Михаил митюшин биография. Матюшин М.В. «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний». Справочник по цвету. Музыка и литература в жизни художника

(1861, Нижний Новгород - 1934, Ленинград). Живописец.

М.В. Матюшин в 1868 поступил в четырехклассное городское училище, а в 1871-м был принят на отделение Русского музыкального общества, где получил основы общего и музыкального образования. С 1874 года он учился в Московской консерватории по классу скрипки, параллельно продолжал заниматься рисунком - писал, рисовал и копировал работы «старых мастеров». В 1882-м, пройдя конкурс, Матюшин был принят первой скрипкой в Придворный оркестр (играл в нем до 1913 года), благодаря чему смог посещать Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894-1898), мастерскую Я.Ф. Ционглинского (1903-1905) и частную школу Е.Н. Званцевой (1906-1907), где преподавали Л.Я. Бакст и М.В. Добужинский. Еще в 1900 году молодой художник побывал на Всемирной выставке в Париже, познакомился с новыми направлениями в искусстве. В 1909-м Матюшин вошел в группу Н.И. Кульбина «Импрессионисты», но вскоре вместе со своей женой Е.Г. Гуро покинул объединение. В это время он познакомился с братьями Бурлюками, В.В. Каменским и В.В. Хлебниковым, несколько позднее - с К.С. Малевичем , ставшим его другом на всю жизнь.

В 1909 году Матюшин и Гуро стали инициаторами создания петербургского общества художников «Союз молодежи». Матюшин участвовал в его выставках в 1911-1914 годов. В 1909-м началась издательская деятельность Матюшина и Гуро, организовавших издательство «Журавль». Первой вышла книга Гуро «Шарманка», позднее первый и второй футуристические сборники «Садок судей» (1910 и 1913) и сборник «Трое» (1913), посвященный памяти Гуро. Всего было выпущено около двадцати книг, брошюр и сборников Уже тогда Матюшин интересовался современными художественными течениями, о чем свидетельствует издание им перевода книги А. Глеза и Ж. Метценже «О кубизме»- (1913), позднее - работы П.Н. Филонова , В.В. Хлебникова и К.С. Малевича (1915-1916). В те годы началась теоретическая работа Матюшина над проблемой художественного пространства. Теоретические выводы он воплощал в своей живописи. Так появилась новая форма, названная художником «кристаллизацией».

В 1913-м была показана знаменитая футуристическая опера «Победа над солнцем» - музыка Матюшина, пролог В.В Хлебникова, либретто А. Крученых, декорации и костюмы К.С. Малевича . В оформление были включены пушечная канонада, работающий мотор и другие звуковые эффекты. В следующем году Матюшин написал музыку к стихотворной драме А. Крученых «Война» Уже после революции Михаил Васильевич со своими учениками создал серию музыкальных постановок, посвященных памяти Е.Г. Гуро, на основе ее произведений - «Небесные верблюжата», «Осенний сон» (1920-1922), где зритель погружался в цветовую и звуковую среду. В течение 1910-х Матюшин последовательно эволюционировал, его творчество развивалось от современных принципов импрессионизма к футуризму. Произведения экспонировались на многочисленных ставках: выставке «Современные течения» членов общества «Треугольник» (1910), выставках «Салона молодежи», «Международного салона» В.А. Издебского - интернациональных выставках в Одессе, Киеве, Риге, Петербурге (1909-1910-е) и в других экспозициях. Преподавательская деятельность Матюшина началась в 1909-м в Народной консерватории: 1918 по 1926 он преподавал на живописном факультете Академии художеств (Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских), организовал мастерскую пространственного реализма, занимавшуюся исследованием пространственно-цветовой среды в живописи (по 1926). Поиски в этом направлении были начаты еще на рубеже 1910-х, и Матюшин продолжил их в Государственном музее живописной культуры и в Государственном институте художественной культуры, где руководил отделением органической культуры. Над этой проблемой он работал со своими учениками и коллегами - Марией, Ксенией, Борисом Эндер, Николаем Гринбергом.

