Изучение мхк. Что такое мировая художественная культура? Критерии оценки работ учащихся

2. Выделить особенности курса МХК.


* Волков Н.Н. Художественное восприятие. М., 1997, с 283.

Глава 1. Художественное восприятие.

Понятие “ эстетическое восприятие”*, применительно к функциональному, социально-психологическому аспекту искусства стало общепринятым. Однако иногда оно вызывает возражения как не совсем адекватное для характеристики сложного, многосоставного процесса эстетического познания, эстетического общения. Некоторые авторы предлагают радикальные меры: отказаться от этого понятия в пользу “эстетического созерцания” или “эстетического познания” При всем внимании к эстетическому созерцанию и сопереживанию, которые необходимы современной теории, едва ли можно ими обойтись. За “восприятием” стоит прочная традиция, берущая свое начало еще в XVIII веке, в период расцвета психологических концепций искусства эпохи Просвещения. Она восходит к Дюбо, Берку, Хоуму и многим другим именам сенсуалистской эстетики вкуса. Традиция использования термина “восприятие”, оттесненная немецкой классической философской эстетикой, культивирующей такие понятия, как “эстетическое познание “ и “созерцание”, вновь обрела свою силу в последнее столетие, когда сформировался второй исторический этап психологической эстетики, основанной на эксперименте, наблюдении и данных психологии (психология творчества и психология восприятия).* Восприятие есть, как известно, определенная ступень чувственного познавательного

* Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. М., 1987, с 46.

* Там же, с49.

процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов”.* В понятии восприятия фиксируется непосредственное воздействие на органы чувств, формирование целостных образов, их прочная чувственная основа и протекание процесса в настоящем времени, которому предшествует фаза прошедшего и за которым следует фаза будущего.

Эстетическое восприятие не может не включать понимание и оценку, осмысление и навык реакции вкуса, механизм, в котором в снятом виде представлены общекультурные и личностные нормы социально-эстетического характера. Индивидуальное эстетическое восприятие определяется прежде всего предметом отражения, совокупностью его свойств.

Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта, целенаправленной установки его сознания; он опосредствованно детерминирован социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного общественного коллектива, глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями воспринимающего, сформировавшимися ранее. Если общение с предметом искусства разделить на принятые в нашей эстетической науке три фразы – предкоммуникативную, коммуникативную и посткоммуникативную, - то восприятие следует рассматривать как основное познавательно-психологическое

*Философская энциклопедия. Т. 1, М., 1990 с. 292..

образование собственно коммуникативной фазы, когда художественное произведение становится предметом непосредственного воздействия на зрителя и его восприятие. Между тем в литературе по эстетике отмечалось неоднократно, что термин “восприятие” используется в ее понятийной системе в двух значениях- широком и узком, также как и понятие эстетического вкуса. Различают восприятие в узком значении- акты восприятия тех объектов, которые даны нашим чувствам, и в широком – относительно длительный процесс, включающий акты мышления, истолкование свойств предмета, нахождения систем различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте.

По мнению некоторых ученых, восприятие в узком смысле как процесс, при помощи которого люди организуют и перерабатывают информацию сенсорного происхождения, используется в психологии. В широком смысле слова, когда имеется в виду не только уровень сенсорного восприятия, но взгляды на жизнь, мировоззрение, интерпретация событий и т.п., употребляется это понятие антропологией и широкой публикой. Одним словом, есть основания термин “художественное восприятие” использовать как в узком, так и в широком значении этого слова.

Процесс эстетического восприятия имеет свое прошлое и будущее, что особенно заметно при восприятии временных искусств, предмет которых властно ведет за собой воспринимающего, откладывая в памяти воспринятые образы и прогнозируя восприятие в будущем, которое в большинстве случаев совершается в этом месте, в относительно непрерывный отрезок времени (кинофильмы, концерты, театральное, цирковое, эстрадное представление), но может растянуться на неопределенный срок, при том относительно длительный (роман для чтения наедине, телесериал, цикл чтения большой формы на радио). Однако и в этом случае эстетическое восприятие имеет некую временную ограниченность, рамочную маркировку начала и конца протекания этого процесса, обрамленная более или менее длительными фазами его “предстояния” и его “ свершения”.

Восприятие произведения искусства может быть как первичным, так и многократным. Первичное восприятие бывает подготовленным (знакомство с критикой, с отзывами лиц, которым мы доверяем) или не подготовленным, то есть начатым как бы с нуля знания о произведении искусства. Оно имеет в подавляющем большинстве случаев преднамеренный характер (идем в концерт, в театр, на выставку, в кино), но может быть и непреднамеренным (случайно взятая в руки книга, увиденная по телевидению передача, остановившее наше внимание звучание музыкального произведения по радио, облик архитектурного сооружения, внезапно возникший перед нами). Чаще всего восприятие - специфическая “комбинация” преднамеренности и непреднамеренности: намереваясь посетить выставку, мы не знали, что на ней остановит наше особое внимание, какие именно полотна, графические листы, произведения скульптуры заставят пережить эстетическое волнение и вызовут длительное эстетическое созерцание. Многократное восприятие может опираться на такое адекватное знание произведения, которое связанно с запоминанием его наизусть.

Привлечь наше внимание к произведению могут и чисто формальные свойства, подобные тем, что привлекают нас в предметах нехудожественных: величина картины, необычная рама, которую мы видим издали, мастерски выписанный материал и т.д. Но собственно первой пробой для эстетического восприятия является вхождение в какой-то микро образ. В литературном произведении: первая поэтическая строка, в романе – первая фраза или абзац. Появился образ – и читатель уже задет им, привлечен или не привлечен. Привлечен настолько, например, чтобы продолжать чтение дальше. Прозвучавшая тема, мелодия, схваченный абрис человеческой фигуры, композиционного центра натюрморта, прекрасно выписанной его свежести, бархатистости, цветовой звучности – все это может вызвать предварительную прогностическую эмоцию-оценку, которую мы хотим в процессе дальнейшего восприятия уточнить, развить, подтвердить, дополнить и т.д., а иногда опровергнуть. Если мы воспринимаем произведение в первый раз и если это восприятие не предуготовлено, то мы исходим в формировании данного процесса не из образа-установки, не из представлений о целостном произведении, а из мгновенно схваченной и предварительно оцененной на интуитивном уровне части – художественно-образного компонента,создающего впечатление целого, точнее говоря, предчувствие целого. Степень непредсказуемости целого чрезвычайно велика при первоначальном и неподготовленном восприятии произведения искусства. Ожидание тех или иных направлений, по которым развиваются тема, характер, сюжет и т. п., рождается уже в процессе “овладения” произведением, в процессе постижения его внутренней нравственной, психологической, композиционно-стилевой нормы. В визуально воспринимаемых произведениях искусства напряженность ожидания меньшая, здесь в большей мере господствует так называемое созерцание обретаемых, духовно присваемых реципиентом качеств.

