Интервью с оксаной фандерой. Интервью с оксаной фандерой женский род, единственное число А за что детям от вас достается

Оксана Фандера получила известность в 80-х годах, когда стала призером первого в СССР конкурса красоты «Московская красавица». Возможно, благодаря этому она удачно вышла замуж – за Филиппа Янковского, актера, режиссера, сына знаменитого Олега Янковского. Оксана много снималась в фильмах супруга («В движении», «Статский советник», «Каменная башка»), а недавно российские зрители смогли посмотреть картину «Про любоff», где партнером Фандеры стал Федор Бондарчук.

С любовницей мужа спорить не буду

– Оксана, в новом фильме «Про любоff» вы сыграли гламурную женщину, которая несчастна в браке с миллионером-депутатом. Вам самой гламур не надоел?

– Я согласилась на эту роль только потому, что захотелось «протащить» через гламурную историю, через внешнюю оболочку настоящую любовную драму. Мне кажется, нет большой разницы, где развивается эта драма – в Вероне, Лос-Анджелесе или Одессе. Нет разницы, сколько у вас денег. Если у вас их много, вы же не любите как-то иначе, не выясняете отношения каким-то более благородным образом…

– Богатые и нищие бьют морды друг другу одинаково, вы это хотите сказать?

– Если убрать внешнюю атрибутику и оставить только содержание, эти ссоры ничем не отличаются. Не имеет значения, откуда вы, где выросли, сколько вам лет, есть ли у вас дети или нет… Если вы любите человека, а он не отвечает взаимностью, морочит вам голову, обиженные барышни всегда и везде реагируют одинаково, потому что им очень больно. Моя героиня обижена мужем, и для нее это важнее любых бриллиантов…

– Если бы вам, как в фильме «Про любоff», изменил муж Филипп Янковский, вы бы как поступили?

– В моей семейной жизни – другие отношения, и я бы, конечно, поступила иначе, чем моя героиня Лада. Во мне нет такой смелости, дикости. Я не могу разбивать бокалы и вряд ли вступила бы в дискуссию с любовницей своего мужа. Мне проще было бы – в силу моего цыганского происхождения – развернуться и уйти, вообще ничего не объясняя.

– А вы согласны с тем, что все мужчины по своей природе таковы, что готовы изменять женам при первом удобном случае?

– Как вам сказать… Многие женщины сталкивались с тем, что мужчины в большинстве полигамны. Есть мудрые женщины, которые говорят: это личное дело каждого. Есть те, кто категорически не принимает измену. Подобное происходило с нами, с нашими подругами, которые висели на телефоне и на протяжении двух часов рыдали: «Я не могу поверить, что он действительно переспал с моей подругой и со своей секретаршей!» Мое мнение, что, чем человек чище, духовнее, тем правильнее его отношение к изменам. Это не значит, что женщина должна все прощать, закрывать глаза, делать вид, что ничего не замечает. Но если каждый человек, мужчина или женщина, попытается найти причину в себе, ну просто хотя бы начать с этого, то есть шанс избежать поспешных решений, сохранить семью.

Порой бросаю вызов обществу

– В своей семье вы воспитываете двоих детей – сына Ивана, который учится в ГИТИСе, и 15-летнюю дочь Лизу…

– Да, Ваня в этом году перешел на второй курс, учится на режиссерско-актерском факультете. Я видела одну из его режиссерских театральных работ и была приятно удивлена. Он способный, я им довольна. Лиза постигает мир. Я учу ее ценить, любить и понимать не только саму себя, но еще и людей вокруг. Причем не только близкий круг, а любого человека… Был случай, когда Лиза никак не могла принять одного из своих педагогов. Назревал конфликт, но его удалось снять, так как дочь сумела после наших долгих бесед посмотреть на педагога с другой стороны, как-то оправдать его поступки.

– Вы родом из Одессы. Чем, на ваш взгляд, одесситы кардинально отличаются от москвичей?

– Когда я приехала в Москву, мне казалось, что попала на другую планету. Сама же я выглядела странной со своим одесским темпераментом, открытостью и желанием общаться. В Москве пришлось застегнуть душу на все пуговицы и усмирить свой южный пыл. У нас же было свободное, дворово-уличное одесское детство… В хорошем смысле слова. Была огромная компания, мы лазили по виноградникам, ранним утром убегали на море втайне от родителей. Все дружные и веселые. Южные люди отличаются от столичных. Может, потому, что они ближе к морю, к природе. Вообще мне очень не хватает моря в Москве. Очень уютно чувствую себя в Одессе, стараюсь бывать там каждый год, и море там мне кажется самым лучшим.

– Оксана, вы и сейчас отличаетесь от многих наших актрис именно своей искренностью и открытостью!

– Да, наверное, я порой бросаю своим видом и поведением «вызов обществу». Свойственные мне легкость, общительность, открытость не всегда адекватно оцениваются со стороны. Может, поэтому мне и приписывались разные любовные романы. Но если человек мне интересен, я меньше всего думаю, как надо держаться на публике… Вообще я рисковая по жизни, а многие часто включают ограничители. Например, говорят: «Нет, я этого не смогу!» А ты попробуй! И у тебя обязательно получится. Но увы… Меня это очень мучает, потому что интересны люди, которые развиваются, а не стоят на месте, у которых я могу чему-то поучиться. Я не дружу просто так, чтобы было с кем посидеть, потрепаться или помолчать. Часто в общении с человеком наступает момент, когда всё отдано и всё получено. Тогда можно развернуться и уйти. Но на самом деле я быстро прихожу на помощь. И еще получаю удовольствие от того, что человеку хорошо рядом со мной. Это распространяется на всех, с кем я общаюсь. Самый близкий мне по духу литературный персонаж знаете кто? Маугли. И я определяю людей именно по принципу – моей он крови или нет!

