Ланг биография. Китайский пианист Ланг Ланг: биография, личная жизнь. Китайский пианист Ланг Ланг. Самый чувственный пианист нашего времени

© ИТАР-ТАСС

Визит Ланг Ланга на мариинский фестиваль «Звезды белых ночей» - очень грустная история. В начале нулевых этот молодой китаец слыл одной из главных надежд фортепианного искусства. По-хорошему борзый, с затертым до дыр репертуаром - Первым концертом Чайковского, Третьим Рахманинова, Концертом Грига - он расправлялся с такой первозданной естественностью, что казалось, будто невыносимые шлягеры всякий раз пересочиняются им заново здесь и сейчас. Ланг Ланг особенно выгодно выделялся на фоне безликих пианистов-киборгов, до сих пор исправно поставляемых КНР на мировой музыкальный рынок.

А потом, в 2003-м, маститый Deutsche Grammophon перекупил Ланг Ланга у независимого лейбла Telarc - и началась Карьера. С большой буквы: диски штамповались один за другим, аншлаг следовал за аншлагом. Ланг Ланг опубликовал автобиографию, украсил собой церемонию Grammy , выступил на открытии Олимпийских игр. Стал, наконец, ролевой моделью и национальным героем - наглядевшись на успехи компатриота, тридцать пять миллионов китайских семей бросаются учить своих чад игре на фортепиано. Такое не снилось ни легендарному Лю Шикуню, ни Фу Тсонгу, ни его младшему современнику Ли Юнди - Ланг Ланг первым из китайских пианистов вышел в национальный и мировой топ.

И всё бы было хорошо, когда бы ни было так грустно: пока Ланг Ланг-карьерист двигался вверх, Ланг Ланг-музыкант катился по наклонной. Об этом кричал каждый из семи его дисков, выпущенных Deutsche Grammophon за последние шесть лет - один хуже другого. Петербургское выступление пианиста окончательно раскрыло данную тему.

Этому очень способствовал правильный контекст. На «Звездах белых ночей» Ланг Ланг выступал на вечере ювелирного концерна Montblanc , больше напоминавшем светский раут. Назавтра Валерий Гергиев устраивал в Царском селе бал, и в Мариинку-3 ломанулись все питерские модники - у обитателей партера голова кружилась от аромата дорогих духов и хорошего алкоголя.

Сама того не подозревая, Ланг Ланга собралась послушать его целевая аудитория: знающая, что тянуться к высокому искусству престижно, но не готовая к усилиям для его восприятия. Воплощенное easy listening , Ланг Ланг - их спасение. Он работает на пересечении E - и U -музык, о которых писал в своей колонке Борис Филановский.

Ланг Ланг - самый коммерческий музыкант из всех сегодняшних пианистов. И дело тут, понятно, не в том, что он играет для Rolex , Panasonic и Sony . Пианизм Ланг Ланга коммерческий по своей сути. Главное в нем, как и во всей коммерческой музыке, - саунд, красочный звуковой дизайн. Первое, на что обращали внимание после концерта, - изумительной красоты звук. Бицепсы, которыми Ланг Ланг наводил шороху в начале нулевых, остались в прошлом. Сегодня он берет на вооружение бархатные пальчики, которыми куда сподручнее шармировать восхищенную публику.

Звучание рояля у Ланг Ланга напоминает синтетическое яблоко из американского супермаркета: очень красивое на вид и при этом совершенно безвкусное. Клавирный концерт Йозефа Гайдна (самый известный, ре-мажорный) был сыгран китайцем как бы по-импрессионистски. Как бы - потому что в исполнении Ланг Ланга не ощущалось ни букета, ни послевкусия, к которым приучили стилевые игры с классиками Михаила Плетнева (превращающего К. Ф. Э. Баха в Веберна) или Григория Соколова (играющего Куперена и Рамо как Равеля и Дебюсси).

В том же духе прозвучал и Концерт самого Мориса Равеля: звуковая упаковка без содержимого, ровное глянцевое музицирование, целлулоидный пианизм, игра в пинг-понг за роялем.

Ланг Ланг умело пользуется своей шоуменской харизмой. Первым столкновением Ланга с западной цивилизацией и одновременно первым прикосновением к миру классической музыки стал просмотр им в двухлетнем возрасте той серии «Тома и Джерри», в которой хищное млекопитающее семейства кошачьих исполняло Вторую венгерскую рапсодию Ференца Листа . После петербургского выступления показалось, что это впечатление оказало решающее, прямо-таки стилеобразующее влияние на творчество пианиста.

Его хлопотание лицом явно переходит грань, отделяющую мимику тонко чувствующего музыканта от работающего на публику позера. Слишком подробно и основательно Ланг Ланг имитирует «контакт с прекрасным», «прозрение» и «вдохновение» - все эти расхожие представления о творческом акте классического музыканта доходчиво отражаются у него на лице.

Сегодняшнее поверхностное виртуозничанье на живую нитку прозвучало у Ланг Ланга бледной тенью его технического перфекционизма девяти-восьмилетней давности. Еще недавно он смотрелся реинкарнацией Горовица, сегодня куда больше напоминает его незадачливых последователей. Копия копии, псевдовиртуоз. Пианист-симулякр, идеальный герой нашего времени.

Ланг Ланг

Если одним словом охарактеризовать Ланг Ланга как музыканта и человека, его взгляды на мир, его окружение, то этим словом будет «вдохновение».

Это слово звучит как сквозной музыкальный мотив его жизни и карьеры. Он вдохновляет миллионы слушателей игрой «с открытым сердцем» - искренней, эмоциональной, будь то скромные сольные концерты или выступления на величайших сценах и крупнейших событиях - таких, как концерт во время чемпионата мира по футболу 2014 года в Рио-де-Жанейро с Пласидо Доминго в честь финального матча; на вручении 56-й премии Grammy, где он играл с группой Metallica; выступление на церемонии открытия Олимпиады 2008 года в Пекине, которое видели более 4 миллиардов телезрителей по всему миру; «Последняя ночь» на фестивале BBC Proms в лондонском Альберт-холле или же концерт в честь 200-летия Ференца Листа, который транслировался более чем в 500 кинотеатрах США и Европы.

Ланг Ланга связывают прочные творческие узы с величайшими музыкантами мира: от таких дирижеров, как Даниэль Баренбойм, Густаво Дудамель и сэр Саймон Рэттл, до артистов, далеких от мира классической музыки: среди них - исполнитель дабстепа Маркиз (Маркес) «нонстоп» Скотт или легендарный титан джаза Херби Хэнкок.

Являясь с 2010 года эксклюзивным артистом и «посланником» Sony, он записал 7-ю фортепианную сонату Прокофьева в качестве саундтрека компьютерной игры Gran Turismo 5 and 6, ставшей мировым бестселлером и распроданной многомиллионным тиражом. Пианист наводит культурные мосты между Востоком и Западом, регулярно представляя китайскую музыку западной аудитории, а западную музыку - в Китае.

И все же он никогда не забывает ту музыку, которая его когда-то вдохновила и продолжает вдохновлять до сих пор. Великих музыкантов и, прежде всего, великих композиторов: Листа, Шопена и других - чью музыку он теперь с наслаждением отдает другим. Благодаря знаменитому мультфильму «Кошачий концерт» из сериала «Том и Джерри» он в раннем детстве познакомился с музыкой Листа. И это чувство восхищения ребенка, открывающего для себя великую музыку, несомненно, остается с ним и сейчас и вдохновляет его на то, что он называет своей «второй карьерой»: с помощью классической музыки обогащать жизнь детей по всему миру. Он это делает как Посол доброй воли ЮНИСЕФ, а также через собственный Международный музыкальный фонд Ланг Ланга. Возможно, это побудило американский еженедельник The New Yorker назвать Ланг Ланга «мировым послом фортепиано».

В 2009 году журнал Time включил Ланг Ланга в число100 самых влиятельных людей года, назвав пианиста символом молодежи Китая, его будущего. Именно ему Китай в огромной степени обязан своей страстью к фортепианному искусству - феномен, названный газетой The Today Show «эффектом Ланг Ланга». Фирма Steinway впервые в своей истории назвала именем артиста одну из новых моделей, специально предназначенную для обучения - “The Lang Lang Piano”, и представила ее в Китае.

В Ланг Ланге живет и, возможно, всегда будет жить маленький ребенок. Этот малыш наверняка бы одобрил то, как пианист щедро отдает себя молодежи. Он прекрасный наставник. Он приглашает на каждый свой концерт 100 студентов-пианистов. Главные направления деятельности его Фонда - взращивание будущих звезд фортепианного искусства, использование новейших технологий и методов в музыкальном образовании, формирование молодежной аудитории классической музыки.

Пианист постоянно представлен на главных телевизионных каналах, в ведущих музыкальных изданиях по всему миру. Он выступал для самых знаменитых политиков мира: генерального секретаря ООН Пан Ги Муна, четырех президентов США, принца Чарльза, бывшего президента Германии Келера, президента Франции Олланда и его предшественника Саркози. Недавно он был удостоен чести играть перед президентом Обамой и бывшим председателем КНР Ху Цзиньтао на обеде в Белом Доме, а также на концерте, посвященном празднованию Бриллиантового юбилея королевы Елизаветы II в Букингемском дворце.

Ланг Ланг был участником Всемирного экономического форума с участием 250 молодых мировых лидеров, является почетным доктором Королевского колледжа музыки и Манхэттенской школы музыки, обладателем высшей награды Министерства культуры Китая, Ордена «За заслуги» Федеративной республики Германии и медали Ордена искусств и литературы Франции.

www.langlang.com
www.langlangfoundation.org
www.facebook.com/langlangpiano
www.twitter.com/lang_lang

Иоганн Себастьян Бах

Иоганн Себастьян Бах (Johann Sebastian Bach, 1685–1750) - немецкий композитор, органист. При жизни славился как органист и клавесинист; его композиторское творчество воспринималось современниками в связи с практической деятельностью, протекавшей в типичной для музыканта 17–18 вв. обстановке церкви, двора и города. Детские годы провёл в Эйзенахе, в 1695–1702 учился в Ордруфе и Линебурге. В 17-летнем возрасте играл на органе, клавире, скрипке, альте, пел в хоре, был помощником кантора. В 1703–07 органист Нойкирхе в Арнштадте, в 1707–08 органист Блазиускирхе в Мюльхаузене, в 1708–17 придворный органист, камер-музыкант, с 1714 придворный концертмейстер в Веймаре, в 1717–23 придворный капельмейстер в Кётене, в 1723–50 кантор Томаскирхе и городской музик-директор в Лейпциге (1729–41 глава Collegium musicum).

Бах - один из величайших представителей мировой гуманистической культуры. Творчество Баха, музыканта-универсала, отличающееся всеохватностью жанров (кроме оперы), обобщило достижения музыкального искусства нескольких веков на грани барокко и классицизма. Ярко национальный художник, Бах соединил традиции протестантского хорала с традициями австрийской, итальянской, французской музыкальных школ. Для Баха, непревзойдённого мастера полифонии, характерно единство полифонического и гомофонного, вокального и инструментального мышления, чем объясняется глубокое взаимопроникновение различных жанров и стилей в его творчестве.

Ведущий жанр в вокально-инструментальном творчестве Баха - духовная кантата. Бах создал 5 годовых циклов кантат, которые различаются по принадлежности к церковному календарю, по текстовым источникам (псалмы, хоральные строфы, «свободная» поэзия), по роли хорала и т.д. Из светских кантат наиболее известны «Крестьянская» и «Кофейная». Выработанные в кантате драматургия, принципы нашли претворение в мессах, «Страстях». «Высокая» месса h-moll, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею» стали кульминацией многовековой истории этих жанров. Центральное место в инструментальном творчестве Баха занимает органная музыка. Синтезируя унаследованные от своих предшественников (Д.Букстехуде, И.Пахельбеля, Г.Бёма, И.А.Рейнкена) опыт органной импровизации, разнообразные вариационные и полифонические приёмы сочинения и современные ему принципы концертирования, Бах переосмыслил и обновил традиционные жанры органной музыки - токкату, фантазию, пассакалью, хоральную прелюдию. Исполнитель-виртуоз, один из крупнейших в своё время знатоков клавишных инструментов, Бах создал обширную литературу для клавира. Среди клавирных сочинений важнейшее место занимает «Хорошо темперированный клавир» - первый в истории музыки опыт художественного применения разработанного на рубеже 17–18 вв. темперированного строя. Величайший полифонист, в фугах ХТК Бах создал непревзойдённые образцы, своего рода школу контрапунктического мастерства, что нашло продолжение и завершение в «Искусстве фуги», над которым Бах работал на протяжении последних 10 лет жизни. Бах - автор одного из первых клавирных концертов - Итальянского концерта (без оркестра), полностью утвердившего самостоятельное значение клавира как концертного инструмента. Музыка Баха для скрипки, виолончели, флейты, гобоя, инструментального ансамбля, оркестра - сонаты, сюиты, партиты, концерты - знаменует значительное расширение выразительных и технических возможностей инструментов, обнаруживает глубокое знание инструментов и универсализм в их трактовке. 6 Бранденбургских концертов для различных инструментальных составов, претворившие жанровые и композиционные принципы concerto grosso, явились важным этапом на пути к классической симфонии.

При жизни Баха была опубликована небольшая часть его произведений. Подлинный масштаб гения Баха, оказавшего сильнейшее влияние на последующее развитие европейской музыкальной культуры, начал осознаваться лишь спустя полвека после его смерти. Среди первых ценителей - родоначальник баховедения И.Н.Форкель (опубликовал в 1802 очерк жизни и творчества Баха), К.Ф.Цельтер, чья деятельность по сохранению и пропаганде наследия Баха привела к исполнению «Страстей по Матфею» под управлением Ф.Мендельсона в 1829. Это исполнение, имевшее историческое значение, послужило импульсом к возрождению творчества Баха в 19–20 вв. В 1850 в Лейпциге было образовано Баховское общество.

Сочинения:

Для солистов, хора и оркестра - Страсти по Иоанну (1724), Страсти по Матфею (1727 или 1729; окончательная редакция 1736), Магнификат (1723), Высокая месса (h-moll, около 1747–49; 1-я редакция 1733), 4 короткие мессы (1730-е гг.), оратории (Рождественская, Пасхальная, около 1735), кантаты (сохранилось около 200 духовных, свыше 20 светских); для оркестра - 6 Бранденбургских концертов (1711–20), 5 увертюр (сюит, 1721–30); концерты для инструментов с оркестром - для 1, 2, 3, 4 клавиров, 2 для скрипки, для 2 скрипок; камерно-инструментальные ансамбли - 6 сонат для скрипки и клавира, 3 сонаты для флейты и клавира, 3 сонаты для виолончели и клавира, трио-сонаты; для органа - 6 органных концертов (1708–17), прелюдии и фуги, фантазии и фуги, токкаты и фуги, пассакалья c-moll, хоральные прелюдии; для клавира - 6 английских сюит, 6 французских сюит, 6 партит, Хорошо темперированный клавир (том 1 - 1722, том 2 - 1744), Итальянский концерт (1734), Гольдберг-вариации (1742); для скрипки - 3 сонаты, 3 партиты; 6 сюит для виолончели; духовные песни, арии; сочинения без указания исполнительского состава - Музыкальное приношение (1747), Искусство фуги (1740–50) и др.

Ознакомиться с биографией композитора и посмотреть архивные фотографии можно на сайте Государственного дома-музея Петра Ильича Чайковского в Клину. Мы рекомендуем вам совершить увлекательную экскурсию по дому-музею.

Жизнь этого китайского пианиста напоминает волшебную сказочную историю о Золушке и вполне способна до слёз растрогать чувствительные сердца.

Мальчик-вундеркинд из китайской провинции, который впервые увидел пианино в двухлетнем возрасте в детском мультфильме «Том и Джерри», стал сегодня одним из самых одаренных пианистов-виртуозов современности.

Журнал Time включил его в число ста влиятельнейших людей в мире.

Влияние свое пианист Ланг-Ланг использует для вовлечения как можно большего количества людей в мир классической музыки.

Ланг Ланг родился в Китае 14 июня 1982 года. Пианино, увиденное в раннем детстве, заинтересовало его. Немного позже он увидел по телевидению трансляцию из Москвы концерта пианиста в Большом зале консерватории.

«Горовиц стал моим кумиром. Этот зал – первый, в котором я по-настоящему вижу, насколько эмоциональной публику делает музыка. И вот еще забавно: одно из лучших произведений в исполнении Горовица – как раз «Венгерская рапсодия» Листа, которая звучала в мультфильме «Том и Джерри», - рассказывает Ланг Ланг.

Пианист явно предлагает своей аудитории воспринять это совпадение как чудо или указующий перст судьбы. Ну что ж, нам ничего не остается, как принять его слова на веру.

Только представьте себе: еще в трехлетнем возрасте он серьезно начал учиться музыке у одного из известнейших преподавателей профессора Zhu Ya-Fen! Этот феноменальный чудо-ребенок в пять лет уже выиграл свой первый музыкальный конкурс Shenyang Piano Competition. Появление на публике юного вундеркинда произвело неизгладимое впечатление на любителей фортепианной музыки.

В возрасте девяти лет Ланг Ланг заслужил прослушивание в Пекинской консерватории, поступил в нее и совершенствовал свое мастерство удивительными темпами. В 1993 году Ланг Ланг блестяще выступил на пекинском конкурсе Xing Hai Cup Piano Competition, став его победителем, а уже на следующий год блистал талантом на четвертом Международным конкурсе юных пианистов (Fourth International Young Pianists Competition) в Германии.


В возрасте четырнадцати лет Ланг Ланг выступал лично перед президентом, а вскоре после этого уехал в Филадельфию, где его ждало обучение в Институте Кертиса.

В семнадцать лет, в 1999 году, Ланг вдохновенно и талантливо исполнил произведения Чайковского на концерте Gala of the Century, поражая поклонников виртуозным исполнением.

Феномен или клоун? Музыкант или карьерист?

Споры вокруг Ланг Ланга, его личности и его творчества не затихают ни на минуту. Начнём с того, что так и не определено, как правильно произносится его имя. Возможно, правильно нужно произносить и писать Лан-Лан или даже Лань Лань.

Личность Ланг Ланга очень оригинальная, экстравагантная, вызывающая множество споров, восторженные рукоплескания с одной стороны и недовольство и критику с другой. Пианист с популярностью рок-звезды или кинозвезды не характерен для современного музыкального мира.

Его гримерку осаждают фанаты, публика подолгу не отпускает со сцены, требуя исполнений на бис. Фанаты перенимают его прическу и копируют стиль в одежде. Исполнение его по-юношески страстное, пылкое, несколько вычурное.

Если в чём и можно упрекнуть музыканта, так это в том, что Ланг Ланг часто переходит грань между мимикой музыканта, тонко ощущающего красоты музыки, и игрой лицом, явной работой на публику, когда мимика превращается в кривляние, имитацию вдохновения и контакта с прекрасным.

В начале двухтысячных Ланг Ланг пытался поразить воображение аудитории своими бицепсами, но позже немного образумился и понял, что пианисту пристало скорее очаровывать публику игрой пальчиков, чем мускулов.

Мнения критиков и экспертов

Музыкальные эксперты признают Ланг Ланга «самым чувственным пианистом нашего времени». Главенствующей чертой его игры является неординарный, экстравагантный стиль исполнения. В то же время он истинный художник, создающий зачаровывающие картины изысканными и тонкими мазками.

Одаренный пианист привлекает внимание и любителей музыки и музыкальных критиков, которые именуют его одним из наиболее выдающихся молодых пианистов.

Сравнительно недавно Ланг Ланг дебютировал с сольным концертом в Берлинской филармонии. Аудитория и критики восприняли его выступление неоднозначно. Некоторые посчитали его игру «сыроватой», некоторые – тяжелой, другие утвердились во мнении, что удаются Лангу только произведения классического репертуара, а при исполнении произведений композиторов-романтиков удача не на его стороне.

Его первый диск, на котором записаны концерты Мендельсона и Чайковского, вызвал положительные отклики международной прессы. Выход еще нескольких альбомов музыканта запланирован на самое ближайшее время.

Одни музыкальные эксперты утверждают, что секрет успеха Ланг Ланга кроется не в его выдающейся технике исполнения, а в поэтичности. Другие говорят, что в его выверенной игре присутствует свойственная китайскому исполнению европейской классической музыки техническая точность машины.

Третьи доказывают, что в самом начале восхождения Ланг Ланг подавал надежды считать его мастерство чуть ли не реинкарнацией великого Горовица, но впоследствии его исполнение стало слишком коммерческим и лишилось истинности содержания.

Много критики в свой адрес Ланг Ланг получил за «ритм и тяжелую фразировку», вплоть до того, что отдельные профессиональные эксперты упрекнули его в вульгарности, отсутствии чувств, дав ему прозвище «Bang Bang».

Ланг чрезмерно старается подчеркивать отдельные нюансы и особенности музыки, и часто это отражается даже на его мимике во время исполнения. За это значительной критике подверглось, в частности, его исполнение второй рапсодии Листа. С другой стороны, это же исполнение у многих вызвало искреннее восхищение. Что и говорить, Ланг Ланг – личность неординарная.

Впрочем, большинство критиков отмечает, что Ланг успешно доносит до слушателей как новые идеи, так и совершенную красоту музыкальных произведений, извиняющую его самолюбование.

Невзирая на такой разброс во мнениях, молодой пианист все-таки удостоился высших музыкальных наград и заслужил любовь аудитории. Тысячи юных музыкантов стремятся играть так же виртуозно, как он сам.

Ланг Ланг старается поощрять подобные стремления и даже основал собственный музыкальный фонд, а год назад открыл музыкальную школу, в которой уже обучается 150 юных дарований. Большинство учеников – из бедных семей китайских провинций.

31 марта 2017 в одном из самых великолепных исторических помещений Праги – Испанском зале Пражского града - прошёл концерт виртуозного китайского пианиста Ланг Ланга.

Концерт завершил фестиваль Dvorak Praha, когда на торжественном вечере был провозглашён лауреат Премии Антонина Дворжака – одной из самых престижных чешских музыкальных премий, которую вручают за значительный вклад в развитие и популяризацию чешской классической музыки в Чехии и за рубежом.

Поскольку проект находится под защитой президента, гостей вечера поприветствовала первая дама Чешской Республики Ливия Клаусова. Она вместе с предпринимателем Карлем Комареком, спонсором премии, а также с председателем совета Академии классической музыки Владимиром Даряниным передали премию победителю.

В этом году им стала великолепная сопранистка Людмила Дворжакова, одна из лучших мировых исполнительниц Вагнера и Штрауса. Однако не побоюсь сказать, что и высоких гостей, и заслуженную лауреатку на сей раз затмил китайский виртуоз, приглашённый украсить своим выступлением знаменательный вечер.

Ланг Ланг – фигура парадоксальная, вызывающая вечные споры, восторженные рукоплескания и недовольство. Он не характерен для нашего времени – пианист с популярностью рок или кино-звезды.

Споры вызывает всё, начиная с его имени. Хорошо чехам, которые не задумываются над перенятой ими английской транскрипцией иероглифов. Зато русская музыкальная общественность нередко ломает копья в дебатах - не следует ли правильно писать имя музыканта как Лан-Лан или даже Лань Лань. Однако на этом споры не заканчиваются и набирают особенную остроту.

Одни говорят о том, что Ланг Ланг общается с публикой, передаёт тончайшие эмоции, что секрет его успеха не в технике, а в поэтичности. Другие, наоборот, настаивают на том, что в его безошибочной игре чувствуется характерная для китайского исполнения классической европейской музыки механичность никогда не ошибающейся машины.

Третьи пишут, что ещё недавно – в начале своей мировой известности, он был похож на реинкарнацию великого Горовица, но позднее стал слишком коммерческим, а его «красивые звуки» лишены истинного содержания.

Однако многие музыкальные критики отмечают, что Лангу как раз удаётся донести до слушателя новые идеи и истинную красоту музыки, и он отнюдь не занимается самолюбованием.

Своё «взросление» Ланг попытался подчеркнуть на пресс-конференции перед тем, как отвечать на вопросы. Попросил не вспоминать о таких своих «шутках», как этюд Шопена, исполненный с помощью апельсина или «Полёт шмеля», сыгранный им на концерте в Сан-Франциско на iPad. Так что некоторые вопросы замерли на устах. Впрочем, и других вопросов осталось немало.

— Вы играете вечером на заключительном концерте, при вручении премии Антонина Дворжака. Как Вы сами относитесь к этому композитору, играете ли его произведения?

— Дворжак – один из моих самых любимых авторов. Я не играл пока его фортепианных произведений, но надеюсь, что узнаю многое о нём от своих чешских коллег, и в будущем обязательно стану его играть. Европейская классика – это великая культура, которая отстраняет барьеры между народами. Я люблю её исполнять: это делает меня лучшим человеком.

— Журнал «Таймс» назвал Вас одним из ста самых влиятельных людей мира. Как Вы используете это влияние?

— Конечно, для меня очень важна сама игра на фортепиано, но с определённого момента в моей жизни большую роль играют музыкальные проекты и фонды. Началось это в 2004 году, когда я стал послом доброй воли UNICEF. Я поехал в Танзанию и был тронут тем, что дети там никогда не видели пианино и не слышали классической музыки, но когда я начал играть, они были способны чувствовать музыку.

Некоторые из них были больны СПИДом или малярией, но музыка давала им надежду. И я решил, что моя миссия – это передать музыку в руки подрастающего поколения.

— Как Вы помогаете прививать детям музыкальную культуру?

— В 2008 году, при поддержке Грэмми и Юнисеф, я открыл фонд в Нью-Йорке (Lang Lang Music Foundation), и там, а также в Сан-Франциско и Чикаго, появились школы, где дети занимаются музыкой более глубоко. Это привилось, после мы попробовали продолжить проект в Европе, а в этом году я открыл школу в Китае.

Я стараюсь дать китайским детям интернациональное музыкальное образование и привезти хороших учителей из-за границы, потому что у нас их недостаточно.

— Чего Вы добиваетесь в этих проектах?

Проблема сегодняшнего дня в том, что в школах нет достаточного количества музыкальных занятий и классов. В Китае, в моём детстве, в рядовой школе мы много и постоянно слушали классику, Шуберта, Бетховена, Дворжака. Это прекрасные воспоминания, именно там берёт начало моя любовь к музыке.

Но сейчас во многих странах и у многих детей этого нет, и откуда им знать, что существует такая великая музыка? Мы стараемся начать изучение в каждой из стран хотя бы в нескольких школах, показать, как музыка может влиять на детей, и надеемся, что за ними подтянутся и остальные школы.

— Вы сами играете с раннего детства. Вся Ваша жизнь связана с инструментом. Как Вы воспринимали его?

В полтора года родители купили мне пианино и игрушку-трасформер. Тогда я сначала решил, что пианино - это тоже игрушка, только очень большая. А вообще, надо сказать, что все в моём окружении играли на разных музыкальных инструментах как классическую, так и китайскую музыку.

Для музыканта очень хорошо вырасти в такой атмосфере. Это всё равно, что учить язык, на котором говорят родители. Впрочем, года через два выяснилось, что для игры на пианино нужно очень упорно заниматься, и что это не игрушка.

А сейчас Вы много занимаетесь?

— Сейчас мне достаточно двух часов в день.

Перед приездом в Прагу Ланг Ланг попросил гостиничный номер с инструментом, чтобы иметь возможность заниматься в спокойной обстановке. Оказалось, что очень мало пражских отелей могут соответствовать двум критериям: предложить номер настолько просторный и одновременно настолько изолированный от остальных, чтобы упражнения пианиста не беспокоили других гостей.

Закончилось всё тем, что рояль в номер не понесли, и музыкант довольствовался тренингом в другом месте, но свою роль в окончательном выборе отеля сыграло именно это.

— Специально для Вашего выступления на Пражском Граде из Пражской филармонии «Рудольфинум» будет доставлен рояль Steinway №3. Вы играете иногда на инструменте другой марки?

На Steinway я играю достаточно долго, привык к нему, знаю его нюансы и мне это очень удобно, а когда вы чувствуете себя комфортно и хорошо, то обычно не хочется что-то менять.

— Как Вы поддерживаете себя в форме?

— Стараюсь не есть вечером, что на самом деле вовсе нелегко – большинству музыкантов хочется пойти после концерта на хороший ужин. А ещё очень важен хороший костюм, чтобы скрыть все недостатки.

— А какую музыку Вы любите слушать помимо своих профессиональных интересов?

Джаз. Я очень люблю импровизацию, которая играет в нём основную роль. Это тот талант, который я хотел бы иметь.

— Какой музыкальной школе Вы отдаете предпочтение?

Я вырастал на русской школе, потому что все учителя в своё время сами учились в Советском Союзе. Когда я приехал в США, там у меня тоже был учитель с русской школой. Но позже в Европе я познакомился и с немецкой, и с итальянской, и с другими школами.

Я считаю, что очень хорошо уметь играть Чайковского и Прокофьева с помощью методологии русской школы, а Бетховена – немецкой.

Но самое главное – дать музыке всего себя, соединить её с собственным сердцем. Это я пытаюсь привить и тем детям, которые сейчас занимаются музыкой с моей помощью. У них есть свои учителя, которые дают им хорошую технику, и это очень важно, но я стараюсь, чтобы они поняли: мало только играть музыку, надо вложить в неё мысли и эмоции.

И именно это Ланг Лангу удалось прекрасно продемонстрировать на субботнем концерте. Китайский музыкант в очередной раз доказал, что является лучшим современным пианистом мирового масштаба. Звук был не только потрясающим по красоте, но полным силы и эмоции, истинного лиризма и поэтичности.

Особенно потрясло его исполнение Сонаты B-dur D 960 Шуберта - смена настроений, боли и рождающейся надежды, и легчайшие пианиссимо, при которых публика замирала, затаив дыхание. Всё это, вместе с великолепным исполнением Баха в первой части и виртуознейшими этюдами Шопена во второй, подняло публику в конце концерта на ноги, и долгими и громкими аплодисментами она выразила всё своё восхищение от концерта.

Ланг Ланг родился в Китае в 1982 году в семье пианистов и потому занимался музыкой с самых ранних лет. В возрасте пяти лет Ланг Ланг выиграл конкурс молодых пианистов в родном городе Шенъянге, а в возрасте 9 лет его приняли в Центральную Пекинскую консерваторию. Ещё спустя 4 года Ланг Ланг победил на Первом Международном юношеском конкурсе в Японии и удостоился чести дебютировать с Национальным симфоническим оркестром Китая.

Своё дальнейшее музыкальное образование Ланг Ланг продолжил в Институте Кертиса в Филадельфии. В 2004 году Ланг Ланг был выбран послом доброй воли ЮНИСЕФ. А четырьмя годами позже он, исполняя миссию культурного посла Китая в США, основал Международный фонд для привлечения в музыку новых талантов. Журнал Wall Street Journal включил пианиста в число «20 величайших молодых людей мира».

На счету Ланг Ланга множество побед на всевозможных конкурсах и сотни выступлений с лучшими оркестрами в престижных залах мира. На его концерты никогда не бывает «лишних билетов». Каждое его выступление – это событие, а каждый концерт – аншлаг.

Китайский пианист Ланг Ланг. Самый чувственный пианист нашего времени

О Ланг Ланге можно услышать много мнений. И мнения неоднозначные.

В нем все противоречиво. Начиная от написания имени, (где-то мы читаем Ланг Ланг, где-то написано Лан Лан и даже Лань Лань можно увидеть) и заканчивая манерой игры.

Он молод, красив, талантлив, экстравагантен. На сцене ведет себя порой, как ребенок.

Такой забавный, искренний и где-то даже юморной.

Радует тот факт, что пианист занимается благотворительностью, открыл также музыкальную школу, в которой уже обучается 150 юных дарований.

Большинство учеников - из бедных семей китайских провинций.

Китайский пианист Ланг Ланг.

Немного биографии

Ланг Ланг родился в 1982 году в Китае, в классической китайской семье. Родители, родственники и все его окружение играли на разных музыкальных инструментах, поэтому он впитывал звуки музыки, как родной язык, научился на ней «говорить» и выражать свои мысли.

В двухлетнем возрасте он увидел мультфильм «Том и Джерри», во время которого звучала «Венгерская рапсодия №2» Ференца Листа. Именно этот эпизод и пробудил его желание прикоснуться к музыке.

Свой первый конкурс Ланг Ланг выиграл в 5 лет, в 9 поступил в Пекинскую консерваторию (вы только вдумайтесь в возраст!), в 14 лет играл перед самим председателем КНР.

Он учился у лучших пианистов Китая, России и Америки, взяв понемногу от каждой школы, в результате чего получился великолепный симбиоз культур.

Ланг Ланг — Ференц Лист. Утешение №3

Какая удивительная музыка, кажется, что гениальнее что-то написать ну просто невозможно.

И вот как исполняет это произведение китайский пианист.

Послушав и посмотрев один раз его выступление, вы его больше ни с кем не спутаете.


Удивительно все, правда? Вот именно парение и наслаждение каждым звуком, каждой фразой выделяет Ланг Ланга от многих музыкантов. Своеобразная «парящая» техника.

Если присмотреться внимательно, кажется, что он практически не касается клавиш рояля. Кажется, что он подносит к ним руки, а они по волшебству начинают сами играть. Поистине завораживающее зрелище.

Великого современного пианиста отличает не только музыкальный дар, но и завидное упорство. Некоторые, называют его «китайской машиной, которая никогда не ошибается», но такое звание заслужить очень сложно.

Оттачивая свое мастерство, он посвящал своим занятиям 6-8 часов в день. Но это тоже очень понятно. Труд музыканта всегда особенный.

Ланг Ланг - Ференц Лист. Этюд «Кампанелла»

Классическая музыка, исполненная Ланг Лангом звучит по-новому. Он слышит ее по-другому и пытается донести до зрителей свое видение произведения. По словам Ланг Ланга, классическая музыка всегда остается современной, она вызывает тончайшие эмоции в душах людей любых возрастов и поколений.

Его заслугой является то, что он популяризирует классическую музыку.

Его выступления часто похожи на современные шоу. Новые идеи, филигранная техника, а также молодость и озорство, помогают Ланг Лангу вести диалог со слушателем.

Складывается впечатление, что звуки вихрем охватывают и поднимают нас, уносят от всего суетного, принося гармонию и покой.


Ланг Ланг - Фредерик Шопен. Этюд op.10 №3

Шопена играть всегда непросто. Здесь нужна необыкновенная тонкость, душевность, прочувствованность.

Все это есть у пианиста. Кажется, что звуки проходят через подушечки пальцев, их можно потрогать.

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,

Круженье, виражи и игры над волной

Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.

Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой.

Марсель Пруст.


В игре Ланг Ланга нет печали. Каким бы грустным не было произведение, всегда чувствуется, хоть далеко, но нотка оптимизма, нежности и радости.

Во многом это удается, благодаря характеру самого пианиста. Он не унывает, всегда бодр и весел. В его выступлениях и манере держаться чувствуется азарт и юношеское озорство.

Однажды, один из этюдов Шопена он сыграл не рукой, а… апельсином.

Оказывается, бывает и так…

Ланг Ланг и молодое поколение

Ланг Ланг очень много времени и внимания уделяет воспитанию молодого поколения. Он даже основал собственный фонд поддержки молодых музыкантов. Однажды, на одном из концертов в Ванкувере пианист солировал вместе с сотней молодых и талантливых учеников музыкальных школ и училищ, которые в четыре руки играли на пятидесяти роялях.

Шоу так и называлось - “101 Пианист”.

Ланг Ланг стал послом доброй воли UNICEF.

В одном из интервью он признался, что был глубоко поражен, когда приехал в Танзанию и увидел, что дети никогда не слышали классической музыки. Именно тогда, по его словам, он понял предназначение своей жизни и своего творчества - приобщать людей к музыке и дарить им радость.

Ланг Ланг и его ученик Марк Ю. Шуберт.

Фантазия для фортепиано в четыре руки, часть 1

Послушаем, как удивительно исполняет пианист со своим учеником это произведение Шуберта. Очень цельно все и органично. Кажется, что они настолько одинаково чувствуют музыку, а как они двигаются в унисон. Складывается впечатление, что они делают один вдох на двоих.


Ланг Ланг - Аве Мария Шуберт-Лист

Вот еще одно замечательное и всем известное произведение — Аве Мария.

Есть у музыки свойства такие,

Уносящие чувства в зенит.

Тихо! Слышите? - «Аве Мария!»

Высотой благозвучной пленит.

Разливается строгий напев,

То с собой в поднебесье уносит,

Потаённые струны задев.

Звуки трепетно, проникновенно,

Как вуалью, окутали зал.

И становятся вдруг откровенны

Чьи-то грёзы в бездонных глазах

А душа с той молитвою строгой

Улетает, крылатая, ввысь…

И надежда, и боль, и тревога

В песне дивным аккордом слились.

Мир заполнили звуки живые -

Словно горный источник журчит.

Заклинанием «Аве Мария!»

Величаво и нежно звучит…


Ланг Ланг - Шуберт. Серенада

Серенада Шуберта в исполнении Ланг Ланга заставляет сердце трепетать. Грусть, печаль, слезы, наворачивающиеся на глазах. .

Ланг Ланг живет каждой нотой. И вот снова парит, кажется, что приподнимается над землей, а томление души и уныние сменяет надежда.

Песнь моя летит с мольбою

Тихо в час ночной.

В рощу легкою стопою

Ты приди, друг мой.

При луне шумят уныло

Листья в поздний час,

И никто, о друг мой милый,

Не услышит нас.

Слышишь, в роще зазвучали

Песни соловья,

Звуки их полны печали,

Молят за меня.

В них понятно все томленье,

Вся тоска любви,

И наводят умиленье

На душу они,

Дай же доступ их призванью

Ты душе своей

И на тайное свиданье

Ты приди скорей!

Очень красивое и тонкое исполнение. А на видеозаписи мы увидим еще элементы шоу с подсветкой, эффектами. Удивительно все…


И в заключении послушать интервью с Ланг Лангом.

Очень интересный материал о пианисте.