При восприятии временных произведений искусства мы отдаемся успокоению-созерцанию лишь в воспоминании, в фазе последействия, формирующейся как итог сложной работы по синтезированию, сопоставлению информации, полученной в прошлом, с информацией которая “приносится” в данный момент восприятием.

Если в процессе первичного восприятия произведения искусства доминирует момент неожиданности, новизны, то при повторном восприятии мы “движемся” в направлении определенного ожидания. Оно опирается на сформировавшийся ранее образ художественного произведения, в некоторых случаях подкрепленный даже детальным знанием его, знанием ”наизусть”. Для понимания процесса эстетического восприятия небезынтересна мысль В.Вундта о том, что последовательность в системе “чувство-представление” различна между теми чувственными представлениями, которые возникают под влиянием внешних раздражений, и теми представлениями, которые появляются при воспроизведении с помощью памяти. В первом случае за представлениями следует чувство, во втором – наоборот. При многократном восприятии отправной точкой является не компонент целого, как при первичном, а художественное целое как таковое, вернее, образно-эмоциональное представление о произведении, некий существующий в сознании предмет эстетического восприятия. В данной ситуации огромное значение приобретает удовлетворение от подтверждения ожидания, если первичное восприятие было позитивным. Степень удовлетворения от соответствия предыдущего эстетического предмета (обобщающего образа художественного произведения) впечатлениям, получаемых в процессе нового восприятия, чрезвычайно велика в искусствах не исполнительских (многократное чтение стихов, посещение картинной галереи). Новизна эстетического впечатления (неожиданное в нем) достигается за счет его большей полноты, за счет возможности лучше рассмотреть, ярче вообразить множество дополнительных компонентов художественной целостности и соотнести их с ядром поэтической концепции. Субъект восприятия при многократном или просто повторном общении с произведением искусства находится в новой ситуации, зачастую определяемый расширением его эстетического, нравственного и общекультурного потенциала, новизна и обогащение эстетического предмета достигаются благодаря активности субъекта. Объект эстетического восприятия, если и претерпевает изменения, то не столь значительные. Однако для точности нарисованной картины эти изменения должны учитываться.

Во-первых, произведение может оказаться в новом художественном контексте (на персональной выставке художника, в собрании сочинений писателя). Даже хорошо известная нам грамзапись по-новому воспринимается в ином художественном ряду и новой ситуации – контексте (при публичном прослушивании, например, в музыкальном музее).

Во-вторых, “статичность” художественных объектов не исполнительских искусств нарушается благодаря трансляции их по каналу новой материально-технической связи (кино, телевидения), благодаря созданию специального художественно-документального кинофильма. Такой способ трансляции не только ставит произведение изобразительного искусства в новый художественный ряд (например, в ряд музыкального сопровождения), но и представляет возможность по-новому увидеть хорошо известные нам объекты в их целостности, благодаря неожиданным ракурсам, движению камеры (приближение – удаление, крупный план), а тем самым благодаря увеличению деталей, сосредоточению внимания на них с последующим стремительным движением к целому. Телевидение вместе с тем не только всемогущий, но и коварный наш помощник, создающий иллюзию, что можно все узнать о художнике, не выходя из дома.

В-третьих, новизна информации от статичного объекта – художественного произведения может определяться реставрацией полотна и красочного слоя, реставрацией многочисленных архитектурных памятников.

В-четвертых, впечатление от одного и того же художественного объекта изменяется, если мы с ним знакомились по репродукции, а уже впоследствии воспринимаем оригинал. Для современной художественной культуры характерна ситуация многократного восприятия – перехода от знакомства с произведением посредством репродукций, графических и теле-, киноизображений к общению с оригиналом. И в том и в другом случае восприятие лишено качеств первичности: оно наслаивается на сформировавшийся в сознании реципиента образ произведения, хотя он и носит предварительный, ознакомительный характер.

Повторное восприятие – необходимый компонент художественной культуры. Так, А.В. Бакушинский писал, что разовые экскурсии в музей – паллиатив. В.Ф. Асмус высказывался еще более радикально: “…не рискуя впасть в парадоксальность, скажем, что строго говоря, подлинным первым прочтением произведения, подлинным первым прослушиванием симфонии может быть только вторичное их прослушивание. Именно вторичное прочтение может быть таким прочтением, в ходе которого восприятие каждого отдельного кадра уверенно относится читателем и слушателем к целому”.

Исключительно интересны в этом отношении письма Гегеля из Вены. Философ всегда считал, что красота произведений искусства подтверждается удовольствием, испытываемым нами неоднократно при повторных возвращениях. Из Вены он писал, что слушал “Севильского цирюльника” Россини дважды, что пение итальянских актеров так прекрасно, что уехать нет сил, и далее: “…видение и слушание здешних сокровищ искусства, в общем, закончено в той мере, в какой это было мне доступно. Оттого что я продолжал бы ими заниматься, я получил бы не столько более глубокие познания, сколько возможность вновь ими насладиться; правда, возможно ли когда-нибудь перестать смотреть на эти полотна, перестать слушать эти голоса… Но, с другой стороны, это должно было бы привести к более глубокому и обстоятельному пониманию, чем это во всех отношениях было возможно и удалось”.*

Наше восприятие зависит от интерпретаций, исторически сложившихся в культуре, даже неизвестные интерпретации косвенно влияют на него. При многократном знакомстве с оригиналом не исполнительского вида искусства новизна эстетического впечатления и переживания обусловливается изменением культурно-эстетического потенциала, прежде всего ростом и обогащением потребностей субъекта восприятия. Новизна предмета эстетического восприятия в значительно меньшей степени определяется объектом восприятия – произведением искусства, хотя для верности картины мы выше учитывали некоторые обстоятельства его функционирования и сопутствующей интерпретации. Новые

*Гегель. Эстетика. Т. 4, с. 531.

аспекты произведения выявляются новизной культурно-

художественной ситуации, в которую оно попадает: а) характером экспонирования, при котором меняется контекст окружения; б) фото-теле-киноизображением, которое может как предшествовать встрече с оригиналом, так и следовать за ним.

Художественное восприятие, как полноценная, осознанная художественно-сотворческая деятельность, становится возможным только в подростковом возрасте.

Возникает вопрос: почему именно в этом возрасте?

В подростковом возрасте происходит “скачок” в психофизиологическом развитии индивида.

Внимание подростка, направленное ранее на познание окружающей действительности (“объективный” этап), возвращается к собственной личности. Одновременно подросток пытается найти свое место в окружающем мире.

К этому времени человек обладает достаточно зрелым мышлением, способностью анализировать те или иные явления действительности, способностью понимать сложную противоречивость и в то же время целостность

художественного образа активным развитием воображения.

