Краткая биография Д. И. Фонвизина: самое главное и основное о жизни и творчестве. Жизненный и творческий путь фонвизина Основные идеи творчества фонвизина

2. Комедия "Недоросль"

1. Характеристика творчества Фонвизина

Творчество Дениса Ивановича Фонвизина несет в себе черты, противоположные русскому дворянскому сентиментализму в литературе XVIII в. Фонвизин выступал противником этого литературного направления, и все его творчество было проникнуто духом политической борьбы и стремлением к свободе. Творчество Фонвизина можно охарактеризовать следующим образом:

является протестом против развивающегося движения русского дворянского сентиментализма с его отказом от политической и социальной активности в литературе и уходом от реальности в мир грез и фантазий;

является выражением политических идей и взглядов Фонвизина на развитие российского государства и правильное управление им, и эти идеи заключаются в следующем:

Критики дворянского общества и его бездеятельности и невежества, и эта критика выражается через жесткую сатиру;

Требование от дворянства подъема политической сознательности и активности;

Указание на крупные недостатки в воспитании и культуре дворянства и усматривание в правильном воспитании будущих поколений дворян спасение России и ее могущество как цивилизованной и сильной мировой державы;

Критика приверженности общества и дворян моде на все западное и их презрения к родному языку и к своей родине;

Пропагандирование борьбы с крепостничеством и его самыми дикими формами, которые в то время были очень распространены среди помещиков;

Протест против политики и учения Церкви и защитников религии, и этот протест выражается в форме жесткой социальной сатиры;

отчасти испытывает влияние идей буржуазного просвещения, активно развивающихся во Франции, где Фонвизин жил некоторое время;

основывается на литературных традициях Сумарокова и Хераскова, на традициях дворянского классицизма и либерализма;

глубоко ставит проблему реалистического изображения человека и окружающей действительности и тем самым предшествует развившемуся в XIX в. литературному движению реализма, которое активно развивалось в творчестве А. С. Пушкина;

служит цели не только воспитания дворянства как узкого класса, но и создания слоя лучших людей России, способных повести к великому будущему и великим свершениям, т е. дворянство, наследственное и обладающие высоким уровнем культуры, видится Фонвизину единственным и естественным господином государства;

содержит множество западных материалов и в драматургии, и в сатире, перерабатывая их, но при этом созданные Фонвизиным комедии не имели аналогов на Западе и заимствованные мотивы и элементы органично вливались в оригинальный стиль и метод этих комедий, способствуя созданию оригинальных произведений;

включает в себя элементы и классицизма, и реализма, которые тесно переплетались во всем творчестве Фонвизина.

К наиболее известным и важным литературным произведениям Фонвизина можно отнести следующие произведения:

переводные произведения, к которым относятся:

Трагедия Вальтера "Альзира" (1762);

Психологическая драма Грессе "Сидней", изданная под названием "Корион" (1764);

басни "Лисица Кознодей" и "Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке" (1763), написанные в превосходной сатирической форме;

комедия "Недоросль" (1764 — первый вариант, который был неоконченным, 1781 - второй, окончательный вариант), являющая собой гениальную жесткую сатиру на нравы дворянства в деле воспитания своих детей и принесшая Фонвизину славу, популярность и признание не только у современников, но и у потомков;

комедия "Бригадир" (1766), отражавшая идеи дворянского либерализма, к которому был близок Фонвизин.

2. Комедия "Недоросль"

Комедия Фонвизина "Недоросль" представляет собой важнейшее произведение в его творчестве и сыграла исключительную роль в развитии русской литературы в XIX в. Комедия имеет следующие художественные особенности:

содержит в себе протест против крепостничества;

является прежде всего комедией о воспитании, которое для Фонвизина выступает не столько как нравоучительный вопрос, но в большей степени как злободневная политическая тема;

выступает как серьезный манифест протеста против существующей самодержавной власти, и именно эта особенность комедии повлияла на развитие русской литературы XIX в. и на ее протестующий характер.

3. Связь классицизма и реализма в творчестве Фонвизина

Черты классицизма и реализма тесно переплетаются и связаны друг с другом во всем творчестве Фонвизина, и эта связь имеет следующие особенности:

классицизм не разрушен основательно, но и реализм также не развился в полной мере;

присутствует и уже заметна борьба этих двух направлений, которая оказала существенное влияние не только на многих литераторов второй половины XVIII в., например Радищева, но и на писателей первой половины XIX в.;

наблюдается тесное переплетение этих двух направлений, и именно благодаря этому была подготовлена почва для развития в литературе XIX в. последующими поколениями русских литераторов, в частности А.С. Пушкиным, реализма как ведущего литературного направления этого периода;

переплетение классицизма и реализма выражается в художественном методе.

4. Художественный метод Фонвизина

Художественный метод Фонвизина содержит в себе тесное переплетение элементов классицизма и реализма. В творчестве Фонвизина можно выделить следующие элементы реализма :

описание отрицательных явлений действительности в сатире, что делало Фонвизина участником ""сатирического направления", благодаря которому в России раньше, чем на Западе, была подготовлена почва для образования критического реализма как ведущего литературного направления, но это направление само по себе выросло в недрах русского реализма;

использование в комедиях запрещенного классицизмом приема смешения комических и печальных, веселых и серьезных мотивов;

соседство элементов серьезной драмы, носящей поучительный характер и призванной заставить зрителя задуматься, с элементами лирическими, призванными растрогать этого зрителя;

введение роли "резонирующего лица", которое проповедует со сцены от лица автора, чего не было в классических комедиях начала XVIII в.;

сближение комедий с "сентиментальной драмой" французских авторов за счет введения картин истинной умилительной добродетели;

