Кто по вашему истинный виновник гибели катерины. Кто виноват в гибели Катерины? (Сочинение – исследование по пьесе А.Н.Островского «Гроза»). Так кто стал причиной смерти Катерины

Сочинение на тему «кто виноват в гибели Катерины по пьесе «Гроза»

Катерина в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — персонаж с очень тяжелой и трагической судьбой. За совершение самоубийства героиню можно осуждать или даже не понимать, но невозможно не сочувствовать ей.
Катерина проживает в городе Калинов. Все в этом городе пропитано ненужными условностями, нежелание что-либо менять в лучшую сторону и безразличием. Люди из Калинова не отличаются особыми благодетелями. Они такие же черствые, посредственные, не желающие знать иной жизни, кроме той, которую ведут. Для них чужды высокие идеалы и даже образование считают чем-то ненужным. Калиновцы даже не могут представить себе не могут более яркую и интересную жизнь, жизнь наполненную смыслом. И в этом обществе проходит жизнь Катерины, которая всю жизнь отличалась свободолюбием и яркими мечтами.
В такой окружающей ее обстановке и обществе трудно выделить кого-то конкретного, кого можно было бы обвинить в гибели Катерины. Неудовлетворенность жизнью превращается в трагедию для нее. Светлое чувство любви к Борису только усугубляют ситуацию. Теперь это светлое чувство приносит постоянные страдания. Это чувство можно назвать и смертным приговором и даже освобождением. Теперь душа Катерины отправилась в вечный полет.
Катерина была верующим человеком и самоубийство было для нее страшнейшим грехом. Она, безусловно, могла бы найти иной выход, но драма в том, что ее жизнь не зависела полностью от нее, балы сильнейшая зависимость от мнения и действий окружающих ее людей. Но в ее окружении были люди односторонние, темные и потерявшие всякие надежды. Каждого из них можно обвинить в равной степени в гибели Катерины. Они не уберегли ее от такого рокового шага, а наоборот всячески поспособствовали и подтолкнули ее к могильной плите.
Не прав и муж Тихон, который постоянно приписывает своей матери убийство. Его самого можно назвать убийцей, ведь он никогда в жизни не мог понять и поддержать свою жену и принять ее заботу, ласку, тепло. В такой ситуации получается, что смерть была единственным и самым верным спасение для Катерины.

Пьеса "Гроза" является вершиной творчества А.Н. Островского. Главной героиней драмы является Катерина, которая была "лучом света в темном царстве". Она принадлежит старому патриархальному миру и вступает в непримиримый конфликт с ним. На ее примере автор показывает, насколько тяжело и ужасно живется человеку в "царстве деспотов и самодуров". Катерина противостоит этому обществу, у неё в душе появляются внутренние противоречия, которые приводят ее к самоубийству.

Так кто же все-таки виноват в гибели молодой девушки? Попробуем разобраться в этом.

Катерина вышла замуж за Тихона не по любви. В новой семье она не находит гармонии. Попав к Кабановым, Катерина понимает, что ей совершенно некого уважать и ценить.

Марфа Игнатьевна (свекровь Катерины) - натура деспотичная, властная, грубая и необразованная. Из всех героев Кабаниха оказывает наиболее сильное давление на Катерину. Свекровь постоянно оскорбляет девушку, унижает. Сама Катерина говорит: " Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от неё мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны". Беспричинная злоба Кабанихи наводят Катерину на мысль о самоубийстве.

Тихон - очень жалкий и бесхребетный человек. Он находится под влиянием своей мамочки, во всем её слушается. Хоть ему это и не нравится, но сказать ей об этом боится. И это тоже угнетает Катерину. Ведь супруг не может защитить ее от постоянного издевательства свекрови.

Со временем Катерина встречает Бориса, влюбляется в него и понимает, что совершает большой грех, изменяя мужу. Ведь сама героиня была очень религиозной. Девушка полюбила его искренне, всей душой. Однако Борис считал их отношения минутным увлечением. Он живет одним днем, не думает о том, что будет завтра. Борис спрашивает Катерину: " надолго ль муж-то уехал... О, так мы погуляем! Время-то довольно..." Он согласен только на тайные отношения. Героиня же любит его по-настоящему, не боится никого, готова показать всему миру свои чувства.