В психике подростка, в период полового созревания, появляются совершенно новые качества – склонность к самоанализу, самоконтролю, возрастает самосознание и т.д. Появляется способность надолго сосредотачивать вни-

мание на созерцании картины. В 14 – 15 лет можно заметить особый интерес к познанию личности других людей, что идет от внимания к самому себе.

Поэтому в области восприятия искусства (в частности изобразительного искусства) проявляется усиленный интерес к портрету.

В художественном восприятии, в этом возрасте, наиболее активно проявляется субъективный фактор, момент “перенесения”: интерпретация художественного образа отражает собственные проблемы подростка.


Глава 2. Изобразительное искусство: его особенности, формы и методы преподавания.

Восприятие изобразительного искусства, отображающего действительность, опирается на восприятие эстетики действительности, которое, в свою очередь, обогащается благодаря общению человека с искусством. На всякое подлинное художественное восприятие, влияют социальные и природные впечатления, которые обогащают, преобразовывают это восприятие.

Красота художественного произведения, отображающего человека, должна вызвать у школьников эстетическую реакцию, эмоционально покорять своим содержанием и формой.

Нельзя не упомянуть и о том, что особое внимание в занятиях изобразительным искусством, обращается на развитие зрения, как одного из важнейших органов чувств человека. “Уроки изобразительного искусства – учебного предмета, который, среди всех школьных предметов озабочен развитием зрительной системы ребенка должны мобилизовать зрительный опыт детей в отношении широкого круга явлений природы, предметов и явлений окружающей действительности, развить умение увидеть, наблюдать, рассуждать и оценивать, устанавливать порядок и отбирать среди потока поступающей зрительной информации.“

Человек у которого не развито “эстетическое зрение” не в силах сразу и без посторонней помощи воспринять картину или скульптуру, как целостное, совершенное, законченное произведение искусства в единстве формы и содержания.

В чем особенности изобразительного искусства?

Изобразительного искусство как обобщающий предмет художественного цикла, включает в себя, собственно, изобразительное искусство как часть духовной культуры, искусствознание, изобразительную грамоту, развитие способности к творческому самовыражению. В содержание предмета изобразительного искусства включено: восприятие и изучение произведений изобразительного искусства, освоение изобразительной грамоты, и развитие художественно-творческого отношения к действительности, детское художественное мышление и творчество.

Что такое изобразительное искусство? К нему относятся такие виды искусства, которые создают на плоскости или в пространстве наглядно осязаемые изображения окружающего мира, воспринимаемое зрением. К изобразительному искусству относятся такие художественно выполненные предметы, украшающие быт человека. Названные признаки отличают изобразительное искусство от музыки, художественной литературы, театра, кино и других искусств, характеризуют его как особый вид искусства. Но внутри изобразительного искусства есть и свое деление на виды: это живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, театрально-декорационное изображение мира, оформительское, художественное конструирование (или дизайн). Все эти виды изобразительного искусства обладают своей, только им присущей спецификой.

Живопись и графика создают художественное изображение предметного мира на плоскости: живопись- при помощи цвета, а графика- однотонным рисунком. Произведения живописи выполняются на холсте (иногда на деревянной доске) масляными красками. Произведения графики выполняются на бумаге или на картоне карандашом, тушью, или красками пастелью, сангиной, акварелью, гуашью (произведения выполненные этими красками, относятся к графике с долей условности: они занимают скорее промежуточное положение между живописью и графикой). Графические произведения могут также представлять собой печатный оттиск с деревянной доски, пластины из металла: или быть оттиском с камня, на котором вырезан (выгравирован) рисунок (литография).

Скульптура, в отличии от живописи и графики, объемна, и выполняется оно из твердых материалов (дерево, камень, металл, гипс …). Но и скульптура тоже воспроизводит – только уже не на плоскости, а в пространстве – то, что можно воспринять зрительно, ощутимо осязанием.

То, что изобразительное искусство воссоздает зрительно воспринимаемый мир, определяет многие его эстетические особенности. Оно может передавать ощущение живой действительности, и не только запечатлеть внешнее сходство, а раскрыть смысл изображаемого, характер, внутреннюю сущность человека, неповторимую красоту природы, все цветовое и пластическое богатство мира.

Несколько особое место в изобразительном искусстве – занимает декоративно – прикладное искусство. Оно пространственно, и, как все виды этого искусства воспринимаются зрением и осязанием. Но если живопись, скульптура и графика воспроизводят жизнь, сохраняя облик изображаемого, то произведения декоративно-прикладного искусства не сохраняют и непосредственно не изображают этот облик. Произведения этого искусства удовлетворяют практические и эстетические потребности людей, служат им, и не только отражают жизнь, но и создают ее, становясь неотъемлемой частью жизни и быта человека.

Наиболее полное восприятие произведений изобразительного искусства, требует специальной подготовки, опыта общения с искусством, знания его основных закономерностей.

Учитель вправе использовать произведения искусства по своему усмотрению, в зависимости от уровня художественной подготовки учащихся, своих личных склонностей, наличия соответствующих материалов и т. п.

Автор считает, что внимание учеников должно быть направлено на установление личных, прочных, повседневных контактов с искусством – с его сложным и многообразным миром. Учителю просто необходимо за время обучения в школе дать юному человеку не набор сведений, а систему понимания содержания искусства, которую потом можно всю жизнь насыщать все новыми и новыми знаниями.

Вся программа четко разбита на 3 этапа:

1) 1-3 классы – основы художественных представлений (задача введения ребенка на эмоциональном уровне во все многообразные связи искусства с жизнью);

2) 4-7 классы – основы художественного мышления (задача– надстройка над эмоциональными связями с искусством связей осознанных, связей языка и жизненных функций всех видов искусства); 8-10 классы – основы художественного сознания (задача – переход полученных чувств в знания и убеждения). Учащиеся усваивают три формы художественной деятельности: (постройка, изображение, украшение) и сами принимают активное участие в художественной деятельности. Задачей первого года обучения является фактическое вживание ребенка в мир искусства. В течении всего года у ребенка создается представление, что все искусства (то есть все виды художественной деятельности обращены к нашим чувствам. Ничего в искусстве не изображается просто ради изображения, не создается без определенного отношения к жизни, без выражения этого отношения. Каждый урок содержит и воспитательную, и образовательную задачу. Восприятие все время закрепляется созидательной практической деятельностью. Ведь не случайно говорят, что у ребенка понимание в кончиках пальцев.

Творческие способности школьников развиваются в процессе занятий в кружке рисунка и живописи, в студии из искусства. В кружках выделяются три основные группы. Для младшей группы (1 – 3 классы) наиболее распространенным видом работы является композиция на заданные темы (пейзаж, изображение людей в разных условиях), которую выполняют акварелью, гуашью, карандашами, тушью и т.д. Дети рисуют, так же, отдельные предметы и их группы по памяти, по наблюдению, с натуры: выполняют декоративные и прикладные работы.