«Одесса - это место, которое привязывает к себе таких людей, как я. Если вы родились в воде, вас подсознательно тянет в воду, просто вам там хорошо. Мне хорошо в Одессе, - говорит Оксана Фандера о своей »малой родине« и новой роли в фильме Александра Гордона «Огни притона» .

Одесса в сознании любого советского человека всегда была »особым местом«, немного нереальным и совершенно не советским. Этот город, как и люди, родившиеся здесь, не приемлет суеты и существует по своим законам, понять которые можно лишь отказавшись от привычной логики и отдавшись на волю случая. »Одесса не терпит того, что вы будете ей предлагать - она все должна дать сама. А ваша воля дальше - принимать или ждать следующего предложения, - с блеском в глазах рассказывает о своей родине Оксана. - Это прикольный город, он похож на человека, на такую немножко гневливую, горделивую женщину, абсолютно вне логики существующую«. С этим не поспоришь. Тем интереснее смотреть кино про Одессу, снятое по сценарию одессита Гарри Гордона его сыном Александром Гордоном с одесситкой Оксаной Фандерой в роли хозяйки маленького приморского борделя. Слишком много Одессы? Так и есть, город в этой истории о душевных поисках и терзаниях - не просто фон, а полноправный герой-соучастник, невыдуманный и одновременно фантастический мир, образ которого у большинства из нас сформирован по бабушкиным воспоминаниям, веселым анекдотам и шумным черно-белым советским фильмам. »Саша, когда задумал эту историю, когда снимал ее, все время говорил о некой советскости, - говорит Оксана. - Он ни на секунду, ни в монтаже, ни в титрах, нигде не вышел за рамки представления о том, что такое советское кино«. Впрочем, дело здесь не только в умелой стилизации, восприятие картины диктует все та же одесская фактура - яркая, кричащая и предельно достоверная. Представитель совсем другого поколения, Гордон умудрился создать абсолютно реалистичный мир - его Одесса не есть продукт современного о ней представления, она действительно воссоздана такой, какой ее помнят люди старшего поколения.

Но при всем внимании к деталям, при всем стремлении к исторической правде, в одном аспекте создатели картины все же отошли от реалий тех лет. В сценарии Гарри Гордона главная героиня была женщиной »в теле«, какой, собственно, и положено было быть одесситке ее рода занятий и возраста в 50-х годах прошлого века. Актрису на роль мамы Любы режиссер искал долго и мучительно, Фандеру всерьез не рассматривал, считая »слишком гламурной«, но повстречавшись с ней по совету киноведа Любови Аркус, решение принял практически сразу. Гордон-старший был против, он видел своего персонажа совершенно иным и всячески отговаривал сына от ошибочного решения. »Мне очень хотелось угодить Гарри Борисовичу, который смотрел на меня с жалостью, как на меня смотрел мой дедушка покойный, когда я была очень худой в детстве, - смеется Оксана. - Мне очень хотелось ему как-то понравиться. Не потому, что он писал эту историю, а я выгляжу не так, как ему хочется, просто мне хотелось, чтобы у этих двух прекрасных мужчин не было камня преткновения в моем лице.« Ситуация разрядилась на примерке костюмов, куда Гордон-младший привел отца. Оксана, пытаясь добиться »соответствия«, изводила ничего не понимающего художника по костюмам просьбами »добавить толщинки« и »увеличить тухес« (т.е. зад). В какой-то момент Гордон-старший не выдержал и расхохотался: »Я, Саша, кажется, понял, почему ты ее взял«. В результате работа переросла в большую дружбу. »Всегда приятно произнести фразу «Меня полюбили», - говорит Оксана. - В данном случае это был потрясающий акт приятия меня такой, какая я есть.«

Несмотря на одесское происхождение, к внешним атрибутам роли (в частности - говору) актриса готовилась не менее тщательно, чем к ее психологическим аспектам. Приехала на родину до начала съемок, говорила с людьми, искала акцент, манеру речи, эмоции. Общалась в основном с пожилыми людьми, пытаясь найти интонации, присущие изображаемому в фильме времени. Писала собеседников на диктофон, анализировала услышанное. »Я потребовала познакомить меня с проституткой, она мне весь сценарий зачитывала - от начала до конца. Вот к кому я не приблизилась, она говорит просто гениально. Это как сердечный ритм, все слова наполняются невероятным смыслом. У меня, конечно же, не было задачи скопировать ее, мне нужно было просто напитаться тем временем, которое она в себе несет. Потому что она в 1957-м как раз очень хорошо себя чувствовала«…

Помимо Фандеры, в картине занято немало прекрасных актеров, в том числе представителей »старой« школы - речь идет, конечно же, об Аде Роговцевой и Богдане Ступке . »Работалось с ними интересно и по-разному, совсем по-разному, - рассказывает Оксана. - Ада Николаевна с самого начала со мной общалась достаточно строго, и мне казалось, что это ее личное, персональное отношение ко мне. Потом мы «познакомились» с ней еще раз, когда уже вышел фильм, и выяснилось, что она невероятно теплый человек, который ко мне относится с симпатией, было несколько эпизодов, когда она доказывала мне свою любовь. Это было приятно и неожиданно, потому что мне казалось, что она такая строгая, сухая женщина, а она, видимо, таким образом «давала зазор» между нами, чтобы точнее чувствовать своего персонажа…« Быть может, Роговцева изначально таким образом выстраивала отношения, следуя своей роли? »Наверное. Просто я человек эмоциональный, я никогда не смешиваю работу и жизнь, и, конечно, сразу считываю это как персональное отношение ко мне, как поведение, не имеющее отношения к работе… С Богданом Сильвестровичем совершенно другая история. Этот яркий, эмоциональный, темпераментный мужчина через полчаса заговорил всю съемочную площадку, кокетничал, ухаживал, обаял всех женщин. Он многое привнес в эту роль, делал то, что не было заложено в самой истории, но делал это прекрасно и очаровательно.«

