История создания, система образов, приемы характеристики героев в пьесе А. Н. Островского «Гроза» «Самое решительное произведение Островского» - презентация. Алгоритм написания сочинения Мир русской драматургии гроза система художественных образов

I. Средства раскрытия характеров определяются лите­ратурным методом и жанром произведения.

II. Основные средства раскрытия характеров.

1. Портреты и характеристики персонажей:

Изобразительный портрет (детали);

Самохарактеристика;

2. Обстановка, интерьер.

3. Поступки.

4. Речь: индивидуальные признаки.

6. Пейзаж.

7. Сопоставление и противопоставление персона­жей:

Двойники и антагонисты.

8. Внесценические персонажи, ремарки (в драме).

9. Приемы: контраст, гротеск, ирония, подтекст и т. д.

10. Средства художественной образности: сравнения, гиперболы, метафоры, эпитеты и т. д.

Система образов в драме А.Н.Островского "Гроза".

Развернутый план сочинения

I. Система образов драмы "Гроза" построена на про­тивопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабани­хи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

II. Система образов драмы "Гроза".

1. Образы хозяев жизни:

Купцы Дикой и Кабаниха:

а) носители идей старого уклада (домострой);

б) жестокость, самодурство и ханжество по отно­шению к другим;

в) идея близкой гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров:

Тихон и Борис (образы-двойники):

а) безволие, слабость характера;

б) отказ от открытого протеста;

в) любовь к Катерине не придает сил и решимости;

г) Борис образованнее Тихона;

д) после смерти Катерины Тихон решается на про­тест, Борис – нет.

3. Протестующие персонажи:

Варвара и Кудряш:

а) внешнее смирение, ложь и маскировка;

б) противостояние силе силой (Кудряш);

в) бегство как средство спасения от тирании.

Кулигин:

а) противопоставляет самодурству силу просвеще­ния;

б) понимает разумом суть "темного царства";

в) пытается влиять силой убеждения;

4. Катерина:

а) самый решительный протест против власти са­модуров ("протест, доведенный до конца");

б) отличие характера, воспитания, поведения от других персонажей (см. план "Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза").

5. Второстепенные образы:

Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины:

а) дополняют картину "темного царства".

III. Образная система драмы "Гроза" задает новые па­раметры купеческой тематике в пьесах Островского. "Это самое решительное произведение Островского " (Н.А.Добролюбов).

Система образов в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети".

Развернутый план сочинения

I. В основе образной системы романа – антагонизм со­циальных групп: дворян-либералов и разночинцев- демократов (материалистов).

Образ Евгения Базарова как образ зарождающейся новой силы в русском обществе.

II. Образная система романа.

1. Евгений Базаров:

Главный герой романа, центр образной системы;

Новый социальный тип;

Сильный характер, природный ум, трудолюбие;

Основные идейные постулаты нигилизма Базарова:

б) примат практики над умозрительностью, экспе­римента над теорией;

в) отрицание искусства, эстетического значения природы;

г) критерий полезности каждого вида деятель­ности;

д) сведение понятия любви к физиологическому процессу;

е) люди - биологические индивидуумы, одинако­вые, как и деревья в лесу.

2. Идейные противники Базарова:

1) Павел Петрович Кирсанов - главный антаго­нист:

Узость позиции;

Слабость аргументации;

Основные суждения - как такая же крайность, что и позиция Базарова;

2) Николай Петрович Кирсанов:

Стремление понять молодое поколение;

Искреннее желание внести коррективы в органи­зацию жизни;

Возвышенная натура: любовь к искусству, при­роде,

Красоте чувств;

Опровергает теорию Базарова скорее интуитив­но.

3. Мнимые союзники Базарова:

1) Аркадий Кирсанов:

Представитель молодого поколения;

Случайный попутчик Базарова, так как увлечен нигилизмом только как новомодной идеей;

Подчеркивает идею одиночества главного героя;

2) Ситников и Кукшина:

Образы-пародии на нигилистов;

Стремятся приобрести собственную значимость через приобщение к новым веяниям;

4. Женские образы:

1) Анна Сергеевна Одинцова:

Аристократка;

Необычный для Тургенева женский образ;

Красота и сила характера;

Стремление к покою;

Олицетворяет поражение Базарова в испытании любовью;

2) Катя, сестра Одинцовой:

Отражение характера сестры;

Избавляет Аркадия Кирсанова от идей База­рова;

3) Фенечка:

Образ трогательной женщины из народа;

Оттеняет отношения старших Кирсановых;

Служит формальной причиной дуэли Базарова и Павла Петровича.

5. Родители Базарова:

Отражение противоречий между старым и моло­дым поколением;

В отношении к родителям проявляется различие Базарова-теоретика и Базарова-человека.

