Кто такой иван франко. Биография. Интересно, что один из пунктов программы «громады рабочей» гласил: «Чтоб вся земля с лесами и пастбищами, реками и озерами принадлежала тем обществам, которые на ней работают, а также чтобы все фабрики и заводы принадлежа

Франко, Иван Яковлевич

Главный из современных представителей малорусской литературы, беллетрист, поэт, ученый, публицист и руководитель демократической партии малороссов Австрии. Род. в 1856 г. в галицийском с. Нагуевичах, в семье крестьянина-кузнеца; первые годы своего детства он в своих рассказах ("Малый Мирон" и др.) изображает самыми светлыми красками. Отец Ф. умер раньше, чем сын окончил дрогобычскую базилианскую "нормальную" школу; но отчим Ф., тоже крестьянин, озаботился о продолжении его образования. Вскоре умерла и мать Ф., так что на лето он приезжал в чужую семью - и все же пребывание в ней казалось мальчику раем в сравнении со школой, где грубые и необразованные учителя, поблажая детям богачей, бесчеловечно истязали детей небогатых родителей (см. автобиогр. рассказы: "Чистописание", "Карандаш" и др.); по признанию Ф., ненависть к притеснению одного человека другим он вынес из нормальной школы. Как здесь, так потом и в гимназии Ф. шел первым учеником; летом гимназист пас скот и помогал в полевых работах; стихотворные переводы из Библии, античных и западноевропейских писателей, которыми он тогда занимался, он писал на народном малорусском языке. Поступив в 1875 г. в Львовский унив., Ф. присоединился к студенческому кружку партии так наз. москвофильской, которая тогда была в Галиции еще сильна; эта мнимо-русская пария питает под именем любви к России исключительно любовь к ее реакционным и темным элементам, совершенно не знает русской литературы и в своем презрении к малорусским крестьянам пишет так наз. "язычием", т. е. очень уродливым жаргоном, представляющим хаотическую смесь российской тредьяковщины со словами польскими и малорусскими. На таком язычии Ф. стал помещать в органе студентов-москвофилов "Друг" свои стихотворения и длинный фантастический роман "Петрии и Добощуки" в стиле Гофмана. Под влиянием писем киевского проф. M. П. Драгоманова молодежь, группировавшаяся вокруг "Друга", познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык своего галицкого демоса - малорусский; таким образом малорусская литература получила в свои ряды вместе со многими другими талантливыми работниками и Ф. Разъяренные массовой потерей молодежи, старые москвофилы, особенно редактор крайне ретроградного "Слова" В. Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию "Друга". Члены ее в 1877 г. были все арестованы, и Ф. провел 9 месяцев в тюрьме, в одной комнате с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось все галицкое обскурантное общество - не только москвофилы, но и так наз. народовцы, т. е. украинофильские националисты старшего поколения с убеждениями буржуазными или униатско-клерикальными; Ф. должен был оставить и университет (он окончил унив. курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре). Как это пребывание в тюрьме 1877 г., так и вторичное заключение в 1880 г. и еще одно в 1889 г. близко познакомили Ф. с разнообразными типами подонков общества и тружеников-бедняков, доведенных нуждой и эксплуатацией до тюрьмы, и доставили ему ряд тем для беллетристических произведений, которые печатались преимущественно в редактируемых им журналах драгомановского направления ("Дзвiн", "Молот", "Громадський друг" 1878, "Cьвiт" 1880 сл., "Народ" с 90-х гг. и др.); они-то составили главную славу Ф. и немедленно начали переводиться на другие языки. Из числа их выделяются: цикл рассказов из быта пролетариев-работников и богачей-предпринимателей на нефтяных приисках в Бориславе; проникнутые гуманным отношением к человеческому достоинству повести из жизни во ров и бывших людей (особенный успех имела повесть "На днi" = "На дне общества", 1880); чуждые религиозного и национального антагонизма рассказы и повести из быта евреев (лучше всех - роман "Boa Constrictor" = "Кулак", 1884; "До сьвiтла!" = "К свету!", 1889, перев. на русский язык несколько раз; стихотворные поэмы из жизни евреев, ищущих правды). Тюрьмой же навеяны и циклы лирических произведений, из которых одни, более глубокие и талантливые, но менее популярные, полны идеалистической грусти на широкие общечеловеческие мотивы, а другие, сделавшиеся в высшей степени популярными, энергично и эффектно призывают общество бороться против общественной (классовой и экономической) неправды. Ф. проявил талант и в области объективного историч. романа: его "Захар Беркут" (1883, из времен татарского нашествия XIII в.) получил премию даже на конкурсе национально-буржуазного журнала "Зоря", который не усмотрел в нем "натурализма Золя" (псевдоклассики и схоластики-галичане всегда выставляли против Ф. этот упрек). На Украйне этот роман привлек серьезное внимание читателей к его автору, столь непохожему на заскорузлое большинство галичан, и положил начало более близкому общению Ф. с украинцами России. За "натуралистическими" и "радикальными" произведениями Ф. галичане тоже не могли не признавать блестящего таланта, несмотря на то, что эти произведения содержали в себе вызов всему инертному, непросвещенному буржуазно-клерикальному галицкому обществу; огромная начитанность, литературная образованность и осведомленность Ф. в вопросах политико-общественных и политико-экономических служили для народовцев побуждением искать сотрудничества Ф. в их органах. Понемногу между Ф. и народовцами установились мирные отношения, и в 1885 г. он был приглашен ими даже в главные редакторы их литературно-научного органа "Зоря". Два года Ф. вел "Зорю" очень успешно, привлек в сотрудники ее всех талантливейших писателей из Украйны российской, а примирительное свое отношение к униатскому духовенству выразил прекрасной своей поэмой "Панськi жарти" ("Барские шуточки"), в которой идеализирован образ старого сельского священника, полагающего душу свою за овцы своя. Тем не менее, в 1887 г. наиболее рьяные клерикалы и буржуа настояли на удалении Ф. от редакции; другим народовцам не нравилась также чрезмерная любовь Ф. к русским писателям (Ф. и лично переводил очень много с русского языка, и многое издавал), в которой малор. шовинизму чуялось москалефильство. Высшую симпатию Ф. нашел зато у малороссов Украины, где его сборник стихов "З вершин i низин" ("С высот и долов", 1887, 2 изд. 1892) многими переписывался и заучивался на память, а сборник рассказов из жизни рабочего люда "В потi чола" (1890; есть рус. пер. "В поте лица", СПб., 1901), привезенный в Киев в количестве нескольких сот экземпляров, был нарасхват раскуплен. Кое-что он начал помещать в "Киевской старине", под псевдонимом "Мирон"; но и в Галиции народовцы поневоле продолжали искать его сотрудничества и напечатали, напр., его антииезуитскую повесть "Миссия" ("Ватра", 1887). Ее продолжение, "Чума" ("Зоря", 1889; 3 изд. - "Вик", Киев, 1902), должно было примирить народовцев с Ф., так как герой повести - чрезвычайно симпатичный священник-униат; участие Ф. в националистическом журнале "Правда" тоже предвещало мир; но состоявшееся в 1890 г. соглашение галицких народовцев с польской шляхтой, иезуитами и австрийским правительством заставило Ф., Павлика и всех прогрессивных малороссов Галичины отделиться в совершенно особую партию (см. Галицко-русское движение). По соглашению 1890 г. (это так назыв. "новая эра") малорусский язык приобретал в Австрии очень важные преимущества в общественной жизни и школе до унив. включительно, но зато на малорусскую интеллигенцию возлагалось обязательство жертвовать интересами крестьян, поддерживать унию с Римом и подавлять русофильство. Партия строгих демократов, организованная Ф. и Павликом для противовеса "новой эре", приняла название "русько-украiнська радикальна партия"; ее орган "Народ" (1890-95), в котором Ф. писал очень много публицистических статей, существовал до смерти Драгоманова (он присылал статьи из Софии, где был тогда профессором); теперь вместо "Народа" эта очень усилившаяся партия располагает другими газетами и журналами. "Народ" проповедовал беззаветную преданность интересам крестьянства, а полезным средством для поднятия крест. благосостояния считал введение общинного землевладения и артелей; идеалы германского социализма представлялись "Народу" нередко чем-то казарменным, "вроде Аракчеевских военных поселений" (слова Драгоманова), марксистская теория содействия пролетаризированию масс - бесчеловечной; Ф. кончил тем, что стал популяризовать (в "Життї i Словi") английское фабианство (см.). В религиозном отношении "Народ" был ярым врагом унии и требовал свободы совести. В национальном отношении "Народ" так же крепко держался малорусского языка, как и "новоэристы", и считал употребление его обязательным для малорусской интеллигенции, но выводил такую необходимость из мотивов чисто демократических и провозглашал борьбу против шовинизма и русоедства. В полемике "Народа" против узко-националистической "Правды" наиболее едкие статьи принадлежали Ф.; изданный им том политических стихотворений ("Нїмеччина", "Ослячi вибори" и т. п.) еще более раздражал националистов. Усиленная публицистическая деятельность и руководство радикальной партией велись Ф. совершенно бесплатно; средства к жизни приходилось добывать усердной платной работой в газетах польских. В первые два года издания "Народа" почти прекратились поэтому беллетристическое творчество Ф. и научные его занятия; времени, свободного от публицистики и политики, хватало Ф. разве на короткие лирические стихотворения (в 1893 г. изд. сборник "Зiвяле листье" - "Увядшие листья" - нежно-меланхолич. любовного содержания, с девизом для читателя: Sei ein Mann und folge mir nicht). Около 1893 г. Ф. вдруг отдается преимущественно ученым занятиям, вновь записывается в Львовский унив., где намечается проф. Огоновским в преемники по кафедре древнерусской и малорусской словесности, потом доканчивает историко-филологическое образование в Венском университете на семинариях у акад. Ягича, издает (1894) обширное исследование об Иоанне Вышенском и докторскую диссертацию: "Варлаам и Йоссаф", издает (с 1894 г.) литературно-историко-фольклорный журнал "Життье i Слово", печатает старорусские рукописи и т. д. В 1895 г., после удачной вступительной лекции Ф. в Львовском унив., профессорский сенат избрал его на кафедру малорусской и старорусской литературы, и Ф. мог радоваться, что наконец у него есть возможность сбросить с себя "ярмо барщины" (так он называл обязательную работу в польских газетах ради куска хлеба для себя и семьи) и посвятить себя всецело родной науке и литературе. Однако галицкий наместник граф Казимир Бадени не допустил до утверждения в профессуре человека, "который три раза сидел в тюрьме". Тяжелое пессимистическое настроение Ф. выразилось в его сборнике стихотворений "Мiй Iзмарагд" (1898, сост. по образцу древнерусских "Измарагдов"); в одном из стихотворений исстрадавшийся поэт заявил, что он не в силах любить свою инертную, неэнергичную нацию, а просто будет ей верен, как дворовая собака, которая верна своему господину, хотя его не любит. Испорченность польско-шляхетского общества Ф. обрисовал в романах "Основи суспiльности" = "Столпы общества", "Для домашнього огнища" = "Ради семейного очага" 1898) и др. Такие произведения, как "Основи суспiльности", истолковывались польскими врагами Ф. в смысле осуждения не только польского дворянства, но и всего польского народа. Всего больше Ф. поплатился за свое исследование о Мицкевиче по случаю его юбилея "Der Dichter des Verraths" (в венск. журн. "Zeit"). Всеобщее негодование польского общества закрыло для него доступ в польские газеты и журналы, даже наиболее беспристрастного оттенка. Источником средств к существованию оставалась работа в журналах немецких, чешских, русских ("Киевск. стар.", "Сев. курьер"), но этого случайного заработка было недостаточно, и поэту одно время грозила слепота от темной квартиры и голодная смерть с семьей. Как раз к этому времени "Ученое общество имени Шевченка во Львове" получило под председательством проф. Грушевского прогрессивный характер и предприняло несколько серий научных и литературных изданий; работа в этих изданиях стала оплачиваться и в число главных работников был привлечен Ф. С 1898 г. он состоит редактором "Литературно-наукового вicтника", лучшего малороссийского журнала, издаваемого общ. имени Шевченка; здесь и печатается большая часть его беллетристических, поэтических, критических и историко-литературных произведений. Его роман "Перехреснi стежки" = "Перекрестные тропинки" (1900) изображает тернистую жизнь честного общественного деятеля-русина в Галичине, энергия которого должна в значительной степени тратиться на борьбу с мелкими дрязгами и вторжением политических врагов в его личную жизнь. Лирическим воспоминанием о пережитом печальном прошлом является сборник стихотворений: "Iз днiв журби" = "Из дней скорби" (1900). Ученые сочинения Ф. по истории, литературе, археологии, этнографии и т. п. издаются в "Записках" Ученого общ. имени Шевченка и - монографиями - в многочисленных "Трудах" секций общества, в одной из которых Ф. состоит председателем. Неполный перечень одних только заглавий написанного Ф., составленный М. Павликом, образовал объемистую книгу (Львов, 1898). 25-летний литературный юбилей Ф. торжественно отпразднован в 1899 г. малороссами всех партий и стран. Лучшие малороссийские писатели России и Австрии без различия направлений посвятили Ф. сборник "Привiт" (1898). Некоторые сочинения Ф. переведены на немецкий, польский, чешский и - преимущественно в последнее время - русский яз. Из обширной литературы о Ф. важны: 1) предисловие Драгоманова к "В потi чола" (Львов, 1890). где помещена автобиография Ф.; 2) обстоятельная биография и анализ произведений - в "Ист. малорос. лит." проф. Огоновского; 3) статья О. Маковея в "Лiт-Н. Вiстн." (1898, кн. XI); 4) "Iв. Ф." - обзор проф. А. Крымского (Львов, 1898). См. ст. Е. Дегена в "Нов. слове" (1897, кн. III) и предисловие М. Славинского к русскому переводу "В поте лица" (СПб., 1901). Об этнограф. трудах Ф. - у проф. Н. Сумцова во II т. "Современной малор. этнографии".

