Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита. День музеев. История кота Бегемота из музея М.А. Булгакова Почему кот бегемот

Похождения кота

Бегемот - один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного чёрного кота. В Библии Бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот - одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны.

Бегемот - оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами на задних лапах», но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей». В виде человека Бегемот устраивает переполох в здании Зрелищной инспекции, пожар в Торгсине и Доме Грибоедова, избивает и похищает Варенуху в общественном нужнике. Однако в подавляющем большинстве эпизодов выступает в кошачьем естестве, поражая людей совершенно человеческими манерами.

Бегемот в романе Булгакова комично сочетает склонность к философствованию и «интеллигентные» повадки с жуликоватостью и агрессивностью. Впервые он возникает в сцене погони Ивана Бездомного за Воландом, причём уезжает от погони на трамвае; затем перед испуганным Стёпой Лиходеевым пьёт водку, закусывая её маринованным грибом; вместе с Азазелло избивает и похищает Варенуху.

Перед сеансом чёрной магии Бегемот поражает присутствующих, наливая и выпивая стакан воды из графина; во время сеанса по приказу Коровьева (Фагота) отрывает голову конферансье Жоржа Бенгальского, затем водворяет её на место; в конце сеанса, в разгар начавшегося скандала Бегемот приказывает дирижёру оркестра «урезать марш». После посещения Бегемотом кабинета председателя Зрелищной комиссии вместо самого председателя в его кресле остается лишь оживший костюм.

Поплавскому, посещающему квартиру покойного Берлиоза, Бегемот сообщает, что это он дал Поплавскому телеграмму в Киев, а также проверяет у того документы.

Бегемот крадёт из гроба голову Берлиоза. При появлении Маргариты в спальне Воланда Бегемот играет с хозяином в шахматы, причём, проигрывая, пытается прибегнуть к жульничеству, а также пускается в демагогические рассуждения.

Бегемот даёт сигнал к началу бала, а во время приёма гостей сидит у левой ноги Маргариты. Он пытается спорить с Маргаритой относительно того, повинен ли в детоубийстве Фриды соблазнивший её хозяин кафе. Во время бала Бегемот купается в бассейне с коньяком.

За ужином после бала Бегемот угощает Маргариту спиртом и пьёт сам:

Ноблесс оближ, - заметил кот и налил Маргарите какой-то прозрачной жидкости в лафитный стакан.
- Это водка? - слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
- Помилуйте, королева, - прохрипел он, - разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

При этом рассказывает небылицы, «соревнуется» с Азазелло в меткости стрельбы, убивает сову и ранит Геллу. Реплики Бегемота пародийно отстраняют слова Воланда, и раздражённый Азазелло заявляет по поводу кота, что его «хорошо бы утопить».
Кот Бегемот на оригинальной марке СССР, 1991

Бегемот диктует Гелле справку для Николая Ивановича, ставит печать с надписью «уплочено», и вместе с другими встречает Маргариту. В дальнейшем он в квартире № 50 встречает с примусом в лапах пришедших с облавой чекистов, объявляет, что «кот древнее и неприкосновенное животное» и устраивает шутовскую перестрелку.

Вместе с Коровьевым он посещает магазин Торгсина и ресторан Грибоедова, причём оба визита также заканчиваются пожарами, устроенными Бегемотом. В сцене на Воробьёвых горах Бегемот издает свист, подобный ветру.

Во время последнего полёта он принимает свой истинный облик: «худенького юноши, демона-пажа, лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».

Деятельность Бегемота служит причиной того, что уже после исчезновения Воланда со свитой по всей стране начинают вылавливать и истреблять чёрных котов. Согласно тексту романа, их было уничтожено около ста.

Цитаты кота Бегемота

История рассудит нас

Да, сдаюсь, - но сдаюсь исключительно потому, что не могу играть в атмосфере травли со стороны завистников!

Маэстро! Урежьте марш!

– Это водка? – слабо спросила Маргарита.
Кот подпрыгнул на стуле от обиды.
– Помилуйте, королева, – прохрипел он, – разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!

Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.

Домработницы все знают, это ошибка думать, что они слепые.

Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.

  • В Советском Союзе к столетию со дня рождения Михаила Булгакова была выпущена почтовая марка с изображением кота Бегемота.
  • В городе Харькове установлен памятник Михаилу Булгакову и коту Бегемоту: писатель и член свиты Воланда сидят на лавочке.

  • Михаил Афанасьевич обожал домашних животных. Так, в доме писателя и его второй жены Любови Белозерской жила кошка по прозвищу Мука. Любовь к хвостатым писателю передала жена; правда, он первоначально в силу природной брезгливости не брал животное в руки. Первенца Муки назвали Аншлаг в честь театральных успехов автора «Мастера и Маргариты».

Цитаты

«Протестую, Достоевский бессмертен!»
«Разрешите мне, мэтр, свистнуть перед скачкой на прощанье».
«Разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»
«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус».
«Я хотел бы служить кондуктором в трамвае, а уж хуже этой работы нет ничего на свете».
«Попрошу меня не учить, сиживал за столом, не беспокойтесь, сиживал!»
«А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете».
«Котам почему-то всегда говорят «ты», хотя ни один кот еще ни с кем не пил брудершафта!»
«Королева в восхищении! Мы в восхищении!»
«Но вы не будьте на меня в претензии...»

Автор - A-delina . Это цитата этого сообщения

Мессир Воланд и его свита. Часть 1. Кот Бегемот.


«…Третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах».


Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – один из самых ярких и обаятельных персонажей, большой забавник, любимый шут Воланда. Как не улыбнуться, прочитав такие строки: «…на ювелиршином пуфе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Таким его особенно любят изображать художники-иллюстраторы.

Еще вспоминается сцена неудачной попытки ареста кота агентами ГПУ: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…»

Если говорить о собственно кошачьей сущности Бегемота, то прототипом послужил домашний питомец Булгаковых – Флюшка, огромный серый котище. Вероятно, ленивая вальяжность Бегемота, его хитрость и чревоугодие навеяны характером булгаковского кота. Только масть ему писатель поменял: ведь Бегемот служит в свите князя темных сил, а черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями.

Но кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень. Очеловечил кота уже Шарль Перро в знаменитой сказке «Кот в сапогах». Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил «Житейские воззрения кота Мурра».

Но ближе всех к «бегемотовской» теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор великолепной сказки «Черная курица». В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть «Лафертовская маковница». У старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота. Этот черный кот был непременным участником магических ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила:

«Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…» Дальше – больше: кот превращается в «мужчину небольшого росту» с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…

Впрочем, булгаковский кот Бегемот воспринимается читателями преимущественно как «комик в жизни», и немногие вспомнят, что он еще и «злодей на сцене». Именно он похитил голову Берлиоза, он же исполнил зловещий финал в фантастическом шоу на сцене театра-варьете. «Клетчатый» Коровьев-Фагот, тоже большой весельчак, указывая на надоевшего всем конферансье Бенгальского, спросил у зрителей: «Что бы нам с ним сделать?» «Голову оторвать!» – неосторожно посоветовали с галерки. «И произошла невиданная вещь. Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил ему на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи».

Ай да кот! И, кстати, почему – Бегемот? Только ли оттого, что большой, «как боров»? И черный, как ночь? Высказывались предположения, будто это имя навеяно названием популярного в 1920-е годы юмористического журнала «Бегемот».

Нет, скорее всего, ответ кроется в самой природе «демонической» группы персонажей, возглавляемой Воландом. Свиту дьявола составляют, естественно, демоны, или бесы, по-русски выражаясь. А Михаил Булгаков был хорошо знаком с классической демонологией. Среди имен самых влиятельных и злобных демонов – Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон Бегемот.

Как большинство интеллигентов-естественников того времени, Булгаков не верил в бога, но знал историю христианства и с особенным интересом относился к персонажам инфернальным. Его любимыми произведениями были «Фауст» Гете и одноименная опера Шарля Гуно. В гимназические и студенческие годы Булгаков слушал оперу «Фауст» 41 (!) раз. Неудивительно, что в образе Воланда так много мефистофельского. Повлияли на молодого писателя и научные исследования его отца, либерального профессора Духовной академии, по истории европейской церкви и современному франкмасонству.

