Как афоня относится к своему деду. Инструктаж учителя по выполнению заданий IV. Домашнее задание
Урок литературного чтения в 3 классе.
Урок-размышление.
Тема: Свет отчего дома в рассказах Андрея Платонова.
Цели: обобщить и систематизировать знания о творчестве А. Платонова;
учить понимать смысл произведения, проникать в глубину авторского замысла;
воспитывать доброе чуткое отношение к своей семье, старшему поколению; учить понимать чувства других людей, сопереживать; бережно относиться ко всему живому на земле; воспитывать чувство долга, ответственное отношение к труду, прививать интерес к литературе, любовь к чтению.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к произведениям, плакат с высказываниями, пословицами, фонограмма песни Родительский дом, презентация Где ты появился на свет
Ход урока:
I. Орг. момент. Создание эмоционального настроя.
Звучит песня Родительский дом.
II. Постановка темы и цели урока.
-Тема нашего урока-размышления Свет отчего дома в рассказах А. Платонова. Как вы понимаете смысл этого выражения? (Тепло родного дома)
- Отчий дом Здесь в родительском доме семья: отец, мать, бабушка, дедушка, ребенок. Все объединены любовью, добротой, совместным трудом. Дом для ребенка мир, где так хорошо, где все знакомо, где рядом самые близкие, любимые люди. Это единственное место на земле, где так спокойно и уютно. От объединяющей всех любви рождается в ребенке рождается в ребенке радость всему миру. Все человеческое в человеке должно рождаться в семье.
-Как вы понимаете эти слова?
- Какие чувства присущи только человеку? (Сострадание, любовь)
Именно таков дух рассказов А. Платонова.
- Свет отчего дома. Семья, любовь, забота, сопереживание. Сегодня мы будем размышлять над этой темой. Понаблюдаем как эти понятия отражены в прочитанных нами произведениях. Понаблюдаем как складываются отношения между членами семей в платоновских рассказах, какими они должны быть эти отношения.
III. Работа над произведениями.
- Цветок на земле, Еще мама, Сухой хлеб. Перечитывая эти произведения мы ощущаем атмосферу Семьи, Дома- главных опор человека в жизни.
-Обратимся к первому рассказу Цветок на земле Кто является главным героем? (Афоня -маленький мальчик из крестьянской семьи).
- Что вы узнали о его семье?
- С кем из членов семьи Афоня общается больше всего? Почему?
- В чем заключается это общение? Давайте прочтем об этом. Читаем по ролям(с. 140-142).
- Каким был дедушка Тит? Как он выглядел? (От старости, от тяжелой работы).
-Какие слова доказывают это? (С.141)
- Как относился Афоня к своему деду? (С заботой) Найдите и прочтите слова доказывающие это.
- Как относился дед к своему внуку? Прочитайте об отношениях деда и внука.
- Старый и малый сошлись в этом рассказе. Дед, который прожил долгую тяжелую жизнь. Внук маленький мальчик, только еще познает окружающий мир. Все в этом мире для него сложно и непонятно. Чего добивался Афоня от своего деда? (Что тот рассказал ему про ВСЁ . что самое ГЛАВНОЕ на земле, как РОЖДАЕТСЯ ЖИЗНЬ на земле)
-Куда повел дед Тит своего внука? Давайте прочтем об этом.(с. 143)
- О каком удивительном чуде узнал Афоня от деда?
- Приходит понимание, что жизнь это трава, рожь, и они пахари, хлебу расти помогают. В душе Афони рождается желание делать из смерти жизнь.Зачем ему это нужно? (Если дед умрет, он сможет вернуть ему жизнь) А на самом деле может такое быть?
- О чем говорит это его желание? (Мальчик очень любит своего деда и боится, что дед умрет)
- В семье из любви к деду, жалости к матери, работавшей с утра до вечера, тоске по отцу, воевавшему за то, чтобы он, Афоня, жил счастливо, рождается у мальчика любовь ко всему живому на земле. Мальчик успокаивает деда: Ты спи, а когда умрешь, ты не бойся, я узнаю у цветов, как они из праха жизнь делают, и ты опять будешь жить из своего праха. Ты, дедушка, не бойся.
- Что сделал Афоня, оставшись один в поле?(с.146)
- Почему рассказ называется Цветок на земле?(с. 144, с.147 вывод)
- Как вы думаете каким человеком вырастит Афоня? Кем он станет?
IV. Физкультминутка.
V. Работа над произведением Еще мама.
- А теперь обратимся к другому рассказу Еще мама.Как звали главного героя этого рассказа?