В изобразительной деятельности учащихся среднего возраста (4 – 7 классов) – больше возможности для разнообразия вариантов заданий. “Основные учебные задачи работы с детьми этого возраста: вызвать активный интерес к действительности и умение видеть в натуре ее эстетически выразительные качества, совершенствовать изобразительные навыки у детей.”

Учащиеся старшего школьного возраста (8 – 11 классов) стремятся овладеть профессиональными знаниями и умениями в области изобразительного искусства.

Другой, интересной, формой работы по изо искусству, является связь школы с художественными музеями. Интересен опыт Казанского музея изобразительных искусств в его работе со школами в 80-е годы. Ежегодно в музее проходили выставки детского изобразительного творчества. Отдельные выставки показывают рисунки детей, выполненные ими на уроках изобразительного искусства и преследуют задачи методические: чтобы учитель мог видеть тематическое

построение программы предмета по изобразительному искусству с 1 по 10 классы. Интересны споры и размышления учителей на этих выставках. На них обсуждаются вопросы детского изобразительного творчества: каким оно должно быть? Как ему обучать на уроке и в кружках? О всех занятиях по изобразительному искусству, музей оповещал своих посетителей через афиши и объявления по местному радио.

Для того, чтобы эстетическое воспитание в школе и в художественном музее представляло единую систему, необходимо взаимопонимание. Только благодаря системе занятий, которую дает программа Б. М. Неменского, можно подготовить детей к восприятию искусства, а музей, используя свой арсенал ценных коллекций подлинных произведений, может расширить, углубить это восприятие и познание. В школе, уроки художника-педагога дают систему знаний и навыков, общее эстетическое и художественное развитие.

Занятия же в художественном музее имеют свои особенности, они не заменимы в воспитании восприятия искусства так как – ни урок, ни книга или аннотация, ни репродукция или слайд, ни лекции, никогда не заменят силу живого воздействия первоисточника. Любая музейная экскурсия, всегда ставит задачи воспитания эстетического переживания от произведений искусства. Система занятий в музее имеет цель: через пробуждение чувств, к эстетическому восприятию и воспитанию

художественного вкуса, к раскрытию собственно эстетической сущности искусства, а не превращение его в информацию об искусстве или некое учебное пособие.

Обладая значительным собранием отечественного и зарубежного искусства, музей может оказать огромное воспитательное значение в деле приобщения массовой школы к духовным ценностям мировой художественной культуры.

Глава 3. Курс "Мировая художественная культура" в общеобразовательной школе.

Основой для разработки экспериментальной программы формирующего этапа настоящего исследования. В дальнейшем исследовании мы намерены рассмотреть современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного возраста. 1.3 Современные подходы к комплексному решению вопросов развития изобразительного творчества у детей старшего дошкольного...

В.С. и другие. Объект исследования - процесс воспитания школьника младшего возраста. Предмет исследования - народное искусство как средство воспитания школьников. Цель - определение специфики и путей оптимизации воспитания ребенка младшего школьного возраста средствами народного искусства. Задачи: 1. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства; 2. Определить наиболее...

Конспект урока МХК 10 класс

По программе Даниловой Г.И.

Учитель МХК и музыки

г.Амурск

Хабаровского края

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ МХК.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ. ФОРМЫ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Ц е л и :

    расширение представлений о понятии «культура»;

    рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте;

    развитие умения обосновывать собственную эстетическую оценку;

    развитие умения терпимо относиться к альтернативным суждениям.

Тип урока : вводный урок.

Прекрасное пробуждает доброе.

Д. Кабалевский

Ход урока

    Организационный момент.

Знакомство с учащимися; требования, предъявляемые к уроку.

II. Введение темы урока.

СЛАЙД

С сегодняшнего дня вы начнете изучение нового интересного предмета - МХК. На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, мы узнаем, как жило человечество на заре своего существования.

Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком.

И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек, - будь то орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык, - есть культура общества.

Предмет, который мы будем изучать, называется «Мировая художественная культура».

Разберем, что означает это название, и таким образом выясним в общих чертах содержание предмета.

III. Изучение нового материала.

Уточним смысл понятия «культура».

В о п р о с ы:

Что такое культура?

Что такое культурный человек?

Какие виды человеческой деятельности вы можете отнести к культуре?

Как культурный человек должен относиться к природе, к жизни?

СЛАЙД

Альберт Швейцер - немецкий ученый, видный гуманист XX века, считал, что культура обречена на упадок, если она утрачивает восприятие любой жизни как великой ценности. «Я есть жизнь, которая хочет жить». Принцип «благоговения перед жизнью» определяется гуманистической связью культуры с природой как областью бытия живого.

Итак, культура - неотъемлемая сторона жизни цивилизованного человека. Она проявляется во всем, что им создано и создается. Мы говорим о культуре труда и производства, культуре общения, культуре речи, культуре быта.

Таким образом, культура характеризует самые разнообразные стороны человеческой жизни.

Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Нечто подобное произошло с понятием «культура». Это

понятие столь многогранно, что до сих пор не существует его единого определения. Американские ученые А. Кербер и К. Клакхон уже в 1964 г. отобрали 257 дефиниций; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза.

Чтобы лучше понять смысл этого слова, обратимся к его происхождению.

Первоначально латинское слово cultura означало «уход за землей», «возделывание земли» и противопоставлялось значению слова «натура», т. е. природа («необработанная земля»).

Таким образом, в исходном значении этот термин означает обработку природного сырья; «культура» - преобразование, улучшение чего-либо, производимое в процессе целесообразной деятельности.

Позднее этот термин стал употребляться в близких значениях: изначально - улучшение, преобразование, затем - воспитание, развитие, совершенствование.

Таким образом, «культура» означает все то, что создано человеческим трудом в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

СЛАИД

Культура - это процесс духовной и материальной деятельности человека, а также результаты этой деятельности, образующие совокупность общественно-значимых ценностей, определяющих как внешние условия человеческой жизни, так и формирование самого человека.

П оэтому культура не существует вне человеческой деятельности. История человеческого общества - это и есть история мировой художественной культуры.

Разберем, что представляет собой структура культуры, какие виды человеческой деятельности относятся к понятию «культура».

СЛАЙД

Культуру обычно подразделяют на мировую и национальную, на материальную и духовную.

Такое подразделение, разумеется, очень условно. В силу теснейшей взаимосвязи между материальными и духовными ценностями часто бывает трудно однозначно отнести многие явления или к материальной, или к духовной культуре. Какое место, например, отвести науке, которая является и формой общественного сознания, и непосредственной производительной силой, или книгопроизводству, или средствам массовой информации? Критерием различия между ними можно считать зависимость от того, какие потребности при этом удовлетворяются - материальные или духовные.

Например, египетские пирамиды вполне можно отнести к духовной культуре, ибо основной целью их построения было внушение простым людям трепета и ужаса перед величием фараона, как наместника Бога на земле.