В набросках Булгакова к «Мастеру и Маргарите» содержится много выписок из книги М.А.Орлова «История сношений человека с дьяволом», опубликованной в 1904 году. В ней, в частности, есть глава о французском священнике Урбане Грандье и «луденских одержимых». Там, в частности, описывалось дело французской игуменьи, жившей в XVII в. и одержимой семью дьяволами, причем пятый бес был Бегемот. Этот бес изображался в виде чудовища со слоновой головой, с хоботом и клыками.

Руки у него были человеческого фасона, а громаднейший живот, коротенький хвостик и толстые задние лапы, как у бегемота, напоминали о носимом им имени. Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда его необычайное обжорство, особенно в Торгсине, когда он без разбора заглатывает всё съестное.Эта история имеет прямое отношение к теме, потому что в ней демон Бегемот показал себя во всей красе и силе.

Бегемот наверное самый очаровательный и смешной из персонажей романа. Ну и действительно образ говорящей киски весьма очарователен. Собственно ему и положено быть таким, ведь он не только паж рыцаря Коровьева, но еще и шут Воланда.

Лично мне Бегемот невероятно симпатичен, несмотря на всю его дьявольскую сущность..

Вот такая кукла была в фильме "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко -


(считаю- не очень удачная..)

Александр Баширов в роли Бегемота-

Марка с изображением Бегемота-

Памятники коту Бегемоту-


Памятник Бдительному гражданину и коту Бегемоту в Армавире.


Памятник Коту Бегемоту и Коровьеву, Москва


Кот Бегемот на Андреевском спуске в Киеве

А вот такой кот живёт в музее Булгакова сейчас, кстати зовут его- Стёпка.

Михаил Булгаков - тончайшей души писатель своего времени. Философию собственной жизни он преподнес для читателей в своих произведениях. И лишь человек, который чувствует грань между материальным и духовным миром, сможет в полной мере постигнуть смысл всего написанного.

Главная особенность романа - это наличие фантастических героев, которые несут собой философский подтекст.

Одним из таких героев является кот Бегемот - оборотень в обличии обыкновенного, жирного кота, что состоит в клане Воланда. Образ Бегемота - это слияние чёрного и белого, добра и зла, ведь он часть творения Бога, но в то же время демон, поручик сатаны.

В романе этого персонажа мы видим с интеллигентными манерами и способностью философствовать на всевозможные темы. Однако греховная сущность никуда не девается, поэтому он часто агрессивен, зол, а также, любит мошенничество.

Первое знакомство с котом - участие его в погоне за Воландом, проездка на трамвае, распитие водки и заедание маринованным огурцом. Именно эти события делают образ колоритным, дают возможность читателю поразмыслить над возвышенными речами этого создания.

На балу у сатаны кот одевается довольно изыскано: фрачный костюм, но без штанов, галстук, женский бинокль. Автор через одежду, чувства, образы оживляет своих героев и с помощью аллегорий противопоставляет их современному на тот момент обществу.

В то же время, непосредственность и ненавязчивость присутствуют в образе кота: нередко его называют шутом гороховым или дураком. Ведь однообразие это не для него, он не сидит на месте, поэтому часто попадает в неприятные истории.

К подобному персонажу отлично подходит сравнение “неугомонный”, но наглый тип.

Несомненно, знакомство с данным персонажем вызывает у читателей непринуждённую улыбку, однако не так все просто, и лишь истинные лица персонажей, их поступки в пиковых ситуациях показывают, кто есть кто.

Ведь главная цель романа показать, что самое главное - человечность и любовь в жизни каждого человека. Фантастические оборотни играют одну из главных ролей в романе, и показывают огромную разницу между явью и миражом, добром и злом.

Сочинение про кота Бегемота с цитатами

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» - это одно из ключевых произведений ХХ века. Большую популярность он получил, в первую очередь, из-за своих персонажей, одним из которых является Бегемот.

