Музыкальные инструменты мордвы и информация о них. Конспект занятия «Город музыкальных инструментов» к проекту «В стране музыкальных инструментов Мордовии. Тема: “Путешествие в музыкальный театр”


Конспект
Тема: Мордовские народные инструменты
Цели и задачи:
Воспитательные: на основе восприятия мордовского народного песенного творчества воспитывать любовь к родному краю и его музыкальному наследию, к прошлому мордовского народа, обогащая тем самым духовный мир детей.
Развивающие: развитие более гибкого музыкального слуха, поэтического мышления, метроритмического чувства, памяти, воображения. Развитие творческих способностей детей, инициативы и самостоятельности.
Обучающие: познакомить с мордовской народной музыкой, ее специфическими особенностями на примере календарно-обрядовых песен.

Ход занятия:
I. Организационный момент.
Встреча детей:
- Добрый день, ребята!
Воспитатель.
- Кого называют композитором? (сочинитель музыки)
- Каких композиторов вы знаете?
- Есть такое высказывании композитор – это народ.
- Как это понимать?
- Народ сочиняет музыку. И такую музыку называют народной.
Воспитатель.
- Ребята, мы с вами живем в самой большой стране мира, в России!
- Как вы думаете, только русские проживают на территории России?
- Вы правы, ребята! Конечно, проживают очень много других народов.
Воспитатель. У каждого народа свои традиции, своя культура, свой язык, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.
(просмотр видео-фрагмента о России и Мордовии)
У: Обряды и праздники мордвы удивительно музыкальны.
У: Народные песни часто исполняли в сопровождении музыкальных инструментов.
У: Какие народные инструменты вы знаете?
У: Ребята, у мордовского народа, как и у всех других народов, существует множество музыкальных инструментов, которые подразделяются на три вида: ударные, струнные и духовые. Давайте послушаем, как на мордовских музыкальных инструментах играют мастера.
(Видеофрагмент - Ансамбль «Торама» играют на мордовских народных инструментах)
- Вам понравилась, ребята, музыка? А исполнители?
У: Ребята, поиграем и мы с вами на инструментах, чтобы и у нас с вами получился оркестр. Инструменты, которые у нас есть - используют и мордва, и русские.
- Сейчас мы распределим роли исполнителей музыки. Кто-то из вас будет петь музыку, а кто-то танцевать – отбивать ритмический рисунок, и, наконец, кто-то играть на инструментах.
Исполнители готовы?
В заключении исполняют произведение (часть детей исполняет ритмический рисунок; другая часть детей мелодию и несколько детей – на инструментах).
Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы очень старались! Вы были хорошими исполнителями!
- А взгляните на наши веточки! Как они преобразились! И все это благодаря вам, ребята. А помогла их такими сделать народная музыка! Ведь именно она звучала у нас на уроке.
- Соединив эти веточки, у нас получится прекрасное волшебное дерево.
Воспитатель: Ребята, глядя на это дерево, подумаем, зачем нам нужна народная музыка? И надо ли нам знать и хранить в своей памяти песни родного края?
- Народная музыка - это наши истоки. И пусть все мы разных национальностей, а музыку мы чувствуем и воспринимаем все одинаково. Поэтому сегодня мордовская песня объединяла нас, помогала нам творить.
Воспитатель: Ребята все вы были очень внимательными слушателями, побывали в роли композиторов и от души исполняли народную музыку. Молодцы!


Приложенные файлы

Народные музыкальные инструменты эрзи - памятники традиционной музыкальной культуры этноса. Оказали влияние на зарождение и развитие многих форм традиционной музыки.

По признаку вибратора (источника звука) основными классами эрзянских инструментов являются идиофоны (самозвучащие), хордофоны (струнные) и аэрофоны (духовые).

Из идиофонов известны:

Кальдердема.
Распространены 4 вида.

Соударяемый идиофон - гладко выстроганная кленовая дощечка длиной 170-200 мм, шириной 50-70 мм, толщиной около 10 мм с ручкой длиной 100-120 мм, диаметром 20-30 мм. По обе стороны ручки при помощи полосок из сыромятной кожи прикреплялись 2 небольшие кленовые пластины.
Ударяемый идиофон - 4-гранная коробочка из цельного дерева (липа, клён, берёза) в среднем длиной 170-200 мм, шириной 100-120 мм с ручкой внизу длиной 100-150 мм. На суровую просмоленную верёвочку, прикреплен сверху за ремешок из кожи, снаружи подвешивался кусочек дубового сучка, свинца или железная гайка.
Ударяемый идиофон - полая, открытая с одного конца цилиндрическая или 4-, 6-, 8-гранная коробочка из цельного дерева с ручкой (размеры как у 2-го вида). В отличие от 2-го вида кусочек из дерева или железа подвешивался внутри коробочки.
Скребковый идиофон - гладко выстроган брус из клёна цилиндрической формы длиной 100-150 мм, шириной 70-80 мм с ручкой внизу и вырезам по краям цилиндра зубьями. Сверху к цилиндру и ручке прикреплялась деревянная прямоугольная рамка длиной 250-300 мм, шириной 100-150 мм или позднее - металлическая скоба несколько меньших размеров, в середине которой туго укреплялась гибкая деревянная пластина-вибратор (кель). Для того чтобы она лучше держалась и пружинила, в середине рамки приделывалась поперечная палочка, а в скобе - металлический стержень. При вращении рамки или скобы вокруг бруса (для чего исполнитель делал круговые движения над головой) пластина перескакивала с одного зуба на другой, издавая при этом сильные щелчки, при быстром темпе переходящие в треск.

Кальцяемат - 3, 5, реже 6 деревянных пластин из ясеня неодинаковой длины, скрепленные лыком или ремешком из кожи. При ударах по пластинам деревянными молоточками или ложками они издавали разные по высоте звуки. По тембру инструмент напоминал ксилофон.
Чавома - гладко выстроганная и пропитанная составом из сосновой смолы (живицы) и конопляного масла берёзовая или еловая резонированная доска, по которой ударяли деревянными молоточками или ложками. К краю доски крепились концы ремня (иногда для прочности доска охватывалась ремнём), за который её вешали либо на шею чуть ниже груди, либо на согнутую в локте руку или плечо исполнителя - чавиця («бьющий»).