Дискуссия на тему : «Культура сегодня. Нужна ли она современному человеку?».

СЛАЙД

В ы в о д : культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

IV. Итог урока.

СЛАЙД

Анкетирование.

1.Мои пожелания к урокам МХК (т.е. какими на мой взгляд должны быть уроки МХК)

2.Что мне дает изучение МХК?

3.Нужен ли мне этот предмет?

Список используемой литературы:

    Вальчьяц.А.М. Вариации прекрасного. Мировая художественная культура: рабочая тетрадь:учеб.пособие.М.:ООО «Фирма МХК»,2000.

    Гатенбринк.Р.Загадки египетских пирамид. м.: Вече,2000

    Древний Египет,Шумер Вавилония. Древняя Греция:тексты/сост.Г.Н.Кудрина,З.Н.Новлянская.-М.:ИНТОР,2000

    Мировая художественная культура: учебн. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. -М.:Издательский центр «Академия»,1999

    elite-home.narod.ru

    Мультимедийное учебное пособие по курсу "Мировая художественная культура"

Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.

Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см.) и универсальная учебная программа.

Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.



Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.

Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.

Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».

Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культуру в школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.

Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.

Таким образом, можно сформулировать цель курса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.

Этим определено содержание курса, которое складывается из нескольких компонентов:

– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;

– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;

– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.

Итогом изучения курса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:

– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;

– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;

– создание художественной картины мира;

– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;

– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.

Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общение и приобщение через материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.

Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.

Изучение предмета МХК предполагает знакомство школьников и студентов с основными вехами, периодами, путями, направлениями, течениями, школами, стилями развития зарубежного и русского искусства. Основными целями курса являются формирование художественной культуры школьников и студентов как части их духовной культуры и создание у них целостной системы представлений об искусстве, а также развитие гармоничного мировосприятия и способности к самостоятельному постижению художественных ценностей. Культурный уровень учащихся с каждым годом становится все ниже. Зачастую сталкиваешься с непониманием и нежеланием детей изучать предмет МХК, поэтому вопрос: как повысить интерес к предмету, активизировать познавательную деятельность обучающихся – становится актуальным на каждом уроке. А кроме этого главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении МХК переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого обучающегося . Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Использование активного обучения в педагогической практике становится решением проблемы мотивации учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

При традиционном обучении педагог (равно как и весь используемый им комплекс дидактических средств) исполняет роль «фильтра», пропускающего через себя учебную информацию. При активизации обучения – педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества.

Экспериментальные данные в области педагогики и психологии свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой – до 50%, при проговаривании – до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности – до 90%. В связи с этим напрашивается вывод, что усвоение учебного материала не должно быть пассивным, необходимо обеспечивать постоянное активное участие в образовательном процессе самих обучающихся.

Сегодня существуют различные подходы к классификации методов и форм активного обучения. Чаще всего используют классификацию по характеру учебно-познавательной деятельности, согласно которой методы и формы активного обучения подразделяют на: неимитационные и имитационные. К неимитационным относят нетрадиционные формы проведения лекций, семинары, дискуссии, коллективно-мыслительную деятельность. Имитационные, в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые. При этом к неигровым относят анализ конкретных ситуаций, разбор деловой почты руководителя, действия по инструкции и т. д. Игровые методы подразделяют на: деловые игры, дидактические или учебные игры, игровые ситуации и игровые приемы и процедуры, тренинги в активном режиме.

Во многих образовательных учреждениях, в частности учреждениях СПО (среднего профессионального образования), на изучение МХК отводится ограниченное количество часов – 38 (2 часа в неделю), а стандарты никто не менял. Приходится мобилизовать все силы, возможности, способности как свои, так и учащихся, чтобы за это короткое время выполнить программу. Огромным подспорьем в этом нелегком деле становится использование лекций-визуализаций.

Лекция - визуализация способствует созданию проблемной ситуации, разрешение которой в отличие от проблемной лекции, где используются вопросы, происходит на основе анализа, синтеза, обобщения, свертывания или развертывания информации, т.е. с включением активной мыслительной деятельности. Задача преподавателя использовать такие формы наглядности, которые не только дополняли бы словесную информацию, но и сами являлись носителями информации. Чем больше проблемности в наглядной информации, тем выше степень мыслительной активности студента. Этот вид лекции лучше всего использовать на этапе введения студентов в новый раздел, тему.

Подготовка данной лекции преподавателем состоит в том, чтобы переконструировать учебную информацию по теме лекционного занятия в визуальную форму для представления учащимся через технические средства обучения (мультимедийный проектор, мультимедийная доска, ПК). Пример лекции-визуализации по теме «Художе6ственная культура Древнего Египта» смотри в Приложении 1 . Чтение лекции превращается в развернутое комментирование преподавателем подготовленных наглядных материалов.

К этой работе могут привлекаться и студенты, у которых в связи с этим будут формироваться соответствующие умения, развиваться высокий уровень активности, воспитываться личностное отношение к содержанию обучения. Студенты эту работу могут выполнять как в классе, дополняя лекцию учителя, так и дома, создавая свою небольшую лекцию-визуализацию. Приложение 2 .

Одним из наиболее эффективных активных методов обучения является игра . Педагогическая суть игры – активизировать мышление студентов, повысить самостоятельность, внести дух творчества в обучение. Главным вопросом в игре становится «что было бы, если бы...». Данный метод раскрывает личностный потенциал студента: каждый участник может продиагностировать свои возможности в одиночку, а также и в совместной деятельности с другими участниками.

В процессе подготовки и проведения игры преподаватель должен помочь студенту стать в игре тем, кем он хочет быть, показать ему самому его лучшие качества, которые могли бы раскрыться в ходе общения.

В преподавании МХК целесообразнее использовать ролевую игру . Цель данной игры – сформировать определенные навыки и умения студентов в их активном творческом процессе. Социальная значимость ролевой игры в том, что в процессе решения определенных задач активизируются не только знания, но и развиваются коллективные формы общения.

В подготовке ролевой игры можно выделить следующие этапы:

  1. Выбор темы. Темой игры может быть практически любой раздел учебного курса.
  2. Постановка целей и задач с учетом не только темы, но и анализа исходной ситуации.
  3. Определение структуры с учетом темы, целей, задач, состава участников.
  4. Диагностика игровых качеств участников ролевой игры. Проведение занятий в игровой форме будет эффективнее, если действия преподавателя обращены не к абстрактному студенту, а к конкретному студенту или группе.
  5. Диагностика объективного обстоятельства. Рассматривается вопрос о том, где, как, когда, при каких условиях, и с какими предметами будет проходить игра.

