Музыкальная пьеса мусоргского. История жизни. Вокальное творчество Мусоргского

МОДЕСТ ПЕТРОВИЧ МУСОРГСКИЙ

(1839 - 1881)

Модест Петрович Мусоргский родился в селе Карево, ныне Куньинского района Псковской области. Музыкой начал заниматься с шести лет под руководством матери. К этому же времени относятся первые опыты музыкальных импровизаций, навеянные сказками няни – крепостной крестьянки. Картины деревенской жизни оставили глубокий след в сознании Мусоргского. По свидетельству его брата Филарета, он уже с отроческих лет «относился ко всему народному и крестьянскому с особенной любовью».

В 1849 году Модест поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, а в 1852-56 учился в школе гвардейских подпрапорщиков и был зачислен в гвардейский Преображенский полк. Одновременно с этим он обучался игре на фортепиано у пианиста Ант. А. Герке. По окончанию школы был произведен в офицеры, но уже через два года добровольно вышел в отставку, чтобы всецело заняться музыкой. Мусоргский понимал, что не получил систематического музыкального образования и всеми силами пытался наверстать упущенное, он хотел заниматься музыкой «как мне надо». Но неимение средств к жизни и невозможность добыть их музыкальной деятельностью заставили его служить чиновником сначала в Главном Инженерном Управлении, потом Лесном Департаменте Министерства государственного имущества и Государственном контроле.

Решающее воздействие на его общее музыкальное развитие оказало знакомство с А.С. Даргомыжским , а позже с М.А. Балакиревым и другими членами его кружка («Могучей кучки»). Мусоргский стал изучать музыкальную литературу и заниматься композицией под руководством М.А. Балакирева.

На рубеже 60-х годов Мусоргский пережил глубокий идейный перелом, в результате которого он стал убежденным сторонником антикрепостнической идеологии. Он даже отказался от своей части наследства в пользу брата, чтобы не быть владельцем крепостных душ. Он разделял многие из взглядов русских революционных просветителей – Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. В это время композитор создал несколько реалистических вокальных сценок из крестьянской жизни, в которых острая бытовая характерность соединяется с социально-обличительной направленностью: «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Забытый», Полководец", "Семинарист" , "Раёк" , "На Днепре" , "Классик", "Блоха" и др. Все они являются миниатюрными предшественниками будущих оперных полотен. Всего в наследии Мусоргского 67 романсов и песен.

Наряду с правдивым воспроизведением духовного мира человеческой личности Мусоргский стремился постигнуть и передать коллективную психологию народных масс. «...В человеческих массах, - писал он, - как в отдельном человеке, всегда есть тончайшие черты, ускользающие от хватки, черты, никем не тронутые...»

Основным средством характеристики образа служила для Мусоргского живая интонация человеческой речи. Он развивал творческие принципы Даргомыжского, которого называл «великим учителем правды». Синтез песенности и речитативности характерен для зрелых произведений Мусоргского. Народная песня в «чистом виде» нередко используется композитором как самостоятельное законченное целое, в качестве средства «обобщения через жанр». С помощью различных песенных жанров ему удалось создать необычайно яркие, рельефные, жизненно убедительные образы отдельных людей из народа или народных масс, охваченных единым порывом.

Центральное место в творчестве композитора занимает оперный жанр. После неоконченных опер «Саламбо» (по роману Г. Флобера) и «Женитьба» (на неизменный текст Н. В. Гоголя) в 1868-69 годах он создал одно из своих величайших по масштабу и замыслу произведений «Борис Годунов» (по трагедии Пушкина) - историческую оперу, в которой народ выступает в качестве активно действующей силы. Обратившись к трагедии Пушкина, Мусоргский во многом переосмыслил ее, приблизил к эпохе назревавшей крестьянской революции.

Первоначально опера была отклонена дирекцией императорских театров, но по настоянию певицы Ю. Ф. Платоновой опера была поставлена со значительными сокращениями в 1874 году в Мариинском театре в Петербурге.

Реакция публики на спектакль была неоднозначной. Мнения разделились не только среди консервативно настроенной публики, но даже и среди музыкантов-профессионалов. В частности, двусмысленную по тону и содержанию была рецензия Ц. А. Кюи, одного из членов Балакиревского кружка. Непонимание и неразделенные взгляды нанесли Мусоргскому глубокую моральную травму. Но несмотря на это в 71-72 годах вместе с Н. А. Римским-Корсаковым он сделал вторую редакцию оперы.

В 70-е годы – в период интенсивной работы вершиной творческих исканий стала опера «Хованщина» (либретто автора на исторический сюжет, предложенный В. В. Стасовым). Композитор назвал ее «народной музыкальной драмой», подчеркнув главенствующую роль народа. Одновременно с этим он работал над лирико-комедийной оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя). Опера осталась неоконченной, но в ней ярко проявился юмористический талант композитора.

