Композитор написавший 4 концерта о природе. Чайковский. Фортепианный цикл «Времена года. Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

г. Южно-Сахалинска

конспект урока музыки по теме

«Времена года в музыке».

3 класс

Учитель: Ким Елена Енчуриевна

Конспект урока музыки по теме «Времена года в музыке». 3 класс

Цель урока : обобщить знания детей о единстве музыкальной речи композиторов разных стран.

Задачи:

    Научить определять самостоятельно настроение услышанной музыки.

    Расширить музыкальный кругозор, укрепить вокальную интонацию, развить ритмический слух.

    Продолжить воспитывать толерантные чувства, развивать любовь к музыке.

Оборудование:

Музыкальные термины

Картины Шишкина, Юона «Зима»

Карточки (зеленые, красные)

    Вводное слово учителя

Мы всю четверть говорили о музыкальной речи, о том, что музыка имеет свои средства музыкального языка, свои интонации, мелодию, ритм, характер.

Что может изображать музыка? (человеческий характер, полет шмеля, стук колес, шум воды)

А так же музыка может рисовать картины природы, времена года.

Сегодня мы продолжим тему «Времена года».

Я прочитаю вам загадки, когда это бывает?

    Снег на полях

Лед на реках

Вьюга гуляет

Когда это бывает? (зимой)

    Тает снежок

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (весной)

    Солнце печет

Липа цветет

Рожь поспевает

Когда это бывает? (летом)

    Пусты поля

Мокра земля

Дождь поливает

Когда это бывает? (осенью)

С давних пор музыка связана с картинками природы. В звучании музыкальных инструментов можно услышать зимнюю стужу, пение птиц, водную стихию, шелест листвы.

Сегодня мы будем слушать музыку иностранных композиторов Антонио Вивальди и русского композитора Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года» и сравним их.

    Тема урока: «Времена года в музыке»

Краткие сведения о композиторе П.И. Чайковском

Сообщения детей

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе –заводе на Урале. С раннего детства мальчика тянуло к фортепиано, за которым он проводил свои свободные минуты. Семи лет Чайковский записывал уже свои детские впечатления. Родители будущего композитора были музыкальны и часто проводили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. С детства он проникся красотой русской народной музыки. Это позднее нашло отражение в его творчестве. Альбом П.И.Чайковского «Времена года» был создан в 1876 году в Петербурге. Это было 135 лет назад.

Музыкальный альбом составлен из 12 пьес.

А знаете, что такое пьеса?

Пьеса- небольшое музыкальное произведение (читает ребенок)

А почему 12 пьес? (сколько месяцев в году- по числу месяцев)

Прослушайте музыку Чайковского. Какое время года вы услышали в музыке? Музыку исполняет симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова.

Чайковский «Октябрь»

Какая музыка по характеру? (заунывная, печальная, грустная)

Сейчас мы прослушаем музыкальную картину «Осень» из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди.

Какая музыка по характеру? (печальная, идет дождь, листья опадают, улетают птицы)

Сообщения детей

Краткие сведения о композиторе Антонио Вивальди.

Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. О юношеских годах композитора и его музыкальном образовании имеется мало сведений. Скорее всего, именно отец и стал его первым музыкальным наставником. Он научил его игре на скрипке. С десяти лет Антонио стал играть на скрипке, замещал отца в капелле собора Святого Марка ввиду его частых отлучек из Венеции.

Вивальди- крупнейший представитель итальянского скрипичного искусства 17 века. Создал жанр сольного концерта, оказал влияние на развитие виртуозной скрипичной техники.

Еще при жизни стал известен как композитор, способный за пять дней создать оперу и сочинить множество вариаций на одну тему. Прославился на всю Европу в качестве скрипача- виртуоза.

Музыкальное наследие Антонио Вивальди было малоизвестно в 18-19 веке, находилось в забвении почти 200 лет и лишь в 20-х годах 20 века итальянским музыковедом были обнаружены собрания рукописей композитора.

    Прослушивание произведения «Ноябрь, на тройке»

Ноябрь- хотя и осенний месяц-, но зима уже настает. Сели подобнее в сани- по зимнему лесу на тройке.

Закройте глаза, вслушайтесь в звучание и попробуйте представить. Что рисует в своей музыке композитор, какие чувства выражает в музыке.

Заметили, как меняется характер музыки? (прослушать половину, представить картину, прослушать до конца)

Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных раздумий. Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия- песнь ямщика.