Такие же теплые слова Оксана находит и для Алексея Левинского - великолепного театрального актера и режиссера, ни разу до »Огней притона« не снимавшегося в кино. »Он и впрямь сделал исключение для Гордона… Я думала, честно говоря, что это кокетство какое-то, преувеличение, но он действительно не снимался в кино раньше, вообще никогда. Он читал сценарии и отказывался, потом перестал читать сценарии, сразу отказывался. Саша его убедил. Это было интересно.« Между героем Левинского и Гордоном, кстати, несложно заметить сходство, во всяком случае, внешнее. Был ли этот герой экранным воплощением личности режиссера, насколько он близок Гордону? »Так же как и женский, - без сомнений отвечает Оксана. - Я думаю, в этом есть некая дуальность, это один и тот же человек, у которого есть и такое восприятие, и другое восприятие. То есть это действительно одно и то же существо. Я так думаю, быть может, Саша сказал бы совершенно по-другому.«

Удивительно, в результате общения с Оксаной рисуется совершенно иной образ Александра Гордона, диаметрально противоположный сложившемуся имиджу резкого, острого на язык и не очень-то дружелюбного телеведущего. »Для меня этот фильм тем более ценен из-за того, что я очень полюбила Сашу. Он впервые позволил себе расстегнуть ту «молнию», на которую застегнут, которая прямо вросла ему в кожу. Все плюсы, все минусы, наивность, романтизм, сентиментальность картины - это все Саша. Весь этот фильм - это он. Это не его представление о прекрасном, это он сам. И это удивительно, потому что его телевизионный образ никак не сочетается с этой картиной.« Оксана, как выясняется, до съемок с Гордоном знакома не была, но это не помешало ей »рассмотреть« человека, о котором она теперь отзывается с такой искренностью и теплотой. »Я принадлежу к другому типу людей, я невнушаема кем-то и чем-то, критерием оценки для меня является лишь собственное любопытство, - вспоминает знакомство с Гордоном актриса. - Саша с самого начала был удивительно мягким, он меня веселил, я хохотала через 15 минут после встречи. Я внутренне сказала ему «да» после того, как он меня спросил, видела ли я его первый фильм… Обычно режиссеры спрашивают, для них важен ответ. Я осторожно сказала «нет», я действительно его не видела… Он ответил: «Вот что я вам советую… Его хорошо смотреть в кровати. Умываетесь, чистите зубы, ложитесь спать и включаете фильм. Под него очень хорошо засыпать». Моя благодарность не знала пределов. Я поняла, что я с ним буду работать, абсолютно точно, в этой истории, в следующей, не важно. После фильма я сказала, что если у него будет когда-нибудь какое-то ко мне предложение, я соглашусь не читая сценария.«

В конце беседы я не смог удержаться от вопроса о »Кинотавре« - к всеобщему удивлению, сочинское жюри не вручило Оксане приз за лучшую женскую роль, ограничившись дипломом с формулировкой »За сочетание красоты и таланта«. К чести актрисы нужно отметить - Оксану эта »проблема« мало трогает. »Меня вообще не очень волнуют вещи, которые обычно волнуют других людей, правда. Как это объяснить, я не знаю, и как аргументировать, тоже не понимаю. Это тоже связано с любовью… Если поставить меня перед выбором: в полной тишине, с вежливыми аплодисментами получить значительный кинематографический приз или не получить ничего, но почувствовать, своими глазами увидеть, что тебя приняли, любят - это важнее…. Хотя, если честно, мне и это все равно. Мне действительно абсолютно все равно…« А что же »не все равно«, пытаюсь докопаться до сути. »Я люблю только те моменты, когда я перестаю себя узнавать. Подтверждением этого являются хорошие слова людей, которых я уважаю. Это может длиться буквально три секунды, мне достаточно. Я заточена на процесс, Анатолий Александрович Васильев, абсолютный мастер и гений, нас так воспитывал, что мы не готовы и не умеем получать похвалу. У меня нет отсека в голове, который это контролирует, нет файла, который отвечает за мою собственную реакцию в ответ на вашу. Это умение давать, но неумение принимать. Для меня более естественно, когда где-то в кулуарах меня хлопают по плечу, или обнимают, или говорят «спасибо тебе большое» за ту или другую работу. Мне не нужно сверкать для большого количества людей, я не умею этого делать, у меня нет возможности выразить это…"

Oксана Фандера не производит впечатления актрисы, для которой карьера превыше всего. И не производит впечатления жены и мамы, для которой, кроме семьи, ничего нет. Она вообще не производит впечатления - это не ее занятие.

Работа на фотокамеру не приносит ей особого удовольствия, и она честно об этом говорит: “Фотография неподвижна, а у меня природа другая. Меня нужно ловить, я не люблю “держать” эмоцию на лице. Застывшая улыбка - это же гримаса”. На лице Оксаны Фандеры и правда ничего не застывает, эмоции несутся наперегонки, сбивая друг друга с ног. И ни одна не таится: по этому лицу можно читать - там не тайнопись, а вполне прозрачный текст. В том числе, подозреваю, попадаются и неприятные для тебя слова и выражения, но я, к счастью, ничего такого не вычитал. “Я вообще человек процесса, а не результата. Мне результат с самого начала как-то не очень важен. Если поделить всех людей на коммерческих и нет, то я - из числа вторых”.

