Как развить красноречие за минимальный срок? Упражнения по риторике: теория и практика

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто думает, что овладев более или менее искусством слова, может без подготовки выходить на три-буну (так как в любом случае умнее, чем его аудитория), глубоко заблуждается.

Хейнц Кюн

Есть ораторы выдающиеся, а есть - посредственные. Можно быть компетентным и талантливым оратором, но при недостаточной подготовке к докладу, все способности сводятся на нет, а выступление может оказаться серым, вялым и никого не впечатлит.

Поэтому никогда менеджеру или торговому агенту не стоит сбрасывать со счетов практические упражнения по риторике. Хорошая речь и впечатляющее выступление — это не продукт хаотичного вдохновения или спонтанной импровизации.

Это плод кропотливой подготовки. Только так менеджер может стать гениальным оратором, поднявшимся над уровнем рутины и посредственности. Из всего вышесказанного вытекает замечательное правило: работе над докладом нужно выделять время. Второе же правило подразумевает систематичность.

Выдающаяся речь — это не результат некого озарения, вспышки чувств, эмоций и мыслей, вылитых в слова и предложения. Без систематического и регулярного труда над речью, докладами и выступлениями — менеджер или торговый агент рискует потерять впустую массу драгоценного времени. А время в нынешний век - это деньги.

Поэтому необходимо постоянно тщательно прорабатывать материал, оттачивать готовый текст, внимательно относиться к деталям, подмечая каждую мелочь. Именно такой подход предполагает серьезная наука риторика, задания и упражнения по развитию памяти, речи при подготовке доклада должны быть регулярными и постоянными. Только так можно взойти на вершину ораторского олимпа.

Сама по себе подготовка доклада или выступления — труд творческий. А всякое творчество подразумевает и некоторые муки рождения в поисках вдохновения и нужного слова. Но чем большие муки творчества проходит автор, тем большую радость созидания получает.

Недаром известный ученый Эдисон полагал, что изобретение состоит из 99 процентов пота и всего лишь из 1 процента вдохновения. В риторике это суждение полностью справедливо для работы над ораторской речью.

Практикой выработаны некоторые общие ключевые моменты подготовки выступления, которые можно изложить в десяти поэтапных шагах.

Сбор материала

Материал всегда собирается с учетом перспективы. То есть, не нужно ограничиваться одной ближайшей темой выступления. Может так случиться, что встретившийся факт или ожившая фраза пригодятся в каком-нибудь, пусть не ближайшем, но далеком будущем.

Поэтому расширение знаний и сбор информации — неотъемлемая часть деятельности менеджера, как оратора. Изучение справочной и специальной литературы, книг, газет и журналов, энциклопедических словарей и словарей по различным областям, будь то философия, экономика, политика, техника, толковых словарей и пополнение словарного запаса иностранных слов. В источниках материала в сегодняшний век недостатка нет.

При сборе материала следует сразу делать разграничение между чужим и собственным. Например, собственные мысли менеджер может помечать особым образом: подчеркивание, скобки, квадратные скобки, выделение. Есть полезная практика фиксировать собранный материал в каталожных карточках.

Оформляя материал, обязательно следует оставлять место для того, чтобы потом можно было вносить изменения и дополнять текст. Различными цветами (цветными маркерами) можно выделять главное и важное в тексте речи.

Собственные мысли, суждения, озарения, заметки занимают немалое место в общем процессе сбора материала. Но есть одно но... они всегда приходят внезапно. Они не стучатся, не просят войти, они просто врываются и все, и что самое печальное, так же быстро и внезапно исчезают. Поэтому важно ловить момент.

А инструментами, которые позволяют ловить эти самые полезные, но «шустрые», мысли являются блокнот и ручка. Все очень просто. Важная рекомендация для менеджера: всегда иметь при себе ручку и блокнот для заметок, куда будут вноситься важные и интересные моменты наблюдений и размышлений. Впоследствии записи сослужат неоценимую службу, помогут из сырого материала сформировать рукопись.

Сформировать последовательный и логичный текст из хаотичного набора различных заметок поможет еще и такая важная деталь как идея. Иными словами, у текста речи или доклада должна быть центральная мысль, идея, цель, которую автор желает донести до слушателя. Именно ею нужно руководствоваться при отборе материала для доклада. Здесь настает время поговорить о втором шаге подготовки.