Баяга - массивная деревянная доска из дуба, берёзы с закругленными углами длиной около 150 см, шириной 40-50 см, толщиной 12-15 см. Её подвешивали на воротца, устанавливаемые посреди села на пригорке, и били по ней дубовой палкой, деревянным молотом или пестом, оповещая жителей о важных событиях.

Баягинеть (встряхиваемый идиофон) - металлические колокольчики, нанизанные на шнур или свободно висящие на раме. По археологическим и этнографическим данным, известны следующие виды колокольчиков: кованые усечённо-коничные железные с полусферическим язычком, сильным звоном и богатой гаммой частичных тонов; полусферические из цветных металлов с шаровидным язычком, звоном высокого регистра; цилиндрические с низким звуком; продолговатой формы с неопределенным тембром. Инструменты применялись в ритуальных танцах, образуя своеобразную тембро-динамическую полифонию.

Люляма - стержень (палка), сверху которой вырезали фигурку в виде головы лошади и подвешивали к ней 5-7 колокольчиков и погремушек. Сопровождали различные ритуалы.

Диннема - гетероглотический варган, до наших дней сохранившийся у каратаев. Представляет собой подковообразную железную пластину с гибким стальным язычком посредине. На инструменте играли преимущественно плясовые мелодии.

Из хордофонов известны:

Гайдяма - немного согнутая, расширяющаяся к одному концу берёзовая или кленовая доска длиной 800-1 000 мм, шириной с одного конца, которым упирали в пол, 120-150 мм, с другой - 30-50 мм. На неё натягивали одну струну обычно из суровой просмоленной тонкой верёвки (толстой дратвы), овечьей или реже жильной кишки. Между доской и верёвкой на расстоянии 200-250 мм вставляли надутый бычий или свиной пузырь, служивший резонатором. Лукообразным смычком из ивового или черёмухового прута (без механизма растяжки) с натянутой просмоленной суровой ниткой извлекали один низкий звук. На инструменте исполняли плясовые наигрыши в ансамбле с другими инструментами (пувамо, кайга), где гайдяме отводилась роль басового ритмизующего инструмента. В ансамбле с нудеем она настраивалась под волыночную басовую трубку, в результате чего получалась своеобразная «трёхголосная волынка».

Кайга - лютня (скрипка), имеющая общую длину 615 мм, длина резонаторной коробки - 370 мм, ширина у нижнего конца - 180 мм, верхнего - 155 мм. На верхних и нижних досках инструмента находились 3 отверстия треугольной или круглой формы. Инструмент имел 3 струны из конских волос, смычок без механизма натяжки волоса. Для него был характерен квинтовый или квинто-октавный строй. Детские инструменты составляли 2/3 величины обычной кайги.

Аэрофоны
- самый многочисленный класс эрзянских инструментов.
Сезонные изготавливались преимущественно летом из стеблей растений, листьев деревьев (лопа, килей цёков, сандеень морама, олгонь морама, зундерь и др.).

Вешкема - флейта из липовой или ивовой коры, дерева, а также тростника, реже - птичьей кости. Бытовали 2 вида.
Кувака вяшкема (длинная флейта) длиной 500-700 мм. На ней вырезалось обычно 6 грифных отверстий (вайгель варят). Инструмент без свисткового устройства.
Нурькине вяшкема (короткая продольная флейта) с 2-3 грифными отверстиями или без них со свистковым устройством. Флейта известна эрзянам с эпохи бронзы.

Кевень тутушк а - глиняная пустотелая свистулька из обожженной глины с 2 игровыми отверстиями или без них в форме птиц, домашних и диких животных. Применялась во время календарных и семейных праздников для интонирования программных наигрышей. Инструмент известен с начала 1-го тысячилетия н. э.

Нудей - кларнет из 2 полых тростниковых трубок длтной около 200 мм, диаметром 6-8 мм с вырезными на них язычками-вибраторами длиной около 20 мм и 3 грифными отверстиями на каждом стволе. Обе трубки обычно монтировались в деревянной ложе, которое вставлялось в коровий или бычий рог, служивший резонатором (иногда в качестве резонатора использовали конусообразную бересту). Инструмент обладал сильным звуком с небольшим носовым оттенком, отличался разнообразной динамикой. На нём извлекались развёрнутые 2-голосные протяжные мелодии и быстрые танцевальные наигрыши. Тип нудея существовал у эрзян в середине 2-го тысячелетия н. э.

Пувамо
- волынка.
Известны 2 вида.
Первый имел 2 мелодичные трубки из тростника, по конструкции и названию соответствовавшие нудею, и 2 басовые трубки для извлечения низких бурдонов.
Второй - озкс пувамо - применялся на молянах для исполнения обрядовых наигрышей. В отличие от первого вида он не имел басовых бурдонов. Полифоны нудея и пувамо оказали большое влияние на становление развитых форм эрзянского народного многоголосия.

Дорама - сигнальный инструмент.
По технологии изготовления выделяются 2 вида. Первый изготавливался из ветви берёзы или клёна длиной от 800 до 1 000 мм, которая раскалывалась продольно и из каждой половины выдалбливалась сердцевина. Затем обе половины прикладывались и обматывались берестой. При этом одну сторону трубки делали шире, другую уже. Второй вид представлял собой кольца липовой коры, вставленные друг в друга и заклеенные столярным клеем в форме расширяющейся трубки. Для исключения зазоров швы трубки обливались варом. Длина инструмента колебалась от 500 до 800 мм. С узкой стороны делали небольшое чашеобразное углубление или в более поздних вариантах - изредка вставляли металлический мундштук. Оба вида не имели голосовых отверстий. На них извлекались звуки обертонного ряда.

Сюро - труба из бычьего или коровьего рога. Мундштук либо вырезался в форме небольшого углубления, либо делался из катушки для ниток. В последнем случае одна сторона катушки стачивалась, вставлялась в отверстие рога, а на другой делалось углубление для губ. Сюро использовали в качестве сигнального инструмента (пастухи), а также ритуального, способного якобы отгонять злых духов.

С середины 19 века в быт эрзян повсеместно вошли балалайка и гармоника, заимствованных у русских.

имени Н.П. Огарёва

Факультет национальной культуры

Кафедра народной музыки

Курсовая работа

Мордовская народная музыкальная культура: жанры, своеобразие и быт

Кутаева Е.О.