6. Второстепенные образы:

1) Дуняша и Петр:

Слуги в имении Кирсановых;

Подчеркивают демократизм Базарова, принимая его не за барина;

Отражают разнообразные народные характеры;

2) образы мужиков, с которыми беседует Базаров:

Отражают демократизм героя;

Опровержение наивной веры героя в то, что он зна­ет народ.

III. Мастерство Тургенева позволяет показать новую для России силу, которая выходит на социальную арену после реформы 1861 года.

Система образов поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Развернутый план сочинения

I. Особенность образной системы поэмы Некрасова - полифония, отсутствие одного главного героя.

II. Собирательный образ народа в поэме.

1. Образы семи мужиков:

Все из деревень с "говорящими" названиями;

Выполняют композиционную роль (связывают ча­сти повествования);

Воплощают черты русского народа:

а) правдоискательство;

б) интерес к жизни и ее глобальным проблемам, решимость бросить все ради поиска истины.

2. Образы народных защитников:

Ермил Гирин - человек, руководствующийся нрав­ственными законами;

Савелий - богатырь святорусский - олицетворяет силу, долготерпение, решительность русского на­рода: "Клейменый, да не раб";

Яким Нагой - обличитель существующих поряд­ков: "А как работа кончена, глядишь, стоят три дольщика: Бог, царь и господин";

Староста Влас - мудрый человек, живущий по зако­нам, предостерегающий крестьян от "игр" с барами.

3. Образы крестьян, изуродованных крепостным правом:

Старообрядка - воплощение невежества (предска­зывает конец света оттого, что женщины стали но­сить красные кофты);

Дворовый - хвастается господской болезнью - по­дагрой;

Крестьяне помещика Утятина - воплощение рабского сознания (соглашаются играть комедию и притво­ряться крепостными, сами себя загоняя в неволю);

Яков Верный - примерный холоп - предпочитает выразить протест против барина самоубийством.

4. Собирательный образ русской женщины - крес­тьянка Матрена Тимофеевна Корчагина:

а) трагичность участи русской женщины (надру­гательства родни мужа, участь солдатки, по­жары и неурожаи, гибель детей, несправедли­вые обвинения);

б) красота и сила характера;

в) способность перенести все невзгоды и сохра­нить себя.

5. Образы угнетателей:

Поп - вспоминает о хорошей жизни от щедрот помещика;

Оболт-Оболдуев - помещик, закон которого - сила: "Кулак - моя полиция!",

Утятин и его наследники - помещики, на примере которых показано вырождение дворянства, разо­рение дворянских гнезд.

6. Образы демократической интеллигенции:

Павлуша Веретенников - собирает фольклор, пы­тается понять и запечатлеть народный образ;

Гриша Добросклонов:

а) народный заступник нового типа, посвящает свою жизнь служению народу: "Ему судьба го­товила путь славный, имя доброе народного за­ступника, чахотку и Сибирь ";

б) является единственным по-настоящему счастли­вым персонажем поэмы: "Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они могли, что творилось с Гришею ".

7. Символические образы:

Разбойник Кудеяр и помещик Глуховский:

а)проводится идея, что только кровь может смыть преступления, совершаемые помещиками в отношении народа; б) отражение этики народников и последующих поколений русских революционеров.

III. Именно система образов поэмы создает ее художе­ственное своеобразие, позволяет судить о настрое­нии русской интеллигенции и крестьянства в поре­форменный период.

Средства раскрытия характеров в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Развернутый план сочинения

II. Средства создания характера героев в драме "Гроза".

1. Монологи, позволяющие узнать о прошлом героя: "Жила, точно птичка на воле", "работать не при­нуждала ", "До смерти я любила в церковь ходить ";

2. Самохарактеристика героев: "Такая я уж зароди­лась горячая!", "А уж коли очень мне здесь опосты­нет, так не удержать меня никакой силой", "Обманывать-то я не умею"",

3. Характеристика персонажа другими: "Ханжа, су­дарь, нищих оделяет, а домашних заела совсем " (Кулигин о Кабанихе), "А и честь-то невелика, по­тому что воюешь ты всю жизнь с бабами ", "А за­чем ты себя нарочно в сердце приводишь?" (Каба­ниха о Диком);

4. Речевая характеристика:

Поэтический язык Катерины (монолог "Отчего лю­ди не летают, как птицы?")",

Сочетание елейности и бранных слов в речи Кабани­хи: "Ох, грех тяжкий!", "Что ты выскочила в глазах юлить-то!", "Экая важная птица!", "Да рехнулся ты, что ли?", "Дурак! Что с дураком говорить!"",

Городская речь Бориса: "Воспитывали нас родите­ли в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Ме­ня отдали в Коммерческую Академию, а сестру в пансион "...;

Научные слова, цитаты в речи Кулигина: "И в руби­ще почтенна добродетель!", "громовые отводы", "электричество ";

Повтор обращения "маменька" в речи Тихона.

