Как раскрывается характер Базарова в отношениях с родителями? Пребывание базарова в родительском доме

Свидетелем сцены возвращения «в родное гнездо» мы уже были. Возвращение – это встреча, ощущение радости. В финале гл. 21 – перед нами сцена отъезда из «родного гнезда». И еще не читая, предчувствуешь некую грусть, печаль, потому что отъезд – это расставание. Оно тяжело для обеих сторон, и отъезжающих и провожающих.

Сцена отъезда начинается фразой Базарова: «Ничего! До свадьбы заживет». И это базаровское «ничего» могло бы звучать как «ничего страшного». Вроде, «переболит, успокоится». Все в стиле базаровского нигилизма. Но пройдет целый день, прежде чем Базаров решится о своем намерении уведомить Василия Ивановича. Вроде, маленькая деталь. Но она не так уж и мала для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности, Евгения Базарова.

Решение сына было настолько неожиданным, что бедный Василий Иванович от растерянности «перевернулся на месте». Как трогательны в своей любви к сыну старички Базаровы. Никак не рассчитывали, что их Енюша после трех лет отсутствия погостит только три дня. Вынув платок, сморкаясь, наклоняясь чуть не до земли, Василий Иванович, не понимая разумом, соглашаясь с сыном (чтоб не обидеть), будет лишь сбивчиво произносить: «Я было думал, что ты у нас… подольше, три дня… Это, это после трех лет, маловато; маловато, Евгений». И в этих словах все: и обида родительская, и растерянность, изумление. А ведь они так старались для сына, они так ждали его приезда. Арина Власьевна специально для сына цветов выпросила у соседки, чтоб комнату убрать, чтоб сыну в доме уютно было. А уж Василий Иванович даже не посмеет сыну рассказать о том, что «каждое утро чуть свет, стоя о босу ногу в туфлях, он поручал Тимофеичу разные закупки, особенно налегая на съестное…». И все это для Евгения, сына, чтоб не чувствовал стеснения, чтоб понравилось ему. Жили-то они только ожиданием своего ученого сына, благоговели перед ним. Бедный Василий Иванович еще держится, еще сдерживает слезы, еще пытается показать перед молодыми людьми свою современность: «Главное – свобода; это мое правило… не надо стеснять…». А вот Арину, старушку свою, пожалел, не захотел сказать на ночь, потому что знал, каким горем станет для нее это известие. А утро следующего дня для них станет темнее ночи.

Не нуждаются комментирования строки, рассказывающие о последних минутах расставания. Их нужно читать. Лицо Василия Ивановича за ночь осунулось, он еще храбрился, громко говорил и стучал ногами, а бедная Арина Власьевна только тихо плакала. Нельзя сказать, что Базарову – нигилисту, отвергающему чувства вообще и любовь в частности, было все равно. Дрогнуло и его сердце, потому он и пообещал вернуться не позже месяца. Пообещал, чтоб успокоить, утешить.

Но вот лошади тронулись, зазвенел колокольчик – «и вот уже глядеть вслед было незачем». Как велико горе родителей. Что ждет их в будущем? В грустном одиночестве, заботясь друг о друге, предстоит им доживать свои дни. Одни, как перст, одни «в своем тоже как будто внезапно съежившемся и подряхлевшем доме». И, прислонив свою седую голову к седой голове своего мужа, утешает Арина Власьевна его: «Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел; а мы с тобой, как опенки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня». А в этих словах – картина жизни уходящего поколения «отцов». Сочувствуя, искренне жаль старичков Базаровых. Обидно за Евгения. Но чувствуется уже, что его безупречная теория не выдерживает проверки жизнью.

Ещё раз про анализ эпизода

Никто не удивится, если для выпускного сочинения вновь предложат темы, требующие умения анализировать эпизод. Что же нужно ученику для анализа текста? Разумеется, сам текст, умение читать этот текст, что вовсе не равнозначно складыванию букв в слоги и слова, способность сопоставлять, сравнивать, выстраивать логическую цепочку, делать вывод. И ещё хорошо бы иметь в запасе какой-нибудь словарь. Лучше всего «Словарь литературоведческих терминов» или Словарь Даля. И всё - можно начинать.