А. Крымский.

{Брокгауз}

Франко, Иван Яковлевич

(1856-1916) - известный украинский писатель, публицист, ученый и общественный деятель. В эпоху расцвета своего творчества (70-80-е гг. 19 в.) - "представитель рабоче-крестьянской интеллигенции того времени, певец пролетаризированного крестьянства и первых кадров украинских рабочих масс, враг национальной буржуазии всех мастей" [из тезисов Агитпропа ЦК КП(б)У]. Родился в семье кузнеца в Галиции. Учился в Львовском ун-те. Испытал влияние идей "Громады " и федералиста Драгоманова (см.). Основатель "русско-украинской радикальной партии" (леводемократической), подготовившей почву для социал-демократии. Неоднократно подвергался политическим преследованиям, сидел в тюрьме. Ф. сыграл крупную роль в развитии украинской культуры. Его деятельность началась в эпоху, когда в Галиции зарождался пролетариат. Он был знаком с учением Маркса (некоторые труды которого он перевел на украинский язык), но он не понял роли капитала и пролетариата в историческом развитии, оставшись на позиции мелкобуржуазного социализма, выражая гл. обр. интересы трудового крестьянства. Свой социальный идеал свободной крестьянской общины Франко изобразил в утопической повести "Захар Беркут" из жизни Карпатской Руси 13 века. Ф. первый в украинской литературе дал произведения, отличавшиеся яркой социальной тематикой, и первый дал образ рабочего. В рассказах "Бориславські оповідання" (1877-90), в повестях "Boa Constrictor" (1878), "Борислав сміеться" (1881) Ф. показал процесс пролетаризации крестьянства, процесс капиталистического накопления в Галиции в 70-80-х гг. 19 в., жуткую эксплуатацию и борьбу рабочих на нефтяных промыслах. В основу этих ранних произведений Ф. положил творческий метод натуралиста Золя. В своем творчестве, особенно в начальном периоде, Франко выступал как публицист, придавая эстетической стороне своих произведений второстепенное значение. Лирика Ф. первого периода также посвящена мотивам социальной борьбы угнетенных ("Товарищам из тюрьмы", "Каменяр", "Вічний революціонер"). Сборник его стихотворений "3 вершин і низин" (1873-90) проникнут пафосом революционной борьбы за всемирное братство трудящихся. Этим же задачам служили сатиры и сказки Франко ("Без праці", "Свиняча констітуція", "Гострий староста"). С середины 90-х гг. Ф. уходит от активной общественной работы и с социалистических позиций. В 3-м цикле стихотворений его сборника интимной лирики - "Зiвъяле листя" (1886-96), в сборниках "Мій ізмарагд" (1898), "Из днів журби (1900) - уже преобладают настроения одиночества, сознание своего бессилия в искоренении социального зла, мотивы бегства на лоно природы. Ограниченность мелкобуржуазного социализма Ф., окрашенного прудонизмом, отрыв от революционного рабочего движения завершились в творчестве Ф. попыткой реформистского примирения противоречий труда и капитала. Так, если в первой редакции повести "Boa Constrictor" (1878) предприниматель Герман Гольдкремер представлен в образе жестокого угнетателя, то в третьей редакции (1907) он является уже гуманным, любимым опекуном рабочих, эксплуататорскую деятельность которого автор оправдывает законом борьбы за существование.

Ф. принадлежат многочисленные переводы из мировой литературы: более 60 авторов с 10 иностранных языков. Работал Ф. и как литературовед, оставив ряд ценных работ по теории и истории литературы ("Нарис исторії русько-української літературы до 1890 p.", 1910).

Соч. Ф.: Твори, т. I-XXXII, под ред. Лизанівського та С. Пилипенка, Київ, 1925-31. Переведены на рус. яз.: Бориславские рассказы, М.-Л., 1930; Boa Constrictor, [Харьков, 1928]; Борислав смеется (Повесть), М.-Л., 1929; На дне (Сто повестей и рассказов), Харьков, 1927; Ради домашнего очага (Повесть), [Харьков, 1928]; Захар Беркут (Картины общественной жизни Карпатской Руси 13 века), М.-Л., 1929, и др.