В это время были созданы и камерные вокальные циклы: «Детская» (1868-72), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-77). По поводу «Детской» К. Дебюсси заметил, что «никто не обращался к лучшему, что в нас есть, с большей нежностью и глубиной». В «Песнях и плясках смерти» тема человеческого страдания выражена в музыкальных образах, достигающих трагедийной силы звучания.

Инструментальное творчество Мусоргского сравнительно невелико по объему, но и в этой области им были созданы яркие, глубоко оригинальные произведения. К выдающимся образцам программного симфонизма принадлежит оркестровая картина «Ночь на Лысой горе» , сюжетом которой послужили старинные народные поверья. С народными истоками связан и характер ее музыкальных образов. «Форма и характер моего сочинения российски и самобытны», - писал композитор, указывая, в частности, на используемый им типично русский прием свободных «разбросанных вариаций». При жизни автора картина не была оценена современниками, и, может быть поэтому Мусоргский не реализовывал свой талант в инструментальных жанрах. После смерти автора она была закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с большим успехом исполнена в 1886 году в Петербурге.

Такой же самобытностью отличается фортепианная сюита «Картинки с выставки» , в которой дана галерея разнохарактерных образов жанрового, сказочно-фантастического и эпического плана, объединенных в одно многокрасочное звуковое полотно. Тембровое богатство, фортепианного звучания вдохновило других музыкантов на мысль об оркестровой обработке этого произведения. Наибольшую популярность завоевали «Картинки с выставки в инструментовке М. Равеля » (1922).

Последние годы Мусоргского были очень тяжелыми. Пошатнувшееся здоровье, материальная необеспеченность мешали ему сосредоточиться на сочинении. Он работал аккомпаниатором в вокальных классах, организованных певицей Д.М. Леоновой. В 1879 г. они совершили концертную поездку по югу, которая принесла много новых и ярких впечатлений, которые отразились в фортепианных пьесах, сочиненных на Крымском полуострове.

В 1881 году здоровье Мусоргского резко ухудшилось и болезнь его, сопровождавшаяся тяжелым поражением внутренних органов и психическим нарушением, быстро прогрессировала. Недуг потребовал из меблированных комнат на Офицерской переместить его, как бывшего военного, в Николаевский военный госпиталь. В одном из старейших военных лечебных учреждений Санкт-Петербурга и скончался Модест Петрович Мусоргский. Похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.

В 1968 на родине композитора в деревне Наумово (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.

В своей музыке композитор стремился достигнуть максимального жизненного правдоподобия, бытовой и психологической конкретности образов. Творчество его, отличавшееся демократической направленностью, было проникнуто страстным протестом против крепостнического гнета, любовью и сочувствием к народу и к поруганной, обездоленной человеческой личности. Художественные воззрения и задачи он открыто декларировал в «Автобиографической записке» и письмах к Стасову, Голенищеву-Кутузову и другим друзьям и современникам. «Создать живого человека в живой музыке» - так определял он цель своего творчества.

В семье небогатого помещика Петра Мусоргского 21 марта 1839 года родился мальчик, получивший имя Модест. Мать его, Юлия Ивановна, души не чаяла в своем младшем ребенке. Возможно, причиной этому была смерть двух первых сыновей, и всю нежность она подарила двоим оставшимся в живых мальчикам. Детство Модест провел в имении на Псковщине, среди озер и глухих лесов. Лишь упорство матери и его врожденный талант помогли не остаться необразованным – мать занималась с детьми чтением, иностранными языками и музыкой. Хотя в барском доме стояло лишь старенькое пианино, настроено оно было хорошо, и уже к семи годам Модест играл на нем сочинения Листа небольшого объема. А в девять лет он впервые исполнил концерт Фильда.

Петр Мусоргский тоже любил музыку и очень радовался явному дарованию сына. Но могли ли родители предполагать, что их мальчик не просто станет музыкантом и композитором, но прославит своей музыкой Россию на весь мир? Модесту готовили совершенно другую участь – ведь все Мусоргские происходили из древнего дворянского рода и всегда служили в воинских частях. Избежал этого только отец Модеста, посвятив себя сельскому хозяйству.

Как только Модесту исполнилось десять лет, его со старшим братом отвезли в Петербург, где мальчикам предстояло учиться в Школе гвардейских прапорщиков – весьма привилегированном военном училище. Окончив это училище, семнадцатилетний Модест Мусоргский определяется на службу в Преображенском гвардейском полку. Ему предстояла блестящая карьера военного, но совершенно неожиданно юноша подал в отставку и поступил в главное инженерное управление. Позднее он работал в следственном отделе Лесного департамента.