Вспомним первое появление Бегемота: «…третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами». Итак, Бегемот – это огромных размеров оборотень. Большую часть времени он появляется в романе в виде гигантского черного кота с характерными усами, иногда – это маленького роста полный человек с лицом, внешне сильно смахивающим на кошачью морду. Несмотря на свой животный вид, Бегемот ведет себя вполне по-человечески: он разговаривает, ходит на задних лапах, пытается оплатить проезд на трамвае, использует столовые приборы, чинит примус и даже употребляет водку и спирт.

Основное предназначение Бегемота – развлекать Воланда. Он шутник, не отказывающийся иной раз и пошалить на публике, как, например, на сеансе черной магии, когда он отрывает голову ведущему и потом возвращает ее обратно. Он не всегда честен, пытается постоянно сжульничать, в общем, ведет себя не как кот, а как человек. Именно этим персонажем Булгаков показывает большинство людей – он видит их жуликами и испорченными людьми. Ничто не может помешать Бегемоту развлекаться – ни ранение Геллы на Бале Сатаны, ни нападение чекистов, на котором он притворяется мертвым и потом сбегает. В то же время Булгаков снимает с помощью озорного кота всю напряженность некоторых моментов, связанных с житейскими вопросами. И все же проделки кота приведут к значительным последствиям – после исчезновения знаменитой троицы люди объявят охоту на всех черных котов. Их уничтожат около сотни, прежде чем все стихнет.

С каждой страницей Бегемот становится все более понятным читателю. Он не так прост, каким показался изначально. Он серьезно относится к поручениям Князя Тьмы, а его проделки – это лишь способ наказать людей, совершивших те или иные проступки. Лишь среди своих истинных друзей и соратников Бегемот – настоящий: интересный рассказчик, азартный игрок, хороший друг, преданный слуга и верный союзник. Так, на Балу он ближе всех оказался к Маргарите, и, проявляя дружелюбность, старался ее поддержать.

Примечательно то, каким перед нами представил Булгаков кота-оборотня в самом конце – в ночи он превратился в юного демона, «лучшего шута, какой существовал когда-либо в мире».

Несколько интересных сочинений

  • Венецианов А.Г.

    С ранних лет проявлял любовь к рисованию. Поначалу учился сам, без наставников. Особенную тягу проявил к портретной живописи.

  • Характеристика и образ Бубнова в пьесе На дне Горького сочинение

    В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди

  • Образ и характеристика Вареньки Доброселовой в романе Бедные люди Достоевского

    Достоевский Фёдор Михайлович – гений страданий, человек, подаривший России и миру так много людей, которые, кажется, остались один на один с этим миром. Поначалу, как и любой другой автор, Достоевский не выдавал шедевров

  • Характеристика и образ Гаврилы в рассказе Тургенева Муму

    Самым верным слугой барыни был дворецкий Гаврила. Он старался исполнить любую её прихоть, чтобы угодить своенравной хозяйке

  • Сочинения по пословицам

    Много пословиц приходят в нашу жизнь из уст старшего поколения. Все реже можно их встретить в современной литературе

«Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное.»

«– А я действительно похож на галлюцинацию. Обратите внимание на мой профиль в лунном свете, – кот полез в лунный столб и хотел еще что-то говорить, но его попросили замолчать, и он, ответив: – Хорошо, хорошо, готов молчать. Я буду молчаливой галлюцинацией, – замолчал.»

«Приятно слышать, что вы так вежливо обращаетесь с котом. Котам обычно почему-то говорят «ты», хотя ни один кот никогда ни с кем не пил брудершафта.»

(Михаил Афанасьевич Булгаков. «Мастер и Маргарита»)

Сегодня, 18 мая , более чем в 150 странах отмечают Международный день музеев (International Museum Day) , который ежегоднопразднуют, начиная с 1978 года.

А три дня назад, 15 мая, в московском музее-театре «Булгаковский Дом» отмечали 126 годовщину дня рождения выдающегося русского писателя и драматурга Михаила Афанасьевича Булгакова (15 мая 1891 г. — 10 марта 1940 г.)

Потрясающий человек и великий Мастер, без книг которого невозможно представить себе культуру нашей страны.
И сегодня, в честь этого двойного праздника, я хочу рассказать о коте Бегемоте, ставшем талисманом московского музея «Булгаковский дом», расположенного по всем известному адресу, что и таинственная «Нехорошая квартира» из романа «Мастер и Маргарита», ул. Большая Садовая, дом 10 (302-Бис), квартира 50 .

Бегемот — персонаж знаменитого романа «Мастер и Маргарита», кот-оборотень и любимый шут Воланда.

Бегемот - оборотень, может находиться в образе «громадного как боров чёрного кота с кавалерийскими усами, ходящего на задних лапах» и поражающего публику совершенно человеческими манерами, но может также выступать в виде «низкорослого толстяка в рваной кепке», «с кошачьей рожей».

А еще Бегемот — это реальный черный пушистый котище, который не просто проживает, но и работает в «Булгаковском Доме», как полноправный сотрудник музея и любимец всех посетителей.

Мистический кот появился в музее не случайно — в 2005 году был объявлен конкурс на кота Бегемота, который бы по облику и характеру наиболее близко походил на персонаж романа.

После долгих поисков сотрудники музея остановили свой выбор на взрослом черном коте, которого им принесла молодая пара. К несчастью, у их новорожденного ребенка оказалась сильная аллергия на шерсть животных.

Новый пушистый сотрудник сразу же почувствовал себя в музее как дома. Больше всего он полюбил сидеть или спать на макете памятника Михаилу Афанасьевичу. Часто посетители музея видят Бегемота спящим на лавочке, положив голову на колени Мастеру.

Несколько раз в день кот совершает обход всего музея и инспектирует почтовый ящик для записок.

Постепенно Бегемот настолько освоился на новом месте, где все относились к нему с большим теплом, что расширил свою территорию и стал совершать ежедневные обходы театра и всего двора дома №10. Часто позировал для восторженных зрителей рядом с памятником Бегемоту (литературному) и Коровьеву при входе в музей.

У Бегемота, как и у литературного персонажа, оказался очень независимый и свободолюбивый нрав. Бегемот конечно уже привык к постоянному вниманию большого числа незнакомых людей, но кот не слишком охотно сидит на руках даже у сотрудников и далеко не всем посетителям (которых здесь ежедневно бывает больше двухсот) позволяет себя гладить.

Больше всего он пугается и ненавидит фотовспышку, и сотрудники музея настоятельно просят гостей фотографировать животное без вспышки.

Завтракает, обедает и ужинает Бегемот без отрыва от производства – прямо на рабочем месте, в музее, и очень уважает свой собственный специальный корм (так что не нужно тут вашей осетрины второй свежести!).

Кроме того, у музейного кота есть личный стилист, который регулярно приводит в порядок длинную и густую шерсть Бегемота.

Но больше всего Бегемот любит дрыхнуть в самых разных местах музея, прямо среди экспонатов и вещей Мастера — на пианино и книге отзывов, на рабочем столе и на лавочке памятника.

Когда в музее проводятся экскурсии, Бегемот присоединяется к слушателям и очень внимательно следит за рассказами. Порою кажется, что он вживается в образ своего литературного героя.

Кот Бегемот стал знаменитостью и неотъемлемой частью музея, придавая дому атмосферу мистики и волшебства. Посетители очень ждут встречи с котом и его внезапное появление до сих пор воспринимается как нечто сверхъестественное.

А в следующем интересном видеофильме сотрудники музея подробнее рассказывают о характере и образе жизни музейного кота, и о том, насколько Бегемот необходим для создания мистической атмосферы дома Мастера.

Примечание. В этой статье использованы фотоматериалы из открытых источников в интернете, все права принадлежат их авторам, если вы считаете, что публикация какой-либо фотографии нарушает ваши права, пожалуйста, свяжитесь со мной при помощи формы в разделе , фотография будет немедленно удалена.