Отбор материала

Отбор и последующая организация собранного материала в стройную, ясную, четкую структуру — важная часть работы над выступлением. Для этого менеджеру стоит вновь и вновь просматривать свои заметки, записи, выделять главное, вычеркивать второстепенное. Надо отметить, что последнее сделать довольно трудно. Уметь выбрасывать — это, пожалуй, настоящее искусство и одна из сложнейших частей в организации текста.

Избыток материала никогда не будет полезным для речи. Менеджер постоянно должен задаваться вопросом: «Какова главная цель выступления? Что нужно достичь? На что направлена речь? К какому итогу должна привести? На данном этапе отбор становится еще строже. Так как постоянно идентифицируется с темой речи. И при малейшем несоответствии — лишнее убирается.

«Инкубационный период» или время обдумать материал

Теперь материал упорядочивается, уточняются данные, проверяются факты. И не только. Это время, когда менеджер, как автор речи, «живет» ею, пропитывается ею. Он находится в постоянном размышлении о ней и о будущих слушателях, все время, спрашивая себя: «Для чего эта речь? Что я должен сказать? К чему направить?»

Главная мысль прогоняется в разуме менеджера, как спектакль на сцене. Так происходит осознание. При этом для более плодотворного рабочего процесса и достижения результата нужно выделять для работы то время, в которое работается легче и лучше всего. Надо отметить, что у каждого человека это время индивидуально и зависит от климатических условий, особенностей организма и т. д.

Очень хорошим упражнением для осознания является чередование состояний. Текст прочитывается, потом автор размышляет над ним «про себя», слушает молча, сосредотачиваясь на прочитанном. А затем произносит вполголоса основные мысли. Таким образом, ключевые моменты речи падают внутрь оратора.

Вдобавок полезно вновь и вновь кратко формулировать главные мысли выступления в кратких законченных фразах. Таким образом, менеджер добивается оттачивания деталей, выделения ключевых слов и появления связок в речи.

Первичная редакция речи

На начальном этапе она подразумевает выделение всех ключевых элементов, фраз, начало работы над стилистическим оформлением текста, вступлением и заключением.

Словесное стилистическое оформление

Ориентируясь на ключевые слова, менеджер вновь и вновь находит новые формулировки, проговаривает их, выращивая «мясо» на каркасе конспекта.

Работа над вступлением и заключением, шлифовка

Следует доводить до совершенства все детали и мелочи, шлифовать, наводить глянец в речи. Взвешиваются факты, проверяются аргументация, связки и основные положения.

Окончательная правка риторической речи

Такая редакция предполагает сокращение фраз. Менеджеру необходимо постараться «уместить» слишком длинные предложения в одну строку. Порой, у ораторов в речи настолько длинные предложения, что они забывают о том, что было в начале, когда доходят до конца предложения. Таким образом, менеджеру нужно еще раз пробежаться по речи и сделать ее упорядоченной, легко читаемой и, самое важное, — лаконичной.

Мысленное освоение

Необходимо стараться усвоить доклад в памяти, взяв в качестве опоры ключевые слова. Здесь можно использовать два момента:

  • запоминание основных мыслей и высказываний;
  • воспроизведение структуры или плана выступления.

Запомнить конспект доклада поможет многократное его чтение и пересказ, т. е. словесное формулирование. В свободное время в любом месте: в очереди, в автобусе, в дорожной пробке необходимо мысленно проговаривать речь, придерживаясь ее плана.

Пробное произнесение речи

Чтобы текст речи усвоился более полноценно, менеджер может:

  • мысленно прокрутить конспект в обратном направлении, отслеживая связи между главными частями;
  • произнести речь без слов, молча, про себя, в голове.

В риторике речь должна быть естественной, она не должна «застывать» на устах говорящего. Поэтому еще и еще раз менеджеру следует выполнять упражнения по риторике, пока он не добьется совершенства.

Самый полный список из самых полезных и действенных, при этом простых и понятных, упражнений на дикцию.

Упражнение тридцатое. Упражнения для дикции.