Это понятно. Достаточно взглянуть на ее фильмографию - была бы коммерческой, там пестрело бы от названий, те же сериалы толпились бы шумною толпой. А у Фандеры работ - всего ничего. Из последних, и, пожалуй, самая значительная - Игла в “Статском советнике”. Филипп Янковский, ее муж и режиссер этого фильма, поначалу жену-актрису в роли Иглы не видел. Но она настояла, убедила и доказала, что сумеет сыграть свою полную противоположность - человека результата, даже фанатика результата, террористку с сухим взглядом и бескровными губами. Грим занимал шесть минут. “Рекорд для книги Гиннеса, - гордится Оксана. - Мы по часам засекали. Просто смывали лицо и забирали волосы в пучок. И все”.

Игла исполнена ею так, что банальный вопрос - отчего все же так обидно короток список названий в фильмографии актрисы Фандеры? - возникает сам собой. Но это вопрос к тем, кто предлагает. Она избирательна: берется только за то, что ее зажигает. Да еще - это опять о коммерции - в договоре со своим актерским агентом настояла на пункте: в учебных фильмах молодых режиссеров из ВГИКа или с Высших курсов снимается бесплатно. “Интересно, что вы услышали от агента?” - “Она посмотрела на меня тяжелым взглядом и спросила: ты сумасшедшая? Но я выдержала этот взгляд и повторила: я так хочу”. - “Я могу ее понять. От вашего гонорара зависит ее процент”. - “Ну, у нее ведь много других, здравомыслящих актрис, так что она вряд ли внакладе... В какой-то момент она поняла меня. Или приняла. Не надо понимать - ты просто прими и скажи: ладно, пусть будет одна такая, странная”. И Оксана хохочет.

С ней, одной-такой-странной, столько всего уже успело в жизни произойти, что другим, не таким и не странным, на три века хватит. Повороты были лихие - покруче, чем переезд из любимой Одессы в неродную Москву, с которой ее примиряют только семья и друзья. Занять призовое место в первом конкурсе “Московская красавица”, а через несколько лет оказаться в ученицах у режиссера Анатолия Васильева - схимника, затворника, лабораторного театрального ученого. Это даже не поворот. Это вираж такой повышенной лихости, что искры из-под колес. Кстати, именно уроки Васильева - я предположил, а Оксана кивнула - утвердили ее в том, что результат заведомо ничтожнее процесса. Именно из его закрытой театральной школы выходят с такими убеждениями: “Мне во всем этом интересна я сама. Куда я двигаюсь и как. Я занимаюсь исследованием исключительно самой себя”. Кстати, а как быть с мнением других о ней? Оно хоть сколько-нибудь важно? Нет, нисколько. “Я даже не могу себе представить, что вообще обо мне думают и говорят. Вот ей-богу”.

Так было, однако, не всегда. Так стало после “Московской красавицы”, которая для Оксаны обернулась не только победой, но и ударом. “Я не была готова к такому повышенному вниманию, и не просто вниманию, а с прозрачными полунамеками. К такому количеству сплетен о себе. Оказалось, вся Москва меня знает, причем близко. Ну, вы понимаете, о чем я. Все друг другу рассказывали, с кем я и когда. Была бы я тогда взрослой - с улыбкой бы все это выслушала, но когда тебе восемнадцать... Дошло до того, что я в какой-то момент была готова выбежать на Красную площадь и прокричать, что я не такая, что у меня совершенно другая жизнь, все другое”. - “Что вас удержало?” - “Поймав себя на этой мысли, я сказала: стоп. Остановись. Не обращай внимания, не замечай - иначе всю жизнь будешь зависеть от представлений о тебе. Вот, послал мне бог эту мудрость. Я же тогда умных книжек не читала - просто увидела, почувствовала, поняла. Поняла, что жить, постоянно думая о том, как правильно и как должно быть, не хочу и не буду. Чтобы в одной компании вести себя так, в другой - эдак, на переговорах - еще как-то... Моя хулиганская природа с детства против этого бунтовала. А когда я все про себя поняла, то выдохнула: хватит. Я - другая”. “Ну, хотя бы минимальные нормы все же учитываете?” - осторожно осведомляюсь я для порядка. “Что вы имеете в виду? Не хожу ли я посреди улицы в туалет?” - и Оксана, только что тихая и серьезная, опять весело хохочет. Одна такая, странная.

Она замужем, у нее двое детей, и родители мужа так и значатся в ее записной книжке как родители. Своих папы с мамой уже нет на свете. А когда погибла сестра - никого не осталось. “На мне заканчивается мой род, - говорит она. - Я одна Фандера. Больше нет”. - “Вообще нет?” - “Вообще. Приятели, умеющие искать по сети, искали, но не нашли. Это грустно. Такая красивая фамилия, неизвестно что означает, и ее уже не будет”. Тут можно было бы завести речь об ответственности перед родом и фамилией, но Оксана этих разговоров и этих мыслей не любит. Считает, что они загоняют в комплекс, а это совсем не тот угол, где чувствуешь себя свободно. “Я и детям никогда не втолковывала, что они должны нести свою фамилию с гордостью, что обязаны хорошо учиться, чтобы не уронить ее честь, и так далее. Потому что это, с одной стороны, возвышает ребенка над остальными, а с другой - он начинает бояться, что не сумеет соответствовать”. У ее детей, Вани и Лизы, само собой, папина фамилия - они Янковские. По отчеству они Филипповичи, а их папа, соответственно, Олегович. Как-то раз Оксане рассказали, что Ваня, тогда еще маленький, выступил перед друзьями на тему “А вот мой дедушка...” Она поговорила с сыном тет-а-тет, спокойно и жестко. Больше не повторялось.