Лит.: Коряк В., Нарис історії української літератури, 2 вид., Харків, 1927; его же, Українська література (Конспект), 3 вид., Харків, 1931; Дорошкевич О., Підручник історії української літератури, 5 вид., Харків-Київ, 1930; Mузичка А., Шляхи поетичної творчості Івана Франка, Одеса, 1927; Степняк М. и др., Про оповідання I в. Франка, Харків, б. г.; Іван Франко (15/VIII 1856-28/V 1916), Харків, 1926 (юбилейный сборник); Панасюк О., До творчої методи Івана Франка в повістях з робітничої тематики, "Життя и революция", Київ, 1932, № 2-3.

Л. Пидгайный.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Франко, Иван Яковлевич" в других словарях:

    - (1856 1916), украинский писатель. Участник национально освободительного движения в Галиции. В стихах (сборники «С вершин и низин», 1887; «Из дней печали», 1900), поэмах («Смерть Каина», 1889; «Иван Вышенский», 1900; «Моисей», 1905) мотивы… … Энциклопедический словарь

    - (27.8.1856, с. Нагуевичи, ныне с. Ивано Франково Дрогобычского района Львовской обл., √ 28.5.1916, Львов), украинский писатель, учёный, общественный деятель. Родился в семье сельского кузнеца. Окончил гимназию в Дрогобыче. В 1875 поступил на… … Большая советская энциклопедия


Иван Франко (27.08.1856 – 28.05.1916) – великий украинский писатель, один из строителей новой украинской нации.

Иван Яковлевич Франко родился в селе Нагуевичи (ныне Дрогобычского района Львовской обл.) в семье сельского кузнеца. Он рос сиротой (в 1865 г. умер его отец – Ивану было девять лет; его мать умерла в 1872 г.). Несмотря на материальные нужды семьи, Иван учился: в 1862 – 64 годах – в школе в соседнем селе Ясеница-Сольная, в 1864 – 1867 – в начальной школе в Дрогобыче, в 1867 – 1875 – в гимназии в том же Дрогобыче.

В 1875 году Франко получил стипендию из фонда Гловинского и осенью того же года записался на филологическое отделение Львовского университета. Стипендия предоставлялась до окончания высшего образования, и казалось, что перед способным юношей стелется ровная дорога учителя гимназии или профессора в университете, на которую рассчитывали его родные и знакомые.

Но в первые университетские годы состоялось самоопределение Франко как украинского деятеля, еще и отчетливо прогрессивного, социалистического направления. Он дружит с Остапом Терлецким и Михаилом Павликом, через последнего завязывает переписку с Михаилом Драгомановым, который в то время находился в Женеве. Именно из-за переписки с опасным в глазах полиции революционным социалистом Драгомановим Франко был арестован (11.06.1877 г.). Его вместе с товарищами обвиняли в образовании тайного социалистического общества. 21.01.1878 г. суд признал его виновным и приговорил к 6 неделям заключения. Поскольку тогда срок следственного заключения в наказание не засчитывался, Франко выпустили на свободу 5 марта 1878 г.

Несмотря небольшой срок наказания (мы, благодаря тов. Сталину, любое заключение менее 10 лет считаем теперь легким), его последствия для Франко были ужасными. Во-первых, по закону человек с судимостью не мог стать учителем, поэтому цель обучения в университете стала неясной (при этом у Франко отобрали стипендию). Во-вторых, во время заключения Франко тяжело простудился; позже эта болезнь стала хронической и преследовала его всю жизнь. В-третьих, священник Михаил Рошкевич (отец Ольги Рошкевич, невесты И. Франко) отказал Франко в его сватовстве и даже запретил дочери видеться и переписываться с «преступником». Их брак так и не состоялся.

Вот что значило быть украинским деятелем в тогдашней Галичине!

На этом полицейские преследования Франко не кончились. 4.03.1880 г. его арестовали в Коломые – снова по подозрению в социалистической агитации. Три месяца его держали в следственном аресте, пока признали, что арест был безосновательным. 13.06.1880 г. Франко по этапу отправили из Коломыи в Нагуевичи. Впечатления из этого заключения легли в основу повести «На дне».

В третьей раз полиция вспомнила о «социалистическом агитаторе» Франко в связи с приездом во Львов группы украинцев из Киева. 17.08.1889 г. Франко арестовали во Львове. На этот раз к социализму следователи пытались припутать шпионаж в пользу России. 16.11.1889 г. Франка был освобожден за отсутствием доказательств. И на этот раз тюремные впечатления нашли отражение в поэтическом цикле « ».

В 1886 году Франко женился на Ольге Хоружинской (родом из Киева). В их семье появилось четверо детей, но с 1902 г. семейное благополучие начало разрушаться. У Ольги Франко появились признаки психического расстройства, которые все усиливались, и это принесло много горя Ивану Франко.

В 1902 году И. Франко переселился из наемного жилья в собственный дом (нынешний адрес – ул. И. Франко, 152, где работает мемориальный музей писателя). Для этого строительства он взял значительную ссуду, выплаты по которой были завершены его сыном уже после смерти И. Франко.

В апреле 1908 г. Франко уехал на отдых и лечение в Липик (близ Загреба в современной Хорватии). Здесь его болезнь сильно обострилась – были парализованы обе руки и, что хуже, появились признаки психического расстройства. Эти ужасные проявления болезни в более поздние годы, к счастью, несколько смягчились, хотя к полному здоровью Франко никогда не вернулся. Современники считали его болезнь следствием когда-то перенесенного сифилиса, и это принесло Франко очень большие неприятности. Но сейчас врачи склоняются к мнению, что Франко с самого заключения 1877 г. был болен редкой формой ревматизма (синдром Рейтера; но понятия об этом синдроме были сформулированы много после смерти Франко).

Истощенный болезнями, безденежьем, семейными и общественными проблемами, Франко умер в своем доме во Львове 28.05.1916 г. и похоронен на Лычаковском кладбище.

Поэт . Франко впервые выступил как поэт в 1874 году и писал стихи до конца своей жизни, до 1916 г. В его поэтическом наследии – немало прекрасных стихотворений о личных переживаниях и общественных делах, которые составили несколько книг.

Но с наибольшей силой поэтический талант Франко проявился в больших поэмах. Здесь мы видим реалистические картины современной галицкой жизни (« », 1884; « », 1889; « », 1890), образы исторического прошлого нашего народа (« », 1887; «Иван Вышенский», 1895; «На Святоюрской горе», 1900), рассуждения о религии и бога (« », 1885; « », 1889).

Очень большое место среди поэм Франко занимают переработки сюжетов мировой литературы (« », 1890; « », 1891; « », 1892; « », 1895; «Кузнец Бассим», 1900; и др.).

Вершиной поэтического творчества Франко является поэма «Моисей» (1905), в которой на библейском сюжете дана аллегорическая картина подъема украинского народа на борьбу за независимость.

Прозаик . В своих прозаических произведениях Франко выступал как реалист, сосредоточенный на проблемах современной ему галицкой жизни. Он первым в украинской литературе начал описывать быт рабочих нефтяных промыслов Борислава и их классовых антагонистов – евреев-предпринимателей (« », 1877; « », 1884; « », 1887; «Нефтяник», 1899). Лучшим произведением этого цикла является роман « » (1882).

Значительное место занимают произведения из жизни интеллигенции (« », 1880; «Для домашнего очага», 1897; «Перекрестные тропы», 1900). Важное место в этом ряду занимают произведения об украинско-польских отношениях («Лель и Полель», 1887; «Столпы общества», 1894; к сожалению, оба произведения остались незаконченными).

Переводчик . Над переводами произведений мировой литературы Франко работал всю жизнь и сделал на этом поле очень много. Из его переводов можно создать целую библиотеку.

Спектр его переводов чрезвычайно широк: здесь есть произведения древней вавилонской поэзии, древнеиндийской, древнеарабской, древнегреческой литератур; из новых литератур имеем его переводы из немецкой («Фауст» И. В.Гете, 1882), французской, английской, польской, итальянской литератур.

Среди его переводов – целые книги произведений А.С.Пушкина, К. Гавличка-Боровского. Отдельно надо отметить большой историков древнего Рима, над которым поэт работал в последний год своей жизни (август 1915 – март 1916).

Следует знать, что Франко переводил также украинские народные песни на немецкий язык, помогал М. С. Грушевскому с немецким переводом «Истории Украины-Руси». Он переводил не только художественные произведения, но и научно-популярные работы разнообразной тематики (1870-80-е гг), которые он считал полезными для просвещения украинского народа.

Фольклорист . Интерес к фольклору Франко проявлял с самого начала творческой деятельности. Первая публикация народной сказки в его записи появилась в 1876 г. Важнейшими его достижениями на этом поле были «Галицко-русские народные пословицы» (1901 – 1910 гг., тт. 1 – 3) и «Студии над украинскими народными песнями» (1907 – 1915 гг.)

Историк литературы . Над историей литературы Франко работал в нескольких направлениях.

Первым направлением можно назвать историю мировых литературных сюжетов. Наиболее значительным трудом в этом направлении стала его докторская диссертация « : старохристианский духовный роман и его литературная история» (1895).

Вторым направлением стало собирание, исследование и публикация произведений украинской литературы. На первом месте здесь стоит сборник «Апокрифы и легенды из украинских рукописей» (1896 – 1910, тт. 1 – 5). Франко разыскал и опубликовал произведения Ивана Вышенского, написал о нем ряд исследований. Он подготовил и опубликовал произведения А. Свидницкого, Ю. Федьковича, Т. Шевченко и многих других украинских писателей.

Третьим направлением стало написание синтетических работ по истории украинской литературы. Здесь следует назвать такие произведения как «Charakterystyka literatury ruskiej 16 – 17 ww.» (1892), «Карпаторусская литература 17 – 18 вв.» (1900), «Южнорусская литература» (1904 – статья для энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона), «Очерк истории украинской литературы до 1890 г.» (1910) и большой труд «История украинской литературы», из которого Франко успел проработать лишь первую часть (от начал украинской литературы до Ивана Котляревского, 1907 – 1912).

Следует знать, что Франко следил за новинками современной ему литературы, особенно украинской, написал целую массу рецензий, отзывов и критических статей на эти темы.

Ученый . Кроме истории литературы, Франко занимался и другими гуманитарными дисциплинами. Его интерес к истории отразились в работах « » (1884), «Грималовский ключ в 1800 г.» (1900), «Общественные амбары в Галичине 1784 – 1840 гг.» (1907) и ряде мелких статей. Интересовали его вопросы социологии.

Франко вел также большую научно-организационную работу как председатель филологической секции Научного общества им. Шевченко и редактор изданий этой секции.

Издатель . Первые произведения Франко были напечатаны во львовском студенческом журнале «Друг» в 1874 г. Переехав во Львов, Франко вместе с Павликом включились в редакционную работу и в 1876 – 1877 годах были фактическими руководителями этого журнала.

С тех пор Франко постоянно сновал планы издание своего журнала или газеты; так, в 1878 г. Франко вместе с Павликом сумел выпустить два номера журнала «Общественный друг», которые были конфискованы полицией. После этого в 1878 – 1880 рр. друзья издавали отдельные книги в серии «Мелкая библиотека». Позже Франко участвовал в издании журналов «Мир» (1881 – 82), «Заря» (1883 – 1886), газет «Дело» (1880, 1883 – 1885), «Kurier lwowski» (1887 – 1897; эту последнюю работу сам Франко называл «наймами у соседей»).

В 1894 г. мечта Франко наконец осуществилась – начал выходить его собственный журнал «Жизнь и слово». Этот журнал имел значительную помощь с надднепрянской Украину, как денежную (в частности, через М. В. Ковалевского), так и литературную (статьями для публикации).

В конце 1897 г. руководство Научного общества им. Шевченко (во главе с М. Грушевским) решило вместо журналов «Заря» и «Жизнь и слово» начать с 1898 года издавать новый журнал – «Литературно-научный вестник». Франко вошел в состав его редакции и активно работал там до конца 1906 года.

Одновременно в 1898 г. был образован «Украинско-русский издательский союз», в работе которой Франко активно участвовал вплоть до начала его тяжелой болезни.

Общественный деятель . В 1870-х годах политическое украинство в Галичине было представлено москвофилами, которые думали, что солнце счастье взойдет на севере, в Петербурге, и народниками, которые надеялись его восхождения на западе, в Вене. Обеим группам противостояла польская община, которая после конституционной реформы 1867 г. забирала все большее влияние в крае.