5. Ремарки.

6. Метафоры, символы (образ грозы).

7. Второстепенные и внесценические персонажи (см. "Система образов").

III. Несмотря на скудность образных средств, предлага­емых драматическими жанрами, Островскому удается создать яркие и объемные характеры персонажей пьесы.

Средства раскрытия характеров в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

Тезисно-цитатный план сочинения

I. Ф.М.Достоевский - мастер психологической прозы. Все средства раскрытия характера подчинены задаче показать душевное состояние героя.

II. Средства создания образов.

1. Портрет:

Раскольников: "Кстати, он был замечательно хо­рош собою, с прекрасными темными глазами, тем­но-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.... Он был до того худо одет, что иной, даже привыч­ный человек посовестился бы днем выходить в та­ких лохмотьях на улицу ";

Сонечка Мармеладова: "Ее даже нельзя было на­звать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда оживлялись они, выражение ли­ца ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. ...Несмотря на свои во­семнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком ".

Лужин: "Это был господин немолодых уже лет, чо­порный, осанистый, с острожною и брезгливою физиономией... Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он..."

2. Обстановка в городе подчеркивает душевное со­стояние главного героя:

- "На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь... - все это разом потрясло и без того уже расстроенные нервы юноши ";

- " ...почему именно во всех больших городах чело­век... как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость ";

- "Было душно, так что было даже нестерпимо си­деть, и все до того было пропитано винным запа­хом, что, кажется, от одного этого воздуха мож­но было в пять минут сделаться пьяным ".

3. Интерьер: квартира Раскольникова и других ге­роев - это следствие несправедливости жизни, так жить нельзя человеку:

Квартира Раскольникова: "Это была крошечная клетушка, имевшая жалкий вид со своими желты­ми, пыльными и повсюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко...";

Квартира Мармеладова: "Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней... Выходило, что Марме­ладов помещался в особой комнате... но его была проходная. Дверь в дальнейшие помещения, или клетки... была приотворена".

4. Деталь приобретает символический смысл: жел­тый цвет обоев в комнатах Раскольникова, Со­нечки, в квартире Алены Ивановны (ассоциация: "желтый дом" - сумасшедший дом).

5. Характеристика героя другими персонажами:

Разумихин о Раскольникове: "...угрюм, мрачен, надменен и горд... мнителен и ипохондрик... Велико­душен и добр... просто бесчувствен до бесчелове­чия.. . точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются ".

6. Сны как отражение души героя и его состояния: первый сон - нежность и ранимость Раскольнико­ва, обостренное чувство несправедливости; по­следний сон Раскольникова - фантастическое во­площение его теории - отражение борьбы человека и теории.

7. Персонажи-двойники: Лужин, Свидригайлов (см. "Система образов" с. 162).

8. Персонажи-антагонисты: Разумихин, Дунечка, Порфирий Петрович, Соня Мармеладова (см. "Система образов").

9. Обостренное внимание к глаголам, передающим психическое состояние героя перед убийством:

"бросил скамейку и пошел, почти побежал, хотел было поворотить назад, но домой идти ему вдруг стало ужасно противно... и он пошел куда глаза глядят... начал всматриваться во все встречаю­щиеся предметы... поминутно впадал в задумчи­вость... вздрагивая, поднимал голову и оглядывался кругом... тотчас забывал, о чем сейчас думал и да­же где проходил ".

10. Речь: "внутренний монолог Раскольникова являет­ся великолепным образцом микродиалога; все слова в нем двуголосые, в каждом из них происходит спор голосов" (М.М.Бахтин).

11. Символика цифр: три дня после убийства Рас­кольников в бреду, три дня встречается с Порфирием Петровичем, Раскольников осужден на де­вять лет каторги, выздоровление его происходит через два года, осталось семь лет, которые кажут­ся семью днями (семь дней божественного творе­ния).

III. Ф.М.Достоевский достигает удивительной досто­верности в описании психологии души человека, раздирающих ее противоречий, постоянного стрем­ления к гармонии.

I. Дата написания.

II. Реально-биографический и фактический комментарий.

III. Жанровое содержание.

IV. Идейное содержимое.

1. Ведущая тема.

2. Основная мысль.

3. Эмоциональная окраска чувств.

4. Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.

V. Структура стихотворения.

1. Основные образы стихотворения.

2. Основные изобретательные средства: эпитет, метафора, аллегория, сравнения, гипербола, литота, ирония (как троп), сарказм, олицетворения.