Игра должна быть практическим дополнением изучения конкретной теоретической темы, продолжением и завершением (раздела), дисциплины в целом. Так после изучения темы «Художественная культура Западноевропейского Средневековья» предлагается игра «Модный журнал». Перед учащимися ставится цель: «Вы редакторы журнала мод, вам необходимо подготовить выпуск номера, посвященный моде эпохи Средневековья». Говорить о моде Средневековья в целом можно много и подготовить не один выпуск журнала, поэтому необходимо ориентировать студентов на конкретную тему, например, романские и готические причёски, готическое платье, мужской костюм, головные уборы, цветная мода и т.д. Предлагаю посмотреть один из получившихся журналов в Приложении 3 . Завершая разговор об особенностях архитектуры и живописи любого периода, учащимся можно предложить перевоплотиться в экскурсоводов: «Вы экскурсовод маршрута N, подготовьте материал и проведите экскурсию к памятнику архитектуры», или «Вы экскурсовод в музее одного художника, подготовьте экспозицию работ этого художника, придумайте название экспозиции, составьте сопроводительный текст и проведите экскурсию» (смотри Приложение 4 ). Вариантов проведения таких игр может быть множество: редактор литературного альманаха, режиссёр театра, ведущий музыкальной передачи и т.д.

Ведущая Коломбина: Здравствуйте, вы узнали меня? Я Коломбина, раньше меня называли Серветтой и Франческой. Я девушка простая, вечно влюбленная, веселая, интриганка. И друзей у меня много: и простодушный арлекин, и находчивый пульчинелла, скупой купец Панталоне, И Жиль-Пьеро, признаюсь по секрету, - мой воздыхатель. Они с Арлекином постоянно соперничают. И все мы из комедии масок дель арте, возникшей в Италии в эпоху Возрождения.

Да, действительно, человеку эпохи Возрождения в ослепительном блеске и многообразии открывался новый мир… Этот мир запечатлен в архитектурных сооружениях Флоренции, Рима и Венеции, портретах, созданных кистью и резцом Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана, Дюрера. Он своеобразно преломляется в любовной лирике Петрарки, сатирических персонажах Боккаччо, Рабле и Сервантеса. Он отражается в страстях шекспировских героев и философских утопиях Томаса Мора и Эразма Роттердамского.

Предлагаю вам отправиться познавать этот удивительный мир. Давайте сначала заглянем во дворец Елизаветы и узнаем, что там происходит…

Инсценирование отрывка из пьесы Бернарда Шоу «Смуглая леди Сонетов» (1910)

Елизавета. Мистер Шекспир, я поговорю об этом с лордом-казначеем.

Шекспир. Тогда я пропал, ваше величество, ибо не было еще лорда-казначея, у которого нашелся бы сверх необходимых правительственных расходов хоть один пенни на что-либо, кроме войны или жалованья собственному племяннику.

Елизавета . Мистер Шекспир! Вы сказали истинную правду, но не в моих силах как-либо помочь делу… поверьте, мистер Вилль, пройдет 300 лет, а может быть, и того больше, пока мои подданные поймут, что не одним хлебом жив человек, но и словом, исходящим из уст тех, кого вдохновляет всевышний… Впрочем, к тому времени и ваши произведения, быть может, обратятся в прах.

Шекспир . Они пребудут в веках, ваше величество, за них не опасайтесь.

Елизавета . Возможно. Но в одном я уверена, ибо я знаю моих соотечественников, - пока все другие страны христианского мира вплоть до варварской Московии и селений невежественных германцев не станут содержать театры за счет казны, Англия ни за что не решится на такой шаг…

Шекспир . И все-таки я открою театр, потому что я Вильям Шекспир!

Исполняется танец «Павана» под музыку Каччини «Аве Мария»

Инсценирование отрывка из пьесы Вильяма Шекспира (из любой пьесы)

Ведущая Коломбина: Говоря об эпохе Возрождения, нельзя ни упомянуть знаменитую «Джоконду» Леонардо да Винчи.

С мечтательной, загадочной улыбкой
Позирует она… Задумчив и велик,
Воспроизводит он своею кистью гибкой
Ее роскошный стан и несравненный лик…
Но вдруг кладет он кисть. Торжественно и важно
Он говорит: ««Пускай пройдут века!
Я кончил этот труд: я к цели шел отважно;
Я сердцем трепетал, но не дрожит рука!
Ты, вечно русая, с небесными очами,
С улыбкой счастия на розовых устах,
Как ныне, будешь властвовать сердцами,
Когда мы оба превратимся в прах!
Века веков тебя не переменят
Всегда бела, румяна и нежна…
Пусть зимы лютые ряд зим суровых сменят;
В твоей улыбке – вечная весна!
О смерть, приди! Я жду тебя спокойно.
Весь мир свой внутренний я в этот образ влил:
Я подвиг совершил вполне ее достойный.
Я обессмертил ту, кого, как жизнь, любил».

Чтец (во время чтения демонстрируется презентация «Архитектурные шедевры эпохи Возрождения»)

В объеме чудной панорамы
Плавучие дворцы и храмы,
Как бы на якоре суда,
Как будто ждут, чтоб ветр попутный
Расшевелил их паруса!
Глядит задумчиво и смутно
Дворцов мастистая краса!
На их стенах столетий почерк,
Но нет их прелестям цены,
Когда рисуется их очерк
Под белым заревом луны.
Резец твердыням этим мрачным
Дал мягкость выпуклость и грань,
И, словно кружевом прозрачным,
Сквозит их каменная ткань.
Как все таинственно, как странно
В сем царстве дивной красоты:
На все ложится постоянно
Тень поэтической мечты…

Ведущая Коломбина: Перенесемся на Север Европы: Нидерланды, Францию, Германию – и посмотрим картины художников той эпохи. Итальянский купец Джованни Арнольфини женился на Джованне … и заказал свадебный портрет художнику ван Эйку. Новобрачные, соединив руки, клянутся хранить верность друг другу, причем жених подтверждает святость договора жестом руки, обращенной к небесам. А быть может, это сам ван Эйк, придворный живописец, и его юная супруга?

Постановка живой картины Яна ван Эйка «Портрет супругов Арнольфини»

Ведущая Коломбина: Вглядитесь! Без руля и без ветрил плывет утлый челн по морям житейской суеты. Его пассажиры, забыв о земле отправления, не ведая о берегах, к которым им рано или поздно придется пристать, предаются грубым утехам плоти. Они плывут давно, мачта проросла и стала деревом, в ней уже угнездилась смерть, а монах и монашка горланят песни, забыв о святости. Безумие и пороки переплелись между собой в жизни, непонятно становится, что движет человечеством. Иероним Босх ставит перед собой и людьми вопрос: «Куда мы плывем? К какому берегу хотим пристать?

Постановка живой картины Иеронима Босха «Корабль дураков»

Чтец (во время чтения демонстрируется презентация «Великие открытия эпохи Возрождения»)

Настали сроки: струны вновь запели,
И краски вновь зардели с полотна.
И дряхлой Византии в жизнь – весна
Вошла, напомнив о любви, о теле;
В своих созданьях Винчи, Рафаэль
Блеск бытия исчерпали до дна.
Стремились все – открыть, изобрести,
Найти, создать… Царила в эти годы
Надежда – вскрыть все таинства природы.