Оксана вообще строгая мама. “Не просто строгая, а очень, - уточняет она. - И при этом воспитатель из меня никакой, правда-правда. Бывают асоциальные люди, а я - апедагогичная. Как только дети стали немного понимать, что к чему, я им сказала: воспитывать вас не умею. Могу с вами дружить”. - “Но дружба, как я понял, не исключает принятия мер в случае чего?” - “Конечно. Представляю, как это сложно для них. Друг, который наказывает, да? Так и есть, так и есть...” От детей она не стала скрывать, что в школе у нее по физике-математике были “тройки”. “Зачем я буду врать, что это не так, если по мне все видно? Ваня сказал бы: мама, не валяй дурака. Или попросил бы извлечь какой-нибудь корень - и тут же меня поймал бы”. Наверное, и про свой вечный “неуд” по поведению тоже рассказала. “Я никогда не отличалась особенным хамством, не старалась унизить учителей кнопками на стуле или хлопушками за спиной. Но усидеть на месте не могла”. - “И смотать с уроков - тоже запросто?” - “О чем вы, это минимум. Мне ничего не стоило весь класс на это дело подбить. Уходили все”. Тогда в одесских школах урок украинского языка в школе не был обязательным. Если родители писали заявление о том, что они в силу незнания украинского не способны помочь своему ребенку им овладевать, то ребенка от занятий освобождали. С Оксаной все было иначе. Учительница подошла к ней сама и, чеканя каждое слово, произнесла: “Прошу тебя. Пусть твоя мама напишет заявление. Что не может тебе помогать по моему предмету. Чтобы ты на мои уроки не ходила. Очень тебя прошу. Пожалуйста”. Мама вошла в положение учительницы, просьбу выполнила, и Оксана получила возможность лишний час гонять по школьным коридорам, пока друзья корпели над украинской мовой. Она и первую роль в кино получила за неугомонность - в фильме “Приключения Электроника”, без которого у нас уже четверть века ни одно детство не обходится. Будете пересматривать - заметите вредную девочку, которая издевается над рыжим Чижиковым: “Ну что, Рыжиков, опять не приняли тебя в хор?” Сначала их с сестрой просто отобрали в класс Электроника-Сыроежкина, но потом Оксана сделалa так, что режиссер Бромберг просто не мог оставить ее без роли, хотя бы маленькой. “Я подошла к нему и говорю: вы не против, если мы поднимем вас на пальцах? Он удивился, растерянно сказал: ну, давайте. Я сколотила компанию из четырех человек, включая себя. Мы усадили его на стул... Честно, я до сих пор не знаю, как работает этот метод. Но он работает. Сначала надо сосредоточиться. Для этого восемь рук в полной тишине делают над головой объекта специальные пассы. Потом двое просовывают пальцы под мышки, двое - под колени. И поднимают. Мы подняли Бромберга над головой. Он - мужчина не маленький, мы - дети легкой весовой категории. Но мы подняли”.

В боевой Оксане бушуют три крови: украинская, цыганская и еврейская. “Папа был хохол и цыган, но я еврейка, потому что по маме”. - “Ну да, по еврейским законам. А я как раз по маме получаюсь русский, хотя она сама только половинка”. - “Считайте, что вы еврей. Неважно, папа-мама. Это где-то глубоко внутри. Знаете, как можно узнать? Вот я сейчас перестану улыбаться, и вы тоже. Просто не будем улыбаться, выдержим паузу. У евреев особый взгляд. В этом взгляде есть печаль. Всегда. Поэтому у меня два состояния, без переходных. Я либо смеюсь, либо умолкаю - и тогда мeня спрашивают: у тебя что-то случилось? ты себя плохо чувствуешь? Нет, говорю, я просто замолчала”.

Встречу с Оксаной Фандерой THR планировал давно. Но она упорно настаивала на том, чтобы дождаться важной для нее роли. Наконец все совпало: у Оксаны сразу два серьезных проекта — космическая драма «Салют-7» и криминальный ретросериал «Неуловимые» . Плюс юбилей! Главный редактор Мария Лемешева встретилась с актрисой и узнала не только тайны съемочных площадок, но и рецепт воспитания детей, а также долгоиграющей любви.

Оксана, ты из тех редких актрис, которые, получив популярность, решают не мелькать везде, а, наоборот, становятся крайне разборчивыми в выборе ролей и мероприятий. А ведь для актрисы «ждать» — большой риск…

Я соглашаюсь на проект, если мне что-то кажется любопытным. У меня есть только интуиция и желание находиться в качественном процессе. Мой мастер Анатолий Александрович Васильев с самого начала затачивал нас, как карандаши, на процесс, а не на результат. Должно быть хорошо, трудно, интересно, вот и все.

Я очень люблю твою Любу в «Огнях притона», под впечатлением от небольшой, но такой яркой Иглы в «Статском советнике» — особенно от сцены перед взрывом, когда жесткая героиня-революционерка становится хрупкой, ранимой девушкой, мечтавшей всего-то о любви. А тебе какой персонаж особо дорог?

«Огни притона» очень люблю. А почему… Просто так встали звезды в то лето: я остро стала чувствовать потребность в благодарности своей маме и городу, который для меня абсолютно как живой человек. Мамы на тот момент уже несколько лет как не было. И тут появился Александр Гордон, у которого тоже была потребность. Своя. Его отец Гарри Борисович написал изумительную повесть, по которой Александр решил делать фильм, и мы совпали в желании поблагодарить близких нам людей и родные места. Мы не репетировали — мы разговаривали, мы просто получали удовольствие. Саша, помню, позвал меня к монитору, я подошла и вздрогнула, потому что увидела там маму… Иглу обожаю. Я хотела роль на сопротивление — то, что совсем не органично для меня. Мы сделали фотопробы, и, когда они были готовы, я предложила: давайте меня просто умоем, затянем волосы в хвост, нарисуем веснушки, и больше не будет ничего. И меня утвердили. Ты привела правильные примеры: мне нравятся эти работы, потому что они дают возможность, обсуждая результат, с радостью вспоминать процесс — сложный, но качественный.

А чем подкупил «Салют-7»?