Попробуем проанализировать эпизод из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и, не мудрствуя лукаво, возьмём предлагавшуюся для экзаменационного сочинения сцену отъезда Базарова из родного дома.

Сначала договоримся, что мы будем называть эпизодом. Для этого предложим нашим ученикам воспользоваться словарной статьёй из любого словаря. На уроке сопоставляем выписанные определения. Итак, эпизод - “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной законченностью и самостоятельностью”. Тогда характер каждого персонажа раскрывается через цепь эпизодов. Таким образом, чтобы понять характер, нужно проанализировать несколько “законченных фрагментов”. Эпизоды похожи на кадры диафильма, каждый добавляет что-то новое к образу героя.

Теперь предложим ученикам подумать над тем, какие события в жизни человека помогают становлению его характера или наиболее чётко проявляют его. Очевидно, они назовут яркие впечатления детства, отъезд из родного дома, влюблённость, встречи с другими людьми, потерю близких и так далее. А можно ли считать возвращение в родительский дом после долгого отсутствия событием, в котором проявляется характер человека? Даже возвращаясь домой после летних каникул, школьники понимают, что что-то изменилось. Ещё в пятом классе мы писали коротенькие этюды «Когда я возвращаюсь домой с каникул».

Когда я возвращаюсь домой с каникул, мне очень грустно, потому что кончилось лето. Но и весело, потому что я встречусь с друзьями, увижу новых учителей. Когда я захожу в дом и начинаю играть с игрушечным псом Тявкой, он кажется мне меньше, чем в прошлом году. Вхожу в ванну - она кажется мне узкой и короткой. А мои любимые ботинки! Когда я в них попыталась влезть, они жутко жали. Всё стало таким маленьким - ужас!

Диана Добрынина

Теперь представьте себе, что “в родное гнездо” возвращается повзрослевший молодой человек, несколько лет проведший в столичном университете. Что происходит с миром вокруг него, как меняется этот мир? Как меняется его восприятие? Как меняется его отношение к родным, никуда не уезжавшим из дома?

Перечитаем начало сцены отъезда. В первой же фразе звучит ключевое для всего романа слово “ничего”. Это непереводимое русское “ничего” означает и “ничего страшного”, и “а что делать?”, и многое другое. С каким эпизодом, предшествующим анализируемому, связано это слово? Когда и как оно вводится? Что означает? Случайно ли звучит во время, предшествующее расставанию? Обратимся к сцене в доме Кирсановых, где и происходит памятный разговор о нигилизме. Итак, нигилист, по мнению “ученика” Базарова, Аркадия Кирсанова, “человек, который ко всему относится с критической точки зрения”. А вот Павел Петрович считает, что “нигилист - это человек, который ничего не уважает”. Уважает ли своих родителей Евгений Базаров? Если нет, тогда почему целый день прошёл, прежде чем он решился сказать о скором отъезде родителям? Пусть ученики найдут в тексте описание того, как воспринимают известие старики родители. Какие чувства вызывают их переживания у читателя? А что испытывает читатель по отношению к самому Базарову? Почему уезжает так скоро Евгений Васильевич из дома, в котором не был три года, а погостил всего три дня? Найдите в тексте указание на то, как изменится жизнь родителей после отъезда сына.

Для понимания характера героя, разумеется, необходимо проанализировать все сцены, в которых он участвует. Но мы из цепочки эпизодов, составляющих сюжет произведения, выберем только ещё один, третий и последний. Таким образом, мы замкнём своё короткое исследование. Чем заканчивается роман? Внимательно перечитаем финал романа. Кто навещает могилу Базарова? Какие чувства вызывает описание кладбища? Возникают ли в памяти “опытного” читателя какие-нибудь литературные ассоциации? Вероятно, ученики назовут элегическое настроение, перекличку с темой “сельского кладбища” в поэзии первой четверти XIX столетия. Есть ли разница в настроении, с которым описывается жизнь других героев романа в 28-й главе после смерти главного героя? В чём смысл риторических вопросов, которыми завершается роман? Как сам автор отвечает на них? Как вы понимаете слова о “вечном примирении”?