Теории Матюшина предполагали планетарное ощущение природы, проникновение в высшую реальность, развитие сознательного ее изучения в единстве с интуицией. Особое внимание уделялось глазу, физиологию которого предполагалось расширить за счет использовался помимо прямого зрения, которым человек пользуется при нормальном освещении, бокового зрения, которое работает при слабом или вечернем освещении. В результате такого «расширенного смотрения» достигался эффект «насыщения» цвета светом, что позволяло очистить цвет, благодаря свету органично объединить предмет со средой, добиться целостности изображения. При этом всякое изменение формы влекло изменение цвета, а использование иного цвета рождало новую форму. Группа Матюшина проделала огромную экспериментальную и лабораторную работу по изучению взаимодействия цвета с различными формами в разных условиях освещенности. Были составлены таблицы спектральных и дополнительных близких комбинаций цветов, красок, изучалось взаимодействие цвета и формы, создавались обобщенные труды по этим проблемам. Изучалось также взаимовлияние звука и цвета. Итогом этой работы стал «Справочник по цвету», изданный в 1932 тиражом 400 экземпляров, который активно использовался художниками, а также при реставрационных, строительных и других работах. В ряду известных живописных произведений Матюшина картина «ЛАХТА» (1920, Областной художественный музей им. А.М. и В.М. Васнецовых, Киров). Она напоминает работы Е.Г. Гуро конца 1900-х свободным расположением цветовых пятен, стремлением придать впечатление объемности сочетаниям ярких цветовых пятен и полос с прорывами в светлое окружающее пространство, что позволяет добиться их органичного слияния.

Более последовательное воплощение своих идей художник продемонстрировал в работе «СТОГ. ЛАХТА» (1921, ГРМ), где пространственные отношения земли и неба строятся на контрасте свободных цветных полос - прямых, сходящихся вдали у стога, более темных и плотных на земле и разнообразных на небе.


Ключевой живописной работой Матюшина стало полотно «ДВИЖЕНИЕ В ПРОСТРАНСТВЕ» (1922?, ГРМ). Цветные полосы, расположенные по диагонали, где верхний и нижний края четко ограничены на светлом сером фоне - чуть более светлом в верхней части композиции, отделены друг от друга, но внутри каждой цвет тонко разработан, благодаря чему возникает ощущение пространственности всего изображения, как бы парящего в невесомости. При внимательном рассмотрении кажется, что в изображении присутствует объем и можно представить продолжение полос за пределами того, что изображено. Круг интересов Матюшина был чрезвычайно широк - теоретик, живописец, педагог и музыкант, режиссер, воплощавший идеи синтетического театра. Работа Матюшина в области теории, создание самостоятельной оригинальной школы живописи сделали его одной из крупных фигур русского авангарда.

Считаются не только произведения мастеров давно минувших веков и седой старины. Художники прошлого столетия внесли не меньший вклад в развитие искусства и их старинные картины по праву занимают место в музейных собраниях. Об одном из них пойдёт речь в данной статье. Михаил Васильевич Матюшин родился в Санкт-Петебрурге в 1861 году. Будучи разносторонне одарённым, он проявил себя не только в изобразительном искусстве.

Музыка и литература в жизни художника

В 1876 году Михаил Васильевич поступил в Московскую консерваторию. Получив музыкальное образование, Матюшин стал музыкантом Придворного императорского оркестра в Санкт-Петербурге. Он был солистом оркестра до 1913 года. Матюшин вместе с женой, Еленой Гуро, в 1909 году основали творческое объединение «Союз молодёжи». Совместно с поэтическим сообществом «Гилея» они создали футуристический театр «Будетлянин». Целью основания «Будетлянина» был переворот традиционной точки зрения на театр как искусство. В 1913 году состоялась премьера первого спектакля. Это была опера «Победа над солнцем». Сценическое оформление создали Крученых и Малевич, а музыку к опере написал Михаил Матюшин. Художник постоянно находился в поиске нового, и это касалось не только живописи, но и музыки. В 1914 году Матюшин работал над «Осенним сном» и «Дон Кихотом». Музыку Михаил Васильевич писал в духе свойственного ему авангардизма. В то же время Матюшин увлёкся литературой, проявляя своё многогранное дарование и на данном поприще. Он опубликовал статью «Футуризм в Петербурге», издал книгу «О кубизме».

