое.

И вновь было видение старцу Гавриилу, и повелела ему Владычица объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни. Испросила Я у Господа милость вам, и доколе будете видеть икону Мою в своей обители, дотоле благодать Сына Моего к вам не оскудеет».

В благодарной радости выстроили иноки во славу Пречистой храм над вратами своей обители и поставили в нем икону. Тут изначальный образ пребывает и поныне. Эта икона именуется «Портаитисса» - то есть «Вратарница», или «Привратница»; по месту же явления в Иверской обители она называется Иверской. Дивный символ, связанный с названием иконы, выражен в акафисте: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райские верным отверзающая!»

Множество преданий связано с этой иконой. Однажды некий разбойник ударил ее мечом, и тогда из лика Богоматери исторглась кровь, доселе видимая на иконе. Разбойник покаялся и окончил свою жизнь среди братии Иверской обители, пребывая в подвиге строгого поста и молитвы.

Немало и иных чудес было явлено от Иверской иконы. И сейчас издали, с волн морских, взирают на стены монастырские русские паломники, ибо строго запрещает Устав Святой Горы ступать на ее землю праздным гостям, а нога женщины не касалась ее вот уже почти тысячу лет.

Веками отмаливали великие афонские старцы грехи нашего суетного и заблудшего мира. Потому, быть может, Господь еще и терпит нас, грешных и слабых, что доселе пребывает в нашем мире столь великие подвижники, своим молитвенным подвигом спасающие всех православных христиан.

По великой любви народа русского к Иверскому образу еще в середине XVII столетия принесено было в Россию несколько чтимых списков с него, из коих наиболее прославились образ в Иверском Валдайском монастыре и образ в московской часовне у Воскресенских ворот Китай-города, написанный по просьбе Патриарха Московского к архимандриту афонскому Пахомию. И когда в 1648 году три инока-святогорца поднесли царю Алексею Михайловичу готовый образ, то приложили к нему и письменное повествование:

«Как есми приехал Пахомий в наш монастырь, собрав всю свою братию, 365 браток, сотворили есма великое молебное пение с вечера и до света и святили есма воду со святыми мощами; святою водою обливали чудотворную икону Пресвятыя Богородицы, Старую Портаитскую (Вратарную) и в великую лохань ту святую воду собрали; собрав, паки обливали новую доску, всю из кипариса, и опять собрали ту святую воду в лохань; и потом служили Божественную литургию с великою верою, и после святой литургии дали ту святую воду и святые мощи иконописцу... И та икона новописанная не рознится ничем от первой иконы ни длиною, ни шириною, ни ликом - слово в слово новая, аки старая».

Этот самый список, известный как московская Иверская икона, встречали 13 октября 1648 года у Воскресенских ворот царь с семейством, патриарх и великое множество народа православного. Образ был помещен на воротах, которые с тех пор стали называть Иверскими. Затем, в 1669 году, перенесли его в деревянную часовню, а с 1791 года чудотворная пребывала в каменной часовне с синим, словно небо, и усеянным золотыми звездами куполом и двумя золотыми фигурами апостолов при дверях.

Иверская прославилась множеством чудес и исцелений, каковые записывались в особую книгу. Нескончаемым потоком шли к ней москвичи и гости первопрестольной, дабы помолиться и получить благословение Пречистой на свои труды. Цари и царицы благочестивые, въезжая в белокаменную, прежде Кремля заходили в Иверскую часовню. Как вспоминали старые москвичи, по ночам святую икону возили из дома в дом в закрытой карете, запряженной шестеркой лошадей, в сопровождении духовенства. Впереди скакал всадник с факелом. Кучера на козлах сидели без шапок, а в сильный мороз обвязывали головы платками.

Бытописатель старомосковского благочестия Иван Сергеевич Шмелев вспоминал, как истово готовились в замоскворецких домах к такой встрече с чудотворной:

«Новым кажется мне наш двор - светлым, розовым от песку, веселым. Я рад, что Царице Небесной будет у нас приятно. Конечно, Она все знает: что у нас под шатерчиком помойка, и лужа та же, и мусор засыпали песочком; но все же и Ей приятно, что у нас стало чисто и красиво и что для Нее все это. И все так думают. <…>

Видно передовую пару шестерки, покойной рысью, с выносным на левой… голубую широкую карету. Из дверцы глядит голова монаха. В глубине смутно золотится. <…>

Под легкой, будто воздушной, сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная. <…>

Вся Она - свет, и все изменилось с Нею и стало храмом. <…> Народ стережет священную карету. На ее дверцах написаны царские короны, золотые. Старушки крестятся на Ее карету, на лошадей; кроткие у Ней лошадки, совсем святые».