Саранск 2008


1. Расселение мордвы- эрзи и мордвы- мокши на территории РМ

2. Жанровая классификация мордовских народных песен

3. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен

4 Бытование русской песни в мордовских деревнях

Заключение

Литература

Приложения


Введение

Древнейшие упоминания о мокшанах и эрзянах относятся к эпохе Геродота, который упоминает их под именами андрофагов и тиссагетов, описывая их роль в скифо-персидской войне в 512 г. до н. э… Позже мокшане играют роль в истории Хазарского каганата, княжеств Владимиро-Суздальского и Рязанского, а эрзяне в истории Волжской Булгарии и Нижнего Новгорода. По исследованиям финнологов, основанных на изучении языка, мокшане и эрзяне испытывали некогда культурное влияние соседствовавших с ними в разное время сарматов, хантов, гуннов, германцев, литовцев, венгров, хазар, а позднее татар и славян. Согласно археологических данных, мокшане населяли в период своей древнейшей истории земли в верхнем течении реки Дон до Мокши и Хопра, а эрзяне - бассейн Волги и Оки; далее на восток они расселилась уже в позднейшее время, главным образом отступая перед русскими. Столкновения с эрзянами начались у русских с 1103 года, когда в летопись занесено известие о нападении муромского князя Ярослава Святославича на эрзян: «…бился Ярослав с Мордвою месяца марта в 4 день и побежден был Ярослав». В XIII веке русские стали одолевать «пургасскую мордву» (эрзян), особенно после основания Нижнего Новгорода.

К 1226 году относятся походы русских князей на буртасов, союз аланов и мокшан. В 1226-1232 Юрий Всеволодович провёл ряд удачных походов в земли буртасов. Татарское нашествие значительно ослабило эрзянские земли и подчинило их татарским мурзам, мокшанское царство стало вассалом монгол, и большая часть мужского населения в составе войска Пуреша погибла во время похода монголов в Центральную Европу. В 1237 эрзянская земля была полностью разорена Батыем.

В 1377 году эрзяне под начальством ордынского царевича Арапши, разбила нижегородцев и войска московского князя Дмитрия Ивановича на реке Пьяне. Этот погром не остановил русской колонизации, и подчинение эрзян нижегородским, рязанским и московским князьям шло постепенно начиная с конца XIV века.

В походе Грозного против Казани участвовал темниковский князь Еникеев с подвластными ему мокшанами и мещёрой. После походов на Казань Ивана IV в 1540-е мокшанские, а позднее эрзянские знатные роды присягнули на верность Московскому князю. После завоевания Казани часть эрзянских земель была роздана боярам; остальные временно вошли в состав царских мордовских вотчин, но затем раздавались монастырям и помещикам, главным образом с целью обращения местного населения в христианство. Рядом с русскими помещиками владели землями мещёрские и мокшанские знатные роды, перешедшие в христианство и сохранившие свой титул (например князья Баюшевы, Разгильдеевы, Еникеевы, Мордвиновы и многие другие). Подчинение Москве выразилось прежде всего в захвате у земель и в обложении местного нерусского населения тяжелыми поборами, что, по-видимому, и было причиной участия мокшан и эрзян во многих бунтах и восстаниях (начиная с эпохи первого самозванца и до Пугачева), а также бегства на Восток. Эрзяне принимали активное участие в восстании Стеньки Разина, а позже, как мокшане так и эрзяне - в восстании Емельяна Пугачёва.

Уже в первой половине XVII в. мокшане и эрзяне переселяются за Волгу, а в XVIII в. широко расселяются по Самарской, Уфимской и Оренбургской губерниям. Оставшиеся на прежних местах все более и более подвергались обрусению, в основном из-за насильственного массового крещения (особенно в первой половине XVIII в.). Новообращенные не понимали новой религии, а более ревностные язычники срывали с себя кресты и уничтожали иконы; тогда против них отправлялись войска и виновные наказывались и даже приговаривались за святотатство к сожжению. Попытки воскресить «старую веру», хотя и в иной, проникнутой уже христианскими понятиями форме, повторились у эрзян в начале XIX в. («Кузьма Алексеев»). Тем не менее, мокшане и эрзяне всё более подвергались обрусению, однако за Волгой, на новой почве, это обрусение шло медленнее, чем на коренных землях мордвы; среди эрзян развиты раскольничьи секты «Людей Божиих», «Собеседников», «Молокан» и др. В коренной области мокшан обрусение также сделало крупные успехи; многие селения утеряли свои прежние названия и их нельзя отличить от русских. Более стойко удерживает мокша свои особенности на севере Пензенской губернии, в Краснослободском, Наровчатском и Инсарском; но и здесь группы их селений, окруженные русскими, все более подвергаются русскому влиянию, чему благоприятствуют улучшение путей сообщения, истребление лесов, отхожие промыслы.

К началу XX века общая численность мокшан и эрзян насчитывала более 1 млн. человек и они проживали в губерниях Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Нижегородской, Симбирской, Казанской, Самарской, Саратовской, Уфимской, Оренбургской, Томской, Акмолинской, Енисейской и Тургайской. На 1917 г. их численность оценивалась в 1200 тыс. чел., по переписи 1926 г. на территории Пензенской, Нижегородской и Ульяновской губерний, позже вошедших в состав Мордовской автономии, проживало 237 тыс. мокшан и 297 тыс. эрзян, всего в Поволжье и на Урале мокшан 391 тыс., эрзян - 795 тыс., в Барнаульском округе 1,4 тыс. мокшан и 1,4 тыс. эрзян, так же 5,2 тыс. обрусевших мокшан и эрзян назвались этнонимом «мордва».

Численность мордовского населения (мокшан и эрзян) по регионам РСФСР в 1926 году.

В 1937 г. общая численность мокшан и эрзян - 1249 тыс., в 1939 г. - 1456 тыс., в 1959 г. - 1285 тыс., в 1979 г. - 1191,7 тыс. чел. По микропереписи 1989 г., численность мокшан и эрзян в СССР составляла 1153,9 тыс. чел. (большинство мокшан и эрзян проживали в Советском Союзе), из них в РФ - 1072,9 тыс. чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс. чел., что составляло 32,5 % населения республики. По данным Ethnologue за 2000 г. численность мокшан составляла 296,9 тыс чел., численность эрзян - 517,5 тыс. чел. Данные Российской переписи населения 2002 дают общую численность проживающих в России мокшан и эрзян, которая составляла 843,4 тыс. чел., в том числе в Мордовии - 283,9 тыс. чел. (32 % населения республики).

