Кальдерон де ла Барка – краткая биография. Жизненный и творческий путь педро кальдерона, краткая биография Основные издания на русском языке

Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riaňo) Педро (17.1.1600, Мадрид, - 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском. К 1619-23 относятся первые литературные опыты К. де ла Б., с 1625 он полностью посвятил себя литературе. В 1651 принял сан священника, был тесно связан с двором Филиппа IV. В ранний период творчества (примерно до середины 20-х гг.) К. дела Б. под влиянием Лопе де Вега Карпьо написал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» (1623, изд. 1637), «Игра любви и случая» (1625, изд. 1636) и др., национально-патриотическую драму «Осада Бреды» (1625, изд. 1636). Творчеству К. де ла Б. приблизительно до середины 30-х гг. свойственно стремление к широким обобщениям, постановка философских и этических проблем, одновременная разработка нескольких тем в одной пьесе: «Стойкий принц» (1628-29, изд. 1636), морально-философская драма «Жизнь есть сон» (1631-32, изд. 1636), «Сам у себя под стражей» (1636, изд. 1650) и др. В «драмах чести» («Врач своей чести», 1635, изд. 1637, и др.) К. де ла Б. тяготел к углублённому анализу, раскрывая какую-либо ведущую черту в характере героя. В драме «Саламейский алькальд» (1640-45, изд. 1651) чувство чести выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, дано яркое изображение царившего в Испании беззакония. Социальные мотивы характерны и для др. его пьес. В последний период творчества К. де ла Б. сочинял пьесы с музыкой, пением, балетными номерами для придворных праздников. Писал религиозные драмы - «Поклонение кресту» (1639-32, изд. 1636), «Чистилище святого Патрика» (1634, изд. 1636), а также Ауто; философские, на мифологические сюжеты с теологическим их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и исторические сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия.

Большинство пьес К. де ла Б. тяготеет к так называемой высокой комедии; для них характерны следующие черты: выбор героев только из дворянской среды, строгое соблюдение героями кодекса дворянской чести, обнажённая моральная основа, изощрённая стихотворная техника и изысканный язык. Унаследовав традиции испанской ренессансной литературы, К. де ла Б. вместе с тем выразил разочарование в гуманизме Возрождения. К. де ла Б. в самой природе человека видит источник зла и жестокости, а единственным средством примирения с жизнью - христианскую веру с её требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и Барокко.

В России знакомство с драматургией К. де ла Б. относится ещё к началу 18 в. Его пьесы на рус. сцене шли со 2-й половины 19 в. Интерес представляли постановки: «Поклонение кресту» (1910) и «Стойкий принц» (1915) Вс. Мейерхольда, а также «Жизнь есть сон» (1914) А. Я. Таирова. Комедии К. де ла Б. ставятся многих сов. театрами.

Соч.: Obras completas, v. 1-3, Madrid, 1959; в рус. пер. - Соч., пер. и вступ. ст.. К. Д. Бальмонта, в. 1-3, М., 1900-12; Пьесы, предисл. Н. Б. Томашевского,. т. 1-2, М., 1961.

Лит.: Меринг Ф., Судья из Заламеи, в его кн.; Литературно-критические работы, т. 1, М. - Л., 1934; История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Балашов. Н. И., Славянская тематика у Кальдерона и проблема Ренессанс-Барокко в испанской литературе, «Изв. АН СССР. Серия литературы и языка», 1967, т. 26, в. 3; его же, Религиозно-философская драма Кальдерона и идейные основы барокко в Испании, в сборнике: XVII век в мировом литературном развитии, М., 1969; Frutos Cortés Е., Calderon, Barselona, 1949; Shergold N. D., Varey J. Е., Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón, 1637-1681, Estudio у documentos, Madrid, ; Valbuena Briones A.. Perspectiva critica de los dramas de Calderon, Madrid, ; Karczewska-Markiewicz Z., Calderón de la Barca, Warsz., 1970. Портрет см. на стр. 232.

Н. Б. Томашевский.

  • - де ла Барка Энао де ла Баррера-и-Рианьо Педро - исп. драматург, священник, францисканец-терциарий; род. 17.01.1600, Мадрид, ум. 25.05.1681 там же. Происходил из дворянской семьи...

    Католическая энциклопедия

  • - См. Гамилькар...

    Энциклопедия мифологии

  • - 1) парусно-гребное беспалубное рыбацкое судно дл. ок. 10 м, появившееся впервые в Италии в 17 в. 2) Речное грузовое несамоходное судно облегчённой конструкции, применявшееся с нач. 18 в. до кон. 19 в. на...

    Большой энциклопедический политехнический словарь

  • - Ильин, автор трагедии "Кальдерон"1844 г.Русский биографический словарь в 25-ти т. - Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадриде. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он написал свое...
  • - испан. писатель. Сначала проф. поэзии и риторики, затем адвокат, позже губернатор в Логроньо и Севилье. Его стихотворения "Poesias del solitario" имели большой успех, равно как и остроумные очерки андалузских нравов...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - английский живописец-жанрист, сын испанца, эмигрировавшего в Англию...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - см. Кальдерон...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Эдуарде, колумбийский писатель и журналист. С 1939 сотрудничал в газете «Тьемпо» , возглавлял литературную секцию. В 1946-48 занимал дипломатические посты...
  • - Кабальеро Кальдерон Эдуарде, колумбийский писатель и журналист. С 1939 сотрудничал в газете «Тьемпо» , возглавлял литературную секцию. В 1946‒48 занимал дипломатические посты...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Энао де ла Барреда-и-Рианьо Педро, испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Кальдерон де ла Барка, Педро, испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и каноническое право в университетах Алькала-де-Энарес и Саламанкском...

    Большая Советская энциклопедия

  • - политический деятель, президент Коста-Рики в 1940-1944. Родился 10 марта 1900 в Сан-Хосе. Среднее образование получил в государственных школах Сан-Хосе...

    Энциклопедия Кольера

  • - КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА Барка Педро - испанский драматург. Комедии интриги "С любовью не шутят" , "Дама-неведимка" . В драмах "Стойкий принц" , "Саламейский алькальд" дана христианско-демократическая трактовка чести...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Энао де ла Барреда-и-Рианьо Педро Испанский драматург. Афоризмы, цитаты Надо уметь владеть собой, чтоб уметь владеть миром...
  • - драматург Величайшая победа - победа над самим собой. Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий...