использование сцен быта для демонстрации подлинной картины жизни людей, что не свойственно классицизму, в котором быт служит изображению иных целей и не должен быть пустой сценой;

горечь, злость сатиры Фонвизина, которая в этом смысле отличается от традиций классицизма, указывающего на недопустимость в деле поучения, которому служит комедия, горечи и яда. Эти качества Фонвизинской сатиры подготовили горькую сатиру Гоголя и Щедрина;

возникновение в изображении характеров отдельных героев "живых", не схематичных черт, их индивидуальных особенностей, что не свойственно классической комедии;

открытие реалистического метода изображения героя, который способствует пониманию человека как личности и в то же время как социального явления, и в этом и заключается важнейшее значение комедий Фонвизина, обусловивших дальнейшее развитие и укрепление реалистического метода в русской литературе;

использование реальной, бытовой речи, близкой к реальной жизни, стремление преодолеть архаическую книжность.

Приемы классицизма , используемые Фонвизиным в творчестве, обусловлены влиянием на него классической школы Сумарокова и Хераскова, черты которой сохранялись во всех его произведениях, и среди этих элементов можно выделить следующие:

единство времени, места и действия, когда все действие пьесы объединено одним главным мотивом (например, в "Недоросли" это борьба трех претендентов на руку Софьи, и на этом построено все действие пьесы);

достоинства классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

Рационалистическое понимание мира;

Личность не как конкретная индивидуальность, а как единица в социальной классификации;

Общественное и государственное в человеке как ведущие силы, поглощающие в себя его индивидуальное;

Социальный принцип оценки человеческих действий и поступков;

недостатки классицизма, которые сводятся в творчестве Фонвизина к следующему:

Схематизм абстрактных классификаций людей и моральных категорий;

Механистическое представление о человеке как о совокупности способностей мыслительного характера;

Антипсихологичность в индивидуальном смысле в изображении и понимании человека, т. е. психологические черты героя показаны применительно к общественному, а не к личному, индивидуальному;

Механистичность и отвлеченность представления о государстве как о категории социального бытия;

Ограниченность красок и схематизация в изображении характеров персонажей, демонстрация и обличение отдельных недостатков или чувств без общей картины личности и всей совокупности ее особенностей, о чем свидетельствуют так называемые говорящие фамилии и имена (Правдин — правдолюбец, Взяткин — взяточник и т. п.);

Однобокость в изображении быта как схемы социальных взаимоотношений;

Разделение всех людей на две категории:

Дворяне, в характеристику которых включены признаки их способностей, моральных наклонностей, чувств и т. п.;

Все остальные, характеристика которых сводится к указанию их профессии, сословия и места в системе общества;

Статичность в изображении человеческих характеров и носящих их персонажей, т. е. герои не развиваются в процессе действия как личности;

Использование отдельных приемов речи, свойственных для классицизма, например торжественности и высоты слога в похвальных речах, богатых речевых узоров, каламбуров.

«Наука и ум подчиняются моде столько же, сколько серёжки и пуговки»

Д.И. Фонвизин.

Русский писатель - основоположник русской бытовой комедии («Бригадир» и «Недоросль»); переводчик. Происходил из обрусевших ливонских дворян и его фамилии при жизни писалась так: Фон-Визин.

В 1777-1778 годах Д.И. Фонвизин путешествовал по Германии, Франции, где познакомится Жаном Д’Аламбером ,Бенджамином Франклином и был свидетелем триумфа, устроенного по случаю приезда в Париж Вольтера .

Д.И. Фонвизин , находясь в Милане, пишет в письме о своих впечатлениях: «Ни в деревнях сельского устройства, ни в городах никакой полиции нет: всяк делает, что хочет, не боясь правления. Удивительно, как всё ещё по сию пору держится и как сами люди друг друга ещё не истребили. Ели б у нас было такое попущение, какое здесь, я уверен, что беспорядок был бы ещё ужаснее. Я думаю, что итальянцы привыкли к неустройству так сильно, что оно жестоких следствий уже не производит и что самовольство само собою от времени угомонилось и силу свою потеряло»…

Позже Д.И. Фонвизин написал: «Рассуждение о истребившейся в России совсем всякой форме государственного правления и оттого о зыблемом состоянии как империи, так и самих государей».

«В нём просветитель, драматург, публицист именует своё время как благопоспешное недостойным людям, головы которых заняты одним примышлением средств к обогащению. Алчное корыстолюбие кругом: кто может - грабит; кто не может - крадёт; правосудие претворилось в торжище и можно бояться потерять без вины своё и надеяться без права взять чужоё. Предметами откупа стала не только торговля вином, солью или взимание податей, а - правосудие, раздача наград, служебных мест и пр. В «Рассуждении...» русский писатель развернул картину тогдашней России, «государства, объемлющего пространство, какового ни одно на всем известном земном шаре не объемлет и которого по мере его обширности нет в свете малолюднее; государство, раздробленное с лишком на тридцать больших областей и состоящее, можно сказать, из двух только городов, из коих в одном живут люди большею частию по нужде, в другом большею частию по прихоти; государство, многочисленным и храбрым своим воинством страшное и которого положение таково, что потерянием одной баталии может иногда бытие его вовсе истребиться; государство, которое силою и славою своею обращает на себя внимание целого света и которое мужик, одним человеческим видом от скота отличающийся и никем не предводимый, может привести, так сказать, в несколько часов на самый край конечного разрушения и гибели; государство, дающее чужим землям царей и которого собственный престол зависит от отворения кабаков для зверской толпы буян, охраняющих безопасность царские особы; государство, движимое вседневными и часто друг другу противоречащими указами, но не имеющее никакого твердого законоположения; государство, где люди составляют собственность людей, где человек одного состояния имеет право быть вместе истцом и судьею над человеком другого состояния, где каждый, следственно, может быть завсегда или тиран, или жертва; государство не монархическое, ибо нет в нем фундаментальных законов; не аристократия, ибо верховное в нём правление есть бездушная машина, движимая произволом государя; на демократию же и походить не может земля, где народ, пресмыкаяся во мраке глубочайшего невежества, носит безгласно бремя жестокого рабства»

Картина воистину беспросветная и безрадостная.