Захотелось окунуться в то, чего никогда не было бы в моей жизни. Я категорический трус, когда дело касается высоты: то есть все, что собой представляет полет — начиная с лифта и заканчивая самолетами, не говоря уже о ракетах, — для меня... ммм... испытание. Но мысль, что люди это делали, делают и даже получают удовольствие, заставила решиться и отнестись к предложению как к неким сеансам психоанализа — возможно, находясь внутри скафандра и наедине со своими страхами, я смогу преодолеть мучительные для меня фобии. В общем, я приняла этот вызов. (Смеется.)

Оксана Фандера в «Салют-7»

Фильм начинается со сцены, в которой твоя героиня — списанная частично с героя космонавтики Светланы Савицкой — работает в открытом космосе. Приоткрой тайну: сложные трюки сама выполняла?

Я не готовилась специально, но все делала сама. Должна тебе сказать, работать в скафандре очень сложно: нестерпимо жарко, душно, он сковывает движения. В огромном ангаре построили специальные механизмы, которые опускали и поднимали нас на тросах. Надо было имитировать состояние плавности, как при невесомости. Люди в космосе, в безвоздушном пространстве, находятся немного в эмбриональной позе, поэтому меня, например, пристегивали к стулу, чтобы была такая правильная пластика тела.

Скоро выходит сериал «Неуловимые» . Там у тебя роль очаровательной воровки. Учитывая твою щепетильность в выборе ролей, чем так зацепила Фирочка?

Фирочка… Эсфирь Леонидовна Фатинсон… Французский шик и одесские манеры. И безграничная преданность своему любовнику. И тотально-фатальная любовь к риску… Вообще, ключом к моей натуре является слово «Одесса». Как только в разговоре появляется город, в котором я родилась и выросла, я поворачиваюсь, начинаю пристально смотреть человеку в глаза и говорю: «Продолжай…» Володя Виноградов именно с этого и начал знакомство со мной. Режиссер, который, надо заметить, никогда до этого проекта не был в Одессе, умудрился найти такие правильные слова, что я поверила: этот город, эту уникальную человеческую среду, эту природу юмора он знает, чувствует так же, как я. Плюс блестящий цех по костюмам, потрясающие гримеры! Это когда ты понимаешь, вот оно — настоящее творчество!

В сериале эстетика 50-х. Тебе очень к лицу оказался образ — шляпки, шифоновые платья, фильдеперсовые чулки. А в жизни какой стиль предпочитаешь?

Я не особо слежу за модой. Иногда мода следит за мной, потому что, когда я хулиганю или одеваюсь как-то совсем уж небрежно, спустя какое-то время мои друзья и знакомые говорят: круто, наверное, это модно! (Смеется.) Мне кажется, одежда — так же, как речь, — средство самовыражения. И если тело — одежда души, то, наверное, и одежда является одеждой не столько для тела, сколько для души. Поэтому, выбирая наряд, смотрите не только в зеркало, но и вглубь себя — ваши ощущения вас не обманут.

Оксана Фандера в «Неуловимых»

Ты стала известна на всю страну как финалистка первого конкурса красоты в СССР в 1988 году. С тех пор за тобой прочно закрепился образ соблазнительной красотки. И вот как раз после «Статского советника» стало понятно, что ты готова экспериментировать с внешностью. Скажи, решилась бы, например, как Шарлиз Терон набрать 20 килограммов, когда та готовилась к работе в фильме «Монстр»?

Ну, давай так: я тебе на все отвечаю — да! (Смеется.) Я ничего не боюсь. Не думаю, что, если вас кто-то когда-то назвал красивым, это догма. Кто-то, наоборот, возможно, смотрит на меня и думает: «Как она ужасна». Я не смогу ответить на вопрос, что бы мне хотелось сыграть. Я только умею говорить «спасибо» за то, что получаю. Уверена, есть силы, которые ведут нас: назовите их как хотите, Бог, Свет. Просто кто-то говорит: «Я сам», и тогда Свет говорит: «Окей, я пока немного в стороне подожду, пока ты сам…» А кто-то говорит: «Я полностью доверяю тому, что со мной происходит. Знаю, что я всего лишь средство…» Вот и мне кажется, что если через меня удается что-то сказать, выразить, то я готова быть проводником.

И раз уж речь зашла о красоте: ты мама двоих взрослых детей стройна, молода, сексуальна. Кроме генетики что еще в твоем арсенале?

В моей ДНК есть улица Карла Маркса, угол улицы Дерибасовской, вот и все. Я не занимаюсь спортом, я чрезвычайно ленива. Я тот самый нервический тип женщины, которая, когда переживает, не ест вообще, просто не может.

Хотя большинство поступает наоборот.

Зато большинство потом, когда все хорошо, может держать себя в руках, а я ем, и, Маша, тебе не надо видеть, какое количество еды я могу съесть! (Смеется.)

Твой супруг — Филипп Янковский — талантливый режиссер и актер. Вы нередко работаете вместе. Это не приводит к каким-то ненужным для семьи спорам или, наоборот, это вас сближает?

У нас с Филиппом есть негласное правило: я не читаю сценарии его фильмов, если он сам мне не предлагает. То есть нет такого: почитаю, а потом за чашкой чая скажу: «А может быть, это я, милый?» Я четко понимаю: если режиссер не предлагает, значит, меня там просто не видит. И, если честно, Филипп с большой неохотой, такое было ощущение, брал меня в свои картины. (Смеется.) Так получалось, что я каждый раз выручала либо его, либо актрису. Но должна сказать: работать с ним — отдельное удовольствие. И как с режиссером — он предельно точно всегда знает, какой результат ему нужен, и как с актером — он прекрасный артист и тонкий, очень деликатный партнер.

Пару лет назад вы с Филиппом отметили серебряную свадьбу, что в наше время в среде творческих людей — уже событие. Когда я брала интервью у твоего мужа, он с большой любовью и признательностью говорил о тебе. В чем сила вашей любви?

