Кто такие униформисты и почему они так важны на манеже. Униформист - должность не сезонная Униформист в цирке

Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), 2019
Часть №2 выпуска №58 ЕТКС
Выпуск утвержден Постановлением Минтруда РФ от 16.07.2003 N 54

Униформист

§ 6. Униформист 2-го разряда

Характеристика работ . Оснащение манежа: подача реквизита, установка и подвеска цирковой аппаратуры. Страховка и пассировка артистов во время представления и на репетициях. Участие в репризах клоунов, коверных, в проведении репетиций номеров и аттракционов. Вывод животных на манеж и прием их за кулисы, транспортировка на территории цирка клеток с животными, реквизита, цирковой аппаратуры и другого циркового имущества. Чистка ковров вне манежа. В передвижных цирках - участие в сборке, эксплуатации и разборке, погрузке, разгрузке элементов конструкции цирка.

Должен знать: правила обращения с животными; системы подвески и установки цирковой аппаратуры; правила пользования реквизитом; виды узлов и способы вязки канатов; устройство и правила эксплуатации грузоподъемных механизмов и приспособлений.

Комментарии к профессии

Приведенные тарифно-квалификационные характеристики профессии «Униформист » служат для тарификации работ и присвоения тарифных разрядов согласно статьи 143 Трудового кодекса Российской Федерации. На основе приведенных выше характеристик работы и предъявляемых требований к профессиональным знаниям и навыкам составляется должностная инструкция униформиста, а также документы, требуемые для проведения собеседования и тестирования при приеме на работу. При составлении рабочих (должностных) инструкций обратите внимание на общие положения и рекомендации к данному выпуску ЕТКС (см.

В воскресенье на радио «Эхо Москвы» в совместной с «Трудом» программе «Послужной список» ведущие говорили о работе униформиста

Незаметные помощники

В обязанности униформиста входит оснащение манежа. Униформисты готовят манеж к началу программы: расстилают и скатывают ковер, подают артистам реквизит, устанавливают цирковую аппаратуру. Профессия в современном ее понимании появилась в начале XIX века. Именно тогда в Олимпийском цирке в Париже была впервые введена униформа для работников цирка.

Униформистам часто приходится страховать артистов во время выступлений и репетиций. Также они выполняют роль ассистентов: участвуют в клоунских репризах, выполняют подсобные задания в номерах, поддерживают ленты и обручи.

Униформисты выводят на манеж животных и принимают их за кулисами, а также транспортируют клетки с животными на территории цирка. Иногда униформисты выполняют и декоративную функцию. В одинаковой красочной одежде они группируются в различные мизансцены, провожают и встречают артистов.

Униформист должен многое знать: правила обращения с животными, системы подвески аппаратуры, правила пользования реквизитом, способы вязки канатов, а также правила эксплуатации грузоподъемных механизмов.

Старт и финиш карьеры

Хотя работа униформиста не требует специального образования, выпускникам эстрадных и цирковых училищ проще устроиться на эту должность. Специально униформистов в таких учебных заведениях не готовят, но навыки работы в цирке там можно приобрести.

Работа униформиста может стать хорошим стартом для цирковой карьеры. Если желание стать цирковым артистом приходит уже в зрелом возрасте, а спортивной подготовки и циркового образования нет, можно начать свой путь с простого рабочего, униформиста, ассистента по уходу за животными, постепенно набираясь опыта, обучаясь у артистов всем премудростям циркового искусства. Многие известные цирковые артисты вышли из униформистов: эквилибрист Ю. Половнев, клоун Б. Вяткин, воздушные гимнасты Б. Левандовский и В. Лисин, дрессировщики Н. Ермаков и М. Багдасаров.

Для некоторых цирковых артистов работа униформиста, наоборот, становится завершением карьеры. Стаж циркового артиста в среднем составляет 15 лет. После выхода на пенсию многие остаются в цирке и продолжают работать униформистами или гардеробщиками.

Только свои

Зарплаты у униформистов небольшие: в регионах это порядка 7-10 тысяч рублей.