- Артем- маленький мальчик, примерно такого же возраста как и Афоня. Рассказ Еще мама является в чем-то автобиографическим. На всю жизнь Андрей Платонов сохранил благодарную память о своей первой учительнице Апполинарии Николаевне. Именно ей посвятил писатель свой рассказ.
0 Какая семья была у Артема? Как вы думаете, почему у Артема не было отца?
- Почему рассказ называется Еще мама?
-Хотел ли мальчик идти в школу? Почему? Прочитаем об этом.(с. 147)
- Почему мама успокаивала сына, говоря, что тот не пойдет в школу? О чем это говорит?
-Давайте прочтем, что же произошло, когда Артему исполнилось семь лет. (с. 147-148)
- Какой наказ давала мать? (Слушаться учительницу, она будет тебе в школе мамой)
- Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?(Он не мог представить чужую женщину в роли матери)
-Прочтите каким было расставание матери и сына. О чем это говорит?
- Каким
Лисиченко Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
Г. Слюдянка
Духовно-нравственное воспитание.
Урок литературного чтения по теме
"А.П. Платонов « Самое удивительное чудо».
"Цветок на земле". 3-й класс
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; находить в тексте описания природы, осознавать их роль в конкретном тексте; читать вдумчиво, замечать необычные обороты речи главных героев, толковать их в соответствии с замыслом автора; понимать значение незнакомых слов из контекста произведения.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока; понимать и толковать исследовательские задачи, стоящие перед группой; планировать работу в группе; оценивать результаты работы в группе.
Познавательные: сравнивать эпизоды одного текста между собой, понять идею произведения в ходе анализа произведения; делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач; прогнозировать развитие событий рассказа на основе сделанных выводов.
Коммуникативные: участвовать в диалоге с товарищами по группе, обсуждать различные идеи и мнения, бесконфликтно дискутировать, при необходимостиделегировать полномочия для презентации результатов работы группы другим участникам, давать корректные советы по оформлению результатов работы группы.
Личностные: высказываться позитивно о пожилых людях, озвучивать стремление заботиться о них, осмыслить понятия «мудрость» и «тайна жизни», толковать их по просьбе учителя.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», «Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс», компьютер, мульти-медиа-проектор, карточки с исследовательскими заданиями для каждой группы.
Ход урока
Чтение эпиграфа урока.
Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы.
К. Паустовский
2. Лексическая разминка, осмысление ключевых слов.
Назовите словосочетание, употребленное в переносном значении.
«сухая душа»
а)Подбери синонимы:
Черствая, безразличная, равнодушная.
б) Антонимы: (на наборное полотно выставляются карточки-опоры)
Добрая, богатая, чуткая, сострадающая, полная жизни.
О ком из героев рассказа Платонова можно сказать, что у него«душа добрая
III. Речевая разминка.
1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы напечатаны на листочках)
Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
1) И старость не страшна, коли молодые помогут.
2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.
2. Работа над правильным выразительным чтением.
Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.
Подготовка к восприятию рассказа А. Платонова «Цветок на земле».
Актуализация жизненного опыта учащихся .
Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их, за что ценим?
Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и ваших семьях?
Расскажите самый трогательный эпизод из ваших отношений с бабушкой или дедушкой.
(волонтёры
Работа над заголовком рассказа «Цветок на земле»
Сегодня мы продолжим работу с произведением Андрея Платонова,»Цветок на Земле» . Как вы думаете, почему свою беседу с вами я начала с разговора о ваших бабушках и дедушках, как это может быть связано с названием рассказа «Цветок на земле»? (Дети высказывают свои предположения).
Целеполагание. Формулирование учебной задачи урока.
Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.
Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).
Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»
* Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).
- Беседа на эмоциональное восприятие и по содержанию.
Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?
Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?
Что можете сказать об отношениях деда и внука
Работа в группах. Выполнение исследовательских заданий.
Составление плана исследовательской работы.
Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).
Верно, значит, нам нужно разделиться на микрогруппы. А с какими материалом будет работать каждая группа? (Нужно поделить текст на смысловые части).
(ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)
Инструктаж учителя по выполнению заданий.
Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
Вспомните правила работы в группах.
Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.
Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:
Карточка 1.
Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
Почему дедушка Тит всё время спит?
Как к этому относится Афоня?
Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
Карточка 2
Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
Как реагировал дедушка на вопросы внука?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.
Карточка 3
Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
От чего дедушка проснулся?
Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».
Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.
Карточка 4
Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?
Почему дедушка «осерчал» на внука?
Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод.
Карточка 5
Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?
Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.
Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод.
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:
С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.
С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.
С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?
Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?
Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.
Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.
________________________________________________ | ________________________________________________ ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
_____ На печи рядом с дедом. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. | Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восстанови пословицу: ___ | 4.Восстанови пословицу: __________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расшифруй слово: 400: 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63: 9 = (н) 470 – 90= (ж) 810 -110= (у) 40: 4 = (р) 560 + 80 = (т) | 5. Расшифруй слово: 500:100= (о) 47 * 10= (в) 430 + 70 = (е) 64: 8 = (т) 60: 6 = (к) 480 +60= (л) 77: 7 = (а) |
)
Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.
Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
2.Аутотренинг - релаксация
Учитель читает текст «Волшебный цветок добра»
(звучит музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов »)
«Закройте глаза. Протяните руки. Положите цветок Добра на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. Мысленно поместите всё добро этого цветка внутрь, в своё сердце.
Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…
Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение. Пусть теплые чувства и хорошее настроение будут с вами.
Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу теплые мысли».
Домашнее задание. В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросытест
________________________________________________ ________________________________________________ | ________________________________________________ ________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расставь порядок плана рассказа: _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. ____ Опять скучно жить на свете. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. | Расставь порядок плана рассказа: _____ Цветок – труженик. _____ Дед Тит. _____ На печи рядом с дедом. _____ Скучно Афоне жить на свете. _____ Пошли гулять. _____ Проснулся ненадолго. _____Гребешок для деда. ____ Опять скучно жить на свете. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Восстанови пословицу: Молодые, старость, коли, и помогут, не, страшна. | 4.Восстанови пословицу: Молодость, старость, пташкой, черепашкой, ползает, летает, а. __________________________________________________________ |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расшифруй слово: 400: 100= (е) 59 * 10 = (и) 520 + 80 = (к) 63: 9 = (н) 470 – 90= (ж) 810 -110= (у) 40: 4 = (р) 560 + 80 = (т) | 5. Расшифруй слово: 500:100= (о) 47 * 10= (в) 430 + 70 = (е) 64: 8 = (т) 720 – 90 = (с) 920 -120 = (р) 60: 6 = (к) 480 +60= (л) 77: 7 = (а) |
Дед учит Афоню разглядеть жизнь в обычном цветке, что растёт на камнях. Символичны мудрые слова деда: «А цветок, ты видишь, жалконький такой, а он живой, и тело себе он сделал из мертвого праха. Стало быть, он мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым духом. Вот тебе и есть самое главное дело на белом свете, вот тебе и есть, откуда все берется. Цветок этот - самый святой труженик, он из смерти работает жизнь. »
Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )
Вы внимательно читали рассказ, следили за чтением товарищей. Сейчас переверните листок и прочитайте, что там записано.
Как вы думаете, что это? (План)
Совпадает ли он с событиями в тексте? (Нет)
Возьмите карандаш и расставьте номера по порядку, пользуйтесь текстом.
· На печи рядом с дедом.
· Скучно Афоне жить на свете.
· Дед Тит.
· Опять скучно жить на свете.
· Пошли «белый свет пытать».
· Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
· Проснулся ненадолго.
· Гребешок для деда.
Прочитайте план. Проверяем все у себя.
Зачитайте, пожалуйста, те фрагменты, которые помогут нам представить всю тяжесть борьбы цветка за жизнь (дети читают фрагменты, учитель фиксирует на "картине" самую главную фразу "Он из смерти работает жизнь" )
Если я спрошу о строении рассказа, то к какому компоненту композиции вы отнесёте эти важные слова? (кульминация)
- Почему вы считаете этот момент самым важным? (потому что в этом и заложен смысл жизни цветка: постоянно побеждать смерть, выживать, жить и своей жизнью прокладывать новые жизни )
- "А иначе, зачем на земле этой вечной живу?" Да? Зачем живёт дедушка на земле? (:) Откуда берёт начало жизнь Афони? (:) В этом и заключается тайна и правда жизни: жизнь вечна! Дедушка прожил долгую жизнь, трудился во благо земли и людей, таким же он воспитает и своего внука. Афоня вырастет и передаст тайну жизни своему внуку: и так будет бесконечно, пока человек борется за право жить на земле.
Цветок - этот самый труженик, он из смерти работает жизнь.
Люди- пахари, хлебу помогают расти.
Труд - делает жизнь, создаёт её.