Однажды в Голливуде стали снимать фильм под названием «Король говорит!» (на самом деле «The King’s Speech»). Все преподаватели риторики воодушевились, потому что надеялись увидеть достойное произведение кинематографа про ораторское искусство. С отличными актёрами. С качественным сюжетом. С мощной режиссёрской работой.

И всё это произошло – режиссура, сюжет, актёры, всё было прекрасно, фильм собрал отличную кассу, восторженные отзывы, кучу наград и четыре Оскара, но только оказался он не про риторику, а про логопедов. Логопедов! Превосходный фильм. И про логопедов.

С тех пор, а фильм вышел в 2010 году, каждый человек, решивший заниматься риторикой, заодно хочет заниматься и своей дикцией. Разве это не здорово?

Дикция, часть первая.

Всем известный Демосфен, удачно исправивший себе дикцию с помощью камней во рту, оставался бы образцом для подражания и в наше время, если бы не современные цены на стоматологию. Потому вместо камней сейчас используют винную пробку или держа её передними зубами, или просто держа её во рту. Найдите пробку, она вам сейчас понадобится.

Ниже даны строки, каждую из которых следует произносить вслух на одном дыхании. Первый раз строчку надо прочитать медленно, второй раз шёпотом, третий раз с пробкой, четвертый раз без пробки с нормальной скоростью, пятый раз быстро.