Когда «Рассуждение…» стало известно Екатерине II , Фонвизин был немедленно отставлен от службы, на его литературную деятельность был наложен фактический запрет; до конца его жизни произведения писателя не публиковались.

«Худо мне жить приходится, уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать!» - с нескрываемым озлоблением высказалась императрица в кругу придворных».

Помпеев Ю.А., История и философия отечественного предпринимательства, СПб, «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств», 2003 г., с. 177-178.

«… Денис Иванович попробует создать словарь русских синонимов, и литературные специальности будут представлены в нём таким образом: «Писец, называется тот, кто сочиняет своё или чужое переписывает. Писатель - кто сочиняет прозою. Сочинитель - кто пишет стихами и прозою. Творец - кто написал знаменитое сочинение стихами или прозою». Поэт, пиит сюда даже не угодил. Как и писатель драматический, трагик или комик. Разделение неудачно и невнятно, и это как раз говорит о тогдашнем положении в словесности».

Рассадин С.Б., Умри, Денис, или неугодный собеседник императрицы, М., «Текст», 2008 г., с. 77.

«Куда менее «Недоросля» известна его повесть «Каллисфен» - произведение замечательное, писанное в 1786-м, за шесть лет до смерти. Произведение, можно сказать, итоговое. Речь там вот о чём. Аристотель посылает одного из своих учеников, философа Каллисфена , к другому ученику, к Александру Македонскому . Ибо тот, ещё не забывший уроков наставника и сознающий, как власть развращает его, молит о духовной помощи: «Я человек и окружён льстецами; страшусь, чтоб наконец яд лести не проник в душу мою и не отравил добрых моих склонностей». И сперва дело идёт на лад, Каллисфену дважды удается обуздать дурные наклонности Александра. Но... Словом, ясно. Льстецы берут своё, прямодушный философ попадает в опалу, затем и на плаху, которой, впрочем, не дождался. Испустил дух. Повезло...»

Рассадин С.Б., Русские, или из дворян в интеллектуалы, М., «Книжный сад», 1995 г., с. 39.

«Человек, бывает низок состоянием, а подл душою. В низком состоянии можно иметь благороднейшую душу, равно как и весьма большой барин может быть весьма подлый человек. Слово низкость принадлежит к состоянию, а подлость к поведению; ибо нет состояния подлого, кроме бездельников. В низкое состояние приходит человек иногда поневоле, а подлым всегда становится добровольно. Презрение знатного подлеца к добрым людям низкого состояния есть зрелище, унижающее человечество».

Фонвизин Д. И., Низкий, подлый / Опыт российского сословника, Собрание сочинений в 2-х томах, Том 1, с. 226-227.

Денис Иванович Фонвизин , утратив способность писать, стал инвалидом в самом буквальном смысле слова - заболел, лишился способности ходить и несколько лет спустя умер. «Разбитого параличом Фонвизина возили в колясочке, - рассказывает М. Зощенко в книге «Возвращённая молодость», - причём он не раз приказывал лакею остановить свою коляску на набережной, около Академии наук, и, когда студенты выходили из университета, Фонвизин махал рукой и кричал им: «Не пишите, молодые люди, не пишите. Вот что сделала со мной литература».

Чхартишвили Г., Писатель и самоубийство, М., «Новое литературное обозрение», 2001 г., с. 410-412.

Замечательный русский драматург Денис Иванович Фонвизин (1744/45-1792), автор комедий «Бригадир» и «Недоросль», свой творческий путь начинал как поэт. Он родился в обрусевшей немецкой семье, давно уже пустившей корни в Москве. Его отец, образованный свободомыслящий человек, пронес через всю жизнь высокие понятия о чести, достоинстве и общественном долге дворянина. Стародума из комедии «Недоросль» Фонвизин, по его собственному признанию, «спишет» со своего отца. Порядочность и независимость суждений были главными качествами, которые глава семейства воспитывал в своих сыновьях. Младший брат Дениса Павел, впоследствии оставивший по себе добрый след директор Московского университета, также писал стихи. Но стихи братьев были разными. Павла Ивановича привлекала поэзия элегическая. Денис Иванович, отличавшийся насмешливым складом ума, упражнялся в пародиях, сатирических посланиях и баснях.

Закончив гимназию при Московском университете, оба брата становятся студентами этого университета. Денис Иванович получает филологическое и философское образование и по окончании курса определяется на службу в Петербург в Коллегию иностранных дел. Здесь он работает с 1762 г. переводчиком, а затем секретарем у крупного политического деятеля той поры Н.И. Панина, разделяя его оппозиционные взгляды по отношению к Екатерине II, и по его поручению разрабатывал проекты конституционных реформ в России, долженствовавших отменить крепостное право, избавить страну от власти временщиков, предоставить политические права всем сословиям.

Очень рано молодой человек проявил качества, которые воспитывал в нем отец: смелость суждений и независимость поведения. Не случайно, кроме знаменитых комедий, он оставил потомкам острые политические памфлеты, смело и блестяще написанные публицистические статьи. Он перевел на русский язык трагедию Вольтера «Альзира», наполненную дерзкими выпадами против правящей власти.

Самым смелым публицистическим произведением Фонвизина было так называемое «Завещание Н.И. Панина» (1783). Оппозиционно настроенный вельможа, к партии которого принадлежал Фонвизин, незадолго до своей смерти попросил писателя составить для него политическое завещание. Это должен был быть памфлет, обращенный к наследнику престола Павлу и направленный против порядков, установленных в России его матерью Екатериной II. Фонвизин с блеском выполнил поручение. Пройдут три десятилетия, и грозный обвинительный документ, написанный мастерской рукой, будет взят на вооружение декабристами, создающими тайные политические общества.

Выяснив мировоззренческую позицию Фонвизина, обратимся к анализу двух его поэтических произведений, распространявшихся из-за дерзкого их содержания в списках и опубликованных лишь гораздо позднее. Оба они созданы в начале 1760-х годов, когда Фонвизин уже перебрался в Петербург и служил в Коллегии иностранных дел. Оба имеют яркую сатирическую направленность. Одно из них - басня «Лисица-Кознодей», второе - «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке».

В жанре басни Фонвизин был последователем Сумарокова. Национальные нравы и характеры, точные детали и приметы быта, разговорную речь с частым использованием простонародных слов и выражений находим в его басенных произведениях. Только Фонвизин более смел и радикален, чем его предшественник. Басня «Лисица-Кознодей» нацелена в ловких и бесстыдных подхалимов-чиновников, которые льстивыми речами и угодливым поведением поддерживают сильных мира сего. И имеют от этого немалую личную выгоду. Речь в произведении идет о некой «Ливийской стороне», которая, однако, очень напоминает российскую действительность. Не стесняясь откровенной лжи, Лисица расхваливает Льва:

В Ливийской стороне правдивый слух промчался,

Что Лев, звериный царь, в большом лесу скончался,

Стекалися туда скоты со всех сторон

Свидетелями быть огромных похорон.

Лисица-Кознодей, при мрачном сем обряде,

С смиренной харею, в монашеском наряде,

Взмостясь на кафедру, с восторгом вопиет:

«О рок! лютейший рок! кого лишился свет!

Кончиной кроткого владыки пораженный,

Восплачь и возрыдай, зверей собор почтенный!

Се царь, премудрейший из всех лесных царей,

Достойный вечных слез, достойный алтарей,

Своим рабам отец, своим врагам ужасен,

Пред нами распростерт, бесчувствен и безгласен!

Чей ум постигнуть мог число его доброт?

Пучину благости, величие щедрот?

В его правление невинность не страдала

И правда на суде бесстрашно председала;

Он скотолюбие в душе своей питал,

В нем трона своего подпору почитал;

Был в области своей порядка насадитель,

Художеств и наук был друг и покровитель».

Кроме Лисицы, в басне выведены еще два персонажа: Крот и Собака. Эти куда откровеннее и честнее в своих оценках почившего царя. Впрочем, вслух они правды не скажут; шепнут один другому на ухо.

Описания львиного правления даны в тонах инвективы, то есть гневного обличения. Трон царя сооружен «из костей растерзанных зверей». С обитателей Ливийской стороны царские любимцы и вельможи без суда и следствия «сдирают кожу». От страха и отчаяния покидает Ливийский лес и скрывается в степи Слон. Умный строитель Бобр разоряется от налогов и впадает в нищету. Но особенно выразительно и детально показана судьба придворного художника. Он не только искусен в своем деле, но владеет новыми живописными приемами. Альфреско - это живопись водяными красками по сырой штукатурке стен жилищ. Всю жизнь придворный живописец преданно служил своим талантом царю и вельможам. Но и он погибает в нищете, «с тоски и голоду».

«Лисица-Кознодей» - яркое и впечатляющее произведение не только по заявленным здесь смелым идеям, но и по художественному их воплощению. Особенно наглядно срабатывает прием антитезы: противопоставления льстивым речам Лисицы правдивых и горьких оценок, данных Кротом и Собакой. Именно антитеза подчеркивает и делает таким убийственным авторский сарказм.

Вспомним диалог Стародума и Правдина из третьего действия фонвизинской комедии «Недоросль» (1781). Стародум рассказывает о подлых нравах и порядках, царящих при дворе. Честный и порядочный человек, он не смог их принять, к ним приспособиться. Правдин поражен: «С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно». «А зачем? » - недоумевает Стародум. «Затем, зачем к больному врача призывают», - горячится Правдин. Стародум остужает его пыл рассудительной репликой: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». Не правда ли, финал басни напоминает процитированный диалог? Басню и комедию разделял временной промежуток почти в двадцать лет. Мысли, высказанные молодым поэтом Фонвизиным, найдут развитие и завершение уже в иной художественной форме: драматургической, вынесенной на широкую общественную сцену.

Дата создания еще одного замечательного стихотворного произведения Фонвизина «Послания к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» точно не установлена. Вероятнее всего, оно написано между 1762 и 1763 годами. Не менее дерзкое по содержанию, чем «Лисица-Кознодей», «Послание» также попадало к читателям без имени автора, в рукописных списках. В стихотворении с первых же строк заявлена вроде бы несколько отвлеченная, философская проблема: для чего создан «белый свет» и какое место в нем отведено человеку. Однако за разъяснениями автор, он же и один из героев «Послания», обращается не к ученым мужам, а к своим слугам. Успевшему поседеть немолодому «дядьке» (то есть слуге, приставленному к барину, чтобы «присматривать» за ним) Шумилову. Кучеру Ваньке, по всей видимости, человеку средних лет, успевшему уже многое повидать в своей жизни. И Петрушке, самому молодому и потому самому легкомысленному из троицы слуг.

Суждения кучера Ваньки - центральная и самая важная часть стихотворения. Выбрав проводником своих идей простого человека из народа, Фонвизин дает резкую характеристику порядков в стране. Никакие церковные догматы, никакие правительственные уложения не объяснят и не оправдают общественного устройства, при котором торжествует система всеобщего лицемерия, обмана и воровства:

Попы стараются обманывать народ,

Слуги - дворецкого, дворецкие - господ,

Друг друга - господа, а знатные бояря

Нередко обмануть хотят и государя;

И всякий, чтоб набить потуже свой карман,

За благо рассудил приняться за обман.

До денег лакомы посадские, дворяне,

Судьи, подьячие, солдаты и крестьяне.

Смиренны пастыри душ наших и сердец

Изволят собирать оброк с своих овец.

Овечки женятся, плодятся, умирают,

А пастыри притом карманы набивают,

За деньги чистые прощают всякий грех,

За деньги множество в раю сулят утех.

Но если говорить на свете правду можно,

То мнение мое скажу я вам неложно:

За деньги самого всевышнего Творца

Готовы обмануть и пастырь, и овца!

Из непритязательной сюжетной картинки (трое слуг рассуждают вроде бы на отвлеченную тему) вырастает масштабная картина жизни русского общества. Она захватывает быт и мораль простолюдинов, служителей церкви, «больших господ». Она включает в свою орбиту самого Создателя! «Послание» было смелым и рискованным вызовом и политике, и идеологии правящих кругов. Потому оно и не могло быть в те времена напечатано, ходило в рукописных списках. «Здешний свет» живет неправдою - таков заключительный вывод произведения.

В 1769 году двадцатичетырехлетний Денис Иванович Фонвизин (1745-1792) написал комедию «Бригадир». Это жестокая сатира на молодых людей, побывавших во Франции, на подобострастное отношение к ним в России, на пренебрежение ко всему отечественному. Сам Фонвизин, несколько раз бывая за границей, в том числе и во Франции, познакомился с европейскими странами, но не очаровался ими. Комедия «Бригадир» долго не имела сценического воплощения, но многократно читалась автором в кругу друзей и знакомых. Слушатели, а позже и зрители, восторженно принимали комедию за поразительное сходство, верность характеров и типичность образов.

В 1782 г. Фонвизиным была написана комедия “Недоросль”. Первая постановка состоялась 24 сентября 1782.В.О. Ключевский назвал “Недоросль” “бесподобным зеркалом” русской действительности. Обличая барский произвол, Фонвизин показал развращающее действие крепостного права, которое уродовало как крестьян, так и помещиков. Проблема воспитания дворянства, поднятая в “Бригадире”, получила в “Недоросле” социальное звучание. Фонвизин придерживался просветительской программы нравственного воспитания гражданина и патриота, истинного сына Отечества.

В 1782 Фонвизин вышел в отставку. Несмотря на тяжелую болезнь, он продолжал заниматься литературным творчеством. Им были написаны “Опыт российского словника” (1783), “Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание” (1783), в которых фактически содержалась критика внутренней политики Екатерины II, вызвавшая недовольство императрицы. Большой интерес представляют его автобиографические записки “Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях”, а также обширное эпистолярное наследие Фонвизина.

ФОНВИЗИН Денис Иванович - знаменитый русский писатель - происходил из обрусевших остзейских дворян (фон-Визин). Детство Ф. прошло в патриархальной обстановке в доме отца-чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета . По окончании ун-та Ф. поступил в иностранную коллегию в качестве переводчика, но уже в 1763 перешел на службу чиновником при кабинет-министре Елагине. С 1769 до 1783 Ф. служил у гр. Панина П. И., в коллегии иностранных дел в качестве секретаря. В 1785 Ф. разбил паралич.

Ф. был просветителем-гуманистом второй половины XVIII века. Поклонник Вольтера, Руссо, Ф. был врагом самодержавного деспотизма. Ф. возвысился до мысли о том, что "угнетать рабством себе подобных незаконно". Через всю свою жизнь Ф. пронес вражду к светскому об-ву, царскому двору, придворным вельможам, временщикам. Ф. был врагом невежества, борцом за культуру, поклонником петровских реформ, ратовавшим за усвоение западноевропейской культуры, но в то же время боровшимся со слепым подражанием иноземному. Фонвизин прекрасно знал чисто народную речь и умело пользовался ею: русский народный язык, острые народные словечки, поговорки придавали силу лучшим произведениям Фонвизина.

Лит-ая деятельность Ф. началась еще в бытность его студентом Московского ун-та. В 1761 он перевел с немецкого басни Гольберга, затем ряд нравоучительных сатирических произведений Вольтера и др. В 1762 Ф. переехал в Петербург и здесь развил усиленную лит-ую деятельность. Он был постоянным гостем кружка Козловского. В результате сближения с этим кружком Ф. написал "Послание к слугам", в котором обнаружил религиозный скептицизм и дал резкую характеристику духовенства. Хотя в дальнейшем замечается отход Ф. от атеистических взглядов, однако он навсегда остался врагом клерикализма, религиозного обскурантизма, всякого рода суеверия. В 1764 Ф. выступил впервые с самостоятельным драматическим произведением, с комедией "Корион". Через несколько лет после "Кориона" появляется социально-бытовая комедия "Бригадир".

Лисица-козночей

В жанре басни Фонвизин был последователем Сумарокова. Национальные нравы и характеры, точные детали и приметы быта, разговорную речь с частым использованием простонародных слов и выражений находим в его басенных произведениях. Только Фонвизин более смел и радикален, чем его предшественник. Басня «Лисица-Кознодей» нацелена в ловких и бесстыдных подхалимов-чиновников, которые льстивыми речами и угодливым поведением поддерживают сильных мира сего. И имеют от этого немалую личную выгоду. Речь в произведении идет о некой «Ливийской стороне», которая, однако, очень напоминает российскую действительность. Не стесняясь откровенной лжи, Лисица расхваливает Льва. Кроме Лисицы, в басне выведены еще два персонажа: Крот и Собака. Эти куда откровеннее и честнее в своих оценках почившего царя. Впрочем, вслух они правды не скажут; шепнут один другому на ухо.

Описания львиного правления даны в тонах инвективы, то есть гневного обличения. Трон царя сооружен «из костей растерзанных зверей». С обитателей Ливийской стороны царские любимцы и вельможи без суда и следствия «сдирают кожу». От страха и отчаяния покидает Ливийский лес и скрывается в степи Слон. Умный строитель Бобр разоряется от налогов и впадает в нищету. Но особенно выразительно и детально показана судьба придворного художника. Он не только искусен в своем деле, но владеет новыми живописными приемами. Альфреско – это живопись водяными красками по сырой штукатурке стен жилищ. Всю жизнь придворный живописец преданно служил своим талантом царю и вельможам. Но и он погибает в нищете, «с тоски и голоду».

«Лисица-Кознодей» – яркое и впечатляющее произведение не только по заявленным здесь смелым идеям, но и по художественному их воплощению. Особенно наглядно срабатывает прием антитезы: противопоставления льстивым речам Лисицы правдивых и горьких оценок, данных Кротом и Собакой. Именно антитеза подчеркивает и делает таким убийственным авторский сарказм.

Бригадир

Писать комедию в пяти действиях «Бригадир» Денис Фонвизин начал в первые дни своего пребывания в Москве зимой 1768 года. Весной 1769 года Денис Иванович упоминал о ней в своём письме к русскому государственному деятелю, поэту и историку Ивану Елагину: «Дописал почти свою комедию». В своём следующем письме к тому же адресату, Ивану Перфильевичу, Фонвизин вновь упоминает о комедии, по всей вероятности, уже дописанной до финальной страницы.

Вся работа драматурга над комедией была связана с вопросами поднятыми во время созыва Комиссии по составлению Нового уложения. Денис Фонвизин был сторонником тех, кто, подобно русскому философу и общественному деятелю Якову Козельскому, полагал необходимым при помощи «праведных речей» показывать картину русской жизни. Одновременно в комедии по–новому звучал вопрос о методе создания национальной комедии, поставленный в кружке Елагина.

Как бы там ни было, а первая русская национально–бытовая комедия «Бригадир» Фонвизина считается литературным памятником, в котором нашла отображение борьба передовых русских умов XVIII столетия за национальную оригинальность русской культуры. Денис Фонвизин в своей комедии «Бригадир» жёстко высмеял холуйство современного ему дворянского сословия России перед французской аристократией.

Недоросль

Комедия “Недоросль” вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. Обличительный пафос “Недоросля” питается двумя мощными источниками, в равной степени растворенными в структуре драматического действия. Лаковыми являются сатира и публицистика.

Уничтожающая и беспощадная сатира наполняет все сцены, изображающие жизненный уклад семейства Простаковой. В сценах учения Митрофана, в откровениях его дядюшки о своей любви к свиньям, в алчности и самоуправстве хозяйки дома мир Простаковых и Скотининых раскрывается во всей неприглядности их духовного убожества.

Не менее уничтожающий приговор этому миру произносит и присутствующая на сцене группа положительных дворян, контрастно противопоставляемая скотскому существованию родителей Митрофана. Диалоги Стародума и Правдина. в которых затрагиваются глубокие, порой государственные проблемы,- это страстные публицистические выступления, отражающие авторскую позицию. Пафос речей Стародума и Правдина также выполняет обличительную функцию, но здесь обличение сливается с утверждением позитивных идеалов самого автора.

Две проблемы, особенно волновавшие Фонвизина, лежат в основе “Недоросля”. Это прежде всего проблема нравственного разложения дворянства. В словах Стародума. с негодованием обличающего дворян, в которых благородство, можно сказать, “погребено с их предками”, в сообщаемых нм наблюдениях из жизни двора Фонвизин не только констатирует упадок моральных устоев общества- он ищет причины этого упадка. Неограниченная власть помещиков над своими крестьянами при отсутствии должного нравственного примера со стороны высшей власти становилась источником произвола, это вело к забвению дворянством своих обязанностей и принципов сословной чести, т. е. к духовному вырождению правящего класса. В свете общей нравственно-политической концепции Фонвизина, выразителями которой в пьесе выступают положительные персонажи, мир простаковых и скотининых предстает зловещей реализацией торжества злонравия.

Другая проблема “Недоросля” - это проблема воспитания. Понимаемое достаточно широко, воспитание в сознании мыслителей XVIII века рассматривалось как первоочередной фактор, определяющий нравственный облик человека. В представлениях Фонвизина проблема воспитания приобретала государственное значение, ибо в правильном воспитании коренился единственно надежный, по его мнению, источник спасения от грозящего обществу зла - духовной деградации дворянства. Значительная часть драматического действия в “Недоросле” в той или иной мере подчинена проблемам воспитания.

Сын своего времени, Фонвизин всем своим обликом и направлением творческих исканий принадлежал к тому кругу передовых русских людей XVIII века, которые составили лагерь просветителей. Все они были писателями, и их творчество пронизано пафосом утверждения идеалов справедливости и гуманизма. Сатира и публицистика были их оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения в адрес крепостников звучали в их произведениях. В этом состояла историческая заслуга русской сатиры XVIII века, одним из наиболее ярких представителей которого был Фонвизин.

Вопрос № 6. Оды Державина

Родился 3 июля (14 н.с.) в деревне Кармачи Казанской губернии в небогатой дворянской семье. Три года учился в Казанской гимназии (1759 - 62). С 1762 служил солдатом в гвардейском Преображенском полку, который участвовал в дворцовом перевороте, возведшем Екатерину II на трон.

В 1772 был произведен в офицеры, участвовал в подавлении восстания Пугачева. Обиженный тем, что его службу не оценивают по достоинству, обходят наградами, ушел на гражданскую службу. Недолго служил в Сенате, где пришел к убеждению, что "нельзя там ему ужиться, где не любят правды".

В 1782 написал "Оду к Фелице", обращенную к императрице, за что получил награду от Екатерины II - назначение губернатором Олонецким (с 1784) и Тамбовским (1785 - 88). Приложил много стараний для просвещения тамбовского края, пытался бороться с бюрократией, отстаивать справедливость.

Энергичный, независимый и прямой, Державин не мог "ладить" с высшими вельможами, поэтому места его службы часто менялись. В 1791 - 1793 был кабинет-секретарем Екатерины II, но, не угодив ей, был отставлен от службы; назначенный сенатором, нажил много врагов из-за своего правдолюбия. В 1802 - 1803 был министром юстиции. В возрасте шестидесяти лет ушел в отставку.

Державин начал печататься в 1773, пытаясь следовать традициям Ломоносова и Сумарокова, но с 1779 "избрал совсем другой путь". Он создал собственный стиль, ставший образцом философской лирики: ода "На смерть кн. Мещерского" (1799), ода "Бог" (1784) о величии мироздания и его Творца, о месте и предназначении человека: "Я - царь, я - раб, я - червь, я - бог"; "Осень во время осады Очакова" (1788), "Водопад" (1791 - 94) и др.

В 1790-е Державиным созданы лирические произведения "К лире", "Похвала сельской жизни". Эстетические воззрения Державина выражены в трактате "Рассуждение о лирической поэзии или об оде" (1811 - 15).

В последние годы жизни Державин обратился к драматургии, написав несколько трагедий: "Добрыня", "Пожарский", "Ирод и Мариамна" и другие.

В его доме собирались петербургские литераторы, а в 1811 кружок оформился в утвержденное правительством литературное общество "Беседа любителей русского слова", в котором Державин занимал особые позиции. Он благожелательно относился к Жуковскому и "заметил" юного Пушкина. Творчество Державина подготовило почву для поэзии Батюшкова, Пушкина, поэтов-декабристов.

Ода "На смерть князя Мещерского " (1779) принесла Державину известность. Стихотворение в эмоционально, настроение смятения и ужаса, заданное в первой строфе к концу стихотворения нагнетается. Главное в стихотворении: жизнь и смерть, время и вечность. Например, время, неумолимо приближающее человека к смерти, изображено в виде часов. Смерть - старуха с косой.

Трагическое переживание смерти. Оно имеет сюжетные контуры. Умер князь Мещерский, близкий знакомый поэта. Его смерть поразила тем больше, что вся жизнь князя, "сына роскоши и нег", была "праздником красоты и довольства". Драматизм кончины многократно усилен противопоставлением этих полюсов. конфликтна вся образная система произведения. И этот художественный конфликт, заложенный в основу структуры оды, подводит читателя к мысли о противоречивой, не сводимой к единству диалектической сущности мироздания.

Хотя современного читателя отделяют от эпохи Фонвизина целые два столетия, трудно найти человека, который бы не знал, что «недоросль» — это великовозрастный недоучка, или не слышал бы превратившихся в поговорки реплик «не хочу учиться, а хочу жениться», «зачем география, когда извозчики есть» и других фонвизинских выражений.

Образы, крылатые слова и шутки из комедий Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль» стали частью нашего словаря. Точно так же от поколения к поколению передавались идеи Фонвизина, сыгравшие важную роль в истории освободительного движения.

Фонвизин принадлежал к поколению молодых дворян, которые получили образование в созданном по инициативе Ломоносова Московском университете. В 1755 г. он был определен в университетскую гимназию, которая готовила своих воспитанников к переводу в студенты, и проучился в ней до 1762 г.

Университет был центром литературной жизни в Москве. Одним из первых мероприятий университета было издание сочинений Ломоносова, здесь преподавали его ученики — поэт и переводчик Н. Н. Поповский, филолог А. А. Барсов, а издательскими делами заведовал М. М. Херасков.

При университете существовал театр, в репертуар которого входили и переводы воспитанников гимназии. Их литературные упражнения охотно печатали выходившие при университете журналы «Полезное увеселение» и «Собрание лучших сочинений». Не удивительно, что кроме Фонвизина из гимназии вышли многие известные впоследствии литераторы — Н. И. Новиков, Ф. А. Козловский, братья Карины, А. А. Ржевский и др.

Первыми литературными работами Фонвизина были переводы с немецкого и французского. Он помещает переводные статьи в университетских журналах и одновременно выпускает отдельной книгой «Басни нравоучительные» датского просветителя и сатирика Л. Гольберга (1761), а также начинает перевод многотомного романа Ж. Террасона «Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя египетского» (1762—1768), героем которого был идеальный просвещенный государь.

Воспитательные и политические идеи Террасона положительно оценивали французские просветители. Фонвизин пробует также свои силы в драматической поэзии, приступая к переводу антиклерикальной трагедии Вольтера «Альзира».

Этот перечень заинтересовавших молодого писателя произведений свидетельствует о его раннем интересе к идеям европейского Просвещения. Либеральное начало царствования Екатерины II возбуждало у передовой части дворянства надежды на установление в России «просвещенной» монархии.

В конце 1762 г. Фонвизин оставляет университет и определяется переводчиком в Коллегию иностранных дел. Непосредственно в Коллегии он пробыл всего лишь год, а затем был прикомандирован к канцелярии статс-секретаря императрицы И. П. Елагина.

В столице началось серьезное политическое образование Фонвизина. Он оказался в курсе разнообразных суждений о предполагаемых реформах, тех споров, которые предшествовали столь важным событиям в истории русской общественной мысли, как конкурс Вольного экономического общества о состоянии крепостных (1766) и созыв Комиссии для составления Нового Уложения (1767). В этих спорах формировалась идеология русского Просвещения. Фонвизин присоединил свой голос к тем, кто требовал политических свобод и ликвидации крепостного рабства.

О его общественных взглядах в эти годы дают представление распространявшееся в рукописи «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина» и перевод «Торгующего дворянства» Г.-Ф. Куайе с предисловием немецкого юриста И.-Г. Юсти, вышедший в 1766 г.

Куайе ставил своей целью указать, как деградирующее дворянство может вновь стать процветающим сословием. Но Фонвизина книга, по-видимому, привлекла прежде всего содержавшейся в ней резкой критикой дворян, которые во имя сословных предрассудков пренебрегают интересами государства и нации, а также мыслью о том, что сохранение жестких сословных перегородок — не в интересах общества.

Именно эту идею он развил в рукописном рассуждении об учреждении «третьего чина» в России, под которым подразумевались купечество, мастеровые и интеллигенция. Новое «мещанское» сословие должно было постепенно составиться из выкупившихся на волю и получивших образование крепостных.

Так, по мысли Фонвизина, постепенно, мирным путем, с помощью законов, изданных просвещенной властью, достигались ликвидация крепостничества, просвещение общества и расцвет гражданской жизни. Россия становилась страной с дворянством «совсем вольным», третьим чином, «совершенно освобожденным» и народом, «упражняющимся в земледелии, хотя не совсем свободным, но, по крайней мере, имеющим надежду быть вольным».

Фонвизин был просветителем, но печатью дворянской ограниченности отмечены как его вера в просвещенный абсолютизм, так и в исконную избранность своего класса. Нужно, однако, отметить, что ранний интерес Фонвизина к сословным, а по существу — к социальным вопросам, характерный и для его последующего творчества, позволит ему более трезво, чем многим из его современников, оценить и политическую ситуацию, которая сложилась в царствование Екатерины II.

Позднее, создавая образ дворянина Стародума в «Недоросле», образ, которому в этой пьесе отданы авторские мысли и симпатии, он отметит, что его герой составил свое состояние и добился независимости в качестве честного промышленника, а не в качестве низкопоклонного придворного. Фонвизин выступил в числе первых русских писателей, которые начали последовательно разрушать сословные перегородки феодального общества.

Фонвизин слишком хорошо знал русское дворянство, чтобы ожидать от него поддержки при осуществлении просветительской программы. Но он верил в действенность пропаганды просветительских идей, под влиянием которой должно было сформироваться новое поколение честных сынов отечества. Как он полагал, они станут помощниками и опорой просвещенного государя, целью которого будет благо отечества и нации.

Поэтому Фонвизин, сатирик по характеру своего дарования, начиная с ранних произведений, пропагандирует также положительный идеал общественного поведения. Уже в комедии «Корион» (1764) он нападал на дворян, которые уклоняются от службы, и словами одного из героев заявлял:

Кто к общей пользе все старанье приложил,

И к славе своего отечества служил,

Тот в жизнь свою вкусил веселие прямое.

«Корион», вольная переделка комедии французского драматурга Ж.-Б. Грессе «Сидней», открывает петербургский период творчества Фонвизина. Перевод трагедии Вольтера «Альзира» (который распространялся в списках) создал ему репутацию талантливого начинающего автора. Одновременно он был принят в кружке молодых драматургов, которые группировались вокруг его непосредственного начальника И. П. Елагина, известного переводчика и мецената.

В этом кружке сложилась теория «склонения» иностранных произведений «на русские нравы». Елагин первый применил принцип «склонения» в заимствованной у Гольберга пьесе «Жан де Моле, или Русский француз», а последовательно его сформулировал В. И. Лукин в предисловиях к своим комедиям.

До этого времени в переводных пьесах изображался малопонятный русскому зрителю быт, употреблялись иностранные имена. Все это, как писал Лукин, не только уничтожало театральную иллюзию, но и уменьшало воспитательное воздействие театра. Поэтому началось «переделывание» этих пьес на русский лад. «Корионом» Фонвизин заявил о себе как о стороннике национальной тематики в драматургии и включился в борьбу с переводчиками развлекательных пьес.

В кружке Елагина проявляли живой интерес к новому жанру «серьезной комедии», получившей теоретическое обоснование в статьях Дидро и завоевывавшей европейские сцены. Попытка, половинчатая и не вполне удачная, ввести принципы нравоучительной драматургии в русскую литературную традицию была сделана уже в пьесах Лукина.

Но его комедии оказались лишены чувства комического и, главное, противостояли нараставшему проникновению сатиры во все области литературы, которое несколькими годами позднее привело к появлению сатирической журналистики. Такие частные темы, как трогательное изображение страдающей добродетели или исправление порочного дворянина, никак не соответствовали политическим целям русских просветителей, ставивших вопрос о преобразовании общества в целом.

Пристальное внимание к поведению человека в обществе позволило Фонвизину глубже, чем его современникам, понять основы просветительской эстетики Дидро. Замысел сатирической комедии о русском дворянстве оформился в атмосфере споров вокруг Комиссии для составления Нового Уложения, где большинство дворян выступило в защиту крепостничества. В 1769 г. «Бригадир» был завершен, и, обращаясь к общественной сатире, Фонвизин окончательно порывает с елагинским кружком.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.