По материалам, собранным во время урока, ученикам предлагается составить план и написать сочинение на тему «Анализ сцены отъезда Евгения Базарова из родного дома».

Сцена отъезда Базарова из родного дома

(гл. 21, анализ эпизода)

По определению, данному в «Словаре литературоведческих терминов», эпизод - “отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью”. Возникновение этого слова связано с древнегреческой драмой, где оно обозначало “часть действия между выступлениями хора”.

Как правило, путь любого героя любого произведения связан с цепью эпизодов, в которых и раскрывается образ этого героя, так или иначе выражается авторское отношение. Также можно сказать, что сквозь “магический кристалл” эпизода просматриваются важнейшие черты произведения в целом. Обратимся теперь к конкретному примеру, а именно, к сцене отъезда Евгения Базарова из родного дома (роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», гл. 21).

Известно, что сама ситуация возвращения домой после долгого отсутствия даёт возможность читателю отнестись к происходящему как к новому этапу в жизни молодого человека. (Кстати, и сам роман «Отцы и дети» начинается тоже с возвращения молодого человека в родной дом. Так, именно в старое “дворянское гнездо” 20 мая 1859 года возвращается Аркадий Николаевич Кирсанов. Очевидно, эта параллель не является случайной.) Вернувшийся после долгого отсутствия домой сын определяется (определился) с собственной жизненной позицией, со своим отношением к нравственным и эстетическим ценностям старшего поколения.

Но в финале главы 21 перед читателем уже не встреча, а расставание. Трогательные в своей любви и доверчивости Василий Иванович и Арина Власьевна никак не рассчитывали, что сын после трёх лет отсутствия погостит только три дня. “Я, было, думал, что ты у нас… подольше. Три дня… Это, это после трёх лет маловато; маловато, Евгений!” - так, сморкаясь и наклоняясь чуть не до земли, с трудом скрывая слёзы, говорит отец Базарова. Его речь робкая, сбивчивая; изумление, растерянность, вызванные известием о неожиданном отъезде сына, заставляют читателя отнестись к старикам Базаровым с сочувствием, а к их сыну с возмущением. Но ведь и Базаров не сразу “решился уведомить Василия Ивановича о своём намерении”. “Целый день прошёл”… А это не так уж мало для решительного, отвергающего чувства вообще и любовь в частности Евгения Васильевича. Базаров сказал: “Ничего!” Случайность ли это? Не отсылается ли здесь читатель снова к понятию “nihil, ничего”, которое было введено Тургеневым в главе 5? По мнению Павла Петровича Кирсанова, нигилист - это человек, “который ничего не уважает”. А вот Аркадий считает, что нигилист - человек, “который ко всему относится с критической точки зрения”.

И что ж, это хорошо? - перебил Павел Петрович.

Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно…

В сцене отъезда (гл. 21) “дурно” всем: и Аркадию, и старикам Базаровым, и самому Евгению. Жизнь в доме “старосветских помещиков” (ведь Арина Власьевна и Василий Кириллович так похожи на героев гоголевской повести) замрёт окончательно. Жили-то они лишь ожиданием учёного сына, перед которым благоговели. Василий Иванович сдерживает слёзы, стараясь доказать молодым людям свою современность: “Главное - свобода; это моё правило… не надо стеснять… не…” В грустном одиночестве предстоит доживать им свои дни, и уже “с утра всё приуныло в доме”. И вот старички, так старавшиеся не беспокоить лишний раз сына, “остались одни в своём, тоже как будто внезапно съёжившемся и подряхлевшем доме”. И утешает мужа седая Арина Власьевна: “Что делать, Вася! Сын - отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел - прилетел, захотел - улетел; а мы с тобой, как опёнки на дупле, сидим рядком и ни с места. Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня”. Сама того не понимая, старушка даёт точную и образную характеристику их жизни, жизни уходящего поколения “отцов”. Скучно и тяжело в их доме Базарову, стремящемуся к жизни “с пользой”. Жалко читателю старичков, обидно за Евгения.