Катерина долго размышляет над своим поступком, решает сознаться в том, что изменила Тихону. Но она покаялась не из-за страха перед людьми, а из-за страха перед Богом, потому что религия занимала особое место в ее жизни. Это признание дает Кабановой повод поиздеваться над Катериной. После этого главная героиня не выдерживает, бросается в воду и тонет.

Именно полное отсутствие надежды толкнет героиню на еще более тяжкий грех - самоубийство. Понимая невозможность примирить любовь к Борису с собственной совестью, а желание свободы с отвращением к дому Кабановой, Катерина решается свести счеты с жизнью. Она, по словам Н.А. Добролюбова, "не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу".

Назвать конкретного персонажа, который повинен в гибели Катерины нельзя. На мой взгляд, в ее смерти виновато большое количество героев драмы «Гроза».

Муж не защищал ее от нападок матери, не захотел взять ее с собой в поездку. Если бы он был более смелым, поставил мать на место, стал жить своим домом, Кабаниха бы не гнобила так сильно Катерину.

Кабаниха тоже виновна в ее смерти. Она пыталась «сломать» невестку. Она хотела, чтобы ее дети жили по домостроевским правилам, что было невозможно в новое время.

Варя тоже отчасти виновна в смерти невестки. Если бы она не уговорила Катерину ночевать в саду и не пригласила туда Бориса, не было бы измены.

Борис тоже несет ответственность за эту смерть. Он мог бороться со своим чувством, он понимал, что Катерина замужем. Он знал, какая у нее свекровь.

Родители Катерины тоже несут часть вины. У них состоятельная семья, но они не защитили свою дочь.

Поэтому почти каждый герой пьесы несет на себе часть вины за гибель Катерины.

Кто виноват в гибели Катерины? Борис? Тихон? Кабаниха? Я думаю, что виновато все «темное царство», которое губит, душит в людях все человеческое, убивает естественные порывы и стремле­ния.

Катерина не могла смириться с этим и превратиться в бездуш­ное существо. С детства привыкла она к свободе, с детства жила без притеснений.. В этих условиях сформировались у Катерины есте­ственные для такой обстановки черты характера: доброта и сила воли, мечтательность и решительность в поступках, любовь кжиз-ни, ко всему прекрасному, светлому, высокому и в то же время, гор­дость и чувство собственного достоинства. Катерина говорит Вар­варе: «Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно - я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять».

И вот Катерина попадает совсем в другой мир, где все основано на страхе, зависти, на слепом авторитете силы, на произволе стар­ших. Здесь никому не нужна нежность, искренность Катерины, от нее требуется лишь покорность и послушание. В этом мире и к людям отношение отличное от того, к какому привыкла Катерина. Здесь к окружающим относятся в зависимости от их положения в обществе, состояния, происхождения. Кулигин рассказывает Бо­рису о взаимоотношениях купцов: «Торговлю друг у друга подрыва­ют, и не столько из корысти, сколько из зависти.

Враждуют друг с другом, залучают в свои высокие хоромы пьяных приказных... А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы стро­чат на ближних». Мещан здесь вообще за людей не считают. Это хорошо видно в диалоге Кулигина и Дикого. Вот реплика Дикого: «Что я тебе - ровный, что ли? Так прямо с рылом-то и лезет разго­варивать... Для других ты честный человек, адля меня разбойник, вот и все... Так и знай, что ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю».

Катерина своей натурой, светлым миром своих чувств не смогла смириться с «темным царством». Добролюбов писал- «Живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что толь­ко не противно ее натуре... Но признавая и уважая стремление других, она требует того же уважения к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, осо­бенно близкий ее сердцу, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною». И такое требование у Катерины появилось.

Она встретила человека, который, как ей казалось, достоин ее любви. Эта любовь озарила ее жизнь, разбудила заложенное с дет­ства стремление к счастью, добру, красоте, воле. И Катерина, испы­тав, что такое настоящее счастье, отчетливо увидела, насколько без­отрадна ее жизнь в доме Кабанихи, и поняла, что уже не сможет вернуться к этой жизни. В разговоре с Варварой она сама признает­ся в этом: «Если я хоть раз с ним увижусь^ говорит она, - я убегу из дому, я не пойду домой ни за что на свете!».

