Методические рекомендации по проведению круглых столов. Магия круга, или Как организовать урок «Круглый стол

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

О рганизация и проведение круглых столов

Ч то такое дискуссия ?

Дискуссия - это метод, позволяющий исследовать определенные темы путем обсуждения в группе. Дискуссия является эффективным методом для организации обмена мнениями и идеями. Дискуссия позволяет: представить и исследовать личный опыт участников; выяснить отношение каждого к обсуждаемой теме; обсудить, как результаты обсуждения могут быть применены в работе; всесторонне исследовать реальные проблемы и их возможные решения; обсудить возможные последствия определенных действий; извлечь полезное из опыта других людей; рассмотреть проблему с различных углов зрения; найти путь для достижения консенсуса в будущем.

К ак готовить и проводить дискуссию ?

Процесс организации и проведения дискуссии требует знаний и навыков в следующих областях: в планировании и подготовке, в инструктировании, в управлении и контроле, в обобщении и, при необходимости, получении обратной связи.

При планировании и подготовке дискуссии необходимо:

· определить тему дискуссии и ее участников;

· точно определить границы и параметры обсуждения (основные блоки обсуждения, правила для участников, регламент дискуссии);

· выстроить главную линию обсуждения по определенным вопросам, имеющим отношение к теме дискуссии, в определенном порядке;

· решить, как начать процесс обсуждения (провокационным выступлением или вопросом; коротким упражнением; ссылкой на предыдущее упражнение или уже поднятые темы);

· определить несколько дополнительных вопросов или выступлений, необходимых в случае, если обсуждение начнет терять импульс или уходить в нежелательную сторону, и с помощью которых можно сфокусировать группу на обсуждении следующего аспекта темы дискуссии;

· определить время, необходимое для каждого блока дискуссии;

· определить, какое помещение необходимо, и продумать, как разместить в нем участников;

· решить, какова будет Ваша роль в процессе дискуссии, и будете ли Вы участвовать в обсуждении темы (как правило, ведущий является нейтральным по отношению ко всем высказываниям участников дискуссии и только следит за процессом ее проведения);

· определить возможные столкновения мнений и взглядов участников (противоположные точки зрения, практика обсуждения на "повышенных тонах"), и продумать свои действия в этой ситуации (у кого из участников наиболее резкие и крайние взгляды; что они могут сказать; какими словами и действиями они могут выражать свои взгляды; как Вы можете им противостоять; как можно использовать группу, чтобы предупредить и не дать развиться "скандалу"; что Вы будете говорить в этом случае).

Инструктирование участников

Для проведения инструктирования необходимо, чтобы все участники дискуссии были готовы Вас слушать и уже заняли свои места.

· Представьте тему дискуссии, объявите ее программу и регламент.

· Объясните вашу роль и то, насколько активно Вы будете участвовать в дискуссии и следить за ее ходом.

· Если Вы намерены обобщать выступления участников и записывать основные выводы на бумаге, предупредите участников об этом.

· Начните обсуждение.

Ведение и контроль

1. После того, как Вы начали, позвольте участникам собраться с мыслями. Не поддавайтесь искушению сразу сломать тишину в группе, если вначале таковая наступила. Резким вмешательством Вы рискуете перевести обсуждение в режим "ваши вопросы - их ответы" и тем самым убить дискуссию (обмен мнениями).

2. Во время обсуждения в группе следите за тем, чтобы желающие выступить могли по очереди получить слово. Следите за регламентом. Внимательно слушайте выступающих, обобщайте, подводите итоги и записывайте (если об этом договорились в начале).

3. Следите за процессом обсуждения в группе. Существуют ситуации, когда необходимо Ваше вмешательство.

Резюмирование (обобщение)

Резюмирование является целенаправленным действием, которое используется ведущим с целью сведения воедино основных мыслей, высказанных одним или несколькими лицами в ходе обсуждения. Цель резюмирования сказанного заключается в том, чтобы:

· объединить в одном высказывании важные данные, мысли, идеи;

· выработать основание для дальнейшей дискуссии или перейти к другой теме;

· оценить успешность;

· проверить, согласны ли друг с другом собеседники, все ли понимают сказанное.

Резюмированная, суммированная информация позволяет всем участникам дискуссии понять, что произошло на данном этапе обсуждения. Когда Вам нужно подвести итог или обобщить сказанное, можно начать со следующих фраз: "Мне кажется, здесь было выражено несколько важных мыслей…", "Если я правильно понял(а), Вы имеете в виду…", "Мне кажется, мы достигли договоренности. Мы договорились о том, что мы…" и т.д.

Подготовка и проведение круглого стола

Круглый стол - традиционное деловое обсуждение. Круглый стол при всей его демократичности содержит элементы организованности и предполагает следующие принципы:

· нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса.

· все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других.

· цель "круглого стола" - выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения.

Основываясь на соглашениях, "круглый стол" приводит к результатам, которые являются новыми соглашениями.

Общие правила обсуждения:

1. Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса.

2. Круглый стол предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня.

3. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения.

4. Характер обсуждения "круглого стола" - выступление есть выражение собственного мнения;

5. Критика здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Критикуют идеи, а не личности, критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности.

Круглый стол - озвучивание проблем и выяснение мнений различных сторон, вовлеченных в их решение. При непрофессиональном ведении это мероприятие часто приводит к "базару" и обострению существовавших противоречий. Поэтому для проведения круглого стола нужны навыки, приемы по организации процесса обсуждения.

Подбор участников Размещено на Allbest.ru

Имеет очень большое значение. Многое зависит от цели круглого стола и остроты проблемы, которая выносится на осуждение. Безусловно, участниками обсуждения должны быть, в первую очередь, представители "вовлеченных" сторон. Это люди и организации, которые занимаются (или должны, но не занимаются) решением обсуждаемых проблем. Чтобы обсуждение было эффективным, необходимо собрать максимально возможное количество носителей разных точек зрения, объединить все вовлеченные стороны, представителей общественности, администрации, бизнеса, и т.д. Для работы с каждой группой существуют свои правила:

· Если на круглый стол приглашается представитель власти , то не следует обещать остальным участникам, что он придет. Во-первых, он может не прийти. Во-вторых, придут те, кто заинтересован именно в этом человеке, а не в обсуждении. Фокус круглого стола может быть смещен.