В 1929 году Иверскую часовню закрыли, а в 1934-м и вовсе снесли вместе с Воскресенскими воротами, дабы тревожить в дни парадов ревом бронированных чудовищ величавый покой Кремля. Пропала, думалось многим, и сама чудотворная. Тот список, который замещал Иверскую, пока она навещала дома москвичей, оказался в замоскворецкой церкви Николы в Кузнецах, где поныне пребывает в киоте перед правым клиросом Сергиевского придела.

Сама же Иверская, как полагают благочестивые прихожане, была перенесена на клирос северного придела храма Воскресения в Сокольниках. Подлинность этого образа неоднократно подтверждалась православными московскими старожилами; что же до сомнений, то в них повинны еретики-обновленцы, устроившие позднее в этом храме свое капище и тем дерзнувшие было бросить тень и на чудотворную.

Однако все возвращается на круги своя. 4 ноября 1994 года Святейший Патриарх Алексий II после Божественной литургии в новосозданном Казанском соборе на Красной площади совершил и освящение закладного камня Иверской часовни. Так промыслительно пересеклись судьбы двух чтимых всею Русью Богородичных икон, Иверской и Казанской, дивное умножение образов которых лишь прибавляло им благодатной силы.

В сентябре 1995 года Святейший Патриарх обратился к настоятелю афонского Иверона архимандриту Василию с просьбой о написании для всероссийской паствы нового списка с «общей нашей Заступницы Богоматери Вратарницы». При усердных молитвах братии Святой Горы в кратчайшие сроки таковой образ и был написан благочестивым священноиноком Лукой из афонского Ксенофонтова монастыря.

25 октября 1995 года, в канун празднования Иверской иконе, греческий самолет доставил новый список в Москву в сопровождении двенадцати насельников Святой Горы во главе с архимандритом Василием. С радостью и благоговением встретили москвичи вновь обретенную святыню у входа в Богоявленский патриарший собор, под звон колоколов и пение тропаря внеся ее под своды храма для всеобщего поклонения. Всю ночь перед Иверской непрерывно совершались молебны и читался акафист.

На следующий день, 26 октября (13-го по старому стилю), крестный ход с Иверской иконой прошел по Никольской улице в Казанский собор к началу Божественной литургии, которую возглавил Святейший Патриарх. А около часа дня святую икону пронесли через восстановленные в прежнем великолепии Воскресенские ворота к Иверской часовне, освященной патриархом в сослужении сонма иерархов и духовенства.

Этот знаменательный день положил начало неиссякаемому потоку православных христиан к чтимой иконе Заступницы и Хранительницы нашей не только в настоящей, но и в будущей вечной жизни.

Как говорил великий афонский подвижник, старец Паисий Святогорец, «есть еще люди Божии, люди молитвы, и Добрый Бог терпит нас и снова приведет все в порядок… Наилучшим образом устроит все Добрый Бог, но необходимо многое терпение и внимание… То, что происходит сейчас, продлится недолго. Возьмет Бог метлу! В 1860 году на Святой Горе было много турецких войск, и поэтому на какое-то время в монастыре Иверон не осталось ни одного монаха. Отцы ушли… Только один монах приходил издалека возжигать лампады и подметать. И внутри монастыря, и снаружи было полным-полно вооруженных турок, и этот бедняжка, подметая, говорил: “Матерь Божия! Что же это такое будет?” Однажды, с болью молясь Божией Матери, он видит приближающуюся к нему Жену, светящуюся и сияющую лицом. Это была Матерь Божия. Берет Она из его руки метлу и говорит: “Не умеешь ты хорошо подметать, Я Сама подмету”. И начала подметать, а потом исчезла внутри алтаря. Через три дня ушли все турки! Матерь Божия их выгнала… Бог в конце концов расставит все по своим местам, но каждый из нас даст ответ за то, что он сделал в эти трудные годы своей молитвой, добротой… Нынешней ситуации можно противостать только духовно, а не по-мирски».

Тропарь, глас 1

От святыя иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно, с верою и любовию приходящим к ней. Тако и мою немощь посети и душу мою помилуй, Благая, и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва

О Пресвятая Дево, Мати Господа, Царице небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию душ наших, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию покланяющихся пречистому образу Твоему. Се бо, грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирающе на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренная моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о Мати всех скорбящих и обремененных! Помози нам, немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину и на Страшном Суде Сына Твоего явися нам, милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери,
пред Ее образом на молебне

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу, и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше умилосердися и радость вместо печали даруй. И избави нас, Госпоже, от всякия беды и напасти, скорби и болезни, и от всякаго зла. И сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во Втором Пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники быти Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки веков. Аминь.