Изразцы старинные 220 х 400. RealProJoe – вся правда об истории развития человека. Румпа, что это такое и зачем она нужна

–пожалуй, самая крупная российская компания, которая специализируется на естественно состарившихся стройматериалах. Начинала с поставок исторического кирпича для интерьерных проектов. Уникальный материал XVIII-XIX веков спасают из разрушенных старинных домов, усадеб и мануфактур, которые гибнут от времени и активно разрушаются властями.

Для тех, кто не собираетесь строить , но хотел бы имитировать старинную кирпичную кладку, предлагают отделочную плитку. В этом случае исторический кирпич нарезают пластинами. Как раз такой плиткой выложили стену в проекте «КВ» .

Помимо кирпича у «Братьев Немцев» можно заказать подлинные стеклоблоки 60−70−х гг, окна, двери, доски и балки из старого дерева, а также древние радиаторы и даже чугунный пол с вековой историей.

Амбарная доска

Ebony&Co – к омпа ния, где можно купить не просто амбарную доску для интерьерных проектов, но и изделия из нее: половую доску и паркет, стеновые панели, обшивку для домов и террас. На выбор предлагают десяток обработок и текстур. Материал поставляют не просто из Северной Америки, а буквально из Средневековья: возраст такой доски около 400 лет.

Зрителям наших программ этот материал хорошо знаком. Дизайнеры «Переделки» довольно часто используют амбарную доску, причем как для исторических аллюзий, как это было сделано в проектах и так и для декора вполне современных интерьеров – вспомним и

Печь с изразцами – одна из самых живописных. Домашняя и уютная, она никого не оставляет равнодушной. Вызывает непреодолимое желание прислониться к теплой стенке, провести рукой по выпуклому рисунку. От нее исходит умиротворение и спокойствие.

Фото:

Т акой притягательной делают ее изразцы.

– исконное название плиток для облицовывания. Слово изразец имеет старинные корни. Происходит от старославянского «изразъ», что означает резать, т.к. плитки изначально имели выпуклый (изрезанный) рисунок.

Позднее, под влиянием немецкого языка, получили второе название – кафель (кахель), что не совсем правильно, т.к. кафель имел гладкую поверхность. Но именно это слово окончательно закрепилось в языке, им стали называть все керамические плитки.

История изразцов

Облицовка печей изразцами имеет очень древнюю историю – обнаруженные находки свидетельствуют о VIII веке.

Печные изразцы стали развиваться особенно бурно в России в XVII веке, благодаря интересу к ним Петра I. Царь-реформатор, стремящийся модернизировать все сферы жизни страны, провел преобразование и в изразцовом деле.

По его личному указанию в строящийся Санкт-Петербург приглашались на работу голландские и немецкие керамисты, а талантливые русские мастера направлялись на учебу в Европу.

Петр I определил и новое направление в росписи изразцов. Соответственно его указу, все дворцовые печи должны были оформляться в живописном стиле. На плитки стали наносить изображения цветов и животных, жанровые сценки. А также парусники, городские пейзажи, фигуры офицеров и придворных дам и многое другое, что отражало жизнь, вкусы и предпочтения аристократии, состоятельных горожан и купцов.

Фото:

Причем это были не просто изображения. В каждый рисунок был заложен смысл, понятный современникам. Тогда же мастера стали подписывать изразцы. Чаще всего это были пояснительные надписи, но наносили также пословицы и поговорки. Теперь же смысл многих аллегорических картинок нам неясен, особенно без подписей. Остается лишь догадываться, что подразумевал автор тем или иным рисунком.

Старинные изразцы той эпохи можно увидеть в музее А.Меншикова в Санкт-Петербурге. Белого цвета с росписью кобальтовыми красками, они приковывают к себе восхищенные взгляды. Ни один рисунок не повторяется, на каждом свой сюжет.