    Сводная энциклопедия афоризмов

"Кальдерон де ла Барка" в книгах

Кальдерон де ла Барка

Из книги Законы успеха автора

Кальдерон де ла Барка Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт. Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

Из книги Книга лидера в афоризмах автора Кондрашов Анатолий Павлович

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро Кальдерон де ла Барка Энао дела Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт. Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только денег. Кто

ГАННИБАЛ БАРКА

Из книги 100 великих героев автора Шишов Алексей Васильевич

ГАННИБАЛ БАРКА (247/246 - 183 до н.э.) Карфагенский полководец. Герой войн против Древнего Рима. Сын карфагенского военного и государственного деятеля Гамилькара Барки получил хорошее по тому времени разностороннее образование. С юных лет Ганнибал участвовал в военных

Гамилькар Барка

Из книги Карфаген должен быть разрушен автора Майлз Ричард

Гамилькар Барка

Из книги Ганнибал. Военная биография величайшего врага Рима автора Габриэль Ричард А.

Гамилькар Барка Гамилькар сильно рисковал, возвращаясь с Сицилии, поскольку его политические противники всячески стремились возложить на него ответственность за поражение на Сицилии. Аппиан сообщает, что его обвинили в незаконном присвоении денег во время войны.

Педро Кальдерон де ла Барка

Из книги 10000 афоризмов великих мудрецов автора Автор неизвестен

Педро Кальдерон де ла Барка 1600–1681 гг. Один из крупнейших драматургов Испании. Величайшая победа - победа над самим собой.Вернее побеждает тот, кто побеждает без кровопролития.Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы

Педро Кальдерон де ла Барка

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Педро Кальдерон де ла Барка (1600-1681 гг.) драматург Величайшая победа – победа над самим собой.Есть люди, испытывающие такое удовольствие постоянно жаловаться и хныкать, что для того, чтобы не лишиться его, кажется, готовы искать несчастий.Кто избирает между умом и

Кальдерон де ла Барка

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Кабальеро Кальдерон Эдуарде

БСЭ

Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

КАЛЬДЕРОН

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

КАЛЬДЕРОН (Кальдерон де ла Барка), Педро (Calderon de la Barca, Pedro, 1600–1681), испанский драматург 20 Ведь самый величайший грех Для человека есть родиться. «Жизнь есть сон», драма (1635), д. I, явл. 2; пер. Д. К. Петрова? Кальдерон П. Драмы. – М., 1989, кн. 1, с. 534 У Сенеки: «Никому не дано счастья –

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА

Из книги Формула успеха. Настольная книга лидера для достижения вершины автора Кондрашов Анатолий Павлович

КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо (1600–1681) – испанский драматург и поэт.* * * Величайшая победа – победа над самим собой. Лучше всего хранит тайну тот, кто ее не знает. Никогда не давайте советов тому, кто просит у вас только

Глава 4. Педро Кальдерон и драма его времени

Из книги История зарубежной литературы XVII века автора Ступников Игорь Васильевич

Глава 4. Педро Кальдерон и драма его времени К концу XVI столетия сложилась испанская национальная драма. В творчестве ее гениального основоположника и крупнейшего представителя Лопе де Веги отчетливо обнаружились и круг проблем, разрабатываемых в драме, и ее основные

Кальдерон

Из книги Вечные спутники автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Кальдерон I Двадцать пятого мая 1681 года, в Троицын день, на сценах всех главных городов старой Испании – Мадрида, Толедо, Севильи, Гренады, в ознаменование торжественного праздника, по обычаю давались аллегорические драмы на сюжеты из Священного Писания. Эти мистерии

«Висенте Кальдерон»

Из книги Просто wasy и Спартак автора Меркин Андрей

«Висенте Кальдерон» Октябрь 72 года, на стадионе «Висенте Кальдерон» в Мадриде идёт проливной дождь. Спартак играет против мадридского «Атлетико» на Кубок кубков.Николай Николаич истошно вопит в микрофон - нашу комментаторскую кабину заливает водой - как будто сам

Кальдерон де ла Барка Педро (целиком его имя звучит как Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо) - крупнейший испанский драматург, поэт, чье творчество принято считать одним из наиболее значительных достижений золотого века в сфере литературы. Биографию Кальдерона нельзя назвать богатой на события и подробности жизненного пути, особенно если сравнить ее с сохранившимися сведениями о других знаменитых представителях этой эпохи - Сервантеса и Лопе де Вега .

Родом Кальдерон из обедневшей дворянской семьи, в который он появился на свет в 1600 г., 17 января. Родиной будущего знаменитого драматурга был Мадрид. Родители надеялись, что сын станет священником, поэтому отдали его воспитывать в мадридскую иезуитскую коллегию. В ее стенах 13- летний подросток сочинил первую драму, «Небесная колесница». Затем получал образование в Саламанке: в здешнем университете он изучал теологию, право, математику.

Следующим этапом его биографии стала военная служба, на которую Кальдерон поступил в 1620 г. Возможно, в составе испанской армии он воевал в Италии и Фландрии, однако есть данные, что в это время он находился на родине. Как личность творческая Кальдерон впервые заявил о себе в 1622 г. на торжествах в честь св. Исидора: он участвовал в поэтическом состязании, и ему досталась первая премия. Еще одним «бонусом» была похвала из уст прославленного Лопе де Вега. Вдохновленный успехом, Кальдерон решил больше не возвращаться к праву.

Уже в следующем году Кальдерон впервые выступает в качестве драматурга, представив публике пьесу «Любовь, честь и власть». Ранний период творчества, до середины 20-ых гг., прошел под знаком написания т.н. комедий плаща и шпаги. В 1625 г. литературная деятельность становится основной и единственной для Кальдерона. В 1635 г. умирает Лопе де Вега, которого он считал своим учителем. К этому времени его талантливый последователь заслужил статус первого драматурга страны. В этом же году прославленного Кальдерона назначают на должность придворного драматурга и директора открывшегося в новом дворце Королевского театра. Благоволивший ему Филипп IV предоставил в распоряжение самых известных сценографов и музыкантов. В 1637 г. Кальдерон был посвящен в рыцари ордена св. Иакова (Сант Яго).

Как человек военнообязанный, в течение 1640-1642 гг. драматург был в рядах войск, подавлявших национально-сепаратистское восстание в Каталонии. От воинской службы освободился по состоянию здоровья в 1642 г. и спустя 3 года уже получал пенсию. В 1651 г. жизненный путь Кальдерона в очередной раз сделал крутой вираж: его рукоположили в священника, и он переехал из Мадрида в Толедо. Исследователи утверждают, что сподвигли его на это личные обстоятельства, в частности, рождение внебрачного ребенка, кончина брата, а также новые веяния в общественной жизни, связанные с начавшимися гонениями на театр.