Попасть в цирк с улицы практически невозможно. Большинство артистов и работников цирка — выходцы из цирковых семей. Работа тяжелая, зарплаты невысокие, поэтому принято считать, что для того, чтобы работать в цирке, надо им жить. Большинство цирковых профессий связано с риском для здоровья и постоянными переездами.

Лишь единицы цирковых работников никак по происхождению не связаны с манежем. Как правило, это те, кто еще в детстве решил учиться в цирковом училище и успешно его окончил. Из других профессий в цирк приходят крайне редко.

и

Большой Московский Государственный Цирк

П Р Е Д С ТА В Л Я Ю Т !

Феерия «Вокруг света за 130 минут» Большого Московского Государственного цирка на проспекте Вернадского необычна, прежде всего, современным ритмом представления. В программе нет даже шпрехшталмейстера, и никто не объявляет каждый номер, долго и нудно перечисляя заслуги выступающих. Все номера программы связаны сюжетом в динамичный спектакль. Например, хрупкая и романтичная гимнастка, возвращаясь с небес своих фантазий на землю, обнаруживает вокруг настоящих ковбоев, которые соревнуются в профессиональной удали.

Программа не зря названа «феерией», словом, которое произошло от французского fée - фея и определяется толковым словарём, как «театральная пьеса сказочного содержания, рассчитанная на блестящую, пышную постановку с разнообразными сценическими эффектами».


Феями, обеспечивающими гармоничную слаженность всех служб и артистов, работают люди очень серьёзной и важной цирковой профессии - инспекторы манежа.

ЗАТЕЕВО очень признательно пресс-секретарю БМГЦ Эмилии Михайловне Боровик за организацию интервью с инспекторами манежа Виктором Щуровым и Дмитрием Покладом.

ЗАТЕЕВО: Слово инспектора манежа - закон во время представления для каждого на манеже и за кулисами. Вы дежурите или у вас разделены обязанности?

Щуров и Поклад: с нами работает ещё третий инспектор - Ирина Талина. Нет жёсткого разделения обязанностей: один отвечает за людей, второй - за здание, третий - за технику или животных. Мы все как администраторы отвечаем в цирке за всё, в том числе перед директором и друг перед другом.
Инспекторы манежа составляют расписание репетиций и отвечают за порядок на манеже, в зрительном зале и за кулисами всегда, а не только во время представления. Если у кого-то конфликтная или спорная ситуация, например, оборудование одних артистов мешает другим, вдруг требуется срочный ремонт или человеку нужны внеплановые репетиции или выходные - со всеми вопросами идут, прежде всего, к нам. Фактически мы -технические директоры цирка, в подчинении которых более 400 человек.

В создании представления принимают участие режиссёр-постановщик, сценарист, художники, инженерные службы, костюмеры, звукорежиссёры, балетмейстеры и многие другие службы. Инспекторы манежа полностью расписывают, организовывают и обеспечивают работу униформистов.


- Униформисты - это расстилающие ковёр молодые люди в красивой форме?


- Униформисты, или Униформа, как их ещё называют, - очень важное подразделение цирка. Что значит «расстилают ковер»?! Они за полминуты раскладывают без единой складочки на арене ковёр весом 300 кг! Ведь любая складка на ковре может стать причиной травмы артиста. Ещё быстрее они этот тяжеленный круглый ковёр собирают и увозят.

Униформисты устанавливают и надёжно закрепляют специальное и страховочное оборудование. Бывали случаи, когда гимнасты, подготавливая свой выход, упускали страховочную лонжу, и она моментально улетала под купол цирка. Так униформисты за секунды добегали по крутой лестнице на высоту 30 метров, выбирали нужные тросики и спускали лонжу прямо артисту в руки.
Это униформа, в прямом смысле слова, ограждает зрителей от львов и закрепляет профессиональными узлами тросы для эквилибристов, работающих под куполом цирка. Если униформист не заметит, например, чуть сдвинутого клоунами покрытия бортика, животное, следом выступающее на этом бортике, может травмироваться. В нашем представлении много номеров с огнём. И безопасность таких номеров тоже обеспечивает своими слаженными действиями униформа. Униформа вовремя, безопасно для зрителей и артистов, и не привлекая к себе внимания, подаёт на арену и принимает реквизит и животных, позволяя артистам сохранять темп представления. Все эти навыки отрабатываются униформой на репетициях.