1. ПТКИ, ПТКЭ, ПТКА, ПТКО, ПТКУ, ПТКЫ, ПТКЕ, ПТКЯ, ПТКЁ, ПТКЮ
2. ПКТИ, ПКТЭ, ПКТА, ПКТО, ПКТУ, ПКТЫ, ПКТЕ, ПКТЯ, ПКТЁ, ПКТЮ
3. ТПКИ, ТПКЭ, ТПКА, ТПКО, ТПКУ, ТПКЫ, ТПКЕ, ТПКЯ, ТПКЁ, ТПКЮ
4. БДГИ, БДГЭ, БДГА, БДГО, БДГУ, БДГЫ, БДГЕ, БДГЯ, БДГЁ, БДГЮ
5. БГДИ, БГДЭ, БГДА, БГДО, БГДУ, БГДЫ, БГДЕ, БГДЯ, БГДЁ, БГДЮ
6. ГБДИ, ГБДЭ, ГБДА, ГБДО, ГБДУ, ГБДЫ, ГБДЕ, ГБДЯ, ГБДЁ, ГБДЮ
7. МРЛИ, МРЛЭ, МРЛА, МРЛО, МРЛУ, МРЛЫ, МРЛЕ, МРЛЯ, МРЛЁ, МРЛЮ
8. МЛРИ, МЛРЭ, МЛРА, МЛРО, МЛРУ, МЛРЫ, МЛРЕ, МЛРЯ, МЛРЁ, МЛРЮ
9. РМЛИ, РМЛЭ, РМЛА, РМЛО, РМЛУ, РМЛЫ, РМЛЕ, РМЛЯ, РМЛЁ, РМЛЮ
10. РЖЛИ, РЖЛЭ, РЖЛА, РЖЛО, РЖЛУ, РЖЛЫ, РЖЛЕ, РЖЛЯ, РЖЛЁ, РЖЛЮ
11. РЛЖИ, РЛЖЭ, РЛЖА, РЛЖО, РЛЖУ, РЛЖЫ,РЛЖЕ, РЛЖЯ, РЛЖЁ, РЛЖЮ
12. ЖРЛИ, ЖРЛЭ, ЖРЛА, ЖРЛО, ЖРЛУ, ЖРЛЫ, ЖРЛЕ, ЖРЛЯ, ЖРЛЁ, ЖРЛЮ
13. ЛМНИ, ЛМНЭ, ЛМНА, ЛМНО, ЛМНУ, ЛМНЫ, ЛМНЕ, ЛМНЯ, ЛМНЁ, ЛМНЮ
14. ЛНМИ, ЛНМЭ, ЛНМА, ЛНМО, ЛНМУ, ЛНМЫ, ЛНМЕ, ЛНМЯ, ЛНМЁ, ЛНМЮ
15. МЛНИ, МЛНЭ, МЛНА, МЛНО, МЛНУ, МЛНЫ, МЛНЕ, МЛНЯ, МЛНЁ, МЛНЮ
16. ФТЧИ, ФТЧЭ, ФТЧА, ФТЧО, ФТЧУ, ФТЧЫ, ФТЧЕ, ФТЧЯ, ФТЧЁ, ФТЧЮ
17. ФЧТИ, ФЧТЭ, ФЧТА, ФЧТО, ФЧТУ, ФЧТЫ, ФЧТЕ, ФЧТЯ, ФЧТЁ, ФЧТЮ
18. ТФЧИ, ТФЧЭ, ТФЧА, ТФЧО, ТФЧУ, ТФЧЫ, ТФЧЕ, ТФЧЯ, ТФЧЁ, ТФЧЮ
19. ТКПИ, ТКПЭ, ТКПА, ТКПО, ТКПУ, ТКПЫ, ТКПЕ, ТКПЯ, ТКПЁ, ТКПЮ
20. КПТИ, КПТЭ, КПТА, КПТО, КПТУ, КПТЫ, КПТЕ, КПТЯ, КПТЁ, КПТЮ
21. КТПИ, КТПЭ, КТПА, КТПО, КТПУ, КТПЫ, КТПЕ, КТПЯ, КТПЁ, КТПЮ
22. ГДБИ, ГДБЭ, ГДБА, ГДБО, ГДБУ, ГДБЫ, ГДБЕ, ГДБЯ, ГДБЁ, ГДБЮ
23. ДБГИ, ДБГЭ, ДБГА, ДБГО, ДБГУ, ДБГЫ, ДБГЕ, ДБГЯ, ДБГЁ, ДБГЮ
24. ДГБИ, ДГБЭ, ДГБА, ДГБО, ДГБУ, ДГБЫ, ДГБЕ, ДГБЯ, ДГБЁ, ДГБЮ
25. РЛМИ, РЛМЭ, РЛМА, РЛМО, РЛМУ, РЛМЫ, РЛМЕ, РЛМЯ, РЛМЁ, РЛМЮ
26. ЛМРИ, ЛМРЭ, ЛМРА, ЛМРО, ЛМРУ, ЛМРЫ, ЛМРЕ, ЛМРЯ, ЛМРЁ, ЛМРЮ
27. ЛРМИ, ЛРМЭ, ЛРМА, ЛРМО, ЛРМУ, ЛРМЫ, ЛРМЕ, ЛРМЯ, ЛРМЁ, ЛРМЮ
28. ЖЛРИ, ЖЛРЭ, ЖЛРА, ЖЛРО, ЖЛРУ, ЖЛРЫ, ЖЛРЕ, ЖЛРЯ, ЖЛРЁ, ЖЛРЮ
29. ЛРЖИ, ЛРЖЭ, ЛРЖА, ЛРЖО, ЛРЖУ, ЛРЖЫ, ЛРЖЕ, ЛРЖЯ, ЛРЖЁ, ЛРЖЮ
30. ЛЖРИ, ЛЖРЭ, ЛЖРА, ЛЖРО, ЛЖРУ, ЛЖРЫ, ЛЖРЕ, ЛЖРЯ, ЛЖРЁ, ЛЖРЮ
31. МНЛИ, МНЛЭ, МНЛА, МНЛО, МНЛУ, МНЛЫ, МНЛЕ, МНЛЯ, МНЛЁ, МНЛЮ
32. НЛМИ, НЛМЭ, НЛМА, НЛМО, НЛМУ, НЛМЫ, НЛМЕ, НЛМЯ, НЛМЁ, НЛМЮ
33. НМЛИ, НМЛЭ, НМЛА, НМЛО, НМЛУ, НМЛЫ, НМЛЕ, НМЛЯ, НМЛЁ, НМЛЮ
34. ТЧФИ, ТЧФЭ, ТЧФА, ТЧФО, ТЧФУ, ТЧФЫ, ТЧФЕ, ТЧФЯ, ТЧФЁ, ТЧФЮ
35. ЧФТИ, ЧФТЭ, ЧФТА, ЧФТО, ЧФТУ, ЧФТЫ, ЧФТЕ, ЧФТЯ, ЧФТЁ, ЧФТЮ
36. ЧТФИ, ЧТФЭ, ЧТФА, ЧТФО, ЧТФУ, ЧТФЫ, ЧТФЕ, ЧТФЯ, ЧТФЁ, ЧТФЮ

Если вы думаете, что этим упражнением над вами издеваются – вы думаете правильно. Но если вы думаете, что только в этом и заключается смысл этого упражнения – вы заблуждаетесь. Оно по-настоящему и очень эффективно. ЧТФЁ, ЧТФЮ.