Рассматривая эти данные, хотелось бы верить, что народ эрзя и мокша противостоя обрусению и смене Республики, города или страны, всегда помнил бы свою историю, и никогда не исчез вовсе; чтобы любой эрзянин или мокшанин отвечая на вопрос- какой он национальности - без стыда и сожаления говорил правду!

В своей курсовой работе я рассказываю о расселении мордвы- эрзи и мордвы- мокши на территории Республики Мордовия, а так же о классификации музыкальных жанров и бытовании русской песни в деревенских селах.


1. Расселение мордвы- эрзи и мордвы- мокши на территории РМ

Республика Мордовия расположена в центре европейской части России в бассейне реки Волги, на перекрестке важнейших путей из Центра на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию (см. карту №1). Территория республики 26,2 тыс. кв. км. Протяженность с запада на восток около 280 км (от 42°12" до 46°43" восточной долготы) с севера на юг от 55 до 140 км (от 53°40" до 55°15" северной широты). Она граничит на севере с Нижегородской, на востоке - с Ульяновской, на юге - с Пензенской, на западе - с Рязанской областями и на северо-востоке - с Чувашией (см. схему №2).

Республика разделена на 22 административных района. На ее территории семь городов: Саранск, Рузаевка, Ковылкино - республиканского подчинения, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников - районного. Столица республики - г. Саранск (317 тыс. человек), находится в 600 км от Москвы. Система расселения в Мордовии изначально имела дисперсный характер вследствие ландшафтных и исторических особенностей территории. Это обусловлено включением в традиционный район расселения мордвы (эрзи и мокши) русских и татар, а так же активным участием мордвы в хозяйственном освоении территории России. Современный пространственный каркас расселения характеризуется поляризованностью. Более 45% населения сосредоточено в 30- километровой зоне вокруг административной столицы Мордовии - Саранска. Основная масса городского населения сконцентрировано вдоль железной дороги от Пичкиряева на запад до Ардатова на восток.

Ну а теперь хотелось бы подробнее рассмотреть каждый из районов в отдельности:

1. Ардатовский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1192,5 км2. Население 30,7 тыс. чел. (2005). Центр – г. Ардатов. В составе 28 сельская администрация. Расположен на северо- востоке РМ. В северной и южной его областях находятся ландшафты лесостепей, в центре- смешанных лесов. Основное население- эрзя.

2. Атюрьевский район

Образован 10.5.1937 г. Площадь 827,1 км2. Население 11,7 тыс. чел. (2005). Центр – с. Атюрьево. В составе 13 сельских администраций. Расположен на западе РМ. В восточной его части распространены лесостепи, западной – ландшафты смешанных лесов. Основное население – мокша.

3. Атяшевский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1095,8 км2. Население 21,8 тыс. чел. (2005). Центр – посёлок городского типа Атяшево. В составе 21 сельская администрация. Расположен на востоке РМ в лесостепных ландшафтах северо- западной части Приволжской возвышенности. Основное население- эрзя.

4. Большеберезниковский район

Образован 26.1.1935 г. Площадь 957,7 км2. Население 15,2 тыс.чел. (2005). Центр – с. Большие Березники. В составе 16 сельских администраций. Расположен на юго- востоке РМ в лесостепных ландшафтах Приволжской возвышенности. Основное население эрзя и русские.

5. Большеигнатовский район

Образован 10.1.1930 г. Площадь 834,2 км2. Население 9219 чел. (2005). Центр – с. Большое Игнатово. В составе 13 сельских администраций. Расположен на северо- востоке РМ в лесостепных ландшафтах. Основное население – эрзя.

6. Дубёнский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 896,9 км2. Население 15661 чел. (2005). Центр – с. Дубёнки. В составе 16 сельских администраций. Расположен на востоке РМ. Рельеф эрозионно – денудационный, на юге и юго- востоке – долина реки Суры. Основное население – эрзя.

7. Ельниковский район

Образован 25.1.1935 г. Площадь 1056 км2. Население 12,9 тыс. чел. (2005). Центр – с. Ельники. В составе 16 сельских администраций. Расположен на севере РМ в ландшафтах смешанных лесов, в юго – западной части – долина реки Мокши. Основное население – русские.

8. Зубово – Полянский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 2709,43 км2. Население 64,2 тыс. чел. (2005). Центр – рабочий посёлок Зубова Поляна. В составе 27 сельских администраций. Расположен на юго–западе РМ. Преобладают ландшафты смешанных лесов водно-ледниковых равнин. Основное население – мокша.

9. Инсарский район.

Образован 16.7.1928 г. Площадь 968,6 км2. Население 15,2 тыс. чел. (2005). Доля городского населения 56,7%. Центр – г. Инсар. В составе 15 сельских администраций. Расположен на юге РМ. Большая его часть находится в лесостепных ландшафтах Приволжской возвышенности. Основное население – мокша и русские.

10. Ичалковский район.

Образован 10.1.1930 г. Площадь 1265,8 км2. Население 22,2 тыс. чел. (2005). Центр – с. Кемля. В составе 21 сельская администрация. Расположен на северо – западе РМ, преимущественно в лесостепных ландшафтах. Основное население – русские.

11. Кадошкинский район.

Образован 1935 г. Упразднен в 1963 г., восстановлен в 1991 г. Площадь 0,6 тыс. км2. Население 9 тыс. чел. (2005). Центр – поселок городского типа Кадошкино. В составе 1 поселковая и 11 сельских администраций. Расположен в центре РМ, в северной лесостепи Приволжской возвышенности. Основное население – мокша и русские.

12. Ковылкинский рацон.

Образован 16.7.1928 г. С 2000 г. – МО. Площадь 2012,8 км2. Население 24,4 тыс. чел. (2005). Центр – г. Ковылкино. В составе 1 город и 36 сельских администраций. Расположен на юге РМ. Западная часть находится в лесостепных, восточная - лесных ландшафтах. Основное население – русские.

13. Кочкуровский район.

Образован 16.7.1928 г. Площадь 816,5 км2. Население 11,4 тыс. чел. (2005). Центр – с. Кочкурово. В составе 13 сельских администраций. Расположен на юго – востоке РМ. Преобладают лесостепные ландшафты, на юго – востоке – долина Суры. Основное население – эрзя.

14. Краснослободский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1,4 тыс. км2. Население 28,1 тыс. чел. (2005). Центр – г. Краснослободск. В составе 22 сельские администрации. Расположен на северо-западе РМ. В западной его части находятся лесостепные, восточной - лесные ландшафты. Основное население – русские.

15. Лямбирский район

Образован 20.7.1933 г. Площадь 880,1 км2. Население 33,5 тыс. чел. (2005). Центр – с. Лямбирь. В составе 16 сельских администраций. Расположен в центре РМ, в лесостепных ландшафтах. Основное население – татары.

16. Рузаевский район

Образован 16.7.1928 г. С 2000 г. – МО. Площадь 1,1 тыс. км2. Население 67,8 тыс. чел. (2005). Центр – г. Рузаевка. В составе 21 сельских администраций. Расположен в центре РМ, в лесостепных ландшафтах. Основное население – русские.

17. Ромодановский район

Образован 16.4.1928 г. Площадь 820,8 км2. Население 21,6 тыс. чел. (2005). Центр – посёлок городского типа Ромоданово. В составе 17 сельских администраций. Расположен в центральной части РМ в лесостепных ландшафтах. Основное население – эрзя и русские.

18. Старошайговский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1419,4 км2. Население 15,1 тыс. чел. (2005). Центр – с. Старое Шайгово. В составе 27 сельских администраций. Расположен на западе РМ. В восточной его части преобладает лесостепь, а в западной -ландшафты смешанных лесов. Основное население – мокша.

19. Темниковский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1,9 тыс. км2. Население 19,8 тыс. чел. (2005). Центр – г. Темников. В составе 23 сельские администрации. Расположен на северо– западе РМ. В северной его части- ландшафты смешанных лесов, в южной лесостепные. Основное население – русские и мокша.

20. Теньгушевский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 845,2 км2. Население 13,7 тыс. чел. (2005). Центр – с. Теньгушево. В составе 15 сельских администраций. Расположен на северо– западе РМ. В северной и южной его части находятся ландшафты смешанных лесов, в центральной- долина Мокши. Основное население – эрзя и русские.

21. Торбеевский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1129 км2. Население 22,6 тыс. чел. (2005). Центр – поселок городского типа Торбеево. В составе 19 сельских и 1 поселковая администрации. Расположен на юго–западе РМ в лесостепных ландшафтах. Основное население – русские.

22. Чамзинский район

Образован 16.7.1928 г. Площадь 1009,5 км2. Население 33,3 тыс. чел. (2005). Центр – поселок городского типа Чамзинка. В составе 2 поселковые и 13 сельских администраций. Расположен на юго–востоке РМ в лесостепных ландшафтах. Основное население – русские и эрзя.

2. Жанровая классификация эрзянских народных песен

Музыкальная культура – это неотъемлемая часть каждого народа, которые имеют отличительные черты, характерные только своей языковой группе, относящиеся к той или иной среде обитания, будь то карелы, финны, эстонцы, удмурты, марийцы, татары, чуваши и т.д. Мордва – эрзя и мордва – мокша тому не исключение. Находясь на берегу рек Мокши, Инсара и Суры, Мордовия богата множеством обрядов и обычаев, переполнена обилием национальной инструментальной музыки. Так же как и во всех других культурах, песни мордвы – эрзи разделяются на жанры. Этим вопросом в Мордовии занимался Бояркин Н. И. В своём сборнике «Памятники мордовского родного музыкального искусства» том 3, он представляет нашему вниманию вот такую жанровую классификацию эрзянских песен:

1. Сокицянь–видитянь морот (песни пахарей и сеятелей – календарные песни)

Колядань морот (колядки)

Мастянь морот (масленичные)

Тундонь морот (весенние песни)

Пиземень сееремат (дождевые крики)

2. Семиясо эрямо морот ды аварькшнемат (песни семейной жизни и плачи)

Свадьбань морот (свадебные песни)

Кулозь ломанде лайшемат (причитание по умершим)

Свадьбань лайшемат (свадебные плачи)

Рекрутто аварькшнемат (плачи по рекрутам)

3. Лиятне морот (другие песни)

Лавсень морот (колыбельные песни)

Тякань налксемат морот (детские игровые песни)

Кужонь морот (круговые песни)

Умонь морот (долгие песни)

А теперь хотелось бы пройтись по всем этим жанрам в отдельности. Во втором разделе все очень четко сформулировано, и вполне можно согласиться с такой трактовкой. А вот в первом разделе, я считаю, что не хватает песен рождественского дома и песен сбора урожая, следовало бы поместить и их в жанровую таблицу отдельными пунктами, т. к. эти песни не являются единичными и также представляют огромный интерес для фольклористов. Что же касается третьего пункта, то здесь возникает множество спорных вопросов. Во–первых, что это такое другие песни? Неужели эта группа не заслуживает более точного названия? Ну хотя бы к примеру не приуроченные, как в русском фольклоре. Во–вторых, эта группа слишком мала и не даёт полного представления обо всех «других» песнях. Очень много песен у эрзи, рассказывающих о нелёгкой женской доли (о выдаче замуж за младенца, о трудной ноше, выпавшей на плечи снохе, и д. т.), об исторических событиях (о строении города Казани, о Степане Разине и д. р.).

Таким образом, хотелось бы немного расширить эту жанровую таблицу для более точного представления о всех видах песен, бытующих на территории РМ.

Теперь хотелось бы ещё более глубже рассмотреть одну из подгрупп календарных песен – весенние песни. Мой выбор остановился на ней потому, что здесь у меня возникают так же спорные вопросы.

Среди весенних песен, профессор МГУ им. Н. П. Огарева Николай Иванович Бояркин, выделяет: Мастянь морот, Тундонь редямат морот и Позярат.

Мастянь морот (масленичные песни) – обычно пелись детьми. Они схожи с напевами тякань налксема морот (детскими игровыми песнями). Исполнялись группами в традиции гетерофонии, близкой к монодии.

Пример №1

с. Старое Вечканово Исаклинский район

Куйбышевской области

1. Дай дай дай пачалксе Дай дай дай блин

Дай пачалксень пелькске Дай кусочек блина!

2. Чикор – лакор эзем чире Чикор – лакор конец лавки

Чикор – эзем бруске Чикор – лавочка брусочек!

Пример №2

с. Старый Байтермиш Клявлинского района

Куйбышевской области

1. Мастянь чи, паро чи! Масленичный день, хороший день!

Саик саик якшамонть! Возьми, возьми холод!

2. Саик саик якшамонть! Возьми, возьми холод!

Паник паник якшамонть! Прогони, прогони холод!

3. Вай шубинем каладсь, Вай шубка износилась,

Вай шапкинем каладсь, Вай шапка износилась,

Вай варьгинем каладсь, Вай варежки износились,

Вай кемнинем каладсь! Вай валенки износились!

На этих примерах, мы видим, что это либо выкрикивающие, либо скороговорочные песни. Поэтическая строфа обычно состоит из 2х шести – семисложных строф и интонируется в амбитусе секунды, терции и реже кварты. В мелострофе 2х частной формы части либо контрастны (АВ – пример №1), либо построены по типовой формуле (АА1А2А3…-пример №2). Сюжет этих песен обычно прост. В песнях просятся: блины, которые символизируют солнышко, или чтобы масленица забрала с собой холода. Так как масленичные песни очень схожи с детскими игровыми песнями, то в них порой употребляются слова, не связанные между собой и слова, не имеющие смысла. (пример №1 куплет 2. Чикор – Лакор можно сравнить с русским выражением тритатушки тритата, а слова - конец лавки лавочка брусочек, являются его дополнением). Тем самым получается не смыслонесущий набор слов.

Следующая группа песен - Моро Тундонь редямат (песня весенних примет). По мелодике эти песни более разнообразны, чем мастянь морот, и пелись они уже старшим поколением в два, три, а то и несколько голосов.

Это более размеренная песня, поющаяся в умеренном темпе в дорийском h- moll. В ней встречаются скачки на ув4, ч5. Верхний голос здесь зачинает и является ведущим, а нижний выполняет опорную функцию, хотя тоже не всегда стоит на месте. Диапазон песни не велик: в пределах большой сексты. Архитектоника неуравновешенная. Также встречаются характерные унисоны в середине и в конце песни. В основном, песни примет весны имеют вопросо–ответную форму.

Ну и наконец, последняя подгруппа песен, исполняющаяся и по сей день и вызывающая некоторые споры в среде фольклористов – позярки или позярамы.

На мой взгляд было бы неправильно называть так эту группу (классификация Н.И. Бояркина). Своё название он дает по часто повторяющемуся несмыслонесущему слову, не смотря на то, что есть песни с этим же словом относящиеся к другому времени года.

Вот некоторые из них:

А позяра позяра

с. Старая Яксарка Шемышейского района Пензенской области .

А позяра позяра! А позяра позяра!

За гумном пшеница! За гумном пшеница!

Кто проходит по краю? - Кто жнет её?

Лида проходит по краю. - Лида жнет её.

Кто идет за ней? - Кто стоит за нею?

Петр идет за ней. – Петр стоит за нею.

А позяра позяра!

За гумном пшеница!

Кто вяжет снопы?

Лида вяжет снопы.

Кто складывает снопы?

Петр складывает снопы.

А позяра позяра

Камешкирский район

А позяра позяра позяра

За гумном пшеница, пшеница.

Кто жнет её, её?

Авдотья жнет её, её.

Кто проходит по краю, по краю?

Петр проходит по краю, по краю.

Ох Авдотьюшка, бог в помощь, бог в помощь.

Ох Петенька спасибо, спасибо.

Если хочешь взять «меня» - то возьми, возьми.

Если хочешь оставить – то оставь, оставь!

Эти две песни явно относятся к периоду сбора урожая, и никак не являются весенними, хотя и называются позярками. Поэтому, чтобы быть более точными в названии, следовало бы называть эти песни Тундонь позярат (Весенние позярки).

Теперь опять же обращаясь к работам Н.И. Бояркина, мы можем встретить, что позярки выделяются им как корильные песни. Это же определение мы можем встретить и у Л.Б. Бояркиной: называя их корильными, мы тем самым подчеркиваем их древнюю функцию, тематический круг, приуроченность ко времени года – это все объяснение и больше не следует никакого доказательства.

Рассмотрев тексты позярок, мы увидим, что их сюжет явно не относится к группе корильных песен, а наоборот, воспевает весенний день (красное солнышко, греющее землю и пробуждающее все живое - показывается в виде яичного желтка; пение соловушки, который является неизменным вестником весны и т. д.).

Говоря о музыкальном анализе этих песен, то можно заметить, что они очень схожи с Тундонь редямат морот (песнями примет весны) интервальным составом и соотношениями, возникающими внутри произведения. Позярки в музыкальном плане построены по типовой формуле с небольшими импровизационными изменениями. Отличительная же черта их от всех других песен заключается в том, что вначале каждой строфы повторяется одно и тоже несмыслонесущее слово- позяра, и в конце не всегда появляются унисоны, что мало свойственно для эрзянского музыкального народного творчества.

И делая вывод, мне бы хотелось сказать, что при рассмотрении жанровой таблицы разных народов, не стоит слепо верить всему что вынесено в них. Следует ознакомится с произведениями, характерными изучаемому народу, а уж после смотреть жанровую классификацию, представляемую на всеобщее обозрение.

3. Своеобразие эрзянских и мокшанских песен

О различиях мордвы-эрзи и мордвы-мокши написано много книг и научных статей. К сожалению, среди различий нигде не упоминаются эрзянские и мокшанские песни. Если песня поётся по мокшански, значит это мокшанская, если песня поётся по эрзянски, то эрзянская. В книжках самое большее что можно найти, так это основные признаки мордовской песни в общем, не конкретизируя народность. Очень много научных статей посвящено анализу различий мордовской песни и русской, мордовской песни и татарской, мордовской песни и удмуртской, и т.д.

Неужели, кроме различий в языке, в костюме, в обрядах, в обычаях у эрзян и мокшан, нет специфически различающихся особенностей в песнях?

Рассмотрим сразу две весенние песни: первая мокшанская, вторая эрзянская. В мокшанской песне в основном резкое звучание за счет параллельных секунд, на которых намеренно строится произведение. В эрзянской же песне все опять же намного проще: здесь хоть и присутствуют секундовые соотношения, но они по ходу всей песни слушаются очень мелодично, не выделяясь из общей массы звучания.

Можно и дальше приводить примеры эрзянских и мокшанских песен, но, кажется, я уже готова ответить на задаваемый ранее вопрос. Мной рассмотрены все произведения, включённые в сборник мордовских песен Сураева – Королёва, и что же получается? Выходит, что эрзянские песни намного проще по звучанию, чем мокшанские. Их фактура более прозрачна и без резких созвучий. Пока мокшане любуются неожиданными аккордами и плотностью звучания, эрзяне в это время наслаждаются вытягиванием пустых интервалов и свободной фактурой. И теперь я могу точно сказать, что на слух всё-таки можно отличить эрзянскую песню от мокшанской, не слушая слов и не зная жанра.