3. Речевые особенности в плане интонационно-синтаксических фигур: повтор, антитеза, инверсия, анафора и др.

4. Стихотворный размер.

5. Рифма (мужская, женская, точная, неточная); способы рифмовки (парная, перекрёстная, кольцевая).

6. Звукопись (аллитерация, ассонанс).

7. Строфика (двустишие, трёхстишие, пятистишие, катрен, октава, сонет, Онегинская строфа).

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата написания и публикации.

2. Место, занимаемое в творчестве поэта. Художественный метод.

3. Творческая история. (Выбор жанра. Поэтическая традиция. Цензура.)

4. Основная тема.

5. Смысл названия.

6. Лирический сюжет и его движение.

7. Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

8. Основные настроения, тональность стихотворения.

9. Ведущие лейтмотивы. Опорные слова, их передающие.

10. Лирический герой, его своеобразие и способы его самораскрытия,

11. Лирические персонажи. Их переживания. Их судьбы.

12. Столкновение или соединение различных уровней сознания.

14. Музыка стихотворения.

15. Ритм, размер.

16. Рифмовка, характер рифм.

17. Лексика. Языковые выразительные средства.

18. Поэтический синтаксис.

19. Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

20. Идея стихотворения, выявленная в итоге анализа.

21. Отзывы критиков о стихотворении.

22. Звучание стихотворения в наши дни.

План разбора лирического стихотворения.

1. История создания лирического произведения.

2. Особенности жанра данного лирического произведения

3. Выявление идейно-тематического своеобразия (проблема­тики) лирического произведения, ее воплощение в художествен­ной ткани произведения.

4. Особенности композиции лирического произведения

5. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта (связь автора и лирического героя, нали­чие лирического сюжета, в основе которого изображение чувст­ва, настроения, движения души).

6. Анализ художественно-выразительных средств, исполь­зуемых в стихотворении; их роль в раскрытии замысла поэта.

7. Анализ лексических средств, используемых в стихотворе­нии; их идейно-художественное значение.

8. Анализ синтаксических фигур, используемых в лириче­ском произведении; их идейно-художественная роль.

9. Анализ риторической фонетики, используемой в стихотво­рении, ее роль.

10. Определение стихотворного размера. Как использование данного стихотворного размера раскрывает поэтический замысел автора.

11. Место и роль данного лирического произведения в кон­тексте творчества поэта, в литературном процессе в целом.

Анализ стихотворения

Пьеса была создана накануне отмены крепостного права. Действие происходит в небольшом купеческом приволжском городе Калинове. Жизнь протекает там медленно, сонно, скучно. Главная героиня пьесы, Катерина, резко отличается от других действующих лиц этого сонного царства. «Идеальность» Катерины - не идеальность наивной души. Она уже приобрела опыт, принуждая себя жить с нелюбимым мужем, Тихоном, покоряясь злобной свекрови, Кабанихе, привыкает к брани Дикого, попрекам, высоким глухим заборам, запертым воротам. Но в ней осталась тяга к красоте, к тому, что еще сохранила детские впечатления.

Неожиданное желание полететь, как птица, воспоминание о столбе света в церкви, где будто облака ходят и поют ангелы, и воспоминания о юности - все это говорит о романтичности и одаренности Катерины, которая не находит отклика в скучной жизни с Тихоном, где над всеми страх, где всем людям - «гроза». Гроза в пьесе - понятие многозначное. Это и атмосферное явление, и душевный переворот, и страх, страх наказания, греха, людского суда. Грешная любовь Катерины к Борису, честному, доброму, порядочному, но слабовольному человеку, - путь к ее гибели, потому что в самодурных условиях жизни свободное чувство обречено на смерть.

Одаренная, цельная, очень впечатлительная Катерина не могла, как Варвара с Кудряшом, жить потаенной, воровской любовью, и поэтому она кается в своем «грехе». Она не побоялась людского суда, и это говорит о силе духа героини, а не только о слабости его. Катерину сражает не удар молнии.

Она сама бросается в омут, сама решает свою судьбу, сама ищет освобождения от такой жизни. Для того, чтобы принять это решение, нужно мужество. Именно поэтому оставшийся «жить: да мучиться» Тихон завидует мертвой жене своей. Тихон впервые осмелился пойти против воли своей матери, он обвиняет ее в смерти жены. Это очень непрочная победа над страхом авторитета, но это уже начало той силы, которая разрушит царство покорности и слепого подчинения и безволия.

Стихийный вызов Катерины, внутренняя самостоятельность и независимость героини были расценены русским критиком Н. А. Добролюбовым как знак глубокого протеста, назревающего в стране, свидетельствующего о близком конце патриархального уклада России.