Можно было скрывать любовь к Борису, обманывать свекровь, мужа. Но Катерина не хотела и не могла этого делать. «Если ей нельзя наслаждаться своим чувством законно и свято, при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырываюгто, что нашла она и что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет», - отмечал в своей статье Добролюбов.

Был ли у Катерины другой выход из сложившейся ситуации? Катерина была готова уехать с Борисом. Ее не пугает далекая Си­бирь, трудный путь. Она просит Бориса взять ее с собой, но получа­ет отказ. Борис слаб, зависим, он не может оградить Катерину от гнева Кабанихи. Тем более не способен защитить ее Тихон, кото­рый вообще ни шагу не ступит наперекор воле маменьки.

Итак, путь к вольной жизни, к счастью отрезан. «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу - все равно», - говорит Катерина в своем последнем монологе."И, кончая жизнь самоубийством, совершая с точки зрения церкви страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви. Последнее ее сло­во обращено не к Богу, а к Борису: «Друг мой! Радость моя! Про­щай!» - восклицает она.

Этим поступком брошен «страшный вызов» всему «темному царству», которое и погубило Катерину, не дав ей возможности жить так, как требовала ее натура, и не оставив ей другого способа осво­бождения, кроме освобождения смертью.

В пьесе Островского «Гроза» показана обычная провинциальная жизнь захолустного купеческого городка Калинова. Образ жизни здесь тоже самый обыкновенный, со своими устоями и порядками, привычными для всех. Только лишь одному человеку все это чуждо – Катерине. Она попала сюда, как только вышла замуж за Кабанова. Раньше, когда она жила с матерью, она была по-настоящему счастлива. Эти времена, прошедшие навсегда, она вспоминает с грустью: «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем». «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью». Она вспоминает, как прекрасно жилось ей на воле. Но, попав в дом Кабанихи, она погрузилась в мир зла, жадности, обмана. Сама Кабаниха постоянно оскорбляет и унижает Катерину, презирая ее, она опасается, что Тихону «жена милее матери». Она его ревнует: «С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу». Кабаниха все время твердит сыну, чтобы тот и прикрикнул на Катерину, и пригрозил ей. От той же ревности она не дает ей покоя угрозами и намеками, хотя Катерина ей не перечит. У Кабанихи такой характер, что она может усмирить самого Дикого.

Ее сын Тихон – абсолютно безвольный человек, он полностью подчиняется матери и, уезжая от нее, ведет разгульный образ жизни. Хотя он и любит Катерину, он все равно ничего не может сделать, чтобы ей помочь, т.к. боится Кабанихи. Он не понимает ее души, ее стремлений и не думает ее защищать, а выполняет волю матери, причем, повторяя при этом каждое ее слово. Уезжая, он делает все так, как велела Кабаниха.

Сестра Тихона Варвара уже давно привыкла ко всяким предрассудкам и запретам Кабанихи. Она поставила себе цель и добивается ее несмотря ни на что. В разговоре с Варварой Катерина рассказывает ей обо всем, о чем думает, полностью ей доверяя. Когда Варвара узнает, что Катерина любит не мужа, а другого человека, она ее не осуждает, а, напротив, говорит: «Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет». Она считает, что человек должен строить свое счастье сам: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся! Так какая ж неволя себя мучить-то!» Она же устраивает Катерине и встречу с Борисом, всячески способствуя ей.

Борис может быть и любит Катерину, но он также не понимает ее и не может ничем ей помочь. Он не может бежать с ней, потому что зависит от своего дяди Дикого. Встречаясь с ней тайно, он знает, что все это не приведет к добру и рано или поздно всем будет известно об их связи, вся ответственность падет на Катерину.

Так кто же виноват в гибели Катерины? Все люди, окружавшие ее, были или злыми и жестокими, или безвольными и непонимающими. После прежней радостной и счастливой жизни она погрузилась в беспросветную, полную упреков и обид пустоту. В ее окружении она одна была непохожа на других. И после всего того, что причинили ей эти люди, оставив ее со всеми переживаниями, ей не оставалось больше ничего, кроме смерти.