Через цепь испытаний проводит своего героя Тургенев. Постепенно мы всё лучше узнаём Базарова. Созданная им теория не выдерживает проверки жизнью. “Нет любви” - а как же Анна Одинцова и старички родители? “Природа не храм, а мастерская” - а как же ощущение полноты природы во время прогулки с Анной Сергеевной? Сцена отъезда имеет важное значение для углубления образа главного героя и формирования читательского отношения. В финале романа только дряхлые старички приходят к могиле Евгения Базарова. “Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет!” О “вечном примирении и о жизни бесконечной” говорят цветы, растущие на могиле бунтаря и нигилиста Евгения Васильевича Базарова. И читатель примиряется с этим неоднозначным образом. Через неприязнь и непонимание, возмущение и зарождающееся сочувствие к пониманию и сопереживанию проводит автор романа своего читателя.

Разумеется, проблема “отцов” и “детей”, отразившаяся в романе И.С. Тургенева и составляющая основной конфликт его, - проблема вневременная. И тем сильнее задумывается читатель, “переживший” сцену отъезда Базарова из дома родителей, над своим отношением к старшему поколению, над собственной жизненной позицией.

Тема урока: Базаров и его родители.

Цель урока: рассмотреть образы отца и матери, выявить взаимоотношения Базарова с родителями, расширить психологический портрет главного героя; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки; воспитывать чувство долга у детей по отношению к своим родителям.

Оборудование: эпиграфы к уроку, иллюстрации к роману, презентация к уроку.

Ход урока.

    Организационный момент.

Ребята, скажите, как часто вы произносите слова любви, признаетесь в любви? Кому чаще всего вы говорите: «Я люблю тебя»? Конечно, в первую очередь, вашим любимым девушкам. Вспомните, когда вы в последний раз говорили своим родителям: «Я люблю вас. Спасибо, что вы у меня есть». А ведь они не меньше ваших девушек нуждаются в наших словах любви, в нашей поддержке. Они нуждаются в нас.

    Запись эпиграфа к уроку.

Вы, наверное, догадались, сегодня на уроке мы поговорим о взаимоотношениях с родителями, об отношении нашего героя Евгения Базарова к его родителям. Обратимся к нашему первому эпиграфу.

«Таких людей, как они, в нашем большом свете днем с огнем не сыскать». ( Базаров о родителях).

Каждый ребенок может подобное сказать о своих родителях.

    Работа по теме урока.

1) Давайте для начала вспомним, кто такой Базаров и что вы о нем узнали. Работа с портретами Базарова. Тургенев дает небольшую характеристику внешности своему герою. Мы больше о нем узнаем от других героев. (Базаров – нигилист. Базаров – будущий лекарь, он учится в медицинском университете. После трехлетнего отсутствия дома приезжает на родину, где его с нетерпением ждут его родители.) А что вы можете сказать, глядя на портреты Базарова? Каким он перед вами предстает?

2) Да, Базаров – нигилист. Кто такой нигилист? Как Базаров себя характеризует? (Мы отрицаем все!) Это значит, что нигилисты отрицают и любовь, романтизм, сентиментализм. Когда как другие так не думают. Поэтому мы можем сказать, что Базаров одинок.

3) Вспомним, когда Базаров приезжает к родителям. Сразу? (Нет, спустя почти месяц после своего приезда из Петербурга. Он приезжает к родителям после тяжелого разговора с Анной Сергеевной Одинцовой. Он, нигилист, отрицающий все живое, полюбил эту женщину. А она отвергла его чувство. Это было для него невыносимо. И для того чтобы забыть Одинцову, Базаров старается отвлечься, едет к родителям).

4) Расскажите, как встретили Базарова его родители.

5) Кто они, чем они занимаются? (Василий Иванович – человек очень добрый. Он бесплатно лечит крестьян, хотя отказывался уже от работы врача. Он стремится пополнить свои знания. Василий Иванович – гостеприимный хозяин, он с удовольствием встречает Аркадия, предлагает ему удобную комнату, хотя и во флигеле. Василий Иванович любит много говорить. Арина Власьевна суеверна и невежественна, боялась лягушек, книг не читала. Любила поесть, поспать и «знала толк в хозяйстве». В политике не разбиралась. Она очень добра и заботлива: не ляжет спать, если у мужа болит голова; больше всего на свете любит сына. Арина Власьевна – человек иного образа жизни, нежели ее сын.)