ГРОТЕСК - изображение людей и явлений в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде. «Сидят людей половины» из стихотворения В. Маяковского «Прозаседавшиеся».

главную мысль/ данного произведения; проблемы, затронутые в нем; пафос, с которым произведение написано; 2. Показать взаимосвязь сюжета и композиции; 3. Рассмотреть субъектную организацию произведения /художественный образ человека, приемы создания персонажа, ...История создания драмы Островского «Гроза» Драму Островского «Гроза» И. С. Тургенев охарактеризовал как «удивительнейшее, великолепнейшее произведение русского могучего: таланта». Действительно, и художественные достоинства «Грозы», и её идейное содержание дают право считать эту драму самым замечательным произведением Островского. «Гроза» была написана...Луч света в темном царстве в пьесах Островского Добролюбов отмечал, что в них звучит протест против самых основ существующего строя - деспотизма, лжи, угнетения человека. Наибольшей силы этот протест достиг в драме «Гроза». «Гроза», - писал Добролюбов в статье «Луч света в темном...Система счисления Система счисления - это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков цифр. Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. В непозиционных системах вес цифры т. е. тот вклад, который она вносит в значение числа не...

(352 слова) В пьесе «Гроза» автор рассказывает о жизни купечества и мещанства. Город Калинов – собирательный образ «тёмного царства», в котором живут невежественные люди, погрязшие в рутине. Они хотят сохранить патриархальный мир любой ценой, заботятся только о своих интересах и во всём ищут выгоду. Те, кто пытается изменить существующий порядок, оказываются слишком слабыми и в итоге смиряются с действительностью.

Ключевой образ произведения – гроза. Это не только природное явление, но и символ конфликта поколений. Кабаниха и Дикой – представители «старого» мира. Они чтят законы Домостроя, соблюдают обряды, любят порядок, при котором жизнь, воля и разум окружающих находятся в их руках. Марфа Игнатьевна торжествует, узнав, что её невестка ушла из жизни: теперь порядок будет восстановлен! «Старый» мир жаждет власти, но власть его непрочна. Дом Кабановых держится на лжи: «Лишь бы всё шито да крыто было». Автор говорит не об одном абстрактном городе, а о России в целом: как много в стране таких семей!

Образ Катерины – светлый и чистый. Молодая женщина сильна духом, богобоязненна, искренна. Катерина не может лгать и потому выбирает путь самопожертвования. Не случайно её назвали «лучом света в тёмном царстве». Образ героини символизирует твёрдость характера, нравственные ценности, высокие устремления. Также среди героев выделяется Кулигин, чьи помыслы тоже чисты, чей рассудок независим от условностей. Благодаря таким людям, которых со временем станет больше, противоестественные устои уйдут в прошлое.

Тихон Кабанов – жертва патриархального мира. Он не может разрешить внутренний конфликт: обидеть жену или ослушаться матери? Только перед лицом трагедии Тихон проявляет искренние чувства. Это происходит слишком поздно. Кабанов олицетворяет покорность, смирение, трусость, но до определённого момента: человек терпит до последнего и затем говорит всё, что думает. Варвара, Кудряш и Борис тоже терпят, но исподволь подтачивают основы тирании, нарушая запреты. В финале и сестра Тихона бежит с женихом, сбросив с себя оковы лжи. Однако возлюбленный Катерины так и остается ни с чем.

Итак, автор изобразил в пьесе несколько типов людей: ограниченных купцов и мещан; тех, кто приходится «не ко двору» в патриархальном городе, и «чудаков». Несмотря на то, что произведение относится к жанру критического реализма, нельзя сказать, что образ каждого героя трактуется однозначно. Финал «Грозы» остаётся открытым: читатель сам делает вывод о том, что было дальше с большинством из них.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Система образов «Хозяева жизни» Дикой: «Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю» . «Жертвы» Кулигин: «Лучше уж стерпеть» . Варвара: «И я не обманщицей Кабаниха: «Давно вижу, что вам была, да выучилась» . «А поволи хочется» . «Вот куда волямоему, делай, что хочешь, товедет» . только бы шито да крыто было» . Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится» . Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» . Борис: «Не по своей воле еду: дядя посылает» .

«Зеркальные образы» в литературе. В ходе конфликта герои (персонажи) могут воспринимать и оценивать одни и те же обстоятельства по-разному, так, что их восприятия и оценки часто приобретают зеркальный, т. е. диаметрально противоположный характер.