· Если приглашается представитель бизнеса , то нужно предусмотреть ситуацию с возможной назойливостью участников с просьбами финансирования тех или иных видов деятельности. В другой раз представители фирм могут из-за этого отказаться принимать участие в обсуждении.

· Что касается СМИ , прежде всего, нужно решить вопрос, приглашать их или нет. Если обсуждение проводится для того, чтобы бы озвучить все проблемы, попытаться понять друг друга и обсудить варианты решения, то, возможно, лучше не приглашать СМИ. Для такого рода круглого стола нужна атмосфера свободы и открытости, а пресса всегда "сковывает" людей, не все можно сказать в присутствии СМИ, зная, что это может быть озвучено на телевидении или в печати. Как правило, СМИ приглашают для того, чтобы сам факт обсуждения или его результаты донести до определенных организаций и / или населения. Еще один момент, который имеет значение - Вы приглашаете СМИ, чтобы осветить мероприятие, или участвовать в обсуждении? Это нужно обозначить в приглашении, иначе журналист придет на полчаса, соберет нужную информацию для сюжета или статьи и уйдет.

На круглом столе не должно быть случайных людей. Приглашая участников, нужно исходить из определенных критериев: участник имеет отношение к данной проблеме; ему есть что сказать (владение информацией, цифрами, фактами и.д); он готов решать проблему конструктивно. Поскольку круглый стол это мероприятие, всегда ограниченное по времени, то лишние люди, неконструктивные, "пустые" разговоры "съедят" время.

Подготовительный этап:

· Определение темы и цели круглого стола

· Подбор участников

· Планирование содержательной части мероприятия

· Планирование организационных вопросов и технической стороны мероприятия

Разработка содержательной части круглого стола включает в себя определение названия

(которое будет фигурировать во всех документах, пресс-релизах и т.д.), цели (тоже будет везде декларироваться), списка участников, необходимость приглашения СМИ и экспертов. Содержательная часть определяет параметры дискуссии: по каким аспектам будет идти обсуждение (логика развития темы), далее на этом строятся основные информационные блоки. Следующим шагом является определение правил организации процесса обсуждения: кому и в какой последовательности будет предоставляться слово, регламент выступлений, как будут задаваться вопросы - блок вопросов-ответов можно ставить после каждого информационного блока, или после каждого выступления, кому будут задаваться вопросы - выступающему или друг другу/ всем участникам обсуждения. На этапе подготовки круглого стола нужно уделить внимание началу каждого информационного блока - с чего начинается каждый новый блок - с выступления, небольшого сообщения на данную тему, примера, или провокационного вопроса (затравка).

Роль ведущего Размещено на Allbest.ru

Для получения результативного обсуждения важно правильно подобрать ведущего и четко очертить его сферы влияния. Задача ведущего - помочь участникам эффективно и конструктивно обсудить проблему. Если ведущий хорошо владеет темой и полезной для обсуждения информацией, то он/она может выступать еще и в роли эксперта. Роль ведущего должна быть определена на этапе подготовки и объявлена присутствующим в самом начале обсуждения.

В процессе проведения круглого стола ведущий должен четко придерживаться своей роли, ни в коем случае не пользоваться своим положением для того, чтобы выступать самому или давать слово одним и тем же людям, и вообще, ведущего должно быть "как можно меньше". Его поведение в целом можно охарактеризовать как нейтральное, тактичное, ненавязчивое. Ведущий должен постоянно следить за регламентом, подводить промежуточные итоги обсуждения, выяснять, обобщать, задавать наводящие или провокационные вопросы, если обсуждение угасает, а также переводить в конструктивное русло разгорающееся эмоциональное обсуждение.

Основной этап - ведение круглого стола

С чего начинается круглый стол?

1. Ведущий называет тему, цель, правила обсуждения, регламент выступлений. Можно оговорить вопросы, которые не будут обсуждаться в рамках данного мероприятия.

2. Затем ведущий представляет участников или предлагает им представиться самим (это выгодно в том случае, если ведущий - сторонний человек и не знает людей, которые принимают участие в мероприятии, а также, если у участников сложные имена, фамилии или названия организаций).

3. Далее ведущий называет первый блок обсуждения. Как правило, после этого наступает тишина, необходимо дать людям немного времени. Если обсуждения все-таки не наступает, то можно задать несколько дополнительных (заранее подготовленных вопроса).

Когда и как стоит вмешиваться в обсуждение

Ведущему стоит вмешиваться в обсуждение для того, чтобы:

· стимулировать обсуждение того вопроса, который Вам кажется важным (например, "И все с этим согласны?");

· "защитить" часть группы, на которую агрессивно "нападает" другая. При этом совсем необязательно, чтобы ведущий выступал "за" или "против" одной из них. Просто в данной ситуации стоит напомнить о том, что у участников круглого стола разные точки зрения, и каждый имеет на это право. Цель круглого стола - обмен мнениями, а не приведение их "к одному знаменателю";

· включить в обсуждение людей, которые хотели бы высказаться, но не могут этого сделать из-за несоблюдения процедуры другими участниками;

· чтобы отреагировать на комментарии, построенные на домыслах, а не фактах ("Вы можете это подтвердить фактами?") В этом случае ведущий может представить достоверную информацию (если она у него есть);

· узнать мнение остальных участников по вопросу или аргументу ("Все разделяют эту точку зрения?");

· выразить собственное мнение (но не злоупотреблять своим положением); Размещено на Allbest.ru

· "спровоцировать" обсуждение с другой точки зрения ("А если посмотреть на проблему…");

· задать дополнительные вопросы, для того, чтобы расшить /углубить/ сменить обсуждаемую тему;

· стимулировать обсуждение ("Что Вы чувствуете по этому поводу?". "Вы все с этим согласны?")

· напомнить участникам о тех фактах, которые они еще не учли в обсуждении.

Если один из обсуждаемых вопросов является принципиально важным для участников и на него требуется больше времени, чем планировалось первоначально, то можно изменить программу круглого стола, но при условии согласия всех участников.

Методы " вмешательства " в обсуждение

Существует шесть основных методов вмешательства в обсуждение, применение которых зависит от конкретной ситуации.

1. Контролирующий. Ведущий определяет ход обсуждения и время, необходимое для того, или иного вопроса. Например, " А теперь, продолжим обсуждение…". "На этом, можно обсуждение этого вопроса завершить…".

2. Информационный. Ведущий представляет информацию, которая может быть полезна при обсуждении вопроса. В качестве информации может выступать не только статистика, но и теория, тенденции, практические примеры.

3. Конфронтационный. Ведущий "разбивает" стереотипы, традиционные мнения, отношения и т.д.

Эта интервенция не должна выглядеть агрессивно. Для этого следует начинать со слов "А почему бы…?". Нужно быть готовым к защитной реакции аудитории, поскольку в данном случае затрагиваются определенные ценности, взгляды, убеждения конкретных людей.

4. Подавляющий. Если в процессе обсуждения накопились эмоции, то нужно их снять. Чем глубже эмоции, тем сложнее с ними справиться. Если у ведущего нет опыта регулирования подобного рода ситуаций, лучше ничего не делать.

5. Каталитический . Применяется для того, чтобы обобщить сказанное, проанализировать мнения, подвести промежуточный итог и т.д.

6. Поддерживающий . Ведущий всячески дает понять участникам обсуждения, что их мнение интересно, имеет ценность для присутствующих, заслуживает внимания. Опасность в применении этого метода заключается в том, что ведущий может оказаться либо показаться участникам неискренним, либо оказывается в положении человека, знающего "правильный ответ".

Обобщение/ промежуточное подведение итогов

Подведение итогов особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии.

Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени (можно их приурочить к разным информационным блокам круглого стола), особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы. При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что Вы слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые Вы перечислили. Не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам. Цель круглого стола - обмен мнениям и при обобщении / подведении итогов лучше обозначить / констатировать имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от программы. Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если круглый стол сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Проблемы, которые могут возникнуть при проведении круглого стола, и варианты их решения

1. Во время обсуждения высказывается слишком много негативных мнений.

Это часто случается при обсуждении проблемы, которая серьезно затрагивает интересы участников обсуждения. При возникновении такой ситуации ведущий должен себе отдавать себе отчет в том, что его / ее полномочия ограничены и в них не входит изменение точки зрения или убеждения людей, которые участвуют в обсуждении. Ведущий должен только констатировать факты, мнения, оставаясь при этом максимально объективным. Он/она может тоже принять участие в обсуждении и высказать свое мнение или предложить вариант решения проблемы, но ни при каких обстоятельствах не должен спорить с участниками или пытаться их переубедить. Лучше всего позволить всем участниками высказать свои мнения. Даже если дискуссия грозит перерасти в бурную. Это поможет "выпустить пар".

2. Очевидное отсутствие у большинства участников круглого стола знаний/опыта в обсуждаемой области.

Если возникает такая проблема, то обсуждение не может быть конструктивным, участники легко согласятся с первой предложенной точкой зрения, поскольку других нет и, чтобы спорить, нужно знать предмет. В этой ситуации можно прервать дискуссию и провести небольшую сессию (представить информацию по данной теме, опыт или факты), а затем продолжить дискуссию.

3. Слишком эмоциональное обсуждение проблемы.

Самое главное - не допустить подобной ситуации. А для этого нужно соблюдать регламент.

Затягивание блоков, выступлений приводит к усталости, раздражению. Оптимальное время для выступлений - 3-5 минут. Ведущему на комментарии, ремарки - максимум 2 минуты. Строгое соблюдение регламенты "держит" участников в рамках, а смена информационных блоков и, соответственно, аспектов и необходимость их придерживаться, также не дает накапливаться эмоциям. Во время круглого стола ведущий должен следить за тем, чтобы дискуссия не монополизировалась, и каждый участник имел право высказаться.

4. Не все присутствующие принимают участие в обсуждении.

Ведущий должен внимательно следить за поведением и реакцией участников, не позволять отдельным присутствующим монополизировать дискуссию ("Спасибо, нам понятна Ваша позиция, а теперь давайте послушаем других…"), давать возможность остальным высказываться (это можно спланировать заранее, зная состав участников и обращаться к людям в процессе обсуждения (Среди нас присутствует представитель …, я думаю, ему есть что сказать по данному вопросу" или: "Мы знаем, что решение этой проблемы зависит и от … хотелось бы выслушать мнение …).

Советы ведущему:

· На протяжении всего процесса обсуждения ведущий должен постоянно держать под контролем содержание, процесс обсуждения и свое поведение.

· Основная работа ведущего круглого стола - следить за тем, чтобы участники не ушли от темы обсуждения, прояснять непонятные вопросы и высказывания и следить за тем, чтобы все участники получили возможность высказаться.

· Важно, чтобы все участники обсуждения понимали, о чем идет речь. Как правило, в обсуждении принимают участие люди из разных областей жизни, с разным профессиональным и жизненным опытом. Задача ведущего - следить за тем, чтобы высказывания и примеры были понятны, если используется терминология, то она знакома всем и т.д.

· Немаловажно поведение самого ведущего. Чаще всего именно оно "задает тон" обсуждению.

· Помимо собственно процесса обсуждения, ведущий должен контролировать поведение и настроение аудитории.

o Если участники начинают "ерзать", шептаться, листать бумаги и т.д. - это признаки того, что им не интересно.

o Если наступает тишина, то нужно понять, что она означает - размышление, недоумение, или людям просто надоело, и они не хотят высказываться.

o Когда участники смотрят на ведущего - это означает, что им интересно и установлен хороший контакт. Если нет - нужно срочно что-то делать.

o Как участники смотрят друг на друга, когда ведут диалог? Если не отводят взгляд, это показатель хорошего контакта и нормальной обстановки.

o Позы заинтересованных людей - немного наклонившись вперед, по направлению к собеседнику или ведущему. Всем известны позы и мимика раздраженных или незаинтересованных людей.

Техническая сторона проведения круглого стола

Помещение должно быть светлым и просторным (в душном помещении люди быстрее устают, а это одна из причин отрицательных эмоций). Есть два варианта размещения людей: по кругу (менее формальный), в форме замкнутого или открытого квадрата. На столах должна быть вода. Перед каждым участником - таблички с указанием фамилий, имен, должностей и организаций, которые они представляют. Каждому участнику должна быть роздана программа круглого стола и материалы, которые будут использоваться при обсуждении. СМИ должны получить пресс-пакеты. По возможности участникам обсуждения предоставляются ручки, блокноты. Иногда результаты обсуждения организаторами фиксируются при помощи диктофона. Это позволяет включить в пресс-релиз или итоговый документ по результатам круглого стола цитаты.

Завершение круглого стола

После подведения итогов, часто участники круглого стола составляют и принимают коллективный документ - резолюцию, решение или обращение. Организаторы могут заранее подготовить документ, в котором будет изложена проблема, описано мероприятие, его участники и

т.д. Во время работы круглого стола все результаты промежуточного обсуждения фиксируются и вносятся в этот документ и, по завершении мероприятия, он коллективно принимается. После завершения круглого стола организаторы должны лично поблагодарить всех участников обсуждения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Групповая дискуссия как метод психологической работы, ее преимущества и задачи, которые помогает она решать. Стратегии и правила ведения дискуссии. Проведение групповой дискуссии в психологическом тренинге. Формы социально-психологического тренинга.

    контрольная работа , добавлен 08.04.2009

    Процесс общения как обмен мнениями, переживаниями и настроениями. Подготовка плана переговоров и тактика его проведения. Виды дискуссии: групповая, аподиктическая, диалектическая, эристическая, софистическая. Аргументированные рассуждения спорщиков.

    презентация , добавлен 15.03.2015

    Подходы к периодизации детства и определению ведущего типа деятельности. Деятельность в младенческом возрасте и в раннем детстве. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника. Психическое развитие школьника и подростка.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2009

    Специфика техники проведения психологического консультирования детей и подростков с расстройствами поведения. Конфиденциальность - важное условие установления и поддержки контакта с детьми. Сбор необходимой информации. Подведение итогов консультирования.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Сервировка обеденного стола для проведения банкетов или семейных торжеств. Деловое совещание, психологические принципы его подготовки и проведения. Приемы для достижения эффективности совещаний. Типы, классификация и свойства темперамента по В. Вундту.

    контрольная работа , добавлен 29.01.2011

    Виды и формы организации работы специалиста-дефектолога с семьей: консультативно-рекомендательная и лекционно-просветительская. Организация "круглых столов" и родительских конференций. Индивидуальные, погрупповые занятия с родителями и их ребенком.

    реферат , добавлен 22.02.2011

    Теория и понятие стресса. Изменение общения при стрессе и его воздействие на организм. Особенности мужского, женского, детского стресса. Групповая дискуссия как метод групповой работы. Благотворное влияние стресса для повышения работоспособности человека.

    контрольная работа , добавлен 10.12.2015

    Требования к методам исследования в социальной психологии. Характеристика метода опроса и его применения в социально-психологическом исследовании. Основные этапы исследования: подготовка, сбор информации, ее подготовка и анализ, подведение итогов.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Общение, отношения и взаимоотношения детей в группе сверстников. Место социально-психологических методов в изучении взаимоотношений. Суть социометрической методики. Процедура проведения исследования, обработка и представление экспериментальных данных.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2011

    Роль и значение общества сверстников, влияние самооценки на статус личности в группе. Анализ проблем юношеского возраста, формы организации общения в подростковой среде. Влияние статусного положения ребенка в группе на формирование уровня его самооценки.

3 .4. «КРУГЛЫЙ СТОЛ»

Методика беседы за "круглым столом" строится, как извест­но, на основе принципа коллективного обсуждения проблемы. Эта форма проведения семинарского занятия привлекает, прежде всего, тем, что дает возможность каждому на равных изложить свою точку зрения. Важно создать доброжелательную обстановку. Уважительное отношение преподавателя к студентам и студентов друг к другу - очень важное условие успеха беседы "круглым столом". Итак, беседа за "круглым столом"- по своей природе требует стро­гого следования принципам равенства и демократизма.

Прин­цип равенства означает отсутствие каких-либо привилегий у одних участников бесе­ды перед другими, отказ от какой бы то ни было субординации меж­ду участниками. Никто не довлеет, в споре все равны.

Соблюдение принципа демократизма должно исключать на встречах за "круглым столом" любые проявления авторитаризма, зажима критики, навязы­вания собственных взглядов и убеждений. Недопустимы любые формы запретов, а также конформного отношения со студентами.

Преподавателю очень важно следить за тем, чтобы беседа не носила схоластический характер. Главная и наиболее сложная задача- уме­ние соединить доказательность и убежденность в ходе дискуссии.

Беседа за "круглым столом" может быть пред­ставлена в упрощенном виде как цепочка, состоящая из последова­тельно соединенных постановочного тезиса в виде вопроса, его доказательства, возможных и реальных контраргументов, их опро­вержения, превращения тезиса в итоге дискуссии в убеждение участ­ников.

Готовясь к проведению семинарского занятия в форме "кругло­го стола", преподаватель должен подумать о формулировке темы, на­полнении ее таким содержанием, которое имеет не только теорети­ческое, но и практическое значение, а также затрагивает интере­сы студентов и волнует их.

Подготовка "круглого стола " требует серьезной работы всех будущих участников беседы.

Очень важна организующая функция преподавателя. Дискуссией надо управлять. Преподаватель продумывает логику изложения, намечает узло­вые вопросы, последовательность их рассмотрения, выбирает веду­щего. Им должен быть наиболее подготовленный студент, пользую­щейся большим авторитетом в группе.

Ведущему отводится наиболее ответственная роль. Он, как ди­рижер, направляет ход спора. Ему приходится проявлять последо­вательность, твердость и принципиальность, чтобы защитить свои убеждения, умение сопоставлять точки зрения всех участников дис­куссии и утверждать в сознании студентов идеалы научного миро­воззрения.

Ведущий должен изучить всю имеющуюся обязательную и допол­нительную литературу, продумать вместе с преподавателем логику раскрытия материала, последовательность проведения беседы; зара­нее заготовить блоки проблемных вопросов, естественно, продумать и ответы на них, разработать сценарий проведения беседы.

Преподавателю необходимо заранее, сориентировать всех студен­тов на те конкретные проблемы, которые планируется обсудить, дать консультацию по всем возникшим вопросам. Студенты изучают тему по первоисточникам, наиболее интересным монографиям, статьям.

Во время беседы желательно посадить всех студентов за один стол, чтобы они смотрели не в спину, а в лицо друг другу. Это расширяет круг участников, как бы раскрепощает собеседников, содействует свободному обмену мнениями.

Следующий важный этап методической работы - построение беседы за «круглым столом».

Сценарий проведения беседы за "круглым столом":

1)вступительная часть,

2)постановка проблемных вопросов,

3) дис­куссия по ним,

4)подведение итогов обсуждения,

5) разработка рекомен­даций или информационного материала для последующего использова­ния участниками встречи.

Вступительная часть может состоять из информации о предме­те дискуссии, плане ее проведения, регламенте. С нею связана и постановка проблемных и поисковых вопросов. Важно их формулиро­вать так, чтобы вызвать дискуссию и стимулировать постановку новых вопросов.

В беседе за "круглым столом" могут возникнуть тупиковые си­туации, дискуссия не разгорается, аудитория не принимает предложения к обмену мнениями. В таких случаях нужно принять меры по активизации участников беседы, но при этом, ни в коем случае не следует обращаться к призывам, требовать от аудитории активности. Если не "работает" одна проблема, можно предложить к обсуждению другую, близкую ей по содержанию.

Исключительно ценным качеством для выхода из тупиковых ситу­аций является способность преподавателя и ведущего к импровиза­ции. Умение перестроить план беседы по ходу встречи, проявить на­ходчивость и смелость в изложении острых проблем, продемонстриро­вать методическое мастерство в трудной ситуации - означает прео­долеть неблагоприятное течение дискуссии, придать ей динамизм, вернуть в русло плодотворного обмена мнениями.

Дискуссия завершается, когда возможности новых убедительных выступлений исчерпаны и у студентов уже сложилось представление об истине, однако объективная оценка позиций должна быть сделана преподавателем. Весьма полезно отметить положительные и отрица­тельные моменты в аргументации обеих сторон, выделить позицию, к которой склоняется большинство. Хорошо, когда беседа за "круглым столом" приведет большинство участников к единому мнению. Однако этого нельзя требовать, поскольку дискуссия призвана не только давать ответы, но и содействовать поиску истины, процессу поста­новки новых вопросов, а тем самым стимулировать разработку новых проблем.

Итоги встречи подводятся в кратком заключительном слове преподавателя, намечаются вопросы к обсуждению на следующем занятии.

Анализируя работу ведущего, следует подчеркнуть его силь­ные и слабые стороны (например, плохо, если проявлялось стрем­ление навязать свое мнение). Оценка выступлений дается исхо­дя из общей подготовленности студента по теме и с учетом его активности в дискуссии, искусности в ведении спора, мастерства полемики, умения аргументировать отстаиваемые положения.

Обычно такая форма проведения семинарского занятия способствует развитию творческой инициативы студентов, формированию у них навыков самостоятельного мышления.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА «КРУГЛЫХ СТОЛОВ»

Тема 1. Экологическая проблема. Угроза глобальной экологичес­кой катастрофы

Литература

Тема 2. Глобализация и взаимодействие цивилизаций

Литература:

    Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.1999.

    Вавилов А.М. Экологические последствия гонки вооружений. М. 1984

    Глобалистика: Энциклопедия. – М., 2003.

    Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

    Глобальные проблемы цивилизации. – М., 1987.

    Глобальный эволюционизм. Философский анализ. – М., 1994.

    Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. – М., 2000.

    Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. – М.,2000.

    Тоффлер Э.Третья волна. – М.1999.

    Уткин А.И. Философия глобальных проблем. – М., 2000.

    Уткин А.И.Американскаястратегия для XXI века. – М..2000.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций?//Полис. -1994. - № 1.

    Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. – М., 2006.

    Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. – М. 1994.

Тема 3. Современные философские и научные гипотезы

происхождения человека

Литература

    Адлер А. Понять природу человека. СПб.,1997.

    Андреев И.Л. Происхождение человека и человечества. М., 1988

    Поршнев В.Ф. О начале человеческой истории. – М., 1974.

    Стевенсон Л. Десять теорий о природе человека. – М., 2004.

    Тейяр де Шарден П. Феномен человека. – М., 1987.

    Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М., 1991.

    Человек в системе наук. М., 1989.

    Это человек. Антология.М: Высшая школа.1995.

Круглый стол – довольно распространенное мероприятие практически в любой сфере, где приходится работать с людьми, вести переговоры или совещания . Рассмотрим, что это за вид публичных выступлений и каковы его особенности.

Круглый стол – это разновидность группового обсуждения . Его проводят для того, чтобы дать возможность группе людей послушать выступление нескольких экспертов в определенной теме, а также обсудить проблемные вопросы и выслушать личные точки зрения участников мероприятия.

Круглый стол может помочь участникам получить более глубокое представление об определенном вопросе, а также рассмотреть позиции других участников касательно проблемы.

Как провести круглый стол

Определите проблему или тему, которая вызывает резонанс. Сформулировать тему можно в виде вопроса, гипотезы, реальной жизненной ситуации и т.д.

  1. Выберите экспертов, т. е. участников, достаточно компетентных, чтобы выступать по данной проблеме. Желательно также, чтобы они представляли разные точки зрения на проблему. В круглом столе обычно принимают участие от 3 до 5 экспертов.
  2. Выберите лидера или модератора – того, кто будет следить за ходом обсуждения, передавать слово участникам и направлять дискуссию в нужное русло, используя ораторский прием “Обращение к слушателям” , чтобы представлять на рассмотрение вопросы.
  3. Выберите формат мероприятия

Круглый стол может проводиться в разных форматах. Например, в таком:

  • Лидер круглого стола или его модератор озвучивает тему, а эксперты представляют свое видение проблемы за установленный отрезок времени
  • Участники свободно обсуждают тему между собой, задавая вопросы или предоставляя контраргументы. На обсуждение выделяется определенное количество времени. Дискуссия регулируется модератором.
  • Модератор закрывает дискуссию и подводит итог выступлений экспертов и обсуждения

Обязанности организатора круглого стола

  • Определите проблемные темы для дискуссии
  • Убедитесь, что участники и модератор ознакомлены с процедурой проведения круглого стола, чтобы каждый мог эффективно выполнять свою роль и избегать распространенных ораторских ошибок .
  • При необходимости предоставьте помощь участникам круглого стола (источники информации, необходимые материалы по теме и т.д.).
  • Перед началом круглого стола ознакомьте участников с его принципами, а именно:
  1. Свобода обсуждения
  2. Право на собственное (аргументированное) мнение
  3. Уважение к другим мнениям
  4. Толерантное отношение к участникам
  5. Дружелюбный тон дискуссии

Рецепт успеха круглого стола тот же, что и любого другого публичного выступления. Помните, что цель круглого стола – разносторонний взгляд на проблему, на все ее аспекты. Нет смысла убеждать остальных в собственной правоте, отрицая мнения других. Истина рождается в дискуссии.

На наших курсах ораторского мастерства иногда мы проводим дискуссии, где каждый побывает в роли и ведущего, и участника.

В Центральной городской библиотеке им. Н. А. Некрасова прошел практикум «Технология проведения круглого стола» для работников муниципальных библиотек города Краснодара. Заведующая инновационно-методическим отделом Н. В. Шокотко представила одноименную методическую разработку, с материалами которой можно ознакомиться в этой статье. Участники остались и на показательное мероприятие – круглый стол «Эко-Я. Эко-Мы. Эко-Мир».

Одним из наиболее популярных и действенных методов приобщения читателей к книге в последние годы во многих библиотеках России стала форма массового мероприятия «круглый стол». В библиотечной отрасли он представляет собой совокупность методов пропаганды книги и чтения, в основе которых лежит идея коллективного обсуждения актуальных проблем.

В этом смысле дискуссии, диспуты, беседы и другие традиционные методы проведения мероприятий являются родственными круглому столу. Но, несмотря на сходство, он обладает рядом преимуществ.

Круглый стол , прежде всего, подразумевает активное участие достаточно большого количества читателей, привлечение группы специалистов для обсуждения актуальных проблем, оперативное рассмотрение широкого круга вопросов, представляющих для аудитории как теоретический, так и практический интерес.

Кроме того, такая форма мероприятия позволяет реализовать и другие методы массовой работы (диалог, полемику) и отличается повышенной информативностью.

Его участники не только получают и усваивают новую информацию, учатся анализировать проблемы и отстаивать свою позицию, но и показывают свои знания, умения убеждать, и аргументировано спорить.

Методика круглого стола , как и любого другого мероприятия, включает в себя подготовительный этап и сам этап проведения.

Подготовительный этап круглого стола

1.Библиотекарь заблаговременно определяет, сообщает читателям и всем заинтересованным лицам тему, время и место проведения мероприятия. При этом тема может формулироваться в соответствии с учетом интересов и пожеланий самих читателей.

2.В подготовительный период целесообразно рекомендовать читателям перечень изданий, которые отражают тему круглого стола и содержат различные точки зрения на проблему.

3.На этапе подготовки круглого стола приглашается группа специалистов, которая будет своего рода генератором идей на мероприятии. Это могут быть представители местных государственных и общественных организаций, вузов, специалисты различного профиля. В отдельных случаях роль специалистов могут сыграть наиболее подготовленные читатели, библиотечные активисты, которые предварительно готовят короткие сообщения по различным аспектам обсуждаемой темы.

4.Для повышения познавательной активности читателей в период подготовки к мероприятию осуществляется сбор письменных вопросов по теме круглого стола. Они являются ориентиром для подготовки библиотекаря и приглашенных специалистов.

5.Чтобы мероприятие прошло интересно, содержательно и с высокой активностью, следует в период подготовки продумать порядок его проведения, использование принципа наглядности, технических средств, материалов, средств массовой информации и таких форм активизации читательской активности, как ситуативные вопросы, видеофрагменты.

6.Важно соответствующим образом подготовить помещение для мероприятия: расставить столы, оформить библиотечную выставку по проблеме обсуждения, подготовить слайд-презентацию.

7.Особая ответственность в период подготовки круглого стола лежит на ведущем (библиотекаре). С одной стороны, он организует работу читателей, проводит подбор литературы по теме, обеспечивает качество проведения мероприятия с использование различных технических средств, а с другой – координирует подготовку приглашенных специалистов.

Этап проведения круглого стола

1.Проведение круглого стола целесообразно начать со вступительного слова ведущего (библиотекаря). Он оглашает тему, цели и основные проблемы мероприятия, представляет аудитории приглашенных участников и порядок работы.

2.Ведущий предоставляет слово выступающим с краткими сообщениями по различным аспектам обсуждаемой темы (проблемы), либо приглашенным специалистам, либо заранее подготовленным читателям. Это могут быть как инициатив-ные выступления, так и заблаговременно подготовленные ответы на поступившие письменные вопросы читателей.

3.Если после сообщений читатели задают устные вопросы, то ведущий (библиотекарь) по своему усмотрению для ответов предоставляет слово тому или иному специалисту. Если у читателей возникает желание обменяться мнениями по существу выступлений, им необходимо предоставить возможность высказаться.

4.После завершения обсуждения ведущий (библиотекарь), как правило, берет заключительное слово, в котором подводит итоги круглого стола. В своем выступлении ведущему целесообразно отметить полноту и глубину рассмотрения темы и ее основных проблем, дать оценку активности читателей, поступивших вопросов и ответов на них.

Варианты проведения круглых столов

Вариант 1. Участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий только распределяет время выступлений и предоставляет слово участникам обсуждения.

Вариант 2. Ведущий интервьюирует участников мероприятия или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения вызывает большой интерес у аудитории. Но он требует от ведущего высокого уровня мастерства и глубокого знания нюансов обсуждаемой проблемы.

Вариант 3. Методические посиделки. Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, необходимые для решения каких-то ключевых задач библиотечного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего должно заключаться в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной библиотечной проблеме, создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Вариант 4. Методический диалог. В формате такого мероприятия слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность участников. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет создать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.


Организационные особенности круглых столов

Отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. У организатора практически нет инструментов прямого влияния на ход мероприятия (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенное. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив тем самым структуру мероприятия. Но все происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего.

Существенные ограничения в плане количества посетителей;

Относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

Камерность мероприятия.

Модерация (ведение) круглого стола

Ключевой элемент любого круглого стола – это модерация (от итал. «moderare» – смягчение, сдерживание, умеренность, обуздывание). В современном понимании модерация означает технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Ведущего круглого стола называют модератором. Его задача – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы встречи и дать старт мероприятию, а держать под контролем все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущего круглого стола высоки. Модератор должен уметь четко формулировать проблему, не отходить далеко от темы, выделять основную мысль предыдущего выступающего и с плавным логичным переходом предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником мероприятия. Поэтому он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан и в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Большое внимание при проведении круглых столов обращается на обобщение и подведение итогов работы. Это особенно полезно тем, что дает возможность проверить степень согласия между членами группы. Если участники не согласны друг с другом, то лучше выявить это во время дискуссии, чем позднее в реальной деятельности. Если договоренность, достигнутая во время дискуссии, не является настоящим согласием, то, вполне возможно, что она не будет выполняться в жизни после окончания дискуссии. Обобщение следует делать периодически через определенные интервалы времени, особенно в том случае, если обсуждение рассчитано на длительное время или включает в себя разные аспекты темы.

При обобщении нужно говорить теми словами, которые употребляли участники, и только то, что слышали, не добавляя ничего нового от себя. Важно убедиться в том, что группа выражает согласие по поводу основных моментов, которые были перечислены, но не следует добиваться согласия всех участников по обсуждаемым вопросам.

Цель круглого стола – обмен мнениям, и при подведении итогов лучше обозначить имеющиеся у группы взгляды, точки зрения. Даже если во время обсуждения возникают новые вопросы, темы, не следует отходить от плана проведения.

Обязательно нужно оставить достаточно времени на завершение круглого стола и подведение его итогов. Если встречу сложно завершить, участники стремятся к продолжению дискуссии, то это хороший индикатор успеха мероприятия.

Круглый стол как форма коллективной дискуссии широко используется в современном мире, поскольку предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения. В процессе рассмотрения актуальных вопросов, обсуждаемых за круглым столом, могут затрагиваться любые социально значимые проблемы, направленные на решение конкретных заданий, что, несомненно, способствует повышению интереса участников и плодотворному сотрудничеству библиотекаря и читателей.

Круглый стол по теме «Эффективные формы работы с семьей»

Цель: рассмотрение системы взаимодействия «семьи и школы» с позиции психолого-педагогического сопровождения учащихся и их родителей.
Задачи:
познакомиться с классификацией форм и методов работы с семьей ученика;
рассмотреть и обсудить проблематику обозначенного вопроса; проанализировать актуальное состояние процесса сотрудничества семьи и школы;
наметить пути построения эффективной работы педагогического коллектива школы с контингентом родителей учеников;
использовать полученные теоретические знания на практике.

Категория участников: педагоги-психологи школ города.
Форма проведения: «круглый стол».
Продолжительность работы: 55 минут.
Методы работы:
- метод работы в группах;
- метод проекта;
- метод групповой дискуссии.
Принципы работы:
- принцип активности;
- принцип партнерского общения;
- принцип концентрации присутствия;
- принцип обратной связи.
Используемый материал:
- чистые листы ватмана;
- маркеры или фломастеры;
- мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация.

Структура мероприятия:
1. Организационный момент (ритуал приветствия, эмоциональный настрой на работу);
2. Теоретическая часть (введение в тематическую часть вопроса, ознакомление участников с новой информацией);
3. Практическая часть – работа «круглого стола» (использование техник коллективной работы: «Интервью»; «Обмен мнениями»; работа в малых группах);
4. Подведение итогов, рефлексия.
5. Ритуал прощания.

Ход работы.
I.Приветствие и эмоциональный настрой участников на предстоящую работу.
Упражнение «Ассоциации».
Время работы: 6 минут.
Ведущий называет последовательно три понятия: «ребенок», «школа», «семья». Задача первого участника назвать собственную ассоциацию к предложенному слову. Далее по кругу, следующий участник называет ассоциацию к предыдущему слову (например: «ребенок» - «малыш» - «коляска» - «сон» и т.д.).

II.Теоретическая часть.
Время работы: 12 минут.

Плох тот воспитатель детей,
который не помнит своего детства.
Эбнер-Эшенбах.


Несомненно, все понятия, которые были произнесены: «ребенок», «школа», «семья» имеют непосредственное отношение к нашему сегодняшнему разговору. Все они тесно связаны с процессом воспитания. Эффективность воспитательного процесса зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Семья рассматривается как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединенные усилия родителей и педагогов создают благоприятные условия для развития ребенка. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный путь человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родитель, в ответе за то, чтобы ребёнок научился преодолевать проблемы, с которыми встретится на своём пути.
На сегодняшний день огромное значение в работе с родителями учащихся имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Психолого-педагогическое сопровождение родителей учащихся можно организовать посредством как индивидуальных, так и групповых форм работы.
К индивидуальным формам работы с родителями можно отнести следующие: индивидуальные консультации, беседы, анкетирование, экспресс-диагностика, переписка с родителями, анализ детских работ, посещения на дому.
К групповым можно отнести такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, круглые столы, вечера вопросов и ответов, роди-тельские университеты, родительские клубы, педагогические дискуссии (диспуты), ролевые игры, родительские тренинги. Самой распространённой формой групповой работы с родителями является родительское собрание.
Индивидуальные формы работы с семьей.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах, об отношении к родителям и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, рекомендации по вопросу воспитания детей.
Индивидуальные тематические консультации - проводятся по вопросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой воспитании ребёнка, которую самостоятельно решить не могут. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, педагог же - необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий учитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных специалистов (психолога, социального педагога) к поиску решения в трудной ситуации.
Групповые формы работы с семьей.
Родительские собрания - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания. Родительские собрания могут быть:
- организационными;
- текущими или тематическими;
- итоговыми;
- общешкольными и классными.
Тематика родительских собраний определяется классным руководителем на основе изучения целей и задач работы школы с родителями и исходя из запросов родителей класса.
Родительские университеты - это достаточно интересная и продуктивная форма работы с родителями. Назначение родительских университетов в школе - психолого-педагогическое просвещение родителей. Просвещение родителей направлено на вооружение их основами педагогической и психологической культуры, на знакомство с актуальными вопросами воспитания. Наиболее эффективными являются родительские университеты, занятия в которых проводятся в параллели классов. Это дает возможность пригласить на занятие университета наиболее заинтересованную аудиторию, которая объединена общей проблемой и одинаковыми возрастными особенностями. Специалисты, которые проводят встречу, легче ориентируются в вопросах родителей, заранее могут к ним подготовиться.
Формы занятий в родительском университете могут быть самыми разнообразными: конференции, час вопросов и ответов на актуальную тему, лекции, практикумы, родительские ринги.
Конференция - форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Конференции могут быть: научно-практическими, теоретическими, читатель-скими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание подростков в семье» и т. п. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конферен-ции.
Лекция - это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций - опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции - непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности младших подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.
Практикум - это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Педагогическая дискуссия (диспут) - одна из наиболее интересных форм по-вышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута - ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута - уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа - за и против», «Выбор профессии - чье это дело?».
Ролевые игры - форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Родители и дети», «Ребенок пришел из школы» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.
Ещё одной из форм сотрудничества с родителями являются тренинги.
Родительские тренинги - это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка. Тренинги как форма коррекции взаимоотношений детей и родителей находится в ведении школьного психолога. Классный руководитель беседует с учащимися и их родителями и предлагает принять участие в тренинге. Участие детей и родителей в совместном тренинге возможно только на добровольной основе. Тренинговые занятия детей и их родителей позволяют по-новому строить взаимоотношения, способствуют пониманию интересов и потребностей детей и требований родителей.
Родительские ринги - готовятся в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные по-зиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече, или за классным ру-ководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции. Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными:
«Плохие привычки: наследственность или влияние социума?»
«Что вы делаете, если у вашего ребенка возникают проблемы с дисциплиной?
«Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?»
«"За" и "против" школьной формы».
«Трудности школьного урока. В чем они состоят?»
Подводя итог сказанному, следует заметить, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности ребенка, но, применяя любую воспитательную технологию, необходимо помнить заповедь: "Прежде всего, не навреди".

III. Практическая часть – работа «круглого стола».
Упражнение «Интервью».
Время работы: 5 минут.
Участников просят в течение одной минуты подумать и ответить на вопрос - «Каким формам работы с семьей Вы отдаете предпочтение в своей профессио-нальной деятельности?». Заслушивается мнение каждого из присутствующих. По завершению упражнения делается вывод о частоте использования тех или иных форм и методов взаимодействия с родителями учащихся.
Упражнение «Обмен мнениями».
Время работы: 7 минут.
Задача участников в течение двух минут на небольших листочках постараться сформулировать тематику актуальных (проблемных) вопросов и тем, используемых в работе с родителями учеников. После этого присутствующие делятся своими мнениями. По завершению обсуждения, на доске (флип-чарте) фиксируется список наиболее «популярных и злободневных» тем.
Упражнение «Три видения».
Время работы: 15 минут.
Все участники делятся на три группы и в течение пяти минут создают совмест-ный проект видения одной заявленной проблемы в трех различных ракурсах.
Тема обсуждения – эффективные формы работы с семьей с позиции:
- тесного сотрудничества психолога с классным руководителем;
- тесного сотрудничества психолога с социальным педагогом;
- тесного сотрудничества психолога с административным корпусом.
По истечению времени представители каждой группы самопрезентуют собственные проекты. В завершении работы делается вывод о приемлемых формах работы педагога-психолога с детско-родительским контингентом и о «западающих» направлениях в деятельности психологической службы.

V.Ритуал прощания.
Время работы: 2 минуты.
Ведущий благодарит всех присутствующих за активное и творческое участие.

Список используемой литературы:
1. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
2. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М., 1993.
3. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. М., 2005.
4. Помощь родителям в воспитании детей / Пер. с англ.; Под ред. В.Я. Пилиповского. М., 1991.
5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.