Живопись и общественная жизнь

Одновременно с музыкальным Матюшин получал художественное образование. В 1894-1898 годы он учился в Рисовальной школе при ОПХ, затем – в частной школе Е.Н. Званцевой и в студии Я.Ф. Ционглинского. В последней обучалась и жена художника, Е. Гуро, обладавшая не менее разносторонним дарованием. Зимой 1909 года талантливые супруги создали «Союз молодёжи», просуществовавший до 1914 года. Объединение провело 6 выставок, на которых зритель имел возможность ознакомиться со всеми авангардными течениями того времени. Супруги были членами общества кубофутуристов, участвовали в работе «Журавля» — издательства авангардного направления. В 1910 году увидел свет первый сборник «Садок судей», включавший плоды творчества русских авангардистов. Работая в издательстве, Матюшин до 1917 года выпустил около 20 книг. Он познакомился с поэтами и художниками: братьями Бурлюками, В. Каменским и В. Хлебниковым — авангардистами того времени, с В. Ивановым, А. Ремизовым и Ф. Сологубом – представителями старой школы.

С 1910 года Матюшин, впечатлённый теоретическими изысканиями математика П. Успенского, использовал в творчестве метод восприятия и познания человека, мира и космоса как единого целого. В двадцатых годах Михаил Васильевич и его последователи организовали группу «Зорвед». Она занималась исследованием воздействия на человеческое восприятие звука и света, формы и цвета. Творчество и деятельность участников данного объединения базировалась на теории «расширенного смотрения». Две выставки работ Матюшина и участников «Зорведа», его учеников, прошли успешно и получили высокую оценку критиков. Первая состоялась в 1923 году, вторая – в 1930. Матюшин не обошёл вниманием и преподавательскую деятельность. Он занимался обучением молодёжи в мастерской пространственного реализма в ГСХМ Петрограда, а затем преподавал в ГИНХУКе.
14 октября 1934 года Михаил Матюшин скончался в Ленинграде. В 2006 году открылся Музей петербургского авангарда, где собраны старинные и современные картины данного направления. Музей был основан в память о Михаиле Матюшине и его огромном вкладе в отечественную культуру и искусство.

русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в

Биография

С 1877 по 1881 годы обучается в Московской Консерватории по классу скрипки, и затем работает скрипачом Придворного оркестра. С 1894 по 1905 годы посещает Рисовальную школу Общества поощрения художеств, затем посещает школу-студию Я.Ф. Ционглинского.

В 1908-1910 годах Матюшин и его жена Елена Гуро входят в складывающийся круг русских кубофутуристов-«будетлян» (Давид Бурлюк, Василий Каменский , Велимир Хлебников), они встречаются в доме Матюшиных на Песочной улице в Петербурге (ныне Музей петербургского авангарда на улице Профессора Попова, Петроградская сторона), там основывается издательство «Журавль», в 1910 выходит первый сборник кубофутуристов «Садок судей». До 1917 в этом издательстве Михаил Матюшин выпускает 20 футуристических книг.

Похоронен в Мартышкине.

Творческий путь

Михаил Матюшин, как и некоторые другие художники того времени, прошел через модернизм в сторону авангарда. Его творчество далеко от революционности и радикализма других представителей авангарда. Его обостренное чувство «другого как себя», непрестанное вглядывание в самые глубины собственных душевных и духовных переживаний, стали его отличительной особенностью. Творческий поиск, глубокое вглядывание, желание анализа позволило стать Матюшину педагогом и теоретиком нового искусства.