Особенности раскрытия характеров героев. Речевая характеристика. Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами. Кулигин - речь образованного человека с «научными» словами и поэтическими фразами. Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Город Калинов Жизнь в городе «Жестокие нравы» ; «грубость да бедность нагольная» ; «честным трудом никогда не заработать больше насущного хлеба» ; «старается бедного закабалить» ; «на труды даровые еще больше денег наживать» ; «не доплачу копейку» ; «торговлю подрывают из зависти» ; «враждуют» и т. п. Жизнь в семье «Бульвар делали, а не гуляют» ; «ворота заперты и собаки спущены» ; «чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят» ; «слезы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые» ; «за этими замками разврату темного да пьянства»

Город Калинов противоречив: Чудесное место, где располагается город: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Ужасная жизнь в этом городе Красота в том, что не зависит от хозяев города, они не могут подчинить себе природу.

Жизнь в городе Калинове Волжский пейзаж Монолог Феклуши Монолог Кулигина Тихон Борис Катерина Варвара Вывод: Основные приемы изображения событий и героев – контраст и сопоставление

«Хозяева» «темного царства» Дикой Кабаниха О нем: О ней: «ругатель» ; «как с цепи сорвался» «все под видом благочестия» ; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем» ; «бранится» ; «точит, как ржа железо» Он сам: «дармоед» ; «проклятый» ; «провались ты» ; «глупый человек» ; «поди ты прочь» ; «что я тебе - ровный что ли» ; «с рылом-то и лезет разговаривать» ; «разбойник» ; «аспид» ; «дурак» и др. Она сама: «вижу, что вам воли хочется» ; «тебя не станет бояться, меня и подавно» ; «хочешь своей волей жить» ; «дурак» ; «приказывай жене» ; «должен исполнять, что мать говорит» ; «кудаволя-то ведет» и др. Вывод: Дикой - ругатель, грубиян, чувствует свою власть над людьми, самодур Вывод: Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом

Общий вывод: Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить своей волей. «Темное царство» «ломает» людей, заставляет их терпеть и молчать.

Домашнее задание: 1. Образ Катерины Вопросы для размышления: 1. Почему мы не можем назвать ее ни «жертвой» , ни «хозяйкой» ? 2. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? 3. Откуда появились в героине эти черты? 4. Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа? 2. Конспект статьи Н. Добролюбова «Луч света в темном царстве» (1860)

Катерину нельзя назвать ни «жертвой» , ни «хозяйкой» . Ответ – в чертах ее характера проявляются в первых же репликах: Неспособность лицемерить, лгать, прямота. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит Катерина не умеет в людях чувства приспосабливаться собственного достоинства, и покоряться. непокорности

Жизнь Катерины В детстве В семье Кабановых «Точно птичка на воле» , «маменька души не чаяла» , «работать не принуждала» . Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду «Я у вас завяла совсем» , «да здесь все как будто из-под неволи» . Атмосфера дома - страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядокто в доме будет? » Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой) Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие Для Катерины главное - жить согласно своей душе Для Кабанихи главное - подчинить, не дать жить по-своему

Особенности конфликта. Суть «протеста» Катерины Конфликты: внешний и внутренний Любовь - это и есть стремление жить по законам своей души. Любовь к Борису Обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой Свободный выбор, диктуемый сердцем Отказ от любви Подчинение миру Кабанихи Любовь-выбор обрекает Катерину на мучения

Сцена с ключом – кульминация. В этом эпизоде, а также в сценах свидания и прощания с Борисом показана решительность героини. Она нигде не изменяет себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь - всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Самоубийство героини – требование ее свободной натуры.

Смерть Катерины - это протест, бунт, призыв к действию? . . Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Трактовка образа Катерины Н. А. Добролюбов Д. И. Писарев 1. Характер Катерины составляет шаг вперед… во всей нашей литературе 1. Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление 2. Решительный, цельный русский характер 2. Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве» … 3. Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный 3. Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями? 4. У Катерины все делается по влечению натуры 4. Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве 5. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… 5. Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума… 6. Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера. 6. Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством. 7. Нам отрадно видеть избавление Катерины. 7. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением

Писарев открыто и явно полемизирует с Добролюбовым. В своей статье он заявляет: «Добролюбов ошибся в оценке женского характера» . Писарев подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций. Исходя из собственного понимания конкретных проблем новой поры, наступившей после крушения революционной ситуации, полагает, что главный признак по-настоящему светлого явления – сильный и развитый ум. А поскольку ума у Катерины нет, то она – не луч света, а всего лишь «привлекательная иллюзия» .

Трактовка образа Катерины А. Григорьевым А. Григорьев попытался увидеть в «Грозе» прежде всего произведение искусства. В своей статье он указал, что достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь: «Имя этого писателя – не сатирик, а народный поэт» . Там, где Добролюбов искал обличения, поэт Григорьев старался найти восхищение. Григорьев замечал в «Грозе» лишь красоту русской природы и прелесть провинциального быта, будто забывая о трагизме изображенных в пьесе событий. Писатель считал ошибкой мнение некоторых «теоретиков» «подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни» . Такие «теоретики» , считал он, мало уважают жизнь и ее безграничные тайны.