В оформлении печей стали использовать ковровое покрытие. Для создания такого декора нужен был новый вид изразца. Рисунок на плитке перестали оформлять рамкой, по углам располагали прямоугольный или округлый узоры. При выкладывании изразцов на стыках плиток элементы соединяются и создают единый ковровый орнамент.

Для каждой печи всегда изготавливался индивидуальный комплект изразцов, т.к. кладка печи и облицовка изразцами происходит одновременно. Ни одна печь не повторялась – ни по конструкции, ни по облицовке.

Изготовление изразцов было настолько трудоемким процессом, что мастеров называли живописцами. Труд ценился очень высоко – наравне с работой иконописцев.

Фото:

Несмотря на большое влияние иноземных мастеров, русская плитка имела свои отличия. Отказываться от своих традиций мастера не стали. Поэтому в рисунках видно переплетение западноевропейского искусства и русского стиля.

Русские изразцы отличались не только используемым материалом и размером, но и конструкцией. Главное отличие от европейских кахлей – румпа с тыльной стороны. Это глиняный выступ с отверстием для проволоки, которой связывают изразцы друг с другом и самой кладкой. Такая техника облицовки применяется и поныне.

После бурного развития в XVII – нач. XVIII в., последовал более спокойный ритм развития изразцового производства. На смену бело-голубым плиткам вернулись многоцветные изразцы.

По мере развития технического прогресса, производство изразцов становилось все более массовым. Изобретались новые приемы, упрощалась и менялась мода на роспись плиток. Возникал и угасал интерес к сюжетным росписям изразцов, к многоцветным и монохромным стилям.

Со временем печи с изразцами стали настолько популярными, что производство плиток не поспевало за строительством печей. Поэтому значительно упростилась роспись изразцов. В первой трети XIX века плитки, покрытые белой эмалью, вытеснили расписные. Осталось лишь несколько мастерских, продолжавших расписывать изразцы.

Благодаря современным материалам и краскам, роспись изразцов становится более доступной. Появились предприятия, специализирующиеся на выпуске изразцов. Кладка каминов и печей из изразцов становится популярной. Остается надеяться, что древнее народное искусство сумеет выжить и приспособиться к современным условиям.

Сегодня изразцы для печей и каминов вновь популярны. Хотя многие технологии росписи безвозвратно утеряны, те, что остались, успешно применяются и сейчас.

Изразец - слово исконно русское, произошедшее от древнего «образец» - так до конца XVII века называли керамические украшения для наружных стен храмов, дворцов и облицовки печей в парадных покоях. Само искусство архитектурной керамики имеет давнюю историю, корни его уходят во времена Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии. Широкое распространение в архитектуре разных стран керамических плиток не могло обойти и Русь. Однако русские мастера по-своему использовали изразцы в украшении экстерьера и интерьера здания, что сделало этот вид искусства уникальным и неповторимым. Изразцовые декоры были неотъемлемой частью архитектурного решения зданий, изразцовые печи играли большую роль в украшении интерьеров храмов дворцов, княжеских и боярских теремов.

Истоки русского изразцового искусства следует искать в древнем Киеве Х-ХI веков, Рязани и Владимире XII века. В ходе археологических раскопок в этих городах были найдены первые русские керамические изделия, покрытые прозрачными многоцветными глазурями.
Практически параллельно на Руси в XVII веке параллельно развивались несколько видов различного оформления изразцов. Это так называемые терракотовые, которые изготавливались из красных сортов глины, муравленые (изразцы, покрытые зеленой свинцовой глазурью) и цветные, покрытые различными видами цветной глазури, преимущественно бирюзового, желтого, зеленого и белого цветов.


В XVIII веке Петр I привез в Россию знаменитые «голландские» изразцы с росписью кобальтом по белой эмали, которые на долгие десятилетия стали законодателями изразцовой печной моды.

Немецкими изразцами был отделан великолепный камин в Архиерейском доме в Красноярске, в последствии разрушенный. Эти несколько фотографий – практически все, что осталось от этого камина, и во многом именно ими я воспользовался при создании своих первых изразцов.

Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (ножку) изразца делали или вручную или с помощью гончарного круга.

Между прочим румпа - это один из самых больших и важных «секретов" изразца. Ведь именно благодаря наличию румпы изразец не просто приклеивается на поверхность печи или камина, а монтируется при помощи проволоки в ходе монтажа изделия, что, несомненно, повышает надежность крепления - это не плиточный клей, который может отвалиться. Посмотрите на голландки, находящиеся в Эрмитаже, или камины, украшающие дворец Меньшикова - некоторым из них уже несколько столетий!
Кроме того, румпа, полая внутри, становится замечательным источником долговременного тепла. Во время топки печи воздух, находящийся внутри румпы, нагревается, а затем равномерно в течение нескольких часов отдает тепло в помещение. Температура в этих пустотах достигает 100° С, что, однако, совершенно не влияет ни на кирпич, ни на изразец. Стабильная теплоотдача облицованных печей и каминов, которая значительно выше, чем у кирпичных, сохраняется в течение нескольких десятков (а то и сотен) лет.
Немалую роль играет также и экологичность изразцов. Изразцы за счет усадки не имеют микротрещин, и печные газы не выходят в помещение. Разработанный сотни лет назад способ монтажа также способствует этому.
Сегодня изразцы также изготавливаются вручную, но формовка идет уже не в деревянных, а в гипсовых формах. О том, как разрабатывается модель изразца, и затем производятся сами изразцы – в следующем мастер-классе.
При подготовке данного мастер-класса использованы материалы книги С.А. Маслих "Русское изразцовое искусство XV-XIX веков"

Первое появление изразцового убранства в России относят к концу 15 началу 16 века, когда появились керамические плиты с орнаментальным рельефным узором. Возможно, их появление связано с переселением белорусских мастеровых, бежавших со своей родины в Московию от польских и литовских угнетателей. Поливные (покрытые налитой глазурью и обожженные в печи) изразцы украсили собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного).

В конце 16 века в Москве начинается широкое производство «красных» старинных изразцов (печные терракотовые изразцы из красной глины). Изразцы формовали в деревянных формах (фото внизу) с вырезанным объемным рисунком (по аналогии со старинной технологией приготовления русских пряников) методом так называемой «набивки».

В начале 16 века в Москве налаживается массовое производство «муравленых» изразцов, как правило, покрытых зеленой глазурью.

Расцвет русского изразцового искусства наступил во второй половине 17 века и связан с широким распространением рельефных многоцветных изразцов. Белорусские мастера принесли в Москву секреты изготовления непрозрачных глазурей (обычно называемых эмалями). Яркие многоцветные печи стали главным элементом интерьеров домов на Руси, а изразцовые фасадные элементы украсили многочисленные здания и сооружения того времени. Москва сохранила некоторые из них, например, Покровский собор (1671-1679 года) и Мостовая башня (начало 1670-х годов) в Измайлове, изразцы для которых были выполнены московскими мастерами Степаном Ивановым (Полубесом) и Игнатом Максимовым. Некоторые элементы изразцовых декоров Москвы 17 века показаны на фото в материалах этой статьи.

Особых высот изразцовое искусство во внешней отделке храмов достигает в Ярославле. Семнадцатый век становится для него золотым. В это время Ярославль приобретает те неповторимые черты, которые на века стали его отличительной особенностью. В то время в городе было семь монастырей и 50 храмов. Массивные церкви из красного кирпича, увенчанные зелеными главами, с устремленными ввысь стройными колокольнями, соревнуясь в красоте и монументальности, встали в одну линию на высоком берегу реки. Богатые изразцовые узоры многоцветным полотном покрывали стены соборов, наличники окон, барабаны куполов. По богатству и разнообразию изразцовой отделки с такими храмами как Иоанна Предтечи, Иоанна Златоуста, Николая Мокрого не могут сравниться другие храмы. Некоторые уникальные ярославские соборы вошли в списки всемирного наследия Юнеско.

