История рабочего и колхозницы. "Рабочий и колхозница". Сложная судьба эталона соцреализма Памятник колхознику и колхознице
С Серпом и Молотом - это самая известная скульптура советской эпохи, выдающаяся работа советского скульптора Веры Мухиной.
Скульптура «Рабочий и колхозница» - скульптурная композиция, одна из самых известных работ скульптора Веры Игнатьевны Мухиной . "Рабочий и Колхозница" представляют собой две переплетенные стальные статуи рабочего и колхозницы, поднявших над собой серп и молот - символ союза рабочих и крестьян. Высота скульптуры - 24 метра. "Рабочий и Колхозница" воистину являются симоволом советской эпохи, символом СССР.
"Рабочий и Колхозница" являются эмблемой московской киностудии "Мосфильм" .
Международная выставка 1937 года
Скульптура была изготовлена для Международной выставки в Париже в 1937 году.
«Рабочий и колхозница» была изготовлена в кратчайтшие сроки, для этого рабочим приходилось работать с утра и до вечера. Вес готовой скульптуры составил 37 тонн. После одобрения скульптуры Сталиным, "Рабочий и Колхозница" были погружены в 28 вагонов и отправлены по железной дороге в Париж.
Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при, однако радость победы была омрачена тем, что "Рабочего и Колхозницу" поставили напротив павильона фашистской Германии.
Разведка СССР интересовалась оформлением немецкого павильона, в результате высота советской экспозиции была на несколько метров выше, что обрадовало руководство СССР и огорчило Германию. Парижане и гости выставки специально ходили смотреть на советскую скульптуру Веры Мухиной по нескольку раз в день, так как она постоянно меняла свой цвет - утром она была розового цвета от утреннего солнца, днем - ярко-серебристой как ей и положено быть, а на закате солнца вечером - золотистой. Франция планировала выкупить скульптуру для Парижа, однако советская делегация по распоряжению Сталина в этом отказала.
После закрытия Всемирной выставки в Париже большинство создателей «Рабочего и Колхозницы» отправились в лагеря и ссылки, комиссар советского павильона И. Межлаук был расстрелян. А Вера Мухина была отстранена от работы.
Перевозка скульптуры
При перевозке статуя была повреждена, так как по габаритам не проходила некоторыми частями в железнодорожные тоннели, но в 1939 году реконструирована, а фактически выстроена заново и установлена перед Северным входом ВСХВ (ВВЦ, он жеВДНХ). Вера Мухина считала, что самое лучшее место для скульптуры - павильон СССР, однако к ее мнению не прислушивались.
Еще раз «Рабочий и колхозница» была отреставрирована в 1979 году.
С конца 40-х годов скульптура "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм.
Реконструция скульптуры
В 2003 году скультптура была разобрана на 40 составляющих частей. После реконструкции "Рабочего и Колхозницы" в постаменте планировалось разместить театр и музей, на площади - около 8 тысяч квадратных метров. Соогласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. При "росте" скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника будет около 60 метров, как и задумывалось Верой Мухиной. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке.
Установка на постамент
Полностью реконструкция была завершена в 2009 году. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью подъемного крана, а торжественное открытие состоялось в Москве 4 декабря 2009 года.
В 2010 году в постаменте был открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница».
Эталон социалистического реализма - так называли это монументальное произведение Веры Мухиной, ставшее одним из главных символов СССР. Идея скульптуры принадлежит архитектору Иофану, который придумал объединить идеи сразу двух античных статуй - "Тираноборцев"(Критий) и "Ника Самофракийская"(неизвестный автор). В первом случае, архитектора вдохновила обща линия скульптур Гармодия и Аристогитона, составивших заговор против тирана Гиппарха. Во втором случае - динамика и патриотическое звучание скульптуры.
Государственный заказ предусматривал размещение скульптуры у входа в Советский павильон на всемирной выставке в . Поскольку павильоны и СССР находились напротив друг друга, скульптурная композиция всеми возможными художественными и монументальными средствами должна была демонстрировать идеологическое превосходство коммунизма над нацизмом.
Вера Мухина подошла к созданию главного идеологического произведения с присущим ей размахом и талантом. Две фигуры - рабочего и крестьянки, высоко поднимающие над головой символы СССР - молоток и серп . Они словно устремлены ввысь, их объединяет момент триумфа, великой победы. Идея побеждающего труда и вечного нерушимого союза пролетариата и крестьянства - главная коммунистическая догма - в исполнении великой Веры Мухиной выглядит непреложной и привлекательной.
Для достижение дополнительного эффекта, скульптуру было решено сделать из тонких листов нержавеющей стали, которая отражала свет и меняла свой цвет в зависимости от солнечного освещения.
В мае 1937 года скульптура, высотой 58 метров (25 метров собственно скульптура и 33 метра постамент) украсила выставочный павильон Советского Союза. Достоверно известно, что разведка СССР всерьез интересовалась оформлением павильона Германии, в результате высота советского павильона была на несколько метров выше, что несомненно обрадовало руководство страны и огорчило немцев.