Несмотря на статус духовного лица, Кальдерон по-прежнему писал пьесы, приходил на поставленные по ним спектакли, однако отказался от прежних тем, обращаясь теперь к библейским и другим аллегорическим сюжетам религиозного характера. Эти т.н. духовные драмы сам драматург считал главным своим достижением. С 1663 г. до самой смерти он был королевским капелланом, т.е. духовником, сначала у Филиппа IV, позднее у Карла II. В этом же году драматург возглавил иезуитское братство св. Петра. Монарший двор относился к Кальдерону очень благосклонно, его пьесы не сходили с подмостков, тем не менее последние годы жизни он очень нуждался материально. Скончался 25 мая 1681 г. в Мадриде. Несмотря на очень почтенный возраст, Кальдерон де ла Барка Педро продолжал писать; среди бумаг на его столе нашли драму, которой суждено было остаться незавершенной.

Биография из Википедии

Пе́дро Кальдеро́н де ла Ба́рка , часто сокращённо - Кальдерон (исп. Pedro Calderón de la Barca ; полное имя - Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо, исп. Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño ; 7 (17 января 1600) - 15 (25 мая 1681) - испанский драматург и поэт, чьи произведения считаются одним из высших достижений литературы золотого века.

Биография драматурга, по сравнению с жизнью других классиков золотого века, Сервантеса и Лопе де Вега, относительно бедна внешними событиями и фактическими данными.

Кальдерон родился в Мадриде, в семье дона Диего Кальдерона, секретаря казначейства, дворянина средней руки. Мать будущего драматурга Анна Мария де Энао была дочерью оружейника родом из Фландрии. Отец готовил Кальдерона к духовной карьере: он получил образование в мадридской иезуитской коллегии, также учился в университетах Саламанки и Алькала-де-Энарес. Тем не менее, в 1620 году Кальдерон оставил учёбу ради военной службы.

По некоторым сведениям, в 1625-1635 годах Кальдерон служил в испанских войсках в Италии и Фландрии, однако есть свидетельства и о его пребывании в Мадриде в этот период. Как драматург Кальдерон дебютировал пьесой «Любовь, честь и власть» (Amor, honor y poder , 1623) и ко времени смерти своего великого предшественника и учителя, Лопе де Вега, последовавшей в 1635 году, уже считался первым драматургом Испании. Кроме того, он получил признание при дворе. Филипп IV посвятил Кальдерона в рыцари ордена Св. Иакова (Сантьяго) и заказывал ему пьесы для придворного театра, устроенного в недавно сооружённом дворце Буэн-Ретиро. Кальдерону были предоставлены услуги лучших на то время музыкантов и сценографов. В пьесах, написанных в бытность Кальдерона придворным драматургом, заметно использование сложных сценических эффектов. Например, пьеса «Зверь, молния и камень» (La fiera, el rayo y la piedra , 1652) была представлена на острове посреди озера в дворцовом парке, а зрители смотрели её, сидя в лодках.

В 1640-1642 гг., исполняя воинские обязанности, Кальдерон в составе роты кирасир, сформированной графом-герцогом Оливаресом, участвовал в подавлении «Восстания жнецов» (национально-сепаратистского движения) в Каталонии. В 1642 году по состоянию здоровья он оставил военную службу и через три года удостоился пенсии. В дальнейшем он стал терциарием ордена св. Франциска, а в 1651 году Кальдерон был рукоположён в священники; вероятно, это было вызвано событиями в его личной жизни (смерть брата, рождение незаконного сына), о которых сохранилось мало достоверных сведений, а также начавшимися гонениями на театр.

После рукоположения Кальдерон отказался от сочинения светских пьес и обратился к autos sacramentales - аллегорическим пьесам на сюжеты, заимствованные главным образом из Библии и Священного Предания, драматически иллюстрирующим таинство Евхаристии. В 1663 году он был назначен личным духовником Филиппа IV (королевским капелланом); эту почётную должность за Кальдероном сохранил и преемник короля, Карл II. Несмотря на популярность пьес и благоволение королевского двора, последние годы Кальдерона прошли в заметной бедности.

Творчество

Драматургия Кальдерона - барочное завершение театральной модели, созданной в конце XVI - начале XVII века Лопе де Вега. Согласно списку произведений, составленному самим автором незадолго до смерти, перу Кальдерона принадлежит около 120 комедий (в том числе «плаща и шпаги») и драм, 80 autos sacramentales , 20 интермедий и немалое число прочих произведений, в том числе стихотворений и поэм. Хотя Кальдерон менее плодовит, чем его предшественник, он доводит до совершенства созданную Лопе де Вега драматическую «формулу», очищая её от лирических и малофункциональных элементов и превращая пьесу в пышное барочное действо. Для него, в отличие от Лопе де Вега, характерно особое внимание к сценографической и музыкальной стороне спектакля.

Существует множество классификаций пьес Кальдерона. Чаще всего исследователи выделяют следующие группы:

Титульный лист сборника комедий Кальдерона (Мадрид, 1640 г.)

  • Драмы чести. В этих произведениях главенствует традиционная для испанского барокко проблематика: любовь, религия и честь. Конфликт связан либо с отступлением от этих принципов, либо с трагической необходимостью их соблюсти, даже ценой человеческой жизни. Хотя действие часто происходит в прошлом Испании, обстановка и проблематика приближены к современным Кальдерону. Примеры: «Стойкий принц», «Саламейский алькальд», «Врач своей чести», «Живописец своего бесчестья».
  • Философские драмы. Пьесы этого типа затрагивают фундаментальные вопросы бытия, прежде всего - человеческой судьбы, свободы воли, причин человеческого страдания. Действие происходит чаще всего в «экзотических» для Испании странах (например, Ирландии, Польше, России); исторический и местный колорит подчёркнуто условен и призван акцентировать их вневременную проблематику. Примеры: «Жизнь есть сон», «Волшебный маг», «Чистилище святого Патрика».
  • Комедии интриги. Самая «традиционная» группа пьес Кальдерона включает в себя комедии, выстроенные по канонам театра Лопе де Вега, с запутанной и увлекательной любовной интригой. Инициаторами и самыми активными участниками интриги чаще всего становятся женщины. Комедиям присущ так называемый «кальдеронов ход» - случайно попавшие к героям предметы, письма, пришедшие по ошибке, потайные ходы и скрытые двери. Примеры: «Дама-невидимка», «В тихом омуте…», «По секрету вслух».

Независимо от жанра, стилю Кальдерона присущи повышенная метафоричность, ярко образный поэтический язык, логически выстроенные диалоги и монологи, где раскрывается характер героев. Произведения Кальдерона богаты реминисценциями из античной мифологии и литературы, Священного Писания, других писателей золотого века (например, намёки на персонажей и ситуации «Дон Кихота» есть в тексте «Дамы привидения» и «Саламейского алькальда»). Персонажи его пьес одновременно обладают одной главенствующей чертой (Киприан («Волшебный маг») - жажда познания, Сехисмундо («Жизнь есть сон») - неумение различать добро и зло, Педро Креспо («Саламейский алькальд») - стремление к справедливости) и сложным внутренним устройством.