В 1890 г. молодые галицкие интеллигенты основали Русско-украинскую радикальную партию, во главе которой до 1898 года стоял Иван Франко. Это была партия социалистического направления, стремившаяся стать репрезентацией широких кругов трудящихся.

В 1895 году И. Франко был кандидатом от Радикальной партии на посла в венский парламент по избирательному округу Перемышль – Добромиль – Мостиска. В 1898 г. он также был кандидатом по округу Тернополь – Збараж – Скалат. Оба раза против Франко было пущено все средства «демократического» влияния: от арестов агитаторов и запретов собраний до дерзкой кражи голосов, в результате чего Франко не был избран.

В 1899 году И. Франко вышел из основанной им Радикальной партии и вошел в число организаторов новой Украинской национально-демократической партии. Этот шаг не пошел на пользу ни радикалам, которые потеряли влиятельную фигуру, ни национал-демократам, которые так и не получили большого политического влияния, ни самому Франко, который не отличился активностью в новой партии и постепенно отошел от политической борьбы, сосредоточившись на литературной и научной работе.

В связи с интересом к политической жизни и последующей личным участием в ней Франко написал много публицистических статей, среди которых значительное место занимает осмысление вопросов социализма и социал-демократии. Из-за критического отношения Франко к коммунистическим богам Марксу и Энгельсу его публицистика претерпела замалчивание и фальсификации во времена господства коммунистической Москвы.

Иван Франко по призванию был поэтом, литератором; но в условиях порабощения украинского народа он не мог позволить себе быть только писателем – он охотно и решительно брался за любую работу, которую считал полезной для подъема украинского народа. Поэтому многие его литературные планы остались нереализованными, на что он горько сетовал в некоторых стихах. Но именно универсализм его деятельности позволяет нам говорить, что в лице Ивана Франко мы не только великого писателя, но и одного из строителей украинской нации.

Прозаические произведения И. Франко подаются по авторитетным источникам: отдельным книгам (преимущественно сборникам), вышедшим при жизни И. Франко и под его надзором, по прижизненным публикациям в альманахах, газетах, журналах, где они печатались с ведома и с согласия автора. Неопубликованные произведения подаются по автографам.

При жизни И. Франко при его непосредственном участии появились такие сборники произведений писателя:

Борислав . Картины из жизни подгорского народа. Львов, 1877. Содержание: Вступительное слово. – Нефтяник. – На работе. – Обращенный грешник.

Галицкие образки . Львов, 1885. Содержание: Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben.

В поте лица. Образки из жизни рабочего люда. Львов, 1890. Содержание: М. Драгоманов. Предисловие. – Отрывок из письма к М. Драгоманову. – Рассказы: Лесишина челядь. – Два приятеля. – Каменщик. – Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben. – На дне. – Сам виноват. – Слизняк. – Хороший заработок. – Мужицкая комиссия. – История моей соломорезки. – Цыгане. – Леса и пастбища. – Довбанюк. – Домашний промысел. – Манипулянтка. – К свету! – Между добрыми людьми.

Obrazki galicyjskie . Lwów, 1897. Содержание: Nieco o sobie samym. – Dwaj przyjaciele. – Historja mojej sieczkarni. – Hawa. – Jeden dzień z życia uliczników lwowskich. – Pantałacha. (Часть тиража вышла без предисловия).

Когда еще звери говорили . Сказки для детей. Львов, 1899. Содержание: Предисловие. – Осел и Лев. – Старое добро забывается. – Лисичка и Журавль. – Лисичка и Рак. – Лис и Дрозд. – Заяц и еж. – Королёк и Медведь. – Волк войтом. – Заяц и Медведь. – Ворона и Гадюка. – Три мешка хитростей. – Волк, Лиса и Осел. – Лисичка-монахиня. – Мурко и Бурко. – Лисичка-кума. – Война между Псом и Волком. – Крашеный Лис. – Вороны и Совы. – Басня о басне.

Полуйка и другие бориславские рассказы . Львов, 1899. Содержание: Полуйка. – Нефтяник. – Овчар.

Семь сказок . Львов, 1900. Содержание: Рубач. – Сказка о благосостоянии. – Звериный бюджет. – История кожуха. – Свинская конституция. – Острый-преострый староста. – История одной конфискации.

Хороший заработок и другие рассказы . Львов, 1902. Содержание: Предисловие. – Хороший заработок. – Каменщик. – Сам виноват. – Слизняк. – История моей соломорезки. – Домашний промысел. – Довбанюк. – В кузнице.

Панталаха и другие рассказы . Львов, 1902. Содержание: Предисловие. – Панталаха. – Мужицкая комиссия. – В тюремном госпитале.

Из бурных лет . Львов, 1903. Содержание: Предисловие. – Резуны. – Гриша и паныч.

Малый Мирон и другие рассказы . Львов, 1903. Содержание: Предисловие. – Малый Мирон. – Грицева школьная наука. – Карандаш. – Schönschreiben. – Отец юморист. – Горчичное зерно. – Борис Граб.

Манипулянтка и другие рассказы . Львов, 1904. Содержание: Манипулянтка. – Лесишина челядь. – Между добрыми людьми. – Одурела, что ли?

На лоне природы и другие рассказы. Львов, 1905. Содержание: На лоне природы. – Никитичев дуб. – Яндрусы. – Дриада. – Щука. – Odi profanum vulgus. – Мавка. – На сеновале. – Мое преступление. – В столярной мастерской. – Поединок. – Пока тронется поезд. – Крыло сойки.

Миссия. Чума. Сказки и сатиры . Львов, 1906. Содержание: Миссия. – Чума. – Сказки и сатиры: 1. Куда деваются старые годы. – 2. Как господин себе беды искал. – 3. Как русин толкался по том свете. – 4. Наша публика. – 5. Свинья. – 6. Как Согласие дом строило. – 7. Доктор Бессервиссер. – 8. Из галицкой «Книги бытия». – 9. Бодяки. – 10. Фома с сердцем и Фома без сердца.

Родина и другие рассказы . К., 1911. Содержание: Вступительное слово. – Родина. – Угольщик. – Вильгельм Телль. – Гений. – Гершко Гольдмахер. – Ворона и Вовкун. – Пироги с черникой. – Ради праздника.

Барщинный хлеб и другие рассказы . Львов. 1913. Содержание: Вступительное слово. – Барщинный хлеб. – Леса и пастбища. – Цыгане. – История кожуха.

Рутенцы. Типы галицких русинов из 60-х и 70-х гг. Львов, 1913. Содержание: Вступительное слово. – I. Молодая Русь. – II. Обычный человек. – III. Разочарованный. – IV. Патриотические порывы.

Как отдельный сборник, изданный тремя выпусками, можно рассматривать и «Древнерусские рассказы » Франко, опубликованные в 1900 г. в трех книгах общества «Просвита». Содержание:

Вып. 1: Вступительное слово. – 1. Рассказ о смертной трубе и четырех ящиках. – 2. Рассказ об однолетних царях. – 3. Рассказ о царе Аггее. – 4. Рассказ о лакомом опекуне;

Вып. 2: 5. Рассказ о половчине. – 6. Рассказ о мужчине, который одалживал богу;

Вып. 3: 7. Рассказ о разбойнике Флавиане. – 8. Рассказ о каменщике Евлогии.

Из названных выше сборников оригинальными по составу, т.е. такими, которые образованы из рассказов, впервые печатавшимися вместе в отдельном издании, является «Борислав» (1877), «Галицкие картинки» (1885), «Когда еще звери говорили» (1899), «Семь сказок» (1900), «Древнерусские рассказы» (1900), «Из бурных лет» (1903), «На лоне природы» (1905), «Миссия. Чума. Сказки и сатиры» (1906), «Родина и другие рассказы» (1911), «Рутенцы» (1913). Остальные сборников представляет собой выбор рассказов из предыдущих сборников с добавлением нескольких произведений, публиковавшихся впервые в составе сборника.

В данном издании выдержан хронологический принцип расположения рассказов И. Франко. Исключение составляют сборники «Борислав», «Когда еще звери говорили», «Древнерусские рассказы», «Из бурных лет», «Рутенцы», которые подаются целостно, вместе с предисловиями.

Иван Яковлевич Франко (укр. Іван Якович Франко; 27 августа 1856 - 28 мая 1916) - украинский писатель, поэт, учёный, публицист, декадент и деятель революционного социалистического движения в королевстве Галиции и Лодомерии (Австро-Венгерской Империи). В 1915 году был выдвинут на получение Нобелевской премии, но преждевременная смерть помешала рассмотрению его кандидатуры.

Один из инициаторов основания «Русско-украинской радикальной партии» (позже «Украинская радикальная партия» - УРП), действовавшей на территории Австрии.

В честь Франко город Станислав переименован в Ивано-Франковск, а во Львовской области пгт Янов - в Ивано-Франково.

Биография

Родился в семье зажиточного крестьянина-кузнеца; мать, Мария Кульчицкая, происходила из обедневшего русинского шляхетского рода Кульчицких, герба Сас, была на 33 года моложе мужа. Первые годы детства описал в своих рассказах самыми светлыми красками. В 1865 году умер отец Ивана. Отчим, Гринь Гаврилик, внимательно относился к детям, фактически заменил мальчику отца. Франко поддерживал дружеские отношения с отчимом в течение всей жизни. В 1872 году умерла мать Ивана, воспитанием детей стала заниматься мачеха.

Учился сначала в школе села Ясеница-Сольная (1862-1864), затем в так называемой нормальной школе при василианском монастыре Дрогобыча (1864-1867). Окончив Дрогобычскую гимназию в 1875 году (ныне Дрогобычский педагогический университет), вынужден был зарабатывать на жизнь репетиторством. Из своего заработка выделял деньги на книги для личной библиотеки.

Во многих автобиографических рассказах Франко («Грицева школьная наука», «Карандаш», «Schnschreiben») художественно воссоздана атмосфера тогдашнего школьного образования с его схоластикой, телесными наказаниями, моральным унижением учеников. По ним видно, насколько трудно было получать образование одарённому крестьянскому парню. Франко жил на квартире у дальней родственницы Кошицкой на окраине Дрогобыча, нередко спал в гробах, которые изготавливались в её столярной мастерской («В столярке»). Уже учась в гимназии, обнаружил феноменальные способности: мог почти дословно повторить товарищам часовую лекцию учителя; знал наизусть всего «Кобзаря»; домашние задания по польскому языку нередко выполнял в поэтической форме; глубоко и на всю жизнь усваивал содержание прочитанных книг. Круг его чтения в это время составляли произведения европейских классиков, культурологические, исторические труды, популярные книги на естественнонаучные темы. В целом личная библиотека Франко-гимназиста состояла из почти 500 книг на различных языках. В это же время Франко начал переводить произведения античных авторов (Софокл, Еврипид); под влиянием творчества Маркиана Шашкевича и Тараса Шевченко увлекся богатством и красотой украинского языка, начал собирать и записывать образцы устного народного творчества (песни, легенды и т. п.).

Осенью 1875 года стал студентом философского факультета Львовского университета. Во время обучения материальную помощь Франко оказывал Емельян Партицкий. Входил в русофильское общество, которое в качестве литературного языка пользовалось «язычием». На язычии написаны первые произведения Франко - стихотворение «Народная песня» (1874) и длинный фантастический роман «Петрии и Довбущуки» (1875) в стиле Гофмана, опубликованные в печатном органе студентов-русофилов «Друг». Одним из первых, кто обратил внимание на творчество молодого Франко, был украинский поэт Кесарь Белиловский, который в 1882 году в киевской газете «Труд» опубликовал статью «Несколько слов о переводе гётевского „Фауста“ на украинский язык Иваном Франко»,и во львовском студенческом журнале «Друг» под псевдонимом Джеджалык впервые появляются стихи восемнадцатилетнего Франко - «Моя песня» и «Народная песня».

Заключение

Под влиянием писем киевского профессора Михаила Драгоманова молодёжь, группировавшаяся вокруг «Друга», познакомилась с русской литературой эпохи великих реформ и вообще с русскими писателями, и прониклась демократическими идеалами, после чего и орудием своей литературной речи избрала язык галицкого простого народа; таким образом русинская литература получила в свои ряды, вместе со многими другими талантливыми работниками, и Франко. Старые русофилы, особенно редактор «Слова» Венедикт Площанский, обратились к австрийской полиции с доносами на редакцию «Друга». В 1877 году все члены редакции были арестованы, и Франко провёл 9 месяцев в тюрьме, в одной камере с ворами и бродягами, в ужасных гигиенических условиях. По его выходе из тюрьмы от него, как от опасного человека, отвернулось всё галицкое консервативное общество - не только русофилы, но «народовцы», то есть украинофильские националисты старшего поколения. Франко должен был оставить и университет (окончил курс лет 15 спустя, когда готовился к профессорской кафедре).


Франко Иван Яковлевич (1856-1916) - великий украинский писатель-мыслитель, учёный и общественный деятель. Родился в семье крестьянина-кузнеца на Дрогобычщине. После многочисленных мытарств и бедствий окончил гимназию; учился в Львовском университете. Австрийские власти преследовали Франко, трижды бросали в тюрьму по обвинению в социализме, в создании тайных обществ, в симпатиях к русским, в связях с крестьянским движением. Мировоззрение Франко формировалось под влиянием Т. F. (см.) и русских революционных демократов - (см.), (см.), (си.), (см.), (см.), Салтыкова-Щедрина, Некрасова.

Распространение марксизма повлияло на развитие революционно-демократической идеологии Франко в сторону научного социализма. Он изучал и популяризировал « (см.) Маркса и Энгельса и « » (см.) Маркса; впервые перевёл на украинский язык 24-ю главу I тома «Капитала» и избранные разделы из « » (см.) Ф. Энгельса.Мировоззрение Франко тесно связано е освободительным движением трудящихся, с пробуждением к политической жизни пролетариата, формировавшегося в то время в районах нефтепромыслов и в городах Западной Украины, с достижениями естествознания, с учением (см.) и дарвинизмом. Франко критикует лже дарвинистов, применяющих биологические законы к истолкованию развития человеческого общества и делающих на основе этого реакционные выводы. Он призывает к демократизации науки, к превращению её в орудие борьбы за интересы трудящихся.

Философские взгляды его изложены в работах: «Несколько слов о том, как упорядочить и вести наши народные издания», «Мысли об эволюции в истории человечества», «Литература, её назначение и важнейшие черты», «Критические письма о галицийской интеллигенции», а также в целом ряде художественных произведений. Основу всего сущего Франко видит в материи. Природа бессмертна, вечна, находится в постоянном движении, бурлении. Дух не есть второе миро созидающее начало, а лишь отблеск движущейся материи, функция материального мозга и нервной системы. Человеческие знания Франко трактует как отражение действительности, природы. Он опровергал агностицизм и релятивизм.

Франко высказывал некоторые диалектические идеи, он видел непрерывное изменение мира, его противоречивость, ориентировался на то, что идёт вперёд. Он - атеист, борец против фидеизма и неприкрытой поповщины, против клерикализма и религиозного воспитания молодёжи. Ярчайшие публицистические произведения писателя направлены против Ватикана, католицизма, униатства, сектантства. Франко критиковал лживую теорию вечности капитализма, разоблачал капиталистическое общество как общество хищническое, пожирающее поколения и разрушающее здоровье и нравственность масс. Это - мир обмана и насилия. Буржуазная демократия, провозглашая «равенство» перед законом, «выглядит так, как будто утешают голодного тем, что он имеет право быть сытым, не давая ему хлеба». Франко твёрдо верит в торжество революции. Ссылаясь на учение Маркса о социализме, Франко призывает к устранению «стены», отделяющей рабочего человека от орудий производства, к превращению орудий производства в общественную собственность, к ликвидации «меж», этого синонима частной собственности, к коллективному труду и распределению по труду.

В борьбе за идейность литературы Франко противопоставляет идеалистической эстетике с её метафизическими представлениями о вечных нормах искусства материалистическую эстетику Белинского, Чернышевского, Добролюбова и Шевченко. Ои подчёркивает исторический характер искусства, утверждает, что жизнь - главный двигатель в искусстве. Для Франко, как и для Шевченко, поэзия - это «сгущённая, концентрированная, выкристаллизовавшаяся действительность». Он подвергает беспощадной критике теорию «искусства для искусства», упадочничество, декадентство в литературе. В своих художественных произведениях Франко глубоко реалистически отразил подневольное положение трудящихся Западной Украины. Он впервые ввёл в украинскую литературу образ рабочего. М. Горький высоко ценил творчество Франко. Выдающийся патриот, поборник-дружбы украинского и русского народов, Франко верил в то, что «час придёт!» - и Украина засверкает «в багряном ореоле в кругу народов вольных...».

Он боролся за воссоединение Украины в составе России, где, по его убеждению, началась «весна человечества» - революция 1905 г. Выступая за равенство народов, Франко писал: «Нация, которая во имя то ли государственных, то ли каких-либо иных интересов угнетает, душит и останавливает в свободном развитии другую нацию, роет могилу сама себе и тому государству, которому как будто должно служить это угнетение». Он доказывал невозможность решения национального вопроса без решения вопроса социального. Франко был реши-, тельным противником как буржуазного украинского национализма, так и безродного космополитизма. Он первым на Украине разоблачил М. Грушевского как идеолога украинского буржуазного национализма, ого лжетеорию без буржуазности украинской нации, заклеймил деятельность шпионской организации, которая демагогически назвала себя «Союзом вызволения Украины», осудил книгу М. Грушевского по истории Украины, написанную в угоду немецким агрессорам, готовившим план захвата Украины, отторжения её от России. Научный интерес представляет книга Франко, направленная против М. Грушевского (1912).

В идейном развитии Франко имели место и ошибочные взгляды. Не всегда ему удавалось избегнуть национальной ограниченности, на что в интересах демократического национально-освободительного движения на Украине указал Ленин. Франко не стал в своих взглядах марксистом, но вся его славная жизнь, его огромный художественный талант, который он поставил на службу трудящимся, его боевая деятельность в интересах освобождения украинского народа и упрочения дружбы русского и украинского народов принесли ему всеобщую любовь; не только украинский народ, но и все народы Советского Союза чтут память Ивана Франко.