18 век в русской жизни характеризуется дальнейшим проникновением Европейских художественных тенденций в традиционное искусство, что повлекло за собой некоторые изменения в художественных вкусах общества. Не избежало этого и изразцовое искусство. Здесь прежде всего нужно отметить роль Петра 1, который при своем посещении Голландии в 1697-1698 годах заметил своим зорким взглядом прекрасные «кафели», которые были в доме почти у каждого горожанина. Он отдал приказ изготавливать гладкие белые изразцы, по которым наносить рисунок синей глазурью и таким образом открыл новое и перспективное направление в изразцовом искусстве. Это направление является главным и по сегодняшний день - гладкие, красивые, милые сердцу и глазу изразцы скрашивают жизнь, дают тепло в наши холодные зимы. И сегодня гладкие шелковистые от остеклованной глазури, нежные под рукой, хранящие тепло печи и отдающие его людям, разноцветные - изразцы незаменимы и безупречны. Мало того, их сверкающая поверхность всегда нова, стоит только протереть их мокрой тряпкой. Печки в старых усадьбах и сейчас потрясают и притягивают наши взгляды. Кроме того, у гладкой глазурованной керамики есть еще свойства, например, на чистых изразцах не пригорает пыль (что вредно для здоровья) и они повышают теплоотдачу печей примерно на 10% (по сравнению с кирпичной кладкой неотделанной печки).

Изразец 18 века стал иным - гладкая лицевая поверхность, сдержанная цветовая гамма, многообразие сюжетов, выполненных в стиле росписи.Героями сюжетов стали люди из разных слоев общества и в различных ситуациях.

К концу века в изразцовой живописи преобладало многоцветное изображение цветов, букетов и птиц. Керамические изразцы старинные в виде отдельных элементов или панно являлись составной частью сложной архитектурной композиции печей, главного украшения интерьера.

В Х1Х веке изразцовое производство широко распространилось, продукция производилась в широком ассортименте и была различной по стоимости и художественной ценности для широкого слоя потребителей. Изразцы предназначались прежде всего для отделки печей, являющихся едва ли не главным и совершенно необходимым элементом русского быта.

Занимающее совершенно особое место в России производство М.С.Кузнецова, изготовлявшего фарфоровую и фаянсовую посуду, выпускало также старинные изразцы в достаточно широком ассортименте. Так, каталог 1899 года «Товарищества М.С.Кузнецова» предлагал 18 видов печей и каминов, много различных видов отдельных изразцов и плиток, два киота и один иконостас.

Одновременно с фабричным производством развивается также и индивидуальное, создавшее ряд замечательных произведений русского изразцового искусства.

В 1858 году при восстановлении палат бояр Романовых на Варварке по эскизам архитектора Ф.Рихтера были воссозданы старинные печи с изразцами в стиле «древних мастеров». Хотя они и отличаются от старинных оригиналов, но, тем не менее, интересны как работы талантливогохудожника, переосмысливающего древнее искусство с позиций его времени.

В конце Х1Х века изразцовым искусством заинтересовались крупные художники и керамисты, прежде всего Михаил Врубель, создавший в имении Абрамцево ряд шедевров. В своих работах он продвинулся очень далеко вперед, разработал целый ряд новых технологий глазурования и обжига с применением собственных глазурей широкой цветовой гаммы. Он создал скульптурные композиции, ранее не виданные в России (например, скамейка в саду и лежанка печи с головой льва, замечательные компановки печей и каминов), облицованные цветной керамикой, которые являются шедеврами керамического искусства. Михаил Врубель был одновременно великим художником (недаром его картины занимают целый зал в Третьяковской галлерее Москвы), значительным скульптором и сильным технологом-новатором в керамическом производстве.

В это время в Русском обществе появился значительный интерес к древнему культурному наследию, в частности, изразцовому искусству. Этот интерес воплотился в широкое применение многоцветных изразцов для оформления фасадов зданий и сооружений, а также способствовал изготовлению копий старинных изразцов и новых изразцов в стиле "ретро".