Каким видим, для повышения познавательной активности студентов, преподавателю предлагается множество различных разработанных методов, которые он может использовать в своей преподавательской деятельности. Мы рассмотрели только малую часть из них.

Литература

  1. Данилова, Г.И. Мировая художественная культура. 10 класс / Г.И. Данилова. – М., 2008.
  2. Мирецкая, Н.В. Культура эпохи Возрождения / Н.В. Мирецкая, Е.В. Мирецкая. – М., 1996.
  3. Платов, В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение / В.Я. Платов. – М., 1991.
  4. Погребная, Е.Н. Психолого-педагогические основы активных методов обучения // tnaia.narod.ru/sk/
  5. Смолкин, А.М. Методы активного обучения / А.М. Смолкин. – М., 1991.

Курс МХК весьма сложен как для педагогов, так и для уча­щихся. Он требует большой подготовки от педагогов и готовно­сти к восприятию объемного материала учащимися, широты творческого мышления, умения сопоставлять и анализировать произведения.

Чтобы решить задачи, стоящие перед кураОм МХК, отме­тим некоторые методические особенности преподавания это­го предмета.

    Мировая художественная культура - самый объемный пред­мет в школе, объединяющий в себе элементы истории, литерату­ры, изобразительного искусства, музыки, театра; поэтому уроки не следует перегружать информацией. Обилие информации усложня­ет работу и педагога, и учащихся.

    На уроке нужно оставить время (паузы, мгновения) для созерцания, любования, восхищения, переживания, прочув­ствования искусства, особенно на первом этапе обучения, ког­да ученики еще только «входят» в этот предмет.

    Чтобы заинтересовать учащихся красотой человеческого творчества, нужно дать им свободу для высказываний и сохра­нить право на субъективную оценку произведений. Она может быть отрицательной и неверной с точки зрения общепринятого. При этом учитель без раздражения и возмущения принимает эту оценку. В классе может возникнуть беседа, спор, в котором бу­дут высказаны разные взгляды. Педагог тоже высказывает свое видение, но не в категоричной форме. Ученики, конечно, к нему прислушаются. Но в классе нужно оставить психологический момент недосказанности, «многоточия».

    Задача преподавателя - научить школьника быть объек­тивным в суждениях и для этого дать ему краткую схему анали­за произведений: оригинальное, интересное и актуальное для своего времени содержание; опора на сложившиеся ранее тради­ции (жанр, содержание); мастерство создателя данного произве­дения; соответствие выразительных средств замыслу и содержа­нию произведения; характерные черты эпохи, направление к которому принадлежит анализируемое произведение (народное, религиозное, светское); выражение в нем мировоззрения време­ни, понимания мира и места человека в этом мире.

    Личное эмоциональное восприятие произведения, свое от­ношение к нему (по желанию).

    Подход к художественной культуре, особенно на первых порах, должен быть не академически сухой, построенный на анализе выразительных средств (что многим сложно и не нуж­но), а на понимании главного замысла произведения, общего содержания, эмоционального отношения к увиденному, про­читанному, услышанному. Это во многом зависит от педагога, как он сам будет рассказывать о Произведениях.

Вспомним рассказ В. Дорошевича «Петроний оперного партера», посвященный известному музыкальному критику прошлого века С.Н. Кругликову:

« ...Можно и Венеру Милосскую описать так:

    У нее правильное лицо. Грудь развита нормально. Дефек­тов в сложении не замечается. И, к сожалению, недостает рук.

Так тысячи критиков, добросовестных критиков изо дня в день описывают спектакли, искусство, артистов.

Но кого интересует эта:

    Безрукая статуя?

Эта женщина:

:- С нормально развитой грудью, лицом чистым, носом уме­ренным, подбородком обыкновенным?

Восторгался ли Кругликов Венерою Милосской или бранил ее, - но он судил ее как Дон Жуан, а не Лепорелло.

И в этом был секрет его обаяния на публику.

Он писал с улыбкой».

    Затронув проблему «.исполнения» урока, ибо от исполни­тельского мастерства педагога зависит и успех занятия, ска­жем несколько слов о речи педагога.

Речь может быть сдержанной, интонационно маловырази­тельной, ритмически однообразной. Для ее восприятия такой речи нужно большое напряжение, сосредоточенность и внима­ние. Но при таком внешне скромном «звучании» содержание речи может быть очень интересным, захватывающим логикой мысли, ясностью изложения.

Речь может быть, наоборот, очень эмоциональной, в боль­шом динамическом интонационном диапазоне, ритмически разнообразной: с включением небольших смысловых пауз, ус­корением и замедлением темпа. Такая речь близка к артисти­ческой, ораторской, увлекающей темпераментом и страстнос­тью. В сочетании с глубокой содержательностью она, как пра­вило, производит очень сильное впечатление. Но нередко такая речь служит и «внешним» прикрытием для отсутствия настоя­щего серьезного содержания.

Наконец, третий тип речи, когда эмоциональность находится на оптимальном среднем уровне: не воспринимается однообраз­ной и вялой и не претендует на артистическую яркость.

Интересно сравнить различные по характеру речи известных судебных адвокатов из книги «Судебные речи известных рус­ских адвокатов» (М., 1958).

К.К. Арсеньев. «Ему не были свойственны эффектные ти­рады, красивые фразы и пламенное красноречие. Его речь от­личалась скупостью красок и художественных образов. Он ста­рался убедить суд скупыми, но четкими суждениями, точны­ми характеристиками и доводами... Стиль его речей, так же как и печатных произведений, - ровный, деловой, спокойный, лишенный нервных порывов и резкостей. Как отмечают совре­менники К.К. Арсеньева, он говорил плавно, но быстро».

Ф.Н. Плевако. «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, кото­рыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы».

    Д. Спасович. «В числе многих и многие годы я восхищал­ся его оригинальным, непокорным словом, которое он вбивал, как гвозди, в точно соответствующие им понятия, - любовал­ся его горячими жестами и чудесной архитектурой речи, нео­тразимая логика которых соперничала с глубокой их психоло­гией и указаниями долгого, основанного на опыте житейского раздумья». I

    А. Андреевский. «Основной особенностью его как судеб­ного оратора является широкое внесение литературно-художе­ственных приемов в защитительной речи. Рассматривая адво­катскую деятельность как искусство, он защитника называл «говорящим писателем»... Его современники говорили, что слог С.А. Андреевского прост, ясен, хотя и несколько напы­щен... Речи его стройные, плавные, полные ярких запоминаю­щихся образов...»

П.А. Александров. «Наиболее характерным для судебного оратора мастерства П. А. Александрова является твердая ло­гика и последовательность суждений... Не обладая способно? стью создавать яркие образы, он, однако, всегда стремился к упрощению речи, прилагал много усилий к тому, чтобы сде­лать ее доступной и понятной».

