Конструктивный анализ произведений изобразительного искусства. Принципы и методы анализа произведений изобразительного искусства. Примитивный алгоритм анализа

Этот план понадобится весь год, в том числе для семинаров в музее.

1. Введение

  • О каком произведении речь? Автор, название, дата, собрание, техника (в виде полноценных фраз, а не каталожной справки). Биографию пересказывать не нужно.
  • Цель и задачи работы (4-5 фраз во введении). О чём и для чего вы её пишете? Почему выбраны именно эти произведения? Как именно будет производиться анализ? Для чего этот анализ нужен? Зачем нужно сравнивать произведения?
  • Вводные слова о периоде, стиле, эпохе…

    2. Описание и анализ произведения

    В каждой из подчастей проводится взаимосвязь между формальным приёмом и образом . В случае сравнения описание и анализ либо идут последовательно (второе произведение сравнивается с первым), либо параллельно.

  • Описание произведения . Что изображено? Жанр, тема, сюжет.
  • Композиционная схема и её функции
    • размер
    • формат (вертикально и горизонтально вытянутый, квадратный, овальный, круглый, соотношение изображения и формата)
    • геометрические схемы
    • основные композиционные линии
    • равновесие, соотношение частей изображения друг с другом и с целым,
    • последовательность рассматривания
  • Пространство и его функции.
    • Перспектива, точки схода
    • плоскостность и глубина
    • пространственные планы
    • дистанция между зрителем и произведением, место зрителя в пространстве картины или вне его
    • точка зрения и наличие ракурсов, линия горизонта
  • Светотень, объём и их роль.
    • объём и плоскость
    • линия, силуэт
    • источники света, время суток, эффекты освещения
    • эмоциональное воздействие света и тени
  • Цвет, колорит и его функции
    • преобладание тонального или локального колорита
    • тёплый или холодный колорит
    • линейность или живописность
    • основные цветовые пятна, их отношения и их роль в композиции
    • тон, валеры
    • рефлексы
    • эмоциональное воздействие цвета
  • Фактура поверхности (Мазок).
    • характер мазка (открытая фактура, гладкая фактура)
    • направленность мазков
    • размер мазка
    • лессировки

    3. Заключение

    Повтор основных выводов, касающихся образа, смысла произведения.