После революции 1917 года изразцовое искусство, как и все виды искусств, претерпело очень значительные изменения. В первый послереволюционный период практически во всех видах искусств главными направлениями стал конструктивизм и модернизм, изразцовое искусство также не избежало этого влияния.

Затем искусство вновь вернулись к реализму (соцреализму). В литературе, в живописи, в скульптуре, и, конечно, в керамике стали преобладать производственные темы, изображались люди труда и природа, в основном без художественных изысков и сложностей. Но производство изразцов практически сошло на "нет"


В коллекции музея представлены изразцы, выполненные в таких известных центрах изразцового производства как Москва, Калуга и Великий Устюг. Ведущая роль в этом списке принадлежала Москве. Московские изразцы стали образцом практически для всех региональных производств. Подпав под влияние «московского стиля», мастера Великого Устюга, Ярославля, Калуги, Костромы и Углича создавали орнаменты и изразцовые композиции, придерживаясь цветовой гаммы и технологических приемов столичных мастеров. В таких условиях довольно сложно выделить региональный компонент. Для атрибуции места производства изразцов, исследователи используют комплексный подход: анализ состава и цвета глины, толщины и формы изготовления румпы, оценивают качество рельефа и эмали. Существенную помощь в этом случае может оказать и информация об источнике поступления.

Москва. Изразцы московского производства в коллекции Вологодского музея – самая многочисленная группа. Многообразие орнаментов и цветовых сочетаний говорит о массовости и значительном ассортименте такой продукции.


Обнаружен при реставрационном
снятии грунта на территории Вологодского музея
(бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
15,5 х 10,2 х 13,8 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг. ВОКМ 29206/1

Изразец поясной профилированный рельефный расписной.
Обнаружен при реставрационном снятии грунта на территории
Вологодского музея (бывшего Архиерейского двора) в 1986 г.
Реставрация 1989 г.
Москва, I четверть XVIII века.
16,7 х 10,4 х 6 см
Глина, эмаль; формовка, роспись, обжиг.
ВОКМ 29206/3

В первой четверти XVIII века появляются гладкие живописные изразцы бело-синей цветовой гаммы. Это было связано, прежде всего, с личностью Петра I, с его интересами и политической установкой. Активное строительство Петербурга потребовало наладить в нем и изразечное производство. Московские мастера были отправлены на обучение в Голландию и они же, по возвращении, наладили производство бело-синих кафелей на Ново-Невских кирпичных заводах. В Москве новая мода тоже привилась и существовала наряду с привычными полихромными изразцами.

Бело-синие изразцовые эмали отсылают нас к традициям дельфтской керамики и свидетельствуют о значительном западноевропейском влиянии на русское искусство XVIII века. В сюжетной росписи изразца того времени появляется изображение нехарактерных для России пейзажей, зданий, парусных судов. Источниками таких изображений служили сборники, пользовавшиеся популярностью в Западной Европе, переведенные и изданные в России. Одним из таких источников становятся «Символы и эмблемата», изданные по указу Петра I в 1705 году в Амстердаме. Составленный Яном Тесингом и Ильей Копиевским свод изображений включал в себя 840 гравированных рисунков и эмблем с поясняющими надписями на девяти языках.

Четкость рисунка и качество росписи на изразцах достигалось за счет применения новой технологии росписи по сырой эмали, разработанной в XVIII веке на заводе Гребенщикова в Москве. Новшество состояло в том, что роспись наносилась на слегка подсохшую белую эмаль, которой покрывали изразец после первого обжига. Краски впитывались эмалью и затем, во время второго обжига, сплавлялись с ней. Эта работа требовала большого живописного мастерства, так как рисунок наносился по невысохшей эмали, и внесение исправлений было невозможно.