В живописи начиная с середины 1910-х годов Матюшин развивал идею «расширенного смотрения», возникшую под влиянием теории «четвертого измерения» математика-теософа П. Д. Успенского . Вместе со своими учениками он организовал группу «Зорвед» (от «вЗОР» и «ВЕДать»). Помимо духовного аспекта теория расширенного смотрения включает в себя идею объединения сумеречного (угол зрения до 180 градусов) и дневного (угол зрения около 30-60 градусов) зрения для обогащения впечатлений и знаний о натуре.

В период работы М. В. Матюшина в ГИНХУКе (Государственный Университет Художественной Культуры) группой «Зорвед» проводились исследования в области воздействия цвета на наблюдателя, в результате которых были открыты формообразующие свойства цвета - то есть влияние цветового оттенка на восприятие формы наблюдателем. При длительном наблюдении холодные оттенки придают форме «угловатость», цвет звездится, теплые оттенки наоборот создают ощущение округлости формы, цвет круглится.

Исследователи причисляют музыку М.Матюшина к музыкальному авангарду. Считается, что главным был поиск «нового мирослышания», «звукового миросозерцания», который отражался как в его музыке так и в литературных манифестах (манифест М.Матюшина «К руководству новых делений тона») и в «артефактах», каковы, например, первая футуристическая опера «Победа над солнцем».

Семья

  • Гуро, Елена Генриховна - вторая жена, поэтесса и художница.

Публикации М. Матюшина

  • О книге Метценже-Глеза "О кубизме" // Союз молодежи. № 3, Санкт-Петербург, 1913
  • Футуризм в Петербурге // Первый журнал русских футуристов. № 1-2. Москва, 1914
  • Руководство к изучению четвертого тона для скрипки. Петроград, 1915
  • О выставке последних футуристов. // Весенний альманах "Очарованный странник". Петроград, 1916
  • Закономерности изменяемости цветовых отношений. // Справочник по цвету. Москва-Ленинград, 1932. Переиздание: Михаил Матюшин. Справочник по цвету. Закономерность изменяемости цветовых сочетаний - М.: Д. Аронов, 2007. - 72 с. - ISBN 978-5-94056-016-4.

Память

  • В 2006 году в Санкт-Петербурге открылся Музей петербургского авангарда, в доме Песочной улице, где жили Матюшин и Гуро (современный адрес- улица профессора Попова, дом 10).

- (1861 1934) российский художник, композитор и теоретик искусства. Сформировался как мастер в русле футуризма, был (со своей женой Е. Г. Гуро) одним из организаторов Союза молодежи. Позже активно участвовал в работе Инхука. В конце 1910 х нач.… … Большой Энциклопедический словарь

- (1861 1934), художник, композитор, теоретик искусства. Один из лидеров раннего русского авангарда, организатор объединения «Союз молодёжи» (1910). В области живописи экспериментировал с динамикой цветовых полей («Движение в пространстве», 1917… … Энциклопедический словарь

Род. 1861, ум. 1934. Художник футурист, композитор. Один из создателей "Союза молодежи", создатель общества "Зорвед" (1919 1932). Разработал концепцию "расширенного смотрения". Автор музыки к футуристической опере… … Большая биографическая энциклопедия

Матюшин русская фамилия. Происхождение фамилии от сокращённой формы имени Матвей, означающего по древнееврейски «дарованный господом» . Известные носители: Матюшин, Геннадий (род. 1984) украинский шахматист, гроссмейстер (2007).… … Википедия

Матюшин М. В. - МАТЮ́ШИН Михаил Васильевич (1861–1934), художник, композитор, теоретик иск ва. Один из лидеров раннего рус. авангарда, организатор объединения Союз молодёжи (1910). В области живописи экспериментировал с динамикой цветовых полей (Движение в … Биографический словарь

Николай Васильевич Крыленко … Википедия

Александр Онищук Страны … Википедия

Александр Васильевич Мосолов Дата рождения 11 августа (29 июля) 1900(1900 07 29) Место рождения Киев, Российская империя Дата смерти … Википедия