  • Виды искусствоведческого анализа и возможности
    их применения на уроках МХК
    .Потребность в методических нововведениях и приобщении учащихся к современным теоретическим знаниям в области искусствознания весьма насущна в силу ряда причин. В прошлое ушло идеологическое единообразие оценок явлений культуры и искусства, и в связи с этим отпала необходимость в жесткой ориентации на искусство критического и социалистического реализма. Кроме того, огромное значение в трансляции и тиражировании искусства приобрели современные СМИ, Интернет, массовая продукция книжных издательств.
    Изменились и сами реалии современной культуры. В последнее время жизненная среда в не меньшей мере, чем художественное произведение, становится формой существования искусства. Общение с искусством перемещается из специализированных учреждений в сферу повседневной жизни. Наблюдается и встречный процесс – внедрения искусства в жизнь. В результате понятие «художественная культура» расширяется, в него включаются не только феномены высокой культуры, но и факты культуры повседневности, с которой тесно переплетены проблемы масс-культуры, ее места и роли в жизни общества.
    В данном контексте учитель утрачивает позиции исключительного оценочного авторитета и основного источника сведений об искусстве. Но в то же время он приобретает статус навигатора, указывающего основные ориентиры развития и деятельности учащихся.
    Д. С. Лихачев писал: «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться – учиться долго, всю жизнь… Всегда, чтобы понимать произведения искусства, надо знать условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху. Зритель, слушатель, читатель должны быть вооружены знаниями, сведениями… И особенно хочется подчеркнуть значение деталей. Иногда мелочь позволяет нам проникнут в главное. Как важно знать, для чего писалась или рисовалась та или иная вещь!»
    Поэтому при анализе художественного произведения нельзя обходиться лишь эссеическим изложением собственного видения объекта искусства. На этом фоне актуальным становится применение методик искусствоведческого анализа в преподавании МХК.
    Основными видами искусствоведческого анализа, используемыми на уроках МХК, могут быть сравнительно-исторический, формальный иконографический, структурный.
    1. Сравнительно-исторический анализ
    Это один из наиболее эффективных видов анализов. Он основывается, с одной стороны, на сравнении – простейшей познавательной операции выявления сходства и различия объектов, а с другой – на принципах историзма, согласно которым, действительность рассматривается в перспективе постоянного изменения во времени.
    Простейший тип отношений, которые возникают в результате сравнения – отношения тождества (равенства) и различий, - применим к любым наблюдаемым и мыслимым объектам. В результате этого сама операция сравнения позволяет представить мир как связное разнообразие. Эта первичная операция и выводы, которые следуют в результате ее применения, очень важны для осознания художественной культуры как единого целого.
    В любом феномене культуры необходимо видеть как его уникальность и особенности, так и общность с культурой в целом. Сравнение – операция динамичная. Оно изначально предполагает некую оппозицию.
    Чтобы осмыслить свою культуру, надо посмотреть на нее как бы извне.
    Сравнение, в отличие от описания, предполагает оппозицию двух объектов, что более продуктивно в творческом плане. Чем отдаленнее по времени, стилю, выразительным средствам художественного языка предлагаемые учащимся для сравнения произведения, тем легче проводить сравнение и тем оригинальнее и неожиданнее могут быть его результаты. При этом хотя бы по одному параметру произведения должны иметь что-то общее – это может быть общность жанра (портрет, пейзаж, натюрморт), типологии форм (древнеегипетская и мезоамериканская пирамида), общность назначения и функции (храм в разных культурах, мемориальный надгробный памятник), сюжета, иконографических констант, формата (вертикальный, горизонтальный, рондо) и др.
    Разность потенциалов особенно значима на первых этапах знакомства учащихся с проблематикой МХК, когда они еще не в курсе специфических проблем предмета. Для сравнения близких по стилистике вещей у учащихся недостаточно опыта. Так сопоставление портретов Крамского и Перова вряд ли будет результативным. Продуктивнее брать портреты неизвестных учащимся людей и только по окончании анализа знакомить с их судьбой, создавая тем самым условия для дополнительной рефлексии учащихся по поводу качества их анализа и способности судить о человеке в символическом поле иной знаковой системы.
    Приемы сравнительно-исторического анализа могут быть использованы и для создания и фиксирования у учащихся собственного эмоционального образа художественного произведения, эпохи, стиля. Так, сравнение храмовой архитектуры Новгородского и Владимиро–Суздальского княжеств позволяет вычленить черты отличия, особенности, общность и в результате создание образа и одно, и другой архитектуры, рождая некий собственный эмоциональный код у ребенка.
    Основными формами сравнительно-исторического метода являются:
    - сравнительно-сопоставительный анализ;
    - историко-типологическое и историко-генетическое сравнение;
    - выявление сходства на основе взаимовлияния.
    Сравнительно-сопоставительный анализ предполагает сравнение разнородных объектов. Это может быть сопоставление:
    - крупных культурных ареалов (Восток-Запад);
    - культурных регионов (Россия - Западная Европа);
    - стадиально-разнородных культур (традиционной фольклорной культуры и культуры мировых религий по типу «язычество-христианство»);
    - стилей (Ренессанс-барокко, барокко-классицизм и т.п.);
    - разных видов искусства и их выразительных возможностей.
    Такой тип сравнения на выявление крупных, глубинных проблем.
    Историко-типологическое сравнение нацелено на выявление общности не связанных по происхождению явлений. Например, культуры Древнего Египта, Месопотамии и Центральной Америки не связаны генетически, и их сходство определяется их типологической принадлежностью к цивилизации Древнего мира.
    В историко-типологическом сравнении важны два взаимодополняющих друг друга процесса: анализ, направленный на выявление различий и синтез, направленный на осознание общности.
    Общими чертами культур Древнего мира является:
    - их магический характер;
    - иерархичность, каноничность и традиционализм;
    - преобладание в мифологии терриоморфных и зооморфных форм;
    - доминирование коллективного начала над индивидуальным.
    В архитектуре воспроизводятся природные формы и преобладают принципы изобразительности (пирамида – гора, колонна – дерево, святилище – пещера, дворец - лабиринты пещеры).
    Образ мировой горы является общей базисной моделью Вселенной (зиккурат, пирамида, ступа), а архетип Мирового древа – основой символической организации пространства.
    Историко-генетическое сравнение нацелено на выявление сходства в связи с общим происхождением. В учебной деятельности этот метод актуален в связи с кардинальной сменой художественных основ русской культуры в двух поворотных моментах ее истории.
    Принятие христианства привело к переходу на византийские каноны, а петровская реформа – к своеобразному прыжку через ряд этапов и к восприятию формального языка западноевропейского искусства нового времени, как уже сложившейся системной данности.
    К интересным выводам и обогащению эстетического восприятия может привести сравнение древнерусской архитектуры с генетически близкими архитектурными школами средневеково Армении, Грузии, Болгарии. Их исходным образцом является крестово-купольный тип храма, созданный в Византии. Крестово-купольные храмы сформировались с использованием применявшегося в Иране приема опирания купола на отрезки внутренних стен. Этот принцип объемно-пространственного построения здания, привычный для зодчих Передней Азии, послужил основой при разработке композиционной схемы зданий первых христианских церквей.
    В 1017-1037 гг. при Ярославе Мудром в Киеве был построен Софийский собор. Этому сооружению не было прямых аналогий в Византии, хотя ядро собора сформировано по крестово-купольной схеме.
    С методической точки зрения сравнение древнерусской архитектуры с другими национальными образцами обостряет понимание ее самобытности, чего не происходит при традиционном обучении внутреннего ряда региональных школ – Владимиро-Суздальской, Новгородской и пр. Перечисление особенностей школ порождает у учащихся впечатление однообразности древнерусской архитектуры. Проблемы национальной специфики отечественной художественной культуры, ее оригинальных художественных достижений взывают у школьников повышенный интерес. На контрасте легче донести до них суть ответа на вопрос: «А что, собственно, создали наши предки?»
    Взаимовлияние в культуре – еще один вид сравнительного анализа, нацеленный на выявление органичности усвоения внешних заимствований, оригинальности интерпретации. При обсуждении этих вопросов наиболее плодотворной является концепция Ю. Лотмана, который считал, что «народ, имеющий свою развитую культуру, не теряет своеобразия от пересечения с чужими культурами, а напротив того, еще более обогащает свою самобытность. Самобытность достигается не знанием чужого, а богатством своего. Тогда чужое фактически перестает быть чужим».
    2.Формальный анализ
    Первый шаг в изучении специфики языка разных видов изобразительного искусства сделала так называемая формальная школа искусствоведения. Ее достижения весьма актуальны для преподавания МХК. Во-первых, анализ на базе основных положений формальной школы - это первая ступень в постижении замысла автора и специфических задач эпохи, зашифрованных в произведении искусства. Во-вторых, с помощью категорий формального анализа появляется возможность понять метафорический язык изобразительного искусства, а также проверить спонтанные реакции и оценки учащихся.
    Система формального анализа произведений архитектуры, скульптуры и живописи включает в себя такие параметры, как материал, формат, размер, пропорции, текстура, свет, цвет, ритмическое и композиционная организация, конструкция, взаимодействие с внешней средой, соотношение внутренней и внешней структуры и пространства, временные ориентиры восприятия и проживания.
    Вышеперечисленные параметры формального анализа вошли в текст стандартов нового поколения по изобразительному искусству для средней школы. Но, к сожалению, зачастую мы, как педагоги, забываем учить учеников самой методике анализа, подменяя эссеическим описанием произведения искусства или описанием эмоций по его поводу. Хотя бы раз учащиеся должны самостоятельно проанализировать произведение архитектуры, скульптуры и живописи по заданным координатам. Иначе ни о каком деятельностном, проблемном или практико-ориентированном образовании не может быть и речи.
    Набор параметров для каждого вида искусства слегка различается сообразно его специфике.
    Анализ архитектуры
    В связи с абстрактным (нет аналогий в натуре) характером архитектуры, которая имеет своей главной задачей организовать пространство, основными пунктами ее анализа должны быть:
    - предназначение и функция сооружения;
    - абсолютные размеры и соотношение с окружающей средой;
    - избранные для строительства материал и особенности его образного осмысления;
    - план;
    - общая организация пространства и масс(что превалирует: первое или второе и почему?);
    - конструкция и заложенные в ней идеи;
    - масштаб здания (соотнесённость с размером человека, с окружением);
    - пропорции (соотношение частей здания между собой и их отношение к целому);
    - ритм (пространство и массы, различных пространственных ячеек, членения конструкции, проемов и др.);
    - светотеневая организация фасадов и внутреннего пространства;
    - роль цвета и звука;
    - соотношение со скульптурой и монументальной живописью;
    - временная организация восприятия сооружения и протекающей в ней жизни.
    Анализ архитектуры требует и личного проживания произведения, или весьма большого количества наглядного материала – планы, разрезы, ландшафтные съемки, фотографии фасадов с нескольких точек зрения, фотографии интерьеров и проч.
    Анализ живописи
    При анализе живописи надо учитывать, что, с одной стороны, она оперирует не абстракциями, а узнаваемыми образами реальности, но, с другой стороны, живописное изображение – это иллюзорное (то есть не менее абстрактное) изображение на двухмерной плоскости, некая интерпретация реальности, ее преображенный образ.
    Зачастую узнаваемость реалий, сюжетность создают ложное впечатление легкой доступности расшифровки авторского послания. Это необходимо учитывать при анализе. Формальный анализ в применении к живописному произведению должен в корне отличаться от примитивного пересказа сюжета, которому учат еще в первом классе.
    Анализ лучше начинать, определившись с видом живописного изображения: что это – настенная живопись или станковая картина? Далее следует остановиться на изобразительной и экспрессивно-декоративной функциях живописного изображения, которые связаны с оформлением двухмерной плоскости – поверхности картины.
    Размеры, формат (горизонтальный, вертикальный круг и иные варианты) и рама (рама как объемный объект) определяют пороговые параметры соотношения изображения иллюзорного и реального.
    С основой, на которую нанесено изображение (камень, дерево, штукатурка, стекло), и с техникой, в которой выполнено живописное произведение (фреска, темпера, мозаика, масло, пастель и др.), зачастую связаны важные метафорические и символические категории. Проблемы фактуры – это не только проблемы оформления поверхности, но и проблемы внутренней интерпретации образа.
    С пространственной организацией (плоскостное или иллюзорное пространство) связаны вопросы:
    - интерпретации линии, силуэта, пластики объемов, светотени;
    - выбора точки зрения, линии горизонта;
    - организации правой и левой сторон картины (своеобразных входов и входов из живописного пространства);
    - ритмической структуры и композиции в целом.
    Анализ скульптуры
    Спецификой скульптуры является ее реальность и вещность, трехмерная объемность и нацеленность на тактильное воздействие и переживание. Главной темой скульптуры является фигура человека, а ее язык – это язык человеческого тела и мимики лица.
    Можно сказать, что это один из наиболее антропоморфных видов искусства. Но скульптор не повторяет слепо фигуру человека в ее реальных формах, а творит некую идеальную действительность, идеальную форму, в которой идеи воплощаются в виде сгустков пластической энергии. Исключительная сосредоточенность на человеке весьма ограничивает, с одной стороны, количество параметров анализа, а с другой – требует крайне углубленной интерпретации каждого пункта.
    Определившись с видом скульптуры (монументальная скульптура или мелкая пластика, свободно стоящая фигура, статуарная группа или рельеф), необходимо четко зафиксировать ее размеры и соотношения с окружающим пространством, архитектурой и масштабом человека, выявить запланированные автором точки зрения.
    Выбор материала (камень, бронза, дерево, керамика и иные современные материалы) в скульптуре очень важен и являет нам одну из главных мировоззренческих позиций автора. От него во многом зависят способ обработки (пластика или скульптура), возможности светотеневой и цветной метафоричности, организация внутренней конструкции (каркаса), соотношение масс с конструкцией и между собой, соотношение динамики и статики, тектонических моментов и моментов моторного напряжения и расслабления.
    Проблема постамента (или его отсутствия) в скульптуре аналогична проблеме рамы в живописи – это связующее звено между миром искусства и миром реальности.
    Сюжет в скульптуре вторичен, так как над любым конкретным сюжетом стоит главный и общий для всей скульптуры сюжет – акт творения трехмерной формы, сотворения человеческого тела.
    Диапазон переживания ограничен рамками оппозиции «статика - движение», но интенсивность переживания значительно выше, чем в других видах искусства, и требует от зрителя значительной концентрации воли. Это особенность надо обязательно учитывать при восприятии и анализе скульптуры.
    3.Иконологический анализ
    Кроме «чистой формы», у искусства как специфической информационной структуры есть в запасе еще множество способов хранения и передачи информации, а также воздействия на зрителя.
    Для неискушенного средневекового зрителя были более актуальны совсем другие стороны языка искусства, а именно типовые формально-сюжетные схемы, или, иными словами, иконография изображения персонажей или событий Священного писания. «Средневековое сознание, пронизанное идеей иерархии, формирует к XI-II векам иерархию святых, символов, даже цвета. Не зная этой символики, мы не можем постигнуть содержание иконы полностью, оно будет от нас ускользать. Это одна из основ образного строя иконы. И если на картине цвет играет эмоциональную и информативную роли, то в иконописной иерархии играют каноническую роль»
    Канонические схемы в церковном искусстве являются своеобразной сверхформой, сверхтекстом, который воздействует на зрителя молниеносно, позволяя ему почти мгновенно воспринимать содержание священного изображения, с одной стороны, и его святость, то есть, принадлежность к другому миру, - с другой.
    Каноническими аспектами языка искусства в искусствоведении занимается иконография. Ее методы – это описание и систематизация типологических признаков и схем, принятых при изображении какого-либо лица или сюжетных схем, анализ совокупности изображений какого-либо лица, характерных для искусства какой-либо эпохи, направления.
    Для преподавателя МХК в этом методе скорее важен уже готовый результат, с которым необходимо ознакомить учащихся. Это позволит учащимся, с одной стороны, лучше «читать» и понимать иконопись, канонические изображения буддизма и индуизма, расшифровывать произведения северного и итальянского Ренессанса, а с другой – сделает их чувствительнее к изменениям внутри канона и поможет заново оценить завоевания Искусства Возрождения и сам факт отказа от строго регламентированного канона.
    Иконология как направление в искусствоведении шире, чем иконография, так как исследует не только закрепленные религиозными культами каноны, но и любые устойчивые сюжеты и изобразительные мотивы в художественных произведениях (композиционные схемы, фрагменты схем, темы, сюжеты, атрибуты, символы и геральдические знаки), переходящие их эпохи в эпоху, от одного вида искусства к другому, от мастера к мастеру. Эти устойчивые элементы языка искусства рассматриваются иконологической школой искусствоведения в качестве своеобразных носителей памяти форм, или иными словами, «символической формы», которая содержит в себе «скрытые смыслы и послания» культуры, зашифрованные коды искусства.
    При всей сложности иконологического метода он вполне доступен учащимся на уроках МХК. Дело в том, что определенными базовыми знаниями о памяти форм обладают все дети, которые читали в детстве сказки. Всем известно, что боги и герои мифологии, эпоса, сказок обладают предметами с особыми волшебными свойствами, которые не только помогают им выполнять их функции, но и зачастую содержат в себе их жизненную силу.
    Постоянство атрибутов может быть использовано в тех случаях, когда мифологические персонажи утрачивают свой целостный образ и продолжают существовать в культуре последующих времен в фрагментарном виде. В этом случае атрибуты могут послужить путеводной нитью для истолкования многих культурных явлений, помогают проследить за преемственностью, казалось бы, несовместимых образов.
    Структурный анализ
    Структурный анализ осуществляется на основе знаковых систем, тем самым оказывается тесно связанным с семиотикой (наука о знаковых системах) и семантикой (наука о смыслах). Рассмотрение истории искусства с точки зрения закономерностей развития знаковых и символических систем, связанных с такими понятиями, как культурные коды, бинарные оппозиции, архетип, мифологема, позволяет, с одной стороны, усилить смысловую, содержательную составляющую изучения художественной культуры, что волнует подростка в первую очередь, а с другой – акцентировать личностное прочтение этого содержания.
    С точки зрения ценностных ориентаций, понимание единства всей мировой художественной культуры ведет к выработке более терпимого отношения к формам и ценностям чужих культур. Общие для всех культур первообразы как Мировое древо, дорога, Мать-Земля, Тень, Мудрый Старик, Мудрая Старуха, Анима, герой, антигерой в процессе самостоятельной учебной и проектной деятельности в рамках МХК усиливает деятельностный компонент в обучении и работает на повышение личностной заинтересованности учащихся.
    Конкретные предметы, не теряя своей конкретности, могут становиться знаками (кодами) других предметов и понятий и символически заменять их.
    Одними из наиболее древних является код геометрических символов и тесно связанная с ним числовая символика
    Коды могут быть самыми разными: зооморфными, растительными, цветовыми, пищевыми, химическими, числовыми, геометрическими и пр.
    В применении на уроках МХК структурный анализ важен тем, что на первый план выходят операции преобразования, что очень важно в плане развития мышления учащихся. Выполняя такие операции, как выделение первичного множества объектов, разделение объектов на первоэлементы, выявление отношений преобразования, учащиеся развивают свои аналитические способности, умение видеть общее, структурировать и систематизировать свои знания.
    Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, с творчеством, самопознанием. В этих условиях учитель становится сопровождающим лицом, своеобразным заинтересованным наблюдателем за самостоятельной работой школьников.
    Искусствоведческий анализ дает возможность учащимся выбрать направление своего хода размышлений, на основе систематического знакомства с памятниками культуры получить представление о целостной и многомерной картине духовного развития человечества и на основе этого выработать собственный вариант развития. Учитель МХК должен обладать разносторонними специальными знаниями в области искусствоведения. Это становится особой проблемой, поскольку специальность «учитель МХК» не готовит ни один педагогический ВУЗ. Сегодня учителя, отважившиеся преподавать этот предмет, поставлены в рамки жесткого и постоянного самообразования. Это касается не только методики преподавания, но и изучения самого предмета искусствоведения.
    Ограничение анализа художественного произведения рамками формы и содержания, либо эссеическим восприятием не может быть единственно избранным методом знакомства, а уж тем более изучения объекта искусства.
    С другой стороны, анализ художественного произведения невозможен без обширных знаний в области фактологии, элементарных теоретических основ. В этом случае, большую роль могут сыграть разнообразные инструктивные и информативные карты-задания, применение поисковых методов обучения, использование информационных технологий. Ведь в условиях вступления общества в век информатизации одним из непременных требований к учителю МХК становится овладение разнообразными способами добычи, работы и использования информации (компьютерные программы учебного назначения, Интернет, аудиовизуальные средства и пр.).
    При соблюдении этих условий преподавание МХК в школе будет служить решению продуктивных учебных задаччто даст возможность детям самостоятельно конструировать задачные формулировки, анализировать решение задач в практическом контексте и тем самым развивать продуктивное критическое мышление.

    Министерство образования Российской Федерации Кузбасский государственный технический университет Кафедра отечественной истории

    АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА (графика, живопись, скульптура, архитектура)

    Методические указания к семинарским занятиям для студентов дневной и заочной форм обучения по дисциплине “Мировая культура и искусство” для студентов специальности

    230500 “Социально-культурный сервис и туризм”

    Составитель В.Л. Правда Утверждено на заседании кафедры Протокол № 8 от 05.04.01

    Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

    Кемерово 2001

    Методические пояснения

    В курсе “Мировая культура и искусство” особое внимание уделяется живописи, графике, скульптуре и архитектуре. Именно через них наиболее ярко проявляются особенности стилей в различные эпохи. Понимание эстетики эпохи, ее художественного содержания раскрывается через постижение памятников искусства, понимание их особенностей, их красоты и образности.

    Методика предлагает краткий алгоритм, последовательность примерного анализа графических произведений, живописных полотен, архитектуры и скульптуры.

    При всей неизбежной схематичности и предельном лаконизме она поможет студентам самостоятельно оценить достоинства культурных памятников. Введет в круг искусствоведческой терминологии.

    Оценить произведения искусства – это не только перечислить все элементы его выразительности, необходимо подключить и чувство, вступить в эмоциональный контакт с художественным образом.

    Последовательность анализа является примерной. Она может быть изменена. Предложенные схемы требуют творческого подхода. Они являются лишь вспомогательным материалом для составления живого эмоционального рассказа о конкретном произведении искусства.

    Анализ графического произведения искусства

    Элементы выра-

    Примечания

    зительности

    1. Определение

    Определяется вид рассматриваемого графического

    Часто в названии гра-

    вида графики

    произведения: рисунок или разновидность печатной гра-

    фического произведения

    фики (ксилография, гравюра на меди, офорт, литография и

    обозначается вид графи-

    т.д.). Это дает возможность оценить особенности произ-

    ки: “Рисунок

    ведения: характер линии (он разный у различного вида

    “Офорт”, “Литография”

    гравюр), светотени (она может быть более или менее кон-

    трастной, в зависимости от техники) и т.д.

    2. Анализ компо-

    Анализ композиции представляет собой оценку общего

    “сompositio”

    построения рисунка, образно-пластической идеи: почему

    (лат.) означает составле-

    именно так, в таких масштабах, поворотах, с такой точки

    ние, связывание.

    зрения изобразил художник фигуру, группу людей, пред-

    меты и т. д.

    3. Анализ техники

    является

    образа: пятно (тональный рисунок), штрих (штриховой ри-

    технической

    сунок). Линия (линейный рисунок). Либо используются

    графического

    дения. Здесь

    охарактеризовать

    видуальный почерк

    3. Анализ техники

    Анализ техники рисунка должен определять, какие

    именно графические средства используются для создания

    является

    образа: пятно (тональный рисунок), штрих (штриховой

    технической

    рисунок). Линия (линейный рисунок). Либо используются

    графического

    все три графических приема. При этом оценивается также

    манера рисунка: близкая к академическому, подробному,

    охарактеризовать

    натуралистическому, либо свободная, обобщенная, острая.

    видуальный

    Вся задача заключается в подборе точных, отвечающих

    манере исполнения определений и эпитетов.

    На анализе характера линии сосредотачивается оценка

    Для оценки характе-

    художественности графического произведения. Образ соз-

    ра линии нужно выбрать

    дается линией (штрихом, пятном), ее выразительностью,

    определения.

    ее изяществом, ритмом. Почувствовать характер линии, ее

    Например: изящная, ло-

    слитность с образом, передать это словами, сделать глав-

    маная, нервная, грубова-

    ную работу по анализу графического произведения. Сле-

    тая и т.д.

    дует обратить также внимание на ритм линий. (См. ритм в

    композиции, с. 5).

    Анализ живописного произведения искусства

    Подвергается

    Примечания

    1. Определение

    Первоначально следует решить вопрос о том, к ка-

    Определение жанра под-

    кому из существующих в живописи жанров относится

    скажет немаловажную част-

    анализируемое живописное

    произведение

    искусства

    ность: к какой именно сто-

    (исторический, мифологический, бытовой, батальный

    роне предметного и духов-

    портрет, пейзаж, натюрморт). При анализе портрета ис-

    ного мира обращен интерес

    пользуйте приемы анализа бюста (с.8 настоящей мето-

    Анализ сюжета требует умения понять содержание и

    Часто сюжет картины

    смысл изображенных художником событий. Существу-

    раскрывается самим ее на-

    ет и бессюжетная живопись: беспредметная живопись.

    Она оценивается в таких терминах, как напряжение, ди-

    намика, гармония, контраст,

    и требует особых

    приемов анализа. Беспредметная живопись строит свою

    образность исключительно

    их ритмах, как на главных элементах выразительности

    живописного языка. Примером беспредметной живопи-

    си является абстракционизм, супрематизм.

    Раскрытие художественного образа – это оценка вы-

    разительности, подлинности, силы в отражении избран-

    ной художником темы. Так, многие художники обраща-

    лись к теме пробуждающейся природы, но редкие мас-

    тера поднялись на такую высоту, как Саврасов в рас-

    крытии темы весны (“Грачи прилетели”).

    4. Анализ компо-

    Композиция в живописи анализируется так же, как и

    Сказанное, конечно, не

    в графике (см. с. 2). Композиция активно влияет на вос-

    исчерпывает

    всех сущест-

    приятие произведений.

    принципов по-

    Так, композиция может быть подчеркнуто театраль-

    строения композиции, но,

    ной, выстроенной по сценическому принципу. А может

    думается, позволит ориенти-

    производить ощущение случайности. Анализируя ком-

    роваться в ее оценке.

    позицию, можно прийти к выводу о гармоничном ее по-

    строении, уравновешенности всех частей, либо острой

    динамичности.

    Если композиция формируется прямыми горизон-

    знать о психо-

    в композиции

    тальными или слегка наклоненными линиями, создается

    логическом

    воздействии

    впечатление покоя либо размеренного движения. Соче-

    вертикалей

    горизонталей.

    тание резких вертикальных углов или округлых линий

    Преобладание горизонталей

    придает композиционной схеме динамичность. Диаго-

    успокаивает или даже на-

    нальное построение помогает лучше ощутить скорость,

    страивает

    меланхоличе-

    натиск, движение. Живописец часто использует так на-

    ский лад, подавляет. Верти-

    зываемое круговое построение, которое позволяет за-

    кали активны, вселяют оп-

    компоновать в определенном порядке большое число

    тимизм, бодрость, настраи-

    людей. Следует уловить ритм композиции, увидеть ее

    вают на радость, подъем.

    основополагающую схему.

    Цвет является “душой” живописи, требует особенно

    Колорит – органи-

    вдумчивого и подробного анализа.

    При анализе цветового строя определяется, какая

    Локальная система коло-

    зация цвета на

    система колорита лежит в основе цветового строя кар-

    рита исторически более ран-

    тины: локальный колорит или тональный. В локальной

    няя. Широко применяется в

    колористической гамме цвет отделен от условий осве-

    декоративной живописи.

    щенности, нет игры оттенков. Тональный колорит стро-

    ится на сложном соотношении цвета, его оттенков; за-

    висимости от освещенности, удаленности, теней, бли-

    Колористическая

    При анализе колористической гаммы оценивается

    Следует обратить внимание

    мастерство художника в подборе цветов, умение соче-

    на ритм цветовых пятен.

    тать их оттенки. Художник не просто наделяет предме-

    художник

    ты цветом, он выстраивает цветовую композицию, где

    выделить ту или иную фи-

    доминируют определенные цвета и их оттенки. Так, го-

    гуру, лицо и т.д.

    ворят о серебристо-серо-зеленой, фиолетово – сиренево

    – розовой и проч. колористической гамме.

    Цвета могут возбуждать и успокаивать, раздражать

    Настроение, соз-

    и умиротворять. Выделяют теплую (красный, оранже-

    вый, золотистый и их оттенки) и холодную (фиолето-

    даваемое цветом

    вый, синий, зеленый и их оттенки) цветовую гамму. Те-

    цвет активен, на картине он

    плые цвета активны, возбуждают, веселят, но и могут

    выступает вперед, привлека-

    раздражать. Холодные – успокаивают, умиротворяют,

    ет внимание. Холодный

    иногда печалят. За цветовым решением картины стоит

    цвет отступает, уходит в

    еще определенное настроение, которое художник соз-

    глубину. Умелым располо-

    дает цветом. Попытайтесь уловить и передать это на-

    жением теплых и холодных

    строение в ходе анализа цветового строя картины. Цвет

    тонов художник строит то-

    достигает своей выразительности тогда, когда он орга-

    нальную перспективу.

    низован и его интенсивности соответствует интенсив-

    ность чувств человека.

    6.Техника мазка

    Характер мазка может внести дополнительную вы-

    Мазки могут быть тол-

    разительность, добавит живописи художественные эф-

    стые, непрозрачные – пас-

    фекты. Художник может маскировать, заглаживать

    тозные и жидкие – лессиро-

    “кладку” мазка, а может, напротив, обнажать, наклады-

    Работа пастозными

    вая краску отдельными цветовыми сгусточками, бо-

    мазками делает фактуру жи-

    роздками. Анализ техники мазка позволяет выявить до-

    вописного полотна

    полнительную экспрессию живописного образа.

    живой, рельефной.

    7.Раскрытие

    За анализом тех или иных выразительных элементов

    Раскрывая общий

    общего замысла

    живописи не должно потеряться самое главное, на что

    последнюю

    художника

    направляется аналитический пафос:

    раскрытие замысла

    образного

    художника. Понимание настроения,

    побудившего его

    строя картины.

    взяться за кисть.

    Развитие европейской живописи протекало, как пра-

    вило, в рамках того или иного стиля или направления.

    Смена стилей свидетельствовала о смене художествен-

    ных принципов, критериев, вкусов. Наиболее ярко в ев-

    ропейской живописи проявлялись такие стили, как

    классицизм, барокко, романтизм, реализм и т.д. Закон-

    ченность анализу придаст оценка картины с точки зре-

    ния стиля.

    Анализ скульптуры

    Составные

    Примечание

    1. Определение

    Задача определения вида скульптуры (круглая

    – скульптура на

    вида скульпту-

    скульптура-статуя, бюст, скульптурная группа: рель-

    плоскости. Статуя, бюст,

    еф – барельеф, горельеф) не является сколько-нибудь

    скульптурная группа – разно-

    сложной. Однако тот или иной вид скульптуры тре-

    видности

    скульпту-

    бует разного подхода. Анализ статуи будет отличать-

    ся от анализа бюста, скульптурной группы и т.д.

    При анализе статуи прежде всего оценивается

    насыщена

    выразительность пластики, ее смысловая и эмоцио-

    нальная насыщенность. Важным элементом вырази-

    этому должны обратить на

    тельности является постамент, оценивается гармо-

    себя внимание любые детали:

    ничность его сочетания со статуей. Одежда может

    что держит, на что опирается

    подчеркивать монументальность образа или дина-

    статуя и т.д.

    мичность его пластики. Следует сосредоточиться

    также на лице статуи (см. бюст).

    Приемы анализа бюста тяготеют к методам ана-

    лиза портрета вообще, т.е. направлены на выявление

    внутренней психологии характера, выраженной в

    пластике лица, мимике. Должны обратить на себя

    внимание обобщенная или остро индивидуальная ха-

    рактеристика образа, характер моделировки черт ли-

    ца: четкой, подробной, слабой или мягкой, его про-

    Скульптурная

    Оценка выразительности скульптурной группы

    Примеров удачной скульп-

    связана с анализом цельности пластического образа,

    турной группы довольно ма-

    составленного из нескольких фигур. Если невозмож-

    ло, но к ним, несомненно,

    но отделить одну фигуру от другой без нарушения

    можно отнести “Рабочего и

    пластического единства – значит перед нами пример

    колхозницу” Мухиной, “Пье-

    удачно выполненной скульптурной группы. При

    ту” Микеланджело.

    этом нередко каждый из персонажей скульптурной

    группы “играет свою партию”, по-своему выражая

    чувства и переживая ситуацию.

    Рельеф часто сюжетен, он предполагает рассказ

    Нередко в виде рельефа мо-

    на определенную тему. Он многофигурен. Анализ его

    жет быть выполнен и портрет.

    предполагает характеристику отдельных персонажей,

    Приемы анализа такого рель-

    выраженную в позах, жестах. Рельеф, выполненный в

    ефа тяготеют к бюсту.

    монументальном стиле, конечно, более насыщен

    идеями и символами, чем сюжетом.

    Словарь основных понятий.... 419

    АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА

    ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И СХЕМЫ

    Произведение архитектуры

    При анализе произведений архитектуры необходимо учитывать особенности архитектуры как вида искусства. Архитектура – это вид искусства, явленного в художественном характере сооружения. Поэтому анализу должны подвергнуться облик, масштаб, формы сооружения.

    1. Какие объекты сооружения заслуживают внимания?

    2. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

    3. Какое впечатление производит произведение?

    4. Какое ощущение может испытывать реципиент (воспринимающий)?

    5. Как эмоциональному впечатлению от произведения помогают его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, распределение света в архитектурном памятнике?

    6. Что видит посетитель, стоя перед фасадом?

    7. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

    8. Какими средствами архитектор выделяет главное? Охарактеризуйте основные художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб).

    9. Как в архитектурном сооружении составляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

    10. Охарактеризуйте принадлежность данного объекта к определённому виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм), градостроительная.

    11. Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

    12. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: купол, арка, свод, стена, башня, штиль?

    13. Каково название произведения? А как бы вы его назвали?

    14. Определите принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

    16. Как соотносятся форма и содержание данного произведения?

    17. Какова связь между внешним и внутренним обликом данного архитектурного сооружения? Гармонично ли оно вписано в окружающую среду?

    18. Какое воплощение, по вашему мнению, нашла в этом произведении формула Витрувия: польза, прочность, красота?

    19. Использованы ли другие виды искусства в оформлении облика данного архитектурного объекта? Какие? Оправдан ли, по-вашему, выбор автора?

    Произведение живописи

    Для того чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала важно проанализировать базовые параметры произведения.

    1. Размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный)?

    2. Формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал?

    3. В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?

    4. С какого расстояния она лучше всего воспринимается?

    Анализ изображения.

    5. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

    6. На основании анализа изображения сделайте вывод о жанре (портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический).

    7. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению?

    Анализ композиции

    8. Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?

    9. Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?

    10. Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

    11. Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?

    12. Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

    13. Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)?

    Анализ рисунка.

    14. Насколько выражено в картине линейное начало?

    15. Подчеркнуты или сглажены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?

    16. До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

    17. Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический)? Прочитывается ли источник/направление света?

    18. Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?

    19. Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?

    20. Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.)?

    Анализ колорита.

    21. Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию)?

    22. Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?

    23. Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?

    24. Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

    25. Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?

    26. Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

    Другие параметры

    1. Какие объекты эмоционального отношения автора к объекту (факту, событию, феномену) заслуживают внимания?

    2. Определите принадлежность данного произведения к жанру живописи (исторический, портрет, натюрморт, батальный, другое).

    3. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

    4. Какое впечатление производит произведение?

    7. Как помогает эмоциональному впечатлению использование определенных цветов?

    8. Что изображено на картине?

    9. Выделите главное из того, что вы увидели.

    10. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

    11. Какими средствами художник выделяет главное?

    12. Как в произведении сопоставляются цвета (цветовая композиция)?

    13. Попробуйте пересказать сюжет картины.

    14. Есть ли в произведении сюжеты, которые что-либо символизируют?

    15. Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

    16. Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб?

    Произведение скульптуры

    При анализе произведений скульптуры необходимо учитывать собственные параметры скульптуры как вида искусства. Скульптура – это вид искусства, в котором реальный трёхмерный объём взаимодействует с окружающим его трёхмерным пространством. Поэтому анализу должны подвергнуться объём, пространство и то, как они взаимодействуют.

    1. Какое впечатление производит произведение?

    3. Каков характер произведения?

    4. Какие объекты эмоционального отношения автора к объекту (факту, событию, феномену) заслуживают внимания?

    5. С помощью каких приемов и средств выражены идеи автора в данном произведении?

    6. Каков размер скульптуры? Размер скульптуры (монументальная, станковая, миниатюрная) влияет на ее взаимодействие с пространством.

    7. К какому жанру принадлежит эта скульптура? Для чего она предназначалась?

    8. Охарактеризуйте материал оригинала, использованный автором, его особенности. Какие особенности скульптуры продиктованы её материалом (почему для этого произведения был выбран именно этот материал)? Сочетаются ли его свойства с идеей произведения? Можно ли представить это же произведение из других материалов? Каким бы оно стало?

    9. Какова фактура скульптурной поверхности? Однородная или разная в разных частях? Гладкая или «эскизная» видны следы прикосновения инструментов, натуроподобная, условная. Как эта фактура связана со свойствами материала? Как фактура влияет на восприятие силуэта и объема скульптурной формы?

    10. Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей?

    11. Какова роль цвета в скульптуре? Как взаимодействует объем и цвет, как они влияют друг на друга?

    12. Кого (что) вы видите в скульптуре?

    13. Выделите самое главное, особенно ценное из того, что вы увидели.

    14. Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам самым главным, особенно ценным?

    15. Какими средствами скульптор выделяет главное?

    16. Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

    17. В каком пространстве располагалось произведение (в храме, на площади, в доме и т.д.)? На какую точку восприятия оно было рассчитано (издали, снизу, вблизи)? Является ли оно частью архитектурного или скульптурного ансамбля или это самостоятельное произведение?

    18. Рассчитана ли скульптура на фиксированные точки зрения, или полностью раскрывается при круговом обходе? Сколько у нее законченных выразительных силуэтов? Каковы они (замкнутый, компактный, геометрически правильный или живописный, разомкнутый)? Как связаны друг с другом?

    19. Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она «оживет»?

    20. Каково название произведения? В чем его (названия) смысл, как вы думаете? Как оно соотносится с сюжетом и символикой?

    21. Какова трактовка мотива (натуралистическая, условная, продиктованная каноном, продиктованная местом, занимаемым скульптурой в ее архитектурном окружении или ещё какая-то)?

    22. Какие мировоззренческие позиции, по-вашему, хотел передать людям автор произведения?

    23. Ощущаете ли Вы в произведении влияние каких-то других видов искусства: архитектуры, живописи?

    24. Как Вы считаете, почему скульптуру предпочтительнее рассматривать непосредственно, а не на фотографиях или репродукциях? Аргументируйте свой ответ.

    Предметы декоративно-прикладного искусства

    Анализируя предметы декоративно-прикладного искусства, следует помнить, что они в первую очередь играли в жизни человека прикладную роль и далеко не всегда несут в себе эстетическую функцию. При этом форма предмета, его функциональные особенности влияют на характер изображения.

    1. Для чего подобный предмет предназначен?

    2. Какого его размеры?

    3. Как располагается декорация предмета? Где размещаются зоны фигуративных и орнаментальных украшений? Как связано размещение изображений с формой предмета?

    4. Какие типы орнаментов используются? На каких частях предмета они располагаются?

    5. Где располагаются фигуративные изображения? Они занимают больше места, чем орнаментальные или являются просто одним из орнаментальных регистров?

    6. Как строится регистр с фигуративными изображениями? Можно ли сказать, что здесь используются приемы свободной композиции или используется принцип рядоположенности (фигуры в одинаковых позах, минимум движения, повторяют друг друга)?

    7. Как изображаются фигуры? Они подвижные, застывшие, стилизованные?

    8. Как передаются детали фигур? Они выглядят более естественно или орнаментально? Какие приемы используются для передачи фигур?

    9. Загляните, если возможно, внутрь предмета. Есть ли там изображение и орнаменты? Опишите их по выше приведенной схеме.

    10. Какие основные и дополнительные цвета используются в построении орнаментов и фигур? Каков тон самой глины? Как это влияет на характер изображения – делает его более орнаментальными или, наоборот, более естественным?

    11. Постарайтесь сделать вывод об отдельных закономерностях данного вида декоративно-прикладного искусства.

    Алгоритмы анализа произведений искусства

    Главным условием работы по данному алгоритму является тот факт, что название картины не должно быть известно тем, кто выполняет работу.

    Как бы Вы назвали эту картину?

    Нравится Вам картина или нет? (Ответ должен быть неоднозначным).

    Расскажите об этой картине так, чтобы человек, который её не знает, мог составить о ней представление.

    Какие чувства вызывает у Вас эта картина?

    Не хотите ли добавить или изменить что-то в Вашем ответе на первый вопрос?

    Вернитесь к ответу на второй вопрос. Осталась ли Ваша оценка прежней или изменилась? Почему Вы так теперь оцениваете эту картину?

    Алгоритм анализа произведений живописи

    Смысл названия картины.

    Жанровая принадлежность.

    Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?

    Особенности композиции картины.

    Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.

    Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?