4. Бытование русской песни в мордовских деревнях

Вплоть до последнего времени русский фольклор Мордовии привлекал внимание ученых главным образом в связи с исследованием русско-мордовских фольклорных отношений, которые стали предметом рассмотрения с 19 века. Анализу русско-мордовских отношений в истории и в области народной поэзии посвятил специальную работу А.В. Марков. Он отметил, что в русском и мордовском фольклоре много общего, но возникновение этой общности объяснял либо лишь влиянием русского фольклора на мордовский, либо мордовского на русский, в то время как общность и сходство могут быть обусловлены также историко–генетическими факторами.

Сосуществование в устном репертуаре мордовского народа национальных и русских песен воспринимается как явление обычное. Русская песня нередко исполняется вслед за мордовской и наоборот. Можно говорить, что те и другие песни в ряде сел осознаются своими - национальными, и исполнители не разделяют их на мордовские и русские. Например, бабушки, которые пели мне песни, часто уверяли, что исполненная ими песня мордовская, тогда как на самом деле она была – русская. Частое исполнение русских песен выработало у мордовских исполнителей привычку чувствовать их своими, тем более, что, бытуя длительное время у мордвы, образцы русского фольклора нередко изменялись по форме и языку, обрастали эрзянскими и мокшанскими словами и даже целыми выражениями.

Можно и дальше продолжать рассказывать о том, что все больше песен у мордвы являются русскими, ведь пересмотрев огромное количество материала по этой теме, оказалось, что многие фольклористы Мордовии занимались этим вопросом: Л.Б. Бояркина, С.Г. Мордасова, Т.И. Волостнова и т. д. не говоря уже о русских.

Все они в своих трудах пишут о положительных моментах и качествах заимствования русских песен мордвой. Я же на это смотрю несколько не столь оптимистично и восторженно.

Наша древняя мордовская культура теряет свое «я», под натиском русского народного творчества.

Начиная рассматривать вопрос о бытовании русской песни в деревнях, я не хочу повторяться за другими исследователями фольклора, ведь и без меня написано уж слишком много об этом, я просто лишь хочу сказать о трагедии, которая непременно последует за всем этим:

Мы - мордва – мокша и мордва – эрзя, являясь частью финно-угорского народа, подвержены риску вымирания национального сознания. Скоро в репертуаре наших деревенских бабушек не останется ни одной мордовской песни – отсюда последует и вымирание родного языка и исчезновение мордовского самосознания.

Если уже в наше время бабушкам трудно вспомнить мордовские песни, то что же тогда будет в будущем...


Заключение

В настоящее время, давно уже признана громадная роль музыкального народного творчества в искусстве каждой страны. Своё наиболее яркое и полное выражение народное творчество нашло не в чисто инструментальной музыке, а в объединении мелодии со словом – в песне. Песня, зародившись в самой примитивной форме много тысячелетий назад, неуклонно развивалась и эволюционировала в тесной связи с развитием культуры самого народа, его быта, языка, мышления, находящих отражение и в текстах песен, и в напевах. Собрание народных песен, основной итог тысячелетней истории у большинства народов.

Давайте бережно хранить наше достояние, и заботится о его выживании. Сохранять сокровища народной музыкальной культуры, делать их доступными для широких масс народа, профессиональных и самодеятельных исполнительских коллективов, предоставлять дополнительный материал для творчества композиторов, а также для учащихся и студентов специальных учебных заведений.

Я надеюсь, что данная работа заставит задуматься и проанализировать всю сложившуюся ситуацию, возникшую на рубеже 2х веков, длящуюся и по сей день.

Литература

1. Ананичева, Т.М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре / Т.М. Ананичева // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. –М., 1980. – С. 282-298

2. Бояркина, Л.Б. Календарные и круговые песни эрзянских переселенцев Среднего Заволжья (жанры, функции, музыкально – стилевые особенности). – В кн.: Фольклор и фольклоризм. / Сост. Н.Е. Булычева. – Саранск: изд-во мордов. ун-та, 2003. – С. 79-103.

3. Булычева, Н.Е. Фольклор и фольклоризм периода формирования профессиональных традиций (на материале мордовской музыки). / Н.Е. Булычева. – Саранск: изд-во мордов. ун-та, 2003. – 240с.

4. Волостнова, Т.И. Русский фольклор в поликультурном пространстве Мордовии: автореф. дисс. на соиск. учен. степени канд. ист. наук / Т.И. Волостнова. –Саранск, 2006. – 18с.

5. Всё о Мордовии. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997. С. 264-268.

6. Марков, А.В. Отношения между русскими и мордвой в истории и в области народной поэзии: в связи с вопросом о происхождении великорусского племени. / А.В. Марков. – Изв. Тифлис. высш. жен. курсов. – 1914. – Вып. 1. – Кн. 1. – С. 40-43.

7. Мордасова, С.Г. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения: автореф. дис… к.и.н. / С.Г. Мордасова. – Саранск, 2004.

8. Мордовия, энциклопедия в 2х томах. Т. 2. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. 564. с.

9. Мордовские народные песни. – М.: Гос. муз. изд-во, 1957. 164с.

10. Памятники мордовского народного музыкального искусства. Т. 3. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1988. 337. с.


Приложение

1. Карта расположения Республики Мордовия

2. Схема расположения областей, граничащих с Республикой Мордовия

Роль инструментальной музыки в крестьянском быту мордвы

Народная инструментальная музыка в духовной культуре мордвы занимала важное место. Сначала ей заинтересовались этнографы, и лишь потом этномузыкологи, причем в силу разных причин и, прежде всего, несовершенства технических средств фиксации этого искусства, инструментальная музыка гораздо более позднее, чем вокальная, стала предметом научного интереса. Первые сведения по истории, этнографии, обрядам, формам культурной жизни мордовского народа с упоминанием или подробным описанием музыкальных инструментов представлены в работах «У А. Архангельского, Ф. Голицына, В. Майнова, Л. Маркелова, П. Мельникова- Печерского, А. Примерова, К. Самородова, Г. Федяновича, М. Чувашева, А. Шахматова и др.