Жанровое своеобразие. «Гроза» - драма или трагедия? Споры вокруг «Грозы» определяются также природой жанра. Ряд исследователей рассматривают «Грозу» как трагедию. Главный вопрос - соответствует ли «Гроза» такому определению?

Определение трагедии: «…особо напряженный, непримиримый конфликт, оканчивающийся чаще всего гибелью героя. Герой оказывается перед превосходящим его силы препятствием» («Литературоведческий словарь» под ред. Л. И. Тимофеева) «Только человек высшей природы может быть героем или жертвою трагедий» (В. Белинский). «Она нуждается в благородных характерах» (Аристотель) «Конфликт, исключительный по своей значимости, отражающий в наиболее заостренной форме ведущие, прогрессивные тенденции общественно-исторического развития» («Литературоведческий словарь»)

Вывод: Сильный, протестующий характер Катерины, оканчивающаяся гибелью непримиримая борьба поднимают «Грозу» до уровня народной трагедии. Но сам Островский называет ее драмой, так как героиня пьесы из патриархальной мещанской среды и большое внимание уделено бытовой стороне жизни.

Темы сочинений (срок до 17 декабря) 1. Символический смысл названия пьесы «Гроза» 2. Тема вины и возмездия в драме А. Н. Островского «Гроза» 3. Образ «жестокого мира» в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе «Гроза») 4. Слабые и сильные характеры в драме А. Н. Островского «Гроза» 5. Проблема взаимоотношений между миром и личностью в драме А. Н. Островского «Гроза»

Создать трагедию - значит возвысить столкновение, изображенное в пьесе, до борьбы больших общественных сил. Персонажем трагедии должна быть крупная личность, свободная в свих действиях и поступках

Персонаж в трагедии воплощает большой общественный принцип, принцип целого мира. Поэтому трагедия и чуждается конкретных форм быта, она поднимает своих героев до олицетворения великих исторических сил.

Герои "Грозы", в отличие от героев старых трагедий, купцы и мещане. Из этого возникают многие особенности, своеобразие пьесы Островского.

Кроме участников семейной драмы, случившейся в доме Кабановых, в пьесе есть и персонажи, никак не связанные с ней, действующие вне семейной сферы. Это и обыватели, гуляющие в общественном саду, и Шапкин, и Феклуша, а в известном смысле даже Кулигин и Дикой.

Можно представить, что система образов драмы "Гроза" построена на противопоставлении хозяев жизни, самодуров, Кабанихи и Дикого, и Катерины Кабановой как фигуры протеста против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни.

1. Образы хозяев жизни -- Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада (Домостроя), жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам, ощущение гибели старого уклада.

2. Образы смирившихся под властью самодуров -- Тихон и Борис (образы-двойники): безволие, слабость характера, любовь к Катерине, которая не придает героям силу, героиня сильнее тех, кто любит ее и кого она любит, отличие Бориса от Тихона во внешней образованности, отличие в выражении протеста: смерть Катерины приводит к протесту Тихона; Борис же безвольно подчиняется обстоятельства, практически бросает любимую женщину в трагической для нее ситуации.

3. Образы героев, выражающих протест против "темного царства" самодуров:

Варвара и Кудряш: внешнее смирение, ложь, противостояние силе силой -- Кудряш, бегство из-под власти самодуров, когда взаимное существование становится невозможным)

Кулигин - противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть "темного царства", пытается влиять на него силой убеждения, практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен

4. Образ Катерины - как самый решительный протест против власти самодуров, "протест, доведенный до конца": отличие характера, воспитания, поведения Катерины от характера, воспитания, поведения других персонажей

5. Второстепенные образы, подчеркивающие сущность "темного царства": Феклуша, барыня, горожане, ставшие свидетелями признания Катерины. Образ Грозы

Образы хозяев жизни

Дикой Савел Прокофьич - богатый купец, один из самых уважаемых людей города Калинова.

Дикой - типичный самодур. Он чувствует свою власть над людьми и полную безнаказанность, а потому творит, что захочет. "Нет над тобой старших, вот ты и куражишься", -- объясняет Кабаниха поведение Дикого.

Его жена каждое утро со слезами умоляет окружающих: "Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!" Но Дикого трудно не рассердить. Он и сам не знает, в какое расположение духа может прийти в следующую минуту.