Просмотр содержимого презентации
«cvetok_na_zemle»
А.П. Платонов «Цветок на земле»
Лисиченко Галина Анатольевна
Учитель начальных классов
Школы-интерната № 23 ОАО «РЖД»
Г. Слюдянка
А. П. Платонов
«Цветок на земле"
Эпиграф
«Нет хуже, когда у человека душа
«сухая» Вянет от таких жизнь, как от осенней росы»
СИНОНИМЫ:
чёрствая,
безразличная,
равнодушная.
АНТОНИМЫ:
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА И старость не страшна, коли молодые помогут.
Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.
Не обижай малого, уважай старого – сам в почете будешь.
1.Андрей Платонович Платонов
«ЦВЕТОК НА ЗЕМЛЕ»
2.И старость не страшна, коли молодые помогут.
Деление текста на части:
- Скучно Афоне жить на свете.
2. Дед Тит.
3.Опять скучно жить на свете.
4.Проснулся ненадолго.
5.На печи рядом с дедом.
6.Пошли гулять.
7.Цветок - труженик, он из смерти работает жизнь.
8.Гребешок для деда.
труженик, он из смерти работает жизнь. »
Определите главную мысль рассказа. (Цветок этот - самый труженик, он из смерти работает жизнь. Люди - пахари, хлебу Помогают расти. Труд делает жизнь, создает ее. )
Цветок этот – самый
труженик, он из смерти
работает жизнь.
Люди – пахари, хлебу
помогают расти.
Труд делает жизнь,
создаёт её.
Самое удивительное чудо на земле-
это жизнь.
Цветок – символ жизни.
Цветы, как люди на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие теплые костры.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно.
А безымянных - нету!
И все, что может видеть глаз -
Над нами и под нами, -
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно - давно привычно нам,
Другое незнакомо...
Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.
Вспомните правила работы в группах.
Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. На каждой карточке будет указано, на какой главный вопрос должна ответить группа. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.
Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.
3. Выполнение заданий учащимися в группах. Учитель в это время ведёт консультативную и разъяснительную работу.
Примеры карточек с исследовательскими заданиями для малых групп:
Карточка 1.
1) Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка!- попросил Афоня» с. 130.
Почему дедушка Тит всё время спит?
Как к этому относится Афоня?
Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?
Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
3) Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 2
1) Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?
Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?
Как реагировал дедушка на вопросы внука?
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.
4) Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 3
1. Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.
2. Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня решил остановить маятник у часов?
От чего дедушка проснулся?
Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?
3. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».
4. Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 4
1) Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?
Почему дедушка «осерчал» на внука?
Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?
4) Сделайте вывод: Какая тайна открылась Афоне. Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 5
1) Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?
Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?
Почему Афоня принёс гребешок дедушке? Как это характеризует его отношение к дедушке?
Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.
3) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.
4) Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод и приведите доказательства.
Карточка 6 (Эту карточку лучше предложить группе детей с высокими учебными возможностями).
1) Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:
· С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.
· С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.
· С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.
· С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.
· С. 134: описание мыслей Афони, когда он задумался среди трав и цветов.
· С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.
2) Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:
Подумайте, для чего в начале рассказа даётся подробное описание дедушки? Как через данное описание проявляется отношение автора к старому человеку?
Подумайте, почему, когда дедушка опомнился и повёл Афоню полевой дорогой к пастбищу, описание природы становится радостным, солнечным, ярким? Как это связано с состоянием главных героев – дедушки и Афони?
О чём задумался Афоня среди трав и цветов? Соответствует ли его настроению описание его мыслей? Какими красками пронизано описание мыслей Афони?
Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).
Подведение итогов работы в группах. Ответ на главный вопрос урока.
Учитель организует прослушивание результатов работы групп, оценивание выполненных работ. Далее учащиеся коллективно смогут ответить на главный вопрос урока о тайне, открытой Афоне его дедушкой. Очень важно отметить с детьми мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем экзистенциального характера: каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.
III. Итог урока. Рефлексия.
Итак, сегодня был очень сложный урок. Вам пришлось о многом подумать, поразмышлять об очень сложных понятиях, отношениях между людьми. Не каждый взрослый способен задуматься над теми проблемами, которые осветил Андрей Платонов в своём произведении, а мы с вами рискнули благодаря такому чудесному рассказу.
Понравилось ли вам размышлять над серьёзными вопросами, искать ответы на них в литературных произведениях? Кому из вас ещё раз хочется перечитать рассказ? Перечитайте его вместе с родителями, попробуйте вместе с ними ещё раз окунуться в тайну, хранимую дедушкой Афони.
IV. Домашнее задание.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся выполнить задание № 8 на с. 136 учебника, которое будет способствовать не только вдумчивому чтению, но и умению формулировать и задавать умные и глубокие вопросы.