Ты знаешь… это как веревка, белье и прищепка — все друг для друга. Веревка без белья не нужна на улице. Белье без веревки не будет висеть. Но белье не будет висеть на веревке, если не будет прищепки. И кто из них что друг для друга… Наши отношения — это определенная форма игры, детской игры. Мы получаем удовольствие от того, как мы существуем рядом. У нас нет долженствования, у нас нет той системы координат, которая обычно принята в семье. И мы продолжаем учиться друг у друга каким-то очень важным для роста каждого из нас вещам.

Особая гордость мамы — дети. Сын Иван уже стал звездой, причем заслуженно. Недавно наш журнал вручил ему приз как «Событию года» в кино. На подходе работы Лизы. Ты строгая мама?

Строгая, даже, возможно, чрезмерно. Была. Хвалила только по делу. Когда они были маленькие, я явно была не из тех мам, кто оказывает поддержку ребенку, что бы и как бы он ни сделал. Признаю это с сожалением. Сейчас я вела бы себя по-другому, но, видимо, дело в том, что меня так воспитывала моя мама, а ее так воспитывала моя бабушка. Наверное, это какой-то еврейский код, когда говорят: «Нет, ты видишь: у Сережи тоже скрипка, а играет он лучше. Посмотри, чего он добился!» — и все детство у меня так прошло. Со своими детьми я пару раз пошла в эту «педагогическую» и крайне неделикатную сторону воспитания, но потом поняла, что это колоссальное давление на психику ребенка. Но я была максималистом и перфекционистом, и такая же высокая планка у меня была, конечно, в отношении детей. Я сложно выносила отсутствие движения, и дети всегда знали: если ты останавливаешься, перестаешь расти, развиваться, то это повлечет серьезный и не очень приятный разговор с Филиппом и со мной. Они ходили в обычную школу — я настояла на этом, и Филипп поддержал, — там не было дорогих авто с водителями и других вип-атрибутов. Это тоже помогло привести к тому, что эти два человека правильно расставили приоритеты. Они знают: важно не как, а что, не форма, а содержание, не результат, а процесс.

Оксана Фандера Фото: Влад Локтев. Украшения: KOJEWELRY

А узнав, что дети выбирают все же актерскую профессию, как-то помогала?

Нет. Я сказала, что на этой профессии надо «жениться» исключительно самостоятельно, чтобы потом не было болезненного «развода». Иван сначала поступил к одному мастеру, проучился полгода на актерском факультете, а потом самостоятельно решил сменить мастерскую и перепоступать к Сергею Женовачу на режиссерско-актерский. Мне очень нравится то, что он делает в театре и в кино — он из тех, кто «во всем хочет дойти до самой сути». Его категорически не устраивают предложения, где надо просто быть, и, да, стоит признаться, он даже меня умудрился поразить некоторыми эпизодами в фильме «Дама Пик», когда я вообще перестала его узнавать…

А потом тем же путем решила пойти и Лиза…

…И ты, я думаю, представляешь наш с Филиппом шок! Проучившись два года у очень сильного педагога, она решила, что актерского образования ей мало, она хочет еще и к режиссуре иметь отношение. Она поступила на режиссерско-актерский в ГИТИСе и абсолютно счастлива. Лиза — удивительное, уникальное в каком-то смысле сочетание несочетаемого, внешнего и внутреннего. Она выпадает за рамки всех амплуа — при внешности абсолютно лирической героини у нее совершенно бунтарское, характерное, если можно так выразиться, содержание. Слава богу, сейчас наступило время, когда это стало цениться на вес золота. (Смеется.) Я хожу к ней на экзамены по актерскому мастерству, и как же это прекрасно! Это поколение совершенно другое — они сложные, очень глубокие, стремительные, необычные. И наблюдать за тем, как Лиза в этой «реке» плавает, как она заныривает и выныривает, хватает легкими воздух и ныряет опять — это наслаждение. Я не думаю, что главная причина такого развития детей — мы с Филиппом. Просто, наверное, они выбрали нас, потому что им нужно было что-то взять от нас и двигаться дальше. Мы совпали. Они нужны были нам, чтобы что-то понять, а мы нужны были им.

Оксана Фандера Фото: Влад Локтев. Украшения: KOJEWELRY

Поклонники твоего «Инстаграма», а их немало, знают еще и о таланте Фандеры-фотографа. Откуда такое увлечение?

«Инстаграм» для меня открыл сын, он сказал: «Мам, ну ты же современный человек…» Я повесила там одну- единственную фотографию (это была Одесса). И забыла о странице. А потом случился спор с одним из моих друзей, я его благополучно проиграла и получила задание: в течение года выкладывать как минимум по одной фотографии ежедневно. Благодаря этому пари я научилась фотографировать и совершенно влюбилась в этот мир глазами телефона. Иногда, когда я начинаю рассматривать фотографии, которые нащелкала огромное количество за пару минут, с изумлением обнаруживаю какие-то детали, которых не видела во время съемки. И это становится таким своеобразным наркотиком — поймать и разглядеть знаки, которые тебе посылают. В общем, я такой своеобразный ловец жемчуга, который теперь уже точно знает, что жемчуг разбросан везде, его нужно просто увидеть, собрать и… раздать. Потому что он — для всех.

…У меня к этому юмористическое отношение. Кто меня очень близко знает, рассказал бы, что я совсем не лукавлю, когда впадаю в ступор от вопроса про возраст: у меня в этот момент внутри начинается комическая напряженная работа. Дело в том, что у меня крайне сложные отношения с цифрами и памятью на этот счет, и так было всегда. Это такая своего рода математическая дислексия: каждый раз, для того чтобы ответить, сколько мне лет, я вынуждена отнимать от настоящего года, который сейчас, год моего рождения, и таким образом вспоминаю-понимаю, сколько мне лет сейчас. (Смеется.)