6) Как относятся к Евгению отец и мать? (Мать ласково называет его Енюшкой; они боялись побеспокоить его лишний раз)

7) Можно ли назвать Базарова хорошим сыном? (Да, можно. Он заботится об их финансовом состоянии, за время учебы не попросил у них ни копейки. Находясь при смерти, он просит Одинцову позаботиться о своих родителях: « Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать...»)

8) С чем связано его «сухое» общение с родителями? (С разрывом с Одинцовой)

9) Можем ли мы сказать, что Базаров бесчувственен по отношении к своим родителям? (Нет, он не хочет огорчать родителей, поэтому решается сказать о своем отъезде лишь вечером.)

10) Почему Базарову жизнь родителей кажется «глухой»?

11) Как же Базаров относится к своим родителям? (Базаров любит своих родителей, прямо говорит Аркадию: «Люблю, Аркадий». А это немало в его устах. В первые моменты встречи с отцом он с любовью вглядывается в него и понимает, как он, бедняга, поседел. Доброта отца находит в нем должную оценку. Но Базаров не может закрыть глаза на разницу взглядов и целей жизни. Такую глухую жизнь не может принять Базаров. Базаров не хочет бороться с мелочами жизни, его задача – переделать основы жизни: исправить общество и болезней не будет. А переделать основы жизни родителей нельзя, всякая попытка ругать их по меньшей мере огорчила бы их, не принесла пользы).

12) Смерть Базарова. От чего умирает Базаров? Как относится Базаров к своей смерти? (Опытный и понимающий врач, Базаров прекрасно знает, что нужно сделать в случае заражения, но не делает этого.)

13) Расскажите о переживаниях родителей Базарова во время его болезни.

    Работа по картине. В 1874 году художник В. Перов написал картину по роману «Отцы и дети» «Старики родители на могиле сына».

    Работа с текстом. Какие чувства вызывает у вас эта картина? (Для родителей нет ничего больнее, чем потеря своего ребенка).

    Я хочу прочитать вам притчу. Одному юноше не везло в Любви. Всё как-то попадались девушки ему «не те» в жизни. Одних он считал некрасивыми, других – глупыми, третьих – сварливыми. Устав от поисков идеала, юноша решил обратиться за мудрым советом к старейшине племени.

Внимательно выслушав молодого мужчину, старец молвил:

Вижу, что беда твоя велика. Но скажи мне, как ты относишься к своей матери?

Юноша был очень удивлён.

Причём же здесь моя матушка? Ну, не знаю… Она часто вызывает во мне раздражение: своими глупыми вопросами, назойливой заботой, жалобами и просьбами. Но могу сказать, что люблю её.

Старец помолчал, покачал головой и продолжил беседу:

Что ж, я открою тебе самый главный секрет Любви. Счастье есть, и оно кроется в твоём драгоценном сердце. И семечко твоего благополучия в Любви посадил очень важный человек в твоей жизни. Твоя мама. И как ты относишься к ней, так и будешь относиться ко всем женщинам мира. Ведь мама – это первая Любовь, которая приняла тебя в свои заботливые объятия. Это твой первый образ женщины. Будешь любить и почитать свою маму – научишься ценить и уважать всех женщин. И тогда ты увидишь, что однажды понравившаяся тебе девушка ответит на твоё внимание ласковым взором, нежной улыбкой и мудрыми речами. Ты не будешь предубеждён против женщин. Ты увидишь их Истинными. Наше отношение к Роду – мерило нашего счастья.

Юноша с благодарностью поклонился мудрому старцу. Отправившись в обратный путь, он услышал за своей спиной следующее:

Да, и не забудь: ищи для Жизни ту девушку, которая будет любить и чтить своего отца!

О чем эта притча? Какой вывод можно сделать?

Мы, дети, в долгу перед своими родителями, мы обязаны оберегать их в старости, быть опорой и надеждой. Они не должны переживать за наши ужасные поступки, плохие отметки, плохое поведение. В наших силах сделать жизнь родителей счастливей. У поэта М. Рябинина есть такие строки (эпиграф урока):

Поклонись до земли своей матери

И отцу до земли поклонись...

Мы пред ними в долгу неоплаченном –

Помни свято об этом всю жизнь.

Я вас просила написать эссе о своих родителях. Что значат они для вас. Вы стали спрашивать, что писать, как писать. То, что они делают для нас нельзя описать словами. И все сказали, что они для вас значат ВСЁ!

«Я очень люблю и ценю своих родителей. Иногда у нас бывают разногласия, но всё равно мы миримся. Мой папа научил меня играть в хоккей, и теперь я в команде. А мама всегда поможет в трудную минуту. В любой трудной ситуации родители дадут совет и всегда рядом»

«Я очень люблю своих родителей. Я обязан им жизнью. Они воспитывали меня и научили всему, что знают сами»

«Я очень часто думаю, что моя мама может и знает все на свете начиная с ремонта мотоцикла, вкусных пирогов и заканчивая умением душевно общаться со мной и понимать меня. У моей мамы хорошие друзья, ведь по-другому и не может быть, она же лучшая. Я очень люблю, ценю, горжусь и уважаю свою маму»

«В моей жизни случилось так, что я живу с отцом. Папа строг со мной. Он всегда говорит: «В любой ситуации оставайся человеком». Отец хочет, чтобы я всего добился сам. Только благодаря ему я полюбил спорт. Я очень благодарен папе за заботу и любовь»

«Года два назад у меня был несносный характер, очень часто я ссорился с родителями. Я очень благодарен родителям за то, что они перетерпели мой злобный характер. И на сегодняшний день у меня с ними теплые отношения. Я хочу, чтобы все так и продолжалось, было только лучше»

«Родители – самое дорогое, что есть в нашей жизни. Каждый человек должен и обязан их уважать, любить, ценить и дорожить ими. У меня большая и очень дружная семья. Так случилось, что мы с братьями и сестренкой остались без родителей, Но мы все равно не перестаем их любить и помнить. Они также живы для нас. Они всегда рядом с нами. У меня есть брат, на которого я могу положиться. В трудные минуты мы всегда помогаем друг другу, протянем руку помощи. Также с нами живет наша любимая бабушка, которая отчасти заменила нам родителей. Она души в нас не чает, оберегает от жизненных невзгод, всегда бок о бок с нами, и в горе и в радости. Мы от всей души желаем ей крепкого здоровья и терпения в воспитании нас. Мы с братьями и сестренкой понимаем, какой это нелегкий, титанический труд. Со своей стороны мы тоже помогаем ей по хозяйству, нянчить сестренку. Я уверен, что все мы преодолеем все трудности и невзгоды жизни, которые приготовила нам судьба. Берегите родителей и своих близких людей при жизни. Отдавайте им свое тепло и любовь, пока ваши сердца бьются»

«Моя мама была самой лучшей, самой заботливой. Она была хорошей хозяйкой, хорошей матерью и хорошей женой. Свободное время родители всегда уделяли мне. Каждый воскресный день мы ходили в храм на службу, она пела на клиросе, пекла просфоры. Каждое утро она отводила меня в садик. Я никогда ее не забуду!!! Я ее очень люблю и часто чувствую ее присутствие рядом со мной»

    Презентация (фото с родителями). Посмотрите на счастливые лица ваших родителей. Они счастливы оттого, что мы рядом с ними. Так не заставляйте родителей грустить. Поддерживайте их, говорите с ними, молчите с ними, будьте всегда с ними. Я не зря презентацию закончила фотографией с вашим мастером. Ведь здесь, в лицее, она для вас мама. Поэтому не огорчайте ее своим плохим поведением, своими дурными отметками. Ребята, не забудьте, придя домой, обнять своих родителей и сказать, что вы их очень любите. Не забудьте поздравить своих дорогих мам с Днем Матери.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

8.Подведение итогов. Выставление оценок.