Природу рисуют художники. Может быть именно после прослушивания этой пьесы у художника Николая Сверчкова родилось это произведение.

Как хорошо в зимнем лесу! На ветвях лежит снег, огромные сугробы. Широкая дорога ведет вдаль. Мчатся с веселым перезвоном сани, запряженные тройкой лошадей.

    Чайковский «Февраль»

Вивальди «Зима»

Какая музыка по характеру?

Что представили? (ветер, вьюгу, когда метет)

Что вы заметили? (чувства испытываете одни и те же, эмоции одни и те же)

    Прослушивание произведения Вивальди «Весна»

Сам Вивальди дал описание весны: птички приветствуют своим пением, бегут ручейки. Небо покрыто темными тучами. Молнии и гром возвещают весну. На цветущей лужайке пастушок.

Прослушивание произведения Чайковского «Март»

Музыка первого месяца весны называется Жаворонок. Она нежная, звонкая. Очень похожа на трели жаворонков, свежий аромат весны.

У русского художника Левитана «Март». Как удивительно похожи музыкальная пьеса Чайковского и картина Левитана. Художник постарался передать холодноватость мартовского воздуха, но уже греют солнечные лучи, подтаивает снег. Вся природа ждет настоящей весны.

    Физминутка «Улыбка»

Солнышко светило у нас в душе, в душе была весна, радость, улыбки.

    Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями. Чайковский мечтал, чтобы люди любили природу, друг друга, стремились к добру. Музыка Чайковского всегда жива в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому, что она вечна.

В Москве установлен памятник русскому композитору. 7 мая-170 летие.

    Итог урока

Итальянский композитор Вивальди и русский композитор Чайковский жили в разное время и в разных странах. Вивальди в 17 веке в Италии. Чайковский в 19 веке в России. А чувства и настроение испытывали одни и те же.

Вывод: язык музыки понятен для людей всех стран. У музыки нет границ.

    Рефлексия

Чем отличается музыка Вивальди от музыки Чайковского? (Вивальди- скрипка, Чайковский- симфонический оркестр- скрипка, виолончель, труба, волторна)

    Закрепление

Как вы отличаете музыку Вивальди от музыки Чайковского? (включаю отрывки музыки, если звучит Вивальди – покажите красную сигнальную карточку, а если звучит музыка Чайковского- синюю)

Почему вы так думаете?

    Продолжим тему «Времена года в музыке»

Современная песенка о зиме (разучивание песни)

Кто это идет к нам в гости? (медведь)

Что вы знаете о медведе? (зимой спит)

Узнаем, почему медведь зимой спит.

1 куплет. Раз морозною зимой. (1 ряд)

2 куплет. Подняла лисица крик (2 ряд)

3 куплет. С той поры медведь решил. (3 ряд)

    С приходом зимы все преображается. Зиму старались передать в своих творениях многие художники.

    Юон, Шишкин, «Зима»

Что вы видите на картине? Какое чувство? (радости, спокойствия)

Я думаю, что творчество Чайковского вдохновило вас на творчество.

Творческое задание: вы будете рисовать под музыку зиму.

    Итог урока:

Музыка может передать чувства, настроение. Язык музыки понятен для всех людей. У музыки нет границ. Язык музыки понятен для взрослых и детей.


Композиторов разделяют два с половиной столетия, однако творчески их объединяет яркое новаторство и неистовая страстность.

"Времена года" Антонио Вивальди принадлежат к числу самых популярных произведений всех времен. Для многих само имя "Вивальди" является синонимом "Времен года" и наоборот. В четырех концертах великолепно отражено настроение и чувство каждого месяца в году.
Вивальди мастерски передает в музыке ветер, штиль, дождь, невыносимый зной, дискомфорт зимнего холода, замирание природы.

В отличие от Вивальди, цикл Пьяццоллы начинается не с "Весны", а с "Осени", потому, что в южном полушарии, где расположена Аргентина, всё наоборот: когда в Италии весна, в Буэнос-Айресе стоит осень…

Астор Пьяццолла не стал делать транскрипцию полюбившегося ему произведения Вивальди, а создал его аналог. Его "Времена года в Буэнос-Айресе" – это четыре танго: "Осень", "Зима", "Весна", "Лето". Эта музыка уже давно возведена в разряд таких хитов, на которые приходят ради самого названия. Композитор смело сочетает латиноамериканские и джазовые мотивы с классической музыкой.

"Человек с давних лет был частью окружающего его мира. Сама природа одарила его понятием "Времена года". Эта поэтическая вечная тема всегда вдохновляла творцов на создание гениальных произведений.
У великого итальянца А. Вивальди – это изумительный рассказ, а вернее "музыкальные пейзажи", ожившие в музыке, понятные и дорогие благодатному слушателю.


Из XVIII века А.Вивальди, мы попадаем в XX столетие с помощью знаменитого аргентинского композитора Астора Пьяццоллы. С погодой в Буэнос-Айресе не соскучишься. Времена года здесь зеркально симметричны. Пронзительная энергичная музыка, где скажем осень – как наша вечная пора обновления, как и весь цикл, вводит нас в мир снов, мечтаний, музыкальных импровизаций, латиноамериканского темперамента.
Времена года такие разные, подобно человеческой жизни, проходят перед нами, оставляя в душе замечательную музыку, которая будет звучать сегодня и всегда." | О.Ойстрах


Альфонс Муха "Времена года"

Летом жарко, зимой холодно. Весной сажают, осенью собирают. И так из года в год. Для нас это привычно до очевидности, и не просто важно, а пожалуй это вообще самое важное, за что мы можем зацепиться в этом мире. Называется это цикличностью. Если вдруг летом выпадает снег или в разгар зимы расцветают цветы, то тут не только человек сойдет с ума, но даже такие зверушки, у которых и ума-то нет. Вся природа, включая нас с вами, испытывает дискомфорт. И наоборот - когда все идет по плану, согласно циклу, мы чувствуем себя спокойно и уверенно.


Точно так же обстоит дело и в музыке. Слушая скрипичный концерт итальянского автора 18 века, мы знаем, что в нем будут три части - быстрая, медленная и снова быстрая. А если мы пришли на классическую симфонию, то мы почти уверены, что в первой (быстрой) части будет медленное вступление, а потом драматические коллизии, во второй (медленной) части - медитативное осмысление произошедшего в первой части, в третьей части мы наконец расслабимся и станцуем менуэт, а в финале будет веселое жизнеутверждающее рондо, возвращающее нас в жизненную круговерть. И если автор симфонии вдруг заменяет менуэт на скерцо, да еще и ставит его на второе место, перед медленной частью, то мы сразу понимаем: он нам хочет сказать что-то очень важное, раз уж решился на такие вольности с циклом!

Но даже если не брать такие тонкости формообразования, доступные просвещенным любителям, факт остается фактом: тема цикличности, в частности, на примере времен года занимала композиторов во все времена. Самые известные сочинения, посвященные четырем сезонам, - это цикл из четырех концертов для скрипки с оркестром "Времена года" Антонио Вивальди (Antonio Lucio Vivaldi) 1723 года…

и оратория "Времена года" Йозефа Гайдна (Franz Joseph Haydn) 1801 года.

Вполне естественно, что композиторы ассоциировали годовой цикл с жизненным циклом человека - от рождения до смерти. Поэтому "Времена года" и Вивальди, и Гайдна начинаются с весны и кончаются зимой.

Единственные известные "Времена года", идущие педантично с января по декабрь - это "Времена года" (1876) Петра Ильича Чайковского, не несущие в себе никакой «жизненно важной» концепции, а написанные просто в виде музыкальных вкладок в ежемесячный журнал, в результате чего получился вовсе не цикл, а некое подобие музыкального перекидного календаря. Что отнюдь не умаляет прелести самой музыки уютных фортепианных пьес Чайковского.

Остроумное решение темы времен года нашел скрипач Гидон Кремер , соединивший в одном диске "Времена года" Антонио Вивальди и "Времена года в Буэнос-Айресе" Астора Пьяццоллы (естественно, специально обработанные для его оркестра Kremerata Baltica). Начинаются они с "Весны" Вивальди, за которой следует "Весна в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы, потом идет лето и так далее, а на затухающем последнем аккорде последней композиции - ‘Зима в Буэнос-Айресе’ - снова звучит на пианиссимо начальная тема "Весны" Вивальди в исполнении клавесина, таким образом, замыкая весь двойной цикл.

Слушая "Времена года", неважно какого автора, конечно, хорошо бы представлять себе ассоциативный ряд, связанный с цикличностью в нашей жизни, в природе и в музыке, — тогда многое становится понятней. Ироничные ремарки «рыжего монаха» Вивальди, написанные его рукой в партитуре, но часто игнорируемые «серьезными» исполнителями; нравоучительные тексты в ариях и речитативах оратории Гайдна; иногда не вполне уместные эпиграфы к 12 месяцам Чайковского (остающиеся, кстати говоря, на совести издателя журнала Нувеллист Н. М. Бернарда) - все это дает нам благодатную почву для восприятия музыки, даже если мы иногда не вполне можем оценить красоту форм и изящество чисто музыкальных решений.

Начну с известного анекдота

Шестилетнего мальчика отдают в школу. На собеседовании его спрашивают, сколько он знает времен года?

Ребенок на минутку задумывается и уверенно говорит:

Учитель тактично ему намекает:

А если подумать?

Парень на мгновение задумывается и говорит:

Честное слово, больше не помню...

Учитель просит маму и мальчика на минуточку выйти в коридор. Там мама возмущенно спрашивает ребенка:

Какие шесть? Что ты меня позоришь?!

Мама! - чуть не плача отвечает ей сын, - Я правда не помню никого, кроме Чайковского, Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Гаврилина и Глазунова!

И правда, это имена величайших композиторов, которые оставили целые сборники произведений из цикла «Времена года». Все эти циклы очень разные: барочно-изысканные у Антонио Вивальди, трогательные у Петра Чайковского, страстные у Астора Пьяццоллы, грандиозные у Гайдна и мелодично-нежные у Валерия Гаврилина. Все произведения вместе образуют музыкальное единство, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле. Расскажу о тех циклах, которые люблю сама.

Антонио Вивальди

Пожалуй, самый известный цикл «Времена года» авторства Антонио Вивальди. Именно это творение подарило ему бессмертную славу и вдохновляло дальше многих композиторов и импровизаторов. Его цикл состоит из 4 концертов, каждый из которых посвящен одному времени года и состоит из трех частей, соответствующих определенному месяцу. Каждому из концертов предшествует сонет, авторство которого приписывается самому Вивальди.

Мне очень нравится зимний сонет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лед

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идет не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.

Поскольку все произведения Вивальди созданы в парадигме барочного мышления, они предполагают обязательные побочные смыслы, намеки и символы. В первую очередь, времена года - это четыре возраста человека от рождения до смерти. Во вторую, - угадывается намек на время суток и четыре региона Италии (весна - утро - Венеция, лето - полдень - Неаполь, осень - вечер - Рим, зима - полночь - Болонья). А так же «Времена года» Вивальди стали пророчеством его собственной жизни - первой частью было его обучение, второй - признание виртуозом, третьей - горькое разочарование в собственных иллюзиях, а заключительной — последний вздох прощания с бренным и таким не постоянным миром.

Йозеф Гайдн

Йозеф Гайдн, сын каретного мастера, который толком не учился музыке, но стал очень талантливым композитором, удостоен множества почетных званий и был избран членом музыкальных академий. В последние годы своей жизни Гайдн увлекся хоровой музыкой. Этот интерес у него возник после посещения грандиозного фестиваля в честь Георга Фридриха Генделя, организованного в Вестминстерском соборе.

Гайдн тогда создал несколько месс, а также оратории «Времена года» и «Сотворение мира». Драматургия оратории «Времена года» строится на неторопливой смене контрастных картин. Четырем временам года соответствуют 4 части оратории - «Весна», «Лето», «Осень», «Зима», каждая из которых имеет свой колорит. Все части состоят из ряда номеров, общее их количество 47.

Заключительная часть «Времен года» знаменует собой финальный этап жизненного цикла, это период увядания и обретения спокойствия. Строгая грусть сменяется позитивными настроениями. Вся «Зима» образует собой сплошной поток противоречивых чувств - радость сменяется болью, любовь - ощущением потери любви.

Центральная часть «Зимы» - ария Симона. Это гимн, утверждающий самобытность любой жизни, утверждающий, что жизнь ценна, а человек бессмертен, поскольку после его ухода остаются на земле и в сердцах близких те добрые дела, которые были им совершены. Финалом «Зимы» становится хоровое пение - позитивное и исполненное радости предстоящей новой жизни. Название эпизода говорящее - «И встает заря». Так закольцовывается оратория, утверждая вечный цикл событий мира.

Петр Ильич Чайковский

Сборник фортепьянных пьес П.И. Чайковского «Времена года» состоит из 12 небольших музыкальных зарисовок, которые соответствуют 12 месяцам года. Средствами музыкальных звуков композитор рисует картину природы или душевное состояние человека в определенную пору года. Удивительно точно переданы малейшие движения души и изменения в природе, настолько точно, что слова при этом не требуются, достаточно только поэтического эпиграфа, который помогает настроиться на картину.

У большинства композиторов «Зима» является заключительной частью и знаменует окончание. Только у Петра Ильича Чайковского «Времена года» с зимы начинаются.

Слегка грустная, но очень светлая, зимняя тема пьесы «У камелька. Январь» наполняет сердце умиротворенностью. Пусть за окном ветер и холод, а у небольшого камина всегда уютно. Тихую задумчивость сменяет молодецкая удаль следующей пьесы «Масленица. Февраль». Слышится и звон бубенцов, и переборы гармошки, и удалая народная пляска. И так далее по природному круговороту.

Астор Пьяццолла

«Времена года в Буэнос-Айресе» - еще один известный цикл на тему сезонности. Создан он был Астором Пьяццола между 1965 и 1970 годами. Части цикла никогда не были строго связаны между собой и не всегда исполняются вместе. Астор Пьяццолла - родоначальник стиля, получившего название nuevo tango, представив танго его в современном ключе, вобравшем элементы джаза и классической музыки. Пьяццолла Он оставил огромное творческое наследие - около 1000 произведений. И почти все сыграл сам со своими музыкантами.

«Времена года в Буэнос-Айресе» - это четыре танго: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».

«Времена года» Пьяццолы начинаются не с «Весны» или «Зимы», а с «Осени» (возможно, потому, что в Южном полушарии, где расположена Аргентина, все наоборот: когда в Европе весна, в Буэнос-Айресе стоит осень).

Тем не менее, у Астора Пьяццолла смело сочетаются латиноамериканские и джазовые мотивы с классической традицией, а периодически возникающая тема вивальдиевской «Грозы» свидетельствует не о простом подражании великому предшественнику, а о преемственности, переведенной на современный музыкальный язык.

Независимо от того, какое время года за окном, послушайте любую подборку из цикла «Времена года», чтобы выбрать того композитора, который вам ближе.

Как художник описывает природу красками, композитор и музыкант описывает природу музыкой. От Великих композиторов, нам достались целые сборники произведений из цикла "Времен года".

Времена года в музыке, такие же разные по цветам и звукам, как различны произведения в творчестве музыкантов разного времени, разных стран и разного стиля. Вместе они образуют музыку природы. Это цикл времена года итальянского композитора эпохи барокко А. Вивальди. Трогательное до глубины пьесы на фортепиано П. И. Чайковского. И ещё, обязательно попробуйте на вкус неожиданное танго времен года А. Пьяццоллы, грандиозную ораторию Й. Гайдна и нежное сопрано, мелодичный рояль в музыке советского композитора В. А. Гаврилина.

Описание музыкальных произведений известных композиторов из цикла "Времена года"

Времена года весна:

Времена года лето:

Времена года осень:

Времена года зима:

"Времена года" в произведениях и обработках других композиторов:

  • Шарль Анри Валантен Алькан (французский пианист-виртуоз, композитор-романтист ) — цикл "Месяцы" ("Les mois") из 12 характеристических пьес, op.74.
  • А. К. Глазунов (русский композитор, дирижёр ) — Балет "Времена года", Op. 67. (Весна, Лето, Осень и Зима).
  • Джон Кейдж (американский композитор авангардист ) — Времена года (Балет Мерса Каннингема на музыку Джона Кейджа), 1947 г.
  • Жак Лусье (французский джазовый пианист ) — Трио Жака Лусье, джазовые импровизации на музыку "Времена года" Вивальди, 1997 г.
  • Леонид Десятников (советский, российский композитор ) — включивший во "Времена года в Буэнос-Айресе" Пьяццоллы цитаты из "Четырех сезонов" А. Вивальди, 1996-98 гг.
  • Ричард Клайдерман (французский пианист, аранжировщик ) — Инструментальная версия аранжировки "Времена года" Вивальди.

Каждое время года это небольшое произведение, где каждый месяц это маленькие пьесы, сочинения, вариации. Своей музыкой композитор пытается передать то настроение природы, которое характерно одному из четырех сезонов года. Все произведения вместе образуют музыкальный цикл, как и сама природа, проходя через все сезонные изменения в круглогодичном цикле года.