Еще одним источником изображений на изразцах следует считать переведенную с французского языка и вышедшую в 1763 году книгу «Иконологический лексикон» Лакомба де Презеля О. Этот эмблематический сборник содержал толкование изображений мифологических и символических персонажей, уточняя и дополняя сюжеты, известные по книге «Символы и эмблемата». «Иконологический лексикон» внес в изразцовый изобразительный ряд аллегории времени, мифологические персонажи, человеческие чувства и пороки, вопросы нравственности и воспитания.
Набор сюжетов на изразцах служил своего рода литературным источником для человека XVIII века. Он сообщал необходимый набор знаний в области эмблематики, с помощью которой внушались, объяснялись государственные, общественные идеи, принципы христианской морали. Иллюстративный ряд мог быть понятен только подготовленному зрителю, знакомому с толкованием символических и мифологических образов.

На изразце иллюстрируется ветхозаветное предание о ковчеге Господа – ларце, хранящем две скрижали с законом Божьим. Главная святыня Израиля была захвачена филистимлянами, отвезена ими в город Азот и помещена в храме бога Дагона. На следующий день жрецы, войдя в храм, увидели Дагона, лежащего лицом вниз на полу пред ковчегом Господа. В нижней части в картуше надпись: ƘЍОmЪSḿÌЍВαЗОmѢ В ХРАМϵ/ ПОСmαВЛϵННЫЙ СДαГОНОМЪ / ЍБЫСmьIДОЛЪ вНОѰÌ НÌЗВАЛϵНЫ (Киот святой в Азоте в храме поставленный с Дагоном и бысть идол в ночи низвален) Пышность и богатое убранство подчеркивают многочисленные арки и колонны. Слева на полу обломки статуи Дагона, напротив, в арке – силуэт человека с воздетыми вверх руками – так мастер изобразил изумленного жреца. Справа на ступеньках стоят два воина в шлемах с плюмажем и латах, один из них указывает на поверженного бога рукой.

Со второй половины XVIII века широкое распространение на изразцах получает «ковровый» орнамент. Рисунок на изразцах, соединяясь с соседними изразцами, образовывал непрерывную композицию и объединял изразцы в общий орнаментальный ряд.

К концу XVIII века орнаментальные изображения изразцов упрощаются. Этот этап стал переходным к производству более дешевых, а, следовательно, менее трудоемких печных наборов. Удешевление продукции привело к появлению огромного спроса: изразцовыми печами активно украшаются дома зажиточного городского и сельского населения.

Изразечники вновь возвращаются к бело-синей цветовой гамме, упрощаются формы печей: из них уходят сложные переходы и пояса колонок. В коллекции музея этот период представлен изразцами с несложным орнаментом с бело-синей эмалью.

Калуга. Изразцовое производство в Калуге было налажено еще в XVII веке, а своего расцвета достигло в XVIII веке. Наличие месторождений качественной глины стало одной из причин интенсивного развития изразцового производства. Изразцы калужского производства стали пользоваться спросом в Санкт-Петербурге и Москве и украсили палаты многих московских вельмож, в том числе и князя Голицына. На калужских заводах по эскизам Ф. Растрелли были изготовлены изразцы для печей Анненгофа (дворец Анны Иоанновны в Москве, называемый также Головинским дворцом; сгорел в 1771 году). Отличительной особенностью калужских изразцов является глина светлых оттенков.

Великий Устюг. Появление собственного производства в Великом Устюге исследователи датируют 30-40-ми годами XVIII века. Этому способствовали развитие города как крупного торгового центра, активное каменное строительство и развитое гончарное производство. Великоустюжские мастера выработали и в течение всего XVIII века широко применяли свой собственный стиль: рельефные растительные и орнаментальные мотивы, покрытые эмалями зеленого, желтого и белого цвета.

Продукция местных мастеров пользовалась спросом не только в Великом Устюге. Печи, облицованные великоустюжскими рельефными изразцами, встречаются во многих городах Русского Севера. В Вологде такая печь находилась в Спасо-Преображенской (Спаса на болоте) церкви. В 1930 году, после закрытия храма, печь была разобрана и поступила в музей, где в 1934 году была реконструирована в одном из залов экспозиции истории Вологодского музея.