Последний значительный драматург золотого века, Кальдерон, после периода забвения в XVIII столетии, был заново открыт в Германии. Гёте ставил его пьесы в Веймарском театре; заметно влияние «Волшебного мага» на замысел «Фауста». Благодаря трудам братьев Шлегель, которых особенно привлекала философско-религиозная составляющая его произведений («Кальдерон есть католический Шекспир »), испанский драматург обрёл широкую популярность и прочно занял место в качестве классика европейской литературы. Влияние Кальдерона на немецкоязычную литературу в XX веке сказалось в творчестве Гуго фон Гофмансталя.

Среди европейских романтиков, испытавших влияние Кальдерона или переводивших его произведения, также можно отметить Перси Биши Шелли, Юлиуша Словацкого, Вильгельма Кюхельбекера.

Основные произведения

Памятник Кальдерону в Мадриде на площади Святой Анны (рус.)исп. (скульптор Ж. Фигерас Вила, 1880 г.)

  • «Стойкий принц» (El príncipe constante , драма чести, 1629)
  • «Дама-невидимка» («Дама привидение») (La dama duende , комедия, 1629)
  • «Поклонение кресту» (La devoción de la Cruz , философская драма, 1634)
  • «Жизнь есть сон» (La vida es sueño , философская драма, 1635)
  • «Врач своей чести» (El médico de su honra , драма чести, 1635)
  • «Волшебный маг» (El mágico prodigioso , философская драма, 1635)
  • «Чистилище святого Патрика» (El purgatorio de San Patricio , философская драма, 1643)
  • «Саламейский алькальд» («Алькад в Саламее») (El alcalde de Zalamea , драма чести, ок. 1645)
  • «Великий театр мира» (El gran teatro del mundo , ауто, 1649)
  • «В тихом омуте…» (Guárdate del agua mansa , комедия, 1649)
  • «Роза и человек» (сонет)
  • «С весёлостью и пышной, и беспечной...» (сонет)
  • «Они очей очарованием были...» (сонет)
  • «К цветам» («Казались сада гордостью цветы...») (сонет)
  • «Нет, меня не веселит...» (сонет)
  • «Рассыпанные по небу светила...» (сонет)
  • «К розам» (сонет)
  • «Розы» (сонет)

Кальдерон в России

Н. Г. Коваленская в роли принца Фернандо («Стойкий принц» Кальдерона, постановка Вс. Мейерхольда, Петроград, Александринский театр, 1915 г.)

Первый опыт перевода произведений Кальдерона на русский язык принадлежит увлекавшейся театром Екатерине II , сделавшей «вольное переложение» первых семи сцен комедии «Спрятанный кабальеро» (El escondido y la tapada ). В XIX веке, через посредство немецких романтиков, Кальдерон постепенно обретает известность в России. Суждения о его творчестве встречаются у Пушкина , Белинского , Надеждина, Булгарина, Тургенева. Появляются переводы пьес Кальдерона, в том числе и выполненные с языка оригинала (например, «Жизнь есть сон» и «Саламейский алькальд», переведённые К. И. Тимковским). Во второй половине столетия начинается постановка произведений Кальдерона на русской сцене.

Подлинным открытием Кальдерона для русской культуры стали переводы К. Д. Бальмонта , до сих пор не утратившие значения (вышли тремя выпусками в 1900, 1902 и 1912 гг.; переизданы, с приложением найденных в архиве неопубликованных переводов, в 1989 году в серии «Литературные памятники»). Некоторые из пьес, переведённых Бальмонтом («Поклонение кресту», «Стойкий принц», «Жизнь есть сон»), поставили на сцене В. Э. Мейерхольд и А. Я. Таиров.

В СССР творчество Кальдерона примерно до 1980-х годов подвергалось нападкам за «реакционность», «мистицизм», «служение церкви и абсолютизму». Издавались и ставились главным образом комедии испанского драматурга. Так, в 1946 году появился перевод комедии «Дама-привидение», выполненный Т. И. Щепкиной-Куперник. Эта пьеса ставилась на советской сцене десятки раз, особенно в провинциальных театрах.

Двухтомник Кальдерона, вышедший в 1961 году, стал своего рода рубежом в восприятии его творчества в СССР. В предисловии Н. Томашевского была предпринята попытка «реабилитировать» Кальдерона, объявив его «последним великим поэтом испанского Возрождения». Четыре пьесы были впервые напечатаны на русском языке; кроме того, в составе сборника был опубликован принадлежащий Б. Л. Пастернаку перевод «Стойкого принца», созданный в последние годы жизни поэта.

В 1970-е - 1980-е годы появились исследования Н. И. Балашова, С. И. Ерёминой (Пискуновой), М. Ю. Оганисьян, преодолевавшие долгое время господствовавший в советском литературоведении взгляд на Кальдерона как на сугубо «реакционного» писателя.

В постсоветское время были переведены ауто «Великий театр мира» (С. Ф. Гончаренко, 1998-99) и комедия «Молчание-золото» (Н. Ю. Ванханен, 2001).

Основные издания на русском языке

  • Сочинения Кальдерона. Перевод с испанского К. Д. Бальмонта. Вып. 1-3. М., 1900, 1902, 1912.
  • Пьесы. В 2-х тт. М., 1961.
  • Драмы. В 2-х книгах. М., 1989.

Педро Кальдерон де ла Барка (исп. Pedro Calder?n de la Barca) родился 17 января 1600 года в Мадриде в Испании. Его отец дон Диего Кальдерон занимал крупную государственную должность: он работал секретарем казначейства. Его мать Анна Мария де Энао происходила из Фландрии, являлась дочерью простого оружейника. Кальдерон, стремясь под наставлениями отца построить духовную карьеру, окончил мадридскую иезуитскую коллегию, также получал образование в университетах Алькала-де-Энареса и Саламанки. Однако в 1620 году будущий драматург оставил университет и поступил на военную службу. Существуют данные, свидетельствующие о том, что Педро Кальдерон служил в испанских войсках на территории Фландрии и Италии в период с 1625 по 1635 гг. Согласно другой информации, в эти годы он пребывал в Мадриде.

Наставником и предшественником Кальдерона считался знаменитый испанский драматург, поэт и прозаик Лопе де Вега. К моменту смерти своего учителя Кальдерон становится известным драматургом Испании, получившим признание при королевском дворе. Поэт дебютирует в драматургии со своей пьесой «Любовь, честь и власть» в 1623 году. Вскоре король Филипп IV высказывает свое признание драматургу и заказывает у него пьесы для постановок в придворном театре. Король настолько полюбил творчество Кальдерона, что даже наградил его рыцарским орденом Святого Иакова.

В период с 1640-1642 гг. драматург продолжает военную службу, подавляет в Каталонии «Восстание жнецов». После того, как знаменитый поэт оставляет военную службу по состоянию здоровья, в его жизни происходят трагические события: он становится отцом незаконнорожденного сына, а также умирает родной брат драматурга. В связи с этим в 1651 году Кальдерон принимает сан священника. В 1663 году Кальдерон становится личным духовным наставником Филиппа IV, а затем и его преемника Карла II. Тем не менее, великий испанский драматург прожил последние годы в бедности. Он скончался 25 мая 1681 года.

Пьесы Педро Кальдерона

Среди произведений Кальдерона представлены пьесы различной жанровой тематики. Это и более ранние религиозные драмы «Поклонение кресту» (1625), «Стойкий принц» (1629), «Маг-чудодей» (1637); и комедии интриги «Астролог-притворщик» (1632), «Лента и цветок» (1632), «Сэм у себя под стражей» (1637); и драмы чести «Врач своей чести» (1635), «Живописец своего бесчестия» (1650). Кроме того в его творчестве представлены мифологические, народно-героические драмы «Статуя Прометея» (1668), «Саламейский алькальд» (1644-1649) и пьеса с историческим сюжетом «Дочь воздуха» (1650).

В 1629 году Кальдерон пишет две самые известные комедии интриги «Дама-невидимка» и «Дом с двумя выходами трудно охранять». Обе пьесы характеризуются использованием схожего сценического приема: дама проникает в помещение через потайной ход, чтобы добиться любви понравившегося ей мужчины. Основная идея обеих комедий интриг заключается в том, что человеческую волю нельзя запереть на замок. Также Кальдерон развивает в них мысль, что только сам человек может стать защитником своей чести.

Одной из самых знаменитых пьес драматурга считается произведение «Жизнь есть сон» , написанное приблизительно в 1635 году. Здесь переплелись различные жанры: в пьесе присутствуют элементы драмы чести, религиозной драмы и даже комедии интриги. В пьесе драматург рассматривает предназначение человека и насколько он готов распоряжаться своей судьбой, а также вопрос о том, каков же должен быть идеальный правитель, способный поддерживать порядок и согласие в мире.

Кальдерон де ла Барка.

Краткая литературная энциклопедия.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/10.htm

КАЛЬДЕРО́Н ДЕ ЛА БА́РКА (полная фамилия — Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда-и-Рианьо — Calderón de la Barca Henao de la Barreda y Riaño), Педро (17. I. 1600, Мадрид, — 25. V. 1681, там же) — исп. драматург. Принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Учился в иезуитской коллегии и Саламанкском ун-те, где изучал гражд. и канонич. право. В 1619—23 обратился к драматургии, с 1625 целиком отдался лит. деятельности. В 1637 посвящен в рыцари ордена Сантьяго. В 1638 участвовал в войне с Францией, в 1640 — в подавлении восстания в Каталонии. В 1651 принял священнич. сан; был тесно связан с двором. С 1665, после смерти своего покровителя Филиппа IV, писал преим. религ. пьесы. В 1680 составил список своих пьес, включавший 111 комедий и 70 ауто. Этот список послужил основой для первого посмертного т. н. полного собр. пьес К. де ла Б. (изд. 1682—91). К наст. времени известны 120 комедий, 78 ауто и 200 пьес малых жанров; нек-рые произв. не разысканы и известны только по названиям.

Творч. путь К. де ла Б. можно разделить на 4 периода. В «ученический» (примерно до сер. 20-х гг.) он под влиянием Лопе Ф. де Вега Карпьо создал «комедии плаща и шпаги»: «Любовь, честь и власть» («Amor, honor y poder», 1623, изд. 1637), «Мнимый звездочет» («El astrólogo fingido», 1624, изд. 1637), «Игра любви и случая» («Lances de amor y fortune», 1625, изд. 1636) и др., нац. -патриотич. драму «Осада Бреды» («El sitio de Breda», 1625, изд. 1636). «Синтетический» период (до сер. 30-х гг.) характеризуется стремлением к широким обобщениям, постановке философ. и этич. проблем, одноврем. разработке неск. тем в одной пьесе: «Стойкий принц» («El príncipe constante», 1628—1629, изд. 1636), «Жизнь — это сон» («La vida es sueñno», 1631—32, изд. 1636), «Сам у себя под стражей» («El alcaide de sí mismo», 1636, изд. 1650). В третий, «аналитический» период (до конца 40-х гг.) К. де ла Б. тяготел к концентрированной разработке отд. тем, раскрывая к. -л. ведущую черту в характере героя: «Врач своей чести» («El médico de su honra», 1635, изд. 1637), «Саламейский алькальд» («El alcalde de Zalamea», 1640—45, изд. 1651). Последний период можно назвать периодом «мелодраматических аллегорий», когда К. де ла Б. сочинял для пышных придворных празднеств пьесы с музыкой, пением, балетными номерами.

Параллельно со светскими пьесами на протяжении всей творч. жизни К. де ла Б. писал также ауто, к-рым он придал классич. форму, вдохнув в эти символич. -религ. пьесы, утверждающие к. -л. теологич. тезис, подлинную поэзию; среди ауто имеются философские, на мифологич. сюжеты с теологич. их истолкованием, на темы Ветхого завета, на легендарные и историч. сюжеты, вдохновленные притчами из Евангелия. Часто ауто К. де ла Б. представляют развернутую

теологич. расшифровку философ. формул, содержащихся в светских пьесах. Именно в ауто писатель чаще всего выступает выразителем исп. контрреформации. Светские пьесы К. де ла Б., все, кроме интермедий, называемые автором «комедиями», не поддаются строгой жанровой дифференциации. Среди них можно выделить большую группу произв., тяготеющих к трагедии и называемых обычно «драмами». Св. 50 таких пьес могут быть условно по тематике разделены на драмы историч., философ., религ., библейские, мифологич. и «драмы чести». Одна из наиболее знаменитых морально-философ. драм — «Жизнь — это сон». Драма «Любовь после смерти» («Amar después de la muerte», 1633, изд. 1677) проникнута состраданием и живой симпатией к угнетенным. В религ. драмах — «Поклонение кресту» («La devoción de la cruz», 1630—32, изд. 1636), «Чистилище святого Патрика» («El purgatorio de San Patricio», 1634, изд. 1636) и др. — решаются теологич. проблемы. Широко известны «драмы чести» — «Врач своей чести», «Стойкий принц» и особенно «Саламейский алькальд», в к-ром чувство чести впервые выведено за пределы исключительно дворянской добродетели, выражено представление автора о «законности» и дано такое яркое изображение царившего в Испании беззакония, что, несмотря на полную лояльность К. де ла Б. по отношению к монархии и сословному обществ. порядку, пьеса воспринималась позднее как революц. призыв. Она шла с успехом и в годы франц. бурж. революции конца 18 в., и в осажденном фашистами Мадриде во время Нац. -революц. войны (1936—39). Социальные мотивы сильны и в др. пьесах, включая даже нек-рые ауто, напр. «Великий театр мира» («El gran teatro del mundo», ок. 1645).

Комедии в собств. смысле слова могут быть разделены на комедии назидательные (напр., «Чтобы избавиться от любви, надо этого желать» — «Para vencer a amor, querer vencerle», 1633, изд. 1654), новеллистические и составляющие большинство «комедии плаща и шпаги», среди к-рых выделяют бытовые и «дворцовые». Большинство комедий К. де ла Б. тяготеет к т. н. «высокой комедии» и характеризуется выбором героев только из дворянской среды, строгим соблюдением героями кодекса дворянской чести, приподнятостью и патетизмом стихотв. речи. Комедии К. де ла Б., наиболее близкие к традициям Лопе Ф. де Вега Карпьо, отличаются более обнаженной моральной основой, большей назидательностью, изощренной стихотв. техникой и изысканным языком, нередко близким к гонгоризму.

Унаследовав великие нац. традиции исп. лит-ры, К. де ла Б. при этом выразил характерное для него разочарование в гуманизме Ренессанса. Кризис этого гуманизма, неосуществимость идеалов к-рого отразил уже М. Сервантес, дает К. де ла Б. основание для пессимистич. переоценки самой природы человека, якобы вечного источника зла и жестокости. Единственным средством примирения с жизнью является христ. вера с ее требованием обуздания гордыни. В творчестве писателя противоречиво сочетаются мотивы Возрождения и барокко.

Творчество К. де ла Б. получило широкую известность в Европе с нач. 19 в., когда нем. романтики создали восторж. культ писателя. В России знакомство с ним относится еще ко времени Петра I; романтич. увлечение пьесами К. де ла Б. получило выражение в переводах и постановках 1-й пол. 19 в. Во 2-й пол. 19 в. на рус. сцене шли «Врач своей чести» и «Ересь в Англии» (1866), «Саламейский алькальд» (1886). Большой интерес представляли экспериментальные постановки «Поклонения кресту» (1910) и «Стойкого принца» (1915), осуществленные Вс. Мейерхольдом, а также «Жизнь есть сон» (1914) — А. Таировым. На сов. сцене представлены мн. комедии К. де ла Б. («Дама-невидимка», «С любовью не шутят», «Спрятанный кавальеро», «Сам у себя под стражей» и др.) на рус. и др. языках народов СССР.

Соч.: Obras completas, v. 1—3, Madrid, 1959; Teatro selecto, ed. por M. Menéndez y Pelayo, v. 1—4, Madrid, 1909—10; Autos sacramentales, ed. A. Valbuena Prat, — 2, Madrid, 1942; Comedias religiosas, ed. A. Valbuena Prat, Madrid, 1930; Comedias, ed. J. E. Hartzenbusch, v. 1—4 («Biblioteca de autores españoles», v. 7, 9, 12, 14), Madrid, 1944—45; в рус. пер. — Соч., пер. и вступ. ст. К. Д. Бальмонта, вып. 1—3, М., 1900—12; Пьесы, предисл. Н. Б. Томашевского, т. 1—2, М., 1961.

Лит.: Меринг Ф., Судья из Заламеи, в его кн.: Лит. -критич. работы, т. 1, М. — Л., 1934; Петров Д. К., О трагедиях Кальдерона, «ЖМНП». 1901, кн. 1; Шепелевич Л. [Ю.], Драматич. творчество Кальдерона, в его кн.: Историко-лит. этюды, сер. 1, СПБ, 1904; Alonso Cortés N., Algunos datos relativos a D. Pedro Calderóon, «Revista de filologia española», Madrid, 1915, t. 2; Constandse A. L., Le Baroque espagnol et Calderón de la Barca, Amst., 1951; Cotarelo y Morí E., Ensayo sobre la vida y la obra de don P. Calderóon de la Barca, Madrid, 1924; Frutos Cortés E., Calderón, Barcelona, 1949; его же, La filosofía de Calderón en sus autos sacramentales, Zaragoza, 1952 (Diss.); Hilborn H. W., A chronology of the plays of Calderón, Toronto, 1938; Kommerell M., Beiträge zu einem deutschen Calderón, 1, Fr./M., 1946; Margraff N., Der Mensch und sein Seelenleben in den Autos sacramentales des Don Pedro Calderón de la Barca, Bonn, 1912 (Diss.); Menéndez у Pelayo M., Calderón y su teatro, Madrid, 1881; Parker A. A., The allegorical drama of Calderón, Oxf. — L., 1943; Ríos de Lampérez, De Calderón y de su obra, Madrid, 1915; Rubió y Lluch A., El sentimiento del honor en el teatro de Calderón, Barcelona, 1882; Sánchez de Castro F., Calderón. Estudio crítico, Madrid, 1881; Shergold N. D. and Varey J. E., Los autos sacramentales en Madrid en la época de Calderón, 1637—1681, Estudio y documentos, Madrid, ; Valbuena Prat A., Calderón. Su personalidad, su arte dramático, su estilo y sus obras, , 1941; его же, Los autos sacramentales de Calderón, «Rev. Hisp.», 1924, v. 61; Breymann H. W., Die Calderon-Literatur, Münch. — B., 1905.

Н. Б. Томашевский.