Николай Васильевич Крыленко 1 й Народный комиссар юстиции СССР 20 июля … Википедия

Книги

  • Михаил Матюшин 1861-1934 , Ю. В. Мезерин. "Во всем мне хочется дойти до самой сути", - писал Б. Л. Пастернак. Так о себе мог бы сказать и Михаил Васильевич Матюшин, художник, поэт, музыкант, педагог, теоретик искусства. Он всю жизнь…

МАТЮШИН, МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ (1861–1934), русский художник, музыкант, теоретик искусства, один из лидеров русского авангарда первой половины 20 в.

Родился в Нижнем Новгороде. К 1871 получил начальное, в том числе и музыкальное образование в местной школе Русского музыкального общества . С 1877–1880 учился в Московской консерватории по классу скрипки, в те же годы самостоятельно занимаясь живописью и графикой. В 1881 переехал в Петербург, где в 1882–1913 работал скрипачом Придворного оркестра. Посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств (1894–1898) и школу-студию Я.Ф.Ционглинского (1903–1905), где познакомился с поэтессой и художницей Е.Г.Гурой, ставшей его супругой и соратницей. В 1906–1907 занимался в школе-студии Е.Н.Званцевой. Подружившись (в 1908–1912) с Н.И.Кульбиным, братьями Бурлюками, В.В.Хлебниковым, К.С.Малевичем, А.Е.Крученых и другими авангардистами, стал не только участником, но и одним из организаторов нового искусства. Был одним из инициаторов создания «Союза молодежи» (1910), открыл также издательство «Журавль», где до 1917 выпустил 20 футуристических книг.

В 1913 написал музыку для этапного авангардного спектакля – футуристической оперы Победа над солнцем (либретто Крученых, сценография Малевича), предусмотрев в партитуре грохот пушечной канонады, шум мотора и другие реальные звуковые эффекты. Его музыкальные произведения в целом (фортепьянная сюита Дон Кихот , Осенний сон для скрипки и фортепьяно; обе – 1915) примыкают к традиции символизма, в то же время тяготея к «разлому старого звука», к новым тональным системам, родственным додекафонии А.Шёнберга. Имея в виду этот «разлом», Матюшин в 1915 выпустил Руководство к изучению четвертей тона для скрипки , а в 1917–1918 разрабатывал новый, упрощенный тип своего любимого инструмента.

Как живописец прошел через увлечение импрессионизмом; в 1910-х годах создавал «кристаллографические» композиции в духе кубизма , а также скульптуры из корней и сучьев (цикл Освобожденное движение , 1918, не сохранился). С годами центральное место в его творчестве получила идея «расширенного видения», сложившаяся под воздействием теории «четвертого измерения» П.Д.Успенского. Стремясь раздвинуть границы традиционного зрения, Матюшин писал в окрестностях Петербурга акварельные «медитативные пейзажи» (1916), где небо композиционно сливается с землей. В 1918–1926 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских (позднее – петроградское отделение Вхутемаса), организовав там особую «мастерскую пространственного реализма». Продолжил свои поиски в петроградском Музее живописной культуры (1922), а затем в Инхуке (Институт художественной культуры). Из его учеников составилась группа «Зорвед» (от слов «зорко ведать»), опубликовавшая в 1923 свой манифест. Матюшинские пейзажи и абстракции этого периода (Стог. Лахта , 1921; Движение в пространстве , 1922; оба – в Русском музее) служили иллюстрациями к его теориям.

На рубеже 1920–1930-х годов мастер стремился придать своим идеям более практичное, пригодное для нужд оформительского дизайна выражение. С этой целью им совместно с учениками был выпущен коллективный труд Закономерность изменяемости цветовых сочетаний. Справочник по цвету (1932), предназначенный «для практического применения на производстве». Продолжал работу над вторым томом этого издания, однако завершить и опубликовать его уже не удалось.