Незадолго до принятия столь удивившего окружающих решения один из товарищей по полку познакомил Модеста с композитором Даргомыжским. Маститому музыканту хватило нескольких минут, чтобы оценить свободу, с которой Модест играл на фортепиано, а главное – его неповторимые импровизации и незаурядный талант. Свое первое впечатление Даргомыжский решил подкрепить и свел юношу с Кюи и Балакиревым. Так для Мусоргского началась совершенно новая, полная музыки и друзей по духу, жизнь – в кружке Балакирева «Могучая кучка».

Для Мусоргского это было настоящим счастьем – ведь военное искусство не интересовало его нисколько. Другое дело – литература, история и философия, этим предметам он всегда посвящал очень много времени еще в училище. Но главным для него всегда была музыка. Да и характер будущего композитора никак не годился для военной карьеры. Модеста Петровича отличали терпимость к другим и демократичность поступков и взглядов. Когда в 1861 году была объявлена крестьянская реформа, его доброта к людям проявилась особенно ярко – для избавления собственных крепостных крестьян от тягот выкупных платежей Мусоргский принял решение отказаться в пользу брата от своей части наследства.

Накопление новых знаний в сфере музыки не могло у гения не вылиться в период мощной творческой активности. Мусоргский надумал написать классическую оперу, но с обязательным включением в нее воплощения своих пристрастий к крупным народным сценам и центральной личности – сильной и волевой. Сюжет для своей оперы он решил почерпнуть из романа Флобера «Саламбо», отсылающего читателя в историю древнего Карфагена. В голове молодого композитора рождались выразительные и прекрасные музыкальные темы, и часть из придуманного он даже записал. Особенно удавались ему массовые эпизоды. Но в какой-то момент Мусоргский вдруг осознал, что уже созданные его воображением образы исключительно далеко отстоят от подлинного, описанного Флобером Карфагена. Это открытие заставило его охладеть к своей работе и забросить ее.

Другим его замыслом стала опера по гоголевской «Женитьбе». Подсказанная Даргомыжским идея предельно соответствовала характеру Мусоргского – с его насмешливостью, юмором и способностью простыми методами показать сложные процессы. Но для того времени поставленная задача – создание оперы на прозаический текст – выглядела не то чтобы невыполнимой, а просто слишком революционной. Работа над «Женитьбой» захватила Мусоргского, и его товарищи считали эту работу ярким проявлением таланта композитора в комедии. Особенно ярко этот талант проявлялся в создании интересных музыкальных характеристик героев. И все же скоро стало ясно, что сама по себе опера по «Женитьбе» – лишь смелый эксперимент, и работа над ней была прервана. Мусоргскому для создания серьезной, настоящей оперы предстояло пойти по совсем иному пути.

Часто бывая в доме у сестры Глинки, Людмилы Ивановны Шестаковой, Мусоргский познакомился с Никольским Владимиром Васильевичем. Блестящий литературовед и филолог, признанный специалист в области русской литературы, Никольский посоветовал музыканту обратить внимание на трагедию Пушкина «Борис Годунов». Филолог был не чужд музыке и считал, что «Борис Годунов» может стать прекрасным материалом для создания оперного либретто. Зерно, брошенное Никольским, попало на благодатную почву – Мусоргский задумался и принялся читать трагедию. Еще во время чтения в его голове начали звучать целые фрагменты великолепной торжественной музыки. Композитор буквально всем телом ощутил: опера на основе этого материала станет удивительно объемным и многогранным произведением.

Опера «Борис Годунов» была полностью завершена в конце 1869 года. А в 1970 году Мусоргский получил ответ от Гедеонова, директора императорских театров. Из письма композитор узнал, что комитет из семи человек категорически отверг «Бориса Годунова». В течение года Мусоргский создал вторую редакцию оперы – семь ее картин превратились в четыре действия с прологом. В посвящении к этому произведению Мусоргский написал, что лишь благодаря своим товарищам по «Могучей кучке» он смог закончить эту сложную работу. Но и во второй редакции опера получила отказ театрального комитета. Спасла положение примадонна Мариинского театра Платонова – только по ее просьбе оперу «Борис Годунов» приняли к постановке.

Мусоргский не находил себе места в ожидании премьеры, боясь, что его оперу не примет общество. Но опасения композитора были напрасны. День премьеры «Бориса Годунова» превратился в триумф и подлинное торжество композитора. Весть о прекрасной опере со скоростью молнии распространилась по городу, и все до единого последующие спектакли шли при полном аншлаге. Мусоргский мог быть совершенно счастлив, но…

Композитор совершенно не ждал неожиданного и исключительно тяжелого удара, обрушившегося на него со стороны критиков. «Санкт-Петербургские ведомости» в феврале 1974 года опубликовали разгромную рецензию на «Бориса Годунова» за подписью, которой всегда пользовался Кюи, один из ближайших друзей композитора. Мусоргский воспринял поступок друга как удар ножом в спину.