    Где находится данное произведение искусства?

    Алгоритм анализа произведений архитектуры

    Что известно об истории создания архитектурного сооружения и его авторе?

    Указать принадлежность данного произведения к культурно-исторической эпохе, художественному стилю, направлению.

    Какое воплощение нашла в этом произведении формула Витрувия: прочность, польза, красота?

    Указать на художественные средства и приемы создания архитектурного образа (симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб), на тектонические системы (стоечно-балочная, стрельчато-арочная, арочно-купольная).

    Указать на принадлежность к виду архитектуры: объемные сооружения (общественные: жилая, промышленная); ландшафтная (садово-парковая или малых форм); градостроительная.

    Указать на связь между внешним и внутренним обликом архитектурного сооружения, на связь между зданием и рельефом, характером пейзажа.

    Как использованы другие виды искусства в оформлении его архитектурного облика?

    Какое впечатление оказало произведение на Вас?

    Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

    Где расположено архитектурное сооружение?

    Алгоритм анализа произведений скульптуры

    История создания произведения.

    Принадлежность к художественной эпохе.

    Смысл названия произведения.

    Принадлежность к видам скульптуры (монументальная, мемориальная, станковая).

    Использование материала и техника его обработки.

    Размеры скульптуры (если это важно знать).

    Форма и размер пьедестала.

    Где находится данная скульптура?

    Какое впечатление оказало данное произведение на Вас?

    Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?

    Анализ истории фильма.

    Первая часть анализа. История появления. Режиссерская задумка. Работа со сценаристом и оператором.

    1. Анализ характеров героев.

    Насыщенность фильма персонажами. Характеристика главных персонажей (детали персонификации). Характеристика второстепенных персонажей (их функции по отношению к главным персонажам, к действию фильма). Работа актеров над ролью. Анализ актеркой игры.

    2. Анализ фильма как отражение субъективности режиссера

    Художественное кино как самостоятельное художественное произведение. Авторская, т.е. режиссерская позиция (чаще всего она проявляется в его интервью, можно ее обнаружить в интервью, воспоминаниях, статьях участников создания кино). Влияние реальных событий в его личной и социальной жизни на фильм. Отражение внутреннего мира режиссера.

    ВОПРОСЫ, КОТОРЫМИ СТОИТ ЗАДАТЬСЯ, АНАЛИЗИРУЯ ЖИВОПИСНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
    Для того, чтобы абстрагироваться от сюжетно-бытового восприятия, вспомните, что картина – не окно в мир, а плоскость, на которой живописными средствами может быть создана иллюзия пространства. Поэтому сначала проанализируйте базовые параметры произведения:

    1) Каков размер картины (монументальный, станковый, миниатюрный?

    2) Каков формат картины: вытянутый по горизонтали или вертикали прямоугольник (возможно, со скруглённым завершением), квадрат, круг (тондо), овал?

    3) В какой технике (темпера, масло, акварель и т.д.) и на какой основе (дерево, холст и т.д.) выполнена картина?

    4) С какого расстояния она лучше всего воспринимается?

    I. Анализ изображения.

    4. Есть ли в картине сюжет? Что изображено? В какой среде располагаются изображённые персонажи, предметы?

    5. На основании анализа изображения Вы можете сделать вывод о жанре. К какому жанру: портрет, пейзаж, натюрморт, обнажённая натура, бытовой, мифологический, религиозный, исторический, анималистический, - принадлежит картина?

    6. Как Вам кажется, какую задачу решает художник – изобразительную? выразительную? Какова степень условности или натурализма изображения? Тяготеет ли условность к идеализации или к экспрессивному искажению? Как правило, с жанром связана композиция картины.

    7) Из каких составляющих складывается композиция? Каково соотношение объекта изображения и фона/ пространства на полотне картины?

    8) Насколько близко к картинной плоскости размещены объекты изображения?

    9) Какой угол зрения выбрал художник – сверху, снизу, вровень с изображенными объектами?

    10)Как определена позиция зрителя – вовлекается ли он во взаимодействие с изображенным на картине, или ему отводится роль отстраненного созерцателя?
    11) Можно ли назвать композицию уравновешенной, статичной, или динамичной? Если присутствует движение, как оно направлено?

    12) Как построено картинное пространство (плоскостно, неопределенно, выгорожен пространственный слой, создано глубокое пространство)? За счёт чего достигается иллюзия пространственной глубины (различие в размере изображенных фигур, показ объема предметов или архитектуры, с помощью градаций цвета)? Композиция разрабатывается средствами рисунка.

    13) Насколько выражено в картине линейное начало?

    14) Подчеркнуты или скрадены контуры, отграничивающие отдельные предметы? Какими средствами достигается этот эффект?

    15) До какой степени выражен объём объектов? Какими приёмами создаётся иллюзия объёма?

    16) Какую роль в картине играет свет? Какой он (ровный, нейтральный; контрастный, лепящий объем; мистический). Прочитывается ли источник/направление света?

    17) Читаются ли силуэты изображенных фигур/объектов? Насколько они выразительны и ценны сами по себе?

    18) Насколько детализировано (или наоборот обобщено) изображение?

    19) Передаётся ли разнообразие фактур изображённых поверхностей (кожа, ткани, металл и т.д.) ? Колорит.

    20) Какую роль играет в картине колорит (подчинён рисунку и объёму или наоборот подчиняет себе рисунок и сам выстраивает композицию).

    21) Является ли цвет просто окраской объёма или чем-то большим? Является ли он оптически достоверным или экспрессивным?

    22) В картине преобладают локальные цвета или тональный колорит?

    23) Различимы ли границы цветовых пятен? Совпадают ли они с границами объёмов и предметов?

    24) Художник оперирует большими массами цвета или маленькими пятнами-мазками?

    25) Как написаны теплые и холодные цвета, пользуется ли художник сочетанием дополнительных цветов? Для чего он это делает? Как переданы наиболее освещенные и затенённые места?

    26) Есть ли блики, рефлексы? Как прописаны тени (глухо или прозрачно, цветные ли они)?

    27) Можно ли выделить ритмические повторы в использовании какого-либо цвета или сочетания оттенков, можно ли проследить развитие какого-либо цвета? Есть ли доминирующий цвет/ сочетание цветов?

    28) Какова фактура живописной поверхности – гладкая или пастозная? Различимы ли отдельные мазки? Если да, то какие они — мелкие или длинные, жидкой, густой или почти сухой краской нанесены?

    06.08.2013