Желательно делать его каждый день месяца два подряд.

Дикция, часть вторая.

Отчётливо и ясно произносим вслух всё то безобразие, что напечатано ниже.

и, э, а, о, у, ы, е, я, ё, ю

и-э, и-а, и-о, и-у
э-о, э-у, э-а, э-и
а-о, а-у, а-и, а-ы
о-ы, о-и, о-э, о-у
у-о, у-и, у-ы, у-а

а, э, и, о, у, ы
э, и, о, у, ы, а
и, о, у, ы, а, э
о, у, ы, а, э, и
у, ы, а, э, и, о
ы, а, э, и, о, у

пи, пэ, па, по, пу, пы
би, бэ, ба, бо, бу, бы
пи-бби, пэ-ббэ, па-бба
по-ббо, пу-ббу, пы-ббы
пе, пя, пё, пю, бе, бя, бё, бю

ки, кэ, ка, ко, ку, кы
ик, эк, ак, ок, ук, ык
ги, гэ, га, го, гу, гы
иг, эг, аг, ог, уг, ыг

ти, тэ, та, то, ту, ты
ит,эт, ат, от, ут, ыт
ди, дэ, да, до, ду, ды
ид, эд, ад, од, уд, ыд

фи, фэ, фа, фо, фу, фы
ви, вэ, ва, во, ву, вы
фиви, фэвэ, фава, фово, фуву, фывы
вифи, вэфэ, вафа, вофо, вуфу, выфы

ри, рэ, ра, ро, ру, ры
ир, эр, ар, ор, ур, ыр
трри, тррэ, трра, трро, трру, трры
дрри, дррэ, дрра, дрро, дрру, дрры

ли, лэ, ла, ло, лу, лы
ил, эл, ал, ол, ул, ыл
ли, ле, ля, лё, лю, лы
лилл, лэлл, лалл, лолл, лулл, лылл

три, тре, тря, трё, трю, тры
дри, дре, дря, дрё, дрю, дры
дли, длэ, дла, дло, длу, длы
тли, тлэ, тла, тло, тлу, тлы

си, сэ, са, со, су, сы
зи, зэ, за, зо, зу, зы
сти, стэ, ста, сто, сту, сты
зди, здэ, зда, здо, зду, зды

си, се, ся, сё, сю, сы
зи, зе, зя, зё, зю, зи
сти, сте, стя, стё, стю, сты
зди, зде, здя, здё, здю, зды

ши, ше, ша, шо, шу
лши, лше, лша, лшо, лшу
лжи, лже, лжа, лжо, лжу

хи, хэ, ха, хо, ху, хы
их, эх, ах, ох, ух, ых
хви, хвэ, хва, хво, хву, хвы
ххи, ххэ, хха, ххо, хху, ххы

уи, уэ, уа, уо, уу, уы
иу, эу, ау, оу, ыу
чи, че, ча, чо, чу
ич, еч, ач, оч, уч, ыч

Дикция, часть третья.

Скороговорки. Можно произносить их с пробкой во рту, можно без. Хоть они и скороговорки, но читать их следует медленно, выговаривая каждый звук максимально чётко. Не забывайте открывать рот на гласных и обращать внимание на конечные слоги слов.