Но как триумф оперы, так и разочарования постепенно отошли на второй план – жизнь продолжалась. Интерес публики к «Борису Годунову не угасал», однако критика по-прежнему считала оперу «неправильной» – слишком уж музыка Мусоргского не соответствовала принятым тогда в опере романтическим стереотипам. Перевод Мусоргского в следственную часть Лесного Департамента обременил его множеством скучной работы, и творческие планы строить было практически некогда. Он не бросил, конечно, сочинять музыку, но успокоения не обрел.

Начался особо мрачный период жизни великого композитора. Распалась «Могучая кучка». И дело было не только в подлом ударе Кюи, но и в назревших внутренних противоречиях среди членов кружка. Сам Мусоргский считал это событие изменой горячо любимых им людей – изменой не лично ему, но старым, сплотившим их идеалам. Вскоре умер один из его друзей – художник Гартман. Вслед за ним ушла из жизни горячо и тайно любимая Мусоргским женщина, имени которой композитор не называл никому – памятью о любви стало лишь «Надгробное письмо», найденное только после смерти Мусоргского, и многочисленные произведения, посвященные этой таинственной незнакомке.

На смену старым друзьям появлялись новые. Мусоргский близко сходится с графом А. А. Голенищевым-Кутузовым, молодым поэтом, и привязывается к нему. Возможно, именно эта дружба удержала композитора на краю отчаяния и вдохнула в него новую жизнь. Лучшие из сочинений Мусоргского того периода написаны на стихи графа Арсения. Однако и здесь композитора ждало горькое разочарование – через полтора столь яркой дружбы Голенищев-Кутузов женился и отошел от друзей.

Очередное переживание привело композитора к вину, и он изменился даже внешне – обрюзг, перестал следить за собой, одевался как попало… К тому же, начались неприятности на службе. Мусоргского не раз увольняли, и он постоянно испытывал денежные затруднения. Проблемы дошли до того, что однажды композитора выгнали за неуплату из съемной квартиры. Здоровье музыкального гения постепенно разрушалось.

Тем не менее, именно в то время гений Мусоргского признают за границей. Ференц Лист, как называли его тогда, «великий старец», получил от издателя ноты сочинений русских композиторов и буквально был потрясен талантливостью и новизной произведений Мусоргского. Бурный восторг Листа в особенности коснулся цикла песен Мусоргского под общим названием «Детская». В этом цикле композитор ярко и сочно нарисовал непростой и светлый мир детских душ.

Сам Мусоргский вопреки ужасным условиям своей жизни в эти годы пережил истинный творческий взлет. К сожалению, очень многие задумки композитора остались незавершенными либо неотточенными его талантом. Однако все созданное показывает, что композитор смог взойти на новую ступень в своем творчестве. Первым произведением, последовавшим за «Борисом Годуновым», стала сюита, названная «Картинки с выставки», самое значительное и большое произведение для рояля. Мусоргский сумел открыть новые нюансы в звучании инструмента и вскрыть его новые возможности. Думал он и о работе с многоплановой пушкинской драматургией. Ему виделась опера, в содержание которой вошла бы жизнь целой страны со множеством эпизодов и картин. Но основы для либретто такой оперы Мусоргский не нашел в литературе и решил самостоятельно написать сюжет.

По мнению музыкальных критиков, опера «Хованщина» Мусоргского превратилась в новую, высшую ступень развития музыкального языка композитора. Речь он по-прежнему считал главным средством при выражении характеров и чувств людей, но само музыкальное оформление теперь получило у него новый, более широкий и глубокий смысл. При работе над оперой «Хованщина» Мусоргский сочинял и другую оперу – «Сорочинская ярмарка» по произведению Гоголя. В этой опере явно просматривается любовь композитора к жизни и простым человеческим радостям, несмотря на удары судьбы и душевные страдания. В замыслах композитора была и работа над музыкальной народной драмой о восстании Пугачева. Вместе с «Хованщиной» и «Борисом Годуновым» эта опера могла бы составить единую трилогию музыкального описания русской истории.

В последние годы своей жизни Мусоргский бросил службу, и для того чтобы он не умер с голоду, группа почитателей вскладчину выплачивала композитору небольшую пенсию. Немного денег давали его выступления как пианиста-аккомпаниатора, а в 1879 году Мусоргский решился отправиться с концертами в турне по Крыму и Украине. Это путешествие стало для композитора последним светлым пятном в череде серых дней.

12 февраля 1881 года у Мусоргского произошло кровоизлияние в мозг. Но до смерти ему предстояло пережить еще несколько таких ударов. Лишь 28 марта 1881 года организм его прекратил сопротивление, и великий композитор умер – в возрасте сорока двух лет.

Мусоргского предали земле на Тихвинском кладбище при Александро-Невской лавре. Почти сто лет спустя, в 1972 году, был открыт его музей в деревне Наумово, неподалеку от несохранившегося родового имения.

Как и ко многим великим людям, слава к русскому композитору Модесту Петровичу Мусоргскому пришла посмертно. Римский-Корсаков взялся завершить его «Хованщину» и привести в порядок музыкальный архив покойного композитора. Именно в его редакции и поставили оперу «Хованщина», которая обошла, как и другие произведения Мусоргского, весь мир.

Биография Мусоргского очень интересна, его жизнь была наполнена не только творчеством: он был знаком со многими выдающимися людьми своего времени.

Мусоргский происходил из старинного дворянского рода. Он родился 9 (21) марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии.

Первые 10 лет жизни провел дома, получая домашние образование и учась играть на фортепьяно.

Потом он был отправлен учиться в Санкт-Петербург в немецкое училище, откуда его перевели в Школу гвардейских прапорщиков. Именно в этой школе он увлекся церковной музыкой.

С 1852 года Мусоргский занялся музыкальным сочинительством, его композиции исполнялись на сценах Санкт-Петербурга и Москвы.

В 1856 году он был отправлен служить в Преображенский гвардейский полк (во время службы он познакомился с А. С. Даргомыжским). В 1858 году перевелся на службу в Министерство государственных имуществ.

Музыкальная карьера

В краткой биографии Мусоргского Модеста Петровича, написаннойдля детей, упоминается, что в 1859 год Модест Петрович познакомился с Балакиревым, который настоял на необходимости углубить музыкальные знания.

В 1861 году он начал работу над такими операми, как «Эдип» (по произведению Софокла), «Саламбо» (по произведению Флобера), «Женитьба» (по пьесе Н. Гоголя).

Все эти оперы так и не были завершены композитором.

В 1870 году композитор начала работу над своим самым главным и знаменитым произведением – оперой «Борис Годунов» (по одноименной трагедии А. С. Пушкина). В 1871 году он представил свое творение на суд музыкальных критиков, которые предложили композитору еще поработать и ввести в оперу некое «женское начало». Поставлена она была только в 1874 году в Мариинском театре.

В 1872 году началась работа сразу над двумя произведениями: драматической оперой «Хованщина» и «Сороченской ярмаркой» (по рассказу Н. Гоголя). Оба этих произведения так и не были закончены маэстро.

Мусоргский написал много коротких музыкальных произведений, основанных на сюжетах поэм и пьес Н. Некрасова , Н. Островского, стихов Т. Шевченко . Некоторые из них были созданы под влиянием русских художников (например, В. Верещагина).

Последние годы жизни

В последние годы жизни Мусоргский тяжело переживал распад «Могучей кучки», непонимание и критику со стороны музыкальных чиновников и коллег (Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова). На этом фоне у него развилась тяжелая депрессия, он пристрастился к алкоголю. Музыку стал писать медленнее, с работы уволился, потеряв маленький, но постоянный доход. В последние годы жизни его поддерживали только друзья.

Последний раз он публично выступил на вечере памяти Ф. М. Достоевского 4 февраля 1881 года. 13 февраля он умер в Николаевском госпитале в Санкт-Петербурге от приступа белой горячки.

Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры. Но на сегодняшний день сохранилось только надгробие, так как после масштабной реконструкции старого некрополя (в 30-ых годах) его могила была утрачена (закатана в асфальт). Сейчас на месте захоронения композитора находится автобусная остановка.

Хронологическая таблица

Другие варианты биографии

  • Единственный прижизненный портрет композитора кисти Ильи Репина был написан за несколько дней до смерти композитора.
  • Мусоргский был невероятно образованным человеком: свободно говорил на французском, немецком, английском языках, латыни и греческом, был отличным инженером.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Модест Петрович Мусоргский – великий русский композитор, чьи сочинения были вдохновлены историческими и фольклорными традициями. Сознательно игнорируя устоявшиеся каноны западной музыки, творец-новатор создал произведения с уникальным национальным колоритом, прославившим мощь и самобытный характер русского народа. Опера «Борис Годунов» стала образцом вокально-симфонического фундаментализма и повлияла на творчество многих сочинителей конца 19 - начала 20 веков.

Детство и юность

Модест Петрович Мусоргский, потомственный дворянин, родился 9 марта 1839 года в имении Карево, расположенном в Псковской губернии в 400 км от Санкт-Петербурга. Родители, состоятельные землевладельцы, происходили от прославленных смоленских князей, приходившихся потомками великой династии Рюриков.

Петр Алексеевич Мусоргский был сыном гвардейского офицера, владельца обширной усадьбы в Торопецком уезде. Унаследовав имение, он покинул службу в петербургском сенате и женился на Юлии Ивановне Чириковой, дочери отставного военного из соседнего села Наумово.

Поскольку родители не имели недостатка в средствах, детство Модеста прошло в атмосфере постоянного праздника. Окруженный заботами няни, мальчик с раннего возраста почувствовал вкус к русским песням и сказкам и проникся духом народных традиций и обычаев, а мать привила сыну вкус к классической музыке и стала учить его азам игры на пианино. В 7 лет будущий композитор без труда подбирал по слуху сложные фортепианные пьесы и дополнял их собственными импровизациями.


Модест Мусоргский (справа) и его брат Евгений

В 10-летнем возрасте Мусоргского отправили в немецкое учебное заведение, расположенное в Санкт-Петербурге, где мальчик продолжил занятия музыкой под присмотром пианиста и педагога Антона Августовича Герке и в 1852 году представил первую самостоятельно сочиненную пьесу для фортепиано. Родители радовались творческим успехам сына, но творческую карьеру всерьез не рассматривали. Потомки военных чтили семейные традиции и вскоре устроили Модеста в школу гвардейских офицеров, где царили строгость и дисциплина.

Юноша принял жесткий режим заведения, но заниматься музыкой не перестал. Благодаря врожденному таланту и приобретенному мастерству Мусоргский стал душой компании и регулярно выступал на вечеринках и праздниках, устраиваемых в школе. Тогда же Модест начал свой путь к алкоголизму, который был неотъемлемой частью разгульной студенческой жизни того времени.


В 1856 году будущий композитор окончил гвардейскую школу и получил назначение в санкт-петербургский Преображенский полк. Поселившись в столице, познакомился с военной и творческой российской элитой.

Вскоре молодой офицер стал постоянным участником вечеринок в доме композитора и подружился с прославленными русскими деятелями культуры в лице Владимира Стасова, Цезаря Кюи и . Последний взялся за «воспитание» и музыкальное образование Мусоргского, который решил оставить военную службу ради полноценной музыкальной карьеры.

Музыка

Творческая биография Мусоргского началась с инструментальных переложений симфонических произведений для оттачивания навыков сочинения и аранжировки музыкальных партий. В процессе работы начинающий композитор понял, что малые жанры не соответствуют размаху его души и широте фантазии, поэтому, написав сонату для фортепиано, 2 оркестровых скерцо и пьесу под названием «Марш Шамиля», Модест Петрович задумался об опере.


В течение 3 лет Мусоргский сочинял произведение по мотивам трагедии «Царь Эдип», затем переключился на сюжет флоберовского «Саламбо», а через некоторое время занялся адаптацией «Ночи накануне Ивана Купала» . Написав некоторое количество фрагментов, автор потерял интерес к проектам и не окончил ни один из них.

В начале 1860-х годов Модест Петрович начал эксперименты с музыкальными жанрами и написал ряд песен на стихи великих поэтов, среди которых наибольшую известность приобрели «Песнь старца», «Царь Саул» и «Калистрат». Эти произведения положили начало народной традиции в творчестве композитора и отличались острой социальной тематикой и необыкновенным музыкальны драматизмом.

Юлиан Барышников исполняет романс Модеста Мусоргского «Семинарист»

Далее последовала серия жанровых романсов «Светик-Савишна», «Песнь Яремы», «Семинарист» и других, приобретших невероятную популярность у современников и вызвавших неоднозначные отклики слушателей. А в 1867 году свет увидела симфоническое произведение «Иванова ночь на Лысой горе», изначально задуманное как хоровое.

Сотрудничая с коллегами-композиторами, объединившимися в кружок «Могучая кучка», Мусоргский впитывал национальные традиционные идеи и новые веяния, возникшие в связи с изменившейся политической обстановкой. Следствием этого стало неотвратимое желание передать полную картину драматических событий, происходивших на Руси в прошлом и имевших место в настоящем.


Музыканты стремились приблизить творчество к действительности и искали нетрадиционные формы. Одним из результатов этих поисков стало шуточное произведение Мусоргского «Женитьба», которое автор назвал «разговорной оперой», ставшей тренировкой великого русского таланта перед созданием всемирно известного монументального шедевра под названием «Борис Годунов».

Работа над пушкинским сюжетом началась в 1868 году и шла настолько быстро, что в течение следующего года композитор создал клавир и завершил основную партитуру. Интересен тот факт, что Модест Петрович подолгу вынашивал замыслы будущих произведений и, сочиняя музыку, почти не пользовался черновиками.

Иван Козловский исполняет арию из оперы Модеста Мусоргского «Борис Годунов»

Следуя историко-поэтической идее, Мусоргский акцентировал внимание на 2 темах, судьба человека и судьба народа, и отказался от сольных номеров в пользу масштабных хоровых сцен. Именно по этой причине первая редакция «Бориса Годунова» не удовлетворила дирекцию Мариинского театра, отказавшегося ставить оперу в 1870 году.

Заручившись поддержкой соратников, Модест Петрович в кратчайшие сроки переработал произведение, изменив сюжетную линию и добавив несколько персонажей. Кроме того, жирной точкой в новом варианте произведения стал финал, представлявший собой массовую народную сцену. Обилие фольклорных мелодий и колоритных натуралистических образов сделало «Бориса Годунова» величайшим образцом оперного искусства и принесло величие и славу создателю. Премьера произведения состоялась в Санкт-Петербурге в феврале 1874 года.


Насладившись успехом и получив порцию неоправданной критики, Мусоргский занялся воплощением нового творческого замысла, обратившись к теме кровавых стрелецких бунтов. Работа над «Хованщиной» продвигалась не так быстро, как хотелось бы автору. Он постоянно отвлекался на другие проекты, писал песни и романсы, которые в итоге объединил в вокальный сборник «Детская», а также фортепианные пьесы, известные под названием «Картинки с выставки».

В середине 1870-х, отложив тетрадь с набросками «Хованщины», Модест Петрович сочинил вокальный цикл «Песни и пляски смерти» и представил коллегам несколько фрагментов другой оперы под названием «Сорочинская ярмарка».

Галина Вишневская, цикл песен Модеста Мусоргского «Песни и пляски смерти»

В течение следующих лет Мусоргский разрывался между двумя новыми творениями, но сложное финансовое положение, близкое к нищете, мешало полноценной работе и сказывалось на физическом и психическом состоянии композитора. В 1879 году друзья организовали Модесту Петровичу гастроли по городам России и учредили фонд в поддержку талантливого сочинителя. Это помогло Мусоргскому продержаться в течение 2 лет, но оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка» так и остались неоконченными.

Личная жизнь

Большую часть жизни Мусоргский провел в Санкт-Петербурге, вращаясь в обществе культурной и творческой элиты. Члены «Могучей кучки» стали для композитора второй семьей, с которой он разделял успех и невзгоды, победы и поражения.


Несмотря на то, что Модест Петрович вращался в обществе, он не был счастлив в личной жизни и не имел ни жены, ни детей. Единственной дамой, к которой сочинитель питал нежные чувства, была Людмила Ивановна Шестакова, сестра , отвечавшая Мусоргскому сердечной материнской привязанностью. Свидетельством этих отношений стали письма, сохранившиеся в творческом архиве композитора.

Смерть

В начале 1870-х годов здоровье Мусоргского оставляло желать лучшего. Бурная молодость с бесконечными вечеринками и кутежами привела к тому, что в 40-летнем возрасте композитор начал испытывать приступы безумия, причиной которых было злоупотребление алкоголем.


Опасаясь за собственный рассудок, Модест Петрович нанял личного доктора Джорджа Каррика, действующего президента петербургского общества врачей, и с его помощью попробовал избавиться от пагубной привычки.

Кризис наступил, когда Мусоргского уволили со службы. Композитор, доведенный до нищеты, пережил 4 приступа белой горячки и попал в больницу. Друзья, в числе которых был художник , написавший предсмертный портрет композитора, оплатили лечение, но этим лишь ненадолго отсрочили неизбежное.


16 марта 1881 года Модест Петрович вновь впал в безумие, и очередной приступ металкогольного психоза стал причиной смерти великого русского композитора. Через несколько дней коллеги похоронили Мусоргского в Санкт-Петербурге на территории Александро-Невского монастыря, а в 1972 году в фамильном особняке матери открыли музей, посвященный жизни и творчеству автора «Бориса Годунова».

Музыкальные произведения

  • 1857-1866 – «Юные годы»
  • 1859 – «Марш Шамиля»
  • 1867 – «Ночь на Лысой горе»
  • 1868 – «Женитьба»
  • 1869 – «Борис Годунов»
  • 1870 – «Детская»
  • 1873 – «Хованщина»
  • 1874 – «Сорочинская ярмарка»
  • 1874 – «Без солнца»
  • 1874 – «Картинки с выставки»
  • 1877 – «Песни и пляски смерти»
Родился 21 марта 1839 года в имении своего отца, небогатого помещика, в селе Карево Торопецкого уезда (ныне Куньинского района) на Псковщине, умер 28 марта 1881 года в Петербурге), русский композитор, участник «Могучей кучки». Детские годы провёл в имении родителей; в автобиографии Мусоргский писал: «… ознакомление с духом народной жизни было главным импульсом музыкальных импровизаций до начала ознакомления ещё с самыми элементарными правилами игры на фортепиано». Шести лет Мусоргский начал заниматься музыкой под руководством матери. В 1849 поступил в Петропавловскую школу в Петербурге, в 1852-56 учился в Школе гвардейских подпрапорщиков. Одновременно брал уроки музыки у пианиста А. А. Герке. В 1852 было издано первое произведение Мусоргского - полька для фортепиано «Подпрапорщик». В 1856-57 он познакомился с А. С. Даргомыжским, В. В. Стасовым и М. А. Балакиревым, которые оказали глубокое влияние на его общее и музыкальное развитие. Под руководством Балакирева Мусоргский начал серьёзно заниматься композицией; решив посвятить себя музыке, в 1858 ушёл с военной службы. В конце 50 - начале 60-х гг. Мусоргский написал ряд романсов и инструментальных произведений, в которых уже проявились своеобразные черты его творческой индивидуальности. В 1863-66 работал над оперой «Саламбо» (по одноименному роману Г. Флобера, не окончена), отличающейся драматизмом народно-массовых сцен. К середине 60-х гг. складывается мировоззрение Мусоргского как художника-реалиста, близкого идеям революционных демократов. Обращаясь к актуальной, социально заострённой тематике из народной жизни, он создал песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, Т. Г. Шевченко, А. Н. Островского и на собственные тексты («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др.), в которых проявились его дар бытописателя, умение создавать ярко характерные человеческие образы. Богатством и сочностью звуковых красок отличается симфоническая картина «Ночь на Лысой горе» (1867), созданная по мотивам народных сказок и легенд. Смелым экспериментом явилась неоконченная опера Мусоргского «Женитьба» (на неизмененный текст комедии Н. В. Гоголя, 1868), вокальные партии которой основаны на непосредственном претворении интонаций живой разговорной речи.

Все эти работы подготовили Мусоргского к созданию одного из величайших его творений - оперы «Борис Годунов» (по трагедии А. С. Пушкина). Первая редакция оперы (1869) не была принята к постановке дирекцией императорских театров. После переработки «Борис Годунов» был поставлен в петербургском Мариинском театре (1874), но с большими сокращениями. В 70-х гг. Мусоргский работал над грандиозной по замыслу «народной музыкальной драмой» из эпохи стрелецких бунтов конца 17 в. «Хованщина» (либретто М., начата в 1872), идея которой была ему подсказана В. В. Стасовым, и комической оперой «Сорочинская ярмарка» (по повести Гоголя, 1874-80). Одновременно создал вокальные циклы «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1875-77), сюиту для фортепиано «Картинки с выставки» (1874) и др. В последние годы жизни Мусоргский испытывал тяжёлую депрессию, вызванную непризнанием его творчества, одиночеством, бытовыми и материальными затруднениями. Умер он в бедности в Николаевском солдатском госпитале. Неоконченная композитором «Хованщина» была завершена после его смерти Римским-Корсаковым, над «Сорочинской ярмаркой» работали А. К. Лядов, Ц. А. Кюи и др. В 1896 Римским-Корсаковым была сделана новая редакция «Бориса Годунова». В советское время Д. Д. Шостаковичем заново отредактированы и оркестрованы «Борис Годунов» и «Хованщина» (1959). Самостоятельный вариант завершения «Сорочинской ярмарки» принадлежит В. Я. Шебалину (1930).

Великий гуманист, демократ и правдолюбец, Мусоргский стремился деятельно служить своим творчеством народу. С огромной силой отразил он острые социальные конфликты, создал могучие, полные драматизма образы восставшего и борющегося за свои права народа. Вместе с тем Мусоргский был чутким психологом, знатоком человеческой души. В музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» необычайно динамичные, красочные массовые народные сцены сочетаются с разнообразием индивидуальных характеристик, психологической глубиной и сложностью отдельных образов. В сюжетах из отечественного прошлого Мусоргский искал ответа на животрепещущие вопросы современности. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача», - писал он Стасову, работая над «Хованщиной». Как гениальный драматург проявил себя Мусоргский и в произведениях малой формы. Некоторые из его песен представляют собой подобие небольших драматических сценок, в центре которых - живой и законченный человеческий образ. Вслушиваясь в интонации разговорной речи и в мелодии русской народной песни, Мусоргский создал глубоко оригинальный, выразительный музыкальный язык, отличающийся острой реалистической характерностью, тонкостью и многообразием психологических оттенков. Творчество его оказало большое влияние на многих композиторов: С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Л. Яначека, К. Дебюсси и др.