Кульминационный момент романа - не дуэль, даже не объяснение. Приезд Базарова к родителям начинает процесс переосмысления многих прежних постулатов. Во время свидания Одинцова обратилась к нему с традиционной для таких мгновений просьбой: «Расскажите мне что-нибудь о самом себе... то, что в вас теперь происходит». На протяжении нескольких вечеров Базаров упорно уклоняется от этого вопроса. Не из «скромности», не по опасению, что «аристократка» его не поймет. Он так глубоко загнал свою внутреннюю жизнь, что теперь трудно понять, «что в тебе происходит». «Происходит, - возмущается уязвленный Базаров, - точно я государство какое или общество!» Но процесс самоосознания уже начался. Впервые при виде родного дома героя охватывает чувство ностальгии: «Та осина <..> напоминает мне мое детство... я в то время был уверен, что эта яма и осина обладали особенным талисманом… Ну, теперь я взрослый, талисман не действует». Впервые в голову приходит сознание неповторимости и ценности своей личности: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме <...> кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже».

Впервые Базаров осознал, что, поставив себя над всеми, он обрек себя на одиночество. Великая цель противопоставила его остальным людям - простым, заурядным, но счастливым: «Хорошо моим родителям жить на свете!», спустя мгновенье возвращается к той же мысли: «Как посмотришь… на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется, чего лучше?» Да и сама цель теперь представляется не такой уж безусловной. Почему один человек (самоценная личность) обязан жертвовать собой ради другого (такой же личности)? Чем он хуже? «…Ты сегодня сказал, проходя мимо избы нашего старосты Филиппа, - размышляет он, обращаясь к Аркадию, - …Россия тогда достигнет совершенства, когда у последнего мужика будет такое же помещение…» Аркадий, конечно, повторял слова учителя о том, что «всякий из нас должен этому (счастью народа ) способствовать». Но реакция Базарова оказывается для него полной неожиданностью: «А я и возненавидел этого последнего мужика <…>, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не cкажет… Ну, будет он жить в белой избе. А из меня лопух расти будет<…>?» «И каким бы пугающим ожесточением ни веяло от такого признания, это тоже симптом прибавления человечности в Базарове. Конечно, ненависть - страшное чувство, но это именно чувство, а как раз чувств и не было в прежнем базаровском отношении к людям. Теперь «Филипп или Сидор» ненавистен и, значит, ощутим: для Базарова он впервые живой человек, а не <…> абстрактный знак вопроса».

«Да правда-то где, на какой стороне?» - добивается простодушный Аркадий. Новый Базаров уже не знает ответа на все вопросы: «Где? Я тебе отвечу как эхо: где?» Нельзя сказать, чтобы новый Базаров понравился себе. Открытие собственной души приводит к печальному выводу: ты такой же, как все; так же уязвим, так же причастен смерти. «Что за безобразие!» Порой Базаров завидует даже …муравью. «Тащи ее (муху ), брат, тащи! Пользуйся тем, что ты, в качестве животного, имеешь право не признавать чувства сострадания!..» Бросить вызов.., но кому? Кто теперь его враг?

Отсюда непрязненное отношение к Аркадию. Младший Кирсанов на сей раз предстает не в качестве друга, а как двойник. Вернее, двойник прежнего Базарова. Которому так легко было жить и которого мучительно пытается воскресить в себе. Базаров ему завидует, и ненавидит, и провоцирует: «Полно, пожалуйста, Евгений, мы наконец поссоримся». Но Базаров как раз и хочет ссоры - «до истребления». Снова, к ужасу Аркадия, пробудилось в Базарове зверино-самолюбивое начало: «…Лицо его друга показалось ему таким зловещим, такая нешуточная угроза почудилась ему в кривой усмешке его губ, в загоревшихся глазах…» Базаров изо всех сил хочет остаться прежним Базаровым. «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною.., тогда я изменю свое мнение о самом себе».

Читайте также другие статьи по теме «Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Отношение Базарова к родителям

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением. Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова - Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь. В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна - настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя. Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью. Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет. Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства. Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».