Урок № 113
Приведём пример урока по развитию речи. Учитель не должен забывать, что уроки развития речи проводятся в курсе литературного чтения. На таких уроках развивается как устная речь (через обучение разным видам пересказов), так и письменная (написание мини-сочинений на литературную тему или эссе). Мы решили разработать в помощь учителю урок, позволяющий научить ребёнка выборочному пересказу, причём пересказу, в котором необходимо заменить диалоги героев косвенной речью. Данная задача довольна трудна для младших школьников, но выполнима при грамотной организации процесса обучения. Умения выбирать нужные эпизоды для пересказа и переводить диалоги в косвенную речь могут быть востребованы на любом другом уроке как в начальной школе, так и на последующих этапах обучения.
Тема урока: А. Платонов «Ещё мама». Развитие речи (выборочный пересказ с переводом диалогов в косвенную речь).
Целевые установки урока (планируемые результаты):
Предметные: знать, что такое диалог и как он оформляется на письме; находить диалоги в тексте, заменять их косвенной речью при пересказе эпизодов, воспроизводить эпизод из текста, сохраняя основную идею и тему эпизода.
Метапредметные:
Регулятивные: формулировать учебную задачу урока, планировать своё высказывание; оценивать свои речевые высказывания и высказывания сверстников.
Познавательные: выделять по просьбе учителя необходимые эпизоды из текста; выделять основную мысль и тему эпизода.
Коммуникативные: строить своё речевое высказывание по заранее составленному плану, воспроизводить спланированное высказывание, передавая чувства героев и своё отношение к ним.
Личностные: осознавать смысл приобретаемого умения, понимать, где ещё может пригодиться данное умение.
Оборудование к уроку: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», электронная доска, черновые листы для каждого учащегося.
Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Срочно надооо! и получил лучший ответ
Ответ от
В своих произведениях П писал о вечных темах: о добре и зле, о смысле жизни, о предназначении человека в нашем мире. В этом отношении интересны его многие рассказы, которые несут важную смысловую нагрузку. Один из них – «Цветок на земле» , написанный в 1949 году. Сюжет прост и незатейлив: маленький Афоня мается от скуки, оставшись дома вдвоем с дедушкой, он просит деда рассказать ему про все. Дед Тит отводит его на пастбище, показывает голубой цветок, растущий прямо из песка, и объясняет, что самое главное на свете – из смерти делать жизнь, как этот цветок из праха творит жизнь. Афоня радуется, что понял дедушку, в нем пробуждается желание самому сделать что-нибудь хорошее он …., а полученный в награду гребешок дарит дедушке.
И сюжет, и композиция рассказа способствуют раскрытию основной идеи произведения. Рассказ построен традиционно. События охватывают небольшой промежуток времени (несколько часов) и изложены в хронологической последовательности.
Отличительной чертой рассказа является и язык, которым он написан. П использует простые по конструкции предложения, поэтому создается впечатление, что все происходящие описывается самим ребенком. Они реалистичны и правдивы. Эту правдивость им предают слова, заимствованные из живой народной речи: нынче, смежать, обожди.
В качестве художественного приема в этом рассказе, как впрочем, и во многих других П использует перенесение свойств одного предмета на другой. В данном случае легко провести параллель между образом цветка и образом человека: цветок, превзойдя все невзгоды растет на мертвом песке, тянется к теплу и свету, так и человек должен трудиться всю свою жизнь, чтобы чего-то достичь в этой жизни. Таким образом основная идея заключена в образе цветка (Он… самый с труженик… жизнь…). Устами дедушки Тита писатель доносит до нас правду жизни, предлагает простой с виду рецепт счастья, который, тем не менее, бывает не легко воплотить в жизнь. Далеко не каждый человек способен достичь гармонии с окружающим миром, но тот, кто сумеет это сделать, обретет истинное счастье. Маленький мальчик Афоня, усвоив дедушкины слова о самом главном на свете, по-своему начинает делать шаги к собственному счастью. Он говорит: «Ты не бойся… не бойся!».
Итак, мы видим, что П затрагивает в рассказах вечные проблемы человеческого счастья, смысла жизни, которые остаются актуальными и по сей день. И я надеюсь, что эти маленькие рассказы писателя, в том числе и «Ц н з» будут радовать людей, неся мир в их сердца и покой в души
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что сумел понять Афоня из объяснений дедушки? Срочно надооо!
Ответ от Кузьмичева Ольга
[активный]
куку! он поняял что цветы берутся из мертвого праха