Этот "жестокий ругатель" и "пронзительный мужик" не стесняется в выражениях. Его речь наполнена словами типа "дармоед", "езуит", "аспид"

Пьеса, как известно, начинается с разговора о Диком, который "как с цепи сорвался", не может жить без ругани. Но тут же из слов Кудряша становится ясно, что не так уж страшен Дикой: мало парней "на мою стать, а то бы мы его озорничать - то отучили… Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался". Кудряш уверенно говорит: "я его и не боюсь, а пущай же он меня боится"; "нет, уж я перед ним рабствовать не стану".

Дикой хочет с первого раза оборвать всякую попытку требовать от него отчета. Ему кажется, что если он признает над собою законы здравого смысла, общего всем людям, то его важность сильно пострадает от этого. Отсюда и развивается в нем вечное недовольство и раздражительность. Он сам объясняет свое положение, когда говорит о том, как ему тяжело деньги выдавать. "Что ты мне прикажешь делать, когда у меня сердце такое! Ведь я уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить -- обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому, только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека". Даже в сознании самого Дикого пробуждается некоторое размышление: он сознает, как он нелеп, и сваливает вину на то, что "сердце у него такое!"

Дикой только хочет больше, как можно больше прав для себя; когда же нужно признать их и за другими, он считает это посягательством на его личное достоинство, и сердится, и старается всячески оттянуть дело и воспрепятствовать ему. Даже когда он и знает, что уж непременно надо уступить, и уступит потом, а все-таки прежде постарается напакостить. "Я отдать - отдам, а обругаю!" И надо полагать, что чем значительнее выдача денег и чем настоятельнее необходимость её, тем сильнее ругается Дикой… Ясно что его никакие разумные убеждения не остановят до тех пор, пока с ними не соединится осязательная до него внешняя сила: Кулигина он ругает; а когда его самого однажды на перевозе гусар обругал, так он с гусаром не посмел связаться, а опять-таки выместил свою обиду дома: две недели прятались от него по чердакам и чуланам…

Такие отношения показывают, что положение Дикого и всех подобных ему самодуров далеко уж не так спокойно и твердо, как было некогда, во времена патриархальных нравов.

Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) -- "богатая купчиха, вдова", свекровь Катерины, мать Тихона и Варвары.

Семья Кабановых соблюдает традиционный порядок жизни. Во главе семьи представительница старшего поколения. Кабаниха живет "как принято", как жили отцы и дети в старину. Патриархальная жизнь типична своей неподвижностью. Устами Кабанихи говорит весь многовековой домостроевский уклад.

У Кабановой твердая убежденность в том, что она обязана, в этом её долг - наставлять молодых для их же блага. Это по-домостроевски, так веками было, так жили отцы и деды. Она говорит сыну и снохе: "Ведь от любви родители и строги _ то к вам бывают, от любви вас и бранят _ то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится". "Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать - то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет. Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете".

Кабанова очень серьёзно огорчатся будущностью старых порядков, с которыми она век изжила. Она предвидит конец их, старается поддержать их значение, но уже чувствует, что нет к ним прежнего почтения, что их сохраняют уже неохотно, только поневоле, и что при первой же возможности их бросят. Она уже и сама как-то потеряла часть своего рыцарского жара; уже не с прежней энергией заботится она о соблюдении старых обычаев, во многих случаях она уж махнула рукой, поникла перед невозможностью остановить поток и только с отчаянием смотрит, как он затопляет мало-помалу пестрые цветники её прихотливых суеверий. Кабанова только тем и утешается, что ещё как-нибудь, с её помощью, простоят старые порядки до её смерти; а там - пусть будет что угодно - она уже не увидит.

Провожая сына в дорогу, она замечает, что все делается не так, как нужно по её: сын ей в ноги не кланяется - надо этого именно потребовать от него, а сам не догадался; и жене своей он не "приказывает", как жить без него, да и не умеет приказывать, и при прощание не требует от неё земного поклона; и невестка, проводивши мужа, не воет и не лежит на крыльце, чтобы показать свою любовь. По возможности Кабанова старается водворить порядок, но уже чувствует, что невозможно вести дело совершенно по старине. Зато проводы сына внушают ей такие грустные размышления: : "Молодость _ то что значит! Смешно смотреть _ то даже на них! Кабы не свои, насмеялась бы досыта: ничего _ то не знают, никакого порядка. Проститься - то путем не умеют. Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом _ то и держится, пока живы. А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят; а выйдут на волю - то, так и путаются на покор да смех добрым людям. Конечно, кто и пожалеет, а больше все смеются. Да не смеяться _ то нельзя: гостей позовут, посадить не умеют, да еще, гляди, позабудут кого из родных. Смех, да и только! Так - то вот старина _ то и выводится. В другой дом и взойти _ то не хочется. А и взойдешь _ то, так плюнешь, да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего".

Кабанихе нужно, чтобы всегда нерушимо сохранялись именно те порядки, которые она признает хорошими.