Скороговорки на отработку звуков б, п, в, ф, г, к, д, т, х:

Добыл бобов бобыль. От топота копыт пыль по полю летит. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Колпак на колпаке, под колпаком колпак. Верзила Вавила весело ворочал вилы. Около кола колокола, около ворот коловорот. Шакал шагал, шакал скакал. Купи кипу пик. Купи кипу пуха. Ткёт ткач ткани на платке Тани. Водовоз вёз воду из-под водопровода. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил. В один, Клим, клин колоти. Стоит копна с подприкопёночком. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося. Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь! У ёлки иголки колки. Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон! Все бобры для своих бобрят добры. Бобры берут для бобрят бобы. Бобры, бывает, будоражат бобрят, давая им бобы. Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. На меду медовик, а мне не до медовика. Пришёл Прокоп, кипел укроп, ушёл Прокоп, кипел укроп: как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. Волховал волхв в хлеву с волхвами. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень. У Феофана Митрофаныча три сына Феофанычи. У нас гость унёс трость. Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит. Рододендроны из дендрария даны родителями. К Габсбургам из Страсбурга. Сидел тетерев на дереве, а тетёрка с тетеревятами на ветке. Брит Клим брат, брит Глеб брат, брат Игнат бородат. Хвалю халву.

Скороговорки на отработку звуков р, л, м, н:

Дробью по перепелам да по тетеревам. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Марину жену. Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе. Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, а про подпрапорщицу промолчал. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора. Курфюрст скомпрометировал ландскнехта. Рапортовал да недорапортовал, дорапортовывал да зарапортовался. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла. Карл клал лук на ларь. Клара крала лук с ларя. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши. Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои. Сшит колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. Протокол про протокол протоколом запротоколировали. Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала. Подойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. Король – орёл. Курьера курьер обгоняет в карьер. Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию, видели Лидию. Гонец с галер сгорел. Идти на рать, так бердыш брать. Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, но не мелел Байкал. Мы ели, ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. Во мраке раки шумят в драке. Орёл на горе, перо на орле. Гора под орлом, орёл под пером. Город Нерль на Нерли-реке. На горе Арарат рвала Варвара виноград. Из-под Костромы, из-под костромщины шли четыре мужчины. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей. Турка курит трубку, курка клюёт крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку. А мне не до недомогания.

Скороговорки на отработку звуков с, з, ш, ж, ч, щ, ц:

У Сени и Сани в сетях сом с усами. У осы не усы, не усища, а усики. Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб. Осип охрип, Архип осип. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. Сачок зацепился за сучок. Но семеро в сани уселися сами. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов. Свиристель свиристит свирелью. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, две мыши поплоше нашли по два гроша. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши. Четверть четверика гороха без червоточинки. Инцидент с интендантом. Прецедент с претендентом. Константин констатировал. У ежа ежата, у ужа ужата. Жутко жуку жить на суку. Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке. Тщетно тщится щука ущемить леща. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится. Яшма в замше замшела.

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение - сначала в школе, а позже - в университете. От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход. Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Искусство риторики

Что это - риторика? Риторика , другими словами - ораторское искусство , - это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика - это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины - обучить . Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики - Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски. Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации. Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны. Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

«Совет. Начиная уроки ораторского мастерства, нужно помнить основную цель таких занятий: мы, прежде всего, стараемся сформировать гармонично развитую, духовную личность ребёнка».

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге - ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять , научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего. Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка - прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, или актёры. При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом - поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать - полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные , просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

«Совет. Для овладения техникой речи весьма полезны скороговорки. Не просто их проговаривайте, а театрализуйте действие».

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи. Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться. Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или . Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

«Совет родителям. Помните, что добиться высоких результатов можно даже в кратковременный срок, если начать заниматься с достаточно раннего возраста и на постоянной основе».

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов - на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов - на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 - задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 - выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз - Егорка, два - Егорка, три - Егорка и так далее".

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя - не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса : его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. - Про какие про покупки? - Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание . Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует...

Содержание:

Можно ли повлиять на формирование характера ребенка? Такие вопросы довольно часто возникают у родителей. Это не удивительно, так как от характера ребенка во многом зависит в будущем его успех как личности. С того момента, как ребенок начинает читать свои первые буквы, школа и родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Кому-то удаются речевые обороты. А кому-то трудно сказать без ошибок даже самые распространенные слова. Риторика для детей – это то, что поможет вам развить культуру речевого поведения ребенка, что, конечно же, окажет благо­творное влияние на развитие его личности и успеха в будущем.