Да я не про возраст хотела спросить! Я только про торжество — планируешь что-то грандиозное?

Оксана Фандера выглядит превосходно и молодо для своего возраста. Этим она привлекает внимание не только мужчин, но и женщин, которые хотят узнать секреты её молодости. Стройной, молодой ей позволяет выглядеть особый стиль питания, собственные секреты, правила. На хорошую генетику сослаться не получиться. Папа у Оксаны наполовину цыган, мама – еврейка. Представители этих национальностей не отличаются моложавостью.

Оксана – востребованная актриса театра, кино. Ей нелегко в плотном графике репетиций, гастролей, выступлений, съёмок находить время для своего здоровья. Но результат впечатляет. Данное фото доказывает, что актриса не выглядит на свой биологический возраст.

Особенности питания, образа жизни, пищевые привычки – всё это способствует поддержанию фигуры. На это не влияет рождение детей (у Оксаны с мужем сын с дочкой). и кормления фигура восстанавливается под действием всё тех же правил.

Фигура Оксаны Фандеры как-будто с годами приобретает больше женской плавности, очарования. В 1988 году у неё были все шансы победить на первом конкурсе красоты СССР «Московская красавица». Она получила второе место только потому, что не была коренной москвичкой. При росте 171 см вес Оксаны в среднем 62 кг, вес никогда не превышал 65 кг. Объём талии 54 см – это отличные показатели для её возраста.

Питание

Оксана утверждает, что никогда не придерживалась определённых диет, но всегда соблюдала принцип умеренности. Кушать себе разрешает всё, но немножко. Иногда актриса пьет качественные алкогольные напитки с наименьшим содержанием калорий.

В своё меню актриса старается всегда добавлять:

  • Свежие овощи;
  • Ягоды;
  • Постные сорта рыбы, мяса;
  • Каши;
  • Зелень;
  • Фрукты;
  • Морепродукты;
  • Зелёный чай.

Оксана уверена, что нельзя отменять трёхразовое питание даже ради стройной фигуры. Обязательно должны быть перекусы. Но они также должны быть полезными. Для этого вместо выпечки, сладостей известная артистка рекомендует перекусывать фруктами, .

Раз в неделю нужно устраивать разгрузочный день. Рацион должен состоять из , фруктов. Такие дни должны быть регулярными, тогда будет получен заметный положительный результат.

Спорт

Тренажёрный зал актриса не посещает, так что стройность её фигуры не является результатом упорных тренировок. Она признаётся, что не любит спорт по принуждению. Сама себя оценивает, как человека настроения. Если ей хочется в данный момент поваляться на диване, то она так и сделает. Но Оксана не забывает про пользу физических упражнений. Она с детских лет мечтала о карьере актрисы, для этой профессии нужно поддерживать форму. В свободное время делает в домашних условиях для поддержания фигуры в тонусе из книги «Око возрождения». Она говорит о восхитительных результатах этих занятий.

Косметика

Оксана Фандера уверяет, что не использует особую косметику для поддержания кожи в здоровом, подтянутом состоянии. Она считает, что всё исходит изнутри. По её мнению возраст у человека в душе. Если она молодая, то внешность тоже не будет стареть.

Секреты красоты от Оксаны Фандеры заключены в нескольких словах – гармония и уверенность в себе. Она считает, что мужчинам безразлично, какая у женщин фигура или внешность. Их будет притягивать положительная энергия, которая она излучает. Но такая энергия есть только у уверенных в себе дамах, внутри которых полная гармония.

Также секретом своей молодости Оксана считает не использование суперсовременной косметики, а умение «жить здесь и сейчас» – это позволяет не тратить энергетические силы на ненужные переживания, которые являются бессмысленными, часто негативными. Нужно наслаждаться сегодняшним днём, не думать о возрасте, прошедшем времени. Возможно, такие советы имеют научное основание. Ведь результатом их выполнения является положительный опыт Оксаны Фандеры, её красота, стройность, молодость в зрелые годы.

Пластика

Корректировка при помощи пластического хирурга проводится многими представителями театра, кино – это особенности профессии, когда необходимо поддерживать в порядке черты лица, формы фигуры. У Оксаны Фандеры от природы красивая внешность. У неё есть чувство меры, что позволяет ей делать улучшения, но трудно догадаться о них.

Оксана проводила коррекцию верхней губы. Осуществляется такое изменение при помощи пластической операции или косметической процедуры. Какой вариант выбрать, решает хирург, опираясь на поставленные задачи, индивидуальные особенности клиентки. Верхняя губка получила приятную припухлость, контур стал более отчётливым, выразительным. Актриса стала ещё привлекательнее.

При сравнении фотографий можно заметить изменение объёма бюста. Эта операция очень популярна среди представительниц прекрасного пола, тем более после двух детей форма груди могла измениться в худшую сторону.

В прессе писали, что супруг Оксаны – Филлип Янковский был инициатором такого хирургического вмешательства, так как он особо следит за внешним видом жены. В любом случае для актрисы эта пластическая операция пошла на пользу, её фигура прекрасна, она подтянута, стройна, выглядит молодо. Этому помогает кроме проведенной пластики чувство вкуса и стиля.

Оксана важным для женщины считает умение стильно одеваться. Она следить за модным новинками, много внимания уделяет всем тенденциям. В одежде предпочитает лёгкую небрежность. Не любить размеренность, рассчитанность цвета, фасона в гардеробе. Её не нравится идеальность в одежде. А вот элемент случайности вполне отражает её характер, придаёт образу незаконченность, недосказанность, которые придают ей молодость, красоту.

ЭТИ СТАТЬИ ПОМОГУТ ВАМ ПОХУДЕТЬ

Ваш отзыв на статью: