Психическое развитие ребенка на шестом месяце жизни. Шестой месяц жизни малыша

Первый год жизни младенца можно разделить на два периода: до шести месяцев и после шести месяцев. Как правило, после первого полугодия малыш начинает развиваться более интенсивно, стаёт интереснее для взрослых. Именно во втором полугодии ребёнок начинает сидеть, стоять, ходить и выговаривать свои первые словечки. Итак, проведём анализ последнего месяца первого полугодия жизни.

Физическое развитие на шестом месяце жизни малыша

В течение этого месяца вес ребёнка увеличивается на 600-650 грамм, 140 г каждую неделю. Малыш вырастает в среднем на 2,5 см.

Питание

Как правило, введение прикорма для грудничка начинается с шестимесячного возраста. Поэтому, у вас в распоряжении почти месяц, чтобы подготовиться к вопросу введения первого прикорма основательно и почитать необходимую для этого литературу. Что касается малыша, находящегося на искусственном вскармливании, то он, скорее всего, привык к новой пище, так как для него первый прикорм начался ещё месяц назад. Ваша миссия - продолжать знакомить малыша с новой пищей согласно графику введения прикорма.

Пятимесячный малыш - это маленький исследователь. Если у вас будет время и желание, позвольте малышу маленькую «шалость» - протестировать содержимое тарелки с едой. Сколько же радости доставит малышу (но не вам!) такое великолепное открытие, что, к примеру, овощное пюре отлично растирается по столу, а вот компот, почему-то, оставляет лишь мокрый след или создаёт целую лужку.

Первые зубики

У большинства малышей именно на шестом месяце появляются первые зубики. Тем не менее, как и во всём процессе развития ребёнка, здесь нет строгих рамок. У одних деток первые зубки появляются в четыре месяца, у других - даже в десять месяцев. Во многом срок прорезывания первых зубов определяет наследственная предрасположенность.

Если сроки прорезывания первых зубов у всех деток могут отличаться, то порядок их прорезывания, как правило, один и тот же. Сначала прорезываются два нижних центральных резца, затем - 4 верхних, а потом два нижних боковых резца. Как правило, к первому году жизни у малыша уже имеется восемь передних зубов.

Следует набраться терпения, так как процесс прорезывания зубов для многих деток - состояние болезненное. Уже за 3-4 месяца до появления первых зубиков малыш начинает заниматься интенсивным сосанием всех попавшихся под руку предметов. Общими признаками прорезывания зубов могут быть повышение температуры до 37-38ºС, частый стул, увеличенное слюноотделение. Нужно смириться с мыслью о том, что спокойствие в семье нарушилось надолго, поскольку процесс прорезывания зубов довольно длительный и занимает в среднем 2-2,5 года. В результате малыш получает 20 зубиков в подарок за силу воли и терпение.

Большие и маленькие достижения крохи

Интеллектуальные

  • Малыш наблюдает в течение некоторого времени за движущимся предметом (например, за человеком, машиной и т.д.).
  • Ребёнок умеет сравнивать два рассматриваемых предмета.
  • Переменчивое настроение и разнообразные эмоции - главные характеристики ребёнка шестого месяца жизни.
  • Малыш увеличивает количество произносимых звуков, соединяет их в слоги.

Сенсорно-моторные

  • Некоторые малыши этого возраста уже умеют сидеть с ровной спинкой без поддержки взрослого человека.
  • Ребёнок выворачивается и изгибается во всевозможных направлениях.
  • Малыш совершенствует свои вкусовые качества. Если ребёнок испробовал уже другую пищу, кроме молока, то у него формируются определённые предпочтения к конкретной пище.
  • Ребёнок поворачивает головкой в разные стороны.
  • Малыш пытается ползать, опираясь на коленки и протянутые ручки.
  • Ребёнок уже умеет манипулировать предметами, и даже попытка удержать чашку в руках может увенчаться успехом.

Социальные

  • Беспокоится, если рядом находится незнакомый человек.
  • Улыбается к своему отображению в зеркале.
  • Малыш слушает музыку и даже пытается «подпевать», кроме того музыка способна успокоить расплакавшегося малыша. Поэтому чаще включайте ребёнку спокойную классическую музыку или «звуки природы».
  • Ребёнок знает своё имя и оборачивается на голос, называющий его.
  • Малыш «хихикает» и смеётся, если ему хорошо, весело и приятно.

Практикум для осознанных родителей

Поведение пятимесячного ребёнка становится осмысленнее, чем в предыдущие периоды жизни. Многие движения малыша становятся более координированными и устойчивыми, продолжает накапливаться слуховая и зрительная информация. Поэтому, правильным со стороны родителей будет помочь малышу развивать и совершенствовать полученные жизненные навыки. Для этого я рекомендую на шестом месяце жизни малыша использовать следующие развивающие «упражнения»:

  • Предложите малышу решать простейшие задачи для принятия решений: вложите игрушку сначала в одну ручку, а затем другую. Понаблюдайте за поведением ребёнка. Позже малыш научится перекладывать игрушки из одной руки в другую.
  • Поднесите малыша к зеркалу и покажите, где он, а где мама. Покажите, где у мамы носик, а где у малыша, носик, где глазки, бровки, ротик.
  • Купите ребёнку куклу-неваляшку и предложите нею поиграть, покажите, как она перекачивается из стороны в сторону и встаёт.
  • Разговаривайте с ребёнком, называйте части тела, прикасаясь к ним. Наблюдайте за реакцией малыша.
  • Купая малыша, положите в ванночку плавающие игрушки и мягкую пластиковую книжку-пищалку с картинками. Это доставит малышу огромное удовольствие, он будет брать мокрые игрушки и всячески пытаться удержать их. Это полезно для развития двигательных навыков и для приобретения нового тактильного опыта.
  • Предложите во время кормления попить малышу из ложечки, потом вложите ложечку в ручку ребёнка.
  • Когда держите малыша на руках, попробуйте ему что-то нашёптывать на ушко. Познакомьте его, таким образом, к новому способу общения.
  • Сообщайте малышу каждый раз о смене обстановки: о предстоящей прогулке, купании и т.д. Ребёнок будет учиться ориентироваться в конкретной ситуации.
  • Предлагайте малышу игры и игрушки, способствующие развитию его познавательного интереса. К примеру, ребёнку будет очень интересным знакомство с предметами домашнего обихода.
  • Предложите малышу положить ручку на ваши губы: малыш будет ощущать вибрацию вашего голоса и дрожание ваших губ.

По окончанию этого месяца вы можете отпраздновать первую значимую дату вашего малыша – ему уже полгода! Согласитесь, насколько изменился ваш ребенок со времени своего рождения. И вы уже стали хорошими друзьями: чувствуете настроение друг друга, знаете вкусы, понимаете, чего именно хочет малыш в определенные моменты.

Физическое развитие.

В этом месяце вес ребенка увеличивается на 600-650 г или по 140 г в неделю. Шестимесячный малыш вырастает по сравнению с рождением на 15-16 см.

Двигательная активность.

Никто и никогда не учил детей передвигаться по полу. Каждый из них имеет для этого свой, выстраданный после множества попыток, способ. А заставляет их передвигаться только интерес и любопытство: легче самому приблизиться к такому интересному ящику стола, чем мудрить, какими же звуками заставить вас разрешить вывернуть все его содержимое. В этом месяце малыш, как правило, начнет ползать.

На шестом месяце все еще тяжело ползать классическим способом, на коленях и вытянутых ручках, поэтому малыш ползает на животике. Но некоторые детки могут использовать и этот способ. Хотя сперва всегда получается только назад, как у раков. Есть дети, которые передвигаются уникальным способом – перекатываются колобком со спины на живот, с живота на спину и так далее. Это становится любимым видом спорта на этот период. Не вмешивайтесь! Это не только передвижение, но и своего рода массаж.

К концу шестого месяца большинство малышей могут полноценно сидеть – с ровной спиной без прогибания туловища вперед или в стороны. Не пытайтесь усаживать ребенка и выравнивать спинку рукой, если ребенок не сел до этого времени самостоятельно. Значит, еще не пришло для этого время. Допускается, что навык сидения может формироваться до 8-ми месяцев. Если к 8-ми месяцам малыш не сядет самостоятельно, то только тогда следует обратиться к педиатру.

Иногда дети на шестом месяце жизни имеют желание ходить. Конечно, с вашей помощью. Об этом часто заявляют счастливые родители. Но это не полноценная ходьба! Взгляните, как выгибаются в коленях ножки, как выворачиваются ступни, а это является неправильным для формирования навыка ходьбы. Более того, иногда попытка родителей научить малыша ходить раньше времени может исказить или задержать развитие этого важного навыка. Не навредите своему малышу. Всему свое время.

Дело в том, что мышцы голеней, бедер тазового пояса еще не окрепли, чтобы обеспечить правильную технику ходьбы. А вот прыжки и танцы не только улучшат настроение вашего чада, но и будут тренировать нужные для ходьбы группы мышц. Обязательно включите такие элементы в каждодневную гимнастику.

Питание.

На сегодняшний день медики придерживаются мнения, что прикорм следует вводить только после 6 месяцев, а до этого ребенку вполне хватает . При искусственном вскармливании прикорм вводят несколько раньше.

Если ваш малыш уже пробовал продукты прикорма, то их употребление становится для него интереснейшей игрой. Если вам разрешает время, объем блюда и одежда вашего чада, организуйте такую игру. С каким удовольствием будет тестироваться содержимое тарелки! Сперва пальчиком, потом всей ладошкой, а затем и ртом.

А сколько радости малышу принесет открытие того, что овощное пюре, оказывается, прекрасно размазывается по столу, а сок или компот оставляет мокрый след или целую лужицу. Позвольте малышу познавать мир и таким образом, порадуйтесь вместе с ним новым открытиям. Ведь для ребенка это так познавательно и увлекательно!

Первые зубы.

У большинства малышей именно на шестом месяце начинается процесс прорезывания зубов. Помните, что точного срока появления первого зуба не существует. У одних – это 4 месяца, а у других – 10. Этот термин зависит и от наследственной склонности, поэтому спросите у родителей, когда появился первый зуб у вас, у вашего мужа, родственников.

На прорезывание зубов дети реагируют задолго до их появления – за 3-4 месяца. Иногда о появлении зубов свидетельствует сосание своей нижней губы или манипулирование ушами. Это объясняется раздражение твердым зубом десен. Общими признаками прорезывания зубов является повышение температуры тела до 37-38 градусов Цельсия, отказ от еды, понос, сильное слюноотделение. В любом случае нужно проконсультироваться с педиатром, поскольку эти симптомы также могут свидетельствовать о серьезном заболевании.

Облегчить процесс прорезывания зубов вы можете с помощью специальных резиновых игрушек-прорезывателей. Они наполняются водой и охлаждаются в холодильнике (но не в морозилке!). Дайте погрызть ребенку такую игрушку. Холод снимает раздражение и успокаивает боль десен. Смиритесь, что покой в вашей семье нарушится надолго, ведь зубиков у вашего малыша должно прорезаться аж 20. Наберитесь терпения на 2-2,5 года.

Эмоциональность.

Настало время, когда малыш, пусть поверхностно или интуитивно, осознает разнообразие эмоций. Помните, что споры между взрослыми, громкие тона ваших реплик настораживают и пугают ребенка. Общее впечатление об эмоциональности общения родных кроха получает с выражения лиц членов семьи, интонаций, громкости разговора.

В этот период малыш лучше проявляет всю гамму своих настроений. Редко, когда вы сможете объяснить, почему именно нахмурилось ваше чадо, ведь еще минуту назад оно хохотало. Дело в том, что кроха теперь умеет переключаться с одного объекта на другой, и каждое впечатление проявляется конкретной эмоцией. Диапазон навыков увеличивается с каждой неделей. И теперь вы можете уверенно хвастаться перед своими подругами, имеющими деток такого же возраста, какой молодец именно ваш малыш!

Шестимесячный ребенок начинает формировать свой пассивный словарь. Он запоминает предметы, которые вы называете, и через некоторое время при их упоминании кем-то вслух малыш будет смотреть именно на эти предметы.

Ваше лицо остается объектом для изучения. Пальчики тыкаются в ваши глаза, ноздри, рот… Малыш начинает осознавать, что он и вы – это две разные особы: если себя дергать за волосы – становится больно, а если вас, то почему-то не болит!

Любимым занятием являются, конечно, игра, но обязательно с чьим-то участием. Ребенок стремится постоянно общаться: взглядом, движениями, звуками. На личике крохи появляется недовольство, если вы отвернетесь или уделите внимание еще кому-то или чему-то.

Достижения малыша

Интеллектуальные:

  • имеет переменчивое настроение и разные эмоции;
  • увеличивается количество удачных звуковых сочетаний;
  • может при созерцании сравнивать два разных предмета;
  • любит наблюдать за двигающимся предметом (за машиной, человеком, животным)

Социальные:

  • вокализирует, проявляя удовольствие или неудовлетворенность;
  • хохочет и смеется, если ему приятно;
  • беспокоится, когда рядом незнакомые люди;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • прислушивается к музыке, прекращает плакать и “подпевает”;
  • поворачивается на голос, который произносит его имя.

Сенсорно-моторные:

  • некоторые дети могут сидеть с ровной спинкой без поддержки взрослых;
  • поворачивается и выгибается во всех возможных направлениях;
  • пытается ползать, опираясь на вытянутые руки и колени;
  • любит играть с едой пальчиками, ложкой, игрушкой и язычком;
  • может манипулировать предметами и удерживать чашку в руках;
  • переворачиваясь со спины на бочок, может самостоятельно сесть;
  • поворачивает голову свободно в разных направлениях;
  • совершенствует вкусовые качества: имеет любимые блюда и прикорм.

Физические:

  • набирает в массе около 600-650 г;
  • вырастает на 15-16 см от рождения.

По материалам журнала «Моя дитина. Перший рік життя»

Вот и настал долгожданный день, когда малыш вместе с вами празднует свой первый юбилей - полгода! За эти шесть месяцев с крохой произошло множество изменений. Родители уже прекрасно понимают свое дитя без слов, знают его вкусы и предпочтения, привычки и характер.

Вес. На шестом месяце кроха потяжелеет примерно на 600 г. Очень важно соблюдать норму прибавки веса. В случае, когда малыш набирает много или наоборот мало, необходимо пересмотреть его рацион, чтобы он получал необходимое количество калорий, но достаточно витаминов и микроэлементов, необходимых для гармоничного развития и роста. Налегайте на овощи и фрукты, если малыш набирает больше нужного, и на каши, если замечен недобор веса.

Рост. С рождения рост малыша должен увеличиться примерно на 15 см.

Зубки. Это то время, когда чаще всего появляются первые зубки. Но не стоит переживать, если зубиков нет еще. Срок появления зубов индивидуален и зависит, например, от таких факторов, как наследственность. У большинства детей первыми появляются нижние средние резцы (2 шт), потом 4 верхних зуба - резца, потом нижние боковые резцы (2 шт). Малыши очень чувствительны к появлению первых зубов. Чувствоваться это начинается еще за 3 месяца до их прорезывания. Заметить, что зубки начинают беспокоить малыша можно по тому, что увеличивается слюноотделение, он начинает грызть предметы, игрушки, сосать нижнюю губу, может теребить свои ушки. Кроме того, когда зуб прорезывается, может повыситься температура тела до 37,0 - 37,5С, испортиться аппетит и т.д. Но в любом случае надо посоветоваться с врачом, чтобы не спутать прорезывание зубов с заболеванием. Чтобы облегчить неприятные ощущения для малыша, купите специальное зубное кольцо или грызунок. В течение 2 - 2,5 лет у ребенка должно появиться 20 зубов.

Двигательные навыки. Хорошо держит чашку, перекладывает предметы из одной руки в другую. Малыш в этом возрасте может легко поворачиваться и выгибаться во все стороны.

Ползанье. Примерно на шестом месяце любопытство заставит малыша начать ползать. Честно говоря, ползаньем это сложно еще назвать, ведь малыш будет передвигаться пока только на животе, пытаясь дотянуться до желаемого предмета. Если малыш встал на колени и руки, то поначалу он будет пятиться. Некоторые дети пытаются перекатываться с бока на бок, чтобы достать игрушку.

Сидение. К концу шестого месяца многие крохи умеют сидеть с ровной спинкой и устойчиво. Только сесть с прямой спиной он должен самостоятельно без помощи родителей. Получается сесть самостоятельно.

Ходьба. Некоторые торопыжки проявляют желание ходить. Но это еще не ходьба, так как стопы еще вывернуты наружу и в коленках ножки не полноценно выгибаются. То есть ножки не готовы, чтобы шагать, мышцы голени, таза и бедер не развиты достаточно. Слишком раннее хождение может привести к неправильной походке в будущем. Но в этом возрасте малыш готовит свои мышцы к ходьбе, пританцовывая и подпрыгивая, находясь в вертикальном положении на ваших руках, когда ступни касаются пола. В этом могут также помочь ходунки. Только обеспечьте малышу абсолютную безопасность, чтобы опасные места и предметы были вне досягаемости ребенка.

Питание.
На шестом месяце можно начинать приучать кроху к самостоятельному приему пищи, превратив это в интересную игру. Только защитите все места от пятен, запаситесь терпением и начинайте. Малыш будет сам стараться попробовать содержимое тарелки сначала с помощью рук, а потом и ложкой.

Эмоциональное развития.
Ребенок уже давно может выражать свои эмоции звуками, мимикой, жестами, поведением. Он легко улавливает настроение взрослых и атмосферу в семье. Он может пугаться, радоваться, раздражаться, веселиться и т.д. Малыш прекрасно разбирается в эмоциях, в тоне и громкости вашего голоса, в интонациях. Ребенок может переключаться с одного предмета на другой, быстро меняя настроение. Малышу нравиться наблюдать за движущимися предметами. Малыш видит разницу в двух предметах, сравнивает их.

Общение. Социальные навыки.
Малыш пальчиками исследует мамино лицо, нос, рот, глаза, дергает за волосы, смотрит на вашу реакцию. Начинает различать вас и себя, что вы два отдельных существа. Малыши обожают играть с взрослыми. Любит общаться с помощью взглядов, звуков, движения. Реагируют на свое имя. Обращают внимание, когда слышат музыку, притихают. Кроха звуками говорит о своем настроении, смеется, хохочет. Малыш начинает проявлять беспокойство в присутствии незнакомых ему людей. Кроха радуется, когда видит свое отражение.

Речь. С шести месяцев кроха формирует свой пассивный словарный запас. Поэтому все время называйте малышу предметы, с которыми он играет, с которыми вы оперируете и т.д. Малыш их запоминает. Ребенок начинает издавать новые звуки, соединяет их в слоги.

Плановый осмотр педиатра. Малыш в шесть месяцев должен пройти обязательный осмотр педиатра. Здесь измеряют его рост, вес, врач узнает об умениях малыша, его навыках, привычках. В 6 месяцев так же педиатр отправляет малыша на прививку. На основании осмотра, педиатр отправляет ребенка к специалистам, если это необходимо.

Редактор: врач-педиатр Потапова Людмила, закончила педиатрический факультет СарГМУ, клиническая ординатура по инфекционным болезням.


не публикуется

(+) (нейтральный) (-)

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

Добавить... Загрузить всё Отменить загрузку Удалить

Добавить комментарий

Наталья 09.08.2015 18:22
Не соглашусь со вторым комментарием, требования ничуть не завышены! Каждый ребенок индивидуален, у кого то в 6 мес. малыш еще плохо переворачивается, а моя егоза, допустим, с 5 мес. сидит, ползает на четвереньках и стоит у опоры, причем я никогда сама ее не стимулировала.

бибика 21.02.2015 00:20
Нам месяцев 5 наверное,мы уже говорим ложка и аквариум

эльмира 24.01.2014 14:24
мне очень понравилось,нам уже скоро 6ть месяцев и мы выполняем все нормы)))

Ольга 11.09.2013 11:21
Очень хорошая статья. Ёмко и понятно написанная. Нам исполнилось полгодика, и из этой статьи мы узнали, что развиваемся в пределах нормы. Это радует

Администрация 01.04.2012 10:27
тут у нас все собрано о том "что делать")playwithus.ru

Виктория 01.04.2012 09:20
Очень хорошая статья. Важно, что кратко. Только еще прийдется поискать, что же делать с ребеночком в этом возрасте. А то нам все надоело и фантазия мамина заканчивается вроде

le="text-align: center;">

Учусь ползать!

Давно известно, что движения, которые совершает ребенок, будь то манипуляции с предметами или ползание, благотворно влияют не только на физическое, но и на умственное развитие крохи. Поэтому важно предоставить малышу свободу передвижения, обучить разным вариантам действий с игрушками и другими предметами, поощрять его активность.

В возрасте 6 месяцев ребенок свободно переворачивается на любой бок, со спины на живот и обратно. Это означает, что он готов к ползанию. Теперь кроху не удержишь в кроватке. Ему необходима свобода передвижения.
Приготовьте много свободного места. Манеж и кроватка не подходят для тренировок. Для большего комфорта и безопасности лучше заниматься на полу. Утеплите его, постелив одеяло или коврик из плотной ткани.

Пока ребенок еще только осваивает навыки ползания, помогите ему в этом. Не стоит поддерживать кроху за живот:
ему нужно самому научиться сохранять равновесие, стоя на четвереньках. Лучше подставить свои ладони под маленькие стопы. Почувствовав опору, малыш будет отталкиваться от ваших рук и передвигаться вперед.

Упражнение «Веселые старты» . Положите яркие интересные игрушки на разном расстоянии от малыша. Привлекая внимание крохи к одной игрушке, побуждаем ползти к ней. Когда малыш доползет до первой игрушки и рассмотрит ее, привлекаем внимание к следующей и т.д. Для такой игры на первых порах достаточно 3–4 игрушек. Желание крохи потрогать, рассмотреть предметы стимулирует движение. Поначалу малютка ползет медленно, но уже через пару недель он сможет добраться до игрушки без вашей помощи.

Осваивая навыки ползания, малыш в то же время учится ориентироваться в пространстве и определять расстояние до предмета.

Упражнение «Пирамидка» развивает координацию движений и стимулирует ползание. Для игры понадобится пирамидка с 4–5 кольцами. Устройтесь с малышом поудобнее на полу или большом диване. Возьмите пирамидку в руки и покажите малышу: «Посмотри, это пирамидка». Затем опрокиньте ее так, чтобы кольца рассыпались.

Попросите кроху дотягиваться или доползать до колец и брать их в руки. Нанизывайте вместе с крохой собранные кольца на стержень пирамидки. Такое упражнение также наглядно демонстрирует ребенку, как надо собирать пирамидку. Самостоятельно он будет делать это позже, а пока пусть смотрит и запоминает.

Упражнение «Пилот» . Возьмите кроху на руки (свою левую руку подведите ему под грудь, правую – под животик) и начните медленно кружиться по комнате, раскачивая малыша вправо-влево, вверх-вниз. Игра станет интереснее, если дополнить ее звуками, изображающими полет самолета: «У-у-у! Гудит самолет. Полетел самолет. Наш Ванюша пилот!»

Безопасная квартира

Необходимо провести осмотр квартиры на предмет безопасности следующим образом. Посмотрите на окружающее малыша пространство его глазами – буквально проползите по комнатам на четвереньках, отметив, что может привлечь ребенка в первую очередь и безопасны ли для него эти предметы. Такой нехитрый способ позволяет увидеть «подозрительные» вещи: электрические розетки и провода, острые углы мебели, свисающая с края стола скатерть, миски с едой для домашних животных, мелкие предметы, которые кроха может проглотить или вдохнуть, и т.п.

Проведя ревизию каждой комнаты, уберите все, что может нанести вред вашему малышу: спрячьте под мягкими накладками острые углы, уберите повыше бытовую химию, вместо скатерти используйте пластиковые подставки, скройте электрические провода и т.д.

Поиграем?

Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипуля-тивной, деятельности. С этого возраста появляется новый этап в развитии ребенка – игра. Это примитивная игра, без сюжета и правил, основанная на взаимодействии взрослого с ребенком. Конечно, на протяжении всего этого периода ребенок и сам осваивает множество способов действий с предметами, но познать все варианты действий и свойств предметов в полной мере он сможет только с помощью взрослого. Таким образом, возможности действия резко расширяются: взрослый может показать, что мячик можно катать, кольцо пирамидки – надевать на стержень и т.д. К тому же, крохе так нравится, когда мама или папа с ним играют.

Игра «Возьми – отдай». Игра развивает навыки сотрудничества со взрослым. Интересную игрушку покажите малышу на некотором расстоянии. Затем со словами «На, возьми игрушку!» протяните ее ребенку. Пусть он рассмотрит ее как следует. Затем также словами и жестом (протяните свою руку за игрушкой) попросите кроху отдать ее вам: «Дай мне игрушку, пожалуйста». Повторите игру несколько раз с одной или разными игрушками.

Игра «Повторяй за мной движения». Понадобятся разные предметы-игрушки: погремушка, два кубика, мяч. Взрослый должен вначале показать ребенку, как надо действовать с игрушками. Например, погремушку слегка потрясти, постучать кубиком о кубик, подтолкнуть мяч ладошкой, чтобы он покатился. После демонстрации попытайтесь активизировать ребенка на совершение им таких же действий. При этом важно хвалить малыша за правильные действия и мягко направлять, если у него не все получается.

В результате разнообразных игр со взрослыми ребенок приобретает опыт деятельности с игрушками. Постепенно кроха начинает учитывать особенности формы и размеров игрушки. Ребенок действует с игрушкой таким образом, что начинает получать некоторый результат, выявляющий ее специфические свойства. Например, резиновая уточка сжимается, издавая писк, погремушка гремит при встряхивании.

В первые полгода жизни у младенца развивается целый ряд умений и действий, на основе которых в дальнейшем возникнут элементы игры. Это в первую очередь навыки захвата и удержания игрушки, умения манипулировать ею, контролировать и координировать свои движения.

Ловкие пальчики

Малыш все время пытается взять иг-рушку, но пальчики пока такие непослушные! Кроха еще берет предметы всей кистью. Помочь ему овладеть навыками пинцетного (двумя пальцами) и щипкового (тремя) захвата предметов может пальчиковая гимнастика и массаж рук.
?

Аккуратно массируйте каждый пальчик от ладошки к кончикам, начиная с мизинца. Легко постукивайте по подушечкам каждого пальчика.

Ощупывание предметов с разнородной текстурой поверхности – гладкой и шероховатой, теплой на ощупь и прохладной – познакомят малыша с разнообразными тактильными ощущениями, совершенствуя восприятие и мелкую моторику.

Предлагайте крохе предметы разной формы, удобные для захвата и ощупывания. Упражнения для пальчиков легко превратить в веселую игру:

Игра «Ладушки». Возьмите руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносите:

Ладушки-ладушки,
Где были? У бабушки.
Что ели? Кашку.
Что пили? Бражку.
Попили, поели.
Шу-у! Полетели!
(берем ручки ребенка и кладем ему на голову)
На головку сели!

Игра «Сорока-ворона». Круговыми движениями, поглаживая подушечкой пальца по ладошке ребенка:

Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила: (загибаем пальчики, начиная с мизинца)
Этому дала – он воду носил,
Этому дала – он дрова рубил,
Этому дала – он печку топил,
Этому дала – он тесто месил,
А этому не дала –
Он позже всех приходил! (сгибаем-разгибаем большой пальчик)

Игра «Пальчики». Хлопаем с ребенком в ладоши, приговаривая:

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять:
(загибаем по очереди пальчики)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик занял место,
Этот пальчик ляжет тесно,
Этот пальчик много ел,
Оттого и растолстел!
(массируем большой пальчик)

Организация подобных игр способствует также развитию слухового восприятия речи, эмоционально-позитивному взаимодействию ребенка и взрослого.

Предлагайте малышу более сложные игрушки с кнопочками, лампочками, пищалками. Дети данного возраста учатся сжимать и разжимать игрушки, перебирать их детали пальцами, вынимать небольшие игрушки из емкости. Понаблюдайте за реакцией крохи на новую игрушку, и вы поймете, что ему больше нравится.

Поскольку речь и мелкая моторика взаимосвязаны, стремитесь развивать тонкие движения пальцев. Поможет в
этом рисование пальчиковыми красками. Эти нетоксичные, безопасные краски предназначены специально для занятий с маленькими детьми. Они обладают жидкой консистенцией, легко смываются водой.

Для начала подготовьте место для ри-сования: застелите клеенкой небольшой участок на полу, положите кисть и большой лист ватмана. Разные цвета красок можно разлить в блюдца – так удобнее окунать в них ладошки и пальчики. Наденьте на кроху фартук или старенькую рубашку: малыш непременно испачкается во время «творческого процесса».

Помогите ребенку обмакнуть пальчик в краску и проведите по листу белой бумаги или прижмите окрашенную ладошку к листу. Кроха быстро поймет последовательность действий и будет с удовольствием оставлять на белом поле разноцветные следы.

Первые творения вашего малыша ос-тавьте себе на память. Можно сделать выставку работ крохи, оформив рисунки в рамочки.

Выполняя пальчиковую гимнастику со своим ребенком, предоставив ему развивающий материал, вскоре вы отметите, что ручки малыша становятся все более ловкими, моторика совершенствуется и усложняется.

Смышленый малыш

Наряду с совершенствованием работы всех органов чувств, интенсивно развивается и мышление крохи. В этом возрасте происходит понимание причинно-следственной связи (если нажать на кнопочку – заиграет музыка, потянуть за шнурок – зазвенит колокольчик т.п.), совершенствуется мелкая моторика, слуховое и зрительное восприятие.

Полугодовалый малыш уже хорошо умеет дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем свободной рукой снова хватает следующую. Однако если вы предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего, малыш потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Должно пройти некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую игрушку, он должен положить ту, которую держит.

В этом возрасте у ребенка формируется пространственное восприятие: он хорошо определяет расстояние до предмета, чтобы дотянуться до него. Взяв игрушку в руку, он может ее бросить и проследить взглядом, куда она упала.

Игра «Мячик упал!» . Перемещайте небольшой мяч по столу, а затем позвольте ему упасть. Проделайте это несколько раз, и пусть малыш понаблюдает за вашими действиями. Через некоторое время он научится ждать того момента, когда мяч упадет, и будет заранее смотреть на пол.

Игра «Прятки» . Накройте игрушку платком, оставив какую-то ее часть неприкрытой. Попросите ребенка найти игрушку. Малыш начинает понимать, что предметы существуют, даже если их не видно полностью. Но кроха пока не осознает, что лежащий рядом предмет продолжает существовать, даже когда его не видно. Поэтому закрытую полностью игрушку он вряд ли будет искать.

Игра «Потяни за веревочку». Во время этой игры кроха учится понимать связь между действиями предметов. Шнурком или лентой несколько раз обмотайте погремушку округлой формы или неваляшку. Другой конец веревочки положите рядом с малышом на расстоянии его вытянутой руки. Когда кроха потянет за ленту, она размотается и игрушка зазвенит. Ребенок догадается: это не случайно.

Малыш в состоянии удерживать внимание на происходящем уже в течение 3–5 минут. Поэтому пришло время рассматривать книжки, показывать изображения знакомых предметов на картинках, читать короткие стишки и сказки, разыгрывать непродолжительные кукольные представления.

В этом возрасте можно продолжать развивать у ребенка чувство ритма, эстетический вкус.

Игра «Маленький оркестр». Кроха уже умеет удерживать в каждой руке по игрушке. Дайте ему две погремушки и возьмите столько же себе. Напевая песенку (например, «Два веселых гуся»), потряхивайте в такт погремушками. Кроха, глядя на вас, будет пытаться вам подражать. Если у малыша не получается самостоятельно выполнить это упражнение – можно посадить его на колени, взять ручки с погремушками в свои руки и помочь потрясти погремушками под песенку:

Жили у бабуси
Два веселых гуся,
Один – серый,
Другой – белый,
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один – серый,
Другой – белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один – серый,
Другой – белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один – серый,
Другой – белый,
Кланялись бабусе.

Эту же песенку можно обыграть. Например, показывать, как «мыли гуси лапки в луже у канавки», как всплескивает руками и кричит бабуся: «Ой, пропали гуси!», как «выходили гуси, кланялись бабусе» и т.д. Действие песенки можно разыграть и как кукольное представление.

Малыш знает названия многих предметов, и, когда вы спрашиваете, где он находится, – отыскивает этот предмет взглядом. Одна из самых любимых игрушек ребенка – зеркало. Он может подолгу сидеть перед зеркалом, рассматривая свое отражение, разговаривать с ним и тянуть к нему ручки.

На своем языке

В этом возрасте малыш уже разговаривает и тогда, когда находится один. В его речевом репертуаре все больше и больше слогов: па, да, дее, ге-ге, ого-го, гу-у. Ребенок соединяет их и произносит ритмично. С каждым днем вы отмечаете, что звуки, издаваемые малышом, становятся разнообразнее. Эти звуки постепенно образуют язык, на котором он будет разговаривать с родителями.

Малыш любит слушать и имитирует взрослую речь. Он отличает ласковый, тон голоса от твердого, строгого тона, воспринимает мимику и реагирует на нее. Можно повторять за крохой его звуки и слоги. «Поговорив» на языке малыша, возвращайтесь к обычной речи, четко произнося слова. В общении с ребенком отдайте предпочтение коротким и простым фразам. Нараспев повторяйте слова по слогам.

Упражнение «Подражаем зверятам». Понадобится несколько игрушечных зверушек. Познакомьте ребенка с игрушкой. Расскажите, как она «разговаривает» – уточка крякает: «Кря-кря», мышка пищит: «Пи-пи», кошечка мяукает: «Мяу-мяу» и т.д. Пока ребенок изучает игрушку, произносите эти звуки с отчетливой артикуляцией. Если кроха будет подражать вам – акцентируйте на этом внимание, похвалите его.

Выберите детские стихи, состоящие из коротких предложений, например, четверостишия А. Барто. Произносите их громко, внятно и четко. Во время чтения сосредоточьте внимание крохи на своем лице. Позвольте ему дотянуться ладошкой до ваших губ. Так он быстрее поймет, что мимика и звуки взаимосвязаны.
Самое время пополнить словарный запас крохи – начинаем изучать части тела.

Упражнение «Части тела» . Подберите небольшие стишки, в которых упоминались бы части тела – глаза, нос, руки, ноги, и во время прочтения прикасайтесь к ним, поглаживайте. Например:

Чьи это ножки
Бегут по дорожке?
Чьи это ладошки,
Уж не нашей ли крошки?
Ручками хлоп-хлоп!
Ножками топ-топ!

Водичка-водичка, умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Раз, два, три, четыре, пять,
Время ножкам побежать,
Спинке бодро разогнуться,
Ручкам кверху потянуться!

Важные достижения шестого месяца:

  • ребенок дотягивается до игрушек и берет их, находясь в любом положении;
  • осваивает ползание;
  • берет игрушку одной рукой, перекладывает из одной руки в другую, берет в каждую руку по игрушке;
  • осваивает новые действия с предметами: стучит друг о друга, сжимает, бросает, трясет, вынимает из емкости;
  • отыскивает частично спрятанный предмет;
  • рассматривает картинки в книжке;
  • подражает звукам, произносимым взрослым.