Ломоносов был прав, считая риторику основой всех наук. От умения грамотно и ловко мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход - почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Ораторское искусство для детей закладывает их дальнейшей успешной жизни.

Когда начинается общение?

Процесс общения ребенка с окружающим миром начинается очень рано. Стоит учесть то, что в современном мире он с первых лет жизни смотрит телевизор, смотрит фильмы, слушает радио, слышит речи различных стилей.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с многими собеседниками: своими ровесниками, детьми помладше, взрослыми, родными, близкими, чужими и незнакомыми людьми.

Именно поэтому для ребенка очень важно уметь обращаться с какой-либо просьбой, уметь вести диалог как в живую, так и по телефону с друзьями, сверстниками, родными, гостями и другими.

Ребенок начинает общение еще с детства

Регулярность - вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 3 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной утренней зарядки, контрастного душа, постоянного массажа, растираний и вечерней пятиминутной растяжки на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий - вот большой секрет! На занятиях ораторского мастерства для детей вы, родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются , и уже за 4-5 недель достигают ощутимых результатов.

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик.

Но поймите, что следует в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Например:

Дерево – растение, которое…Нос – орган, который… Одуванчик – цветок, у которого…и так далее. Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество ножек и листьев, очень трудолюбивое и живет на улице. Этого будет достаточно. Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который в начале желтый, затем белый. У него есть пушинки и если подуть на него, то они разлетаются во все стороны. Он живет летом. Еще он может лечить людей. Не стоит удивляться: некоторые дети могут сказать определения и похлеще! Научите их этому. Начните с определения слова «собака».

2. Упражнение «Вспомни слово »

Ваша задача и задача ребенка — вспомнить все известные слова, подхо­дящие к выбранной теме. Все, что уже знаете о нем.

Например:

Тема «человек» (называете вы)

Человек, существо (ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое)

— Человек, существо, уши

Проигравший называет смешное словосочетание «баранья голова».

3. Упражнение «Придумай рифму к слову»

Берите любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Например:

Гроза – роса

4. Упражнение «Читаем и повторяем»

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка - дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно строгим словом и грозным взглядом.

Читайте фразы вслух, а ребенок пусть попробует повторить сказанное

5. Упражнение «Послушаем тишину»

Это игра хорошо воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Для начала замерите на полторы-две минуты и прислушайтесь к всем окружающим вас звукам: в комнате, в квартире, за окном. А затем по очереди расскажите об услышанных звуках и изобразите с помощью слов. Естественно, повторяться нельзя. Тот, кто назовет этих звуков больше всех, побеждает.

Например:

Я услышал, как тикают часы в комнате

А я слышал, как на улице проехала машина: «тррр-тррр»

За окном капал дождик: «кап-кап-кап»

В другой комнате были слышны шаги: «топ-топ-топ»

6.Упражнение «Найди пропавший предмет»

Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвраща­ется, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней уча­ствуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — под­сказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы родителю и попытаться отгадать убранный предмет.

К примеру:

На какое животное похож этот предмет?

На хомяка

-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?

Его можно брать с собой куда захочешь!

Это пенал?

Да! Молодец.

7.Упражнение «Найди отличия»

Детям и вам предлагает объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик — круглый

Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч — пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

8.Упражнения «Представь себя художником»

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд по­добные риторические упражнения для детей могут также с успехом практиковаться. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

1) «Что я запомнил»

Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представ­лять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

2) «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать карти­ну, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые ре­жиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

3) «Что произошло раньше?»

Выступающий высказывает свои предположения, что происходило на кар­тине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

4) «Как бы я назвал картину, если бы был художником»

Ваш ребенок предлагает свой вариант названия картины и пытается дока­зать его правомерность.

9.Упражнение «Забавная скороговорка»

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо всем скороговорка, например: «Про бе­дою бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные от­рывки — фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок! (вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок. Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа.(опять вы)

Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа. (снова дитя)

У быка бела губа …. Два хлопка и два притопа.

Была тупа! (Хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить — о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы — хлопки и притопы, а так же взрывные согласные — в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б ». Он должен произноситься особенно от­четливо «взрываться» на губах.