Леонид осипович пастернак картины. Художник леонид осипович пастернак. Отрывок, характеризующий Пастернак, Леонид Осипович

Если назвать фамилию Пастернак, то, скорее всего, большинство людей по ассоциации продолжат – Борис. Имя Бориса Леонидовича Пастернака известно в России любому культурному человеку. По крайней мере, знакомому со школьной программой по литературе. И знают Пастернака прежде всего как поэта. А вот отец нобелевского лауреата Леонид Осипович Пастернак – человек ничуть не меньших талантов и известности, правда, в другой области искусства.

Леонид Пастернак: рисовать вопреки

На вопрос «Как вам живется?» он отвечал: «Я не живу, я рисую». Поэтому, наверное, и смог пройти через подавление родителей, вплоть до физического уничтожения рисунков. Леонид Осипович Пастернак родился 22 марта 1862 года в Одессе, в бедной еврейской семье (хотя, согласно фамильному преданию, среди предков числись и весьма известные средневековые деятели – философ и политик дон Исаак Абрабанель и его сын поэт Иегуда). Осип Постернак (именно так изначально писалась фамилия) содержал постоялый двор на окраине, его жена Лия несла на себе заботы о хозяйстве. Они понимали счастье и успех сына по-своему и хотели, чтобы «он вышел в люди». Иначе говоря, получил «нормальную еврейскую профессию» — стал бы медиком или юристом.

Но Леонид оказался человеком – хотя пока и маленьким – но уже с характером. Так что бросать рисование он и не думал, и все равно находил пути выхода своей творческой энергии. Например, расписывал стены угольком. (Казалось бы, ничего особенного, мало ли кто из мальчишек не рисовал на стенах? Но тут есть повод лишний раз подумать о талантах детишек и присмотреться к юным художникам, певцам, актерам, фокусникам и т.д. внимательнее.)

В семь лет он получил первый заказ. От дворника, который жил неподалеку. Тот попросил мальчика сделать несколько картин про охоту. Мастер заказ выполнил, а дворник, которого художник впоследствии шутливо называл «моим первым Лоренцо Медичи», остался доволен. И даже заплатил «солидный» гонорар в размере пяти копеек. Правда, за каждое «полотно».

В 1881 Леонид окончил Одесскую гимназию, и уже на следующий год попытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вакансия уже оказалась занята — и не кем-нибудь, а дочерью Льва Толстого Татьяной. При этом Пастернак уже учился на медицинском факультете Московского университета – наверное, это можно назвать данью желаниям родителей. Оттуда он вскоре перевелся на юридический факультет, а в 1883 году поступил в Мюнхенскую королевскую академию художеств, которую и окончил по натурному классу, притом экстерном.

Вернувшись на родину, Леонид Осипович стал счастливым супругом талантливой пианистки Розалии Кауфман.

А через год в семье Пастернаков родился сын – Борис. Затем – сын Александр и две дочери, Лидия и Жозефина. Все они выросли людьми талантливыми, высококультурными. Но именно Борису Леонидовичу Пастернаку суждено было завоевать всемирное признание, превосходящее известность отца.

Борис Пастернак: путь к поэзии

Дети в семье Пастернаков росли в атмосфере высочайшей и несколько ортодоксальной, свойственной, скорее, 19 веку, культуры. Мать – замечательный музыкант, отец – прекрасный художник. Друзья семьи – чего стоит одно перечисление имен — Лев Толстой, Сергей Рахманинов, Райнер Мариа Рильке и многие другие выдающиеся люди. Все это, разумеется, формировало внутренний мир того юноши, который вскоре станет одним из главных поэтов 20 века.

Когда родителям кажется, что стихи, рисунки, музыкальные занятия их ребенка – только лишь хобби, которое скоро пройдет и забудется, а получить серьезную профессию необходимо – такая ситуация, согласитесь, встречается настолько часто, что ее, пожалуй, можно считать нормой. Родители Леонида Пастернака желали своему сыну добра, и вряд ли их можно винить за то, что они препятствовали увлечению будущего художника. Иной вариант, когда родные всерьез принимают творческие искания ребенка, является, скорее, исключением. И чаще всего мы видим такой подход в семьях, где сами родители – художники в широком смысле слова. Так и воспитывался Борис Пастернак. Отец и мать хотели, чтобы сын нашел свое место в жизни и был счастлив. И они всячески поощряли его увлечения – во всем их творческом многообразии.

До того как сознательно и бесповоротно определиться с выбором творческого пути, Борис поступает в Московскую консерваторию. Здесь тоже не обходится без семейных связей – в данном случае, речь идет о Скрябине, близком друге Леонида Осиповича. Но вскоре будущий поэт оставляет мысли о музыкальной карьере, несмотря, как говорится, «на все данные». Он становится студентом историко-философского факультета Московского университета. А в 1913 году он отправляется в Марбург, где изучает философию уже под началом профессора Когена, главы Марбургской неокантианской школы. Однако увлечение философией тоже продолжается недолго, Борис влюбляется, возвращается в Москву и осознает себя, наконец, лириком – более, нежели логиком.

В следующем же году выходит первый поэтический сборник Пастернака «Близнец в тучах», поэт знакомится с Маяковским и другими футуристами, оканчивает университет и полностью отдается литературной деятельности.

И все-таки, как поется в одной хорошей песне, «ничто на земле не проходит бесследно» — и философии, и тем более музыке в поэзии и прозе Бориса Пастернака всегда будет отводиться важное место. Об этом еще напишут критики и литературоведы – от Марины Цветаевой до Дмитрия Быкова.

Многое досталось Борису от матери – умение жить искусством и в искусстве, творческая и жизненная самоотдача.

С отцом можно найти немало общих черт в творчестве. Художник Леонид Пастернак старался запечатлеть мгновение, это был один из основных его методов, во многом сформировавшихся под влиянием опыта импрессионизма. Он делал зарисовки буквально «на ходу». По сути, поэт Борис Пастернак в своих текстах делал то же самое. Из некой последовательности метафор и образов «чем случайней, тем вернее» получался эффект как бы мгновенного кадра, который можно в подробностях рассмотреть. Некоторая импрессионистская «фотографическая» смазанность, рождаемая быстрым движением «камеры», также роднит кисть Леонида Осиповича и слово Бориса Леонидовича.

Поэт-отец: «ребячества пришлось на время бросить…»

В 1921 году Леонид Пастернак с женой и дочерьми уезжают из Советской России. Как они думали – на время, для лечения. Как оказалось – навсегда. Они живут в Мюнхене, где художник переносит глазную операцию и много пишет. В тридцатые к власти приходят нацисты, нормальная творческая жизнь быстро становится невозможной, и в 1935 Леонид Осипович перебирается в Оксфорд, где его уже ждет дочь Лидия, вышедшая замуж за англичанина. Сыновья Борис и Александр остаются на Родине.

Вскоре после отъезда родителей, Пастернак женится на Евгении Лурье, талантливой портретистке. Брак их продлился недолго, но в этом браке в сентябре 1923 появился на свет первенец поэта — Евгений. Отец был очень счастлив, в чем признавался в дневниках, письмах, разговорах. Хотя, опять же, по собственным уверениям, был еще не готов к отцовству.

«Я бедствовал. У нас родился сын.
Ребячества пришлось на время бросить.
Свой возраст взглядом смеривши косым,
Я первую на нем заметил проседь», — писал об этом времени Пастернак в своем романе в стихах «Спекторский».

Мальчик рос очень похожим на отца – сходство было буквально портретное, более того, сын походил на Бориса Леонидовича и голосом, и даже почерком. Отношения у них складывались доверительные, близкие, и сын стал настоящим другом для отца, а впоследствии и вдумчивым исследователем отцовского творчества, автором множества работ, связанных с биографией и литературным наследием Пастернака.

В 1931 году Пастернак женится вновь, на сей раз его избранница — Зинаида Николаевна Нейгауз, которая в 1938 году подарила Борису еще одного наследника – Леонида. Беременность пришлась на тяжелое и жуткое время зимы «большого террора».

«Но мальчик родился, милый, здоровый и, кажется, славный. Он умудрился появиться на свет в новогоднюю ночь с последним, двенадцатым ударом часов, почему, по статистике родильного дома и попал сразу в печать, как «первый мальчик 1938 года, родившийся в 0 часов 1 января». Я назвал его в твою честь Леонидом», – писал Борис отцу (6 января 1938, Москва).

Отношения со вторым сыном у Бориса Леонидовича были, может быть, даже более нежными, внимательными, чуткими. Сложно судить, каким он был отцом, но по воспоминаниям детей ясно одно – папу они любили, уважали, интересовались им. И это было взаимно.

Поэт-сын: «Я писал папе…»

Из писем того времени многое можно понять о Борисе Пастернаке – и как сыне, и как отце. Причем внимание Бориса Леонидовича и Леонида Осиповича относится не только к творческой, но и к обыденной стороне жизни друг друга.

Вот характерные выдержки из письма Бориса Пастернака отцу, датированного одним из последних мирных дней 1941 года, 19 июня.

«Дорогой папа!

<…>Изображенный на карточке - твой внук и тезка Лёня, самое робкое, удивительное и ранимое существо из всех, когда-либо мной виденных, главная страсть которого - рисование и который на вопрос: “Кто лучше всех рисует? ” показывает пальцем на твои великолепные графические и масляные эскизы на стене и отвечает “Мой дедушка”.

<…>Среди прочих забот я занят “Ромео и Джульеттой”, половина которой уже сделана мной по-русски. Не суди “Гамлета” слишком строго. Тебе, привыкшему к хорошим старым переводам, он никогда не понравится.

А теперь, до свиданья! Не мучай себя частым писанием писем. С нас достаточно, как и прежде, твоих телеграмм. Прости меня, если я чем-нибудь огорчил тебя своими словами.
<…>Нежно тебя целую.

Твой Боря».

Леонид Осипович Пастернак ушел из жизни 31 мая 1945 года, в возрасте 83 лет. Борис Леонидович узнал об этом из телеграммы, которая пришла в ответ на его безуспешные попытки выяснить судьбу своего письма отцу.

Он прислал оставшимся в Оксфорде родным телеграмму, в которой помимо прочего были такие слова:

«Как пережить невозвратимую потерю и мрачную бесцветную жизнь без этого удивительного большого человека, художника и жизненного примера. Бедный, бедный, дорогой папа».

(перевод с английского)

Когда-то Борис Пастернак написал об отце так:

«Папа! Но, ведь это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, – тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, – удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью – в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…»

Лучшего свидетельства об отношениях «отцов и детей» в семье Бориса Пастернака, наверное, не стоит искать.

Леонид Осипович Пастернак — живописец и график. Родился в Одессе 22 марта (3 апреля) 1862 г. в семье содержателя небольшой гостиницы. Был младшим из шести детей в семье.
Способности к рисованию проявились у мальчика в раннем детстве. С 1874 г. он сочетал занятия в Одесской рисовальной школе с учебой в гимназии, по окончании которой предпринял безуспешную попытку поступить в художественное училище. Родители не одобряли увлечения сына, и по их настоянию в 1881 г. Леонид стал студентом медицинского факультета Московского университета. Через два года он перевелся в Новороссийский университет (Одесса), где до 1885 г. изучал юриспруденцию.
Одновременно Пастернак продолжал заниматься живописью: в 1882 г. учился в московской школе-студии Е.С.Сорокина, в 1883-1886 гг. — в мюнхенской Академии художеств у И.К.Гертериха и А.Лицен-Мейера. Брал уроки офорта
у И.И.Шишкина.
Участие в ежегодных выставках Товарищества передвижников принесло молодому художнику первый серьезный успех: в 1889 г. его картина «Письмо с родины» была приобретена П.М.Третьяковым. Окрыленный успехом, Пастернак переезжает в Москву. Он женится на пианистке Розалии Исидоровне Кауфман (1868-1939); в 1890 г. у них рождается первенец Борис — будущий русский поэт.
Вскоре художник предпринимает поездку в Париж. По возвращении Пастернака оттуда его произведения становятся более изысканными и динамичными, он начинает использовать новую технику — сочетание темперы, пастели и угля.
В основе творческого метода Пастернака лежат быстрые, почти мгновенные зарисовки, которые сам он называет школой «настоящего импрессионизма». Ощущение фиксации впечатления художнику удается сохранить и в живописных произведениях — за счет выбора будто бы случайного движения, раскрывающего образ. Работы Пастернака отличает своеобразная, основанная на контрастах света и тени, передача световоздушной среды.
Пастернак проявил себя как замечательный художник книги: им созданы рисунки к собранию сочинений М.Ю.Лермонтова (1891), четыре акварели к роману «Война и мир» (1893). По приглашению Л.Н.Толстого в 1898-1899 гг. он выполнил иллюстрации к роману «Воскресение», остающиеся непревзойденными до сих пор.
Л.О.Пастернак был членом объединения «Мир искусства» и одним из учредителей Союза русских художников. С 1894 по 1921 г. он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (впоследствии — ВХУТЕМАС),
а в 1905 г. получил звание академика живописи.
Талантливый портретист, Пастернак проникновенно передает внутреннюю жизнь своих моделей. Наиболее известны его групповые композиции: «Л.Н.Толстой с семьей в Ясной Поляне» (Государственный музей Л.Н.Толстого), «Заседание совета преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества» (обе — 1902, Русский музей), «Поздравление» (портрет детей художника; 1914, Третьяковская галерея).
В 1921 г. Пастернак выезжает на лечение в Германию. С женой и дочерьми он поселяется в Берлине, где создает портреты выдающихся современников:
А.М.Ремизова (1924), А.Эйнштейна (1924, Иерусалимский университет),
Р.М.Рильке (1926), Г.Гауптмана (1930) и др. В 1927 и 1932 гг. в Берлине проходят две персональные выставки мастера. В период эмиграции его интерес привлекает еврейская тематика: он участвует в историко-этнографической экспедиции
в Палестину, издает монографию «Рембрандт и еврейство в его творчестве», пишет цикл портретов выдающихся деятелей еврейской культуры. В 1932 г. в Берлине была издана книга его воспоминаний о Л.Н.Толстом, но большая часть тиража погибла при публичном сожжении книг нацистами.
Покинув Германию в 1938 г., Леонид Осипович перебрался в Англию, где тогда проживали его младшая дочь. Некоторое время работал в Лондоне, в последние годы жил в Оксфорде, в доме дочери Лидии.
Умер Л.О.Пастернак в Оксфорде 31 мая 1945 г.

Большинство подлинников, а также множество авторских повторений, эскизов и вариантов иллюстраций Л.О.Па-стернака к «Воскресению» хранится в Государственном музее Л.Н.Толстого в Москве. Ряд черновых набросков находится в собрании Музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна».
Первоначально эти иллюстрации были опубликованы в журнале «Нива» за 1899 г. (№11-52), где ро-ман впервые стал печататься. Их количество было пополнено в отдельном издании «Воскресения», выпущенном А.Ф.Марксом в 1900 г. непосредственно вслед за напечатанием ро-мана
в «Ниве». По цензурным требованиям две иллюстрации — зарисовка политических на полуэтапе и эпизод раздачи англичанином Евангелий — в издании Маркса отсутствуют. Две эти иллюстрации воссоединились с остальными в том же году в одном из английских изданий «Воскресения» в издательстве «Сво-бодное слово». Все 33 иллюстрации были также выпущены «Свободным словом» в 1901 г. в виде папки.
Все эти издания включали в себя только черно-белые иллюстрации, оригиналы которых представляют собой рисунки на бумаге или картоне, выполненные итальянским карандашом с использованием белил (в двух случаях — живопись маслом на картоне).
В 1915 г. в издательстве И.Д.Сытина вышло отдельное роскошное издание романа, в котором, помимо 24 черно-белых иллюстраций (включая впервые публикуемый лист «По дороге из суда в тюрьму»), были помещены 10 авторских вариантов, выполненных в цвете.
При жизни художника иллюстрации печатались в отдельных изданиях еще дважды: в берлинском издательстве «Нева» в 1923 г. и в издательстве «Academia» (Москва; Ленинград) в 1935 г.
В последнее из указанных изданий вошли 35 иллюстраций (включая — впервые — вариант иллюстрации «Весна» с силуэтом Л.Н.Толстого), воспроизведенные в основном по оригиналам из Государственного Толстовского музея (однако только четыре из них были напечатаны по цветным оригиналам). Редактор этого издания обратил внимание читателя на то, что две иллюстрации Пастернака не соответствуют толстовскому тексту. Эти несоответствия возникли либо в силу обычной корректорской небрежности при печатании «Воскресения» в «Ниве», либо в связи с исправлениями редактора журнала Р.И.Сементковского:
«Так, иллюстрация к XIV главе первой части изображает две фигуры (кроме ямщика), едущих в санях к тетушкам Нехлюдова в страстную субботу, — священника и дьякона — в связи со следующим текстом „Нивы“: „Вечером в субботу, накануне Светлого Христова Воскресения, священник с дьяконом... приехали служить заутреню“. В подлинном же толстовском тексте (и в издании „Свободного слова“) говорится, что к тетушкам приехали „священник с дьяконом и дьячком“, то есть в санях, кроме ямщика, должны были находиться три фигуры. Иллюстрация к XXIV главе той же части изображает стоящую фигуру Масловой, кото-рую трогает за рукав халата жандарм. Это соответствует следующему тексту „Нивы“: „Когда Картинкин и Бочкова вышли, она все еще стояла на месте и плакала, так что жандарм должен был тронуть ее за рукав ха-лата“. Но в подлинном толстовском тексте (и в издании „Свободного слова“) вместо „стояла“ читается „сидела“».

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

История семьи Пастернак это целая эпопея! Сначала немного о Л. О. Пастернаке.
Пастернак Леонид Осипович (22. 3. 1862, Одесса -31. 5. 1945, Оксфорд) - живописец, портретист.
Родился в бедной семье, младшим из шести детей. Рано проявил пристрастие к рисованию, что встречало сопротивление родителей. Окончил в 1881 гимназию, одновременно посещая Одесскую рисовальную школу. В 1881-82 учился на медицинском факультете Московского университета, параллельно занимаясь живописью и рисунком.

В 1883 перевелся на юрфак Новороссийского университета (Одесса); вскоре поехал в Мюнхен, где провел несколько семестров в Королевской Академии изящных искусств.
В Одессе Пастернак встретился с пианисткой Розалией Кауфман.
В 1889 они поженились и переехали в Москву.
Известный коллекционер П.Третьяков «с мольберта», купил у Пастернака «Письмо с родины»; успех этой картины на очередной Выставке передвижников выдвинул имя Леонида Пастернака в ряд с наиболее видными передовыми художниками того времени. Репин посылал к нему учеников, Николай Ге называл его своим продолжателем.

В 1890 у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года - Александр, ставший впоследствии известным архитектором.

В 1894 Пастернак написал картину «Накануне экзаменов», которая в 1900 году со Всемирной выставки в Париже была куплена для Люксембургского музея (теперь находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже).

В 1898 Л.Толстой через свою дочь, Т.Толстую, обратился к Пастернаку с просьбой проиллюстрировать его новую книгу «Воскресенье». Оригиналы рисунков были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900.
В 1900 году родилась дочь Жозефина (1900-1993), а через два года – Лидия (1902-1989).

В 1912 во время пребывания всей семьи за границей в связи с лечением Розалии Пастернак (на водах в Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы) художник начал свою большую работу «Поздравление» - портретную группу детей, пришедших с подарками поздравить родителей с днем их серебряной свадьбы (1914).

В сентябре 1921 года художник Леонид Осипович Пастернак с женой и двумя дочерьми Жозефиной и Лидией получил разрешение на выезд из Советской России за границу для длительного лечения, по личному ходатайству А. В. Луначарского. Они уезжали, рассчитывая вернуться в Москву после того, как в ней восстановится нормальная жизнь.
Сыновья Борис и Александр, остались в родительской квартире на Волхонке, превращенной еще до отъезда родителей в коммунальную.
Местом пребывания Л. О. Пастернака с семьей стал Берлин. Он с воодушевлением взялся за новые задачи и вскоре освоился в художественной атмосфере Берлина 1920-х годов.
Он написал портреты многих ученых, художников и писателей своего времени. Это - немецкий филолог А. фон Гарнак, физик А. Эйнштейн, поэт Р. М. Рильке, писатель Г. Гауптман, художник Макс Либерман. Среди русских, с кем он встречался, и чьи портреты писал в Берлине, - А. Ремизов, М. Гершензон, Лев Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и его жена Наталья Розенель.

Леонид Осипович писал натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением, городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена.
Окончив университет, дочери вышли замуж и разъехались. Жозефина с мужем и двумя детьми жили в Мюнхене, младшая Лидия Пастернак-Слейтер в 1935 году переехала в Англию, где ее муж вскоре после рождения детей получил от своих родителей большой дом в Оксфорде.
С ужесточением нацизма в Германии сначала Леонид Осипович с женой, а потом и Жозефина с семейством бежали в Англию. Картины Пастернака в ящиках советского посольства были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву.
В 1938 г. Леонид Пастернак покинул Германию и поселился в Англии. В Лондоне он снова взялся за работу, несколько картин были отданы в Британский музей, планировалась выставка его работ.
Внезапная смерть жены в августе 1939 была тяжелым ударом. Лидия привезла в Оксфорд убитого горем отца. В доме на Парк Таун 20 Леонид Осипович Пастернак прожил последние шесть лет своей жизни. Леонид Осипович умер в Оксфорде 31 мая 1945 г.
Пастернак создал целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети кормят родителей. Действительно, рисунки и литографии, изображающие сцены детской жизни, пользовались огромным успехом у коллекционеров.

Лидия Леонидовна ПАСТЕРНАК-Слейтер (1902-1989). Ее детство и юность прошли в атмосфере высокой культуры и интеллигентности, характерной для семьи Пастернаков. Жизнь у нее, как впрочем и у всех детей Леонида и Розалии Пастернак, была полна волнующих событий и обстоятельств. В 1921-м она вместе с родителями и старшей сестрой Жозефиной выехала в Берлин. Родители надеялись поправить свое пошатнувшееся здоровье и дать дочерям возможность получить высшее образование. Жозефина подала документы на философский факультет берлинского университета. Лидия выбрала биохимический факультет этого же университета, по окончании которого работала в Мюнхенском институте психиатрии, затем в Институте Кайзера Вильгельма в Берлине. К слову, там она оказалась в одной лаборатории с великим ученым Николаем Васильевичем Тимофеевым-Ресовским.
Тимофе;ев-Ресо;вский (1900 - 1981) - биолог, генетик. В сентябре 1945 г. Тимофеев-Ресовский был этапирован в Москву и приговорен к 10 годам за измену Родине. В 1947 году, в связи с работами по созданию советской атомной бомбы, специалиста
по радиационной генетике, его перевели на «Объект 0211». Он был при смерти от голода. В 1951 г. он был освобожден. В 1955 году - подписал знаменитое «Письмо трёхсот» против «лысенковщины».

Там же Лидия познакомилась с английским ученым-психиатром Элиотом Слейтером. Замужество позволило ей в сентябре 1935 года покинуть нацистскую Германию и поселиться на родине мужа в Оксфорде, где Элиот получил от родителей большой дом. К тому времени у них уже родились два сына, впоследствии в Великобритании появились на свет две дочери: Майкл (1936), Ники (1938), Роза (1940) и Лиза (1945). Слейтер как врач работал в военных госпиталях, а в последний год войны он оставил семью, передав большой дом в распоряжение жены.
С годами Лидия все больше времени стала уделять литературным занятиям. Всю свою жизнь Лидия писала стихи, в том числе и на английском языке.
Лидия Леонидовна Пастернак-Слейтер побывала в России спустя 39 лет после своего отъезда из Москвы. Дело происходило в июньские дни 1960-го, когда в Переделкино умер ее брат Борис. Перед его смертью была послана телеграмма в Оксфорд, но все метания Лидии перед воротами советского консульства были напрасны. Визу ей дали только после похорон.
А она любила свою страну всей душой. Хранила наследие отца, переводила на английский стихи брата Бориса, Ахматовой, Евтушенко, устраивала вечера, посвященные молодым поэтам из СССР в различных университетах Англии. А в 1979-м, к открытию грандиозной выставки отца в Третьяковке, привезла в подарок целую коллекцию его работ. Умерла в 1989 году.

Жозефина Леонидовна ПАСТЕРНАК (1900 - 1993) летом 1921 выехала через Латвию в Берлин Жозефина пошла на философский факультет, чтобы заниматься религиозной философией.
Весной 1924 вышла замуж за своего троюродного брата - Федора Карловича Пастернака и поселилась вместе с мужем в Мюнхене, где окончила университет в 1929 году со степенью доктора философии. В сущности, она всю жизнь потом размышляла над вопросами теории познания, что, в конце концов, вылилось в серьезное сочинение.
Жозефина тоже писала стихи. Брат, Борис Пастернак восхищался ими. У Жозефины родились двое детей: дочь Аленушка (1927) и сын Чарли (1930). В 30-ые годы Жозефина собиралась с семьей получить статус беженцев и переехать в Америку. Муж Жозефины как австрийский подданный был интернирован.
Осенью 1938 Жозефина с двумя детьми и мужем вынуждены были спешно бежать из Германии: обосновались в Оксфорде неподалеку от отца и сестры.
Жозефина Пастернак подружилась также с А. Ф. Керенским, острый ум которого она высоко ценила.

ПАСТЕРНАК Александр Леонидович (1893, Москва – 1982, там же.) Учился в гимназии в одном классе с Владимиром Маяковским. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Политехнический институт.
Работал на строительстве Шатурской ГРЭС.
Был помощником К. С. Мельникова при проектировании и строительстве саркофага в Мавзолее В. И. Ленина.
Начальник строительства 4-го узла канала Москва-Волга (1935 – 37), автор проектов коттеджей для членов правительства Турции (1934) и универмага в Москве (1938). Работал над проектом восстановления Севастополя (1946), преподавал в МАРХИ (1932 – 55).
Автор воспоминаний, вышедших в Мюнхене в 1983 году. Воспоминания охватывают в основном конец XIX - начало XX столетий вплоть до революции 1917 г. Не претендуя на документальную точность и последовательность изложения, автор сохранил остроту детских и юношеских впечатлений и великолепно передал как архитектурный облик Москвы тех лет, так и неповторимое очарование быта близких им семей в дореволюционной Москве. Его книга - это, помимо прочего, еще и путеводитель по старой Москве, которой почти не осталось.
Шероховатость в описаниях, меткость сравнений местами напоминают прозу старшего брата. Жена Ирина Николаевна, урожденная Вильям, тоже архитектор. Сын Федор Александрович, его жена Розалия Константиновна и их дочь Анна Федоровна – океанологи. Похоронен Александр Леонидович на Введенском кладбище в Москве.

Бори;с Леони;дович ПАСТЕРНАК(1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино).
Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович.
В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Борис Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).
Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ.
С 1914 близко знакомится с Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности.
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине.
В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. Евгения Лурье родилась в Могилёве в семье владельца писчебумажного магазина, одной из четверых детей. Окончила частную гимназию и уехала в Москву, где поступила на математическое отделение Высших женских курсов. Но вскоре она бросила математику и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. Брала уроки живописи у Роберта Фалька, стала профессиональным художником-портретистом. Евгения обладала всеми качествами классической музы – утончённая красавица, будто сошедшая с полотна Боттичелли, весёлая, деликатная, наделённая удивительным чувством прекрасного.
В 1923 году (23 сентября) в семье Пастернаков рождается сын Евгений. Пастернак назвал сына именем любимой жены - вопреки еврейской традиции не давать младенцам имена живых родственников.
В 1931 году брак Евгении Лурье с Борисом Пастернаком распался. Равновесие семейной жизни расшатывала ревность Евгении. Она безумно переживала по поводу переписки мужа с Мариной Цветаевой.
Для Евгении уход Пастернака, после тяжёлого объяснения, обернулся трагедией – она стала медленно сходить с ума.
В годы Великой Отечественной войны (с 6 августа 1941 года) Евгения Владимировна находилась с сыном в эвакуации в Ташкенте. Умерла она в Москве 10 июля 1965 года.
На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
В 1929 году Пастернак знакомится с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию. К моменту их первой встречи, Пастернаку было уже почти сорок, Зинаиде Нейгауз – тридцать три. Её брак, в отличие от брака поэта, был весьма благополучным – Зинаида была замужем за великим пианистом и основателем знаменитой музыкальной школы Генрихом Нейгаузом. И вот в доме Нейгаузов появился Пастернак.
Писатель не на шутку увлёкся Зинаидой и как-то объяснился с ней, но она решила осадить его. Это не только не охладило чувств Бориса, а подстегнуло его ещё на одно безумие – он пошёл к Генриху Нейгаузу и рассказал ему о своей любви к его жене. Когда поэт выложил всё Генриху, тот даже не возмутился, а спокойно ответил, что всё в порядке.
И что он прекрасно понимает чувства соперника, потому как у него у самого тоже есть женщина помимо жены.
Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В ночь на 1 января 1938 у них рождается сын Леонид (будущий физик).
Зинаида Пастернак после смерти мужа (1960 г.) осталась без средств к существованию. Его произведения не издавали, пенсию за мужа, несмотря на все хлопоты весьма именитых друзей, получить так и не удалось. За год до смерти, уже будучи тяжело больной, она написала «Воспоминания» о своей жизни с Борисом.
Зинаида Николаевна Пастернак умерла в 1966 году от рака горла. Сын Леонид Борисович умер в 1976 году в 38 лет.
В 1936 Борис Пастернак поселяется на даче в Переделкино. Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х хорошо известен многим: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв.72. К концу 30-х Пастернак обращается к прозе и переводам Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
В 1937 году Борис проявляет огромное гражданское мужество - отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного писателя Б. Пильняка.
1942-1943 годы он провёл в эвакуации в г.Чистополь, Татарстан. Помогал материально многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой - Ариадне Эфрон.
В декабре 1946 г. в редакции журнала «Новый Мир» Пастернак познакомился с О;льгой Все;володовной Иви;нской (1912 - 1995), она стала «музой» поэта. Ольга закончила в 1934 году Московский институт редакционных работников, работала редактором, переводчицей, была писательницей. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения. Он посвятил ей многие стихотворения. Она - основной прототип Лары из «Доктора Живаго».
Роман «Доктор Живаго» о судьбах российской интеллигенции от начала столетия до Великой Отечественной войны создавался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 год.
Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 году прокоммунистическим издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, - привела к настоящей публичной травле Пастернака, исключению из Союза писателей, оскорблениям в его адрес со страниц газет, на собраниях трудящихся. Коллеги-писатели требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!».
В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии.
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкине.
Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной газете» (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня). Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище.
До 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.
Судьба Ивинской трагична. В 1949 г. она была арестована за «близость к лицам, подозреваемым в шпионаже». В тюрьме у беременной Ивинской произошёл выкидыш.
Особым совещанием она была приговорена к 5 годам.
После освобождения вернулась в Москву, где была для Пастернака главной опорой и поддержкой во время травли после присуждения ему Нобелевской премии по литературе.
Ивинской и её детям Пастернак завещал часть авторских гонораров за заграничные издания «Доктора Живаго». Эти деньги, явились причиной ее повторного ареста (вместе с дочерью - Ириной Емельяновой) в августе 1960 г. по обвинению в контрабанде. Ольге присудили 8 лет, дочери Ирине дали 3 года. Следователь обвиняет Ольгу в том, что это она… написала крамольный роман. Ему в руки попала записка Пастернака: «Никто не знает, что это все ты, ты одна водила моей рукой…». В защиту двух женщин пишут и Дж.Неру, и бельгийская королева, Грэм Грин, Франсуа Мориак, Альберто Моравиа и др.
Ивинская была освобождена через 4 года в октябре 1964 года. Стараниями книгоиздателя Фельтринелли она была включена в число наследников Пастернака и получила свою долю, позволившую прожить последние 30 лет жизни в однокомнатной квартире около Савёловского вокзала до кончины 8 сентября 1995 года. Похоронена на кладбище в Переделкино.

Леонид Осипович Пастернак - русский художник, представитель модерна, самобытный живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации. Отец поэта Бориса Пастернака.

Имя Леонида Пастернака хорошо знакомо любителям изобра-зительного искусства прежде всего как создателя иллюстра-ций к роману Толстого «Воскресение». Произведения художника хранятся во многих музеях России и за рубежом. Многочисленное творческое наследие включает в себя как живописные работы, так и графику, в которой значитель-ное место занимает рисунок. Именно в этой технике особен-но ярко раскрывается талант Леонида Пастернака.

Автопортрет

Детство и юность Пастернака прошли в Одессе. По воспоминаниям художника, он «стал рисовать очень рано и очень полюбил это занятие». Будучи гимназистом, Пастернак поступает в Одесскую рисовальную школу Общества поощрения изящных искусств и оканчива-ет ее в 1881 году с серебряной медалью. Родители не одобря-ли стремления юноши к профессиональным занятиям искус-ством. Поэтому он поступил на медицинский факультет Московского университета. В Москве Пас-тернак пытался попасть в Московское Училище живописи, ваяния и зо дчества, но там не было вакантных мест. Он переводится в Одессу на юридический факультет Новороссийский университета , с туденты которого имели право выезжать за границу.



В 1882 году Леонид Пастернак уезжает в Мюнх ен. Академия художеств в Мюнхене считалась в те годы одной из лучших художественных школ Западной Европы, особен-но славилась она преподаванием рисунка.

В 1885 Пастернак возвращается в Одессу, заканчи-вает университет, получая диплом юриста. Ему необходимо было пройти воинскую службу и он поступает в артиллерию вольноопределяющимся. Впечатления от воин ской службы нашли отражение в первой большой работе «Вести с родины», которой художник дебютировал на выставке Товари-щества передвижных художественных выставок в 1889 году. Картина имела успех и была при-обретена Третьяковым ещё до открытия выставки .

Вести с родины. 1889

Большое впечатление на зри-телей произвели также рисунки, выполненные в Мюнхене. В своих воспоминаниях Леонид Пастернак писал: «В скором време-ни за мною установилась репутация настоящего рисо-вальщика, не только среди молодых товарищей, но и среди именитых старых художников-передвижников».

Пастернак едет домой, в Одессу, и здесь, на родине, знакомится и влюбляется в очаровательную девушку, блестящую пианистку Розалию Кауфман. Она делала головокружительную музыкальную карьеру, была профессором музыкальных классов одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Но своему успеху и славе предпочла тихое семейное счастье. Родители Розалии были богаты, ониявлялись монополистами продажи на юге России зельтерской воды. Свадьба состоялась уже в Москве в 1889 году, куда художник переехал из Одессы.

Пастернак с женой Розалией Исидоровной

В Москве Пастернак сближается с худож-никами, группировавшимися вокруг Поленова: Се-ров, Коровин, Левитан, Врубель. Этот художественный кружок сыграл важную роль в станов-лении русского искусства XX века. Художников объединя-ло желание передать в живописных работах непосредствен-ное видение мира, стремление к эмоциональной и декоратив-ной выразительности цвета. Эти задачи были близки твор-ческим поискам леонида Пастернака. В рисунке «Художник Н. Д. Куз-нецов за работой» (1887) свободная, мягкая манера испол-нения передает световоздушную среду мастерской.

К родным. 1891

В 1894 году Леонида Пастернака пригласили преподавать в Московское Учили-ще живописи, ваяния и зодчества.

Свет ста-новится основой эмоциональной выразительности рисунка, создает атмосферу творческого сосредоточения. В картинах «Дебютантка» (1892), «Чтение рукописи» (1894), «Накану-не экзаменов» (1894) свет и цветовое решение не только соз-дают определенное настроение, но и раскрывают внутрен-нее состояние персонажей. Особенно привлекали художника эффекты вечернего освещения.

Накануне экзаменов. 1894

Брак Леонида Пастернака и Розы Кауфман оказался на редкость счастливым. Через год после свадьбы у молодой четы рождается первенец Борис, будущий великий русский поэт. Через три года — сын Александр, будущий видный архитектор. Жена с детьми часто гостит в Одессе у родителей, сюда же летом приезжает и Леонид Осипович. Розалия Кауфман родила мужу четверых детей и никогда не жалела, что оставила музыкальное поприще.


Леонид Пастернак, Борис Пастернак, Розалия Пастернак, Александр Пастернак , Берта Кауфман, Жозефина Пастернак и Лидия Пастернак

Сыновья Борис и Александр

Леонид Пастернак создал портретную галерею выдающихся деятелей культуры: писателе й Л. Н. Толстого и Горького, поэтов Верхарна и Рильке, музыкантов Скрябина, Рахманинова и Шаляпина, художников Коровина и Серова...

Творчество Пастернака привлекает искренностью, высоким профессиональным мастерством и составляет одну из лучших страниц русской графики.

Леонид Осипович Пастернак входил в состав членов-учредителей "Союза русских художников", который возник в 1903 году. Наряду с Серовым, Коровиным, Нестеровым и Врубелем Пастернак стоял у истоков создания объединения. Выставки картин художников этого союза были крупным событием, по ним можно было судить о путях развития и успехах русского искусства.


Портрет сына Бориса, 1917

Борис Пастернак напишет об отце: "Папа!" Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и, если бы записать это, - тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью и значительностью сделанного им, - удивленье тем более живое и горячее, что сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают мою роль… Я писал папе…, что, в конечном счете, торжествует все же он, он, проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь, частью в благословенном своем XIX веке, частью - в верности ему, а не в диком, опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"

В 1921 году Леонид Осипович и Розалия Исидоровна уезжают в Германию на лечение: художнику требовалась операция глаза. С ними едут дочери, а сыновья Борис и Александр остаются в Москве.

Уезжая, Пастернаки думали, что это ненадолго, и сохранили советские паспорта. Но счастливая судьба уберегает их от возвращения в СССР: после операции глаза у Леонида Осиповича появляется так много интересных тем и работ, которые нужно завершить в Германии, что он все откладывает и откладывает свое возвращение.

В 1927 и 1932 году в Берлине состоялись две персональные выставки Пастернака. В этот период усиливается его интерес к еврейской тематике, он издает на русском и иврите интереснейшую монографию "Рембрандт и еврейство в его творчестве".

В 1933 к власти в Германии приходит Гитлер, наступает мрачная эпоха нацизма. Пастернак с женой уезжают к дочерям, которые к тому времени уже живут в Англии.



В июне 1935 года Борис Пастернак был в Париже на антифашистском конгрессе. Тридцать лет спустя последний раз видевшаяся с братом Жозефина записала впечатления этой встречи: «Летом 1935 года в Мюнхене семья наша получила известие, что в такой-то день Борис пробудет несколько часов в Берлине по дороге в Париж. Родители в это время были у нас, в Мюнхене, и, так как чувствовали они себя не совсем здоровыми и не могли нам сопутствовать, мы с мужем отправились в Берлин одни. <…> Было ясно, что он в состоянии острой депрессии <…> Но чем больше я вглядывалась и вслушивалась в слова Бориса, тем сильней чувствовала боль расставанья с чем-то бесконечно мне дорогим. Я так глубоко любила его единственность, ни с чем не сопоставимую правдивость, чистоту его поэтического видения, его нежелание и неспособность идти на уступки в искусстве».

В августе 1939 умирает Роза Кауфман - жена художника, от сердечного приступа . Как пишет Жозефина Пастернак Михаилу Пойзнеру , она умерла во время грозы, которой она очень боялась. Через два дня началась Вторая мировая война.

Несмотря на тяжелую потерю и преклонный возраст художник продолжает работать. В военные годы им созданы картины «Бах и Фридрих Великий», «Мендельсон, дирижирующий «Мессию» Генделя», «Толстой за рабочим столом», «Пушкин и няня», «Сцены из советской жизни».

Леонид Пастернак встретил сообщение о победе над фашизмом и окончании Второй мировой войны. Он умер 31 мая 1945 года. Ему было восемьдесят три года. Дорога длиною в жизнь, в которой нашла отражение целая эпоха.

К родным 1891

Под лампой, Л.Н.Толстой в семейном кругу. 1902

Портрет Е.Левиной. 1917

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение».

Оригинал записи и комментарии на

"...гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле"

Ему позировали Рубинштейн и Скрябин, Толстой и Горький, Мечников и Эйнштейн.
Он славился как блестящий портретист и мастер иллюстрации.
Его картины хранят крупнейшие музеи мира и сотни коллекционеров.


Однако долгие десятилетия имя Леонида Осиповича Пастернака было забыто.
Возможно гениального отца заслонила тень гениального сына — поэта Бориса Пастернака.

Леонид Пастернак Борис и Александр

Борис Пастернак писал об отце:
«Папа!» Но, ведь, это море слез, бессонные ночи и,если бы записать это,
— тома, тома, тома. Удивленье перед совершенством его мастерства и дара, перед
легкостью, с которой он работал (шутя и играючи, как Моцарт) перед многочисленностью
и значительностью сделанного им, — удивленье тем более живое и горячее, что
сравнения по всем эти пунктам посрамляют и унижают меня. Я писал ему, что не надо
обижаться, что гигантские его заслуги не оценены и в сотой доле, между тем как
мне приходится сгорать от стыда, когда так чудовищно раздувают и переоценивают
мою роль… Я писал папе…, что,в конечном счете, торжествует все же он, он,
проживший такую истинную, невыдуманную, интересную, подвижную, богатую жизнь,
частью в благословенном своем XIX веке, частью — в верности ему, а не в диком,
опустошенном нереальном и мошенническом двадцатом…"

Леонид Пастернак Портрет Бориса Пастернака на фоне Балтийского моря 1910

Леонид Пастернак Автопортрет

Леонид Пастернак родился в апреле 1862 года в Одессе. Он был младшим ребенком в
большой еврейской семье. Видимо, от избытка чувств родители нарекли его сразу
двумя именами — Абрам и Исаак. Однако дома звали исключительно Леонидом.
По этому поводу, художнику даже приходилось объяснительные писать в официальных
учреждениях. Кстати, фамилия первоначально звучала не Пастернак, а Постернак.

Постернак-старший держал постоялый двор,мать вела хозяйство, была неграмотной,но
умной и волевой женщиной. Пастернаки считали, что ведут свой род от Абарбанелей.
Это одна из старейших и самых уважаемых еврейских семей, которая происходит от царя Давида

Родители мечтали, что сын станет «аптекарем,или лекарем, или, на худой конец,
„ходатаем по делам“» — как позже вспоминал художник. Но более всего мальчик
стремился рисовать,причем делать это приходилось тайком от папы с мамой.
Наиболее доступный инструмент - уголь.
Первый успех и заказ пришел в шесть лет. Дворник поручил талантливому мальчугану
набросать углем несколько картин на охотничьи темы. Заказчик платил по пять
копеек за каждую картину и украсил ими дворницкую. Впоследствии Леонид Пастернак
назовет этого дворника «мой Лоренцо Медичи». Кстати, любовь к зарисовкам углем
и карандашом останется у Леонида Пастернака на всю жизнь.

Леонид Пастернак Портрет Шаляпина 30.12.1913

Б. Л. Пастернак

Родители хотели видеть сыном медиком или юристом. Леонид Пастернак поступает в
Московский университет на медицинский факультет. Тут бы ему позавидовал сам
Микеладжело. Но то, что привлекало великого скульптора, отталкивало нашего героя —
анатомичка. Леонид Пастернак не смог преодолеть отвращение к трупам, но ту часть
анатомии, которая нужна художнику, он изучил. Затем перевелся на юридический
факультет Московского университета, а затем и вовсе в Одесский, а точнее
Новороссийский университет. Одесский университет (единственный в империи) давал
право студентам выезжать за границу. Пастернак этим правом воспользовался и
отправился поступать по конкурсу в Мюнхенскую королевскую академию. И прошел
под первым номером! Учился в классе знаменитого рисовальщика Людвига фон Хертериха.

Автопортрет профессора Людвига фон Хертериха.

Его эксперименты в рисовании были настолько хороши, что учитель их не поправлял
и разрешил забрать домой. В Москве работы Пастернака сразу расхватали коллекционеры.
Мюнхенскую академию художеств Пастернак окончил с золотой медалью и в том же году
получил диплом юриста — экстерном.

Следующий этап жизни молодого художника — служба в армии. Год. Первый большой холст
написан под впечатлением от армии. Картину «Письмо с родины», еще не завершенную
— прямо с мольберта, — приобрел Павел Михайлович Третьяков для своей знаменитой галереи.

Леонид Пастернак Вести с родины

Леонид Пастернак женился на знаменитой пианистке Розе Кауфман. Молодая семья
обосновалась в Москве, через год родился первенец — будущий лауреат Нобелевской
премии, писатель Борис Пастернак. Затем на свет появились сын Александр и две
дочери, Жозефина и Лидия.

Лидия и Жозефина, дочери Леонида Пастернака, 1908 год

Семейные портреты и зарисовки стали излюбленной темой Леонида Пастернака. Они
передавали атмосферу тепла и уюта, царящую в семье, еще и прекрасно продавались.
Про Леонида Пастернака шутили, что его дети «кормят» родителей!

Леонид Пастернак Две женщины 1930-е

Пастернак первым из русских художников назвал себя импрессионистом. При этом, как
отмечает искусствовед Елизавета Плавинская, он не опасался прохладного отношения
к импрессионизму передвижников, которые программно ставили правду выше красоты.

«Он был более модернист, чем они и чем Репин. Он позволял себе быстрые
обобщения и приблизительные текучие контуры в духе парижских голландцев, а
также резкие превращения линии в пятно, что было не по зубам тому же Репину,
незнакомому с мюнхенской школой. А своим немецким товарищам Пастернак не
уступал во владении колоритом, умея добиться свечения в интерьере мягкого и
цветного, как у импрессионистов, и драматичного, в духе основательно
подзабытого всеми караваджизма»,

— писала Плавинская.
Кстати, товарищество передвижников в Москве Пастернака в свои ряды не приняло.

Леонид Пастернак Дама с двумя детьми в лодке

Тем не менее, именно на выставке передвижников в 1893 году произошла знаковая встреча.
Лев Толстой остановился около картины Пастернака «Дебютанка» и ему представили автора
работы.
«Да, да, я знаю это имя. Я слежу за его работами» , — сказал Толстой.

Пастернаки стали частыми гостями Толстого как в Москве, так и в Ясной Поляне.
В результате родилась серия портретов великого писателя, кроме того, Пастернак
стал одним из лучших иллюстраторов произведений Л. Н. Толстого. Его иллюстрации
к роману «Воскресение» экспонировались в 1900 году в Русском павильоне на Всемирной
выставке в Париже, где удостоились медали. Многие зарисовки из «толстовской серии»
попали в Третьяковскую галерею. Пастернака иногда называют«зеркалом» Льва Николаевиа.
К слову, в Музее Толстого хранится 200 работ Леонида Пастернака, 36 портретов
графа и иллюстрации к его произведениям.

Леонид Пастернак Толстой

Картину Пастернака «Студенты» приобрел Люксембургский музей в Париже.

«Факт знаменательный, — писала одесская пресса. — Люксембург
— один из первых художественных музеев в мире. Сюда может попасть только очень
большой художник,и то, если он француз. Картин, принадлежащих иностранцам, в
Люксембурге всего несколько. Русских картин ни одной».

Таким образом, «Студенты» Пастернака стали первой русской картиной в знаменитом музее.

Леонид Пастернак Ночь перед экзаменом 1895

Леонид Осипович написал серию портретов Альберта Эйнштейна. Они познакомились
в Берлине в советском посольстве. Туда ходили послушать концерт, лекцию, посмотреть
короткий театральный спектакль или принять участие в непринужденном общении.
Однажды в этом посольстве Роза Пастернак играла на пианино, и кто-то спросил ее,
не могла ли бы она сопровождать Эйнштейна. Однако Эйнштейн воспротивился.
Он сказал:
«Я не рискну выступать после такой искусницы!».
«Все же мама его уговорила. И он действительно играл, а она аккомпанировала
ему. А отец это зарисовал. И так возник лист, где нарисован играющий
на скрипке Эйнштейн»,
— вспоминала Лидия, дочь Пастернака.
Эйнштейн и Пастернак долгие годы поддерживали связь. Результатом стала серия
портретов великого ученого.

Историю не перепишешь: Леонид Пастернак считается одним из основателей ленинианы.
Он первым из художников академического направления запечатлел Ленина и других вождей
революции, делая зарисовки на съездах, в президиумах и конгрессах.

Правда, впоследствии многие из этих портретов,как и их модели, были уничтожены
новой властью.

Леонид Пастернак с супругой и дочерьми в 1921 году отправился в Германию,по
официальной версии — на лечение. Неофициально шутили, что после написания ряда
портретов лидеров революции он решил держаться от них подальше. Пастернак много
работает. В 1923-м вышел в свет очерк Пастернака «Рембрандт и еврейство в
его творчестве», и опять следуют десятки портретов.

Рембрандт Ван Рейн Еврейская невеста

Леонид Пастернак Still life with peaches and black grapes 1930-е

Однако в 1938 году из фашистской Германии пришлось бежать. Почти весь тираж его
книги, куда вошли и воспоминания о Толстом, уничтожили нацисты. Его юбилейную
выставку запретили. Леонид Осипович собирался вернуться в Москву, но перед тем
решил навестить свою младшую дочь Лидию, уже жившую в Оксфорде. Из-за войны
художнику пришлось остаться в Англии. 31 мая 1945 года он умер в Оксфорде.
2 мая 1999 года в доме на севере Оксфорда, где жил русский художник, был открыт
музей Леонида Пастернака.