Конечно, речь педагога камернее, скромнее, проще. Она долж­на сохраняться в пределах «педагогической профессии» и не пе­реходить в профессию адвоката, оратора, артиста. Тем не менее те достоинства, которые отмечаются в выступлениях адвокатов,

могут быть и достоинствами речи педагога. Владение богатым образным литературным языком, несомненно, поможет в рабо­те. Отказ от шаблонов и ходовых выражений позволит придать объяснению, рассказу живой, увлекательный характер.

    Педагогу нужно обратить внимание на то, как он ведет объяснение. Использование искусствоведческих терминов бу­дет усложнять его восприятие. Речь не должна быть чрезмерно сложной или, наоборот, слишком упрощенной. Но при любом уровне сложности существуют условия: простота, убедитель­ность, ясность изложения.

«В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживается известная полнота и звуч­ность» (Цицерон).

    Урок желательно наполнить радостью от общения с кра­сотой, с великим наследием мировой культуры, радостью по­знания, эстетического наслаждения, радостью размышлений, рассуждений, радостью узнавания уже известного. На уроке нужно создать атмосферу «влюбленности», ожидания откры­тий, запланировать материал «для удивления». Это может быть ваше как бы неожиданное наблюдение, догадка или сомнение, которое вы предлагаете классу разрешить.

    Необходимо учитывать готовность или неготовность уча­щихся к восприятию той или иной темы или произведения. Отсюда определяются степень глубины и сложности их раскры­тия. Быть может, для первого-знакомства нужно сознательно ограничить информацию об изученном произведении.

    Уроки не должны быть однотипными по строению и не­пременно иметь кульминацию. Она может быть в начале уро­ка, в середине или в конце. Наконец, важно продумать, какая будет кульминация: торжественная, восторженная, драмати­ческая, трагедийная, лирическая. Конечно, это зависит от со­держания произведения, которое педагог «приберег» для куль­минации урока. Но кульминация может быть не только «гром­кой» , но и «тихой», когда педагог говорит почти шепотом, или возникает немая сцена, когда замирают звуки музыки, или все в восхищении смотрят на картину, потрясшую воображение учеников.

Урок должен волнообразно развиваться, иметь подъем и спад, ускорение и замедление темпа, усиление и затухание громкости речи. В этом есть некая закономерность пульсации жизни.

    Урок должен строиться на принципе контраста, что так­же будет оживлять его. Контраст может возникнуть при смене" произведений, относящихся к разным видам искусств: литера­туре, архитектуре, ИЗО, музыке, театру, или при разборе раз­ных по содержанию произведениях: о Вселенной, о природе, об обществе, о человеке.

    Не следует стремиться к одинаково глубокому разбору всех произведений. На это просто не хватит времени. Поэто­му ознакомление должно быть «разноуровневым». Какие-то произведения проходят как фон (но обязательно в соответ­ствии с данной эпохой и темой урока). Например, несколько картин образуют фоновый изобразительный ряд или фоном зву­чит музыка. О некоторых произведениях дается лишь краткая информационная справка. И, наконец, одно или несколько про­изведений достаточно широко разбираются как наиболее харак­терные, раскрывающее суть темы.

    На одном уроке обязательно должны рассматриваться два-три вида искусства (литература, ИЗО, музыка), чтобы вы­явить единство в художественном отражении мира.

    Чтобы активизировать мышление учащихся, необходимо обращаться к их знаниям по истории, литературе, музыке, ИЗО.

    Для развития самостоятельного мышления педагог сна­чала сообщает краткую информацию о произведении: кем со­здано, когда, т. е. подводит к восприятию произведения; затем произведение читают, смотрят, слушают и определяют свое эмоциональное отношение. После этого дается анализ: принад­лежность к направлению искусства (народному, религиозно­му, светскому профессиональному); содержание, замысел, предназначение, выразительные средства (особенность литера­турного языка, архитектурных форм, цветовой гаммы, линий, звучания музыки и т. д.) как отражение в данном произведе­нии времени, страны, эпохи, мировоззрения.

    Схемы примерного расположения материала на уроке.

    характеристика эпохи - показ произведений - выводы.

Объяснение нового материала: от общего к частному и вывод.

После характеристики культуры страны или стиля рассматрива­ются общие положения на примере конкретных произведений, которые выбирает педагог. В конце урока дается обобщение, дела­ются выводы, логический «мостик» к началу объяснения;

    показ и разбор произведений - обобщение, вывод. Объяс­нение нового материала: от частного к общему. Происходит зна­комство с тремя произведениями или более разных видов ис­кусства. В конце урока делается вывод;

    тезис урока (главная мысль) - произведение (разбор) - тезис (главная мысль) - произведение (разбор) - вывод (обоб­щение). Такая схема урока подходит, когда нужно подтвердить главную мысль, каждый раз поясняя ее, на разных произведе­ниях;

    обсуждение двух-четырех произведений - выводы.

Для обсуждения предлагаются контрастные по содержанию,

или разностилевые, или принадлежащие разным эпохам про­изведения. Сначала дается информация, необходимая для даль­нейшего обсуждения, или сразу учащимся предлагается само­стоятельное осмысление. В заключение педагог приводит кон­кретную информацию, связанную с историей создания этих произведений.

    При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отме­тить сквозные линии: представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте; характерные черты культуры данной страны: природа, общественный строй, мировоззрение, религия, быт, фольклор, легенды, сказки, мифы; стиль искусства: романский, готичес­кий или стиль древнеегипетского, древнегреческого, древне­римского, византийского, древнерусского искусства и т. д.

    Имея такой обширный материал необходимо использо­вать метод сравттрчий, сопоставляя произведения одинаковых жанров, видов искусства, но относящихся к разным эпохам. На­пример, архитектуру Древнего Египта и Древней Греции; ро­манский стиль и готику; мифы Древнего Египта и Древней Гре­ции; два образа природы; две иконы разных эпох или картину и икону с изображением Богородицы.

    Контролировать знания учащихся необходимо в разно­образных формах: устный, письменный опросы, диалог, дис­пут, обсуждение, беседа, выступление (небольшое сообщение), сочинение.

    МХК - самый объемный предмет в школе, при этом на него отводится меньше всего часов. Перегруженность информа­цией на уроках не вызовет положительной реакции ни у учащих­ся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст учащихся при рассмотрении художественных произведений.

    Педагог сам выбирает те произведения из большого спис­ка программы, которые он считает нужным изучать в данном классе.

Итак, каждый раз решается задача, в которой известна ин­формация и нужно определить путь, выбрать наиболее подхо­дящую формулу для ее решения. В информационный матери­

ал надо «вдохнуть жизнь», определить темп, форму, характер и образ урока.

И последнее. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно об­ращаться к тому материалу, который они изучают на уроках обще- ственно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке.