Комментарии к сказке пропала совесть. Проблема отношения к совести по тексту М.Е. Салтыкова-Щедрина (Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах) (ЕГЭ по русскому). Несколько интересных сочинений

Чистая совесть — самая лучшая подушка.

Г. Ибсен

Среди огромного наследия Салтыкова-Щедрина наибольшей популярностью пользуются его сказки. В них фантастика сплетается с реальностью, комическое соче-тается с трагическим. Сказка «Пропала совесть» рассказывает о том, как изменилась жизнь, когда из нее пропала, исчезла совесть. Все вроде оставалось по-прежнему, но «в жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка». Легче стало обманывать, хитрить, наушничать, пресмыкаться, ловчее стало подставлять ближнему ногу, удоб-нее льстить.

В сказке совесть превратилась в «негодную тряпицу», от которой каждый стремился поскорее избавиться. И еще Щедрин назвал ее «надоедливой приживалкой». «Что же произошло с людьми?» — спрашивает автор. И сам отвечает на свой вопрос: люди «остер-венели». Пошли грабежи и разбои, началось всеобщее разорение.

«Негодная тряпица» валялась на дороге, и всякий кому не лень отшвыривал ее от себя, пока эту ненужную вещь не поднял какой-то пропойца в надежде получить на шкалик. Поднял — и голова его прояснилась, а вся жизнь стала казаться «сплошным безобразным преступлением». Но, увы, от этого ему стало совсем тошно. И он сбыл эту обузу Прохорычу, который торговал в питейном заведении. «Скверно спаивать бедный народ», — начала шептать ему совесть. Обезумевший кабатчик стал доказывать посе-тителям, что вино — источник всех их несчастий. Прохорыч уже собрался всю посуду перебить и вино в канаву вылить, но тут вмешалась его жена, которой не коснулась такая благодать, как совесть. Выкрав у мужа совесть, она сунула обременительную тряпицу в карман квартального надзирателя по фамилии Ловец. Ловец, по выражению автора, был «малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно». А тут прошел по базару, ничего не взял, с пустыми руками вернулся домой. И все повторял одну фразу: «Перед лицом моей совести свидетельствуюсь...» Ловец, раздав все деньги, просил прощения, привел нищих к себе во двор и велел накормить.

Проверив карманы пальто мужа, жена нашла грязную тряпицу — совесть. Положив

ее в конверт, она отправила совесть «финансисту и железнодорожному изобретателю»

Бржоцскому. Семья «финансиста» сидела за обедом, когда хозяин получил конверт.

Выход он нашел быстро: решил сделать пожертвование. Вынув щипчиками совесть,

Бржоцский переложил ее в другой конверт, добавил сотенную ассигнацию и отнес

свету, и никто не хотел ее приютить, каждый только и думал, чтобы сбыть совесть с

рук. Взмолилась совесть и попросила самого бедного человека, который торговал

пылью в проходном дворе, найти маленькое дитя, может, он потом с совестью в люди

выйдет... Так все и произошло. Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем

совесть. Щедрин заканчивает сказку обнадеживающими словами: «И исчезнут... все

неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распо-ряжаться всем сама».

Такова правда жизни в сказке Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». К сожалению, все, о чем рассказал автор, имеет продолжение и в нашей жизни. Смешного в сказке почти нет, а трагическое — в cамом названии. И нам бы всем над этой сказкой задуматься и понять: совесть пропала... — это трагедия и для человека, и для общества!


Совесть – это то, что очищает человека и облагораживает его, побуждает задумываться о поступках, которые он совершает.

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина пропадает совесть. Однажды её находит пьяница ("пропоец"), и к нему тут же приходит осознание действительности: он вспоминает всё, что когда-либо с ним происходило, и винит себя, что не прожил свою жизнь иначе ("жалкому пропойцу всё его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением", "процесс самоосуждения, которому он подвергает себя, бьёт его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд").

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Пропоец спешит избавиться от своей находки и отдаёт её Прохорычу, владельцу питейного дома ("кабака"). Проснувшаяся совесть шепчет ему: "А ведь куда скверно спаивать бедный народ". Прохорыч сквозь слёзы начинает доказывать людям, что "в вине заключается источник несчастья для каждого человека". Поняв, что он своими руками "спаивает бедный народ", решает, что ему ничего не остаётся, кроме как самому помереть или разорить предприятие.

Арина Ивановна, жена кабатчика, сунула совесть в карман пальто Ловца, "порядочного лихоимца" (ростовщика, берущего большие проценты). Под её влиянием Ловец не смог ничего взять с мужиков, хотя обычно он делает это свободно и без стеснения. Сняв дома пальто, Ловец становится прежним, однако когда он надевает его снова, в нём вновь играет совесть. Тогда раздаёт на базаре все деньги, что у него были, и даже решает накормить мужиков. Поняв, что он натворил, гонит всех со двора, а сам укладывается женою в постель.

Ловчиха отправляет совесть по почте Самуилу Давыдычу Бржоцскому.

Самуил Давыдыч, поражённый силой совести, жертвует на благотворительность сотенную ассигнацию, запрятав в тот конверт и свою мученицу. Конечно, вернуть долги совесть его так и не заставила: этот с виду тщедушный выдерживает "самые лютые истязания".

Так бедная, изгнанная совесть пребывала у многих тысяч людей, шатаясь по белому свету, но никто не хотел "приютить", а желал "отделаться от неё, сбыть".

Вскоре случается так, что совесть попадает к "мещанишке" и просит его схоронить её в сердце "маленького чистого русского дитя". Мещанишка так и поступает, поэтому совесть в том мальчике начинает расти, как и он сам. Станет человек большой – станет и в нём совесть большая. "Исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама".

Обновлено: 2018-05-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Цель: осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста

Оборудование: демонстрационный материал (определения понятия "совесть" из толковых словарей)

Ход урока

Организационный момент. Введение в текст, тему урока.

М.Е. Салтыков-Щедрин часто предлагает нам сказочные ситуации: это и необитаемый остров, на котором чудесным образом оказались два генерала, и одичавший помещик, из имения которого чудесным образом исчезли все мужики, и в этой сказке перед нами совершенно необыкновенная ситуация - пропала совесть. А что такое совесть, как вы думаете?

(Ответы учащихся)

Своими словами вы высказали четки определения, которые есть в словарях (обращаемся к демонстрационному материалу) :

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

Словарь русского языка/ Под редакцией А.П. Евгеньевой: Совесть - чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение перед самим собой и окружающими людьми.

Какое определение вам кажется более полным? Почему?

(Ответы учащихся)

Итак, совесть пропала, исчезла, человек и совесть разъединились - что с ними сталось?

Человек без совести - как изменились люди? "Многие начали чувствовать себя свободнее" .

Как вы это понимаете? Исчезло человеческое, люди стали похожи на животных.

А совесть без человека? Чем она стала? Надоедливая приживалка, обличительница, иго, вопиющее безобразие.

Люди освободились от совести, и она стала ветошью, приживалкой. Она никому не нужна, ее никто не зовет, наоборот, ее перебрасывают, подбрасывают друг другу.

Комментированное чтение текста.

Итак, начинается путешествие совести. Хотя я назову другое слово - мытарства. Какое из них сильнее? Мытарства, т.к. это не просто путешествие, это бедствия, страдания, скитания.

У кого побывает совесть? У пропойцы; у Прохорыча, хозяина кабака; у Ловца, квартального надзирателя; у Брожцского, богатого банкира.

чтение фрагмента со слов "И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик." до слов ":прежде, нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке."

Какой порок у пропойцы? Это порок только XIX века? Что делает совесть с пропойцей? "Пронизала электрическая струя", "голова освобождается от винных паров", "возвращается сознание действительности, страх, память, стыд"

Самый ли это страшный порок? Нет, потому что пропойца отвечает только за себя и губит только себя.

Чтение по ролям фрагмента со слов "Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами; потом вдруг весь вспотел." до слов "Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман его пальто."

Какое открытие делает Прохорыч для себя? "Легко тому человеку, у кого совесть в глазах есть".

Почему пропойца чувствует страх, а Прохорыч - облегчение, когда к ним в руки попадает совесть? Порок Прохорыча тяжелее: он губит не только себя.

Чтение фрагмента со слов "Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно." до слов "- Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, - сказала она мужу, воротившись домой."

С какой буквы написано имя героя: с большой или с маленькой? Что это - имя или прозвище? Прозвище, отражающее самую суть человека.

Какой он? "Бесстыжий", "устремительный", "лихоимец порядочный".

Это без совести. А с совестью в кармане? "Пришел он на базарную площадь, и кажется ему, что всё, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, - всё это не его, а чужое. Никогда прежде этого с ним не бывало."

В чем же его порок? Мздоимство, взяточничество, грех еще более тяжкий.

Чтение фрагмента со слов "Самуил Давыдыч Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный всем своим семейством." до слов "В этот же вечер он уже совсем позабыл о претерпенных им страданиях и выдумал такую диковинную операцию ко всеобщему уязвлению, что на другой день все так и ахнули, как узнали."

Кто по роду своих занятий Бржоцский? Банкир.

Посмотрите: благополучная, обеспеченная семья, умный человек, жена, дети - в чем же его порок? Он расчетлив, даже совесть сбывает исподтишка.

Чтение фрагмента со слов "И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей." до конца

Вернемся к определениям, с которыми мы работали в начале урока. "Негодной тряпицей" была совесть для кого: для Салтыкова-Щедрина? Для его героев?

(Ответы учащихся)

Прочитайте еще одно определение из "Толкового словаря живого великорусского языка" В.И. Даля: "Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, чувство, побуждающее к истине и добру".

Согласны ли вы с таким определением?

Так где же пристанище совести? Впервые мы слышим ее голос, ее просьбу. О чем она просит? "Отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем!"

Почему именно в сердце дитя?

(Ответы учащихся)

Творческая работа на ассоциации.

Попробуйте материализовать образ совести, представьте ее в виде какого-то конкретного предмета или явления.

(Ответы учащихся)

Итоги урока.

Итак, Салтыков-Щедрин возлагает на совесть надежды, ибо она для него - хранительница человеческого в человеке, госпожа будущего состояния мира.

В этой статье подробно рассмотрено произведение Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Краткое содержание и анализ затронут те особенные нравственные струны души человека и общества в целом. Вопрос, интересующий людей не одно столетие, который следует в первую очередь понять: «Что же это такое - совесть?» Цензор, контролер, внутренний голос? Зачем она нужна, если без нее становится так спокойно? Об этом и многом другом рассказано в статье, посвященной такой непростой теме, затронутой в произведении выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть».

О писателе

Для начала хотелось бы сказать несколько слов о самом писателе, заслуги которого значительны и велики, а произведения, написанные им в течение всей жизни, ставят его в один ряд с великими умами России: с Достоевским, Толстым, Пушкиным, Чеховым.

Итак, Салтыков-Щедрин родился в 1826 году 27 января (по старому стилю 15) в дворянской семье старинного рода. Одаренность, ум, невероятное трудолюбие были верными спутниками писателя с детских лет. В 10-летнем возрасте был отдан в Московский дворянский институт, через два года за отличную учебу был переведен в Царскосельский лицей. «За вольнодумие» был сослан в ссылку на Вятку на целых 8 лет. В 1856 году с связи со смертью Николая I молодой писатель возвращается назад и возобновляет писательскую деятельность. Участие в крестьянской реформе, должность губернатора губернии и работа в Министерстве внутренних дел стали для писателя неотъемлемой частью жизни.

Выйдя на пенсию, он становится главным редактором журнала «Современник». Согласитесь, впечатляющий список достижений! Талантливый государственный деятель, художник оставил в истории своей страны незабываемый след, произведения Салтыкова-Щедрина злободневны и не потеряли актуальности и на сегодняшний день.

Проблема собственного несовершенства

Писатель не раз обращается в своих произведениях к теме сказки. И вот перед читателем необычная ситуация - из жизни общества пропадает совесть. Что же стало с людьми? Они стали чувствовать себя свободнее, но не стоит заблуждаться и путать окрыляющее чувство свободы с чувством вседозволенности, порождающем хаос, агрессию и злобу. Исчезает человеческое в самом человеке, именно то, что должно отличать в нем существо думающее, созидательное, чуждое разрушению и краху.

Что же стало с совестью? Обратите внимание, как автор называет ее: «надоедливая приживалка», и это не случайно. Таким образом автор дает понять читателю, что совесть подобна чему-то живому и настоящему, нуждающемуся в подпитке и заботе, которая в свою очередь отблагодарит своего «хозяина» благодатным чувством покоя и удовлетворенности самим собой. А без человека она превращается в тот ненужный придаток и становится той «надоедливой приживалкой».

Далее в произведении Салтыкова-Щедрина в качестве примера можно наблюдать умиротворенный сон владельца питейного заведения, который, быть может, впервые в жизни повел себя как ответственный человек за свои поступки. Или, скажем, самый первый «хозяин» совести - пьяница-пропойца, который освободился от гнета винного угара и осознал всю свою никчемность существования, поэтому он и чувствует страх. Но горький пьяница губит только самого себя, он и отвечает только за свои поступки, в отличие от Прохора - владельца питейного заведения, губящего своим зельем столько народа. Совесть дает Прохору чувство облегчения, так как впервые в жизни он поступает по совести. Что же хочет нам сказать автор?

Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализируемое нами в этом материале, охватывает важные стороны жизни человеческого общества. Была бы совесть рядом, то не было бы пьяниц на свете, да и владельцы пивных стали бы печь хлеб да булочки. Взрослые люди обязательно улыбнутся в этом месте, так как каждый из них знает, насколько мир наш не прост. Но на то ведь она и сказка - подумаете вы. Сказка «Пропала совесть» - своего рода напоминание для взрослых и урок для детей.

Собственный выбор, или Сила одной капли

Путешествие совести продолжается, но скорее всего это было мытарство, которое несет за собой страдания, скитания. Совесть попадает к Ловцу. Автор не дает имя своему персонажу, а ограничивается лишь прозвищем, тем самым подчеркивает сущность этого человека. В чем же его вина? В отличие от двух первых персонажей, один из которых губил себя, а другой - других, то в этом случае грех Ловца велик и тяжел, он - взяточник.

Следующий владелец совести уже совсем другой человек, автор рисует картину благополучного семейства банкира, но крайняя расчетливость - и есть порок героя, который даже совесть продает исподтишка. Сказка «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, анализ которой заставляет невольно задуматься о глобальности и глубины вопроса, о том, есть ли вообще в нашем мире место совести? Как одновременно просто и сложно поступать по совести, но как же легко становится на душе, когда она чиста. Как дышится, как живется по-новому!

Осмысление понятия совести

Обращаясь к словарям, мы находим определение понятию совесть. Совесть - это чувство и понятие одновременно, чувство ответственности за свои поступки сплетается воедино с осознанием тех моральных принципов, на которых должно держаться здоровье общества. Эта способность, позволяющая различать хорошее и плохое, должна прививаться с младенческих лет. Родители - это своего рода проводники в мир, которые учат ребенка любить добро и ненавидеть зло, а дети в свою очередь, боясь потерять любовь и благосклонность своих родителей, четко и быстро впитывают и усваивают именно те понятия, которые дают отец и мать.

Возложенные надежды

В произведении Салтыков-Щедрин наделяет голосом свою главную героиню - совесть. Что же просит она, что хочет? Просит она найти ей маленькое русское дитя, чтобы в сердце его она могла раствориться. «Почему же именно в сердце ребенка?» - спросите вы. Автор таким образом хочет дать понять читателю, как важно возлагать надежды на молодое поколение, и следует помнить, что дети невинны и чисты, и только от взрослых будет зависеть, какими красками будет наполнен их будущий мир, совесть, жизнь. Проблема «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина касается той стороны души человека, где наступает осознание добра и зла, истины и надежды.

Заключение

В заключении, подводя итоги сказанному, хотелось бы отметить, что автор бессмертного произведения хотел подчеркнуть важность совести в жизни человека, показать читателю совесть как хранительницу всех тех человеческих качеств, на которых была построена лучшая часть цивилизации. Краткое содержание «Пропала совесть» Салтыкова-Щедрина, проанализированное в нашей статье, мы надеемся, даст пищу для ума и затронет струны вашей души, поможет сделать правильный выбор, подарит покой.