Благодаря разработке научно-обоснованной методики собирания, классификации и каталогизации инструментальной музыки в работах К.В. Квитки и И.В. Мациевского стало возможно появление фундаментального исследования по этноинструментоведению мордвы Н.И. Бояркина (Бояркин, 1995). Интересы ученого охватывают широкий спектр проблем, связанных с бытованием инструментальной музыки, ее жанрами, формами и стилистикой.

Не менее достоверным, хотя и закодированным источником информации, может быть устное поэтическое творчество мордовского народа, в котором явления инструментальной музыкальной культуры даны в контексте быта, веками сформировавшегося уклада жизни, в контексте этнических традиций, истории, психического склада, всего особо индивидуального комплекса представлений о прекрасном, в контексте этнической системы символов добра и зла, любви и ненависти и т.д.

«Народная инструментальная музыка - это проявляемая в звукокомплексах (с помощью звуковых орудий или выполняющих их функции частей тела человека) область традиционного духовного творчества народа, которое отражает его коллективное сознание, опыт, культуру и функционирует в связи с его внутренними духовными потребностями» (Мациевский, 1987; С. 13).

Понятие «музыкальный инструмент» в этнической культуре трактуется достаточно широко. В разных ситуациях таковыми могут оказаться и гребешки с протянутой между зубчиков бумагой, и лист дерева, и стручок акации, и обыкновенная швейная шпулька, бытовая пила, ложки. Среди традиционных музыкальных инструментов мордвы, упоминающихся в этнографических материалах и текстах песен, наиболее часто встречаются колотушка (шавома –М., чавома - Э.), деревянный ксилофон (кальхциямат - М, кальцеямат-Э), колокольчики (пайгонят - М, баягинеть - Э), варган - М, Э, скрипка (гарьзе, стрелка - М, кайга - Э), флейты (вяшкома - М, вешкема - Э); волынка (фам, уфам - М, пувама - Э), труба (дорама, торама - М). Иногда упоминаются и заимствованные инструменты, например, гармошка (I, № 1).

Слуховая палитра предков современной мордвы была заполнена множеством музыкальных звуков, сообщавших посвященному (представителю этноса) информацию большой наполненности и значимости. В утренние часы далеко по селу были слышны наигрыши пастуха, для которого игра на нюди была второй профессией. «Не владевшего игрой на нюди сельская община не нанимала пасти стадо» (Бояркин, 1984 (а); С. 61).

Среди доспехов легендарного мордовского царя и воина Тюшти - торама. В военное время голос торамы собирал войско на защиту родной земли.

Костюм женщины-мордовки удивительно красив не только зрительно, но и «на слух»: «... подвески в виде небольших колокольчиков, бубенчиков, погремушек, пластинок и цепочек к различным металлическим подвескам» при движении создавали мелодичный звон (Бояркии, 1995 (а); С.26). Не случайно говорили: «... мордовку сначала услышишь, а потом - увидишь» (Крюкова; С.22). Описание женского наряда в эрзянской песне Рождественского дома сходно с описанием звуковой звенящей партитуры (I, № 2).

Удивительно музыкальны обряды и праздники мордвы. Сохранилось множество свидетельств о разных этапах свадебного «спектакля», где упоминается инструментальная музыка (I, № 3). Праздник Рождественского дома - Роштувань кудо, посвященный духам-покровителям домашних животных, птиц, пчел и деревьев, также включал ритуалы, сопровождавшиеся игрой на музыкальных инструментах.

В дни Святок молодежь в сопровождении волынщиков и скрипачей ходила из дома в дом с песнями (Мельников; С. 51). И на осенний праздник «Тейтерень пия кудо» (Девичий пивной дом) приглашался один из традиционных скрипачей (Чувашев; С.286).

По древним верованиям мордвы за границей человеческой смерти продолжается жизнь «потусторонняя» (B.C. Брыжинский), и все, что человек не успевает сделать в земной жизни, он достигает «там», в потустороннем мире. В мокшанской песне «Швец Феденька» дается описание необычного обряда - «свадьбы с покойником»-(I, № 4). По свидетельству неизвестного автора очерка «Мордва», похороны у мордвы «... кончаются пиром, песнями, а подчас и пляскою» (Мордва; С. 234).

Языческое поклонение покровителям Неба, Земли, Воды, стихийным силам природы, зверям и растениям проявилось в многочисленных молянах мордвы, среди составных частей которого были ритуальные угощения всех участников и духов, пение - пазморо (божественных песен) и исполнение инструментальной музыки и ритуальных плясок (Мельников; С.77-78).

Музыкальные инструменты в традиционной культуре мордвы имели важное символическое значение, выступая показателем социального статуса, материального уровня, эмоционального состояния и т.д.

Символ власти -торама (дорама) в мордовском фольклоре в эпической поэзии отождествляется с голосом легендарного царя и воина Тюшти. В момент, когда Тюштя слагает с себя функции руководителя, он, прежде всего, снимает с себя дораму, которая входит в число его военных доспехов (Бояркин, 1995 (б); С.23). Символом красоты, юности в традиционной культуре являются колокольчики и их звучание: красавица Марьша, которую зовет замуж русский молодец Семен, «... одета-обута... разноряжена», и среди слагаемых этого ослепительного яркого наряда с черными сапожками, саратовскими чулочками, сдвоенными платьями и лазоревыми лентами пояс с кистями бубенчатыми (I, № 5).

Колокольчики входили и в состав головных, нагрудных и поясных украшении девушки-мордовки и были символом девичества (I, № 6). Звон символизировал готовность девушки создать семью, и потому после замужества женщина уже не должна была носить колокольчики. Колокольчик в свадебном обряде выполнял так же охранительную функцию оберега, чтоб никто не мог навредить жениху и невесте. Нередко в устно поэтическом творчестве мордовского народа упоминание колокола в функции глашатая очень важного события (I, № 7). Звон колокола слышен в момент вынимания из печки ритуального пирога «лувонь кши» (I, № 8). Со звоном колокола и бубенчиков сравнивалось ораторское мастерство свахи, подчеркивалась красота и сила ее голоса (I, № 9).

В традиционной мордовской поэзии нюди - символ грусти. Исполнитель на нюди или печалится в момент сочинения или воспроизведения наигрыша, или на долю музыканта выпала несчастливая судьба (I, № 10). «Существовал обычай играть на нюди плачевные напевы на кладбище» (Бояркин, 1995 (а); С.60).

Ирина ГАЛКИНА

Рассказать друзьям