Парижане ходили смотреть на скульптуру по нескольку раз в день, поскольку она постоянно меняла свой цвет - на восходе она была розовой, днем - ярко-серебристой, а на закате - золотой.
После окончания выставки французы начали собирать средства для того, чтобы выкупить у СССР скульптуру и оставить ее в Париже. Сталин категорически отказал.
С конца 40-х годов "Рабочий и колхозница" является основным символом киностудии Мосфильм. Скульптура часто встречается в документальных и художественных фильмах. Теперь она стала самым впечатляющим и талантливым памятником своей эпохи.
В начале 21 века монумент пережил серьезную и затяжную реставрацию. С 2009 года эталон соцреализма снова украшает вход во Всероссийский выставочный центр.
1 июля исполняется 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной
, самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница»
. Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».
Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.
Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.
В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.
Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.
После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание
Большой Энциклопедический словарь
- «РАБОЧИЙ И КОЛХОЗНИЦА», скульптурная группа, созданная В. И. Мухиной (см. МУХИНА Вера Игнатьевна) для павильона СССР на Всемирной выставке в 1937 в Париже (архитектор Б. М. Иофан (см. ИОФАН Борис Михайлович)). 24 метровые фигуры (нержавеющая… … Энциклопедический словарь
В. И. Мухина Рабочий и Колхозница, 1937 Сталь. Высота: ок. 25 м Северный вход ВВЦ «Рабочий и колхозница» скульптурная группа из двух фигур (нержавеющая хромоникелевая сталь), поднявших над головами серп и мол … Википедия
В. И. Мухина Рабочий и колхозница. Москва. «Рабочий и колхозница» скульптурная группа из двух фигур (нержавеющая хромоникелевая сталь, высота около 25 м, автор), поднявших над головами серп и молот. Была создана для советского павильона на… … Москва (энциклопедия)
Скульптурная группа, созданная В. И. Мухиной для павильона СССР на Всемирной выставке в 1937 в Париже (архитектор Б. М. Иофан). 24 метровые фигуры (нержавеющая сталь) изображают рабочего и колхозницу, вздымающих серп и молот. Ныне группа… … Энциклопедический словарь
"Рабочий и колхозница". Сложная судьба эталона соцреализма - Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935 1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937… … Энциклопедия ньюсмейкеров
РАБОЧИЙ - Человек, занятый физическим трудом в сфере материального производства. Слово рабочий в его современном значении появилось во второй половине ХIХ в. Работающих на промыслах и на промышленных предприятиях в России ХVII первой половины ХIХ вв.… … Лингвострановедческий словарь
колхозница - , ы, ж. Женcк, к колхозник. ◘ В сельском хозяйстве исключительно большую роль играют женщины наши славные колхозницы, работницы МТС и совхозов (Хрущев). БАС, т. 5, 1201.Уменьшенное повторение скульптурной композиции “Рабочий и колхозница”… … Толковый словарь языка Совдепии
- «Рабочий и колхозница» на пластинке с песней, 1937. Широка страна моя родная («Песня о Родине»; 1936) известная патриотическая советс … Википедия
- «Рабочий и колхозница» на пластинке с песней, 1937. Широка страна моя родная («Песня о Родине»; 1936) известная патриотическая советская песня, написанная Василием Лебедевым Кумачом и Исааком Дунаевским для фильма «Цирк». Широка страна моя родная … Википедия
Книги
- Намедни. Наша эра. 1931-1940 , Парфенов Леонид Геннадьевич. Восьмой по счету, этот том книжного проекта `Намедни. Наша эра` - про 1930-е. Среди событий-людей-явлений: Большой террор и Битва за Британию, Ворошиловский стрелок и `Веселые ребята`, Гитлер…
- "Рабочий и колхозница" , Н. В. Воронов. "Рабочий и колхозница" - известная скульптурная группа была создана для советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 г. и вновь изготовлена в 1939 г. и установлена на…
1 июля исполнилось 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной, самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница». Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.
Проект советского павильона архитектора Б. Иофана
В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это - павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника - крылатая победа».
Советский павильон на выставке в Париже, 1937
Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли - пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота - тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.
Слева - Тираноборцы. V в. до н. э. Справа - скульптура Веры Мухиной *Рабочий и колхозница*
Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», - говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.
Проекты скульптуры В. Андреева и М. Манизера
Гипсовая модель Б. Иофана и проект скульптуры В. Мухиной
В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.
Вера Мухина в мастерской, 1940-е гг.
Слева - сборка статуи на опытном заводе. Справа - собранная скульптура
Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.
Процесс сборки статуи
Ромен Роллан писал: «На Международной выставке, на берегах Сены два молодых советских гиганта возносят серп и молот, и мы слышим, как из их груди льется героический гимн, который зовет народы к свободе, к единству и приведет их к победе».
Рабочая модель скульптуры