Кальдерон де ла Барка

Кальдерон де ла Барка

КАЛЬДЕРОН де ла БАРКА Педро (Pedro Calderon de la Barca, 1600-1681) - один из крупнейших драматургов Испании XVII в. Р. в Мадриде, в знатной семье. Отец его был помощником министра при Филиппах II и III. К. воспитывался в иезуитской коллегии, затем учился в университете в Саламанке, где проходил курс теологии, математики и права. Затем поступил на военную службу и участвовал в походах в Италии и Фландрии. После смерти Лопе де Вега (1635) получил звание придворного драматурга, в 1637 - рыцаря ордена Сант-Яго. В продолжение нескольких лет принимал участие в подавлении восстания в Каталонии. В 1653 был назначен настоятелем придворной капеллы. Это соответствовало и желанию короля оставить К. при дворе в качестве придворного драматурга и организатора празднеств и давнему намерению самого драматурга посвятить себя служению церкви.
Это намерение полностью осуществилось в 1663, когда К. стал во главе иезуитского братства святого Петра и одновременно с этим решительно перешел от светской драмы к духовной (autos sacramentales).
Несмотря на разнообразие сюжетов, все произведения К. трактуют один и тот же комплекс религиозно-этических идей, проистекающих из его иезуитско-католической настроенности; характерным для его творчества является также обработка одного и того же сюжета в разных драматических формах (транспозиция светского сюжета в религиозный, духовного - в философский). В этих же целях им использовано и богатейшее наследство прежних испанских драматургов, к-рое он композиционно и идейно подчинил основным целям и задачам своего творчества. Общепринятая классификация делит его произведения на следующие виды: трагедию (dramas tragicas), драму историческую (comedias historicas), мифологическую (comedias mitologicas), религиозную (comedias religiosas), философскую (comedias filosoficas), духовную (autos sacramentales), комедию интриги (comedias de capa y espada), сарсуэлы (zarzuelas) и интермедии (entremeses). Вообще же все многочисленные драматические произведения К. можно по манере обработки сценического материала разделить на три вида: драму аллегорическую, к к-рой относятся аутос и некоторые религиозные и философские драмы, комедию интриги, в к-рой центр тяжести лежит в развертывании интриги, и наконец трагедии и драмы, в к-рых главное действующее лицо воплощает известную религиозно-этическую идею.
Аутос были любимым жанром К. Они по построению были не просто сценическим воплощением религиозной идеи, а напоминали молитвы, обращенные к богу, по той форме напряженной мистичности, которая давала ему возможность сочетать абстрактные религиозные символы с конкретными сценическими образами библейских типов, святых и мучеников. Эта форма выражала на сцене религиозную идею в наиболее чистой форме, не осложненной человеческими страстями и сопряженными с ними волевыми актами. Аутос - одноактные пьесы, оживляемые прологом (loa) и интермедией и заканчивающиеся танцами и музыкой, - пользовались постоянным покровительством королевской власти и духовенства и имели большое значение в смысле поддержания веры в народных массах, особенно во второй половине XVII в., когда разлагавшаяся монархия нуждалась в чрезвычайных мерах для укрепления своего влияния. Наиболее значительной в ряду многочисленных написанных К. аутос является «Пир Валтасара» (La cena de Baltasar). Ауто «Жизнь есть сон» (La vida es sueno) аранжировано драматургом в философскую драму под тем же названием. Грандиозную схему символической драмы дал К. в ауто «Великий мирской театр» (El gran teatro del mundo), в котором в символах власти, богатства, красоты и бедности дана католическая идея тщеты всего земного и вера в воздаяние за гробом.
Переход от духовного жанра к светскому представляет религиозная драма. Она использует сюжетную канву традиционных представлений из жизни святых (comedias de santos), но осложняет действие введением новых мотивов. Важнейшими видами религиозной драмы К. является драма-житие раскаявшегося разбойника и драма-житие обратившегося в христианство язычника. В центре действия - человек знатного происхождения, вынужденный порвать с обществом благодаря преступлению, совершенному им на почве несчастной любви, и во главе разбойничьей шайки мстящий своим врагам. Его трагическая судьба и незаурядная личность возбуждают сочувствие зрителей: он гибнет, но перед смертью примиряется с небом («Devocion de la Cruz»). В пьесах об обращении язычников главным действующим лицом является человек другой веры, язычник или мавр, к-рый в результате сомнений и колебаний все больше и больше укрепляется в христианском сознании, за что небо вознаграждает его и он удостоивается мученической смерти («El magico prodigioso», «El Jose de mujeres», «Los dos amantes del cielo»). Этот цикл пьес, увенчиваемый яркой фигурой стойкого принца из драмы «El principe constante», готового ради церкви и короля пойти на любые жертвы и мученичество, представлял собою могучее агитационное средство в руках драматурга-иезуита. Рисуя идеальный мир героев-мучеников, лишенных обыденных чувств и страстей, поглощенных фанатической верой в потустороннее, религиозная драма К. играла ту же роль, что и аутос, лишь переключая абстракции в очеловеченные символы.
В ряду философских драм К. наиболее значительна драма «Жизнь есть сон» (La vida es sueno), еще сильнее заостряющая проблему, которой посвящены его религиозные пьесы, резко противопоставляющая земную жизнь с ее преходящими радостями и печалями жизни идеальной, утверждающая тезис, что «самое великое преступление человека заключается в том, что он родился на божий свет». Другим вариантом той же концепции является драма «В этой жизни все и истина и ложь» (En esta vida todo es verdad y todo mentira) и «Luiz Perez el Gallego».
Религиозные и философские драмы К. отражают пессимистические воззрения деградирующего дворянства и церковной «аристократии». Христианский мистицизм К. - это поколебленное, сомневающееся христианство. К. раздвоен психоидеологически, а отсюда и в своем художественном стиле. С одной стороны - великолепие феерии и гонгористская расцвеченность драм К., с другой - мучительная рефлексия его героев, чуждая цельному христианскому мировоззрению средних веков, их неистовая борьба за право на жизнь. Когда он награждает их мученическим венцом, он при этом устраивает настоящий праздник звуков и красок, пользуясь блестящими достижениями испанской драматургической техники.
Эта раздвоенность (крайне типичная для творчества испанского барокко) особенно ощутима в тех его пьесах, где им изображаются не абстракции, не аллегорические фигуры, а живые люди и быт (comedias de capa y espada или comedias de enredo).
К. вводит в традиционную комедию интриги новые мотивы, к-рые не только конструктивно видоизменяют ее, но и отвечают мироощущению драматурга. Нет и в помине той легкости и грациозности, с к-рой реалистический театр Лопе де Вега завязывает свою комедийную интригу. Трагическая ситуация, создаваемая К., искусно переводится в третьей хорнаде в плоскость комедийной развязки: с действующих лиц, до тех пор противопоставленных друг другу, совлекается покрывало тайны, во врагах узнаются друзья и родные, в соперниках - горячо влюбленные. Но если внимательно разобрать хитросплетенную ткань интриги, то окажется, что не воля действующих лиц привела к желанному концу, а слепой случай. Так. обр. К. и в комедиях интриги, выводя на сцену живых людей, а не символы, остается верен своей пессимистической концепции. Подлинным героем этих пьес является именно слепой случай. Вот почему центр тяжести этих комедий лежит не в людях и не в их характерах, а в капризной игре случая, выражающейся в пестрой смене ситуаций. К числу лучших комедий интриги К. относятся: «La dama duende», «Casa con dos puertas mala es de guardar», «Mananas de abril y mayo».
Характерными для творчества К. являются и его трагедии, в к-рых выступает ревность не как страсть, а как узаконенная церковной моралью сила, необходимая в целях охранения семейной чести и предотвращения распада семьи. В типичных трагедиях этого рода: «Врач своей чести» (El medico de su honra), «Художник своего бесчестья» (El pintor de su deshonra) и «За тайное оскорбление - тайная месть» (A secreto agravio, - secreta venganza) одно только подозрение в измене влечет за собою жестокую месть со стороны оскорбленного мужа. Тут, с одной стороны, ни в чем неповинная жена, с другой - носитель идеи возмездия за возможное поругание семейной чести, и чем невиннее казалась жертва, тем сильнее давила на сознание жестокая иезуитская мораль К.
Поэт контрреформации и абсолютной монархии, ненавидевший народ, уводивший зрителей в идеальный мир, в к-ром знатные испанцы, изображенные в виде символов и аллегорий, уподоблялись героям и святым, отрешенным от земных страстей и исполненным религиозного и монархического пафоса, - К. сыграл огромную роль как верный певец самой мрачной реакции. Стоя во главе многочисленной плеяды драматургов, большей частью таких же священников-иезуитов, как он сам, К. был наиболее последовательным из них в своем творчестве, создав драму-проповедь, использовав для нее все существующие лит-ые формы и жанры и проводя через них законченное иезуитско-католическое мировоззрение. В эпоху заката испанского абсолютизма его драматическое творчество служило верой и правдой церкви и трону в их борьбе за власть над умами, имуществом и жизнью испанских подданных (характеристику эпохи, в к-рую жил и творил К., см. раздел «Испанская драма», в ст. «Драма» и «Испанская литература») Лит-ра позднейших эпох нередко обращалась к его драмам, заимствуя из его идеального мира образы, оформлявшие реакционные и реставрационные настроения (романтизм, символизм, декадентство).Библиография:

