Кузнецов ученый. Николай кузнецов. Монографии и справочники

Кузнецов Виктор Иванович - главный конструктор НИИ-100 Министерства судостроительной промышленности СССР, главный конструктор научно-исследовательского института № 944 Государственного комитета Совета Министров СССР по судостроению.

Окончил среднюю школу в городе Боровичи Новгородской области, где тогда работал его отец. С 1930 года работал электромонтёром на комбинате «Красный керамик» в городе Боровичи. С 1933 по 1938 годы - студент Ленинградского политехнического института имени М.И. Калинина.

После окончания института с 1938 года - инженер-исследователь на заводе № 212 Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР в Ленинграде. С 1940 года работал в НИИ-10 (Москва) начальником гироскопического отдела. Гироскопы всегда были уникальным оборудованием, в те годы их производили всего несколько стран в мире, их стоимость была буквально астрономической. Уже его первые работы увенчались успехом: созданные при его участии гироскопы были установлены на новейшем советском крейсере «Киров».

Начало Великой Отечественной войны застало В.И. Кузнецова в Берлине, где он находился в производственной командировке. Он был арестован и 10 дней находился в тюрьме и в лагере: гитлеровцы не желали выпускать талантливого инженера. По специальному указанию из Москвы сотрудники советского посольства оформили дипломатические документы, а до германского МИД было доведено, что персонал немецкого посольства будет выпущен из СССР только после освобождения советских технических специалистов. Благодаря этим действиям Кузнецов был освобождён и в августе 1941 года вместе с персоналом посольства через Югославию и Турцию вернулся в СССР. Его институт был уже эвакуирован в Свердловск, куда срочно выехал и Кузнецов.

С 1943 года работал в специальном конструкторском бюро Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР: начальник отдела гиростабилизации, заместитель начальника конструкторского бюро, главный конструктор гироскопических приборов. На этих постах в годы Великой Отечественной войны проделал огромную работу по созданию и совершенствованию гироскопической техники для приборов управления артиллерийской стрельбой советских боевых кораблей. Многие его приборы были внедрены и производство и немедленно устанавливались на кораблях, отлично зарекомендовав себя в боевых действиях. Также ему принадлежит честь создания прибора стабилизатора стрельбы на танках. Член ВКП(б) с 1942 года.

В 1945 году находился в длительной командировке в Германии, изучая немецкую ракетную технику, в том числе приборы управления ракетами ФАУ-2. С мая 1946 года - главный конструктор НИИ-10, занимавшегося разработкой гироскопов для первой советской ракетной техники. С 1956 года до последних дней жизни трудился в НИИ-944 (ныне ФГУП «Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика В.И. Кузнецова»): главный инженер НИИ, заместитель директора НИИ, начальник и научный руководитель комплекса, главный инженер - заместитель директора НИИ по научной части. Основоположник создания гироскопической техники для ракетно-космического оборудования в СССР. Создатель конструкторской школы гироскопов.

Под руководством В.И. Кузнецова создавались гироприборы для систем управления первых советских ракет Р-1, Р-2, Р-5, Р-7, межконтинентальных баллистических ракет Р-16, Р-36, УР-100 и их многочисленных модификаций. Именно его гироскопы стояли на ракетах, выведших в космос первый спутник земли и космический корабль «Восток-1» с первым космонавтом Ю.А. Гагариным.

За заслуги в деле создания дальних баллистических ракет Указом Президиума Верховного Совета СССР (с грифом «совершенно секретно») от 20 апреля 1956 года Кузнецову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

За особые заслуги в развитии ракетной техники, в создании и успешном запуске первого в мире космического корабля «Восток» с человеком на борту Указом Президиума Верховного Совета СССР («закрытым») от 17 июня 1961 года награждён второй золотой медалью «Серп и Молот».

Член легендарного Совета главных конструкторов космической техники под руководством С.П. Королёва. В 1960-е и 1970-е годы коллектив под его руководством создавал гироскопическое оборудование для советских автоматических межпланетных станций, совершивших полёты к луне, Венере, Марсу, для орбитальных космических станций типа «Салют» и «Мир», ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Автор научных трудов по системам инерциальной навигации и автономного управления.

Лауреат Ленинской премии (1957), двух Сталинских премий (1943, 1946), трёх Государственных премий СССР (1962, 1967, 1977).

Академик Академии наук СССР (1968). Член-корреспондент АН СССР (1958). Член-корреспондент Академии артиллерийских наук СССР (1949). Доктор технических наук (1959), профессор (1973). Действительный член Международной академии аэронавтики (1991).

Награждён 3 орденами Ленина (20.04.1956; 26.04.1973; 26.04.1983), орденом Октябрьской Революции (26.04.1971), 2 орденами Трудового Красного Знамени (28.04.1963, 17.09.1975), медалями.

Именем Героя назван научно-исследовательский институт, который он возглавлял многие годы - ФГУП "Научно-исследовательский институт прикладной механики имени академика В.И. Кузнецова" в Москве. Бронзовый бюст В.И.Кузнецова установлен в Москве.

Вряд ли найдется на свете такой человек, который не знает знаменитого литературного героя Штирлица, созданного писателем . Персонаж из черно-белого многосерийного фильма «Семнадцать мгновений весны» подавал зрителям пример мужества и отваги, действуя в интересах СССР на территории фашистской Германии. Но мало кто знает, что, работая над книгой, литератор опирался на реальных людей, которые участвовали в событиях того смутного времени с 1941 по 1945 годы.

Николай Иванович Кузнецов – один из прототипов знаменитого Максима Максимовича Исаева. Этого человека, который оставил след в истории Советского Союза, часто называют своим среди чужих или Богом разведки. Действуя под прикрытием, этот герой лично ликвидировал одиннадцать высокопоставленных чинов нацистской Германии. Безусловно, Николай Иванович помог родине выиграть ту нелегкую битву против войск .

Детство и юность

Никанор Иванович (настоящее имя Кузнецова, которое позже было изменено на Николай) родился 27 июля 1911 года в деревушке Зырянка, находящейся в Талицком городском округе Свердловской области. Кузнецов рос в обычной крестьянской семье из шестерых человек. Помимо Николая, в доме воспитывались две девочки - Агафья и Лидия, а также мальчик Виктор. Первоначально юноша обучался в общеобразовательной семилетней школе, а затем продолжил образование и поступил в сельскохозяйственный техникум в Тюмени.


Юноша корпел над учебниками и старался учиться хорошо, а также был принят в коммунистический союз молодежи. Однако Николаю пришлось оставить учебное учреждение, так как семейство лишилось кормильца – Ивана Кузнецова, который умер от туберкулеза. Лишившись отца, будущий Герой Советского Союза начал заботиться о своих матери, братьях и сестрах, выполняя обязанности главы семейства.

Но тяготы жизни не сломили молодого человека, он продолжил грызть гранит науки, поступив в Талицкий лесной техникум. Примерно в то же время у Кузнецова проявились лингвистические способности, парень начал изучать родной язык , и – немецкий. Благодаря высококвалифицированным преподавателям Николай быстро освоил иностранный язык.


Примечательно, что он изучил не только официально-деловой стиль, но и нахватался жаргонных и ненормативных слов благодаря общению с лесником немецкого происхождения, который некогда числился солдатом австрийско-венгерской армии.

Также молодой человек самостоятельно изучил эсперанто – самый распространенный плановый язык, придуманный окулистом Заменгофом. Именно на него он перевел любимое стихотворение «Бородино», сочиненное . Помимо прочего, Николай Иванович овладел украинским, коми и польским языками.

Довоенные годы

К сожалению, в биографии Николая Ивановича имеются черные пятна. В 1929 году молодого человека исключили из комсомола, так как всплыла информация о том, что Кузнецов имеет белогвардейско-кулацкое происхождение. Через год, уже весной, Николай оказался в Кудымкаре, где и устроился помощником таксатора по устройству лесов местного значения. Позже полиглота взяли обратно в техникум, но защитить диплом не разрешили. Также трудолюбивый молодой человек вновь был принят в ряды комсомола, но ненадолго.


Работая на предприятии, Кузнецов пожаловался блюстителям правопорядка на коллег по цеху, которые занимались хищением государственного имущества. Двое ловкачей получили наказание в виде лишения свободы на 4–8 лет, а Кузнецов тоже попал в опалу и был приговорен к году исправительных работ. Помимо этого, Николай Иванович трудился на «Многопромсоюзе», а также в промартели «Красный молот».


В 1934-ом работал статистиком в тресте «Свердлес», а далее – чертежником на Екатеринбургском заводе. Через год парень устроился на «Уралмашзавод», но был уволен за неоднократные прогулы. В 1938 был арестован управлением НКВД и провел несколько месяцев в местах лишения свободы.

Великая Отечественная война

Стоит сказать, что у Николая Ивановича была активная гражданская позиция. Он лично участвовал в объединении частных крестьянских хозяйств в государственные колхозы. Кузнецов ездил по деревням и селам и неоднократно сталкивался с местными жителями. В моменты опасности молодой человек вел себя бесстрашно и рассудительно, за что и удостоился внимания оперативных органов госбезопасности.


Также благодаря знанию языка коми Кузнецов участвовал в захвате лесных бандитских группировок и показал себя как профессиональный агент. В 1938 году нарком Михаил Иванович Журавлев дал положительную характеристику на Кузнецова и предложил взять талантливого полиглота в центральный аппарат. Судимость и неоднократные спорные моменты в биографии Николая Ивановича не позволяли этого сделать, однако из-за смутной политической ситуации в стране властям пришлось поступиться своими принципами.

Кузнецов получил статус особо засекреченного специального агента, а также - паспорт на имя Рудольфа Вильгельмовича Шмидта. С 1939 года в прошлом простой рабочий выполнял порученные госорганами задания и внедрялся в дипломатическую жизнь, которая кипела в Москве.


Когда началась Великая Отечественная война, руководство СССР создало группу разведки под командованием . Вступив в ряды особой группы при наркоме внутренних дел СССР, Николай Кузнецов перевоплотился в немецкого лейтенанта Пауля Вильгельма Зиберта, который первоначально числился в войсках военно-воздушных сил Германии, а затем значился в пехоте.


Русский разведчик наблюдал за бытом и нравами Германии, а также лично общался с высокопоставленными чинами Третьего рейха. Немцы не замечали подвоха, потому что русский агент походил на истинного арийца. К тому же в ориентировке абвера значилось, что Кузнецов владел как минимум шестью диалектами немецкого языка. То есть разведчик выяснял, откуда родом его собеседник, и словно по щелчку пальца переключался на нужный диалект.


Устроив засаду 7 февраля 1943 года, Николай Иванович выяснил у майора Гаана, взятого в плен, о ставке Адольфа Гитлера на севере Украины. Также Кузнецов получил секретную карту. Информация о «Вервольфе» была срочным образом передана московскому руководству.

Главное задание Николая Кузнецова заключалось в ликвидации гауляйтера Эриха Коха. Однако обе попытки уничтожить почетного обергруппенфюрера СС были обречены на фиаско. Первое покушение Николай Иванович планировал совершить на параде в честь дня рождения фюрера, а вторая попытка была предпринята во время личного приема у Коха. Однако в первый раз Эрих не удосужился явиться на парад, а во второй Зиберт не пошел на столь рискованный шаг, ибо тогда присутствовало много свидетелей и охраны.


Николай Кузнецов (слева) с офицерами СС

Также Кузнецов предпринимал попытки уничтожить доверенное лицо Коха – Пауля Даргеля. Но и этот план провалился с треском: Пауль получил ранения от гранаты, потерял обе ноги, но остался в живых. Осенью 1943 года Зиберт выполнил свою последнюю операцию в Ровно: в зале суда был застрелен оберфюрер СА Альфред Функ.


Помимо прочего, уроженец Зырянки рассекретил немецкую операцию под названием «Длинный прыжок», суть которой заключалась в убийстве главных врагов Адольфа Гитлера, так называемой «большой тройки» - , и . Кузнецов получил резонную информацию от Ханса Ульриха фон Ортеля, который после принятия горячительных напитков не умел держать язык за зубами.

Личная жизнь

Современники Николая Ивановича Кузнецова говаривали, что Герой Советского Союза был дамским угодником и менял женщин словно перчатки. Первой избранницей отважного мужчины стала Елена Чугаева, работавшая медсестрой в Кудымкаре. Возлюбленные закрепили отношения узами брака, но через три месяца после женитьбы Николай Иванович покинул супругу, уехав в Пермский край. Официальный развод Кузнецов оформить не успел.


Разведчика можно позиционировать как донжуана, он имел многочисленные любовные связи со столичными примами балета, но среди всех прочих барышень стоит отметить некую Оксану Оболенскую. За этой дамой Николай Иванович ухаживал как истинный кавалер и, чтобы не остаться незамеченным, сочинил про себя красивую легенду и представился немецким летчиком Рудольфом Шмидтом, скорее всего, исходя из тех размышлений, что женщины падки на иностранцев.

Но в канун войны Оксана не захотела связываться с человеком, который якобы имел немецкую фамилию. Поэтому Оболенская предпочла Кузнецову своего соотечественника. А вот остановить возлюбленную и показать свое истинное «я» Николай Иванович не смог. По слухам, разведчик попросил полковника Дмитрия Медведева, чтобы тот в случае гибели Кузнецова раскрыл правду Оболенской.

Смерть и память

Николай Иванович Кузнецов и его товарищи Ян Каминский и Иван Белов пали от рук соратников . Дело в том, что разведчикам пришлось сделать остановку на территории Украины, когда они отправились следом за отступающими немецкими войсками. По одной версии, Кузнецов скончался, участвуя в перестрелке с УПА, по другой – подорвался на гранате. Герой умер 9 марта 1944 года.


Предполагаемое место захоронения Николая Ивановича было найдено в урочище Кутыки. Струтинский (товарищ Кузнецова, участвующий в поисковой операции) добился того, чтобы останки разведчика предали земле на Холме славы.


Памятники Кузнецову в городах Львов и Ровно пострадали от рук вандалов – членов украинского националистического подполья. Позже один из монументов перевезли в Талицу. В 2015 году был уничтожен памятник, находящийся в селе Повча.

Также в честь Николая Ивановича назван музей в его родной деревне Зырянка.

Награды

  • 1944 – звание Героя Советского Союза
  • 1943 и 1944 – орден Ленина
  • 1944 – медаль «Партизану Отечественной войны» 1 степени
  • 1999 – медаль «Защитнику Отечества»
  • 2004 – медаль «60 лет освобождения Украины от фашистских захватчиков»

Биография

Кузнецов Юрий Николаевич родился 24 июня 1940 года в г. Херсоне

В 1957 г. после окончания с серебряной медалью Киевской средней железнодорожной школы поступил на механико-технологический факультет Одесского политехнического института. В 1959 г. перевелся в Киевский политехнический институт (КПИ), механико-машиностроительный факультет которого закончил в 1962 г. по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». Все дальнейшие 48 лет его трудовой деятельности связаны с КПИ: ассистент, аспирант, старший преподаватель, доцент, профессор кафедры металлорежущих станков (ныне конструирования станков и машин). В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Исследование и разработка цанговых зажимных и подающих патронов токарных автоматов», а в 1984 г. в МВТУ им. Баумана (г. Москва) защитил докторскую диссертацию по теме «Синтез зажимных механизмов прутковых автоматов» (официальные оппоненты профессора, доктора технических наук Дальский А. М., Пуш В. Э., Федотов А. И.).

С 1962 г. по данное время разработал учебные программы и подготовил новые учебные курсы по металлорежущим станкам, среди которых «Эксплуатация станков», «Эргономика и основы художественного конструирования станков», «Станки-автоматы и автоматические линии», «Станки с ЧПУ и станочные комплексы», «Целевые механизмы станков-автоматов и станков с ЧПУ», «Конструирование станков и машин». В конце 70-х годов поставил и долго преподавал новые дисциплины «Основы научных исследований» и «Основы технического творчества» с лабораторно-практическими занятиями к ним и курсовой работой, которые до сих пор преподаются его учениками.

В конце 90-х годов и в начале XXI столетия подготовил учебные программы, читал и читает лекции для бакалавров, специалистов и магистров различных специальностей не только в НТУУ «КПИ», а по приглашению и совместительству в других ВУЗах Украины (Тернопольский национальный технический университет имени Ивана Пулюя, Херсонский национальный технический университет , Волынский институт экономики и менеджмента, Черкасский национальный университет имени Б. Хмельницкого, Житомирский государственный технический университет). Среди новых дисциплин «Основы патентоведения и авторского права» (переименованная позднее в дисциплину «Патентоведение и авторское право»), "Теория и практика технического творчества (переименованная позднее в дисциплину «Теория решения творческих задач»), «Интеллектуальная собственность», «Робототехнические системы и комплексы фармацевтических и микробиологических производств», «Технологическое оборудование с параллельной кинематикой», «Стандартизация и сертификация фармацевтических и микробиологических производств». Написал более 20 учебников и учебных пособий по различным дисциплинам.

В рамках долгосрочного международного договора о сотрудничестве между КПИ и ВМЭИ - Габрово (Болгария) в 1977 г. в Габровском высшем машинно-электро-техническом институте (ныне ТУ - Габрово) читал лекции по курсам «Станки-автоматы», «Технология обработки деталей на станках с ЧПУ» и более 30 лет является ответственным исполнителем от Украинской стороны. Как специалист, преподаватель и ученый оказывал и указывает научно-методическую помощь родственным кафедрам технических университетов городов Луцка, Кировограда, Тернополя, Херсона, Черкасс, Чернигова. С 2002 г. на протяжении 6 лет был председателем Государственной экзаменационной комиссии по технологии машиностроения в ХНТУ (г. Херсон).

С 1971 по 1976 г. был научным руководителем студенческого конструкторского бюро механико-машиностроительного факультета КПИ, в котором выполнялись хоздоговорные работы по созданию, модернизации и исследованию механизмов и узлов станков для различных предприятий СССР.

Кузнецов Ю. Н. основал три научные школы: первую - по синтезу и анализу зажимных механизмов, устройств автоматического манипулирования различными объектами и технологической оснастки для металлорежущих станков и гибких производственных систем; вторую - по созданию станков-автоматов, станков с ЧПУ, станочных комплексов нового поколения на модульном принципе, в том числе и с механизмами параллельной структуры для высокоскоростной и прецизионной обработки; третью - по проблемам научно-технического творчества (креатологии) и интеллектуальной собственности.

Являясь основоположником признанной в странах СНГ и Болгарии первой научной школы по зажимным механизмам и технологической оснастке, Кузнецов Ю. Н. подготовил более 20 кандидатов и докторов технических наук для Украины, России, Болгарии, Ливана, Иордании, Вьетнама, среди которых доктора технических наук Вачев А. А., Нагорняк С. Г., Сидорко В. И. и кандидаты технических наук Барсук В. И., Волошин В. Н., Дементьев В. И., Иванюк И. А., Кушик В. Г., Литвин А. В., Нгуен Ба Фук, Проскуряков К. И., Сяров С. П., Судьин Ю. А., Торба В. В., Хамуйела Т. О., Эль-Дахаби Ф. В., Аль-Рефо И. Ф., Валид Али Хуссейн Р. и др.

В направлении развития теории зажимных механизмов выполняют докторские диссертации его ученики Волошин В. Н. и Неделчева П. М.

Им разработан специализированный дифференциально-морфологический метод поиска новых технических решений в области зажимных механизмов на уровне изобретений.

Созданные им и его учениками новые высокоточные, самонастраивающиеся, быстропереналаживаемые и широкодиапазонные зажимные патроны серийно внедрены на токарно-револьверных станках мод. 1К341, 1Г340Г, 1В340Ф30, (ОАО «Беверс») и на многошпиндельных токарных автоматах (ОАО «Веркон», ОАО «Станкоуниверсалмаш») и др.

Самонастраивающиеся цанговые патроны, которые реализуют новый принцип зажима, позволили успешно решить проблему зажима горячекатаных прутков на токарных автоматах и широко используются на предприятиях бывшего СССР и Болгарии.

Для ускорения внедрения своих изобретений в 1990 г. Кузнецов Ю. Н. создал коллективное научно-внедренческое предприятие ООО «ЗМОК» («Зажимные механизмы и оснастка Кузнецова»), а вместе с учёными Хуацзунского университета науки и техники г. Ухань (Китай) построил в г. И Тан провинции Шаньдун завод «Патрон - BTL» по производству самозажимных клиновых сверлильных патронов.

Под его руководством сформировано второе научное направление по созданию станков-автоматов, станков с ЧПУ и станочных комплексов нового поколения на модульном принципе. В 80-е годы был научным руководителем хоздоговорной и госбюджетной тематики в сотрудничестве с Киевским и Житомирским станкостроительными заводами по созданию токарных многошпиндельных многоцелевых станков с ЧПУ на модульном принципе.

При непосредственном участии создан первый в мире двухпозиционный полуавтомат с суппортами для обтачивания природных алмазов модели ПОА-1К, что получило дальнейшее развитие при создании, модернизации и активным контролем внедрения станков для обтачивания кристаллов на бриллиантовых и ювелирных фабриках бывшего СССР.

В последние десять лет ведется интенсивная работа по созданию станков с параллельной кинематикой и реализации предложенной им концепции гибридных каркасно-оболочковых компоновок станков и станочных систем с механизмами параллельной структуры на агрегатно-модульном принципе. В этом направлении выполняют докторские диссертации Дмитриев Д. А., Редько Р. Г. и кандидатские - Подольский М. Н., Фиранский В. Б.

По второму направлению защитили диссертации докторские Данильченко Ю. М., Кальченко В. И., Шевченко А. В. и кандидатские Дускарев Н. (Узбекистан), Иванов Г. И. (Болгария), Мирошниченко С. В., Скляров Р. А.

Многие из защитившихся докторов кандидатов технических наук в своих диссертациях использовали современные методы поиска новых технических решений и способствовали основанию третьей научной школы, которая получила развитие в конце 90-х годов.

В 1998 г. Кузнецов Ю. Н. разработал концепцию подготовки интеллектуальной элиты в ВУЗах Украины, подготовил учебные программы для магистров и специалистов, издал учебник «Патентоведение и авторское право» и несколько учебных пособий по новым дисциплинам, в том числе и для новой специальности «Интеллектуальная собственность».

За время преподавания в КПИ подготовил больше тысячи инженеров-станкостроителей, среди которых Кальченко В. М. - бывший генеральный директор Киевского станкостроительного объединения им. Горького, зам. министра станкоинструментальной промышленности СССР , президент национальной компании «Укрстанкоинструмент», а затем национальной компании «Росстанкоинструмент», президент компании «Укрстанкосервис» Ципоренко В. А.; председатель правления ОАО «Росток» к.т. н. Масол И. В.; зам. генерального директора института сверхтвердых материалов им. В. Н. Бакуля д.т. н. Сидорко В. И.; бывший генеральный директор Киевского завода «Арсенал» Гальчевский А. Н.; Безручко А. Н. - вице-президент ОАО «Веркон»; Лященко Ю. Н. - первый проректор Национальной академии налоговой службы Украины и много других руководителей предприятий и организаций.

Автор более 700 научных работ, 52 книг, среди них около 400 изобретений, полезных моделей и «ноу-хау», 2 стандарта СССР на зажимные и подающие цанги (ГОСТ 2876-80 и 2877-80), 8 руководящих материалов (РМ) и технических условий (ТУ) по проектированию и изготовлению цанговых и бесцанговых зажимных патронов новых конструкций.

Участник международных технических ярмарок в Болгарии (Пловдив), Германии (Лейпциг), Польше (Познань), Корее (Сеул). Организатор и член оргкомитета многих научно-технических конференций.

Свою трудовую и научно-педагогическую деятельность посвящает развитию станкостроения, высшего образования и своей семье.

Книжные издания

Монографии и справочники

  1. Орликов М. Л., Кузнецов Ю. Н. Проектирование зажимных механизмов автоматизированных станков. М.:Машиностроение, 1977.
  2. Кузнецов Ю. Н., Кухарец А. В. Новые зажимные механизмы станков-автоматов.-К.: Техніка, 1979.
  3. Станочные приспособления: Справочник, т.2, р.6.2. Б. Н. Вардашкина, В. В. Данилевского. - М.:Машиностроение, 1984.
  4. Кузнецов Ю. Н., Спыну Г. А. Гибкие автоматизированные производства. В кн. «Наука предлагает решения». К.:Политиздат Украины, 1988.
  5. Самонастраивающиеся зажимные механизмы: Справочник (Ю. Н. Кузнецов, А. А. Вачев, С. П. Сяров, А. Й. Цървенков; под ред. Ю. Н. Кузнецова.- К.:"Тэхника"; София: Гос. изд-во «Техника», 1988.
  6. Самоцентриращи патронници и цангови затягащи механизми: Справочник (Ю. Н. Кузнецов, А. Й. Цървенков, А. А. Вачев, С. П. Сяров; под ред. А. Й. Цървенкова. - София, «Техника», 1989.
  7. Кузнецов Ю. Н., Срибный Л. Н. Повышение эффективности токарных автоматов.- К.: Техніка, 1989.
  8. Кузнецов Ю. Н., Крыжановский В. А. Агрегатно-модульное техническое оборудование нового поколения. - К. - Кировоград: ООО «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2001. - 258с.
  9. Данильченко Ю. М., Кузнєцов Ю. М. Прецизийні шпиндельні вузли на опорах кочення (теорія і практика). - Тернопіль - Київ, Економічна думка, 2003. - 344с.
  10. Кузнєцов Ю. М. Дипломне проектування з інтелектуальної власності. - К.: ТОВ «ГНОЗІС», 2007. −364с.
  11. Кузнєцов Ю. М., Самойленко О. В. Обробка полігональних поверхонь: теорія і практика. - К.: ТОВ «ГНОЗІС», 2008. - 193с.
  12. Кузнєцов Ю. М., Чікін С. В., Мачуга Р.І. Відрізання прутків і труб: теорія і практика; під. ред. Ю. М. Кузнєцова. - К.: - ТОВ «ГНОЗІС», 2008. - 333с.
  13. Кузнєцов Ю. М., Дмитрієв Д. А., Диневич Г. Ю. Компоновка верстатів з механізмами паралельної структури /під. ред. Ю. М. Кузнєцова. - Херсон: ПП Вишнемирський В. С., 2009. - 456с.
  14. Кузнецов Ю. Н., Дмитриев Д. А., Диневич Г. Е. Компоновка станков с механизмами параллельной структуры / под. ред. Ю. Н. Кузнецова. - Херсон: ЧП Вышнемирский В. С., 2010. - 471с.
  15. Кузнецов Ю. Н., Волошин В. Н., Неделчева П. М., Эль-Дахаби Ф. В. Зажимные механизмы для высокоскростной и прецизионной обработки резанием. В двух частях. под. ред. Ю. Н. Кузнецова, - К.: ООО «ЗМОК» - ООО «Гнозис». ч.1, 2009. - 270с.
  16. Кузнецов Ю. Н., Волошин В. Н., Неделчева П. М., Эль-Дахаби Ф. В. Зажимные механизмы для высокоскростной и прецизионной обработки резанием. В двух частях. под. ред. Ю. Н. Кузнецова, - К.: ООО «ЗМОК» - ООО «Гнозис». ч.2, 2010. - 466с.
  17. Кузнєцов Ю. М., Луців І. В., Шевченко О. В., Волошин В. Н. Технологічне оснащення для високоефективної обробки на токарних верстатах (в печати)

Учебники

  1. Проектирование металлорежущих станков и станочных систем: Справочник-учебник. т.2 Расчет и конструирование узлов и элементов станков, гл.7; Под общ.ред. А. С. Проникова.-М: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана: Машиностроение, 1995.
  2. Кузнєцов Ю. М. Патентознавство та авторське право. - К.: ТОВ «Кондор», 2005. −428с.
  3. Кузнєцов Ю. М. Патентознавство та авторське право. 2-е видання, перероблене і доповнене - К.: ТОВ «Кондор», 2009. −446с.
  4. Кузнецов Ю. Н. Патентоведение и авторское право. - К.: "Кондор, 2009-446с.
  5. Кузнєцов Ю. М., Новосьолов Ю. К., Луців І. В. Теорія технічних систем, Севастополь: СевНТУ (в печати)

Учебные пособия

  1. Кузнецов Ю. Н. Станки-автоматы, применяемые в массовом и крупносерийном производстве. - К.: КПИ, 1973.
  2. Кузнецов Ю. Н. Станки-автоматы (в 4-х частях). Габрово, 1977.
  3. Лубенец Л. Г., Кузнецов Ю. Н., Анейрос Ф. М., Лопез Т. Д., Кастро М. С., Эспиноза Г. Д. Металлорежущие станки, Куба, 1977 (исп.), афт. 15 пл.
  4. Кузнецов Ю. Н. Новые цанговые зажимные и подающие механизмы. Для слушателей УТПМ. - М.: Машиностроение, 1988 - 55с.
  5. Иванов Г. И., Найдёнов А. П., Кузнецов Ю. Н. Програмно управление на металорежещи машини и автоматизирани комплекси. - Габрово, ВМЕИ, 1988-348с.
  6. Кузнецов Ю. Н., Иванов Г. И. Пресмятане и конструироване на металорежещи машини с цифрово программно управление. КПИ-Киев-Габрово, ВМЕИ, 1988-348с.
  7. Кузнецов Ю. Н. Станки с ЧПУ. - К.: Вища школа, 1991. - 278с.
  8. Кузнецов Ю. Н. Использование эвристических приемов в работе конструктора станочной оснастке. - М.: УТПМ, 1992. - 86с.
  9. Кузнєцов Ю. М., Луців І. В., Дубиняк С. А. Теорія технічних систем: під заг. ред. Кузнєцова Ю. М. - К.: - Тернопіль, 1998. - 320с.
  10. Кузнецов Ю. Н. Методы создания новых технических систем. - К.: ООО «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 1998. - 80с.
  11. Кузнецов Ю. Н. Основы патентоведения и авторского права. - К.: ООО «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 1998, 1999, 2000. - 183с.
  12. Кузнецов Ю. Н. Станки-автоматы и автоматические линии. - К.: ООО «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 1999. - 204с.
  13. Кузнецов Ю. Н. Станки с ЧПУ и станочные комплексы. - К. - Тернополь: ООО «ЗМОК», 1999. - 344с.
  14. Кузнецов Ю. Н. Целевые механизмы станков-автоматов и станков с ЧПУ. - К. - Тернополь: ООО «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2001. - 354с.
  15. Кузнєцов Ю. М. Основи патентознавства та авторського права. - К.: - ТОВ «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2001. - 206с.
  16. Кузнєцов Ю. М. Верстати-автомати та автоматичні лінії. - К.: ТОВ «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2001. - 198с.
  17. Кузнєцов Ю. М. Верстати з ЧПУ та верстатні комплекси. - К. - Тернопіль: ТОВ «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2001. - 298с.
  18. Кузнєцов Ю. М. Цільові механізми верстатів-автоматів та верстатів з ЧПК. - К. - Тернопіль: - ТОВ «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2001. - 354с.
  19. Агрегатно-модульне технологічне обладнання: В 3-х частинах. Під ред. Ю. М. Кузнєцова /автор Крижанівський В. А., Кузнєцов Ю. М., Кіріченко А. М. та інші. Кіровоград, 2003. - ч.1 - 422с. - ч.2 - 286с. - ч.3 - 507с.
  20. Кузнєцов Ю. М. Теорія розв’язання творчих задач. - К.: - ТОВ «ЗМОК» - ПП «ГНОЗИС», 2003. - 294с.
  21. Гарькавий А. Д., Середа Л. П., Кузнєцов Ю. М. Інтелектуальна власність в аграрному виробництві. - Вінниця, ВДАУ, 2004. - 210с.
  22. Кузнєцов Ю. М., Косенюк Г. В. Промислові зразки: охорона та оформлення: Під ред. Ю. М. Кузнєцова. - Черкаси: ЧНУ ім. Б. Хмельницького, 2004. - 140с.
  23. Кузнєцов Ю. М., Скляров Р. А. Прогнозування розвитку технічних систем: Під ред. Ю. М. Кузнєцова. - ТОВ «ЗПОК» - ПП «ГНОЗИС», 2004. - 323с.
  24. Крижанівський В. А., Кузнєцов Ю. М., Валявський І. А., Скляров Р. А. Технологічне обладнання з паралельною кінематикою: Під ред. Ю. М. Кузнєцова. - Кіровоград, 2004. - 449с.
  25. Контрольно-вимірювальні системи технологічного обладнання. Під ред. Ю. М. Кузнєцова /автори Крижанівський В. А., Кузнєцов Ю. М., Бабич В. М. Кириченко А. М. .- Кіровоград, КНТУ, 2005. - 500 с.
  26. Кузнєцов Ю. М., Ромашко А. С., Гуменюк О. А. Винаходи: створення, набуття, реалізація та захист прав. / За ред. Ю. М. Кузнєцова. - ТОВ «ЗМОК» - ПП «ГНОЗІС», 2006. - 253с.
  27. Кузнєцов Ю. М., Данильченко М. Г., Косенюк Г. В., Данильченко Ю. М., Ромашко А. С. Засоби індивідуалізації учасників цивільного обороту товарі та послуг. /За заг. ред. Ю. М. Кузнєцова. - Черкаси: - ЧНУ ім. Б. Хмельницького. - Тернопіль: Економічна думка, 2006. - 420с.
  28. Кузнєцов Ю. М., Косенюк Г. В., Данильченко М. Г. Інтелектуальна власність: За заг. ред. Ю. М. Кузнєцова. - Тернопіль: Економічна думка, 2006. - 420с.
  29. Кузнєцов Ю. М., Литвин О. В. Практикум з дисципліни «Основи технічної творчості» (в печати)
  30. Кузнецов Ю. М., Самойленко О. В. Практикум з дисципліни «Патентентознавство та авторське право» (в печати)

Обзоры

  1. Кузнецов Ю. Н., Судьин Ю. А., Носов В. Н. Прогрессивные зажимные механизмы токарных автоматов и полуавтоматов для токарной обработки деталей подшипников. Обзор. Серия Х «Подшипниковая промышленность». - М.: ВНИИП, 1986.
  2. Кузнецов Ю. Н., Судьин Ю. А., Носов В. Н. Расширение технологических возможностей автоматов с ЧПУ. Обзор ВНИПП. Обзор. Серия Х «Подшипниковая промышленность», ЦНИИТЭПавтопром.. - М.: 1989.

Имя этого человека в течение долгих десятилетий было засекречено примерно так же, как имена Игоря Курчатова, Сергея Королева, Юрия Харитона, Андрея Сахарова, Дмитрия Козлова. Зато сейчас оно известно всем. Этим инженером, долгое время жившим и работавшим в Куйбышеве, был Николай Дмитриевич Кузнецов, впоследствии академик и дважды Герой Социалистического Труда (рис. 1-3).


Молодой инженер

Он родился 23 (по старому стилю 10) июня 1911 в городе Актюбинске Российской империи (ныне город Актобе Республики Казахстан). Его отец Дмитрий Матвеевич по профессии был рабочий-котельщик, а мать Мария Михайловна – домохозяйка.

В своем городе будущий конструктор окончил начальную школу, а завершил среднее образование уже в советское время в школе рабоче-крестьянской молодёжи. Затем он учился на вечернем отделении Московского авиационного техникума, одновременно работая на заводе слесарем-сборщиком. В 1933 году Кузнецов поступил на воздушно-технический факультет моторостроительного отделения Военно-воздушной академии имени Жуковского, который окончил с отличием в 1938 году.

Уже в то время молодой человек показал себя талантливым инженером, разработав для дипломного проекта оригинальную конструкцию авиационного мотора мощностью 1500 лошадиных сил, заинтересовавшую даже признанных специалистов своего дела. Перспективный выпускник был оставлен на институтской кафедре, и в апреле 1941 года он успешно защитил кандидатскую диссертацию.

С самых первых дней Великой Отечественной войны Кузнецов неоднократно писал заявления с просьбой отправить его в действующую армию, однако у руководства были другие планы в отношении молодого кандидата технических наук. Он попал на Северо-Западный фронт летом 1942 года, но только в порядке стажировки в качестве старшего инженера одной из дивизий 6-й воздушной армии. В октябре того же года Кузнецова вновь отправили в глубокий тыл, на Уфимский авиационный завод, где он проработал почти семь лет.

Но самое звездное назначение всей его жизни было еще впереди. В 1949 году Кузнецова направили в Куйбышев, на должность главного конструктора совершенно секретного завода. Он был создан еще в апреле 1946 года на базе эвакуированного из Москвы завода № 145 имени Кирова.

Так начиналась история предприятия, которые ныне именуется «ОАО «Кузнецов», а в советское время называлось Государственным союзным опытным заводом № 2, заводом № 276, Куйбышевским моторным заводом и Куйбышевским научно-производственным объединением «Труд» и ОАО «Самарский научно-технический комплекс (СНТК) имени Н.Д. Кузнецова». С конца 40-х годов ХХ века оно является одним из крупнейших в России предприятий по разработке и созданию авиационных и ракетных двигателей. Завод располагался на окраине города, в поселке Управленческом, где в предвоенные годы находилось управление строительства Куйбышевского гидроузла. По этой причине посёлок и получил такое название (рис. 4-8).





О том, как в послевоенном Куйбышеве в режиме строгой секретности работал этот завод, автору этих строк рассказал 92-летний немецкий инженер-электрик Гельмут Бройнингер, приезжавший в наш город в 2000 году. Возможно, его визит так и остался бы незамеченным, если бы ветеран не захотел осмотреть места своей молодости, и не упомянул бы при этом имя легендарного куйбышевского конструктора (рис. 9, 10).

В 1946 году я работал инженером на государственном предприятии «Аскания», - вспоминал Бройнингер во время нашей беседы. - Нужно сказать, что в побежденной Германии найти работу даже квалифицированному специалисту было очень трудно. Поэтому, когда в начале 1946 года под контролем советской администрации были пущены несколько крупных заводов, оказалось очень много желающих здесь работать. Но мне сразу же повезло: я устроился на «Асканию» инженером-электриком.

Но ранним утром 22 октября в дверь моей квартиры позвонили. На пороге стоял советский лейтенант и двое солдат. Лейтенант сообщил, что мне и моей семье дается шесть часов на сборы для последующей отправки в Советский Союз. Никаких подробностей он нам не рассказывал, мы лишь узнали, что будем работать по специальности на одном из советских оборонных предприятий.

Под усиленной охраной вечером того же дня поезд с техническими специалистами отправился с берлинского вокзала. При погрузке в эшелон я увидел много знакомых лиц. Это были опытные инженеры с нашего предприятия, а также некоторые мои коллеги с заводов «Юнкерс» и «БМВ». Целую неделю поезд шел до Москвы, где выгрузилось несколько инженеров с семьями. Но мы поехали дальше. Никто из немцев не знал конечного пункта нашего вынужденного путешествия. Пошел слух, что мы едем в Сибирь, и все мы заранее содрогались от предчувствия страшных сибирских морозов.

Однако через неделю после остановки в Москве нас привезли в какой-то маленький поселок и объявили, что отныне мы здесь будем жить и работать. Я немного знал географию России, но о городе под названием «Куйбышев» до этого ни разу не слышал. Лишь когда мне объяснили, что раньше он назывался Самара, я вспомнил, что действительно на Волге есть такой город. Но о его пригороде с трудным для немца названием «Управленческий» я, конечно же, узнал только в момент нашего приезда сюда (рис. 11-15).




Вскоре выяснилось, что здесь расположился завод авиационных двигателей, а производство, на которое направили специалистов из «Аскании», именовалось «опытно-конструкторское бюро № 3», или просто ОКБ-3. Здесь я и проработал до сентября 1950-го года, после чего вместе с семьей был переведен на один из московских заводов.

Нужно сказать, что бытовые условия немецких специалистов и их семей в поселке Управленческий были гораздо лучше, чем у работающих на том же производстве советских рабочих и служащих, - продолжал дальше свой рассказ пожилой германский турист. - Нас сразу же определили для жительства в дома со всеми удобствами, и при этом всех местных жителей отсюда выселили в бараки.

Приезжим из Германии платили до трех тысяч рублей в месяц, а советским инженерам за ту же работу - не больше 1200 рублей. К тому же для нас еженедельно привозили специальные продовольственные пайки. В них были хорошая колбаса, масло, сыр, чай, табак, консервы и другие продукты, которые, как я потом узнал, в Куйбышеве в свободной продаже в то время найти было нельзя (рис. 16-20).





Еще из воспоминаний тех лет хочу подчеркнуть, что за все годы жизни моей семьи в поселке Управленческий ни разу не было каких-либо конфликтов или хотя бы словесных перепалок между немцами и русскими. Хотя чуть ли не каждый наш шаг почти открыто контролировался сотрудниками НКВД, возможностей для «неформального» общения с советскими людьми у нас было более чем достаточно. В частности, мы не раз приглашали друг друга на маленькие семейные торжества. И всегда отношение русских к нам были доброе и благожелательное, правда, с примесью жгучего любопытства. Как-никак, мы все-таки были людьми разных культур.

Некоторые наши обычаи или нормы поведения вызывали у русских недоумение. Например, они никак не могли понять, почему немцы пьют не только водку, но даже вино очень маленькими, по их меркам, рюмочками, смакуя каждый глоток. А мы, со своей стороны, со страхом смотрели, как русские мужчины, не морщась, пили водку гранеными стаканами. Мне, например, казалось, что после такой дозы человек должен сразу же упасть и как минимум уснуть, а то и умереть. А русские - ничего, после такой выпивки они даже пели и плясали. Только тогда я понял смысл случайно услышанного мною выражения: «Что русскому хорошо, то немцу смерть».

Или еще пример. Когда наступало жаркое лето, мы, несколько немецких семей, в выходной день ходили на Волгу купаться. Мужчины надели шорты, а женщины - короткие по тому времени (то есть немного ниже колена) платья. И когда мы шли по поселку в таких нарядах, русские смотрели на нас со страхом и с недоумением. Только потом нам сказали, что местное население тогда не знало слова «шорты», и все думали, что немцы гуляют в трусах. А это, по нормам того времени, было очень неприличным. Правда, уже через несколько дней русские привыкли к шортам немецких мужчин – точно так же, как и к неприлично коротким платьям немецких женщин, и перестали обращать на нас особое внимание (рис. 21-28).






Какой была фамилия их начальника, немцам тогда знать не полагалось – все его называли просто «Главный». И лишь в 90-е годы Бройнингер прочитал в газетах, что в послевоенном Куйбышеве (ныне Самара) он работал под руководством Николая Дмитриевича Кузнецова, который уже тогда был одним из ведущих советских конструкторов авиационных двигателей.

Лучшие в мире

Победа над гитлеровской Германией досталась нашему народу неимоверно дорогой ценой. В 1945 году значительная часть европейской части СССР еще лежала в руинах, а страна испытывала острейший дефицит рабочих рук и умных голов, потому что на фронтах и в тылу погибли десятки миллионов советских людей.

Но в Куйбышеве, как уже было сказано, в это время уже началось строительство нескольких новых предприятий, в том числе и опытного завода № 2 в поселке Управленческий, где намечено было организовать производство газотурбинных двигательных установок - принципиально новых авиационных моторов.

Осенью 1946 года из побежденной Германии на это предприятие в обстановке строжайшей секретности доставили 405 немецких инженеров и рабочих с семьями и необходимой техникой. Ранее эти специалисты были заняты на заводах «Юнкерс», «БМВ» и «Аскания», а теперь им предстояло применить свои знания и умения для подъема советской авиационной отрасли.

Первое время опытным заводом № 2 руководили исключительно военные, но затем им на смену приехал никому не известный молодой инженер, носивший самые обыкновенные для нашей страны имя и фамилию - Николай Кузнецов (рис. 29-31).

Для того, чтобы по крайней мере перечислить все научно-технические проекты, подготовленные и внедренные на практике как им самим, так и возглавляемым им коллективом, не хватит и нескольких книжных страниц. Но все же здесь стоит назвать хотя бы самые выдающиеся разработки.

Всего под его руководством на предприятии было создано 57 газотурбинных двигателей для самолетов и экранопланов, жидкостных реактивных двигателей (ЖРД), а также других конструкций. Большинство разработок Кузнецова и его предприятия отмечено характеристиками «впервые в мире» или хотя бы «впервые в СССР». В их числе - первый в нашей стране и самый мощный в мире турбовинтовой двигатель; первый в СССР и мощнейший в мире двухконтурный двигатель с форсажной камерой сгорания для сверхзвуковых самолетов; первый в мире серийный ЖРД большой мощности, работающий по замкнутой схеме; первый в СССР трехвальный двухконтурный двигатель; первые в мире двигатели, использующие в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ. Этот перечень можно продолжать еще очень долго.

Чрезвычайно перспективной конструкцией по сей день остается принципиально новый двигатель - винтовентиляторный НК-93, который называют «двигателем XXI века», на десятилетия опередившим свое время. Хотя бы повторить его уникальные характеристики до сих пор не удалось никому в мире. Коллеги считают, что этот проект был главным детищем всей жизни Николая Дмитриевича (рис. 32-37).





В июле 1957 года за выдающиеся успехи в создании новой авиационной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР Николаю Кузнецову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Битва за Луну

Но все же одним из самых известных направлений деятельности куйбышевских двигателистов стала их работа над жидкостными реактивными двигателями (ЖРД) для космических ракет, в которую предприятие впервые включилось еще в 1959 году, создав некоторые конструкции для межпланетных станций. А затем Кузнецов и его коллектив приняли участие в реализации пилотируемого лунного проекта Советского Союза.

Как это не странно сейчас выглядит, но главной причиной подключения кузнецовского ОКБ-276 к этой престижной программе стал серьезный конфликт между двумя ведущими советскими ракетными специалистами - Сергеем Павловичем Королевым и Валентином Петровичем Глушко. Конфликт между ними считается главной (хотя и не единственной) причиной, из-за которой советская лунная программа впоследствии потерпела полный крах (рис. 38, 39).


В 1960 году, при обсуждении в Совете проекта лунной ракеты Н-1, Глушко занял позицию, которая по всем основным положениям в корне противоречила идеям Королёва. Он сразу же высказал мнение, что на разработку кислородно-водородного двигателя достаточной мощности для Н-1 сотрудникам его ОКБ-456 необходимо вдвое больше времени, чем это предусмотрено правительственным постановлением. Ситуацию не смогло исправить даже вмешательство других лиц, в том числе и самых высокопоставленных.

Непосредственным свидетелем этой нелицеприятной истории был Генеральный директор – Генеральный конструктор Самарского государственного научно-производственного ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс», дважды Герой Социалистического Труда Д.И. Козлов, который о тех временах рассказывал следующее (рис. 40).

Еще при жизни С.П. Королёва, в начале 60-х годов, в ходе реализации лунного проекта возникли первые накладки и несогласованности, которые, как это позже стало очевидно для всех, оказались роковыми для самой идеи советской лунной экспедиции. А началось все с того, что Глушко, под руководством которого в течение многих лет проектировались двигатели для ракет Королёва, неожиданно отказался от изготовления двигателя на кислороде и керосине для новой ракеты. Он объяснил это тем, что времени для разработки ему дают слишком мало, и потому при таких нереальных сроках он не может рисковать своей репутацией. Глушко стоял на своем долго и упорно, не желая уступать Главному конструктору ОКБ-1 и не поддаваясь его уговорам. В конце концов Королёв был вынужден вовсе отказаться от дальнейшего сотрудничества с ОКБ-456, возглавляемым Глушко. Вот так заказ на двигатели для ракеты Н-1 и попал в Куйбышев, в ОКБ-276, которое долгое время возглавлял Н.Д. Кузнецов.

Конечно же, Кузнецов тогда прекрасно понимал, что всего лишь за год с небольшим его коллектив тоже не сможет создать принципиально новый мощнейший двигатель, способный вывести на орбиту около 100 тонн полезного груза. Именно это условие было необходимым для полета космического корабля к Луне и для возвращения его обратно на Землю. Однако уже в то же время в ОКБ-276 имелся практически готовый двигатель НК (Николай Кузнецов), вполне надежный, но маломощный – тяга его не превышала 150 тонн. И тогда было принято оригинальное инженерное решение: поставить в основании первой ступени лунной ракеты сразу 24 кузнецовских двигателя. Впоследствии их число увеличили до 30 штук (24 на периферии и шесть в центре), чтобы они при одновременном действии развили необходимую тягу – 4500 тонн. Правда, в таком случае «узким» местом этой конструкции становилась точная синхронизация всех двигателей НК. Однако технически эта проблема уже тогда была вполне преодолима, и над ней нужно было только работать, не покладая рук и не жалея времени.

Современные аналитики считают, что В.П. Глушко еще с середины 30-х годов (с периода его работы месте с С.П. Королёвым в РНИИ) и до конца своих дней действительно был самым талантливым и квалифицированным разработчиком жидкостных реактивных двигателей в СССР. Однако сейчас выглядит совершенно очевидным, что в начале 60-х годов, пойдя на поводу своих личных амбиций, он совершил серьезную ошибку, отказавшись от разработки перспективных кислородно-керосиновых и кислородно-водородных двигателей. Именно это обстоятельство, по мнению большинства специалистов, впоследствии и стало одной из главных причин неудач в ходе реализации советской лунной программы.

Согласование всех необходимых документов в недрах советской бюрократической машины шло недопустимо медленно. Окончательный вариант всей серии пилотируемых полетов к Луне был утвержден Советом Министров СССР почти через год – лишь 15 декабря 1965 года, и с того момента он стал основной лунной программой Советского Союза. Но самому Сергею Павловичу так и не суждено было увидеть, чем закончится «лунная гонка». В момент утверждения созданной им программы Главный конструктор даже не подозревал, что для личного участия в ее реализации судьба оставила ему до обидного мало времени - меньше месяца. Как известно, Сергей Павлович скончался 14 января 1966 года во время операции на кишечнике.

Вот как об этом периоде работы над лунным проектом вспоминал Д.И. Козлов:

В конце 1965 года работа по совершенствованию конструкции Н-1 с двигателями НК уже шла полным ходом, как вдруг в январе 1966 года последовала неожиданная и ранняя смерть С.П. Королёва. Вскоре после этого работа над лунной ракетой была приостановлена, а затем и вовсе заморожена. И здесь не только я, но и многие другие специалисты в сфере ракетных технологий считают, что главным «могильщиком» советской лунной программы (вольным или невольным) стал ни кто иной, как его преемник В.П. Мишин (рис. 41).

При жизни Королёва он был его первым заместителем, а после смерти Сергея Павловича его поставили на должность Главного конструктора ОКБ-1 (с 1 января 1967 года оно стало называться Центральным конструкторским бюро экспериментального машиностроения - ЦКБЭМ). После этого назначения темпы реализации лунной программы сразу же заметно снизились. Если Королёв, как мы тогда говорили, всех «гнал по шпалам» и заставлял своих подчиненных выдерживать очень жесткие сроки подготовки и изготовления в металле очередного изделия, то при Мишине о такой ударной работе никто и не помышлял.

Помню, что при разработке моего изделия Р-7 в середине 50-х годов его пуски происходили в среднем раз в месяц, и ее в итоге «семерку» удалось «довести» до нужной степени надежности всего за полгода после первого старта, состоявшегося в мае 1957 года. Уже в октябре того же года «семерка», как известно, вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Но после того как Главным конструктором ЦКБЭМ стал Мишин, началась межведомственная и межзаводская волокита, которая сразу же отразилась на сроках изготовления и доводки лунной ракеты.

Я считаю, что одной из главных причин снижения темпов изготовления и доводки изделий на наших предприятиях стало требование Мишина о том, что ко времени пуска в нем должны быть готовы все без исключения системы. Между тем при освоении выпуска Р-7 в 50-х годах Королёв шел по другому пути – поэтапного совершенствования отдельных частей изделия. Подготовили одну систему – и тут же ее испытали, не дожидаясь, пока будет завершена работа над другими. Потом готовили следующую систему – и так до тех пор, пока вся конструкция ракеты в целом не оказывалась доведенной до необходимой степени надежности. Так достигались высокие темпы подготовки нового изделия к пуску. Неудивительно, что в конце 50-х годах такие методы работы позволили Королёву выдержать очень жесткие сроки постановки ракеты Р-7 на вооружение, что было остро необходимо стране в условиях «холодной войны».

Конечно же, лунная ракета по размерам оказалась в два раза с лишним больше Р-7, и потому она соответственно была и сложнее в изготовлении. Тем не менее я, как специалист, считаю, что в условиях конца 60-х годов все организационные и прочие трудности, возникшие при ее конструировании, изготовлении и испытании, можно было преодолеть быстро и с минимальными потерями. Все недостатки ее конструкции тоже можно было бы устранить в оптимальные сроки. И если бы не межведомственные разногласия и волокита, то Н-1 была бы доведена до необходимой степени совершенства самое позднее к концу 1968 года. Тем самым у нашей страны сохранялись бы прекрасные шансы на то, чтобы высадить своих космонавтов на поверхность Луны раньше американцев.

Но 21 декабря 1968 года с мыса Кеннеди успешно стартовал к Луне американский космический корабль «Аполлон-8» (рис. 137). После трехсуточного перелета корабль совершил десять витков вокруг нашего естественного спутника, а 27 декабря успешно вернулся на Землю. Первый этап «лунной гонки» Советским Союзом был проигран. Стало ясно, что теперь все наши надежды в «битве за Луну» остаются только на успешный полет ракеты Н-1, предстартовая доводка которой была практически завершена в январе 1969 года.

Первый старт этого изделия с обозначением 3Л состоялся только 21 февраля 1969 года в 12 часов 18 минут. На ракету был установлен автоматический корабль 7К-Л1С (индекс 11Ф92, одна из модификаций «Союза»), на борту которого находилась мощная фотоаппаратура. В случае успешного запуска этот космический корабль должен был выйти на орбиту вокруг Луны, произвести ее фотосъемку и доставить пленки на Землю. Однако после старта изделия 3Л на 69-й секунде его полета произошло аварийное отключение двигателей, после чего вся конструкция с высоты 14 километров рухнула в заснеженную степь в 50 километрах от стартовой позиции.

Второе летное испытание ракеты Н-1 с обозначением 5Л, на которую снова был установлен автоматический корабль 11Ф92 и макет лунной кабины ЛК, состоялось 3 июля 1969 года в 23 часа 18 минут. Но едва лишь изделие оторвалось от стартового стола, как всего через 0,4 секунды после взлета произошел взрыв восьмого двигателя блока А, повредивший кабельную сеть первой ступени, а также соседние двигатели и вызвавший пожар. Едва поднявшаяся над землей ракета стала резко крениться вниз, после чего на 18-й секунде полета она рухнула прямо на стартовый стол. От мощнейшего взрыва почти полностью разрушился весь этот комплекс и еще шесть подземных этажей стартового сооружения. При этом на ракете сработала система аварийного спасения, которая унесла спускаемый аппарат с автоматическим кораблем на два километра от места взрыва (рис. 42-45).



После катастрофы 3 июля 1969 года и специалистам-ракетчикам, и руководству страны стало ясно, что Советский Союз окончательно проиграл США в пилотируемой «лунной гонке». А 16 июля 1969 года в 16 часов 32 минуты со стартовой площадки № 39 на мысе Кеннеди стартовал космический корабль «Аполлон-11» с астронавтами Нейлом Армстронгом, Эдвином Олдрином и Майклом Коллинзом на борту. В 5 часов 56 минут утра 21 июля 1969 года на поверхность Луны впервые ступила нога человека с планеты Земля – к сожалению для нас, не советского гражданина, а американского астронавта Нейла Армстронга. Впоследствии он и Эдвин Олдрин около девяти часов гуляли по Морю Спокойствия, установив здесь государственный флаг США и множество различных приборов и оборудования, после чего стартовали обратно на окололунную орбиту. А 24 июля спускаемый аппарат «Аполлона-11» успешно приводнился в Тихом океане, к юго-западу от Гавайских островов. После этого Америка смогла вздохнуть спокойно: США наконец-то достойно «отомстили» Советскому Союзу за полет Гагарина в 1961 году (рис. 46).

В итоге лунный проект был закрыт, уже готовые ракеты Н-1 разрезаны на металлолом, а в ОКБ-276 поступило распоряжение об уничтожении также и всех двигателей НК-33. Однако Кузнецов с риском для собственной карьеры этот непродуманный приказ не выполнил и двигатели не уничтожил, а распорядился их припрятать до лучших времен на одном из заводских складов.

Несмотря на неудачу с ракетой Н-1, новаторские конструкторские решения Николая Кузнецова страна оценила по достоинству. В июне 1981 года за выдающиеся успехи в создании новой техники ему повторно было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Однако в середине 90-х годов, уже после кончины Кузнецова, работники предприятия извлекли спрятанные «движки» из хранилищ, а затем даже продали партию НК-33 в США. К удивлению американцев, куйбышевские ракетные двигатели, несмотря на столь длительный срок хранения, показали очень высокую надежность и поразительную работоспособность.

В частности, в 1996 году во время огневых испытаний на стенде фирмы «Аэроджет» (город Сакраменто, США) одна из таких установок, изготовленная еще в 1972 году, безаварийно отработала 450 секунд за пять пусков вместо положенных по нормативам 140 секунд.

Проверку другого экземпляра НК-33, но с тем же результатом, провели на испытательном стенде самарского завода имени Фрунзе. После этого был окончательно решен вопрос о продаже за океан «залежалого» товара. Даже не торгуясь, американцы купили большую партию советских двигателей НК-33 и НК-43 для их использования на коммерческих ракетах-носителях «Атлас», «Дельта» и «Кистлер» (рис. 47-51).





Человек в своем коллективе

Но вернемся снова к бывшему инженеру-электрику Хельмуту Бройнингеру. Как это ни удивительно, но у немецкого ветерана с послевоенного времени сохранились светлые воспоминания и об опытном заводе № 2, и о личных качествах главного конструктора предприятия Николая Кузнецова.

По словам Бройнингера, уже при первых встречах с «Главным» вывезенные из Германии инженеры с удивлением убедились, что русский начальник неплохо говорит на их родном языке. Оказывается, Кузнецов сразу же после своего назначения в Куйбышев для улучшения контактов с приезжими специалистами распорядился организовать на заводе курсы для советского персонала по освоению немецкого языка, что стимулировалось надбавкой к должностному окладу. Позже начались занятия также и с немцами по изучению ими русского языка. А сам Кузнецов ежедневно в течение часа до начала рабочего дня занимался с переводчиком Гансом Полем, и в освоении языка побежденной Германии он вскоре достиг неплохих успехов.

У немецких специалистов с «Главным» быстро сложились хорошие отношения, - вспоминал Хельмут Бройнингер. - Однажды, уже в начале 50-х годов несколько наших инженеров набрались смелости, и при удобном случае спросили у него, скоро ли нас начнут отпускать на родину. Ведь мы не военнопленные, говорили они. Хотя мы и понимаем, что Германия очень виновата перед Россией за разрушения и смерти миллионов людей, но, наверное, лично мы за эти годы уже искупили вину перед вашей страной.

«Главный» внимательно выслушал инженеров и сказал, что этот вопрос от него не зависит, однако обещал все узнать. Неизвестно, куда он звонил и с кем по этому поводу разговаривал, но уже в 1951 году немецкие семьи стали по очереди отправлять назад в Германию. А уже в 1953 году на опытном заводе не осталось ни одного немецкого специалиста (рис. 52-58).







Ученики, коллеги и просто рядовые граждане, в разное время работавшие или встречавшиеся с Николаем Дмитриевичем, тоже вспоминают о его личных человеческих качествах исключительно в превосходных тонах. Вот что, к примеру, пишет о нем Евгений Гриценко, доктор технических наук, профессор, который в 1994-2004 годах работал в качестве генерального директора – генерального конструктора ОАО «СНТК имени Н.Д. Кузнецова» (рис. 59).

Будучи исключительно скромным человеком, Николай Дмитриевич никогда и нигде не упоминал о своих личных предложениях, теоретических разработках, относя достижения руководимого им предприятия к заслугам всего коллектива. Поэтому многое в развитии отечественного авиамоторостроения осталось как бы безымянным. Между тем большинство проектов на заводе впервые было разработано либо самим Николаем Дмитриевичем, либо на основе его идей и под его руководством. При этом все, за что брался Николай Дмитриевич, опережало работы родственных отечественных и зарубежных фирм. Таков был стиль его работы.

Кузнецов прекрасно понимал, что один в поле не воин, и поэтому уделял огромное внимание воспитанию коллектива. Он был необыкновенно терпелив и терпим при восприятии мнения другого человека. Как никто другой, он умел разговаривать с подчиненными, не напоминая им, что он начальник. Он ни при каких обстоятельствах не говорил: «Я решил», «Я предложил», «Я применил», а лишь только: «Наш коллектив предложил», «Наш коллектив разработал». Во главу угла он ставил заслуги всего предприятия, но не свои личные. Это было его сутью и как генерального конструктора, и как человека.

За умение в сложной обстановке создать условия в коллективе для спокойной, слаженной работы, и только за одно это качество, его уже считали выдающимся руководителем своего времени. Когда он кого-нибудь распекал за различные упущения в работе, пусть даже и по заслугам, то всегда делал это корректно, не унижая человека.

При этом Николай Дмитриевич всегда проявлял себя очень независимым человеком. Он признавал авторитет корифеев власти и науки только тогда, когда они вникали серьезно в дела и предлагали что-то грамотное, толковое. Только тогда он прислушивался к ним и относился к их мнению с уважением.

Все вышесказанное лишь в малой степени характеризует личность Николая Дмитриевича Кузнецова. Разумеется, он был гораздо более многогранен, более сложен - и как человек, и как конструктор. Но об этом, наверное, еще скажут и напишут другие (рис. 60-62).



О нем помнят

Николай Дмитриевич Кузнецов скончался 31 июля 1995 года в Самаре, и был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Кроме звания дважды Героя Социалистического Труда, Н.Д. Кузнецов был награжден одиннадцатью орденами СССР. Необходимо также добавить, что, несмотря на огромную загрузку на основной работе, Николай Дмитриевич был еще и крупным государственным и общественным деятелем. В течение 30 лет он являлся депутатом Верховного Совета РСФСР и членом Президиума Верховного Совета РСФСР. Ему были присвоены звания почетного гражданина Самарской области и города Самары, он был также лауреатом Ленинской премии и действительным членом Академии наук СССР. Именем Н.Д. Кузнецова названо много авиационных и космических систем и аппаратов (рис. 63-68).






В поселке Управленческий (ныне он входит в Красноглинский район Самары) благодаря его поддержке местные власти за долгие годы смогли создать развитую социальную инфраструктуру: построить больницы, профилактории, базы отдыха, детский сад, ясли, стадион, лыжная база, парк отдыха «Юность». Еще в 1962 году на средства предприятия Кузнецова здесь открылся второй в Куйбышевской области широкоэкранный кинотеатр, а затем был построен Дом культуры «Чайка».

В Самаре, в сквере на пересечении улиц Победы и Ново-Вокзальной 19 августа 1986 года был установлен бронзовый бюст Н.Д. Кузнецова. Авторы бюста - архитектор Николай Красько и скульптор Михаил Аникушин. В посёлке Управленческий, на доме № 2 по улице Симферопольской, где он жил долгие годы, была торжественно открыта мемориальная доска, а 25 июня 2001 года в сквере клуба поселка Управленческий (ныне носящем имя Николая Кузнецова) к юбилею со дня рождения конструктора установлен памятник. Его авторы – опять же архитектор Николай Красько и скульптор Михаил Аникушин. Кроме того, в июне 2001 года улица Производственная в областном центре была переименована в улицу Академика Кузнецова (рис. 69, 70).


Валерий ЕРОФЕЕВ.

Примечание

Для иллюстрирования данной статьи использованы фото Гюнтера Шпора – одного из немецких специалистов, вывезенных в послевоенные годы в Куйбышев, в поселок Управленческий, на опытный завод № 2 в посёлке Управленческом. Снимал он в основном свою семью, а также повседневную жизнь и быт немецких высококвалифицированных рабочих и служащих, работавших рядом с ним. Данные фото были обнаружены в архиве Гюнтера Шпора его родственниками и затем обнародованы через интернет

Литература

Берег Вселенной. Под редакцией А.С. Болтенко. Киев, изд-во «Феникс», 2014 год.

Голованов Я.К. 1994. Королев: факты и мифы. М., Наука. : 1-800.

Голованов Я.К. 2001. Заметки вашего современника. Т.3. 1983-2000. М., Изд-во «Доброе слово».

Дмитрий Ильич Козлов. Генеральный конструктор. Самара, ООО Художественно-производственное предприятие «ИФА-Пресс». 1999.

Ерофеев В.В. 2006. Генерал космической верфи. – В газ. «Волжская коммуна», 2006 год, №№ 51, 137, 142, 147, 152, 157, 162, 167, 172, 177, 182, 187, 192, 197, 202, 210.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Конструктор космической верфи (Самара космическая. Дмитрий Ильич Козлов и его соратники). Самара, изд-во «Офорт», 2007 год. 308 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2009. Конструктор космической верфи (Самара космическая. Дмитрий Ильич Козлов и его соратники). Самара, изд-во «Офорт», 2009 год. 308 с., цв. вкл. 16 с.

Иванченко Ю.В. России прерванный полёт. М., изд-во «Рестарт» 2010 год.

Космонавтика. Маленькая энциклопедия. Гл. редактор В.П. Глушко. 2-е изд., доп. М,. «Сов. энциклопедия», 1970. : 1-592.

Осташев А.И. Сергей Павлович Королёв – гений ХХ века. Прижизненные личные воспоминания об академике С.П. Королёве. М., ГОУ ВПО МГУЛ. 2010 год.

Первушин А. 2004. Битва за звезды. М., ООО «Издательства АСТ». :1-831.

Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. Гл. ред. Ю.Л. Семенов. 1996.

Центральное специализированное конструкторское бюро. Самара, изд-во «Агни». 1999.

Черток Б.Е. 1999. Ракеты и люди. М, Машиностроение.

Кузнецов Владимир Дмитриевич
Дата рождения:
Место рождения:

Миасский завод, Троицкий уезд, Оренбургская губерния

Дата смерти:
Научная сфера:
Учёная степень:

доктор физико-математических наук

Учёное звание:

профессор, академик АН СССР

Альма-матер:

Петербургский университет

Награды и премии


Герой Социалистического Труда (1957), заслуженный деятель науки РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии (1942).

Кузнецов, Владимир Дмитриевич (1887-1963) - советский физик. Профессор, академик АН СССР (1958), Герой Социалистического Труда (1957), заслуженный деятель науки РСФСР (1934), лауреат Сталинской премии (1942).

Биография

Окончил Санкт-Петербургский университет по физико-математическому отделению в 1910 г. В 1911 г. был приглашен в Томск профессором ТТИ Б. П. Вейнбергом . Кузнецов был утвержден в должности лаборанта на Сибирских высших женских курсах , избран старшим лаборантом в ТТИ , где он работал потом преподавателем, приват-доцентом, сверхштатным профессором до 1928 г. С открытием физико-математического факультета в ТГУ в 1920 г. он перешел туда на работу, стал заведующим кафедрой физики. В 1922 г. был избран заместителем ректора ТГУ. С марта 1929 г. по январь 1933 г. и с марта 1937 г. по апрель 1960 г. был избран по конкурсу директором СФТИ .

В 1934 г. Кузнецову была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации. В 1946 г. был избран член-корреспондентом АН СССР, в 1958 г. стал ее действительным членом. Кузнецов – один из инициаторов создания Западно-Сибирского филиала АН СССР в г. Новосибирске.

В годы Великой Отечественной войны Кузнецов был одним из организаторов Томского комитета ученых по оказанию помощи промышленности, транспорту, сельскому хозяйству. Похоронен на Южном кладбище Томска.

Здание Западно-Сибирского филиала АН СССР в Новосибирске

Здание СФТИ на Новособорной площади. Академик В.Д. Кузнецов был директором СФТИ с февраля 1929 по 1933 и с 1937 по 1960 годы

Научная деятельность

Основные работы посвящены изучению свойств твёрдых тел и явлений, происходящих в них при технологической обработке, изучению поверхностной энергии, твёрдости и др. свойств кристаллов, внутреннего трения в твёрдых телах, пластичности и прочности металлических моно- и поликристаллов, механизма кристаллизации и рекристаллизации, внешнего трения и износа металлов и сплавов, обработки металлов резанием. Разработка основ физической теории резания, теоретическое доказательство и экспериментальное подтверждение возможности скоростного резания металлов.

Свою научную деятельность Кузнецов начинал в области жидких диэлектриков, примерно в 1922 г. проблема физики твердого тела стала доминирующей в его научной работе. Основные исследования Кузнецова относились к следующим научным направлениям:

  • поверхностная энергия и твердость;
  • пластичность и прочность;
  • кристаллизация и рекристаллизация;
  • резание металлов;
  • трение и износ металлов;
  • жаропрочность и термическая усталость металлов.

Исследования хрупкости стали при низких температурах в Сибири (-50) позволили Кузнецову совместно с профессором А. Н. Добровидовым изыскать возможности смещения критической области хрупкости стали в сторону низких температур обработкой стали на сорбит, что имело большое промышленное значение.

В начале 1940 г. Кузнецов выдвинул идею о сверхскоростном резании металлов и теорию этого процесса, основанную на знании температурно-скоростной зависимости механических свойств. Физический подход к вопросам резания получил название «Томское направление» и завоевал всеобщее признание. После войны он изобрел способ исследования процессов резания при сверхвысоких скоростях, который стал использоваться в нашей стране. Позже этот способ начал разрабатываться за рубежом (в США и Японии). В военные годы Кузнецов осуществил серию работ по исследованию процесса бронепробиваемости. Результаты этих исследований он обобщил в своей книге «Физика бронепробиваемости». Под его руководством была выполнена серия работ, направленная на выяснение физических процессов, происходящих при взаимном скольжении металлов. Исследования по трению и износу обобщены в IV т. «Физики твердого тела». Во второй половине 1950-х гг. занимался проблемами жаропрочности и термической усталости металлов. Исследования в этой области были обобщены в монографии, но издание ее не было завершено в связи с ухудшением состояния здоровья Кузнецова.

Научно-литературная деятельность Кузнецова была весьма обширна. Им был создан беспрецедентный в мировой науке труд – монография «Физика твердого тела», состоящий из 5 томов общим объемом свыше 320 п. л.

Владимиром Кузнецовым написаны книги: «Кристаллы и кристаллизация» (1953); «Поверхностная энергия твердых тел» (1954), которая была переиздана на немецком языке; «Наросты при резании и трении» (1956), изданная в 1964г. международным издательством (Оксфорд, Лондон, Эдинбург, Париж, Франкфурт, Нью-Йорк). По решению издательского совета АН СССР были изданы «Избранные труды» Кузнецова. По результатам теоретических и экспериментальных исследований Кузнецова было опубликовано около 200 статей.

Кузнецовым был заложен фундамент для развития в Томске различных направлений физики твердого тела. При его содействии в СФТИ стала интенсивно развиваться физика диэлектриков, которая получила дальнейшее развитие в Томском политехническом институте под руководством А. А. Воробьева . В последние годы Кузнецова способствовал исследованиям в области физики полупроводников .

Общественная деятельность

В течение многих лет Кузнецов был депутатом городского Совета, председателем Томского областного комитета защиты мира, в 1947-1951гг. – депутатом Верховного Совета РСФСР

Награды, признание

Государственная премия СССР (1944 г.).

Орден Святого Станислава 3 степени (1917); медаль «В память 300-летия царствования Дома Романовых»; три ордена Ленина; звание Героя Социалистического Труда (1957); медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).

После смерти Кузнецова СФТИ стал носить его имя. В читальном зале СФТИ установлен бюст В. Д. Кузнецова.

Одна из улиц Томска названа его именем.

Семья

Жена – К. Т. Иванова, слушательница Высших женских курсов в Санкт-Петербурге, умерла в 1940 г.

Жена – Тамара Степановна, врач.

Дочери: Лидия, Элеонора, Альбина (приемные), Татьяна.

Источники

1. Сергеевых Г.П. «Профессора Томского политехнического университета". Т.2. - Томск, НТЛ, 2001-216с.

2. Журнал ТПУ «Томский политехник» № 10, 2004-199 стр.