- Фактически, униформа следит за техникой безопасности в цирке?


- Да. Но отвечает за технику безопасности инспектор манежа.


- Кто служит в униформе?


- Совершенно разные люди: от студентов самых разных ВУЗов до незанятых в этой программе артистов цирка и артистов-пенсионеров. Очень часто сами артисты программы второе отделение работают в униформе или помогают ей.

- Есть в цирке приметы, соблюдающиеся всеми?


- Примета номер один - никогда нельзя стоять спиной к манежу, даже в пустом цирке. Наверное, эта примета отражает правила техники безопасности. Ведь в цирке очень много подвесного оборудования, и если стоять лицом к манежу, то успеешь отреагировать на отрыв какого-нибудь карабинчика. Так же нехорошо переходить дорогу артисту, выходящему на манеж, вы же не чёрная кошка?! Могут вежливо попросить вернуться спиной назад.

ЗАТЕЕВО: Спасибо, Виктор и Дмитрий за рассказ. Пусть в вашем цирке все карабинчики будут без складочек. Удачи.

Беседу с инспекторами манежа БМГЦ Виктором Щуровым и Дмитрием Покладомпровела Е.В.Пучка, специальный корреспондент интернет-журнала для школьников "ЗАТЕЕВО" ().
Фото - К.С. Федорченко.

ЦИРК

Обязанности униформиста: подготовка к началу программы, а во время пауз - к очередному номеру (расстилание и скатывание ковра, установка и подвеска аппаратуры, реквизита и др.); ассистирование исполнителям (поддержка обручей или лент, через которые производятся прыжки, подача и реквизита, участие в клоунских антре и других номерах для выполнения некоторых подсобных, обычно комичных заданий).

Униформист выполняет и декоративную функцию: одетые в одинаковую парадную одежду, группируясь в различные мизансцены для встречи и проводов исполнителей, униформисты - неотъемлемый и исключительно важный компонент цирковой программы. От его работы зависят темп, ритм, общая чёткость всего представления.

В одном из своих писем конца 20-х годов И. А. Бунин обратился к А. И. Куприну , как к знатоку цирка с просьбой объяснить ему как называются и чем занимаются униформисты, на что в ответном письме Куприн писал :

Те, что стоят при выходе из конюшен на манеж, называются - обще- униформа.

Из них те, что в камзолах, в сапожках с крагами (ныне большей частью в синих, серых или даже красных рейтфраках), зовутся берейторами, пикерами, реже - штальмейстерами.

Это всё цирковые артисты, обязанные по контракту делать парад директору, членам его семьи, наездникам и гастролерам, помогать в установке и укреплении аппаратов, держать обручи и лепты, убирать и чистить манеж, расстилать ковер и т. д. Но грязной работой занимаются всегда конюхи: они тоже стоят в проходе, в наше время в гимнастерках защитного цвета, позади фрачников. Собственно, штальмейстер - это старший над униформой. Он обыкновенно подает реплики клоунам. Он же руководит работой униформы. Это важное лицо.

Из униформистов вышли многие цирковые артисты (эквилибрист на перше Ю. Половнёв, воздушные гимнасты Б. Левандовский, В. Лисин, ковёрный клоун Б. Вяткин , дрессировщик собак Н. Ермаков, дрессировщик хищных животных М. Багдасаров , создатель номера «Акробаты на скейтборде» А. Калинин и другие).

Примечания [ | ]

Использованная литература [ | ]

  1. Чивов А. Повышать знания, совершенствовать технику // «Сов. цирк»: Ж. - 1959. - № 9 .
  2. Прокопенко Л. Униформист - должность не сезонная // «Сов. эстрада и цирк»: Ж. - 1966. - № 10 .
  3. Матарди Д. Важная неотложная задача // «Сов. эстрада и цирк»: Ж. - 1971. - № 2 .
  4. Никулин Л. В. Люди и странствия. Воспоминания и встречи. – М., 1962.