I. Драматические произведения, «Библиотека европейских писателей и мыслителей», изд. В. Чуйко, СПБ., 1884 (Поклонение кресту; Час от часу не легче; Алькад в Саламасе); Жизнь есть сон, перев. Д. К. Петрова, СПБ., 1898; Сочин., вып. I-III, перев. К. Бальмонта, М., 1900-1912. Calderon de la Barca Pedro, Obras, que saca a luz P. de Pando y Mier, 1717, и многочисленные позднейшие издания.

III. Dorer E., Die Calderon-Literatur in Deutschland, 1881; Gunther E., Calderon und seine Werke, 2 Bde, 1888.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Кальдеро́н де ла Ба́рка

(Calderon de la Barca) Педро (1600, Мадрид – 1681, там же), испанский драматург.

Выходец из старинного, но обедневшего дворянского рода. Учился в иезуитской коллегии, изучал гражданское и каноническое право в Саламанкском ун-те. В 1638 г. участвовал в войне с Францией. В 1651 г. принял сан священника. Был тесно связан с двором, пользовался особым покровительством короля Филиппа IV. Занимаясь драматургией с 1619 г., к концу жизни являлся автором не менее 120 дошедших до нас комедий, 78 ауто (одноактных представлений на религиозные сюжеты) и 200 пьес малых жанров. Начал Кальдерон с подражаний Лопе де Вега (комедии «плаща и шпаги», полные забавных приключений, неузнаваний и в конце концов счастливо разгадываемых тайн: «Любовь, честь и власть», 1623; «Мнимый звездочёт», 1624; «Игра любви и случая», 1625), а также с национально-патриотической драмы, посвящённый одному из эпизодов борьбы Испании с Нидерландами, «Осада Бреды» (1625). Следующий, т. н. «синтетический», период творчества Кальдерона характеризуется тягой к широким обобщениям, постановке важных философских и этических проблем, сплетением в одной пьесе нескольких сюжетных линий («Стойкий принц», 1626-28; «Жизнь есть сон», 1631, – вершина творчества драматурга; «Сам у себя под стражей», 1636). В третий, «аналитический», период Кальдерон под влиянием усиливающихся в европейской литературе классицистических тенденций стремился к сосредоточенной разработке определённой темы, раскрытию в характере героя той или иной ведущей черты («Врач своей чести», 1635; «Саламейский алькальд», 1640-41). В последние десятилетия Кальдерон сочинял для придворных празднеств пьесы, построенные на мелодраматических аллегориях, с музыкой, пением и балетными номерами.
На протяжении всей жизни Кальдерон писал ауто, вдохнув в эти символические пьесы, посвящённые утверждению того или иного богословского тезиса, подлинную поэзию. Откровенно морализаторский характер ауто наиболее ярко выявил в Кальдероне убеждённого приверженца Контрреформации, мощи и всевластия католической церкви. При этом драматург сумел глубоко выявить в своём творчестве трагизм мироощущения барокко – периода кризиса оптимистически-гуманистических ценностей Возрождения ; ощущение бессилия человека перед непредсказуемой силой судьбы («Жизнь есть сон» и др.). Социально-критические мотивы звучат в ряде пьес Кальдерона, воспринимавшихся просветительским 18 в. с его культом «естественного», внесословного человека как революционный призыв («Саламейский алькальд», где чувство чести впервые в испанской литературе выведено за пределы исключительно дворянской добродетели).
Рус. зрителю Кальдерон известен со второй пол. 19 в. («Врач своей чести», «Саламейский алькальд»). Особый интерес представляли экспериментальные постановки пьес «Поклонение кресту» и «Стойкий принц», осуществлённые В. Э. Мейерхольдом (соответственно – 1910 и 1915), а также «Жизнь есть сон» в постановке А. Я. Таирова (1914). Среди рус. переводчиков и ценителей пьес Кальдерона, отличающихся также по-барочному изящной стихотворной техникой, – К. Д. Бальмонт.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Кальдерон де ла Барка" в других словарях:

    Кальдерон де ла Барка, Педро Дон Педро Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо Pedro Calderón Дата рождения … Википедия

    Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riaňo) Педро (17.1.1600, Мадрид, 25.5.1681, там же), испанский драматург. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Изучал гражданское и… … Большая советская энциклопедия

    - (Calderon de la Barca) Кальдерон де ла Барка Энао де ла Барреда и Рианьо (Calderon de la Barca Henao de la Barreda у Riano) Педро (1600 1681) Испанский драматург. Афоризмы, цитаты Надо уметь владеть собой, чтоб уметь владеть миром. Есть люди … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Don Pedro Calderon de la Barca Henao y Niaño) знаменитый исп. драматург, род. 17 января 1600 г. в Мадриде. Первоначальное образование он получил в иезуитской школе, сообщившей ему религиозное направление. Здесь, тринадцати лет от роду, он… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Кальдерон де ла Барка П. - KАЛЬДЕРÓН ДЕ ЛА БÁРКА (Calderón de la Barca) Педро (1600–81), исп. драматург. В творчестве, воплотившем трагич. противоречивость мироощущения барокко и завершившем золотой век исп. театра,. – стремление к филос. осмыслению бытия,… … Биографический словарь